Иран — это… Что такое Иран?
Иран (Исламская Республика Иран, до 1935 года официальное название Персия) — государство в Юго-Западной Азии (площадь 1,65 млн. кв.км). На севере Иран омывают воды Каспийского моря, на юге — Персидского и Оманского заливов. Граничит с Турцией (см. Турция) (на северо-западе), Афганистаном и Пакистаном (на востоке), Ираком (на западе), Арменией (см. Армения), Азербайджаном, Туркменией (см. Туркмения) (на севере). Столица — Тегеран. Население страны — 65,4 млн. человек.Иран занимает большую часть Иранского нагорья, которое представляет собой чередование высоких равнин, горных цепей и межгорных котловин. Низменные равнины примыкают к берегам Каспийского моря, Персидского и Оманского заливов. На большей части страны климат континентальный, на побережье Каспия — субтропический, на побережье Оманского и Персидского заливов — тропический, с ничтожным количеством осадков и высокой «оранжерейной» влажностью воздуха. На Иранском нагорье сумма осадков не превышает 100–200 мм в год, в некоторых пустынных внутренних районах осадков не бывает по нескольку лет подряд. Природные условия позволяют возделывать самые различные культуры — рис, чай, финиковые и банановые пальмы, фисташки, цитрусовые. Основой экономического развития страны служат нефтегазовые ресурсы и развивающаяся горнодобывающая промышленность.
Столица Ирана Тегеран, расположенный на обширной предгорной равнине, у подножия потухшего вулкана Эльбурс, — крупный транспортный узел, промышленный и культурный центр. Из архитектурных достопримечательностей столицы заслуживают внимания Голестанский дворец, мечеть Сепах-салар, здания меджлиса и сената. Другие крупные города страны: Исфахан, Шираз, Тебриз, Урмия, Абадан, Хорремабад, Керман, Мешхед.
В начале 3-го тыс. до н. э. на территории Ирана сложились древнейшие государственные образования; в середине 6 в. до н. э. — государство Ахеменидов. В 3—7 вв. н. э. при Сасанидах началась феодализация иранского общества. В середине 7 в. Иран завоевали арабы. В середине 11—12 вв. — под властью Сельджуков, в 13 — середине 14 вв. — монгольские династии Хулагуидов. В начале 16 в. утвердились Сефевиды (до 1736), с конца 18 в. — Каджары (до 1925). В последней трети 19 — начала 20 вв. Иран превратился в полуколонию (главным образом Великобритании и России). В ходе иранской революции 1905—11 годов была провозглашена конституция, созван парламент (меджлис). В 1908 году шах Мохаммед Али произвел переворот. В 1920 установлены дипломатические отношения с РСФСР и в 1921 году заключен советско-иранский договор. С 1925 года у власти династия Пехлеви.
Почему Персия сменила название на Иран
Кто назвал страну Персией и почему сегодня она называется Ираном?
Карты Персии, Афганистана и Белуджистана, конец XIX века
Иран или Персия: какое название древнее?
Жители этой страны с древних времен называли её «страной ариев» (Ираном). Предки иранцев, как и белых индийцев, пришли на эти земли с севера, их прародиной были земли нынешней южной части России, от Причерноморья до Урала. Персией её назвали соседи – греки, за греческими авторами это название приняли и другие народы. Греки перенесли на страну название исторической области Парс (Фарс) на берегу Персидского залива. Парсы (персы) были одной из этнических групп в Иране. Область Парс была центром политической власти в период империи Ахеменидов и империи Сасанидов.
Империя Ахеменидов (существовала с 550 г. до н э. по 330 г. до н.э.) официально называлась «держава ариев» (Aryanam Xsaoram). Во время империи Сасанидов, существовавшей до арабского завоевания исламизации, иранцы были зороастрийцами-огнепоклонниками. Держава называлась Эраншахр, т.е. «иранская империя» или «царство ариев». После исламизации Иран сохранил своё название, язык и культуру. В период тюркской династии Каджаров, правившей страной с 1795 по 1925 год страна официально все так же называлась Ираном: Высочайшее государство Иран. Правда, в других странах Иран называли Персией. Греческая традиция прошла сквозь века. Сами иранцы под влиянием западной традиции стали публично употреблять термин «Персия» для названия своей страны в новый и новейший исторический период.
При династии Пехлеви, которая правила с 1925 по 1979 гг., Иран официально именовался Шаханшахским Государством Иран. С 1979 года, после революции и падения монархии, страна официально называется Исламской Республикой Иран.
Официальная смена названия
Таким образом, сами иранцы всегда называли свою страну Ираном. Персией её назвали за границей, и сами персы под влиянием западной традиции в ряде публикаций и книг в новое время. В мире официальное название Персия на Иран сменили в 1935 году, когда первый иранский правитель из династии Пехлеви, Реза, обратился с письмом в Лигу Наций с просьбой использовать для названия своей страны слово «Иран» вместо термина «Персия». Реза-шах Пехлеви обосновал это требованием, тем, что внутри его страны для обозначения государства, которое было известно в мире как Персия, употребляется слово «ирани». А этот термин происходит от древнего самоназвания ариев и «страны ариев».
В самом Иране это решение вызвало сопротивление части общественности. Считалось, что официальная смена названия лишает страну части её великого прошлого. Поэтому в 1959 году правительство разрешило использовать в мировой практике два названия параллельно.

Иранский шах Реза Пехлеви в 1931 году. Источник: https://ru.wikipedia.org
«Страна ариев»
Позиция Реза Пехлеви была связана с двумя основными причинами. Во-первых, он пытался обозначить новый период в истории страны, возрождение великой державы. В конце XIX начале XX вв. Персия переживала глубокий кризис. Страна утратила ряд территорий, пережила ряд восстаний и революций, британскую оккупацию. Намечался развал Ирана. В 1918-1919 гг. Персия, по сути, стала полуколонией Британии. Англичане контролировали армию и экономику страны.
В феврале 1921 года Реза-хан Пехлеви свергнул Ахмед-шаха и в 1925 году был объявлен новым шахом. Реза Пехлеви возглавлял правонационалистические круги, правое офицерство, которые пыталось спасти страну от развала. Новое правительство двинулось курсом возрождение сильной центральной власти под флагом идеи иранского национализма. Британия, в условия сильных антианглийских настроений в иранском обществе, вынуждена была отказаться от прямой колонизации Ирана. Однако сохранила ведущие позиции во внешней политике, экономике и финансах страны. При этом британские военные, покидая Иран, передали шаху и его окружению большую часть оружия, боеприпасов и снаряжения. Также Британия через английский Шахиншахский банк (важнейшее финансовое учреждение Ирана) профинансировала становление иранской армии. Сильная антисоветская власть в Иране устраивала Лондон. К тому же британцы сохраняли контроль над сырьевыми богатствами страны.
Правительство Реза Пехлеви подавило демократическое движение, сепаратизм полукочевых племен и окраинных провинций, где власть фактически принадлежала местным феодалам. Так войска Реза-хана восстановили власть центрального правительства в гилянской провинции, в Иранском Азербайджане, курдских землях, курды вели борьбу за создание «курдского государства (курдов также поддерживали и вооружали британцы – вечный принцип «разделяй и властвуй»). Затем Реза-хан подавил восстание бахтиарских и лурских племен, установив контроль над зоной племен на юго-западе Ирана. Также правительственные войска были введены в арабский Хузестан, где заправлял шейх Хазаль, которого поддерживали британцы. Вскоре арабского шейха арестовали.
В 1920-е и особенно в 1930-е годы Иран совершил качественный скачок в развитии. Была создана регулярная армия, в общественно-политическом и экономическом развитии наблюдались положительные тенденции. В частности, был осуществлен переход на светскую систему образования, открыт Тегеранский университет, проведены реформы в судопроизводстве, создана стабильная финансовая и денежная система (учрежден Нацбанк Ирана, ставший эмиссионным центром), сделаны шаги в сторону развития светских начал (улучшение социального положения женщин), создается госсектор в промышленности. Осуществляется политика госкапитализма, развивается промышленность, введен автономный таможенный тариф, ликвидирован капитуляций, строится трансиранская железная дорога от Персидского залива до Каспия и т. д. Началась индустриализация и электрификация Ирана.
Таким образом, Реза-хан восстановил единство Ирана, собрал страну после почти полного распада государства Каджаров. Его называли возродителем Ирана, защитником ислама, сравнивали с древними царями Ахеменидами, шахом Аббасом Великим (правил в 1587 — 1629 годах) из династии Сефевидов, который провёл ряд крупных реформ, создал регулярную армию, и восстановил доставшуюся ему в наследство разваленную Сефевидскую державу, превратив в её в мощную региональную империю. Официальное название «Иран» подчёркивало преемственность и связь Пехлеви с прежними иранскими державами и династиями. С годами, когда усилилось стремление Пехлеви к единоличной власти, окрепло и стремление подчеркнуть преемственность его с власти с древними, доисламскими династиями Ахеменидов и Сасанидов.
Вторая причина переименования страны связана с Третьим рейхом. 1920 – 1930-е годы – это время расцвета фашизма и нацизма в мире, авторитарных, фашистских и нацистских диктатур. Эта тенденция не прошла мимо и Ирана. Ещё в 1923 году Реза близко сошелся с лидерами правонационалистической партии «Таджаддод» («Обновление»). Её лидеры и активисты были выходцами из состоятельных социальных групп, которые получили образование на Западе (много иранских эмигрантов основалось в Германии). Часть программы лидеров «Обновления» была прогрессивной и отвечала интересам общества: создание регулярной армии, индустриализация, развитие светского общества – судебной системы, образования, отделение религии от политики и т. д. Одновременно активисты «Обновления» вели пропаганду о возрождении величия древней Иранской империи (в Италии фашисты мечтали о славе и возрождении Римской империи, германские нацисты грезили о «Вечном рейхе» и т. п.), укреплении монархии и персификации всех иранцев. В итоге в Иране складывается режим личной диктатуры Реза-шаха.
Во второй половине 30-х годов правительство Реза-шаха ищет нового покровителя на мировой арене. Тегеран потерпел поражение в борьбе с Лондоном по вопросу деятельности Англо-Персидской нефтяной компании (АПНК) в стране, а также в территориальных спорах в зоне Персидского залива. Дело было в том, что АПНК обладала эксклюзивным правом на добычу нефти и газа в Иране (концессия была заключена в 1901 г. на 60 лет). Попытки Тегерана пересмотреть соглашение к серьёзному успеху не привели, британский лев не собирался отдавать богатую добычу. В апреле 1933 г. после многостороннего давления со стороны правительства Британии шах Ирана Реза дал согласие подписать новое концессионное соглашение с АПНК на срок до конца 1993 г. Теперь АПНК должна была переводить иранскому правительству 16% своего чистого дохода, и концессионная зона была сокращена. Но в целом британская монополия только укрепила свое положение в Иране.
Поэтому Тегеран склоняется к союзу с гитлеровской Германией. Третий рейх был готов сломать прежний мировой порядок, потеснить Британскую империю. Иран был заинтересован в сотрудничестве с Германией в военной, экономический и технологической областях. Кроме того, шаху и его окружению нравились идеи немецких нацистов о превосходстве арийцев над другими расами. Целый ряд иранских националистически и монархически настроенных публицистов, историков и филологов в это время прилагали большие усилия, чтобы соотнести идейные основы арийской теории немецкого нацизма с интерпретацией истории доисламских иранских империй. Особенно царства Ахеменидов и Сасанидов. Особенно эта тенденция усилилась после образования первого Тегеранского университета в 1933 г.
В первое время университет важнейшее внимание уделял изучению истории и философии древнего и средневекового Ирана. Для работы в этой области были привлечены иностранные специалисты. Большая группа научно-преподавательских кадров и столичных публицистов трудились над разработкой иранской национальной идеи. Древние иранцы рассматривались как «чистые» арийцы, продвигалась идея «восстановления» единого языкового и культурного пространства по всей стране (персификации). Шах и его окружение полностью разделяли эту идею. Основой государственной идеологии стали паниранизм и идея превосходства «ариев-иранцев» над другими расами и народами. В частности, постепенно закрыли все учебные заведения, где преподавали не на иранском языке, вся печать была на персидском языке. Иран трансформировали в нацию-государство (как в Третьем рейхе), для этого проводилась линия на персификацию всего населения, разоружение полукочевых племен и их перевод к оседлой жизни. Подавляя сопротивление племенной знати, власти прибегали к репрессиям и террору, верхушка племен физически уничтожалась.
Иран стал «вотчиной» германских спецслужб, которые продвигали интересы Третьего рейха в регионе. В итоге в ходе Второй мировой войны, чтобы исключить переход Ирана на сторону Германии, Британия и СССР ввели в страну войска (Операция «Согласие». Ввод советских войск в Иран в 1941 году), которые оставались в Персии до конца войны. Германская агентура была подавлена, власть передали сыну Реза – Мохаммеду. Иран оказался в сфере влияния Британии и США. При этом Тегеран развивал дружественные отношения и с СССР, осуществлял сотрудничество в экономической и технической сферах.
ИРАН — это… Что такое ИРАН?
Иран — Исламская Республик, Иран, гос во в Ю. З. Азии. Название Иран, официально принято гос вом в 1935 г. Образовано от этнонима арии, который относится к и. е. племенам, проникшим на территорию Ирана во II тыс. до н. э. До 1935 г. страна называлаcь… … Географическая энциклопедия
Иран — Поддержка международного терроризма осуществляетя Ираном, начиная с исламской революции 1979. Иранский исламский режим рассматривает терроризм как способ ведения войны за очищение ислама и законный способ борьбы с еретиками и неверующими.… … Терроризм и террористы. Исторический справочник
Иран — Иран. Рисовые поля. ИРАН (Исламская Республика Иран) (до 1935 официальное название Персия), государство в Юго Западной Азии, омывается на юге и юго западе Оманским и Персидским заливами, на севере Каспийским морем. Площадь 1,65 млн. км2.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Иран — Исламская Республика Иран (Джомхурийе Эсламийе Иран), гос во в Юго Зап. Азии. Омывается водами Каспийского м., Персидского и Оманского заливов. Пл. 1650 тыс. км2. Нас. 42,5 млн. чел. (1984). Столица Тегеран. И. состоит из 15 останов и 8… … Геологическая энциклопедия
Иран — Исламская Республика Иран, государство в Юго Западной Азии. Художественная культура Ирана развивалась в постоянном взаимодействии с художественными культурами народов Ближнего Востока, Центральной и Средней Азии. Древнейшие памятники… … Художественная энциклопедия
иран — Персия Словарь русских синонимов. Иран Персия (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ИРАН — (до 1935 Персия), Исламская Республика Иран (Джомхурийе Эсламийе Иран), гос во на Ср. Востоке. Пл. 1,65 млн. км2. Нас. 42,5 млн. ч. (1984). Столица Тегеран (ок. 8 млн. ж., 1983). И. аграрно индустриальная страна. Первое гос во Элам на терр. И.… … Демографический энциклопедический словарь
Иран — (быв. Персия) (Iran, formerly Persia), гос во в Юго Зап. Азии. На протяжении 19 в. между мусульм. и европ. странами интенсивно развивалась торговля. В борьбе за рынки как Россия, так и Англия стремились усилить свое влияние на династию Каджаров в … Всемирная история
иран. — иран. иранский Иран Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур
Иран Эр — (Iran Air) авиакомпания Ирана. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы и Азии. Основана в 1962. В 1989 перевезла 4,43 миллионов пассажиров, пассажирооборот 4,53 миллиардов пассажиро км. Авиационный парк 26 самолётов. Авиация: Энциклопедия … Энциклопедия техники
И. Р. Иран. Часть 3: Исламская республика и её обитатели: varandej — LiveJournal

Иран нынче в центре внимания. Шутка ли: средненькая по населению и ничтожная по объёму экономики (по обоим показателям — конец второй десятки) страна каким-то образом оказалась в пятёрке крупнейших игроков «мировой шахматной доски» и просто одним из немногих не объектов, но субъектов происходящего на планете. Об Иране ходит много мифов, в которых, как часто бывает, мелкодисперсно рассеяна правда. В прошлых частях я рассказывал о русском наследии Ирана и о колоритных деталях этой никогда не бывшей под властью европейцев страны. Ну а теперь поговорим про людей и весьма специфические реалии их жизни.
Как выглядит толпа иранских улиц? На удивление обыкновенно…
2.
…но лишь до тех пор, пока в кадре не появляются женщины, большинство из которых ходит здесь в чёрных чадрах, иногда ещё и придерживая зубами край платка:
3.
Но люди разного пола здесь свободно проводят время вместе:
4.
У иранцев красивые лица, их черты очень правильные именно по европейским канонам. Как не вспомнить тут про «истинных арийцев», к которым на рубеже 19-20 веков примазались опьянённые своим могуществом европейцы. Само слово «Иран» — ни что иное, как упрощённое «Ариана».
5.
И русскому путешественнику тут, конечно, греет душу гипотеза, что предки этих людей пришли в Переднюю Азию из зауральского Аркаима.
6.
Иранцы чистоплотны, а их представления о приличном и неприличном вполне совпадают с европейскими:
7.
Здешние типажи, особенно на севере, порой удивительно «нашенские»:
8.
Дядя Гена, дядя Витя и давным-давно попавший сюда по распределению Воха:
9.
МарьИванна и НинПетровна:
10.
При всей чуждости пейзажа, сами лица прохожих в Иране куда как более привычные русском взгляду, чем в Азербайджане или Средней Азии. Но как и там, случайные прохожие норовят подойти к туристу пообщаться, и многим это даже удаётся — иранцы нежиданно хорошо владеют английским, и несмотря на неумение читать местную вязь, я почти не испытывал сложностей в коммуникации. Скажем так: в кириллической Монголии мне ориентироваться было гораздо сложнее. О России среднестатистический иранец знает, что там очень холодно, а ещё, внезапно, что у нас был «тезар», которого «Ленин-Сталин bad people та-та-та-та-та!» — поведать мне об этом местные норовили не раз. Ну а Путина, конечно же, иранцы уважают…
11.
И всё же Азия видна здесь по фирменному разгильдяйству, знакомому с той же Монголии или заречного Афганистана, но немыслимого даже в самых нищих глубинах бывшего СССР.
12.
И на государственном уровне тут порядка может и поболее, чем в России, и уж точно неба и земля по сравнению с какой-нибудь Киргизией или Молдавией. А вот в быту — всем пофиг:
13.
И даже совет спать на лавочке в парке, данный мне местными в прошлой части, вовсе не был оскорблением — здесь для этого вовсе не обязательно быть бездомным:
14.
Иран — страна многонациональная, и долю собственно персов, живущих в оазисах от Эльбурса и Копетдага до Ормузского пролива и Загроса, в его населении оценивают от трети до двух третей. Ещё от 15% до 40% разброс в численности второго иранского народа — азербайджанцев, коих тут живёт в разы больше, чем в государстве имени себя. Фактически, этим словом называют любых тюрок-шиитов, перешедших на огузский язык народов от Кавказа до Загроса. Иранские азербайджанцы сильно обособились от своих постсоветских собратьев, и оставаясь в своей стране самыми далёким от персов по языку, они и самые близкие им по культуре. Ещё из знакомых по бывшему СССР народов здесь живут талыши (причём в Иране их ареал не совпадает с азербайджанским), черкесы и армяне (общины в разных частях страны), грузины-шииты (!) ферейданцы (населяют городок Ферейдуншехр под Исфаханом), а в приграничном Голестане — туркмены (и здесь, по понятным причинам, в принципе легче всего с ним познакомиться) и немногочисленные казахи, бежавшие от коллективизации в эту степь.
15.
Но в основном Иран населяют народы именно что иранской языковой группы. Ближайшая родня персов, их «украинцы и белорусы» — это гиляки и мазендеранцы (по 2-3 миллиона человек) из актуального для нас прикаспийского Севера. На западе Ирана, в горах Загроса, живут курды и луры — третий и четвёртый по численности народы страны соответственно (по 6-7%). Курдов в иранском мире можно сравнить с поляками в славянском — причём не нашего времени, а эдак середины 19 века, когда разделённая границами и не в меру гордая нация была головной болью для всех своих метрополий. При этом иранская часть Курдистана считается самой спокойной. На другом же конце страны обитают белуджи — совсем не знакомый в России народ (хотя их община исторически была в Туркменистане), разделённый между Ираном, Пакистаном и Афганистаном. Белуджи традиционно были кочевниками, но и в центральных районах Ирана остались кочевые народы: ираноязычные бахтияры и тюркоязычные кашкайцы. На юго-западе же, в знойной нефтяной провинции Хузестан у берегов Персидского залива, живут арабы-шииты, на которых надеялся сделать ставку Саддам Хусейн во время ирано-иракской войны. Тогда арабы оказались верны своему государству: не менее важными различиями, чем национальные, являются религиозные, и если армяне, несториане ассирийцы, оставшиеся евреи и малочисленные гностики мандеи спокойно живут закрытыми общинами, то сунниты курды, белуджи и туркмены — первые кандидаты на национальное движение и сепаратизм. В целом, самые неспокойные углы Ирана — это Белуджистан, Курдистан и Хузестан.
16.
А в Тегеране, и подозреваю в крупных городах на востоке страны не редкость такие вот люди в мешковатой одежде, с сухими лицами и огненными взглядами. Конечно же, это афганцы, причём скорее таджики, чем пуштуны — беженцы и гастрбайтеры в языково-близкий и относительно зажиточный Иран. «Наши» же таджики здесь почти не бывают, да и в принципе при всём сходстве языков (таджикский чуть более архаичен), друг от друга Иран и Таджикистан отличаются не меньше, чем от России.
17.
При этом по факту Иран всё больше стремится к тому, чтобы снова стать Персией — в языковом пространстве страны безраздельно господствует фарси. Среди иранских останов (провинций) нет национальных автономий, а языки меньшинств не имеют официального статуса даже на уровне шахрестанов (районов) и поселений. Выучить язык предков иранский курд, лур, гиляки или бахтияр может исключительно в семье или общине. Самым же привилигерованном народом Ирана оказались, внезапно, армяне — и церкви их есть в каждом городе, и армянские школы существуют на полулегальном положении, и даже алкоголь им как христианам употреблять разрешено. Более того, несмотря на смертную вражду с Израилем, тут осталось и немало евреев — но специфических и позиционирующих себя как антисионистов.
18.
Впрочем, куда известнее национальных вопросов в Иране вопросы религиозные. Самое заметное их проявление — облик женщин, которым закон предписывает ходить с покрытыми волосами и в свободно сидящей одежде, скрывающей линию бедр и ноги. Многие иранки соблюдают дресс-код ревностно, облачаясь в чёрные чадры:
19.
Иные же всё сводят к формальности — длинное платье превращается в плащ поверх обтягивающих джинсов, платок едва-едва лежит на волосах у затылка и порой с них сползает, а рукава так и норовят задраться выше локтя. Разве что на голые коленки и живот местный дресс-код не оставляет ни малейшего шанса:
20.
Однако при ближайшем рассмотрении иранка оказывается вовсе не такой уж угнетённой.
Вот допустим еду я в савари (коллективное такси по-ирански), и на соседнем сидении строгая немолодая женщина в чадре. Она косится на меня при любом моём действии, и я всеми силами стараюсь не сидеть к ней вплотную. Но вот как-то к слову она первой заводит разговор на хорошем английском, и оказывается отнюдь не бесправной затюканной домохозяйкой, а целой преподавательницей университета.
В другом месте меня зазвал на чай мужик, оказавшийся охранником банка, и вот мы уже сидим на его вахте, пытаясь объясниться тремя словами на английском и двумя на фарси. На вахту заглядывает крупная солидная женщина, и на лице её вопрос «Что здесь творится?». Перекинувшись с охранником парой фраз, она удаляется, а охранник красноречивым жестом кажет — Начальница!
Или вот опять же в савари меня не пустили на переднее сидение, и вскоре я понял, почему — села туда солидная, хорошо надушенная женщина в чёрных очках, к которой шофёр обращался не иначе как «ханум» («госпожа», а в узком смысле так и вовсе «княгиня»).
Иранки водят машины, занимают руководящие посты вплоть до органов государственной власти, проводят вечера в кафешках, путешествуют…
21.
Да и что в Иране не всё так однозначно, я понял ещё лет 15 назад, когда на Красной площади меня попросили сфотографировать их две немолодые туристки в платках. К громкой поступи китайца мир тогда ещё не был привычен, интурист по умолчанию воспринимался европейцем, и я был уверен, что передо мной француженки, платочки купившие на соседнем развале с ушанками. Ну, а теперь догадайтесь, что они ответили на мой вопрос «Веа ю фром?».
Среди туристических направлений Ирана особое место занимают Ереван (для персов) и Баку (для азербайджанцев), давно уже ставшие «городами греха». Местные в обеих странах иранцев ненавидят — ибо гуляют, что «новые русские» из 1990-х, впервые дорвавшиеся до Zagranitza.
22.
У себя дома иранки не обременены и дресс-кодом:
23.
Это, впрочем, вообще такая особая фишка то ли Ирана, то ли всей мусульманской Азии — негласно большинство законов действительны лишь в общественных местах, а за закрытыми дверями в каждом доме свой закон. Слышал, что даже убийство одного члена семьи другим, если оно произошло в их доме, здесь толком не расследуют. О закрытых вечеринках в иранских домах побывавшие там туристы слагают легенды. Вот как одну из них мне описывал друг: «Полумрак, медленное диско, почти голые девушки, обильное виски и просмотр новостей с заблокированных сайтов». К последним тут относится, помимо всяческих ютубов-фейсбуков-инстаграммов, и простой русский вконтакт — однако файерволл как у китайцев персы сделать не смогли, и я обходил блокировки простейшим прокси, здесь же скаченным за пару минут.
24.
Принеформаленная молодёжь на улицах иранских городов обычна. Помню, моя близкая знакомая когда-то переписывалась с иранским металлистом — тот не отрицал, что исламский режим их угнетает, но всё же считал, что России и Ирану неплохо бы объединить усилия против Америки. Теперь его мечта сбылась, хотя в целом иранские неформалы и хипстеры в большинстве своём настроены прозападно.
25.
Впрочем, с хаером тут ходят отнюдь не только неформалы:
26.
Куда характернее роскошная длинная борода, как у царей с мессопотамских барельефов:
27.
Кто же это — для меня так и осталось загадкой: мужская фигура и отсутствие платка сочетаются с женскими чертами лица, отсутствием адамова яблока и мягким мелодичным голосом. Теоретически, на Среднем Востоке существовали свои, веками наработанные традиции гомосексуальности и трансгедерности, и не их ли образец на этом фото? Геев, кстати, местный фольклор стабильно селит в один город — в Узбекистане это Наманган, в Таджикистане — Канибадам, в Афганистане — тот самый Кандагар, а вот в Иране — посещённый мной Казвин.
28.
Есть тут, впрочем, одна категория людей, свободная от всех дресс-кодов. Это дети:
29.
Совсем не отличимые от наших детей ни внешностью, ни поведением:
30.
А порой даже и фенотипом — гораздо чаще, чем взрослые, дети Ирана светловолосы и голубоглазы:
31.
И — не так уж многочислены, по контрасту даже со Средней Азией. Пройдя демографический взрыв в конце ХХ века (в 1980 году в Иране жило 36 миллионов человек, сейчас — 79 миллионов), теперь Иран вплотную подошёл к демографическому переходу. Плодовитость здесь немногим выше нашей — в среднем 1-2 ребёнка на семью:
32.
Всё это насквозь пронизывает таароф — традиционная персидская этика, и думается, не найти в мире этическую традицию, более несовместимую с русской! В России за пустословие бьют по лицу, и разок поймав на лести — навсегда перестают верить. Здесь лесть — это общепринятый стиль общения, а обещания даются не за тем, чтобы их выполнять: один предложил, другой отказался — оба показали себя хорошими людьми! За этим и придумано было «правило трёх отказов» — чтобы чётко отделить формальные намерения от искренних. Не прийти на оговоренную встречу, позабыть про сделанную скидку иранцы (как и жители Средней Азии) могут отнюдь не ради кидалова — просто не задумались они о том, что иностранец мог воспринять их пустословие всерьёз. Вот очень характерный пример таарофа, на взгляд далёкого от персидских традиций человека представляющий собой форменную дичь. Но точно такая же дичь с точки зрения перса — наша искренность и постоянное ответственность за слова. Пожив здесь некоторое время, по словам знакомых, начинаешь воспринимать таароф как доведённую до абсурда заботу об эмоциональном комфорте своего собеседника: любой ценой его НЕ ОБИДЕТЬ. И в общем вспоминая другие страны с легендарными традициями вежливости, понимаешь: так общаться люди начинают там, где строят башни из отрубленных голов, ориентируются по виселицам или тестируют мечи на первом встречном. А главное — не стоит путать туризм с эмиграцией: работавшие с Ираном предприниматели и дальнобойщики рассказывают о «персюках» преимущественно матом, не раз обманутые ими с той же вежливой улыбкой.
33.
В целом же иранский менталитет не станет сюрпризом для тех, кто много бывал в Средней Азии — здесь, пожалуй, всё это даже менее выражено из-за большей урбанизации страны. Но и там, и там мозги людей работают заметно иначе, и как мне кажется, у местных жителей несколько редуцировано аналитическое мышление. Когда иранец (узбек, таджик) куда-то идёт — он не задумывается, что там может быть, например, большая очередь и вообще дело затянется изрядно. А вот этюд, который я наблюдал лично: огромная очередь в единственную открытую на базаре пекарню, лепёшки выдаются раз в несколько минут стабильно по 7 штук, и первый человек берёт 5, второй 7, а третий — 2, и никому не приходит в голову пару оставшихся после первого покупателя отдать третьему. Зато приметив иностранца (то есть меня), все радостно пропускают его без очереди: отсюда и иллюзия непосредственности в глубоко этическом обществе, что для большинства действий человеку просто не нужно тратить время на раздумья и поиск решений.
34.
Если этика жизнь иранца пронизывает, то религия — господствует над ней. Исламскими республиками в мире называется десяток стран, но чаще всего за этим определением скрывается лишь официальный статус ислама и какие-то отдельные шариатские нормы в законодательстве. По такому принципу даже Таджикистан, где запрещена продажа нехаляльного мяса, можно к исламским республика отнести. Но Иран — другой случай: здесь после Исламской революции возникла весьма самобытная политическая система. С одной стороны, тут есть президент и парламент (Меджлис), и вполне конкурентные выборы с непредсказуемым результатом и регулярной сменой первых лиц. С другой стороны, параллельно существует Совет Стражей Конституции, и ни один кандидат на ключевые посты, ни один принятый Меджлисом закон не будет утверждён без его согласия. Выше президента стоит рахбар — пожизненный правитель-теократ, избираемый Советом Экспертов и определяющий основы политического курс страны. Рахбаров тут пока сменилось два — аятоллы (шиитские богословы, наделённые правом самостоятельно выносить решения по вопросам ислама) Хомейни и сменивший его в 1989 году Хаменеи, глядящие с бесчисленных плакатов, как Маркс и Энгельс. А за претворением их решений в жизнь надёжно следит Корпус Стражей Исламской Революции, сочетающий роль национальной гвардии и спецслужб. Вооружён и обучен КСИР лучше, чем собственно армия, а его «шишкам» принадлежит по разным оценкам от 15 до 35% иранской экономики. Под КСИРом ходит Басидж, способный мобилизовать до 10 миллионов человек — это народное ополчение, для многих парней из глубинки становящееся путёвкой в жизнь и порой вырождающееся в уполномоченных хулиганов. Я бы сказал, ближайший аналог КСИРа — опричнина. Местные этих опричников побаиваются, но что удивительно — турист обо всём этом может вообще не подозревать. Играющий в опаснейшие геополитические игры, ведущий серьёзную войну в соседних странах, порой страдающий от терактов и имеющий по-настоящему могущественных врагов Ирана совершенно не заражён знакомой по бывшему СССР шпиономанией. Даже полицейских на улицах тут не больше, чем где-нибудь в Прибалтике — зато огромное количество солдат спешат куда-то по своим делам. Иногда, впрочем, туристы попадают в жернова местного «правосудия», и попадают крепко — но всё же подобные случаи тут редки и не похожи на закономерность. Ну а дуализм сменяемой «республиканской» и незыблемой «исламской» властей здорово похож на демократические лица и «глубинные государства» современного Запада. Народ может сменить президента — но не может сменить курс страны, только в Иране это ещё и узаконено во избежание «чёрного лебедя».
Иранские мечети полны народу, а в их дворах на самом видном месте, как Хомейни и Хаменеи на плакатах, неизменно сидят двое строгих представителей духовенства, к которым можно подойти и попросить совет:
35.
Но вот — не имам и не ахун, а мобед — жрец зороастрийского храма, приглядывающий за священным огнём. Среди религиозных меньшинств страны есть «незащищённые иноверцы» (бахаи, буддисты, разные секты), официальные иноверцы с признанными правами (христиане, сунниты и мандеи), но особняком стоят немногочисленные (несколько десятков тысяч человек) зороастрийцы, о которых Исламская республика реально заботится. Ведь древний могучий Иран породил и исповедовал тысячи лет учение Заратуштры, а национализм и великодержавие — такой же столп иранской идентичности, как и ислам.
36.
Но в быту жизнь тут полнится именно исламом. Обычные инфостенды могут предваряться надписью «Во имя Аллаха»:
36а.
В гостиничном номере стрелка на стене кажет на Мекку:
37а.
А в общественном транспорте действует гендерная сегрегация. Впрочем, по факту больше свободы она даёт женщинам — для них в поездах и автобусах нет запретных мест, зато есть столь любимые европейскими феменистками male-free зоны наподобие скандальной питерской «Симоны». Ну а мужики, видимо, просто стоят на границе этой зоны, и когда подойдёт поезд — уйдут в дверь правее:
37.
Меня угораздило наведаться в Исламскую республику ещё и в Рамадан, который здесь официально закреплён в законах. Представьте себе, если бы у нас во время православных постов был запрет на торговлю мясом. В Иране до 21 часа закрыт весь общепит, а за еду и питьё в общественных местах иранца и оштрафовать могут.
38.
Я готовился к тому, что до вечера тут вообще не купить ни еды, ни воды, но как оказалось, прод
Карта Ирана / География Ирана / Карта Ирана
Иран, вторая по величине страна на Ближнем Востоке, имеет 5000-летнюю увлекательную историю и является домом для одной из старейших непрерывных крупных цивилизаций в мире.
До 1935 года известный как Персия, Иран был объединен как нация в 625 г. до н.э. мидянами и сначала находился под властью Империи Ахеменидов; наследовали Империя Селевкидов, парфяне, а затем Сасаниды до 651 года нашей эры.
мусульман вторглись в Иран в 656 году, что стало поворотным моментом в их истории, поскольку новая исламская политика постепенно была поглощена персидской цивилизацией.
Чингисхан вторгся в Иран в 1218 году и уничтожил более половины населения страны.Последние шесть веков исламского влияния были лишены, поскольку монголы разрушили культуру, сожгли библиотеки и заменили мечети буддийскими храмами.
Монгольские полководцы продолжали править Ираном даже после смерти Чингиса в 1227 году и оставались там до прибытия Тимура в 1381 году. Тимур покорял Иран по частям и был известен своей абсолютной жестокостью в получении желаемого.
Преемники Тимура продолжали править большей частью Ирана до 1452 года, после чего они уступили этот регион туркменским черным овцам; которые в свою очередь были завоеваны туркменскими белыми овцами в 1468 году.
Однако незадолго до того, как династия Сефевидов взяла под свой контроль, именно под их управлением Персия пережила возрождение.
С самого начала суннизм был доминирующей формой ислама на большей части территории Ирана, но по мере роста власти Сефевидов в регионе они начали религиозную политику, признав шиитский ислам официальной религией империи.
Династия Сефевидов также считается основателем современного национального государства Иран, поскольку значительная часть нынешних границ Ирана возникла во время их правления.
К началу 1600-х годов династия Сефевидов стала крупной мировой державой и начала продвигать туризм в Иран. Династия просуществовала до начала 1700-х годов, когда Иран стал объектом неоднократных набегов, и Мир Вайс-хан победил династию в 1722 году.
Посреди хаоса, который наступил в этот момент, османы и русские захватили территорию для себя.Именно Надир-шах восстановил границы и порядок в Иране.
Надер был известен как один из последних великих завоевателей Азии, но его жестокий характер в последние годы его жизни привел к серии восстаний и его окончательному убийству в 1747 году.
После смерти Надера в Иране царил период анархии, когда командиры боролись за власть, пока династия Каджаров не смогла стать новыми шахами.
Помимо Каджаров, несколько европейских стран, таких как Великобритания, Россия и Франция, начали создавать плацдармы в регионе.
В начале 20-го века британцы обнаружили нефть в провинции Хузестан, что вызвало чрезмерный всплеск интереса к Персии, и Соединенное Королевство и Россия попытались получить контроль над этим районом.
«Большая игра», как она стала известна, разделила Персию на несколько участков влияния без учета их национального суверенитета.
Иран смог оставаться нейтральным во время Первой мировой войны, несмотря на оккупацию британских и российских войск.
В 1925 году была основана династия Пехлеви, пришедшая к власти из-за нестабильности правительства Каджара. Реза Шах Пехлеви правил Ираном до 16 сентября 1941 года и успешно установил авторитарное правительство, которое ценило национализм, милитаризм, секуляризм и антикоммунизм в сочетании со строгой цензурой и государственной пропагандой.
Во время Второй мировой войны сын Резы Шаха, Мохаммад Реза Шах Пехлеви, взял на себя контроль над Ираном, и существовало убеждение, что страна станет конституционной монархией из-за того, что Мухаммед был очень невмешан в свою роль лидер в начале.
Однако после операции «Аякс», которая была формальным государственным переворотом с целью свержения премьер-министра Ирана Мохаммада Мосаддыка в 1953 году, инициированная Соединенным Королевством и Соединенными Штатами, правление Мохаммада Резы Пехлеви постепенно стало автократическим.
Демонстрации против шаха начались в 1978 году, а к январю 1979 года Иран стал исламской республикой после того, как правящий шах был вынужден покинуть страну.
Иран оказался в центре всеобщего внимания в ноябре 1979 года, когда иранские студенты захватили посольство США в Тегеране и прошли через кровавую и катастрофическую (без побед) восьмилетнюю войну с Ираком в 1980-х годах.
После войны новое правительство Ирана сосредоточилось на восстановлении и укреплении экономики. А после американского вторжения в Ирак в 2006 году с целью свержения Садама Хусейна позиции Ирана в регионе усилились.
Основы Исламской Республики были поставлены под сомнение в 2009 году во время президентских выборов в Иране, поскольку было объявлено, что президент Махмуд Ахмадинежад победил на выборах; однако несколько западных стран, Евросоюза и граждане Ирана выразили обеспокоенность нарушениями во время голосования.
После рассмотрения жалоб Совет стражей объявил пересчет и пришел к выводу, что расхождений нет.
Буквально окруженный самым неспокойным регионом на планете, жесткость его собственной давней политической и социальной политики подверглась критике в последние годы, и теперь существует мощное и растущее внутреннее давление в пользу реформ.
Страна богата природным газом и нефтяными ресурсами, и когда эта экономическая мощь сочетается с ее внешне дружелюбными и трудолюбивыми людьми, тревожное прошлое, безусловно, указывает на светлое будущее.
Что касается туризма, то иностранные путешественники восхищаются природной красотой Ирана, а также его древними руинами, мечетями и первоклассными музеями.
.На каких языках говорят в Иране?
Автор: Эмбер Париона, 20 июня 2019 г., Общество
Официальный язык Ирана
Иран расположен в западном регионе Азии, граничит с Туркменистаном, Турцией, Пакистаном, Афганистаном, Ираком и Персидским заливом. Его население составляет более 79,92 миллиона человек, которые принадлежат к разным этническим и языковым группам. Несмотря на широкий спектр различий внутри населения, в Иране есть только один официальный язык: персидский.
Персидский язык, также известный как фарси, принадлежит к индоевропейской языковой семье и является частью индоиранской подгруппы. Персидский язык произошел от древнеперсидского языка империи Ахеменидов и более позднего среднего персидского языка империи Сасанидов. Персидский также является официальным языком Таджикистана и Афганистана.
Конституция Ирана определяет национальную языковую политику, провозглашая персидский язык лингва-франка страны.Как лингва-франка, этот язык также используется для официальных государственных коммуникаций и в системах государственных школ. Кроме того, он признан языком религии ислама. Хотя использование языков меньшинств разрешено в некоторых формах общественной информации, правительство в значительной степени продвигало национализм, продвигая персидский язык как единственный язык государственного управления, бюрократического документооборота и заседаний парламента. На персидском как на родном языке говорят около 53% населения.
Другие широко распространенные языки Ирана
Как уже упоминалось, Иран — многокультурная и многоязычная страна. Таким образом, в округе можно услышать ряд других языков, включая тюркские языки и диалекты (на которых говорит 18% населения), курдский (10%), гилаки и мазандарани (7% вместе), лури (6%). , Арабский (2%) и белуджский (2%).
Одним из наиболее распространенных тюркских языков в Иране является азербайджанский.Язык принадлежит к западно-огузской ветви тюркской языковой семьи и относится к турецким и крымскотатарским. Подавляющее большинство носителей этого языка сосредоточено в северо-западном регионе Ирана, известном как Иранский Азербайджан. Эти люди были разделены между Иранским Азербайджаном и Азербайджанской Республикой после того, как Российская Империя нанесла поражение этой территории и разделила ее территорию.
Курды говорят на курдском языке.Этот язык принадлежит к северо-западной иранской подгруппе индоевропейской языковой семьи. Хотя он сконцентрирован в северо-западном регионе этой страны, он имеет некоторые сходные характеристики с персидским языком, который сосредоточен в юго-западном регионе Ирана. Этот язык делится на 3 группы: северный, на котором говорят в северо-западной области; Центральный, на котором говорят в провинции Курдистан; и южный, на котором говорят в провинциях Керманшах и Илам.
Языки меньшинств Ирана
Помимо широко распространенных в стране языков, в Иране также есть несколько языков меньшинств. Эти языки меньшинств включают черкесский, иврит, армянский, ассирийский и грузинский языки. Вместе на этих языках говорит менее 1% всего населения Ирана.Черкесский язык — язык Северо-Западного Кавказа. Иврит, на котором говорит небольшое еврейское население, принадлежит к афро-азиатской языковой семье и ханаанской подгруппе. Армянский — индоевропейский язык, и на него в значительной степени влияют иранские языки, настолько, что некоторые лингвисты предположили, что эти два языка когда-то были одним и тем же. Ассирийский, как и иврит, является афро-азиатским языком, хотя он принадлежит к северо-восточной арамейской подгруппе. Его можно услышать во всем регионе Урмия на северо-западе Ирана.На грузинском, картвельском языке, говорят люди из Грузии, иммигрировавшие в Иран.
.Точное время в Иране, Исламская Республика
Хотите увидеть время в Иране, Исламской Республике, по сравнению с вашим домом? Выберите дату и время, затем нажмите «Отправить», и мы поможем вам преобразовать время из Ирана, Исламской Республики, в ваш часовой пояс.
2020 2021 2022 2023 г. 2024 г. 2025 Янв Фев Мар апрель май июнь Июл Авг сентябрь Октябрь ноябрь Декабрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 год 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 год в 00 (12 полночь) 01 (01:00) 02 (02:00) 03 (03 утра) 04 (04:00) 05 (05 утра) 06 (06:00) 07 (07:00) 08 (08:00) 09 (09:00) 10 (10:00) 11 (11 утра) 12 (12 часов дня) 13 (13:00) 14 (14:00) 15 (15:00) 16 (16:00) 17 (17:00) 18 (18:00) 19 (19:00) 20 (8 вечера) 21 (21:00) 22 (22:00) 23 (23:00) 00 15 30 45 Отправить
Нужно сравнить больше, чем два места одновременно? Попробуйте наш World Meeting Planner и получите цветовую диаграмму, сравнивающую время дня в Иране, Исламской Республике, со всеми другими международными местами, в которых будут участвовать другие.
.