Конституционные основы, характеристика формы правления / Тимор-Лесте (Восточный Тимор) / Политический Атлас Современности
Тимор-Лесте (Восточный Тимор) / Конституционные основы, характеристика формы правления
Действующая конституция Демократической Республики Тимор-Аешти была принята Конституционным собранием 22 марта 2002 года. Работа над данным документом велась с 30 августа 2001 года, когда Собрание было избрано на прямых многопартийных выборах под контролем ООН.
Согласно ст. 1 конституции, «Демократическая Республика Тимор-Лешти — демократическое, суверенное, независимое и унитарное государство, основанное на правлении закона, воле населения и уважении к человеческому достоинству».
Обязанность государства защищать права и свободы человека провозглашена в пункте «Б» ст. 6 конституции. Ст. 7 закрепляет существование в стране многопартийной системы и гарантирует проведение всеобщих выборов. Специально правам, свободам и обязанностям граждан Тимор-Лешти посвящена гл. 2 конституции, состоящая из 3 разделов.
Первый раздел содержит общие принципы защиты прав человека в Восточном Тиморе (ст. 16–28). Основными принципами являются: принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, отрицание любой формы дискриминации по национальному, гендерному и религиозному признакам, равноправие мужчин и женщин, право детей, молодёжи, инвалидов и пожилых людей на особую защиту со стороны государства, обязанность государства защищать права граждан Тимора, находящихся за рубежом, приверженность принципам международного права в области защиты прав человека. Одновременно данный раздел конституирует возможность ограничения прав и свобод человека, в случае введения чрезвычайного положения и угрозы соблюдения других прав и свобод. Ст. 27 учреждает пост омбудсмена, который избирается Национальным парламентом сроком на 4 года.
Раздел 2 (ст. 29–49) гарантирует личные и политические права. Конституция гарантирует гражданам: равенство перед законом, право на жизнь и свободу личной жизни, право на честь и тайну личной жизни, принцип презумпции невиновности, право на адвокатскую защиту, приверженность принципу habeas corpus, запрет пыток, пожизненного заключения и смертной казни, тайну переписки, свободу прессы, неприкосновенность жилища и личной информации, свободу слова, информации и СМИ, свободу совести и вероисповедания, свободу передвижения. Кроме того, в разд. 1 указаны следующие личные права: на справедливый суд (ст. 26) и на самооборону (ст. 28). К политическим свободам, которые гарантируются конституцией, относятся: свобода собраний и ассоциаций, право на мирную демонстрацию, право создавать политические партии, участвовать в политической жизни, подавать петиции, право избирать и быть избранным.
В разд. 3 (ст. 50–61) зафиксированы экономические, социальные и культурные права. Среди них — право на труд, забастовку, запрет локаутов, право на образование, формирование профсоюзов, сохранение традиций, частную собственность, запрет принудительного и рабского труда, право на жилище, здравоохранение, социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду, защиту потребительских прав. Ст. 39 гарантирует защиту семьи.
В конституции Восточного Тимора прописаны обязанности граждан: защищать отечество и платить налоги.
Помимо компетенций органов государственной власти в конституции также зафиксированы: организация экономической и финансовой системы (ст. 138–145), организация вооружённых сил (ст. 146–148), способы пересмотра и принятия поправок к конституции (ст. 149–157).
Инициатива пересмотра Основного Закона может принадлежать только депутатам и фракциям Национального парламента. Для преобразования Национального парламента в Конституционное собрание необходимо 4/5 голосов депутатов. Собрание может принять поправки к конституции 1/2 голосов: первые предложения о поправках к конституции могут быть инициированы только через 6 лет после принятия исходного текста конституции, то есть в 2008 году. Президент обязан подписать закон об изменении конституции, заключительные и переходные положения (ст. 158–170).
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
Демократическая Республика Тимор-Лесте | это… Что такое Демократическая Республика Тимор-Лесте?
Координаты: 8°45′54″ ю. ш. 126°05′38″ в. д. / 8.765° ю. ш. 126.093889° в. д. (G)-8. 765, 126.093889
| |||||
Девиз: «Honra, Pátria e Povo (Честь, отчизна и народ)» | |||||
Дата независимости | 28 ноября 1975 (от Португалии) 20 мая 2002 (от Индонезии) | ||||
Официальные языки | тетум, португальский | ||||
Столица | Дили | ||||
Крупнейший город | Дили | ||||
Форма правления | Республика | ||||
Президент Премьер-министр | Жозе Рамуш-Орта Шанана Гужмау | ||||
Территория • Всего | 154-я в мире 15 007 км² | ||||
Население • Всего (2005) • Плотность | 156-е в мире 1 040 880 чел. 69 чел./км² | ||||
ВВП • Итого (2004) • На душу населения | 185-й в мире $370 млн $400 | ||||
Валюта | Доллар США | ||||
Интернет-домен | Телефонный код | +670 | |||
Часовой пояс | UTC +9 |
Восто́чный Тимо́р (Тимо́р-Лешти́) — государство в Юго-Восточной Азии, занимающее восточную половину острова Тимор, а также небольшой эксклав (провинция Окуси-Амбено) в западной половине того же острова, и небольшие острова Атауру (на севере) и Жаку (на востоке).
Содержание
|
История
Основная статья: История Восточного Тимора
Предположительно, 4 тысячи лет назад Тимор был населён представителями австралоидной расы, говорившими на древнепапуасских языках.
В это время (в XIV—XVI веках) Тимор посещался яванскими, малайскими и китайскими торговцами, которые выменивали у местных жителей сандаловое дерево, пользововавшееся большим спросом в странах Юго-Восточной и Южной Азии.
Португальцы были первыми европейцами, прибывшими на эту территорию в XVI веке и основавшими несколько поселений на острове Тимор, в то время, как окружающие острова были колонизированы голландцами.
В 1512 году на Тиморе впервые высадился португальский торговец сандаловым деревом, в 1556 году появились первые католические миссионеры, в 1702 году Тимор был официально объявлен колонией Португалии.
В 1859 году Тимор по Лиссабонскому договору был разделён между Нидерландами и Португалией, однако окончательная граница между владениями этих двух стран на Тиморе была определена только в 1916 году.
Процесс деколонизации в португальском Тиморе начался в 1974 году, вслед за падением авторитарного режима в Португалии. 28 ноября 1975 года была оглашена декларация независимости Восточного Тимора. Однако, 9 дней спустя в страну вторглись части индонезийской армии, и Восточный Тимор был объявлен 27-й провинцией Индонезии.
Индонезийское правление было отмечено чрезвычайной жестокостью и насилием. За время 27-летней оккупации было убито от 100 до 250 тыс. человек (при общем населении во время вторжения около 600 тыс. человек).
Восточно-тиморский кризис 2006
Начавшиеся 16 марта 2006 года столкновения между уволенными за участие в забастовке из-за чрезмерно жестоких, на взгляд выступавших, требований армейской дисциплины бывшими военнослужащими армии Восточного Тимора и полицией, переросшие в массовые стычки, развал власти, полиции, хаос и разгул преступности. Столицу Восточного Тимора Дили захватили молодёжные банды, мародёры и враждующие группировки, а также перешедшие на сторону повстанцев полицейские, которые грабили, избивали и сжигали дома местных жителей. Повстанцами также выдвигались политические требования — отставка премьер-министра Мари Алкатири. Частично нормализовать ситуацию и остановить кровопролитие удалось только после ввода миротворческого контингента из Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Португалии из других стран в мае 2006 г., однако напряжённая ситуация в Восточном Тиморе сохраняется по сей день, массовые беспорядки и столкновения в Восточном Тиморе отмечались в марте и мае 2007. Жертвами конфликта в Восточном Тиморе с марта по июнь 2006 г. составили убитыми не менее 30 человек, общее число беженцев превысило 27 000 человек [1].
Дипломатические отношения с Российской Федерацией установлены 20.05.2002.
География
Физическая карта Восточного Тимора
Рельеф Восточного Тимора преимущественно горный: с северо-запада на юго-восток территорию страны пересекает сильно расчленённый глыбово-складчатый хребет (наивысшая точка — гора Татамайлау, 2963 м), круто обрывающийся к северному побережью. На востоке страны распространены небольшие плато высотой 500—700 м. Вдоль южного побережья тянутся низменные аккумулятивные равнины. Положение Восточного Тимора в пределах Альпийско-Гималайского подвижного пояса определяет высокую сейсмичность и подверженность острова цунами. Побережье, шельф и особенно дно Тиморского моря богаты нефтью и газом.
Климат страны субэкваториальный муссонный с сухим и влажным сезонами. Среднемесячная температура 25—27ºС. Годовое количество осадков 1500—2000 мм (наиболее увлажнена южная часть страны). Со склонов хребта стекают небольшие горные реки Лоес, Лакио, Сейкал, Бе-Лулио.
Леса занимают треть территории страны: на севере встречаются листопадные, на юге — влажные вечнозелёные леса. В результате вырубки коренные леса на значительной территории замещены вторичными саваннами с акациевыми рощами, эвкалиптом, казуариной. Вдоль северного побережья — мангровые заросли. В горных и предгорных районах растут леса из сандалового дерева.
Население
Основная статья: Население Восточного Тимора
Религиозная структура населения: католики — 90 %, мусульмане — 4 %, протестанты — 3 %, индуисты — 0,5 %, также есть буддисты и анимисты (оценка 1992 года).
Экономика
Преимущества: залежи нефти и газа в Тиморском море. Традиционная основа сельского хозяйства — кофе, главный экспортный продукт.
Слабые стороны: в 1999 году во время беспорядков сильно разрушена инфраструктура. Нестабильность отпугивает инвесторов. Плохо развит промышленный сектор.
Примечания
- ↑ «Коммерсант» — «Восточный Тимор устал от независимости»
Ссылки
- Восточный Тимор в DMOZ
- Статья в журнале «Вокруг света»
- ETAN — East Timor & Indonesia Action Network (англ.)
- Восточный Тимор устал от независимости
Страны Азии
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет1 • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан
Непризнанные государства и другие территории: Абхазия4 • Вазиристан • Государство Шан
Государство Палестина3(включая территории Сектора Газа и Западного берега реки Иордан) • Нагорный Карабах • Иракский Курдистан • Китайская республика (Тайвань) • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия4
1В основном в Африке; 2Частично в Европе; 3Признано около 100 государствами-членами ООН; 4Признаны 2 государствами-членами ООН
Ваш источник информации о глобальном бизнесе
Ключевые цифры
- Глава государства:
- Президент Франсишку Гутерриш
- Глава правительства:
- Хосе Рамуш-Орта
Обзор
- Государственное наименование:
- Демократическая Республика Тимор-Лешти
- Принят: 2002 г. ; Признает Тимор-Лешти независимой республикой после столетий португальской колонизации с 16 века. Конституция содержит положения об интеллектуальной собственности.
- Тип правительства:
- Полупрезидентская республика
Герб Демократической Республики Тимор-Лешти
Индекс экономической свободы
Каждая страна оценивается по шкале от 0 до 100 на основе десяти свобод, где 100 представляет наибольшую степень экономической автономии от государственного вмешательства. Источник: Фонд наследия (2019 г.)
Рейтинг странового риска
Д
Политическая и экономическая ситуация с высоким риском и часто очень сложная деловая среда могут оказать очень существенное влияние на платежное поведение компаний. Вероятность корпоративного дефолта очень высока. Источник: Coface (2022 г.)
Государственные учреждения
Основные силы | Процесс выборов | Избирательный цикл 1 | |
---|---|---|---|
Исполнительный | Полномочия несколько ограничены конституцией, но он может наложить вето на законы, которые могут быть отменены парламентом. | Президент избирается абсолютным большинством голосов по двухтуровой системе, премьер-министр назначается президентом. | 5 лет |
Судебный | Независимые суды, описываемые как органы суверенной власти, уполномоченные отправлять правосудие от имени народа. | Назначается президентом. | 4 года |
Законодательный | Своевременно принимать соответствующие, хорошо составленные законы, обеспечивать противовес полномочиям президента, а также устанавливать и поддерживать надлежащую, эффективную и действенную связь между различными ветвями власти. | Члены национального парламента избираются по системе пропорционального представительства по закрытым спискам. | 5 лет |
Региональные торговые блоки
Нет региональных торговых блоков
Участие международной организации
[2]Экологические соглашения
[3]Налоговая информация
[2]- Налоговый орган:
- Информация недоступна
- Название налога:
- Информация недоступна
Источники:
- Руководство по выборам http://www. electionguide.org/
- EY, http://www.ey.com
- Всемирный справочник ЦРУ, https://www.cia.gov/the-world-factbook/
- Информационные бюллетени о двусторонних отношениях США http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/
Правительство Восточного Тимора
Конституция Демократической Республики Тимор-Лешти предусматривает парламентскую систему правления с президентом в качестве главы государства и всенародно избранным премьер-министром в качестве главы правительства. Законодательный орган представляет собой однопалатный парламент, состоящий из Национального собрания.
Глава государства
Глава правительства
Национальное собрание
Министры
Правительственные ведомства
Глава государства
Конституция Восточного Тимора вступила в силу, когда территория официально стала независимой в мае 2002 года. Она предусматривает демократическую республику с президентом в качестве главы государства и премьер-министром в качестве главы правительства. Все граждане в возрасте 18 лет и старше имеют право голоса.
Президент Восточного Тимора избирается прямым голосованием на пятилетний срок и может избираться не более чем на два срока подряд. Согласно конституции, президент является символом независимости Восточного Тимора и гарантом нормального функционирования демократических институтов республики. Президент является верховным главнокомандующим сил обороны.
Кай Рала Шанана Гужман (родился 20 июня 1946 г.), урожденный Хосе Александр Гужман, является первым президентом небольшой страны Восточный Тимор в Юго-Восточной Азии.
Гужман родился в семье школьных учителей в Манаутуто на территории тогдашнего португальского Тимора и учился в средней школе иезуитов недалеко от Дили. Покинув среднюю школу в возрасте шестнадцати лет (по финансовым причинам), он работал на различных неквалифицированных работах, хотя и продолжил свое образование в вечернем колледже. В 19В возрасте 65 лет, в возрасте 19 лет, он встретил Эмилию Батисту, которая впоследствии стала его женой.
В 1966 году Гужман получил должность на государственной службе, что позволило ему продолжить образование. Это было прервано в 1968 году, когда Гужмана призвали в португальскую армию на национальную службу.
Прослужил три года, дослужившись до капрала. В это время он женился на Эмилии Батисте, от которой у него было двое детей, его сын Эудженио и дочь Зенильда.
Он рассказывает, что его люди сказали ему «никогда не сдаваться», и ему пришлось восстанавливать разрушенное сопротивление
1971 год стал поворотным моментом для Гужмана. Он завершил свою национальную службу, у него родился сын, и он стал членом националистической организации, возглавляемой Хосе Рамос Орта. В течение следующих трех лет он активно участвовал в мирных протестах против колониальной системы.
Это было в 1974 году, когда левый переворот в Португалии привел к началу деколонизации португальского Тимора, и вскоре после этого губернатор Мариу Лемос Пиреш объявил о планах предоставить колонии независимость. Были составлены планы проведения всеобщих выборов с целью получения независимости в 1978.
На протяжении большей части 1975 года между двумя соперничающими группировками на португальском Тиморе шла ожесточенная внутренняя борьба. Гужман стал тесно связан с фракцией Фретилин, в результате чего в середине 1975 года он был арестован и заключен в тюрьму конкурирующей фракцией Тиморский демократический союз (UDT).
Воспользовавшись внутренними беспорядками и стремясь поглотить колонию, Индонезия немедленно начала кампанию дестабилизации, и из индонезийского Тимора совершались частые набеги на португальский Тимор.
К концу 1975 года фракция Фретилин получила контроль над португальским Тимором, и Гужман был освобожден. Ему дали должность пресс-секретаря в организации Fretilin. 28 ноября 1975 года Фретилин провозгласил независимость португальского Тимора как «Демократической Республики Восточный Тимор», и Гужман отвечал за съемку церемонии.
Девять дней спустя Индонезия вторглась в Восточный Тимор. В то время Гужман был в гостях у друзей за пределами Дили и стал свидетелем вторжения с холмов. Следующие несколько дней он искал свою семью.
В начале 1990-х годов Гужман стал активно заниматься дипломатией и управлением средствами массовой информации и сыграл важную роль в предупреждении мира о резне, произошедшей в Санта-Крус 12 ноября 1991 года. Гужман дал интервью многим крупным каналам СМИ и привлек внимание всего мира.
В результате своей высокой известности Гужман стал главной мишенью правительства Индонезии. Кампания по его поимке наконец увенчалась успехом в ноябре 1992 года. В мае 1993 года Гужмао предстал перед судом, был осужден и приговорен правительством Индонезии к пожизненному заключению. Ему было отказано в праве на защиту. Хотя не выпущен до конца 1999, Гужман успешно руководил сопротивлением из тюрьмы. В это время его регулярно посещали представители Организации Объединенных Наций и высокопоставленные лица, такие как Нельсон Мандела.
Человек, который провел восточнотиморцев через братоубийство, оккупацию и голосование за независимость, наконец согласился баллотироваться в качестве первого главы государства новой нации
30 августа 1999 года в Восточном Тиморе был проведен референдум, и подавляющее большинство проголосовало за за независимость. В результате индонезийские военные начали кампанию террора с ужасными последствиями. Хотя правительство Индонезии отрицало приказ об этом наступлении, оно было широко осуждено за неспособность его предотвратить. В результате подавляющего дипломатического давления со стороны Организации Объединенных Наций, особенно Соединенных Штатов и Австралии, миротворческие силы ООН под руководством Австралии вошли в Восточный Тимор, и Гужман был наконец освобожден. По возвращении в Дили он начал кампанию примирения и восстановления.
Гужман был назначен на руководящую должность в администрации ООН, которая управляла Восточным Тимором до 2002 года. В это время он постоянно выступал за единство и мир в Восточном Тиморе и обычно считался фактическим лидером зарождающейся нации. Выборы состоялись в конце 2001 года, и Гужман был избран лидером. В результате он стал первым президентом Восточного Тимора, когда он стал официально независимым 20 мая 2002 года.
Глава правительства
Конституция Восточного Тимора вступила в силу, когда территория официально стала независимой в мае 2002 года. Она предусматривает демократическую республику с президентом в качестве главы государства и премьер-министром в качестве главы правительства. Все граждане в возрасте 18 лет и старше имеют право голоса.
Премьер-министр наблюдает за повседневной работой правительства и возглавляет Совет министров. Премьер-министр назначается политической партией или альянсом политических партий, имеющих большинство в национальном законодательном органе, и официально назначается президентом. Министры также назначаются президентом по рекомендации премьер-министра.
В качестве главы первого правительства независимого Тимора-Лешти на премьер-министра возложена огромная задача по созданию правительства практически из ничего. Вторая миссия Организации Объединенных Наций в Тиморе-Лешти (ВАООНВТ — Временная администрация Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе) выполняла функции руководящего органа Тимора-Лешти с 2000 г. по 20 мая 2002 г., когда Тимор-Лешти совершил окончательный переход к независимости.
Теперь премьер-министр и его правительство восстанавливают страну и ее институты с минимальными ресурсами, включая острую нехватку человеческих ресурсов и навыков. Они восстанавливают страну, в которой большинство домов, правительственных зданий и основной инфраструктуры были разрушены выходом индонезийской милиции в 1919 году.99 после подавляющего большинства голосов за независимость. Правительство сталкивается с проблемами неприемлемо высокого уровня неграмотности, детской смертности и постконфликтных травм. Большинство людей в Тиморе-Лешти не имеют доступа к водопроводу или электричеству в своих домах. И народ Тимора-Лешти примиряется со свободой и идеалами демократии после более чем 400 лет колонизации и оккупации.
Это первое правительство Тимора-Лешти и его премьер-министр Мари Алкатири преодолели эти трудности в первые два года своего пятилетнего срока. При поддержке своих партнеров по развитию правительство разработало и утвердило Конституцию Тимора-Лешти, а в соответствии с Конституцией — Национальный план развития и «Дорожную карту» для реализации программ НПР. Всемирный банк считает правительство Тимора-Лешти «самым сильным институтом в Тиморе-Лешти». Несмотря на недостатки других институтов, правительство придерживается и придерживается принципов прозрачности, подотчетности и верховенства закона9.0050
Премьер-министр стремится к тому, чтобы правительство продолжало сокращать бедность и улучшать условия жизни народа Тимора-Лешти. Он также привержен обеспечению развития всех важных секторов, имеющих отношение к этой цели, изложенной в Национальном плане развития, с надеждой на процветающее и безопасное будущее Тимора-Лешти.
В то время как президент Восточного Тимора Шанана Гужман, бывший партизан и поэт, считается харизматичным «человеком из народа», премьер-министр Мари Алкатири занимает более скромную позицию и считается более неуловимым. Алкатири помог основать партию независимости Фретилин.
Мари бим Амуд Алкатири (род. 26 ноября 1949 г.) — первый премьер-министр международно признанного Восточного Тимора. Прежде чем заняться политикой, он был дипломированным геодезистом и жил в изгнании во время индонезийской оккупации. 54-летний бывший дипломированный геодезист провел годы индонезийской оккупации Восточного Тимора, живя в политической ссылке, вернувшись на территорию только в 1999 г. голосование за независимость. Занимался академическим преподаванием в Мозамбике.
Но он установил свои политические корни с раннего возраста.
Он начал политическую жизнь в январе 1970 года, когда ему было 20 лет, с созданием Движения за освобождение Восточного Тимора, когда территория еще находилась под властью Португалии.
Г-н Алкатири стал одним из членов-основателей Фретилин, партии, которая сыграла важную роль в достижении независимости Восточного Тимора от индонезийского правления.
Когда Восточный Тимор, наконец, проголосовал за независимость, он вошел во временную администрацию в качестве министра экономики, закрепив за собой репутацию жесткого деятеля в качестве главного переговорщика по поводу богатых нефтяных ресурсов в море между Австралией и Тимором.
Премьер-министр является главой правительства Тимора-Лешти и несет полную ответственность перед народом Тимора-Лешти за разработку политики и решения, принимаемые правительством.
Национальное собрание
Политика: однопалатная парламентская система
Главой государства Восточно-тиморской республики является президент, избираемый всеобщим голосованием на пятилетний срок и чья роль во многом символична, хотя он может наложить вето на некоторые законы. После выборов в законодательные органы президент назначает премьер-министром лидера партии или коалиции большинства. Как глава правительства премьер-министр председательствует в Государственном совете или кабинете.
Однопалатным тиморским парламентом является Национальный парламент или Parlamento Nacional, члены которого также избираются всеобщим голосованием на пятилетний срок. Количество мест может варьироваться от минимум 52 до максимум 65, хотя в настоящее время в исключительном порядке насчитывается 90 042 88 членов, поскольку это первый срок его полномочий. Конституция Тимора была создана по образцу конституции Португалии. Страна все еще находится в процессе создания своей администрации и государственных институтов.
Национальный парламент состоит из 88 членов, избранных 30 августа 2001 года в Учредительное собрание. Директива Учредительного собрания заключалась в разработке конституции Восточного Тимора. С утверждением Конституции Учредительное собрание было преобразовано в Национальный парламент на срок до пяти лет. Национальный парламент будет нести ответственность за принятие законов по вопросам, касающимся внутренней и внешней политики страны, а также выполнять другие функции, изложенные в Конституции. Конкретные цели Национального парламента заключаются в следующем:
- Своевременно принимать соответствующие, хорошо составленные законы;
- Установление многопартийной системы и демократических правил посредством продуктивного диалога;
- Обеспечить противовес полномочиям Президента и Правительства; и
- Установить и поддерживать надлежащую, эффективную и действенную связь между различными ветвями власти для обеспечения соблюдения Конституции и конституционно принятых законов, прозрачности в рамках государственного управления, а также независимости и беспристрастности судебной власти.
Функции парламента поддерживаются Секретариатом, который может предоставлять необходимые услуги членам. Услуги Секретариата включают список обсуждений Парламента и администрации по законодательной повестке дня.
Министры
Мари бим Амуд Алкатири — первый премьер-министр международно признанного Тимора-Лешти. Прежде чем заняться политикой, он был дипломированным геодезистом и жил в изгнании во время индонезийской оккупации.
В качестве главы правительства его поддерживают министр, председательствующий в Совете министров, и статс-секретарь по парламентским делам. Следующие службы и органы находятся в непосредственном подчинении премьер-министра. Он также отвечает за тех, кто формально не входит в состав министерства или государственного секретариата, таких как Управление Тиморского моря и Правительственное информационное бюро:
- Национальная служба государственной безопасности
- Генеральный инспектор
- Офис советника по правам человека
- Офис советника по имиджу и социальным коммуникациям
- Офис советника по продвижению равенства
- Группа координации развития потенциала
- Банковское и платежное управление
Премьер-министр отвечает за защиту и реализацию бюджетных отчетов и государственной политики в целом.