Форма правления канада: Визитная карточка — урок. География, 7 класс.

Канада. Государственное устройство. Правовая систем

Содержание

Государственное устройство
Правовая система
— Общая характеристика
— Гражданское и смежные с ним отрасли права
— Уголовное право
— Судебная система. Органы контроля
Литература

Государственное устройство

Канада входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. По форме государственно-территориального устройства Канада — федерация, в составе которой 10 провинций (в том числе одна, Квебек, с франкоязычным большинством) и 2 территории. Ряд вопросов федеративных отношений остаются неурегулированными. В 1995 г. проведен референдум о суверенитете Квебека (против суверенитета проголосовало 50,6% избирателей, за — 49,4%). В каждой провинции имеется своя конституция, выборная легислатура, правительство, действует назначаемый центральной властью «по совету провинциального правительства» лейтенант-губернатор. Перечень вопросов, которые провинции могут решать самостоятельно, установлен в законодательном порядке (здравоохранение, социальное обеспечение, использование природных ресурсов на территории провинции, налогообложение).


Конституцию Канады образуют несколько законодательных актов. Важнейшие из них — Квебекский закон 1774 г., Конституционный закон 1791 г., Закон об объединении Канады 1840 г., Закон о Британской Северной Америке 1867 г. и Конституционный закон 1982 г., ставший последним из числа конституционных актов Канады, принятых британским Парламентом, предоставил Канаде право самостоятельно вносить поправки в Конституцию в соответствии с установленной процедурой (ранее они формально подлежали утверждению английским Парламентом) и дополнил ее Хартией прав и свобод.
По форме правления Канада — конституционная парламентская монархия. В соответствии с Конституционным законом 1982 г. главой государства является Королева (Король) Великобритании, которую представляет в Канаде Генерал-губернатор. Его назначает Королева по совету Премьер-министра. Срок его полномочий — 5 лет, но по требованию главы Правительства он может быть отстранен от должности и раньше. Генерал-губернатор утверждает законопроекты, созывает нижнюю палату Парламента и вправе распустить ее до истечения срока полномочий, назначает Премьер-министра и высших должностных лиц.
Он решает вопросы внешней политики: ратифицирует международные договоры, производит назначения дипломатических представителей. Ему принадлежит право помилования. Однако деятельность Генерал-губернатора носит во многом формальный характер, поскольку большинство своих правомочий он осуществляет «по совету» Правительства.
Законодательная власть принадлежит Королеве в лице Генерал-губернатора и Парламенту. Парламент Канады состоит из Палаты общин и Сената. Палата общин состоит из 301 депутата и избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на 5 лет. В составе Сената — 104 человека, назначаемых Генерал-губернатором пожизненно. Сенаторы представляют интересы тех провинций, от которых они назначены. Законом установлено, что сенатором может быть лицо не старше 75 лет, проживающее в провинции не менее 30 лет и обладающее недвижимым имуществом стоимостью как минимум в 4000 долларов. Палаты обладают равными правами. Парламент должен собираться на сессии не реже одного раза в год. Сессия начинается в октябре-ноябре и продолжается до июля-августа с перерывами на каникулы.
Первое заседание открывается Генерал-губернатором, который произносит тронную речь от имени Королевы. В ней излагаются основные направления правительственной политики.
Полномочия Парламента достаточно обширны: он издает законы, принимает бюджет, создает Правительство и контролирует его деятельность, решает вопросы внешней политики. Законопроекты представляются на рассмотрение отдельными депутатами и Правительством (финансовые законопроекты могут вноситься только Правительством). Законопроект проходит 3 чтения. В первом оглашается название билля. Во втором происходит обсуждение законопроекта. Затем он передается в один из комитетов Парламента, где подробно разбирается депутатами. После этого законопроект с внесенными в него поправками проходит третье чтение голосование по законопроекту. Для его принятия требуется простое большинство голосов. Билль, принятый одной из палат, передается на рассмотрение другой. После одобрения обеими палатами он отсылается на утверждение Генерал-губернатора.

Исполнительная власть принадлежит Королеве в лице Генерал-губернатора и осуществляется Правительством — Кабинетом министров. В его состав входят Премьер-министр, министры- главы отдельных министерств и министры без портфелей. Премьер-министр назначается Генерал-губернатором; им становится лидер партии, получившей на последних выборах большинство мест в Палате общин. Он формирует Правительство из числа наиболее видных членов своей партии. Заседания Кабинета проводятся примерно один раз в неделю. Фактически Правительство выполняет все функции Генерал-губернатора: от его имени созывает и распускает Парламент, назначает на высшие государственные должности, вырабатывает основные направления внутренней и внешней политики, руководит армией и федеральной полицией. Оно, кроме того, обладает некоторыми правами Парламента: может во исполнение законов издавать различные распоряжения, касающиеся важнейших вопросов государственной жизни. Правительство обладает исключительной прерогативой вносить на рассмотрение Парламента финансовые законопроекты и представляет подавляющую часть всех прочих законопроектов.
Оно ответственно перед Парламентом. Если Палата общин выразит недоверие правительству, оно должно будет уйти в отставку. Премьер-министр может потребовать отставки любого члена Правительства; отставка самого главы Правительства влечет за собой отставку всего Кабинета.

Правовая система

Общая характеристика

Своеобразие современной правовой системы Канады в значительной мере объясняется особенностями ее исторического развития и национального состава населения. Территория будущей Канады осваивалась в XVI-XVIII вв. переселенцами сначала из Франции, а затем и Англии, принесшими правовые нормы и обычаи своих стран. В 1763 г., после длительного англо-французского соперничества, нередко приводившего к вооруженным столкновениям, Канада стала британской колонией, на которую были полностью распространены английские законы. Однако одна из ее провинций Квебек, где преобладали выходцы из Франции, осталась приверженной французскому праву. Значительные особенности в правовой и отчасти судебной системе Квебека, одной из 10 провинций Канады, сохраняются и поныне.


Как и во всех британских колониях, в Канаде утвердилась система английского общего права, по которой решения судов высокого ранга, не только местных, но и британских, получают обязательную силу судебного прецедента. Более того, в Канаде применяются и в известной мере сохраняют самостоятельное значение нормы так называемого права справедливости, вырабатывавшегося в решениях Суда канцлера в Лондоне в XV-XIX вв. и действовавшего параллельно с нормами общего права (после упразднения Суда канцлера в ходе судебной реформы 1873-1875 гг. нормы эти были в Англии включены в систему общего права).
Постановления канадских судов на протяжении долгого времени подлежали обжалованию в Судебный комитет Тайного совета в Лондоне. Эта практика по уголовным делам была отменена в 1933 г., по гражданским — в 1949 г. Однако ранее принятые решения Судебного комитета, истолковывающие английские законы и нормы общего права, действующие в Канаде, по-прежнему обладают обязательной силой. Ныне решающая роль в обеспечении единства системы общего права в стране принадлежит Верховному суду Канады.
В свою очередь решения судов провинций обязательны для нижестоящих судебных инстанций.
Законодательная власть в Канаде долгое время принадлежала британскому Парламенту: колониальные власти лишь издавали принятые в метрополии законы, коль скоро они не противоречили местным условиям. С 1867 г., когда Канада получила статус доминиона, стала приобретать самостоятельное значение система собственных законодательных актов, издаваемых канадскими властями. Полномочия последних существенно расширились по Вестминстерскому статуту 1931 г. Однако лишь с изданием Конституционного закона 1982 г., окончательно закрепившего государственный суверенитет страны, было установлено, что ни один последующий акт британского Парламента не будет иметь силы в Канаде.
Федеративное устройство страны предопределяет разграничение законодательной компетенции между Парламентом страны и законодательными собраниями провинций (эти вопросы нередко становились предметом острых конфликтов, особенно в 1960-х гг.). В исключительной федеральной компетенции находятся 27 вопросов, в том числе регулирование экономики, торговли, мореплавания и рыболовства, законодательство по вопросам денежного обращения и банков, патентов и авторского права, брака и развода, уголовного права и уголовного процесса. В компетенции властей провинций находятся вопросы, имеющие местный характер (муниципальные учреждения, налоги на провинциальные нужды и т.п.), а также образование и воспитание, отправление правосудия в провинциях, гражданский процесс.
С 1918 г. в стране функционирует Федеральная комиссия по правовой реформе, среди обязанностей которой — наблюдать за состоянием законодательства и вносить предложения по его совершенствованию. Одновременно была учреждена Постоянная конференция по унификации права в Канаде, которая периодически обсуждает «модельные» проекты законов, рекомендуемых всем провинциям, чтобы преодолеть существенные различия в их законодательстве, в первую очередь по вопросам гражданского и торгового права.
Вновь издающиеся в Канаде законы публикуются в ежегодных сборниках «Статуты Канады» (с 1867 г.), «Статуты Альберты» (с 1906 г.) и т.п. Собрания законов в пересмотренных изданиях (федеральные и отдельных провинций) публикуются, как правило, каждые 10 лет.
Научные исследования в области права ведутся на юридических факультетах 20 университетов, находящихся в крупнейших городах Канады (Монреаль, Оттава, Торонто и др.
). На развитие юридической науки и судебную практику заметное влияние оказывают труды английских и американских юристов.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

В сфере гражданского и торгового права на уровне федеральном и провинций (за исключением Квебека) действуют не кодексы, а законодательные акты, регулирующие, как правило, крупные правовые институты. При этом за последние десятилетия обнаруживается тенденция к изданию законов со все более широким предметом регулирования (законодательство о компаниях, о банкротстве и др.). В месте с тем остается немало правовых институтов, которые по-прежнему регулируются в основном нормами общего права (право собственности, ответственность за причинение вреда и др.). В некоторых случаях, например относительно обязательств по договорам, доктрины общего права, воспринятые канадскими судами, лишь дополняются законодательными актами провинций, регулирующими отдельные вопросы.
Брак, семейные отношения, развод и наследование регулируются законодательством как федерации, так и отчасти провинций. В этой области за последние десятилетия происходят весьма существенные изменения. Прежде всего чисто формальные основания для развода были дополнены федеральным Законом о разводе 1968 г. В след за этим во многих провинциях были изданы законы о реформе семейного права (в Онтарио, например, в 1978 г.), которые расширяли имущественную самостоятельность супругов, а также ограничивали свободу завещания и обеспечивали права наследования для пережившего супруга и несовершеннолетних детей.
В сфере регулирования деятельности корпораций и торговли действует ряд актов, принятых по образцу соответствующего английского законодательства, но с учетом опыта американских законов и собственной деловой практики: среди них федеральные законы о корпорациях, банках, страховых компаниях, банкротстве, многие из которых пересматриваются каждые 10 лет. Что касается американской правовой доктрины, то ее влияние особенно заметно в сфере регулирования деятельности страховых компаний.
В Канаде издано немало законодательных актов на уровне федерации и отдельных провинций, преследующих цели предупредить незаконное объединение корпораций и установление монопольных цен (так называемое антитрестовское законодательство, весьма сходное с американским). Эффективность этих законов в значительной мере ослабляется из-за постоянных нарушений, прежде всего транснациональными корпорациями, в которых преобладает американский капитал.
Ряд существенных особенностей имеет гражданское и торговое право в провинции Квебек. Французские законы и правовые обычаи применялись здесь вплоть до 1866 г., когда был принят Гражданский кодекс провинции Квебек (на французском и английском языках). Этот ГК, в целом воспроизводящий структуру Гражданского кодекса Франции 1804 г., включает также книгу, посвященную торговому праву, вопреки распространившейся в XIX в. традиции издания отдельного торгового кодекса. В регулировании некоторых правовых институтов ГК 1866 г. ориентировался не столько на Кодекс Наполеона, сколько на французское право конца XVIII в., унаследованное потомками французских колонистов.
Изменения в ГК 1866 г. последних десятилетий коснулись главным образом норм семейного права и способствовали известному сближению их с федеральным законодательством (расширение прав замужних женщин, детей, рожденных вне брака, и т. п.). Что касается торгового права, то изменения в нем, в значительной мере отражающие концепции американских юристов, производились путем издания дополнительных законов, а не поправок к соответствующему разделу Гражданского кодекса.
Новый ГК Квебека вступил в силу с 1 января 1994 г. Он содержит 3168 статей, сгруппированных по десяти книгам (О лицах; О семье; О наследовании; Об имуществах; Об обязательствах; О привилегиях и об ипотеках; О доказывании; О давности; О гласности прав; О международном частном праве).
Гражданский процесс в большинстве провинций Канады и на федеральном уровне построен на тех же принципах, что в Великобритании и США, и определяется соответствующими законодательными актами и судейскими правилами. Гражданский процессуальный кодекс имеется только в провинции Квебек. Первый ГПК был принят сначала вместе с Гражданским кодексом в 1866 г., затем, в новой редакции, — в 1897 г. Действующий ГПК 1965 г. вобрал в себя, как и его предшественники, основные черты гражданского процесса, соответствующие французской модели, но вместе с тем отразил существенные особенности процедуры разбирательства гражданских дел и правил оценки доказательств, принятых в других провинциях страны.
Трудовые отношения и вопросы социального обеспечения регулируются законодательством и коллективными договорами, заключаемыми между предпринимателями и представителями работников предприятий, а иногда — на общенациональном уровне (например, профсоюзами работников железнодорожного транспорта). Права государственных служащих на образование профсоюзов и заключение коллективных договоров признаны Федеральным законом 1967 г. и последующим законодательством провинций, однако в некоторых провинциях им запрещено проведение забастовок. Федеральный закон 1978 г. разрешает властям вмешиваться в конфликты, связанные с заключением коллективных договоров. Закон о равном праве на труд 1986 г. обязывает предпринимателей принимать на работу определенный процент женщин, представителей национальных меньшинств, лиц с ограниченной трудоспособностью. В 1988 г. внесены поправки в Закон о страховании от безработицы, расширяющие права безработных.
Законодательство предусматривает осуществление различного масштаба мероприятий, направленных на охрану окружающей среды. В 1986 г. прежняя система сравнительно небольших штрафов за промышленное загрязнение природы была заменена введением уголовной ответственности в виде различных сроков лишения свободы и крупных штрафов.

Уголовное право и процесс

В противоположность сфере гражданского права и процесса эта отрасль унифицирована в масштабе всей страны, поскольку с 1774 г. применение английского уголовного права было распространено и на Квебек, а Конституционный акт 1867 г. установил, что вопросы уголовного права и процесса находятся в исключительном ведении федерации. Моделью для первого УК Канады 1892 г. послужил проект Уголовного кодекса для Англии, составленный видным криминалистом Дж. Стифеном (в 1878 г. он был представлен в британский Парламент, но так и не стал законом). УК 1892 г. представлял собой упорядоченное изложение норм английского и канадского общего права, относящихся к основным институтам Общей части уголовного права и видам преступлений (ответственность за некоторые преступления и после принятия Кодекса определялась по нормам общего права, не вошедшим в него). В 1955 г. был издан новый Уголовный кодекс, представляющий собой результат кардинальной переработки прежнего законодательства с учетом опыта его применения судами, а также сравнительного анализа кодексов других государств, в том числе американских штатов. УК 1955 г. запретил применение уголовных наказаний за деяния, не перечисленные в нем, а предусмотренные лишь нормами общего права (единственное исключение оскорбление суда). Вместе с тем он разрешил использовать нормы общего права для истолкования и применения норм Кодекса.
В Кодексе отсутствует формальное деление преступных деяний на фелонии и мисдиминоры, сохранявшееся в Англии до 1967 г. как пережиток уголовного права XVIII в. Однако он сохранил телесные наказания (порки) за вооруженное ограбление, некоторые преступления против личности и половые преступления. Он предусматривает весьма суровые меры, в том числе длительные сроки лишения свободы, за большинство преступлений, а для лиц, признанных «привычными преступниками» или «сексуальными психопатами», превентивное заключение на неопределенный срок.
Наряду с нормами материального уголовного права Кодекс включает нормы уголовного процесса, в том числе относящиеся к определению юрисдикции судов. Ныне готовится его радикальный пересмотр.
Существенную роль в регулировании вопросов не только уголовного, но и гражданского процесса играет также канадский Закон о доказательствах («Закон, относящийся к свидетелям и доказательствам») 1927 г. с последующими изменениями. Смертная казнь в мирное время отменена с 1976 г. Фактически последний смертный приговор был приведен в исполнение в 1962 г.

Судебная система. Органы контроля

Высшая судебная инстанция страны — Верховный суд Канады, созданный в 1875 г. Он состоит из назначаемых пожизненно Генерал-губернатором «в совете» 9 судей, из которых 3 должны представлять Квебек (для принятия решения, как правило, достаточно участия в заседании 5 его членов). Суд рассматривает жалобы на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные высшими судебными инстанциями провинций и Федеральным судом, и принимает по ним окончательные решения. Жалобы на решения судов по гражданским делам могут быть поданы лишь с разрешения вынесших их судов либо самого Верховного суда, если тот сочтет, что возникший при разбирательстве дела вопрос «выходит за рамки непосредственных интересов тяжущихся». Верховный суд рассматривает жалобы лишь по делам о более тяжких уголовных преступлениях, преследуемых по обвинительному акту, если первоначальный оправдательный приговор был отменен вышестоящим судом либо если при разбирательстве дела возник спор по вопросу права. По просьбе Генерал-губернатора или Правительства Верховный суд может в качестве консультативного органа рассматривать вопросы, связанные с толкованием конституционных актов, проверкой конституционности законов, принимаемых Парламентом и законодательными собраниями провинций, и споры между ними о компетенции.
Федеральный суд Канады, созданный в 1970 г. взамен прежних учреждений, включает в себя судебное отделение (13 судей) и апелляционное отделение (9 судей). Он возглавляется председателем и его заместителем. Весь состав суда назначается пожизненно Генерал-губернатором. В судебном отделении рассматриваются гражданские исковые претензии к федеральным властям и от их имени, споры о гражданстве, жалобы по вопросам налогов, патентов и торговых марок, споры между Федеральным правительством и органами исполнительной власти провинций и др. Это единственный суд в Канаде, деятельность которого ограничивается применением лишь федеральных законов. Все остальные суды применяют как законы федерации, так и законы провинций.
Верховный суд каждой из 10 провинций выступает в качестве суда первой инстанции по наиболее важным гражданским и уголовным делам, а также рассматривает апелляционные жалобы на постановления нижестоящих судов провинций по всем категориям дел. В составе Верховного суда провинции Онтарио, например, председатель и 9 других судей. Он состоит из 2 отделений: Апелляционного суда и Высокого суда правосудия. В качестве апелляционного суда дела слушает коллегия из 3 судей. Дела по первой инстанции рассматриваются одним судьей с присяжными или без них. В некоторых провинциях отделения Верховного суда носят другие названия (например, Суд королевской скамьи).
Суды графств (в некоторых провинциях — округов, в Квебеке провинциальные суды) рассматривают по первой инстанции гражданские дела, как правило, с суммой иска от 300 до 3000 долларов, а также уголовные дела о преступлениях средней тяжести (кражи, автодорожные преступления и др.). Гражданские дела по искам на сумму до 300 долларов рассматриваются в судах по мелким искам (в некоторых провинциях — по мелким долгам). Уголовные дела о наименее тяжких преступлениях, преследуемых в суммарном порядке, а также о некоторых преступлениях, преследуемых по обвинительному акту, рассматриваются магистратскими судами (в Квебеке мировыми сессионными судами). На их долю приходится свыше 90% уголовных дел.
За исключением дел, преследуемых в суммарном порядке и входящих в исключительную компетенцию магистратских судов, обвиняемый в праве требовать, чтобы его дело было рассмотрено с участием суда присяжных. Однако на практике большинство обвиняемых отказывается воспользоваться этим правом. Законодательство предусматривает рассмотрение и некоторых категорий гражданских дел с участием суда присяжных. Жюри присяжных по уголовным делам составляют 12 (в провинции Альберта — 6) человек, и при вынесении вердикта, как правило, требуется их единогласие. По гражданским делам жюри составляют от 5 до 12 присяжных, и решение принимается большинством голосов.
В некоторых провинциях Канады имеются раздельные суды по делам несовершеннолетних (рассматривают обвинения в преступлениях и мелких правонарушениях) и семейные суды (споры о детях, иски об уплате алиментов и т.п.). В других провинциях они объединены в суды, рассматривающие обе категории дел. Согласно принятому в 1982 г. Закону о несовершеннолетних правонарушителях дела об уголовных преступлениях подростков в возрасте 12-18 лет должны рассматриваться в названных судах по правилам процедуры общих судов, с привлечением адвоката и соблюдением других гарантий прав обвиняемого.
В Канаде нет системы административных судов: жалобы на действия административных органов рассматриваются, как правило, общими судами (провинций и федерации) на основании специально изданных законов (например, Закон провинции Онтарио о процедуре судебного разбирательства административных жалоб 1971 г.).
На свои должности все судьи назначаются федеральными властями, за исключением магистратских судей, назначаемых властями провинций. Смещение судьи с его поста может быть произведено Генерал-губернатором лишь по настоянию Федерального парламента.
Расследование уголовных дел проводится главным образом полицией. Обвинение в суде магистратов могут поддерживать частные лица, однако генеральные атторнеи федерации или провинции в праве на любой стадии судебного разбирательства приостановить рассмотрение обвинения, предъявленного частным лицом. Обвинение в судах более высоких инстанций поддерживается представителем генерального атторнея провинции. Им может быть как постоянно выступающий в таком качестве юрист, так и частнопрактикующий адвокат, которому поручается ведение конкретного процесса. Генеральный атторней Канады возглавляет Министерство юстиции; его представители могут поддерживать обвинение в любых судах.
Защиту по уголовным делам и представительство интересов сторон по гражданским делам осуществляют лишь адвокаты, являющиеся членами корпораций юристов соответствующих провинций.
В Канаде пока нет единого федерального омбудсмана, на национальном уровне действуют 2 отраслевых омбудсмана: уполномоченный по вопросам государственных языков (1969 г.) и следователь по делам исправительных учреждений (1973 г.).
В то же время должности омбудсманов были в девяти провинциях страны с 1967 г. (Альберта) по 1977 г. (Британская Колумбия). Процедура их назначения, сроки полномочий и компетенция имеют существенные различия. Омбудсман провинции Альберта назначается лейтенантом-губернатором в совете по рекомендации законодательной ассамблеи на 5-летний срок. Омбудсман провинции Британская Колумбия назначается легислатурой по единодушной рекомендации всепартийного Комитета легислатуры на 6 лет. Омбудсман провинции Онтарио назначается Правительством после обсуждения с оппозиционными партиями сроком на 10 лет. В Квебеке защитник граждан назначается законодательной ассамблеей по предложению Премьер-министра сроком на 5 лет.
Омбудсманы провинций представляют ежегодные и специальные доклады парламенту, публикуемые в СМИ. Омбудсманы вправе проводить расследование и могут направлять по его результатам рекомендации в административный орган, а также обращения в администрацию или органы правосудия с ходатайством о принятии санкций.

Литература

Литература

Белоусова Е.В. Правовое положение коренного населения Канады // Правоведение. 1989. N 3.
Бойцова В.В. Омбудсман как защитник фундаментальных личных прав (Новая Зеландия, Великобритания, Канада, Австралия). Тверь, 1994.
Гражданский кодекс Квебека. М., 1999.
Данилов С. Ю., Шило В.Е. Политико-государственный механизм современной Канады. Сравнительно-историческое исследование. М., 1991.
Gall G. L. The Canadian Legal System. 2nd ed. Toronto, 1983.
Hahlo H. R. Two Legal Systems in Canada // Douzieme colloque international de droit comparе. Ottawa, 1976.

DM-тур сервис

Общая информация

Столица: Оттава, провинция Онтарио

 

Форма правления: федеральная парламентская демократия и конституционная монархия. Канада является федерацией, то есть властные полномочия поделены между федеральным правительством и исполнительными органами провинций.

 

Глава правительства: премьер-министр. Королева Елизавета II является официальным главой государства, в Канаде ее представляет генерал-губернатор.

 

Национальная эмблема: кленовый лист

 

Население: В 2002 году численность населения Канады превысила 31,4 миллиона человек. Тем не менее, канадцы расселены на большой географической территории, что дает Канаде один из самых низких показателей плотности населения в мире: 3,1 человека на квадратный километр.

Канада — одна из крупнейших по территории стран мира, занимающая двеннадцатую часть земной суши, при этом плотность населения в этой стране едва ли не самая низкая в мире: менее 3 человек/кв. км. Канада считается одной из самых мирных, политически стабильных по безопасных для проживания стран. По результатам исследования, ежегодно проводимого ООН в 174 странах мира, Канада устойчиво занимает первое место по качеству жизни среди стран с развитой экономикой (в исследовании учитывались такие показатели, как доступность образования, продолжительность жизни граждан, уровень преступности и инфляции).

Канада имеет репутацию страны быстрого промышленного роста, особенно в таких отраслях, как высокие технологии, транспорт и машиностроение, аэрокосмическая индустрия, микроэлектроника, производство медицинского оборудования, разработка программного обеспечения, гидроэнергетика и ядерная промышленность, лазерная промышленность и оптоэлектроника, биотехнологии, пищевая промышленность и другие.

В Канаде приняты два государственных языка: английский и французский при этом на английский язык является гораздо более распространенным. Подавляющее большинство франкоговорящего населения страны (75%) проживает в провинции Квебек в восточной части страны.

 

История Канады

Первыми жителями Канады были предки индейцев, а в северной части — эскимосы (инуиты). Возможно, инуиты пришли в Канаду тысячи лет назад из Азии через перешеек между Сибирью и Аляской. В XVII веке французы и англичане начали осваивать территорию страны. Новые поселенцы продвигались неторопливо — еще 200 лет назад название «Канада» относилось лишь к южным районам нынешней провинции Онтарио и территории нынешней провинции Квебек. С начала XVII века Канада считалась колонией Франции (три лилии на голубом или синем фоне до сих пор можно встретить на гербах некоторых франкоязычных учебных заведений), а с 1763 года — Великобритании. Первого июля 1867 Канада была провозглашена британским доминионом, и с тех пор этот день считается национальным праздником – Днем Канады.

Во второй половине XX века Канада становится самостоятельным государством, правление английской королевы остается лишь декоративным элементом государственного устройства страны и в большей степени — данью традиции. В конце 1964 года парламентом Канады был утвержден национальный флаг с изображением красного кленового листа, а в 1980 году, официальный статус получает национальный гимн, точнее сразу два его варианта. Учитывая официальное «двуязычие» страны, были утверждены французский и английский варианты, причем оба гимна не совпадают лексически.

Вплоть до второй мировой войны большинство эмигрантов, прибывающих в Канаду, были выходцами с Британских островов, либо из Восточной Европы. Однако, начиная с 1945 года культурный образ Канады дополняют многочисленные эмигранты с юга Европы, из Азии, Южной Америки, Карибских островов. Недавние исследования показали, что 42% населения имеют не британское и не французское происхождение.

 

Климат Канады

В Канаде представлено много климатических зон: от вечных льдов на севере до пышной растительности на западном побережье Британской Колумбии. При этом на большей территории страны четко выделяются четыре времени года. Дневная температура летом может подниматься до 35С и выше, зимой – морозы ниже 25С не являются неожиданностью. Весна и осень очень похожи по климату на Россию, однако по сравнению с Россией географические зоны в Канаде слегка сдвинуты к югу. Так, например, московская погода чрезвычайно напоминает погоду в Монреале или Оттаве, хотя оба этих города расположены на широте Симферополя.

 

Экономика Канады

Канада имеет разннобразную экономику. Индустрия природных ресурсов, таких как лес, горная промышленность, добыча нефти и природного газа, животноводство и рыболовство — важнешая часть экспорта Канады. Канада является также мировым лидером в сфере телекоммуникаций, биотехнологий, аэрокосмической и фармацевтической промышленности. Большинство населения Канады работают в сфере услуг или информационных технологий. Наряду с Соединенными Штатами и Мексикой Канада является членом Североамериканского Соглашения о свободной торговле.

Валюта Канады — канадский доллар. Распространены купюры достоинством 5$, 10$, 20$, 50$ и 100$. Канадские монеты выпускаются достоинством 1, 5, 10, 25 центов, 1 и 2 доллара.

Входя в десятку ведущих промышленных стран, Канада также переживает колоссальное развитие в сфере высоких технологий и услуг. Для нее характерна многоотраслевая и наукоемкая экономика. Не полагаясь более исключительно на природные ресурсы, экономика Канады развивается благодаря инновациям и технологическим разработкам.

В 2003 году валовой внутренний продукт (ВВП) Канады вырос на 2,4 процента. Также наблюдался высокий уровень трудовой занятости населения, процентные ставки достигли рекордно низких показателей, а инфляция оставалась низкой и устойчивой.

Большинство канадских промышленных предприятий находится в Онтарио и Квебеке, где крупнейшим производством является автомобильное. Среди других важных отраслей промышленности можно назвать пищевое и пивоваренное производство, производство бумажных изделий и сопутствующей продукции, первичных металлов и металлоконструкций, нефтепродуктов и химикатов.

Экономика приатлантических, степных и тихоокеанских районов Канады в большей степени основана на использовании природных ресурсов. Приатлантические провинции преимущественно занимаются рыбным промыслом, лесоводством и горным делом, в то время как степные провинции больше зависят от сельского хозяйства и добычи минерального топлива. Основными отраслями экономики в Британской Колумбии являются лесоводство и горное дело, а также туризм.

Основные статьи экспорта: автомобили и запасные части, механизмы и оборудование, высокотехнологичная продукция, нефть, природный газ, металлы, лесоматериалы и сельскохозяйственная продукция.

Основные статьи импорта: машинное и производственное оборудование, включая средства связи и электронную аппаратуру, запасные части к автомобилям и автотранспорту, промышленное сырье (металлические руды, железо и сталь, драгоценные металлы, химикаты, пластмассы, хлопок, шерсть и другие текстильные материалы), а также промышленные изделия и продукты питания.

 

Стоимость жизни в Канаде

Некоторые типичные для Канады цены:

• Билет на автобус в один конец (местное сообщение) 2,25 канадских доллара
• Местный телефонный звонок 0,25 канадских доллара
• Средний обед в ресторане 10,00 – 25,00 канадских долларов на одного человека
• Билет в кино 8,50 канадских долларов
• Отправка письма в пределах Канады 0,50 канадских доллара
• Отправка почты за границу (письмо) 1,50 канадских долларов

 

Налоги

Некоторые провинции облагают товары и услуги местными налогами. Во всех провинциях в обязательном порядке взимается федеральный налог на товары и услуги (GST), или семь процентов от большинства покупок. Когда вы будете покидать Канаду, вам как гостю может быть возвращена часть уплаченного вами налога. При этом действуют некоторые ограничения, и вам придется предъявить подлинные чеки. Более подробную информацию вы можете получить в Налоговом управлении Канады (Revenue Canada) или вашем учебном заведении. Бланки заявления на возврат налога GST (GST refund forms) можно получить на информационных стойках в аэропортах и в большинстве торговых центров.

 

Деньги

В Канаде используется метрическая система мер. В качестве денежной единицы выступает канадский доллар, равняющийся 100 центам. Самыми распространенными бумажными денежными знаками в Канаде являются купюры в 5, 10, 20, 50 и 100 долларов. Монеты здесь выпускаются достоинством в 1 цент (penny), 5 центов (nickel), 10 центов (dime), 25 центов (quarter), 1 доллар (loony), и 2 доллара (twoony). Одно- и двухдолларовые монеты были введены в обращение 10 лет назад, но канадские банкноты достоинством в 1 и 2 доллара до сих пор в ходу и считаются законными платежными средствами (они также превратились в предмет коллекционирования). На канадских банкнотах четко обозначено их достоинство, и каждая купюра имеет свой отличительный цвет.

 

Банки и обмен валюты

Несмотря на то что банки часто предлагают самые лучшие курсы обмена валют, некоторые берут за обмен денег или дорожных чеков небольшую плату и часто указывают цены без учета налогов. Лучше всего еще до приезда в Канаду поменять небольшую сумму в вашей валюте на канадские доллары, поскольку банки обычно открыты только с понедельника по пятницу в дневное время (с 9 до 17 часов). Другие способы обмена валюты могут оказаться несколько более дорогостоящими. Отели, магазины и пункты обмена валюты практически всегда предлагают обмен валют по самому высокому курсу или берут большие комиссионные сборы. Где бы вы ни были, перед тем как менять деньги, всегда интересуйтесь о наличии скрытых комиссий.

Все магазины и торговые предприятия принимают канадскую валюту, некоторые из них в туристических районах также принимают доллары США. Любую другую валюту следует поменять.

 

Банки и банкоматы

В Канаде студенты смогут без труда найти один из множества банков или банкоматов. Особенно легко найти их в больших городах, ими удобнее пользоваться, чем кредитными картами и дорожными чеками. Для снятия наличных из банкомата вы можете использовать обычную банковскую карту или общую кредитную карту. Существует также возможность открытия в местном банке счета, расчеты по которому можно будет производить через банкомат. Во многих канадских магазинах можно также использовать банкоматные карточки при оплате таких товаров, как продукты питания и одежда.

Банки предлагают своим клиентам множество услуг, в том числе обмен валют, аренду депозитных банковских ячеек для хранения паспортов и открытие сберегательных счетов. Для многих канадцев эффективным средством оплаты услуг являются выдаваемые банками именные чеки.

Парламентская система | Путеводитель по Канаде

Форма правления Канады основана на британской парламентской системе , также известной как Вестминстерская система , стиле демократии, адаптированном из многовековых английских традиций. Основатели Канады считали, что у британцев лучшая форма правления в мире, и первые строки канадской конституции обещают, что Канада будет иметь «Конституцию, аналогичную конституции Соединенного Королевства».

Парламент Канады

Размещенный в огромном неоготическом здании в столице Оттава , Онтарио Национальный парламент Канады представляет собой двухпалатный законодательный орган , что означает, что он разделен на две палаты : Дом Палата общин и Сенат . (Технически монархия также считается частью парламента, хотя и не участвует в правительстве).

Палата общин состоит из 338 избранных политиков, представляющих различные регионы Канады (известных как члены парламента, или MPs ), в то время как Сенат состоит из 105 важных людей (известных как сенаторов ), которые были назначены различными премьер-министрами Канады.

Сенат довольно бессилен и непоследователен (подробнее об этом позже), поэтому, когда большинство канадцев ссылаются на « Парламент », они обычно имеют в виду только Палату общин.

Палата общин

338 членов (депутатов), избираемых одновременно каждые четыре года на федеральных выборах в Канаде. Срок полномочий не ограничен, члены могут переизбираться на неопределенный срок. Члены представляют 338 различных географических районов, или поездки по всей стране, причем более крупные провинции избирают больше членов, чем более мелкие.

Перейти к главе Дома

Сенат

105 сенаторов назначаются премьер-министром Канады при появлении вакансий. Сенаторы служат до выхода на пенсию или до своего 75-летия и не могут быть уволены. Места в Сенате распределяются между провинциями не по какой-либо последовательной логике.

Перейти к главе Сената

Канадский парламент служит двум основным целям: выбор правительства Канады и принятие новых законов.

Выбор правительства

Канадская демократия подчиняется принципу, который иногда называют ответственным правительством , что означает, что правители Канады подотчетны людям, которыми они управляют. На практике это означает, что та часть канадского правительства, которая избирается прямым голосованием народа, то есть Палата общин, должна решать, кто занимает наиболее важные посты в этом правительстве.

После того, как станут известны результаты выборов в Палату общин, генерал-губернатор Канады торжественно назначает лидера политической партии, избравшей наибольшее количество членов ( депутатов ) в Палату премьер-министром, а премьер-министр министр формирует правительство . На практике «формирование правительства» означает формирование кабинета , что и делает премьер-министр, назначая других высокопоставленных депутатов от своей партии на ключевые посты в исполнительной власти 9 .0004 (министр иностранных дел, генеральный прокурор и т. д.). Он также выберет различных квалифицированных неполитиков для управления федеральной бюрократией.

Второй по величине политической партией в Палате общин назначена Официальная оппозиция , или, если мы хотим использовать грандиозное официальное название, Лояльная оппозиция Ее Величества . Лидер второй по величине партии получает титул Лидер оппозиции и назначает теневой кабинет политиков (известный как критики ) от ее партии, чтобы подвергнуть действующее правительство целенаправленной критике. Это обсуждается более подробно в главе о Палате общин.

Большинство или меньшинство?

В зависимости от результатов выборов, в Канаде может быть правительство большинства или меньшинства . Правительство с большинством в — это правительство, в котором крупнейшая партия контролирует математическое большинство в мест в Палате общин, что и происходит в большинстве случаев.

Однако иногда, если в палате присутствует сильное третье лицо, ни одна партия не будет иметь абсолютного большинства, и распределение мест будет более равномерным. В таких случаях партия с наибольшим количеством мест, или большинством , формирует правительство. Это известно как правительство меньшинства , поскольку количество депутатов от правительства будет математически меньше, чем общее количество депутатов от оппозиции. Правительство меньшинства должно полагаться на поддержку других партий, чтобы принять свое законодательство, и может быть проголосовали за недоверие (см. ниже) в любое время. Нынешний премьер-министр Джастин Трюдо (1971 г.р.) был избран в состав правительства большинства в 2015 г., но был переизбран в 2019 г. только с правительством меньшинства, что отражает снижение популярности.

Теоретически возможно, что в контексте правительства меньшинства две меньшие партии могли бы объединить свои силы, чтобы сформировать объединенное большинство в Палате представителей, что позволило бы им вместе сформировать правительство. Это известно как многопартийность коалиционное правительство , и это очень распространено в Европе, где парламенты, как правило, равномерно разделены между множеством небольших партий. В Канаде, однако, идея коалиционного правительства довольно противоречива, и ее никогда не пытались успешно реализовать на национальном уровне. В Канаде существует прочная традиция позволять господствующему множеству, даже если оно очень узкое. Не совсем ясно, кто будет премьер-министром или как будет назначаться кабинет в коалиционном правительстве, особенно если эта идея предлагается во время политических споров (см. врезку). Британская традиция гласит, что генерал-губернатор Канады должен будет выступать посредником в процессе, но это также спорная идея, поскольку генерал-губернатор не избирается.

Голосование о недоверии

Одна из основных идей канадской теории ответственного правительства заключается в том, что политики, возглавляющие канадское правительство, несут ответственность перед всей Палатой общин — даже перед оппозиционными партиями. Если Палата общин проголосует за то, что « утратила доверие » к правительству, то считается, что это правительство утратило демократическое право оставаться у власти.

В любое время любой член Палаты общин может внести предложение, известное как вотум доверия , в котором заявляется что-то вроде: «будь то решено, эта палата больше не доверяет нынешнему правительству Канады». Если это предложение будет принято, Палата представителей, как говорят, проголосовала за недоверие правительству, и правительство должно объявить внеочередные парламентские выборы и победить на них, чтобы остаться у власти.

Успешные вотумы недоверия происходят только в контексте правительства меньшинства (см. выше), поскольку для вынесения вотума недоверия, как и для любого другого голосования, требуется одобрение большинства депутатов. Не обязательно должен быть значительный скандал или разногласия, чтобы оправдать вотум недоверия действующему правительству; в значительной степени это стратегическое решение, принятое оппозиционными партиями, чтобы провести выборы в то время, когда они считают, что их шансы быть избранными наиболее высоки. Действительно, всякий раз, когда избирается правительство меньшинства, это, по сути, становится вопросом «когда, а не если» оппозиционные партии решат отклонить правительство. Большинство правительств меньшинств не существуют дольше двух лет.

Принятие канадских законов

Новые канадские законы обычно придумываются премьер-министром и его кабинетом . Законопроект известен как законопроект , и после его написания соответствующий министр кабинета внесет законопроект в Палату общин.

После первоначального голосования небольшой комитет из нескольких специальных членов Палаты обсудит детали предложенного законопроекта и, возможно, внесет некоторые изменения. В Палате есть более двух десятков комитетов, каждый из которых специализируется на разных областях политики, например, 9-й комитет.0003 Комитет Палаты представителей по сельскому хозяйству или Комитет Палаты представителей по вопросам юстиции и прав человека . В комитеты входят представители всех партий, но большинство членов всегда будет у партии большинства в парламенте. Как только комитет одобряет законопроект, он отправляется обратно в полную палату для дальнейшего голосования. После того, как большинство членов Палаты представителей проголосуют за одобрение, законопроект поступает в Сенат, где он проходит аналогичный процесс, но обычно быстро утверждается. Затем он переходит к генерал-губернатору, который торжественно подписывает его в качестве закона (известного как вручение королевская санкция ).

Вообще говоря, канадские СМИ или сами канадцы не очень внимательно следят за парламентским процессом законотворчества. Любой законопроект, который хочет принять премьер-министр, почти всегда проходит, в основном из-за сильной партийной дисциплины Канады (см. врезку). Это предложение премьер-министра нового закона, которое обычно вызывает наиболее интенсивный период дебатов, и когда правительство объявляет о непопулярном законопроекте, наиболее значительная оппозиция ему обычно исходит от общественности или средств массовой информации, а не от депутатов. в парламенте.

  • Счета и голоса, OpenParliament.ca
  • LEGISinfo, Парламент Канады
  • Комитеты Палаты общин

Роль Сената

Вы могли заметить, что мы почти не обсуждали канадский Сенат во многих вышеприведенных сценариях. Это связано с тем, что Сенат является довольно незначительным органом в повседневном правительстве Канады. Он не играет никакой роли в формировании правительств или голосовании за доверие, а вместо этого функционирует в основном как церемониальный орган, основной целью которого является тихое одобрение закона Палатой общин, чтобы он мог стать законом. Сенат теоретически может вето , или отклонение, законодательство из Палаты ему не нравится, но это случается очень редко, даже когда Сенат и Палата контролируются разными политическими партиями (что само по себе редко случается надолго). Поскольку Сенат не избирается, считается неприятным, чтобы он слишком вовлекался в законотворческий процесс.

Слабость (и некоторые сказали бы, бессмысленность) Сената заставила многих канадцев призвать к упразднению Сената, как более подробно обсуждается в главе о Сенате.

Подробнее о парламентской системе Канады

  • Официальный сайт Парламента Канады
  • Узнайте, как канадцы управляют собой, Парламент Канады

Next Chapter

Ветви правительства

Вернуться к системе правительства Канады

Система правительства Канады состоит из трех ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждый из них имеет отдельные полномочия и обязанности, которые определены в Конституции: законодательная власть принимает законы, исполнительная власть их реализует, а судебная их интерпретирует.

ИНФОГРАФИКА

ВИДЕО

Законодательная власть

Парламент является федеральным законодательным органом Канады. В него входит монарх (представленный генерал-губернатор), Сенат и Палата общин. Члены Сената и Палаты общин предлагают, рассматривают и принимают законопроекты, которые затем становятся законами. Чтобы стать законом, все законопроекты должны быть приняты Сенатом и Палатой общин в одинаковой форме и получить королевскую санкцию от генерал-губернатора или представителя.

  • Сенат : Сенаторы назначаются генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра, чтобы представлять провинции и территории Канады. Сенаторы вносят законопроекты, уточняют законодательство, предлагают поправки к законопроектам, расследуют важные вопросы и сообщают о них.
  • Палата общин : Члены парламента (депутаты) избираются канадцами для представления различных областей страны, называемых избирательными округами. Депутаты проводят большую часть своего времени в обсуждениях, голосовании, участии в комитетах и ​​представлении интересов своих избирателей. Как и сенаторы, они также вносят законопроекты, уточняют законодательство и предлагают поправки к законопроектам Сената.


Фото: THE CANADIAN PRESS/Шон Килпатрик

Исполнительная власть

Исполнительная власть состоит из монарха (представленного генерал-губернатором), премьер-министра и кабинета министров.

  • Генерал-губернатор является представителем монарха в Канаде. У них есть важные конституционные обязанности, в том числе подписание законопроектов, созыв и роспуск парламента, а также приведение к присяге премьер-министра и кабинета министров.
  • Премьер-министр является главой правительства. Они традиционно играют много ролей, включая лидера политической партии, лидера кабинета министров и члена парламента. Премьер-министр определяет повестку дня правительства, направляет разработку политики и выбирает членов кабинета.
  • Кабинет разрабатывает политику управления страной и вносит законопроекты, превращающие эту политику в закон. Большинство министров кабинета наблюдают за правительственным ведомством. Они отчитываются перед парламентом и объясняют деятельность своего ведомства. Они также дают указания своим департаментам по разработке и реализации государственной политики.

Судебная власть

Судебная власть состоит из системы судов, административных советов и трибуналов на федеральном, провинциальном и территориальном уровнях. Он независим от законодательной и исполнительной власти.

  • Верховный суд Канады является высшей судебной инстанцией в Канаде и последней апелляционной инстанцией. Это означает, что за ним остается последнее слово в важных делах частного и публичного права. Он рассматривает апелляции, связанные с решениями, принятыми федеральными, провинциальными и территориальными апелляционными судами, а также рассматривает важные вопросы права, переданные ему губернатором в Совете (Кабинете).
  • Федеральная судебная система специализируется на федеральных законах, таких как интеллектуальная собственность, морское право и налоговые начисления. В него входят Федеральный суд, Налоговый суд и Федеральный апелляционный суд.
  • Провинциальные и территориальные суды составляют большинство судов в Канаде и создаются законодательными органами провинций и территорий. Эти суды рассматривают большинство уголовных преступлений, а также гражданское и семейное право и другие вопросы. Почти все провинции и территории имеют три уровня судов: нижестоящий, высший и апелляционный. (В Нунавуте есть только один уровень суда первой инстанции.)

Какие три ветви власти существуют в Канаде?

Парламент имеет очень конкретное значение. Созданный в соответствии с Законом о Конституции года 1867 года , Парламент является законодательной ветвью власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *