Эфиопы протоморфны? — Антропогенез.РУ
Станислав Владимирович Дробышевский
Научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова
Достающее звено
Специально для портала «Антропогенез.РУ».
Авторский проект С.Дробышевского. Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.
«Недифференцированность» называлась как причина специфики внешнего облика представителей уральской и восточноафриканской (или эфиопской) рас. Дескать, находясь в изоляции – в холодных лесах Урала и Западной Сибири и горных долинах Эфиопии – они сохранили особенности, которые были характерны для «неразошедшихся» предков монголоидов и европеоидов – в случае уральской расы – или «недооформившихся» негроидов и европеоидов – для восточноафриканской расы.
Эфиоп. Долина реки Омо
Сейчас иногда приходится читать, что человечество возникло в Эфиопии – результат упрощённого понимания того факта, что в этой стране обнаружено большинство ископаемых находок предков человека, – группы, ушедшие на север, дали европеоидов, а на юг – негроидов; те же, кто остались, стали эфиопами, сохранив опять же первичную «недифференцированность».
Этот факт мог бы служить подтверждением метисной гипотезы, если бы не экологические условия ареалов уральской и эфиопской рас.
Ареал восточноафриканской (эфиопской) расы
Вплоть до того, как человечеству понадобился уголь, газ и нефть, мало кто добровольно отправлялся в болота Западной Сибири, гудящие от гнуса. Равно, засушливые и по африканским меркам морозные нагорья Эфиопии и пустынные просторы Сомали – не самые привлекательные районы Африки. Вряд ли миграция сюда шла таким потоком, что метисация довела дело до нивелировки в масштабах целых рас. Даже периодической и постепенной метисацией на краях ареала объяснить это трудно. Проблема усложняется тем, что и уральская, и восточноафриканская расы явно не являются однородными. Уральские и западносибирские группы только на первый взгляд схожи, они имеют разную историю и массу морфологических отличий. Равным образом популяции, живущие вдоль Нила, демонстрируют классическую клинальную изменчивость и, видимо, действительно имеют метисное происхождение, тогда как эфиопские, суданские и сомалийские группы отличаются от них и друг от друга, а в их формировании ведущую роль играли процессы изоляции.
Как показывают современные исследования генотипов, в реальности процессы изоляции и метисации сменяли друг друга: в более древние времена преобладала изоляция, ближе к современности – метисация.
И в том, и в другом случае «протоморфность» не подтверждается палеоантропологией, поскольку древнейшие черепа не похожи на современные.
Примерно то же можно сказать о саамах. Хотя некоторые исследователи предполагали, что эти оленеводы являются потомками верхнепалеолитического населения, просидевшего оледенение в береговых «рефугиях» и сохранившего «недифференцированные» европеоидно-монголоидные черты, какой-либо очевидной «протоморфности» в их облике не обнаруживается. Скорее, история этого расового варианта восходит к послемезолитическим временам, поскольку в мезолите саамоподобные черепа неизвестны, а изоляция вместе с метисацией обеспечили саамам их нынешнюю специфику.
Дальше: Индейцы протоморфны?
Назад: Австралийцы протоморфны?
Мы в Telegram: подпишитесь! | Мы в Вконтакте: добавляйтесь! | Наш канал на YouTube | Мы в Дзен: добавляйтесь! | Как помочь проекту |
Эфиоп, эфиопка • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
Автор Александр Пиперски
Самоназвание по-амхарски Амхарский — государственный язык Эфиопии.: ኢትዮጵያው, ityop̣yawi; ኢትዮጵያውት, ityop̣yawit
Слово «эфиоп» имеет греческое происхождение. Изначально оно отсылало к внешности представителей этого народа: слово Αἰθίοψ [айтхи́опс] связано с глаголом αἴθω [айтхо] — «поджигать» и буквально означает «с обожженным лицом». Это слово встречается уже у Гомера в «Илиаде» и «Одиссее»: герой Мемнон, погибший от руки Ахилла, был царем эфиопов. Это же обозначение было заимствовано во многие другие языки. Правда, «эфиопы» не название народа как такового, а название жителей страны: Эфиопия — многонациональное государство, в котором несколько десятков этнических групп, самые крупные из которых — оромо, амхарцы (именно их язык является государственным, хотя они занимают второе место по численности), сомалийцы и тигре.
Другое обозначение эфиопов — абиссинцы. Оно происходит от древнеэфиопского названия семитского народа хабаша (этимология этого слова не вполне ясна), потомки которого — крупнейшие народы современных Эфиопии и Эритреи: амхарцы, тигре и тигринья. Кстати, Эритрея сейчас, как и Эфиопия, называется греческим словом: оно происходит от ἐρυθρός — «красный» (ср. «эритроциты» — «красные кровяные тельца»). Но даже несмотря на то, что Эритрея в 1991 году получила независимость, по-арабски словом حبشي [хабши] и сейчас называются все жители Эфиопии и Эритреи без разделения на национальности.
На слово «Абиссиния» очень похоже английское слово abyss — «бездна», которое, в свою очередь, восходит к латинскому abyssus с тем же значением. Кажется заманчивым связать эти два слова, но на самом деле abyssus — заимствование из греческого (ἄβυσσος, «бездонный») и к Абиссинии отношения не имеет.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Нон-фикшн дня
Шенг Схейен. «Авангардисты»
Игра дня
Игра из «Алисы в Зазеркалье»
Рецепт дня
Кельтский цветочный пудинг
Архив
История
Бродяга, сын артиста-цыгана или выдуманный персонаж?
Подкаст «Точки опоры»Почему любовь сильнее смерти?
Культуролог Анна Шмаина-Великанова продолжает свой рассказ о том, что авторы библейских книг думали о смерти, любви, страданиях и других вещах, которые волнуют нас и сегодня. В третьем выпуске — самая любвеобильная книга Библии, Песня песней
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
Профиль страны в Эфиопии — BBC News
Опубликовано
000Z»> 17 января
Эфиопия — старейшая независимая страна Африки и вторая по численности населения страна. Если не считать пятилетней оккупации Италии Муссолини, она никогда не была колонизирована.
Он обладает уникальным культурным наследием, являясь родиной Эфиопской православной церкви — одной из старейших христианских конфессий — и монархии, которая прекратила свое существование только в результате переворота 1974.
Он служил символом независимости Африки на протяжении всего колониального периода континента, был одним из основателей Организации Объединенных Наций и африканской базой для многих международных организаций.
Засуха и гражданский конфликт оставили Эфиопию в состоянии беспорядков при марксистской диктатуре с момента падения монархии до 1991 года, когда длительное авторитарное правление Мелеса Зенауи принесло некоторую стабильность.
Премьер-министр Абий Ахмед начал кампанию политической либерализации дома и стремился положить конец спорам с соседями Эфиопии, в частности с Эритреей, после 2018 года9. 0005
Но эти усилия были омрачены разногласиями с лидерами региона Тыграй, которые начались в 2020 году и быстро переросли в вооруженный конфликт.
- См. Больше профилей страны — профили, составленные BBC Monitoring
ФАКТЫ
Лидеры
Президент: Sahle -Work Zewde
ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, EDUARDO SOTERAS/GOTETY IMAGERAS/GOTETY IMAGETIO
Г-жа Сахле-Ворк стала первой женщиной-главой государства после императрицы Заудиту (19 лет).28-1930)
Парламент избрал Сахле-Ворк Зевде первой женщиной-президентом Эфиопии в октябре 2018 года. церемониальный пост.
Она вступила в должность через неделю после того, как премьер-министр Абий Ахмед назначил кабинет, половину постов в котором занимают женщины.
Премьер-министр: Абий Ахмед
Источник изображения, Getty Images
Абий Ахмед был избран руководителем правящей коалиции Народно-революционно-демократический фронт Эфиопии после неожиданной отставки премьер-министра Хайлемариама Десаленя в 2018 году9. 0005
Он пообещал попытаться положить конец давней напряженности с соседней Эритреей, и через несколько месяцев две страны объявили, что состояние войны между ними закончилось.
Г-н Абий также пообещал обеспечить большую прозрачность в правительстве и примирение в стране, раздираемой протестами с 2015 года.
вооруженный конфликт.
СМИ
Источник изображения, AFP
Смена правительства в 2018 году открыла новую эру для СМИ, которые на протяжении многих лет работали в одном из самых строгих условий в регионе.
Но «Репортеры без границ» говорят, что никаких существенных улучшений в суровых законах о СМИ не произошло.
Государство контролирует большинство вещательных компаний, включая национальные вещательные компании ETV и Радио Эфиопии.
Интернет и мобильная связь были ограничены в периоды социальных волнений.
Читать полный профиль СМИ
ВРЕМЯ
Источник изображения, Getty Images
Подпись к изображению,Считается, что высеченные в скале церкви Лалибелы были построены в 11-м и 12-м веках
Некоторые ключевые даты в Эфиопии история:
4 век — Христианство становится государственной религией.
1855-1868 — Правление императора Теодроса II, заложившего основу современного эфиопского государства.
1896 — Вторгшиеся итальянские войска терпят поражение от эфиопов в Адве.
1935-1941 — Италия свергает императора Хайле Селассие и аннексирует Эфиопию, после чего ее вытесняют силы Великобритании, Содружества и Эфиопии.
1962 — Хайле Селассие аннексирует Эритрею, которая становится эфиопской провинцией.
1974 — Хайле Селассие свергнут в результате военного переворота после того, как правительство не справилось с голодом.
1977-79 — Тысячи убиты в ходе «красного террора», организованного марксистским диктатором Менгисту Хайле Мариамом.
1984-85 — Еще один серьезный голод опустошил большую часть страны.
1991 — Народно-революционный демократический фронт Эфиопии свергает Менгисту. Мелес Зенауи устанавливает стабильность и добивается значительного экономического прогресса за время своего 19-летнего авторитарного правления.
1993 — Эритрея становится независимой.
1999-2000 — Эфиопско-эритрейская пограничная война.
2018 — Абий Ахмед становится премьер-министром и запускает программу реформ в стране и за рубежом.
2020 — Напряженность в Тыграйском районе приводит к конфликту.
Источник изображения, AFP.
- Хайлемариам Десалень
- Эфиопия
Культура Эфиопии: что можно и чего нельзя делать — Атлас культуры
Основной автор
Нина Эвасон,Что можно делать
- Обязательно потратьте некоторое время на знакомство с эфиопом, прежде чем говорить о серьезном вопросе или деле. Обычно это заставляет людей чувствовать себя более комфортно. Обсуждать тему, не задавая собеседнику никаких вопросов, может показаться безличным.
- Имейте в виду, что выполнение задач в Эфиопии может занять много времени, а темп жизни обычно медленнее. Например, на приготовление кофе традиционным эфиопским способом уходят часы. Планируйте выделить больше времени на мероприятия и будьте терпеливы, если что-то продлится дольше, чем ожидалось.
- Старайтесь, когда это возможно, обращаться конкретно к эфиопской нации, национальности или культуре, а не к «африканцам». Ценится, когда иностранцы признают, что Эфиопия культурно отличается от остальной части Африки.
- Проявляйте интерес к благополучию семьи эфиопа всякий раз, когда вы видите их (например, «Как ваши дети?»). Однако лучше не спрашивать о личной жизни человека (например, об отношениях, воспитании детей), если только он не откроется вам первым. Невинное любопытство к определенным семейным вопросам может заставить людей чувствовать себя некомфортно, поскольку в Эфиопии довольно сильное внимание уделяется публичным выступлениям людей (см. Yilugnta в Core Concepts для получения дополнительной информации).
- Проявляйте больше уважения к старшим в любых обстоятельствах и ситуациях. Считается, что их возраст указывает на мудрость, знания и опыт.
- Помните, что эфиопы считают себя прогрессивными людьми и гордятся наследием независимости своей страны. Не ссылайтесь на стереотипы об Африке, чтобы делать выводы об эфиопской культуре.
Запрещается
- Не думайте, что все эфиопские мигранты пережили конфликт или жили в лагерях беженцев. В то время как это имеет место для некоторых, это не относится ко всем людям. Многие эфиопы мигрируют в качестве квалифицированных рабочих или по семейным визам.
- Не критикуйте проблемы развития Эфиопии. Хотя доступ к некоторым вещам в Эфиопии может быть не таким удобным, это не означает, что культура или люди менее искушены.
- Избегайте задавать вопросы, предполагающие, что эфиопы необразованны, нецивилизованны или бедны, например: «Есть ли у вас в Эфиопии интернет?». Большинство эфиопских мигрантов, живущих в англоязычных странах, квалифицированы, образованы, урбанизированы и знакомы с технологиями .
- Не думайте, что эфиопы страдают от нехватки продовольствия или голода. Страна не знала голода с 19 века.80-е и стереотипы людей как «голодающих африканцев» могут быть оскорбительными.
- Не высказывайте свое мнение о местной политике, напряженности или отношениях Эфиопии с Эритреей. В Эфиопии много политического подтекста. Если тема поднимается, то лучше просто выслушать.
- Не относитесь с неуважением к религии, будь то христианство, протестантизм или ислам.
- Не спрашивайте напрямую, кому они принадлежат. Это может показаться бестактным или вызывающим разногласия вопросом. В Эфиопии люди обычно спрашивают друг друга, из какого они региона или на каком языке говорят, и делают обоснованное предположение о племени человека или оттуда.
- Избегайте жаловаться, повышать голос или публично выражать гнев/разочарование по поводу мелких или незначительных неудобств. Эфиопы, как правило, терпимые и стойкие люди, и очень маловероятно, что они устроят сцену, если их что-то раздражает (см.