Египетская культура: Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта

Египетская культура оставила заметный след в истории культуры всего мира. Здесь был изобретен папирус – первый материал для письма, заложены основы геометрии, впервые с помощью только математических знаний был вычислен размер полушария Земли и определена площадь круга, сутки разделены на 24 часа, а также была установлена роль кровеносной системы в организме человека. Таким образом, уровень научных знаний в Древнем египте был необычайно высок и это до сих пор остается одной из таинственных загадок этой древней цивилизации.

Египетская религия прошла длительный путь развития и в законченную религиозную систему оформилась ко времени Нового царства. Следует отметить, что для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлений. Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные силы природы

. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух — мужскими божествами, явления природы воспринимались как отношения различных божеств.

Одним из наиболее почитавшихся животных в Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Культ быка в ряде мест слился с культом тех богов, которые получали в данной местности господствующее положение. Так, в Мемфисе «душой» местного бога Птаха стал бык Апис. Животным Амона был баран. Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. Обычно Хатхор изображалась женщиной, иногда с ушами или рогами коровы, иногда с коровьей головой. С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе.

Египетские боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе, и общеегипетских богов, почитаемых по всех стране. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону с центром в городе Гелиополе, и бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. Когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов. Причем Амон включает теперь ряд функций бога Ра. Популярным божеством древнеегипетского пантеона* был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга

Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды Гор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона. Особым уважением пользовался бог мудрости Тот, который научил людей читать и писать.

 

 

Слева направо:Амон, Ра, Осирис, Исида

 

Слева направо: Анубис, Хатхор, Гор, Тот

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. Только в этом случае рядом с мумией, может находиться «ка» и «ба» человека. Огромную роль в верованиях египтян играло имя — «рен», уничтожение его приносило огромный вред загробному бытию.

А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник — ремесленником и т. д. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир.

Бытовые сцены жизни египтян на росписях стен гробниц

Культ мертвых привел к строительству грандиозных царских усыпальниц. Прообразом пира­мид являлась мастаба (араб. «скамья») — прямоугольное сооружение со ско­шенными стенами и плоским верхом, напоминающее по форме египетскую скамью. Наземную часть мастабы складывали из кирпича-сырца, наружные стены иногда облицовывали каменными плитами. Под мастабой в вырубленных камерах стоял саркофаг с мумией и лежали вещи, необходимые для умершего. Сначала мастаба была небольшой, но по мере увеличения могущества Египетского государства, и следовательно, усиления власти отдельных лиц, знать и цари не желали иметь гробницу малых размеров. Внутри мастабы «бывало много кладовых, коридоров, залов, что соответствовало усложнившемуся плану жилищ высшей родовой знати». Но гробница фараона все же не выделялась среди погребений знати, а это не отвечало культу возвеличивания царя…

Реконструкция мастабы

Около 2800 года до н. э. зодчий Имхотеп находит новое оригинальное решение для постройки царской гробницы. Первая пирамида — пирамида фараона III династии Джосера — являлась комбинацией шести гробниц-мастаб. Площадь основания дан­ной пирамиды 160х120 м, высота 60 м. Погребальная камера фараона Джосера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. В пирамиде Джосера же для членов семьи было приготовлено 11 погребальных камер в тоннелях пирамиды. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет.

Тело самого Джосера не было найдено.

Фото и реконструкция пирамиды Джосера

Наивысшего подъема сооружение пирамид достигло при царях IV династии. Тогда были построены пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина, находящиеся в пригороде Каира Гизе. Пирамида Хеопса была построена племянни­ком фараона. Ее высота 146,6 м, длина стороны основания 233 м. Пирамида сложена из 2 млн. 300 тыс. огромных каменных глыб. Погребальная камера расположена в центре пирамиды. В настоящее время облицовка пирамиды утрачена, верхушка сбита. По свидетельству Геродота, пирамиду Хеопса строили 20 лет, а дорогу для доставки камней с каменоломен – 10 лет, на строительстве было занято 100 тысяч человек. В комплекс пирамид входит скульптурное изображение сфинкса, прославляющее, как предполагают, фараона Хефрена. Фигура сфинкса высечена из целой скалы, ее высота 20 м, длина 57 м. Около каждой пирамиды сооружен погребальный храм, где совершались жертвоприношения фараону.

В храме помещали фигуру фараона, которая считалась местом пребывания «ка» умершего. Уже пирамида преемника Хефрена – Микерина была меньшей по размерам, высота ее достигала 62 м, окончена она не было в связи со смертью фараона. Скромные размеры пирамиды Микерина, ее неоконченность свидетельствуют об упадке культового строительства, следовательно, и об ослаблении власти фараона.

Комплекс великих пирамид Гизы: пирамиды Микерина, Хеопса, Хефрена

Несмотря на то, что пирамиды являлись настоящими крепостями со множеством тайников, перекрытий и ложных дверей, пробраться в пирамиду было сложно, все входы тщательно замуровывались, — это не останавливало грабителей. Все три великие пирамиды доставались в руки археологам уже разграбленными, саркофаги были пусты, мумии фараонов украдены. Так появились захоронения в

Долине Царей. Фараон Тутмос I и его архитектор надеялись, что гробница затерянная в скалах, будет лучше защищена от грабителей, чем открытые взорам пирамиды. В известняковой скале прокладывались длинные и глубокие коридоры, главный вход маскировался землянными холмами и насыпями.

Египетская долина царей

В столице Египта Фивах были созданы два храмовых комплекса — в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Сооружение Карнакского хра­ма началось в XVI в. до н.э., до нас дошло имя его зодчего Инени. В XV в. до н.э. зодчий Аменхотеп Младший начал строительство Луксорского храма. Поражает воображение колонный зал Карнакского храма размером 103 х 52 м. Тесно, в шестнадцать рядов, стоят 134 колонны гигантских размеров. Высота колонн центрального ряда достигает 23 м. Капители колонн Карнакского и Луксорского храмов оформлены в виде гигантских бутонов лотоса и папируса. Стены покрыты прекрасными рельефами и росписями.

Аллея сфинксов. Храм в Карнаке

Колоннада храма в Карнаке

Храм в Луксоре

Основой египетской письменности были рисунки. Набор знаков для письма получил название иероглифов. Количество знаков колебалось от 700 до нескольких тысяч.Древние египтяне называли свои иероглифы «языком богов», так как считали, что письменность дарована людям богами. Письмо египтян было доступно лишь избранным.

Письменные принадлежности. Пример египетских иероглифов

Ключом к расшифровке древнеегипетских текстов стал

Розеттский камень. Он был обнаружен 19 августа 1799 года при проведении саперных работ неподалеку от города Розетты солдатами Наполеона. Эта массивная плита из черного гранита, или египетского базальт.

Розеттский камень, дешифровщик камня Жан-Франсуа Шампольон

Честь окончательной дешифровки иероглифов принадлежит французскому ученому Франсуа Шампольону. Шампольон тщательно изучил многочисленные надписи; особенное внимание он обратил на Розеттскую двуязычную надпись, начертанную на греческом языке греческими буквами и на египетском — иероглифами и демотическими (наиболее скорописными) знаками. В 1822 г. Шампольон добился правильного прочтения ряда слов и имён в этой надписи, верно предположив, что египетские иероглифы обозначали не только целые слова, но также отдельные слоги и звуки. Шампольон сопоставил греческие имена Птолемей и другие, встречающиеся в греко-египетской Розеттской надписи , с соответствующими начертаниями этих имён в иероглифических надписях. Таким образом, Шампольону удалось установить, что некоторые египетские иероглифы имеют чисто звуковое значение, и, больше того, определить почти все знаки египетского алфавита. Однако Шампольон не остановился на этой первой стадии дешифровки. Упорно работая над изучением известных ему надписей, он сделал попытку составить грамматику и словарь египетского языка. Его научные труды дали сильный толчок развитию египтологии, главным образом в области изучения языка и письменности древних египтян.

1.   В чем проявилась связь архитектуры Древнего Египта с религиозными преставлениями египтян?
2. Чем обусловлено строительство скальных храмов и гробниц в Древнем Египте?
3. Каковы главные художественные достижения архитектурны комплексов в Карнаке и Луксоре?
4. Каковы главные сюжеты рельефов и живописных композиций? Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры?

Кто ходит утром на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?

важные принципы, особенности и периоды древнеегипетского искусства, символизм цветов в культуре

144873

  • Важные принципы древнеегипетского искусства
  • Особенности изображения человеческого тела в Древнем Египте
  • Символизм цвета
  • Периоды древнеегипетского искусства

Живопись Древнего Египта. Сцены крестьянской жизни в погребальной часовне писца Ун-Су, период XVIII династии

Живопись Древнего Египта — это память о великой цивилизации, оставившей неизгладимый след в истории и продолжающей влиять на нашу культуру. Искусство египтян было необычным и ярким — мы не видим ничего подобного у других народов. В сухом климате на стенах храмов и в запечатанных гробницах сохранилось достаточно примеров древнегреческой живописи, чтобы получить представление о ее характерных чертах, традициях Древнего Египта и развитии с течением времени. Посмотрим, что предпочитали рисовать египтяне, как они это делали и чем различается искусство разных столетий.

Живопись Древнего Египта. Сцена из «Книги мертвых» на папирусе, период Нового царства

Важные принципы древнеегипетского искусства

Живопись Древнего Египта была подчинена религиозному культу. В представлении египтян вся жизнь была лишь подготовкой к смерти и последующему вечному существованию в загробном мире. Росписи в гробницах должны были рассказать богу смерти Анубису о том, кто здесь похоронен, и обеспечить умершего всеми благами в мире мертвых. Других целей искусство не преследовало, поэтому мы не находим в нем живописных пейзажей или эмоциональных портретов. Стены гробниц покрыты условными фигурами людей и богов, реже встречаются звери и птицы.

Живопись Древнего Египта. Расписная панель VIII-IX в. до н. э.

Живопись в Древнем Египте была частью культа смерти, поэтому изображения создавались с большой тщательностью. Чтобы избежать ошибок, был разработан канон — образец, которому следовал каждый художник. Идеальная правильность геометрических форм соблюдалась при помощи сетки, которая предварительно наносилась на поверхность для росписи. Образец Древнего царства состоял из 18 квадратов, а позже стал насчитывать 21 квадрат. Сделать рисунок еще более понятным помогали иероглифы и пиктограммы, сопровождавшие живописные образы.

Живопись Древнего Египта. Сцена из «Папируса Хунифера», ок. 1275 г. до н. э.

Особенности изображения человеческого тела в Древнем Египте

Древнеегипетский канон требовал изображать каждую часть тела так, чтобы она была видна наилучшим образом. Это приводит к тому, что в одной фигуре человека или бога сочетаются точки зрения с разных сторон. Голова, руки и ноги всегда изображаются в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка — в анфас. Обычно силуэт фигуры обводится контуром, что делает его цельным. Чаще всего используется правый профиль, реже — левый.

Такой принцип распространялся и на другие предметы. Например, на фреске из поместья Небамуна XIV века до н. э. мы видим бассейн сверху, как на плане, но рыбы и птицы в нем нарисованы в профиль. Прямо изображены и деревья вокруг.

Живопись Древнего Египта. Живопись Древнего Египта. Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет, 1976–1794 гг. до н. э.

Живопись Древнего Египта. Фреска с садом и бассейном в поместье Небамона, 1350 до н. э.

Живописцы Древнего Египта не стремились передать портретное сходство, но считали важным рассказать о социальном статусе изображенного человека. Так появляются характерные атрибуты фараона, воина, писца, крестьянина и так далее. Кроме того, значимость воспроизводимых фигур подчеркивалась масштабом. Фараона делали более высоким, по сравнению с его женой или воинами, а фигурки слуг были совсем маленькими.

Живопись Древнего Египта. Из настенной росписи гробницы Небамона в Фивах, около 1350 до н. э.

Символизм цвета

Египтяне пользовались яркими и долговечными минеральными красками, которые редко смешивали. За каждым базовым цветом было закреплено определенное символическое значение, от которого зависело, что следует изображать этой краской:

  • Белый. Символ утренней зари, победы и ликования.
  • Черный. Символизирует смерть и возрождение в загробном мире.
  • Красный. Цвет ассоциировался с выжженной солнцем бесплодной землей и означал зло. Красным писали бога-братоубийцу Сета и вредоносных животных.
  • Желтый. Одна из любимых красок у египтян. Означала вечность и божественную сущность.
  • Зеленый. Цвет надежды, возрождения и молодости. Характерен для воскресшего бога Осириса.
  • Голубой. Означал воду и новую жизнь.

Женские фигуры в древнеегипетской живописи обычно изображались с бледно-желтой или розовой кожей, мужские — с коричневой или темно-красной. Фон во времена Древнего Царства оставляли серым, а позже стали заполнять светло-желтым.

Живопись Древнего Египта. Изображение Осириса и Исиды из «Книги мертвых» на папирусе, около 1050 до н. э.

Периоды древнеегипетского искусства

Самый ранний период, от которого сохранились настенные росписи, — Додинастический, длившийся с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Тогда на берегах Нила сформировались первые земледельческие государства-номы, между которым велась борьба за власть. Представление о живописи того периода дает фреска из Гробницы 100 в Иераконполе.

Живопись Древнего Египта. Фрагмент росписи в Иераконполе, Додинастический Египет

Древнее царство (XXXII-XXIII века до н.

э.)

Власть над объединенным Египтом перешла к первой династии фараонов и войны прекратились. Начало расцветать искусство, в котором сформировался монументальный стиль. Были разработаны изобразительные каноны, их строго соблюдали на протяжении многих столетий. Такое постоянство объясняется тесной связью с религией: изображения в гробницах были столь же священными, как и обряд мумификации или другие аспекты культа.

В этот период строятся великие пирамиды, а в искусстве главенствуют фигуры богов. Их часто изображали с головами животных. Но это были образы не свирепые и устрашающие, а величественные и торжественные. Краски наносятся не только на плоские поверхности, но и на барельефы.

Живопись Древнего Египта. Гуси. Роспись гробницы в Медуме, начало 3 тыс. до н. э.

Среднее царство (XXII-XVIII века до н. э.)

В эту эпоху настенная живопись Египта совершенствуется и упорядочивается. Изображенные сцены становятся более сложными и динамичными. Помимо представителей знати, встречаются фигуры обычных земледельцев или рыбаков. Художники обращают внимание на природу: в росписях появляются растительные орнаменты и прекрасно выписанные животные. Для зверей и птиц канона не существовало, поэтому мастера рисовали их живыми, с применением полутонов. Много подобных сцен сохранилось в гробнице номарха Хнумхотепа II.

Живопись Древнего Египта. Дерево с певчими птицами из гробницы Хнумхотепа в Бени-Хасане, XX век до н. э.

Новое царство (XVII-XI века до н. э.)

В эпоху Нового царства живопись, как и культура в целом, достигает высшего расцвета. Мастера смелее обращаются с нерушимыми прежде канонами и используют более широкую цветовую гамму с полупрозрачными слоями. Взаимодействие с другими азиатскими народами приносит интерес к орнаментам и высокой детализации. Поскольку этот период связан с успешными завоеваниями, в росписях часто воспроизводятся военные сцены. Появляются изображения фараона на боевой колеснице, заимствованной у побежденных племен.

Живопись Древнего Египта. Остракон с изображением акробатки, XII век до н. э.

Живопись Древнего Египта. Фрагмент росписи гробницы Небамона, ок. 1400 до н. э.

Позднее египетская культура постепенно утрачивает характерные для нее черты под влиянием завоевателей — сначала греков, а затем римлян. К началу новой эры в Египте расцвело эклектичное искусство фаюмского портрета. Эти изображения тоже использовались для погребения, но создавали их при жизни, когда человек был еще полон сил. Или же художники писали такой образ, полагаясь на свое воображение. Для фаюмского портрета характерно стремление передать главные черты героя, сделать его узнаваемым.

Живопись Древнего Египта. Пример фаюмского портрета

Жители Древнего Египта верили, что каждому человеку после смерти понадобится статуэтка или живописное изображение для переселения души. Подобные изделия создавались в огромных количествах, и многие из них сохранились до наших дней. При желании такую древность можно приобрести для коллекции. Искать и покупать подобные изделия удобно на аукционах, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot.

    • Добавить фото

    Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

    Больше новостей

    Лев Бакст — многогранный талант эпохи модерна Джованни Гуида — итальянский художник-новатор и мастер граттажа Новые герои аукционов — самые дорогие комиксы в мире Ян Стен — великий художник с уникальным чувством юмора: биография и лучшие картины Джордж Доу — великий английский портретист и создатель русской «Военной галереи» Данте Габриэль Россетти — яркий художник-прерафаэлит и автор необыкновенных женских портретов Клодион — французский скульптор, который наотрез отказался переехать в Россию по приглашению Екатерины Великой Концептуализм — искусство, в котором всегда идея важнее формы произведения: суть, особенности, история На плечах гиганта: аукционный дом Christie’s продал личные вещи Стивена Хокинга Постмортем как вид искусства

    Как Великая пирамида Египта изменила цивилизацию

    Конец лета в Египте, около 2525 г. до н.э., разлив Нила. Для рабочего по имени Меррер потоп означает, что пришло время принести камень на место пирамиды фараона Хуфу. Путь от карьера в Туре к юго-востоку от порта Гизы составляет всего восемь миль. Но тяжелый груз сверкающего белого известняка, который сформирует внешний слой памятника, затрудняет маневрирование кораблей. И река кажется такой же огромной, как океан, когда она поднимается над своими берегами. Однако Меррер уже плавал в открытом море. Флот барж и 50 человек под его командованием находятся в опытных руках.

    Он видит пункт назначения. Вдалеке он может видеть паводковые воды, плещущиеся о массивную известняковую стену. Другие лодки с зерном, древесиной и домашним скотом плывут вокруг восточного конца стены, чтобы разгрузить свой груз в городе, но баржи Меррера не заходят так далеко. Они выходят на берег к северу от стены, где золотая порода плато Гизы спускается к реке, образуя естественный пандус, который облегчит перемещение известняка на строительную площадку.

    С берега реки Меррер может видеть, что будет самым высоким зданием в мире, по крайней мере, в ближайшие 3800 лет. Тысячи рабочих толпятся на строительной площадке пирамиды, которая в конечном итоге послужит гробницей Хуфу, тащат гигантские камни на место и проверяют и перепроверяют их выравнивание. Конструкция близится к завершению. Вскоре будут уложены верхние слои каменных блоков, и пирамида будет полностью облицована полированным туринским известняком и увенчана позолоченным замковым камнем.

    Кто были люди, построившие пирамиду Хуфу и пирамиды других египетских фараонов, и почему они посвятили свою жизнь этой задаче? Греческий историк Геродот, писавший в пятом веке до нашей эры, считал, что пирамиды были построены армиями рабов, движимых кнутами своих надзирателей. Однако за последние несколько десятилетий открытия других письменных источников показали, что банды египетских граждан обеспечивали большую часть рабочей силы. Но эти источники почти ничего не рассказали о жизни этих людей. Насколько знали археологи, они могли быть низкооплачиваемыми рабочими, с которыми обращались немногим лучше, чем с рабами — полуголодных, оборванных людей стегали до тех пор, пока известняк не перегружали с барж на деревянные сани и не подтаскивали к пирамиде.

    Теперь новые находки, в том числе папирусная книга, в которой задокументирована деятельность Меррера и его команды, наконец-то привлекли внимание к рабочим пирамиды и показали воздвигнутые ими культовые монументы в совершенно новом свете. Раскопки на двух ключевых участках позволяют предположить, что значение пирамид выходит далеко за рамки технических подвигов. Оказывается, рабочие, которые строили эти сооружения, не просто таскали каменные блоки. Они были элитной рабочей силой, которая также отправляла торговые миссии в места за сотни миль, чтобы доставить припасы и строительные материалы. Развитие очень сложной организации труда и торговой сети, необходимых для строительства пирамид, сделало больше, чем просто сделало возможным строительство огромных памятников; он подготовил почву для столетий процветания Египта и изменил курс более поздних цивилизаций.

    Стремление высоко

    Строительство пирамид началось не на плато Гизы. Фараон Нетджерихет, правивший с 2650 по 2620 год до нашей эры, построил первый такой памятник, шестиярусную ступенчатую пирамиду высотой около 200 футов, которая до сих пор возвышается над горизонтом Саккары, примерно в 15 милях к югу от Гизы. Тенденция к строительству больших пирамид действительно началась с фараоном четвертой династии Снеферу, который построил три пирамиды во время своего правления с 2575 по 2545 год до нашей эры. Когда Сноферу наконец скончался, его преемником стал его сын Хуфу (иногда известный как Хеопс). У Хуфу был только один способ превзойти своего отца: он должен был построить большую пирамиду. И он воздвигнет его на краю плато Гиза на всеобщее обозрение. Амбиции Хуфу привели к строительству самого известного памятника Египта, Великой пирамиды Гизы высотой 481 фут и шириной 756 футов.

    Стремление Хуфу на этом не закончилось. На восточной стороне пирамиды был построен погребальный храм, где жрецы могли общаться с умершим фараоном и делать подношения, чтобы поддержать его в загробной жизни. По обеим сторонам храма были вырыты огромные ямы для полноразмерных лодок, вероятно, для того, чтобы Хуфу плыл в загробную жизнь. С южной стороны пирамиды были вырыты еще две ямы для лодок. И три меньшие пирамиды, которые служили гробницами для важных королевских женщин, стоят к югу от заупокойного храма. В общем, комплекс был колоссальным предприятием.

    В течение многих лет археологи были одержимы проектированием пирамид. По оценкам экспертов, только для строительства Великой пирамиды потребовалось бы около 26 000 человек, чтобы установить блоки в нижней части конструкции. По мере того, как пирамида поднималась, а площадь поверхности на вершине уменьшалась, количество людей, работающих на этом месте, должно было уменьшаться. Теорий о том, как рабочие перемещали здоровенные камни на место, предостаточно. Основная идея состоит в том, что они построили внутреннюю рампу, чтобы возить известняк на более высокие позиции в структуре. Но, сосредоточив внимание на практических деталях строительства, ученые упустили из виду более важное значение пирамид. До настоящего времени.

    Марк Ленер пожимает руки и обменивается теплыми арабскими приветствиями с посетителями рядом с Хейт эль-Гураб («Стена Ворона») — барьером высотой 30 футов в полумиле к востоку от Великой пирамиды. Во времена Меррера стена должна была стоять к северу от города, который также называется Хейт эль-Гураб. Сегодня, когда река переместилась на восток, городская застройка Каира, а не паводковые воды Нила, плещется о стену. Когда люди фотографируют пирамиды, они всегда поворачиваются к этой местности спиной, предпочитая просторы открытой пустыни непокорным горизонтам Каира. Археологи тоже долгое время игнорировали это место — песчаное пространство, вклинившееся между откосом плато Гиза и приближающимся городом. Ленер, египтолог Восточного института Чикагского университета и директор Ассоциации исследований Древнего Египта в Массачусетсе, начал работать здесь в 1988 с очень конкретной целью. Он понял, что тайна пирамид Гизы заключается не в том, как было вырезано и сложено столько больших камней; тайна в людях. «Мы видим человеческое прикосновение повсюду», — говорит он. — Так где же люди? Он пришел в Хейт эль-Гураб, чтобы найти их.

    Ленер чувствует себя как дома и в современном Каире, и в древнем Хейт-эль-Гураб. Сегодня он одет для полевых работ: синие джинсы, жилет с множеством карманов, широкополая шляпа и запыленные сапоги; все впитали цвет пустынного песка. У него вид дружелюбного авторитета, и он в некотором роде местная знаменитость: в течение дня случайные прохожие кричат: «Доктор Марк!» в надежде привлечь его внимание. Одна из женщин, с которыми он болтает, отпирает железные ворота, и Ленер ведет их в старый город.

    Когда Ленер и его команда начали раскопки, они ожидали найти в лучшем случае скромный лагерь — горстку невзрачных зданий, где бедные рабочие с низким статусом каждую ночь влачили свое жалкое существование, прежде чем тащиться обратно к пирамидам в утром тащить больше камней. Вместо этого команда обнаружила нечто гораздо более сложное — город, планировка и архитектура которого были тщательно спланированы режимом Хуфу. Рядом со стеной экскаваторы обнаружили, где жили рабочие, район, который Ленер назвал «Комплексом галереи», потому что он состоит из длинных узких зданий с улицами между ними. В каждом здании были очаги и спальные платформы для 20 человек — столько мужчин в рабочей бригаде — плюс дополнительная комната, которая, возможно, предназначалась для их надзирателя.

    Стены из сырцового кирпича отмечают места, где стояли здания; сейчас они всего около двух футов в высоту, вероятно, разрушены ветром пустыни. К югу от Галерейного комплекса стояли пекарни и пивоварни, о чем свидетельствуют хлебные печи и пивные кувшины, найденные в руинах тамошних построек. К югу от пекарен находится большое здание рядом с бункерами для хранения зерна и стеной ограждения, которая, возможно, использовалась в качестве загона для скота. К западу от пекарен находится район с большими домами. Мусорные свалки в этом районе показали, что жители здесь ели много очень дорогой телятины, а найденные поблизости глиняные пломбы носят титулы высокопоставленных лиц, что позволяет предположить, что здания служили домами и офисами городской администрации. .

    С ними обращаются далеко не лучше, чем с рабами, экипаж Меррера и остальные около 6000 жителей Хейт эль-Гураба, кажется, жили довольно комфортно. Полученные данные свидетельствуют о том, что после долгого рабочего дня по разгрузке барж строители пирамид отправились в город, чтобы поесть. Запах пекущегося хлеба и варящегося пива доносился бы из пекарен в нескольких сотнях футов, рекламируя то, что было в меню. Предложили бы и мясо — вероятно, козлятина для бригады, говядина для бригадира. А остатки отличительных керамических транспортных контейнеров позволяют предположить, что у них мог быть доступ к оливковому маслу, импортированному из Леванта, на восточной окраине Средиземного моря, — излишеству, недоступному большинству египтян.

    Почему фараон Хуфу так много инвестировал в Хейт эль-Гураб и его жителей? В то время, когда строились пирамиды, расположение Нила вдоль северной и восточной сторон города сделало бы его отличным местом. Ленер считает, что Хейт-эль-Гураб был не ветхим «рабочим городком», а портом на Ниле, который был связующим звеном обширной торговой сети, использовавшейся для доставки всех материалов для строительства пирамид. Эти поставки включали гораздо больше, чем просто камень: большая часть еды и одежды для рабочих, а также инструменты, которые использовались при строительстве. Даже предметы роскоши, принадлежавшие священникам и чиновникам, наблюдавшим за проектом, могли пройти через Хейт эль-Гураб. Город был необходим для операций с пирамидами. И сами рабочие были ценным ресурсом. Они не только вывозили из Туры известняк, но и могли совершать гораздо более длительные торговые миссии. Анализ древесного угля, найденного в рабочих кварталах, показал, что небольшое количество дров, которые они сжигали, было получено из деревьев — кедра, маслины и сосны, которые росли только в Леванте, за сотни миль отсюда. Эта экзотическая древесина могла быть получена из сломанных частей корабля, и Ленер предполагает, что экипажи, живущие в Хейт-эль-Гураб, отправлялись с торговыми миссиями, а также устанавливали камни.

    Все за одного

    Хуфу использовал государственные, трудовые и торговые системы, которые его предшественники внедрили до прихода к власти. Но его проект пирамиды, беспрецедентный по своим масштабам, привел развитие этих инфраструктур к новым головокружительным высотам и тем самым подготовил Египет к процветанию в грядущие столетия. Раскопки на другом участке также дают представление о том, как Хуфу реализовал свое грандиозное видение.

    Примерно в 120 милях к юго-востоку от Хейт-эль-Гураб Грегори Маруард выглядит так, будто идет по поверхности Суэцкого залива. На самом деле археолог идет по древнему каменному пирсу, который лежит прямо у поверхности воды здесь, на месте давнего порта, ныне известного как Вади-эль-Джарф. Пирс изгибается на сотни футов в море, и Маруар использует чрезвычайно низкий прилив, чтобы провести точные измерения. Руководитель проекта Пьер Талле из Университета Париж-Сорбонна стоит на пляже под пронизывающим ветром, объясняя значение этого места.

    Предварительные данные свидетельствуют о том, что отец Хуфу, Сноферу, построил гавань, которая обеспечивает кратчайший путь через Красное море к медным рудникам Синайского полуострова. Добыча меди была крупным мероприятием, которое включало в себя доставку на рудник около 1000 рабочих, обеспечение их продовольствием на два-три месяца, пока они добывали металл, а затем транспортировку меди в города, которые в ней нуждались. Большинство фараонов, включая, по-видимому, Сноферу, за время своего правления организовали только одну медную экспедицию. У Хуфу, однако, были деньги, рабочая сила и воля, чтобы организовать как минимум две такие экспедиции, используя гавань гораздо интенсивнее, чем когда-либо делал его отец. Ему нужно было сделать это, чтобы получить достаточно меди, чтобы сделать множество долот, пил и других инструментов, необходимых для строительства Великой пирамиды. Вади-эль-Джарф — редкая находка. «Мы ничего не знаем о гаванях древнеегипетского периода, — размышляет Таллет. «Возможно, это самая старая из когда-либо найденных гаваней».

    Доказательства связи гавани с экспедициями Хуфу повсюду в Вади-эль-Джарфе. Например, в нескольких сотнях футов от кромки воды экскаваторы возводят два длинных прямоугольных здания, разделенных на ячейки одинакового размера. Одно здание состоит из пяти камер, а другое — из 10. Таллет говорит, что в камерах могли размещаться как грузы, так и экипажи кораблей. В этих постройках были обнаружены десятки глиняных печатей. Товары часто отправляли в мешках, которые были связаны веревкой и запечатаны комком глины, на котором была отпечатана печать того, кто владел содержимым мешка. Многие печати носят имя Хуфу.

    Другие находки документируют действия, имевшие место в Вади-эль-Джарфе, в поразительных подробностях. Команда Таллета сосредоточила большую часть своей энергии на раскопках ряда камер, которые были вырыты в склоне холма примерно в миле от пляжа. В перерывах между медными экспедициями лодки разбирались и хранились в этих камерах. Во многих из них до сих пор сохранились куски веревки от такелажа и даже небольшие кусочки дерева с надписями красными чернилами, указывающими, как собирать лодки.

    Еще более примечательно то, что археологи обнаружили записи на папирусе, которые Меррер написал около 4500 лет назад, в один из последних лет правления Хуфу. Таллету потребовались годы, чтобы сохранить и заново собрать кусочки папируса, но фрагменты явно содержат лучшие записи о повседневной деятельности древних египетских рабочих. Доставив турский известняк в Гизу, Меррер повел свою команду на север, чтобы построить порт на Средиземном море. Когда эта миссия была завершена, их отправили в Вади-эль-Джарф, откуда он должен был перевезти медь в конце правления Хуфу в 2525 г. до н.э. Первым делом Меррера в Вади-эль-Джарфе нужно было, чтобы его люди открыли помещения, где хранились разобранные лодки, отнесли их на берег и начали собирать 80-футовые суда обратно, следуя инструкциям, написанным на каждая часть красными чернилами. Затем они провели несколько месяцев, переправляя еду из Египта на Синай для горняков и возвращая только что добытую медь в Вади-эль-Джарф.

    Согласно папирусу, почти все, что делала команда Меррера, предназначалось для строительства Великой пирамиды. Что, как не рабство, побудило этих людей применить свои многочисленные навыки именно к этому проекту, а не к какому-то другому? Подсказки приходят из истории египетского правительства. С момента своего возникновения в 2950 г. до н.э. Египет отличался от других государств, существовавших в то время. Первый фараон, Нармер, подчинил себе весь Египет от южного побережья Средиземного моря до гранитных каменоломен в Асуане исключительно благодаря военной мощи. В то же время Месопотамией управляли десятки небольших городов-государств, каждое из которых управлялось своим королем, который делил власть с другими религиозными деятелями и богатыми семьями, говорит Паскаль Баттерлен из Университета Пантеон-Сорбонна во Франции. В то время Египет был, вероятно, самой большой территорией в мире, контролируемой одним правителем, и высшей властью над всем в пределах его границ был фараон.

    Концентрация всей религиозной и политической власти в руках фараона означала, что египетское общество функционировало иначе, чем в других царствах, таких как месопотамские города-государства, существовавшие в то время. В то время как месопотамские цари заявляли о близких отношениях со своими богами, египетские фараоны верили, что они на самом деле были богами. Боб Брайер, египтолог из Университета Лонг-Айленда, считает, что божественная власть фараонов позволяла им подчинять своих подданных так, как не могли правители других государств. Египетские тексты поддерживают эту идею, по словам Генри Райта, эксперта по формированию ранних государств из Мичиганского университета. Они показывают, что у рабочих были религиозные мотивы, и, вероятно, они приходили работать на пирамидах из-за идеологических обязательств, а не просто из-за необходимости выполнять определенный объем работы, которую они были обязаны народу в соответствии с египетским законодательством. «Они не просто строят могилу для какого-то парня, — замечает Райт. «Они строят гробницу для бога». Это различие могло быть тем, что сделало возможными пирамиды.

    Переломный момент

    В свою очередь, пирамиды и необходимая инфраструктура сделали возможными другие вещи. Хотя Вади-эль-Джарф был заброшен всего через 50 лет после постройки, он выполнил свою задачу и проложил путь к строительству другого, гораздо более успешного порта дальше на север. Этот порт, названный Айн Сухна, находился ближе к столице Мемфису и другим местам, где требовалась медь, включая Гизу, а затем и погребальный комплекс в Абусире, расположенный примерно в восьми милях к югу от Великой пирамиды. Айн Сухна сыграет важную роль в создании богатства Египта, отправляя и принимая грузовые корабли через Красное море в течение почти 1000 лет.

    Со своей стороны, Хейт эль-Гураб продолжал оставаться главным центром торговли до конца четвертой династии, когда преемники Хуфу Хафре и Менкауре построили свои собственные пирамиды. Но после погребения Менкаура эпоха пирамид Гизы закончилась. В 2450 г. до н.э., когда началась пятая династия, погребальные памятники стали намного скромнее, а город Хейт-эль-Гураб был заброшен. На первый взгляд может показаться, что эти изменения сигнализируют о спаде для Египта. Крупные строительные проекты, такие как пирамиды, часто считаются общими показателями благосостояния общества. Действительно, на протяжении десятилетий многие египтологи считали, что фараоны перестали строить себе гигантские памятники, потому что нация обеднела.

    Ленер приводит другой аргумент. Он считает, что приоритеты сместились в начале пятой династии, а торговая и рабочая инфраструктура, созданная прежними фараонами для строительства пирамид, была перенаправлена ​​на строительство проектов в провинциях, которые веками помогали поддерживать процветание нации. Эта инфраструктура была чрезвычайно мощным инструментом с скоординированными цепочками поставок ресурсов, которые простирались на сотни миль за пределами Египта и объединяли усилия более миллиона человек под единой властью. «Сеть стала важнее, чем причина, по которой она была создана», — утверждает Ленер. «Это был переломный момент в сторону современности».

    Современность, по мнению Ленера, представляет собой развитие более сложной бюрократии с распределенной организацией, которая поощряет местный контроль над рабочей силой и ресурсами, а не прямой контроль со стороны семьи фараона. Свидетельством существования этой сложной бюрократии является Палермский камень, фрагмент резьбы, обнаруженный где-то до 1877 года, на котором записаны достижения фараонов от третьей до пятой династий. Записи, сделанные во время правления Усеркафа, первого фараона пятой династии, показывают, что он увеличил количество создаваемых плантаций и сделал огромные пожертвования земли культу бога Солнца Ра, чтобы стимулировать развитие сельской местности. Для наблюдения за этим расширением требовалось больше бюрократов, которые затем хотели продемонстрировать свой статус предметами роскоши и большими гробницами. Тем временем снабжение этого нового сельского населения увеличило спрос на товары первой необходимости. Результатом стала самоподдерживающаяся петля обратной связи спроса и предложения, которая не только создала богатство для Египта, но и подняла экономику его торговых партнеров за границей.

    Райт в чем-то согласен с Ленером. «Это, безусловно, переломный момент», — допускает он. «Это организационная революция». Но он отказывается называть это современностью. По мнению Райта, в Египте времен пятой династии отсутствовала одна из определяющих характеристик «современного» общества: изменение систем мышления. Он утверждает, что современные общества имеют быстро растущие объемы технических знаний и систем, подтверждающих и проверяющих достоверность информации. Хотя древние египтяне, безусловно, обладали важным набором технических знаний, большая часть их знаний была ритуализирована и получена посредством гадания.

    Несмотря на разногласия по поводу того, что считать современностью, ученые сходятся во мнении, что сложная система управления Египта была значительным шагом вперед. Будущие раскопки должны показать, как именно происходило это развитие. Таллет планирует продолжить поиски Вади-эль-Джарфа в поисках новых доказательств масштабов торговой сети Египта. Он также продолжает переводить записи Меррера о работе, выполненной его командой. Таллет подозревает, что торговые миссии в землю Пунт, которая, как считается, находится на территории современного Судана, отправлялись из Вади-эль-Джарфа, но ему еще предстоит установить эту связь. Тем временем Ленер продолжит огромную работу по раскопкам Хейт-эль-Гураб и анализу появляющихся подсказок о жизни в городе давным-давно.

    Тем не менее, лучшее свидетельство экономической революции, которую произвели пирамиды, возможно, находится не в Хейт-эль-Гураб, Вади-эль-Джарф или на плато Гиза. Ленер указывает на аванпосты в Западной пустыне Египта и поместья в Шейх-Сайеде в Среднем Египте как на места, которые могут дать дополнительные указания на то, что именно небольшие общины вдали от городского центра Древнего Египта извлекали выгоду из богатства, которое вливалось в нацию в результате ее централизованная бюрократия под божественным королем. В конце концов, истинным достижением Хуфу было не возведение Великой пирамиды, а создание сети торговых партнеров и организация труда всей нации. «Это не было технологическим чудом, — говорит Брайер о памятнике Хуфу. «Это было социологическое чудо».

    Эта статья была первоначально опубликована под названием «Эффект пирамиды» в журнале Scientific American 313, 5, 32-39 (ноябрь 2015 г.)

    Взлет и падение Древнего Египта. Тоби Уилкинсон. Рэндом Хаус, 2011.

    Айн-Сухна и Вади-эль-Джарф: две недавно открытые гавани фараонов в Суэцком заливе. Пьер Талле в Исследования Британского музея в Древнем Египте и Судане , Том. 18, страницы 147–168; Август 2012.

    Труд и пирамиды: Heit el-Ghurab «Рабочий город» в Гизе. Марк Ленер в серии Труд в древнем мире . Под редакцией Петра Штайнкеллера и Майкла Хадсона. ОСТРОВОК, 2015.

    ИЗ НАШИХ АРХИВОВ

    Гробницы первых фараонов. Уолтер Б. Эмери; Июль 1957 г.

    Делимся египетской культурой с классами Миннесоты – Global Minnesota

    Перейти к содержимому

    Фатема Эль-Гонеми

    Я Фатема Эль-Гонеми, аспирант, получаю степень магистра государственного управления в Американском университете в Каире, Египет. Я приехал в Миннесоту в качестве студента по обмену на осенний семестр 2022 года. Я считаю, что обмен и понимание различных культур — отличный способ расти как лично, так и профессионально. Вот почему я был рад поделиться своей культурой с молодыми студентами по всей Миннесоте и рассказать о Миннесоте своему дому в Каире. Я начал с обсуждения своей культуры с другими в моем университете, а затем решил искать больше возможностей для волонтерства и работы во время учебы в Миннесоте.

    Global Minnesota была первой рекомендацией среди моих друзей, живущих в Миннесоте, как лучший способ донести мою культуру до жителей этого штата. Я считаю, что программа Classroom Connection — отличный способ рассказать о египетской культуре учащимся начальной школы. Мне повезло, что меня переселили в школу очень рано, так как у меня было не так много времени в Миннесоте. Меньше чем через месяц Сильвия Оксенхэм, менеджер по образованию в школе Global Minnesota K-12, координировала мою первую встречу с классным руководителем, чтобы согласовать основные моменты перед первым визитом в школу.

    Самое первое посещение было посвящено тому, чтобы поделиться сторонами моей жизни, моей семьей, друзьями, школой и любимыми увлечениями. Студенты были поражены тем, что в Каире у меня появилось много тех же увлечений, что и в Миннесоте, таких как каякинг, езда на велосипеде и знакомство с природой. Вторая часть сессии была посвящена обычному дню в школе в Каире, а также сходствам и различиям между школами в обоих городах. Самой интересной частью для студентов были различные виды аутентичной египетской кухни, которые люди едят в Каире. Я предложил студентам научиться писать свои имена на арабском языке и раскрашивать египетский флаг.

    Второй урок был посвящен географии и самым известным достопримечательностям Египта. Самым важным элементом для меня было связать каждый ориентир с картой и научить их находить местоположение каждого из них на карте. Они также изучили различные пейзажи Египта по сравнению с Соединенными Штатами. Студенты были поражены тем, что земля Египта — пустыня. Основное задание заключалось в том, чтобы раскрасить карту и записать основные достопримечательности Египта. Кроме того, я научил их считать от одного до пяти и здороваться, благодарить и прощаться на арабском языке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *