Великое княжество Финляндское и финляндское право
→ Виртуальные тематические выставки > Великое княжество Финляндское > Великое княжество Финляндское и финляндское право
Выставка приурочена к 200-летию вхождения Финляндии в состав России.
Часть 1. Русско-шведская война 1808-1809 годов и завоевание Финляндии
Карта русско-шведской войны 1808-1809 годов. Из книги М.М. Бородкина «История Финляндии. Время Александра I» (СПб, 1909). | Война между наполеоновской Францией и Российской империей завершилась в июле 1807 года Тильзитским миром. Царь Александр I становился союзником Франции и обязался оказать давление на Швецию с целью принудить ее следовать в фарватере французской политики. Наполеон оставлял Александру полную свободу действий против Швеции, вплоть до отторжения части ее территории. Несколько месяцев русско-шведские переговоры шли тяжело и безуспешно: шведский король Густав IV занял непримиримую позицию, и тогда российскому императору пришлось взять на себя неблагодарную миссию. 9 февраля 1808 года русские войска без объявления войны вступили на территорию Финляндии, тогда рядовой шведской провинции. Численное превосходство было на стороне русской армии. Шведы уклонялись от активных боевых действий. Очень быстро были заняты южные и центральные районы страны, а после взятие Або (современный Турку) Александр подписал манифест о переходе Финляндии под власть России (5(17) июня 1808 г.).. |
Между противоборствующими сторонами было достигнуто перемирие, которое Наполеон встретил неодобрительно: даже после потери Финляндии Швеция оставалась непреклонной по вопросу разрыва с Великобританией.
Войну пришлось продолжать. В конце зимы – начале весны 1808 года, когда воды Ботнического залива были покрыты людом, началось наступление: отряды генералов Багратиона, Кульнева, Барклая де Толли прошли по льду залива и вторглись на собственную территорию Швеции. Ближе всего к Стокгольму (до 75 км) подошел отряд генерала Я.П. Кульнева, вызвав сильнейшую панику в шведской столице.Часть 2. Сейм в Борго и создание Великого княжества Финляндского
Александр Первый. Картина Ф. Жерара. 1814. Фрагмент | До завершения Александр I решил оформить присоединение Финляндии посредством созыва Война еще не была завершена, как Александр I решил оформить присоединение Финляндии к России посредством созыва всесословного собрания финляндских жителей (сейма). Представители четырех сословий Финляндии собрались в городе Борго, куда 15 марта 1809 года торжественно въехал император Александр. |
16 марта сейм начал работу в здании Боргоской гимназии. Присутствовавшие выслушали обращение Александра, который обещал хранить коренные законы страны. Затем представители сословий принесли присягу на верность России за себя и тех, кого они представляли. Сейм работал до июля 1809 года и юридически оформил присоединение Финляндии к Империи.
Присяга в соборе Борго 17 марта 1809 года. Из книги М.М. Бородкина «История Финляндии. Время Александра I». СПб, 1909 | Сейм в Борго имел некоторые черты учредительного собрания, так как заложил основы Великого княжества Финляндского – нового политического образования на территории, которая раньше была обычной провинцией в составе Шведского королевства. Завоеванная в середине XII века шведскими крестоносцами Финляндия только в 1809 году получила права автономии. Была создана верховная власть в виде престола Великого князя Финляндского – престола, неразрывно объединенного с Россией. Политическое устройство, данное этой стране Александром I, не могло быть отвергнуто представителями сословий: они были созваны только для подтверждения нового порядка. Присоединяя Финляндию к своим владениям, Александр I отлично понимал, что этот край будет жить своей отдельной жизнью в составе Империи, что на него нельзя распространить порядки остальной России: крепостничество и централизованное управление, что задача охранения северо-западных рубежей России требует от него добиться расположения и лояльности новых подданных. |
Определяющую роль в формировании финляндской политики сыграл М.М. Сперанский
Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) М.М. Сперанский долго и плодотворно занимался финляндскими делами. Он сопровождал императора Александра I на сейм в Борго. Им были написаны речи государя при открытии и закрытии сейма. Он составил окончательную редакциюпроекта об устройстве финляндского совета (переименованного впоследствии в Сенат). Сперанский являлся канцлером Абосского университета. Возглавлял комиссию финляндских дел в Петербурге. |
Русский царь, сам в душе либерал и реформатор, покровительствовал либеральному курсу Сперанского. Таким образом, действовавшие в Финляндии шведские законы были признаны сохранившими свою силу с теми поправками, которые привнесены фактом российского завоевания. Главные шведские законы: Форма Правления 1772 года и Акт Соединения и Безопасности 1789 – получили в интерпретации Александра статус «коренных законов».
В сентябре 1809 года между Россией и Швецией в городке Фридрихсгам был подписан мирный договор. Он подводил черту под двухлетней войной и закреплял присоединение Финляндии к России. В тексте сказано, что «по единственным побуждениям великодушного своего соизволения» император всероссийский оставляет в неприкосновенности веру, собственность и преимущества финляндцев.
В последней трети XIX века решения сейма в Борго стали объектом жаркой политической дискуссии относительно того, являл ли собой сейм соглашение между русским царем и финляндским народом (в терминах того времени государственными или земскими чинами). Была ли Финляндия равноправной стороной этого соглашения, можно ли считать решения Сейма конституцией или он подтверждал наличие таковой до времени завоевания? На анализе и спекуляциях вокруг Боргоского сейма возникла теория «особого государства» и дискуссия ее сторонников и противников.
Часть 3. Финляндия в составе России: автономия и борьба за ее сохранение
В составе Российской империи оказались две области, обладавшие большей свободой, чем какая-либо другая ее часть: Царство Польское и Великое княжество Финляндское. Дважды в XIX веке Польша поднимала национально-освободительные восстания, Финляндия же оставалась спокойной. Россия применила в Финляндии принцип разделения властей, впрочем, весьма отличавшийся от современного его понимания. Российский император одновременно являлся Великим князем Финляндский, что закреплено в титулатуре династии Романовых. Исполнительная власть принадлежала Сенату во главе с генерал-губернатором, формальным представителем России. Сенаторы назначались из числа финляндцев, срок их полномочий ограничивался тремя годами. Сенат имел два отдела: юридический и экономический. |
Генерал-губернатор назначался из числа приближенных к царю лиц. Как правило, генерал-губернаторы не вмешивались во внутренние дела Финляндии, так как, во-первых, жили в Петербурге, во-вторых, заседания Сената проходили на незнакомом шведском языке.
Великое княжество имело всесословный Сейм, в ведении которого находились гражданское и уголовное законодательство, основы военных и церковного законодательств, финансовые дела. Сейм мог одобрить или отклонить решение императора о введении новых налогов или отмене какого-либо закона. Созыв Сейма был прерогативой русских царей, которые не пользовались этим правом до 1863 года.
Здание Финляндского Сейма, Гельсингфорс (Хельсинки). Из книги «Финляндия», под ред. Д. Протопопова. СПб, 1898 | Судебная власть была разделена между Сенатом, генеральным прокурором и старыми финляндскими судами гофтерихтами. Александр I проявлял большой интерес к управлению Финляндией, поэтому в Петербурге была создана Комиссия (позже Комитет) по финляндским делам во главе со Сперанским. Дела комитета докладывались напрямую самодержцу, минуя инстанции министерств. В 1826 году, при Николае I Комитет был упразднен, и его функции принял на себя Статс-секретарь Великого княжества в ранге министра. Финляндия имела собственное гражданство, отделенное от российского подданства. Финляндцы имели равный доступ к государственной службе, пользовались всей полнотой прав в Империи. В то же время русские подданные, жившие в Финляндии и не приобретшие ее гражданства, встречали ограничения своих прав. |
Великое княжество имело чиновный аппарат, полностью состоявший из местных жителей; свою почтовую систему; железную дорогу с колеей, отличающуюся от российской; свою финансовую систему, банк и бюджет. Наконец, Финляндия имела армию численностью до 2.000 человек таможенные границы с Россией, которую финские товары, в отличие от российских, пересекали беспошлинно. Центральной императорской власти были делегированы полномочия внешнеполитического представительства и стратегической обороны Великого княжества.
С установлением российской власти столица княжества была перенесена в Гельсингфорс. Территория Финляндии расширилась за счет присоединения Выборгской губернии в 1811 году.
|
Вхождение в состав России благоприятно сказалось на экономическом развитии страны. В период шведского господства, львиную долю бюджета Шведского королевства составляли доходы от Финляндии, теперь же эти средства полностью шли на ее внутреннее развитие. Начиная с 1840-х годов, в Финляндии постепенно шла машинная индустриализация, она превращалась в промышленно развитый регион империи.
По мере промышленного развития крепло национальное самосознание финского народа. С 1860-х гг. происходил устойчивый культурный подъем, прогрессивные силы местной интеллигенции ратовали за придание финскому языку статуса государственного, что было сделано Александром II. Крепнущая автономия внушала опасения влиятельным силам в российском правительстве, сторонникам «единой и неделимой России».
После вступления на престол Александра III, с подачи генерал-губернатора Ф.Л. Гейдена в 1882 году, была создана комиссия по кодификации местного законодательства для того, чтобы унифицировать финское право в соответствии с общеимперскими нормами и тем самым серьезно ограничить автономию Княжества. Влиятельные партии и Сейм выступили против этих действий России, и работа комиссии была прервана.
Тогда же начинаются регулярные публицистические выступления финляндского юриста и сенатора Лео Мехелина, рьяного сторонника автономии и теории «особого государства». В ответ ему писатель К.Ф. Ордин и генерал М.М. Бородкин написали крупные произведения, доказывавшие, что Финляндия никогда не была государством и ныне является не более чем одной из провинций Российской империи.
В 1890 г. была упразднена почтовая автономия Финляндии, в 1891 году дела статс-секретаря Великого княжества разделены между министрами общероссийского правительства. В 1895 году Николаю II были доложены результаты работы кодификационной комиссии под председательством Н.Х. Бунге, но царь решил отложить эти действия до лучших, по его мнению, времен.
В 1899 году началось очередное наступление властей на Финляндскую автономию. Отныне центральная власть могла издавать законы общегосударственного значения без согласия Сейма. В 1900 году русский язык стал языком официального делопроизводства, а через год финская армия была упразднена, и финские граждане обязывались служить в общеимперской армии (впоследствии эта мера была заменена налогом, размер которого постоянно возрастал).
В Великом княжестве сложилась предреволюционная ситуация. Национальный подъем в Финляндии в ответ на ограничение автономии совпал с Первой русской революцией 1905-1907 годов. Николай II был вынужден отменить все ограничения, и в 1906 г., впервые в Европе, в Финляндии право голоса получили женщины.
В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, императорское правительство при поддержке консервативных слоев еще пыталось ограничить автономию Княжества, но война и революции 1917 года привели страну к полной независимости.
Часть 4. Преподаватели Юридического факультета в дискуссии об особом статусе Финляндии.
Профессора и приват-доценты юридического факультета Петербургского университета приняли активное участие в политико-юридической дискуссии вокруг вопроса, является ли Финляндия особым государством в составе России или же простой провинцией? Дискуссия об «особом государстве» началась с появления в 1838 году в Стокгольме брошюры профессора И. Вассера, в которой он называл княжество государством с представительной формой правления, учрежденной посредством мирного сепаратного договора между освобожденным финским народом и Александром I. Начавшаяся дискуссия в виде обмена памфлетами между Вассером и его оппонентами поначалу не привлекла к себе большого внимания. Актуальным этот вопрос стал тогда, когда возникла политическая необходимость отстаивать автономию Великого княжества от претензий российской центральной власти кодифицировать и унифицировать финское право в соответствии с общегосударственным правом. | |
В этой общественно-политической дискуссии приняли участие видные ученые-юристы того времени. Среди преподавателей юридического факультета обозначились как сторонники особого положения Финляндии среди народов Российской империи, так и противники. Другими словами, спор сводился к вопросу о том, имеет ли Финляндия право на такую широкую автономию и что обязывает Россию считаться с нею: договоренности в Борго в 1809 г. или нынешнее устройство Великого княжества? | |
Сторонники теории «особого государства»: | |
Градовский Александр Дмитриевич (1841–1889). Ординарный профессор кафедры Государственного права юридического факультета Петербургского университета. Финляндия является обособленным во внутреннем управлении государством, – полагал А.Д. Градовский, – ибо за ней сохранены все местные особенности ее положения. | |
Сергеевич Василий Иванович (1832–1910) Заслуженный ординарный кафедры Истории русского права юридического факультета Петербургского университета. В.И. Сергеевич признавал, что Финляндия вошла в состав России на правах особого государства изначально, по результатам переговоров и договоренностей 1808 года. | |
Чичерин Борис Николаевич (1828 — 1904) Видный деятель либерализма, юрист, историк. Основоположник «государственной школы» русской историографии. Почетный член Санкт-Петербургского университета. В главе XI «Сложные государства» в «Общем государственном праве» Б.Н. Чичерин писал: «Финляндия… удержала свою политическую самостоятельность и свое особое устройство. При завоевании ей было обещано сохранение существующих учреждений. К таковым принадлежал Сейм, облеченный законодательной властью». | |
Противники теории «особого государства»: | |
Эдуард Николаевич Берендтс (1860 – после 1924) Первый профессор кафедры Финляндского права юридического факультета Петербургского университета Э.Н. Берендтс родился 9 декабря 1860 года в Санкт-Петербурге, в купеческой семье. Юридическое образование он получил на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета. По окончании университетского курса обучения его назначили в Министерство финансов. В 1891 году защитил на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета магистерскую диссертацию по теме «История государственного хозяйства Швеции до 1809 года». В том же году он был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора по кафедре государственного и административного права в Демидовском юридическом лицее г. Ярославля. В 1894 году он стал доктором финансового права, защитив в Санкт-Петербургском университете диссертацию, посвященную государственному хозяйству Швеции. В конце 90-х годов объектом научных исследований Берендтса стали финансовое право и система финансового управления в Финляндии. В 1900 году его как специалиста в этой области назначили помощником статс-секретаря Государственного совета и чиновником особых поручений при министре статс-секретаре Великого княжества Финляндского. 23 мая 1901 года на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета была учреждена кафедра финляндского права. 4 июня того же года доктор финансового права Э. Н. Берендтс стал сверхштатным ординарным профессором Санкт-Петербургского университета по данной кафедре. В течение двух лет он читал студентам юридического факультета лекции по административному праву Великого княжества Финляндского, совмещая преподавание со службой в государственном аппарате. После него на кафедре преподавал приват-доцент М.Б. Горенберг (1905-1906 гг.). В 1907 кафедра была переименована в кафедру Местных прав и просуществовала до 1918 года. В 1904 году Берендтс возвратился в Ярославль — он был назначен на должность директора Демидовского юридического лицея. В 1906 году он перешел в Училище правоведения на должность ординарного профессора финансового права, истории русского права и финляндского права. Входил в Центральный комитет «Союза 17 октября». После прихода к власти большевиков Берендтс покинул Россию. Обосновался он в Эстонии, продолжал преподавание и, вероятно, здесь закончил свои дни. | |
Коркунов Николай Михайлович (1853–1904) Экстраординарный профессор кафедры Государственного права; ординарный профессор кафедры Энциклопедии и истории философии права юридического факультета Петербургского университета. Н.М. Коркунов отрицал учение о реальной унии, будто бы связывающую Россию и Финляндию, сосредотачиваясь только на политическом доводе, что держава-завоеватель не может создавать на присоединенных территориях обособленных от себя государств. Он не видел различия между «несуверенным государством» и «автономной провинцией», считая эту дискуссию не имеющей практической ценности. | |
Мартенс Фридрих-Фромгольд (Федор Федорович) (1845–1909). Заслуженный ординарный профессор кафедры Международного права юридического факультета Петербургского университета. Ф.Ф. Мартенс твердо считал, что Финляндия является провинцией на основании Фридрихсгамского договора и того факта, что автономные учреждения Княжества были не результатом соглашения между равноправными контрагентами, а являются введенными по воле Империи. («Современное международное право цивилизованных народов»). | |
Пергамент Михаил Яковлевич (1866–1932). Ординарный профессор кафедры Гражданского права юридического факультета Петербургского университета. М.Я. Пергамент считал, что Великое княжество есть инкорпорированная часть Российской империи, отличающаяся только особенностями местного законодательства. Он отрицал существование финляндских верховной власти, подданства и территории. («Юридическая природа реальной унии»). | |
Таганцев Николай Степанович (1843–1923). Ординарный профессор кафедры Уголовного права юридического факультета Петербургского университета. Н.С. Таганцев отрицал особый статус Великого княжества Финляндского и обосновывал его положение в составе России исключительно завоеванием. «Подтверждение прежних законов русскими государями, – отмечал он, – не исключает возможность их отмены». |
Библиография
Общие сведения о Финляндии от БарсТревел
- Главная
- Информация
Площадь страны составляет 338 000 кв.км. Финляндия – седьмая по величине страна в Европе. Её длина — 1160 км, ширина – на 540 км. Финляндия – страна озер. Их число составляет 187 188 и 179 584 острова. Таким образом, 10% всей поверхности Финляндии покрыто водой, 69% — лесами. Граничит со Швецией Норвегией и Россией.
Население
Население Финляндии составляет 5 171 000 человек, средняя плотность населения – 17 человек на км2. Государственными языками в Финляндии являются финский и шведский. 93% населения считают своим родным языком финский, 5,7% — шведский. Большинство финнов принадлежит к евангельско-лютеранской церкви (85,6%), около 1% — к православной.
Государственное устройство
По форме правления Финляндия является республикой. Законодательная власть осуществляется Парламентом совместно с Президентом. Однопалатный Парламент состоит из 200 депутатов, избираемых прямым голосованием на 4 года. Верховная исполнительная власть находится в руках Президента, избираемого сроком на 6 лет.
Столица
Хельсинки, современная столица Финляндии, был основан шведским королем Густавом Васа в 1550 году как форпост Швеции для международной торговли на востоке. В 1812 году Хельсинки по указу императора Александра 1 становится столицей Великого княжества Финляндского. С 1917 года Хельсинки–столица независимой Финляндии.
Сегодня Хельсинки является центром индустриального региона с населением около 1,2 миллионов человек, из которых около 555 000 проживают в Хельсинки. В Хельсинки много интересных памятников архитектуры, музеев и выставок. Для самостоятельного знакомства с городом рекомендуем приобрести туристическую карточку Хельсинки (Helsinki kortti или Helsinki card) .
Климат
Благодаря континентальному климату с теплым летом и холодной зимой Финляндия имеет наиболее высокую среднюю температуру в Скандинавии, а западное побережье Финляндии – одно из самых солнечных мест в Северной Европе. Начиная с середины июня вода прогревается более чем до 20 градусов.
Время
Время в Финляндии отстает от московского на 1 час.
Валюта
С января 2002 года денежной единицей Финляндии является евро. Обмен валюты производится в банках (обычно открыты с понедельника по пятницу с 09:15 до 16:15) и крупных отелях, а также в поездах Москва – Хельсинки и Санкт — Петербург – Хельсинки. Выгодный курс обмена предоставляет фирма Forex (www.forex.fi), находящаяся в Хельсинки по адресам: Pohjoisesplanadi, 27,часы работы с понедельника по пятницу с 08:00 до 19:00, в субботу с 09:00 до 17:00; Центральный железнодорожный вокзал Хельсинки, часы работы ежедневно с 08:00 до 21:00.
Транспорт
Во всех крупных городах Финляндии имеется общественный транспорт. В Хельсинки взрослый билет на все виды транспорта стоит 2 евро, по этому билету можно ездить с пересадками в течение часа на автобусе, трамвае, метро, а также на пароме до крепости Свеаборг. Разовый билет можно купить у водителя. Билеты на 10 поездок продаются, в частности, в киосках R-kioski, и стоят 12,80 евро.
Региональный билет “seutulippu” (Хельсинки, Вантаа, Эспоо) позволяет без труда передвигаться на автобусах и электричках внутри столичного региона. Стоимость такого билета 3 евро. Туристический билет “matkailulippu” продается в билетных кассах общественного транспорта и в киосках R-kioski. Этот билет предназначен только для туристов и дает неограниченное право пользоваться общественным транспортом в черте города Хельсинки.
Стоимость такого билета: 1 день: 4,20 евро взрослые, 2,10 евро дети от 7 до 16 лет; 3 дня: 8,40 евро взрослые, 4,20 евро дети от 7 до 16 лет; 5 дней: 12,60 евро взрослые, 6,30 евро дети от 7 до 16 лет.
Ваш источник информации о глобальном бизнесе
- Дом
- Глобальные идеи
- По странам
- Финляндия
- Правительство
Ключевые цифры
- Глава государства:
- Президент Саули Ниинистё
- Глава правительства:
- Премьер-министр Санна Марин
Обзор
- Государственное наименование:
- Финляндия
- Конституция:
- Принят: 2000; Определяет основы, структуры и организацию правительства, отношения между различными конституционными органами, а также уточняет основные права финских граждан.
- Тип правительства:
- Республика
Герб Финляндской Республики
Индекс экономической свободы
Каждая страна оценивается по шкале от 0 до 100 на основе десяти свобод, где 100 представляет наибольшую степень экономической автономии от государственного вмешательства. Источник: Фонд наследия (2019 г.)
Рейтинг странового риска
А2
Политическая и экономическая ситуация хорошая. В целом стабильная и эффективная бизнес-среда, тем не менее, оставляет место для улучшений. Вероятность корпоративного дефолта в среднем низкая. Источник: Coface (2021)
Государственные учреждения
Основные силы | Процесс выборов | Избирательный цикл 1 | |
---|---|---|---|
Исполнительный | Исполнительная власть занимается иностранными делами (за исключением некоторых международных соглашений и решений о мире или войне), утверждает законы, может созывать внеочередные парламентские сессии и находится в ведении вооруженных сил. | Президент избирается абсолютным большинством голосов по двухтуровой системе. Премьер-министр назначается президентом с одобрения парламента. | 6 лет |
Судебный | Судебная власть выносит решения по важным вопросам права в делах, которые имеют значение для всего правопорядка, направляя отправление правосудия в будущих делах. | Судьи Верховного суда и высшего административного суда назначаются президентом республики. | Обязательный выход на пенсию в 65 лет |
Законодательный | Законодательная власть может изменять конституцию, добиваться отставки правительства и преодолевать вето президента. | Парламент состоит из 200 членов, избираемых на основе пропорционального представительства по открытым спискам. | 4 года |
Региональные торговые блоки
Европейский Союз
Участие международной организации
[2]Экологические соглашения
[3]Налоговая информация
[2]- Налоговый орган:
- Министерство финансов Финляндии и Национальное налоговое управление
- Название налога:
- НДС
Источники:
- Руководство по выборам http://www. electionguide.org/
- EY, http://www.ey.com
- Всемирный справочник ЦРУ, https://www.cia.gov/the-world-factbook/
- Информационные бюллетени о двусторонних отношениях США http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/
Финляндия: Доклад о свободе в мире за 2021 год
Д Свобода слова и убеждений
Д1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Существуют ли свободные и независимые СМИ? | 4.004 4.004 |
Свобода слова защищена статьей 12 Конституции и Законом 2003 года об осуществлении свободы слова в средствах массовой информации. Средства массовой информации в Финляндии, как правило, независимы и свободны от политического давления или цензуры, а медийная среда сильна.
Однако журналисты иногда сталкиваются с преследованием за свою работу, особенно когда они освещают темы, связанные с иммигрантами и иммиграцией. Журналисты также сталкиваются с риском обвинений в диффамации. В апреле 2019 года репортер-расследователь Джоанна Вехкоо была признана виновной в клевете на крайне правого политика и приговорена к выплате более 7000 долларов в виде штрафов и компенсаций.
Д2 1,00–4,00 балла 0–4 балла
Свободны ли люди исповедовать и выражать свою религиозную веру или неверие публично и в частном порядке? | 4.004 4.004 |
Свобода вероисповедания гарантируется конституцией и в целом соблюдается на практике. Тем не менее, крайне правые высказывания ненависти и случаи вандализма, направленные против еврейских и мусульманских общин, вызывают постоянную озабоченность.
Д3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли академическая свобода и свободна ли система образования от экстенсивной политической идеологической обработки? | 4.004 4.004 |
Академическая свобода в целом соблюдается.
Д4 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Могут ли люди свободно выражать свои личные взгляды на политические или другие деликатные темы, не опасаясь слежки или возмездия? | 4.004 4.004 |
Существует несколько препятствий для личного выражения, и известно, что власти не занимаются ненадлежащим наблюдением за личными сообщениями. Однако в марте 2019 года парламент окончательно одобрил два законопроекта, которые расширяют полномочия разведывательной службы и сил обороны в отношении доступа к частным сообщениям, связанным с угрозами национальной безопасности. Работа над мерами началась после того, что в 2017 году считалось первым террористическим актом в стране9.0050
Е Ассоциативные и организационные права
Е1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода собраний? | 4.004 4.004 |
Свобода собраний охраняется законом и поддерживается на практике. В ответ на пандемию COVID-19 в марте 2020 года правительство ограничило публичные мероприятия, включая акции протеста, до 50 человек. Это ограничение было снято в октябре.
В октябре 2020 года полиция применила перцовый баллончик против протестующих, связанных с группой активистов-экологов Extinction Rebellion, которые препятствовали движению транспорта и призывали правительство принять более решительные меры для борьбы с климатическим кризисом. В декабре Национальное управление полиции и генеральный прокурор начали расследование обвинений в нападении, выдвинутых против полиции в связи с их действиями.
Е2 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода для неправительственных организаций, особенно тех, которые занимаются правами человека и работой, связанной с управлением? | 4.004 4.004 |
Неправительственные организации действуют без ограничений.
Е3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли свобода для профсоюзов и аналогичных профессиональных или трудовых организаций? | 4. 004 4.004 |
Работники имеют право объединяться и вести коллективные переговоры, хотя работники государственного сектора, оказывающие услуги, которые считаются необходимыми, не могут бастовать. Около 70 процентов работников входят в профсоюзы, которые активно отстаивают интересы своих членов.
Ф Верховенство закона
Ф1 1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли независимая судебная система? | 4.004 4.004 |
Конституция предусматривает независимую судебную власть, и на практике суды работают без политического вмешательства.
Ф2 1,00-4,00 балла0-4 балла
Преобладает ли надлежащая правовая процедура в гражданских и уголовных делах? | 4.004 4.004 |
В Финляндии в целом соблюдается надлежащая правовая процедура. Власти в основном поддерживают гарантии против произвольных арестов и задержаний и обеспечивают условия для справедливого судебного разбирательства.
Ф3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли защита от незаконного применения физической силы и свобода от войны и мятежей? | 4.004 4.004 |
Существует несколько серьезных угроз физической безопасности, а насильственные преступления случаются редко, хотя в последние годы их число увеличилось.
Ф4 1,00-4,00 балла0-4 балла
Гарантируют ли законы, политика и практика равное отношение к различным слоям населения? | 4.004 4.004 |
Конституция гарантирует саамскому народу культурную автономию и право заниматься своими культурно значимыми средствами к существованию, включая рыболовство и оленеводство. Однако представители сообщества заявили, что не могут в полной мере реализовать свои права на практике и сталкиваются с ограничениями в использовании земли. Хотя рома составляют очень небольшой процент населения Финляндии, они находятся в значительно неблагоприятном положении и маргинализированы.
Женщины пользуются равными правами. Несмотря на закон о равной оплате труда, женщины в среднем зарабатывают лишь на 83 процента больше, чем мужчины. В феврале 2020 года правительство инициировало новую политику, согласно которой новым родителям предоставляется семимесячный отпуск по уходу за ребенком независимо от пола.
В отчете Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ECRI) за июнь 2019 г. отмечается рост числа расистских и нетерпимых высказываний ненависти в Финляндии, особенно в отношении мусульман и беженцев. Ненавистнические высказывания в Интернете также вызывали озабоченность, и их мишенями были иммигранты, лица африканского происхождения, ЛГБТ+, еврейская община и цыгане. В отчете омбудсмена Финляндии по вопросам недискриминации за 2020 год еще раз подчеркивается расизм в отношении лиц африканского происхождения. В отчете отмечается, что 20 процентов опрошенных заявили, что подвергались этническому профилированию со стороны полиции или охранников, 70 процентов заявили, что подвергались дискриминации в сфере образования, а 60 процентов заявили, что с ними не обращались одинаково при приеме на работу. Кроме того, 60 процентов заявили, что не подавали никаких официальных жалоб на дискриминационное поведение.
Северное движение сопротивления, неонацистская организация, которую Управление национальной полиции назвало «жестокой и откровенно расистской», было запрещено в марте 2019 года. В сентябре 2020 года Верховный суд Финляндии отклонил их апелляцию и издал постановление о прекращении действия приказ против них. NRM обжаловала запрет на основании своих прав на свободу собраний и свободу слова. Однако Верховный суд постановил, что деятельность организации представляет собой злоупотребление этими же свободами. Это первый случай, когда организация получила приказ о прекращении деятельности в Финляндии с 19-го века.70-е годы.
В 2016 году правительство Финляндии внесло поправки в свой закон о предоставлении убежища, чтобы ограничить помощь, доступную просителям убежища. Поправки вызвали обеспокоенность со стороны агентства ООН по делам беженцев, которое предположило, что власти отказались от передовой практики и стремились привести свою политику в соответствие с минимумом, требуемым международными договорами, регулирующими обращение с беженцами.
грамм Личная автономия и индивидуальные права
Г1 1,00-4,00 балла0-4 балла
Пользуются ли люди свободой передвижения, включая возможность менять место жительства, работу или образование? | 4.004 4.004 |
Граждане Финляндии могут свободно путешествовать за границу и внутри страны. В стране действует одна из самых широких политик «свободы передвижения» в мире, позволяющая людям использовать любую общественную или частную землю в рекреационных целях, если не нарушается неприкосновенность частной жизни частного дома и не наносится ущерб окружающей среде. Неправомерных ограничений на возможность смены места жительства, образования или работы нет.
Во время пандемии COVID-19 в 2020 году Финляндия гарантировала, что граждане имеют право вернуться в Финляндию, а все люди имеют право покинуть страну. Временно введены ограничения на въезд в страну для неграждан. В ноябре 2020 года новые правила требовали, чтобы пассажиры, въезжающие в Финляндию, имели справку об отрицательном тесте на COVID-19, сделанном менее чем за 72 часа до прибытия.
Г2 1,00–4,00 балла 0–4 балла
Могут ли физические лица осуществлять право на владение собственностью и создание частного бизнеса без неоправданного вмешательства со стороны государственных или негосударственных субъектов? | 4.004 4.004 |
Права на интеллектуальную и физическую собственность защищены. Серьезных препятствий для открытия бизнеса нет, а экономика страны хорошо регулируется, прозрачна и открыта.
Г3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Пользуются ли люди личными социальными свободами, включая выбор брачного партнера и размера семьи, защиту от домашнего насилия и контроль над внешним видом? | 4.004 4.004 |
Выбор людей в вопросах личного статуса по большей части ничем не ограничен. Однополые браки разрешены с 2017 года. Однако законодательство требует, чтобы трансгендеры были стерилизованы и имели диагноз психического здоровья, чтобы получить юридическое признание своего пола. В 2017 году Совет ООН по правам человека (СПЧ ООН) призвал Финляндию устранить эти препятствия на пути к юридическому признанию пола. ЕКРН поддержала этот призыв в 2019 году. КПЧ ООН также рекомендовала Финляндии внести поправки в свой уголовный кодекс, чтобы изнасилование больше не определялось в зависимости от степени насилия, примененного преступником. Новое коалиционное правительство в 2019 годупоставил этот вопрос на повестку дня, а в июле 2020 года Минюст рекомендовал включить согласие в определение изнасилования. Предложение вряд ли поступит на рассмотрение парламента до весны 2021 года. Домашнее насилие вызывает постоянную озабоченность.
Г4 1,00–4,00 балла0–4 балла
Пользуются ли люди равными возможностями и свободой от экономической эксплуатации? | 4.004 4.004 |
Власти, как правило, обеспечивают защиту от эксплуататорских условий труда. Просители убежища и мигранты наиболее уязвимы для сексуальной эксплуатации и торговли людьми.