Форма государственного устройства дания: Территориально-государственное устройство / Дания / Политический Атлас Современности

Территориально-государственное устройство / Дания / Политический Атлас Современности

Дания / Территориально-государственное устройство

Дания — унитарное государство. С 1 января 2007 года было введено новое административно-территориальное деление страны. Вместо 14 амтов было создано 5 регионов: Нордюлланд (столица — Аальборг), Мидтюлланд (столица — Виборг), Суаданмарк (столица — Вейле), Ховедстаден (столица — Хиллерод) и Сьёлланд (столица — Сорё). Муниципалитеты также были укрупнены, и их число было уменьшено с 271 до 98.

Региональные власти не имеют права взимать налоги. Основной их задачей является предоставление населению медицинских услуг и содействие региональному развитию, в том числе с использованием местных ресурсов и инновационного потенциала. Муниципальные власти взимают налоги и занимаются школьным образованием, уходом за престарелыми, содержанием дошкольных учреждений, охраной окружающей среды, дорожным хозяйством, обеспечением работы учреждений культуры и так далее.

Гренландия и Фарерские острова не входят в систему административного управления королевства и обладают особым статусом. Изначально территории Гренландии и Фарерских островов принадлежали Норвегии, однако после провозглашения Кальмарской унии, которая объединила Данию, Швецию и Норвегию, попали под власть датской короны. В соответствии с Кильским мирным договором 1814 года территория Норвегии была отторгнута от Дании в пользу Швеции, однако Фарерские острова и Гренландия остались под властью датского монарха.

С 1816 года Фарерские острова имели статус амта (области) и после принятия конституции 1849 года обладали тем же объёмом прав, что и другие датские области, включая право на представительство в ригсдаге. С конца XIX века на Фарерских островах начался подъём националистических настроений, которые ещё больше усилились в ходе Второй мировой войны, когда оккупированная Германией Дания и временно занятые Великобританией Фарерские острова оказались отрезанными друг от друга. В 1948 года был принят Акт о самоуправлении Фарерских островов, по которому они получили полную внутреннюю автономию, собственные органы власти, флаг и гимн, а фарерский язык был принят в качестве официального.

Гренландия сохраняла колониальный статус вплоть до принятия датской конституции 1953 года, когда она получила статус амта. В 1979 году в Гренландии был принят акт о внутреннем самоуправлении, предусматривавший для неё такой же статус, что и у Фарерских островов.

В соответствии с конституцией 1953 года и двумя актами о самоуправлении Гренландия и Фарерские острова обладают практически полной свободой действий в своих внутриполитических делах.

Используя своё право на самоуправление, Фарерские острова изначально отказались присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС). Поскольку Гренландия на момент вступления Дании в ЕЭС в 1973 году ещё не пользовалась полной автономией, она, несмотря на нежелание большинства населения острова, была вынуждена вступить в эту организацию вместе с Данией, оставаясь там вплоть до 1 февраля 1985 года. По результатам референдума 1982 года Гренландия отказалась от участия в европейской интеграции. Причиной стал конфликт интересов по квотам на лов рыбы, что относится и к Фарерским островам. С тех пор отношения острова с европейским интеграционным объединением строятся на основе соглашения об ассоциации.

В настоящее время обе самоуправляющиеся территории получают значительные субсидии от центрального правительства. Помимо этого с остальной Данией их связывают единство судебной системы, военно-стратегическая сфера американские базы и система РЛС в Гренландии) и представительство депутатов в фолькетинге. В обеих автономиях есть партии, выступающие за независимость, и официальная позиция датских властей состоит в том, что в случае, если население Фарерских островов и Гренландии на референдуме выразит желание отделиться, Дания не будет этому препятствовать. Вместе с тем весь предыдущий курс датского правительства в отношении Фарерских островов показывает, что в случае отделения островам будет резко сокращено финансирование в форме субсидий. Опасения на этот счёт являются главным фактором, сдерживающим сецессионистские устремления.

В 2002 году парламент Фарерских островов проводил с датским правительством переговоры по поводу предоставления независимости, но они завершились безрезультатно. Особая комиссия рассматривает возможность предоставления Гренландии статуса, сравнимого уже не столько с автономией, сколько с положением добровольно присоединившегося государства (предполагает сохранение верховной власти датского монарха).

←   Назад  |   Территориально-государственное устройство   |   Вперёд   →


Форма правления в Дании — особенности, монархия, парламент

Небольшое скандинавское государство расположилось на материке и 400 островах Датского архипелага. На севере полуостров граничит с Норвегией и Швецией, юге – Германией. Кто возглавляет страну, какая форма правления в Дании расскажем в нашей статье.

Королевская семья

Датская монархия древнейшая в мире, образовавшаяся 1200 лет назад. Правящая королева Маргрете II принадлежит к династии Гинзбургов. После смерти отца в 1972 году как первая из приемников, приняла престол. Ее популярность вполне объяснима среди датчан.

Королева – образованная личность владеет английским, французским, немецким и шведским языком. Ее (ныне покойный) муж Хенрик после заключения брака сменил титул французского графа на датского. При жизни занимался государственной и общественной деятельностью.

Все приближенные современной правящей династии носящие титул принца или принцессы считаются членами королевской семьи. По традиции наследников престола по мужской линии называют Фредериками, Кристианами. Старшему сыну королевы досталось первое.

Будущий король кронпринц Фредерик получил военную подготовку, окончил Гарвардский факультет политологии. Заключил брак с австралийкой Мэри Элизабет получившей титул кронпринцессы.

Форма правления в Дании – парламентарная монархия. Это означает, что правящее лицо не имеет права принимать независимые политические действия. Принятые законы набирают силу после заверения подписью министров. Представитель власти формирует правительство. После консультации с лидерами правящих партий утверждает его.

К особенностям коронации относится тот факт, что будущий король или королева принадлежат к Евангелической Лютеранской церкви. Последняя – официальный исполнитель власти возглавляемая народным собранием.

Права на преемственность

Закон, регулирующий права  престола, как наследственной монархии был принят  в 1709 году. Он гласил, что корону получают только по мужской линии.

В 1953 году закон Салика был внесены поправки. Это означало, что женщины, не имеющие братьев, могли беспрепятственно наследовать титул монархини.

Закон о престолонаследии  позволил Принцессе Дании Маргрете получить права наследницы трона. Позднее в 2009 было принято окончательное решение, связанное с абсолютным первородством.

Особенности монархии

Глава государства в Дании представляет интересы на политической арене, следит за происходящими событиями страны. Члены королевской семьи участвуют в зарубежных предприятиях для развития датского экспорта. Представляют первых лиц на мероприятиях государственного уровня.

Обязанности королевы – проводить аудиенции с подданными личного формата.

Датский монарх осуществляет власть через парламент согласно установленной конституции. Основной закон страны освобождает правящее лицо от ответственности за его действия. Согласно 13 статье  – ответственность за правление берут министры.

Как представитель исполнительной власти королева выступает от имени государства в международных делах. Без согласия парламента монарх не может отменить любой заключенный международный договор. А также использовать вооруженные силы против другого государства.

Условия чрезвычайного положения, без согласия парламента позволяют монарху принять только временный закон. Если таковой не будет нарушать права конституции.

По факту всю исполнительную власть осуществляет правительство Дании, что ограничивает возможности королевы. Силовые применения монарха против парламента рассматриваются как государственная измена.

Парламент

Согласно конституции Дании высшим законодательным органом государства является парламент. Фолькетинг избирается путем голосования большинства голосов раз в четыре года. Политические силы – многопартийная система, состоящая из ста восьмидесяти депутатов.

Вне зависимости от решения палаты королева переназначит выборы. Согласно реформе 1978 года избирательным правом владеют граждане, достигшие 18 лет.

Состав парламента – высший Исполнительный орган во главе с совершеннолетним наследником престола и премьер министром. Он носит представительские функции, на нем обсуждаются законопроекты и мероприятия.

Форма правления в Дании основывает структуры министерства. Правящие органы имеют равные полномочия, что не дает возможности передавать права другому министру. Действуют эти органы власти вне политики и относятся к гражданским учреждениям. Смена кабинета правительства не взаимодействует с составом руководства министерства.

Какой тип правительства в Дании?

Кристиансборг, дворец и правительство Дании в Копенгагене.

Дания – одна из скандинавских стран, которая расположена на северной стороне европейского континента. Среди стран Северной Европы это самая маленькая и самая южная. Суверенное государство Дания состоит из собственно Дании, а также Фарерских островов и Гренландии – двух автономных государств, расположенных в северной части Атлантического океана и являющихся составными частями Королевства. Королевство Дания является конституционной монархией, в которой королева является главой государства. С подписанием Конституции в 1849 г.Абсолютная монархия была упразднена и установлена ​​конституционная монархия. Штаб-квартира его правительства и национального парламента находится в его столице Копенгагене.

Монархия в Дании

Нынешним монархом является королева Маргрете II, которая является главой государства Королевства с 1972 года. Датский монарх теоретически является центром власти, при этом исполнительная и законодательная власть исходит от нее в соответствии с Конституцией, но парламентский суверенитет, который был установлен в 1901, ввел то, что, по сути, является разделением властей. Полномочия монарха включают наложение вето на законопроект, отказ в его королевском согласии, назначение и увольнение премьер-министра (теоретически осуществление ее права увольнения приведет к конституционному кризису в Королевстве). Монарх также дает официальное согласие на решения «королевской прерогативы», принимаемые премьер-министром, такие как объявление войны и заключение мира, назначение и увольнение министров кабинета. Поскольку большая часть реальной власти принадлежит премьер-министру и парламенту, из-за принципа разделения властей роль монарха в сегодняшней Дании в основном церемониальная.

Исполнительная власть правительства Дании

Премьер-министр Дании является главой правительства. Он и его кабинет назначаются монархом и могут быть уволены тем же монархом. Решения исполнительной власти контролируются Фолькетингом, который является парламентской системой Королевства. Вотум недоверия премьер-министру от Фолькетинга приведет к отставке всего кабинета. Помимо руководства кабинетом министров, премьер-министр отвечает за заморские территории и конституционные вопросы. Министры кабинета являются главами правительственных ведомств/министерств, помощников министров нет. Государственная служба отвечает за выполнение решений кабинета министров, а глава государственной службы в каждом департаменте является постоянным секретарем.

Законодательное собрание Дании

Датский парламент называется Фолькетинг и является центром власти в политической системе Дании. Он осуществляет надзор за исполнительной властью, чтобы обеспечить выполнение правительством своего мандата в соответствии с Конституцией. Он осуществляет эту власть надзора, опрашивая министров по политическим вопросам и решениям, проводя дебаты по вопросам, касающимся политики правительства, и вынося предложения. Дания имеет однопалатную парламентскую систему. Королевство является парламентской демократией, и избиратели избирают парламент, который затем формирует правительство. В соответствии с этим принципом парламентской демократии премьер-министр назначается монархом обычно из числа лидеров партии большинства или лидера коалиции большинства.

Судебная власть Дании

Благодаря принципу разделения властей, закрепленному в Конституции Дании, датская судебная система независима от парламента и исполнительной власти. Он также высоко ценится за его профессионализм. Монарх оставляет за собой право назначать судей. Дания имеет систему гражданского права. Высшей судебной инстанцией в стране является Верховный суд, в состав которого входят председатель суда и другие 18 судей. Судьи назначаются монархом по рекомендации министра юстиции и по рекомендации Совета по назначению судей (независимого органа, состоящего из шести членов, состоящего из судей и юристов). В стране также есть нижестоящие суды, в том числе Специальный обвинительный и пересмотренный суд, высокие суды, морские и коммерческие суды, а также окружные суды.

Фолькетинг

Парламент Дании, Фолькетинг, обладает большей властью, чем парламенты других стран Европейского Союза. Его многопартийная система характеризуется сотрудничеством между его политическими партиями по большинству вопросов.

В Королевстве действует модель государственного социального обеспечения, которую Фолькетинг оказывает более широкую поддержку. Это привело к акценту на эффективности в государственном секторе Королевства. Датчане выразили высокий уровень удовлетворенности своими институтами, и Дания является одной из наименее коррумпированных стран мира.

Benjamin Elisha Sawe в политике

Дания: политическая система — факты о мировых системах здравоохранения


«Дания является конституционной монархией. Он имеет представительную парламентскую систему с главой правительства — премьер-министром — и главой государства — монархом, который официально сохраняет за собой исполнительную власть, хотя обязанности строго представительные и церемониальные. Королевство также включает в себя 2 автономные составляющие страны в Атлантике, ни одна из которых не является членом ЕС: Фарерские острова и Гренландия».

Источник: Европейский Союз. Кратко о странах-членах ЕС: Дания. Последнее обращение 21 ноября 2022 г.


«Дания — конституционная монархия и парламентская демократия. Правительство является исполнительным органом, а парламент – законодательным органом. Верховный суд не назначается политически, как в некоторых других странах. Минимальный процент голосов, необходимый для того, чтобы партия была представлена ​​в парламенте, составляет 2%, и на момент написания в парламенте насчитывается девять политических партий, а также четыре представителя от Гренландии и Фарерских островов. Участие в национальных выборах в целом высокое. Тремя крупнейшими партиями являются Либеральная партия, Социал-демократы и Датская народная партия. В Дании существует давняя традиция правительств меньшинств, состоящих из двух или трех партий. Нынешнее правительство, находящееся у власти с осени 2011 года, состоит из коалиции Социал-демократической партии, Социал-либеральной партии и Социалистической народной партии и поддерживается «Единым списком».

Правительство сменило коалицию между Либеральной партией и Консервативной партией, которую поддерживала Датская народная партия, находившаяся у власти с 2001 по 2011 год9.0003

«Министерство здравоохранения Дании (Sundhedsministeriet) за последнее десятилетие было объединено с Министерством внутренних дел (Indenrigsministeriet) и/или отделено от него и, следовательно, несколько раз менялось название. С 2001 по 2007 год он был объединен с Министерством внутренних дел и поэтому назывался Министерством внутренних дел и здравоохранения (Indenrigs — og Sundhedsministeriet). С 2007 по 2010 год оно было отделено и названо Министерством здравоохранения и профилактики (Ministeriet for Sundhed og Forebyggelse), но с 2010 года оно снова было объединено с Министерством внутренних дел. С октября 2011 года оно было выделено из состава МВД и теперь называется Министерством здравоохранения».

Источник: Olejaz M, Juul Nielsen A, Rudkjøbing A, Okkels Birk H, Krasnik A, Hernández-Quevedo C. Дания: Обзор системы здравоохранения. Health Systems in Transition, 2012, 14(2):1 – 192.


«Региональный политический уровень состоит из пяти регионов. Одной из основных обязанностей этого уровня правительства является сектор здравоохранения. Местный уровень включает 98 муниципалитетов. Муниципалитеты отвечают за окружающую среду и технологии, школы, социальные услуги, профилактику и укрепление здоровья, а также за некоторые услуги здравоохранения. Регионы и муниципалитеты имеют отдельные обязанности, и, по сравнению с государством, регионы не имеют какой-либо руководящей или регулирующей роли в отношении муниципалитетов».

Источник: Olejaz M, Juul Nielsen A, Rudkjøbing A, Okkels Birk H, Krasnik A, Hernández-Quevedo C. Дания: Обзор системы здравоохранения. Health Systems in Transition, 2012, 14(2):1 – 192.


World Health Systems Facts — это проект Real Reporting Foundation. Мы предоставляем надежную статистику и другие данные из авторитетных источников о системах здравоохранения в США и шестнадцати других странах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *