Эфиоп это: Эфиопы протоморфны? — Антропогенез.РУ

Эфиопы протоморфны? — Антропогенез.РУ

Станислав Владимирович Дробышевский

Научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова

Достающее звено

Специально для портала «Антропогенез.РУ». 
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

«Недифференцированность» называлась как причина специфики внешнего облика представителей уральской и восточноафриканской (или эфиопской) рас. Дескать, находясь в изоляции – в холодных лесах Урала и Западной Сибири и горных долинах Эфиопии – они сохранили особенности, которые были характерны для «неразошедшихся» предков монголоидов и европеоидов – в случае уральской расы – или «недооформившихся» негроидов и европеоидов – для восточноафриканской расы. 

Эфиоп. Долина реки Омо

Сейчас иногда приходится читать, что человечество возникло в Эфиопии – результат упрощённого понимания того факта, что в этой стране обнаружено большинство ископаемых находок предков человека, – группы, ушедшие на север, дали европеоидов, а на юг – негроидов; те же, кто остались, стали эфиопами, сохранив опять же первичную «недифференцированность».

Для обеих рас предполагалось и метисное происхождение: сначала «большие» расы сформировались где-то раздельно и независимо, а после «готовые» европеоиды стали смешиваться с монголоидами, дав уральскую расу или с негроидами – дав эфиопскую. Промежуточное географическое положение вроде бы подтверждает эту версию. Показательно, что краниологические особенности, присущие современным уральской и восточноафриканской расам, обнаруживаются не раньше, чем появляются более-менее современные европеоиды, негроиды и монголоиды.

Этот факт мог бы служить подтверждением метисной гипотезы, если бы не экологические условия ареалов уральской и эфиопской рас.

Ареал восточноафриканской (эфиопской) расы

Вплоть до того, как человечеству понадобился уголь, газ и нефть, мало кто добровольно отправлялся в болота Западной Сибири, гудящие от гнуса. Равно, засушливые и по африканским меркам морозные нагорья Эфиопии и пустынные просторы Сомали – не самые привлекательные районы Африки. Вряд ли миграция сюда шла таким потоком, что метисация довела дело до нивелировки в масштабах целых рас. Даже периодической и постепенной метисацией на краях ареала объяснить это трудно. Проблема усложняется тем, что и уральская, и восточноафриканская расы явно не являются однородными. Уральские и западносибирские группы только на первый взгляд схожи, они имеют разную историю и массу морфологических отличий. Равным образом популяции, живущие вдоль Нила, демонстрируют классическую клинальную изменчивость и, видимо, действительно имеют метисное происхождение, тогда как эфиопские, суданские и сомалийские группы отличаются от них и друг от друга, а в их формировании ведущую роль играли процессы изоляции.

Как показывают современные исследования генотипов, в реальности процессы изоляции и метисации сменяли друг друга: в более древние времена преобладала изоляция, ближе к современности – метисация.

И в том, и в другом случае «протоморфность» не подтверждается палеоантропологией, поскольку древнейшие черепа не похожи на современные.

Примерно то же можно сказать о саамах. Хотя некоторые исследователи предполагали, что эти оленеводы являются потомками верхнепалеолитического населения, просидевшего оледенение в береговых «рефугиях» и сохранившего «недифференцированные» европеоидно-монголоидные черты, какой-либо очевидной «протоморфности» в их облике не обнаруживается. Скорее, история этого расового варианта восходит к послемезолитическим временам, поскольку в мезолите саамоподобные черепа неизвестны, а изоляция вместе с метисацией обеспечили саамам их нынешнюю специфику.

Дальше: Индейцы протоморфны?

Назад: Австралийцы протоморфны?




Мы в Telegram:
подпишитесь!

Мы в Вконтакте:
добавляйтесь!

Наш канал
на YouTube

Мы в Дзен:
добавляйтесь!

Как помочь
проекту

Эфиоп, эфиопка • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Автор Александр Пиперски

Самоназвание по-амхарски  Амхарский — государственный язык Эфиопии.: ኢትዮጵያው, ityop̣yawi; ኢትዮጵያውት, ityop̣yawit

Слово «эфиоп» имеет греческое происхождение. Изначально оно отсылало к внешности представителей этого народа: слово Αἰθίοψ [айтхи́опс] связано с глаголом αἴθω [айтхо] — «поджигать» и буквально означает «с обожженным лицом». Это слово встречается уже у Гомера в «Илиаде» и «Одиссее»: герой Мемнон, погибший от руки Ахилла, был царем эфиопов. Это же обозначение было заимствовано во многие другие языки. Правда, «эфиопы» не название народа как такового, а название жителей страны: Эфиопия — многонацио­нальное государство, в котором несколько десятков этнических групп, самые крупные из которых — оромо, амхарцы (именно их язык является государ­ственным, хотя они занимают второе место по численности), сомалийцы и тигре.

Другое обозначение эфиопов — абиссинцы. Оно происходит от древнеэфиоп­ского названия семитского народа хабаша (этимология этого слова не вполне ясна), потомки которого — крупнейшие народы современных Эфиопии и Эри­треи: амхарцы, тигре и тигринья. Кстати, Эритрея сейчас, как и Эфиопия, назы­вается греческим словом: оно происходит от ἐρυθρός — «красный» (ср. «эритроциты» — «красные кровяные тельца»). Но даже несмотря на то, что Эритрея в 1991 году получила независимость, по-арабски словом حبشي [хабши] и сейчас называются все жители Эфиопии и Эритреи без разделения на национальности.

На слово «Абиссиния» очень похоже английское слово abyss — «бездна», которое, в свою очередь, восходит к латинскому abyssus с тем же значением. Кажется заманчивым связать эти два слова, но на самом деле abyssus — заим­ствование из греческого (ἄβυσσος, «бездонный») и к Абиссинии отношения не имеет.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Нон-фикшн дня

Шенг Схейен. «Авангардисты»

Игра дня

Игра из «Алисы в Зазеркалье»

Рецепт дня

Кельтский цветочный пудинг

Архив

История

Бродяга, сын артиста-цыгана или выдуманный персонаж?

Подкаст «Точки опоры»Почему любовь сильнее смерти?

Культуролог Анна Шмаина-Великанова продолжает свой рассказ о том, что авторы библейских книг думали о смерти, любви, страданиях и других вещах, которые волнуют нас и сегодня. В третьем выпуске — самая любвеобильная книга Библии, Песня песней

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Профиль страны в Эфиопии — BBC News

  • Опубликовано

  • См. Больше профилей страны — профили, составленные BBC Monitoring

ФАКТЫ

Лидеры

Президент: Sahle -Work Zewde

ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, EDUARDO SOTERAS/GOTETY IMAGERAS/GOTETY IMAGETIO

Г-жа Сахле-Ворк стала первой женщиной-главой государства после императрицы Заудиту (19 лет).28-1930)

Парламент избрал Сахле-Ворк Зевде первой женщиной-президентом Эфиопии в октябре 2018 года. церемониальный пост.

Она вступила в должность через неделю после того, как премьер-министр Абий Ахмед назначил кабинет, половину постов в котором занимают женщины.

Премьер-министр: Абий Ахмед

Источник изображения, Getty Images

Абий Ахмед был избран руководителем правящей коалиции Народно-революционно-демократический фронт Эфиопии после неожиданной отставки премьер-министра Хайлемариама Десаленя в 2018 году9. 0005

Он пообещал попытаться положить конец давней напряженности с соседней Эритреей, и через несколько месяцев две страны объявили, что состояние войны между ними закончилось.

Г-н Абий также пообещал обеспечить большую прозрачность в правительстве и примирение в стране, раздираемой протестами с 2015 года.

вооруженный конфликт.

СМИ

Источник изображения, AFP

Смена правительства в 2018 году открыла новую эру для СМИ, которые на протяжении многих лет работали в одном из самых строгих условий в регионе.

Но «Репортеры без границ» говорят, что никаких существенных улучшений в суровых законах о СМИ не произошло.

Государство контролирует большинство вещательных компаний, включая национальные вещательные компании ETV и Радио Эфиопии.

Интернет и мобильная связь были ограничены в периоды социальных волнений.

Читать полный профиль СМИ

ВРЕМЯ

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Считается, что высеченные в скале церкви Лалибелы были построены в 11-м и 12-м веках

Некоторые ключевые даты в Эфиопии история:

4 век — Христианство становится государственной религией.

1855-1868 — Правление императора Теодроса II, заложившего основу современного эфиопского государства.

1896 — Вторгшиеся итальянские войска терпят поражение от эфиопов в Адве.

1935-1941 — Италия свергает императора Хайле Селассие и аннексирует Эфиопию, после чего ее вытесняют силы Великобритании, Содружества и Эфиопии.

1962 — Хайле Селассие аннексирует Эритрею, которая становится эфиопской провинцией.

1974 — Хайле Селассие свергнут в результате военного переворота после того, как правительство не справилось с голодом.

1977-79 — Тысячи убиты в ходе «красного террора», организованного марксистским диктатором Менгисту Хайле Мариамом.

1984-85 — Еще один серьезный голод опустошил большую часть страны.

1991 — Народно-революционный демократический фронт Эфиопии свергает Менгисту. Мелес Зенауи устанавливает стабильность и добивается значительного экономического прогресса за время своего 19-летнего авторитарного правления.

1993 — Эритрея становится независимой.

1999-2000 — Эфиопско-эритрейская пограничная война.

2018 — Абий Ахмед становится премьер-министром и запускает программу реформ в стране и за рубежом.

2020 — Напряженность в Тыграйском районе приводит к конфликту.

Источник изображения, AFP.

  • Хайлемариам Десалень
  • Эфиопия

Культура Эфиопии: что можно и чего нельзя делать — Атлас культуры

Основной автор

Нина Эвасон,

Что можно делать

  • Обязательно потратьте некоторое время на знакомство с эфиопом, прежде чем говорить о серьезном вопросе или деле. Обычно это заставляет людей чувствовать себя более комфортно. Обсуждать тему, не задавая собеседнику никаких вопросов, может показаться безличным.
  • Имейте в виду, что выполнение задач в Эфиопии может занять много времени, а темп жизни обычно медленнее. Например, на приготовление кофе традиционным эфиопским способом уходят часы. Планируйте выделить больше времени на мероприятия и будьте терпеливы, если что-то продлится дольше, чем ожидалось.
  • Старайтесь, когда это возможно, обращаться конкретно к эфиопской нации, национальности или культуре, а не к «африканцам». Ценится, когда иностранцы признают, что Эфиопия культурно отличается от остальной части Африки.
  • Проявляйте интерес к благополучию семьи эфиопа всякий раз, когда вы видите их (например, «Как ваши дети?»). Однако лучше не спрашивать о личной жизни человека (например, об отношениях, воспитании детей), если только он не откроется вам первым. Невинное любопытство к определенным семейным вопросам может заставить людей чувствовать себя некомфортно, поскольку в Эфиопии довольно сильное внимание уделяется публичным выступлениям людей (см. Yilugnta в Core Concepts для получения дополнительной информации).
  • Проявляйте больше уважения к старшим в любых обстоятельствах и ситуациях. Считается, что их возраст указывает на мудрость, знания и опыт.
  • Помните, что эфиопы считают себя прогрессивными людьми и гордятся наследием независимости своей страны. Не ссылайтесь на стереотипы об Африке, чтобы делать выводы об эфиопской культуре.

Запрещается

  • Не думайте, что все эфиопские мигранты пережили конфликт или жили в лагерях беженцев. В то время как это имеет место для некоторых, это не относится ко всем людям. Многие эфиопы мигрируют в качестве квалифицированных рабочих или по семейным визам.
  • Не критикуйте проблемы развития Эфиопии. Хотя доступ к некоторым вещам в Эфиопии может быть не таким удобным, это не означает, что культура или люди менее искушены.
  • Избегайте задавать вопросы, предполагающие, что эфиопы необразованны, нецивилизованны или бедны, например: «Есть ли у вас в Эфиопии интернет?». Большинство эфиопских мигрантов, живущих в англоязычных странах, квалифицированы, образованы, урбанизированы и знакомы с технологиями .
  • Не думайте, что эфиопы страдают от нехватки продовольствия или голода. Страна не знала голода с 19 века.80-е и стереотипы людей как «голодающих африканцев» могут быть оскорбительными.
  • Не высказывайте свое мнение о местной политике, напряженности или отношениях Эфиопии с Эритреей. В Эфиопии много политического подтекста. Если тема поднимается, то лучше просто выслушать.
  • Не относитесь с неуважением к религии, будь то христианство, протестантизм или ислам.
  • Не спрашивайте напрямую, кому они принадлежат. Это может показаться бестактным или вызывающим разногласия вопросом. В Эфиопии люди обычно спрашивают друг друга, из какого они региона или на каком языке говорят, и делают обоснованное предположение о племени человека или оттуда.
  • Избегайте жаловаться, повышать голос или публично выражать гнев/разочарование по поводу мелких или незначительных неудобств. Эфиопы, как правило, терпимые и стойкие люди, и очень маловероятно, что они устроят сцену, если их что-то раздражает (см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *