Египет история кратко но четко: ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Искусство и культура Древнего Египта – ARTandYou.ru

Древний Египет – одно из первых государств в истории человечества. Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к 4 тысячелетию до нашей эры. Египетская цивилизация характеризовалась сильной деспотической властью, централизованным бюрократическим аппаратом управления, рабовладельческим строем и просуществовала до 30 г. до н.э, когда вошла в состав Римской империи. Становление рабовладельческого общества в корне изменило положение человека в мире, вслед за мировоззренческими трансформациями видоизменилась и художественная реальность, как связующий элемент общения художника и публики.

Особенностью Египетского искусства является то, что оно было неотъемлемой частью религии, культа, большинство произведений создавалось  в рамках заупокойного ритуала, а так же с целью восхваления государственного культа обожествленного фараона. Со времен Древнего царства в Египетском искусстве сложился монументальный стиль, с определенными изобразительными канонами, которые свято оберегались на протяжении веков. Древнеегипетское искусство тесно связано с религиозно-обрядовыми обычаями. Оно предназначалось не для осмотра, а для сопровождения религиозных поверий египтян. Пантеон их богов очень велик, и восходит еще к первобытным временам, анимизму, и поклонению тотему, священному животному. Многие боги имели звериный облик. Животные занимали важное место в Египетской культуре, они считались священными, были найдены захоронения священных кошек, собак, быков, и даже крокодилов. Анималистические изображения — образы кошек, павианов, собак — широко распространены  в искусстве Древнего Египта. Но главным культом и объектом поклонения Древнего Египта был культ солнца, солнечного божества, которое повсеместно встречается в искусстве Древнего Египта.

Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль. Обслуживая потребности религии, а главным образом заупокойный культ,  искусство воспринималось  носителем вечной жизни, продолжением кратковременной земной жизни. В основе религиозного культа Древнего Египта лежало поверие, что для счастливой загробной жизни покойника необходимо снабдить его всем, чем он обладал на этой земле, вплоть до собственного тела.   Тело погибшего владыки бальзамировали, а гробницу, помимо несметных богатств,  украшали росписи, рельефы, повествовавшие о его земной жизни, статуэтки-ушебти заменяли покойному слуг. По верованиям древних египтян в гробницу так же помещали портретную статую умершего, а иногда и не одну, причем она должна была быть максимально достоверной, чтобы Ка — жизненная сила, двойник человека при жизни — нашла его и после смерти. Таким образом, именно искусство обеспечивало погибшему посмертное благополучие.

Ведущие художники – живописцы, скульпторы, зодчие – были высокопоставленными лицами, зачастую жрецами, их имена были известны, а сами они почитаемы в обществе.  Художники были служителями богов, но при этом проявление индивидуальной роли художника было строго ограничено, он выступал в качестве проводника божественной воли, хранителя священных канонов. Вообще на протяжении всей истории египетской цивилизации художественные традиции претерпевали мало изменений, искусство развивалось внутри принятых канонов, но никогда не отклонялось от них. Основные принципы египетского искусства сформировались в эпоху Древнего Царства, этот период принято считать классикой египетского искусства.  Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны монументальность и постоянство. Переход от первобытного к рабовладельческому строю древних цивилизаций,  в том числе Древнего Египта, был гигантским переворотом в человеческом самосознании. Появилось понятие личности, которое выделилось из общности. Переход к цивилизации сделал возможным создание человеком «второй природы», а рабство сделало возможным грандиозное строительство. Цивилизация не только раскрепостила самосознание личности, позволила ему поработить природу, стихию, но и поработила человека человеком. Никогда впоследствии в изобразительном искусстве с таким пафосом не выражалось величие личности. Властелин, в частности фараон, окружался ореолом  божественности, его господство приписывалось сверхъестественному могуществу. Как результат художественная реальность создавала образы сверхчеловеческие, уподобленные силам стихии, тяготела к грандиозным масштабам, монументальным формам. Величие господина вырабатывало каноны, которые были незыблемы в течение всей истории цивилизации, в противном случае это ставило бы под сомнение все многовековое цивилизационное устройство, что было немыслимо. Для древнеегипетского искусства было характерно постоянство, так как искусство считалось носителем вечной жизни, то оно освобождалось от всего изменчивого, мимолетного.

Основным средством выразительности египетского искусства были – внушительность масштабов, ритмы и повторы. Несмотря на монументальность и иногда торжественность, стиль египетского искусства сохранял благородную сдержанность и приверженность традициям.

Уже в Древнем Царстве сложились определенные типы и принципы рисунка, которые неизменно повторялись потом и в Среднем и в Новом царстве. Главной задачей для египетских художников была именно информативность рисунка. Классической формой Египетского искусства был рельеф. Многие рельефы, росписи, статуи и так далее изображались не для всеобщего осмотрения, а замуровывались в погребальных камерах вместе с мумией фараона, и развертывали подробную повесть о его земной жизни. Там были войны, захваты пленных, пиры, охоты, отдых с родственниками, труд его рабов – все даже малозначительные события, имевшие место в жизни фараона. Египетское искусство выработало ряд приемов, повышающих информативность изображения. Эмма Бруннер-Траут [Lexikon, 1975; Brunner-Traut, 1990] развила теорию, по которой египтяне пользовались не перспективой, а аспективой. Термин «аспектива» происходит от слова «аспект». Э.Бруннер-Траут хотела подчеркнуть с его помощью, что древнеегипетский мастер стремился передать на плоскости картины не субъективное восприятие, а как можно более объективное и полное представление об изображаемом событии. На плоскости картины передавались главные аспекты показываемого, позволявшие правильно судить о нем. Аспективный подход потребовал от древних художников развития целого ряда условных приемов, придавших древнеегипетской живописи глубокое своеобразие, но вполне разумных для получения суммы нужных аспектов и таким образом – для полного представления о показанном объекте.

При изображении тела: стоящая фигура выпрямлена, голова поднята, левая нога делает шаг вперед, голова и ноги расположены в профиль, а торс развернут, вся фигура обрисована единой четкой линией.

«Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса как конструктивной базы туловища и раз и навсегда выделили эту выразительную горизонталь… Они отобрали из фасного и профильного положения самые четкие, ясно читаемые аспекты, объединив их вместе с замечательной органичностью и при этом достигнув гармонии с двухмерной плоскостью, на которой помещено изображение. Они не гнались за тем, чтобы запечатлеть увиденное с одной точки зрения, — у них была другая задача: изобразить человека в его субстанциональном состоянии, а не в один эмпирический момент».

Рельефы занимали важное место  в искусстве  Древнего Египта.  В рельефах, как и в фресках, утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу, через одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов. Повторяемость фигур, их движений и поз придает изображению нечто ритуально-торжественное. Для египетских рельефов характерна градация размеров, от малого к среднему и большому. В древнеегипетской живописи разномасштабность широко использовалась для того, чтобы увеличить информативность, улучшить композицию и передать иерархические представления. Чем значительнее был изображаемый предмет, тем он был больше. Примечательно, что прочие атрибуты обозначения величия отпадали, фараон, хоть и считался богом, изображался без всякой преувеличенной пышности, его величие подчеркивалось большим масштабом фигуры, по отношению к родственникам и слугам.  Рельефы всегда раскрашивались, преобладали сочетание желтых и коричневых – цвета солнца и земли, с зелеными и голубыми – цвета воды Нила и безоблачного неба Египта. Особенно любили насыщенный голубой цвет, который встречался не только в рельефах и росписях, но и в прикладном искусстве, костюме египтян.

Особую художественную роль в египетских рельефах играли иероглифические знаки. В Древнем царстве письменность и искусство были тождественны.  Таким образом, египетские художники так же в равной мере были и писцами. Достижение максимальной информативности изображения  достигалось художественным синтезом изображения и надписи. Иероглифы заполняли пустоты между фигурами, и между самих иероглифов часто встречались маленькие фигурки. Задача здесь не столько декоративная, сколько обусловленная пониманием египтян изображения как священного знака, обладающего силой устремить изображаемое в вечность.   Пиктография, картинное письмо лежат в основе и искусства и письменности Древнего Египта. Письменность, как и искусство, была частью религии, делом жрецов. Писцы считались служителями бога Тота, возносили ему молитвы и приносили жертвы. В дальнейшем знак равенства между письмом и искусством стирается, но они остаются очень близки друг к другу. Письменность- это отчасти искусство, а искусство – отчасти письменность. В Египте довольно рано появилось алфавитно-слоговое письмо, при этом к иероглифам присоединялись хорошо прорисованные изображения, «детерминативные» знаки, иллюстрирующие предшествующее слово. Так письменность сохраняла свое родство с искусством. Искусство, в свою очередь,  по своей форме и функциям было близко к письму, пиктограмме. Вытянутые, идущие  строго друг за другом изображения, как строки «описывали» всю гробницу, и представляли собой своеобразную опись всего имущества фараона, и его дел. Здесь видно насколько важную роль искусство играло в жизни  египтян, они свято верили в безоговорочную реальность художественного образа. Художники в Египетском обществе считались проводниками в вечность.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Особенностью классических египетских портретов является то, что они максимально достоверно воссоздают черты лица, социального положения портретируемого, элементов костюма, головного убора, ювелирных украшений, но не уделяют внимание психологическому образу изображаемого, его характеру. Считалось, что приходящие переживания не важны, так как человек отправляясь в загробный мир, устремляется в вечность. Особенно ярко это проявлялось в Древнем царстве.

Конечно, искусство не было совершенно одинаковым в разные периоды существования  Египетской цивилизации.  Так в эпоху Среднего царства снижается пафос монументальности: поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то и в искусстве, особенно в искусстве местных школ, появляется оттенок сниженности, обиходности. Отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В мелкой пластике Среднего царства статуэтки исполнены на другом уровне мастерства, чем статуи фараонов и вельмож: довольно примитивно, ремесленно.  В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. Большой шаг вперед был сделан в искусстве росписей. В Древнем царстве стены усыпальниц расписывались редко, преобладали раскрашенные рельефы. Теперь их все чаще заменяли живописью темперой, вероятно, просто потому, что это менее трудоемкая работа. Однако росписи имели и свои художественные преимущества, допуская большую гибкость рисунка и богатство цвета.

Рисованием с натуры египтяне никогда не занимались. И при высекании рельефов, и при создании росписей они руководились каноническими предписаниями — как строить фигуру, как располагать изображение на плоскости (плоскость предварительно расчерчивалась на клетки). Однако для успешного исполнения этих работ художник должен был не только уметь действовать резцом и кистью, но и знать предметы, которые изображает. Тут нужны были и наблюдательность и практика. Иногда в росписях встречаются шуточные или пародийные сюжеты. С другой стороны — каноны все-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

В Новом царстве художественная культура, как и политическое устройство, претерпевает серьезные изменения. Вместо  пирамидальных гробниц гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями – они таились в ущельях скал, помимо этого расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху превратились в самостоятельную политическую силу.  В искусстве Нового царства даже в самых традиционных формах пробиваются земные чувства, переживания, тревоги, рефлексия, появляется открытая экспрессия. В искусстве появляется интерес к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо, роскошным, относительно «светский» дух проникает в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфистки и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Язык изобразительного иероглифа, графического знака на первых порах вступает в противоречие с новыми идеями, он к ним не приспособлен, и подчас возникают странные, почти гротескные образы. При таком наплыве светских мотивов со старыми изобразительными канонами начинают обращаться свободнее. Хотя прежняя фризово-ритмическая композиция и прежняя трактовка фигур сохраняются, все чаще появляются непривычные позы и ракурсы — в фас, в три четверти, даже со спины: фигуры заслоняют одна другую; рисунок, сравнительно с прежним, становится изысканным. Живописные вольности редко допускались в росписях царских гробниц — там каноны сохранялись строже – но в остальном художники отваживались на новаторство.  В целом, для Нового царства характерно более свободное обращение с канонами. Таким образом,  к закату Египетской цивилизации искусство эволюционировало, и пришло к новым рубежам, но при этом оно сохранило все свои основные специфические черты: выразительность линий и контуров, игра теней, фризово-ритмическая композиция, сохранило свой торжественно-монументальный стиль.

Художник занимал почитаемое место в обществе Древнего Египта. Как уже было сказано ранее, понятия религия и искусство в Египетском мировоззрении шли неразрывно друг с другом. Социально-историческая художественная реальность Древнего Египта (как и других цивилизаций древности) не выработала своей собственной творческой концепции, а воплотила готовую концепцию, выработанную другими формами общественного сознания, в особенности религией. Искусство было  Религия – первопричина древнеегипетского искусства, фактор, определявший его развитие на протяжении всей четырехтысячелетней истории этой цивилизации. Особенностью египетского искусства было то, что большинство произведений создавалось для мертвых. Религия египтян, выросшая из анимизма – веры в бессмертие души, подразумевала жизнь после смерти. И ее благополучие, согласно их мировоззрению обеспечивалось искусством. Большинство работ египетских художников никто из их современников не видел. По своим задачам это было не то, что мы понимаем под искусством сегодня. Египтяне наивно верили в силу изображаемого, что подробное описание земной жизни позволит перенести все накопленное и в загробную. Вся ответственность была на художниках, которые действительно больше воспринимались обществом как жрецы, так как искусство обладало сакральной функцией. Поэтому неудивительно, почему они не вносили ни индивидуальных черт,  ни личного отношения и переживаний касательно изображаемого, а только объективную передачу информации. Искусство для художника не являлось самовыражением или рефлексией реального мира, это был священный обряд. Искусство древних египтян это сакральный ритуал, а  художник – это посланник богов, его функция  очень важна – составить летопись земной жизни, чем обеспечить благополучие загробной жизни. Художественная реальность в Египте была связана с магией, она не подразумевала духовности. Отчасти поэтому Египетская культура погибла.

Карцева Е.А. Формы культурно-исторической динамики взаимоотношений художника и публики. МГУ 2008.

История Древнего царства (Египет) — Русская историческая библиотека

Содержание:

История III династии Древнего Египта

История IV династии Древнего Египта

История V династии Древнего Египта

История VI династии Древнего Египта

Когда египтяне периода упадка мечтали о «золотом веке», они думали о Древнем царстве, и их художники и писцы старались копировать его живопись и язык. Мы не знаем, какими документами располагали египтяне, чтобы познакомиться с наследием своих предков, но наверняка нам повезло меньше, поскольку история Древнего царства еще плохо известна. Действительно, эта эпоха оставила многочисленные памятники, и, за неимением документальных источников информации о политической, военной и административной жизни, мы будем пользоваться свидетельствами материальной культуры. Мы рассмотрим только рамки истории Древнего царства, которое многие считают самым совершенным периодом всей древнеегипетской цивилизации, ее «золотым веком».

 

История III династии Древнего Египта

Так же, как не существовало четкой границы между эпохой энеолита и первыми династиями, не было и разделения между ними и периодом Древнего царства. Джосер, второй царь III династии, начинающий эту эпоху, возможно, является сыном Хасехемуи, последнего царя II династии. Усовершенствования цивилизации, происходившие в этот момент, в частности, в архитектуре, позволяют нам, однако, говорить о новой династии. Самый значительный факт правления Джосера, который, впрочем, оправдывает классификацию Древнего царства как самостоятельного исторического периода, состоит в перемещении политического центра Абидоса, по крайней мере, теоретически, в Мемфис; по этой причине Древнее царство иногда называют еще Мемфисской империей. Джосер, построив для себя усыпальницу в Бет-Халлафе, рядом с Абидосом, повелел строить ступенчатую пирамиду в Саккаре, рядом с Мемфисом.

Пирамида Джосера в Саккаре. Древнее царство

 

Похоже также, что именно в правление Джосера царская администрация Древнего Египта усложняется или расширяется: фараон берет себе в помощники влиятельного советника. Этим советником, которого, по аналогии с восточными государствами, принято называть визирь, был некто Имхотеп. Хотя он не носил звания визиря (тату), но на деле выполнял его функции. Позднее вокруг его персоны сложились легенды, он был обожествлен и расценивался как сын бога Птаха из Мемфиса. Это ему мы обязаны необыкновенным архитектурным ансамблем ступенчатой пирамиды с дополнительными пристройками в Саккаре. По разным признакам можно заключить, что Джосер, продолжая дело I династии, предпринимал военные набеги на Нубию. Он проводил ту же внешнюю политику, которая сохранялась на протяжении всей истории Древнего царства, поскольку египтян той эпохи, вероятно, тревожили больше соседи на юге, чем на северо-востоке. Один текст, правда относящийся к более поздней эпохе, относит к Джосеру первое проникновение древних египтян в Нубию за пределы 1-го порога, но Джосер, мы видим, дошел уже до 2-го порога. Возможно, в этом можно видеть намек не только на проникновение в Нубию, но и на ее захват. Синай, необходимый для промышленной и религиозной экономики Египта из-за своих месторождений драгоценных камней и, возможно, меди, остается объектом набегов. И одна наскальная гравюра свидетельствует, что армия Джосера там бывала.

Конец III династии известен очень плохо, и почти ничего не известно о других ее царях, а это: Санахт-Небка, Хаба, Неферка и, наконец, Ху, или Хуни (Стучащий), пирамида которого находится в Дахшуре. Обнаружение в 1952 году незаконченной пирамиды в Саккаре донесло до нас имя преемника Джосера – Сехемхет. Он увековечен также на одном из барельефов в Синае.

 

История IV династии Древнего Египта

IV династия. Казалось бы, IV династия, начавшаяся с правления Снофру, преемника Хуни, должна была быть одной из наиболее известных в Древнем Египте, на самом деле об этих строителях великих пирамид известно до обидного мало. Что касается Снофру, то тут дело обстоит несколько лучше, точнее говоря, о нем сохранилось несколько больше сведений. Фрагменты анналов, написанных на так называемом Палермском камне[1], сообщают нам об одном походе в Нубию и одном в Ливию при его правлении. Воины Снофру ходили походами также в Синай, как об этом свидетельствуют надписи. Наконец, этот царь был строителем, как это показывают пирамиды, которые он построил или изменил, одна – в Медуме, другие – в Дашуре. Вероятно, в интересах этого строительства он поддерживал отношения с Сирией, которая поставляла ему лес.

«Ломаная» пирамида Снофру в Дахшуре. Древнее царство

Автор изображения – Gérard Ducher

 

Чего бы ни отдали историки ради того, чтобы узнать о трех преемниках Снофру, самых знаменитых государях в истории Древнего царства: Хеопсе, Хефрене и Микерине! Три создателя самых знаменитых памятников Египта – великих пирамид, в действительности менее известны, чем их предшественник. Греки, и после них еще многие историки, видели в этих фараонах IV династии тиранов, задавивших народ тяжелыми податями. Ж. Познер доказал, однако, что эта традиция обязана литературе антимонархического направления, которая распространилась в Египте в I Переходный период. Действительно, погребальный культ этих фараонов практиковался в Египте начиная с Древнего царства и вплоть до македонского завоевания, что плохо согласуется с репутацией ненавистных народу правителей. Помимо походов в Синай при Хеопсе, ничего не известно о военных действиях царей этой династии. В целом картина складывается примерно такая, как если бы мы изучали правление Людовика XIV только по Версальскому дворцу: там находятся памятники, совершенные, неопровержимые свидетельства цивилизации, развитой как в техническом, так и в административном плане, но о собственно короле мы ничего из них не узнаем. Даже порядок фараонов IV династии Древнего царства далеко не бесспорен. Кроме того, неизвестно, где точно правил царь Джедефра. Второй сын Хеопса, он, вероятно, захватил власть, после того как организовал убийство своего брата. После того как его самого убили, его, по-видимому, сменил Хефрен. Что касается последних царей IV династии, Бишереса, Себершереса, Тамфтиса, названных Манефоном, кроме Себершереса (Шепсескаф – на памятниках), доподлинно не известно даже, действительно ли они существовали.

Статуя фараона Хафры (Хефрена), IV династия, Древнее царство

 

История V династии Древнего Египта

V династия (2510-2350 гг. до н, э.). Одна египетская сказка Среднего царства так описывает происхождение V династии: жена жреца бога Ра зачала трех первых царей этой династии, отцом которой был сам бог Ра. Несомненно, что культ бога Солнца Ра имел в ту эпоху первостепенное значение, возможно, просто потому, что V династия происходила из Гелиополя, где он был также почитаем, поскольку местные жрецы способствовали захвату власти этой династией. Как бы то ни было, именно с этого периода Древнего царства фараоны постоянно себя называют «сын Ра». Влияние религии на жизнь той эпохи отражается прежде всего в именах царей, где почти все время появляется имя Ра: это Усеркаф, Сахура, Нефериркара, Шепсескара, Неферефра, Ниусерра, Менкаухор, Джедкара-Исеси, Унас. Солнечная религия определяет и архитектуру храмов, построенных в то время. Палермский камень упоминает о масштабном храмовом строительстве. Наконец, именно от эпохи V династии к нам дошли «Тексты пирамид» (хотя, когда они сочинены, точно неизвестно).

По-видимому, внешняя политика V династии была обращена на Восток: либо она подверглась нападению, либо захотела расшириться в этом направлении. Сахура, Ниусерра, Менкаухор, Джедкара совершали военные походы в Синай; а также в Переднюю Азию и Ливию.

 

История VI династии Древнего Египта

VI династия (2350-2190 гг. до н. э.). Переход от V к VI династии, происходящей из Мемфиса, произошел без видимых препятствий. О первом царе VI династии Сехетептауи Тети, однако, известно очень мало, так же как, впрочем, и о его преемнике Усеркара, который к тому же правил очень недолго. С Пепи (Пиопи) I нам повезло немного больше: известно, что он построил многочисленные храмы и, благодаря дошедшим до нас биографиям высоких чиновников, известны некоторые детали его жизни. Пепи I женился поочередно на двух дочерях одного высокопоставленного чиновника из Абидоса, от которых он имел сыновей, правивших друг за другом. Существует множество документов о деятельности Пепи, особенно указов, устанавливающих богоугодные общественные институты. Эти указы особенно ценны для изучения египетского права раннего периода. Как и его предшественники эпохи Древнего царства, Пепи внимательно наблюдает за Нубией и готовит многочисленные экспедиции против племен Передней Азии. Уни, возглавлявший эти экспедиции, провел, по крайней мере, пять кампаний против бедуинов Передней Азии, но ни одна вражеская страна, однако, не была оккупирована.

Фараон Пепи (Пиопи) I, совершающий жертвоприношение. VI династия. Древнее царство

 

Первым престолонаследником Пепи I был его сын Меренра I, который умер, видимо, достаточно молодым, поскольку правил только пять или шесть лет. Этот фараон VI династии проводил, по-видимому, политику колонизации Нубии, которую завершил его преемник. Он отправил в Верхнюю Нубию некоего Херкхуфа, проникшего в глубь Африки.

Результатом преждевременной смерти Меренра I стало восхождение на трон его сводного брата – Пепи II, которому на тот момент было всего лишь шесть лет. Правление последнего было самым долгим в истории не только Древнего царства, но и всего Древнего Египта: оно продолжалось семьдесят один год. Во время этого правления Херкхуф продолжал умиротворение Нубии, начатое при Меренра I. Торговые экспедиции совершались в Библ и в «страну Пунт» (находившуюся, видимо, на африканском берегу Аденского залива) – то есть вдоль африканского побережья Красного моря, по направлению к современной Эритрее. Недавние раскопки в Балате свидетельствуют, что западные оазисы, в частности Дакхлех, перекресток дорог на границе Египта и Ливии, в эпоху Древнего царства и особенно VI династии играют важную роль во внешних связях Египта.

По-видимому, с возрастом фараону Пепи II уже не хватало сил для поддержания единства страны, которое, в сущности, держалось только на нем одном. Однако согласно Манефону, после Пепи II правили еще царь и царица, Меренра II и Нитокрис, хотя никаких подробностей об их правлении не известно.

Древнее царство, завершившееся с VIII династией (впрочем, VII и VIII династии уже отчасти начинают собой Первый переходный период), было эпохой процветания Египта. Это, несомненно, пик могущества фараонов. Царей в то время почитали живыми богами, их боялись, но им беспрекословно повиновались, и режим абсолютной власти обеспечивал Египту главное – экономическое благоденствие. Просматривается определенная закономерность – чем суровее было правление фараона, тем лучше шли дела у его подданных. Внешняя экспансия – тоже если не прямое, то косвенное свидетельство мощи государства и его правителя в данный период, Мы не очень хорошо осведомлены о распространении внешнего влияния Древнего царства, но тот факт, что в Библе в ту эпоху существовал египетский храм, доказывает, что это влияние не ограничивалось Нубией и, бесспорно, было одним из самых значительных событий того времени.



[1] Палермский камень, обломок диоритовой плиты (43,5 на 25 см) с высеченным на нем текстом древнеегипетских анналов, охватывающих период в несколько веков начиная с додинастического времени. Текст высечен при V династии (XXV век до н. э.). С 1877 г. находится в музее итальянского города Палермо.

 

11 фактов о Древнем Египте, которые вы, возможно, не знали

Автор: Эван Эндрюс

Обновлено: | Оригинал:

1. Клеопатра не была египтянкой.

Universal History Archive/Getty Images

Наряду с Тутанхамоном, возможно, ни одна фигура не ассоциируется с древним Египтом более широко, чем Клеопатра VII. Но хотя она родилась в Александрии, Клеопатра на самом деле была частью длинной линии греческих македонцев, происходящих от Птолемея I, одного из самых доверенных лейтенантов Александра Македонского. Династия Птолемеев правила Египтом с 323 по 30 г. до н.э., и большинство ее лидеров оставались в основном греками по своей культуре и чувствам. На самом деле, Клеопатра была известна тем, что была одной из первых членов династии Птолемеев, заговоривших на египетском языке.

2. Древние египтяне заключили один из первых мирных договоров.

Giovanni Dall’Orto/Wikimedia Commons

Более двух столетий египтяне боролись с Хеттской империей за контроль над землями в современной Сирии. Конфликт привел к кровавым сражениям, таким как битва при Кадеше в 1274 г. до н. э., но ко времени правления фараона Рамзеса II ни одна из сторон не вышла явным победителем. Поскольку и египтяне, и хетты столкнулись с угрозами со стороны других народов, в 1259 г. до н.э. Рамзес II и хеттский царь Хаттусили III заключили знаменитый мирный договор. Это соглашение положило конец конфликту и постановило, что два королевства будут помогать друг другу в случае вторжения третьей стороны. Египетско-хеттский договор теперь признан одним из самых ранних сохранившихся мирных соглашений, и его копию можно увидеть даже над входом в зал Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке.

3. Древние египтяне любили настольные игры.

После долгого рабочего дня на реке Нил египтяне часто расслаблялись, играя в настольные игры. Было сыграно несколько разных игр, в том числе «Мехен» и «Собаки и шакалы», но, пожалуй, самой популярной была азартная игра, известная как «Сенет». Это времяпрепровождение восходит к 3500 г. до н.э. и играли на длинной доске, раскрашенной 30 квадратами. У каждого игрока был набор фишек, которые перемещались по доске в соответствии с бросками костей или метательными палочками. Историки до сих пор спорят о точных правилах Senet, но мало кто сомневается в популярности игры. Картины изображают королеву Нефертари, играющую в Сенет, а фараоны, такие как Тутанхамон, даже хоронили игровые доски вместе с ними в своих гробницах.

4. Египетские женщины имели широкий спектр прав и свобод.

ДЭА/А. Dagli Orti/De Agostini/Getty Images

Хотя публично и в обществе они могли считаться ниже мужчин, египетские женщины пользовались значительной юридической и финансовой независимостью. Они могли покупать и продавать собственность, входить в состав присяжных, составлять завещания и даже заключать юридические контракты. Египетские женщины обычно не работали вне дома, но те, кто работал, обычно получали равную оплату за выполнение той же работы, что и мужчины. В отличие от женщин Древней Греции, которые фактически принадлежали своим мужьям, египтянки также имели право на развод и повторный брак. Известно, что египетские пары даже заключали древний брачный договор. В этих контрактах перечислялось все имущество и богатство, которые женщина принесла в брак, и гарантировалось, что она получит компенсацию за это в случае развода.

5. Известно, что египетские рабочие организовывали забастовки.

Werner Forman/Universal Images Group/Getty Images

Несмотря на то, что египетские рабочие считали фараона чем-то вроде живого бога, они не боялись протестовать за улучшение условий труда. Самый известный пример относится к 12 веку до н.э. во время правления фараона Нового Царства Рамзеса III. Когда рабочие, участвовавшие в строительстве королевского некрополя в Дейр-эль-Медине, не получили своей обычной оплаты зерном, они организовали одну из первых зарегистрированных забастовок в истории. Протест принял форму сидячей забастовки: рабочие просто заходили в близлежащие заупокойные храмы и отказывались уходить, пока их жалобы не будут услышаны. Азартная игра сработала, и рабочие в конце концов получили просроченные пайки.

6. Египетские фараоны часто имели лишний вес.

rob Koopman/Wikimedia Commons

Египетское искусство обычно изображает фараонов подтянутыми и статными, но это, скорее всего, не так. Египетская диета, состоящая из пива, вина, хлеба и меда, была богатой сахаром, и исследования показывают, что это, возможно, сказалось на королевских талиях. Исследования мумий показали, что многие египетские правители были нездоровы и имели лишний вес и даже страдали диабетом. Ярким примером является легендарная царица Хатшепсут, жившая в 15 веке до н.э. В то время как ее саркофаг изображает ее стройной и спортивной, историки считают, что на самом деле она была тучной и лысеющей.

7. Пирамиды не строили рабы.

Жизнь строителя пирамид, безусловно, была нелегкой — скелеты рабочих обычно имеют признаки артрита и других заболеваний, — но данные свидетельствуют о том, что массивные гробницы были построены не рабами, а наемными рабочими. Эти древние строители представляли собой смесь опытных ремесленников и временных рабочих, и некоторые из них, похоже, очень гордились своим ремеслом. Граффити, найденные рядом с памятниками, говорят о том, что они часто давали своим командам шутливые имена, такие как «Пьяницы Менкаура» или «Друзья Хуфу». Идея о том, что рабы построили пирамиды по щелчку кнута, впервые была высказана греческим историком Геродотом в пятом веке до нашей эры, но большинство историков теперь отвергают ее как миф. Хотя древние египтяне, конечно, не возражали против содержания рабов, похоже, они в основном использовали их в качестве полевых рабочих и домашней прислуги.

8. Возможно, Тутанхамона убил бегемот.

На удивление мало известно о жизни мальчика-фараона Тутанхамона, но некоторые историки считают, что знают, как он умер. Сканирование тела молодого короля показывает, что он был забальзамирован без сердца и грудной клетки. Этот резкий отход от традиционной египетской практики захоронения предполагает, что он, возможно, получил ужасную травму перед смертью. По мнению нескольких египтологов, одной из наиболее вероятных причин этой раны мог быть укус бегемота. Свидетельства указывают на то, что египтяне охотились на зверей ради развлечения, а статуи, найденные в гробнице Тутанхамона, даже изображают его во время метания гарпуна. Если мальчик-фараон действительно любил преследовать опасную дичь, то его смерть могла быть результатом неудачной охоты.

9. У некоторых египетских врачей были специальные области обучения.

Древний врач обычно был мастером на все руки, но факты показывают, что египетские врачи иногда сосредотачивались на лечении только одной части человеческого тела. Эта ранняя форма медицинской специализации была впервые отмечена в 450 г. до н.э. путешественником и историком Геродотом. Обсуждая египетскую медицину, он писал: «Каждый врач исцеляет одну болезнь и не более… что-то из глаз, что-то из зубов, что-то из того, что относится к животу». У этих специалистов даже были конкретные имена. Стоматологи были известны как «врачи зубов», в то время как термин для проктологов буквально переводится как «пастух ануса».

10. Египтяне держали в качестве домашних животных многих животных.

Египтяне считали животных воплощениями богов и были одной из первых цивилизаций, заведших домашних животных. Египтяне особенно любили кошек, которые ассоциировались с богиней Бастет, но они также почитали ястребов, ибисов, собак, львов и бабуинов. Многие из этих животных занимали особое место в доме египтян, и их часто мумифицировали и хоронили вместе с их владельцами после их смерти. Другие существа были специально обучены работать в качестве животных-помощников. Известно, например, что египетские полицейские использовали собак и даже дрессированных обезьян для помощи в патрулировании.

11. Египтяне обоих полов носили макияж.

Суета так же стара, как цивилизация, и древние египтяне не стали исключением. Известно, что и мужчины, и женщины носили обильное количество косметики, которая, по их мнению, давала им защиту богов Гора и Ра. Эта косметика была сделана путем измельчения руд, таких как малахит и галенит, в вещество, называемое коль. Затем его обильно наносили вокруг глаз с помощью инструментов из дерева, кости и слоновой кости. Женщины также окрашивали свои щеки красной краской и использовали хну для окрашивания рук и ногтей, а представители обоих полов носили духи из масла, мирры и корицы. Египтяне верили, что их косметика обладает магическими целебными свойствами, и они не совсем ошибались: исследования показали, что косметика на основе свинца, которую носили вдоль Нила, действительно помогала предотвратить глазные инфекции.

Профиль Египта — Хронология — Новости BBC

  • Опубликовано

7000 г. до н.э.

г. — Начало заселения долины Нила.

около 3000 г. до н.э. — Объединение королевств Верхнего и Нижнего Египта. Сменявшие друг друга династии стали свидетелями процветания торговли, процветания и развития великих культурных традиций. Письменность, в том числе иероглифическая, используется как инструмент государства. Строительство пирамид — около 2500 г. до н.э. — выдающееся инженерное достижение.

Источник изображения, AFP.

525 г. до н.э. г. — персидское завоевание.

332 г. до н.э. г. — Александр Македонский из древней Македонии завоевывает Египет, основывает Александрию. Македонская династия правила до 31 г. до н.э.

31 г. до н.э. г. — Египет переходит под власть Рима; Королева Клеопатра совершает самоубийство после того, как армия Октавиана наносит поражение ее войскам.

33 г. н.э. — Христианство приходит в Египет и к 4 веку в значительной степени вытесняет египетскую религию.

642 — Арабское завоевание Египта.

969 — Каир стал столицей.

1250-1517 — правление мамелюков (рабов), характеризующееся большим процветанием и хорошо организованными гражданскими институтами.

1517 — Египет присоединился к Турецкой Османской империи.

1798 — Войска Наполеона Бонапарта вторгаются, но отбиваются от англичан и турок в 1801 году.53, хотя номинально часть Османской империи.

1859-69 — Суэцкий канал построен, но он и другие инфраструктурные проекты почти довели Египет до банкротства и привели к постепенному британскому поглощению.

1882 — Британские войска наносят поражение египетской армии и берут страну под свой контроль.

1914 — Египет официально становится британским протекторатом.

Независимость восстановлена ​​

1922 — Фуад I становится королем и Египет получает независимость, хотя британское влияние остается значительным до 1950-е годы.

1928 — Братья-мусульмане, основанные Хасаном аль-Банной, убитым в 1949 году. Кампании по переориентации Египта и всего мусульманского Ближнего Востока от западного влияния.

1948 — Египет, Ирак, Иордания и Сирия атакуют новое государство Израиль. Плохая работа египетской армии увеличивает непопулярность короля Фарука.

1949 — Комитет Движения Свободных Офицеров создан для свержения коррумпированной монархии.

1952 Январь — По меньшей мере 20 человек убиты в ходе антибританских беспорядков в Каире.

1952 Июль — Переворот Свободного Офицерского Движения. Фарук отрекается от престола в пользу своего малолетнего сына Ахмеда Фуада II.

Восстание Насера ​​

1953 Июнь — Лидер переворота Мухаммад Наджиб становится президентом, поскольку Египет объявлен республикой.

1954 — Соратник по перевороту Гамаль Абдель Насер становится премьер-министром, а в 1956 году президентом, безраздельно правящим до своей смерти в 1970.

1954 — Договор об эвакуации подписан. Британские войска, начавшие постепенный вывод войск в соответствии с договором 1936 года, наконец покидают Египет.

1955 — Премьер-министр Насер переориентирует Египет с Запада на нейтралитет, покупает оружие у коммунистической Чехословакии для переоснащения.

1956 Январь — Египет и Великобритания отказываются от контроля над Суданом, установленного в конце 19 века.

1956 Июль — Президент Насер национализирует Суэцкий канал для финансирования строительства Асуанской плотины после того, как Великобритания и США прекратили финансирование.

1956 Октябрь-ноябрь — Вторжение Великобритании, Франции и Израиля в Египет из-за национализации Суэцкого канала провалилось из-за оппозиции США, что значительно укрепило положение президента Насера ​​внутри страны и за рубежом.

1958 — Президент Насер активизирует кампанию по продвижению панарабского единства, наиболее заметным признаком которого является кратковременное унитарное государство Объединенная Арабская Республика, включая Сирию (1958-61). Он также поддерживает дружественные элементы в конфликтах в Ливане и Северном Йемене, но без особого успеха.

1961-66 — Президент Насер принимает социалистическую политику, включая национализацию промышленности и амбициозную программу социального обеспечения, в сочетании с репрессиями против Братьев-мусульман и левых противников, в безуспешной попытке поднять экономику и популярность своего правительства.

1967 Май — Египет изгоняет буферные силы ООН с Синая и закрывает Тиранский пролив для израильских кораблей, затем подписывает договор об обороне с Иорданией. Израиль интерпретирует это как подготовку к войне.

1967 Июнь — Превентивная атака Израиля наносит поражение Египту, Иордании и Сирии, оставляя ему контроль над Синаем до Суэцкого канала и оккупированной Египтом Газой.

Чрезвычайный закон в значительной степени приостанавливает гражданские права. Остается в силе с коротким перерывом в начале 1980-х до 2012 года.

Президентство Садата

1970 Сентябрь — Насер умирает, так и не восстановив свою ведущую роль среди арабских государств после поражения 1967 года, и его сменил вице-президент Анвар. аль-Садат.

1971 — Строительство Асуанской плотины завершено при советском финансировании и оказывает огромное влияние на ирригацию, сельское хозяйство и промышленность Египта.

1972 — Президент Садат изгоняет советских советников и переориентирует Египет на Запад, предприняв в конечном счете безуспешную попытку открыть экономику для рыночных сил и иностранных инвестиций.

1973 Октябрь — Египет и Сирия вступают в войну с Израилем, чтобы вернуть земли, потерянные в 1967 году. Египет начинает переговоры о возвращении Синая после войны.

1975 Июнь — Суэцкий канал вновь открыт впервые после войны 1967 года.

1977 Январь — «Хлебные бунты» в крупных городах против отмены субсидий на основные продукты питания по соглашению со Всемирным банком и Международным валютным фондом.

1977 Октябрь — Президент Садат посещает Израиль, начиная процесс, который приводит к мирному договору 1979 года, возвращению оккупированного Синайского полуострова и исключению Египта из Лиги арабских государств до 1989 года. Египет становится основным бенефициаром финансовой помощи США.

1981 Октябрь — Президент Садат убит исламистскими экстремистами через месяц после подавления частной прессы и оппозиционных групп в результате антиправительственных беспорядков. Его сменил вице-президент Хосни Мубарак.

Источник изображения, AFP

Президентство Мубарака

1981 — Президент Мубарак вновь вводит чрезвычайное положение, ограничивая политическую деятельность, свободу слова и собраний.

1986 — Эми отправлена ​​в Каир для подавления мятежа военизированной полиции Центральной безопасности.

1991 — Египет присоединяется к коалиции союзников, чтобы изгнать иракские войска из Кувейта, и взамен получил крупные многосторонние кредиты и списание долгов, что позволило правительству предпринять еще одну попытку либерализации экономики.

1992-97 — Исламская группа Гамаа аль-Исламийя начинает пятилетнюю кампанию нападений на правительственные и туристические объекты, кульминацией которой стало убийство 62 человек в историческом месте Луксора в 1997 году.

2005 Май — Референдум поддерживает поправку к конституции, позволяющую участвовать в президентских выборах нескольким кандидатам после нескольких месяцев протестов оппозиции.

2005 Июль — Десятки людей погибли в результате взрывов бомб на курорте Шарм-эль-Шейх на Красном море, поскольку исламисты возобновляют террористические атаки.

2005 Декабрь — Парламентские выборы заканчиваются столкновениями между полицией и сторонниками оппозиционных Братьев-мусульман, которые получают рекордные 20% мест, баллотируясь как независимые.

2006 Апрель — Взрывы бомб на курорте Дахаб на Красном море унесли жизни более 20 человек.

2006 Ноябрь — Египет является одной из как минимум шести арабских стран, разрабатывающих внутренние ядерные программы для диверсификации источников энергии, сообщает Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Источник изображения, AFP. «Братьям-мусульманам» не удалось получить ни одного места, хотя они занимали пятую часть мест в последнем парламенте.

2011 , январь — Антиправительственные демонстрации, явно спровоцированные уличными протестами в Тунисе, которые привели к внезапному отставке президента Бен Али.

2011 Февраль — Президент Мубарак уходит в отставку и передает власть армейскому совету. В августе предстанет перед судом по обвинению в заказе убийства демонстрантов.

2011 Апрель-август — На площади Тахрир в Каире продолжаются протесты против медленных политических перемен. На первый план выходят исламистские группировки. Армия наконец разгоняет протестующих в августе.

Источник изображения, AFP

2011 Ноябрь — Насилие на площади Тахрир в Каире, когда силы безопасности сталкиваются с протестующими, обвиняющими военных в попытке удержать власть.

2012 Январь — Исламистские партии выходят победителями на затянувшихся парламентских выборах.

2012 Май — Военные лидеры объявляют об окончании чрезвычайного положения, введенного после убийства Анвара аль-Садата в 1981 году.

Взлет и падение президента Мурси

2012 Июнь — Кандидат от Братьев-мусульман Мохаммед Мурси с небольшим перевесом побеждает на президентских выборах.

2012 Август — боевики-исламисты атакуют армейский аванпост на Синае, убив 16 солдат, и совершают короткое вторжение в Израиль, положив начало новому мятежу.

Источник изображения, AFP

2012 Декабрь — Учредительное собрание, в котором доминируют исламисты, утверждает проект конституции, повышающий роль ислама и ограничивающий свободу слова и собраний.

2013 Январь — Более 50 человек убиты в дни жестоких уличных протестов. Командующий армией Абдул Фаттах ас-Сиси предупреждает, что политическая борьба ставит государство на грань краха.

2013 Июль — Армия свергает президента Мурси на фоне массовых демонстраций, призывающих его уйти. Сотни убиты, когда силы безопасности штурмуют лагеря протеста сторонников Мурси в Каире в следующем месяце.

2013 Декабрь — Правительство объявляет Братьев-мусульман террористической группой после взрыва бомбы в Мансуре, в результате которого погибло 12 человек.

2014 Январь — Новая конституция запрещает партии на религиозной основе.

2014 Май — Бывший командующий армией Абдул Фаттах ас-Сиси побеждает на президентских выборах.

Нападения Исламского государства

2014 Ноябрь — базирующаяся на Синае вооруженная группировка Ансар Бейт аль-Макдис присягает на верность экстремистскому движению Исламское государство, которое контролирует части Сирии и Ирака. переименовывает себя в провинцию Синай.

2015 Май — Свергнутый президент Мурси приговорен к смертной казни за массовый побег заключенных Братьев-мусульман в 2011 году вместе с более чем 100 другими.

2015 Июнь — Генеральный прокурор Хишам Баракат и трое представителей общественности убиты в результате взрыва автомобиля, подозреваемого исламистами, в Каире.

2015 Июль — Исламское государство начинает волну атак на Северном Синае и на коптские церкви по всей стране.

2015 Октябрь — Исламское государство берет на себя ответственность за уничтожение российского авиалайнера на Синае, в результате которого погибли весь экипаж и 224 пассажира-туриста.

2016 Январь — Исламское государство совершает нападение на туристический объект Гизы и подозревается в нападении на туристов в Хургаде.

2016 Ноябрь — МВФ одобряет трехлетний кредит в размере 12 миллиардов долларов Египту, призванный помочь стране выйти из глубокого экономического кризиса.

Источник изображения, EPA

Подпись к изображению,

Египетские силы безопасности изо всех сил пытались остановить нападения джихадистов на Северном Синае

2017 Апрель — Чрезвычайное положение объявлено после того, как террористы-смертники убили десятки людей в двух церквях, где прихожане праздновали Вербное воскресенье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *