Историки установили причину падения Древнего Египта
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
26.01.2021 16:16
Поделиться
Денис Передельский
iStock
Исследователи из Университета Базеля (Швейцария) установили причину гибели десятков поселений Египта в поздний римский период. По их мнению, к краху римскую на тот момент провинцию привело стремительное изменение климата.
Работа опубликована в журнале Studies in Late Antiquity, а коротко о ней рассказывается на сайте Университета Базеля. Исследование провела команда во главе с историком Сабиной Хюбнер.
Она впервые сопоставила известные науке данные об изменении численности населения в Древнем Египте с данными об окружающей среде. В результате была выявлена связь между изменением климата и миграцией. Ученые пришли к выводу, что длительное отсутствие муссонных дождей в регионах истоков Нила стало одной из основных причин упадка десятков египетских поселений в позднеримский период.
В частности, были изучены данные о районе Файюм, расположенном примерно в 130 км к юго-западу от Каира. Он считался житницей Римской империи. Однако в конце III века нашей эры внезапный крах настиг сразу несколько крупнейших городов этого региона. Они не просто пришли в упадок, а были полностью покинуты людьми.
Ранее было выдвинуто несколько противоречивых гипотез о том, что же тогда произошло. Ведь и в эпоху Птолемеев, и в период Римской империи Египет оставался мощной страной. Правда, при Риме это было не независимое государство, а провинция. Впрочем, римские провинции в то время охватывали примерно половину цивилизованного мира.
В новом исследовании историкам помогли недавние расшифровки древнеегипетских папирусов, которые хранятся в университетской библиотеке. Кроме того, ученые опирались на данные новых раскопок, которые подтвердили, что жители процветающего региона неожиданно столкнулись с серьезной проблемой дефицита воды и орошения своих полей.
Новые археологические данные свидетельствуют о том, что местные фермеры пытались адаптироваться к быстро менявшимся климатическим условиям и выращивать урожай даже при длительных засухах. Однако им это не удалось.
Авторы работы пишут, что обнаружены и возможные причины быстрого изменения климата. Так, они выяснили, что число муссонных дождей в верховьях Нила на высокогорье Эфиопии внезапно сократилось, причем этот процесс не остановился: дождей становилось все меньше, к тому же они были все менее мощными.
Прямым следствием этого стало резкое снижение уровня Нила летом. Это подтверждается анализом геологических отложений из дельты Нила, Файюма и Эфиопского нагорья. Именно эти исследования предоставили достоверные и долгосрочные климатические данные о муссонах и уровне воды в Ниле.
Далее ученые обратили внимание на другой известный факт: около 266 года нашей эры произошло мощное извержение вулкана. По времени это событие совпадает с наиболее заметным снижением уровня воды в Ниле. Кстати, следы того извержения были найдены даже в ледяных кернах Гренландии и Антарктиды. Они настолько хорошо сохранились, что ученые получили возможность датировать извержение с точностью до трех лет.
Выброшенные взорвавшимся вулканом в стратосферу частицы привели к похолоданию климата в отдельных регионах и тем самым нарушили веками складывавшуюся систему муссонов. Поэтому последствия изменения климата были разными для Африки и Европы.
Последние исследования доказали, что в III веке нашей эры вся Римская империя значительно пострадала от различных кризисов. Это стало причиной того, что и она постепенно пришла к своему упадку. Что касается Египта, то местные жители к большой удаче современных исследователей тщательно документировали все происходящее.
Сохранилось порядка 26 тысяч папирусов, записей жителей Файюма. В этих текстах, например, имеются рассказы о фермерах, которые из-за нехватки воды начали выращивать виноград вместо зерна или вообще перешли на овцеводство. Другие папирусы содержат обвинения в адрес соседей в краже воды. Встречаются и просьбы к римским властям о предоставлении налоговых льгот. Эти и другие стратегии адаптации населения к изменению климата лишь отсрочили гибель городов деревень на несколько десятилетий, но не смогли предотвратить ее.
Поделиться
НаукаИстория
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
ВыставкиВеликобританияДэвид Робертс. «Руины храма в Ком-Омбо (Верхний Нил, Египет)». 1842-1843.
Фото: Touchstones Rochdale
№ 105
Материал из газеты
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
Эйми Доусон
31.10.2022
Магия Древнего Египта — гробницы фараонов, скрытые сокровища и неразгаданные тайны — гипнотизирует нас до сих пор, хотя прошло уже более 2 тыс. лет с момента падения той цивилизации. Но сколько правды в ее лакированной, окутанной мистикой истории — или это миф нового времени? Выставка «Видения Древнего Египта», открывшаяся в Норидже, в Центре изобразительных искусств Сейнсбери (до 1 января 2023 года), задается этим вопросом на фоне двух знаменательных и символичных дат — годовщин расшифровки египетских иероглифов (27 сентября 1822 года) и обнаружения роскошной гробницы Тутанхамона (4 ноября 1922 года).
«Мираж — вот подходящее слово для описания того, с чем мы пытаемся спорить с помощью этой экспозиции, — говорит Тео Вайс, помощник куратора музея Университета Восточной Англии. — Мы в подробностях разбираем то, что, как нам кажется, знаем о Древнем Египте, и пытаемся понять, как вообще возник этот миф».
Авол Эризку. «Нефертити» («Черная сила»). 2018.
Фото: Courtsey Ben Brown Fine Arts
Наши современные, растиражированные представления о древнеегипетской культуре произрастают из западного колониального мышления, считает Вайс. «Исторически Египет часто был разменной монетой в политических играх. Западные державы успешно создавали миф о Египте, который можно было использовать для оправдания их программ и целей. Так обстояло во времена Августа и римлян, Наполеоновских войн, Британской империи — и вплоть до наших дней».
Выставка представляет собой постколониальную интерпретацию феномена Древнего Египта. В заявлении Центра Сейнсбери, опубликованном еще в 2021 году, эта экспозиция названа шагом к «переосмыслению колониальной истории, к установлению прозрачности и выяснению истинного происхождения предметов в коллекции». Новая политика музея в отношении реституции, которая, скорее всего, приведет к деколонизации фондов, была обозначена в отчете за 2020–2021 годы. Правда, она пока не реализована, хотя в качестве срока указано лето 2022 года.
На выставке представлены знаковые персонажи Древнего Египта. Так, один из разделов рассказывает о метаморфозах образа Клеопатры — от мудрой правительницы в средневековой арабской литературе до роковой дивы, сыгранной Элизабет Тейлор в фильме 1963 года. Представлен и портрет светской львицы в костюме Клеопатры, написанный Джошуа Рейнолдсом, и картина Криса Офили «Клеопатра» (1992), где царица предстает в образе Черной королевы, как сегодня называют Шарлотту, супругу английского короля Георга III, предположительно мулатку.
Другой раздел посвящен наследию Тутанхамона, юного фараона, царствовавшего в XIV веке до н. э. Это прежде всего архивные кадры с первых раскопок гробницы — именно после них началось всемирное помешательство на фигуре этого правителя. Рядом расположили предметы 1920-х годов, демонстрирующие, как знаменитая находка повлияла на дизайн одежды, украшений и мебели.
Дэвид Хокни. «Голова египтянина, исчезающая в облаках». 1986.
Фото: York Museums Trust (York Art Gallery)
Включены в выставку и работы египетских художников, послевоенных и нынешних, в том числе Чанта Аведиссиана, Маха Маамуна, Сары Саллам и Авола Эризку. Каждый из них по-своему разоблачает шаблоны. Например, Саллам — автор серии работ «Четвертая пирамида принадлежит ей» (2017): свои семейные фотографии она наложила на кадры с раскопок и архивные снимки, запечатлевшие египетскую народную культуру.
«Мы смотрим на мумии и воспринимаем их вне контекста», — говорит художница. В каталоге выставки она подчеркивает, что даже ее собственное отношение к Древнему Египту сложилось под влиянием Запада. Она пишет: «Мое творчество — отражение продолжающегося путешествия, цель которого — развенчание экзотики, приписанной наследию моей родины, и восстановление правды о моих предках».
Египет и классический мир
- Джеффри Спир
Анисса и Пол Джон Балсон II Старший хранитель отдела древностей, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес - Сара Э. Коул Лос-Анджелес
В 2018 году Музей Дж. Пола Гетти представил выставку За Нилом: Египет и классический мир , кураторами которой являются Джеффри Спайер, Тимоти Поттс и Сара Э. Коул. Это была первая из серии выставок и публикаций, направленных на изучение того, как Греция и Рим влияли и находились под влиянием соседних культур и цивилизаций Средиземноморья и Ближнего Востока за период, охватывающий почти две с половиной тысячи лет. Предлагая набор предметов, которые редко, если вообще когда-либо, выставлялись вместе, выставка предлагала зрителям выйти за рамки обычного восприятия Египта, Греции и Рима как монолитных, статичных культур; думать о «классическом мире» за пределами его традиционного определения; и рассмотреть взаимосвязанность древнего Средиземноморья.
Египет и классический мир: межкультурные встречи в древности содержит материалы симпозиума ученых, проведенного в Центре Гетти 25–26 августа 2018 г. совместно с За Нилом . Мероприятие собрало международную группу ученых, работа которых связана с межкультурной тематикой выставки. Ряд участников (Боммас, Капер, Кельдер, Минас-Нерпель) ранее проживали на вилле Гетти в рамках программы ученых Исследовательского института Гетти по теме «Классический мир в контексте: Египет» в течение 2015 года. –16 и 2017–18 стипендиальные годы. Другие участвовали в каталоге выставки (Prada, Villing) или участвовали в организации выставки (Спиропулос). Все они внесли ценный интеллектуальный вклад в формирование За Нилом .
Каталог выставки включает шестнадцать эссе, обобщающих современное состояние знаний в этой области, а также иллюстрации и обсуждения почти двухсот экспонатов выставки. В то время как каталог служит важным справочным пособием для ученых, студентов и всех заинтересованных представителей широкой публики, настоящий сборник эссе в большей степени посвящен текущим исследовательским проектам и должен быть полезен специалистам в области классики, египтологии, археология, искусствоведение, античная история и филология. Две публикации — каталог выставки и материалы симпозиума — дополняют друг друга, предоставляя как более широкую призму, через которую можно увидеть взаимодействие Египта с Грецией и Римом на протяжении двух с половиной тысячелетий, так и целенаправленный взгляд на узкоспециализированные, продолжающиеся исследования, которые способствуют наше понимание этого более широкого нарратива.
Восемь наших авторов представляют новое, неопубликованное исследование взаимодействия Египта с Древней Грецией и Римом в течение четырех основных временных периодов: бронзового века (ок. 2000–1200 гг. до н. э.), позднего периода Египта (ок. 664–332 гг. периода (323–30 гг. до н. э.) и Римской империи (начало 30 г. до н. э.). Документы охватывают различные материалы, в том числе археологические находки, произведения искусства и надписи, и дополняют быстро растущий объем исследований межкультурного обмена между Египтом и его средиземноморскими соседями в древности. Для тех, кто был ученым Гетти, эти труды — возможность опубликовать исследовательские проекты, которые они разработали во время стажировки в Лос-Анджелесе. Кроме того, несколько очерков в этом томе представляют собой углубленный анализ объектов, которые были основными моментами За Нилом (Келдер, Виллинг и Прада).
Йоррит Келдер исследует малоизученный аспект Средиземноморья бронзового века: роль наемников в межкультурном обмене. В то время как многочисленные исследования были сосредоточены на различных аспектах «мировой системы» позднего бронзового века (таких как обмен предметами, сырьем, животными и растениями, миграция специалистов-ремесленников и художников и даже дипломатические браки), роль вооруженные силы в обмене технологиями и идеями по-прежнему пренебрегались. Выделяя ряд артефактов, которые были найдены в восточном Средиземноморье, в том числе замечательную деревянную модель корабельной повозки, представленную на выставке, эта статья показывает, как солдаты были проводником знаний и идей в восточном Средиземноморье позднего бронзового века и за его пределами. .
В Поздний период греки и карийцы, проживающие в Египте, продолжали поддерживать различные формы обмена и взаимодействия.

Религия служила одним из основных мест культурного обмена, как это видно на примере египетской богини Исиды, которая стала функционировать как «слышащее и исцеляющее» божество в эллинистический и римский периоды и чьи различные роли являются предметом эссе Мартина Боммаса. В то время как в поздний период Исида превратилась в богиню «Великую магию», более ранние периоды превратили ее в божество, которое общалось с другими богами, в том числе с мертвыми, превращенными в Осириса. Однако в рамках личной религиозной практики Исида редко получала молитвы. Именно после повышенного внимания к ее роли материнского божества с шестого века до нашей эры она стала посредником между живыми и богами. Ее популярность как исцеляющей богини в конечном итоге была принята эллинистической греческой и римской религией.
Мартина Минас-Нерпель продолжает свою новаторскую работу над ролью птолемеевских цариц, особенно в связи с Исидой и другими египетскими и греческими богинями. Когда Птолемеи получили власть над Египтом (ок. 305 г. до н.э.), они оказались правящими не только как короли и королевы эллинского населения, но и как фараоны египетского народа. Перед ними стояла огромная задача создания идентичности своей империи и своего правления, для чего они использовали древнее египетское прошлое для создания мощной династической идеологии. Вместе со своими советниками, как египтянами, так и эллинами, они создавали пространства, в которых богословские и политические концепции могли образно объединяться. Минас-Нерпель фокусируется на гибридизирующем обмене, который привел к новым семантическим измерениям и «культурным кодам» в царской идеологии.
Многие синкретические религиозные процессы, начавшиеся при Птолемеях, продолжились в Египте при римском правлении. Олаф Капер анализирует уникальную последовательность настенных росписей римской эпохи, обнаруженную в часовне в египетском оазисе Дахла. Храм бога Туту второго века нашей эры в Исмант-эль-Хараб (древний Келлис) состоит из небольшого и плохо сохранившегося каменного храма и гораздо большей часовни из сырцового кирпича с настенными росписями. Эта часовня была маммиси, или домом рождения, в котором отмечалось периодическое обновление сил бога. Его настенные росписи были полностью восстановлены и реконструированы, и они не имеют себе равных в украшении египетских храмов. Здесь Капер впервые представляет некоторые из этих изображений. Половина святыни украшена панно в римском стиле, а другая половина в египетском стиле с изображениями более четырехсот божеств и иероглифическими надписями. Маммиси показывает, как восприятие древнеегипетской религии менялось под римским господством и как могли бы развиваться обычаи, если бы это место существовало.
Египетские образы, которые так широко использовались во всей Римской империи, в том числе и в бытовой сфере, представляют собой несколько иную картину, чем та, что встречается в самом Египте. Джордж Спиропулос считает виллу Герода Аттика в Греции роскошной резиденцией, построенной в сельской местности Аркадии, которая не только создавала пространство покоя и торжественности, но и отражала широкий спектр культурных влияний в «новом стиле», основанном на присвоении завоеванный мир, тщательно организованный в культурную иерархию. Во времена Августа эти эклектические вдохновения — из Египта, классической и эллинистической Греции и имперского Рима — проникли в частную сферу.
Присвоение римлянами египетских произведений искусства и иконографии, особенно культовой формы обелиска, долгое время интересовало ученых, но не было полностью понято. Эссе Луиджи Прада проливает новый свет на один из самых замечательных объектов выставки: романо-египетский обелиск из Беневенто (древний Беневентум), Италия, который сейчас находится в коллекции Музея дель Саннио, и его близнец, который стоит на городской площади Пьяцца Папиниано. . Поразительно, что император или лица, чтившие его, заказали обелиски из египетского гранита с вырезанными иероглифическими надписями и установили их в Италии. Иероглифы были непонятны практически всем в Риме, и даже в Египте только самые образованные представители интеллигенции — обычно священники — могли читать и писать на архаичном языке и письменности. Почему римляне выбрали такую эзотерическую систему письма для некоторых из своих самых великолепных общественных памятников? Зачем записывать сообщение в недоступном скрипте? Prada занимается этими и связанными с ними вопросами, а также изучает личность тех, кто составил и начертал такие «молчаливые» иероглифические надписи. Его исследование включает окончательное критическое переиздание надписей на обоих обелисках в Беневенто, обновляющее все предыдущие исследования.
© 2022 J. Paul Getty Trust. Первоначально опубликовано в году Египет и классический мир: межкультурные встречи в древности . © 2022 J. Paul Getty Trust, www.getty.edu/publications/egypt-classical-world/ (лицензия CC BY-NC 4.0)
- Вернуться на страницу Назад Предыдущая страница (стрелка влево или пролистывание)
- Следующая Перейти на следующую страницу Следующая страница (стрелка вправо или смахивание)
Хронология Древнего Египта — Австралийский музей
- Обновлено
- 05.
14.21
- Время чтения
- 2 минуты
Хронология, показывающая даты, периоды, династии и важные события в истории и искусстве Древнего Египта от додинастического периода (до 3100 г. до н.э.) до конца римского периода (395 г. н.э.).
Будьте в курсе
Оставайтесь на связи и знакомьтесь с нашими культурными программами и образовательными предложениями, многие из которых вдохновлены и организованы сообществом.
Подписаться-
Додинастический период
Исторические события
Разделение Египта на Верхний и Нижний Египет
Направления в искусстве
Создано иероглифическое письмо
Создано двухмерное изображение и символика
Система сеток для регулирования установленных пропорций
Расписная керамика и фигурки, резьба по слоновой кости, косметические палитры из сланца
Рельефный рисунок, разработанный по рисунку
Высококачественная керамика с богатым дизайном
-
Ранний династический период, династии 1-2
Исторические события
3100 до н.э. — Объединение Верхнего и Нижнего Египта первым фараоном Менесом
Мемфис — столица
Сильное центральное правительство поддерживает работу писцов, скульпторов и других художников и поощряет новые художественные методы.
Искусственные движения
Степенская пирамида (первая пирамида) для короля Джозера, построенного по адресу Giza
Конвенции трехмерного искусства, установленного
Специальная королевская иконография, используемая для выражения идеологии Kingship
. символизировать статус
Установлены символические положения сидящих и стоящих фигур
Изображение обнаженных врагов, лишенных статуса
-
Древнее царство, династии 3-6
Исторические события
6-я династия – Крах центрального правительства приводит к развитию местных стилей искусства
9001 0 Направления в искусствеПервые образы и формы искусства, просуществовавшего 3000 лет
Развитие живописи
Построено большое количество пирамид
4-я династия – Великий Сфинкс и Великие пирамиды построены в Гизе
5-я династия – Введены украшения внутри пирамид быть украшенным
Появляются стелы
Статуи королей, помещенные в пирамидальные храмы как часть королевского культа.
5-я династия – изобретение гончарного круга
Боги, изображенные с широкими плечами и низким пояском
Формализованные обнаженные фигуры с длинными стройными телами, идеализированными пропорциями и большими пристальными глазами
-
Первый промежуточный период
Исторические события
Египет разделяется на два меньших государства: Мемфис на севере и Фивы на юге. Эти гражданские беспорядки длятся уже 150 лет.
Направления в искусстве
Развитие региональных стилей искусства
-
Среднее царство, династии 11-13
Исторические события
Ментухотеп воссоединяет Египет
Установлены первые обелиски в Гелиополе Сеусерта I
11-я династия – Бог Амон-Ра поднимается к известности и становится центром культа в Фивах
Движения в искусстве
Новый акцент делается на царе как на ребёнке божественной пары.
Развитие технологии плавки и литья бронзы и расцвет статуй
Женщины начинают появляться на индивидуальных портретах
Люди с более низким социальным статусом начали заказывать статуи, что привело к большим различиям в качестве
Появляются гробы, имитирующие форму тела
Кувшины-канопы с головами в форме человека появляются
Ключевой элемент
-
Второй промежуточный период
Исторические события
Египет падает перед ближневосточными правителями — гиксосами, захватившими власть на севере.
11-я династия – Египет снова объединился
Направления в искусстве
Египетское искусство приходит в упадок и становится относительно грубым
Возвращение к традиционным моделям из Мемфиса в ранний династический период с, стройный конечностей и без видимой мускулатуры.
-
Новое царство, династии 18-20
Исторические события
1470 до н.э. — Правление первой женщины-фараона Хатшепсут
1350 г. до н.э. — Эхкенатон правит и пытается ввести поклонение одному бог
1334 г. до н.э. — Тутанхан правит
1290 г. до н.э. — Рамзес II правит
Политическая стабильность и экономическое процветание, поддерживающие изобилие художественных шедевров
Направления в искусстве
Акенатон использует художественный стиль «Амарна», характеризующийся движением и активностью изображений, а также лицами, показанными в профиль, и отчетливо женскими формами
Созданы тщательно продуманные скрытые гробницы в Долине Царей
Средний класс, состоящий из независимых мастеров и ремесленников, разрабатывает
Высочайшее качество изготовления, колоссальные размеры, использование богатых материалов
Прочные материалы, такие как песчаник, базальт и гранит, широко используемые
Представлена новая скульптура – владелица на коленях держит стелу с гимном солнцу
Женское платье становится более изысканным; мужчины и женщины носят большие тяжелые парики с многочисленными косами и косами
Больше нарисованных сцен в высеченных в скалах гробницах, чем вырезанных рельефных сцен
19-я династия – в канопах теперь есть головы бабуинов, шакалов, соколов и людей
Крупномасштабная битва сцены в храмовых украшениях
-
Третий промежуточный период
Исторические события
Египет снова попадает под власть нубийцев и ливийцев
Движения в искусстве 900 98
Бронзовая скульптура достигает своего апогея
Многие статуи богато инкрустированы золотом и серебро
Кушитская складка (линия «улыбки» лица от носа до рта)
Нубийцы с темной кожей и серьгами-кольцами, заплетенными волосами
-
Поздний период, династии 26-30
Исторические события
Египет возвращается на трон
Движения в искусстве 900 98
Стилистические разработки выброшенных и старых моделей Нового Царства ищутся для вдохновение, особенно стили Старого и Среднего царства
Стандарты для короля и элиты находятся на необычайно высоком уровне
Разработка железных инструментов позволяет ремесленникам работать с очень твердыми камнями
Бронзовые скульптуры распространены и технически более совершенны, а бронзовое литье в настоящее время является основной отраслью промышленности
Мелкие искусства, такие как алебастровые вазы, фаянсовая керамика, стекло, изделия из слоновой кости и изделия из металла