Что почитать фантастика свежая: Фантастика 2020 года, которую стоит почитать / Хабр

Содержание

Фантастика 2020 года, которую стоит почитать / Хабр

Под конец года принято подводить итоги и кажется стоит вспомнить, что же было в этом непростом году хорошего. Например, я читал много отличных книг (что еще делать дома?). Вот немного про самые примечательные из них или, по крайней мере, те, которые сильнее всего запомнились мне.

«Падение, или Додж в Аду» Нила Стивенсона

На самом деле, я долго думал, честно ли включать ее в список, потому что дочитал я совсем недавно, и впечатления еще не улеглись. Но потом решил, что они в любом случае достаточно яркие, чтобы выделить эту книгу. К тому же, новый роман Стивенсона про виртуальную реальность я ждал прямо очень сильно. Для меня каждый его роман — настоящее событие. О «Падении» я буду думать еще долго.

Виртуальное посмертие — как это может выглядеть? И что это будет значить для человечества? Сцены смерти и «воскрешения» сознания Доджа — невероятно сильные и неожиданные. Как, в целом, и остальная концепция создания Битмира. С одной стороны, Стивенсон здесь смешивает все со всем. Отсылки к Библии и различным мифологическим сюжетам здесь — самая элементарная вещь, я совсем не уверен, что распознал все отсылки, заложенные автором.
В целом, как обычно, Стивенсон одновременно насыщает текст философскими идеями и техническими деталями практически до уровня научпопа, но при этом читать каждую минуту интересно. Я немного переживал за этот роман после «Семиевия», потому что тот несколько выбивался из авторского стиля. Но «Семиевию» повредило стремление автора по сути уместить в одном томе три разных книги. А из “Падения” вышло два приличных тома, хоть они и остаются формально одной книгой. Так что идея раскрыта до последнего «ружья» и, несмотря на общую мрачность, оставляет достаточно жизнеутверждающее ощущение.

Главной ценностью романа мне показалось то, как перекликаются реальное-виртуальное. Они дополняют друг друга, но не всегда очевидным образом — гармонией или конфликтом. Каждая сюжетная ветка успевает проделать огромный путь, и временами кажется, что их связь теряется, но — нет. Разные формы взаимосвязи сменяют одна другую. Кстати, противостояние «фантастика» — «фэнтези» пожалуй, одна из них. Вкратце — все начинается с того, что главный герой умирает. А потом его решения, его разум и его воля создают новый мир…

«Годы риса и соли» Кима Стэнли Робинсона

Очень интересный подход к альтернативной истории. Среди нескольких веков мы выхватываем различные эпизоды из жизни трех реинкарнирующихся душ, которых так или иначе оказываются вовлечены события мирового масштаба. Они рождаются мореплавателями и алхимиками, монахами и врачами. В разных жизнях «души»-персонажи перекликаются между собой первой буквой имени, а также определенными чертами характера. Так тот герой, чье имя начинается на «К», обязательно будет самым большим смутьяном.
Но это далеко не самое главное в романе, просто интересный способ изложения истории, чтобы нам не приходилось каждую главу в новом времени привыкать к совсем «чужим» героям. А так получается, что интересно следить за тем, что поменялось, а что повторяется. Мне это показалось очень интересным.

Чума в XIV веке опустошает Европу под корень. Ведущими мировыми державами становятся Индия и Китай, а также арабский мир, а главной мировой религией оказывается буддизм. Десять глав, десять историй от того самого XIV века до новейшего времени. В сжатом формате мы наблюдаем за войнами и открытиями, новыми идеями в социуме, в науке, в философии. Огромное «а что если?» все было бы примерно так же, но по-другому. Мне понравилось, что это не утопия и не антиутопия, а просто достаточно бесстрастное рассуждение о том, как могла бы развиваться история цивилизации, если бы ее флагманами оказались иные культуры.

При этом каждая отдельная история — насыщенная, захватывающая, сочная. С очень жизненными драмами и, что совершенно бесценно, своим стилем повествования, который подходит описываемой эпохе. При прочтении подряд не очень заметно, так как переходы происходят плавно, но, если сравнить 1-2 главу с 9-10, по-моему, довольно очевидно.

«Гномон» Ника Харкуэя

К этой рекомендации немного страшно подступиться, если честно, потому что необходимость что-то рассказывать про «Гномон» ощущается как минное поле. Как и «Падению» Стивенсона он бросает читателю вызов — я люблю такие книги. Разгадай меня, поймай все мотивы, отсылки, идеи. Книга Харкуэя — настоящая головоломка. И написать про него можно многое, но это неизбежно скажется на восприятии тех, кто, возможно, решится прочитать роман после отзыва. А это как раз тот случай, где чужое мнение губительно. Даже если в сети книгу уже десять раз разложили по полочкам, я придерживаюсь мнения, что у меня свой «Гномон», а у вас — свой. Читать чужие отзывы очень интересно, но, пожалуй, уже после прочтения книги.

И все-таки нужно как-то объяснить, чего ждать от истории, верно? «Гномон» начинается медленно. Ощущение наращивания темпа истории — один из наиболее выигрышных приемов автора. От размерности и рутины с появлением первой тайны мы неторопливо движемся навстречу тому, что станет немыслимым калейдоскопом сменяющихся, но взаимосвязанных сюжетных линий. И когда ты оборачиваешься назад и пытаешься понять, в какой момент начался настоящий сюжет — ты понимаешь, что автор тебя обыграл.

Вообще, наверное, от этой книги можно получить гораздо больше. Я позволил себе на первый раз не играть в «угадайку» каждый раз, когда появлялась возможность. Видеть в сюжете — сюжет, а не искать двойное и тройное дно. Хотя греческую мифологию лучше все-таки освежить в голове до прочтения книги, а не во время. Но важные термины можно найти отнюдь не только там, так что это только первый шаг на тернистом пути читателя «Гномона». Это я к тому, что сам роман обязательно собираюсь перечитать, и почти уверен, что второе погружение подарит новые впечатления.

На этом прочтении главное, что осталось в моем сознании — темы ответственности и связи. Основа сюжета — расследование гибели пожилой женщины, работницы библиотеки, которая при жизни всячески отвергала прогресс (или, по крайней мере, отдельные его проявления). Инспектор, назначенная на это дело, должна прояснить обстоятельства смерти — несчастный случай или злой умысел? Вот только вместе с воспроизведением сознания умершей обнаруживаются отголоски загадочных личностей и сущностей, и все оказывается гораздо масштабнее.

«Дети времени» Адриана Чайковски

Эта книга обладает совершенно безумным притяжением. Тот случай, когда открыл — и просто буквально заставляешь себя отрываться, чтобы делать какие-то дела, а самому только безумно хочется узнать, что же дальше. При этом нельзя сказать, что в романе много экшена, но он захватывает. При этом я не раз встречал в отзывах мнения, что «начало надо перетерпеть, потом раскачивается», и у меня просто ощущение, что мы с этими людьми читали разные книги. Хотя все субъективно, конечно.

Для меня это, во-первых, безумно интересный авторский эксперимент — взгляд на прогресс другого вида, даже не млекопитающих. Кроме того, эволюция происходит под влиянием нановируса, который позволяет разумным паукам обмениваться «знаниями». Это примерно как если вы могли бы пойти в библиотеку и «загрузить» в себя курс продвинутого французского и сразу же начать говорить. Или квантовой физики. Или ирландских танцев, неважно. На значительном уровне развития вида наблюдать за этим становится очень увлекательно. И, да, речь все это время идет о пауках. Здесь будут гигантские разумные пауки, так что арахнофобам роман не подойдет. Остальные же смогут насладиться тем, как изящно автор описывает паучьи города и систему науки, общения, даже самого восприятия мира, которое настолько отличается от нашего. А заодно наблюдать историю нескольких войн, эпидемий и других отрезков «паучьей истории», которые раз за разом оборачиваются гимном науке и разуму.

Но если бы эта линия была одинока, роман не был бы столь интересным. Есть здесь и люди, далекие наследники настоящей космической державы. Кое-как ориентируясь по старым звездным картам, они летят на огромном корабле-ковчеге на поиски нового дома, ведь Земля непригодна для жизни. Им придется столкнуться и с пауками, и с наследием собственного прошлого, которое многократно превосходит их с технической точки зрения и считает, что обязано защищать планету. Эти три силы образуют невероятную по красоте систему, в которой понимание, казалось бы, невозможно, потому что все говорят буквально на разных языках.

«Восставшая Луна» Йена Макдональда

«Восставшую Луну» я ждал долго и с трепетом. Потому что вселенная, созданная Макдональдом, полюбилась мне с первых же страниц первого тома, а заключительная часть трилогии — вещь ответственная, и не все авторы справляются с тем, чтобы закончить «на уровне». Тут я смело могу советовать всю серию: все три романа очень разные, но каждый хорош по-своему.

Моим любимым, пожалуй, останется первый, потому что там была подкупающая атмосфера то ли кибер-панковых корпораций, то ли мафиозных семей, то ли всего и сразу. В каком-то смысле, «Новая Луна» была наиболее самобытной. Но второй роман трилогии поддал жару, а третий сумел удержать планку. Кроме того, именно в «Восставшей Луне» становится очевидной идея трилогии как единого произведения. И она довольно выигрышная: небанальная, ненавязчивая и при этом логично сочетается со всем, что было сказано раньше.

Еще «Восставшая Луна» поднимает на новый уровень накал интриг и политики.

С самого начала было понятно, что автор в этом силен, но до этой книги его полный потенциал определенно не был раскрыт. И это наиболее масштабный конфликт трилогии, что логично, но от этого не менее приятно. В смысле, и размах сюжета, и определенные повороты вызывают здоровый «вау-эффект». Описывать идею третьей книги в отрыве от предыдущих имеет мало смысла, но в целом задумка «Луны» Макдональда в создании новой среды, законы жизни которого будут разительно отличаться от земных. Это определенная степень анархии, построенная на договорах и сделках, следование которым является буквально библией каждого жителя спутника. Основная власть поделена между пятью корпорациями, сферы деятельности которых не пересекаются, но каждая по-своему необходима в условиях жизни на Луне. И, разумеется, история начинается там, где хрупкое равновесие нарушается.

Марс, киборги и восставший AI / Хабр

За окном весенняя пятница, и очень хочется отвлечься от кодинга, тестирования и прочих рабочих дел. Мы собрали для вас подборку понравившихся фантастических книг и фильмов, которые вышли примерно за последний год.


«Красная Луна», Ким Стэнли Робинсон


Новый роман автора «Марсианской трилогии» («Красный Марс», «Зелёный Марс» и «Голубой Марс»). Действие происходит в 2047 году, Луна колонизирована Китаем. В книге три основных персонажа: американец-айтишник, китайский журналист-блогер и дочь китайского министра финансов. Все трое оказываются втянуты в суровые события, которые затронут не только Луну, но и Землю.

«Море ржавчины», Роберт Каргилл


30 лет назад люди проиграли войну с восставшими машинами. Земля опустошена, и по пепелищам и пустыням слоняются лишь оставшиеся роботы. Два главных искусственных интеллекта, «живущие» в суперкомпьютерах, теперь пытаются объединить разумы всех роботов в единую сеть и превратить их в продолжение самих себя. В книге рассказывается о похождениях робота-мусорщика, который скитается по просторам американского Среднего Запада.

«Идеальное несовершенство», Яцек Дукай


В конце XXI века Земля отправляет к странной астрофизической аномалии исследовательскую экспедицию, но, не добравшись до цели, корабль исчезает. Его находят спустя несколько столетий, в XXIX веке, и на борту погибшего судна оказывается лишь один астронавт, Адам Замойский. Он не помнит, что произошло, не понимает, как выжил, и к тому же не значится в списке экипажа, но не это тревожит его в первую очередь. Адам попал в мир, где изменилось само значение слова «человек», где модифицировался язык, где реальность воссоздается, где она изменяема, а само понятие личности трансформировалось до неузнаваемости. Здесь конкуренция является двигателем эволюции, и побеждает тот, кто лучше контролирует ресурсы планеты и сами законы физики. Здесь идет сложная борьба за власть между людьми, инопланетными цивилизациями и постчеловеческими созданиями. Это мир, которому грозит непредставимая опасность, и, как ни парадоксально, какое-то отношение к ней имеет таинственный и примитивный пришелец из прошлого.

«Псы войны», Адриан Чайковски


Биоформы — это генномодифицированные животные с повышенным интеллектом и различными имплантатами. По сути они являются оружием, их создали для проведения военных и полицейских (карательных) операций. В основе сюжета лежит этический конфликт между человеком и его творением, и аналогия более чем прозрачна: ведь многие из нас задумываются о том, чем обернётся для человечества совершенствование технологий искусственного интеллекта.

Возвращение «Орла», Владимир Фадеев


В конце 80-х годов группа физиков-ядерщиков попыталась использовать шанс предотвратить катастрофу страны, став командой мистического корабля «Орёл», неизменно возвращающегося в нашу реальность за три года до национальной трагедии. Результат миссии пока неизвестен, но он в наших руках. Место действия — село Дединово, родина российского триколора и первого военного корабля «Орёл».

«Всесожжение», Цезарий Збешховский


Это мир, в котором можно обмениваться мыслями, чувствами и воспоминаниями, как файлами. Это мир, в котором идет война с Саранчой — мутировавшими людьми, чьих целей никто не знает, а с захваченными ею территориями потеряна связь. Это мир, в котором искусственный интеллект и модифицированные солдаты превратили сражения в вид искусства; мир, в котором душа — не метафора, а вполне реальное явление.

Францишек Элиас, наследник корпорации «Элиас Электроникс», вместе со своей семьей укрывается от войны в огромном семейном поместье, в Высоком замке, еще не подозревая, что скоро станет свидетелем невероятных ужасов, связанных с самой сущностью этой реальности. А на орбите планеты снова появляется Heart of Darkness, межпространственный корабль, который когда-то сгинул в глубинах космоса. Теперь, попав в пространственно-временную петлю, он сам превратился в непроницаемую загадку, возвращаясь уже в шестой раз. Корабль не выходит на связь, не передает никаких сигналов, неизвестно, что или кто находится на его борту. Понятно лишь одно: перед исчезновением он обнаружил нечто невообразимое даже по сравнению с целью своей миссии — найти Высший Разум.


Брандашмыг


Сериал «Чёрное зеркало» давно уже стал культурным феноменом. Термин «сериал» к нему применяется условно, скорее, это антология различных сценариев и видений нашего ближайшего техногенного будущего. И под самый занавес 2018-го под «зонтичным брендом» «Чёрного зеркала» вышел интерактивный фильм «Брандашмыг». Основная канва сюжета: середина 1980-х, юноша мечтает превратить книгу-игру одного из писателей в шикарную компьютерную игру. И зрителю на протяжении около 1,5 часов многократно предлагают делать за персонажа выбор, и от этого зависит дальнейшее протекание сюжета. Любителям игр эта механика хорошо знакома. Однако если в играх всё обычно сводится к паре разных концовок, то у «Брандашмыга» их — десять. Одно неудобство: из-за технической реализации фильм можно посмотреть только на сайте Netflix.

Алита: Боевой ангел


Этот фильм — адаптация стареньких манги и аниме, плюс креатив продюсеров и режиссёра. Далёкое будущее, середина третьего тысячелетия. Человечество не процветает: после кошмарной войны, закончившейся 300 лет назад, элита поселилась в гигантском летающем городе, а под ним в трущобах выживают нищие остатки человечества. Киборгизация так же обычна, как чистка зубов по утрам, и зачастую от человека остаётся очень немного органики, всё остальное заменяют механизмы, причём очень причудливые. Один из персонажей находит на свалке останки девушки-киборга, восстанавливает её, но она не помнит, кто и откуда. Но у фильма говорящее название, и скоро Алита демонстрирует невероятные возможности своего искусственного тела.

Аннигиляция


Странный и необычный для современного Голливуда фильм. По всем канонам это научная фантастика, но ещё и тягучий психологический триллер.

После падения метеорита на побережье в США образовалась аномальная зона, накрытая энергетическим куполом, который постепенно расширяется. Посмотреть, что внутри зоны, извне невозможно, но явно там нет ничего хорошего — несколько разведгрупп не вернулись обратно. Натали Портман играет одного члена ещё одной группы, на этот раз из 5 женщин-учёных. Это история их путешествия к эпицентру зоны.

Апгрейд


Австралийский кинематограф довольно самобытен, и «Апгрейд» хороший тому пример. Недалёкое будущее, полное дронов, поголовной чипизации населения, киберимплантов, беспилотных автомобилей и прочих атрибутов. Главный герой далёк от всех этих ваших высоких технологий, он любит старые маслкары, которые восстанавливает своими руками по заказу богатых клиентов. В результате странной автокатастрофы на них с женой нападает банда. Жену убивают, а его превращают в инвалида, парализованного ниже шеи. Один из клиентов, очень странный тип и владелец очень крутой айтишной компании, предлагает главному герою имплантировать новейшую секретную разработку — чип со встроенным искусственным интеллектом, который берёт на себя управление телом. Теперь можно начать поиски убийц жены.

И да, австралийцы хорошо умеют снимать боевые сцены.

* * *

Нам интересно, что ещё интересного из фантастики вы встречали за последний год? Пишите в комментариях.

UPD
Также обратите внимание на:
Сериал «Любовь, смерть и роботы»
Сериал «Видоизменённый углерод»
Сериал «Экспансия»

Топ‑10 научной фантастики десятилетия | Издательство АСТ

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected] ru.

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу