почему на Украине заговорили о смене формы правления — РТ на русском
В украинском обществе сейчас нет запроса на смену формы правления в стране с парламентско-президентской на президентскую. Об этом сообщил глава фракции «Слуга народа» в Верховной раде Давид Арахамия. Так он прокомментировал слова секретаря Совета национальной безопасности и обороны Алексея Данилова о необходимости усиления роли главы государства в системе управления Украиной. Арахамия охарактеризовал инициативу как личное мнение секретаря СНБО. Он также отметил, что такие вопросы решаются только на референдуме. По утверждению источников RT в политических кругах Украины, подобными заявлениями команда Владимира Зеленского пытается прощупать реакцию граждан на возможное расширение президентских полномочий. В свою очередь, аналитики полагают, что, даже если форма правления сменится, это не решит проблем страны.
На Украине вопрос смены формы правления с парламентско-президентской на президентскую не стоит и не актуален. Об этом заявил глава пропрезидентской партии в Раде «Слуга народа» Давид Арахамия. Так он прокомментировал сделанное ранее заявление секретаря СНБО Украины Алексея Данилова на эту тему.
«Это — личная позиция Данилова. Насколько мне известно, эту информацию он ни с кем не согласовывал. Это его личное мнение… Теоретически, если у общества есть такая потребность, это можно решать на референдуме», — заявил Арахамия.
Глава «Слуги народа» добавил, что сейчас в обществе нет такого запроса или большой дискуссии по этой теме.
Ранее Алексей Данилов в интервью «РБК-Украина» заявил, что Украине по форме правления лучше было бы быть президентской республикой, а не парламентско-президентской.
«Нам раз и навсегда нужно определиться, какая у нас страна. Если мы являемся президентской республикой, надо сказать: давайте делать президентскую республику, где президент — это глава исполнительной власти, отвечает за все эти процессы. И тогда у нас с вами всё хорошо», — заявил секретарь СНБО.
Он пояснил, что на всенародных выборах президента на него возлагаются надежды, однако по конституции Украина — парламентско-президентская республика.
«Тогда по логике парламентско-президентской республики президента нужно избирать в парламенте и поставить точку в этом вопросе. Но народ не хочет, чтобы у него забрали право избрания президента… Если вы хотите моё личное мнение, я могу сказать. Я за жёсткую президентскую республику. Почему? Потому что тогда есть ответственный человек, который понимает, на что он идёт, зачем и так далее», — сказал Данилов.
- Заседание Верховной рады Украины
- © rada.gov.ua
По его словам, в украинской истории трудно найти прецеденты, «когда без личности можно было сделать рывок вперёд».
Источник RT в кабинете министров Украины говорит, что окружение Зеленского не скрывает: президент хочет получить ещё больше полномочий.
«Президенту, видимо, нравится решать вопросы по звонку. И сконцентрировать власть в своих руках. Поэтому и закрываются оппозиционные телеканалы, увольняются неугодные чиновники. Зеленский понимает, что если он и выиграет следующие президентские выборы, то точно не получит большинства в парламенте. И, видимо, до этого времени решил сконцентрировать власть в своих руках», — рассказал собеседник RT.
«Мне не нужна никакая власть»
Президентско-парламентская форма правления на Украине была установлена в 1996 году. В 2004 году, после принятия Верховной радой изменений в конституцию, она была изменена на парламентско-президентскую. Однако в 2010 году Конституционный суд Украины вернул президенту часть утраченных после конституционной реформы 2004 года полномочий, а страну — к президентско-парламентской форме правления. После событий 2014 года, когда власть на Украине сменилась в результате госпереворота, форма правления в очередной раз была изменена на парламентско-президентскую.
Также по теме
«Убрать с дороги оппозицию»: почему на Украине выдвинули новые обвинения против Виктора МедведчукаВ украинской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) заявили, что новые обвинения, выдвинутые против главы её политсовета…
В июне этого года в интервью СМИ Владимир Зеленский заявил, что де-факто на Украине действует президентско-парламентская форма правления. Украинцы, выбирая президента, хотят, чтобы он, несмотря ни на что, нёс ответственность за всё, пояснил Зеленский.
Так он прокомментировал подписание указов, которыми ввёл в действие решения СНБО Украины о санкциях в отношении российских предприятий.
«Мы пришли менять страну — так давайте её менять. Поэтому всё, что у меня есть под рукой, вся власть, — всё моё оружие, и СНБО — один из этих видов оружия. И я его применяю», — резюмировал Зеленский.
При этом президент Украины отметил, что если он «должен со всеми договариваться», то его это, «честно говоря, не устраивает».
В начале октября Владимир Зеленский заявил, что не планирует инициировать изменения в конституцию с целью перехода страны к президентской форме правления. Об этом он сказал во время брифинга в Трускавце по итогам выездного заседания фракции «Слуга народа». Он также отверг утверждения, что власть на Украине концентрируется в руках президента, а все решения принимаются в его офисе.
«Мне не нужна никакая власть, причём с самого начала. Я пришёл, чтобы изменить то, что пообещал», — сказал Зеленский.
При этом он отметил, что, когда президент, спикер Рады и премьер «работают из трёх разных команд», нет «никакой концентрации совсем», а все решения принимаются годами.
- Заседание Верховной рады
- © rada.gov.ua
Стоит отметить, что Зеленский заявил об этом на фоне конфликта с занимавшим на тот момент пост спикера Рады Дмитрием Разумковым. В 2019 году Разумков был главой президентской партии «Слуга народа» и прошёл в Раду под первым номером её избирательного списка. Однако после того, как спикер Рады отправил закон об олигархах на экспертизу Венецианской комиссии, несмотря на протесты «Слуги народа», его однопартийцы и сам Зеленский выступили с критикой в его адрес.
7 октября Рада по инициативе «Слуги народа» отправила в отставку спикера украинского парламента Разумкова. Украинские политологи отмечают, что эта отставка подтверждает намерение Зеленского сконцентрировать власть в своих руках.
«Надо менять систему, а не форму»
На Украине предложение в очередной раз сменить форму правления на президентскую встретили скептически. Так, бывший вице-премьер Павел Розенко заявил, что Зеленский не нуждается в дополнительных полномочиях и укреплении президентской вертикали.
«Знаю чётко одно — разговоры о переделе полномочий между ветвями власти, кто кому какую власть должен передать, начинаются тогда, когда власти надо найти крайних в своих провалах и неуспехе своей деятельности», — подчеркнул Розенко.
- Выборы президента Украины в 2019 году
- AP
- © Sergei Grits
Он напомнил, что партия «Слуга народа» обладает монобольшинством в Верховной раде, а Зеленский и так имеет всю полноту власти.
«Сегодня у президента Украины есть свой парламент, своё правительство. Все министры назначаются им, им же увольняются. Его Национальный банк, его прокуратура, его СБУ. Вся полнота власти сегодня у президента. Поэтому сегодня это манипуляции — говорить о том, что каких-то полномочий не хватает президенту, чтобы эффективно работать», — заявил Розенко.
Источник RT в Министерстве юстиции Украины считает, что команда президента таким образом прощупывает общественное мнение.
«Идёт зондирование почвы: окружение президента хочет понять, как к усилению полномочий президента отнесутся элита и избиратели.
Против выступают западные партнёры. А Зеленский, который ещё не так давно говорил о том, что не держится за власть, уже, видимо, передумал», — пояснил собеседник RT.
В свою очередь, источник RT в партии «Батькивщина» говорит, что появление в публичной сфере заявлений о смене формы правления в стране свидетельствует, что Зеленский собирается встать на опасный путь.
«Видимо, опыт других президентов его так ничему и не научил. Политическая элита и западные партнёры не приветствуют авторитаризма, и акции протеста украинцев никто не отменял», — отметил представитель «Батькивщины».
Как считает старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Оленченко, озвучивание подобных идей говорит о том, что политики, находящиеся у власти, не обладают компетенциями для управления страной.
Также по теме
«Президентские амбиции»: как отправили в отставку спикера Верховной рады Дмитрия РазумковаБолее половины депутатов украинского парламента проголосовали за отставку спикера Дмитрия Разумкова. Этот пост он занимал чуть более…
«Поэтому они размышляют, как бы власть монополизировать. Выстраивать власть в рамках отношений обычной парламентской демократии им не удаётся. В любом случае это демонстрация того, что нынешние руководители пока не показали себя способными управлять страной. Это попытка манёвра, чтобы удержать у власти такого политика, как Зеленский, который пока что ничего не продемонстрировал», — сказал аналитик в беседе с RT.
Рассуждения о форме правления на Украине — очередная попытка нынешней власти снять с себя ответственность за свои промахи, считает Оленченко.
«Это попытка подменить то, чем должно заниматься политическое руководство, а именно обеспечением экономического развития, благосостояния украинцев и созданием нормальных дипломатических отношений с соседними странами. Ни по одной из этих позиций нет улучшения, а скорее даже ухудшение ситуации», — подчеркнул эксперт.
Эффективность государства определяется не формой правления, а эффективностью и адекватностью управляющей элиты, отметил в беседе с RT президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
«На Украине государство находится в состоянии комы, то есть, по сути дела, политическая и управленческая структуры уничтожены или агонизируют. Соответственно, в головах отдельных политиков должны рождаться мысли, как это всё исправить. Обычно идут простейшим путём и предлагают поменять форму правления. На самом деле надо менять систему, а не форму», — заключил эксперт.
Государственное устройство Украины | Законодательство стран СНГ
В соответствии с Конституцией, Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. Украина является унитарным государством. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией в пределах и в соответствии с законами Украины.
Президент
Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства, является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины избирается гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший тридцати пяти лет, имеющий право голоса, проживающий в Украине в течение десяти последних перед днем выборов лет и владеющий государственным языком. Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд.
Законодательная власть
Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент — Верховная Рада Украины. Конституционный состав Верховной Рады Украины — четыреста пятьдесят народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования.
Народным депутатом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса и проживающий в Украине в течение последних пяти лет. Не может быть избран в Верховную Раду Украины гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.
Срок полномочий Верховной Рады Украины составляет пять лет.
Исполнительная власть
Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины и Верховной Радой Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных Конституцией. Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, а также указами Президента Украины и постановлениями Верховной Рады Украины, принятыми в соответствии с Конституцией и законами Украины.
В состав Кабинета Министров Украины входят Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры, министры. Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению.
Судебная власть
Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Судебные решения постановляются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины. Система судов общей юрисдикции в Украине строится по принципам территориальности и специализации. Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие суды. В соответствии с законом действуют апелляционные и местные суды. Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.
Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».
© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.
Ваш источник Global Business Knowledge
- Дом
- Глобальные идеи
- По странам
- Украина
- Правительство
В связи с продолжающимися политическими волнениями и текущими военными действиями России информация на этих страницах может не отражать текущую ситуацию в стране.
Ключевые цифры
- Глава государства:
- Президент Владимир Зеленский
- Глава правительства:
- Премьер-министр Денис Шмыгаль
Обзор
- Название правительства:
- Украина
- Конституция:
- Принят: 1996 г.; Выступает в качестве основного закона Украины. Другие законы и нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции. Особая законодательная процедура принадлежит исключительно парламенту в отношении права внесения поправок в конституцию. Конституционный суд Украины является единственным органом, который может толковать конституцию для определения соответствия законодательства.
- Тип правительства:
- Республика
Герб Украина
Индекс экономической свободы
Каждая страна оценивается по шкале от 0 до 100 на основе десяти свобод, где 100 представляет наибольшую степень экономической автономии от государственного вмешательства. Источник: Фонд наследия (2019 г.)
Рейтинг странового риска
Д
Политическая и экономическая ситуация с высоким риском и часто очень сложная деловая среда могут оказать очень существенное влияние на платежное поведение компаний. Вероятность корпоративного дефолта очень высока. Источник: Coface (2022 г.)
Государственные учреждения
Основные силы | Процесс выборов | Избирательный цикл 1 | |
---|---|---|---|
Исполнительный | Президент представляет нацию в международных отношениях, руководит внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры. Премьер-министр может скреплять подписью указы и законы, принятые президентом. | Президент избирается абсолютным большинством голосов по двухтуровой системе, премьер-министр назначается президентом с одобрения парламента. | 5 лет |
Судебный | Несмотря на то, что судебная независимость существует в принципе, на практике разделение юридической и политической власти незначительно. Судьи подвергаются давлению со стороны политических и деловых интересов. | Назначается парламентом. | Без ограничения срока |
Законодательный | Определяет основы внутренней и внешней политики, вносит изменения в Конституцию Украины, принимает законы, утверждает государственный бюджет, назначает выборы Президента Украины, отстраняет Президента от должности, объявляет войну и мир, назначает Премьер-министра Украины , назначает или утверждает назначение определенных должностных лиц, назначает одну треть состава Конституционного Суда Украины, избирает судей на бессрочный срок, ратифицирует и денонсирует международные договоры, осуществляет определенные контрольные функции. | Верховный Совет (Верховная Рада) 225 депутатов избираются по системе пропорционального представительства по закрытым спискам в едином общегосударственном округе, а остальные 225 депутатов избираются по одномандатным округам. | 5 лет |
Региональные торговые блоки
Нет региональных торговых блоковУчастие международной организации
[2]Экологические соглашения
[3]Налоговая информация
[2]- Налоговый орган:
- Государственная налоговая служба Украины
- Название налога:
- НДС
Источники:
- Руководство по выборам http://www. electionguide.org/
- EY, http://www.ey.com
- Всемирный справочник ЦРУ, https://www.cia.gov/the-world-factbook/
- Информационные бюллетени о двусторонних отношениях США http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/
Политическая система Украины
Политическая система Украины — Обзор
Украина — унитарное, суверенное и независимое, демократическое, социально-правовое государство, парламентско-президентская республика. Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине.
Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительная власть в стране принадлежит Кабинету Министров, а законодательная — парламенту (Верховной Раде Украины). Высшим органом судебной власти в Украине является Верховный Суд Украины.
Президент Украины может влиять на работу всех трех ветвей власти. Согласно Конституции Украины, Президент должен прекратить любые свои действия, нарушающие Конституцию.
Конституция Украины
Вскоре после провозглашения независимости Украины в результате референдума 1991 года в Украине была организована парламентская комиссия по разработке проекта новой конституции.
28 июня 1996 года, с принятием новой демократической конституции, многопартийной политической системы (плюрализма) и законодательно провозглашенными основными правами и свободами граждан Украины, а также прав национальных меньшинств страны, были введены.
Различным этническим группам Украины гарантируется право на получение образования на родном языке, на развитие культурной жизни, использование национальных языков в быту. Согласно Конституции, государственным языком страны является украинский.
В Крыму и некоторых областях Восточной Украины в быту и в официальном обращении преобладает русский язык. Конституция также гарантирует свободу вероисповедания.
Верховная Рада Украины
Верховная Рада Украины является единственным законодательным органом государственной власти в Украине, который имеет коллегиальное устройство и состоит из 450 народных депутатов Украины, избираемых сроком на 5 лет на основе всеобщих, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.
Верховная Рада является единственным законодательным органом, уполномоченным принимать законы в Украине. Полномочия Верховной Рады реализуются путем совместной деятельности народных депутатов Украины на заседаниях Верховной Рады. Верховная Рада ратифицирует международные соглашения и утверждает бюджет.
Полномочия народных депутатов Украины определяются Конституцией и законами Украины. Народные депутаты Украины могут добровольно объединяться во фракции при условии, что в каждую из них входит не менее 15 депутатов.
По состоянию на 18 января 2017 года в Украине официально зарегистрировано 352 политические партии.