Дональд Уэстлейк — Проклятый изумруд читать онлайн
12 3 4 5 6 7 …43
Дональд Уэстлейк
Проклятый изумруд
ФАЗА ПЕРВАЯ
Дортмундер высморкался.
— Господин директор, — сказал он. — Трудно представить, как я ценю то, что вы для меня сделали.
Не зная, куда деть носовой платок, он смял его в кулаке. Директор Оутс лучезарно улыбнулся и, обойдя письменный стол, похлопал Дортмундера по руке.
— Полное удовлетворение приносят лишь те, кого мне удалось спасти.
Он принадлежал к новому типу чиновников — образцовый слуга народа, атлетически сложенный, энергичный, приверженнограбый к реформам идеалист, открытый и дружелюбный. Дортмундер его ненавидел.
— Я провожу вас до ворот, — прибавил директор.
— Право, не стоит трудиться, — сказал Дортмундер. Носовой платок в его руке был холодным и скользким.
— Это доставит мне удовольствие, — настаивал директор.
— Я буду счастлив: вы выходите за ворота и, знаю, никогда больше не сделаете дурного шага, никогда больше не вернетесь в эти стены. Значит, и я сыграл роль в вашем перевоспитании. Вы не представляете, какое я получаю от этого удовольствие.
Дортмундер не получал никакого удовольствия. Он продал свою камеру за триста долларов: в ней был умывальник с горячей водой и работающим краном! Камера переходом соединялась с комнатой медицинской сестры, и это было очень существенным при определении цены. Деньги должны были отдать в момент выхода из тюрьмы, не раньше, так как при обыске их отобрали бы. Но как ему передадут деньги, если рядом — директор?
Предчувствуя опасную ситуацию, он взмолился:
— Господин директор, в этом кабинете я всегда видел вас, в этом кабинете я слушал ваши…
— Идем, идем, Дортмундер, — оборвал его директор, — поговорим по дороге.
И они бок о бок направились к воротам. Пересекая большой двор, Дортмундер увидел Кризи, человека, который должен был вручить ему эти триста долларов. Тот сделал несколько шагов навстречу, потом резко остановился и беспомощно махнул рукой — «ничего не поделаешь».
Дортмундер, в свою очередь, тоже сделал жест: «Знаю, черт возьми!»
У ворот директор протянул руку:
— Желаю успеха, Дортмундер. Осмелюсь добавить, что надеюсь больше никогда вас не увидеть.
Он хохотнул. Это была шутка. Дортмундер переложил платок в левую руку, а правой пожал руку директор:
— Я тоже надеюсь больше никогда вас не увидеть, господин директор.
Это не было шуткой, но он тоже хохотнул. Лицо директора слегка передернулось:
— Да, — промямлил он, — да… И посмотрел на свою ладонь.
Высокие ворота отворились. Дортмундер вышел, и ворота снова закрылись. Он был свободен, он заплатил свой долг обществу.
Он также потерял триста долларов, черт возьми, деньги, на которые он рассчитывал. У него оставалось лишь десять долларов и железнодорожный билет.
В сердцах он бросил носовой платок на тротуар.
Келп увидел, как Дортмундер вышел на солнце и около минуты стоял у ворот, оглядываясь по сторонам. Келп хорошо знал это чувство: первая минута свободы, свободный воздух, свободное солнце… Он подождал, не желая портить Дортмундеру удовольствие, но когда тот, наконец, пошел вдоль тротуара, Келп включил мотор и медленно поехал за ним.
Отличная машина — черный «кадиллак» со шторками на боковых окнах, кондиционером, автоматической коробкой передач, специальным устройством для опускания дальних фар при оживленном ночном движении и еще массой всяческих штучек.
Келп предпочитал приехать в Нью-Йорк на машине, а не в поезде, поэтому отправился предыдущей ночью на поиски. Подходящий автомобиль он приглядел на Восточной Шестьдесят седьмой улице. Судя по номеру «МД», машина принадлежала врачу; Келп любил медиков, потому что они вечно оставляли ключи в машине. И на этот раз благородная профессия его не разочаровала.
Сейчас на машине стоял, разумеется, совсем другой номер — государство не зря четыре года обучало Келла мастеровитости.
Тихонько урчал двигатель, шуршали по грязному асфальту шины, а Келп думал об удивлении и радости, которые Дортмундер испытает при виде друга. Он уже собирался подать ему знак клаксоном, когда Дортмундер внезапно повернулся, посмотрел на черную, молчаливую, с задернутыми занавесками машину, мрачно следовавшую за ним и, охваченный паникой, внезапно помчался, как заяц, вдоль стены тюрьмы.
На щитке приборов; около дверцы, были четыре кнопки, управляющие четырьмя боковыми окнами «кадиллака». Келп на свою беду вечно путал, какая кнопка какому окну соответствует.
Он нажал на одну из них, и скользнуло вниз заднее стекло.
— Дортмундер! — закричал он, нажимая на акселератор. « Кадиллак» сделал рывок вперед и стал зигзагами приближаться к Дортмундеру, в то время как Келп безуспешно старался обнаружить нужную ему кнопку. Опустилось левое стекло, и он опять позвал Дортмундера, но тот его не услышал. Келп ткнул в другую кнопку, и заднее стекло поднялось.
«Кадиллак» стукнулся о край тротуара и немного заехал на него, потом повернул прямо на Дортмундера, который прижался спиной к стене, расставил руки и безумно завизжал.
В последнюю секунду Келп надавил на педаль тормоза. «Кадиллак» встал, как вкопанный, а Келла бросило на руль.
Дортмундер протянул дрожащую руку, чтобы опереться о вибрирующий капот «кадиллака».
Келп попытался вылезти из машины, но в возбуждении нажал на другую кнопку — ту, что автоматически блокировала все четыре дверцы.
— Проклятые врачи! — вскричал Келп и стал, подобно ныряльщику, удирающему от осьминога, бить по всем кнопкам подряд. Наконец ему удалось, вывалиться из машины.
Позеленевший от страха Дортмундер по-прежнему прижимался к стене.
Келп подошел к нему.
— Почему ты убегаешь, Дортмундер? — спросил он. — Ведь это я, твой старый друг Келп.
И протянул ему руку.
Дортмундер ударил его кулаком в глаз.
— Ты должен был погудеть! — буркнул Дортмундер.
— Я и хотел это сделать, — оправдывался Келп, — но потом страшно запутался. А теперь все будет хорошо.
Со скоростью сто километров в час они мчались по автостраде на Нью-Йорк.
Сперва проворонить триста долларов, потом так дико перепугаться и, наконец, разбить сустав, когда этот болван чуть не раздавил его, и все это в один день!
— Чего ты от меня хочешь? Мне дали билет на поезд. Я вовсе не просил тебя заезжать.
— Держу пари, что тебе нужна работа, — возразил Келп. — Если, конечно, у тебя ничего нет на примете.
— Пока ничего, — ответил Дортмундер. Чем дольше он думал, тем более обиженным себя чувствовал.
— Так вот, есть потрясающее дельце, — заявил Келп, демонстрируя в улыбке все свои зубы.
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …43
Проклятый изумруд (Уэстлейк Дональд) — слушать аудиокнигу онлайн
Скорость
00:00 / 08:39
01-01 Mix
07:07
01-02 Mix
09:18
01-03 Mix
09:39
01-04 Mix
07:52
01-05 Mix
05:05
01-06 Mix
06:31
01-07 Mix
07:28
01-08 Mix
05:16
01-09 Mix
07:59
01-10 Mix
05:01
01-11 Mix
03:38
01-12 Mix
08:00
02-01 Mix
07:07
02-02 Mix
06:06
02-03 Mix
03:36
02-04 Mix
03:13
02-05 Mix
02:50
02-06 Mix
05:26
02-07 Mix
08:01
02-08 Mix
08:35
02-09 Mix
10:17
03-01 Mix
05:20
03-02 Mix
06:18
03-03 Mix
04:47
03-04 Mix
13:49
03-05 Mix
03:34
03-06 Mix
05:47
03-07 Mix
14:17
04-01 Mix
13:12
04-02 Mix
13:53
04-03 Mix
03:55
04-04 Mix
20:01
04-05 Mix
06:28
04-06 Mix
12:26
07:00
05-02 Mix
06:53
05-03 Mix
03:56
05-04 Mix
05:57
05-05 Mix
07:36
05-06 Mix
06:09
05-07 Mix
06:01
06-01 Mix
04:55
06-02 Mix
10:22
06-03 Mix
10:24
06-04 Mix
13:56
06-05 Mix
08:25
06-06 Mix
09:04
06-07 Mix
Детективы, триллеры
47K
Исполнитель
Рейтинг
8. 47 из 10
Длительность
6 часов 11 минут
Год
2013
Альтернативная озвучка
Козий Николай 12
Жанры: Детектив
Характеристики: Приключенческое | Авантюрно-плутовское | Ироническое
Место действия: Наш мир (Земля)(Америка(Северная))
Время действия: 20 век
Возраст читателя: Любой
Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
Cюжет: Линейный
Описание
В любом ограблении главное – хороший план.
Проблема только в одном – изумруд похоже проклят и одним единственным планом тут не обойтись. Возможно, знай, сколько в итоге придётся поработать, Дортмундер и его команда отказались бы сразу, но слишком уж заманчиво всё выглядело поначалу.
Другие названия
The Hot Rock [ориг.]; Горячий камушек; Чёртов камень
Поделиться аудиокнигой
akniga.org Детективы, триллеры Уэстлейк Дональд Проклятый изумруд
Другие книги Уэстлейк Дональд
Аудиокниги жанра «Детективы, триллеры»
НовинкиПоказать все книгиИнтересное за неделю
Все лучшиеПрямой эфир скрыть
hsitra 6 минут назад
Воспитывать надо, учить надо, учить читать, учить писать, учить гулять, учить играть. Одна мне заикнулась о своих…
Варли Джон — Толкач
Spacelik 7 минут назад
По мне, так лучше пропустить «Маленький кусочек ада». Особенно мужчинам.
Глубина. Погружение 42-е
ElenaDmitrenko 21 минуту назад
Да, почему-то в то время охотно шли в военные училища. Из класса 3! человека. Выпуск1983
Гальцов Михаил — Гвоздь и винил
BONAna 35 минут назад
Какая книга! Спасибо за находку и за начитку! Люблю такие произведения.
Уэллс Герберт — Россия во мгле. Сборник
Александр Лазаревич 37 минут назад
То, как читатель воспринимает текст, и какие этот текст вызывает у него мечты, рассказывает прежде всего не о тексте,. ..
Лазаревич Александр — Сеть Нанотех
Алексей Шатров 49 минут назад
Балаболистика
Михалёва Юлия — Травянистая
Татьяна Ланкова 50 минут назад
Очень понравился роман.
Хольмер Марина — На крыльце под барельефом
Nevskay 53 минуты назад
Спасибо за книгу и за прочтение. Ещё раз убедилась, что любая воинствующая идеология разрушает культуру.
Полушкин Лев — Братья Орловы. 1762-1820
Альт 55 минут назад
Надо обладать очаровательным воображением, чтобы увидеть в прочтении стихов все о чем Вы написали! Столь всего.
Туманов Ник, Юшина Яна — Диалоги из прошлого. Строки о любви
Евгений Бекеш 1 час назад
но вообще имхо многие парадоксы можно было снять-если понять что сознание/душа это не сам материальный носитель-а…
Иган Грег — Учась быть мною
Lasur 1 час назад
Что-то ни о чем, без начала, без конца.
Крапчитов Павел — Как будто ничего и не было
Роман Павлюков 1 час назад
Отличная книга, с кучей юмора (и надо отметить что не тупого юмора), отсылок на другие произведения (да и не только…
Успенский Михаил — Там, где нас нет
Алексей Шатров 1 час назадОписательные способности в наличии. Нужно ждать, очень наивно.
Чернов Марат — Ночь среди песков
BaalBess 1 час назад
Книга удивительная! Написано очень живо, погружает в атмосферу, масса мелочей… но совершенно ни о чем. Просто длинное…
Чернышова Дарья — Близнецы. Часть 1
Niko Bellic 1 час назад
Читал это давным давно. Почти забыл уже этот рассказ, но в исполнении Павла Ломакина послушал с удовольствием.
Джеймс Монтегю Родс — Меццо-тинто
mentalist 1 час назад
Спасибо за теплые слова
Моэм Сомерсет — Макинтош
tatusiknik 2 часа назад
запоминающийся рассказ, отличная озвучка
Дю Морье Дафна — Отец
Кристина Ковалёва 2 часа назад
Ну так-то это книги были разорваны на кусочки размером с марку, а компьютер разбит на осколки размером с ноготь. Если…
Кларк Саймон — Кровавая купель
Алексей Шатров 2 часа назад
… очень жутковато…
Верещагин Олег — Шпоры на кроссовках
Дарья Арчакова 2 часа назадАльберт Мейерабиан, а не мирабян несуществующий
Пиз Аллан — Язык телодвижений
Эфир
Забавный случай произошел на пути к ограблению
Говоря об ограблениях…
Жил-был целеустремленный преступник по имени Паркер, решительный, одинокий мошенник, который не позволял ничему и никому его остановить. Паркер был из тех главных героев, которых такой трудолюбивый писатель, как Ричард Старк (Дональд Э. Уэстлейк, пишущий под псевдонимом), мог изображать в книге за книгой.
«Горячая скала» должна была стать тринадцатой книгой в серии Паркер… но сюжет не работал как роман Паркера. Сюжет хотел быть смешным. Смертельно серьезный Паркер плохо подходил для комедийного романа. Нужен был другой главный герой.
Так родился один из величайших персонажей литературы об ограблениях: Джон Дортмундер. Карьерный преступник. Главный планировщик.
Возможно проклятие?
Дортмундер обладает всеми качествами и ресурсами, которые могут понадобиться успешному криминальному вдохновителю: ум, самообладание и широкий круг друзей, каждый из которых имеет свою область знаний. Единственное, что удерживает забитого Дортмундера от того, чтобы стать нью-йоркским Мориарти, — это его удача, которая неизменно ужасна. Простое поручение по изъятию Изумруда Балабомо из музея превращается в серию все более дерзких (и, к тревоге клиента, все более дорогих) преступлений, ни одно из которых не приводит к передаче титульного камня в руки Дортмундера.
Точно так же, как Паркер был идеальным персонажем для нуарных криминальных романов, незадачливый, симпатичный Дортмундер был идеальным персонажем для серии комиксов об ограблениях. В Нью-Йорке всегда есть вещи, которые нужно украсть; нет конца непредвиденным осложнениям, которые могут превратить простой план на бумаге в уморительно неудобный лабиринт камней преткновения для Дортмундера и его команды. Поэтому неудивительно, что Уэстлейк написал четырнадцать романов и одиннадцать или около того рассказов о Джоне Дортмундере, Келпе, Марче, Тайни и остальных членах экипажа, прежде чем смерть автора положила конец серии.
Основные элементы книги о Дортмундере таковы: Дортмундер (иногда вопреки здравому смыслу) находит ценное сокровище. Оценив местонахождение и безопасность заветного предмета, он составляет план, способный справиться со всеми известными известными и известными неизвестными. Затем он вербует товарищей-преступников с необходимыми навыками. Как правило, его схемы до этого момента идут безукоризненно. Только когда он приводит свои планы в действие, все идет ужасно неправильно, что всегда и происходит. Иногда Дортмундер серьезно задается вопросом, не проклят ли он. Но не настолько серьезно, чтобы отказаться от своей преступной карьеры. Слишком плохо для Дортмундера, весело для читателя.
***
- Горячая скала (1970)
Дортмундер нанят, чтобы вернуть Изумруд Балабомо.
- Bank Shot (1972)
Дортмундер и его команда планируют украсть, а не ограбить, целый банк.
- Малыш Джимми (1974)
Дортмундер убежден использовать сюжет из (несуществующего) романа Паркера в дерзкой схеме похищения людей.
- Никто не идеален (1977)
Дортмундер спасен от того, что могло стать его третьей судимостью и пожизненным заключением. Единственная цена? Выполнение того, что кажется , является простой кражей произведений искусства.
- Почему я? (1983)
То, что должно было стать ничем не примечательным ограблением драгоценного камня, приводит к Византийскому огню, чрезвычайно ценной реликвии, за обладание которой многие группы были бы готовы убить.
- Хорошее поведение (1985)
Едва сбежав от закона, Дортмундер остается обязанным единственной силе, которую он боится гораздо больше, чем полиция: монахиням, которые хотят, чтобы он делал то, что, как они его уверяют, является простой маленькой работой.
- Утонувшие надежды (1990)
Призванный помочь своему устрашающему бывшему сокамернику достать тайник с добычей со дна водохранилища, Дортмундер сталкивается с более высокими ставками, чем обычно: если он не сможет придумать достаточно изобретательный метод, его небрежно склонный к убийству знакомый взорвет плотину, убив тысячи людей вниз по течению.
- Не спрашивайте (1993)
Дортмундер нанят, чтобы украсть священную бедренную кость, реликвию, которая может определить, какая из двух соперничающих отколовшихся наций будет принята в ООН.
- Что самое худшее может случиться? (1996)
Дортмундер оказывается жертвой кражи, когда самодовольный миллиардер, поймав Дортмундера в момент совершения преступления, помогает себе счастливое кольцо Дортмундера. Конечно, это означает войну….
- Плохие новости (2001)
Дортмундер отправляется в новые земли, когда его нанимают для ограбления могилы.
- Дорога к краху (2004)
Хитрый план Дортмундера по получению доступа к товарам миллионера путем проникновения в его домашнюю прислугу принимает неожиданный оборот, когда босса похищают. Верный слуга Дортмундер берется с собой на прогулку…
- Берегись! (2005)
Заказ на ограбление пентхауса одного из самых неприятных олигархов Нью-Йорка осложняется неприязнью Дортмундера к своему крайне неприятному клиенту. Кроме того, в любимом баре Дортмундера происходят неблагоприятные события.
- Что смешного? (2007)
Дортмундера шантажирует мошенник-полицейский, который хочет, чтобы он украл ценную шахматную доску, изготовленную для Романовых.
- Получить реальный (2009)
Дортмундер отправляется на невероятную территорию, когда его убеждают исполнить одну из своих фирменных выходок в реалити-шоу.
***
Помимо романов, в « Воровская дюжина » (2004) было десять рассказов о Дортмундере (плюс связанный дубль) и новелла в антологии Эда МакБейна « Преступления » (2005).
Многие читатели считают, что лучший роман Дортмундера — это Хорошее поведение , роман о монахинях. Я думаю, что лучший был Утонувшие надежды , в котором ненасильственный Дортмундер противостоит бывшему сокамернику, очень похожему на Паркера. Мне нравилось видеть, как мой любимый персонаж Уэстлейка сражается с человеком, который его вдохновил.
Если вы никогда не читали книги о Дортмундере, попробуйте их, даже если ваш основной джем специфический. Мастер прозы, сюжета и персонажей — писатель-писатель — Уэстлейк достаточно хорош, чтобы превзойти жанровые предпочтения.
Если у вас есть , прочитайте Дортмундер: какой ваш любимый Дортмундер?
По словам редактора Википедии TexasAndroid , плодовитого рецензента и многолетнего номинанта на премию Дарвина Джеймса Дэвиса Николла «сомнительная известность». Его работы публиковались в Publishers Weekly и Romantic Times, а также на его собственных веб-сайтах: James Nicoll Reviews и Young People Read Old SFF (где ему помогают редактор Карен Лофстром и веб-пользователь Адриенн Л. Трэвис) . Он был финалистом премии Хьюго за лучший писатель-фанат 2019 года, является одним из четырех кандидатов на премию 9 2020 года.0024 Down Under Fan Fund и на удивление легко воспламеняется.
ссылка
Обзор: Горячая скала | The Westlake Review
Однажды в 1967 году я носил свою шляпу Ричарда Старка, искал историю, чтобы рассказать о моем человеке Паркере, и я подумал, что он плохо реагирует на разочарование, что, если бы ему пришлось украсть одно и то же четыре или пять раз? Я начал это прорабатывать, но потом понял, что идея была всего лишь шуткой, и Паркер ее не потерпит. Но идея мне все равно нравилась, и даже — когда-то она была комичной — я увидел, как ее сделать шесть краж одного и того же неуловимого предмета. Так что я бы поступил так.
Но если это был не Паркер, то кто? Кем был этот парень, преследуемый, но обреченный, и как его звали? Без имени я не мог его видеть, а пока я его не видел, я не мог писать о нем.
Долгое время я просто не мог придумать подходящее название, а потом однажды я был в баре — единственный раз в моей жизни — и один из неоновых пивных логотипов на заднем баре гласил: «DAB— Dortmunder Action Bier», и я сказал: «Это то, что я хочу, герой боевика, с которым что-то не так», и родился Джон Дортмундер.
Дональд Уэстлейк, из его предисловия к перепечатке книги Mysterious Books The Hot Rock .
О, мне снится, что я Багз Банни, но когда я просыпаюсь, я Даффи Дак.
Чак Джонс
Сейчас 1970 год. Уже десять лет Дональд Уэстлейк пишет и публикует криминальные романы — почти тридцать за десять лет. Он начал публиковать несколько довольно темных и кровавых работ в этом жанре под своим именем, но рано начал выделять из этого подхода два очень разных голоса, которые он публиковал под псевдонимами — сдержанный, бесстрастный Ричард Старк и исповедальный. одержимый чувством вины Такер Коу. Если вы хотите прочитать лучшее произведение Уэстлейка 19-гоВ 60-х вы в основном читаете книги с этими двумя именами.
Но где-то в середине десятилетия он наткнулся на третий голос — комический голос, — который оказался его самым успешным с точки зрения продаж книг и единственным голосом, который он использовал под своим именем на протяжении довольно долгого времени. время придет. В 60-х он в основном писал эти комические криминальные романы от первого лица, а также книги Коу — в то время как Старк играл его ближе к жилетке от третьего лица.
Его единственный комический роман, написанный до этого момента от третьего лица, был The Busy Body , безумный фарс о незадачливом преступнике, отчаянно пытающемся перехитрить пращи и стрелы своей возмутительной судьбы и громко жалующемся на это на протяжении всего пути ( Кто украл Сасси Манун? также в третьем лице , но изначально он написал ее в виде сценария, а эта книга ужасна).
Как Старк, он в основном писал о Паркере, который иногда смеялся, но никогда над собой. В качестве контрапункта, возможно, он написал несколько романов о соучастнике Паркера, Алане Грофилде, который продолжал нескончаемую болтовню сардонических комментариев, скорее как Граучо Маркс (или, если хотите, Человек-паук), отчасти как способ вывести людей из равновесия. Как квечий главный герой из The Busy Body , Грофилд имел тенденцию быть немного огорченным своей часто неопределенной судьбой, но в целом занимал более позитивное отношение.
А почему бы и нет? Он был красив, талантлив, пользовался успехом у женщин и обычно уходил с хорошей добычей. Короче говоря, он был слишком крут для школы — о нем было весело читать, но никогда не было по-настоящему смешно. Старк, будучи романтиком, не мог допустить, чтобы его герои стали комическими фигурами. Его главные герои слишком самоуверенны, чтобы быть клоунами. В человеке, который знает, кто он есть, нет ничего смешного.
Нет, комедия возникает из-за путаницы в идентичности — вот почему Уэстлейк смог добиться успеха в качестве автора комиксов со своими «Племянниками» — молодыми людьми, попавшими в нелепые и обычно опасные для жизни ситуации, которые в конечном итоге научили их тому, кто они такие — комедия плутовского характера, и хотя Уэстлейк никогда не соответствовал стандартам Диккенса, Филдинга или Твена в этой области, он преуспел, написав несколько первоклассных книг. истории, с ними больше ничего не сделаешь. Они действительно не поддаются сиквелам.
Лучшим автором сиквелов комиксов, конечно же, был П.Г. Вудхаус, который сделал свою долю плутовских одноразовых главных героев, но также создал чрезвычайно успешных сериальных персонажей, таких как Берти Вустер, которые были неспособны когда-либо по-настоящему узнать что-либо о самих себе. Которые даже в самых абсурдных сценариях всегда относились к себе очень серьезно – и были от этого еще более веселыми. Которые никогда не видят юмора в своих ситуациях, потому что это ваша работа.
И которые, конечно же, были окружены кружком комических компаньонов, каждый из которых одинаково памятен по-своему. Для этого типа фарса вам нужен своего рода постоянно меняющийся репертуар, которого читатели, в свою очередь, будут приветствовать криками радостного приветствия, предвкушая грядущие смешки и хохот. О, и, конечно же, у них должны быть забавные имена. Что делает имя забавным? Если бы вы могли объяснить это, это не будет смешно.
Очевидно, что The Hot Rock имеет общее происхождение с The Black Ice Score . Уэстлейк начал писать историю, в которой Паркер крадет один и тот же предмет снова и снова, но Паркер просто не согнул это (Позже Уэстлейк напишет для Паркера исследование профессионального разочарования, которое имело большой успех и не является ни в малейшей степени комичным по своей природе, но мы вернемся к этому в свое время). Это одна и та же базовая установка, африканская политика и все такое, но книги не могут сильно отличаться друг от друга. И не в последний раз комический грабитель превзошел своего мрачного кузена. Вернее, койот превзошел волка.
Да, Дортмундер — койот в человеческом обличии. Что ж, не делайте вид, что вы так удивлены, вы уже должны знать, как сильно я люблю этот тип метафор — только я не совсем так понимаю — мой смысл находится где-то между образным и буквальным, как Паркер и Сами Дортмундер. Дортмундер больше похож на человека, чем суровый Люпин Паркер, его эмоциональные реакции легче понять, хотя бы потому, что нам всегда легче отождествлять себя с комической фольгой. Но внутри он смотрит на остальных с таким выражением лица, которое говорит: «Вы все сумасшедшие. Я единственный в здравом уме». Это очень Паркер, и это потому, что Дортмундер — обратная сторона той же медали — не идеализированный хищник, антигерой, а скорее обманщик и шут. Латранс, а не Люпус.
Первые американцы любили рассказывать истории о Койоте, который мог принимать форму настоящего животного, нормально выглядящего человека или их гибрида (они яснее нас видели, насколько тонка грань между человеком и зверем). ) — и который всегда попадал в неприятности. Всегда что-то красть у богов, у других зверей или у людей — всегда другой план, часто обреченный на провал, но при всем при этом изобретательный.
А когда Койот достаточно разозлился, он мог быть весьма грозным — он мог выступить против самых сильных противников и выйти победителем. Койот, часто фигурирующий в рассказах о нем, всегда может превратиться в моменты сильного вдохновения в Воплощение Трикстера. И когда он это сделает, самим богам стоит опасаться его гнева. Повороты судьбы — в любом направлении — его основной товар. Он дитя удачи, плохой и хорошей. И никогда не знаешь, что будет.
Задолго до Дортмундера, даже до Looney Tunes великие молчаливые клоуны воплощали этот мифический тип комедии в современной форме — Чаплин, Ллойд, Лорел и Харди, но больше всего Китон. Великий Каменный Лик — захвачен механизмом жизни, то борется с ним, то учится с ним работать, но ни разу не посмеялся над своими бедами, потому что ЭТО НЕ СМЕШНО . Мы позволим себе не согласиться, но мы любим его за то, что он отказывается видеть шутку или, по крайней мере, удостоить ее грустной ухмылкой (Дортмундер не был бы таким негибким в выражении лица, но в некоторых моментах он был близок к этому).
И каким-то образом всякий раз, когда Бастер видит полицейского, он небрежно бочком удирает прочь, потом рысью, потом бегом, потому что полицейские и вообще авторитетные лица безошибочно идентифицируют его как зачинщика хаоса, свою законную добычу, и отправляются в путь. преследование по горячим следам. Никто ничего не может с этим поделать. Это естественный порядок вещей.
Поэтому неудивительно, что когда мы впервые встречаемся с Джоном Дортмундером, он только выходит из тюрьмы и страдает от благонамеренной лекции надзирателя, все время зная, что он просто собирается вернуться к своим воровским привычкам, потому что это его место в жизни. Интересно, каким он был до этого — мы знаем, что главные герои Старка не выносят заточения — оно разъедает их самоощущение, ломает их. Дортмундер, кажется, пережил два долгих периода заключения лучше, чем Паркер или Грофилд, но это все равно должно было сказаться.
Одна вещь, которая сильно отличает Дортмундера от Паркера, заключается в том, что мы многое узнаем о его прошлом благодаря навязчивой потребности одного персонажа собирать досье на людей, с которыми он работает. Мы не только знаем его настоящую фамилию, мы даже знаем его среднее имя (забавно, конечно).
Что касается фактов, майор Ико довольно много знал о Джоне Арчибальде Дортмундере. Он знал, что Дортмундеру было тридцать семь лет, что он родился в маленьком городке в центральном Иллинойсе, что он вырос в приюте, что он служил в армии Соединенных Штатов в Корее во время полицейской операции там. но с тех пор он был по другую сторону игры полицейских и грабителей, и что он дважды лично привлекался к уголовной ответственности за грабежи, причем второй срок закончился условно-досрочным освобождением только сегодня утром. Он знал, что Дортмундер еще несколько раз арестовывался по делу об ограблении, но ни один из этих арестов не задержался. Он знал, что Дортмундер никогда не арестовывался ни за какое другое преступление и что не было даже никаких слухов об убийствах, поджогах, изнасилованиях или похищениях людей, которые он мог совершить. И он знал, что Дортмундер женился в Сан-Диего в 1952 артисту из ночного клуба по имени Ханибан Базум, с которым он добился неоспоримого развода в 1954 году. Делая разумное предположение, что действие книги происходит в то время, когда она была опубликована, его возраст означает, что он родился примерно в 1933 году — в том же году, когда родился Уэстлейк (хм!). Паркер родился, возможно, в 1927–1928 годах и служил во Второй мировой войне в возрасте 90 007 очень 90 008 подростков, во что, как я уже отмечал в прошлом, не так уж трудно поверить, учитывая ту войну — есть много задокументированных случаев.
Дортмундеру было почти совершеннолетие, чтобы вступить в армию, когда началась корейская «полицейская акция» — я думаю, детский дом мог дать согласие на его зачисление в 17 лет? В любом случае его почти наверняка призвали. Хотя я полагаю, что если бы он присоединился к ним по собственной воле, этот опыт мог бы научить его никогда не делать ничего добровольно. Но его продолжают заставлять участвовать в операциях, в которых он не хочет участвовать, на протяжении всего сериала. Ранние жизненные модели, однажды установленные, могут быть чертовски стойкими с течением времени.
Я буду кратко излагать книгу во второй части (Эй, Паркер всегда получает вторую часть! Честная правда!), но сейчас упомяну, что для меня удивительно, как много элементов серии в целом были установлены прямо с начало. Как только он выходит из тюрьмы, Дортмундер встречается с Энди Келпом — его поклонником №1 и самой большой головной болью — и я часто задавался вопросом, кого Уэстлейк использовал в качестве модели для него. Я угадаю коллегу-писателя и остановлюсь на этом — потенциальных кандидатов довольно много. Келп не так хорошо проработан в первой книге, но все основные элементы есть, вплоть до его склонности к угону автомобилей с номерами MD.
Мы также встречаем стойкого бармена Ролло из ресторана O.J. Бар и гриль — а сколько раз я шел по Амстердам-авеню в 80-х, надеясь наткнуться на него? Если бы я выиграл в лотерею (в которую я никогда не играю), у меня возникло бы сильное искушение создать из — конечно, намного дальше в центре города — может быть, в Гарлеме или Вашингтон-Хайтс — мне кажется логичным, что она изменит свое местоположение, убегая. все более неудовлетворительной клиентуры. Этот район Амстердама теперь сплошь блестящие бары для одиноких — в 1970 году это был настоящий набе из рабочего класса «синих воротничков», захудалый и с низкой арендной платой. Westlake не мог знать, что в конце 70-х он почти за одну ночь превратится в анклав яппи с завышенными ценами (должен знать, я жил там, когда это произошло). Но с годами O.J. каким-то образом выжил, вечный пережиток прошлого, как и сам Дортмундер. Бунтарь против «прогресса» во все времена — наш Джон.
Мы также встречаемся с отважным водителем-беглецом Стэном Мёрчем и его еще более внушительной таксисткой-матерью (будет ли когда-нибудь Ричард Старк-грабитель жить с матерью? И нравится?) – а также реже появляющимся Аланом Гринвудом, который по ходу событий книги вынужден сменить имя на Грофилд. На самом деле он не очень похож на Грофилда Старка, за исключением того, что видит женщин (ему приходится работать намного усерднее, чем Грофилду Старка, чтобы заполучить их), но Уэстлейк с удовольствием указал на странные связи между этими двумя преступными вымышленными вселенными, которые он созданный.
Дортмундер должен был быть персонажем сериала не больше, чем Паркер, изначально — по крайней мере, если верить Уэстлейку. Придумав Паркера, Тобина и (в форме короткого рассказа) Левина, Уэстлейк, вероятно, почувствовал, что пришло время освободиться от альбатроса серийной фантастики — необходимости постоянно придумывать новые способы написания одной и той же истории — он всегда опасался быть заклейменным.
Но книга продавалась слишком хорошо, чтобы он мог отпустить персонажа — о нем можно было рассказать и другие истории, хотя в итоге у него было чуть больше половины романов, чем у Паркера (и несколько очень хороших рассказов, в том числе рассказ Уэстлейка). и единственный победитель Эдгара в этой категории). Комедию — хорошую комедию — написать намного сложнее, чем обычный детективный роман. Переходя от одной шутки к другой, сохраняя логику в определенных границах — написание всех этих книг о племянниках и этой паршивой комической выходки о похищении кинозвезды — подготовили его к этому. Раньше он был просто подмастерьем-юмористом, а в Дортмундере он стал мастером искусства. У него были персонажи, голоса и публика, чтобы поддержать их, в то время как он конкретизировал их, делая их немного более яркими и живыми с каждой книгой, пока мысль о мире без Дортмундера и Ко не стала невыносимой.
И все же временами он, кажется, жалел Дортмундера о времени и усилиях, которые он мог бы потратить на другие книги. Он все больше стремился расшириться, проверить свои крылья, написать художественную литературу, которую нельзя было так легко классифицировать. И он часто это делал — 70-е годы были во многих отношениях его самым творческим периодом. Но я думаю, что то, что Дортмундер продолжал возвращаться, в некотором смысле сделало его честным, особенно в том длинном промежутке между шестнадцатым и семнадцатым романами Паркера. Писатели не всегда знают, что для них хорошо, вот почему мы, читатели, должны постоянно говорить им об этом — иначе А. Конан Дойл мог бы потратить гораздо больше времени на написание напыщенных исторических романов о Столетней войне.
И последнее замечание, прежде чем я прерву это и начну работу над Частью 2. Уэстлейк любил говорить, что Дортмундер живет в реальном мире гораздо больше, чем Паркер. Я не согласен. Паркер определенно живет в жестоко романтизированной реальности, где ему многое сходит с рук, а сам Паркер — невозможное существо — смесь человека и волка, в существование которой я не верю, хотя я уверен, что она должна существовать. те немногие, кто время от времени приближается.
Уэстлейк сказал, что если Паркер грабит банк, он найдет удобное место для парковки прямо перед ним, но если Дортмундер грабит тот же банк, ему придется припарковаться в нескольких кварталах от него. Справедливо, но когда Дортмундер грабит банк в The Hot Rock , он делает это с помощью гипнотизера по имени Миазмо Великий. Ранее в книге он использует вертолет, чтобы ограбить полицейский участок! Затем он совершает штурм психиатрической больницы на переносном локомотиве. Это реальный мир? Ограбления Паркера, даже самые безумные из них, могли произойти в реальном мире — и произошли. Дортмундерский роман может случиться только в романе Дортмундера — или, может быть, в мультфильме Руба Голдберга — его истории не более реалистичны, чем истории Бастера Китона, — и не менее правдоподобны, когда вы поглощены ими.
Разница в том, что сам Дортмундер — он более реален, чем Паркер, потому что он ближе к нам — и к своему создателю — в своей реакции на свои многочисленные несчастья. У Паркера бесконечные череды неудач — гораздо хуже, чем у Дортмундера — подумайте обо всех тех случаях, когда его предавали, стреляли, оставляли умирать — и он относился к ним со стоицизмом, которому мог бы позавидовать философ Зенон. Ничего подобного этому никогда не происходит с Дортмундером, чьи коллеги (за одним примечательным исключением) бессмертно верны и непоколебимы — возможно, временами немного неохотно, но они остаются с ним, несмотря ни на что. Дортмундер переживает меньше реальных бедствий, чем Паркер, но гораздо больше смущений — он комический фон, которым Паркер упорно отказывался быть. Дортмундер отказался бы, если бы мог, но ему нельзя. Он создан для этой жизни.
И вы почти можете видеть, как он время от времени бросает раздраженный косой взгляд на своего создателя: «Вы бы не сделали этого с другим парнем». Нет, не стал бы. Но он поступил бы намного хуже, зная, что другой парень выдержит это. К младшим из своих клептоманских альтер-эго он относился гораздо более покровительственно. Подобно отцу, защищающему своего блудного сына от последствий его ошибок, но еще больше радующемуся, когда лажа приносит пользу, как это часто делал Дортмундер (на самом деле он украл НАМНОГО больше денег, чем Паркер за книгу, хотите верьте, хотите нет — потом взорвал его на ипподроме).
Паркер живет за пределами мира людей — посещает его только для того, чтобы заработать необходимые деньги для поддержания своего абстрагированного волчьего образа жизни — но Дортмундер — подобно койотам, вторгшимся в городские пространства Америки — является порождением этого сумасшедшего современного мира, в котором мы живем, вынужден маршировать в такт, как бы он ни отставал.
И он воспринимает оскорбления гораздо более лично, чем когда-либо Паркер. Паркер просто убьет вас, если вы перейдете ему дорогу каким-то существенным образом — так или иначе, ваши проблемы закончатся. Дортмундер, если он достаточно разозлится, сделает вас желает чтобы ты был мертв. Снова и снова мы будем видеть, как он обнажает какого-нибудь богатого могущественного мучителя и оставляет его голым на ветру — Воплощенного Трикстера нельзя воспринимать легкомысленно, когда он принимает на него свой облик и направляет всю силу хаоса против него. ты. А потом, конечно же, он снова становится тем же бедным придурком, каким был раньше. Власть не прилипает к нему больше, чем деньги.
Смейтесь над ним, если хотите, о могучие земли, но последний смех будет за ним. Потому что он, возможно, не подозревает об этом, но он наш чемпион — Робин Гуд в потрепанном костюме, вооруженный «смит-и-вессон-терьером» вместо длинного лука, направляющий своих не очень веселых людей на какое-то новое предприятие большой важности и важности.