Как живут в Монголии — быт и традиции кочевого народа
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Предлагаем вам мысленно переместиться на озеро Байкал, а потом чуть южнее, чтобы посмотреть, как живут в Монголии наши соседи. Что мы знаем об этой стране? Чингисхан и бескрайние степи – вот основные ассоциации, которые возникают в голове у людей, если спросить их про Монголию.
Однако страна эта многогранна и самобытна, и в ней однозначно есть, что посмотреть. Сегодня мы хотим показать, чем живет Монголия в наши дни. Статья ниже расскажет об особенностях этого края, культуре, жизненном укладе и быте его городских и степных жителей.
Содержание:
Особенности страны
Городская жизнь
Загородная жизнь
Культура и образование
Традиции и праздники
Кухня
Национальный характер и ценности
Поездка в Монголию
Заключение
Особенности страны
Возможно, некоторым Монголия представляется глухой, неблагополучной и застрявшей где-то в далеком прошлом. А между тем местные жители знают, что такое кэшбэк, цифровое телевидение и высокоскоростной интернет, а последние модели айфонов здесь появляются раньше, чем у нас.
При этом тут ничего не мешает коням в одиночку прогуливаться по улицам городов, а их жителям по праздникам облачаться в национальные костюмы.
Монголия по-своему уникальна. Это подтверждают также социально-экономические показатели.
Она входит в двадцатку крупнейших стран мира, занимая полтора миллиона квадратных километров. Однако здесь живет всего три миллиона человек. Что интересно, почти каждый второй житель поселился в столичном Улан-Баторе.
В других странах мира проживает порядка девяти миллионов монголов – это в три раза больше, чем в самой Монголии.
За пределами столицы и других довольно крупных городов плотность населения не превышает двух человек на квадратный километр. При этом монгольские семьи довольно большие.
Ближайшими родственниками здесь могут считаться не только родители, братья, сестры, бабушки и дедушки, но и тетя, дядя, двоюродный или троюродный племянник, жена брата дедушки. По праздникам количество гостей исчисляется сотнями, ведь главная ценность в жизни людей в Монголии – их семья, дети.
Среди национальностей преобладают халка-монголы, следом за ними идут казахи. Русские также встречаются часто — как в качестве туристов, так и в качестве постоянных жителей. Монголы поразительно гостеприимный и толерантный народ – ко всем национальным меньшинствам они относятся терпимо, конфликтов с соседями обычно не возникает.
Монголия граничит с Россией и Китаем, и этим объясняется сотрудничество в первую очередь с русским и китайским бизнесом. Из-за сурового климата, который колеблется от самых жарких +35 градусов летом до самых холодных -35 градусов зимой с постоянными ветрами, здесь не произрастают практически никакие сельскохозяйственные культуры.
Улан-Батор считается одной из холоднейших столиц.
Многие местные жители трудятся в сфере животноводства, в шахтах и на рудниках, добывая нефть, уголь, руду, цветмет, медь. Многие товары, например, машины, бензин, табак, стройматериалы, бытовую технику ввозят из-за рубежа.
Главное богатство страны – ее почти не тронутая рукой человечества природа: степи, горные реки, Алтайские горы, озера и, конечно же, пустыня Гоби.
В Монголии удивительное небо — оно необычного ярко голубого цвета. Из-за особенностей географии и климата бывает так, что на нем полностью отсутствуют облака. А еще в этом краю невероятно красивые закаты, которые так любят запечатлевать путешественники.
Ценители же культуры откроют для себя большое количество буддийских дацанов — храмов и монастырей, сохранивших сотни артефактов и проводящих обучение на высоком уровне.
Самый крупный из них, конечно же, Гандантэгченлин. Название его переводится как «Большая колесница полной радости». Он располагается недалеко от центральной части Улан-Батора. По сути это огромный религиозный комплекс, который отличается тем, что в нем сохранился колорит старого города.
В храме живет много монахов, говорящих на русском. У них можно спросить совета, если что-то вызвало затруднения или не знаешь, как проводить какой-либо ритуал.
Уровень жизни в Монголии сложно назвать высоким, но по многим параметрам он стремительно растет, а по некоторым догоняет, а то и перегоняет Россию. Жить здесь недорого, безопасно и интересно.
Местную жизнь можно условно разделить на два вида:
- городская – жизнь в крупных по монгольским меркам городах, на которую довольно сильно влияет русский, китайский и западный стиль жизни;
- загородная – традиционный быт, часто кочевой, где почитаются семейные и буддийские традиции.
Городская жизнь
Сейчас количество городских жителей неустанно растет. Большинство людей живет в Улан-Баторе. Здесь же сосредоточены главные культурные центры, университеты, бизнес-представительства, рабочие места.
На первый взгляд это современный мегаполис с высотками, бизнес-центрами, новенькими типовыми офисами, торговыми центрами. Однако в черте города можно запросто встретить целые районы, которые заполнены юртами, где проживают такие же городские жители.
Облик города довольно старый, в планировании дорог и строительстве домов Монголии помогал еще Советский Союз. Но и здесь есть своя изюминка – посреди серых улиц встречаются разноцветные фасады буддийских храмов с позолоченной крышей, придающие городу неповторимый азиатский колорит.
Главный бич столицы – сильная загрязненность воздуха. Такая ситуация складывается из-за того, что в холода жители юрт и частных домов отапливают жилища с помощью угля, дров. Но из-за того, что город заключен в тиски невысоких холмов, воздух застаивается, и весь смог держится над ним серым облаком.
Обстановку еще больше усугубляют производства тяжелой, пищевой, легкой промышленности, а также многочисленные машины, которыми стремятся обзавестись все уважающие себя горожане. И хотя около четверти из них – гибридные «Тойота Приус», выброс в воздух от двухсот тысяч машин колоссальный.
К сожалению, уровень загрязнения воздуха в Улан-Баторе превышает норму в 25 раз.
Помимо столицы есть также два довольно крупных города – Дархан и Эрдэнэт. Жизнь в них куда более размеренная, но здесь есть все для комфортной городской жизни.
Загородная жизнь
Гораздо лучше дело с экологией обстоит в небольших поселениях, где проживает другая половина населения страны. Это простые люди, которые по большей части занимаются животноводством.
Поголовье домашнего скота в Монголии в двадцать раз превышает население страны. Однако последнее десятилетие большой проблемой стали постоянные джуты – гибель животных из-за того, что земли покрываются льдом.
В сельской местности живут в юртах. Часть жителей до сих пор оправдывает звание кочевников, периодически перебираясь вместе с жилищем, всем скарбом и скотиной с места на место.
В юртах нет водопровода – семьи моются под летним душем или в тазах, удобства тоже находятся на улице. Зато каждое жилище оборудовано солнечными панелями, так что телевидение с сотней каналов, современные смартфоны, ноутбуки здесь довольно обычное явление.
Предметы цивилизации очень забавно смотрятся в одном интерьере со старыми бабушкиными сундуками и национальными коврами, вышивками.
В каждой юрте есть алтарь, а сама она разделена на две половины — мужскую и женскую. Юрта — очень экологичное, удобное и мобильное жилье для кочевника — летом в ней не жарко, а зимой не холодно, ее несложно переносить с места на место и внутри достаточно пространства для целой семьи.
Подробнее о том, как устроена монгольская юрта, вы можете прочитать вот здесь.
Из-за кочевого образа жизни в сельской местности нет привычных адресов: улиц с названиями и номеров домов. Вместо этого в 2008 году каждому квадратному километру земли было присвоено свое буквенное значение.
Культура и образование
За последний век, с тех пор, как стараниями монгольских и русских ученых-лингвистов была создана грамота, в основу которой легли кириллические символы, уровень образования и культуры резко повысился.
В начале девяностых годов прошлого века советские власти помогли Монголии выстроить систему школ-интернатов, где посезонно обучались дети кочевников. В конечном итоге подобные меры сократили уровень безграмотности до одного процента.
Вместе с этим начали развиваться литературное и театральное искусство. К образованию и всестороннему развитию стремились в том числе и женщины. Сегодня в столице в стенах крупнейшей альма-матер обучаются свыше 12 тысяч студентов.
Интересно, что монгольский письменный алфавит похож на русский, но отличается от него двумя дополнительными буквами. А старомонгольское письмо выглядело так:
Чингисов камень — древнейший памятник старомонгольской письменности, сохранившийся до наших дней.
Экспонат в ЭрмитажеБольшую роль в Монголии играет устное творчество, которое состоит из аллитерационных стихов, Аллитерация — это когда в каждой строке стихотворения как минимум два слова начинаются с одного и того же звука. Многие из таких стихов посвящены Чингисхану и Гэсэр-хану.
Традиции и праздники
Монголы традиционно суеверны. В стране, кроме буддизма, развит также и шаманизм. Самым уязвимым звеном в семье здесь считаются дети, а потому родители всячески защищают их от злых духов.
Для защиты используются различные обряды — например, детям даются специальные имена, мальчиков одевают в одежду девочек, а лоб маленьких детей мажут сажей или углем. Считается, что это позволит обмануть духов, и они не тронут ребенка.
Самый первый и важный праздник в жизни ребенка — это первая стрижка. На него приглашаются все родственники, каждый из которых тоже участвует в стрижке, а также дарит малышу подарок. Если ребенок будет монахом, то его стригут наголо.
На этом празднике обязательно должны присутствовать молочные блюда, которые у кочевых народов особенно любимы и почитаемы, а проводит торжество специально выбранный для этого человек.
Также большую роль играют в Монголии обо — места культа в виде груды камней, украшенные флажками разных цветов. Проезжающий мимо монгол останавливается, делая подношение обо, чтобы дорога была удачной.
Самый главный праздник в жизни монголов — это, пожалуй, Надом. На него собирается огромное количество людей, ведь здесь проводятся крупные соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачкам на лошадях.
Из семейных же праздников наиболее популярен и любим Цаган Сар — Монгольский новый год. Родственники ходят в гости друг к другу, обмениваясь подарками и буузами — традиционной монгольской едой.
Кухня
Уж в чем-в чем, а в еде монголы знают толк. Считается, что это лучшая страна для тех, кто любит мясо. Любая трапеза состоит большей частью из мясных и мучных блюд. Мяса здесь очень много – в каждый семье есть отдельный холодильник для мясных продуктов.
К традиционным монгольским блюдам можно отнести:
- буузы – большие пельмени наподобие мантов;
- хушуры – чебуреки по-монгольски;
- хорхог – тушеное мясо;
- цуйван – лапша с добавлением мяса и овощей;
- суутэ цэ – национальный напиток, чай с молоком и солью.
Если у нас хлеб – всему голова, а щи да каша – пища наша, то в Монголии то же самое можно сказать про мясо. Его жарят, парят, варят, солят, тушат, сушат или вовсе не предают никакой обработке.
Национальный характер и ценности
О традиционных ценностях страны можно судить по ее народному творчеству. Монголы издревле имели свободолюбивый и независимый нрав, почитали свою родину, с особым уважением относились к родителям.
Более половины монголов – буддисты тибетского толка. Буддизм несколько смягчил характер монголов, возведя в культ такие качества, как приветливость, терпение, доброжелательность.
У этого народа очень сильно развито гостеприимство. Человеку, пришедшему в гости, даже если это просто незнакомый путник, обязательно предложат сытный и питательный цай — монгольский традиционный чай с молоком и солью. Этот напиток, похожий больше на суп, способен и утолить жажду, и насытить на долгие часы, что так важно в степи.
Монголы бережно относятся к животным. Животное дают им пропитание, одежду, предметы быта. Главный символ Монголии — это лошадь. На ней кочевник проводит всю свою жизнь, поэтому к лошади у монголов особенное отношение. Детей сажают на лошадь с самых ранних лет.
Поездка в Монголию
Чтобы выбрать лучшее время для посещения этой страны, вам необходимо будет определиться с тем, куда именно вы хотите поехать в Монголии. Например, если вы планируете побывать в пустыне Гобе, то предпочтительнее будут сентябрь и октябрь месяц, так как в другое время там бывают сильные песчанные бури.
Однозначно стоит посетить и столицу Улан-Батор, но не менее интересно будет познакомиться с бытом кочевников, побывать в юрте, отведать национальные монгольские блюда. Не забудьте выучить приветствие по-монгольски — «Сайн байна уу!»
Если вы россиянин, и ваша поездка будет длится не более, чем 30 дней, то виза вам не понадобится.
Валюта в Монголии называется «тугрик».
Жизнь в стране сравнительно недорогая.
Чтобы представить примерные траты в предстоящей поездке, приведем вам приблизительные цифры в рублях:
- средняя оплата трудав провинции – 15-25 тысяч, в Улан-Баторе – 25 35 тысяч;
- «Тойота Приус» с пробегом – 240 тысяч;
- литр 95-го бензина – 50;
- аренда квартиры в провинциальном городе – 6-9 тысяч, в Улан-Баторе — 10-17 тысяч;
- джинсы – 700;
- дубленка из овчины – 5-10 тысяч;
- говядина, 1 кг: на рынке – 150, у животноводов без посредников – 80;
- яблоки китайские, 1 кг – 150;
- средний чек в столовой – 130;
- средний чек в недорогом ресторане – 250-350.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилось наше путешествие в страну кочевников, а сама Монголия стала вам чуточку ближе.
Спасибо за то, что активно поддерживаете блог — делитесь ссылками на статьи в социальных сетях)
Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
До скорых встреч!
Нравы, быт и вообще жизнь в Монголии глазами туриста
- Окт 27 / 2015
- 0
- Монголия, путешествия, разное, УАЗ Патриот
4-УАЗ Патриот «Маленькая фура»
Друзья-знакомые часто задают вопрос: «Ну а как там в целом жизнь в Монголии, есть или нет»?
Отвечаю: «Ваще всё по-другому». Настолько всё разное у нас и у них, что оторопь берёт. И относится это прежде всего к образу жизни и быту у местного населения.
Жизнь в Монголии — одной из самых малонаселённых стран мира — очень разная и порой принимает причудливые формы. Не буду рассказывать про их столицу, я там не был. Но, говорят, что это типичный такой мегаполис.
Но настоящий аутентичный монгол, он живёт не в столице. И тут есть две крайности: одна крайность — это несколько юрт, кочующих посередине ничего, и вторая — населённый пункт а-ля деревня с капитальными строениями и юртами по соседству.
Чтобы издалека заметить юрту в степи нужен некоторый навык. Глаз тупо не цепляется за неё, особенно если хозяин занял какую-нибудь ложбинку. Видишь с горки красивое место для ночёвки, ломишься туда, подъезжаешь ближе — оп-паааа, да тут люди живут. Едешь в другую красоту — снова пара юрт притаилась. Знают монголы толк в красивых и тихих местах.
Внутри юрты всё чистенько, красивенько. Стоит телефизор, спутниковый телефон, карабин. В мини-серванте расставлены фотографии предков, часто в военной форме. Хозяева сразу достают сыр и монгольский чай. Снимать фото не стал, постеснялся.
Но что поражает в монголах — это отношение к природе. Одной рукой они её берегут, другой рукой гробят. Развёл костёр — обложи камнями. Этими же камнями можно его потом закрыть. Забота, блин.
Но вот бутылки, банки и прочий мусор убирать и даже сжигать вообще не надо. Выпил — бросил — сразу забыл.
Будто форматирование в голове такое.
В деревнях-городах жизнь немного иная, более бурная. В глаза бросается то, что монголы, в отличие от нас, не экономят свои бескрайние просторы. Деревенская улица — на 4 полосы. Двор — не менее 20 соток.
В некоторых местах запросто можно снимать вестерны. Длинная улица, народ толпится у заведения, подкатывают чуваки на лошадях и тут появляется Клинт Иствуд колонна УАЗиков.
С ролью салунов отлично справляются беляшные Цайны газар, пива и чипсов можно взять в Хунсний Дулгур, мелким промтоваром разжиться в Бараны Дулгур.
Только не пытайтесь говорить с монголами на их языке. Буквы одни, а говорят они их ваще не так.
Например, бурятские буузы у них пишутся как «бууз», а читаются как [буц], причём [ц] очень короткая.
Много кто говорит по-русски, но поди найди их в степи. Конечно, если будут дома то прибегут, побеседуют, отведут себе в газар и накормят хушурами по завышенной цене. А фигли, образование должно приносить прибыль.
Монгольское пиво. Очень достойного качества, продаётся повсеместно.
Что касается «пожрать» можно практически в любом населённом пункте. Везде где написано «Цайны газар» вас накормят до отвала, но только одним блюдом — хушурами.
Говорить надо [хушур]. Обе «у» — сильные и ударные.
Эдакие чебуреки, но немного другие. По крайней мере, я таких чебуреков не ел. Продаются порциями по 4-6 штук. Если мелкие то 6, если крупные — 4 и будьте осторожны, даже 4 штуки осилит не каждый мужчина.
Более подробно о том, чего же сожрать в Монголии, можно прочитать в специальной записи.
В этих же деревнях можно набрать чистой водички. Ну в смысле прозрачной, анализов мы не делали, пили так.
Если заехать в городок покрупнее то можно даже покататься по асфальту и походить по магазинам или базарам.
Сразу видно, что оооочень качественная мебель.
Вход в базар. Внутри — центральный рынок г. Курган в девяностые. Место на любителя.
Дорожное движение также не без особенностей. В целом всё нормально, ездят примерно по правилам, но приоритет не у помехи справа, а у более большой машины.
Хочешь повернуть налево, пытаешься пропустить поток, а они встают, улыбаются. Чтобы не обижать людей приходится нарушать.
На фото — круговое движение в монгольской деревне. Вообще-то редкий у них знак. Колец много, но обозначены они редко.
Но не стоит думать, что у них там совсем тьма и каменный век. Есть и больницы и садики. Беднее, обшарпаннее, но есть.
А что самое главное — народ там не унывает. Весёлые, улыбчивые люди. Жизнь в Монголии есть, это точно!
Продолжение следует…
Cписок статей о поездке:
1. Доездинг
2. Байкал
3. Монголия. Старый хмурый Хубсугул.
4. Монголия. В объятиях горных рек
5. Монголия. Пески Алтан Элс или Шахерезады нет!
6. Монголия. Медитация на Хяргасе.
7. Монголия. Передышка перед границей
>>> 8. Монголия. Нравы, быт и вообще жизнь в Монголии
9. Видеоролик о поездке
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями! =)
Необходима авторизация чтобы оставить комментарий.
Какой была жизнь во времена Монгольской империи?
Одним из любопытных и малоизвестных последствий взрывного расширения Монгольской империи стал огромный всплеск охоты на сов — почти на грани исчезновения в некоторых регионах. И все это проистекает из поразительного и мощного основополагающего мифа. Согласно легенде, задолго до того, как они предприняли далеко идущие завоевательные походы, монголы жили на дальнем конце могучего горного хребта. Это было непроходимо, если не считать одной-единственной дороги, проходящей через заброшенную крепость.
Этот замок, тем не менее, вызвал огромный страх: любой, кто осмелится подойти слишком близко, будет атакован ужасающими звуками, которые заставят их бежать в панике. Так и остались монголы в окружении. Однажды, по преданию, всадник, увлеченный охотой, неожиданно оказался у устрашающей крепости, где его охватил ужас – пока он не заметил у ее ворот сову.
Ободренный, он зашел внутрь и обнаружил, что эти жуткие звуки были просто свистом ветра среди камней. Таким образом, была устранена единственная преграда, мешавшая монголам продвигаться вперед. Эта легенда была принесена на запад доминиканским миссионером Риккольдо из Монтекроче в начале 14 века. Трудно сказать, насколько точно его версия отражает историю, рассказанную самими монголами, но она связана с мощной экономической правдой.
В более поздние годы монголы с благоговением вспоминали о сове как о божественном вестнике, направлявшем их в путешествии. По этой причине они носили совиные перья в своих шляпах, платя изрядную цену торговцам, приносившим их к своим дворам. Охотники стали в огромных количествах убивать сов, жаждущих продать перья ханам.
Больше похоже на это
Совы в арабской рукописи XIV века. Почитание монголами этих хищных птиц привело к тому, что охота на них почти полностью уничтожила (Роланд и Сабрина Мишо / akg-images)
В 13 веке монголы завоевали обширные территории Евразии, создав империю, простирающуюся от границ Венгрии до Восточно-Китайского моря. В процессе они накопили умопомрачительные суммы денег, в основном от множества цивилизаций, павших от их армий. Имея в своем распоряжении такое богатство, их лидеры могли приобрести все, что пожелают, в любом количестве. Так что, если бы они захотели купить огромное количество совиных перьев, торговое сообщество Евразии приложило бы все усилия, чтобы это произошло, зная о прибыли, которая последует.
Магнетическая привлекательность монгольского двора привлекала не только торговцев из империи. Риккольдо рассказывает нам, что охотники выбраковывали сов даже на западе, за пределами границ империи, потому что спрос на их перья поставил птиц на грань исчезновения в других местах. «И таким образом, — заметил Риккольдо (цитируется в книге Риты Джордж-Тврткович 2012 года «Христианский пилигрим в средневековом Ираке »), — татары [монголы] возвращают зло за добро своему другу сове, ибо, хотя они говорят, что чтят ее, они убивают ее, снимают с нее кожу и делают себе короны из оперения».
Перья совы представляли собой лишь один второстепенный товар из многих, которые ценились монголами. Некоторые купцы привозили к своим дворам жемчуг из Юго-Восточной Азии или Индийского океана. Действительно, именно их огромное богатство привлекло отца и дядю Марко Поло в орбиту монголов, причем двое мужчин впервые вступили в контакт, пытаясь продать драгоценные камни.
Преобразование континента
Огромная покупательная способность монголов — лишь один из бесчисленных способов, которыми их молниеносные завоевания изменили жизнь людей, которыми они правили. Целый континент теперь перестроился, чтобы удовлетворить потребности своих новых хозяев. Не только купцы должны были найти новые способы ведения бизнеса, но и элиты должны были смириться с подчинением, а целые сообщества были вынуждены приспосабливаться к законам и управлению своих новых хозяев. Для народов Евразии ничто уже не будет прежним.
Изображение XV века из «Путешествий Марко Поло», на котором монгольский император Хубилай-хан расплачивается за свои покупки (Фото: Pictures from History/Universal Images Group via Getty) г их владения. Эти лагеря могли быть огромными. Они состояли из тысяч массивных палаток, многие из которых были сделаны из роскошных тканей, и были окружены десятками тысяч фургонов, которые могли перевозить эти имперские мегаполисы между пастбищами.
За палатками бродили многомиллионные стада лошадей, овец, коз и других животных, которые представляли традиционную основу кочевого образа жизни монголов. За этими стадами лежали пути, забитые эмиссарами, торговцами и религиозными лидерами, все спешившие к монгольским дворам, некоторые искали покровителей, некоторые искали новообращенных, а некоторые искали прибыли.
- Подробнее | Чингисхан: монгольский военачальник, почти завоевавший мир
Монголы создали новый имперский ландшафт, приспособленный к их глобальным амбициям. Они знали, что обладают божественным мандатом на управление всем миром (данным духовной силой в небе, называемой Тенгери), а безжалостные успехи их армий в битвах служили доказательством этой убежденности. С их точки зрения, это было их законное право распоряжаться миром так, как они считали нужным. А это означало, что их новые подданные должны были признать этот факт и подчиниться.
Сдача или уничтожение
С некоторыми из этих субъектов обращались снисходительно. Общины, которые быстро подчинились монголам, особенно те, которые сдались до того, как подверглись военному вторжению, могли рассчитывать на льготное обращение. Напротив, те, кто сопротивлялся, могли сильно пострадать. Как показывает послание Великого хана Гуюка Папе Иннокентию IV (цитируется в книге Кристофера Доусона 1980 года « Миссия в Азию »), неповиновение недопустимо: «Теперь ты должен сказать с искренним сердцем: «Я подчинюсь и буду служить тебе»… Если ты проигнорируешь мой приказ, я буду знать тебя как своего врага».
На ближнем востоке Киликийское царство Армении быстро подчинилось в 1240-х годах, разумный образ действий, учитывая, что у царства не было шансов противостоять монгольским армиям. Поэтому он не подвергся вторжению, вынес относительно небольшую дань и занял почетное место при монгольском дворе. Ритмы жизни многих людей могут продолжаться с небольшими перерывами.
Темуджин, основатель Монгольской империи, принимает титул Чингисхана (или Чингисхана) в 1162 году (Фото IanDagnall Computing / Alamy Stock Photo)
В других местах такого не было. Когда армянский посланник Семпад, брат царя Хетума, отправился к монгольскому двору, чтобы подтвердить подчинение своего царства, он описал множество ужасных зрелищ, свидетелем которых он был во время своего путешествия, в письме царю Кипра. Он описал пустынные районы, где путешественники натыкались на груды костей и проходили через множество пустых и заброшенных поселений. Последствия, ожидавшие тех, кто сопротивлялся, были очевидны.
Сообщества, пережившие первоначальное монгольское вторжение, вскоре оказались включенными в обширные сети империи. Подобно завоевателям на протяжении всей истории, монголы хотели, чтобы их подданные облагались налогом, и они использовали переписи населения для облегчения своей фискальной политики. Тогда налоговые поступления послужат более широким амбициям империи, как и любые ведущие ремесленники, задержанные монголами в недавно завоеванных регионах.
Сцена из рассказа XIV века «История монголов» показывает, как Газан-хан запрещает сборщикам налогов угнетать народ (Фото Вернера Формана/Universal Images Group/Getty) Часто этих ремесленников прямо выгоняли из их домов, перевозили за сотни или даже тысячи миль, а затем заставляли работать там, где, по мнению монголов, они могли найти наилучшее применение. Одна группа немецких горняков была перевезена из Трансильвании во время монгольского наступления в Венгрию в 1241 году, а затем приступила к работе в глубине монгольской империи, добывая золото и куя оружие.
- Подробнее | Как отразить монгольское нашествие: успехи египетской империи мамлюков
Монголы интересовались и интеллигенцией. Когда Хулагу, брат великого хана Мункэ, продвинулся на Ближний Восток в 1250-х годах, стремясь расширить завоевания империи в этой области, он основал исследовательский центр в месте под названием Марага, собрав группу ученых, философов и интеллектуалов со всех его территорий. Их работа, как и все остальные, заключалась в том, чтобы использовать свои коллективные таланты для удовлетворения потребностей своих монгольских хозяев.
Помимо ряда целей, Хулагу хотел, чтобы они снабжали золотом (с помощью алхимии) и предсказывали будущие события (с помощью астрологии). Община в Мараге, возглавляемая известным ученым Насир ад-Дином ат-Туси и оснащенная большой библиотекой и обсерваторией, добилась исторических научных успехов в области тригонометрии. Насир ад-Дин также создал подробный набор астрономических таблиц, которые использовались веками.
Хронология: монгольское завоевание Ближнего Востока
1162Родился Тэмуджин. С 1206 года он известен как Чингисхан (или Чингисхан), а затем основал Монгольскую империю.
1219Монголы начинают свое вторжение в Хорезмийскую империю в Центральной Азии и Иран. Теперь все готово для их завоевания Ближнего Востока.
1220–21Монгольские силы проходят к югу от Каспийского моря, а затем продвигаются вверх через Кавказ, по пути побеждая многие местные силы.
1230Монголы возобновляют наступление на ближний восток под командованием Чормагуна.
1243Анатолийский султанат сельджуков перешел к монголам. Вскоре после этого царство Киликийской Армении подчиняется монгольской власти.
1258Хулагу (брат великого хана Мункэ) возглавляет осаду и разграбление Багдада.
1260Монгольские армии завершают свержение империи Айюбидов, основанной Саладином в 1160–80-х гг.
1260-еВ Монгольской империи вспыхивает конфликт между двумя ханствами: Ильханством и Золотой Ордой.
1281Мамлюкская империя (Египет) побеждает монголов в битве при Хомсе. Это знаменует собой серьезную неудачу для монголов на их западной границе.
1323Монголы соглашаются на мирное соглашение с мамлюками, положившее конец 63-летней войне. В последующие десятилетия монголы ассимилировались с завоеванными ими культурами.
Религиозная терпимость
Религиозные лидеры попали в аналогичную категорию. Монголы позволяли различным религиозным общинам по всей своей империи достаточно свободно исповедовать свои убеждения. При этом они проявляли большую религиозную терпимость, чем многие их современники, но за этой либеральностью скрывалась и определенная доля прагматизма. Монголы хотели, чтобы приверженцы каждой религии направляли свою духовную силу на развитие монгольской империи.
Духовные лидеры, как и любой другой актив, должны были трудиться в интересах своих новых правителей. Точно так же, как различные религиозные системы должны были сосуществовать на равных, так и жители оккупированных территорий, независимо от того, какое элитное или низкое положение они занимали до вторжения. Для многих людей, особенно из бывших правящих кругов, этот переворот перевернул многовековые нормы существования. Привилегии, которыми они пользовались до прихода монголов, были сметены.
Особенностью ранней истории империи, особенно на Ближнем Востоке, было очень мало восстаний против власти монголов
И все же они не восстали. На самом деле особенностью ранней истории империи, особенно на Ближнем Востоке, было очень мало восстаний против монгольской власти. В то время огромной и растущей мощи монголов, часто применявшейся с ужасающей жестокостью, было явно достаточно, чтобы сдержать потенциальных мятежников. Это чувство страха было очень реальным, и знаменитый интеллектуал Ибн аль-Асир вспоминает его парализующее действие. Он получил много отчетов, описывающих полное отсутствие сопротивления, с которым монголы столкнулись во многих деревнях, где даже один монгольский всадник мог прорубить себе путь — не встречая сопротивления — через население, слишком застывшее от страха, чтобы бежать или сопротивляться.
Исторически сложилось так, что бунты обычно возникают не тогда, когда правление завоевателя становится наиболее гнетущим, а когда власть завоевателя начинает давать трещины. Повстанцы редко приобретают большое количество последователей, если сопротивление равносильно самоубийству. Итак, в первые годы существования империи подданные монголов применили другую тактику: они включили обаяние.
Действуя, казалось бы, по принципу, что если нельзя остановить завоевателя, то нужно завоевать его расположение, монгольские дворы стали привлекать эмиссаров, миссионеров и послов со всех своих территорий. Эти представители приносили дары, предлагали свои услуги и даже превозносили своих монгольских господ как божественное наказание, посланное им для порицания за их греховное поведение. Конечно, цель таких действий заключалась в том, чтобы эти представители проложили безопасный путь для себя или своих общин среди потрясений поднимающейся монгольской империи.
- На подкасте | Николас Мортон исследует легендарное столкновение между двумя великими империями, монголами и мамлюками
Но их усилия также породили еще одну заманчивую перспективу. По мере продвижения 13 века религиозные лидеры все чаще стремились убедить монголов обратиться в свою веру. Со временем в монгольских судах устраивались стандартные дебаты, в ходе которых сторонники со всего континента стремились доказать истинность своих убеждений в сравнении с убеждениями других религий.
Это было серьезное дело: обращение монгольского лидера в такую религию, как ислам, буддизм или христианство, или, что еще лучше, принятие одной из этих религий в качестве основной религии империи, коренным образом изменит перспективы этой религии на всем континенте. Это было соревнование, разыгранное на самом высоком уровне, но на протяжении многих десятилетий ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Это произошло по той простой причине, что монголы, большинство из которых практиковали шаманизм, не собирались менять свои верования.
Изображение мамлюков, которые разрушили ауру непобедимости монголов, победив их в Хомсе в 1281 году (Фото Art Collection 3 / Alamy Stock Photo) На Ближнем Востоке, начиная с 1260 г., их империя перестала расширяться, ввязавшись в затяжной и во многом безуспешный конфликт с империей мамлюков (правителями Египта и Сирии). Более широкая монгольская империя также стала жертвой распрей, которые к середине 1260-х годов переросли в волну гражданских войн, которые в конечном итоге привели к распаду империи на квазиавтономные территории.
Ближневосточная часть империи стала известна как Ильханство и все больше страдала от восстаний, возглавляемых недовольной монгольской элитой или недовольными местными группировками, в то время как поток награбленного богатства сократился до минимума. В этой среде монгольским правителям нужны были местные союзники, местная легитимность и местное одобрение, парадигма, совершенно отличная от эпохи завоеваний.
- Подробнее | Историки спорят: были ли когда-нибудь империи силой добра?
Затем, в 1323 году, мирный договор с мамлюками вынудил монголов отказаться от своих амбиций глобального завоевания. В эти годы монголы на Ближнем Востоке медленно обращались в ислам, и модель монгольского правления начала меняться, приобретая многие нормы и обычаи, общие для мусульманских обществ. В долгосрочной перспективе история монгольских завоеваний — это рассказ о завоеванных народах, культурно завоевавших своих завоевателей. Монголы, возможно, разрушили множество городов и цивилизаций, но с течением времени их империя начала распадаться, ее различные регионы медленно окультуривались в соответствии с обычаями людей, которыми они пришли править.
Тем не менее, за десятилетия монгольского господства эти кочевые воины оказали глубокое влияние на миллионы жизней, будь то война, управление, торговля или переделка и переориентация их мира. Огромная необъятность их империи привела ко многим изменениям.
Технологии или идеи, такие как порох или бумажные деньги, были вывезены из Китая, а затем распространены по всему континенту, в то время как эмиссары, путешествующие из отдаленных общин империи к далеким монгольским дворам, возвращались домой с вестями о странных и доселе неизвестных местах и людях. Монголы изменили жизнь многих людей, и не только тех, кто находился в пределах их необычайной империи.
Эта статья была впервые опубликована в выпуске BBC History Magazine за апрель 2023 г.
Монгольская повседневная жизнь | TOTA
Традиционный образ жизни Монголии
Традиционный образ жизни Монголии – это кочевое степное скотоводство. Семьи путешествовали вместе небольшими группами как члены более крупных племен. Вместе они разводили огромные стада скота, такие как лошади, верблюды, овцы, козы и крупный рогатый скот. В их рационе было много мяса и молочных продуктов. Женщины обычно управляли домашними делами. Мясо, обычно баранину, варили и клали в пельмени. Они доили скот и перерабатывали его в сыры, творог, йогурт и сливки. Молоко также может быть сброжено в айраг , или кумыс, или заваренный в крепкий чай. Между тем мужчины были больше заняты охотой, скотоводством и войной.
Пастухи переселились с зимних пастбищ на летние в гер войлочных палатках. ger , поддерживаемый решетчатыми стенами, опорами крыши и легкой крышей, может перевозиться лошадьми, волами и верблюдами и собираться примерно за два часа. И мужчины, и женщины носили
Жизнь в Монгольской империи
Во времена Монгольской империи повседневная жизнь в сердце Монголии оставалась относительно неизменной. Тем временем отдаленные ханства, как правило, перенимали обычаи своих новых домов. Хубилай-хан, правивший из современного Пекина, говорил по-китайски и исповедовал конфуцианство. Ильханство Персии приняло ислам в 1295 году. На северо-западе в Золотой Орде Бату-хана в конечном итоге доминировали турецкие и татарские силы. Монгольский народ этих ханств, как правило, составлял его элиту, ведя роскошный образ жизни. Когда Монголия наконец отошла к Китаю в 1600-х годах, ее кочевники по большей части продолжали свои ежегодные миграции. Подъем тибетского буддизма привел к тому, что одна треть мужского населения стала монахами или ламами. К 20 веку, находящемуся теперь под советским контролем, население штата постепенно разделилось на сельских фермеров и городскую промышленную рабочую силу.
Современная жизнь в Монголии
Этот традиционный образ жизни с некоторыми современными особенностями все еще практикуется в сельских районах Монголии. Около половины населения страны, или 1,4 миллиона человек, в настоящее время проживает в ее столице Улан-Баторе.