Конституционные основы, характеристика формы правления / Пакистан / Политический Атлас Современности
Пакистан / Конституционные основы, характеристика формы правления
Пакистан представляет собой президентско-парламентскую федеративную республику. Конституция Пакистана принята 12 апреля 1973 года и вступила в действие 14 августа того же года (в День независимости). По первоначальному тексту конституции Пакистан провозглашался Исламской Республикой парламентского типа. Главой государства и символом её единства объявлялся президент, которым мог стать только мусульманин не моложе 45 лет. Несмотря на большое количество полномочий, которые получал президент, он должен был действовать при этом по обязательному для него совету премьер-министра. Главу правительства избирал парламент большинством голосов (ст. 91).
В 1979–1985 годах действие конституции было приостановлено. Согласно 8-й поправке к конституции (1985 год), утверждались все указы президента, принятые в период приостановки действия конституции. Полномочия президента в соответствии с поправкой были существенно расширены. Он стал частью законодательной и главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооружённых сил. Была ослаблена зависимость президента от советов премьер-министра. По своему усмотрению президент получил право распускать нижнюю палату парламента, назначать новые выборы, образовывать временное правительство на период между роспуском парламента и началом работы нового его состава, проводить референдумы, делать назначения на высшие военные посты.
В 1997 году Федеральное собрание приняло 13-ю поправку к конституции, которая во многом перечеркнула 8-ю поправку, дававшую президенту значительные полномочия, в частности отправлять правительство в отставку и распускать парламент. Премьер-министр вновь стал главной фигурой в системе отправления государственной власти.
В 1999–2002 годах действие конституции было в основном приостановлено в связи с введением чрезвычайного положения. В августе 2002 года президент издал Указ о рамках закона (Legal Framework Order) с целью проведения парламентских выборов и восстановления действия конституции. Принятая парламентом в 2003 году 17-я поправка придавала законную силу всем указам, изданным в период чрезвычайного положения. Она давала президенту расширенные полномочия, вновь предоставила право распускать парламент и отправлять в отставку правительство.
Согласно конституции, закон о конституционной поправке может быть инициирован любой из палат парламента (ст. 239). В случае если законодательный акт о поправке принят 2/3 одной палаты, он передаётся на рассмотрение другой палаты, где законопроект также должен получить не менее 2/3 голосов. Затем законопроект направляется на подпись президенту страны. В случае если в проект поправки вносятся изменения на второй стадии его рассмотрения, он возвращается в ту палаты, в которой законопроект был первоначально предложен.
Если предлагаемая поправка повлечёт за собой изменения полномочий одной из провинций страны, то, прежде чем быть представленным на подпись президента, законопроект должен быть одобрен законодательным собранием данной провинции не менее чем 2/3 голосов.
Конституция провозглашает основные права граждан — неприкосновенность личности, свободу передвижения, свободу слова, собраний, организаций, вероисповедания, неприкосновенность жилища (ст. 9, 15, 16, 17, 19, 20). Эти права сопровождаются оговорками. Так, свобода слова и печати может быть «разумно ограничена законом в интересах славы ислама, целостности, безопасности и обороны Пакистана… дружественных отношений с другими государствами, общественного порядка, приличия и морали» (ст. 19).
Конституция устанавливает право каждого гражданина на частную собственность (ст. 23), но предусматривает возможность национализации любого вида собственности за компенсацию (ст. 24).
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Пакистан
Ключевые слова: устойчивость, вес, очередь, деятельность, полнота, администратор, печать, контроль, значение, манифест, права, программа, связь, путь, операции
4.2.
1. Образование государства Пакистан.Внутриполитическое развитие (1947-1957 гг.)15 августа 1947 г. на территории Южной Азии было провозглашено образование нового независимого государства — доминиона Пакистана, первым генерал-губернатором которого стал лидер Мусульманской лиги и руководитель движения за создание Пакистана Мухаммед Али Джинна.
Религиозно-общинный принцип, положенный в основу раздела Британской Индии, привел к тому, что в состав Пакистана были включены территориально разобщенные области субконтинента с численным преобладанием мусульманского населения, разделенные полосой в 1600 км индийской территории: на северо-западе — Западный Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция, Белуджистан — Западный Пакистан; на северо-востоке — Восточная Бенгалия и округ Силхет провинции Ассам — Восточный Пакистан.
Важнейшими факторами, обусловившими политическое развитие страны, были общая социально-экономическая и культурная отсталость, относительная слабость современного сектора экономики, устойчивость традиционных социальных и политических структур, отсутствие четкой социальной стратификации, низкий уровень политического самосознания населения, слабая подключенность масс к участию в общественной жизни, огромное влияние патриархальных и религиозных представлений во всех сферах жизни государства.
Важной особенностью политического развития Пакистана был значительный удельный вес в общественной жизни религиозно-общинных партий и группировок, выдвигавших лозунги исламизации государства.
До 1954 г. в политической жизни страны господствовала старейшая организация, с начала XX в. отстаивавшая интересы южно-азиатских мусульман, — Мусульманская лига. Однако в результате усиления фракционной борьбы в этой организации в конце 1940-х — начале 1950-х гг., а также в силу нерешенности основных проблем Пакистана и необходимости поиска альтернативных путей развития страны стали возникать первые оппозиционные буржуазно-демократические партии: Авами лиг (Народная партия), Азад Пакистан (Свободный Пакистан) и др. Серьезные противоречия между политическими силами страны проявились в связи с обсуждением разных проектов конституции Пакистана.
16 октября 1951 г. был убит премьер-министр Пакистана Лиакат Али-хан, а его пост занял восточнобенгальский политический деятель Ходжа Назимуддин. Обострившаяся борьба за власть привела к отставке его правительства, а политическое противоборство лидеров Западного и Восточного Пакистана имело следствием формирование партийно-политических систем, тяготеющих соответственно к двум разным центрам.
29 февраля 1956 г. Учредительное собрание приняло конституцию, согласно которой 23 марта 1956 г. доминион Пакистан был провозглашен республикой. Однако усиливавшаяся борьба партийных группировок привела в октябре 1957 г. — октябре 1958 г. к серии правительственных кризисов: ушедший в отставку кабинет Х.Ш. Сухраварди сменило коалиционное правительство И.И. Чундригара, которому в свою очередь на смену пришло правительство Республиканской партии во главе с М.Ф. Нуном.
4.2.2. Военный переворот 1958 г. и мероприятия военных властей
ru/2010/edi»>Нестабильность и слабость гражданских правительств привели к тому, что 8 октября 1958 г. в Пакистане произошел военный переворот, в результате которого к власти пришла армия во главе с генералом М. Айюб-ханом. Центральное и провинциальные правительства были смещены, законодательные органы власти распущены, деятельность политических партий запрещена. Была отменена конституция 1956 г. и упразднен пост премьер-министра. В течение трех с половиной лет в Пакистане действовал военный режим с централизованной системой управления. Вся полнота власти оказалась сосредоточенной в руках верхушки Вооруженных сил. Главный военный администратор М. Айюб-хан издавал распоряжения, имевшие силу закона, поскольку не существовало выборных законодательных органов. Распоряжения военной администрации были обязательны для всех органов гражданской власти. Для разбора дел, связанных с нарушением военного положения, были созданы военные суды. Представители армии заняли практически все высшие гражданские посты. М. Айюб-хан в качестве президента страны (с 1960 г.) возглавил всю исполнительную власть (наряду с законодательной и судебной).Военный режим поначалу носил сугубо репрессивный характер: был введен запрет на митинги, демонстрации, забастовки, цензура на печать, произведены аресты руководителей демократических партий и общественных организаций, за нарушение распоряжений военной администрации предусматривались суровые наказания вплоть до смертной казни. Однако с начала 1960-х гг. (в 1960 г. Айюб-хан провозгласил себя президентом) власти стали проводить более гибкую политику, частично легализовав партийно-политическую жизнь в стране. Новое правительство стало проводить чрезвычайные, рассчитанные на быструю отдачу мероприятия по стабилизации экономического положения, повело борьбу с контрабандой и спекуляцией, установило государственный контроль.
Курс на форсированное развитие капитализма коснулся не только промышленности, но и сельского хозяйства. Аграрная реформа, ограничившая размеры помещичьего землевладения, и последовавшие затем мероприятия по улучшению технической базы сельскохозяйственного производства способствовали капитализации аграрного сектора экономики и расширяли социальную базу режима. Политика в области промышленности, внешней торговли и системы налогообложения создала благоприятные условия для развития национального производства и обеспечила поддержку властям со стороны торгово-предпринимательских слоев преимущественно Западного Пакистана. (Меры, предпринятые для ликвидации экономической отсталости Восточного Пакистана, были недостаточны и не ликвидировали его неравноправного положения.) Важное значение для эффективного функционирования административно-политической системы имело введение в октябре 1959 г. единой по всей стране пятиступенчатой системы органов местного самоуправления.
Однако мероприятия властей затронули лишь верхние слои населения. За годы военного режима не произошло существенных изменений к лучшему в положении основных масс населения Пакистана, что наряду с политическим бесправием было причиной роста недовольства властями. Растущие требования демократизации сочетались с развитием национального движения в Восточном Пакистане.
Какой тип правительства в Пакистане?
Секретариат премьер-министра в Исламабаде.Пакистан имеет федеральную парламентскую республику и известен как Исламская Республика Пакистан. Он имеет административные области, называемые провинциями и территориями. Правительство Пакистана состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной. Три ветви представлены Верховным судом, парламентом и премьер-министром. Обязанности и полномочия трех ветвей определяются поправками и актами парламента, которые включают создание правительственных департаментов, судов ниже Верховного суда и органов исполнительной власти. Страна получила независимость 14 августа -й , 1947 год из Британской Индии.
Обязанности президента Пакистана
Президент, являющийся главнокомандующим вооруженными силами Пакистана, имеет определенные полномочия и обязанности, в том числе; обнародование постановлений и подписание законопроектов в качестве законов, помилование и смягчение приговоров.
Законодательная власть правительства Пакистана
Законодательная ветвь правительства Пакистана состоит из двухпалатного парламента, унаследованного от Соединенного Королевства. Парламент состоит из двух палат, а именно Национальной ассамблеи, которая является нижней палатой и состоит из 342 членов, 272 из которых избираются прямым голосованием народа и 70 мест, зарезервированных для религиозных меньшинств и женщин. Другой палатой является Сенат, состоящий из 104 сенаторов, избираемых членами провинциальных ассамблей. Пакистанский парламент пользуется парламентским превосходством, поскольку премьер-министр вместе со всеми министрами кабинета должны быть членами парламента в соответствии с конституцией.Исполнительная власть правительства Пакистана
Исполнительная власть пакистанского правительства несет единоличную ответственность и уполномочена выполнять повседневные обязанности государства. Исполнительная власть состоит из премьер-министра и кабинета министров. Премьер-министр является исполнительным главой правительства Пакистана, избираемого всенародно на прямых парламентских выборах. Премьер-министр Пакистана отвечает за управление правительством и назначение кабинета. Премьер-министр также назначает председателей большинства учреждений и корпораций в стране вместе с директорами и руководителями.
Судебная власть правительства Пакистана
Судебная система Пакистана состоит из окружных судов, экологических судов, шариатских судов, провинциальных судов и антитеррористических судов, находящихся в ведении Верховного суда. Верховный суд Пакистана состоит из главного судьи и других 16 судей, которые назначаются президентом после консультаций с главным судьей.Спорные территории
К 2012 году управляемая Пакистаном часть спорного региона Джамму и Кашмир, состоящая из 2 административных единиц: Азад Кашмир и Гилгит-Балтистан, что составляет примерно 37% всего региона. Индия управляет примерно 43% территории, охватывающей районы долины Касмир, Ладакх и ледника Сайчен, а Китай управляет районом Демчок, долиной Шаксгам и регионом Аксай-Чин.
Джойс Чепкемои в политике
Какая форма правления в Пакистане?
Пакистан — мусульманская страна, расположенная в Юго-Восточной Азии. Его соседями являются Индия, Афганистан, Китай, Иран и Аравийское море.
Пакистан — Исламская Республика. На самом деле правительство Пакистана называется полупрезидентской Федеративной Демократической Республикой. Президент считается главой государства. Премьер-министр является вторым в команде. Президент избирается коллегией выборщиков, а премьер-министр избирается Национальным собранием. Нынешним президентом Пакистана является Асиф Али Зардари, а премьер-министром Пакистана — Юсуф Раза Гиллани.
Пакистан, официально Исламская Республика Пакистан, является суверенным государством в Южной Азии. С населением, превышающим 180 миллионов человек, это шестая по численности населения страна, а с площадью 796 095 км2 (307 374 квадратных миль) это 36-я по величине страна в мире по площади. Пакистан имеет береговую линию протяженностью 1046 километров (650 миль) вдоль Аравийского моря и Оманского залива на юге и граничит с Индией на востоке, Афганистаном на западе и севере, Ираном на юго-западе и Китаем на крайнем северо-востоке. Он отделен от Таджикистана узким Ваханским коридором Афганистана на севере, а также имеет общую морскую границу с Оманом.
Правительство: Федеративная республика, Парламентская республика
Столица: Исламабад
Президент: Мамнун Хуссейн
Премьер-министр: Миан Наваз Шариф
Население: 179,2 млн (2012 г.) Всемирный банк
Официальные языки: язык урду, английский язык населения, и ее статус заявленной ядерной державы, будучи единственной мусульманской страной, имеющей такой статус, играет определенную роль в ее международной роли.
Опасаясь советской экспансии, Пакистан поддерживал прочные отношения как с Соединенными Штатами Америки, так и с Китайской Народной Республикой на протяжении большей части холодной войны. Он был членом военных союзов CENTO и SEATO. Его союз с Соединенными Штатами был особенно тесным после того, как Советы вторглись в соседнюю страну Афганистан.
В 1964 году Пакистан подписал Пакт о региональном сотрудничестве в целях развития (RCD) с Турцией и Ираном, когда все три страны были тесно связаны с США и как соседи Советского Союза опасались воспринятого советского экспансионизма.