1.4 Основные положения Конституции Австрии. Сравнительный анализ формы правления, устройства и режима отдельных государств в конституционных актах
Сравнительный анализ формы правления, устройства и режима отдельных государств в конституционных актах
курсовая работа
Форма правления. Как следует из текста статьи 1 Конституции Австрии форма правления в Австрии парламентская республика: «Австрия является демократической республикой. Ее право исходит от народа». «Все граждане Федерации равны перед законом. Привилегии в зависимости от происхождения, пола, положения, классовой принадлежности и вероисповедания исключаются» Часть 1 статьи 28 Конституции Австрийской республики: Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 года: Копия документа..
Согласно статье 19 Конституции Австрии «Высшими органами исполнительной власти являются Федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительства земель.
Деятельность перечисленных в абзаце 1 лиц и иных должностных лиц публичных учреждений в частном хозяйстве может быть ограничена федеральным законом».
По статье 24 Конституции «Законодательная власть Федерации осуществляется Национальным советом совместно с Федеральным советом». По части 1 статьи 26 «Национальный совет избирается народом Федерации в соответствии с принципами пропорционального представительства на основе равного, прямого избирательного права, принадлежащего лицам мужского и женского пола, которым к 1 января года выборов исполнилось полных 18 лет, путем лично осуществляемого тайного голосования. Более подробные положения о процедуре голосования устанавливаются федеральным законом». Часть 1 статьи 27 Конституции Австрии указывает, что «Срок полномочий Национального совета составляет четыре года, начиная со дня его первого созыва, но в любом случае до дня созыва нового Национального совета».
Часть 1 статьи 35 Конституции гласит: «Члены Федерального совета и их заместители избираются Ландтагами на срок своих полномочий на основе принципа пропорционального представительства, однако не менее чем один мандат должен предоставляться партии, которая имеет второе место по числу депутатов в Ландтаге, а в случае если несколько партий имеют одинаковое число депутатов — той партии, которая на последних выборах в Ландтаг заняла второе место по числу поданных голосов избирателей. При равном положении нескольких партий вопрос решается посредством жеребьевки».
Согласно разделу D Национальный совет и Федеральный совет участвую в осуществлении Федерацией исполнительной власти.
Глава государства согласно частям 1-3 статьи 60 Конституции «Федеральный президент избирается народом Федерации на основе равного, прямого избирательного права путем лично осуществляемого тайного голосования; если на выборах баллотируется только один кандидат, то выборы должны быть проведены в форме голосования «за» или «против» кандидата. Право голоса принадлежит каждому гражданину, имеющему право участвовать в выборах в Национальный совет. Обязанность участия в выборах существует в тех землях федерации, где это предусмотрено законом земли. Более подробные положения о порядке проведения выборов и обязанности участия в них определяются Федеральным законом. В указанном Федеральном законе, в частности, должны быть установлены основания, оправдывающие неучастие в выборах, несмотря на обязанность участвовать в них.
Избранным считается лицо, получившее более половины всех признанных действительными голосов. Если такое большинство голосов не собрано, то проводится второй тур выборов. В нем могут считаться действительными только те голоса, которые поданы за одного из двух кандидатов, получивших в первом туре выборов наибольшее число голосов; однако каждая из двух групп избирателей, выдвинувшая этих двух кандидатов, во втором туре выборов может назвать другое лицо вместо ранее выдвинутого ею кандидата.
Федеральным президентом может быть избрано только лицо, имеющее право участвовать в выборах в Национальный совет и достигшее к 1 января года выборов 35 лет. Права быть избранными лишены члены императорских домов или семей, которые когда-либо принадлежали к таковым».
О полномочиях главы государства указано в статье 65 Конституции Австрии.
Согласно части 1 и 2 статьи 67 «Все действия, на которые уполномочен Федеральный президент, если иное не установлено конституционным законодательством, осуществляются на основании предложений Федерального правительства или уполномоченного правительством федерального министра. Закон определяет, в каких пределах само Федеральное правительство или сам компетентный федеральный министр в этих случаях связаны предложениями других органов. Все решения Федерального президента, если иное не установлено конституционным законодательством, для обеспечения их действительности должны быть скреплены подписью Федерального канцлера или компетентного федерального министра». По части 1 статьи 68 «Федеральный президент за осуществление своих функций несет перед Федеральным собранием ответственность…».
Форма государственно — территориального устройства. Государственное устройство Австрии указано в статье 2 Конституции «Австрия является федеративным государством. Федеративное государство образуется из самостоятельных земель: Бургенланда, Каринтии, Нижней Австрии, Верхней Австрии, Зальцбурга, Штирии, Тироля, Форарльберга, Вены».
Четвертый раздел «Законодательная и исполнительная власть земель» Конституции Австрии подробно указывает на управление земель федерации.
Часть 1 статьи 95 Конституции указывает, что «законодательная власть земель осуществляется Ландтагами. Их члены избираются по пропорциональной системе на основе равного, прямого избирательного права путем лично осуществляемого тайного голосования всеми гражданами земли мужского и женского пола, обладающими согласно положениям о выборах в Ландтаги правом голоса. Более подробные положения о процедуре выборов и о всеобщей обязанности участия в выборах определяются законом земли. В данном законе земли устанавливаются, в частности, также причины, по которым неучастие в выборах, несмотря на обязанность такого участия, признается уважительным».
Часть 1 статьи 101 Конституции указывает «Исполнительная власть каждой земли осуществляется правительством земли, которое избирается Ландтагом».
Режим правления. О режиме правления сказано в статье 1 Конституции «Австрия является демократической республикой. Ее право исходит от народа».
О демократической направленности государственного строя Австрии свидетельствует текст Основного закона государства от 21 декабря 1867 года «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете», статья 2 которого гласит «все граждане равны перед законом».
Так же статья 148а Конституции, согласно которой «каждое лицо может обратиться в Коллегию народной правозащиты с жалобой на недостатки в осуществлении федерального управления, включая деятельность Федерации как субъекта частноправовых отношений, в случаях, когда эти недостатки затрагивают его интересы и когда оно не имело права или уже больше не имеет права на использование каких-либо средств обжалования. Любая такая жалоба должна проверяться Коллегией народной правозащиты. Результаты проверки, а также принятые необходимые меры должны быть доведены до сведения лица, подавшего жалобу. Коллегия народной правозащиты вправе проверять по своей инициативе в силу возложенных на нее обязанностей наличие возможных недостатков в осуществлении федерального управления, включая деятельность Федерации как субъекта частноправовых отношений. Коллегии народной правозащиты надлежит, кроме того, содействие в исполнении поступающих в Национальный совет петиций и гражданских инициатив. Подробности устанавливает Федеральный закон о Регламенте Национального совета. Коллегия народной правозащиты при осуществлении своих обязанностей независима».
Время принятия конституции. Конституция Австрии принята Федеральным конституционным законом 10 ноября 1920 года. Другие основные и Конституционные законы Австрии, входящие в структуру конституционного документа приняты в разное время 21 декабря 1867 года — Основной закон Австрийской республики «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете», 26 октября 1955 года — Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» и 29 ноября 1988 года — Федеральный конституционный закона Австрийской республики от «О защите личной свободы». Об окончании времени их действия в тексте Конституции не указано.
Группа компаний ИНФРА-М
Многие австрийские и российские исследователи полагают, что федерализм в Австрии прошел в своем развитии несколько этапов. Первый из них, по мнению российского историка И.Г. Жирякова, берет свое начало со Средних веков; второй этап приходится на 60-е гг. ХIХ – начало ХХ в. В это время национальные меньшинства стремятся добиться самостоятельности. В этот период правления Габсбургов наблюдается «взлет и падение» австрийского федерализма» [2, с. 147]. Именно на втором этапе австрийскому федерализму были присущи две тенденции – национальная и федеративно-союзническая.
Когда поднимается проблема, характеризующая формирование австрийского федерализма в условиях сотворения собственно монархического государства, где сидит одна из старейших династий Европы, с дальнейшей трансформацией политики дуализма в схожую государственность 1867–1918 гг., мы обращаемся к оценкам историков современной отечественной науки, занимающихся изучением стран Центральной и Восточной Европы. Данную проблему наиболее ярко иллюстрируют следующие исследователи.
Так, отечественный историк-австровед В.С. Рыкин рассматривал весь период существования габсбургского правления как некую трансформацию федерализма австрийской империи, имеющего свои корни, традиции и культуру. Следует сказать, что все они имеют многовековую и глубокую историю. И на протяжении этих столетий формировалось само государство, образование федеративного толка, со своими национально-региональными особенностями. Государственное устройство Дунайской монархии исследователь характеризовал как некое новое федеративное объединение с определенными конфедеративными чертами в Европе [5, с. 57, 61, 63].
В противовес Рыкину другой отечественный специалист по истории стран Центральной и Восточной Европы Я. Шимов дает иное название монархии. По его мнению, Австро-Венгрия есть не что иное, как переходная стадия и «постимперское государство» на пути к иной форме политической организации. Шимов также полагает, что вслед за превращением монархии в федерацию удалось бы достичь статуса федерации демократической для придунайских народов. Вот только династия Габсбургов не смогла претворить в жизнь эту идею [7].
Нельзя также обойти вниманием и рассуждения известного российского историка Т.М. Исламова, который отмечал, что Австро-Венгерская монархия является не просто государственным образованием, а образованием, имеющим тип конфедерации. Он также выступает против мнения своих венгерских коллег-исследователей (M. Komjathy, E. Somogyi), полагающих, что общие министерства (die gemeinsamen Reichsministerien) могут относиться к общему правительству Империи [3, с. 18, 24].
Таким образом, необходимо уточнить следующее: являлся ли австро-венгерский дуализм «монархией с чертами федерализма» и возможно ли существование федеративного устройства в стране при монархической форме правления.
По определению В.С. Рыкина, федерализм в Австрии, да еще и в условиях империи, стал проявляться еще в ходе объединения земли Св. Вацлава (покровителя Австрии) с землей Св. Стефана (покровителя Венгрии). А его эволюция проходила в условиях постепенного освобождения от политического доминирования немецкого истеблишмента в 1848–1918 гг. [5, с. 57]. Не будем забывать, что следующей «точкой» в процессе эволюции имперского федерализма должно быть создание немецко-венгеро-славянского государства на многонациональной основе.
Так, «ославянивание» династии Габсбургов превратилось в символ Австрийской короны. Ее представители не считали нужным даже пересматривать основы государственного устройства, существовавшие веками касательно присоединенных ею земель.
Суждения специалистов, определяющие черты и признаки федерализма на территориях Австро-Венгрии, принимаются значительным числом историков. А вот утверждения о том, что после преобразования империи в двуединую монархию австрийский федерализм пережил существенную трансформацию в своем развитии и что следующий этап вышел за пределы «рамок» федеративных признаков, демонстрируя опыт действительной постройки федеративного и многонационального государства с монархической формой правления, разделяют немногие.
Следует добавить, что «мадьярство» всегда оказывало сопротивление любым попыткам внедрить какие-либо черты абсолютизма со стороны Австрии в нормы своей конституции. Отсюда и растут исторические корни дуализма, под которым подразумевается фактическое признание Веной в XVI в. данных норм, а после принятия Прагматической Санкции в XVIII в. – уже юридически.
Государственные действия и акты 1860 г., а именно обещания Октябрьского диплома 1860 г. о подготовке императорским кабинетом министров конституции, открытие эрцгерцогом Райнером «широкого» Рейхсрата в конце мая 1860 г., куда входили бы венгерские депутаты, отставка Францем Иосифом А. Шмерлинга – государственного министра, известного в политических кругах как неистовый «централист», назначение новым государственным министром графа Р. Белькреди, прославившегося своими федералистскими взглядами, и, наконец, принятие Октябрьского диплома – стали невероятным прорывом и отходом от угасающей системы абсолютизма, базирующегося на идеях централизма, к дальнейшему развитию федерализма.
26 февраля 1861 г. были опубликованы Февральский патент и 46 приложений к нему, центральное место среди которых принадлежит закону об имперском представительстве. Вся совокупность законов, включая Прагматическую санкцию 1713 г. и Октябрьский диплом, была объявлена новой конституцией страны [4, с. 24].
Имперским представительным органом являлся ежегодно созываемый кайзером рейхсрат, состоящий из двух палат. В нижнюю палату ландтагами (представительными органами земель) избирались 343 депутата: 223 – от цислейтанских земель и 120 – от венгерских [4, с. 25].
Февральская конституция предусматривала создание парламента в двух видах: в «широком» рейхсрате, куда все земли империи посылали своих депутатов, должны были обсуждаться общеимперские дела; в «узком» рейхсрате – дела, касающиеся цислейтанских земель, т.е. невенгерских провинций империи. Вместе с Февральским патентом были опубликованы 15 земельных статутов и 15 избирательных законов для Цислейтании, в которых закреплялись принципы функционирования представительных (ландтаги) и исполнительных органов земель (земельные комитеты) [4, с. 25].
По этой причине в 1865 г. власти австрийской короны издают указ, по которому мадьярский Ландтаг, имеющий статус «завоеванной страны», уравнивается в правах с другими автономными органами представительств земель, входящих в Австрийскую империю, а 18 февраля 1867 г. в венгерском парламенте зачитывается указ императора о назначении Андраши премьер-министром страны и о восстановлении конституции Венгрии (существовала до 1848 г.), что повлекло создание собственного правительства.
Уравновешивание отношений с Венгрией и предстоящая коронация Франца Иосифа на венгерский трон привели к усилению напряженности в отношениях с централистски настроенной частью австрийской аристократии. В свою очередь, венгры злоупотребляли своими привилегиями, оказанными ей Австрией, и плохо относились к другим народам, проживающим в Транслейтании.
Кроме того, в решении «венгерского вопроса» следует отметить наличие такого «субъективного» фактора, как вмешательство императрицы Елизаветы, которая выступала политическим посредником между императором и лидерами умеренной партии мадьярской аристократии. Именно Елизавета во многом оказала влияние на изменение позиции Франца Иосифа в венгерском вопросе.
С 1866 по 1867 г. Вена готовилась сделать окончательный шаг по разрыву многовековых исторических уз, скреплявших австрийскую монархию с общегерманским миром.
В 1867 г. было заключено соглашение, согласно которому империя преобразовывалась в дуалистическую Австро-Венгерскую монархию. Ноябрьские манифесты 1868 г. от имени австрийского императора и короля венгерского бесповоротно определили название двух государственных субъектов дуалистической империи (Reichshälften der Doppelmonarchie: «Kaisertum Österreich» и «Länder der Ungarische Krone»). Отныне государство носило пусть и неофициальное, но «наднациональное» имя – «Монархия».
Нельзя упускать из виду и попытку уравнять в правах статусы союзно-государственных субъектов Соглашения 1867 г. Австрийской (цислейтанской) и венгерской (транслейтанской) частям была дарована максимально возможная, по тем временам, система «внутреннего суверенитета», касающаяся как гражданского управления, так и законодательства.
Кстати, до 1915 г. официальное название государства было «Представленные в имперском совете королевства и земли, а также земли венгерской короны Святого Стефана»; неофициально имели место также и другие названия: многонациональная империя, империя Габсбургов, Двуединая или Дунайская монархия. И только в 1915 г. было введено официальное название – Австро-Венгрия.
Данное государство не являлось личной унией двух конституционных монархий с Рейхсратом в Австрийской части империи и Будапештским парламентом и правительством в Венгерском королевстве. Обратившись к источникам международного права второй половины XIX в., можно сделать вывод: уровень «личной унии» для дуалистический союза после 1867 г. не характерен. «Такую связь, возникшую между двумя политическими организмами, обладающих одинаковыми правами, можно трактовать как реальное соединение, в противовес соединению личному, где основу составляет исключительно царствующая общность в двух государствах династии (пример: Дания и Норвегия)» [8, с. 2].
Согласно договору и конституции 1867 г. за двумя государственными половинами (Цислейтания и Транслейтания) закреплялись собственные парламенты. Дуализм позволил обоим государственным формированиям иметь свои министерства, армии (внутреннюю и внешнюю), а также бюджет [1].
При этом главой государства оставался император Австрии, но теперь он официально являлся и королем венгерским. За Францем Иосифом закреплялись титулы короля Богемии, Далмации, Иллирии, хорватского и славонского короля, а также короля галицийского и лодомерского. Имелся даже статус титулярного короля Иерусалима. Несмотря на то что в руках монарха сосредоточивалась вся власть, она, тем не менее, была ограничена конституцией и парламентом.
За императором сохранялось право назначения и смещения с должностей министров, но те, в свою очередь, отчитывались либо перед австрийским парламентом, либо перед венгерским, в зависимости от принадлежности к одной из государственных половин. Законодательным органом являлся Государственный Совет, состоявший из палаты господ и палаты депутатов, а высшим исполнительным органом в империи было министерство во главе с министром-президентом.
Если обратиться к Основному Государственному закону о правительственной и исполнительной власти от 21 декабря 1867 г. , точнее к статье 11, можно обнаружить, что правовой статус «Gemeinsamen Reichsministerien» четко трактует их как органы, конституционно дополняющие состояние государственной унии. Если обратиться к конституции, по ней имперские министры обязательно подчиняются непосредственно Монарху. Если мы говорим о союзно-государственном правительстве Австро-Венгрии, то министры также являются и его членами, и советниками Кайзера и Короля, заверяя все государственные акты Его общего Правительства. Отметим, что законопроекты правительства поступали от имени государя союза, но проходили через имперское министерство, являющееся общим в Делегации парламентов дуалистической монархии, – это также сыграло важную роль.
«Зерно общности» – такую оценку дает «Австрийский гражданский вестник», когда заходит речь о военном законодательстве империи и в целом кадровой императорской и королевской армии. Подчеркивается, что «доминирующим мнениям Самодержавия Австро-Венгрии» подчинено значение Соглашения. Такова официальная оценка Соглашения 1867 г. [9, s. 101].
Мы не должны забывать о том, что, помимо общей армии, имели место и внутренние войска: в Цислейтании – Ландвер, в Венгрии – Гонвед. Оба войска подчинялись министрам земской обороны, подчинявшимся гражданским кабинетам субъектов Австро-Венгрии, но только в период мирного времени. В случае именного указа кайзера, согласно военной необходимости, внутренние войска переходили в подчинение, как и на баланс имперского военного министерства, во главе которого назначали главнокомандующего [8, с. 56, 57].
Итак, Австрия стала дуалистической монархией двух держав: «Цислейтания» объединяла Австрию, Чехию, Моравию, Силезию, Гарц, Истрию, Триест, Далмацию, Буковину, Галицию и Крайну; «Транслейтания» состояла из Венгрии, Трансильвании, Фиуме и Хорвато-Славении (получила автономию в 1867 г.).
В одном из своих писем, датируемых 1886 г., наследник императорского и королевского престола, кронпринц Рудольф дал следующую характеристику габсбургскому государству: «Пусть и в миниатюрной форме, но мечта Виктора Гюго о «Соединенных Штатах Европы осуществилась»». [7].
Конституция предоставила венграм автономию, уравняла их в правах с австрийцами, организовала все внутреннее управление страной на национальных началах и позволяла им иметь собственную армию. Вслед за тем была введена полная автономия в Галиции и частичная – в Чехии.
Компромисс не имел ни одного «общего» договора или декларации, отсутствовал даже формальный патент о межгосударственном союзе. В 1907 г., спустя сорок лет со времени образования Австро-Венгрии, наконец увидит свет первый Договор, подготовленный и подписанный на уровне ведущих гражданских правительств монархии – Австрии и Венгрии. Это еще одна из уникальностей правового оформления Соглашения 1867 г.
В эти годы уточняются некоторые важные моменты федерального управления. Речь идет, в частности, о единстве денежно-банковской системы в государстве. Сохранению этого единства посвящался характерный комментарий императорского Министерства на пленуме депутатской палаты Рейхсрата 16 октября 1907 г.: «Порядок эмиссионного банковского дела не может являться прямым предметом договора по вопросу регулирования взаимных транспортных и торговых отношений между нашими государствами, но он настолько тесно связан с ними, что оба Правительства, цель которых добиться ясности во всех связях, не добились понимания в этих вопросах» [9, s. 109].
Необходимо коснуться и проблемы межнациональных отношений. Конечно, на пути федерализации двуединого государства встало немало проблем. В венгерской части империи, в частности, давление со стороны мадьяр по отношению к немадьярским этническим группам было неизменным до конца войны, появились и национальные несогласия в австрийской части империи, в первую очередь в Рейхсрате и отчасти в ландтагах Тироля и королевства Богемии (Чехии).
Дальнейшая федерализация монархии сталкивалась с проблемой в лице так называемого дара Святого Стефана – известной нам так же, как и «неподвижная» конституция Транслейтании. В отличие от венгров австрийский имперско-католический истеблишмент прекрасно отдавал себе отчет в положительных результатах при развитии движений, связанных с федерализмом. Именно по этой причине большинство цислейтанских гражданских кабинетов, при поддержке феодальных клерикальных кругов высшей аристократии Австрии, при этом не связанных с представителями жесткой германизаторской централизации из парламента, в значительной степени помогали проводить «праславянскую» федералистскую политику. Т.М. Исламов отмечал, что в этих правящих кругах, «люди были далеки от представления об этницизме», поэтому взамен германизации взяли на вооружение иное средство внутренней политики, сложившееся уже давно, – австрославизм. Они также прекрасно понимали, что в австрийском государстве важнейшим элементом политической системы являлись именно славяне [3, с. 31, 32].
На территории Австро-Венгрии проживало более 10 национальностей. Подавляющее большинство из них жили компактными группами, что способствовало развитию национально-освободительных движений и усилению центробежных тенденций. К национальным противоречиям добавлялись религиозные, поскольку в стране действовало несколько церковных конфессий – католическая, протестантская, православная, униатская и др.
В австрийской части империи не было, по сути, титульной нации, там проживали разные народы, которые говорили на двенадцати языках, однако в качестве официального языка использовался немецкий. В конце ХIХ в. в Цислейтании самыми большими национальными группами были австрийцы – 35,8% и чехи – 23,2% [6, с. 142].
В Транслейтании большинство составляли венгры – 45,4%, сербы и хорваты – 14,2% [6, с. 142]. В Венгрии было свое гражданство, где мадьяры являлись привилегированной этнической группой, а иные народы и народности – немцы, сербы, румыны, словаки, русины и хорваты – находились под сильным давлением мадьяр. Венгерский язык являлся официальным.
Вслед за предоставлением привилегированных прав венграм также следовал подъем национального самосознания в других регионах уже австрийской части, где проживали в большей степени славяне. В первую очередь это были Чехия, Польша. Немного позже к ним присоединились Славония, Хорватия и Галиция.
Дискутировался вопрос, причем неоднократно, о преобразовании в триединую монархию, где Чехия должна была выделиться в самостоятельную единицу. Вопрос этот встал очень остро с усилением разногласий между немцами и чехами в начале 1914 г. Противоречия разных национальных парламентов достигли такой степени, что австрийский премьер-министр граф Штюргк распустил парламент и с 16 марта 1914 г. правил на основе кризисных (чрезвычайных) законов. В Венгрии парламент вел в военное время сессии, однако под мадьярским началом, и поэтому там не возникали так ярко конфликты между народами королевства.
Несколько слов о Боснии в составе Австро-Венгерской монархии. После ее присоединения к империи, ей также был дарован свой сейм и бюджет. Цислейтанская и транслейтанская делегации получали право поочередно проводить заседания в парламенте, с дальнейшим решением государственных вопросов. В состав общеимперских учреждений входили армия и министерства иностранных дел и финансов. Эти общеимперские учреждения содержались за счет общеимперского бюджета.
Хотя в рамках международного права Босния оставалась турецкой, она имела австро-венгерское земельное управление, свой парламент и даже собственные полки, которые являлись частью имперской и королевской армии.
Завершая рассуждения о развитии имперского федерализма в Австрии, можно отметить, что ее история продемонстрировала создание реально существовавшей конструкции на государственно-правовой основе – Австро-Венгрии, переросшей этап формирования существенных признаков федерализма и схожих ему черт, трансформировавшись, по сути, не просто в монархическое государство, а в федеративное, и на дуалистической основе. Главные элементы компромисса несли в себе федеративную сущность. И эта мысль официально закреплена Соглашениями 1867 г. Даже сами правительственные эксперты в империи, давая конституционную оценку монархии, определяли ее устройство не иначе как федеративное. Это остается для нас весьма значимым историческим аргументом.
Можно также утверждать, что после 1867–1868 гг. процесс федерализации Дунайской империи мог развиваться исключительно по направлению «вглубь», реформируя внутреннее устройство самих субъектов уже конституированного союза.
Наиболее характерные черты габсбургского правления 1867–1918 гг.: децентрализация внутреннего управления, а также правовая асимметрия и административно-политическая разноликость субъектов монархического союза – федерации как для Австрийской империи, так и для Венгерского королевства.
Соглашение 1867 г., создавшее дуалистическую модель и особую нормативную правовую базу Австро-Венгрии, сделало ее первой и, пожалуй, единственной в своем роде европейской многонациональной монархией с федеративными чертами, построенной на принципах проведения универсалистской политики, традиционной для Габсбургов, которая ставила своей задачей объединить под своим скипетром различные национальные культуры.
В ходе эволюции австрийского имперского федерализма практика решения проблем современного национально-территориального федеративного устройства, как и развитие самого национально-демократического федерализма в Центральной Европе, явно уступала самой политике федерализма.
Наряду с этим такая политика указала на важность авторитета и силы федеративного единства в условиях внутренней самостоятельности субъектов, которая, в свою очередь, была полной. Любовь к порядку и его строгое соблюдение, а также разграничения полномочий между государственными центрами союза под эгидой власти императора, несмотря на всю внешнюю «раздвоенность» короны, свидетельствовало о высоком уровне правовой культуры габсбургской монархии.
Попытка создания государства с федеративными элементами в условиях империи оказалась смелым шагом и имела относительный успех, что говорит об уникальности данного государства.
При этом нельзя переоценивать австрийский опыт. В австрийской историко-правовой литературе есть работы, в которых положительно оценивается опыт многонационального государства Габсбургов, хотя некоторые из них и не были свободны от излишней идеализации монархии, пишет И. Г. Жиряков. Он ссылается при этом на X. Бенедикта, который называл Австро-Венгрию «всемирным идеалом человечества, воплощенным в сердце Европы» [2, с. 147].
Тем не менее изучение федералистского опыта давно закончившей свой жизненный путь Австро-Венгерской империи даст, на наш взгляд, положительные плоды в деле использования опыта строительства многонационального федерализма.
Благодарим за помощь в написании данной статьи научного руководителя И.Г. Жирякова, доктора исторических наук, профессора кафедры новой, новейшей истории и методологии МГПУ.
Австрия: Доклад о свободе в мире за 2022 год
Свобода в мире за 2022 год
PR Политические права | 37 40 |
CL Гражданские свободы | 56 60 |
Прошлогодняя оценка и статус
93 100 Free
Глобальные статусы свободы рассчитываются по взвешенной шкале. См. методологию.
заголовок1 Обзор
Австрия имеет демократическую систему правления, гарантирующую политические права и гражданские свободы. Исторически страной управляли большие коалиции левоцентристской Социал-демократической партии Австрии (SPÖ) и правоцентристской Австрийской народной партии (ÖVP). В последние годы политическая система столкнулась с давлением со стороны Партии свободы Австрии (FPÖ), правой популистской партии, которая открыто поддерживает националистические и ксенофобские настроения.
заголовок2 Ключевые события в 2021 году
- Несколько ведущих политиков ÖVP и FPÖ, в том числе тогдашний канцлер Себастьян Курц и министр финансов Гернот Блюмель, находились под следствием в связи с делами о коррупции и хищениях в течение года. Курц ушел с поста канцлера в октябре и ушел с поста лидера партии ÖVP в декабре; Блюмель также ушел в отставку в декабре.
- Министр иностранных дел Александр Шалленберг стал канцлером после отставки Курца в октябре, но также ушел с поста после ухода Курца из политики в декабре. Партийные чиновники ÖVP выбрали министра внутренних дел Карла Нехаммера канцлером и заменили Курца на посту председателя партии; он был назначен канцлером в декабре, но все еще ожидал подтверждения своей руководящей должности в ÖVP в конце года.
- После многолетних расследований Прокуратуры по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (WKStA) в августе бывший лидер FPÖ Хайнц-Кристиан Штрахе был признан виновным по обвинению в коррупции. Он получил 15 месяцев условно.
пиар Политические права
А Избирательный процесс
А1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Был ли действующий глава правительства или другого высшего органа государственной власти избран свободными и справедливыми выборами? | 4. 004 4.004 |
Выборы в органы исполнительной власти в Австрии, как правило, свободные и честные. Президент избирается на шестилетний срок и выполняет преимущественно церемониальные обязанности. Однако президент назначает канцлера, который также нуждается в поддержке законодательного органа для управления. Президент Александр Ван дер Беллен, бывший лидер Партии зеленых, победил в 2016 году после напряженного и противоречивого опроса, в котором повторился второй тур между Ван дер Белленом и кандидатом от FPÖ Норбертом Хофером. Второй тур был повторен после того, как Конституционный суд (VfGH) установил, что были проблемы с обработкой почтовых бюллетеней.
После досрочных выборов в 2019 году в январе 2020 года к власти пришло правительство Партии зеленых ÖVP, что стало первым случаем участия Партии зеленых в национальном правительстве. Себастьян Курц из ÖVP, который возглавлял предыдущую коалицию ÖVP-FPÖ, вернулся в качестве канцлера.
В октябре 2021 года Курц был вынужден уйти в отставку с поста канцлера из-за обвинений в коррупции; после отставки Курца канцлером был назначен тогдашний министр иностранных дел Александр Шалленберг.
Однако после того, как в декабре Курц объявил, что планирует покинуть руководство ÖVP и политику в целом, Шалленберг также ушел в отставку. После отставки Шалленберга партийные чиновники ÖVP выбрали тогдашнего министра внутренних дел Карла Нехаммера как лидера партии, так и канцлера. Нехаммер был приведен к присяге в качестве канцлера в декабре, но к концу года еще не был утвержден в качестве председателя партии.А2 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Были ли нынешние представители национальных законодательных органов избраны путем свободных и честных выборов? | 4.004 4.004 |
Выборы в законодательные органы Австрии обычно считаются заслуживающими доверия. Национальный совет, нижняя палата, состоит из 183 членов, избираемых на основе пропорционального представительства на уровне округа, штата и федеральном уровне. Члены избираются на пятилетний срок. 61 член верхней палаты, Федерального совета (Бундесрат), избирается законодательными собраниями штатов на пяти- или шестилетний срок.
Досрочные выборы в Национальный совет состоялись в сентябре 2019 года, после того как дело Ибизагате спровоцировало крах предыдущей коалиции ÖVP-FPÖ. ÖVP стала явным победителем с 71 местом, хотя и не получила парламентского большинства. Партия зеленых вернулась после двухлетнего отсутствия в парламенте, получив 26 мест. Поддержка FPÖ рухнула: партия потеряла 20 мест и сохранила 31. SPÖ получила 40, в то время как либеральная Новая Австрия и Либеральный форум (NEOS) претендовали на 15.
A3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Справедливы ли избирательные законы и структура и беспристрастно ли они применяются соответствующими органами управления выборами? | 4.004 4.004 |
Законы Австрии о выборах справедливы и беспристрастно применяются соответствующими органами.
Б Политический плюрализм и участие
В1 1,00–4,00 балла 0–4 балла
Имеют ли люди право объединяться в различные политические партии или другие конкурирующие политические группировки по своему выбору, и свободна ли система от ненужных препятствий для подъема и падения этих конкурирующих партий или группировки? | 4. 004 4.004 |
В Австрии существуют конкурентоспособные политические партии, которые формируются и действуют, не сталкиваясь с неоправданными препятствиями. В последние годы наблюдались подъем и падение различных конкурирующих партий и коалиций в результате демократических процессов.
В2 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли у оппозиции реальная возможность увеличить свою поддержку или получить власть путем выборов? | 4.004 4.004 |
Оппозиционные партии имеют реальную возможность получить представительство. До недавнего времени Австрией часто управляли большие коалиции, и эта тенденция способствовала некоторому разочарованию общественности в политическом процессе. На смену правительству ÖVP-FPÖ, рухнувшему в 2019 году, в январе 2020 года пришла коалиция ÖVP-Партии зеленых.
B3 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Свободен ли политический выбор людей от доминирования внешних по отношению к политической сфере сил или политических сил, использующих внеполитические средства? | 4. 004 4.004 |
Австрийцы, как правило, свободны в своем политическом выборе без давления со стороны каких-либо групп, не несущих демократической ответственности.
В4 1,00–4,00 балла0–4 балла
Обладают ли различные слои населения (включая этнические, расовые, религиозные, гендерные, ЛГБТ+ и другие соответствующие группы) полными политическими правами и избирательными возможностями? | 3.003 4.004 |
Участие словенского, венгерского и цыганского меньшинств в местных органах власти остается ограниченным. В законодательном органе мало представителей меньшинств. Количество людей, которые были натурализованы, сократилось с момента введения более ограничительной национальной политики интеграции в 2009 году. Чтобы получить право на натурализацию, люди должны прожить в Австрии 10 лет, 5 из которых являются постоянными жителями.
Некоторые партии включают поддержку гендерного равенства в свои платформы.
С Функционирование правительства
С1 1,00-4,00 балла0-4 балла
Определяют ли политику правительства свободно избранный глава правительства и национальные законодательные представители? | 4.004 4.004 |
Свободно избранный президент и представители законодательного органа вместе с канцлером, вице-канцлером и министрами определяют политику правительства.
С2 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Насколько сильны и эффективны меры защиты от официальной коррупции? | 3.003 4.004 |
Коррупция в государственном секторе является проблемой, и политический класс широко воспринимается как коррумпированный. Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) Совета Европы (СЕ) раскритиковала Австрию за слабое законодательство о финансировании партий и за неспособность регулировать лоббирование и предотвращать коррупцию. В Австрии в последние годы наблюдается рост числа обвинений в коррупции и рост расходов на нее.
Петицию о проведении референдума против коррупции подали несколько видных политиков в июне 2021 года. Петиция была подана в МВД в декабре.
Расследование дела Ибизагате, которое началось с публикации в 2019 году видеоролика, на котором тогдашний лидер FPÖ Штрахе предлагал государственные контракты в обмен на пожертвования и благоприятное освещение в СМИ, продолжилось в 2021 году. В июле парламентский следственный комитет завершил расследование в отношении Ибизагате; лидеры оппозиции считают, что выводы комитета указывают на неправомерные действия внутри FPÖ и ÖVP. В августе Штрахе был признан виновным в коррупции и приговорен к 15 месяцам условно.
Дальнейшие расследования обвинений во взяточничестве и коррупции с участием высокопоставленных политиков FPÖ и ÖVP, включая тогдашнего канцлера Курца, продолжались в течение года. В октябре Курц ушел с поста канцлера, а в декабре ушел с поста председателя ÖVP. Министр финансов Гернот Блюмель также ушел в отставку в декабре после многомесячного расследования утверждений о его причастности к громкому делу о коррупции с участием нескольких политиков FPÖ и ÖVP. Он отрицал какие-либо правонарушения, и на конец года ему не было предъявлено уголовное обвинение.
С3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Работает ли правительство открыто и прозрачно? | 3.003 4.004 |
Правительство Австрии часто подвергается критике за недостаточную прозрачность. Официальная тайна по-прежнему закреплена в конституции, а общая правовая база Австрии в отношении доступа к информации слаба.
В феврале 2021 года правительство ÖVP-Партии зеленых согласовало проект Закона о свободе информации, который предусматривает отмену официальной тайны; проект был представлен Национальному совету позже в том же месяце и передан в Федеральную канцелярию в апреле, где он оставался на конец года. Законопроект подвергся критике со стороны групп по защите прав на информацию как слабый и чрезмерно узкий.
КЛ Гражданские свободы
Д Свобода слова и убеждений
Д1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Существуют ли свободные и независимые СМИ? | 3.003 4.004 |
Федеральная конституция и Закон о СМИ 1981 г. обеспечивают основу для свободных СМИ в Австрии. Однако законы о клевете и клевете защищают политиков и государственных чиновников, многие из которых, особенно члены FPÖ, в последние годы подали иски о диффамации. Владение СМИ по-прежнему сильно сконцентрировано, особенно в провинциях, и правительство оказывает определенное влияние на государственную вещательную компанию, Австрийскую радиовещательную корпорацию (ORF).
Средства массовой информации имеют право на получение государственного финансирования за счет рекламы и в виде субсидий для прессы, предназначенных для обеспечения разнообразия средств массовой информации. В последние годы независимые СМИ выражали обеспокоенность по поводу того, что государственные расходы на СМИ, которые в 2020 году составили почти 70 миллионов евро, не контролируются, что позволяет распределять средства произвольно и без прозрачности.
В 2021 году несколько политиков ÖVP подали в отставку из-за обвинений в том, что они приобрели благоприятное освещение в новостях во время выборов 2017 года.
Несмотря на отсутствие официальной цензуры, австрийский закон запрещает любую форму неонацизма или антисемитизма, а также публичное отрицание, одобрение или оправдание нацистских преступлений, включая Холокост.
Д2 1,00–4,00 балла 0–4 балла
Свободны ли люди исповедовать и выражать свою религиозную веру или неверие публично и в частном порядке? | 3.003 4.004 |
Свобода вероисповедания гарантируется Конституцией. Австрийское законодательство делит религиозные организации на три правовые категории: официально признанные религиозные общества, религиозно-конфессиональные сообщества и ассоциации. Многие группы религиозных меньшинств утверждают, что закон препятствует их законным требованиям признания и низводит их до второстепенного статуса.
Иностранное финансирование мусульманских молитвенных домов и имамов запрещено законом 2015 года; Православные и иудейские группы, имеющие столь же тесные связи с зарубежными общинами, не сталкиваются с такими ограничениями. FPÖ подвергалась критике за разжигание антимусульманских настроений посредством неоднозначных рекламных кампаний. В последние годы стали преобладать антисемитские и антиисламские тенденции.
В мае 2021 года проправительственная организация опубликовала неоднозначную карту, на которой показано расположение более 600 исламских религиозных учреждений по всей Австрии. Карта подверглась критике со стороны религиозных организаций и оппозиционных политиков, которые опасаются, что она стигматизирует мусульман и может привести к росту антиисламских преступлений на почве ненависти.
Д3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли академическая свобода и свободна ли система образования от экстенсивной политической идеологической обработки? | 4. 004 4.004 |
Академическая свобода в целом поддерживается, а система образования свободна от широкой политической идеологической обработки.
В июле 2021 года в Закон об университетах были внесены многочисленные поправки, регулирующие управление государственными университетами Австрии. Руководящие органы университетов раскритиковали законодательство, сославшись на опасения, что поправки поставят под угрозу автономию государственных университетов.
Д4 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Могут ли люди свободно выражать свои личные взгляды на политические или другие деликатные темы, не опасаясь слежки или возмездия? | 4.004 4.004 |
Частные обсуждения в Австрии, как правило, бесплатны и не имеют ограничений. Однако были некоторые трудности, связанные с балансом между обеспечением свободы слова и соблюдением правовых запретов на разжигание ненависти. Продолжаются дебаты вокруг более обширной онлайн-слежки через государственные органы.
Е Ассоциативные и организационные права
Е1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода собраний? | 4.004 4.004 |
Свобода собраний защищена Конституцией и соблюдается на практике. Однако с марта 2020 года правительство ввело несколько ограничений в связи со вспышками COVID-19; когда действуют меры изоляции, собрания подлежат строгому регулированию. В декабре 2021 года правительство сняло большинство ограничений для людей, привитых от COVID-19..
Несмотря на связанные с COVID-19 ограничения на публичные собрания, массовые акции протеста против карантинных мер, включая ноябрьское объявление о необходимости вакцинации, продолжались в течение всего 2021 года.
E2 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода для неправительственных организаций, особенно тех, которые занимаются правозащитной деятельностью и деятельностью, связанной с управлением? | 4. 004 4.004 |
Неправительственные организации действуют без ограничений.
Е3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли свобода для профсоюзов и аналогичных профессиональных или трудовых организаций? | 4.004 4.004 |
Профсоюзы могут свободно объединяться и бастовать, и они считаются важным партнером в разработке национальной политики. Согласно государственной статистике, около 1,4 миллиона рабочих являются членами профсоюзов.
Ф Верховенство закона
Ф1 1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли независимая судебная система? | 4.004 4.004 |
Судебная власть независима и пользуется большим уважением среди австрийцев. Конституционный суд проверяет совместимость законодательства с конституцией без политического влияния или вмешательства.
Австрийские судьи назначаются исполнительной властью, а не политически независимым органом, который Совет Европы раскритиковал как недостаточное отделение государственного управления от судебной системы. Кроме того, в июле 2021 года в отчете Европейской комиссии было обнаружено, что правительственные чиновники неоднократно публично критиковали прокуроров WKStA в ходе антикоррупционных расследований, что негативно сказывалось на восприятии общественностью независимости судебной системы.
Ф2 1,00-4,00 балла0-4 балла
Превалирует ли надлежащая правовая процедура в гражданских и уголовных делах? | 4.004 4.004 |
В гражданских и уголовных делах обычно применяется надлежащая правовая процедура. Однако скандалы с участием австрийского разведывательного аппарата в последние годы вызвали обеспокоенность по поводу потенциальной политизации системы правосудия и соблюдения надлежащих правовых процедур.
Ф3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли защита от незаконного применения физической силы и свобода от войны и мятежей? | 4.004 4.004 |
Люди в Австрии, как правило, свободны от незаконного применения физической силы, войны и мятежей. Однако опасения вызывают террористические угрозы. В ноябре 2020 года 4 человека были убиты и 23 ранены в Вене в результате нападения нападавшего, который затем был убит полицией. Правительство сообщило, что нападавший ранее находился в тюрьме за попытку поехать в Сирию, чтобы присоединиться к Исламскому государству (ИГ). Независимое расследование атаки показало, что контртеррористические агентства «не имеют достаточных возможностей» для адекватного устранения существующих террористических рисков.
В декабре 2020 года австрийские власти арестовали пять человек, обвиняемых в участии в ультраправой группе, и конфисковали более 70 единиц оружия. Затем министр внутренних дел Карл Нехаммер сообщил, что тайник с оружием мог предназначаться для «крайне правого ополчения», и отметил, что неназванные подозреваемые были известными неонацистами.
Условия в тюрьмах в целом соответствуют высоким европейским стандартам.
Ф4 1,00–4,00 балла0–4 балла
Гарантируют ли законы, политика и практика равное обращение с различными слоями населения? | 3. 003 4.004 |
Некоторые группы сталкиваются с трудностями при осуществлении своих прав человека перед законом. В последние годы жесткая риторика была направлена против беженцев и мигрантов. Некоторые лица, ищущие убежища, могут быть депортированы, пока рассматриваются апелляции. В 2019 году Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) заявило, что австрийская система предоставления убежища не соответствует международным стандартам. Коалиция ÖVP-Green заняла строгую позицию в отношении убежища в своем коалиционном соглашении от января 2020 года, пообещав превентивно задерживать просителей убежища, которые считаются опасными. Депортации продолжались во время COVID-19пандемия, приведшая к конфликту между партнерами по коалиции в 2021 году.
ЛГБТ+ сталкиваются с определенной социальной дискриминацией. Законодательство о преступлениях на почве ненависти запрещает подстрекательство на почве сексуальной ориентации. Однако ни один закон не запрещает поставщикам услуг отказывать в предоставлении услуг на этом основании.
Несмотря на некоторые улучшения, гендерное равенство остается проблемой в Австрии. По данным Евростата, гендерный разрыв в оплате труда в Австрии является одним из самых больших в ЕС.
грамм Личная автономия и индивидуальные права
Г1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Пользуются ли люди свободой передвижения, включая возможность менять место жительства, работу или образование? | 4.004 4.004 |
Граждане Австрии пользуются свободой передвижения. Однако начиная с марта 2020 года австрийцы периодически сталкивались со строгими ограничениями на передвижение в связи с мерами, связанными с COVID-19.
Рома и другие этнические меньшинства сталкиваются с дискриминацией на рынке труда и жилья. Министерство труда стремилось содействовать интеграции молодых иммигрантов, организуя курсы немецкого языка и профессиональное обучение.
Г2 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Могут ли физические лица осуществлять право на владение собственностью и создание частного бизнеса без неправомерного вмешательства со стороны государственных или негосударственных субъектов? | 4. 004 4.004 |
Австрийцы могут свободно пользоваться правом собственности и открывать бизнес.
Г3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Пользуются ли люди личными социальными свободами, включая выбор брачного партнера и размера семьи, защиту от домашнего насилия и контроль над внешним видом? | 4.004 4.004 |
Однополые браки стали законными в Австрии в 2019 году. В 2016 году были сняты ограничения на усыновление детей однополыми парами. . Тем не менее, гендерное насилие остается проблемой, и в Австрии один из самых высоких показателей фемицида в ЕС: согласно официальным правительственным данным, в период с 2010 по 2021 год было убито 350 женщин9.0003
Г4 1,00-4,00 балла0-4 балла
Пользуются ли люди равными возможностями и свободой от экономической эксплуатации? | 3.003 4.004 |
Закон 1979 года гарантирует женщинам свободу от дискриминации в различных областях, в том числе на рабочем месте.
В сообщениях СМИ в 2020 и 2021 годах освещалась эксплуатация сезонных рабочих, которые часто жили в плохих условиях и не получали минимальной заработной платы.
На Австрии
Посмотреть все данные, результаты и информацию по этой стране или территории.
Подробнее
Австрия: Доклад о свободе в мире за 2021 год
Д Свобода слова и убеждений
Д1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Существуют ли свободные и независимые СМИ? | 3.003 4.004 |
Федеральная конституция и Закон о СМИ 1981 г. обеспечивают основу для свободных СМИ в Австрии, и правительство в целом соблюдает эти положения. Однако законы о клевете и клевете защищают политиков и государственных чиновников, многие из которых, особенно члены FPÖ, в последние годы подали иски о диффамации. Владение СМИ остается высококонцентрированным, особенно в провинциях.
Правительство оказывает определенное влияние на государственную вещательную компанию Австрийскую радиовещательную корпорацию (ORF). В ноябре 2020 года член правления ORF Ханс Петер Хазельштайнер подал в отставку, выразив неодобрение по поводу предполагаемого политического вмешательства и затягивания реформ, направленных на укрепление независимости вещательной компании.
Австрийское правительство было непрозрачным в некоторых отношениях с прессой в контексте пандемии COVID-19. В апреле 2020 года Ассоциация иностранной прессы раскритиковала использование правительством COVID-19.меры, позволяющие допускать на свои пресс-конференции только корреспондентов ORF и Австрийского агентства печати, фактически запрещая иностранным журналистам личное присутствие.
Несмотря на отсутствие официальной цензуры, австрийский закон запрещает любую форму неонацизма или антисемитизма, а также публичное отрицание, одобрение или оправдание нацистских преступлений, включая Холокост.
Д2 1,00–4,00 балла 0–4 балла
Свободны ли люди исповедовать и выражать свою религиозную веру или неверие публично и в частном порядке? | 3. 003 4.004 |
Свобода вероисповедания гарантируется Конституцией. Австрийское законодательство делит религиозные организации на три правовые категории: официально признанные религиозные общества, религиозно-конфессиональные сообщества и ассоциации. Многие группы религиозных меньшинств утверждают, что закон препятствует их законным требованиям признания и понижает их статус до второго или третьего сорта.
Иностранное финансирование мусульманских молитвенных домов и имамов запрещено законом 2015 года; Православные и иудейские группы, имеющие столь же тесные связи с зарубежными общинами, не сталкиваются с такими ограничениями. В 2019 году, конституционные суды подтвердили законность закона 2015 года, который позволил выслать 40 имамов из Турции в 2018 году. FPÖ подвергалась критике за разжигание антимусульманских настроений посредством неоднозначных рекламных кампаний. В последние годы стали преобладать антисемитские и антиисламские тенденции.
Закрытые лица были запрещены в 2017 году, что обычно интерпретировалось как ориентация на женщин, которые носят паранджу и никабы (вуали для лица), хотя очень немногие женщины в Австрии носят эту одежду. В 2019 году, правительство запретило ношение хиджаба в начальных школах для учащихся в возрасте до 10 лет. Это не распространялось на детей, носящих кипу. В то время как коалиционное соглашение ÖVP и Green от января 2020 года включало обязательство обновить и расширить закон, чтобы он применялся к учащимся в возрасте от 14 лет, VfGH отменил его в декабре, заявив, что оно дискриминирует мусульман.
Д3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли академическая свобода и свободна ли система образования от экстенсивной политической идеологической обработки? | 4.004 4.004 |
Академическая свобода в целом поддерживается, а система образования свободна от широкой политической идеологической обработки.
Д4 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Могут ли люди свободно выражать свои личные взгляды на политические или другие деликатные темы, не опасаясь слежки или возмездия? | 4.004 4. 004 |
Частные обсуждения в Австрии, как правило, бесплатны и не имеют ограничений. Однако были некоторые трудности, связанные с балансом между обеспечением свободы слова и соблюдением правовых запретов на разжигание ненависти. Продолжаются дебаты вокруг более обширной онлайн-слежки через государственные органы.
В сентябре 2020 года правительство ÖVP-Green опубликовало законопроект, который обязывает удалять онлайн-контент, признанный незаконным, в течение 24 часов. Репортеры без границ (RSF) раскритиковали законопроект, предупредив, что у отдельных пользователей будет мало средств правовой защиты, если их контент будет удален. По состоянию на конец года законопроект оставался на рассмотрении.
Е Ассоциативные и организационные права
Е1 1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли свобода собраний? | 4.004 4.004 |
Свобода собраний защищена Конституцией и соблюдается на практике. Однако власти ограничили собрания в рамках мер, связанных с COVID-19. Собрания более пяти человек были запрещены в марте 2020 года, хотя в мае ограничения были ослаблены. В сентябре были введены новые ограничения на собрания, а в ноябре и декабре по мере роста числа случаев были введены новые блокировки.
Е2 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода для неправительственных организаций, особенно тех, которые занимаются правозащитной деятельностью и деятельностью, связанной с управлением? | 4.004 4.004 |
Неправительственные организации действуют без ограничений.
Е3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли свобода для профсоюзов и аналогичных профессиональных или трудовых организаций? | 4.004 4.004 |
Профсоюзы могут свободно объединяться и бастовать, и они считаются важным партнером в разработке национальной политики. Согласно государственной статистике, около 1,4 миллиона рабочих являются членами профсоюзов.
Ф Верховенство закона
Ф1 1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли независимая судебная система? | 4.004 4.004 |
Судебная власть независима, и Конституционный суд проверяет совместимость законодательства с конституцией без политического влияния или вмешательства. Консультативный совет европейских судей СЕ раскритиковал небольшое отсутствие независимости в анализе Административного суда Вены, проведенном в 2019 году.. Австрийские судьи назначаются исполнительной властью, а не политически независимым органом, который Совет Европы раскритиковал как недостаточное отделение правительства штата от судебной системы.
Ф2 1,00-4,00 балла0-4 балла
Превалирует ли надлежащая правовая процедура в гражданских и уголовных делах? | 4.004 4.004 |
В гражданских и уголовных делах обычно применяется надлежащая правовая процедура. Однако скандалы, связанные с австрийским разведывательным аппаратом в последние годы, вызвали опасения по поводу потенциальной политизации системы правосудия, а также соблюдения надлежащей правовой процедуры.
Ф3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли защита от незаконного применения физической силы и свобода от войны и мятежей? | 4.004 4.004 |
Люди в Австрии, как правило, свободны от незаконного применения физической силы, войны и мятежей. Однако опасения вызывают террористические угрозы. В ноябре 2020 года 4 человека были убиты и 23 ранены в Вене в результате нападения нападавшего, который затем был убит полицией. Правительство сообщило, что нападавший Куджтим Фейзулай ранее находился в тюрьме за попытку поехать в Сирию, чтобы присоединиться к ИГ. Фейзулай участвовал в программе дерадикализации, находясь в заключении, и впоследствии был освобожден условно-досрочно.
В декабре австрийские власти арестовали пятерых человек, обвиняемых в участии в крайне правой группировке, и конфисковали более 70 единиц оружия. Министр внутренних дел Карл Нехаммер сообщил, что тайник с оружием мог предназначаться для «крайне правого ополчения», и отметил, что неназванные подозреваемые были известными неонацистами.
Условия в тюрьмах в целом соответствуют высоким европейским стандартам.
Ф4 1,00–4,00 балла0–4 балла
Гарантируют ли законы, политика и практика равное обращение с различными слоями населения? | 3.003 4.004 |
Некоторые маргинализированные группы сталкиваются с трудностями при осуществлении своих прав человека перед законом. В последние годы жесткая риторика была направлена против беженцев и мигрантов. Некоторые лица, ищущие убежища, могут быть депортированы, пока рассматриваются апелляции. В 2019 году Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) заявило, что австрийская система предоставления убежища не соответствует международным стандартам в области прав человека. Коалиция ÖVP-Green заняла строгую позицию в отношении убежища в своем коалиционном соглашении от января 2020 года, пообещав превентивно задерживать просителей убежища, которые считаются опасными. Просители убежища также пострадали от COVID-19меры; в мае 2020 года группа из 300 просителей убежища была помещена на карантин в учреждении в Вене, несмотря на нехватку масок. Некоторые жители пытались бежать, опасаясь депортации.
ЛГБТ+ сталкиваются с социальной дискриминацией. Законодательство о преступлениях на почве ненависти запрещает подстрекательство по признаку сексуальной ориентации. Однако ни один закон не запрещает поставщикам услуг отказывать в предоставлении услуг на этом основании.
Несмотря на некоторые улучшения с 2005 года, гендерное равенство остается проблемой в Австрии. По данным Евростата, австрийские мужчины зарабатывали 19на 0,9 процента больше, чем у женщин в 2019 году.
грамм Личная автономия и индивидуальные права
Г1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Пользуются ли люди свободой передвижения, включая возможность менять место жительства, работу или образование? | 4. 004 4.004 |
Граждане Австрии пользуются свободой передвижения и выбора места жительства. Однако австрийцы столкнулись со строгими ограничениями на передвижение в марте 2020 года из-за COVID-19.связанные меры. Срок действия этих ограничений истек в мае, хотя новые блокировки были введены в ноябре и декабре по мере увеличения числа случаев.
Рома и другие этнические меньшинства сталкиваются с дискриминацией на рынке труда и жилья. Министерство труда стремилось содействовать интеграции молодых иммигрантов, обеспечивая обучение немецкому языку и профессиональную подготовку.
Г2 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Могут ли физические лица осуществлять право на владение собственностью и создание частного бизнеса без неправомерного вмешательства со стороны государственных или негосударственных субъектов? | 4.004 4.004 |
Австрийцы могут свободно пользоваться правом собственности и открывать бизнес.
Г3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Пользуются ли люди личными социальными свободами, включая выбор брачного партнера и размера семьи, защиту от домашнего насилия и контроль над внешним видом? | 4.004 4.004 |
Однополые браки стали легальными в Австрии в 2019 г. Ограничения на усыновление детей однополыми парами сняты в 2016 г.
Второй Закон о защите от насилия 2009 г. ужесточил наказания для лиц, виновных в домашнем насилии, и санкционировал дополнительные меры наказания в отношении хронических правонарушителей.
Г4 1,00-4,00 балла0-4 балла
Пользуются ли люди равными возможностями и свободой от экономической эксплуатации? | 3.003 4.004 |
Закон 1979 года гарантирует женщинам свободу от дискриминации в различных областях, в том числе на рабочем месте. Однако разрыв в доходах между мужчинами и женщинами остается значительным.
Согласно отчету Государственного департамента США за 2020 год о торговле людьми , австрийское правительство прилагает значительные усилия для борьбы с торговлей людьми, при этом осужденные торговцы людьми получают серьезные сроки наказания.