Что дала индия миру – Изобретения древней Индии (4 самых важных открытий)

Содержание

Изобретения древней Индии (4 самых важных открытий)

Изобретения древней индии

Если спросить об Индии прохожего, то он, скорее всего, вспомнит лишь «моду на Индию» в поп-музыке второй половины 90-х. Эта страна действительно ассоциируется с чем-то архаичным, чему не присущи ни научный прогресс, ни какие-либо изобретения. Однако это не так, древнейшая индийская культура дала человечеству великое множество фундаментальных изобретений, кардинально изменивших в свое время наш мир.

Содержание статьи

Медицина в древней Индии

В этой стране родилась самая ранняя школа медицины, известная теперь под названием Аюрведы. Отец медицины — это Чарака, который создал свое детище 2500 лет назад. С индийского языка на русский Аюрведу можно перевести, как «знание жизни» или «принцип жизни». Чарака считал причиной всех болезней живых агентов. По мнению ученого, с болезнью можно справиться не с помощью заклинаний и обрядов, а с помощью лекарств. По тем временам, когда в мире царило засилье религий, это было очень продвинутое учение! Спустя полтора тысячелетия оно нашло свое гениальное развитие в трудах узбекского ученого Абу Али ибн-Сина из Бухары, известного цивилизованной Европе под именем Авиценна.

В Индии родился и стал отцом мировой хирургии Шушрута. Две с половиной тысячи лет назад он со своими коллегами по операционному столу уже вовсю удалял катаракты и делал кесарево сечение, удалял камни из мочевого пузыря и протезировал, заложил основу пластической хирургии, столь востребованной нынче в Голливуде и операциям головного мозга.

В этой же стране появились и первые известные миру анестезиологи. Это медицинское искусство было в Древней Индии весьма распространенным. Сохранившиеся до наших времен документы констатируют факт использования древними индийскими хирургами 125 различных инструментов. С того же времени человечество получило весьма продвинутые познания в таких областях, как анатомия, иммунология, физиология, генетика, пищеварение, эмбриология и метаболизм.

Математика

Индийский ученый Ариабхата изобрел десятичную систему чисел. Считается, что он же является автором цифры «ноль». Арифметика вообще может, по большей части, считаться индийской наукой. Древние индусы упорядочили числовую запись, введя в нее цифры десятичной системы и установив принцип поместного значения цифр. Большую роль сыграл и изобретенный «ноль», который облегчил операции над числами.

Самое ценное в десятичной системе то, что, благодаря ей, количество цифр было сокращено в несколько раз, к примеру, существовавшая ранее вавилонская система представляла собой шестидесятеричный счет.

Археологи обнаружили множество памятников письменности, и выяснили, что вначале в Индии существовала система «кхарошти», при которой запись велась справа налево. А затем ее заменила система «брахми», которая и стала основой для гениальной десятичной системы.

К тому же, Индии человечество обязано появлением алгебры и тригонометрии. Отсюда из древних веков на вооружение современных математиков пришла базовая концепция калькуляции. В XI веке Шридхарачария стал создателем квадратных уравнений.

Индусы приняли у древних греков эстафету создания самых больших чисел. Если ученые Эллады оперировали числом 10 в 6-й степени, то в Индии – 10 в 53-й степени. Немудрено, что эта страна дала миру самую большую единицу времени. Так называемая «калпа» определяет время, которое переживает Вселенная с момента рождения до уничтожения. Это число очень близко к обозначению периода жизни. Есть пульсирующая теория Вселенной, так вот, согласно ей, это число равно 25 миллиардам лет.

Каждый из нас сегодня знает, каково значение числа «пи»! Именно это число соотносит в геометрии длину окружности к длине ее диаметра. Одна из современных версий предполагает, что первым его вычислил Будхайяна, перу которого принадлежит также «расширенная версия» того, что известно теперь всему миру, как Теорема Пифагора. Причем сделал это гениальный индус задолго до того, как за дело принялись арабские и европейские математики – в VI веке.

Касательно числа «пи» доподлинно известно, что его в приблизительном значении 3,139 («классическим» вариантом, как известно, считается значение 3,14) оно указано в ведийском тексте «Шатапатха-брахмана». Другие соотечественники Будхайяны – Ариабхата и Бхаскара – считали оптимальным значение 3,1416. А живший в том же VI веке Варахамихира своей «Панча-сиддхантикой» утверждал, что это значение должно быть равно извлечению 10 из квадратного корня. В том же веке некто Мадхава, живший в Сангамаграме, первым, на основе математического анализа, открыл ряды, благодаря которым число «пи» вычислялось с любой степенью точности.

Навигация и астрономия

Индия астрономия

Христофор Колумб ни за что не смог бы открыть Америку без помощи индийских изобретателей. Именно в Индии шесть тысячелетий назад родилось искусство вождения кораблей. А «полигоном», на котором зарождались знания и умения, столь необходимые затем Колумбу, стала река Синд. Она берет свое начало в горах Тибета и протекает в Западной Индии. Интересно, что, по сохранившимся рукописям, жители одноименной провинции считали ее источником жизни. А слово «навигация», которая теперь привычно ассоциируется у нас с прибором в салоне автомобиля – производная от «нав гатих», то есть, в переводе с древнего санскрита, «судо ходство».

Западная Индия (Саураштра) дала человечеству «рецепт» изготовления первых резервуаров и дамб, предназначенных для оросительных систем в земледелии. А король Рудрадаман I вошел в историю человеческой цивилизации тем, что под его руководством в 150 году в Индии (и во всем мире) появилась первая рукотворная река Сударшана.

Огромны заслуги индийских гениев научной мысли и в такой области, как астрономия. В V веке на свет появился некий Брашарачария, который произвел некоторые расчеты и выяснил, что период обращения Земли вокруг Солнца составляет 365,258756484 дня. До того момента, когда создатель популярной ныне небесной механики Смарт начал ходить пешком под стол, оставалось еще несколько веков…

Язык и письменность

Вообще индусы – очень интересный народ. Несмотря на то, что в этой стране сохранилось великое множество образцов письменности, дошедших до нас с самых древнейших времен, именно они умудрились изобрести и потерять технологию производства чистого металла. Случился этот казус (и, надо полагать, открытие тоже) 4 тысячи лет назад. По крайней мере, археологи, нашедшие в Индии 30-сантиметровый столбик чистой нержавейки, настаивают именно на этой версии.

Индия изобретения700-й год до нашей эры стал временем рождения первого в мире университета. Случилось это в индийском населенном пункте Такшашила. 10 с лишним тысяч студентов, которые съезжались сюда со всего просвещенного мира, грызли гранит знаний по 60-ти с лишним предметам. Затем, в IV веке, эту эстафету принял университет Наланды.

Индусы являются авторами самого распространенного на нашей планете языка – санскрита. Журнал «Forbes» в 1987 году «признался» миру в том, что именно санскрит наиболее удобен для программного обеспечения компьютеров. Следует отметить также, что санскрит является родоначальником для каждого языка индоевропейской группы.

Иные изобретения

Приведем еще ряд достижений и изобретений древней Индии: рукопашный бой; йога; стремена; домино; карты; кремация; календарь; знаки Зодиака; конфеты; чайный бисквит; рис; сахарный тростник; карри; чайное вино; буддизм; индуизм…

Поскольку вплоть до конца XIX века Индия сохраняла за собой звание единственного в мире источника алмазов, немудрено, что именно здесь родилась технология шлифовки граней с помощью металлических дисков и алмазного порошка.

Одно из древних индийских развлечений некоторые считают сегодня искусством, другие – спортом. Да, любили индусы потешить себя игрой, во время которой 64-клеточная черно-белая доска становилась местом сражения 32 фигур. Интересно, что название за ней закрепилось не оригинальное – чатуранга, а арабское – «шах мат», что в переводе означает «шах умер». Говорят, что традиции этой увлекательной игры существуют уже около полутора тысяч лет.

Индийской цивилизации более 10 тысяч лет. В Индии можно сыграть в крикет на самой высокой площадке (2444 метра над уровнем моря). Индийская железная дорога – самый большой работодатель (более 1 миллиона сотрудников), а индийская почта имеет рекордное количество отделений. А еще здесь жили самые великие апостолы мира – Мать Тереза и Махатма Ганди.

Оцените, пожалуйста, статью, автор старался 🙂 :

oldinvent.ru

16 интересных фактов об Индии, узнав которые, вы наверняка будете жалеть, что не посетили эту страну раньше

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Антисанитария, грязь, бедность — первое, что приходит в голову туристам, вычеркивающим из своего тревел-списка Индию. И напрасно. Индия — это многовековая мудрость, величественный океан, руины древних городов, восточные пряности и красочные сари. Страна, подарившая миру великую цивилизацию, цифры, аюрведу, шахматы и бадминтон. Это место поразит своим колоритом даже искушенного путешественника.

AdMe.ru собрал интересные факты о стране, которую, надеемся, после прочтения вы непременно захотите посетить.

1. Удивительный местный колорит

Индия — многонациональная страна, где мирно сосуществуют более 400 этнических групп. Здесь много молодежи. Половину населения составляют парни и девушки в возрасте до 25 лет, две трети — молодые люди до 35. Конституцией страны в качестве государственного закреплен 21 язык, всего же их вместе с диалектами более 1 600.

Женщины носят сари, молодые люди — более привычные нам джинсы и футболки. Люди старшего поколения облачаются в лунги — отрезы ткани, наматываемые на голое тело вокруг бедер. Местные жители добродушные, открытые, щедрые и обожают туристов.

2. Уникальные флора и фауна

По приезде в Индию туристы надеются встретить слонов. Но это очень дорогие животные, позволить их себе могут только состоятельные люди. А вот верблюды вполне доступны.

К коровам относятся с огромным уважением: они спокойно разгуливают даже по центру мегаполиса вроде Дели. В большинстве штатов за их убийство предусмотрена уголовная ответственность. Например, в штате Харьяна нарушителю грозит 10 лет лишения свободы. Мясо коров здесь едят только мусульмане, христиане, брахманы-коммунисты и аборигены мунда.

Редкие растения и животные — визитная карточка страны. Треть представителей флоры совершенно уникальны: их вы не встретите больше ни в одной точке планеты.

3. Покататься

www.adme.ru

Древняя Индия: достижения и изобретения

Жизнь на полуострове Индостан зародилась столь давно, что трудно выбрать точку отсчета, с какого времени надо описывать культурные достижения Древней Индии. Пять, а то и шесть тысяч лет насчитывает эта цивилизация, шутка ли, в короткой статье дать полный анализ. Поэтому ограничимся краткими сведениями.

Особенности культуры

Народов, племен и, соответственно, языков в Индии великое множество. В отличие от европейской культуры, они развивались совершенно обособленно и самостоятельно, и то, что европейский человек считает базовым, таковым для жителя Индии не является. Мы мыслим эмпирически, а в Индии – абстрактно. Мы мыслим этическими категориями, в Индии – ритуальными. Ритуал гораздо важнее морали. Европейское мышление – юридическое (закон, права человека), в Индии – миф, в котором тонут все права. Мы мыслим в коллективных категориях, в Индии же придается значение только личному спасению и перерождению. Категории «народ», «нация», «племя», «единоверцы» для индийцев не очень понятны. Но все же их объединяла религия, в которой нет никакой систематичности. Ниже мы поговорим об индуизме, который жив до сих пор и который создала Древняя Индия. Достижения его духовных практик ценят и представители иных цивилизаций.

Зарождение жизни

Первые жители обитали в городах Хараппа и Мохенджо-Даро в долине Инда. Но о них известно мало. Это было чернокожее население (дравиды). Пришедшие светлокожие кочевые племена ариев из Ирана, что на языке означало «благородные», вытеснили аборигенов в леса и на самый юг Индийского субконтинента.

древняя индия достижения Они принесли с собой язык и религию. Спустя многие века, когда сами арии добрались до юга, то они начали мирно сосуществовать с темнокожим дравидийским населением, и их религии объединились, слились и переплавились.

Кастовая система

Ее принесли с собой арии. Сами индийцы применяют слово «варна», и оно переводится как «цвет» для обозначения своих социальных категорий. Чем светлее и белее кожа, тем выше на социальной лестнице стояли люди. Существует четыре варны. Самая высшая – брахманы, которые обладают и властью, и знаниями. Здесь рождаются жрецы и владыки.

древняя индия достижения и изобретения Потом следуют кшатрии, то есть воины. Затем – вайшьи. Это торговцы, ремесленники, крестьяне. Самые низкие – шудры (слуги и рабы). Все сословия произошли от мифического человека – Пуруши. Из его головы произошли брахманы, из рук и плеч – кшатрии, из бедер и чресл – вайшьи, для которых было важно плодородие, из стоп – шудры, которые находятся в грязи. Из грязи были созданы неприкасаемые, чье положение самое ужасное. Все население было безграмотным, что сохранилось и до нынешних дней. А знаниями обладали кшатрии и брахманы. Именно последние и создавали культурные ценности. Им обязана своим развитием Древняя Индия. Достижения в различных областях культуры были значительны. Но подняться по социальной лестнице при существовании каст невозможно. Человек от рождения до смерти связан только с той кастой, в которой родился.

Язык и письменность

Мы не будем останавливаться на нерасшифрованных языках, но обратимся к языку санскрит, который появился почти пять с половиной тысяч лет назад и который стал языком ученых, жрецов и философов. На нем создана обширная литература. Первоначально это были религиозные малопонятные гимны, песнопения, заклинания (Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Атхарва-веда), а позже и художественные произведения (Рамаяна и Махабхарата).

древняя индия достижения культуры Для брахманов санскрит являлся таким же языком, как для нас латынь. Это язык учености. Для нас он представляет интерес тем, что из него предположительно выросли все языки, на которых говорит Европа. Его корни прослеживаются и в греческом, и в латинском, и в славянских языках. Само слово «веда» переводится как знание. Сравните с корнем русского глагола «ведать», то есть знать. Так входит в современный мир Древняя Индия. Достижения в развитии языка принадлежат брахманам, а способы его распространения изучены недостаточно.

Архитектура, скульптура и живопись

Брахманы, которые произошли из глаз мифического Пуруши, занимались визуальными искусствами.

культурные достижения древней индии Они проектировали храмы, создавали живописные и скульптурные изображения богов. Это привлекает внимание не только благочестивых индийцев, но и всех, кто приезжает в Индию и знакомится с несравненными по красоте дворцами и храмами.

Науки

Чтобы заниматься грандиозным строительством, нужны точные знания. Древняя Индия, достижения которой в этой области очень велики, разработала десятичный счет, цифры, которые по недоразумению называются арабскими и которыми мы пользуемся, придуманы в Индии. В ней же разработана концепция нуля. Учеными из Индии было доказано, что если любое число разделить на ноль, то результатом будет бесконечность. За шесть веков до нашей эры им было известно число πи. Индийские ученые занимались развитием алгебры, решали линейные уравнения, умели извлекать квадратные и кубические корни из чисел, вычислять синус угла. В этой области далеко вперед всех ушла Древняя Индия. Достижения и изобретения в сфере математики – гордость этой цивилизации.

Несмотря на то, что у них не было телескопов, астрономия занимала в Древней Индии почетное место.

достижения древней индии кратко Наблюдая за Луной, астрономы умели определять ее фазы. Раньше, чем греки, индийские ученые пришли к выводу, что Земля вращается вокруг своей оси. Индийские астрономы разделили сутки на часы.

Аюрведа, в которой содержатся основные медицинские постулаты, первоначально использовалась для ритуального очищения жрецов, которые имели дело с неприкасаемыми. Оттуда пошли всевозможные чистки организма, которыми в наше время широко пользуются, поскольку очень загрязнена окружающая среда.

Индуизм

Эта религия насчитывает, страшно сказать, почти шесть тысячелетий, и она жива и процветает. Она очень крепко связана с кастовой системой, о которой говорилось выше. Определения индуизму никто из теологов не давал, поскольку он включает в себя все, что встречает на своем пути. В нем можно найти элементы ислама и христианства. Ересей, потому что религия «всеядна», в нем никогда не было, как не было в Индии религиозных войн. Это безусловные достижения Древней Индии. Главное в индуизме – идеи ненасилия и аскетизма. Боги в Индии как человекообразные, так и включают в себя элементы животных.

достижения древней индии Бог Хануман имеет тело обезьяны, а бог Ганеша – голову слона. Верховное почитаемое божество, создавшее мир, а потом разбившее его на мелкие части, словно хрустальный сосуд – Брахма. Его изучением и разработкой его учения занимаются брахманы. Простым людям ближе более понятные Шива – воин (это у него был третий глаз, предназначенный для уничтожения врагов; потом произошла любопытная трансформация, и глаз стал нужен для изучения внутреннего мира) и бог плодородия, и Вишну – темнокожий защитник семьи и борец со злом.

Буддизм

Это, сразу надо сказать, не религия, так как понятие божества в ней отсутствует и нет молитвы как вопля о спасении. Это сложное философское учение создал чуть раньше христианства принц Гаутама.

будда Главное, чего хочет достигнуть буддист – выйти из колеса сансары, из колеса перерождений. Только тогда можно достигнуть нирваны, того, что непостижимо. А счастье и гармония – представления ложные, их просто нет. Но буддизм в Индии не получил широкого распространения, так как нет пророка в своем отечестве, а процвел, видоизменившись, за пределами этой страны. На сегодняшний день считается, что человек может ничего не знать о Будде, но если он живет инстинктивно правильно и соблюдает все законы буддизма, то у него есть возможность стать просветленным и найти путь к нирване.

Достижения Древней Индии кратко

Математика – современные цифры и алгебра.

Медицина – очистительные мероприятия, определение состояния человека по пульсу, по температуре тела. Изобретены медицинские инструменты – зонды, скальпели.

Йога – духовные и физические практики, которые совершенствуют человека.

Кухня, богатая приправами, среди которых стоит выделить карри. Основной компонент этой приправы – корень куркумы, который улучшает иммунитет и предупреждает болезнь Альцгеймера.

Шахматы – игра, которая тренирует ум и развивает стратегические способности. Они синхронизируют полушария мозга, способствуют его гармоничному развитию.

Все это дала Древняя Индия. Достижения культуры давних времен не устарели до сегодняшних дней.

fb.ru

Топ-5 главных ценностей, которые Индия дала Европе

1. Йога


Согласно Ведам, учение о йоге насчитывает не один миллион лет. Древние мудрецы, которые жили в другие эпохи и продолжительность жизни которых в десятки раз превышала срок жизни современного человека, могли находиться в медитации по несколько сотен лет. «Официально» учение о йоге было зафиксировано в ряде древних книг, таких как «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-Пурана», которые были записаны около пяти тысяч лет назад, то есть в третьем тысячелетии до нашей эры. Примерно во втором веке н. э. появился трактат «Йога-сутра» – собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги.


Слово «йога» переводится как «связь». Настоящая цель подлинной йоги – восстановить свою связь с Абсолютной Истиной, то есть познать Бога в своем сердце, вспомнить о наших с ним утраченных отношениях. Этого можно достигнуть путем восьмиступенчатой йоги: контроля за своим телом, дыханием, мыслями и чувствами, что дается довольно тяжело в наш век, Кали-югу (согласно Ведам – век раздоров и лицемерия). Индия  также дала рекомендованный для Кали-юги экспресс-метод бхакти-йоги, следуя которому мы можем развивать настоящие отношения с Богом, полные любви, через служение Ему и воспевание Его имен, о чем пойдет речь чуть ниже.

В страны Запада йога пришла примерно в ХIХ веке. Многое для этого сделал индийский учитель Свами Вивекананда, совершивший на границе веков историческое турне по Европе и США. Впрочем, на Западе йога больше трансформировалась именно в систему физических упражнений.

В самой Индии, в настоящий момент, есть даже Министерство йоги. Планы правительства идут еще дальше – власти готовятся запатентовать йогу, чему, впрочем, рады не все, практикующие её в западных странах.

2. Аюрведа


Одна из частей Вед, посвященная здоровому образу жизни и медицине. Аюрведа помогает наладить правильное питание, исходя из конституции тела человека (пракрити). Лечение любых болезней также осуществляется исходя из индивидуальных особенностей и сочетает в себе питание, массажи, ароматерапию и правильно подобранные аюрведические препараты. На Западе аюрведа становится все более популярной благодаря терапевтическим и лечебным массажам и системе питания, учитывающей особенности каждого человека.

3. Джйотиш


Учение об астрологии также изначально зародилось в Индии. Это целый раздел Вед, называемый джйотиш (в пер. с санскрита – «лучезарный»). Астрологическое знание было заимствовано греками и пересажено на западную почву с рядом упрощений. Возможно, именно поэтому сейчас на Западе не относятся серьезно к астрологии и не воспринимают ее как науку. Между тем, подлинные астрологические расчеты требуют серьезных математических вычислений, этому нужно учиться не один год. Настоящий астролог никогда не будет давать ненужных советов или предсказывать вашу жизнь полностью, он лишь ответит на вопросы, которые актуальны для вас сейчас. Кроме того, астролог всегда пояснит, как может измениться ваша судьба в зависимости от вашего духовного роста.

4. Учение о карме и реинкарнации


Понятия карма и реинкарнация сейчас известны каждому, однако еще полвека назад о них никто и понятия не имел, а в нашей стране эти слова воспринимались, в лучшем случае, в эзотерическом контексте. Учение о карме и реинкарнации души также исходит из Вед. Закон кармы – это закон причинно-следственной связи, о котором на Руси говорили: «что посеешь, то и пожнешь». Этот закон приводит в действие принцип реинкарнации, или перевоплощения души, согласно которому душа получает новое тело ровно в соответствии с тем, какие поступки совершала в предыдущей жизни. Причем, по закону кармы, для того, чтобы человеку в следующей жизни родиться в более низших формах жизни – например, в теле животного – вовсе не обязательно совершать совсем ужасные грехи. Достаточно просто есть, пить, спать, наслаждаться, то есть фактически делать то же, что и животные. Имея разум, оставаться бессознательными и не стремиться к самосовершенствованию – и новая жизнь в животном теле гарантирована.


В Ведах говорится, что жизнь человека предназначена для самоосознания, ибо дает душе шанс вспомнить свою изначальную духовную природу. Получив человеческое тело, мы должны возвысить свой образ жизни над стандартными жизненными инстинктами, такими как еда, сон, оборона и продолжение рода, задавая вопросы об Абсолютной Истине, служа Богу и всем живым существам – Его частичкам. В этом случае душа может вырваться из круговорота рождения и смерти и вернуться в царство Бога – духовный мир.

5. Личностный аспект Бога


На Земле множество религий, которые были даны людям специальными посланниками Бога – его аватарами (такими как Будда) или Его представителями, пророками или преданными (такими как Иисус Христос). При этом, во многих религиях Господь зачастую предстает как непредвзятый и строгий судья. В каких-то течениях люди больше поклоняются безличному аспекту Бога, наблюдая его проявления в окружающей природе: солнце, звезды, горы, океан – все это творение Господа. Между тем, мы забываем, что Вселенский разум, который создал такую уникальную и неповторимую вселенную, принадлежит такой же уникальной и неповторимой личности. А раз есть личность, значит, есть возможность развивать отношения, радовать, проявлять любовь. Так Бог становится не пугающим и строгим, а близким и родным, занимающим важное место в сердце, ради которого хочется отказаться от гнева, гордыни, высокомерия, зависти и других негативных качеств.


Науку о личностных отношениях с Господом, которая уже давно известна в Индии в вайшнавской линии индуизма, на Запад принес индийский ученый и проповедник А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. С искренней верой в Бога, он отправился на другой континент в 70-летнем возрасте, пережив в морском путешествии 2 сердечных приступа. В США Шрила Прабхупада основал Международное общество сознания Кришны (ISKCON), которое сейчас насчитывает несколько миллионов последователей во множестве стран мира. Шрила Прабхупада донес до западных людей древнее знание, передаваемое без искажения по цепи ученической преемственности, о постижении Бога через пение Его имен – нама-санкиртану. Этот простой метод бхакти-йоги (развития любви), в свою очередь, дал Индии и миру Господь Чайтанья, воплощение Кришны, явившийся на Земле в XV веке.

Список, конечно, можно продолжить, но здесь мы привели самые значимые 5 ценностей, которые Индия дала западному миру.

Фото с полицейским от DANMUD

Полина Мудрова

www.krishna.ru

40 интересных фактов об Индии, которые могут вас удивить! Какие интересные факты об Индии знаете вы?

Индия считается крупнейшей страной в Южной Азии с населением 1,2 млрд человек, что составляет примерно 1/6  от населения планеты. В Индии проводится самый большой по числу участников фестиваль в мире Кумбха-Мела — на севере страны,  где встречаются реки Ганг, Ямуна, и мифическая река Сарасвати ежегодно собираются около 120 миллионов паломников, чтобы совершить обряд омовения. Индия считается страной контрастов и таит она в себе немало тайн. Мы собрали самые интересные факты об этой удивительной стране. 

40 удивительных фактов об Индии

1. Название Индии происходит от реки Инд.

2. После Соединенных Штатов и Китая армия Индии является третьей по величине действующей армией.

3. Сбор паломников Кумбха Мела настолько велик, что виден из космоса.

4. В Индии 300 000 мечетей, что превышает их количество среди всех исламских государств.

5. Индия является второй по величине англоязычной страной в мире.

6. В 1981 году Индия совместно с Европейским Космическим Агентством запустила свой первый спутник, который был доставлен на телегах, запряженных волами.

7. Керела — самый высокогорный штат в Индии.

8. Только 3% индийцев платят подоходный налог.

9. Тадж-Махал возглавляет список 7 чудес света, этот всемирно известный объект наследия находится в Агре, штат Уттар-Прадеш .

10. После Соединенных Штатов и Великобритании Индия занимает третье место по количеству записей, занесенных в Книгу рекордов Гиннеса.

11. Индия является крупнейшим в мире импортером оружия.

12. Шахматы — одна из древнейших игр, которая была изобретена в Индии еще до VI века нашей эры.

13. Индия никогда не нападала ни на одну страну.

14. Самая большая воздушная эвакуация в истории человечества была произведена ​​Индией.

15. Чай  — национальный напиток Индии.

16. Ежегодно в Индии выращивают 1,2 миллиона тонн манго.

17. В Индии самая большая популяция вегетарианцев.

18. Только для Индии сети быстрого питания KFC пришлось разработать вегетарианское меню.

19. Первое плавучее почтовое отделение в Индии было открыто в 2011 году.

17. Индия имеет вторую по величине сеть дорог в мире.

21. Площадка для крикета Chail — самая высокая в мире, она находится на высоте 2444 метра.

22. Шампунь является всемирно известным изобретением Индии.

23. Со времени начала мировых соревнований по Кабадди, Индия выиграла все Кубки мира.

24. Лангар (общественная столовая) в Золотом храме Амритсар кормит до 100 000 человек в день бесплатно.

25. Арьябхатта был индийцем, который изобрел число 0.

26. Индия является крупнейшим в мире производителем молока.

27. Индийская Премьер Лига по крикету является самой посещаемой в мире и занимает шестое место среди всех спортивных лиг.

28. Около 100 миллионов лет назад Индия была островом.

29. Тадж-Махал был закрыт огромными строительными лесами во время Второй мировой войны, чтобы он выглядел как склад бамбука и вводил в заблуждение любых вражеских бомбардировщиков.

30. Мост Бейли — самый высокий мост в мире. Он расположен в долине Ладакх, Индия.

31. Алмазы были впервые обнаружены и добыты в Индии.

32. Микропроцессор Pentium Chip был изобретен индийцем по имени Винод Дхам.

33. Первый и старейший в мире университет под названием «Такшасила» был создан в Индии.

34. 70% всех специй в мире производится в Индии.

35. Вторым по величине аэропортом в мире является международный аэропорт имени Индиры Ганди в Дели.

36. В деревне Майсинрам, расположенной в штате Мегхалая, зафиксировано самое большое количество осадков на Земле.

37. Число новорожденных в Индии за год превышает общее население Австралии и многих других стран.

38. Голливудская легенда и обладатель премии Оскар, сэр Бен Кингсли и легендарный вокалист группы Queen, Фредди Меркьюри, оба индийского происхождения.

39. Пластическая хирургия берет свое начало в Индии, первые операции начали проводить здесь еще более 4000 лет назад.

40. Вывозить индийскую валюту (рупии) за пределы Индии запрещено законодательством страны.

 

debat.me

Урок 7: Древняя Индия — 100urokov.ru

План урока:

Природные условия Древней Индии

Культура, наука и искусство Древней Индии

Индийская религия

Разделение индийского общества на касты

 

Природные условия Древней Индии

Индия – страна, занимающая полуостров Индостан, расположенный на территориях Южной Азии. На юге, западе и востоке, ее побережья омывают теплые воды Индийского океана. На севере Индию окружает естественная природная граница – признанные самыми высокими в мире Гималайские горы.


Карта Источник

Древнеиндийская цивилизация[1] зародилась примерно в 3 тысячелетии до нашей эры. Центральным местом расселения первыхее жителей стали плодородные долины крупнейших индийских рек – Инда и Ганга. С древних времен, из-за обильных дождей в июле и августе, эти полноводные реки выходили из берегов, заливая все вокруг. Древние индийцы верили, что Инд и Ганг, берущие свое начало в горах Гималаях, являются священными реками, которые снизошли по воле богов с небес на землю.

Климат Индии — жаркий и влажный,способствовал развитию на этих территориях земледелия. Индийцы выращивали пшеницу, ячмень, рис, многочисленные фрукты и овощи. Из сахарного тростника[2], растущего вблизи болот, индийцы научились добывать сахар. Богатая природа Древней Индии давала населению растения, из которых изготавливали пряности, лекарства, благовония.

Запоминаем новые слова!

Пряности – это различные виды растений, используемые в кулинарии, обладающие ярко выраженным вкусом и запахом. Например: черный перец, корица, имбирь, тмин, лавровый лист, куркума.

Благовония – это натуральные вещества, обладающие приятным запахом, используемые для ароматизации помещения.

Несмотря на благоприятный индийский климат, далеко не все территории полуострова Индостан были пригодны для земледелия. Большую часть долины Ганга покрывали густые тропические леса – джунгли. Высокие деревья, вечнозеленые кустарники, яркие душистые цветы часто сплетались друг с другом, создавая труднопроходимые заросли. На каждом углу неосторожного путника подстерегали ядовитые змеи и насекомые, многочисленные хищные животные.

2hjfkh
Источник

Чтобы подготовить участок для поселений, древние индийцы выжигали джунгли огнем, вырубали деревья и кустарники, выкорчевывали пни и глубокие корни растений. Со временем поселения объединялись между собой, образовывая небольшие государства.

В I тысячелетии до нашей эры на территориях Индии сложилось множество разрозненных царств. Объединить их между собой в одно государство смог царь Ашока[3]. Это произошло в 3 веке до нашей эры. Но после смерти правителя государство распалось. Снова началась череда непрерывных войн между царствами, боровшимися за лидерство.

 

Культура, наука и искусство Древней Индии

Культура Древней Индии — одна из самых богатых во всем мире. Ее отличают высокий уровень материального и духовного развития.Древнейшие священные тексты Индии – Веды содержали в себе не только религиозные учения, но и знания в области астрономии, медицины, математики, химии, музыки, военного искусства, архитектуры. Для написания этих текстов использовался специальный язык – санскрит, который понимали только брахманы (жрецы) и кшатрии (воины-правители).

Индийское изобразительное искусство, архитектура и литература были тесно связаны с религией. Самыми величественными сооружениями были храмы. Их строили с особенной роскошью, украшали многочисленными скульптурами, золотой росписью. Некоторые храмы вырубали прямо в скале, самый знаменитый из них, сохранившийся до наших дней – Аджанта.

3dssbb
Источник

Самые известные литературные произведения Древней Индии – Махабхарата и Рамаяна, описывали истории жизни великих царей, которых считали воплотившимися на земле богами. Например, главный герой Рамаяны – Господь Рамачандра – родился в царском роду сыном царя, чтобы наказать за время своего правления всех злодеев.

Немалыми были достижения индийцев и в научной области:

  1. Изобретение цифр. Индийские ученые изобрели десятичную систему записи чисел, которая используется сегодня во всем мире. Эту систему счисления у индийцев заимствовали арабы, через которых она получила дальнейшее распространение в странах Азии.
  2. Создание обширной системы медицинских знаний – Аюрведы. Слово «аюрведа» переводится как «Знание о здоровой жизни». Эта наука включала в себя описание различных видов болезней, их причин и способов лечения. Индийские врачи умели проводить хирургические операции, лечить переломы, инфекционные болезни. При изготовлении лекарств они использовали лекарственные травы, природные минералы, масла.
  3. Создание навигации – специальной системы, используемой в мореплавании для определения местонахождения судна, расчета его скорости движения, прокладки дальнейшего маршрута.
  4. Разработки в области химии: индийцы знали технологии изготовления красителей, кислот, ядов, сложных препаратов из ртути, искусственных драгоценных камней. Кроме того, древние ученые придерживались идеи, что все вещества и предметы окружающего мира состоят из мельчайших частичек «ану» (равносильно современным атомам).

Еще в Древности Индию называли «страной мудрецов», туда приезжали многочисленные странники из Центральной и Западной Азии, Балканских островов, в надежде заполучить драгоценные знания и учения.

 

Индийская религия

Древнейшая религия индийцев – индуизм, была основана на поклонении сотням богов. Главными среди них считались три бога:

  1. Вишну – создатель всего сущего, верховный повелитель вселенной. Индийцы верили, что по милости бога Вишну происходит создание, поддержание и разрушение бесчисленных миров. Что он спасает людей от страха и горя, дарует успех, обильные урожаи, богатства. Традиционно его изображали в виде синего божества с четырьмя руками и телом человека, лежащего или стоящего на цветке лотоса.
  2. Бог Брахма– сын Вишну, которому Отец поручил создать Землю, людей и законы. Его изображали в виде человека с четырьмя головами, которые символизировали способность контролировать все четыре стороны света. Также индийцы верили, что именно Брахма основал деление общества на касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов-правителей), вайшьев (торговцев и ремесленников) и шудр (рабочих).
  3. Шива – разрушитель вселенной, повелитель духов и демонов. Индийцы верили, что бог Шива в конце каждой эпохи танцует танец разрушения, уничтожающий всю вселенную. Несмотря на это, Шива почитался как милостивый бог, которому поклонялись для исцеления от болезней, победы в битве, обретении власти, освобождении от всех страданий.Чаще всего его изображали многоруким, танцующим священный танец.

4bgfj
Источник

Запоминаем новые слова!

Касты – это отдельные общественные группы индийского общества, принадлежность к которым определялась по рождению, передавалась по наследству. Например, сын рабочего становился рабочим, потомки воина наследовали профессию своего отца.

В середине I тысячелетия до нашей эры в Древней Индии зародилось новое религиозно-философское учение – буддизм. Возникновение буддизма связано с именем индийского царевича – Сиддхартхи Гаутамы, который отказался стать царем, чтобы обрести Просветление (освобождение от всех страданий, связанных с рождением и смертью).

Это интересно! Будда – не вымышленный персонаж, а реальная историческая личность.

Согласно легенде, Сиддхартха долгие годы не выходил за стены царского дворца, окруженный заботой слуг и роскошью. Отец скрывал от своего сына все страдания мира, так как ему предсказали, что Гаутама откажется занять престол и уйдет в монахи. Но однажды царевич покинул царский дворец и встретил на своем пути старика, неизлечимо больного человека и похоронную процессию. Так он понял, что в этой жизни всех людей, независимо от их происхождения и богатства, ожидают старость, болезни и смерть. Сиддхартха ушел из дворца и стал странствующим монахом. Через 35 лет он стал Буддой (просветленным, пробужденным) и основал свое учение, с помощью которого все люди могли навсегда прекратить свои страдания.

5ghhdfh
Источник

 

Разделение индийского общества на касты

Согласно религии – индуизму, индийское общество было разделено на 4 основные касты:

Первая каста — брахманы (жрецы, ученые, учителя) – самые мудрые и почитаемые члены общества. С раннего детства брахманы осваивали священный язык санскрит, читали Веды и другие религиозные тексты, обучались многим наукам. Когда обучение подходило к концу, ученик должен был сделать выбор: завести семью или удалиться от мира и стать отшельником. Традиционно брахманы осуществляли все религиозные обряды, при начале любого важного дела, цари приглашали их в свои дворцы, чтобы брахманы произносили мантры на санскрите (специальные молитвы, которые должны были обеспечить успех в любом начинании). Брахманы, которые обзаводились семьей, могли также становиться учителями или учеными, набирать к себе на обучение учеников.

Вторая каста – кшатрии (воины – цари и остальные военные). Все индийские цари принадлежали к касте кшатриев. В мирное время они правили своим царством, а во время войны лично возглавляли войска. Кшатрии были самыми богатыми среди остальных категорий населения, но в принятии наиболее важных решений они советовались с брахманами, подчинялись им.

Третья каста — вайшьи (торговцы, ремесленники,землевладельцы). Вайшьи занимали промежуточное положениемежду высшими кастами и низшими, пользовались в обществе уважением.Они зарабатывали себе на жизнь своим талантом, предпринимательской деятельностью. Среди них было немало богатых землевладельцев, которым принадлежали обширные пастбища для скота, участки плодородной земли.

6tufjs
Источник

Четвертая каста – шудры (слуги, наемные сельскохозяйственные работники, рабы). Эта категория населения занималась исключительно тяжелым физическим трудом, не пользовалась уважением в обществе. Шудрам было запрещено обучаться грамоте, совершать религиозные обряды, вступать в брак с представителями высших каст.

Это интересно!

Согласно легенде представители разных каст произошли от разных частей бога Брахмы. Брахманы произошли из его рта, поэтому считалось, что они получили способность красиво излагать свои мысли, произносить мудрые речи. Кшатрии появились из рук индийского бога, который наделил их силой, смелостью, способностью защищать слабых и беззащитных. Вайшьи произошли из бедер Брахмы, а шудры из его пыльных ног.

Отдельно от 4 основных каст, в Древней Индии жили неприкасаемые – люди, находившиеся на положении ниже шудр, презираемые всеми членами общества. Согласно учению о карме, индийцы верили, что неприкасаемые совершили в прошлой жизни много грехов и злых дел, поэтому вынуждены теперь терпеть всеобщее неуважение и страдания. Неприкасаемым запрещено был пить воду из общего колодца, приближаться к представителям 4 каст, заходить в храмы. Они селились за пределами города и жили обособленно от других категорий населения.

 

Словарь

1. Цивилизация – это самобытное сообщество государств и народов, существовавшее в пределах определенного времени. Цивилизации отличаются друг от друга традициями, культурными особенностями, уровнем хозяйственного развития, особенностями среды обитания.

2. Сахарный тростник – это однолетнее растение, используемое человеком для получения сахара.

3. Царь Ашока – индийский правитель, завоевавший большинство царств Древней Индии, объединивший их в одно государство. Предположительно Ашока правил с 273 по 232 гг. до нашей эры, после его смерти могущественная империя распалась.

 

100urokov.ru

Существует ли в действительности Индия?

Публикуем эссе Иммануила Валлерстайна

После прочтения этой статьи, вы не сможете относиться к истории как раньше!

Можно ли просто собрать факты и получить на их основе объективную историю? Почему настоящее конструирует прошлое, а не наоборот? Как возникли привычные нам концепты национальных государств и культур, и что их ждёт в будущем? О механизмах познания в исторической науке рассуждает философ, теоретик мир-системного анализа Иммануил Валлерстайн, статью которого «Существует ли в действительности Индия?» мы публикуем с разрешения журнала «Логос».

Мой вопрос о том, «существует ли в действительности Индия» выглядит на первый взгляд абсурдным. В современном мире есть политическое образование, которое называется Индия, следовательно, Индия, безусловно, существует. Но он не будет абсурдным, если мы поставим его онтологически, аналогично античной теологической постановки вопроса о том, «существует ли в действительности Бог»? Если Индия в действительности существует, откуда мы знаем об этом? 

Давайте начнем с обратного предположения. Давайте на секунду вообразим, что произошло, если бы в период 1750-1850 гг. англичане колонизировали преимущественно территорию старой Империи Великих Моголов, назвав ее Хиндустаном, а французы одновременно заняли бы южные (преимущественно населенные дравидами) регионы нынешней Республики Индия, дав им наименование Дравидия. Считали бы мы сегодня после этого, что Мадрас являлся исконной «исторической» частью Индии? Использовали бы мы вообще это слово Индия? Я думаю, что нет. Вместо этого ученые со всего мира, вероятно, строчили бы пухлые тома, доказывающие, что с незапамятных времен Хиндустан и Дравидия были двумя принципиально различными культурами, народами, цивилизациями, нациями или как-то иначе отличались каким-нибудь другим образом. Конечно, в этом случае были бы какие-нибудь хиндустанские ирредентисты, которые время от времени выдвигали бы требования к Дравидии во имя создания «Индии», но наиболее здравомыслящие люди называли бы их безответственными экстремистами.

Мой вопрос далее состоит в следующем. Каким образом то, что исторически произошло в период 1750-1850 гг. воздействует на то, что случилось, ну, скажем, в период между VI веком до н. э. и 1750 г., который рассматривается сейчас в качестве общепринятых рамок досовременного периода индийской истории? Это важно по той причине, что то, что случилось в отдаленном прошлом, всегда является следствием того, что произошло в недавнем прошлом. Настоящее определяет прошлое, но никак не наоборот, как пытаются убедить нас существующие логико-дедуктивные аналитические схемы.

Я бы хотел выдвинуть три тезиса. Хотя все они будут касаться Индии, в равной степени они будут правильными, если мы заменим ее, скажем, на Пакистан, Англию, Бразилию или Китай. То, что я хочу сказать об Индии, не является специфической особенностью исключительно ее истории, а является общим свойством почти всех ныне существующих суверенных государств, членов ООН.

Первый тезис состоит в том, что Индия является порождением современной мир-системы. Функционирование капиталистической мир-экономики предполагает существование некой политической надстройки из суверенных государств, связанных и узаконенных межгосударственной системой. Так как такой системы ранее не существовало, ее нужно было построить. Процесс же строительства был длительный сразу в нескольких отношениях. Такого рода система первоначально возникла только в одной части земного шара, в основном в Европе, где-то в период 1497-1648 гг. Далее она периодически расширялась, включая в себя все новые и новые географические зоны. Этот процесс, который мы можем назвать «инкорпорацией» новых зон в капиталистическую мир-экономику, включал в себя перестройку политических границ и структур включаемых зон и предполагал создание там «суверенных государств — полноправных членов межгосударственной системы», или, как минимум, образование колоний (потенциальных кандидатов на звание суверенного государства).

Этот процесс был длительным и в другом отношении. В течение последних 500 лет происходило последовательное упрочение самого каркаса межгосударственной системы. С одной стороны, были очерчены границы и четко определены ее полномочия. С другой стороны, было четко установлено, что есть «государственность» самих суверенных государств, определены и отточены их государственные полномочия. Следовательно, мы постепенно двигались в сторону все более «крепких» государств, сковываемых объятиями и все более «крепкой» межгосударственной системой.

В рамках такой оптики мы могли бы сказать, что Индия как единое «суверенное государство» отчасти было творением самих англичан в период 1750-1850 но не только их одних. Другие «великие державы» (такие как Франция) также внесли в это свой вклад, по крайней мере, в той степени, в какой они признавали ее международно-правовую реальность, и были не в состоянии изменить сложившиеся линии территориальных разделений. Но прежде всего в этот процесс создания «Индии» было вовлечено население Индийского субконтинента. Существовавшие там политические структуры, различные по своей военной и социальной мощи, тем или иным образом сопротивлялись или содействовали этому процессу. Англичане начинали не с «чистого листа», а вели борьбу с уже существовавшими там реальными социально-политическими структурами. Действительная история является комплексным процессом, и ее конкретный итог возникает в качестве следствия такого процесса во всем его сложном своеобразии. Это означает, например, что итоговая конфигурация территориальных размежеваний ничуть не является предопределенной, и все, что могло возникнуть в итоге, могло бы стать тем политическим образованием, которое мы знаем сейчас в качестве Индии. Был бы, например, Непал включен в тот период в состав такой «Индии», мы бы говорили о непальском народе / нации / культуре не больше, чем мы говорим сегодня о хайдарабадском народе / нации / культуре.

Как мы хорошо знаем, когда в 1948 г. Индия стала полностью суверенным государством, территория первоначальной колонии была разделена на две части, и так возник Пакистан. Впоследствии Пакистан также был разделен, после чего возник Бангладеш. Все это никоим образом нельзя было предсказать в 1750–1850 гг. A fortiori, эти процессы не были предопределены историческим развитием до 1750 года. Относительная новизна этих разделений до сих пор побуждает некоторых утверждать об их «нелегитимности». Однако легитимность является следствием, среди прочего, существующей длительности данного состояния вещей. По мере удаления во времени, истинность «прошлого» становится все более и более неоспоримой, пока ход событий однажды, внезапно и драматически, а, главное, успешно, не поставит ее под сомнение, что всегда рано или поздно происходит.

Мой второй тезис состоит в том, что досовременная индийская история является изобретением современной Индии. Я не говорю, что ее никогда в действительности не было. Я предполагаю, что, учитывая встроенные процедуры контроля, сложившиеся в мировой историографии, мы вряд ли обнаружим в наших учебниках какие-либо утверждения, которые не были подкреплены убедительными доказательствами и фактами (evidentiarybasis). Однако группировка этих утверждений в тот или иной интерпретативный нарратив не возникает сама по себе. Нельзя собрать «факты» и получить «историю» (“facts”donotaddupto “history”). Историк создает историю таким же образом, как художник создает свою картину. Художник использует определенные краски из своей палитры и свое видение окружающего мира, чтобы представить свое «послание», и так же поступает историк. Точно так же, как и художник, он имеет определенную свободу действий, которая, однако, не является полной, а обладает своими социальными ограничениями. Нарратив, который просто отражает причудливую психопатологию индивидуального автора, просто не будут читать и, что еще более важно, его не будут учить, в него нельзя поверить или вообще каким-либо образом использовать.

Нарративное изложение прошлых событий, которое создает историк, «интерпретирует» эти события в терминах долговременных непрерывных последовательностей или среднесрочных «конъюнктурно» (циклически) изменяющихся моделей. Мы, следовательно, говорим о том, что нечто, что мы называем Индией, имеет «культуру» или является продуктом культуры. Что это означает? Это означает, что Индия имеет или отражает определенное мировоззрение (или определенную комбинацию мировоззрений), обладает особым художественным стилем, является частью некого языкового ареала, местом возникновения определенных религиозных движений и т. д.

Но что в свою очередь означают эти утверждения? Они ведь отнюдь не подразумевают (и никогда не собирались подразумевать), что каждый отдельный житель этой географической территории сейчас и с незапамятных времен разделяет эти культурные черты. Скорее, они пытаются отразить некоторые статистические параметры какого-то, обычно не уточняемого, периода времени. Но что это за параметр: усредненное значение, медианный показатель или просто наиболее вероятная характеристика? Поставив вопрос подобным образом, мы вызовем только усмешки. Однако такая постановка вопроса является свидетельством произвольности всех наших утверждений об индийской «культуре» (или чьей-либо «культуры» еще). Индийская культура есть то, что мы все коллективно утверждаем о ней. Но мы можем изменить наше мнение. Если через 50 лет мы определим индийскую историческую культуру иначе, чем мы определяем ее сегодня, это означает, что индийская культура фактически изменится и в нашем прошлом.

Так как мы пришли к открытию нынешней версии исторической культуры Индии? Широкими мазками ответ можно обрисовать таким образом. Европейцы вообще, и англичане в особенности, выдвинули те утверждения, в которые они сами верили или хотели верить. Индийцы, живя в своей «культуре», услышали эти утверждения, некоторые из них приняли, многие отвергнули, и в конечном итоге озвучили собственную альтернативную версию или даже несколько версий. Особо важное влияние на формирование этой версии, которая преобладала в период 1850-1950 годов, оказало индийское национально-освободительное движение. Сегодня уже правительство независимой Индии определяет то, какими должны быть школьные учебники, и в этом смысле оно заменило индийское национально-освободительное движение в качестве главного создателя (shaper) истории Индии. Индийские поэты, историки и социологи также пытаются участвовать в этом, и они, несомненно, оказывают некоторое воздействие. Это воздействие, несомненно, оказывают миллионы людей из множества строго очерченных каст, когда они принимают решение переходить или не переходить в буддизм или ислам. Если достаточное количество их обратится, например, в буддизм, то тема последовательной непрерывной роли индийского буддизма будет опять неожиданно возникать в качестве общей интерпретативной нити индийской истории.

Мой третий тезис состоит в том, что хотя Индия и существует в настоящее время, никто не знает, будет ли она существовать через 200 лет в будущем. Возможно, Индия будет разделена на пять отдельных государств. Возможно, она опять включит в себя Пакистан и Бангладеш. Возможно, вся система суверенных государств, существующая в рамках нынешней межгосударственной системы, исчезнет. Любое из этих событий, если оно произойдет, трансформирует наше понимание прошлого. «Индия» может оказаться неким переходным или не очень важным понятием. Или оно может быть, наоборот, в значительной степени усилено в качестве обозначения устойчивой «цивилизации».

Не вызывает сомнение то, что, по крайней мере в нынешнее время, национализм вообще, и в особенности в Индии, является удивительно мощной культурной силой всемирного масштаба. Он выглядит сегодня сильнее, чем любой другой способ социального выражения или коллективной ментальности, хотя где-то в последние десять лет религиозное самосознание вновь проявило себя в качестве серьезного соперника национализму как движущей силы во многих частях земного шара. Однако национализм, с исторической точки зрения, является достаточно недавним понятием. В этом смысле он является продуктом современной мир-системы, причем достаточно поздним продуктом. Было бы очень трудно доказать, что национализм существовал до XIX столетия. Возможно, в XXI столетии он исчерпает себя, но это трудно предсказать с той или иной степенью уверенности. Это должно заставить нас быть осторожными как минимум в постулировании наличия общих продолжительных во времени характеристик «индийскости» как некой реальной социальной действительности.

Позвольте мне задать один последний вопрос. Как я уже сказал вначале, все, что я говорил об Индии с равным успехом может быть применено и к Пакистану, Англии, Бразилии или Китаю. Получается, что в Индии нет никакого своеобразия и ее случай не отличается никакой спецификой? Конечно, это отличие существует. Индия как конкретное образование отличается во множестве очень важных отношений от любого другого государства, нации, народа или цивилизации. Реальный социальный мир является сложным образованием, состоящим из чрезвычайно сложных групп и индивидов. Все является специфическим.

Однако мы можем подходить к этой специфике двояким образом. Или мы отступаем перед ней, и мир в этом случае предстает перед намикак некий разноцветный и разноголосый беспорядок, или мы пытаемся объяснить ее. И в этом смысле специфика не возникает перед нами ниоткуда, Индия (т. е. Индия, которую мы наблюдаем сегодня) не просто существует «как есть» перед нами. Она является продуктом долгого исторического процесса, который имеет общие черты с другими сравнимыми случаями лишь на некоторых своих ключевых базовых уровнях.

Я здесь присутствую не для того, чтобы отрицать каким-либо образом историческую специфику Индии. Более того, полной целью социологического анализа, как я его вижу, является выход на конечный уровень исторической интерпретации конкретного. Скорее, моей целью является показать, что то, что включается в описание исторической специфики Индии, само является постоянно меняющимся, подвижным и текучим феноменом. Исторический фундамент, на котором мы все стоим, стабилен в той же степени, как оболочка земной коры над глубоким разломом. Возможность того или иного землетрясения нависает над нами как вездесущая повседневная угроза. Следовательно, Индия [пока] существует, по крайней мере в тот момент, когда я пишу этот текст.

Перевод с английского Александра Фисуна

proshloe.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *