Достоевский в старой руссе: Русса Достоевского

Дом-музей Ф.М.Достоевского в Старой Руссе. (январь 2020)

Продолжаю свои заметки об экскурсии в Старую Руссу, где я побывала в январе этого года и сегодняшняя публикация будет посвящена  Дому-музею великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, который приезжал сюда на лето вместе со своей семьей на протяжении нескольких сезонов.

Впервые Ф.М.Достоевский со своей семьей — женой Анной Григорьевной и двумя детьми — Любой и Федей, приехали в Старую Руссу летом 1872 года.  Это место было выбрано для летнего отдыха с детьми не случайно. Во-первых, здесь находился курорт с целебными минеральными водами, во-вторых, город был расположен не далеко от Санкт-Петербурга, сюда было не очень сложно добираться и жизнь здесь обходилась дешевле, чем на южных курортах России.

По приезду они останавливаются в доме у настоятеля Георгиевского храма — священника отца Иоанна Румянцева. (До наших дней этот дом не сохранился). Отец Иоанн очень радушно их принимает, но несмотря на это, первое лето в Старой Руссе семье Достоевских не понравилось. Оно было дождливым и холодным, город им показался серым и грязным. К тому же дочка сильно травмировала руку, из-за чего им срочно пришлось  уехать в Петербург, а по возвращению в Старую Руссу сильно заболевает и сама Анна Григорьевна. Так что они сначала даже решили больше сюда никогда не приезжать. Однако, детки так хорошо пережили следующую зиму, практически не простужались и Анна Григорьевна отнесла это на счет большой пользы для их здоровья старорусских минеральных вод. Так что они решили и следующее лето провести в Старой Руссе.

На этот раз они поселились на втором этаже в деревянном двухэтажном доме на набережной реки Перерытицы. Тогда этот дом принадлежал отставному подполковнику Александру Карловичу Гриббе. Со временем жизнь в Старой Руссе очень полюбилась Достоевским, тем более что здесь произошло замечательное событие — летом 1875 года именно в этом доме у них рождается сын Алеша. И в 1876 году, после смерти А.К.Гриббе, Достоевские, выкупают этот дом у его наследников.

Впервые у писателя, которому к этому времени исполнилось 55 лет и который всю свою жизнь кочевал по съемным квартирам, появился собственный дом. Он считал его «своим гнездом», чувствовал себя здесь хорошо и спокойно, много и плодотворно работал. В последний раз писатель приезжал сюда летом 1880 года. В январе 1881 года его не стало. Но Анна Григорьевна продолжала сюда приезжать и после смерти мужа. Она сохраняла этот дом, сохраняла здесь память о великом русском писателе Ф.М.Достоевском. В последний раз она была в Старой Руссе в 1914 году.

Дом в целости достоял до начала Великой Отечественной войны. В 1944 году при освобождении города, дом сильно пострадал, но уже в 1945 году был восстановлен. В 1969 году здесь появилась небольшая экспозиция, посвященная старорусскому периоду жизни и творчества писателя. А в 1981 году состоялось торжественное открытие Дома-музея Ф.М.Достоевского.

Экспозиция занимает шесть комнат на втором этаже дома, в которых проживала семья Достоевских. Здесь полностью восстановлена обстановка, которая была при их жизни. Среди экспонатов есть подлинные вещи писателя и членов его семьи.

Экскурсия по музею начинается с веранды. Здесь представлен знаменитый портрет Ф.М.Достоевского, работы Василия Перова (1834-1882). Портрет был выполнен художником в 1872 году по заказу Третьяковской галереи, где в настоящее время и находится. А в старорусском музее представлена копия картины. Этот портрет очень нравился жене писателя — Анне Григорьевне, потому что по ее мнению Перов уловил в этом портрете «минуту творчества Достоевского». Здесь писателю 51 год. Портрет был закончен примерно за две недели до отъезда Достоевского в Старую Руссу. Так что именно таким увидели рушане Достоевского, когда он впервые появился здесь.

Еще один «объект», который обращает на себя внимание на верадне — это большое цветное витражное окно, в которое любили смотреть дети Достоевского, когда на улице было серо и шел дождь.

Дальше мы перемещаемся в переднюю. Здесь обычно встречали гостей. Вся мебель здесь старинная, подобранная в соответствии с эпохой и описанием обстановки в доме Достоевских. Обстановку восстанавливали по воспоминаниям Анны Григорьевны, детей — Любы и Федора, а так же людей, бывавших в старорусском доме Достоевских. Здесь стоят вешалка, подставка для зонтов, старинное зеркало, столик с газетами. Газеты, кстати говоря, Достоевский читал постоянно и некоторые сюжеты из реальной жизни, о которых он узнавал из газет,  в последствии переходили в его произведения. Здесь, в передней, можно увидеть и личные вещи Ф.М.Достоевского.

Это его цилиндр и перчатка.

Потом переходим в гостиную. Известно, что Достоевские любили принимать у себя гостей и принимали их именно здесь, в этой гостиной. Как правило это были близкие люди. Посторонние, праздные посетители, если и бывали здесь, то крайне редко.

Помимо воссозданной обстановки, в гостиной можно увидеть много фотографий. Например, один из самых известных фотопортретов Достоевского, а так же фотопортрет его жены — Анны Григорьевны. Она была его второй женой. Его первая супруга, Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился во время своей ссылки в г.Семипалатинске и с которой прожил в браке 7 лет, скончалась в 1864 году. С Анной Григорьевной (в девичестве Сниткиной) он познакомился в 1866 году. Она в качестве стенографистки-переписчицы помогала Ф.М.Достоевскому готовить к изданию его роман «Игрок». Они поженились в 1867 году, причем разница в возрасте у них была значительная. Достоевский был старше Анны Григорьевны на 25 лет.

После свадьбы молодожены уехали на несколько лет заграницу. В 1868 году в Женеве у них родилась первая дочь — Софья, но через три месяца она умерла от тяжелой простуды. В 1869 году в Дрездене у Достоевских родилась дочь Люба. После возвращения в Петербург у них родился сын Федор в 1871 году. И уже здесь, в Старой Руссе, в 1875 году  у них родился еще один сын — Алексей. Фотографии детей можно увидеь под портретами родителей.

Но Алеша прожил не долго. В возрасте трех лет он умирает от внезапного приступа эпилепсии. Известно, что этой болезнью страдал сам Ф.М.Достоевский. Совершенно убитый горем, он едет в Оптину пустынь к оптинскому старцу Амвросию и, по воспоминаниям Анны Григорьевны, после бесед со старцем, Достоевский вернулся оттуда «умиротворенным и значительно успокоившимся». В их старорусский дом возвращается жизнь, они снова принимают гостей, а в гостиной звучит музыка и смех.

В этом доме часто бывал отец Иоанн Румянцев, в доме которого они останавливались в свой первый приезд в Старую Руссу. Они с Федором Михайловичем не только были очень дружны, отец Иоанн стал духовником Достоевского. А Георгиевский храм, где отец Иоанн был настоятелем — стал приходским храмом семьи Достоевских во время их пребывания в Старой Руссе. Бывал в старорусском доме и известный поэт того времени Апполон Николаевич Майков, который не только был ближайшим другом Ф.М.Достоевского, но и крестным отцом всех его детей.

Среди друзей Достоевских, посещавших этом доме были и супруги Жаклар — Виктор и Анна. Это очень интересная семья, о них, наверное, можно целый роман написать.  Особенно об Анне. Уж очень неординарной личностью она была. Но если в двух словах: Анна — родная сестра Софьи Ковалевской, имела очень хорошее образование и очень прогрессивные для женщины того времени взгляды на жизнь; уехав из родительского дома, вышла замуж за французского революционера Виктора Жаклара и сама стала революционеркой. Они вместе в 1871 году были участниками Парижской Коммуны, а после ее поражения были арестованы и осуждены по всей строгости французских законов — Виктор был приговорен к смертной казни, Анна — к пожизненной каторге. Однако, им удалось бежать и через несколько лет они вернулись в Россию.  На этом, конечно, их активная жизнь не закончилась, но что бы не увлекаться просто упомяну еще один факт из биографии Анны, который напрямую связан с Ф.М.Достоевским.  Дело в том, что еще на заре своей не спокойной жизни, в 1860-х годах Анна чуть не стала его невестой. Пробуя себя в писательском деле, Анна опубликовала несколько рассказов в журнале Достоевского «Эпоха», он находил, что она очень талантлива, у них возникли теплые отношения, но из-за диаметрально противоположных взглядов на жизнь, дальше этого дело не пошло. Однако, они сумели сохранить дружеские отношения.

В гостиной можно увидеть старинный музыкальный инструмент — фисгармонию. Это подлинный предмет, принадлежавший семье Достоевских, которые очень любили музыку. А Федор Михайлович еще и очень любил танцевать. В особенности мазурку.

И если в гостиной часто бывало шумно, то в следующей комнате старались поддерживать тишину, потому что это был кабинет  писателя. Здесь он работал над романами «Подросток» и «Братья Карамазовы», некоторые из глав Дневника писателя. Именно здесь Достоевский написал свою знаменитую Пушкинскую речь, с которой он с большим успехом выступил в Москве по поводу открытия памятника Пушкину в 1880 году.

Как известно, в романе «Братья Карамазовы» действие происходит в небольшом провинциальном городке Скотопригоньевске, прототипом которого послужила Старая Русса. Но об этом романе мы поговорим подробнее в следующий раз, когда будем знакомиться с экспозицией музея, ему посвященного. Сегодня в кабинете мы можем увидеть рабочий стол писателя, где лежат копийные экземпляры его рукописей. Над столом висят фотографии самых близких его людей — Анны Григорьевны, детей — Любы и Федора, а так же родителей писателя — Михаила Андреевича и Марии Федоровны Достоевских.

Обычно Достоеский работал по ночам, где-то  до 5 утра. В ночной тишине, когда ему никто не мешал, он делал наброски, обдумывал сюжеты. Электричества в доме не было, керосиновые лампы писатель не любил, так что работал он исключительно при свечах. Потом он здесь же ложился спать на диванчике, а утром в кабинет приходила Анна Григорьевна и они продложали работать вместе. Этот секретер был ее рабочим местом. Она быстро записывала стенограммой все то, что диктовал ей Достоевский, а затем, уже в своем кабинете она расшифровывала эти записи и переписывала их начисто. Таким образом, у писателя получалось создавать свои произведения в несколько раз быстрее, чем это делали другие современные ему писатели.

В кабинете над диваном висит репродукция картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна», которая была самой любимой картиной Достоевского.

Из кабинета писателя мы перемещаемся в столовую. Обедали в доме Достоевских с пяти до семи вечера. Это, конечно, прежде всего связано с ритмом жизни Федора Михайловича, которому после ночной работы нужно было хорошенько отдохнуть, после чего он еще обязательно шел прогуляться по Старой Руссе.  С прогулок он как правило возвращался с кульком сладких гостинцев для детей. И дело было не только в том, что он хотел порадовать и побаловать своих детей, он и сам, как выяснилось, был большим лакомкой и любил сладкое.

Семья собиралась здесь вместе за большим столом. Обед всегда начинался по заведенному в семье обычаю, когда Достоевский подзывал к себе старую нянюшку детей — Прохоровну, которую они всегда привозили сюда из Петербурга, предлагал ей стопку водки, она выпивала, садилась за стол и только после этого ритуала все пристуали к трапезе. Няня обедала вместе с хозяевами и детьми за одним столом.

Обед обычно проходил в разговорах, в теплой обстановке. Федор Михайлович и Анна Григорьевна очень любили общаться со своими детьми, но никогда они не говорили с детьми о вещах, которые могли быть им не понятны, и никогда не обсуждали за обедом при детях какие-то важные дела, тем более что-то секретное. После обеда в столовой устраивались семейные чтения. Федор Михайлович читал своим детям книжки — сказки Пушкина,  басни Крылова и другие произведения.

Здесь на столе можно увидеть подлинные приборы и посуду, принадлежавшие когда-то семье Достоевских, переданные в дар музею потомками писателя.

Потом мы переходим в комнату супруги писателя — Анны Григорьевны, которая была для него не только любящей женой и матерью его детей. Она была его ангелом-хранителем, музой, помощницей в писательском труде. И поскольку сам Федор Михайлович не был силен в делах практических, она еще вела дела с издателями Достоевского и его многочисленными кредиторами. Ведение домашнего хозяйства тоже было на ее плечах. Так что имея за спиной такой защищенный тыл, Достоевский мог полностью отдаваться своему творчеству. Федор Михайлович прекрасно отдавал себе в этом отчет и очень высоко ценил Анну Григорьевну.

Здесь мы видим ее рабочий уголок, что было не совсем типично для женских комнат в те времена.

А вот столик для рукоделья, как раз напротив — обычный атрибут женской комнаты, ведь девочки обучались рукоделью с детства, вне зависимости от сословного происхождения. Анна Григорьевна, конечно, умела и шить, и вышивать и эти свои умения она передала дочери Любочке. На столике лежит подлинный платочек, который вышила Люба в подарок маме с французской надписью «A maman» (т.е. маме). А на диванчике, стоящим напротив этого столика лежит кожаный портфель, принадлежавший Анне Григорьевне. Тоже не совсем типичный женский аксессуар того времени. Но поскольку она, среди прочего, занималась издательскими делами мужа, то и бумаги ей приходилось много носить. На портфеле очень красивая монограмма, состоящая из двух первых букв ее имени и фамилии, вышита руками самой Анны Григорьевны.

Когда, в 1881 году Ф.М.Достоевский скончался, Анне было всего 36 лет. И она, всю себя отдававшая Достоевскому при его жизни, продолжит это делать и после его смерти. Она берегла и приумножала память о своем знаменитом муже, занималась изданием его произведений, популяризацией его творческого наследия, собирала все, что каким-то образом было связано с его жизнью — его рукописи, письма, документы, книги, личные вещи, мебель и фотографии. Анна Григорьевна оставила о Достоевском свои воспоминания, которые и по сей день служат большим подспорьем для исследователей жизни и творчества Ф.М.Достоевского. Сохранила она и этот дом в Старой Руссе. В последний раз Анна Григорьевна приезжала сюда в 1914 году. Умерла А.Г.Достоевская в 1918 году в Ялте.

Рядом с комнатой Анны Григорьевны находится детская. (Меня, если честно, очень удивило наличие в детской комнате лестницы на первый этаж) Но, как выяснилось дети здесь только спали или отдыхали. Здесь стояли их кроватки и жила няня. Играли же они в других комнатах в доме, на веранде или в саду при доме.  Так что наличие в детской лестницы, судя по всему, не сильно беспокоило родителей и никаких неприятных моментов, связанных с этой лестницей в доме не зафиксировано.

Старшая дочь Достоевского — Люба пошла по стопам отца. Она стала писательницей и в 1911-1913 годах издала два романа и сборник рассказов. Однако, ее литературные труды были приняты в России более чем спокойно. Личная жизнь Любы тоже не складывалась. В 1913 году, будучи в заграничной поездке, она решила не возвращаться в Россию. В 1920 году в Мюнхене были изданы ее воспоминания о Ф.М.Достоевском. Умерла она в Италии в 1926 году от белокровия. У Любови Федоровны Достоевской не было ни собственной семьи, ни детей.

Несколько иначе сложилась судьба сына писателя — Федора Федоровича Достоевского. Он окончил петербургскую гимназию, затем юридический и естественный факультеты Дерптского (Тартусского) университета. С детства обожавший лошадей, он впоследствии станет конезаводчиком — будет разводить беговых лошадей в Симферополе. Интересно, что в нем тоже будет присутствовать тяга к литературному творчеству, но осознание того, что его всегда будут на этом поприще сравнивать с великим отцом, не способствовал развитию писательского таланта Федора Федоровича. Он умер в Москве в 1922 году.

Федор Федорович был дважды женат и род Достоевских продолжился по его линии. Потомки Достоевского до сих пор проживают в Санкт-Петербурге.

Вот на этом основная экспозиция Дома-музея Ф.М.Достоевского в Старой Руссе заканчивается. На первом этаже еще есть помещения — это Нижняя гостиная. Здесь проходят временные выставки и небольшие мероприятия — литературные и музыкальные вечера. Так же в Старой Руссе в Научно-культурном центре Дома-музея Ф. М. Достоевского проходят Старорусские чтения «Достоевский и современность», куда приезжают исследователи и почитатели творчества Ф.М.Достоевского из разных стран.

Так  что в Старой Руссе память о великом русском писателе не только сохраняется, но и приумножается, потому что несколько лет назад в городе был открыт еще один музей, связанный с именем Достоевского. А именно — музей романа «Братья Карамазовы», с экспозицией которого мы познакомимся в следующей публикации.

А на сегодня всё. До новых встреч!

Достоевский и Старая Русса

«…это был пророк, это был всему доброму учитель»
П.М. Третьяков, основатель Третьяковской галереи.

Древняя Старая Русса – город, с которым связан большой плодотворный период жизни и творчества Ф.М.Достоевского. Двухэтажный деревянный дом на берегу реки Перерытицы был куплен Достоевским в 1876 году.
«Благодаря этой покупке у нас, по словам мужа, «образовалось свое гнездо», куда мы с радостью ехали раннею весною и откуда так не хотелось нам уезжать позднею осенью. Федор Михайлович считал нашу старорусскую дачу местом своего физического и нравственного отдохновения», – рассказывала Анна Григорьевна, жена писателя.
Период, когда Достоевский жил в Старой Руссе, стал для него временем интенсивного и плодотворного творчества. Здесь шла работа над «Бесами», «Подростком», в Старой Руссе была написана значительная часть «Братьев Карамазовых», рождались страницы «Дневника писателя». В создаваемых здесь произведениях находил отражение сам город и его люди. Так, черты Старой Руссы вобрал в себя описанный Достоевским городок Скотопригоньевск. Именно в Старой Руссе была написана знаменитая Пушкинская речь, и отсюда в мае 1880 года Достоевский отправился в Москву для участия в торжествах, посвященных открытию памятника Пушкину.


Через 29 лет, в мае же 1909 года, в
Старой Руссе был основан Дом-музей Ф.М.Достоевского. А открылся он для посетителей уже в мае 1981 г. Огромная заслуга в создании музея принадлежала Г.И.Смирнову, ставшему его первым директором. В воссозданных интерьерах шести комнат представлены принадлежавшие писателю и членам его семьи вещи, документы, фотографии, прижизненные издания произведений Достоевского. В музее проводятся литературные чтения, на которые в том числе съежаются зарубежные почитатели Достоевского.


Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Мы русские
(Из «Дневника писателя»)

Весь русский интеллигентный слой, т.е. все русские, стоящие над народом (теперь уже огромный слой, заметим это), – все, в целом своем, – никуда не годятся. Весь этот слой, как слой, как целое – донельзя плохой слой. Другое дело, если разбить это целое на единицы и разбирать по единицам; единицы, т.е. частные лица, весьма бывают и недурны и даже во множестве. Совсем другое в народе: в народе целое – почти идеально хорошо (конечно, в нравственном смысле и, разумеется, не в смысле образования науками, развития экономических сил и проч.). Но и единицы и народе так хороши, так бывают хороши, как редко может встретиться в интеллигентном слое, хотя несомненно довольно есть и зверских единиц, а не прямо зверских, то до безобразия невыдержанных. Да, в этом нельзя не сознаться, но не знаю почему так, но в большинстве случаев вы сами как будто отказываетесь произносить суд ваш над этими зверскими единицами, отказываетесь по совести и [не оправдывая их] извиняете, однако, народное образование. Но эту тему мы пока оставим, зато, повторяю, целое всего народа в совокупности, и все то, что хранит в себе народ как святыню, как всех связующее, так прекрасно, как ни у кого, как ни в каком народе, может быть. Что такое это единое и связующее – здесь не место объяснять, да и не о том я хочу говорить. Но связан и объединен наш парод пока так, что его трудно расшатать.

Хомяков говаривал, говорят, смеясь, что русский народ на страшном суде будет судиться не единицами, не по головам, а целыми деревнями, так что и в ад, и в рай будет отсылаться деревнями. Шутка тонкая и чрезвычайно меткая и глубокая.
Зато в интеллигенции нашей совсем нет единения, никакой силы единения до сих пор не обнаружилось. Мы, например, преплохие граждане. Если б не было народа и сверху над ним царя, то мы, я думаю, и не шевельнулись бы соединиться в двенадцатом году. Вот уже где немыслимо аристократическое начало – так это у нас! У нас никогда не могло быть ничего подобного, как было когда-то в Польше, или даже как теперь в Англии. Верх нашей интеллигенции не только не может отъединить в себе, отдельно и исключительно, право изображать собою гражданство всей страны, но, напротив, без народа и сил, почерпаемых из него беспрерывно, утратил бы мигом даже и самую национальную свою личность. И как бы ни относились недоверчиво иные из нашей интеллигенции (очень многие еще) к духовным силам народа нашего и к крепости и благонадежности его национальных основ, его все же без этого самого народа никакая Европа не спасла бы // этих иных, до сих пор этот народ презирающих, от совершенной гибели и сведения на нет.
Без этого народа они, в ожидании пока переродились бы в европейцев, утратили бы не только всякую национальную самостоятельность, но и просто человеческое достоинство.
Лишь беспрерывным, не останавливающимся соприкосновением нашим с народом мы, верхний слой его, существуем, тянемся кое-как, а подчас даже оживляемся и обновляемся. Это беспрерывное соприкосновение наше с народом и обновление себя его силами в большинстве интеллигенции нашей происходит, увы, до сих пор почти бессознательно. Силы-то мы из народа черпаем, а народ все-таки свысока презираем.
А граждане мы, интеллигенция русского народа, – плохие. Мы при первой неудаче сейчас же в обособление и отъединение, и так весьма часто бывает с лучшими и умнейшими из интеллигентных русских людей…
Иной хитрый казуист, пожалуй, и теперь поймает меня на слове. «Нельзя же, скажет он, про такое общество, от которого сами же вы ждете таких надежд и таких начал, говорить так дурно, как говорили вы еще в этом же даже №, страницы две-три выше.
Но ведь если я и говорил дурно и даже обещал еще в прошлом № целый трактат о том, чем мы хуже народа, то ведь в то же время я и заявил о той драгоценности, которую мы несем с собою народу. За эту-то драгоценность я и люблю это общество столько же, сколько и народ, несмотря на то, что с таким жаром говорил о его временных недугах…
Драгоценность эта есть то огромное расширение русского взгляда и русской мысли, которую приобрели в двести лет столкновения нашего с Европой, но от Европы однако приобрели, а родили из себя самостоятельно при столкновении с Европой – ибо в Европе   соб­ственно ничего нет подобного ни этому взгляду, ни этой мысли, напротив даже – все противоположное. Тем самым мы и заявили, что мы русские и что воротились из Европы русскими. Все это я объясню подробно доводами и примерами, а теперь укажу хоть на одну черту этого расширения взгляда, именно на самый этот несомненный, чистый, бескорыстный демократизм общества, начавшийся еще давно и проявивший себя освобождением крестьян с землею.
Это русское дело и дело русского расширения взгляда. Но это лишь еще самая маленькая черта этого расширения, и надеюсь, бог мне поможет быть понятным и выразить в следующих номерах мою мысль уже в полной подроб-ности.
Временные же недуги общества для меня несомненны, а теперь, в наше время, они даже безобразнее чем когда-нибудь… Мы несомненно больше народа одарены, например, самолюбием, болезненным и ипохондрическим, и это при страшном шатании [не только] идей, убеждений и воли. Мы заражены в большинстве гадливостью к людям и циническим неверием в человека, не только в русского, но и в европейца, мы заражены жаждой безличности рядом с самым пустозвонным слабоволием, болезненною робостью перед всяким собственным мнением. Мы усвоили бесконечно много самых скверных привычек и предрассудков. Мы видим доблесть в даре одно худое видеть, тогда как это лишь подлость, но всего не перечтешь, и если можно еще ждать спасения и обновления, то, конечно, лишь от русской женщины, которая несомненно лучше русского мужчины и в которой заключена огромная наша надежда.

На снимках: Анна Григорьевна Достоевская после смерти супруга сделала немало, чтобы увековечить его память. Готовила к переизданию произведения Фёдора Михайловича, написала книгу воспоминаний о нем, открыла в Старой Руссе школу имени Достоевского и создала в городе музей писателя; в юношеских чтениях «Произведения Ф.М.Достоевского в восприятии читателей XXI века» приняли участие Александра Козлова, Александра Чернова и Мария Валькова из Великого Новгорода; страница из записной тетради Ф.М.Дос­тоевского с заметками к роману «Бесы».

 

Исторический контекст «Преступления и наказания» Федора Михайловича Достоевского

Относится к: 

Преступление и наказание

 

Российская империя в период своего наивысшего расцвета в 1865 году. (Wikimedia Commons) Исторический и политический контекст

После разорения Киевской Руси тюркскими племенами и ее падения под «монгольское иго» русский регион развивался изолированно от Европы между XIII и XVI веками.

Вследствие этого Россия не участвовала ни в Ренессансе, ни, конечно, в Реформации или Контрреформации. В восемнадцатом веке Россия постепенно начала «примыкать» к Европе, особенно при Петре Великом, считавшемся великим (или ужасным) западником России. В результате русская культура XVIII–XIX веков по существу привила западноевропейскую культуру к аграрному, христианско-православному государству. Высшие классы были резко отделены от крестьянства: в буквальном смысле разные социальные касты не говорили на одном языке. В девятнадцатом веке, с возникновением так называемого интеллигенция , образованные классы стали рассматривать великий отрыв от народа ( раскол или раскол: это слово употребляется также по отношению к религиозным сектантам, которых стали называть старообрядцами) как великую историческую трагедию.

При Александре II Россия бескровно освободила крепостных в 1861 году и провела другие прогрессивные Великие реформы, которые стремились «догнать Россию» до Западной Европы. (Есть параллели и яркие контрасты с американской историей того же периода: ср.0021-й Поправка 1865 г. и Гражданская война.) Жгучий вопрос времени Достоевского — который, возможно, стоял перед Россией даже в двадцатом и двадцать первом веках — оставался: европейская Россия или нет? Должно ли это быть? Фракция так называемых западников продолжала старые аристократические тенденции говорить дома по-французски, одеваться по последней лондонской моде или получать образование за границей. Между тем соперничающие славянофилы протестовали против того, чтобы Россия вместо этого «обращалась к народу» и уходила корнями в местные народные традиции. (Есть некоторая ирония в том, что сама эта идея заимствована из немецкой романтической мысли.)

 

Философский контекст

Достоевский в «Преступлении и наказании» и в других своих великих трагедиях отвечает и европейскому философскому контексту своего времени. Идеи немецких философов-идеалистов витали в воздухе: русские интеллигенты были глубоко потрясены трудами Канта, Гегеля, Маркса и других, а «исключительный человек» Раскольникова представляет собой нечто вроде огрубевшего прочтения всемирно-исторической фигуры Гегеля. Другие конкурирующие и взаимопроникающие идеи исходили из утилитаристской мысли Джона Стюарта Милля, Джереми Бентама и Уильяма Годвина (мужа ранней феминистки Мэри Уоллстонкрафт), находя отражение в таких фразах, как «величайшее благо для наибольшего числа людей». Чтобы завершить картину, мы видим понятия, заимствованные из французского утопического социализма а-ля Шарль Фурье, нигилизм (проще говоря, морали не существует по своей сути) и культ Наполеона. В своих романах Достоевский часто представляет западноевропейские идеи как опасные болезни, заражающие его, или как духи, вселившиеся в его нравственно поколебленных героев.

  Карта Санкт-Петербурга 1744 года (Wikipedia Commons)

Санкт-Петербург

Столица Российской империи, основанная Петром Великим в начале восемнадцатого века, Санкт-Петербург был построен итальянскими и западноевропейскими архитекторами на Неве и Финском заливе, и предназначался для того, чтобы стать «окном России в Европу» В этом красивом, наполненном водой и населенном привидениями городе было что-то ужасно искусственное. Помимо тесноты, болезней и преступности, вызванных быстрой урбанизацией (которые, пожалуй, везде одинаковы, и Достоевский щедро заимствует в этом духе Лондон Чарльза Диккенса), Петербург был буквально построен на болотах и ​​с помощью принудительного труда. Повторяющиеся и разрушительные наводнения легко могут показаться местью природы величественной архитектуре и эстетическому расположению городских каналов и улиц.

 

Works Consulted:

Handbook of Russian Literature , edited by Victor Terras (New Haven: Yale University Press, 1985)

The Cambridge Companion to Dostoevsky , edited by W. J. Leatherbarrow (Cambridge: Cambridge University Press, 2002)

Достоевский в контексте , под редакцией Деборы А. Мартинсен и Ольги Майоровой (Кембридж: Cambridge University Press, 2015)

 

Федор Достоевский | Биография, книги, философия и факты

Федор Достоевский

Смотреть все СМИ

Год рождения:
11 ноября 1821 г. Москва Россия
Умер:
9 февраля 1881 г. (59 лет) Санкт-Петербург Россия
Известные работы:
«Сырая молодежь» «Преступление и наказание» «Не хлебом единым» «Записки из подполья» «Бедные люди» «Братья Карамазовы» «Дневник писателя» «Двойник» «Сон смешного человека» «Картежник» «Дом мертвецов» «Идиот» «Бесы»
Механизм/стиль:
реализм

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Фёдор Михайлович Достоевский , полностью Фёдор Михайлович Достоевский , Достоевский также пишется Достоевский , (род. 11 ноября [30 октября по старому стилю] 1821 г., Москва, Россия — умер 9 февраля [января по старому стилю] , 1881, Санкт-Петербург), русский писатель и новеллист, чье психологическое проникновение в самые темные тайники человеческого сердца вместе с его непревзойденными моментами озарения оказали огромное влияние на художественную литературу 20-го века.

Достоевский обычно считается одним из лучших когда-либо живших романистов. Его идеи глубоко сформировали литературный модернизм, экзистенциализм и различные школы психологии, теологии и литературной критики. Его работы часто называют пророческими, потому что он так точно предсказал, как поведут себя российские революционеры, если придут к власти. В свое время он также был известен своей деятельностью в качестве журналиста.

Основные работы и их характеристики

Достоевский наиболее известен своей новеллой Записки из подполья и четырьмя длинными романами: Преступление и наказание , Идиот , Бесы (также более точно известный как Демоны и Дьяволы ) и Братья Карамазовы . Каждое из этих произведений славится своей психологической глубиной, и действительно, Достоевского принято считать одним из величайших психологов в истории литературы. Он специализировался на анализе патологических состояний ума, ведущих к безумию, убийству и самоубийству, а также на исследовании эмоций унижения, саморазрушения, тиранического господства и убийственной ярости. Эти основные работы также известны как великие «романы идей», посвященные вечным и своевременным проблемам философии и политики. Психология и философия тесно связаны в изображениях Достоевским интеллигентов, «чувствующих идеи» в глубине души. Наконец, эти романы открыли новые горизонты своими экспериментами в литературной форме.

Предыстория и ранние годы жизни

Главные события жизни Достоевского — инсценировка казни, заключение в Сибири и эпилептические припадки — были настолько хорошо известны, что, даже если не считать работы, Достоевский добился большой известности в свое время. Действительно, он часто извлекал выгоду из своей легенды, опираясь на очень драматические случаи из своей жизни при создании своих величайших персонажей. Тем не менее, некоторые события в его жизни остались покрытыми тайной, а неосторожные домыслы, к сожалению, приобрели статус фактов.

Britannica Quiz

49 вопросов из самых популярных литературных викторин Britannica

Литература — это широкий термин, который — по крайней мере, среди викторин Britannica — может включать все, от американских романов до антонимов и синонимов. Эта викторина состоит из 49 вопросов из самых популярных викторин Britannica. Только самый решительный мастер викторины сможет дойти до ее развязки.

В отличие от многих других русских писателей первой половины XIX века, Достоевский не родился в помещичьей семье. Он часто подчеркивал разницу между своим прошлым и прошлым Льва Толстого или Ивана Тургенева и влияние этой разницы на его творчество. Во-первых, Достоевский всегда нуждался в деньгах и должен был торопить свои произведения с публикацией. Хотя он жаловался, что написание в срок помешало ему полностью реализовать свои литературные способности, в равной степени возможно, что его бешеный стиль сочинения придавал его романам энергию, которая осталась частью их привлекательности. Во-вторых, Достоевский часто отмечал, что в отличие от дворянских писателей, описывавших семейную жизнь своего сословия, сформированную «прекрасными формами» и устойчивыми традициями, он исследовал жизнь «случайных семей», «оскорбленных и униженных».

Отец Достоевского, отставной военный хирург, служил врачом Мариинской больницы для бедных в Москве, где лечил благотворительные дела, а также занимался частной практикой. Хотя отец Достоевского был преданным родителем, он был суровым, подозрительным и жестким человеком. Напротив, его мать, культурная женщина из купеческой семьи, была добра и снисходительна. Пожизненная привязанность Достоевского к религии началась со старомодного благочестия его семьи, столь отличного от модного дворянского скептицизма.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

В 1828 году отцу Достоевского удалось получить дворянский чин (реформы Петра I сделали возможным такое изменение статуса). Он купил имение в 1831 году, и так юный Федор проводил летние месяцы в деревне. До 1833 года Достоевский воспитывался дома, затем был отправлен в дневную школу, а затем в пансион. Мать Достоевского умерла в 1837 году. Примерно через 40 лет после смерти Достоевского выяснилось, что его отец, скоропостижно скончавшийся в 1839 году,, мог быть убит собственными крепостными; однако этот рассказ теперь рассматривается многими учеными как миф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *