Дания форма правления и государственное устройство: Королевство Дания. Государственное устройство. Правовая система. Гражданское право. Уголовное право. Судебная система.

Содержание

Королевство Дания. Государственное устройство. Правовая система. Гражданское право. Уголовное право. Судебная система.

Содержание

Государственное устройство
Правовая система
— Общая характеристика
— Гражданское и смежные с ним отрасли права
— Уголовное право
— Судебная система. Органы контроля
Литература

Государственное устройство

Дания — унитарное государство. Территория страны разделена на 14 административных единиц — амтов. Во главе каждого амта стоит амтманн, назначаемый Королем, и действуют выборные советы.
Действует Конституция Государства Дании, принятая 5 июня 1953 г. По форме правления Дания — конституционная парламентская монархия. Политический режим — демократический. Главой государства является Король. В соответствии с Законом о престолонаследии от 27 марта 1953 г. королевская власть передается по наследству по мужской и женской линиям. Конституция закрепляет за Королем высшую власть в управлении государством. Король назначает и увольняет членов правительства и высших должностных лиц, открывает парламентские сессии, имеет право распускать парламент. Он утверждает законы, а в перерывах между сессиями сам издает законодательные акты временного характера. Король является верховным главнокомандующим, решает вопросы внешней политики (правда, без согласия парламента Король не может денонсировать международный договор, применить силу против иностранного государства и т.д.). Король обладает правом амнистии и помилования. Все акты Короля должны быть скреплены подписью Премьер-министра или соответствующего министра, которые несут за них ответственность. Король за свои действия ни перед кем не отвечает.

Парламент Дании — Фолькетинг осуществляет совместно с Королем законодательную власть. Это однопалатный орган, в состав которого входят 179 депутатов, из них 175 — представители непосредственно Дании и по 2 представителя от Фарерских островов и Гренландии. Депутаты избираются сроком на 4 года путем всеобщих прямых выборов по системе пропорционального представительства.
Избирательные реформы 1978 г. снизили возрастной ценз с 20 до 18 лет. На 12-й день после выборов парламент должен собраться на сессию. Сессия открывается избранием президиума, который руководит работой парламента, его постоянных и временных комиссий. Заседания Фолькетинга открытые, однако по требованию председателя президиума или депутатов могут проводиться закрытые заседания.
Парламент обладает достаточно широкими полномочиями: принимает законы, решает вопросы финансового характера (с его разрешения взимаются налоги, заключаются соглашения о государственных займах), контролирует деятельность правительства, занимается внешнеполитическими проблемами, формирует вооруженные силы. Законопроекты (обычно они вносятся на рассмотрение правительством или депутатами) проходят в Фолькетинге три чтения. Те законопроекты, которые депутаты не успели обсудить до окончания парламентской сессии, считаются отклоненными. Принятые законопроекты должны быть одобрены Королем или (если этого потребуют не менее 1/3 депутатов) референдумом.
Поправки к Конституции нуждаются в обязательном одобрении референдумом.
Правительство — Совет министров — сосредоточивает в своих руках широкие полномочия по управлению государством: фактически оно осуществляет большинство королевских функций. В состав правительства входят Премьер-министр и министры. В соответствии с § 14 Конституции члены правительства назначаются Королем. На деле Премьер-министром становится лидер партии парламентского большинства, который затем формирует правительство.
Совет министров обладает законодательными и исполнительными полномочиями. Он разрабатывает большое число законопроектов и, пользуясь поддержкой парламентского большинства, проводит их через парламент. В перерывах между сессиями в случаях, как отмечено в Конституции, «особой срочности» Совет министров может самостоятельно принимать временные законы, которые затем должны быть одобрены Фолькетингом.
Правительство обладает определенными правами в отношении парламента: министры могут присутствовать и выступать на заседаниях Фолькетинга, Премьер-министр вправе потребовать от председателя парламента созыва чрезвычайной сессии, определив при этом повестку дня. Совет министров наделен важными полномочиями в отношении государственного аппарата: он руководит министерствами и ведомствами, может ликвидировать старые и создавать новые ведомства, представляет Королю кандидатуры на руководящие должности в аппарате; высшие должностные лица могут быть перемещены на другой пост без согласия Правительства, только если при этом не уменьшается их вознаграждение. Правительство активно участвует в международной жизни государства: заключает договоры с иностранными державами, назначает (с согласия Короля) дипломатических представителей государства. Конституция устанавливает принцип парламентаризма: весь состав Правительства или отдельный министр должен уйти в отставку, если парламент вынесет ему вотум недоверия. Если вотум недоверия будет вынесен Премьер-министру, ему полагается войти с представлением об отставке всего правительства. Обвинение против министра в отношении его служебных обязанностей может быть предъявлено только парламентом. Эти обвинения рассматриваются специальным судом (Ригсреттеном), который состоит из судей Верховного суда и лиц, отобранных парламентом не из числа депутатов.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Дании входит в самостоятельную скандинавскую (именуемую также «северной») правовую семью, сочетающую некоторые черты как романо-германской, так и англо-американской систем.

Важнейший документ в истории права страны — «Датский закон Кристиана V» (1683), подготовленный по поручению Короля путем пересмотра ранее действовавших законодательных актов (все они с его принятием были отменены). Он состоит из 6 книг и представляет свод законов, относящихся к различным отраслям права. Наиболее подробно изложены уголовные законы, вошедшие в последнюю книгу. Форма изложения отдельных правовых положений в нем весьма казуистична. «Датский закон Кристиана V» никогда официально не отменялся, однако к настоящему времени остаются в силе лишь некоторые второстепенные его положения. С 1849 г., после отмены абсолютной монархии, началась реформа законодательства (в частности, был принят Уголовный кодекс 1866 г.), в ходе которой в основном и сформировалась действующая правовая система Дании.
В силу особенностей исторического развития страны датское право весьма своеобразная и совершенно самостоятельная система. В прошлом оно не испытывало на себе сколь-нибудь определяющего влияния права какого-либо другого государства. Лишь с последних десятилетий XIX в. оно оказалось вовлеченным в процесс целенаправленного сближения с правом других скандинавских государств. На основе предложений, разрабатываемых совместными комиссиями юристов, в этих странах принят ряд законодательных актов аналогичного содержания, прежде всего в сфере торговли, а также семейного и наследственного права.
Как и во всех странах скандинавской правовой семьи, главным источником права в Дании является законодательство, однако кодифицированы лишь некоторые отрасли датского права. Так, Закон о правосудии 1916 г. (в редакции 1963 г. с последующими изменениями) регулирует вопросы судоустройства, процесса уголовного и гражданского, исполнения судебных решений и приговоров. Кроме этого, кодифицировано только уголовное законодательство, которому в Дании традиционно придается большое значение.

Существенная особенность датского (и вообще скандинавского) права состоит в том, что наряду с законодательством большую роль в качестве источника права играют судебные прецеденты. Некоторые правовые институты регулируются лишь нормами прецедентного права. В месте с тем положения многих датских законов оставляют весьма широкий простор для судейского усмотрения. Применение судебных прецедентов в Дании не регулируется столь жесткими и строгими правилами, как это предусмотрено, скажем, английским правом. Судебные решения формулируются весьма конкретно, а не как общие правила, рассчитанные на безусловное подчинение им в будущем. Однако в целом суды обязаны следовать решениям, принятым по аналогичным делам вышестоящими инстанциями, в первую очередь Верховным судом. Известную роль в качестве источника права играют в Дании обычаи, прежде всего морские и торговые.
От собственно датского отличается право, действующее на автономной территории Гренландии. Так, в сфере гражданско-правовых отношений наряду с датскими законами отчасти сохраняет силу местное обычное право (именно оно, а не закон, регулирует правовые последствия брака). Ряд законодательных актов издан специально для Гренландии: Гражданско-процессуальный кодекс, Закон о наследстве, Закон о правовом положении детей и др. Применительно к местным условиям составлен и Уголовный кодекс для Гренландии 1954 г.
Научные исследования в области права Дании ведутся в основном на факультете юриспруденции и политических наук университета в Копенгагене и на факультете экономики и права университета в Орхусе.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Гражданско-правовые отношения, а также сфера торгового оборота регулируются главным образом нормами прецедентного права, однако имеется и ряд важных законодательных актов. В области права собственности на недвижимость — Закон о регистрации земель (1926), а в сфере обязательственного права и торговых отношений — законы о купле-продаже товаров (1906), о страховании (1930), о торговле (1966). В свою очередь и в этих актах сказывается влияние прецедентного права (в частности, в них иногда не придается существенного значения форме договоров).

В сфере гражданских правонарушений значительных законодательных актов нет; здесь непосредственно действуют нормы прецедентного права, построенные на принципах вины и лишь в исключительных случаях допускающие ответственность за действия других лиц. В сфере семейного и наследственного права действуют периодически пересматриваемые — после консультаций с другими Скандинавскими странами — законы о браке и разводе (1969), о правовом положении детей (1960), об усыновлении (1956) и др.
Регулирование трудовых отношений осуществляется, как правило, посредством коллективных договоров, заключаемых между представителями работников (профсоюзов) и объединениями предпринимателей на общенациональном или отраслевом уровне либо на предприятии между работниками и его владельцем. Система социального обеспечения, являющаяся одной из наиболее развитых в мире, финансируется за счет прямых и косвенных налогов (в частности, путем надбавок на цены некоторых товаров), а также взносов предпринимателей и бюджетных ассигнований. Эта система включает пенсии по старости, часть которых выплачивается всем нуждающимся, пособия по безработице, по инвалидности, компенсацию расходов на жилье и воспитание детей, бесплатную медицинскую помощь и др.
В Дании придается серьезное значение охране окружающей среды. Правовой основой защиты естественной флоры, фауны и среды обитания растений и животных служит Закон об охране окружающей среды 1985 г. Отдельные вопросы регулируются законами о правилах охоты, рыболовства, о лесах, разработке полезных ископаемых, водоснабжении либо инструкциями Министерства охраны природы.

Уголовное право

Уголовное право Дании кодифицировано. УК 1930 г. стал одним из наиболее заметных явлений в буржуазном уголовном законодательстве первой половины XX в. В нем была сделана попытка сочетать концепции «неоклассической» и социологической школ уголовного права. В УК 1930 г. предусмотрены весьма широкие пределы судейского усмотрения. Он допускал применение уголовного закона по аналогии, что мотивировалось стремлением избегать подробных описаний составов преступления (аналогия допускалась и в предшествующем УК 1866 г. , но тогда она оправдывалась возможными пробелами). Наряду с мерами наказания в УК 1930 г. предусмотрены помещение в работный дом и другие «меры безопасности» для некоторых категорий правонарушителей. Этим Кодексом была введена также принудительная кастрация, однако на практике она не применялась. Смертная казнь в Дании отменена в законодательном порядке в 1978 г., а до этого фактически не применялась с 1950 г., после казней нацистских преступников и коллаборационистов.
Существенными особенностями отличается уголовное право, действующее на автономной территории Гренландии. Применительно к местным условиям был составлен отдельный УК для Гренландии 1954 г. До принятия этого Кодекса здесь вообще не было писаных уголовных законов, а применялись обычаи, основанные на устных преданиях. В Гренландии никогда не было тюрем, а малая численность населения и суровые природные условия продиктовали и многие весьма существенные особенности Уголовного кодекса 1954 г. Созданный на основе УК Дании 1930 г. «Датский уголовный кодекс для Гренландии» (таково его официальное название) отличается от него даже по объему: он раза в четыре меньше. У гренландского УК иная, весьма необычная структура: раздел о предусмотренных им вместо наказания «правовых последствиях преступления» помещен после Особенной части. Открывающая Кодекс Общая часть состоит всего из 10 параграфов. Как и в датском, в гренландском УК предусмотрено применение уголовного закона по аналогии. В Особенной части Кодекса содержится только описание составов конкретных видов преступлений без указания санкций за них. В Кодексе нет упоминания не только смертной казни, но и тюремного заключения. Основные «правовые последствия преступления», предусмотренные им, — принудительные работы без лишения свободы и штраф, а также запрет проживания в определенной местности. Только «особо опасного» или «привычного» преступника можно постановить содержать в каком-либо помещении или полярном лагере в изоляции от окружающих, если этого требуют интересы «общей безопасности».

Судебная система. Органы контроля

Высшее звено судебной системы — Верховный суд ( г. Копенгаген), учрежденный еще в 1661 г. В его составе — 15 судей во главе с председателем. Он рассматривает жалобы на постановления нижестоящих судов в одной из двух коллегий в составе не менее чем из 5 судей. В исключительных случаях собирается пленум Верховного суда.
Два суда — восточных и западных земель, т.е. соответственно датских островов (в Копенгагене) и полуострова Ютландия (в Виборге),выступают в качестве апелляционной инстанции и как суды первой инстанции по гражданским и уголовным делам, не подпадающим под юрисдикцию низших судов по категории дела, сумме иска либо по тяжести наказания: они рассматривают дела о преступлениях, за которые грозит 8 лет лишения свободы либо более тяжкое наказание. В этих судах 20 коллегий (соответственно 13 и 7) по 3 судей в каждой, которые рассматривают попеременно то гражданские, то уголовные дела и по первой, и по второй инстанции. При этом рассмотрение уголовных дел по первой инстанции проводится с участием 12 присяжных заседателей, которые не только выносят вердикт о виновности, но и вместе с судьями определяют наказание.
Низшие суды (именно так они и называются) имеются в каждом из 84 судебных округов и состоят из одного либо нескольких (в Копенгагене около 20) профессиональных судей. Гражданские дела в них рассматривают судьи единолично, а уголовные — с участием двух заседателей, шеффенов. Однако дела о малозначительных преступлениях, а также те, по которым подсудимый признает себя виновным и не настаивает на иной судебной процедуре, рассматриваются судьями единолично. Широко распространена практика уплаты обвиняемым штрафа до суда над ним, исключающая процедуру судебного разбирательства и вынесение приговора.
Важное место в судебной системе отводится Суду по морским и торговым делам, заседающему в Копенгагене. Дела в нем рассматриваются коллегией в составе одного профессионального судьи и 2 или 4 судебных заседателей из числа специалистов, обладающих соответствующим опытом. Этот суд рассматривает не только гражданские споры, но и дела об уголовных преступлениях, связанных с событиями на море. Имеются также суды по рассмотрению трудовых конфликтов, по делам о банкротстве и др.
Процедура рассмотрения судебных дел, в особенности в низших судах, не связана с соблюдением большого числа формальностей, с ограничениями в представлении доказательств или со строгими правилами их оценки. Судебные решения и приговоры, вынесенные датскими судами, могут быть обжалованы, как правило, только один раз. При этом в вышестоящей инстанции дело, по существу, рассматривается заново. Лишь в исключительных случаях, с разрешения министра юстиции, Верховный суд может принять к производству дело о жалобе на решение или приговор низшего суда, уже рассмотренное судом второй инстанции.
В Дании нет системы административной юстиции, однако действия административных органов могут быть обжалованы в общие суды, вплоть до Верховного.
Назначение на должность судьи производится королевским указом по представлению Министерства юстиции из числа лиц, имеющих, как правило, 15-20-летний стаж работы в качестве дипломированных юристов при судах, в прокуратуре и т. п. Круг лиц, назначаемых судьями, весьма ограничен (около 280 на страну с 5,1 млн. населения). Судьи назначаются пожизненно, но в 70 лет уходят в отставку.
Прокуратура входит в систему Министерства юстиции. Во главе ее находится «королевский адвокат» — генеральный прокурор, выступающий в Верховном суде. Его заместитель и 7 «государственных адвокатов» — местных прокуроров поддерживают по его указанию обвинение в Верховном суде и в судах восточных и западных земель. Они полномочны отказаться от уголовного преследования, если считают его нецелесообразным. В низших судах в качестве представителей обвинения, а также представителей государства в гражданских спорах обычно выступают «полицмейстеры» начальники полицейских участков, подчиняющиеся Министерству юстиции (их около 75), либо адвокаты, каждый раз уполномочиваемые на то одним из прокуроров. Расследование уголовных дел ведется полицией.
Право выступать в суде в качестве представителя стороны по гражданским либо защитника по уголовным делам получают только дипломированные юристы с определенным стажем работы и отвечающие ряду других требований, строгость которых возрастает по мере того, звание адвоката какого суда (низшего, судов восточных и западных земель или Верховного) желает получить претендент. Подобными вопросами в Дании ведает Министерство юстиции. Распространена практика назначения бесплатного защитника по уголовным делам, в том числе в ряде случаев уже на стадии предварительного следствия.
Контроль за деятельностью гражданской и военной администрации государства осуществляет Омбудсман юстиции (Justitie-Ombudsmannen), служба которого учреждена в Дании Законом от 11 июня 1954 г. согласно Конституции 1953 г. В соответствии с последней (ст.55) Омбудсман назначается Фолькетингом. Срок полномочий — 4 года. Функции датского Омбудсмана несколько ограничены по сравнению с другими Скандинавскими странами: он надзирает за деятельностью государственных служащих, но не вмешивается в действия судей.

Литература

Уголовный кодекс Дании / Пер. С.С. Беляева и А. Рычевой. М., 2001.
Danish Law: A General Survey / Ed. Gammeltoft-Hansen H. Copenhagen, 1982.
Koktvedgaard M. Denmark // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1972. P.D23-35.

Территориально-государственное устройство / Дания / Политический Атлас Современности

Дания / Территориально-государственное устройство

Дания — унитарное государство. С 1 января 2007 года было введено новое административно-территориальное деление страны. Вместо 14 амтов было создано 5 регионов: Нордюлланд (столица — Аальборг), Мидтюлланд (столица — Виборг), Суаданмарк (столица — Вейле), Ховедстаден (столица — Хиллерод) и Сьёлланд (столица — Сорё). Муниципалитеты также были укрупнены, и их число было уменьшено с 271 до 98.

Региональные власти не имеют права взимать налоги. Основной их задачей является предоставление населению медицинских услуг и содействие региональному развитию, в том числе с использованием местных ресурсов и инновационного потенциала. Муниципальные власти взимают налоги и занимаются школьным образованием, уходом за престарелыми, содержанием дошкольных учреждений, охраной окружающей среды, дорожным хозяйством, обеспечением работы учреждений культуры и так далее.

Гренландия и Фарерские острова не входят в систему административного управления королевства и обладают особым статусом. Изначально территории Гренландии и Фарерских островов принадлежали Норвегии, однако после провозглашения Кальмарской унии, которая объединила Данию, Швецию и Норвегию, попали под власть датской короны. В соответствии с Кильским мирным договором 1814 года территория Норвегии была отторгнута от Дании в пользу Швеции, однако Фарерские острова и Гренландия остались под властью датского монарха.

С 1816 года Фарерские острова имели статус амта (области) и после принятия конституции 1849 года обладали тем же объёмом прав, что и другие датские области, включая право на представительство в ригсдаге. С конца XIX века на Фарерских островах начался подъём националистических настроений, которые ещё больше усилились в ходе Второй мировой войны, когда оккупированная Германией Дания и временно занятые Великобританией Фарерские острова оказались отрезанными друг от друга. В 1948 года был принят Акт о самоуправлении Фарерских островов, по которому они получили полную внутреннюю автономию, собственные органы власти, флаг и гимн, а фарерский язык был принят в качестве официального.

Гренландия сохраняла колониальный статус вплоть до принятия датской конституции 1953 года, когда она получила статус амта. В 1979 году в Гренландии был принят акт о внутреннем самоуправлении, предусматривавший для неё такой же статус, что и у Фарерских островов.

В соответствии с конституцией 1953 года и двумя актами о самоуправлении Гренландия и Фарерские острова обладают практически полной свободой действий в своих внутриполитических делах.

Используя своё право на самоуправление, Фарерские острова изначально отказались присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС). Поскольку Гренландия на момент вступления Дании в ЕЭС в 1973 году ещё не пользовалась полной автономией, она, несмотря на нежелание большинства населения острова, была вынуждена вступить в эту организацию вместе с Данией, оставаясь там вплоть до 1 февраля 1985 года. По результатам референдума 1982 года Гренландия отказалась от участия в европейской интеграции. Причиной стал конфликт интересов по квотам на лов рыбы, что относится и к Фарерским островам. С тех пор отношения острова с европейским интеграционным объединением строятся на основе соглашения об ассоциации.

В настоящее время обе самоуправляющиеся территории получают значительные субсидии от центрального правительства. Помимо этого с остальной Данией их связывают единство судебной системы, военно-стратегическая сфера американские базы и система РЛС в Гренландии) и представительство депутатов в фолькетинге. В обеих автономиях есть партии, выступающие за независимость, и официальная позиция датских властей состоит в том, что в случае, если население Фарерских островов и Гренландии на референдуме выразит желание отделиться, Дания не будет этому препятствовать. Вместе с тем весь предыдущий курс датского правительства в отношении Фарерских островов показывает, что в случае отделения островам будет резко сокращено финансирование в форме субсидий. Опасения на этот счёт являются главным фактором, сдерживающим сецессионистские устремления.

В 2002 году парламент Фарерских островов проводил с датским правительством переговоры по поводу предоставления независимости, но они завершились безрезультатно. Особая комиссия рассматривает возможность предоставления Гренландии статуса, сравнимого уже не столько с автономией, сколько с положением добровольно присоединившегося государства (предполагает сохранение верховной власти датского монарха).

←   Назад  |   Территориально-государственное устройство   |   Вперёд   →


Правительство Дании | Парламентская демократия

общество

В Дании политика основана на консенсусе. В датском парламенте представлены представители 14 партий, и с 1909 года ни у одной партии не было достаточно представителей, чтобы править полностью самостоятельно. Вместо этого несколько партий сформировали правящую коалицию.

Фолькетинг парламент Дании

Система управления в Дании является парламентской демократией. Парламент в Дании называется Фолькетинг и имеет многопартийную структуру. Поскольку ни у одной партии нет достаточного количества 179 голосов, чтобы править самостоятельно, несколько партий ведут переговоры о целях формирования многопартийной коалиции.

Ведущая фигура одной из сильных партий в этой коалиции становится премьер-министром, в то время как лидеры других коалиционных партий иногда берут на себя важные роли, такие как министр юстиции, министр финансов и министр иностранных дел. .

Нынешнее правительство сформировано 27 июня 2019 года и состоит из Социал-демократической партии.

Выборы в Фолькетинг проводятся не реже одного раза в четыре года, но премьер-министр может назначить выборы в любое время — и обычно выбирает момент, который будет выгоден его или ее партии.

Королева Дании является официальным главой правительства Дании, но ее роль в основном церемониальная.

Получить больше информации о нынешнем правительстве Дании

Дворец Кристиансборг

Датская демократия основана на 170-летней Конституции

Основой датской демократии является Конституция Дании 1849 года, что делает ее одной из старейших конституций в мире. Этот Grundlov, или основной закон представляет собой набор фундаментальных принципов и правил для общества, которым должны соответствовать другие законы, такие как свобода выражения мнений и свобода собраний.

День Конституции отмечается каждый год 5 июня. Дания – одна из немногих стран в мире, где нет национального праздника, но День Конституции приближается. В День Конституции народ Дании празднует демократию, включая свободу слова, права личности и свободу собраний.

Конституция также описывает датскую систему правосудия и права обвиняемых в совершении преступлений. Например, арестованное лицо должно быть представлено на слушание по делу grundlovsforhør или конституционное слушание в течение 24 часов, чтобы судья мог решить , достаточно ли улик, чтобы оставить человека в тюрьме.

Вы знали

Когда он подписал Конституционный акт Дании в 1849 году, король Фредерик VII преобразовал датскую монархию в конституционную монархию. Это означает, что монарх по-прежнему является главой государства, но имеет ограниченные полномочия, такие как официальное подписание законопроектов, принятых парламентом.

Издание законопроектов и создание законодательства

Каждый год парламент Дании рассматривает 200-300 предложенных законопроектов. Главы министерств готовят большинство законопроектов, но члены парламента также могут предлагать законы. Законодательный процесс предназначен для предоставления времени для обсуждения. Постоянные комитеты обсуждают предложения и консультируются с представителями заинтересованных групп, учеными и другими внешними экспертами. Наконец, Парламент решает, принять или отклонить законопроект.

Парламент также отвечает за ежегодное принятие Закона о финансах, который определяет годовой бюджет датского государства. Закон о финансах является очень сложным законом, поскольку он выделяет средства для различных государственных организаций и операций.

Кроме того, датский парламент обязан утвердить каждого нового гражданина Дании. На практике кандидаты на получение гражданства обычно объединяются в группы по 1000 и более человек для утверждения парламентом.

Партии, представленные в настоящее время в датском парламенте  

 

  • Датские социал-демократы (Socialdemokraterne)
  • Либеральная партия (Венстре)
  • Датская народная партия (Dansk Folkeparti)
  • Социал-либеральная партия (Radikale Venstre)
  • Социалистическая народная партия (Socialistisk Folkeparti)
  • Красно-зеленый альянс (Enhedslisten)
  • Консервативная партия (Det Konservative Folkeparti)
  • Альтернатива (Alternativet)
  • Новые правые (Nye Borgerlige)
  • Либеральный альянс

Четыре места в парламенте зарезервированы для представителей Гренландии (два) и Фарерских островов (два). Следующие партии получили по одному месту на последних всеобщих выборах:


  • Инуиты Атакатигиит, Гренландия
  • Сиумут, Гренландия
  • Самбандсфлоккурин, Фарерские острова
  • Явнадарфлоккурин, Фарерские острова

Мы также рекомендуем

  • КУЛЬТУРА История Дании

    30. 05.2018

    Читать далее

  • глобальная ответственность Дания и мир

    13.06.2018

    Читать далее

  • Общество Доверие: краеугольный камень датской культуры

    13. 05.2019

    Читать далее

Правительство и политика

Политическая система Дании представляет собой многопартийную структуру, где в парламенте представлены несколько партий. Датские правительства чаще всего представляют собой администрации меньшинства, управляющие с помощью одной или нескольких поддерживающих партий. Это означает, что для датской политики характерны межпартийные компромиссы. С 1909 ни одна партия не получила большинства мест в парламенте.

Датская демократия

Датская демократия основана на идеях, семена которых были посеяны в Европе в 18 веке как реакция на королевский абсолютизм, ущемлявший свободу граждан. Власть в обществе не должна быть навязана людям сверху. Все люди рождаются свободными и равными и поэтому имеют право принимать участие в выборах в законодательные собрания различных уровней: фолькетинг, окружные советы и городские советы. Избирательное право является основой демократии. Этот принцип был закреплен в Конституционном акте от июня 1849 г., основные принципы которого все еще можно найти в нынешнем Конституционном акте от 5 июня 1953 г. В Дании женщины получили право голоса в 1915 г.

Демократия охраняется не только Конституционным актом, но и парламентскими выборами Акт Дании. Избирательная система, основанная на пропорциональном представительстве, гарантирует, что представители всех частей страны и представители любой точки зрения, организовавшиеся в крупные группы меньшинств или массовые движения, получают места в соответствии с числом поданных голосов. Вознаграждение, которое получают всенародно избранные, делает экономически возможным баллотироваться на выборах для всех, независимо от дохода.

Права и обязанности

Для датской демократии характерно то, что управление государством основано на добровольном соглашении между конституционной монархией и гражданами страны. Граждане не имеют прямого влияния на управление государством, но оказывают свое влияние косвенно посредством голосования. Референдумы открывают возможность получения прямого народного влияния. В то же время граждане признают принцип, согласно которому решение принимает большинство, что каждый обязан соблюдать законы, платить налоги, нести военную службу и т. д. В обмен на это Конституционный Закон дает гражданам некоторые важные права и свободы, так что они могут действовать так, как они считают нужным по отношению к своим избранным представителям. Большинство граждан могут, используя свое право голоса, смещать политиков, которые, по их мнению, не подходят для пребывания у власти. А в соответствии с последней частью Конституционного акта (статьи 71-85) всем гражданам гарантируются их личные свободы и они защищены от посягательств, в т. ч. в форме свободы слова и свободы собраний, защиты частной собственности, равных возможностей трудоустройства и права пользоваться социальными услугами.

Разделение власти на три части

В целях обеспечения стабильной демократии и предотвращения злоупотребления властью верховная власть в Дании, как и в большинстве других западных демократий, разделена на три независимых органа, которые контролируют друг друга: законодательный , исполнительной и судебной власти. Фолькетинг является единственным органом, уполномоченным издавать законы. Однако законы вступают в силу только после получения королевской санкции. На практике монарх находится за пределами трехраздельной власти, но Ее Величество Королева или Его Величество Король формально обладают властью, например. при назначении или увольнении министров.

Законодательная и исполнительная власти уравновешены друг против друга в том смысле, что большинство из 179 членов Фолькетинга может свергнуть кабинет или министра, представив приказ, содержащий вотум недоверия. С другой стороны, премьер-министр может распустить Фолькетинг в любое время в надежде получить более стабильное большинство. Ответственность министров является центральным пунктом демократии. Они обладают обширными полномочиями, но по-прежнему находятся под контролем Фолькетинга и его постоянных комитетов. В особых случаях министры могут быть подвергнуты импичменту. Кроме того, суды и омбудсмен вправе заботиться об интересах граждан по отношению к властям.

Политика в интересах общества

Одной из основных характеристик демократии является то, что она открыта и прозрачна для широкой публики. Вся политическая система сверху донизу контролируется и подвергается критике со стороны избирателей посредством прессы и других средств массовой информации. Аналогичным образом принцип открытости был реализован в государственном управлении в том смысле, что все граждане имеют право доступа к документам и могут жаловаться Уполномоченному по правам человека или в суды, если они считают, что с ними обращаются несправедливо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *