Дауншифтинг что это такое википедия определение: что это такое простыми словами, определение в психологии и Википедии, история появления, ценности и принципы

Дауншифтинг что это? Каким бывает дауншифтинг?

Книга | Видео | О проекте | Контакты | Карта сайта | Форум | Блог | Стройка | Eng

Главная > Дауншифтинг > Дауншифтинг что это?

Я уже около 5 лет изучаю материал по вопросам дауншифтинга и различных переездов из города в деревню. Дауншифтинг, что это такое и почему вокруг этого термина существует столько споров и недопониманий? Откуда возникли мифы о дауншифтинге и стереотипное представление у многих людей, далеких от этой тематики? Какие бывают разновидности дауншифтинга? Всех ли дауншифтеров можно прировнять под одни условия? Эти и многие другие вопросы я задавал себе на протяжении этих 5 лет, изучая различную информацию, после чего у меня сложилось четкое представление об этом феномене — и я готов поделиться им с вами, коллеги.

Я не буду писать здесь шаблонных фраз из Википедии, что дауншифтинг — это то-то и то-то. Зачем?! Вам ведь это вовсе не интересно, поскольку это всё банально. Я хочу представить несколько другой взгдяд на вопрос.

Дауншифтинг — это реализация планов по какому-либо переезду из крупного города в более мелкое поселение с целью продолжительного проживания в оном. Это когда человек или группа людей (например, семья) переезжает из своего засиженного, пыльного, грязного и вонючего города, в деревню, село, просто в лес или поле (купив участок или взяв самозахватом). Либо переезд в курортное место ради того, чтобы постоянно отдыхать и бездельничать.

Сейчас очень многих переселенцев можно назвать дауншифтерами, однако цели у всех разные. Но некоторые обижаются, когда их называют этим термином. Например дауншифтеры первого варианта (см. ниже) могут обидеться, так как не хотят себя ассоциировать со вторым вариантом. «Мы не такие!» — имеют ввиду эти переселенцы, и они полностью правы. Я выделил два основных вида дауншифтинга: это переезд с целью продолжительной оседлой жизни на своей земле (купленной, арендованной или самозахват) и дауншифтинг как затянувшаяся тусовка на каком-нибудь курорте.

Об этом я подробнее напишу ниже. 

Теперь давайте подробнее рассмотрим оба эти варианта:

Дауншифтинг Созидателя (Крестьянский Дауншифтинг)

Дауншифтинг как переезд из города на село, деревню, «в чисто поле», дабы создавать там для себя и своей семьи своё хозяйство, завести скотину, выращивать овощи, заниматься ремеслами и т.д. Растить детей в экологически чистых условиях, питаться здоровой, не отравленной ядохимикатами пищей, дышать чистым воздухом, ну, вы меня понимаете… Такой вариат дауншифтинга является созидательным вариантом, когда человек не страшиться труда и тянется к земле.

Такой вариант также благотворно влияет и на других людей, простых жителей городов или соседей по селу, так как в условиях крестьянско-фермерского хозяйства, как правило, излишки своих продуктов крестьянин старается продавать, т.е. поставлять на рынки. Тем самым создаётся благоприятная среда для развития экономики страны, ведь стране, в итоге, не будет необходимости закупать продукцию из-за рубежа, а дудет возможность брать свою. Да, ценовая политика вызывает различные споры, но, при разумном подходе, можно принять компромиссы для обеих сторон. Однако, те олигархи, которые получают свою прибыль за счёт ввоза иностранной продукции (прежде всего спекулятивный капитал), разумеется, будут против этого и всячески станут отговаривать, утверждая, что это только лишь навредит экономике, так как из-за рубежа продукт закупается по более низкой цене.

Стало быть, переезжая на село, человек улучшает свои жизненные условия и создаёт предпосылки на развитие различных отраслей. Возможно даже, создаёт новые рабочие места. Минусов в этом я найти не могу.

Семья Германа Стерлигова — самый знаменитый пример «созидательного дауншифтинга»

русская семья дауншифтеров в Белизе

знаменитый украинский дауншифтер В. Сергиенко «Кошастый»

жители родового поселения «Сотворение» под эгидой течения «Звенящие Кедры»

Дауншифтинг Бездельника

Поглотил в себя уже многих людей. На чем основывается этот вариант и что он из себя представляет? Представляет из себя он то, о чём я уже писал выше, то есть простой переезд, чаще всего в курортные места жарких стран, с целью тусоваться там долгое время (в идеале, неограниченное). Однако, идеология его построена на тезисах саморазвития человека. Суть такого дауншифтинга — индивидуализм, то есть (как заявляют почти все адепты такого вида дауншифтинга) жизнь ради себя, жизнь для себя, уничтожение прежней системы ценностей ради индивидуалистической новой, в которой будет существовать только моё «Я» и жить я буду только для самого себя.

Против какой именно системы ценностей выступают оба вида дауншифтеров? Против навязанной системы бесконечного потребления, карьеры и материального благополучия как цели в жизни, против постоянной гонки и суеты за материальными ценностями и жизнью по «закону джунглей». В этом оба варианта совпадают. В чём различия? А различия, на самом деле, в той идеологической базе, которую разделяют дауншифтеры. Вообще существует только три идеологии, которые человечество изобрело за всю свою историю: Социализм, Консерватизм и Либерализм. Если социалист стремиться к дауншифтингу, то он старается создавать большие поселения, возрождать деревню, создавать большую семью, где всё будет поровну и будет справедливость.

Консерватор стремиться также к большому поселению либо к созданию патриархальной семьи с традиционными ценностями, много детей, большое хозяйство. Но либерал, когда стремиться к дауншифтингу, вовсе не стремиться создавать большое поселение, где все будут заняты работой в поле, или какое-либо вообще поселение, чаще всего вообще даже не хочет создавать семью и заводить детей, так как его идеология индивидуализма, в которой его «Я», стоит на первом месте, не предусматривает наличие детей, так как дети будут отнимать у него кучу времени, которое он мог бы потратить на себя любимого, путешествуя по миру, катаясь на сёрфе, отдыхая в Тайланде, Гоа, Бали или где-либо ещё. Жизнь в самосовершенствии и саморазвитии. Вы слышите? САМОсовершенствие и САМОразвитие. То есть заостряя внимание только на себе. 

пример «дауншифтинга бездельника»  как способ прожигание жизни

мечты офисного работника о постоянном отдыхе и жизни только «ради себя»

И сейчас многие представители данного вида, то есть профессиональные бездельники, могут со мной не согласиться и привести пример каких-либо монахов, на что я отвечу, что монахи самосовершенствуются, проходя через колоссальные испытания в строгой аскезе и с большим трудом, усилием, тогда как либеральный дауншифтер проводит время в ЮВА, тусуется и фотографирует различные достопримечательности. Разница есть или нет? Или вы хотите сказать, что эти ваши попытки «медитации» по 15 минут поутру — это и есть аскеза и тяжёлый труд монаха (любой конфессии)? Я вас умоляю. Одно дело, когда ты совершаешь это нехотя, через силу идёшь на духовный подвиг, а другое дело по 15 минут в день, перед ожидаемой тебя далее курортной движухой?

Это есть ни что иное, как хиппи-дауншифтинг. Как и всё течение хиппи, такой вариант дауншифтинга несёт лишь сугубо потребительский характер. Что?! — спросите меня вы. Да мы же как раз таки бежим от этой навязанной системы потребления! Но ведь потребление бывает разным, это ведь не обязательно только продукты питания или бытовые вещи. Путешествия и туризм, например, как вид потребления. 

Находясь в эмиграции, такой дауншифтер, как правило, получает деньги за счёт сдачи в аренду своей недвижимости, либо удалённо работая через интернет. Однако, сельский житель позволить себе такое может далеко не во всех случаях из-за плохих коммуникаций и просто отсутствия связи на его участке, но он также может сдавать свою недвижимость в аренду. Но тут суть не в этом, а в том, что для тех и для других всё равно оказываются нужны деньги. Другое дело, как они ими распоряжаются. Нет, я чужие деньги не считаю, но само отношение — ведь мы говорим о якобы отказе от потребления.

Так как, живя на курорте в отельчике, у тебя нет возможности заводить своё хозяйство, ты не привязан к этой земле, а, стало быть, мобилен и сможешь уехать, когда захочешь. А если ты не привязан к своей земле и у тебя нет хозяйства, которое может тебя и твою семью прокормить худо-бедно (а зачастую довольно неплохо), то ты вынужден постоянно тратить деньги на обеспечения своей жизнедеятельности. Заводить семью и детей тут уже как-то не экономно, поскольку денег от сдачи одной квартиру на всех не хватит, тут даже без индивидуализма это понятно. В итоге такой человек просто выпадает из общества и перестаёт приносить какую-либо пользу для него. Для того общества, которое его воспитало и родило на свет, каким бы плохим или хорошим оно не было. Либо для какого-либо другого общества в той стране, в которой он находится. 

Это как раз тот эгоцентризм и эгоизм, который диктует ему его новая идеология, идеология либерализма. Уходя от старых ценностей потребления и материального благополучия, человек приходит к новым. Кстати, зачастую люди считают, что уйдя от старых ценностей, они освобождаются от навязывания и диктата, т.е. они считают, что уходят вообще от идеологий, религий и всего такого. Однако, это глубокое заблуждение, поскольку, уходя от одного, они приходят к другому. «Свято место пусто не бывает». Одна энергия переходит из одного состояния в другое — помните из физики?

хиппи-дауншифтеры на Гоа, период 60-70-гг

Теперь самое интересное, что такое то, от чего пытается уйти любой дауншифтер, хороший и плохой, созидательный и расточительный (звериный)? Что такое есть это бесконечное потребление и тяга к материальному благополучию? А это ни что иное, как тот же самый либерализм, только вид с другой стороны! Либерализм как идеология в своей экономической доктрине подразумевает свободный рынок, капитализм, где и происходит это самое навязывание бесконечного потребления, дабы владелец корпорации мог получить максимально большую прибыль от реализации своих товаров или услуг.

Получается, что такой дауншифтер, находясь в рамках либеральной системы, убегая от одних потребностей, приходит к другим. Ну вот, например, эти бесконечные путешествия, которые я и сам люблю (кстати), это разве не потребление? А сколько туристической рекламы существует сейчас? А фильмы про путешествия, которые снимаются на деньги рекламодателя, владельца той или иной корпорации? А реклама, в виде пропаганды с красивыми картинками и образами в социальных сетях? Публикуя статьи на этом сайте, я сам занимаюсь пропагандой и рекламой! Но одно дело, когда ты путешествуешь только ради утоления своей тяги к эмоциям и тусовкам, другое дело, когда твоё путешествие приносит тебе кучу новых знаний и материала, которым ты можешь потом поделиться с людьми.

Если у человека есть деньги, значит, он может себе позволить потреблять товары и услуги, а если он не хочет потреблять какие-то определённые товары и услуги, то он будет потреблять другие товары и услуги. Или ты считаешь, что индустрии туризма не существует? Вспомни об этом, дорогой друг, когда в следующий раз будешь находиться где-нибудь возле барной стойки какого-нибудь курорта/тур. места, когда ты в очередной раз будешь считать себя «свободным».

Вспомни и пойми, что таким способом выйти из системы потребления невозможно, ты лишь перешёл на другой вид потребления, а вместо одной гонки (карьерной и материальной) у тебя появилась другая — гонка к утолению своей праздности, желания бесконечно веселиться, получать удовольствие, тусоваться, бездельничать, валять дурака, прожигать жизнь. Ты скажешь, а что такого плохого в том, чтобы получать удовольствие от жизни? Ничего! — отвечу я, но, одно дело, получать удовольствие от жизни, а другое дело — получать удовольствие от прожигания этой жизни. Ведь что ты имеешь ввиду под словом «жизнь»? А именно: то самое веселье, праздность, которому посвящают свою жизнь такие дауншифтеры.

Не надо путать жизнь и прожигание этой жизни. Ведь что такое жизнь? Не просто жизнь как простое биологическое существование млекопитающего, как выживание на этой планете, а жизнь в гуманитарном смысле. Жизнь — это деятельность, это действия, которые человек совершает для совершенствования окружающего мира. Это та деятельность, которая направлена на созидание чего-либо, а не просто прожигание своей энергии, своих калорий, ради приобретения лишь обычных эмоций. Ведь эмоции — это всего лишь награда организма за произведённое действие, но а какой толк от бестолкового действия, которое такого рода дауншифтер совершает на своём курорте? Разве он совершенствует мир, себя, своих детей, создаёт что-то новое, изобретает какой-то механизм, пишет книгу, рассматривает в микроскоп лист растения, придумывает теорию, выращивает овощи, строит дом, помогает кому-то?

Нет, он просто весело проводит время. А также имитирует активную деятельность: катается на сёрфе по волнам, прыгает с тарзанкой, валяется в гамаке, пьёт коктейль, шляется по городу, бессмысленно фотографируя всё подряд и выкладывая в соц.сети, считая себя «человеком искусства» и высокодуховной личностью, напивается вечером в клубе, пританцовывая под кислотную музыку. Т.е. целю и смыслом жизни такого дауншифтера становятся положительные эмоции. Ведь что такое «радость от жизни»?  Это эмоция. Стало быть, если человек ставит своей главной задачей постоянное получение эмоций, а не труд и созидание, то он из человека превращается в животное. Поэтому я и назвал этот вариант  «Дауншифтинг Животного», или «Звериный дауншифтинг» (Дауншифтинг Бездельника). Ну разве я не прав? Так и получается, что первый вид дауншифтинга — это созидательный вид, Дауншифтинг Созидателя, а второй — деструктивный, Дауншифтинг Животного. Когда человек вместо тяги открывать, покорять и совершенствовать мир, тянется к безделью, то он из человека превращается в животное, ведь именно это и отличает нас от животных — стремление к созидательной деятельности. Ведь это не обезьяны или гепарды изобрели тот же компьютер, с помощью которого ты сейчас читаешь эту статью, а человек. Значит стремление к созидательной деятельности и делает нас из животных людьми, а дауншифтер такого плана стремиться к оскотиниванию, стремиться из человека обратно превратиться в животное, сам того не замечая или просто не желая это замечать.

Только когда человек тянется к труду, его деятельность носит созидательный характер. Когда он не страшится труда, будь то труд физический, умственный или духовный. Когда он создаёт новое, рожает и воспитывает детей, помогает людям, не боится сложностей и трудностей, тогда он становится пассионарным и положительным героем, которому я готов посвящать статьи, а пустое времяпрепровождение под пальмой или же наоборот, какие-нибудь глупые и бестолковые «покатушки» на чём-нибудь, что люди обычно представляют как активную деятельность — всё это показатель бессмысленности и никчёмности бытия такого человека.

Когда такой человек утверждает, что он «по-настоящему живёт», что он по-настоящему радуется жизни, то он заблуждается. Да, от жизни надо получать удовольствие, но только от жизни, а не от имитации жизни. От настоящей деятельности, а не от имитации этой деятельности. А когда твоя деятельность приносит плоды в прямом и переносном смысле, то только тогда твоё существование здесь является ценным, наделённым смыслом и идеей.

Автор: Олег Приходько





sotsialnye_kommunikatsii_professionalnye_i_povsednevnye_prak — Стр 7

Феномен дауншифтинга: неоднозначность трактовок…

61

пользователей, индивидуальный интерес к предмету обсуждения, осведомленность в обсуждаемом вопросе и т.д.

По нашим данным, 36% респондентов склонны просто озвучивать свою точку зрения на проблему, не вступая в активную дискуссию. Почти четверть пользователей попытается отстоять свою точку зрения в 4-5 сообщениях, причем если собеседник не соглашается, то дискуссия будет прекращена. Сообщения именно этих двух групп пользователей послужили материалом для кон- тент-анализа.

Еще 30% пользователей будут отстаивать свою точку зрения более чем в 4-5 сообщениях, если уверены, что их мнение правильно. Только 6% пользователей будут отстаивать свою точку зрения, даже если предполагают, что она может быть неверна. Из сообщений этих групп пользователей складываются боковые дискуссии.

Исследование показало, что авторитет блоггера определяет не только размер аудитории, а также характер и активность ведения дискуссии, но и силу реакции аудитории на призыв к какому-либо действию (в нашем случае — к участию в анкетировании и распространении анкеты). Это делает блоги значимым фактором формирования социальной реальности и интересным объектом социологического исследования.

Литература:

1.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 2003.

2.Информационный бюллетень Яндекс «Весна 2009» // http://download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2009.pdf

М.Г. Слюсарева

ФЕНОМЕН ДАУНШИФТИНГА: НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ТРАКТОВОК В РУССКОЯЗЫЧНОМ И АНГЛОЯЗЫЧНОМ СЕГМЕНТАХ ИНТЕРНЕТА

В обыденном понимании дауншифтинг представляет собой такое изменение образа жизни, при котором индивид уходит с высокооплачиваемой работы, для того чтобы избавиться от стресса и увеличить количество свободного времени, находящегося в его распоряжении.

62

Слюсарева М.Г.

На данный момент в социологической теории нет устоявшегося определения дауншифтинга, поскольку было проведено очень мало исследований, описывающих данное явление. В связи с этим рассмотрение вопроса о сущности и определении дауншифтинга через самопрезентацию тех людей, которые называют себя дауншифтерами, представляется наиболее продуктивным.

Интернет в современном обществе представляет собой не только основной способ передачи информации о дауншифтерах, но и является в то же время местом их объединения в виртуальные сообщества, развитие которых ведет

кинституционализации данной группы.

Ванглоязычном секторе Интернета существует огромное количество сайтов и блогов, посвященных дауншифтингу. На многих из них можно обнаружить различные определения данного понятия. Так, на английском сайте Википедии дауншифтинг описан как «способ социального поведения или тенденция, при которой люди живут простой жизнью, чтобы избежать мышиной возни навязчивого материализма и уменьшить стресс, сократить сверхурочную работу и психологические затраты, которые могут ее сопровождать» [1].

Еще один информационный сайт, представляющий собой электронную библиотеку, предлагает такое определение рассматриваемого социального явления: «Дауншифтинг — это акт снижения стандартов жизни с целью улучшения качества жизни» [2].

Большинство авторов, пишущих о дауншифтинге, полагают, что мотивация и ценностные установки играют решающую роль при принятии решения, приводящего к коренному изменению образа жизни индивида. Высказывания экспертов косвенно указывают на то, что стать истинным дауншифтером можно, только принимая и разделяя определенный набор ценностных установок. Подобная идея в скрытом или явном виде характерна для большинства текстов, посвященных тематике дауншифтинга, однако нам не удалось найти ни одного высказывания, кроме манифеста Американского дауншифтинга, где были бы перечислены все ценностные установки, которыми руководствуются дауншифтеры. Данный факт подтверждает отсутствие единого определения дауншифтинга, которое использовалось бы большинством пользователей сети Интернет, что ведет к существенным проблемам, связанным с отнесением индивидов к социальной группе дауншифтеров, а также к сложностям в конструировании классификации представителей данной группы.

Сообщения, передаваемые пользователям различных сайтов, посвященных дауншифтингу, предполагают, что покупка товаров, таких как экологически чистые строительные материалы, мебель, одежда, дает индивиду возможность приобщиться к тем ценностям, носителями которых являются дауншифтеры. Покупая футболку из экологически чистых материалов, любой может идентифицировать себя с дауншифтерами, хотя в реальности потребляющий индивид не будет являться представителем этой группы. На этом при-

Феномен дауншифтинга: неоднозначность трактовок…

63

мере видно, что мы сталкиваемся с проблемой ложной самоидентификации индивидов, которые причисляют себя к дауншифтерам. Под ложной самоидентификацией мы понимаем причисление индивидом себя к той группе, члены которой не признают его в таком качестве. Подобная ситуация, на наш взгляд, обусловлена двумя причинами. Во-первых, многие люди используют «модный» термин в текстах самопрезентации, чтобы сознательно повысить свой статус.

Во-вторых, различные индивиды используют данный термин в том значении, которое представляется им верным, то есть каждый пользователь сети Интернет вкладывает в этот термин свой собственный смысл.

Впервом случае мы имеем дело с высказываниями, в которых содержатся сознательно искаженные данные, и мы должны отсеять авторов подобных высказываний как людей, фактически не являющихся членами группы дауншифтеров и не претерпевших влияние сложного социального процесса дауншифтинга. Таким образом, мы должны исключить из анализа те высказывания, которые, представляя собой форму самопрезентации, являются отражением ложной самоидентификации.

Во втором случае мы снова сталкиваемся с проблемой отсутствия единого определения дауншифтинга, причем дополнительные трудности создает богатство синонимического ряда понятий, которые часто используются в англоязычном сегменте Интернета для описания дауншифтинга. К таким терминам относятся «simple living», «sustainable living» и некоторые другие. «Simple living» (также добровольная простота) определяется англоязычной версией Википедии как стиль жизни, который подразумевает потребление на минимальном уровне, то есть уровне, достаточном для поддержания жизни [3],

а«sustainable living» — как особый стиль жизни, который направлен на уменьшение индивидуального или общественного уровня потребления натуральных ресурсов Земли и собственных ресурсов индивида [4]. Как мы видим, оба понятия отсылают нас к сходным с дауншифтингом чертам, но акцентируют иной набор ценностных ориентаций, чем тот, что в целом характерен для дауншифтеров.

Врусскоязычной версии свободной библиотеки Википедии дауншифтинг определяется как «сленговый термин, обозначающий жизненную философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей»» [5]. Русскоязычный ресурс предоставляет значительно меньше информации о дауншифтинге, чем его англоязычный аналог, что может косвенно свидетельствовать о том, что данное явление интересует русскоязычных пользователей сети Интернет в меньшей степени, чем англоязычных.

Врусскоязычном интернет-сегменте в большей степени распространены лаконичные статьи, интерпретирующие дауншифтинг как процесс изменения образа жизни индивидов и групп. Во многих тестах такого рода авторы ссылаются на статью «Дауншифтинг» на сайте Википедия, что доказывает важность

64

Зиновьева Н.А.

этого ресурса как источника информации для пользователей сети.

Этот факт существенно отличает русских участников интернет-коммуникации от европейцев и американцев, среди которых англоязычная версия вышеуказанного сайта пользуется гораздо меньшей популярностью. Некоторые русскоязычные авторы, рассуждая о дауншифтинге, используют ключевую дихотомию «комфорт — деньги», тогда как англоязычные авторы не прибегают к конструированию подобной дихотомии что, вероятно, можно объяснить особенностями национального мировосприятия.

В одной из небольших статей, написанных русскими пользователями сети Интернет, поднята очень важная, на наш взгляд, проблема восприятия дауншифтеров их прежним социальным окружением. Автор этой статьи утверждает, что некоторые знакомые считают дауншифтеров, переехавших в другие страны, эскапистами и предателями [6]. Между тем, в англоязычном сегменте всемирной сети негативное отношение к эмигрировавшим дауншифтерам не описано.

Кроме того, на одном из русскоязычных сайтов мы зафиксировали краткую, но дающую немало поводов для научной рефлексии дискуссию, посвященную вероятности возникновения такой ситуации, когда все жители планеты станут дауншифтерами. Посетитель данного сайта инициировал данную дискуссию утверждением, что повсеместное распространение дауншифтинга приведет к возвращению человечества к тому состоянию, в котором оно находилось 3-4 тысячи лет назад. Первый комментарий к этому заявлению сводится к констатации невозможности такого поворота событий. К сожалению, автор этой записи не дал никаких аргументов в поддержку своей позиции. Другая посетительница считает, что прогресс возможен только в том случае, если люди параллельно развиваются духовно, то есть «аутентично самому себе подлинному» [7]. Признавая собственное заявление парадоксальным, она, тем не менее, утверждает, что сущность действительности и кроется в познании парадокса. Поскольку, в представлении комментатора, дауншифтинг есть способ познания этого парадокса, повсеместное распространение дауншифтинга не может привести к каким-либо негативным последствиям. Иными словами, дауншифтинг не тождественен регрессу. Еще одна посетительница сайта выражает согласие с такой трактовкой феномена дауншифтинга, оставляя запись: «Имхо, оч позитивная тема)))))))!». Другой посетитель полагает, что дауншифтинг — это целое искусство, а стать дауншифтером может только высокообразованный, интеллектуальный человек. Данная дискуссия представляется нам важной, поскольку она не только формирует представление о том, как русскоязычные интернет-пользователи интерпретируют дауншифтинг и видят его последствия для общества, но и доказывает, что в русскоязычном сегменте Интернета это социальное явление критически оценивается и обсуждается. Между тем, в англоязычном интернет-сегменте критическая оценка дауншифтинга в столь явной форме нами не зафиксирована.

Система коммуникаций в сообществе виртуальных ролевиков

65

На другом сайте [8] представлены различные истории людей, переехавших из города в деревню, и одна из посетительниц размышляет о возможности причисления ее к дауншифтерам. Она утверждает, что ее мужа смело можно назвать дауншифтером, поскольку он отказался от развития карьеры. В то же время она полагает, что всю жизнь придерживалась ценностей, присущих данной социальной группе. Она уточняет, что в определенный период жизни занимала пост главного специалиста управления экономикой государственной администрации одной из украинских областей. Мы полагаем, что этот случай является примером ложной самоидентификации. Безусловно, данного респондента можно считать дауншифтером, но основания, которые она использует для подкрепления своей самоидентификации, не относятся к числу тех, которые мы используем в своей классификации.

При рассмотрении русскоязычного сегмента Интернета особый интерес представляет сайт «Дауншифтинг в России», позиционируемый как сообщество дауншифтеров в нашей стране [9]. Этот ресурс был создан в 2006 г. Александром Соколовым, который поясняет, что решил открыть данный сайт после того, как написал статью «Дауншифтинг — страшный сон HR-менеджера» и неожиданно получил бурный отклик аудитории. Прежде Соколов не предполагал, что в России так много дауншифтеров и тех, кто задумывается над этой проблемой. На сайте представлена не только общая информация о дауншифтинге, но и подробное описание целей и задач вышеназванного сообщества, ссылки на блоги участников и различные статьи, посвященные этому социальному явлению. Автор сайта полагает, что истинный смысл дауншифтинга заключается в возврате к себе, своим желаниям и мечтам, причем «возращение к себе» не обязательно должно сопровождаться отказом от карьеры, денег, переездом в сельскую местность или вступлением в общественную организацию, защищающую окружающую среду.

В русскоязычном сегменте широко представлено и негативное отношение к дауншифтингу. Высказывания, представляющие подобную позицию, встречаются в блогах, авторы которых полагают: «дауншифтер» — это синоним слова «лузер». Аргументация, которой пользуется автор одной их таких записей, заключается в том, что по-настоящему успешный человек никогда не оставит успешную карьеру, а в случае, если ему надоест то, чем он занимается, просто сменит род деятельности. Этот автор также утверждает, что люди, которые питаются фаст-фудом и ездят на метро, не могут занимать высокие позиции в иерархической структуре какой-либо компании. Он, тем не менее, не оспаривает самоидентификацию таких людей напрямую, лишь отмечая, что существуют альтернативные способы решения проблем, выступающих причиной дауншифтинга. Данное высказывание примечательно тем, что предложенное в нем понимание дауншифтинга как способа решения проблемы высокого уровня стресса при невысоком социальном статусе

66

Зиновьева Н.А.

в корне противоречит усредненному представлению о данном социальном явлении.

Итак, содержание англоязычного и русскоязычного секторов Интернета, посвященных дауншифтингу, существенно различается, а потому их сравнительный анализ значительно затруднен. Тем не менее, анализа обоих сегментов Интернета необходим для выявления различных трактовок понятия дауншифтинга. Сгруппировав и синтезировав собранные дефиниции, мы сформулировали следующее авторское определение: в широком смысле дауншифтинг сопрягается с такими понятиями как «simple living» и «sustainable living» и представляет собой уход от принятого в современном обществе образа жизни, сопровождающийся снижением уровня потребления и уровня доходов. В узком смысле, дауншифтинг — социальное явление, предполагающее, что люди, которые прежде занимали высокий пост в компании работодателя и имели высокий уровень доходов, добровольно меняют свой образ жизни, снижая при этом уровень потребления.

Литература:

1.http://en.wikipedia.org/wiki/Downshifting

2.http://www.investopedia.com/terms/d/downshifting.asp

3.http://en.wikipedia.org/wiki/Simple_living

4.http://en.wikipedia.org/wiki/Sustainable_living

5.http://ru.wikipedia.org/wiki/Дауншифтинг

6.http://zagranicey.ru/downshifting/

7.http://maulnet.ru/archives/214

8.http://www.pomeshhik.ru/downshifting.htm

9.http://www.downshifting.ru/

Н.А. Зиновьева

СИСТЕМА КОММУНИКАЦИЙ В СООБЩЕСТВЕ ВИРТУАЛЬНЫХ РОЛЕВИКОВ

Интернет предоставляет индивиду не только глобальное хранилище информации, но и канал для формирования новых коммуникативных практик. На базе различных сайтов и форумов формируются Интернет-сообщества, оказывающие влияние на повседневную жизнь их членов. Особого внимания заслу-

Система коммуникаций в сообществе виртуальных ролевиков

67

живают сообщества, сформировавшиеся на основе форумных игровых проектов и существующие на пересечении различных реальностей коммуникаций. Несмотря на свою кажущуюся безличность и эфемерность, такие сообщества существуют годами, являются основой для самоидентификации игроков, а взятые вместе, формируют особую виртуальную субкультуру. В связи с этим актуальным становится рассмотрение системы коммуникаций внутри подобного игрового Интернет-сообщества.

На наш взгляд, сделать наиболее полный анализ коммуникаций внутри игрового сообщества поможет методология А. Щюца и И. Гофмана. Согласно А. Щюцу, различные сферы жизни индивида представляют собой отдельные реальности, в которых действуют свои смыслы и приоритеты. Щюц называет их «конечными областями смысла»: «Мы называем определенный ряд наших переживаний конечной областью смысла, если он обнаруживает специфический когнитивный стиль и является — с учетом этого стиля — не только внутренне последовательными, но и совместимыми друг с другом» [3: 17]. Каждая такая область имеет свою преобладающую форму спонтанности, специфическую форму переживания «Я» и «Другого», специфическую временную перспективу. Для переключения между реальностями взаимодействия можно воспользоваться понятием «ключей» и «переключений» И. Гофмана. Понятие «ключа» Гофман соотносит с «набором конвенций, посредством которых определенная деятельность, уже осмысленная в терминах базовой системы фреймов, трансформируется в иной, с точки зрения участников, вид деятельности. Этот процесс можно назвать переключением или настройкой» [1: 122]. Таким образом, можно заключить, что сообщество виртуальных ролевиков существует в трех конечных областях значений: реальности игры, реальности виртуальных Интернет-коммуникаций игроков и в повседневной реальности. Каждая из данных конечных областей смысла в момент нахождения в ней индивида занимает место главенствующей реальности, имеет свою систему целей, запас знаний, а также границы и специфические способы перехода к другим реальностям. В каждой из реальностей участник сообщества обладает своей самоидентификацией («персонаж», «игрок» и «эго» соответственно).

А. Щюц выделяет четыре социальных субъекта взаимодействия, соотношения между которыми описаны следующим образом: «лишь в соотнесении со «мной» а именно индивидом, который действует и мыслит, другие приобретают специфический смысл, который я обозначаю местоимением «мы»; лишь в соотношении с «нами» центром которых являюсь я, другие выступают как «ты»; и лишь в соотнесении с тобой, соотнесенным со мной третьи стороны выступают как «они»» [3: 219]. Таким образом, применительно к нашему исследовательскому объекту можно выделить четыре субъекта социального взаимодействия: «Я» (игрок), «Ты» (другой игрок), «Мы» (сообщество виртуальных ролевиков) и «Они» (новички в игре и все люди, не входящие в сооб-

68

Зиновьева Н.А.

щество). Все члены мы-группы разделяют друг с другом общее определение ситуации, общее знание о мире. Члены сообщества виртуальных ролевиков разделяют в своем взаимодействии акценты реальности на соответствующих мирах; их сознания совершают скачки-переключения с одного мира на другой; они переключают свое альтер эго в соответствии с реальностью взаимодействия; их объединяет общий интерес к игре, общие представления об устройстве этого мира, его правилах, иерархиях, а также событиях, происходящих в нем; они говорят на одном языке и действуют в одном игровом (или неигровом) контексте.

Рассмотрев три конечных области смысла: «игру», «виртуальное Интер- нет-взаимодействие» и «реальное взаимодействие лицом к лицу», — и четыре уровня отношений внутри сообщества: «Я-Я», «Я-Ты», «Я-Мы» и «Я-Они», мы можем составить схему коммуникаций в сообществе. По вертикали в этой схеме необходимо разместить реальности взаимодействия, а по горизонтали — уровни отношений. На пересечении мы получим особые формы коммуникации.

«Я-Я» — Игровое взаимодействие. Вступая в игру, игрок создает персонажа, от лица которого действует в игровом мире. Персонаж может иметь другой пол, возраст, характер, способности, быть личностью, отличной от личности игрока. Персонаж принимает за реальность игровой мир, пользуется знаниями об этом мире, добытыми с помощью игровых методов. Отдельные черты характера персонаж заимствует у своего хозяина, однако и игрок меняется под воздействием своего игрового образа. Персонаж попадает в такие ситуации, в которых игрок никогда не был, так что игроку приходится постоянно продумывать, как бы повел себя он сам или его игровое альтер эго в том или ином контексте. Коммуникации между личностью игрока и личностью персонажа в игре постоянны.

«Я-Я» — Виртуальное интернет-взаимодействие. Вступая в виртуальное взаимодействие с другими игроками посредством Интернета, участник сообщества формирует некий виртуальный образ себя, виртуальное альтер эго, отличное и от себя реального, и от личности персонажа. Это может происходить по воле человека или спонтанно, по причине отсутствия личного контакта и скупости информации о собеседнике. Так или иначе, человек осознает границу между реальным и виртуальным общением, думает о том, что стоит сообщать другим участниками сообщества, а что — не стоит, а потому внутренняя коммуникация между виртуальным образом «игрока» и личностью человека происходит постоянно, как только человек входит в зону Интернет-коммуни- каций.

«Я-Я» — Взаимодействие лицом к лицу. При взаимодействии лицом к лицу внутренняя коммуникация между образами «я» наименее заметна. Однако при встречах игроков в повседневной реальности человек может прини-

Система коммуникаций в сообществе виртуальных ролевиков

69

мать различные роли («игрок», «мастер», «друг» и др.) и через них репрезентировать себя другим. Принимая на себя роли и меняя образы, личность игрока осуществляет внутреннюю коммуникацию.

«Я-Ты» — Игровое взаимодействие. Во время игры на форуме персонаж взаимодействует с мастерами и другими персонажами. Коммуникации «Я-Ты» случаются, когда взаимодействуют два персонажа или когда персонаж исполняет какое-то задание в одиночку, и его «ведет» по игре мастер. Персонажи принимают реальность игры как основную реальность и действуют исходя из ее допущений. Коммуникации между персонажами строятся согласно их игровым взаимоотношениям, статусно-ролевым и профессиональным игровым позициям.

«Я-Ты» — Виртуальное интернет-взаимодействие. Стремясь узнать что-то об игре или скоординировать свои действия с другим персонажем (персонажами), игрок начинает устанавливать связи с другими игроками. При индивидуальном взаимодействии используется широкий спектр каналов Интер- нет-коммуникации: личные сообщения на игровом форуме, e-mail, mail-агент, переписка ВКонтакте, но самым популярным средством индивидуальной Ин- тернет-коммуникации является ICQ и ее аналоги (QIP, Miranda, Jimm и др.). Объем таких неигровых коммуникаций превышает объем игровых коммуникаций (при учете «нормы» написания отыгрыша, которая составляет один раз в день), и именно благодаря участию и заинтересованности игрока в таких индивидуальных коммуникациях с другими игроками формируется и функционирует сообщество виртуальных ролевиков.

«Я-Ты» — Взаимодействие лицом к лицу. Такое взаимодействие происходит во время личных встреч участников сообщества. Избранный образ «я» будет зависеть от отношений, которые сложись до этого между членами сообщества в ходе виртуального Интернет-взаимодействия или дальнейших личных коммуникаций. Такие встречи, как правило, не постулируются как «встречи сообщества», а носят частный характер.

«Я-Мы» — Игровое взаимодействие. Во время исполнения групповых заданий персонажи активно взаимодействуют между собой и с мастером. Индивидуальные и групповые коммуникации персонажей в игре составляют ткань самой игры.

«Я-Мы» — Виртуальное интернет-взаимодействие. Обсуждение околоигровых и неигровых вопросов и проблем происходит на отведенной для этого «неигровой» части игрового форума или на отдельном неигровом форуме проекта. Каждый из игроков, зарегистрированных на форуме, может высказывать свою точку зрения, обращаться ко всем игроками сразу или к каждому по отдельности. Такие коммуникации между игроками поддерживают жизнь игрового сообщества, позволяют игрокам ближе знакомиться друг с другом. Благодаря этим коммуникациям и можно утверждать, что мы имеем

дело с сообществом игроков, а не с разрозненными индивидуальными коммуникациями отдельных игроков друг с другом. Как правило, игроки, которые активно участвуют в таких неигровых обсуждениях, составляют костяк сообщества.

«Я-Мы» — Взаимодействие лицом к лицу. Такое взаимодействие происходит во время встреч сообщества. Как правило, они происходят достаточно редко, потому что участники сообщества территориально отдалены друг от друга, так что для встречи кому-то из участников необходимо приехать в другой город. Обычно такой приезд и становится поводом для встречи сообщества. Так, один иногородний игрок может собрать вместе людей, живущих в одном городе, но не видящихся месяцами и даже годами, общающихся только по icq. Такие собрания понимаются как «встречи сообщества», где каждый член подтверждает свою лояльность. Участники сообщества выступают как игроки или от своего лица.

«Я-Они» — Игровое взаимодействие. «Они» в данном случае являются новичками в игре, персонажами, недавно пришедшими в игровой мир. Вновь пришедшим персонажам другие персонажи стараются помочь, рассказать о городе, направить, включить в игру.

«Я-Они» — Виртуальное интернет-взаимодействие. Эту категорию коммуникаций представляет неигровое общение «старых» игроков и мастеров с игроками, недавно пришедшими в игру и еще не интегрированными в игровое сообщество. Коммуникации в данном случае осуществляются посредством icq и других программ.

«Я-Они» — Взаимодействие лицом к лицу. Подобное взаимодействие происходит, когда участники сообщества рассказывают об игре своим знакомым, приглашают их в игру, или когда на групповых встречах появляются новички, только начавшие играть и еще не интегрированные в сообщество.

Таким образом, можно заключить, что коммуникации внутри сообщества виртуальных ролевиков имеют специфическую структуру и принципиальным образом зависят от реальности, в которой происходит взаимодействие, и от характера и числа субъектов, участвующих в коммуникации.

Литература:

1.Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

2.Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.

3.Щюц А. О множественности реальностей. Социологическое обозрение. Том 3. № 2. 2003.

downshift — Викисловарь

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Существительное
      • 1.3.1 Переводы
    • 1.4 Глагол
      • 1.4.1 Производные термины
      • 1.4.2 Переводы
    • 1,5 Каталожные номера
    • 1.6 Дополнительная литература

Английский0005

Этимология.

[1] Глагол образован от существительного. [2]

Произношение

Существительное

  1. Изменение направления или движение вниз.
  2. Снижение качества или количества.
  3. Изменение карьеры или образа жизни на менее высокооплачиваемую, но менее напряженную и более вознаграждающую лично.
  4. (автомобильный, велосипедный) Переключение коробки передач на более низкую передачу.
    Гипоним: кикдаун
Переводы[править]

изменение направления или движение вниз

снижение качества или количества личное вознаграждение

Сдвиг трансмиссии в нижнюю передачу

глагол [Редактировать]

Down-Shift ( Стоящий человек с третьим человеком Downshifts , Присутствует Downshifting , СОВЕРНЫЙ СВЕДЕНИЕ СТАВИТЬ Downshifting , СОВЕРШЕНИЕ СТАВИТЬСЯ Downshifting , СОВЕРШЕНИЕ СТАРИТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ Downshifting , Профиливое и прошлое. пониженная передача ) (в основном Канада, США)

  1. (переходный)
    1. Уменьшать (что-либо) в качестве или количестве (в качестве эффекта, масштаба, скорости и т. д.)
      Синоним: ослабление
    2. Изменить (свою карьеру или образ жизни) на то, что не так хорошо оплачивается, но менее напряженно и более полезно для личности.
    3. (автомобильный, велосипедный) Для переключения (автомобиля или велосипеда) на более низкую передачу.
      • а. 1962 , Эрнест Хемингуэй, глава 27, в Эдемский сад , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, опубликовано в 1986 г., → ISBN , стр. 229:

        а2 9000 остановка перед мостом, переключил на пониженную передачу , а затем снова вывел ее на дорогу в восходящем дисциплинированном рычании по шоссе N.6 в сторону Канн.

  2. (непереходный)
    1. Для работы с меньшей скоростью; ослабить.
    2. Изменить свою карьеру или образ жизни на менее высокооплачиваемую, но менее напряженную и более приносящую личное удовлетворение.
    3. (автомобильный, велосипедный) Для переключения коробки передач на более низкую передачу.
      Антоним: повышение передачи

      В автомобиле с ручным переключением передач водитель должен переключаться на пониженную передачу при необходимости; в автоматической коробке передач понижающая передача при необходимости.

Производные термины
  • downshifting (существительное)
  • Переводы[править]

    уменьшить (что-то) в качестве или количестве

    изменить (свою карьеру или образ жизни) на то, что не так хорошо оплачивается, но менее напряжно и приносит больше личного удовлетворения

    переключиться (автомобиль или велосипед) на более низкую передачу

    работать с более низкой скоростью — см. ослабить

    изменить свою карьеру или образ жизни на менее оплачиваемые, но менее напряженные и более личные

    • польский: zwalniać (pl)

    для переключения коробки передач автомобиля или велосипеда на более низкую передачу

    • Китайский: 9«переключение на более низкую передачу, по сравнению с », в OED Online ⁠ , Оксфорд, Оксфордшир: издательство Оксфордского университета, март 2022 г. ; «понижающая передача, против », в Lexico , Dictionary.com; Издательство Оксфордского университета, 2019–2022 гг.
    • Дальнейшее чтение

    • механическая коробка передач в Википедии

    понижающая передача — Викисловарь

    0004

    • 1 Английский
      • 1.1 Этимология
      • 1.2 Произношение
      • 1.3 Существительное
        • 1.3.1 Переводы
      • 1.4 Глагол
        • 1.4.1 Производные термины
        • 1.4.2 Переводы
      • 1,5 Каталожные номера
      • 1.6 Дополнительная литература

    Английский[править]

    WOTD – 10 May 2022

    Этимология[править]

    Существительное образовано от вниз (предлог) + сдвиг («небольшое изменение или движение»). [1] Глагол образован от существительного. [2]

    Произношение

    Существительное

    1. Изменение направления или движение вниз.
    2. Снижение качества или количества.
    3. Изменение карьеры или образа жизни на менее высокооплачиваемую, но менее напряженную и более вознаграждающую лично.
    4. (автомобильный, велосипедный) Переключение коробки передач на более низкую передачу.
      Гипоним: кикдаун
    Переводы[править]

    изменение направления или движение вниз

    снижение качества или количества личное награждение

    переключение коробки передач на пониженную передачу

    Глагол[править]

    понижение передачи ( от третьего лица единственного числа простое настоящее понижение передачи , причастие настоящего понижение передачи , простое прошедшее и причастие прошедшего времени понижение передачи ) (в основном Канада, США)

    1. (переходный)
      1. Уменьшать (что-либо) в качестве или количестве (в качестве эффекта, масштаба, скорости и т. д.)
        Синоним: ослабление
      2. Изменить (свою карьеру или образ жизни) на то, что не так хорошо оплачивается, но менее напряженно и более полезно для личности.
      3. (автомобильный, велосипедный) Для переключения (автомобиля или велосипеда) на более низкую передачу.
        • а. 1962 , Эрнест Хемингуэй, глава 27, в Эдемский сад , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, опубликовано в 1986 г., → ISBN , стр. 229:

          а2 9000 остановилась перед мостом, переключила на пониженную передачу, а затем снова вывела ее на дорогу в восходящем дисциплинированном рычании по шоссе N.6 в Канны.

    2. (непереходный)
      1. Для работы с меньшей скоростью; ослабить.
      2. Изменить свою карьеру или образ жизни на менее высокооплачиваемую, но менее напряженную и более приносящую личное удовлетворение.

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

        2019 © Все права защищены. Карта сайта