Египет государственное устройство – — — , , ,

Содержание

Государственное устройство. Египет — унитарное государство — Мегаобучалка

 

Египет — унитарное государство. Административно-территориальное устройство — 27 губернаторств (мухафаз), которые делятся на округа (марказы), округа — на районы (нахии).

Действующая Конституция была принята 11 сентября 1971 г., основные изменения и дополнения вносились в нее в ходе референдума 22 мая 1980 г. Она определяет характер египетского государства как демократического, социалистического, основанного на союзе трудовых сил народа (ст.1).

По форме правления Египет — президентская республика с некоторыми элементами парламентаризма. Политический режим — полудемократический, сочетающий авторитарные тенденции с либеральными началами. Провозглашена и в известной мере реализуется свобода прессы, партийной, политической деятельности.

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Народному собранию, состоящему из 454 членов, из которых 444 избираются на всеобщих выборах сроком на 5 лет, а 10 — назначаются Президентом. В соответствии с Законом о Народном собрании 1972 г. (с последующими изменениями) не менее половины избираемых депутатов должны быть рабочими и крестьянами. Крестьянином считается любое лицо, для которого занятие сельским хозяйством — единственный вид трудовой деятельности и основной источник средств к существованию. Кроме того, такое лицо должно проживать в сельской местности, а также вместе со своим супругом и несовершеннолетними детьми быть собственником или арендовать не более 10 федданов земли. Рабочим признается лицо, занятое физическим или умственным трудом в сфере сельского хозяйства, промышленности или услуг, чей основной источник дохода — такая трудовая деятельность.

Выборы проводятся по 222 двухмандатным округам, в каждом из которых по мажоритарной системе относительного большинства избирается 2 кандидата — один из них должен обязательно представлять рабочих и крестьян. Если в результате голосования первые два места среди баллотировавшихся кандидатов заняли представители других социальных групп, то избранным считается только один из двух, набравший больше всего голосов, а для избрания второго депутата проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата от рабочих и крестьян, набравшие наибольшее число голосов в первом туре.



Народное собрание может быть распущено досрочно только после референдума. Депутат Народного собрания имеет свободный мандат. Он не может быть отозван избирателями.

Порядок работы парламента — сессионный. Кворум для заседаний составляют большинство членов парламента; решения, законы принимаются большинством голосов присутствующих. Парламент определяет генеральную политику государства, принимает план экономического и социального развития, бюджет государства, утверждает отчет о его исполнении, осуществляет (в определенной мере) контроль за деятельностью правительства и министров.

Основные решения парламента принимаются в форме законов. Правом законодательной инициативы обладают Президент и любой член парламента. Проект закона, внесенный от имени Президента, направляется в соответствующую постоянную комиссию, а «частный билль» члена парламента идет сначала в постоянный комитет и лишь потом — в постоянную комиссию. Проект закона о бюджете может внести только Правительство. Президент в течение 30 дней после принятия закона имеет право вето; оно преодолевается 2/3 голосов членов парламента.

Важным полномочием Народного собрания является парламентский контроль. Депутаты вправе задавать вопросы министрам на заседаниях парламента, по предложению минимум 20 депутатов может быть начата дискуссия по публичным вопросам и политике Правительства. Номинально оно несет солидарную ответственность перед парламентом. Каждый министр индивидуально отвечает за работу своего министерства. Народное собрание может лишить министров доверия (уволить в отставку), но только после интерпелляции. Предложение о недоверии в ходе интерпелляции может внести 1/10 часть членов парламента, решение принимается большинством его членов. Парламент вправе также выразить недоверие Премьер-министру и соответственно всему составу Правительства. Для этого сначала необходимо обратиться к Президенту с предложением об отставке Премьер-министра. Президент может возвратить это предложение обратно в парламент, однако если последний его подтвердит, Президент должен вынести вопрос на референдум. Если избиратели на референдуме поддержат Правительство, парламент распускается, в противном случае Президент принимает отставку Правительства.

Особым законосовещательным органом является созданный в 1980 г. Консультативный совет (Меджлис аш-шура). Он состоит из не менее чем 132 членов, 2/3 из которых избираются прямыми выборами (половина из них должны быть рабочими и крестьянами), а 1/3 назначается Президентом. Срок полномочий — 6 лет, но Президент может распустить этот орган досрочно (в отличие от парламента — без проведения референдума). Совет обновляется на половину через 3 года.

Консультативный совет изучает вопрос о сохранении принципов революции 1952 г., национального единства, социального мира, союза трудовых сил народа, социалистических целей, укрепления политической системы и делает предложения по этому вопросу. С Советом консультируются при изменении Конституции, разработке проектов важных законов, имеющих отношение к парламенту и Президенту, к плану социально-экономического развития, при подготовке международных договоров о союзе с другими государствами, а также относительно решений по общей политике.

Главой государства и главой исполнительной власти является Президент, который избирается на 6-летний срок путем всеобщих прямых выборов. Допускается переизбрание одного лица неограниченное число раз.

Как глава государства Президент заключает международные договоры, наиболее важные из которых подлежат ратификации Народным собранием. Президент является верховным командующим вооруженными силами и полицией, председательствует в Национальном совете обороны. Он вправе объявить чрезвычайное положение (с утверждением парламентом) и войну (по уполномочию парламента).

Президент проводит (по своему усмотрению) референдумы по любым важным вопросам, касающимся высших интересов страны, а также обязан провести референдум при изменении Конституции и роспуске парламента. В последнем случае он приостанавливает заседания парламента и в течение 30 дней проводит референдум. Вопрос о том, распускается ли парламент, решают избиратели.

В качестве главы исполнительной власти Президент совместно с Правительством разрабатывает общую политику государства и контролирует ее осуществление. Он созывает заседания Совета министров, присутствует и председательствует на них, назначает Премьер-министра (председателя Совета министров) и других членов Правительства, гражданских и военных должностных лиц, дипломатических представителей, а также освобождает их от обязанностей. Президент также назначает 1/3 членов Консультативного совета, вправе назначить одного — двух вице-президентов и определить круг их полномочий.

Большие полномочия принадлежат Президенту в законодательной и вообще нормотворческой сфере. Он обладает правом вето, правом законодательной инициативы и пользуется регламентарными полномочиями правом принимать декреты во исполнение законов и в целях охраны общественного порядка, создания и регулирования деятельности государственных служб и ведомств. Исполнительные акты Президента не могут изменять законы, приостанавливать их действие или освобождать кого-либо от их реализации. Президент также может издавать декреты, имеющие силу закона, если парламент не заседает, при условии последующего рассмотрения их Народным собранием.

Наряду с Президентом исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет министров, «высший исполнительный и административный (распорядительный) орган государства» (ст.153 Конституции). Хотя фактически, а иногда и юридически руководителем Правительства является Президент (например, когда он председательствует на заседаниях Правительства), в Египте есть должность Премьер-министра, и его правовое положение отличается от положения министров: Народное собрание может его уволить только после вторичного решения об этом и референдума. Тем не менее Премьер-министр осуществляет лишь функции «административного премьера». Помимо Премьер-министра в состав Правительства входят также министры и их заместители.

Премьер-министр и министры назначаются Президентом (без утверждения парламентом), при этом не требуется, чтобы назначенный Премьер представлял Президенту кандидатуры министров своего Кабинета: Президент вправе подобрать их самостоятельно. Министр может быть членом Народного собрания, он сохраняет свой депутатский мандат и право голосовать в парламенте.

Полномочия правительства включают: разработку совместно с Президентом общегосударственной политики и контроль за проведением ее в жизнь; подготовку законопроектов, а также проектов государственного бюджета и плана социально-экономического развития; контроль и координацию деятельности министерств, иных центральных ведомств, публичных корпораций и организаций; контроль за исполнением законов, а также обеспечение государственной безопасности, охрану прав граждан и интересов государства. Во исполнение своих полномочий Правительство принимает административные распоряжения.

Согласно Конституции члены правительства отвечают как перед Народным собранием, так и перед Президентом. Однако парламентская ответственность носит формальный характер — на практике Правительство подчинено только Президенту. Президент вправе созывать заседания Правительства и присутствовать на них в качестве председательствующего, он вправе требовать от министров представления отчетов об их деятельности, а также привлекать их к ответственности за преступления, совершенные в ходе исполнения своих обязанностей или в связи с ними. Нередко Президент Египта лично возглавляет Правительство, обходясь без самостоятельного поста Премьер-министра.

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

Правовая система современного Египта сформировалась в XIX-XX вв. в результате взаимодействия мусульманского и европейского права.

Мусульманское право безраздельно господствовало в стране, находившейся с XVI в. под властью Османской империи, до второй половины XIX в., когда оно уступило ведущие позиции европейской правовой форме, сохранив свою монополию лишь в регламентации вопросов личного статуса.

С начала XIX в. Египет обладал определенной самостоятельностью во внутри- и внешнеполитическом плане в рамках Османской империи. Он пользовался фактической автономией в вопросах внутреннего управления и законодательства. На него не распространялось действие нормативно-правовых актов, изданных султаном.

Уже в середине XIX в. все торговые споры в Египте решались специальными советами, применявшими османский Торговый закон, а в случае его молчания — нормы французского Торгового кодекса. В 1855 г. начал действовать первый египетский Уголовный кодекс.

Открытие в 1869 г. Суэцкого канала превратило Египет в зону особых интересов Англии и Франции. Под давлением европейских государств Египет заключил соглашение, по которому были созданы «смешанные суды» (в составе европейских и египетских судей), имевшие юрисдикцию по делам, затрагивающим иностранцев. Политика наместника турецкого султана в Египте Мухаммеда Али и его последователей объективно была направлена на развитие капиталистических отношений и в правовой сфере выразилась в издании ряда крупных законов, кодексов — Гражданского, Торгового, Уголовного, Морского и Уголовно-процессуального — для смешанных (1875) и национальных (1883) судов на основе заимствования западноевропейских образцов (главным образом французских). В результате этих реформ сфера действия мусульманского права в Египте стала ограничиваться главным образом регулированием отношений личного статуса и правового положения вакфов (эти вопросы остались в ведении мусульманских судов).

Таким образом, в Египте сложилась и сохраняется по сей день смешанная правовая система, которую можно условно назвать романо-мусульманской. Египетское семейное и наследственное право относится к мусульманской правовой семье, а большинство других отраслей права — к романской.

В 1923 г. Египет стал независимым королевством при сохранении полуколониальной зависимости от Англии. В 1948 г. был принят и в 1949 г. вступил в силу новый ГК. Основанный, как и прежде, на французской модели, этот Кодекс имел некоторые заимствования из итальянского и германского гражданского права, египетской судебной практики, а также включал отдельные мусульманско-правовые нормы.

Недовольство иностранным засильем в стране привело в 1952 г. к военному перевороту, положившему начало египетской революции. Новое правительство, которое возглавил подполковник Гамаль Абдель Насер, низложило монархию и установило республику. Его программой стала борьба против империализма, за ликвидацию феодализма, национальных монополий, коррупции и социальной несправедливости. В течение 18 лет (с 1952 по 1970 г.) проводилась политика строительства «арабского социализма», в рамках которой были национализированы иностранные и крупные частные предприятия, проведена антипомещичья аграрная реформа, введено государственное планирование экономики и элементы рабочего самоуправления на предприятиях. Преобразования значительно изменили облик многих отраслей египетского права (конституционного, административного, трудового, земельного, права социального обеспечения). В то же время ряд основ правовой системы, таких как соотношение мусульманского и светского права, практически не был затронут (даже несмотря на ликвидацию шариатских судов в 1956 г.).

После смерти Г.А. Насера (сентябрь 1970 г.) пришедшее к власти правительство А. Садата отказалось от социалистической ориентации и взяло курс на развитие национального частного капитала. Иностранному капиталу был открыт широкий доступ в самые различные сферы египетской экономики.

Однако Конституция Египта, принятая в 1971 г., сохраняла социалистическую фразеологию. Лишь в 1980 г. путем референдума были одобрены поправки к важнейшим статьям Конституции, удалены положения о «социалистической системе хозяйства», об устранении классовых различий, введены новые нормы о многопартийной системе. Тем не менее Конституция сохраняет все основные идеи насеровского периода, включая положения об «арабском социализме».

Существующее государственно-правовое устройство Египта основано на своеобразном сочетании социалистических идей, исламских ценностей, положений конституционализма, связанных с общечеловеческими принципами, наконец, норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики в ее современных социальных формах. Социалистические концепции воплощаются в конституционных нормах о ликвидации неравенства в доходах, о защите рабочих и крестьян, о мире, свободном от эксплуатации в любых ее формах, и т.д. Одновременно восприняты многие основные концепции западного либерализма, включая идеи правового государства (верховенства права), разделения властей, естественных прав человека, парламентаризма, конституционного контроля и др.

Конституция (ст.2) закрепила ислам в качестве государственной религии и принципы шариата — в качестве основного источника законодательства. Закон о защите ценностей от порока 1980 г. запрещает занимать руководящие должности лицам, отрицающим «божественные законы» (т.е. заповеди Аллаха). Влияние шариата проявляется прежде всего в семейном, наследственном праве, в значительно меньшей степени — в конституционном, административном, уголовном, гражданском праве.

Мусульманское право действует в Египте как в кодифицированном, так и в своем традиционном, доктринальном виде. Вслучае «молчания» закона по вопросам личного статуса суды применяют наиболее предпочтительные выводы ханифитского толка мусульманского права, однако ведущим источником права остается нормативный акт. Иерархию нормативно-правовых актов возглавляет Конституция 1971 г., за ней следуют законы, принятые парламентом; имеющие регламентарный характер декреты и постановления Президента; административно-исполнительные распоряжения Правительства, приказы и решения министров.

Значительно меньшую роль среди источников права играют правовые обычаи и судебная практика. В частности, Верховный административный суд Египта неоднократно признавал, что администрация университетов в своих решениях должна придерживаться устоявшихся академических обычаев, если они не противоречат норме законодательства. Источниками права признаются решения высших звеньев судебной системы и системы административной юстиции, вынесенные по конкретным делам, но формулирующие правовые принципы, которые могут применяться при рассмотрении аналогичных дел в будущем.

 

megaobuchalka.ru

Государственное устройство и политическая система Египта

Е. — правовое государство с республиканской системой правления. В Е. действует Конституция 1971 (с поправками 1980). ТерриторияЕ. делится на 26 мухафаза-тов (губернаторств). Наиболее крупные города: Каир, Александрия (3,8 млн чел.), Гиза (254 тыс. чел.).

В соответствии с Конституцией важнейшей фигурой в иерархии власти в Е. является президент. Он должен быть рождён от родителей-египтян, быть не моложе 40 лет. Кандидатура президента выдвигается не менее чем 1/3 членов Народного собрания, утверждается не менее чем 2/3 и избирается на всенародном референдуме. Срок полномочий президента 6 лет, он может переизбираться на следующий сроколо Президент имеет право принимать экстренные меры в интересах государства, которые должны быть одобрены на референдуме в течение 60 дней.

Президент может назначить одного или более вице-президентов, он же назначает всех членов Совета министров, включая премьер-министра, а также отстраняет от должности вице-президентов и министров. Президент имеет право обращаться к народу по важным вопросам, затрагивающим высшие интересы страны.

Высший законодательный орган — однопалатное Народное собрание (454 депутата). В соответствии с Конституцией Е. разделён на 222 избирательных округа, от каждого из которых избираются два депутата. Десять депутатов назначаются президентом. Срок полномочий парламента — 5 лет.

В исключительных случаях Народное собрание может 2/3 голосов уполномочить президента управлять посредством указов в течение определённого срока, но эти указы должны быть утверждены на следующей сессии собрания.

Очередные выборы состоялись в декабре 2000. Большинство мест в парламенте получили представители правящей Национально-демократической партии Е.

Председатель Народного собрания — Ахмед Фат-хи Сурур.

Председатель Консультативного совета — Муста-фа Кемаль Хильми.

Премьер-министр — Атеф Обейд.

К выдающимся президентам следует отнести трёх последних президентов Е:

Гамаль Абдель Насер (1918—70) возглавлял Е. в 1956 — 70. Стоял у истоков становления и укрепления независимости страны. Осуществил широкие экономические и политические реформы, укрепил её обороноспособность. Особое развитие получили отношения с СССР в политической, экономической и военной областях. За время правления Насера при содействии СССР в Е. было построено более 100 промышленных, энергетических и сельскохозяйственных объектов. Е. завоевал огромный авторитет на международной арене и особенно в арабском мире, среди развивающихся государств. Насер был одним из основателей и руководителей Движения неприсоединения.

Анвар Садат (1918—81) был президентом Е. в 1970 — 81. Начал отход от курса Насера, явился инициатором политики либерализации египетской экономики, активизации частного предпринимательства, переориентации внешнеполитического курса на сотрудничество с промышленно развитыми странами и в первуюочередь с США. Предпринял попытку военным путём добиться освобождения от оккупации Израилем Синайского полуострова. Пошёл на развитие контактов с Израилем, подписал Кэмп-Дэвидские соглашения о примирении с Израилем, посетил Иерусалим и был убит исламскими экстремистами.

Мухаммед Хосни Мубарак (род. 4 мая 1928) возглавляет Е. в качестве президента с 1981. За время его правления Е. значительно продвинулся по пути ограниченных политических реформ и либерализации в области экономики. Разрешена деятельность политических партий различного толка. Во внешнеполитическом плане Мубарак взял курс на развитие отношений со всеми странами, исправил односторонний крен своего предшественника Садата. Улучшились отношения с арабскими странами, СССР. Е. добился полного освобождения Синайского полуострова от израильской оккупации, нормализовал отношения с Израилем, установив с ним дипломатические отношения. Укрепились позиции Е. в качестве ведущей региональной державы. Он принимает активное участие в усилиях по продвижению ближневосточного урегулирования.

В июле 1977 Народное собрание приняло закон, по которому впервые с 1953 было разрешено создание политических партий. Закон принят в соответствии со ст.5 Конституции, предусматривающей многопартийную политическую систему. Основные политические партии: Национально-демократическая партия (НДП) — правящая партия, основана в 1978 вместо Арабской социалистической партии Е., насчитывает 1,5 млн членов, председатель — президент Мухаммед Хосни Мубарак, генеральный секретарь — Юсеф Амин Вали, печатный орган — газета «Маю»;

Национально-прогрессивная юнионистская партия (НПП) — объединяет в своих рядах левые силы Е., основана в 1976, председатель — Халед Мохи эд-Дин, печатный орган — газета «Аль-Ахали»;

Партия «Аль-Вафд» — воссоздана в 1978 как наследница в прошлом партии египетских националистов; в июне 1978 самораспустилась и возобновила деятельность в январе 1984; председатель — Нуман Го-маа, печатный орган — газета «Аль-Вафд»;

Партия либералов (ПЛ) — создана в 1976, до 1990 называлась Либерально-социалистической партией, председатель — Мустафа Камель Мурад, печатный орган — газета «Аль-Ахра»;

Партия труда (ПТ) — основана в 1978, до 1996 называлась Социалистической партией труда; председатель — Ибрагим Шукри, печатный орган — газета «Аш-Шааб»;

«Аль-Умма» — религиозная партия, действует с 1983, генеральный секретарь — Ахмед ас-Сибахи Авадалла.

В Е. действует Египетская федерация труда (ЕФТ), которая объединяет 23 отраслевых профсоюза; ЕФТ основана в 1957, насчитывает 5 млн членов, входит в Организацию африканского профсоюзного единства (ОАПЕ), председатель — Мухаммед Сейид Рашид, печатный орган — газета «Аль-Уммаль».

Во внутриполитическом плане президент М.Х.Му-барак ведёт линию на создание общества социального согласия. В целом ситуация в стране характеризуется стабильностью и контролируется властями. В то же время в Е. высока активность различных социально-политических сил, представленных на политической арене политическими партиями правого, левого и центристского направлений. Особое беспокойство у властей вызывает деятельность исламских организаций. Власти стремятся держать под своим контролем активность исламистов. Так, Верховный муфтий страны назначается указом президента. В стране имеется Высший совет по исламским делам, состоящий из главного шейха Аль-Азхара (главный мусульманский университет в Е., широко известный как авторитетное мусульманское учебное заведение в арабском и исламском мире) — председатель, министра вакуфов, ректора и проректора университета Аль-Азхар и генерального секретаря Высшего совета.

Активная борьба политических партий проявилась в ходе последних парламентских выборов в ноябре — декабре 2000. Большинство мест в Народном собрании завоевала правящая НДП, но в ходе выборов имели место столкновения между сторонниками оппозиции и силами правопорядка. Сообщалось о случаях фальсификации итогов голосования, уничтожении бюллетеней, которые подали представители исламских кругов, аресте около 100 исламистов. Тем не менее их представителям, формально выступавшим в качестве независимых, удалось получить 17 мест в Народном собрании. Деятельность некоторых радикальных исламских организаций запрещена.

На внешней арене Е. выступает за развитие отношений со всеми странами. Важное значение египетское руководство придаёт активизации связей с арабскими государствами. В Каире функционирует Лига арабских государств. На протяжении последних 10 лет пост генерального секретаря ЛАГ занимают бывшие министры иностранных дел АРЕ (в настоящее время Амр Муса).

Военный бюджет 3 млрд долл. США, численность регулярных Вооружённых сил 443 тыс. чел., резерв 254 тыс. чел. (2002).

Сухопутные войска 320 тыс. чел., 4 военных округа, 2 штаба ПА, 4 танковые, 8 механизированных дивизий, отдельные бригады (бронетанковая Республиканской гвардии, аэромобильная, парашютно-десантная, 2 ракетные, 4 бронетанковые, 4 механизированные, 2 пехотные, 15 артиллерийских), группа командос.

ВВС — 29 тыс. чел., 608 боевых самолётов, 128 боевых вертолётов.

ПВО — 75 тыс. чел., 4 дивизии.

ВМС — 19 тыс. чел., 4 подводные лодки, различные типы надводных кораблей, 10 вертолётов.

Е. имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1943).

ru-world.net

описание страны, государственное устройство, официальный язык, валюта, экономика, политика — OneKu

Содержание статьи:

Огромные пирамиды, белоснежный песок, теплое море, сказочный отдых… Именно такие ассоциации возникают при упоминании о Египте. По площади страна занимает только 29-е место в мире. Но это никак не сказывается на разнообразии природных и климатических условий этого удивительного государства с богатой историей.

Происхождение названия

Та-Кемет — именно так называли свою страну древние египтяне, что в переводе означает «черная земля». Действительно, почвы в долине Нила отличаются высоким плодородием. Современное название стране дали древние греки. Оно созвучно с названием главного города — Хикупта, что дословно означает «дом Ка Птаха». Со временем так начали называть всю территорию. А сам термин прочно вошел во все языки европейской группы.

Вам будет интересно:Уравнения плоскости. Угол между двумя плоскостями

Государственное устройство Египта

Полное название страны — Арабская Республика Египет. Главой государства, а также главнокомандующим является президент. С 2014 года эту должность занимает Абдул-Фаттах Ас-Сиси. По счету это шестой президент Египта, который пришел к власти в результате военного переворота.

Вам будет интересно:Физика строения вещества. Открытия. Эксперименты. Расчеты

По форме правления это президентско-парламентская республика. Главой правительства является премьер-министр, а высшим законодательным органом — национальное собрание. Государственный язык Египта — арабский, религия — ислам.

Столицы

Египет известен как одно из самых древних государств. Его история насчитывает около 5 тысяч лет. Но независимость от Британской империи современная территория получила только в начале 20-го века.

Сейчас столицей Египта является Аль-Кахира, или Каир. В древности его называли египетским Вавилоном. По величине это самый крупный город Африки, который расположен на двух берегах Нила. Но за многолетнюю историю столицы менялись много раз. Самая первая из них — город Тибы — возникла еще в 2950 году до нашей эры. Мемфис, Фивы, Аварис, Саис, Александрия — также известные столицы Египта. Сейчас в Каире проживает более девяти миллионов человек.

Физико-географическое положение

Вам будет интересно:Значения слова «бар» в топонимике, науке и других сферах

Описание страны Египет начнем с его границ. Западным соседом является Ливия, восточным — Израиль и Палестинская автономия, южным — Судан. Протяженная морская граница тянется вдоль Иордании и Саудовской Аравии.

Находится Египет на территории двух материков — в северо-западной части Африки и в Азии, на Синайском полуострове. Разделяет их Суэцкий канал.

Египет омывается двумя морями — Средиземным и Красным. Их соединяет крупнейший искусственный канал — Суэцкий. Это открывает путь в Индийский и Атлантический океаны. С юга на север Египет пересекает Нил — самая широкая река Африки. По протяженности она занимает второе место после Амазонки, протекая по территории десяти государств.

Основные полезные ископаемые Египта содержатся в нефтегазоносном бассейне Суэцкого залива. Это 5 газовых и 46 нефтяных месторождений. В недрах Синайского полуострова есть незначительные запасы угля, железных, марганцевых и урановых руд.

Животный и растительный мир страны достаточно скудный, поскольку более 95 % ее территории приходится на долю пустыни.

Климатические характеристики

Невыносимая жара — еще одна ассоциация, которая возникает при описании Египта. Страна по большей части расположена в тропиках, а север — в субтропическом климатическом поясе.

Для субтропиков, которые находятся у побережий морей, характерно сухое лето и влажная мягкая зима. Средняя летняя температура здесь составляет 30 градусов по Цельсию. Зимой ее показатель опускается до 20-25 °С. Особенностью климата Египта являются суточные колебания температуры. И если на побережьях ночью холоднее в среднем на 10 градусов, то в пустыне этот показатель гораздо больше. Невыносимая дневная жара здесь может сменяться ночными заморозками. В Египте различают нетрадиционные для нас зиму и лето, жаркий и прохладный сезон. Первый длится с апреля по октябрь. А с ноября по март в Египте прохладно.

Осадки — достаточно редкое явление для страны. В виде кратковременных ливневых дождей они выпадают с ноября по январь. Их количество увеличивается с юга на север с 3 до 200 мм.

Египет недаром называют страной ветров, ведь они дуют здесь круглый год. На морских побережьях это значительно смягчает жару. А вот юго-западный ветер хасмин — причина уменьшения атмосферного давления, резкого повышения температуры и песчаных бурь.

Экономика Египта

Вам будет интересно:Групповые формы обучения: виды, характеристики и особенности, плюсы и минусы

По данным Министерства туризма страны, в первой половине прошлого года ее посетили более 10 млн граждан. Выручка от этого составила около 5 млрд долларов. Туризм — основа экономики Египта. Нормализация политической ситуации позволяет делать прогнозы в сторону развития этой отрасли.

Одной из лидирующих статей доходов государства является пошлина с судов, которые держат свой путь по Суэцкому каналу. Миллиард долларов в год — именно столько получает Египет за эксплуатацию этого водного пути.

Главная отрасль промышленности — добывающая. Район Суэцкого залива и Синайского полуострова богат нефтью, которая является главным продуктом экспорта. Месторождения природного газа позволяют не только обеспечивать собственные потребности, но поставлять его в Сирию, Иорданию и Израиль. Частично на своем сырье работает и металлургическая промышленность, представленная Хелуанским комплексом.

Потребности в энергии обеспечиваются Асуанской гидроэлектростанцией, а также ветроэлектростанцией в Хургаде. В последнее время перспективным является использовании энергии солнца.

Сельское хозяйство

Данная отрасль активно развивается со второй половины 20-го века в обширной долине Нила. Благодаря системе орошения и особенностям климата урожаи получают несколько раз в год. Ведущими культурами являются пшеница, рис, кукуруза, сахарный тростник и свекла, хлопок, цитрусы и овощи.

Национальной валютой государства является египетский рубль, разменная единица которого называется «пиастры». Именно в них обычно указывается цена. Но если вы в путешествие по Египте возьмете американские доллары, то не ошибетесь.

Курс египетского фунта к рублю на сегодня составляет 1:3,74. Отношению к доллару составляет 1:0,06, к евро — 1:0,05. Кроме традиционных пунктов обмена и отделений банков валюту можно поменять в специальных банкоматах. Преимущество последних заключается в том, что для такой операции вам не потребуется паспорт.

Внешняя политика

Государство занимает стратегическое положение на политической карте. Египет находится между Азией и Африкой, через Суэцкий канал соединяя Средиземное море с Индийским океаном. Важное значение для жизнеспособности страны имеет контроль над Нилом. Такое положение ставит Египет в центр исламских, арабских, африканских интересов.

Внешняя политика Египта имеет многовекторный характер. Но основная задача — обеспечение стабильности, мира и национальных интересов. Еще в 1979 году был заключен мирный договор между Израилем и Египтом, который действует и сейчас. А с 2006 года открыт экскурсионный путь в Иерусалим, Эйлат, курорты Мертвого и Средиземного морей. А вот с соседним Суданом у Египта до сих пор существуют разногласия по принадлежности «треугольника Халаиба». На территории этого района, площадь которого превышает 20 тысяч км2, находятся нефтяные скважины и национальный парк. На данный момент нет единой резолюции ОНН по принадлежности «треугольника Халаиба». Каждый член этой организации имеет свое мнение по данному вопросу. К примеру, Россия считает его частью Египта, а большинство западных стран — Судана.

Тесное торговое сотрудничество с Казахстаном продолжается с момента его независимости. Известны и тесные связи Египта с Россией. Дипломатические отношения между странами были установлены еще в 1943 году. А после распада Советского Союза Египет одним из первых государств признал Россию в качестве правоприемницы СССР. Сейчас активно развивается военное сотрудничество между странами в рамках программы «Защитники дружбы».

В 2004 году Египет заключил с Европейским союзом соглашение об ассоциации, а также вошел в состав Общеафриканского союза торговых палат.

Достопримечательности

Туристы приезжают в страну не только для того, чтобы искупаться в теплом море и насладиться субтропическим климатом. Описание Египта, страны которую мечтают посетить многие, не будет полным без его удивительных построек. Прежде всего это пирамиды, возраст которых насчитывает 5 тысяч лет. Самой большой из них является усыпальница фараона Хеопса, на сооружение которой потребовалось более 2 млн каменных блоков.

Еще одним уникальным строением Египта является Большой Сфинкс. Это гигантский лев с лицом человека. «Царь ужаса» — именно так называли его в древности. Дело в том, что такие сооружения использовались для проведения казней и жертвоприношений. Удивительным является тот факт, что при огромных размерах, а именно 21 м в высоту и 73 м в длину, внутри статуя является пустой.

Самые популярные курорты

Названия крупнейших городов древнего Египта известны с незапамятных времен. Точные даты их оснований установить невозможно. Одним из самых древних является Асуан — Египетские ворота Африки. Предполагается, что ему более 7 тысяч лет. Особой комфортностью Асуан не отличается из-за перепада температур. За сутки показатель термометра может измениться от +50 до 0 градусов по Цельсию.

Другой древний город — Абидос, известен как центр паломничества. Именно здесь находились храмы, в которые спешили верующие для поклонения Осириусу. В мифологии это царь загробного мира и судья душ умерших. В Абидос стекались тысячи людей, чтобы привезти тела усопших.

Если вас интересуют современные туристические города, тогда нужно выбирать между Хургадой и Шарм-эль-Шейхом. Комфортные отели, чистые пляжи, теплое море, великолепные пейзажи, лагуны и коралловые рифы для подводного плавания не оставят равнодушным никого.

Самым крупным городом Египта и всей Африки является его столица — Каир. Именно здесь находится всем известный Сфинкс, мечеть Мухаммеда Али и музей парфюмерии. Следующим по величине городом страны является Александрия. Здесь находилось седьмое чудо света — Александрийский маяк.

Таможенные ограничения

Египетские базары пестрят своим разнообразием: сувениры, приправы и пряности, бижутерия и украшения, предметы быта… Путешествовать по ним не менее интересно, чем знакомиться с достопримечательностями. Но весь ли товар вам удастся привести домой?

Нужно знать, что египетские законы ограничивают количество ювелирных изделий из золота и серебра. Их можно приобретать для личного пользования, а не для торговли. Категорически запрещен как ввоз, так и вывоз наркотиков, оружия, хлопка и антиквариата, возраст которого превышает 100 лет. С собой в Египет вы можете взять два литра алкоголя и двести сигарет на одного человека.

Что касается денег, то здесь никаких ограничений не существует. Но сумму свыше 500 египетских фунтов придется задекларировать.

Думаем, описание Египта, страны загадочной и удивительной, разрешит все ваши сомнения при выборе курорта для долгожданного отпуска. Ведь именно здесь прекрасно сочетаются древние традиции и современные достижения, что сделает ваш отдых незабываемым, познавательным и комфортным.

Источник

1ku.ru

Государственный строй Древнего Египта | Туристический портал

Около 5 тыс. лет назад на территории современного Египта образовалось единое государство, ставшее основой египетской цивилизации. Ее существование сопровождалось периодами расцвета и упадка.

Древний Египет располагался на северо-востоке Африки в долине по нижнему течению Нила. Сельское хозяйство в этом регионе было возможно благодаря ежегодным разливам этой реки. Именно постоянная потребность в системах регулирования распределения воды (создание плотин, дополнительных резервуаров) стало одной из причин, повлиявшей на образование древнеегипетского государства.

Исторические периоды развития

В истории Древнего Египта выделяют 4 периода: Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.), Древнего или Старого царства (2800-2250 гг. до н.э), Среднего царства (2250-1700 гг. до н.э.), Нового царства (1575-1087 гг. до н.э.). Промежутки между этими датами были переходными периодами и характеризовались смутами.

Во время Раннего царство собственником земли являлось номовое государство (номы – крупные территориальные общины), которое возглавлял номарх. Оно получало часть доходов от нее. Первоначально Египет был разделен на 2 части – Верхний (с центром в Фивах) и Нижний (с центром в Мемфисе). Позже фараон Менес объединил их, что привело к образованию централизованного государства.


В период Древнего царства в едином государстве образуется административная, судебная, военная иерархии, происходит централизация управления. Почти все высшие должности занимают члены семьи фараона и его приближенные. Самым главным сановником был джатти (везир). Он ведал судом, государственными мастерскими, хранилищами и местным управлением. Часто джатти состоял в родстве с фараоном.

Период Среднего царства стал временем расцвета. Его иначе называют веком строительства пирамид. Это время характеризуется тем, что вместо зерна и одежды в качестве платы стали использовать золото и медь. Победоносная война с Эфиопией привела к подъему экономики, который сказался на всех сферах жизни общества, в том числе и на науке. Культ Амона сменил культ Ра.

Во время Нового царства большую власть приобретает жречество. Государственный строй – теократическая деспотия. Джатти управляет всем земельным фондом и системой водоснабжения, контролирует податное население. В этот период ведутся активные захватнические войны. К концу этого времени египетское государство стало простираться от нильских порогов до северной Сирии.

Последний период, Позднее царство, было временем упадка. Происходило соперничество жречества и вельмож, также частыми стали внешние нападения. Окончательно египетское государство прекратило свое существование после захвата Александром Македонским.

Государственное устройство

Право

Законодательство в Древнем Египте основывалось на божественных установлениях. Сведения о правильном образе жизни и общественном устройстве содержались, в основном, в мифах. Таким образом, правовые нормы были описаны не только в законах, но и жизнеописаниях богов, настенных надписях и т.п.

Семейное право

Для Древнего Египта было характерно равноправие полов. Женщина могла владеть собственностью, передавать ее по наследству, участвовать в судебном процессе. Жена могла быть инициатором развода. Браки у всех, кроме фараонов и вельмож, были моногамными. Те, в свою очередь, часто женились на своих сестрах и имели множество наложниц.

Наследственное право

Как правило, собственность переходила старшему сыну. Если детей не было, то наследницей становилась жена усопшего. Составить завещание и передать собственность можно было не только сыну, но и дочери. Дети обязаны были взять на себя расходы по захоронению и ухаживать за могилами. Для этого один из членов семьи назначался ответственным, и ему исключительно для этого выделялась некоторая сумма.


Право собственности

Сначала собственность передавалась по устной договоренности, после договоры излагались в письменной форме и заверялись подписями. Фараон Борхорис, правивший в 720-715 гг. до н.э. запретил обращение людей в рабство за долги, а также превышение суммы, составляющей проценты по займу, более чем в 2 раза от занимаемой.

Судебное право

Основной задачей судебных решений было пресечение повторного преступления. Поэтому фальшивомонетчикам отрубали 2 руки, виновным в подделывании документов – одну, разгласивших государственную тайну лишали языка. Функции судей в номах были возложены на номархов. Фараон и везир осуществляли высший контроль над ними. С их же участием рассматривали крупные судебные дела. Законы изрекал фараон, а писец записывал их. Первые законы принадлежат фараону Менесу. У храмов также были некоторые судебные функции, причем решение жреца оспариваться не могло.

Уголовное право

Все наказания были достаточно жестокими и заключались или в членовредительстве, или в мучениях, или в обращении в рабство. Убийство раба и обычного египтянина были равны по тяжести и наказывались смертной казнью. Также могли приговорить к работам на рудниках. Самыми тяжкими преступлениями были посягательство на власть фараона и попытки совершения государственного переворота. Наказывалось святотатство и убийство священных животных.

Армия

В Древнем царстве регулярной армии не было. При необходимости ее собирали из ополченцев. Возглавлял отряды сам фараон или назначенный им сановник. В мирное время ополченцы занимались своим хозяйством. В 18 веке до н.э. в армии появилась конница и боевые колесницы. Во время Нового царства происходил захват близлежащих территорий, поэтому стала необходима постоянная армия. Появились офицеры, их роль в государстве и престиж постепенно росла. В армии появились отряды из наемников. Возросшее количество иноземцев в армии ослабило ее.

Государственный строй

В Древнем Египте на протяжении всех периодов истории государство было централизованным, господствовала деспотия.

Во главе социальной пирамиды находился фараон. Начиная с III династии, он не просто обожествлялся, но и стал считаться равным богам. Были разработаны целые ритуалы поклонения ему, на месте их захоронений начали возводить гигантские пирамиды. Власть фараона, как правило, передавалась по наследству, хотя во времена смут правящие династия могла смениться. Египтяне считали, что только наследственного фактора недостаточно для восхождения на престол. В единственного ребенка обязательно должен был войти бог. Причем даже женщина, никогда не видевшая фараона, могла произвести на свет нового фараона-бога. Этот факт делал законной смену династии.

Приказы фараона были обязательны для исполнения, он являлся главным законодателем и назначал людей на самые высокопоставленные должности. Преступление против фараона считалось религиозным. Фараону принадлежало право на всю землю, он мог жаловать ее по своему усмотрению. Тем не менее, власть фараона несколько ограничивалась религиозными и моральными нормами.

Большинство чиновников в Египте были одновременно связаны с несколькими сферами деятельности, например, религиозной, судебной, хозяйственной. Позже религиозные функции передаются жрецам.

Первым помощником фараона был джатти. Первоначально он был жрецом в городе-резиденции фараона. Позже к его функциям добавились функции начальника царского двора. Во время Нового царства он начинает контролировать все управление в стране, распоряжается землей и системами водоснабжения, ему принадлежит военная власть, судебные функции.

Должность джатти занимал обычно один из сыновей фараона или его близких родственников. Ему подчинялись руководители военного ведомства, хранитель государственных амбаров и др.

Также в Египте существовали особые группы лиц – «послушные призыву». Эти группы были разнородными по своему составу. Они обязаны были выполнять приказы своего господина. Один и тот же человек одновременно мог состоять в одной из групп «послушных призыву» и иметь своих «послушных призыву».

К самым высшим сословиям относили жрецов и воинов. Землевладельцы и ремесленники стояли ниже. Жрецы в Древнем Египте пользовались особым уважением и почтением, так как они могли вычислять время разлива Нила и обладали множеством других знаний. Именно благодаря ним в Египте развивалась письменность. Из-за их высокой образованности им отдавалось предпочтение, если они претендовали на какую-либо должность.

Таким образом, для Древнего Египта была характерна централизованная власть, которая определяет все права и собственность всех социальных групп. Фараон обладал неограниченной властью и при принятии решений не руководствовался законами. Ему принадлежала и светская, и церковная власть. Разветвленный бюрократический аппарат укреплял власть фараона.

warps.ru

государственное устройство что такое egipet gosudarstvennoe ustroistvo значение, Энциклопедия Кольера

Египет: государственное устройство – К статье ЕГИПЕТ

С 1922 Египет считается формально независимым от Великобритании государством. С 1923 страна развивалась как конституционная монархия с исполнительной властью, сосредоточенной в руках кабинета министров, и законодательной властью, представленной двухпалатным парламентом, нижняя палата которого формировалась по результатам выборов. Вместе с тем, в соответствии с конституцией, король обладал широкими полномочиями и в период 1924-1952, часто при поддержке посла Великобритании, использовал их для роспуска правительства. Подобная практика все больше убеждала многих египтян в нецелесообразности парламентской демократии. Когда 23 июля 1952 организация «Свободные офицеры» во главе с подполковником Гамаль Абдель Насером совершила государственный переворот, их действия получили полную поддержку населения страны. По требованию нового руководства Египта, Совета руководства революцией (СРР), король Фарук отрекся от престола. В 1953 Египет был провозглашен республикой.

В январе 1953 декретом СРР была запрещена деятельность политических партий, функционировавших в период конституционной монархии. Вместо них была сформирована единственная официально разрешенная «Организация освобождения». Поскольку эта организация была создана государством и новые власти наложили запрет на свободное выражение оппозиционных взглядов, «Организация освобождения» не смогла реализовать поставленные перед ней задачи. После обнародования в 1956 текста новой конституции СРР прекратил свое существование, и в результате плебисцита президентом Египта на шестилетний срок был избран единственный кандидат, Абдель Насер, которого поддержали 99,9% избирателей. В июне 1957 состоялись парламентские выборы. Кандидатуры всех кандидатов в депутаты НАЦИОНАЛЬНЫЙ в Словаре иностранных слов’>Национального собрания должны были получить одобрение Национального союза, новой организации, пришедшей в мае 1957 на смену «Организации освобождения». Политическим противникам режима было отказано в праве выставлять свои кандидатуры на выборах.

В феврале 1958 Египет и Сирия образовали федерацию — Объединенную Арабскую Республику (ОАР). В сентябре 1961 сирийская армия совершила государственный переворот, после чего Сирия вышла из ОАР.

После выхода Сирии из ОАР Насер стал уделять еще больше внимания вопросам индустриализации страны, экономического планирования, созданию общественного сектора экономики и повышению жизненного уровня рабочих и крестьян. Он называл такую экономическую политику политикой «арабского социализма». В мае-июле 1962 в Каире проходил Национальный конгресс народных сил, который принял Хартию национальных действий. В октябре 1962 был издан декрет о создании единственной в стране массовой политической организации — Арабского социалистического союза (АСС), в функции которого входила организация народных масс для претворения в жизнь целей арабского единства и арабского социализма. До 1976 АСС оставался единственной легальной политической партией Египта.

Хотя в целом современная политическая система Египта во многом является детищем Абдель Насера, она претерпела ряд изменений благодаря деятельности Анвара Садата, который после смерти Абдель Насера в 1970 занял посты президента страны и председателя АСС. 15 мая 1971 Садат консолидировал свою власть в рамках т.н. «исправительной революции», направленной против ряда видных сподвижников Абдель Насера, в первую очередь тех, кто непосредственно участвовал в работе государственного репрессивного аппарата. В результате этого шага многие видные деятели Египта были арестованы или уволены с государственной службы. Все это должно было символизировать смену политической ориентации нового египетского руководства и его отход от принципов арабского единства и арабского социализма. Продолжая свою «исправительную революцию», Садат изменил название страны на новое — Арабская Республика Египет, переименовал Национальное собрание в Народное собрание и ввел в действие новую конституцию.

Верховная власть. Конституция 1971 фактически предоставляла президенту Египта почти неограниченные полномочия, мало чем отличающиеся от прав президента Абдель Насера. Вместе с тем была восстановлена в ограниченных размерах деятельность политических партий, и хотя парламент находился под контролем правящей Национально-демократической партии (НДП), он стал с этого времени трибуной, с которой оппозиция могла высказывать свои политические платформы.

Народное собрание представляет собой однопалатный законодательный орган в составе 454 парламентариев, из которых 444 избираются в ходе всеобщих выборов, а 10 назначаются лично президентом. Члены парламента избираются сроком на 5 лет. В его состав входит ограниченное и контролируемое президентскими структурами число представителей оппозиции.

Президент избирается на шестилетний срок на безальтернативной основе. Президент обладает правом назначать вице-президентов, весь кабинет министров, может наложить вето на любой законопроект, распустить высший законодательный орган и руководить страной при помощи президентских указов. Президент обладает также правом возлагать на себя обязанности премьер-министра, что Садат и сделал в 1973 и 1974.

В 1980 в конституцию была внесена поправка, разрешающая президенту баллотироваться на свой пост неограниченное число раз. Кроме того, при президенте предусматривалось создание консультативного совета (Шура), который должен был давать главе страны рекомендации по вопросам, связанным со строительством, как сформулировано в тексте конституции, «демократического социалистического государства со смешанной экономикой». Членам консультативного совета принадлежал 51% акций издательских концернов «непартийной», т.е. проправительственной, прессы, включая все издательства, выпускающие ежедневные газеты.

В стране по-прежнему сохраняется военное положение, введенное сразу же после убийства президента Садата в октябре 1981. Режим военного положения вызывает значительное недовольство со стороны политически активных ассоциаций и групп. Тем не менее 23 февраля 1997 депутаты Народного собрания одобрили декрет президента, который продлевал еще на три года действие закона о военном положении. Закон о военном положении разрешает содержать гражданина под арестом без предъявления обвинения и распространяет юрисдикцию военных судов на гражданское население. Отмена закона о военном положении является одним из основных требований всех оппозиционных политических партий Египта.

Система местного управления. В политическом отношении Египет — высокоцентрализованное государство, разделенное в административном отношении на 26 мухафаз. Губернаторы назначаются правительством и обладают ограниченными полномочиями.

Судебная система. Единственной ветвью власти в стране, сохранившей независимость от президента, является судебная система. Правовая система Египта в целом основывается на французском праве и соответствующей судебной практике. Высшим апелляционным судом как в гражданских, так и уголовных делах является кассационный суд в составе пяти судей. В целом египетские суды пользуются репутацией беспристрастных слуг закона. Нередко их вердикты идут вразрез с пожеланиями президента. Так, суды определили механизм проведения последних парламентских выборов как не соответствующий конституции и встали на сторону профессиональных союзов, когда те обвинили правительство во вмешательстве в их внутренние выборы.

Политические партии. В 1975 президент Садат принял решение о создании в рамках Арабского социалистического союза (АСС) трех политических платформ: центристской (правящее большинство), левой и правой. По сути дела, это свидетельствовало о начале создания в Египте контролируемой многопартийной системы. В 1976 на выборах в Народное собрание кандидаты от садатовской центристской платформы, получившей название Арабской социалистической партии (АСП), одержали убедительную победу, завоевав 280 из 352 мест. В то же время по итогам выборов впервые с 1950 силы организованной оппозиции оказались представлены в национальном парламенте. Либерально-социалистическая партия (ЛСП), бывшее правое крыло АСС, получила 12 мест, а Национально-прогрессивная (левая) партия (НПП), возникшая из левого крыла АСС, — 2 места. 48 мест получили независимые депутаты. После выборов Садат объявил, что все три платформы в АСС будут в дальнейшем трансформированы в партии.

Арабская социалистическая партия Садата позже называлась Партией Египта, а в 1978 была реорганизована в Национально-демократическую партию (НДП), которая, как и ее предшественницы, оказалась правящей в силу того, что ее руководители продолжали занимать командные посты в государственном аппарате, средствах массовой информации, профсоюзах и сельских кооперативах.

Безусловно, создание после 1975 оппозиционных политических организаций стало важным событием в политической жизни страны, но отнюдь не означало восстановления демократии в полном объеме. Так, было решительно ограничено само право создания партий, для чего требовалась санкция правительства. До сих пор легальными считались лишь партии, сформированные из политических платформ АСС, а партии, созданные на религиозной основе, по-прежнему строго запрещены, что поставило вне закона и популярную духовно-политическую организацию «Братья-мусульмане».

Национально-прогрессивная (левая) партия (НПП) была организована в качестве национального фронта левых сил, включившего в себя членов нелегальных коммунистических группировок, независимых политиков, придерживавшихся социалистических убеждений, насеристов и умеренных религиозных деятелей. Партия последовательно выступала против садатовской политики «открытых дверей» и сокращения государственного сектора в экономике. НПП заклеймила заключение сепаратного мирного договора Египта с Израилем. Она также выступила против односторонней ориентации внешней политики Египта на США. Выходивший в середине 1980-х годов тиражом 100 тыс. экземпляров партийный орган НПП — еженедельник «Аль-Ахали» («Люди») пользовался популярностью в стране. Несмотря на то, что в середине 1980-х годов среди депутатов Народного собрания не было представителей НПП, тем не менее она превратилась в общенациональную политическую организацию, обладавшую большим потенциалом. На последних парламентских выборах, проведенных 29 ноября 1995, кандидаты от НПП завоевали 5 депутатских мандатов (из 444).

Либерально-социалистическая партия так и не сумела выработать собственную независимую позицию и рассматривалась многими наблюдателями в качестве созданной и контролируемой правящим режимом «искусственной оппозиции». Либеральные социалисты на выборах 1995 сумели получить лишь одно парламентское место.

Социалистическая партия труда (СПТ) на первом этапе своего существования также выступала в роли лояльной оппозиции. Исторические корни связывали руководство партии с существовавшим в 1930-е годы движением «Молодой Египет» и его преемником в начале 1950-х годов — Социалистической партией. Идеология СПТ включала в себя сочетание принципов арабского национализма с умеренными социалистическими идеями. После 1980 партия все чаще выступала с резкой критикой режима Садата. Ее главным козырем в политической борьбе была популярность издаваемого партией еженедельника «Аш-Шааб» («Народ»). В последние годы СПТ стала поддерживать исламистские движения.

Мухаммед Хосни Мубарак, который после убийства в 1981 Садата стал президентом Египта, отличался большей терпимостью по отношению к политической оппозиции. Правда, на выборах в Народное собрание в мае 1984 насеристы, коммунисты и «Братья-мусульмане» так и не получили права баллотироваться по собственным спискам. Но впервые с 1953 на выборах в качестве легальной выступила партия Новый Вафд.

Руководство Нового Вафда заявило о том, что их партия является историческим преемником старого Вафда — старейшей политической партии Египта, деятельность которой была запрещена после июльской революции 1952. Во главе Нового Вафда встал один из старейших деятелей Вафда Фуад Сираг ад-Дин, который входил в состав руководства партии еще до 1953. Партия представляла интересы той части египетских предпринимателей, которая не была связана ни с армией, ни с государственным сектором экономики, и выступала за введение свободного рынка. Благодаря тому, что партия Вафд всегда ассоциировалась в массовом сознании с парламентской демократией, либерализмом и секуляризмом, в середине 1980-х годов Новый Вафд превратился в ведущую оппозиционную силу страны.

Поскольку правительство не пошло на признание «Братьев-мусульман» в качестве политической партии, на выборах в Народное собрание в мае 1984 они выступили единым избирательным списком с Новым Вафдом.

В середине 1980-х годов Ассоциация «Братьев-мусульман» располагала значительной популярностью у населения страны. Однако единственной исламской организацией, получившей от правительства право на существование в качестве легальной политической партии, стала партия «Аль-Умма». Это дало повод многим воинствующим последователям Аллаха считать ее «домашней» и не отвечающей истинному духу исламского политического движения. На парламентских выборах 1995 партия «Аль-Умма» не завоевала ни одного места.

Избирательный альянс Нового Вафда и «Братьев-мусульман» принес им на выборах 58 мест, что позволило ему стать единственной оппозиционной фракцией в Народном собрании. Остальные 390 мест получила правящая НДП. Через год после выборов 1984 сторонники идей покойного президента Абдель Насера в очередной раз предприняли попытку создания собственной политической организации.

В парламентских выборах 1995 приняли участие 50% избирателей. В борьбе за депутатские мандаты участвовали 3980 кандидатов, представлявших 14 политических партий. Правящая НДП получила 72% голосов, независимые кандидаты, большая часть которых симпатизировала НДП, — 25%, и все оппозиционные партии вместе — 3% голосов. В соответствии с существующей в Египте избирательной системой пропорционального представительства, для проведения в парламент своих кандидатов партия должна преодолеть 7-процентный барьер, а в случае недобора необходимого процента все голоса проигравшей партии приплюсовываются к голосам, поданным в поддержку доминирующей на выборах НДП. После выборов 1995 Конституционный суд оспорил правильность результатов голосования на 109 участках, а независимая группа по контролю за проведением выборов, составленная из ученых и общественных деятелей, привела примеры подтасовок и столкновений в день выборов между сторонниками проправительственной НДП и оппозиционных партий.

Международные отношения. На проходившей в 1955 в Бандунге Конференции неприсоединившихся стран Абдель Насер стал одним из главных инициаторов политики «позитивного нейтралитета», сутью которой являлся отказ от блокирования с США и СССР при сохранении резко отрицательного отношения к политике колониализма. Идеи позитивного нейтрализма и арабского единства составляли суть внешней политики Египта при Абдель Насере.

США рассматривали позитивный нейтралитет как политический курс в интересах СССР. Хотя Насер считался антикоммунистом и его служба безопасности нередко подвергала арестам и пыткам египетских коммунистов, он пошел на сближение с Советским Союзом после отказа США предоставить Египту военную и экономическую помощь. После поражения в войне с Израилем в июне 1967 Абдель Насер стал в еще большей степени опираться на поддержку Москвы.

Приказав в июле 1972 15 тысячам советских военных советников покинуть территорию Египта, Анвар Садат разорвал почти все связи с Советским Союзом. К 1974 Египет переориентировал свой внешнеполитический курс на США. Когда в 1979 при посредничестве США Египет подписал мирный договор с Израилем, все арабские страны, за исключением Судана и Омана, разорвали с ним дипломатические отношения. В 1984 на восстановление дипломатических отношений пошла Иордания. Хотя в середине 1980-х годов отношения Египта с Марокко и Ираком улучшились, правительства этих стран вторично не аккредитовали в Каире своих послов.

Хосни Мубарак стал президентом Египта вслед за убийством Садата 6 октября 1981 во время парада по случаю очередной годовщины начала арабо-израильской войны 1973. Его президентство отмечено улучшением отношений Египта с другими арабскими странами и некоторым охлаждением отношений с Израилем, что стало особенно заметно после вторжения израильских войск на территорию Ливана в 1982. Тем не менее Мубарак подтвердил приверженность своего правительства Кэмп-Дэвидскому соглашению между Египтом и Израилем

Всенародный референдум 1987 узаконил избрание Мубарака Народным собранием на второй шестилетний президентский срок, а в 1993 — на третий. В период кризиса в районе Персидского залива и войны, последовавшей за вторжением в 1990-1991 иракских войск на территорию Кувейта, Мубарак возглавил блок арабских государств, которые поддержали предложение Саудовской Аравии обратиться к США за военной помощью с целью освобождения Кувейта.

Велика была роль Мубарака и в оказании посреднических услуг в процессе выработки двустороннего соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины, заключенного в 1993.

Вооруженные силы. В 1990-х годах численность вооруженных сил Египта составила 450 тыс. человек. 71% от общего числа военнослужащих приходится на сухопутные войска, 4,4% — ВМФ и 24,5% — ВВС. Расходы на оборону в 1995 составляли 8,2% ВВП. На вооружении египетской армии находится как модернизированное вооружение советского и китайского производства, так и более современные виды вооружения, поставленные США, в том числе 3310 танков, 420 единиц авиации, 100 вертолетов, 131 ракетная установка класса «земля — воздух», 6 подводных лодок советского производства и 25 ракетных комплексов. Срок воинской службы составляет три года, для лиц с высшим образованием срок службы сокращен.

znachenieslova.ru

6. Государственный и общественный строй Древнего Египта

Возникновение государственности в Древнем Египте началось в V тысячелетии до н. э. в результате разложения родового общества, с выделением родовой знати (старейшин и вождей) и последующим появлением рабства.

В этот период появляется несколько десятков государственно подобных образований – номов(мелких стран) которые после долгих войн составили Верхний Египет и Нижний Египет, а затем объединились в одно централизованное государство. Это было вызвано нарастающим расслоением классового строя и необходимостью централизованного руководства ирригационной системой.

Про классы не забудьте сказать-> рабы, крестьяне, ремесленники и земледельцы, египетская знать (вельможи, управленцы, жрецы, сборщики налогов) и тп…. 🙂

Главное у них была религия и рабы! Так же они считали, что ими управляли боги.

Первые фараоны

Менес — наследник Нармера (идентичный Хор-Ахе), получивший от Нармера уже объединенную страну.  2.Нармер и Менес — одно и то же лицо, а Хор-Аха — его сын. 

3.Объединение Египта — длительный процесс, начатый при Нармере и завершенный при Менесе.  4.Объединение Египта было завершено лишь при фараоне Хасехемуи.

5.Сам Нармер только подавил нижнеегипетское восстание, а подлинным объединителем Египта являлся Царь Скорпион. 

Периоды истории древнеегипетской государственности:

1. Раннее царство (Верхний и Нижний Египет; около 3100–2800 до н. э.).

2. Древнее царство (время первой ярко выраженной централизации Древнего Египта, около 2800–2250 до н. э.).

3. Среднее царство (около 2050–1700 до н. э.)

4. Новое царство (вначале Древний Египет – самостоятельная империя, позже становится провинцией Римского государства, 1575 н. э. – I в. до н. э.).

Форма древнеегипетского государства на всех этапах его развития – восточная деспотия. Вся полнота власти сконцентрирована у фараона (в истории Древнего Египта – 30 династий фараонов) Характерная черта деспотии – религиозный культ главы государства. Но фараон, принимая решения руководствовался интересами жреческой, военной и служилой знати. Ближайший помощник фараона назывался «визирь» и числился главой бюрократического аппарата, состоявшего из чиновников-писцов. Визирь непосредственно, от имени фараона, руководил государственным управлением, судопроизводством, военными силами. Сначала войско ограничивалось только личной охраной фараона. В случае войны войско комплектовалось по рекрутской системе, после изгнания гексов появляется регулярное войско на колесницах. Во времена Нового царства наблюдается интенсивное развитие наемных войск.

Главы органов местной власти назывались номархами, они обладали высшей судебной и административной властью, отвечали также за сбор налогов.

Судопроизводство осуществлялось коллегиально В период Нового царства был учрежден центральный суд, который состоял из 30 судей (знатные граждане разных городов). Существовали также храмовые суды, в состав которых входили жрецы. Однако высшей судебной инстанцией был фараон.

Низшим органом управления являлись сельские общины.

Государственный строй Древнего Египта

1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Основные черты государственного строя в период Древнего царства Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства — мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник — везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов — происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основные черты государственного строя в период Нового царства Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области — номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую — фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

5. Армия Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства — специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

6. Судебная система Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

studfile.net

Государство Древнего Египта

В процессе разложения родоплеменного строя и образования социально-классового общества в Египте возникли 40 номов (общин) во главе с номархами(правителями).

В 3200 г. до н. э. номы объединились в два самостоятельных государства — Верхний и Нижний Египет. В IV тысячелетии до н. э. цари Верхнего Египта объединяют страну в единое политическое целое. Древнеегипетское государство неоднократно распадалось и восстанавливалось вновь.

Государственный аппарат Древнего Египта возглавлялся фараоном, т. е. царем или монархом был наследственного характера, личность которого обожествлялась. Главой правительства Древнего Египта являлся визирь, который назначался и смещался фараоном.

Функции визирябыли сложны и многочисленны:

1) возглавлял финансовое ведомство и руководил публичными работами;

2) выполнял функции государственного канцлера и хранителя государственной печати;

3) был градоправителем царской столицы; в резиденции фараона ему принадлежала высшая полицейская власть;

4) имел широкие полномочия и в области отправления правосудия, возглавлял высшую судебную инстанцию страны — шесть судебных палат («шесть великих домов»).

Во главе военного ведомства стоял начальник- представитель высшей чиновной знати, а иногда и какой-нибудь член царской фамилии. В его распоряжении находился аппарат чиновников и писцов. В обязанности руководителя военного ведомства и всего подчиненного ему аппарата входили формирование и вооружение царской армии, постройка крепостей и военных судов, управление интендантскими складами, снабжение войска продовольствием. Армия комплектовалась из населения самого Египта, а также покоренных стран.

В Египте еще не существовало строгого разграничения компетенции между отдельными ведомствами и чиновниками, стоявши— ми во главе этих ведомств. В управлении господствовала система царских поручений.

Судв Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями. В номах руководство правосудием осуществлялось номархами. Фараон был высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое дело и отменить решение остальных судов.

Особенности государственного строя Древнего Египта

Историю Древнего Египта принято делить на четыре периода:

  • Период Раннего царства (с 3100 по 800 г. до н. э.), называемый эпохой царствования первых трех династий египетских фараонов: под властью первого известного правителя Египта Мену (Менеса) сложился институт фараонов и начал формироваться государственный аппарат. Во главе государства стоял царь, считавшийся воплощением главного египетского божества, его окружал многочисленный двор, состоявший из высокопоставленных чиновников и слуг. В руках государства находилось верховное руководство ирригационными работами.

  • Период Древнего, или Старого, царства (около 2800 г. до н. Э.-2250 г. до н. э.) царствование III и IV династий: произошла значительная централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Он занимался всеми делами государства, имел высшую судебную и военную власть. Члены царского дома занимали важнейшие должности в государстве верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов. Период Среднего царства (около 2250- 1700 гг. до н. э.) — эпоха царствования XI- XII династий египетских фараонов: практически неограниченная власть номархов. Объединение государства и укрепление центральной власти происходит путем замены независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти, и ограничением фараонами власти номархов. Опорой реформ являются войско и служилая знать.

  • Период Нового царства (около 1575- 1087 гг. до н. э.) — время царствования XVIII—XX династий-фараонов: укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на Верхний и Нижний Египет, во главе которых стояли особые наместники фараона. Административные округа делились на области — номы, во главе номов стояли номархи. Города и крепости возглавляли начальники, назначенные фараоном. Фараон опирался на служилую знать, достигшую высокого положения благодаря верной службе, а не происхождению. Высшими чиновниками в Египте были визирь, главный казначей и начальник всех царских работ, которые опирались на многочисленных чиновников более низкого ранга (надсмотрщиков, писцов и т. п.). Свободное население составляли земледельцы и ремесленники, несвободное население — рабы.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *