стоимость, подготовка и неумирающие мифы
Привет, друзья! На связи Ярослав Андриянов.
За то время, что я путешествую, неоднократно встречал восторженные отзывы от неофитов касаемо Тибета. Большая часть всего этого восторга, как и полагается, чаще всего подчерпывается из СМИ и популярных фильмов, тщательно старающихся придать всему тибетскому ореол подлинной мистики и духовности.
Отвечая на одни и те же вопросы про путешествие в Тибет (в основном в духе опровержения), возьму на себя смелость постараться описать в статье общие нюансы такого путешествия с обязательным разрушением активно тиражируемых мифов.
Небольшое отступление: во время своего тибетского трипа я отснял некоторое количество фотографий, которые выложил в виде обоев на рабочий стол. Заходите, забирайте.
Кайлас, батюшка
Содержание статьи:
Что такое Тибет?
Прежде всего, отмечу, что сегодня такой страны как Тибет не существует, ибо с 1950 года он входит в состав Китая в качестве Тибетского Автономного округа, именуемого ТАР с прилагающихся к нему историческими области Кхам и Амдо; расположенными в соседних с ТАР провинциях Юннань, Сычуань, Гянсу и Цинхай.
Кроме того, есть области в Непале и Индии, на которые с древних времен оказывала влияние тибетская культура и где она, в отличии от Китая, даже сегодня цветет буйным цветом и продолжает развиваться как самодостаточное явление.
Обратите внимание на карту! Неплохой ореол, да?
Однако ж, говоря о Тибете, как регионе для путешествий, чаще всего имеют в виду историческую его часть с обязательными корами вокруг Кайласа и посещениями Поталы в Лхасе. Именно они активней всего продвигаются маркетологами от туризма и именно вокруг них чаще всего возникает большое количество мифов и дальнейших несуразностей.
Касаемо самой тибетской культуры отмечу: она проникла далеко за пределы ТАР еще во времена правления монголов, которые, собственно говоря, и стали главным ее разносчиком. Фактически, монастыри Монголии и Бурятии — это островки тибетской культуры в виде главной ее составляющей — буддизма.
Тибет — это огромное горное пространство. Высшей точкой называют гору Гунгашань, высотой 7590 м.
Подготовка к путешествию
Скажу сразу: самостоятельно (читать «законно») в Исторический Тибет (совпадаемый с границами ТАР) проехать нельзя. Для путешествия Вам необходимо оформление пермита с гидом в рамках организованного тура. Обязательно иметь действующую визу Китая.
Дороги
Однако, в сети Вы можете найти записки отчаянных путешественников, которым удавалось пробиться в Лхасу без всей этой тягомотины. Но на их отчеты полагаться не стоит, ибо
- Факт их попадания в Тибет — скорее исключение, чем правило
- Китай постоянно меняет и ужесточает правила нахождения иностранцев в ТАР
- На крупных трассах — огромное количество военных и полицейских постов, где всех иностранцев обязательно регистрируют
- Просить посодействовать местных равносильно просьбе нарушить закон
- Исходя из п.4. широко распространено доносительство (молва о Вас разлетиться быстро)
- Пункты въезда-выезда, такие как вокзал-аэропорт в Лхасе кишат ментами и проверяющими бюрократами. Поэтому, если Вы пройдете первый заслон, маловероятно, что сможете пройти следующий.
В случае Вашего обнаружения, вероятность которой в строго регламентированном Китае стремится к 100%, Вас в лучшем случае депортируют с дальнейшим занесением в черный список. Приключение, конечно, интересное. Можете попробовать и отписать в комментариях, вдруг я неправ?
Кайлас с западной стороны
Поэтому, для поездки в Тибет народ несколько цивилизуется и покупает пакетный all-inclusive тур:)
Для оформления такого тура, наиболее распространены два пути.
Оформление через Непал
Раньше это был самый бюджетный и самый простой способ организации въезда в Тибет. Ибо от Катманду в Китай идет невероятная по красоте «дорога Дружбы», где Вас на границе поприветствуют суровые китайские пограничники и улыбчивый гид-чекист проводит к транспорту и водителям.
Дорога дружбы
Однако сейчас этот вариант вдруг возымел ряд трудностей, ибо в выдаче групповых китайских виз отказывают следующим категориям путешественников:
- гражданам Казахстана (уж не знаю, чем мы в такую немилость попали?)
- всем, кто имеет в своих паспортах штампы и визы Турции, Афганистана, Пакистана, Израиля, Ирана и т.д.
Для них вариант 1 — въезжать в ТАР (Тибетский Автономный округ) через сам Китай.
Стоимость путешествия в Тибет через Непал
Трип в пару недель в среднем стартует от 2400 долларов США на человека (мы ездили в 2011 году за 2200, но это был порог, ниже которого уже спускаться некуда). Оформляется все через тур-агенства в старом-добром Катманду.
Чем больше людей, тем дешевле.
Что входит в тур?
- отель в Катманду
- дорога до границы с ТАР
- джипы-водители-бензин
- оплата отелей и ночлега в дороге
- вход в достопримечательности (один только билет во дворец Поталы стоит более 30 баксов)
- перелет Лхаса-Катманду
Более дорогие опции предлагают еще сопровождение полевой кухни и поваров. А это в совершенно не говорящем ни на каком языке, кроме тибетского и китайского, Тибетском Автономном округе, достаточно актуально.
Оформление через Китай
В этом случае Вам для начала необходимо въехать в сам Китай, и далее добираться самостоятельно до места условной встречи с гидом и группой (помним, да, что иначе — нельзя?). Конечно, это в случае, если Ваша группа сборная, и Вы въезжаете по отдельности.
Каньоны близ королевства Гугэ
Здесь есть нюансы (см.раздел про пермиты)
Стоимость путешествия через Китай
Есть иллюзия, что через Китай ехать может быть даже дешевле, ибо найденные мной в сети туры начинаются от заманчивых 1700—1800 долларов за тур на человека.
Однако самой дорогой частью в этом случае будет авиаперелет, ибо подавляющее большинство турагенств встречать Вас будет в Лхасе.
Содержание программы примерно такое же, как и в случае с Катманду.
Северное лицо Кайласа (вид с коры)
Куда едут группы по Тибету?
Маршруты путешествий в Тибете достаточно стандартны с минимальным количеством вариаций, ибо мало ли что у Вас на уме? Вдруг сбежите и начнете организовывать бедных тибетцев для повстанческой борьбы?
- Лхаса и ее окрестности
- Шигатсе, вторая столица Тибета
- Кора вокруг Кайласа
- Озера Манасаровар и Ракшас
- Королевство Гуге
- Королевство Шамшунг
- Китайский базовый лагерь Эвереста
- все имеющиеся озера-монастыри по пути
Помню, как нас под страхом ареста не пустили непосредственно к БЛ Эвереста, мотивируя это тем, что двумя днями ранее какие-то иностранцы решили здесь провести акцию протеста. Залезли на камни, растянули флаги Свободного Тибета, стали активно скандировать что-то типа «Free Tibet». Китайские чекисты, увидев это, особо не церемонились. Борцов повязали, засунули в воронки и вывезли прочь с последующей принудительной депортацией и черными списками.
Эверест со стороны Китая
Поэтому флаги, фотографии Далай-Ламы и его книги здесь в полном бане. Зато, если контрабандой провезете какому-нибудь местному в подарочек фотку Его Святейшества, он будет очень рад!
Если конечно, не окажется переодетым «засланным казачком» (наушничество среди «монахов» в ТАР практикуется очень широко).
Немного о пермитах
Есть резонный вопрос: а можно ли получить пермиты с минимальным туром, а дальше путешествовать без группы и гида?
Гурла Мандхата над озером Ракшас
Теоретически — можно, но до первого КПП на дороге или попытках войти в достопримечательность. Так, я лишь недавно узнал, что сама Лхаса является зоной беспермитной, однако при посещении местных достопримечательностей (Потала, Джокханг, Норбулинка) с Вас его спросят. А заодно поинтересуются, где Ваш гид и группа?
Поэтому, если Вы хотите спокойно созерцать непостоянство всех явлений под высокими горными небесами и не парится о переодетых чекистах, езжайте в те регионы, где пермит не требуется. Напомню: это Амдо, Кхам и большая часть Цинхая. Ну или отправляйтесь в индийские Ладакх или Спити. Там все то же самое, только без ощущения искусственности.
Кстати, по последним данным, пермит возможно получить даже для группы из одного человека. Однако ж правила получения могут сильно ужесточаться во время года лошади (когда паломники массово ломятся к Кайласу) и прочих социально-политических катаклизмов.
кора вокруг Кайласа
В это время со стороны Китая могут начать появляться дополнительные требования, типа минимального состава группы, точек въезда, гражданства одной страны и т.д. Поэтому, перед планированием путешествия в Тибет, консультируйтесь с проверенными людьми.
Кстати, вот сайт моего хорошего знакомого. Рекомендую в качестве отличной поддержки в путешествиях по Тибету!
Немного о групповых визах
С групповой визой КНР, которую Вы получаете для своего тибетского путешествия, Вы можете свободно путешествовать по Китаю.
Однако есть несколько НО:
- ограниченный срок действия (20-30 дней)
- все, кто вписан в групповую визу, обязаны въезжать в КНР вместе, пересекать чек-посты внутри ТАР вместе и выезжать за пределы КНР так же вместе
- по последней информации, в групповой визе четко указан пункт вашего вылета из КНР. Т.е. есть Вы планировали вылетать из Лхасы, а вылетаете вдруг из Ченду, это чревато проблемами.
О процессе самого путешествия и энергиях Тибета
Если Все-таки я Вас не напугал китайской бюрократией и Вы готовы отправляться в путь, имейте в виду следующее:
- Путешествие в Тибете проходит на больших высотах (в районе 4000 м), что чревато появлением симптомов горной болезни
- Несмотря на «пакетность», комфорта здесь минимум: простая еда, примитивный быт.
- Очень сильные перепады температуры (от жаркого дневного солнца, до морозных ночей)
- Внутри ТАР ваша свобода круто ограничивается. Мы, конечно, несколько меняли наш маршрут «на ходу», однако в строго регламентированных рамках.
- При въезде в Китай, Вас будут тщательно досматривать на предмет ввоза запрещенной литературы и изображений Далай-Ламы. Если Вы очень интересуетесь его биографией и хотите скоротать времечко в дороге чтением, оставьте, пожалуйста, книги с его изображением дома.
- Колоссальный языковой барьер
Яки, горы и пустыня
Ну и, конечно, лучше не читайте сказки Мулдашева о подземных ламах и пещерах с лемурийцами. Просто, чтобы не разочароваться. В нашей группе были пытливые умы, достававшие гида подобными вопросами. Тот улыбался и вежливо пожимал плечами. Ибо подобные вопросы ему задают только русско-язычные.
И вообще, лучше не строить никаких иллюзий, ибо мифов вокруг Тибета и его каких-то сверхэнергиях было сфабрикованно масса. Особенно теми, кто активно набирает и окучивает разные эзотерические кружки.
Конечно, там есть все: и глубокая история и интересная культура. Однако не стоит забывать, что до сих пор в дальних уголках тибетского мира огромное количество людей живет при средневековом укладе с примитивными верованиями в истуканов (порой даже в виде статуй будд) и духов. Подобное, бесспорно, вызывает глубокий интерес у этнографов, но вряд ли может насытить жажду духовного искателя.
Потала в Лхасе
Все, как известно, содержиться в нас самих. И Тибет не сможет никак пробудить или подарить то, чего изначально в нашей природе не содержится. Однако ж, если абстрагироваться от любых китайских препонов, которые медленно превращают Лхасу и окружающие ее монастыри в музеи; если направить взор глубоко в себя и во время коры вокруг Кайласа отдаться всецело глубоким внутренним процессам, открытий будет масса.
Равно, как и во время простой прогулки по улице родного города или поездки в метро. Не зря ж говорил Ошо, что «все содержится во всем».
Кстати, именно после посещения Тибета в 2011 году у меня начался особенно активный процесс т.н. поиска себя. Прилетев весной 2011 года из Катманду, я всерьез задался целым рядом «экзистенциальных вопросов», которые в результате вывели меня к тому, чем я живу сейчас. К жизни в путешествиях и гармонии профессиональной деятельности с моими глубинными личностными установками.
вход на кору
А уж что сможете получить Вы от Тибета — вопрос крайне индивидуальный… И совершенно не факт, что трепет молитвенных флажков отразится таким же трепетом вашей глубинной сущности. Тибет — не рай, не чистая страна и даже не особая духовная зона, которая якобы заряжает Вас на какие-то сверхспособности. Это край космоса, ветров и снега; где солнце иссушает кости яков и высоченные горы упираются в фактурные небеса. И лучшей наградой после путешествия, станет возможность найти свой собственный внутренний Тибет.
Наверное, ради этого сюда и стоит ехать!
На этом все, друзья! Если остались вопросы — пишите их в комментариях. И если статья показалась Вам интересной, поделитесь ею, пожалуйста, в соцсетях.
Высоких Вам гор и чистых стран!
idea37.info
самое полное описание Страны Снегов
Тибет – Страна Снегов, Крыша мира. На протяжении веков это таинственное буддийское царство, запертое в горах Гималаев, осуществляет уникальную власть над воображением Запада.
Тибет – Страна Снегов. Крыша мира. Буддийское царство, волнующее сердца искателей. Путешествие в Тибет.
Что такое Тибет
Для исследователей, империалистов и трейдеров это была запрещенная земля сокровищ и богатств. Мечтатели и духовные странники давно шепчут о потерянной Шангри-Ла, окутанную магией и тайнами. Для путешественников, Тибет – одно из самых замечательных мест в Азии.
Восхищающий взор, Дворец Потала, величественный Кайлас, загадочные озера Тибета, самобытная культура и религия привлекают сюда множество туристов со всего мира. Для тех, кто путешествует по Тибету с чистым взором, посещение его будет не только незабываемым и увлекательным, но и даст отрезвляющий опыт. Это место, которое, скорее всего, изменит ваш взгляд на мир, который останется таковым на долгие годы.
Поездка в Тибет – определенно самый лучший вид путешествия.
Расположенный в самом центре Азии, Тибет – один из самых экологических регионов в мире. Жители Тибета живут в гармонии с природой, веря взаимозависимость живых и не живых элементов природы.Тибете, ранее известный как «Запретное царство», Шангри-ла в облаках, в настоящее время более доступен для туристов, чем когда-либо прежде. Вам больше не придется терпеть долгое и трудное путешествие по предательским горным дорогам.
Теперь туристы могут посетить Тибет из Чэнду в провинции Сычуань, в провинции Цинхай Синин или Катманду в Непале по воздуху и поездом Цинхай-Лхаса, который был открыт в июле 2006 года и сделал плато еще более доступными.
Тибет – автономный район Китая, его историческая столица – город Лхаса. На сегодняшний момент происходит выживание уникальной буддийской культуры, Тибет переживает самый тяжелый кризис. За современным городским фасадом, тибетцы по-прежнему живут бедно, не имея доступа даже к самому элементарному: здравоохранению и образованию. Экономическая политика Китая, навязанная сверху вниз, привела к резким и необратимым изменениям в жизни тибетцев, не учитывая различия между тибетской и китайской культурой и традициями.
В течение многих столетий Тибет – огромное плато между Китаем и Индией, оставалось удаленным от остального мира, с широко разбросанным населением кочевников, фермеров, монахов и торговцев. Тибет имел свой национальный флаг, свою собственную валюту, самобытную культуру и религию.
В 1949 году, после основания Китайского коммунистического государства, Народно-освободительная армия вторглась в Тибет и вскоре одолела его плохо оснащенную армию и партизанское сопротивление. Тибет для Китая важен по стратегическим и экономическим причинам, и из-за имперских амбиций коммунистической партии.
В марте 1959 года, тибетцы восстали против китайских оккупантов. Восстание было жестоко подавлено и тибетский лидер, Его Святейшество Далай-лама XIV, бежал в Индию, а затем и более чем 80 000 тибетцев.
Десятки тысяч тибетцев, которые остались, были убиты или заключены в тюрьму. Огромное количество людей погибло, в результате политики Китая с 1949 года – через голод, пытки и казни.
Неустанное разрушение Китаем тибетской культуры и религии стало причиной исчезновения более 6000 тысяч монастырей и бесчисленных религиозных артефактов. Даже сегодня Китай считает религию Тибета угрозой для руководства коммунистической партии.
Флаг Тибета
Символика
- В центре находятся великолепные густо покрытые снегом горы, которые олицетворяют великий народ Тибета, широко известный как Земля в окружении снежных гор.
- На темно-синем небе расположились шесть красных полос, представляющие предков тибетского народа (шесть племен): Се, Му, Донг,Тонг, Дрю и Рa которые в свою очередь дали двенадцать потомков. Комбинации из шести красных полос (племена) и шести темно-синих полос представляет непрерывное совершение благих поступков, защиту духовных учений и мирскую жизнь черного и красного божества – опекуна и защитника Тибета, с которым страна была связана в течение длительного периода времени.
- На вершине снежной горы, изображено солнце, лучи его с блеском сияют во всех направлениях и представляют собой равные права на свободу, духовное и материальное счастье, и процветание для всех существ на земле Тибета.
- На склоне горы изображена бесстрашная пара львов со сверкающими гривами, которые представляют победные достижения в духовной и мирской жизни страны.
- Трехсторонняя желтая рамка представляет расцвет учения Будды. Сторона без желтой границы говорит об открытости Тибета к не-буддийской мысли.
- Сияющие цветных драгоценности, поднятые вверх говорят о вездесущем почтении тибетцев к трем “Высшим драгоценностям”(Будда, Дхарма, Сангха). Пара цветных закрученных “драгоценностей” находящаяся между львами представляет защиту людей и самодисциплину правильного этического поведения, практика десяти возвышенных добродетели и 16 способов гуманного поведения.
Национальный Тибетский флаг тесно связан с подлинной историей и королевским родом Тибета, которому тысячи лет. Цветовая гамма национального тибетского флага дает четкое представление всех аспектов Тибета. История свидетельствует о том, что Тибет является одним из древнейших народов мира. Таким образом, во всех трех районах Тибета, независимо от касты и вероисповедания, этот национальный флаг, унаследованный от предков является общепринятым для всех тибетцев, и даже сегодня его все еще уважают и почитают как и в далеком прошлом.
Ехать или не ехать в Тибет
На сегодняшний момент Далай-лама призывает иностранцев посетить Тибет и рассказывать другим о своем опыте путешествия. Необходимо, чтобы как можно большее количество людей узнало о нем, его культуре и религии. Развитие туризма в Тибете открывает для живущих там людей окно в мир.
Путешествие в Тибет поможет сохранить его самобытность, но стоит помнить, что большинство средств, вырученных от развития туризма, идут в карманы китайских предприятий. Также стоит учитывать и то, что подобное путешествие связано с некоторыми трудностями, здесь очень важным будет спланировать заранее свой маршрут.
Фото Тибета
Понять Тибет по-настоящему можно только побывав там, но и это понимание дано далеко не каждому.
Просмотры: 563
azialand.ru
язык, код страны, валюта, столица и погода
Тибет расположен на юго-западе Китая, граничит с Бутаном, Непалом и Индией. Это место можно назвать одним из самых необычных на Земле. Официально Тибет является частью Китая, однако представляет собой отдельное государство, даже для въезда в страну китайской визы не достаточно, необходимо получить для посещения Тибета специальный пермит.
Туры в Тибет — это экзотика, которая не идет ни в какое сравнения с обычным отдыхом. Страна представляет собой центр буддизма, здесь практикуют древнейший опыт врачевания, белоснежные высокие вершины гор будоражат своей красотой, а посещение монастырей позволяет почувствовать, что имеешь отношение к чему-то особенному. Отправляясь в Тибет, не важно, в столицу страны, либо в деревню, везде можно увидеть пагоды – храмы с позолоченными крышами. Кстати, именно они являются самым популярным пристанищем. Например, монастырь Дрепунг представляет собой город в городе.
Тибет можно условно разделить на
Лучше время для посещения Тибета – середина осени и весна. В этот период в воздухе максимально содержание кислорода, а ночные температуры достигают + 17С. «Золотое время» для посещения Тибета — октябрь и начало ноября, поскольку, несмотря на дневную не жаркую температуру в +15, здесь стоит ясная и солнечная погода.
Для каждого района Тибета существует свой сезон. В Лхасу и окрестности можно ездить в любое время года, при условии, что туристов не пугают ночные температуры в -12С. Без шансов попасть в область на границе с Китаем и Непалом в зимние месяцы и в разгар сезон дождей. В это время очень плохие метеоусловия, а в разгар сезон дождей – оползни. Тоже самое касается восточного Тибета. На северный Тибет путешественники отправляются летом, т.к. в зимнее время года в этой части страны очень холодно.
Природные богатства Тибета, к которым так влечет туристов со всего мира, находятся под охраной государства. Обширное биоразнообразие страны контролируется и защищается в 14 заповедных зонах, которые занимают треть территории региона.
Ландшафты региона сохранились в первозданном виде. В Тибете насчитывается 125 видов диких животных и 39 видов растений, которые находятся под государственной охраной первой степени защиты. Любители экотуризма приезжают в Тибет, чтобы познакомиться с уникальной природой в заповедниках страны.
Заповедник Лалу расположен на заболоченных землях недалеко от Лхасы на высоте 3645 метров. Это самый высокогорный заповедник в мире, 95% территории занимают луга. Здесь обитают тысячи уток и чаек, поэтому место пользуется популярностью у ориентологов.
В заповеднике Нам-цо находится одноименное озеро, расположенное на высоте 4718 метров, его размеры 70 на 30 км, что делает водоем вторым по величине соленым озером в Китае и высочайшим в мире. На озеро обязательно стоит отправиться, находясь в столице страны, т.к. окружающие его виды славятся своей живописностью.
Заповедник Nyingchi Pagqi был создан для защиты уникального кипарисового леса, самые большие деревья достигают высоты 50 метров, а возраст самых старых – 2500 лет. Деревья у местных жителей считаются священными, а сам лес имеет огромнейшую ценность для биологов и зоологов в изучении растительности и климата. Заповедник расположен в 40 км к западу от провинции Нуингчи между городами Байи и Нуингчи.
Заповедник Angren привлекает туристов своими гейзерами, которые, кстати, охраняются государством. Здесь удивительной красоты лавовые рельефы, свидетельствующие об океанических извержениях.
Очень интересна экскурсия в заповедник Zhada Clay, расположенном в 225 км от города Shiquante. Здесь под охраной государства находятся «глиняные леса», представляющие собой 10 метровые столбы, сформировавшиеся в результате тектонических процессов. 1000 лет назад на территории заповедника процветало королевство Гуге.
Заповедник Nyalam и Zham находится на, государством здесь охраняются тибетские снежные курицы, панды, водяные собаки, камышовый кот, белоглазый ястребиный канюк и редчайшее животное мунтжака, который относится к семейству оленей. Мягкий климат и небольшая высота позволяют туристам увидеть в этом заповеднике четко выраженную смену растительности, в зависимости от высоты. У подножья растут вечнозеленые леса, чуть выше – широколиственные и хвойные, и на верху – высокогорные кустарники. В мае, когда начинается сезон дождей, в заповеднике Nyalam и Zham появляются многочисленные водопады и расцветают красивейшие цветы. Заповедник расположен в 300 км от столицы Тибета Лхасы.
Заповедник Gyirong Jiang основан для охраны растений и лесных экосистем. Среднегодовая температура здесь держится в районе +10С, что создает благоприятные условия для произрастания тибетской сосны, гималайского тиса и длиннохвойной ели, которая встречается только на этой территории. Заповедник находтися на границе с Непалом в долине Гийронг.
Увидеть бангладешского тигра, леопарда, золотые мартышек, ящеров и медведей можно в заповедник Rdzayul, который находится на юго-востоке Тибетского нагорья. Район является необитаемым и здесь охраняются вечнозеленые лиственные леса, редкие животные субтропического пояса и юннаньский сосновый лес.
Поскольку Тибет является высокогорным районом, то до многих его участков добраться крайне сложно. Некоторые туры по заповедным зонам можно совершить исключительно на джипе. Джип-сафари дает возможность туристам посетить достопримечательности региона, которые находятся высоко в горах.
Треккинг в Тибете – самое популярное туристическое направление. Здесь создано несколько маршрутов для этого вида отдыха. Самый популярный маршрут – восхождение к Эвересту, высота которого 8846 метров. Базовый лагерь знаменитой горы находится на высоте 5200 метров на территории национального парка Джомолунгма.
В основном туристы выбирают трех и четырехдневный маршрут, который начинается с поселка Тингри и ведет к подножью вершины. Помимо пешего восхождения, можно арендовать Ланд Крузер в Лхасе или Шигадзе.
На территории базового лагеря расположены две постройки, большое количество палаток с едой и чаем, и почтовое отделение, базовки различных экспедиций.
Для того, чтобы посетить базовый лагерь Эвереста необходимо получить два пермита. Первый – это специальное разрешение от от Public Security Bureau, который выдается в Шигадзэ; второй — разрешение для въезда на территорию парка Джомолунгма. Без опытного гида восхождение на Эверест невозможно.
Священная гора Кайлас – еще одно популярное место среди любителей треккинга. Высота горы – 6714 метров, а путешествие займет в среднем 2-4 дня. На протяжении многих веков паломники приезжают сюда, чтобы совершить кору (ритуальный обход). Длина пути – 53 км. Согласно верованию, один такой обход избавляет от всех жизненных грехов. Вокруг горы Кайлас находится несколько монастырей и очень живописные места, поэтому обычно никто не спешит за максимальное время совершить кору, наслаждаясь неспешным походом. Добраться до Кайласа можно на джипе из Лхасы, дорога займет около недели.
Любители природы отправляются на треккинг в Namchag Barwa. Путь начинается с небольшой деревни Pei проходит в долине реки Yarlu Zangbo. Во время пути встречаются колоритные поселения малых народностей Тибета. Этот регион для треккинга находится в 500 км от столицы Тибета. Для того, чтобы отправиться на треккинг в Кайлас и Namchag Barwa необходимо получить разрешение.
Лучшее время для треккинга на территории Тибета – период с апреля до октября, даже не смотря на то ,что погода в это время непредсказуема. Зимние треккинги также пользуются популярностью у туристов.
Тибет весьма популярен среди альпинистов. Наиболее интересные места для занятия этим видом спорта расположены на юго-западе района.
Не только своей природой славится Тибет, здесь существует огромное количество интересных экскурсионных объектов. В этом регионе Китая можно посетить древние города, самобытные монастыри, величественные храмы.
Нельзя охватить весь регион за одну поездку, это физически невозможно, в зависимости от количества проведенных в стране дней, стоит составить план путешествия. Например, если тур в Тибет рассчитан на неделю, то лучше отправиться на изучение столицы региона и его окрестностей. За 14 дней дополнительно можно включить в обзорную экскурсию города Шигадзе и Гьянтзе, а также доехать на джипе к Эвересту. Если отпуск в Тибете составляет 3 недели, тогда обязательно стоит отправиться к священной горе Кайлас, озеру Манасаровар и древнейшему королевству Гуге на западе Тибета.
www.holiday.by
📌 ТИБЕТ — это… 🎓 Что такое ТИБЕТ?
(кит. Сицзан), Тибетский автономный район, — расположен в юго-зап. части КНР, на Тибетском нагорье. Площ. 1,2 млн. км2. Нас. ок. 1,25 млн. чел., в осн. тибетцы и китайцы. Адм. ц. — г. Лхаса.
В этническом и историческом отношении с терр. совр. Тибетского автономного района тесно связаны также значит. части совр. пров. Цинхай, Сычуань, а также часть пров. Ганьсу и Юньнань; поэтому в ист. лит-ре под Т. часто понимается не только терр. Тибетского автономного района, но и весь обширный р-н, населенный тибетцами (площ. ок. 2 млн. км 2).
Ядро тибетского народа составили племена цянов, переселившихся на терр. Т. ок. 6-5 вв. до н. э. и смешавшихся с автохтонами. К 7 в. н. э. часть цянов перешла к земледелию, освоила выплавку металлов, строительство ирригационных сооружений. Разложение первобытнообщинного строя привело в нач. 7 в. к объединению всех осн. тибетских племен во главе с Намри — правителем Ярлунга (в юго-вост. части терр. Т.). Его сын и преемник Сронцзангамбо (ум. 649), к-рый укрепил позиции центр. власти и вел успешные войны за пределами Т., считается основателем Тибетской империи 7-9 вв. — первого раннефеод. гос. образования на терр. Т. В 1-й пол. 7 в. в Т. появилась письменность. Период расцвета Тибетской империи приходится на царствование Тисонгдэцэна (755-797), при котором тибетские войска заняли терр. совр. Непала, провинций Ганьсу, Цинхай, части Синьцзяна и др. В 787 гос. религией стал буддизм, проникший из Индии, Хотана и Китая.
В 7-9 вв. в Т. складываются феод. производств. отношения. В нач. 9 в. начался упадок Тибетского гос-ва, чему способствовали борьба с уйгурами, арабами, а также длит. войны с Китаем (начались вскоре после установления с ним Тибетом в 7 в. непосредственных контактов и продолжались с перерывами до 9 в.). Воен. неудачи совпали с ослаблением центр. власти, усилением местных правителей-феодалов, недовольных ростом экономич. и политич. влияния буддийского духовенства. В правление Лангдармы (836-842) начались преследования буддистов, а после его убийства Т. распался на самостоятельные феод. кн-ва, наиболее сильным из к-рых было княжество на З. во главе с потомками династии, правившей в Лхасе. В 11-12 вв. в Т. возник ряд буддийских сект (школ), основывались монастыри, наиболее крупные из них вместе с подвластными территориями являлись самостоятельными теократическими гос-вами.
В 13 в. Т. попал в зависимость от монголов, прекратившуюся с падением в 14 в. династии Юань. В 14-17 вв. в Т. происходила борьба за власть между различными религиозными сектами (монастырями) и светскими феодалами. В сер. 14 в. ведущее положение занял род Пхакмотру, опиравшийся на монастыри секты Дрикунгпа. В сер. 15 в. его сменяет род Ринпунг, к-рый в сер. 16 в., в свою очередь, был оттеснен т. н. царями Цанга, опиравшимися на монастыри секты Карма-па. Однако ни одной из этих династий не удалось создать прочного централизованного гос-ва в масштабах всего Т.
В конце 14 — начале 15 вв. монах Цзонкаба основал новую буддийскую секту — Гэлуг-ба (т. н. желтоша-почники). С 16 в. глава секты стал носить титул далай-ламы.
В 17 в. Гэлуг-ба вола борьбу со светскими феодалами и с другими сектами за установление своего господства на всем Т. С этой целью 5-й далай-лама Агвантлобсанг-джамцо (1617-82) обратился за помощью к ойратскому Гуши-хану, правителю Кукунора. В 1642 войска Гуши-хана разгромили главного соперника 5-го далай-ламы — царя (правителя области) Цзан. Секта Гэлуг-ба стала господствующей в Т., а ее глава — далай-лама — духовным и светским главой страны. Т. о., был завершен процесс объединения Т. и складывания теократич. формы правления.
В нач. 18 в. Т. стал объектом экспансии цинского Китая, сначала дипломатической, а затем и военной. Вначале династия Цин (1644-1911) попыталась укрепиться в Т. с помощью своего союзника — кукунорского князя Лхабсанга, к-рый, однако, был убит войсками ойратского хана Цэван-Рабдана, занявшими в 1717 Лхасу. Опасаясь усиления Джунгарского (Ойратского) ханства — главного противника в Центральной Азии, цинский двор осуществил ряд военных походов в Т. В 1720 цинские войска заняли Лхасу, разбили джунгарские войска и установили контроль над Т. Одновременно ряд тибетских земель, в т. ч. Амдо, был аннексирован Цинской империей.
Используя противоречия между отдельными группировками духовных и светских феодалов Т. и при помощи ряда карательных экспедиций, к-рые жестоко подавляли антицинские выступления тибетского народа (напр., в 1727-28, 1750), маньчжуры постепенно укрепляли в Т. свои позиции. В 1792 Т. был включен в состав Цинской империи.
Цинский двор посылал в Т. своего резидента, к-рый осуществлял верховный контроль над деятельностью пр-ва далай-ламы. В Т. были размещены гарнизоны маньчжурско-китайских войск. Ведение местных дел, однако, фактически осталось в руках правительства далай-ламы и его органов па местах. В 19 в., по мере углубления общего кризиса Цинской империи, реальная власть маньчжуров в Т. стала постепенно ослабевать.
В конце 19 в. Т. становится объектом экспансии Англии, подчинившей к этому времени непосредственных соседей Т.
В 1903-04 Англия осуществила вооруж. интервенцию в Т. Несмотря на героич. сопротивление тибетского народа, 3 авг. 1904 англ. войска вступили в Лхасу, а 7 сент. 1904 интервенты принудили тибетские власти подписать кабальный договор, устанавливавший зависимость Т. от Англии. Договор не был ратифицирован цинским пр-вом.
Проникновение Англии в Т. вызвало противодействие рус. пр-ва. Под его давлением англ. пр-во вынуждено было признать сюзеренные права Цинской империи в Т., что было отражено в англо-рус. соглашении от 31 авг. 1907, по к-рому обе стороны обязались уважать терр. целостность Т., не вмешиваться в его внутр. управление и сноситься с Т. только через кит. пр-во.
В восточнотибетских областях начались антицинские восстания. Опасаясь отпадения Т., Цины решили вооруж. путем укрепить там свою власть. В 1910 Лхасу заняли войска маньчжурского генерала Чжао Эр-фына. 13-й далай-лама бежал в Индию.
В период Синьхайской революции (1911-13) все цинские войска и чиновники из Т. были изгнаны. В связи со свержением династии Цин 13-й далай-лама объявил о прекращении всех связей с Пекином. На восточных границах Т. разгорелся вооруженный конфликт с посланными в Т. войсками Юань Ши-кая. В результате дипломатического вмешательства Англии в 1913-14 в Симле состоялась англо-китайско-тибетская конференция (см. Симлская конвенция). Был принят проект, предусматривавший широкую автономию и фактическую независимость (с признанием формального сюзеренитета Китая) для тибетских земель, находившихся к этому времени под юрисдикцией пр-ва далай-ламы. Кит. пр-во не ратифицировало Симлское соглашение. Напряженное положение на тибетско-китайской границе сохранялось вплоть до сер. 30-х гг., выливаясь часто в вооруженные столкновения между тибетскими и китайскими войсками.
В сер. 30-х гг., после смерти 13-го далай-ламы, отношения между нанкинским гоминьдановским пр-вом, занятым отражением япон. агрессии, и Т. несколько нормализовались, однако вплоть до осени 1949 Т. проводил фактически независимую от нанкинского пр-ва политику. Одновременно в Т. сохранялось сильное английское влияние. С окончанием 2-й мировой войны в Т. усиливается активность США.
Накануне победы народной революции в Китае контакты с гоминьдановским правительством были прерваны тибетскими властями, а 4 ноября 1949 т. и. Великое собрание, состоявшее из представителей тибетского правительства, монастырей и чиновничества, официально провозгласило «независимость Т.». После победы народной революции в Китае (1949) пр-во КНР сделало спец. заявление по Тибетскому вопросу (20 янв. 1950), в к-ром охарактеризовало действия местных тибетских властей как сепаратистские п резко осудило их. Одновременно оно предложило Лхасе направить своих представителей в Пекин для переговоров о мирном урегулировании вопроса. Это предложение не было принято, и в октябре того же года части Нар.-освободит. армии Китая начали продвижение к центр. р-нам Тибета. Тогда тибетские власти решили принять предложение Центр. нар. пр-ва Китая. 23 мая 1951 в Пекине между представителями пр-ва КНР п тибетского пр-ва было заключено «Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета», к-рое предоставляло Т. право на осуществление нац. автономии под общим руководством пр-ва КНР. Соглашение предусматривало сохранение здесь старой политич. системы, содержало обещание кит. пр-ва помочь развитию производит. сил и культуры тибетского народа.
К 1951 в Т. полностью господствовали феодальные производственные отношения. Вся земля принадлежала трем крупнейшим собственникам — пр-ву, светским феодалам и буддийской церкви (в Т. насчитывалось неск. тыс. монастырей со 150 тыс. монахов). Крестьяне фактически находились на положении крепостных. После 1951 пр-во КНР провело ряд мер для нек-рого облегчения тяжелого положения тибетского народа. Тибетским крестьянам и ремесленникам были предоставлены ден. ссуды, беднейшие земледельцы получили безвозмездно с.-х. орудия и семена. Здесь появилась сеть гос. магазинов и была ликвидирована система низких цен на тибетское сырье и высоких цен на ввозимые товары, появились первые совр. пром. предприятия. Началась работа по ликвидации неграмотности.
В 1959 в Т. произошел мятеж. После подавления мятежа Т. фактически перешел под контроль кит. военных властей. Одновременно были ликвидированы феодальная собственность на землю и теократическая форма правления. В 1965 был создан Тибетский автономный район. Однако больше половины тибетцев, по официальной статистике, проживает вне автономного района — в соседних провинциях Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань, где созданы 9 тибетских автономных округов, один смешанный автономный округ и два автономных уезда.
В ходе т. п. «культурной революции» в Т. были разогнаны выборные органы власти, призванные осуществлять автономные права тибетского народа. Их место заняли «ревкомы», находящиеся под контролем армии. Насаждались т. н. народные коммуны. Тибетская национальная культура была объявлена «реакционной и феодальной», многие ее памятники уничтожены.
Осн. занятие населения Т. — с. х-во. В басс. р. Брахмапутры — местами земледелие (посевы ячменя, бобовых, картофеля). В большей (высокогорной) части Т. разводят овец, коз, яков (кочевое и полукочевое скотоводство). Т. остается одним из наиболее экономически отсталых районов КНР. Сельское хозяйство базируется на примитивной технике, начавшееся строительство мелких промышленных предприятий не изменило аграрного характера экономики. Жизненный уровень тибетского населения крайне низок.
Источн.: История Тибета и Хухунора, (пер. с кит. Н. Бичурин), ч. 1-2, СПБ, 1833; Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных», пер. Б. И. Кузнецова, (Л.), 1961; Дас Сарат Чандра, Путешествие в Тибет, пер. с англ., СПБ, 1904; Сун ши (История династии Сун), цзюань 492, в сер.: Эрши сы ши (24 династийные истории), т. 18, Шанхай, 1958; Мин ши (История династии Мин), цзюань 331, там же, т. 24; Roerich N., The blue annals, v. 1-2, Calc, 1949-53; Bacot J., Thomas F. W., Toussaint Ch., Documents de Touen-Houang relatifs а l’histoire du Tibet, P., 1947.
Лит.: Богословский В. А., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; Востриков А. И., Тибетская историч. литература, М., 1962; Леонтьев В. П., Иностранная экспансия в Тибете в 1888-1919 гг., М., 1956; Bell Ch., Tibet. Past and present, Oxf., 1924; Petech L., China and Tibet in the early 18th century, Leiden, 1950; Schulemann G., Geschichte der Dalai-Lamas, Lpz.,1958; Stein R. A., La civilisation tibétaine, P., 1962; Tucci G., Tibetan painted serolls, v. 1-2, Roma, 1949; Richardson H. E., Tibet and its history, L., 1962 (док-ты в приложении).
В. А. Богословский, Б. П. Гуревич,
Л. И. Думан. Москва.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
dic.academic.ru
Тибет (Tibet)
Общая информация
Тибет (Tibet) – район на западе Китая, расположен на Тибетском нагорье, в самом высокогорном регионе Земли и занимает площадь 1 228 400 км². На юге региона находятся склоны Гималайского хребта, а на границе с Непалом — гора Эверест. Столица и крупнейший город — Лхаса.
В различные периоды истории Тибет был независимым государством либо территорией в составе Монгольской империи или вассальной землёй цинского Китая. Перешёл под контроль Китая в 1950 году после победы под Чамдо.
Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кхам и Амдо. Правительство Китая раздробило территорию исторического Тибета, выделив в нём Тибетский автономный район (ТАР) и переподчинив некоторые территории другим провинциям.
Сейчас Тибетский автономный район (ТАР) в Китае занимает меньше половины всего исторического Тибета (провинцию У-Цанг и западную часть Кхама), а население ТАР составляет всего лишь одну треть от населения исторического Тибета. Территория исторического Амдо и остальная часть Кхама административно входят в другие китайские провинции: Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу.
Долгое время Тибет был самой труднодоступной частью света. Причиной этого были не столько суровые климатические условия высокогорья и природная изолированность этого региона, сколько политика правителей Тибета, запрещавших доступ сюда иностранцам.
Регион не стал доступнее и в ХХ веке. Затяжной и кровавый конфликт между сторонниками независимости Тибета и официальным Пекином делал невозможным путешествие по этому краю. Тибет долго был запретной зоной для туристов и открылся для посещения лишь в 1984 году.
Тибетская оппозиция расценивает политику китайских коммунистических властей в регионе как геноцид тибетского народа. Китайское правительство в ответ говорит о том, что якобы после 1959 года в Тибете было ликвидировано рабство, возросла грамотность и стабильно повышается уровень жизни населения.
География
Тибет занимает площадь 1 228 400 км². Средняя высота территории: 4 000 метров над уровнем моря.
Самая высокая гора: Джомолунгма (Эверест).
На территории Тибета берёт исток ряд великих рек, которые протекают затем по территории проживания других народов и поэтому более известны по названиям на языках этих народов (указаны в скобках), а не по тибетским. Это Ярлунг-Дзангбо (Брахмапутра), Ма-Чу (Жёлтая река), Джи-Чу (Янцзы), Сенгге-Дзангбо (Инд), Пунг-Чу (инд.: Арун), Наг-Чу (бирм.: Салуин) и Дза-Чу (Меконг).
Крупнейшие озёра: Цонаг, Нам-Цо, Ямджоюм-Цо, Мапамъюм-Цо (Манасаровар).
Средняя температура: 14 °C в июле и −4 °C в январе.
Средний уровень осадков: сильно различается, в западных областях 1 мм в январе и 25 мм в июле; в восточных областях 25-30 мм в январе и 80 мм в июле.
Наверх Последние изменения:Население
Тибетцы заняты в основном в сельском хозяйстве и животноводстве. Проживающие на территории Тибета китайцы — в управлении, торговле, секторе обслуживания. Связано это с тем, что до включения в состав Китая Тибет отличался малоразвитой аграрной экономикой. Специалистов для новых отраслей, создаваемых китайским правительством, среди этнических тибетцев не было.
Вопрос о количестве и национальном составе населения Тибета весьма сложен. Связано это, во-первых, с отсутствием точного определения территории Тибета, во-вторых, с предвзятостью источников.
Правительство Тибета в изгнании сообщает о шести миллионах этнических тибетцев и семи с половиной миллионах этнических китайцев (Хань).
Однако правительство Китая приводит следующие данные:
Тибетский автономный район: 2 616 329 тибетцев, 158 570 ханьцев и более 30 000 других национальностей (2000 год).
Так называемый «Великий Тибет», к которому тибетское правительство в изгнаниии относит также территории, не имеющие в нынешнем Китае автономного статуса: 5,24 миллиона тибетцев, 3,62 миллиона хань (китайцев) и 1,64 миллиона представителей других национальностей (2000 год).
Уровень грамотности среди тибетцев составляет менее 50 %.
Тибетское правительство в изгнании и правозащитные организации считают, что тибетский этнос подвергается целенаправленному уничтожению с начала аннексии Китаем в 1950 году (по данным международных правозащитных организаций — численность сократилась как минимум в 5 раз). С того времени по сей день местное коренное население Тибета устраивало множество акций сопротивления китайским властям. Каждый раз бунты подавлялись очень жестко с многочисленными случаями убийства и повсеместным применением пыток в тюрьмах.
До 1959 года в Тибете существовало всего 2 тюрьмы. Сегодня только в центральном районе Тибета насчитывается 12 тюрем на площади в 5 тысяч км. Остается неизвестным количество тюрем на северо-востоке Тибета из-за дробления этой области и переподчинения земель другим провинциям.
Генеральная ассамблея ООН неоднократно принимала резолюции осуждающие нарушение прав человека Тибетского народа, но все резолюции остаются лишь на бумаге.
Численность тибетцев в изгнании — около 134 тыс. человек: в Индии — 100 000 человек, в Непале — 20 000, в Бутане — 1 500, в Швейцарии — 2 000, в Европе — 400, в Австралии и Новой Зеландии — 200, в США — 8 000, в Канаде — 1 200, в Скандинавии — 100.
Культура
Этнические тибетцы исповедуют тибетский буддизм и религию бон. Тибетский язык относится к тибето-бирманской языковой группе сино-тибетской языковой семьи. С момента вхождения в состав Китая официальным языком на территории Тибета является китайский, однако делопроизводство разрешено вести на тибетском, также в начальной школе обучение зачастую ведётся на тибетском, с постепенным переходом на китайский язык к старшим классам. Но обучение в школах повсеместно платное и большая часть населения совершенно неграмотна.
С 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, был полностью запрещен местный старинный обряд погребения «Небесные похороны». Только с 1974 после многочисленных просьб монахов и рядовых тибетцев китайское правительство позволило возобновить церемонию «Небесных похорон». Именно такой способ погребения тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.
Все монастыри Тибета сейчас контролируются Комитетами Коммунистического Демократического Управления. Члены этого комитета — китайцы, живут в монастырях и проводят в жизнь религиозную политику китайского правительства.
Данные комитеты официально установили критерии приёма тибетцев в монастыри.
Выдержка:
Кандидату должно быть, по крайней мере, 18 лет, он должен «любить свою страну и коммунистическую партию», иметь разрешение родителей и получить одобрение Комитета демократического управления монастырями; получить согласие областных или районных властей в Бюро общественной безопасности. Кандидат и его родители должны быть «политически благонадежными».
По данным международных правозащитных организаций из 6 тысяч тибетских монастырей 95 % разрушены или полностью снесены.
Например, женский монастырь города Шикаце, построенный ещё в XII веке, был полностью уничтожен по приказу китайских властей с формулировкой — «строительство монастыря изначально не было согласовано с властями».
Интересные факты
4 июня 1926 года в Тибете Далай-Ламой был введён налог на уши. Страна создавала армию, срочно требовались деньги, а все обычные налоги уже были. Надо признать, что никто из тибетцев не отрезал себе уши, чтобы не платить налог. Все платили. Деньги на армию были собраны в течение одного года.
Лидерство по числу невероятных налогов также принадлежит Тибету. За что только не заставляли раскошеливаться на рубеже XIX-XX веков. Тибетцы должны были платить налог на свадьбу, на рождение детей, на право петь, танцевать, звонить в колокольчик и бить в барабаны. Усталому путнику не дозволялось даже просто так вздремнуть на травке: за ночлег он должен был заплатить налог хозяевам земли.
История
Тибет находится между двумя центрами древнейшей культуры — Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически изолирован от них. Нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов. Тем не менее, все исторические свидетельства начинаются со времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.
Более детально тибетская история известна c VII по XI век, когда империя распространялась от Бенгалии на юге до Монголии на севере. Тибетцы противостояли в большей степени Китаю чем Индии по причине труднопроходимости Гималаев, Китай тибетцы называли Rgya-nag (Чёрная Империя), а Индию — Rgya-gar (Белая Империя).
617-650гг.. — правление царя Сонгцена Гампо, который известен тем, что что принёс в Тибет буддизм. Про него сложено много противоречивых и фантастических легенд, отчего восстановить исторически ход событий непросто. После смерти Сонгцена Гампо формально власть перешла к его внуку, но реально страной стал править министр, а буддизм пришёл в упадок.
755-797гг.. — правление Трисонг Децена, который восстановил в стране Учение Будды, пригласив для этой цели из Индии великих индийских гуру Шантаракшиту и Падмасамбхаву, которые организовали перевод с санскрита текстов Учения и создали буддийскую сангху Тибета. В Центральном Тибете был построен монастырский университет Самье, который до сих пор является одним из важнейших центров буддизма.
815-838гг.. – правление Ралпачана, внука царя Трисонг Децена. Он пригласил мастеров, скульптуров, художников из Непала, Индии, Китая, Кашмира для выполнения задуманного им плана строительства буддийских храмов и монастырей. Он ввёл в органы управления страной монахов, дав им права решающего голоса наравне с главными министрами, приравняв статус монаха к статусу высшего чиновничества.
В 822г. был заключён мирный договор с Китаем, подтверждающий право тибетцев на занятую территорию.
Во время правления Ралпачана империя ослабевала, правительство погрузилось в запутанные интриги, активность проявили сторонники религии Бон.
838-841гг.. – правление Ландармы. В результате переворота царь Ралпачан был убит, власть получил Ландарма, который опирался на бонских сторонников и жестоко преследовал буддизм. Монахи и учёные вынуждены были скрыться в дальних провинциях или бежать в сопредельные страны.
У Ландармы не было наследников, и после его смерти империя распалась на много малых царств: Гуге, Ладак, Пулань и др. С этого момента на несколько сотен лет отсутствует систематическое изложение тибетской истории.
842-1247гг.. — период раздробленности Тибета.
В конце XVIII — начале XIX веков в свете соперничества Великобритании и России в Азии, Тибет стал объектом колониальных интересов этих держав. В целях недопущения преобладания влияния сильного соперника, обе державы признавали нахождение Тибета под суверенитетом ослабевшего Китая. Великобритания, несмотря на договорённости, испытывала значительные опасения, связанные с фигурой одного из ближайших приближенных Далай-Ламы — пророссийски настроенного Агвана Доржиева. Кульминацией соперничества за Тибет и Большой Игры в целом стала британская экспедиция в Тибет в 1903-1904 под командованием Френсиса Янгхазбенда.
В 1911 году в Китае с Учанского восстания началась Синьхайская революция. В её ходе губернаторы отдельных провинций и территорий Китая один за другим заявляли о своей независимости от Пекина. Не остался в стороне и Тибет, провозгласивший независимость от центральной власти в конце 1911 года. Прочие страны мира считали происходящие в стране революционные события внутренним делом Китая, и заняли позицию строгого нейтралитета, ожидая, пока какая-нибудь из многочисленных противоборствующих сил не одержит верх и не создаст новое правительство, способное представлять страну на международной арене, поэтому независимость Тибета никто не признал.
В 1950 китайские войска вошли в тибетский район Чамдо, подавив номинальное сопротивление плохо вооружённой тибетской армии. В 1951 под давлением китайских военных представители Далай-ламы подписали с Пекином «Соглашение о Мирном Освобождении Тибета из 17 пунктов», в котором подтверждались китайские права на Тибет. Это соглашение было ратифицировано тибетским правительством через несколько месяцев.
В дальнейшем китайцы постепенно наращивали своё присутствие в Тибете. В 1956 г. был учреждён Подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного района. Согласно китайским источникам, в 1959 г. в Тибете были проведены «демократические реформы», в ходе которых был ликвидирован «отсталый феодально-крепостнический режим». Правительство Тибета во главе с Далай-ламой бежало и с 1959 года функционирует на территории Индии. В 1965 г. был официально провозглашён Тибетский автономный район. В дальнейшем Китай проводит активную политику освоения Тибета и развития его инфраструктуры. На территории Тибета разместились войска, и расположилось значительное количество приехавших этнических китайцев.
Второй и последний выпуск марок Тибетского правительства в изгнании, 1974г.
По утверждению правительства в изгнании, китайцы на территории Тибета стали превосходить в количестве коренное население. Официальная статистика, однако, этого не показывает. Сопоставляя разные данные, можно оценить, что подавляющее большинство этнических китайцев сосредоточено в районе Лхасы, где их количество составляет порядка трети населения. В остальных районах Тибетского автономного района тибетцы превалируют.
В 2008 году в Тибете произошли массовые беспорядки, зачинённые тибетскими монахами. Монахи устроили мирную акцию протеста к годовщине изгнания Далай Ламы в Индию, которая позже переросла в массовые беспорядки. В провинции Сычуань было совершено нападение на китайский полицейский участок, начались разгоны митинга, по некоторым данным китайская полиция применила огнестрельное оружие. Китайская сторона это отрицает.
Просмотров: 8960
tourweek.ru
Тибет Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Тибет (значения).Тибет | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Окрестности монастыря Самье в Тибете | ||||||||||||||||
Экзотопонимы | кит. 西藏, Сицзан | |||||||||||||||
Географический регион | Центральная Азия | |||||||||||||||
Период | VII век — настоящее время | |||||||||||||||
Локализация | юго-запад КНР | |||||||||||||||
Население | 10,5 млн | |||||||||||||||
Площадь | 1,2 млн км² | |||||||||||||||
В составе | Тибетский автономный район, Юньнань, Сычуань, Цинхай, Ганьсу (КНР) | |||||||||||||||
Включает | У-Цанг, Амдо, Кам | |||||||||||||||
Государства на территории | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
Тибе́т (тиб. བོད་, Вайли bod, Бё[К 1]; кит. 西藏 Сицзан, неп. तिब्बत) — район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье.
Представляет собой культурную и религиозную общность, отличительными чертами которой являются тибетский язык и тибетский буддизм.[1] Коренное население — тибетцы.
С 1950 года[К 2] входит в состав КНР как Тибетский автономный район и автономные округа в провинциях Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу, между которыми поделены исторические области Тибета У-Цанг, Кам и Амдо. Лхаса — историческая столица Тибета и административный центр
ru-wiki.ru
📌 Тибет — это… 🎓 Что такое Тибет?
Тибет (официально Тибетский автономный район Китая, Сицзан-Цзычжицюй) (Autonomous Region of Tibet, Tibetan Bod; Xizang, Hsi-tsang) — территориально-административная единица в Юго-Западном Китае (см. Китай). Площадь — 1,2 млн. кв. км. Население — 2,6 млн. человек (2000). Административный центр — город Лхаса.Тибетское государство возникло в 7 в. В 13–14 вв. Тибет находился в зависимости от монголов. В 17 в. глава буддийской (ламаистской) секты гелугпа далай-лама стал духовным и светским главой страны.
В начале 18 в. Тибет стал объектом притязаний со стороны монголов и Китая. Верх одержал Китай: императоры династии Цин включили в свой титул Тибет, и в Лхасе стал располагаться небольшой китайский гарнизон. Далай-ламы полностью сохраняли свой суверенитет в отношении внутренних вопросов.
После попытки вторжения непальцев в 1792 году, инспирированной англичанами, Тибет был закрыт для иностранцев, кроме китайцев. В 1904 году в Тибет были введены британские войска, что мотивировалось необходимостью сдерживать российское влияние. В 1907 году Великобритания и Россия подписали договор о невмешательстве в дела Тибета. В 1910 году китайские войска готовились к вторжению в Тибет, но начавшаяся революция расстроила эти планы. В дальнейшем Китай не отказывался от притязаний на Тибет, но фактически правление далай-ламы было независимым. В октябре 1951 года китайские войска вторглись в Тибет. Сопротивление возглавил Далай-лама XIV, началась партизанская война, подавленная к 1959 году. Около 90 тыс. тибетцев было убито. Далай-лама вынужден был бежать в Индию.
В 1965 году создан Тибетский автономный район. Тибет долгое время оставался запретной зоной для туристов и открылся для посещения лишь в 1984 году.
ООН неоднократно принимала резолюции о нарушении в Тибете прав человека.
Тибет называют «крышей мира».
Говоря о тибетских храмах, подразумевают буддийские. Так как буддизм на Тибете называют ламаизм, то тибетские храмы тоже именуют ламасериями.
Тибетские монастыри отличаются особым стилем, этническим колоритом. Различные направления в буддизме проявляются и в особенностях архитектуры. Они позволяют проследить развитие и изменения буддизма на Тибете. В 7 в. сюда из Индии попал Посвященный буддизм, от ханьцев перешел буддизм Махаяна. На Тибете они смешались с местной религией Бон — так и был сформирован ламаизм. В тибетском буддизме особое значение придается Посвященному Буддизму: вера в безжалостный рок вселенной, непостоянство, кару за грехи, реинкарнацию и освобождение от мирских забот. Ламаисты практикуют монотонное песнопение и жертвоприношение богу, т.д. Выдающихся монахов называют «лама». Это очень почетное обращение. В 7 в. жил верующий в буддизм князь Тубо, Сунцан Гампо (617–650). Он создал тибетский язык, занимался строительством храмов и переводил санскриты. Все это активно способствовало формированию тибетского буддизма, который постепенно вытеснял религию Бон. Однако в середине 9 в. князь Ландэма начал поощрять верования Бон, борясь с буддизмом. Но через 100 лет буддизм возродился на Тибете. Чтобы упрочить свои основы и привлечь больше верующих, буддизм стал впитывать местные особенности. Из-за различий в обрядах и системе наследования в 11 в. тибетский буддизм разбился на 4 основные направления: Красную секту, Цветную, Белую и Желтую секты. Каждая из них обладала своей храмовой организацией и системой изучения сутр. В конце 13 в. ламы на высшем уровне начали расширять свое влияние над местными политическими силами, стремясь к сращению политики и религии. В начале 15 в. под управлением Цун Кха-па (1357–1419) Желтая секта провела реформу. Постепенно секта усиливалась. И позже при поддержке династии Цин она стала контролировать политическую и религиозную жизнь Тибета. Желтая секта практиковала последующее воплощение двух живых Будд. Один из них — Далай-лама, а второй — Паньчэнь. Нынешний Паньчэнь уже 11-ый по счету. Тибетский буддизм распространился среди жителей Сычуани, Цинхая, Ганьсу и Внутренней Монголии, а также в Бутане и Непале. Он оказал огромное влияние на историю, культуру и экономическое развитие Тибета. Тибетские храмы важны не только для проведения обрядов, но и для глубокого изучения и понимания культуры, истории тибетцев.
Монастырь Гандэн расположен в 40 км от Лхасы. Основан в 1409 году. Является одним из самых святых мест тибетского буддизма, сохранившим многовековые обряды и убранство. Монастырь Гандэн или Галдан, расположенный к востоку от Лхасы на высоте 4500 м над уровнем моря, был основан в 1409 году Цзонхавой.
«Гандэн» по-тибетски означает «радостный», а также является синонимом «западного рая», известного как Тушита, обитель Майтрейи, Будды Грядущего (тиб. Джампа). Гандэн был первым монастырем ордена гелугпа и с момента его основания оставался главным его центром (первоначально школа называлась «гандэнпа» или «галданпа»). После смерти Цзонхавы настоятелями монастыря стали два его первых ученика — Гьяцаб Дже и Кедруб Дже. Изображения Цзонхавы и его первых двух учеников встречаются в Гандене повсеместно.
Политическое влияние Гандэна было очень значительным, и монастырь более других монастырей Тибета пострадал во время антикитайского восстания. Сегодня Гандэн восстанавливается, но до сих пор огромное число разрушенных зданий можно увидеть на территории монастыря и окрестностей. Разрушения были причинены массированными артобстрелами и бомбардировками, проводившимися в 1966 году.
Гандэн был временно закрыт для посещения в 1996 году после демонстраций протеста, вызванных решением китайского правительства запретить портреты Далай-ламы. Сегодня все ограничения на посещение монастыря отменены.
dic.academic.ru