Что такое ецб: Европейская система центральных банков: компоненты и функции. Е.А. Чегринец

Содержание

Европейская система центральных банков: компоненты и функции. Е.А. Чегринец

Чегринец Е.А.

ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ:
КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИИ

Начиная с 1999 года одиннадцать государств-членов ЕС начали свой переход на третий этап Экономического и Валютного Союза (ЭВС) в рамках Европейского Союза. Создание ЭВС предполагает не только тесную координацию и, до определенной степени, гармонизацию бюджетных и экономических политик государств-членов, но и введение единой денежной единицы – евро, а также определение и осуществление единой денежной политики таких государств-членов. Не случайно многие ученые считают ЭВС «самой высокой ступенью экономической интеграции».[1] На этой ступени интеграции государства-члены ЕС передают органам Европейского Сообщества свою компетенцию в одних из самых чувствительных вопросах – в вопросах осуществления и регулирования денежной эмиссии и в вопросах осуществления денежной политики. Такая передача национальной компетенции и, вызванное этим ограничение национального суверенитета государств-членов в таких областях, приводит к принципиальному изменению роли и полномочий ЕС.

Кроме того, процесс такой передачи национальной компетенции государств-членов приводит к тому, что они de facto лишаются своей компетенции по осуществлению денежной и эмиссионной политик, которая закреплена в конституциях практически всех государств-членов ЕС.

Как это широко известно, основной структурой, в рамках которой происходит функционирование всех «валютных» компонентов Экономического и Валютного Союза и которая определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского Сообщества, в соответствии с Договором об учреждении Европейского Сообщества[2] является Европейская Система Центральных Банков (ЕСЦБ),[3] которая появилась в соответствии со Ст. 8 Договора. Ниже мы рассмотрим, что же представляет из себя ЕСЦБ и каким образом она функционирует.

В соответствии со Ст. 107 Договора, ЕСЦБ состоит из Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков государств-членов. Эта статья дополняется положениями Ст. 14 (3) Статута Европейской Системы Центральных Банков и Европейского Центрального Банка[4], гласящей, что национальные центральные банки являются неотъемлемой частью ЕСЦБ.

Ст. 8 Статута гласит, что основным принципом организации ЕСЦБ является то, что ее функционирование обеспечивается органами ЕЦБ, наделенными правом принимать решения. Вообще, как это отмечается некоторыми учеными, «Европейский Центральный Банк является основой Европейской Системы Центральных Банков».[5] Важнейшими особенностями ЕСЦБ является то, что управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ, полномочия ЕСЦБ тоже осуществляются ЕЦБ, а также то, что в отличие от ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов, ЕСЦБ не является юридическим лицом.

Отсутствие у ЕСЦБ юридического статуса, собственных независимых органов управления и возможности самостоятельного осуществления полномочий позволило выдвинуть несколько точек зрения на правовую природу ЕСЦБ. Одна из точек зрения говорит о том, что ЕСЦБ является системой юридических лиц (центральных банков), управляемой общими целями, задачами и правилами.[6] Близок к ней и Доминик Серве, который считает, что слово «Система» в понятии Европейская Система Центральный Банков должно пониматься «не как обозначение юридического лица, но как выражение, обозначающее ЕЦБ и национальные центральные банки в качестве составных частей некоего образования, которое управляется собранием целей, задач и правил».

[7] Серве поясняет, что с его точки зрения такая трактовка позволяет избежать очевидного противоречия между принципами централизации и децентрализации, которыми он наделяет ЕСЦБ. Происходит это за счет того, что в такой системе, с одной стороны, гарантируется централизация процесса принятия решений, необходимая для проведения единой денежной политики, а, с другой стороны, дозволяется децентрализация операций, которые осуществляются во исполнение единой денежной политики либо ЕЦБ, либо национальными центральными банками.

Пейса и Вехмас пишут о том, что «концепцией ЕСЦБ является концепция единой общности, состоящей из ЕЦБ и национальный центральных банков и направленной на осуществление поставленных перед ней целей и задач».[8] Авторитетный комментарий к Договору о Европейском Сообществе под редакцией Кэмпбелла говорит что: «Европейская Система Центральных Банков представляет собой соединение ЕЦБ и национальных центральных банков. Но лишь ЕЦБ является юридическим лицом. ЕСЦБ управляется органами ЕЦБ. Другими словами ЕСЦБ представляет собою не более, чем накидку, наброшенную на ЕЦБ, и не несущую никакого значения, кроме семантической маскировки иерархии, установленной между ЕЦБ и национальными центральными банками.»[9]

Таким образом, мы видим, что большинство ученых не признают за ЕСЦБ какой-либо самостоятельной и только ей одной присущей сущности или функции. На мой взгляд, мы можем говорить о ЕСЦБ, как о названии системы определенных отношений, складывающихся между ЕЦБ и национальными центральными банками в рамках достижения ими целей и задач, поставленных перед ЕСЦБ. При этом, господствующая роль в этих отношениях принадлежит ЕЦБ, а национальные центральные банки государств-членов играют в ней достаточно подчиненную роль. Это дало возможность некоторым ученым говорить о том, что «Существующие национальные центральные банки становятся отделениями ЕЦБ со статусом аналогичным индивидуальным федеральным резервным банкам внутри Федеральной резервной Системы».[10] При этом, подчиненная роль национальных органов по отношению к органам ЕС вообще характерна для правоотношений между государствами-членами ЕС и институтами ЕС.

Так Маклаков В.В. отмечал, что «нельзя не видеть, что органы государств-членов находятся в подчиненном положении по отношению к органам ЕС».[11] Такое понимание ЕСЦБ дает нам возможность как не отделять ее от ЕЦБ и национальных центральных банков, ибо без них ЕСЦБ ничего не представляет, так и подчеркивать то, ради чего и было создано название ЕСЦБ – единая и упорядоченная система взаимоотношений между ЕЦБ и национальными центральными банками государств-членов.

Какова же цель создания ЕСЦБ? Ст. 105 (1) Договора и дословно повторяющая ее Ст. 2 Статута четко определяет эти цели. Главной из них является поддержание стабильности цен. Осуществляя все остальные свои цели и выполняя свои функции, ЕСЦБ, прежде всего, должна заботиться о выполнении этой задачи. Только не вступая в противоречие со своей основной целью, ЕСЦБ должна осуществлять свою вторую цель – поддержку общей экономической политики Сообщества с целью достижения задач Сообщества, изложенных в Ст. 2 Договора. ЕСЦБ должна реализовывать эти цели, исходя из принципов открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, принципов, изложенных в Ст.

4 Договора, а также, поощряя эффективное распределение ресурсов.

Для выполнения этих целей перед ЕСЦБ ставятся такие задачи как: определение и проведение в жизнь валютной политики Сообщества; ведение международных обменных операций в соответствии с положениями Ст. 111 Договора; владение и распоряжение официальными резервами иностранной валюты государств-членов; содействие правильному функционированию системы платежей; помощь в проведении компетентными органами политики разумного надзора за кредитными учреждениями и за стабильностью финансовой системы.

Как уже подчеркивалось выше, кроме общих целей и задач элементы ЕСЦБ объединены и жесткой иерархической структурой правоотношений, складывающейся между национальными центральными банками государств-членов и ЕЦБ. Роль национальных центральный банков внутри ЕСЦБ прекрасно показывается Статьях 9.2, 12.1, 14.3. и 34 Статута в соответствии с которыми, они обязаны действовать в рамках нормативных актов, принимаемых ЕЦБ. При этом, наибольшее значение приобретают нормативные акты ЕЦБ, принимаемы внутри самой системы.

К таким нормативным актам относятся основные ориентиры, принимаемые Управляющим советом, указания, принимаемые исключительно Исполнительным комитетом, а также внутренние решения, принимаемые обоими этими органами. Поскольку эти правовые акты обязательны только для ЕЦБ и национальных центральных банков, перешедших на третий этап ЭВС, они не дают никаких прав и не накладывают никаких обязанностей на иные третьи лица. В свою очередь, невыполнение национальными центральными банками государств-членов, перешедших на третий этап ЭВС, основных ориентиров и указаний может привести к рассмотрению такого невыполнения в Суде ЕС. Различия между основными ориентирами и указаниями заключаются не только в органах, которые их принимают, но и в тех вопросах, которым они посвящены. Основные ориентиры являются юридическими актами, предназначенными для определения и закрепления политики ЕСЦБ. Они содержат основные рамочные положения и основные правила, которые должны выполняться как ЕЦБ, так и национальными центральными банками.
В качестве примера основных ориентиров, принятых Управляющим советом, мы можем привести Основные ориентиры Европейского Центрального Банка от 1 декабря 1998 года о требованиях к статистической отчетности Европейского Центрального Банка в области баланса платежей и статистики международных инвестиционных позиций (ЕСВ/1998/17).

В отличие от основных ориентиров, указания, принимаемые Исполнительным комитетом, предназначены для обеспечения выполнения основных ориентиров и решений Управляющего совета и содержат конкретные детальные указания национальным центральным банкам.

Внутренние решения принимаются как Управляющим советом, так и Исполнительным комитетом в сферах своей компетенции. Они имеют юридическую силу внутри ЕСЦБ и посвящены вопросам административного и организационного характера. Примером такого внутреннего решения может являться Решения Европейского Центрального Банка от 3 ноября 1998 года в отношении публичного доступа к документации и архивам Европейского центрального банка (ECB/1998/12).

Кроме того, в соответствии со Ст. 31. Статута при осуществлении своей деятельности национальные центральные банки должны соблюдать лимит резервных активов в иностранной валюте, устанавливающийся ЕЦБ или просить согласия ЕЦБ на изменения этого критерия.

Отметим, что доминирование ЕЦБ и правоотношений, складывающихся в рамках ЕСЦБ, сказывается и в том, что для вхождения в зону евро государствам-членам пришлось изменить правовое положение своих центральных банков таким образом, чтобы гарантировать своим центральным банкам достаточную степень независимости, предусмотренной в Статуте ЕСЦБ, а также для того, чтобы они могли выполнять свои обязанности в рамках ЕСЦБ. Это дало возможность некоторым ученым говорит о «прямой гармонизации» правового положения центральных банков.[12] В результате, практически все государства-члены приняли либо, новые законы о центральных банках (Бельгия в марте 1999 г., Финляндия в марте 1998 г., Нидерланды в 1998 г.), либо изменили свои уже существующие (ФРГ в 1997 г. , Ирландия в 1998 г., Франция в мае 1998 г., Греция в 1998 г., Португалия в 1998 г., Испания в 1994 г., Швеция в 1998 г.). Для того, чтобы осуществить такое изменение правового положения национальных центральных банков и обеспечить законность выполнения принятых на себя обязательств в рамках ЭВС, ряду государств-членов пришлось внести соответствующие изменения в свои конституционные документы (Франция, ФРГ, Соединенное Королевство (Акт о Европейских Сообществах с соответствующими изменениями и Акт о Банке Англии), Финляндия, Португалия, Швеция). Кроме того, даже государства-члены, до сих пор не определившиеся с вопросом о присоединении к третьему этапу Экономического и валютного союза, приняли нормативные акты, направленные в сторону большей независимости своих центральных банков (Акт о Банке Англии 1997 года). Наконец, для успешного перехода на третий этап ЭВС в Люксембурге законом от 23 декабря 1998 года, впервые в истории этой страны был образован центральный банк.

Статут ЕЦБ предусматривает и доминирование ЕЦБ над национальными центральными банками и в международных отношениях. Так в соответствии со Ст. 6.1 Статута именно ЕЦБ принимает решение о том, каким образом будет представлена ЕСЦБ на международной арене, а Ст. 6.2. Статута говорит о том, что национальные центральные банки могут участвовать в международных валютных органах только с согласия ЕЦБ. Самому же ЕЦБ такого согласия ни от кого не требуется. Национальные банки не могут самостоятельно выходить за рамки полномочий, предоставленных им Статутом. Для того чтобы они могли выполнять иные функции, Управляющий совет ЕЦБ должен решить двумя третями своих голосов, что они не расходятся с целями и задачами ЕСЦБ (Ст. 14.4 Статута). Но и такие функции выполняются ими под свою ответственность и не рассматриваются как часть функций ЕСЦБ.

В довершение картины отметим, что ЕЦБ обладает возможностью принуждать национальные центральные банки к выполнению ими своих обязанностей. Это возможность проистекает из положений Ст. 35.6 Статута, дающей ЕЦБ право обращаться с такими исками в Суд ЕС. При этом некоторые ученые отмечают похожесть этого права ЕЦБ на права Комиссии ЕС в отношении государств-членов ЕС в соответствии со Ст. 226 Договора.[13]

Хотелось бы еще раз повторить, что сама по себе, без ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов, Европейская Система Центральных Банков не существует и не может существовать. Соответственно цели и задачи ЕСЦБ являются не более, чем целями и задачами отношений, складывающихся между ЕЦБ и национальными центральными банками государств-членов. Тот же факт, что в соответствии со Ст. 8 Статута и Ст. 107 (3) Договора именно руководящие органы ЕЦБ – Управляющий совет и Исполнительный комитет, осуществляют управление всей Европейской Системой Центральных Банков означает, что цели и задачи ЕСЦБ реализуются ЕЦБ и национальными центральными банками под руководством органов ЕЦБ и именно ЕЦБ посредством своих руководящих органов играет главенствующую роль в этих отношениях. При этом, управляющие национальных центральных банков, являющиеся членами Управляющего совета, представляют в нем, по крайней мере de jure самих себя, а не свои национальные центральные банки. [14]

Выше нами был рассмотрен состав и функции ЕСЦБ, а также показана роль, которую играют в ЕСЦБ национальные центральные банки и ЕЦБ. Двухлетний опыт работы ЕСЦБ показывает, что не смотря на достаточную сложность такой системы ЕСЦБ оказалась вполне работоспособной. Однако, такой срок является достаточно небольшим. Насколько институциональные особенности ЕСЦБ позволят Европейскому Сообществу приспособиться к меняющейся экономической ситуации, эффективно осуществлять единую денежную политику Сообщества и хотя бы частично гармонизировать экономические циклы государств-членов покажет лишь будущее.

[1] Арах М. Европейский Союз. Видение политического объединения. М.: Экономика, 1998. – С. 369.

[2] Далее Договор.

[3] Отметим, что Управляющий совет ЕЦБ принял решение в целях упрощения связей с общественностью использовать термин Евросистема для обозначения ЕСЦБ в части ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов без изъятий.

[4] Далее Статут. Статут находится в специальном Протоколе к Договору об учреждении Европейского Сообщества и является его составной частью.

[5] Stevens E. The Euro. // The Economic Commentary. Federal Reserve Bank of Cleveland. January 1, 1999. – C. 1.

[6] Основы права Европейского Союза, / Под ред. Кашкина С.Ю. М.: Белые Альвы, 1997. – С. 236.

[7] Servais D. A Single Financial Market. Brussels-Luxembourg: EUR-OP, 1995. – С. 90.

[8] Peisa P., Vehmas M. Act on the Bank of Finland made compatible with Stage Three of EMU. // Bank of Finland Bulletin, № 6 – 7, 1998. – С. 13.

[9] The Law of the European Community. A Commentary on the EC Treaty. / Под ред. Campbell D., Vol. 3. N.Y.: Matthew Bender, 1996. – С. 3-630.14

[10] Dowd K. European Monetary Reform: The Pitfalls Of Central Planning. // Foreign Policy Briefing. No. 28. Washington: Cato Institute, 1993. – С. 1.

[11] Маклаков В.В. Введение. // Конституции зарубежных государств. / Под ред. Маклакова В.В. М.: БЕК, 1997. – С. XV.

[12] Smits R. The European Central Bank: Institutional Aspects. // International and Comparative Law Quarterly. Vol. 45., 1996. – C. 332.

[13] The Law of the European Community. A Commentary on the EC Treaty. / Под ред. Campbell D., Vol. 3. N.Y.: Matthew Bender, 1996. – С. 3-630.14

[14] См., например, The Institutional Framework of the European System of Central Banks. // ECB Monthly Bulletin. July 1999. – C. 59.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК • Большая российская энциклопедия

Авторы: Л. Н. Красавина

ЕВРОПЕ́ЙСКИЙ ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ БАНК (ЕЦБ), над­на­цио­наль­ный цен­траль­ный банк Ев­ро­пей­ско­го сою­за. Соз­дан 1.6.1998, на­чал функ­цио­ни­ро­вать с 1.1.1999 на ос­но­ве Маа­ст­рихт­ско­го до­го­во­ра о соз­да­нии Эко­но­ми­че­ско­го и ва­лют­но­го сою­за. Его ак­цио­не­ры – толь­ко центр. бан­ки стран зо­ны ев­ро (13 в 2007). Штаб-квар­ти­ра – Франк­фурт-на-Май­не (Германия). Их взно­сы в ка­пи­тал оп­ре­де­ля­ют­ся до­лей стра­ны в ВВП и на­се­ле­нии ЕС.

ЕЦБ со­вме­ст­но с центр. бан­ка­ми зо­ны ев­ро об­ра­зу­ют Ев­ро­си­сте­му, а со­вме­ст­но со все­ми стра­на­ми ЕС – Ев­роп. сис­те­му центр. бан­ков. По ана­ло­гии с нац. центр. бан­ка­ми ЕЦБ на­де­лён ста­ту­сом не­за­ви­си­мо­сти от пра­ви­тельств и ор­га­нов по­ли­тич. вла­сти. Ру­ко­во­дя­щие ор­га­ны ЕЦБ: Со­вет управ­ляю­щих в со­ста­ве управ­ляю­щих центр. бан­ка­ми зо­ны ев­ро и ис­пол­ни­тель­ной ди­рек­ции, ко­то­рая вклю­ча­ет пре­зи­ден­та, ви­це-пре­зи­ден­та, 4 чле­на. Чле­на­ми ис­пол­нит. ди­рек­ции мо­гут быть толь­ко гра­ж­да­не го­су­дарств зо­ны ев­ро и не бо­лее 8 лет. Ре­ше­ния при­ни­ма­ют­ся ква­ли­фи­цир. боль­шин­ст­вом.

Осн. функ­ции ЕЦБ: 1) вы­пуск ев­ро и оп­ре­де­ле­ние квот их эмис­сии для ка­ж­до­го центр. бан­ка-чле­на. Как эмис­си­он­ный центр ЕЦБ об­ла­да­ет мо­но­поль­ным пра­вом вы­пус­ка на­лич­ных банк­нот; 2) осу­ще­ст­в­ле­ние еди­ной мо­не­тар­ной по­ли­ти­ки, вклю­чаю­щей эле­мен­ты де­неж­ной, кре­дит­ной и ва­лют­ной по­ли­ти­ки с це­лью под­дер­жа­ния внутр. и внеш­ней ус­той­чи­во­сти ев­ро; пе­рио­ди­че­ское про­ве­де­ние ва­лют­ной ин­тер­вен­ции для ста­би­ли­за­ции кур­са ев­ро в осн. к дол­ла­ру США; 3) обес­пе­че­ние бес­пе­ре­бой­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния еди­ной пла­тёж­ной сис­те­мы вза­им­ных оп­то­вых рас­чё­тов в ре­жи­ме ре­аль­но­го вре­ме­ни (Тар­гет), ад­ми­ни­ст­ра­то­ром ко­то­рой яв­ля­ет­ся Ев­роп. сис­те­ма центр. бан­ков.

При­ори­тет ан­ти­ин­фля­ци­он­ной на­прав­лен­но­сти дея­тель­но­сти ЕЦБ ос­но­ван на кон­цеп­ции, рас­смат­ри­ваю­щей це­но­вую ста­биль­ность как пред­по­сыл­ку ус­той­чи­во­го эко­но­мич. рос­та, сни­же­ния без­ра­бо­ти­цы, ук­ре­п­ле­ния внутр. и внеш­них по­зи­ций ев­ро, рас­ши­ре­ние мас­шта­ба ин­тер­на­цио­на­ли­за­ции и его ис­поль­зо­ва­ния в ка­че­ст­ве ме­ж­ду­нар. пла­тёж­но­го и ре­зерв­но­го сред­ст­ва. Для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти мо­не­тар­ной по­ли­ти­ки она со­че­та­ет­ся с ко­ор­ди­на­ци­ей осн. на­прав­ле­ний эко­но­мич. и со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки стран – чле­нов зо­ны ев­ро (бюд­жет­ной, на­ло­го­вой, про­цент­ной, внутр. и внеш­них за­им­ст­во­ва­ний и т. д.).

Еди­ная мо­не­тар­ная по­ли­ти­ка ут­вер­жда­ет­ся Со­ве­том Ев­ро­пы, в т.  ч. Со­ве­том по эко­но­мич. и фи­нан­со­вым во­про­сам ЕС (в со­ста­ве ми­ни­ст­ров фи­нан­сов) по­сле кон­суль­та­ции с Ев­ро­пар­ла­мен­том и ЕЦБ. Ре­ше­ния при­ни­ма­ют­ся ква­ли­фи­цир. боль­шин­ст­вом. В реа­ли­за­ции еди­ной мо­не­тар­ной по­ли­ти­ки уча­ст­ву­ют Ев­ро­си­сте­ма, Ев­роп. сис­те­ма центр. бан­ков, ЕЦБ, ко­то­рый не­сёт от­вет­ст­вен­ность за эф­фек­тив­ность по­ли­ти­ки. Для её осу­ще­ст­в­ле­ния ЕЦБ ис­поль­зу­ет ши­ро­кий на­бор ин­ст­ру­мен­тов. Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся тар­ге­ти­ро­ва­ние (от англ. target – цель; ус­та­нов­ле­ние пре­де­лов рос­та фи­нан­со­вых и эко­но­мич. по­ка­за­те­лей) де­неж­ной мас­сы и цен. С этой це­лью ус­та­нав­ли­ва­ют­ся еди­ные для всех стран зо­ны ев­ро це­ле­вые ори­ен­ти­ры до­пус­ти­мо­го еже­год­но­го рос­та де­неж­но­го аг­ре­га­та М3 (см. Де­неж­ные аг­ре­га­ты) в пре­де­лах 4,5% и гар­мо­ни­зи­ро­ван­но­го ин­дек­са по­тре­би­тель­ских цен (ГИПЦ) – 2%. Для под­дер­жа­ния це­но­вой ста­биль­но­сти ЕЦБ ре­гу­ли­ру­ет осн. про­цент­ные став­ки де­неж­но­го рын­ка, где про­во­дят­ся де­по­зит­но-­кре­дит­ные опе­ра­ции сро­ком от 1 дня до 1 го­да в це­лях их сбли­же­ния в зо­не ев­ро. При ре­фи­нан­си­ро­ва­нии бан­ков ЕЦБ ис­поль­зу­ет ры­ноч­ные ин­ст­ру­мен­ты – пе­ре­учёт век­се­лей, опе­ра­ции своп, сдел­ки РЕПО (со­гла­ше­ние об об­рат­ном вы­ку­пе). Банк осу­ще­ст­в­ля­ет опе­ра­ции на от­кры­том рын­ке с цен­ны­ми бу­ма­га­ми, а так­же на раз­ных сег­мен­тах фи­нан­со­во­го рын­ка, но не име­ет пра­ва кре­ди­то­вать го­су­дар­ст­во. Хо­тя ЕЦБ пе­рио­ди­че­ски при­бе­га­ет к ва­лют­ной ин­тер­вен­ции, ва­лют­ный курс ев­ро по от­но­ше­нию к дол­ла­ру и др. иностр. ва­лю­там не яв­ля­ет­ся объ­ек­том тар­ге­ти­ро­ва­ния. Пре­об­ла­да­ет ры­ноч­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние его кур­со­вых со­от­но­ше­ний, ес­ли сни­же­ние кур­са ев­ро со­от­вет­ст­ву­ет ин­те­ре­сам стран – чле­нов Эко­но­мич. и ва­лют­но­го сою­за.

В рам­ках сво­их пол­но­мо­чий ЕЦБ со­труд­ни­ча­ет с ме­ж­ду­нар. фи­нан­со­вы­ми ор­га­ни­за­ция­ми. Дея­тель­ность ЕЦБ ос­но­ва­на на прин­ци­пах про­зрач­но­сти и ин­фор­ма­ци­он­ной от­кры­то­сти.

Около

Мы держим цены стабильными, а ваши деньги в безопасности

Здесь, в Европейском центральном банке (ЕЦБ), мы работаем над поддержанием стабильности цен в зоне евро. Мы делаем это для того, чтобы завтра вы могли купить на свои деньги столько же, сколько сегодня.

Мы также вносим свой вклад в безопасность и надежность европейской банковской системы. Это помогает гарантировать, что ваши деньги останутся в безопасности в банке.

Мы держим инфляцию под контролем

ЕЦБ является центральным банком стран Европейского Союза, использующих евро. Наша главная задача – сохранить ценовую стабильность. Мы делаем это, следя за тем, чтобы инфляция оставалась низкой, стабильной и предсказуемой. Таким образом, мы стремимся помочь вам планировать свои сбережения и расходы.

Узнайте больше о нашей денежно-кредитной политике

Мы способствуем безопасности банковской системы

Мы контролируем банки еврозоны, поэтому вы можете быть уверены, что они выдержат любой черный день. Последовательный и стандартизированный надзор во всей зоне евро помогает сохранить ваши деньги в безопасности, делая банки более надежными.

Посетите наш веб-сайт банковского надзора

Мы разрабатываем и выпускаем банкноты евро

Мы инвестируем в новые технологии, чтобы сделать используемые вами банкноты более безопасными и устойчивыми к износу. Мы координируем их производство и выпуск со странами, использующими евро.

Изучите банкноты евро в 3D

Мы обеспечиваем бесперебойную работу финансовой инфраструктуры

Когда вы платите за покупки электронным способом или переводите деньги цифровым способом, мы готовы помочь вам. Мы управляем и поддерживаем сеть за кулисами — рыночную инфраструктуру, — которая помогает деньгам плавно и эффективно течь внутри страны и за границу.

Евросистема и платежи

Мы помогаем сохранить финансовую стабильность

Мы выявляем и даем рекомендации по снижению рисков, которые могут вывести финансовую систему из равновесия, таких как потрясения на фондовом рынке или резкое падение цен на жилье. Это помогает людям вроде вас, а также предприятиям уверенно планировать и инвестировать в будущее.

Наша роль в финансовой стабильности

История

Узнайте, как Европа стала ближе с введением единой валюты и созданием совместного банковского надзора.

История еврозоны

ЕЦБ объяснил

Чем занимается ЕЦБ? Что такое инфляция? Почему для вас важна ценовая стабильность? Найдите ответы на эти и другие вопросы в этом трехминутном вступительном видео.

ОЗНАКОМЬТЕСЬ С НАШИМ ВЕБ-САЙТОМ

Узнайте больше о том, чем мы занимаемся

Посетите нас

Центр посетителей ЕЦБ открыт для посещения на месте и виртуальных посещений, а также для лекций экспертов, что дает посетителям возможность узнать больше о ЕЦБ. Посетите нашу страницу «Посетите нас» для получения дополнительной информации о том, что мы предлагаем и как вы можете запросить визит или лекцию.

Посетите нас

Примите участие в наших молодежных инициативах

Решения, которые мы принимаем, могут повлиять на вашу повседневную жизнь. Мы организуем мероприятия по всей Европе, чтобы напрямую пообщаться с молодежью и услышать ваше мнение и идеи.

Ознакомьтесь с нашими последними инициативами

Не эксперт? Ознакомьтесь с нашим объяснением

Узнать больше

Кому принадлежит ЕЦБ?

Все страницы в этом разделе

Наш веб-сайт использует файлы cookie

Мы постоянно работаем над улучшением этого веб-сайта для наших пользователей. Для этого мы используем анонимные данные, предоставляемые файлами cookie.
Узнайте больше о том, как мы используем файлы cookie

Я понимаю и принимаю использование файлов cookie

Спасибо!

Спасибо!

Мы обновили нашу политику конфиденциальности

Мы постоянно работаем над улучшением этого веб-сайта для наших пользователей. Для этого мы используем анонимные данные, предоставляемые файлами cookie.
Посмотрите, что изменилось в нашей политике конфиденциальности

Я понимаю и принимаю использование файлов cookie

Срок действия ваших предпочтений в отношении файлов cookie истек

Мы постоянно работаем над улучшением этого веб-сайта для наших пользователей. Для этого мы используем анонимные данные, предоставляемые файлами cookie.
Узнайте больше о том, как мы используем файлы cookie

Я понимаю и принимаю использование файлов cookie

Европейский центральный банк (ЕЦБ) | Европейский Союз

Учреждение ЕС

Обзор

  • Роль : Управление евро, поддержание стабильности цен и проведение экономической и денежно-кредитной политики ЕС
  • Президент : Кристин Лагард
  • Члены 9 0068 : Президент и вице-президент ЕЦБ и управляющие. национальных центральных банков всех стран ЕС
  • Создан в : 1998
  • Местонахождение : Франкфурт (Германия)
  • Веб-сайт : Европейский центральный банк

Европейский центральный банк (ЕЦБ) управляет курсом евро, а также определяет и реализует экономическую и денежно-кредитную политику ЕС. Его основная цель состоит в том, чтобы поддерживать стабильные цены , тем самым поддерживая экономический рост и создание рабочих мест.

Чем занимается ЕЦБ?

  • устанавливает процентные ставки, по которым кредитует коммерческие банки в еврозоне (также известной как зона евро), тем самым контролируя денежную массу и инфляцию
  • управляет валютными резервами еврозоны  и покупка или продажа валюты для балансировки обменных курсов
  • гарантирует, что финансовые рынки и учреждения  находятся под надлежащим надзором со стороны национальных властей, а платежные системы работают хорошо
  • обеспечивает безопасность и надежность европейской банковской системы
  • разрешает производство банкнот евро  странами еврозоны
  • отслеживает ценовые тенденции  и оценивает риски для  ценовой стабильности .

Полный список задач ЕЦБ

Состав

Президент ЕЦБ  представляет Банк на встречах высокого уровня ЕС и международных. ЕЦБ имеет 3 следующих  директивных органа :

  • Управляющий совет – главный директивный орган .
    Состоит из Исполнительного совета (см. ниже) и управляющих национальных центральных банков стран еврозоны.
  • Исполнительный совет — занимается текущей работой  ЕЦБ.
    Состоит из президента и вице-президента ЕЦБ и еще 4 членов, назначаемых на 8-летний срок лидерами стран еврозоны.
  • Генеральный совет – имеет больше консультативных и координирующих функций .
    Состоит из президента и вице-президента ЕЦБ и управляющих центральными банками всех стран ЕС.

Как работает ЕЦБ?

ЕЦБ работает с национальными центральными банками всех стран ЕС. Вместе они образуют Европейскую систему центральных банков.

Ведет сотрудничество между центральными банками еврозоны. Это называется Евросистемой.

Работа органов управления

  • Совет управляющих  – оценивает развитие экономики и денежно-кредитной политики, определяет денежно-кредитную политику еврозоны и устанавливает процентные ставки, по которым коммерческие банки могут брать кредиты у ЕЦБ.
  • Исполнительный совет  – реализует денежно-кредитную политику, управляет текущими операциями, готовит заседания Совета управляющих и осуществляет полномочия, делегированные ему Советом управляющих.
  • Генеральный совет  – участвует в консультативной и координационной работе и помогает подготовиться к присоединению новых стран к евро.

ЕЦБ и вы

Вы можете связаться с ЕЦБ по электронной почте для получения технической или рекламной информации.

Доступ к документам

Доступ к информации

Еженедельный график публичных выступлений и других мероприятий ЕЦБ

Графики заседаний Совета управляющих и Генерального совета ЕЦБ

Дополнительная информация

Кто есть кто

Евро

Банковский надзор

Учебные материалы

Публикации

Вакансии

Имя 9 0244

Европейский центральный банк (ЕЦБ)

Веб-сайт
http://www .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *