Египет в древности: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ | Энциклопедия Кругосвет

Историки установили причину падения Древнего Египта

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

26.01.2021 16:16

Поделиться

Денис Передельский

iStock

Исследователи из Университета Базеля (Швейцария) установили причину гибели десятков поселений Египта в поздний римский период. По их мнению, к краху римскую на тот момент провинцию привело стремительное изменение климата.

Работа опубликована в журнале Studies in Late Antiquity, а коротко о ней рассказывается на сайте Университета Базеля. Исследование провела команда во главе с историком Сабиной Хюбнер.

Она впервые сопоставила известные науке данные об изменении численности населения в Древнем Египте с данными об окружающей среде. В результате была выявлена связь между изменением климата и миграцией. Ученые пришли к выводу, что длительное отсутствие муссонных дождей в регионах истоков Нила стало одной из основных причин упадка десятков египетских поселений в позднеримский период.

В частности, были изучены данные о районе Файюм, расположенном примерно в 130 км к юго-западу от Каира. Он считался житницей Римской империи. Однако в конце III века нашей эры внезапный крах настиг сразу несколько крупнейших городов этого региона. Они не просто пришли в упадок, а были полностью покинуты людьми.

Ранее было выдвинуто несколько противоречивых гипотез о том, что же тогда произошло. Ведь и в эпоху Птолемеев, и в период Римской империи Египет оставался мощной страной. Правда, при Риме это было не независимое государство, а провинция. Впрочем, римские провинции в то время охватывали примерно половину цивилизованного мира.

В новом исследовании историкам помогли недавние расшифровки древнеегипетских папирусов, которые хранятся в университетской библиотеке. Кроме того, ученые опирались на данные новых раскопок, которые подтвердили, что жители процветающего региона неожиданно столкнулись с серьезной проблемой дефицита воды и орошения своих полей.

Новые археологические данные свидетельствуют о том, что местные фермеры пытались адаптироваться к быстро менявшимся климатическим условиям и выращивать урожай даже при длительных засухах. Однако им это не удалось.

Авторы работы пишут, что обнаружены и возможные причины быстрого изменения климата. Так, они выяснили, что число муссонных дождей в верховьях Нила на высокогорье Эфиопии внезапно сократилось, причем этот процесс не остановился: дождей становилось все меньше, к тому же они были все менее мощными.

Прямым следствием этого стало резкое снижение уровня Нила летом. Это подтверждается анализом геологических отложений из дельты Нила, Файюма и Эфиопского нагорья. Именно эти исследования предоставили достоверные и долгосрочные климатические данные о муссонах и уровне воды в Ниле.

Далее ученые обратили внимание на другой известный факт: около 266 года нашей эры произошло мощное извержение вулкана. По времени это событие совпадает с наиболее заметным снижением уровня воды в Ниле. Кстати, следы того извержения были найдены даже в ледяных кернах Гренландии и Антарктиды. Они настолько хорошо сохранились, что ученые получили возможность датировать извержение с точностью до трех лет.

Выброшенные взорвавшимся вулканом в стратосферу частицы привели к похолоданию климата в отдельных регионах и тем самым нарушили веками складывавшуюся систему муссонов. Поэтому последствия изменения климата были разными для Африки и Европы.

Последние исследования доказали, что в III веке нашей эры вся Римская империя значительно пострадала от различных кризисов. Это стало причиной того, что и она постепенно пришла к своему упадку. Что касается Египта, то местные жители к большой удаче современных исследователей тщательно документировали все происходящее.

Сохранилось порядка 26 тысяч папирусов, записей жителей Файюма. В этих текстах, например, имеются рассказы о фермерах, которые из-за нехватки воды начали выращивать виноград вместо зерна или вообще перешли на овцеводство. Другие папирусы содержат обвинения в адрес соседей в краже воды. Встречаются и просьбы к римским властям о предоставлении налоговых льгот. Эти и другие стратегии адаптации населения к изменению климата лишь отсрочили гибель городов деревень на несколько десятилетий, но не смогли предотвратить ее.

Поделиться

НаукаИстория

Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?

ВыставкиВеликобритания

Дэвид Робертс. «Руины храма в Ком-Омбо (Верхний Нил, Египет)». 1842-1843.

Фото: Touchstones Rochdale

№ 105

Материал из газеты

Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона

Эйми Доусон

31.10.2022

Магия Древнего Еги­пта — гробницы фараонов, скрытые сокровища и неразгаданные тайны — гипнотизирует нас до сих пор, хотя прошло уже более 2 тыс. лет с момента падения той цивилизации. Но сколько правды в ее лакированной, окутанной мистикой истории — или это миф нового времени? Выставка «Видения Древнего Египта», открывшаяся в Норидже, в Центре изобразительных искусств Сейнсбери (до 1 января 2023 года), задается этим вопросом на фоне двух знаменательных и символичных дат — годовщин расшифровки египетских иероглифов (27 сентября 1822 года) и обнаружения роскошной гробницы Тутанхамона (4 ноября 1922 года).

«Мираж — вот подходящее слово для описания того, с чем мы пытаемся спорить с помощью этой экспозиции, — говорит Тео Вайс, помощник куратора музея Университета Восточной Англии. — Мы в подробностях разбираем то, что, как нам кажется, знаем о Древнем Египте, и пытаемся понять, как вообще возник этот миф».

Авол Эризку. «Нефертити» («Черная сила»). 2018.

Фото: Courtsey Ben Brown Fine Arts

Наши современные, растиражированные представления о древнеегипетской культуре произрастают из западного колониального мышления, считает Вайс. «Исторически Египет часто был разменной монетой в политических играх. Западные державы успешно создавали миф о Египте, который можно было использовать для оправдания их программ и целей. Так обстояло во времена Августа и римлян, Наполеоновских войн, Британской империи — и вплоть до наших дней».

Выставка представляет собой постколониальную интерпретацию феномена Древнего Египта. В заявлении Центра Сейнсбери, опубликованном еще в 2021 году, эта экспозиция названа шагом к «переосмыслению колониальной истории, к установлению прозрачности и выяснению истинного происхождения предметов в коллекции». Новая политика музея в отношении реституции, которая, скорее всего, приведет к деколонизации фондов, была обозначена в отчете за 2020–2021 годы. Правда, она пока не реализована, хотя в качестве срока указано лето 2022 года.

На выставке представлены знаковые персонажи Древнего Египта. Так, один из разделов рассказывает о метаморфозах образа Клеопатры — от мудрой правительницы в средневековой арабской литературе до роковой дивы, сыгранной Элизабет Тейлор в фильме 1963 года. Представлен и портрет светской львицы в костюме Клеопатры, написанный Джошуа Рейнолдсом, и картина Криса Офили «Клеопатра» (1992), где царица предстает в образе Черной королевы, как сегодня называют Шарлотту, супругу английского короля Георга III, предположительно мулатку.

Другой раздел посвящен наследию Тутанхамона, юного фараона, царствовавшего в XIV веке до н. э. Это прежде всего архивные кадры с первых раскопок гробницы — именно после них началось всемирное помешательство на фигуре этого правителя. Рядом расположили предметы 1920-х годов, демонстрирующие, как знаменитая находка повлияла на дизайн одежды, украшений и мебели.

Дэвид Хокни. «Голова египтянина, исчезающая в облаках». 1986.

Фото: York Museums Trust (York Art Gallery)

Включены в выставку и работы египетских художников, послевоенных и нынешних, в том числе Чанта Аведиссиана, Маха Маамуна, Сары Саллам и Авола Эризку. Каждый из них по-своему разоблачает шаблоны. Например, Саллам — автор серии работ «Четвертая пирамида принадлежит ей» (2017): свои семейные фотографии она наложила на кадры с раскопок и архивные снимки, запечатлевшие египетскую народную культуру.

«Мы смотрим на мумии и воспринимаем их вне контекста», — говорит художница. В каталоге выставки она подчеркивает, что даже ее собственное отношение к Древнему Египту сложилось под влиянием Запада. Она пишет: «Мое творчество — отражение продолжающегося путешествия, цель которого — развенчание экзотики, приписанной наследию моей родины, и восстановление правды о моих предках». 

Подписаться на новости

Египет и классический мир

  • Джеффри Спир
    Анисса и Пол Джон Балсон II Старший хранитель отдела древностей, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес
  • Сара Э. Коул Лос-Анджелес

В 2018 году Музей Дж. Пола Гетти представил выставку За Нилом: Египет и классический мир , кураторами которой являются Джеффри Спайер, Тимоти Поттс и Сара Э. Коул. Это была первая из серии выставок и публикаций, направленных на изучение того, как Греция и Рим влияли и находились под влиянием соседних культур и цивилизаций Средиземноморья и Ближнего Востока за период, охватывающий почти две с половиной тысячи лет. Предлагая набор предметов, которые редко, если вообще когда-либо, выставлялись вместе, выставка предлагала зрителям выйти за рамки обычного восприятия Египта, Греции и Рима как монолитных, статичных культур; думать о «классическом мире» за пределами его традиционного определения; и рассмотреть взаимосвязанность древнего Средиземноморья.

Египет и классический мир: межкультурные встречи в древности содержит материалы симпозиума ученых, проведенного в Центре Гетти 25–26 августа 2018 г. совместно с За Нилом . Мероприятие собрало международную группу ученых, работа которых связана с межкультурной тематикой выставки. Ряд участников (Боммас, Капер, Кельдер, Минас-Нерпель) ранее проживали на вилле Гетти в рамках программы ученых Исследовательского института Гетти по теме «Классический мир в контексте: Египет» в течение 2015 года. –16 и 2017–18 стипендиальные годы. Другие участвовали в каталоге выставки (Prada, Villing) или участвовали в организации выставки (Спиропулос). Все они внесли ценный интеллектуальный вклад в формирование

За Нилом .

Каталог выставки включает шестнадцать эссе, обобщающих современное состояние знаний в этой области, а также иллюстрации и обсуждения почти двухсот экспонатов выставки. В то время как каталог служит важным справочным пособием для ученых, студентов и всех заинтересованных представителей широкой публики, настоящий сборник эссе в большей степени посвящен текущим исследовательским проектам и должен быть полезен специалистам в области классики, египтологии, археология, искусствоведение, античная история и филология. Две публикации — каталог выставки и материалы симпозиума — дополняют друг друга, предоставляя как более широкую призму, через которую можно увидеть взаимодействие Египта с Грецией и Римом на протяжении двух с половиной тысячелетий, так и целенаправленный взгляд на узкоспециализированные, продолжающиеся исследования, которые способствуют наше понимание этого более широкого нарратива.

Восемь наших авторов представляют новое, неопубликованное исследование взаимодействия Египта с Древней Грецией и Римом в течение четырех основных временных периодов: бронзового века (ок. 2000–1200 гг. до н. э.), позднего периода Египта (ок. 664–332 гг. периода (323–30 гг. до н. э.) и Римской империи (начало 30 г. до н. э.). Документы охватывают различные материалы, в том числе археологические находки, произведения искусства и надписи, и дополняют быстро растущий объем исследований межкультурного обмена между Египтом и его средиземноморскими соседями в древности. Для тех, кто был ученым Гетти, эти труды — возможность опубликовать исследовательские проекты, которые они разработали во время стажировки в Лос-Анджелесе. Кроме того, несколько очерков в этом томе представляют собой углубленный анализ объектов, которые были основными моментами

За Нилом (Келдер, Виллинг и Прада).

Йоррит Келдер исследует малоизученный аспект Средиземноморья бронзового века: роль наемников в межкультурном обмене. В то время как многочисленные исследования были сосредоточены на различных аспектах «мировой системы» позднего бронзового века (таких как обмен предметами, сырьем, животными и растениями, миграция специалистов-ремесленников и художников и даже дипломатические браки), роль вооруженные силы в обмене технологиями и идеями по-прежнему пренебрегались. Выделяя ряд артефактов, которые были найдены в восточном Средиземноморье, в том числе замечательную деревянную модель корабельной повозки, представленную на выставке, эта статья показывает, как солдаты были проводником знаний и идей в восточном Средиземноморье позднего бронзового века и за его пределами. .

В Поздний период греки и карийцы, проживающие в Египте, продолжали поддерживать различные формы обмена и взаимодействия.

Александра Виллинг обсуждает тематические исследования, относящиеся к трем ключевым местам (Мемфис, Наукратис и Александрия), которые свидетельствуют о межкультурных встречах с шестого по третий век до нашей эры. Ее первое тематическое исследование представляет собой захватывающий новый анализ «гибридной» надгробной стелы из Мемфиса (представленной на выставке), сочетающей египетские, греческие и карийские элементы в своем резном фигурном декоре. Благодаря недавнему научному исследованию нарисованные узоры и цветовые схемы, которые теперь видны на стеле, подчеркивают, как египетские и иностранные традиции были переплетены в жизни иностранных наемников и их семей в Египте. В других тематических исследованиях Виллинг рассматривает афинскую вазу четвертого века до нашей эры, найденную в захоронении в греческом торговом центре Наукратиса, и группу скульптур кошек периода Птолемеев также из Наукратиса, которые, по-видимому, связаны со святилищем богини кошек Бастет / Бубастис. . Это божество отождествлялось с птолемеевскими королевами Арсиноей II и Береникой II, и у святилища был близкий аналог в Александрии.
Взятые вместе, тематические исследования рисуют картину отношений, в которых религия и ее выражение в материальной культуре составляли важную и плодородную арену для межкультурных переговоров — как в частной, так и в общественной сфере, между социальными классами и во многих сферах. веков.

Религия служила одним из основных мест культурного обмена, как это видно на примере египетской богини Исиды, которая стала функционировать как «слышащее и исцеляющее» божество в эллинистический и римский периоды и чьи различные роли являются предметом эссе Мартина Боммаса. В то время как в поздний период Исида превратилась в богиню «Великую магию», более ранние периоды превратили ее в божество, которое общалось с другими богами, в том числе с мертвыми, превращенными в Осириса. Однако в рамках личной религиозной практики Исида редко получала молитвы. Именно после повышенного внимания к ее роли материнского божества с шестого века до нашей эры она стала посредником между живыми и богами. Ее популярность как исцеляющей богини в конечном итоге была принята эллинистической греческой и римской религией.

Вклад Боммаса, подкрепленный письменными и визуальными свидетельствами, прослеживает развитие сферы Исиды от исключительности в период фараонов до всеобщей доступности и культового поклонения как в Египте, так и во всем Средиземноморье, даже в христианский период.

Мартина Минас-Нерпель продолжает свою новаторскую работу над ролью птолемеевских цариц, особенно в связи с Исидой и другими египетскими и греческими богинями. Когда Птолемеи получили власть над Египтом (ок. 305 г. до н.э.), они оказались правящими не только как короли и королевы эллинского населения, но и как фараоны египетского народа. Перед ними стояла огромная задача создания идентичности своей империи и своего правления, для чего они использовали древнее египетское прошлое для создания мощной династической идеологии. Вместе со своими советниками, как египтянами, так и эллинами, они создавали пространства, в которых богословские и политические концепции могли образно объединяться. Минас-Нерпель фокусируется на гибридизирующем обмене, который привел к новым семантическим измерениям и «культурным кодам» в царской идеологии.

Динамичное взаимодействие могущественных птолемеевских цариц, особенно Арсинои II и Клеопатры VII, с Исидой и другими богинями создало новые способы саморепрезентации как в египетских, так и в эллинских текстовых и визуальных источниках культа правителя.

Многие синкретические религиозные процессы, начавшиеся при Птолемеях, продолжились в Египте при римском правлении. Олаф Капер анализирует уникальную последовательность настенных росписей римской эпохи, обнаруженную в часовне в египетском оазисе Дахла. Храм бога Туту второго века нашей эры в Исмант-эль-Хараб (древний Келлис) состоит из небольшого и плохо сохранившегося каменного храма и гораздо большей часовни из сырцового кирпича с настенными росписями. Эта часовня была маммиси, или домом рождения, в котором отмечалось периодическое обновление сил бога. Его настенные росписи были полностью восстановлены и реконструированы, и они не имеют себе равных в украшении египетских храмов. Здесь Капер впервые представляет некоторые из этих изображений. Половина святыни украшена панно в римском стиле, а другая половина в египетском стиле с изображениями более четырехсот божеств и иероглифическими надписями. Маммиси показывает, как восприятие древнеегипетской религии менялось под римским господством и как могли бы развиваться обычаи, если бы это место существовало.

Египетские образы, которые так широко использовались во всей Римской империи, в том числе и в бытовой сфере, представляют собой несколько иную картину, чем та, что встречается в самом Египте. Джордж Спиропулос считает виллу Герода Аттика в Греции роскошной резиденцией, построенной в сельской местности Аркадии, которая не только создавала пространство покоя и торжественности, но и отражала широкий спектр культурных влияний в «новом стиле», основанном на присвоении завоеванный мир, тщательно организованный в культурную иерархию. Во времена Августа эти эклектические вдохновения — из Египта, классической и эллинистической Греции и имперского Рима — проникли в частную сферу.

Спиропулос сосредотачивается на этом синкретическом смешении на вилле второго века нашей эры, где это культурное смешение декоративных египетских мотивов наряду с тщательно отобранными традиционными греческими и римскими темами привело к новому визуальному языку империи. Такое культурное смешение отражало и поддерживало не только статус, но и личность домовладельца в целом. Вилла Герода Аттика дает возможность понять представления о древнем Египте и их значение в домашней обстановке римской элиты.

Присвоение римлянами египетских произведений искусства и иконографии, особенно культовой формы обелиска, долгое время интересовало ученых, но не было полностью понято. Эссе Луиджи Прада проливает новый свет на один из самых замечательных объектов выставки: романо-египетский обелиск из Беневенто (древний Беневентум), Италия, который сейчас находится в коллекции Музея дель Саннио, и его близнец, который стоит на городской площади Пьяцца Папиниано. . Поразительно, что император или лица, чтившие его, заказали обелиски из египетского гранита с вырезанными иероглифическими надписями и установили их в Италии. Иероглифы были непонятны практически всем в Риме, и даже в Египте только самые образованные представители интеллигенции — обычно священники — могли читать и писать на архаичном языке и письменности. Почему римляне выбрали такую ​​эзотерическую систему письма для некоторых из своих самых великолепных общественных памятников? Зачем записывать сообщение в недоступном скрипте? Prada занимается этими и связанными с ними вопросами, а также изучает личность тех, кто составил и начертал такие «молчаливые» иероглифические надписи. Его исследование включает окончательное критическое переиздание надписей на обоих обелисках в Беневенто, обновляющее все предыдущие исследования.

© 2022 J. Paul Getty Trust. Первоначально опубликовано в году Египет и классический мир: межкультурные встречи в древности . © 2022 J. Paul Getty Trust, www.getty.edu/publications/egypt-classical-world/ (лицензия CC BY-NC 4.0)

  • Вернуться на страницу Назад Предыдущая страница (стрелка влево или пролистывание)
  • Следующая Перейти на следующую страницу Следующая страница (стрелка вправо или смахивание)

Хронология Древнего Египта — Австралийский музей



  • Обновлено
    05. 14.21
  • Время чтения
    2 минуты



Хронология, показывающая даты, периоды, династии и важные события в истории и искусстве Древнего Египта от додинастического периода (до 3100 г. до н.э.) до конца римского периода (395 г. н.э.).


Будьте в курсе

Оставайтесь на связи и знакомьтесь с нашими культурными программами и образовательными предложениями, многие из которых вдохновлены и организованы сообществом.

Подписаться


  • Додинастический период

    Исторические события

    Разделение Египта на Верхний и Нижний Египет

    Направления в искусстве

    Создано иероглифическое письмо

    Создано двухмерное изображение и символика

    Система сеток для регулирования установленных пропорций

    Расписная керамика и фигурки, резьба по слоновой кости, косметические палитры из сланца

    Рельефный рисунок, разработанный по рисунку

    Высококачественная керамика с богатым дизайном

  • Ранний династический период, династии 1-2

    Исторические события

    3100 до н.э. — Объединение Верхнего и Нижнего Египта первым фараоном Менесом

    Мемфис — столица

    Сильное центральное правительство поддерживает работу писцов, скульпторов и других художников и поощряет новые художественные методы.

    Искусственные движения

    Степенская пирамида (первая пирамида) для короля Джозера, построенного по адресу Giza

    Конвенции трехмерного искусства, установленного

    Специальная королевская иконография, используемая для выражения идеологии Kingship

    . символизировать статус

    Установлены символические положения сидящих и стоящих фигур

    Изображение обнаженных врагов, лишенных статуса

  • Древнее царство, династии 3-6

    Исторические события

    6-я династия – Крах центрального правительства приводит к развитию местных стилей искусства

    9001 0 Направления в искусстве

    Первые образы и формы искусства, просуществовавшего 3000 лет

    Развитие живописи

    Построено большое количество пирамид

    4-я династия – Великий Сфинкс и Великие пирамиды построены в Гизе

    5-я династия – Введены украшения внутри пирамид быть украшенным

    Появляются стелы

    Статуи королей, помещенные в пирамидальные храмы как часть королевского культа.

    5-я династия – изобретение гончарного круга

    Боги, изображенные с широкими плечами и низким пояском

    Формализованные обнаженные фигуры с длинными стройными телами, идеализированными пропорциями и большими пристальными глазами

  • Первый промежуточный период

    Исторические события

    Египет разделяется на два меньших государства: Мемфис на севере и Фивы на юге. Эти гражданские беспорядки длятся уже 150 лет.

    Направления в искусстве

    Развитие региональных стилей искусства

  • Среднее царство, династии 11-13

    Исторические события

    Ментухотеп воссоединяет Египет

    Установлены первые обелиски в Гелиополе Сеусерта I

    11-я династия – Бог Амон-Ра поднимается к известности и становится центром культа в Фивах

    Движения в искусстве

    Новый акцент делается на царе как на ребёнке божественной пары.

    Развитие технологии плавки и литья бронзы и расцвет статуй

    Женщины начинают появляться на индивидуальных портретах

    Люди с более низким социальным статусом начали заказывать статуи, что привело к большим различиям в качестве

    Появляются гробы, имитирующие форму тела

    Кувшины-канопы с головами в форме человека появляются

    Ключевой элемент

  • Второй промежуточный период

    Исторические события

    Египет падает перед ближневосточными правителями — гиксосами, захватившими власть на севере.

    11-я династия – Египет снова объединился

    Направления в искусстве

    Египетское искусство приходит в упадок и становится относительно грубым

    Возвращение к традиционным моделям из Мемфиса в ранний династический период с, стройный конечностей и без видимой мускулатуры.

  • Новое царство, династии 18-20

    Исторические события

    1470 до н.э. — Правление первой женщины-фараона Хатшепсут

    1350 г. до н.э. — Эхкенатон правит и пытается ввести поклонение одному бог

    1334 г. до н.э. Тутанхан правит

    1290 г. до н.э. — Рамзес II правит

    Политическая стабильность и экономическое процветание, поддерживающие изобилие художественных шедевров

    Направления в искусстве

    Акенатон использует художественный стиль «Амарна», характеризующийся движением и активностью изображений, а также лицами, показанными в профиль, и отчетливо женскими формами

    Созданы тщательно продуманные скрытые гробницы в Долине Царей

    Средний класс, состоящий из независимых мастеров и ремесленников, разрабатывает

    Высочайшее качество изготовления, колоссальные размеры, использование богатых материалов

    Прочные материалы, такие как песчаник, базальт и гранит, широко используемые

    Представлена ​​новая скульптура – ​​владелица на коленях держит стелу с гимном солнцу

    Женское платье становится более изысканным; мужчины и женщины носят большие тяжелые парики с многочисленными косами и косами

    Больше нарисованных сцен в высеченных в скалах гробницах, чем вырезанных рельефных сцен

    19-я династия – в канопах теперь есть головы бабуинов, шакалов, соколов и людей

    Крупномасштабная битва сцены в храмовых украшениях

  • Третий промежуточный период

    Исторические события

    Египет снова попадает под власть нубийцев и ливийцев

    Движения в искусстве 900 98

    Бронзовая скульптура достигает своего апогея

    Многие статуи богато инкрустированы золотом и серебро

    Кушитская складка (линия «улыбки» лица от носа до рта)

    Нубийцы с темной кожей и серьгами-кольцами, заплетенными волосами

  • Поздний период, династии 26-30

    Исторические события

    Египет возвращается на трон

    Движения в искусстве 900 98

    Стилистические разработки выброшенных и старых моделей Нового Царства ищутся для вдохновение, особенно стили Старого и Среднего царства

    Стандарты для короля и элиты находятся на необычайно высоком уровне

    Разработка железных инструментов позволяет ремесленникам работать с очень твердыми камнями

    Бронзовые скульптуры распространены и технически более совершенны, а бронзовое литье в настоящее время является основной отраслью промышленности

    Мелкие искусства, такие как алебастровые вазы, фаянсовая керамика, стекло, изделия из слоновой кости и изделия из металла

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *