Произношение букв | kaz-tili.kz
Latyn |
Произношение букв |
| |
Автор: Татьяна Валяева Звук : Камария Оразаева |
Алфавит казахского языка на основе кириллицы:
1 А а | 8 Е е | 15 Қ қ | 22 П п | 29 Ф ф | 36 ъ |
2 Ә ә | 9 Ё ё | 16 Л л | 30 Х х | 37 Ы ы | |
3 Б б | 10 Ж ж | 17 М м | 24 С с | 31 Һ һ | 38 І і |
4 В в | 11 З з | 18 Н н | 25 Т т | 32 Ц ц | 39 ь |
5 Г г | 12 И и | 19 Ң ң | 26 У у | 33 Ч ч | 40 Э э |
6 Ғ ғ | 13 Й й | 20 О о | 27 Ұ ұ | 34 Ш ш | 41 Ю ю |
7 Д д | 14 К к | 21 Ө ө | 28 Ү ү | 35 Щ щ | 42 Я я |
Буквы «в, ё, ф, ц, ч, ъ, ь, э» используются только в заимствованных словах.
«ә, ғ, қ, ң, ө, ұ, ү, h, і» девять специфических букв казахского языка.
Гласные
Все гласные рассмотрим в следующем порядке:
а — ә, о — ө, ұ — ү, ы — і, е, и, у, ё, э, ю, я
Первые восемь гласных образуют пары по твёрдости и мягкости:
твёрдые | мягкие |
а | ә |
о | ө |
ұ | ү |
ы | і |
При произнесении твёрдых звуков язык отодвигается назад, а при произнесении мягких звуков кончик языка продвигается вперёд. «Губной» далее в описании означает, что в произнесении этого звука участвуют губы.
1) А а
Твёрдый. Соответствует русскому звуку «а», только в русском языке звук «а» среднего ряда, а в казахском заднего ряда, поэтому произносится более твёрдо. В некоторых словах между буквами ‘ш-ш’, ‘ш-й’, ‘ж-й’ произносится мягко.
жай простой
2) Ә ә
Мягкий, при произнесении этого звука кончик языка прижимается к нижним зубам, язык продвигается вперёд, спинка языка приподнимается. Звук схож с английским звуком [æ] (map, plan).
3) О о
Твёрдый, губной, соответствует русскому «о», но произносится более твёрдо, при произнесении язык отодвигается назад.
В отличии от русского в безударной позиции не переходит в звук «а» (иначе может измениться смысл слова: орман лес, арман мечта).
4) Ө ө
Мягкий, губной, при произнесении этого звука губы сильно вытягиваются вперёд, язык продвигается вперёд.
5) Ұ ұ
Твёрдый, губной, произносится кратко и приобретает звучание между «о» и «у». При произнесении этого звука губы вытягиваются вперёд и слегка округляются, язык отодвигается назад.
6) Ү ү
Мягкий, губной, при произнесении этого звука губы вытягиваются вперёд и слегка округляются, язык слегка продвигается вперёд.
7) Ы ы
Твёрдый, сверхкраткий, при произнесении этого звука нижняя челюсть продвигается вперёд, язык отодвигается назад. Отличается от русского «ы», так как в русском «ы» среднего ряда, а в казахском — заднего ряда, и произносится этот звук твёрже и сверхкратко.
Между двумя согласными практически не произносится, например, мыс [мс], жыл [жл], алтын [алтн].
8) І i Мягкий, сверхкраткий, язык более продвинут вперёд, чем при произнесении ‘ы’. Кончик языка касается нижних зубов. Произносится сверхкратко. Между двумя согласными практически не произносится, например, тіс [тс], кім [км], бір [бр].
Если в слове после губных гласных ‘ұ, ү’ следует слог с негубными гласными ‘ы, і’, то последние звуки редуцируются и произносятся тоже как ‘ұ, ү’.
жұлдыз (жұлдұз) звездабүгін (бүгүн) сегодня
9) E e
Мягкий, соответствует русскому звуку «е» в начале слова (ель, есть). В отличие от русского в любой позиции читается как «е» (не переходит ни в звук «э», ни в «и»). В начале слова произносится как «йе».
Если в слове после губных гласных ‘ү, ө’ следует слог с ‘е’, то ‘е’ редуцируется и произносятся как ‘ө’.
үлкен [үлкөн] большойөлең [өлөң] песня
10) И и
В твёрдых словах читается твёрдо [ый], в мягких – мягко [ій]
жидек [жійдек] ягода
В односложных словах «и», в основном, мягкая.
би [бій] танецит [ійт] собака
(Но в слове ‘ми (мозг)’ твёрдая)
11) У у
В твёрдых словах читается твёрдо [ұу], в мягких – мягко [үу]
сурет[сүурет] картина
В односложных словах ‘у’ – твёрдая.
ту [тұу] знамяПроизношение гласных звуков ‘ё, э, ю, я’ такое же как в русском языке, лишь «э», в отличие от русского, произносится мягко, ближе к «е».
Согласные
Согласные звуки в твёрдых словах произносятся твёрдо, а в мягких мягко. При произнесении согласных в мягких словах, нужно слегка приподнимать среднюю часть спинки языка это придаст согласным мягкость. У разных согласных разная степень смягчения. Согласные «л» и «ш» в мягких словах произносятся особенно мягко, словно после них следует мягкий знак (ль, шь).
ел странаүш три
Из согласных звуков рассмотрим более подробно четыре специфических звука казахского языка ‘ғ, қ, ң, h’
1. Ғ ғЗвонкий, заднеязычный, при произнесении этого звука задняя часть языка смыкается с задней частью нёба, образуя щель, через которую выходит поток воздуха с участием голоса.
2. Қ қ
Глухой, заднеязычный, при произнесении этого звука задняя часть языка смыкается с задней частью нёба, после чего воздух мгновенно вырывается. Главное различие между звуками «к» и «қ» в том, что звук «к» является среднеязычным (при произнесении поднимается средняя часть языка), а звук «қ» является заднеязычным, то есть при его произнесении поднимается задняя часть языка.
3. ң
Сонорный. При произнесении переднеязычного зубного звука «н» кончик языка прижимается к верхним зубам. А при произнесении звука «ң» кончик языка опускается к нижним зубам, а задняя часть языка тесно прижимается к заднему нёбу. Похожий звук есть в английском языке [ŋ] (long, sing, morning).
Чтобы правильно произнести данный звук, нужно сперва произнести несколько раз звук «г» и, зафиксировав язык в этом же положении, произнести «н», в результате получится звук «ң». Необходимо звук «ң» произносить правильно, не заменять его звуком «н», так как от этого меняется смысл слов в казахском языке, например,
шын правда, шың вершина; он десять, оң правый.
4. һ
При произнесении этого звука голосовые связки сближаются, но не вибрируют, поток воздуха проходит стремительно, не встречая преград.
қаһарман герой
айдаһар дракон, чудовище
Ударение в казахском языке в основном падает на последний слог слова. При присоединении к слову любого количества аффиксов, ударение передвигается на последний слог. Но есть исключения, которые больше всего затрагивают тему «Глаголы», поэтому данная информация размещена в разделе «Глаголы > Ударение».
По данной теме:
© Татьяна Валяева 20072019
http://kaz-tili.kz/
www.kaz-tili.kz
Казахский алфавит
Казахский алфавит и письменность казахского языка
Казахи, как и все тюркские народы, — наследники рунической письменности, известной в науке как орхоно-енисейская. Рунический алфавит состоял из 24 букв и словоразделительного знака. Затем под арабско-мусульманским влиянием на территории Казахстана стали пользоваться арабским письмом. Китайские казахи и сейчас применяют модифицированную арабскую графику в СМИ и частично в системе образования.
В XIX веке Ибрай (Ыбрай) Алтынсарин представил первый кириллический казахский алфавит. Православные миссионеры для религиозных изданий и «русско-туземных» школ разработали казахскую «миссионерскую» азбуку на кириллице с включением специфических лигатурных и диакритизированных символов, и этот алфавит ограниченно применялся до 1917 года.
Комитет по новому алфавиту при ЦИК ССР разработал «Единый тюркский алфавит» (яналиф, или по-казахски Жаңаліп) на базе латиницы. С некоторыми модификациями, специфичными для казахского языка, он официально использовался с 1929 по 1940 год, после чего был заменен кириллицей.
Современный казахский кириллический алфавит используется в Казахстане и Монголии. В этом принятом в 1940 году алфавите, разработанном С. А. Аманжоловым, 42 буквы, из них 33 буквы русского алфавита и 9 специфических букв казахского языка: Ә, Ғ, Қ, Ң, Ө, Ұ (вместо этой буквы до 1957 года применялась
Казахский алфавит:
Следующие буквы: в, ё (с 1957), ф, х, һ, ц, ч, щ, ъ, ь, э — в исконно казахских словах не употребляются. Буквы: ё, ц, ч, щ, ъ, ь, э — используются только в словах, которые заимствованы из русского или через русский язык и пишутся в соответствии с правилами русской орфографии. Буква х в разговорном языке произносится как қ. Буква һ используется только в арабо-персидских заимствованиях и произносится зачастую как глухая х. Буква е в абсолютном начале слова произносится как дифтонгоид [ʲe]. Буква э всегда произносится как е. Буква о в абсолютном начале слова может произноситься как дифтонгоид [ʷo]. Буквы і и ы обозначают звуки, подобные старославянским (до падения редуцированных) ь и ъ. Буква и обозначает псевдодифтонги ый, ій. Буква у обозначает неслоговый звук, подобный белорусскому ў, и псевдодифтонги ұу, үу, ыу, іу.
Следующие буквы (называемые соответственно «мягкие» или «узкие» и «твердые» или «широкие») обозначают пары гласных переднего и заднего ряда: е — а, ө — о, ү — ұ, і — ы. В арабо-персидских заимствованиях также есть противопоставление ә — а. Поскольку ударение всегда приходится на последний слог, оно на письме не отображается.
Дополнительная информация о казахском языке:
Источники:
- http://bankreferatov.kz/people/116-altunsarin.html
- http://center-translate.ru/stati/kogda_kazahskij_alfavit_stal_kirillicheskim/
- http://feb-web.ru/feb/izvest/1941/03/413-097.htm
- http://kazakh.perevesty.ru/linguistics.html
- http://litart.academset.kz/files/13.htm
- http://ru.wikipedia.org
- http://wapedia.mobi/ru/
- http://www.interlingua.su/ru/language/kz.html
- http://www.kazakh.ru/about/
- http://www.kyrgyz.ru/?page=78
- http://www.languages-study.com/kazak.html
- http://www.tilashar.kz/index.php3?parent_id=1008235813
- http://www.vshkz.narod.ru/kaz/yrok.doc
Агентство переводов Prima Vista, Москва. © Копирование и публикация материалов без разрешения владельца сайта запрещены. Нарушителям — пожизненный эцих с гвоздями.
www.primavista.ru
Казахский алфавит — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
В разное время и в разных местах для казахского языка использовались и используются разные системы письменности:
Казахский латинизированный алфавит из букваря 1931 г. и его соответствие с арабским алфавитомОфициальные алфавиты[править]
Кириллический[править]
Казахский кириллический алфавит — алфавит на основе кириллицы, используемый в Казахстане и Монголии. Этот алфавит, разработанный С. А. Аманжоловым и принятый в 1940 году, содержит 42 буквы: 33 буквы русского алфавита и 9 специфических букв казахского языка . Вначале казахские буквы размещались после букв русского алфавита, затем были перенесены на места после русских букв, сходных по звучанию.
А а | Ә ә | Б б | В в | Г г | Ғ ғ | Д д | Е е |
І і | Ж ж | З з | И и | Й й | К к | Қ қ | Л л |
М м | Н н | Ң ң | О о | Ө ө | П п | Р р | С с |
Т т | У у | Ұ ұ | Ү ү | Ф ф | Х х | Һ һ | Ц ц |
Ч ч | Ш ш | Щ щ | Ы ы | Ь ь | Э э | Ю ю | Я я |
Арабское письмо[править]
Казахский арабский алфавит — содержит 29 букв и один знак (ٴ ) Начертания на основе арабского алфавита персидского стиля. Направление письма справа налево.
ا | ب | پ | ت | ج | چ | خ | د | ر | ز |
س | ش | غ | ف | ق | ک | گ | ڴ | ل | م |
ن | ھ | ه | و | ۇ | ۋ | ى | ي |
Начал использоваться на территории Казахстана для записи тюркских текстов с X века при Караханидах.
В настоящее время применяется казахами (а также с некоторыми национальными отличиями и киргизами, уйгурами), живущими в Китае, Пакистане, Афганистане, Иране и других странах Ближнего Востока, использующих арабскую графику. В связи с тем, что некоторые арабские буквы из алфавита Ахмета Байтурсынова конфликтуют между собой, казахи Китая часто используют альтернативные начертания Г, Е, К и других звуков. Например, для обозначения «Е» используют ة
Исторические алфавиты[править]
Миссионерская кириллица[править]
Первый кирилловский алфавит был разработан ещё в XIX веке Ибраем Алтынсариным. Православными миссионерами для религиозных изданий и для т. н. «русско-туземных» школ была разработана казахская «миссионерская» азбука на кириллице с включением специфических лигатурных и диакритизированных символов. «Миссионерский алфавит» ограниченно применялся до 1917 года.
Латиница «Яналиф»[править]
Комитетом по новому алфавиту при ЦИК ССР был разработан т. н. «Единый Тюркский Алфавит» (Яналиф или Жаңаліп) на базе латиницы. Алфавит, с некоторыми модификациями, специфичными для казахского языка, официально использовался с 1929 по 1940 год, когда был заменён кириллицей.
А а | B b | C c | Ç ç | D d | E e | Ә ә | F f |
G g | Ƣ ƣ | H h | İ i | J j | K k | L l | М м |
N n | N̡ n̡ | О о | Ө ө | Р р | Q q | R r | S s |
Ş ş | T t | U u | Ų ų | Ŭ ŭ | V v | X x | Z z |
Ƶ ƶ | Ь ь | Ьj ьj |
Латиница пиньинь[править]
В 1950-е годы письменность казахов КНР было решено перевести на кириллицу, аналогичную советской. Однако в результате ухудшения советско-китайских отношений этот проект остался нереализованным. В результате было решено перевести казахов на письменность на основе пиньиня] — варианта китайской латиницы, разработанного по приказу Центрального правительства ещё в 1950-х годах.
А а | B b | C c | Č č | D d | E e | Ê ê | F f | G g | Ğ ğ |
H h | Ⱨ ⱨ | İ i | Į į | J j | K k | Ķ ķ | L l | М м | N n |
Ň ň | О о | Ô ô | Р р | R r | S s | T t | U u | Û û | V v |
Y y | Ŷ ŷ | Z z | Ž ž | Ь ь |
Этот алфавит официально применялся в 1964—1984 гг. и уступил место реставрированному арабскому письму. Однако всё ещё может использоваться как в науке и в области технологии, так и в документах и материалах.
Статья 1 Всеобщей декларации прав человека на казахском:
Кириллица | Арабский алфавит | Яналиф | Русский перевод |
Барлық адамдар тумасынан азат және қадір-қасиеті мен құқықтары тең болып дүниеге келеді. Адамдарға ақыл-парасат, ар-өждан берілген, сондықтан олар бір-бірімен туыстық, бауырмалдық қарым-қатынас жасаулары тиіс. | بارلىق ادامدار تۋمىسىنان ازات جانە قادىر-قاسيەتى مەن كۇقىقتارى تەڭ بولىپ دۇنيەگە كەلەدى. ادامدارعا اقىل-پاراسات، ار-وجدان بەرىلگەن، سوندىقتان ولار ءبىر-بىرىمەن تۋىستىق، باۋىرمالدىق قارىم-قاتىناس جاساۋلارى ءتيىس. | Barlьq adamdar tuvmasinan aƶat zәne qadьjr-qasiyetьj men qŭqiqtari ten̡ bolip dŭniyege keledi. Adamdarƣa aqil-parasat, ar-өzdan berьjlgen, sondiqtan olar bьjr-bьjrimen tuvistiq, bavirmaldiq qarьm-qatinas zasavlarь tiьjs.. | Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. |
traditio.wiki
Казахский алфавит: история | NUR.KZ
Вопрос о том, будет ли переведен казахский алфавит на латинскую графику, решен Президентом Казахстана положительно. 26 октября 2017 года подписан указ об изменениях в казахской азбуке. Итак, казахский алфавит — история и его настоящее.
Фото: Карандашов Петр
История казахского алфавита
Алфавит Казахстана за последние 100 лет менялся дважды.
С Х века и до начала ХХ века на территории Казахстана официально действовала арабская азбука. В ней было 29 букв и знак «хамза», которым обозначали узкие гласные. Начертания букв арабского алфавита выполнялись в персидском стиле. Слова писались справа налево.
В 1924 году он был подкорректирован в соответствии с особенностями казахской фонетики, а в 1929-м его заменили на латинский алфавит — яналиф.
Этот переход сопровождался бурными дискуссиями. Вопрос замены арабского письма на латиницу решался на протяжении 3-х лет — с 1924-го по 1927-й. Между арабистами и латинистами разгорелась настоящая научная баталия, мало чем отличающаяся от сегодняшних споров. Суть его состояла в том, чтобы понять, смогут ли латинские буквы передать особенности казахского языка.
Арабскую графику поддерживал Ахмет Байтурсынов. Он был автором научно обоснованного арабского алфавита казахского языка — «төте жазу». Этот алфавит до сих пор применяется казахами, которые переселились за рубеж, в основном в Китай.
Выступая против отмены арабской системы начертания, Ахмет Байтурсынов выдвигал такие аргументы:
- Латинские буквы менее подходящие для передачи особенностей казахской фонетики. Из 26 букв можно применить только 15 без изменений и 7 с вариациями. А казахский алфавит 1924 года использовал 24 знака арабской системы (19 неизменные, а 5 подкорректированные).
- Казахские шрифты на основе латиницы, подготовленные для изготовления печатной продукции, нужно было на треть менять.
В этой дискуссии высказывали свои аргументы и латинисты. Их вдохновитель, казахский лингвист Тельжан Шонанов, приводил свои доводы против арабской вязи:
- Диакритические знаки (знаки, указывающие на то, что звук читается иначе, чем без него) усложняли изучение азбуки.
- Разность начертания букв в зависимости от их расположения в слове.
- Нечеткие очертания знаков, что усложняло чтение.
- Невозможность использовать знаки арабского алфавита для специальных текстов: нот, научных трудов, где есть формулы, и т. п.
Главными доказательствами неактуальности арабской системы для казахского языка было то, что она неполно передавала фонетическое своеобразие и усложняла работу наборщиков.
Читайте также: Как выучить казахский алфавит в домашних условиях?
Очевидно, чисто практический аргумент этого спора заставил руководителей республики прекратить его. Латиница начинает свой непростой путь становления в Казахстане. Чтобы унифицировать латинскую систему для национального языка создали специальный комитет. В 1928 году на конференции утвердили казахский алфавит на латинице. Он состоял из 29 букв.
В начале 1930-х гг. советское правительство выдвинуло идею всеобщей «кириллизации» письменности государства. Казахские буквы претерпевают очередную трансформацию. Кирилличную азбуку создавали почти 10 лет.
В 1940 году был утвержден вариант, предложенный Сарсеном Аманжоловым. В нем была 41 буква: 32 буквы, принятые в русском письме, и 9 специальных знаков, которые передавали своеобразие казахского языка.
Через 77 лет во второй раз стал актуален переход на латиницу в Казахстане. Что же ожидает граждан? Как выглядит новая азбука? Как будет проходить перевод на латиницу?
Новый казахский алфавит
Конец октября 2017 года запомнится казахстанцам тем, что Президент утвердил новый казахский алфавит. Вопрос о переходе на латинскую систему начертания букв в обществе обсуждался давно.
Большое волнение вызвала судьба 9 специальных букв, которые передают специфические звуки казахской фонетики. Что с ними произойдет? Сколько букв в казахском алфавите будет? Это главные вопросы, которые волнуют общество.
Вот какие изменения внесены в новый алфавит:
- Азбука будет состоять из 25 знаков.
- Утверждены три способа передачи звуков: 1 звук — 1 знак, 1 звук — 2 знака, 1 звук — система диграфом. В казахском алфавите 2017 представлены 8 диграфом: Ә — ae, Ө — oe, Ү — ue, Ң — ng, Ғ— gh, Ч — ch, Ш — sh, Ж — zh.
- Специфические буквы будут записываться с помощью надстрочных запятых.
Примечание. Диграфа — сочетание 2-х букв, которые вместе обозначают один звук.
Реформа азбуки не предполагает механическую замену одних букв на другие, потому что это повлечет утрату возможности передавать национальную специфику произношения звуков.
Процесс перехода на новый алфавит будет сопровождаться принятием новых орфографических правил. Они представят нормы передачи национальных лексических единиц на латинице. Теперь многие знакомые названия будут выглядеть иначе.
Переход на латинский алфавит планируется завершить к 2025 году. Такой процесс перехода Казахстана на латиницу обусловлен доминированием этой системы письма в мире. Таким образом, упростится коммуникация государства с мировым сообществом.
Читайте также: Казахский язык
www.nur.kz
Казахский алфавит | Казахский язык
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
№ Буква Названия буквы
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
1. Аа а
2. Єє є
3. Бб бе
4. Вв ве
5. Гг ге
6. Ғғ Ға
7. Дд де
8. Ее е
9. Ее йо
10. Жж же
11. Зз зе
12. Ии ый, iй
13. Йй ќысќа и
14. Кк ка
15. Ққ қа
16. Лл эл
17. Мм эм
18. Нн эн
19. Ңң эң
20. Оо о
21. Өө ө
22. Пп пе
23. Рр эр
24. Сс әс
25. Тт те
26. Уу ұу,үу
27. Ұұ ұ
28. Үү ү
29. Фф эф
30. Хх ха
31. hh һа
32. Цц це
33. Чч че
34. Шш ша
35. Щщ ща
36. Ъъ айыру белгiсi
37. Ыы ы
38. Ii i
39. Ьь жiңiшкелiк белгiсi
40. Ээ э
41. Юю йу
42. Яя йа
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
ibrain.kz
История Казахстана
История до нашей эры
Миллионы лет назад люди стали осваивать плодородные, богатые дичью земли, ныне входящие в состав современного Казахстана. Доподлинно известно, что первые прародители homo sapiens — питекантропы и неандертальцы, селились на данной территории в районах гор Каратау и Мугоджары, а также на Мангистау и в северном Прибалхашье. Раскопки, проведенные на месте энеолитического поселения Ботай, подтвердили, что еще в IV-Ш тыс. до н.э. племена, населявшие северо-запад Казахстана, приручили верблюда, дикую овчарку, горного барана, освоили коневодство, научились изготавливать различные изделия из меди, камня, кости и глины.
В эпоху бронзового века на территории Казахстана проживали племена, относившиеся к андроновской и бегазы-дандыбаевской культуре (XVII — VIII в. до н.э). Они практиковали скотоводство, земледелие и металлургию. Были храбрыми воинами
Люди, принадлежавшие к данным культурам, как правило, проживали в больших поселениях, окруженных стенами или рвами (прообраз городов).
Им на смену пришли саки. Представители этих племен вели кочевой и полукочевой образ жизни, часть из них практиковала земледелие (в долинах рек Сырдарья, Чу и Талас). Саки слыли прекрасными наездниками. Они одними из первых освоили технику стрельбы из лука на скаку. Кроме того, саки имели свою письменность, мифологию, занимались искусством. Стиль, в котором создавали произведения сакские живописцы и ювелиры, в последствии вошел в научные труды под названием «звериный».
В VI — III вв. до н. э. саки создали на территории современного Казахстана первое государство. Оно располагалось в районе Жетысу (Семиречье).
Наиболее известным правителем данных племен, оставившим значительный след в истории, считается Томирис — царица южных саков (массагетов), кочевавших в Приаралье. Томирис со своим войском удалось захватить в плен одного из влиятельных полководцев древнего мира – Кира (530 г. до н. э.). В последствии, по приказу правительницы, пленник был казнен.
Спустя десятилетие Дарий (четвертый царь Ахеменидской державы) также попытался огнем и мечом поработить непокорных саков и завладеть их землями. Однако конные отряды храбрых кочевников, нанесли значительный урон войску захватчиков и вынудили его ретироваться.
К числу наиболее изученных памятников сакской культуры, на сегодняшний день относятся: могильник Бесшатыр, место расположения — долина реки Или, и курган Иссык, находящийся в Алматинской области. В последнем, археологи обнаружили останки сакского воина в кольчуге из золотых пластин. Находка получила условное название – «Золотой человек». Также из могилы были извлечены более четырех тысяч украшений (выполненных из листового золота), бронзовое и золотое оружие, статуэтки и сосуды различной величины.
Во II — III вв. до н. э. на просторах к югу и юго-востоку от Алтая послился народ хунну. Костяк хунну составляли представители монгольских и прототюркских племен.
Хунну регулярно ввязывались в войны против китайской империи. Бытует мнение, что их набеги, явились первопричиной, побудившей императора Цинь Ши-хуанди отдать приказ о начале строительства Великой китайской стены.
Со временем империя хунну стала огромной, ее земли простирались от Маньчжурии на востоке до Памира на западе.
У хуннов существовал свод законов. Действовал суд. Наиболее тяжкими деяниями, за которые предусматривалась смертная казнь, считались: нападение на соплеменника, кража, а также различные воинские преступления.
Империя хунну, как единое государство, просуществовала до II в. н.э., после чего под влиянием внутренних и внешних факторов, в обществе воинов-кочевников произошел раскол.
Часть хунну откочевала в район гор Джунгарского Алатау, где образовала государство Юэ-Бань. Другая группа двинулась на запад Казахстана (район Волги, Эмбы и Урала). На Урале и Поволжье к ним присоединились угорские племена. В 375 г. хунну-угорский тандем направился в Европу. Здесь визитеры из Азии значительно потеснили Римскую империю.
История I-го тысячелетия
В середине I-го тысячелетия на просторах от монгольских гор до Каспийского моря начинается процесс формирования древнетюркского племенного союза, что в конечном итоге приводит к появлению государственности.
В 551 г. в данном регионе формируется первый каганат, получивший название Тюркский. Этот факт способствовал развитию ремесел и торговли. Образование Тюркского каганата, положительным образом отразилось на функционировании азиатско-европейского торгового пути, ныне именуемого историками как «Великий шелковый путь».
Также создание каганата способствовало строительству в степи первых городов, таких как Чирик-Рабат, Отрар, Сыгнак, Испиджаб, Тараз и Баласагун. Они располагались вдоль течения рек Чу, Талас, Сырдарья, а также у побережья Аральского моря, и являлись важными населенными пунктами Великого шелкового пути.
В VI веке земли Тюркского каганата стали именоваться Туркестаном, что в переводе с персидского означает «страна тюрков».
Тюркский каганат, как полноценное государство просуществовал менее ста лет и уже в VII веке распался на две части — восточную и западную. Правители Восточного каганата заняли земли на Алтае и Байкале. В свою очередь, Западный каганат расположился на участке степи от Иртыша до Волги.
Спустя некоторое время Западный каганат, распался на Хазарский и Тюргешский каганаты. Последний из которых, с приходом в регион арабов, уступил место Карлукскому каганату.
Каким образом арабы проникли в степь? В VII -VIII веках китайские императоры, из правящей в ту пору династии Тан решили силой присоединить к своей империи часть Туркестана. Однако Арабский халифат также проявлял интерес к этим землям.
При поддержке карлуков (кочевое тюркское племя) арабы разгромили китайское войско на реке Талас. Одержав победу, арабы познакомили племена, населявшие южные окраины степного региона с исламской религией, а также присущей им моделью письменности. Со временем арабская вязь практически полностью вытеснила традиционное древнетюркское руническое письмо.
Халифат не долго удерживал занятые позиции, уже в IX-X веках на современной территории Казахстана образовались два новых тюркских государства – Караханидское (место расположения — юг и восток региона) и Огузское (запад).
Создание Караханидского государства стало возможным благодаря объединению ряда тюркских племен, среди которых главную роль играли карлуки, чигили и ягма.
Караханиды оставили свой след в истории, как завоеватели, сумевшие овладеть Мавераннахром (правобережная область Амударьи), что привело к быстрому падению государства Саманидов.
В первоначальном состоянии Караханидское государство просуществовало до 1042 г., после чего распалось на Западно- и Восточно-Караханидское ханство. Разрозненность привела к тому, что в 1089 г. Западно-Караханидское ханство попало в зависимость от сельджуков, затем в 1128 г. было захвачено каракитаями, а в 1210 г. стало вассалом хорезмшаха Мухаммеда II.
Остатки Караханидского государства были ликвидированы в 1212 г. Найманский хан Кучлук уничтожил восточных караханидов в Узгене и Кашгаре. Их западных соплеменников постигла аналогичная участь в Самарканде.
Теперь вернемся к ранее упомянутому Огузскому государству. Огузы занимали земли на Сырдарье и западе нынешнего Казахстана. Они в союзе с Киевской Русью, и Волжской Булгарией, участвовали в боевых действиях против Хазарского каганата.
В середине XI века Огузов стало теснить, набиравшее силу племя кыпчаков. Под давлением противника они были вынуждены покинуть насиженные места и двинуться на южный берег Каспия и далее в Закавказье и Малую Азию.
По мнению историков, на сегодняшний день прямыми потомками огузов являются: гагаузы, туркмены, азербайджанцы и анатолийские турки.
Золотая орда
Вытеснив огузов, кыпчаки уже к середине XI в. заняли практически всю территорию современного Казахстана, исключение составлял лишь семиреченский регион (Жетысу).
Земли, на которых проживали данные племена, именовались Дешт-и-Кыпчак или Половецкое Поле. Последнее название, равно, как и термин «половцы», вошел в обиход европейцев с подачи русских военачальников. Сами кыпчаки так никогда себя не именовали.
Кыпчаки считались одними из лучших воинов Азии, поэтому нет ничего удивительного в том, что когда монголы захватили Дешт-и-Кыпчак, эти племена стали основной боевой силой Золотой орды. Правда, далеко не все кыпчаки встали под знамена Чингисхана. Часть из них, а именно — западные кипчаки, ушла в Крым.
Сегодня бытует мнение, что именно они стали родоначальниками крымских татар.
В 1218 г. монголы вторглись на территорию Казахстана. Войска Чингисхана прошлись по Сырдарье, при этом до основания разрушив такие города как Отрар, Сыгнак и Ашнас. Первоначально кочевники оказывали яростное сопротивление, но затем многие племена сложили оружие и добровольно, либо по принуждению, присоединились к монгольской армии.
Тюркская степь вошла в состав монгольских улусов, во главе которых встали сыновья Чингисхана. Правителем Восточного Дешт-и-Кыпчака (от Балхаша до Нижнего Поволжья) стал Джучи — старший сын полководца. Земли Туркестана, Семиречья и Мавераннахра, вошли в состав улуса Чагатая. Третий сын Чингисхана – Угэдей получил в свое распоряжение северо-восточную часть Семиречья, Тарбагатай, а также районы верхнего Иртыша и западной Монголии.
После смерти Чингисхана и его сына Джучи (оба эти событии произошли в 1227 г.), монгольская империя распалась на несколько независимых государств.
Восточный Дешт-и-Кыпчак, часть территории Хорезма и западной Сибири вошли в состав Золотой Орды — государства, созданного Бату (средний сын Джучи). Столицей империи стал город Сарай-Бату, располагавшийся неподалеку от современной Астрахани.
Подавляющее большинство ордынцев составляли представители тюркских племен, таких как кыпчаки, канглы, найманы, кереиты и коныраты. Парадоксально, но уже на тот момент в Золотой Орде монголы являлись этническим меньшинством. По оценкам историков, они составляли лишь пятую часть от всего войска Бату.
Роковым для правителей Золотой орды стал 1391 г. В этом году Тамерлан, или «железный Тимур», как уважительно величали его соплеменники, разгромил ордынское войско, после чего некогда могучее государство, распалось на два части – западную — Ак-Орда и восточную — Кок-Орда. Последняя, в свою очередь, делилась еще на два крыла — Ногайскую Орду и Узбекское ханство.
История Казахского ханства
Устав от жесткой политики хана Узбекского улуса, султаны Жанибек и Керей вместе со своими аулами покинули степи Сырдарьи, это произошло в 1460 г. Они откочевали в Семиречье, где в 1465 г. на землях правителя Могулистана Есен-буги, создали Казахское ханство.
После смерти хана Узбекского улуса, казахи вернулись на берега Сырдарьи и прогнали оттуда его сподвижников.
Со временем правители Казахского ханства сумели объединить под своим началом группу племен Восточного Дешт-и-Кыпчака, и затем, не без их участия, в борьбе с шейбанидами Мавераннахра (на юге) и Ногайской Ордой (на западе), расширить границы своего государства от Иртыша до Жаика. После этого, казахам покорился семиреченский Могулистан. Также последователям султанов Жанибека и Керея, удалось отбить у Ногайской Орды степи Сары Арки.
В годы правления Тауке-хана в Казахском ханстве был принят свод законов «Жеты Жаргы». Его создателями были известные общественные деятели, ученые и мыслители — Толе би, Казыбек би и Айтеке би.
В 1718 г. Казахское ханство распалось под натиском джунгар, однако сохранило унаследованное от монголов территориальное разделение на три жуза — Старший, Средний и Младший.
Войны между Казахским и Джунгарским государствами начались в первой половине XVII века. Вторгаясь на территорию Казахстана, джунгары преследовали две цели – расширение жизненного пространства, а также пополнение казны государства за счет налога ясак (налог с покоренных).
Набеги неприятеля на казахские земли продолжались до 1756 г. Самый трудный период казахско-джунгарского противостояния приходится на 1723-1727 гг. Это время в последствии будет названо «Актабан шубырынды» («Годы великого бедствия»).
В период с 1723 по 1727 гг. джунгарам удалось захватить города Туркестан и Ташкент. В те годы, спасаясь от захватчиков, множество обездоленных людей были вынуждены сниматься с насиженных мест и искать спасение на узбекских землях.
Следует отметить, что казахские воины не уступали джунгарам в выносливости и выучке, однако, последние имели в своем арсенале на порядок больше огнестрельного оружия, изготовляемого пленными русскими оружейниками под началом шведа Юхана-Густава Рената. Кроме того, в отличие от противника, обороняющаяся сторона не имела постоянной армии, как правило, каждый жуз собирал войско только к определенному походу. Перечисленные факторы естественным образом повлияли на продолжительность и характер боевых действий.
Несмотря на военную мощь противника, в отдельных сражениях казахские воины сумели нанести джунгарской армии значительный урон. Так, в 1643 г. отряды Жангир-султана и ополчение Старшего жуза во главе с Жалантос-батыром, праздновали победу в битве у подножья Джунгарского Алатау. В учебники истории это сражение вошло под названием Орбулакская битва. Затем, в 1654 – 1657 гг., в ходе четвертой войны против войск хунтайджи Сэнгэ казахи вернули себе Семиречье. В декабре 1729 — январь 1730 гг. в районе Анракайских гор казахские ополченцы дали серьезный отпор джунгарским войскам (Анракайская битва).
Также в истории казахско-джунгарского противостояния особое место занимают битвы на реках Аягоз, Арысь и Буланты. В данных сражениях воины Казахского ханства, за счет тактических особенностей ведения боя, измотали противника и вынудили его отступить.
Понимая, что без поддержки из вне, сражаться с захватчиками с каждым годом становится все более проблематично, хан Младшего Жуза Абулхаир в 1730 г. обратился к российской императрице Анне Иоанновне с предложением о создании военного союза против джунгар. Но императрица не поддержала данную инициативу, предложив в ответ протекторат со стороны России.
Следует отметить, что помимо Казахского ханства, джунгары на тот момент также находились в состоянии войны с Цинской империей, которая собственно и поставила финальную точку в затянувшемся локальном конфликте. В 1756 г. циньско-маньчжурская армия окончательно разгромила Джунгарское ханство. Оставшиеся в живых джунгары укрылись от преследователей на территории Калмыцкого ханства.
На землях, некогда принадлежавших джунгарам, Цинская империя основала провинцию Синьцзян (1761 г.). Китай также интересовало Семиречье, однако здесь сыграли свою роль ранее достигнутые казахско-русский договоренности и поэтому император «поднебесной» был вынужден отказаться от планов на данный регион.
Датой начала процесса присоединения Казахстана к России считается 10 октября 1731 г. Как упоминалось ранее, инициатором данных действий с казахской стороны, выступил хан Младшего жуза Абулхаир.
В отличие от Младшего жуза, процесс присоединения Старшего и Среднего жузов к России, растянулся на многие годы. Формально, Старшей жуз получил российское подданство 10 июня 1734 г., о чем свидетельствует указ тогдашней императрицы Анны Иоанновны. Однако на деле территориальная удаленность региона от границ России, а также близость Коканда, значительно застопорила этот процесс. Поэтому в 1818 г. Старший жуз вновь обратился с просьбой о принятии его в российское подданство. В мае 1824 г. император Александр I подписал грамоту, согласно которой 14 султанов Старшего жуза, кочевавших со своими аулами по Семиречью, получили российское подданство. Затем, в течение 15 лет остальные роды жуза, также присягнули на верность России.
В 1830 г. правители нескольких волостей Среднего жуза, следуя примеру земляков, также изъявили желание принять российское подданство.
Что выиграло Казахское Ханство от нахождения в составе Российской Империи? В первую очередь, российское правительство, желая защитить новые владения, приняло ряд мер по обеспечению безопасности на присоединенных территориях. Торговые маршруты, проходившие через территорию ханства, приобрели более высокое международное значение. В Казахстан стали поступать инвестиции, предназначавшиеся для строительства дорог, заводов и фабрик. Торгово-экономические отношения между двумя государствами получили новый импульс развития.
В тоже время присоединение к России, привело к некоторым негативным последствиям. В первую очередь, изменился быт казахских племен. Вследствие чего, многие кочевники были вынуждены перейти к несвойственному им оседлому образу жизни. В ходе непродуманной аграрной политики, проводимой новой администрацией, разразился кризис в пастбищно-скотоводческой сфере. В связи со строительством крепостей и других военных укреплений, казахи потеряли значительную часть своих лучших пастбищ. Появились так называемые «запретные земли» — территории, на которые доступ местному населению был воспрещен. Кроме того, в 1822 г. вышел в свет «Устава о сибирских киргизах» — документ, согласно которому в Казахстане была ликвидирована ханская власть.
Вполне естественно, что все эти и другие негативные нововведения вызвали недовольство в казахском обществе, которые впоследствии вылились в народно-освободительные восстания. Наиболее известные из них — Крестьянская война (Пугачевский бунт) — 1773 -1775 гг., народное антифеодальное и антиколониальное движение казахов Младшего жуза под руководством Сырыма Датова – 1783 — 1797 гг., восстания бедноты в Западном Казахстане – 1836 — 1838 гг. (руководители Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов), Казалинское восстание Жанкожи Нурмухамедова — 1856 г. и другие.
Народный гнев еще более усилился, когда в первом десятилетии XX века, в результате столыпинской аграрной реформы в Казахстан из центральных районов России было перевезено около 500 000 крестьянских хозяйств. В общей сложности им было выделено более 17 млн. десятин уже освоенных земель, ранее принадлежавших местному населению.
Казахстан в составе СССР
Установление Советской власти в Казахстане, начавшееся сразу после Октябрьской революции, в большинстве регионов республики завершилось к марту 1918 г. Перовск, ныне Кызыл Орда, стал первым населенным пунктом республики, где власть от прежних управленцев перешла в руки рабочих и солдат. Это произошло 30 октября 1917 г. Одним из последних городов страны, где установилась Советская власть, был г. Верный, ныне г. Алматы (3 марта 1918 г).
В августе 1920 г. был принят декрет об образовании в составе РСФСР Киргизской советской автономной социалистической республики, со столицей в г. Оренбурге. В состав новоявленной республики вошли: Акмолинская, Семипалатинская, Тургайская, Уральская, Букеевская и Оренбургская губернии.
Спустя 5 лет Киргизская АССР была переименована в Казахскую АССР, состав республики пополнили Сырдарьинская и Жетысуйская области, некогда относившиеся к Туркестанской АССР, а также Каракалпакская автономная область. Последняя, позднее была преобразованием в Каракалпакскую АССР.
Столицей Казахской АССР стал г. Кызыл Орда. Позднее (в 1927 г.) статус главного года автономии был присвоен г. Алма-Аты.
В 1936 г. Казахская автономная республика, решением тогдашних властей была преобразована в Казахскую ССР.
В конце 30-х гг. в республике начался процесс индустриализации, что позволило Казахстану превратиться в один из крупнейших промышленных регионов СССР. В качестве приоритетного направления индустриализации было избрано развитие горнодобывающего сектора. Со временем Казахстан стал основным поставщиком свинца, цинка, титана, магния, олова, фосфора, хрома, серебра и молибдена для нужд оборонной и технической промышленности СССР.
С началом фашистской агрессии в Казахстан было эвакуировано свыше 400 заводов и фабрик из европейской части страны. Здесь были построены новые города и рабочие поселки, заводы и шахты.
На стройках, заводах и фабриках, в шахтах, наряду с жителями Казахстана и эвакуированным населением, трудились заключенных лагерей, входивших в систему ГУЛАГ, а также солдаты трудовых армий.
Однако не только в тылу, но и на фронтах Великой Отечественной войны казахстанцы проявляли выносливость, мужество и героизм. По информации из военных архивов за годы войны против фашистских захватчиков, из республики на фронт было направлено 12 стрелковых дивизий, 4 национальные кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад. Кроме того, в Казахстане было сформировано около 50 полков и батальонов различных видов войск.
В годы войны 500 казахстанцев стали Героями Советского Союза, более 100 — полными кавалерами ордена Славы, четверо — Талгат Бегельдинов, Леонид Беда, Иван Павлов и Сергей Луганский были дважды удостоены звания Героя Советского Союза.
Развитие Казахстана после Великой отечественной войны
В 1955 г. в Казахстане началось строительство военного полигона Байконур для испытаний баллистических ракет. В последствии полигон стал главным космодромом планеты. В 1957 г. с Байконура был запущен первый искусственный спутник земли, а спустя 4 года (1961 г.) отсюда полетел в космос первый космонавт планеты – Юрий Гагарин. Спустя более полувека Байконур по-прежнему остается одним из ведущих космодромов, ежегодно с него осуществляются десятки запусков ракет с космонавтами на борту.
Также в послевоенные годы в Казахстане близ города Семипалатинск был построен крупнейший в мире полигон, предназначенный для испытаний новейших образцов ядерного и атомного оружия. В 1949 г. здесь была испытана первая советская атомная бомба РДС-1.
Проводимые опыты нанесли значительный вред экосистеме семипалатинского региона. Поэтому в 1989 г. активисты антиядерного движения «Невада — Семей», обратились к тогдашнему руководству страны с требованием о ликвидации данного полигона.Еще одним знаковым событием в новейшей истории Казахстана, стала широкомасштабная сельскохозяйственная компания, связанная с освоением целинных и залежных земель. В 1954 г. на очередном пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Советского союза было принято постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». За годы освоения целины в Казахстане было произведено более 597,5 млн. тонн зерна. По итогам компании республика стала один из крупнейших производителей зерновых в мире
Суверенный Казахстан
После распада СССР, Казахстан последним из союзных республик провозгласил независимость. Произошло это знаменательное историческое событие 16 декабря в 1991 г. Первыми государствами, признавшими независимость новопровозглашенной республики, стали Турция, США и Китай.
2 января 1992 г. Казахстан стал членом ОБСЕ. В том же году республика была принята в Организацию Объединенных наций.
15 ноября 1993 г. в Казахстане была введена национальная валюта – тенге.
20 октября 1997 г. — Указом Первого Президента РК — Елбасы Н.Назарбаева город Астана (ранее Акмола) объявлен столицей Казахстана.
25 февраля 1999 г. стартовала первая национальная перепись населения РК.
9 июля 2000 г. — уничтожена последняя штольня для ядерных испытаний на бывшем Семипалатинском полигоне.
30 августа 2002 г. в столице Казахстана в г. Нур-Султан , состоялась официальная церемония открытия монумента Байтерек, впоследствии ставшего одной из основных достопримечательностей города.
Решением правительств двух стран 2003 г. был объявлен годом Казахстана в России. Соответственно следующий – 2004 г. стал годом России в Казахстане.
Также в 2003 году в Астане по инициативе Первого Президента РК — Елбасы Н.А.Назарбаева, состоялся первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В работе первого межрелигиозного форума приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма, буддизма.
Спустя три года (2006 г.) в столице, под председательством Первого Президента РК Н.А.Назарбаева, прошел II Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В мероприятии приняли участие 25 религиозных лидеров.
2007 г. стал юбилейным для Экономической и социальной комиссии Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Казахстан отреагировал на 60-летие ЭСКАТО, выпуском специальной почтовой марки («60-летие со дня образования ЭСКАТО»). Ее автором стал известный казахстанский художник Д. Мухамеджанов. Марка вышла общим тиражом 50 000 экземпляров.
Согласно анализу, проведенному специалистами Межгосударственного статистического комитета СНГ, Казахстан по итогам 2008 г. занял 4-е место среди стран СНГ по темпам промышленного роста.
В октябре 2010 г. в Казахстане прошла 6-я Конференция Министров по окружающей среде и развитию Азиатско-Тихоокеанского региона. Данный региональный форум проводится раз в пять лет.
Еще одним знаковым международным общественно-политическим событием, прошедшим в 2010 г. в г. Нур-Султан Казахстане стал саммит ОБСЕ. Престижный международный форум проводился 1-2 декабря в г. . В ходе саммита, участники обсудили вопросы безопасности на Европейском континенте, ситуацию вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), а также текущие задачи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
19 марта 2019 г. Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев в соответствии с пунктом 3 статьи 42 Конституции Республики Казахстан принял постановление с 20 марта 2019 г. о прекращении исполнения полномочий Президента Республики Казахстан.
20 марта 2019 г. на совместном заседании палат Парламента РК Глава государства Касым-Жомарт Токаев принес присягу народу Казахстана.
23 марта 2019 г. Указом Президента РК К.Токаева столица Казахстана город Астана переименована в город Нур-Султан.
www.mfa.kz
Казахи — Традиция
Казахи — (каз. қазақтар /qɑzɑqtɑr/; ед. қазақ /qɑzɑq/) — тюркский народ, коренное население Казахстана. Казахи также проживают в пограничных с Казахстаном районах России, Китая, Узбекистана, Туркменистана, а также на западе Монголии. Говорят на казахском, который входит в кыпчакскую подгруппу тюркской группы языков, а также свободно говорят на русском языке.
Родственные народы: ногайцы, карачаевцы.
Общие сведения[править]
Общая численность казахов в мире составляет — свыше 14 млн человек. Большая их часть проживает в Казахстане — 10 528 154 человек (1.01.2011[1]). Также во многих сопредельных с Казахстаном стран проживают крупные диаспоры казахов: в Китае, а именно в Синцьцзян-Уйгурском АР — 1 400 000 — 1 500 000 человек[2], в Узбекистане — 800 000 — 1 100 000 человек[3] ( из них в Каракалпакстане — 300 000 — 400 000 человек[4], в Ташкентской области — 200 000 — 300 000 человек[4], в Ташкенте — 46 000 человек[5]),в России — 653 962[6] (из них в Астраханской области — 142 633 человек[7], в Оренбургской области — 125 568 человек[7], в Омской области — 81 618 человек[7], в Саратовской области — 78 320 человек[7], в Волгоградской области — 45 301 человек[7], в Челябинской области — 36 219 человек[7], в республике Алтай — 12 100 человек[7]), в Монголии — 101 526[8], в Туркменистане — до 40 000 человек[9], в Кырыгызстане — 32 900 человек[10]( из них в Чуйской области — 12 800 человек, в Бишкеке — 9 013 человек, в Иссык-Кульской 6 464 человек, в Таласской области — 3 049 человек), в Иране — 9 000 человек[11], в Украине — 5 526 человек[12], в Беларуси — 1 355 человек (2009 г.)[13], В Таджикистане — 900 человек[14].
В казахской юрте. Фото сделано в 1911—1914 гг. Казах на лошади с беркутом на фоне юрт.Фото сделано в 1911—1914 гг.
Казахи — народ тюркского происхождения, имеющий сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. Древними предками казахов являлись саки, массагеты, гунны, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В III-II вв. до н. э. на территории Южного Казахстана возникло племенное объединение усуней, а на Юго-Западе жили племена, входившие в племенной союз Кангюй (канглы). В первых веках н. э. на Западе от Аральского моря жили аланы. В VI-VII вв. племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана, находились под властью Западно-Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с Востока (тюргеши, карлуки и др.). В дальнейшем в различных районах Казахстана появились кратковременные политические объединения раннефеодального типа: Тюргешский (VIII век) и Карлукский (VIII-X вв.) каганаты, объединения огузов (IX-XI вв.), кимаков и кыпчаков (VIII-XI вв.). Последние занимали обширные степные пространства современного Казахстана, получившие название Дешт-и-Кипчак. В X—XI веках на западе Казахстана существовали ханства половцев, состоявщих из племен кыпчаков. В начале XII века территория Казахстана подверглась вторжению киданей. Они смешались впоследствии с местным тюркоязычным населением. В XIII веке была образована Золотая Орда: территория от Чёрного моря до Азовского моря, территории Каспийского и Аральского бассейнов. После распада Золотой Орды в её восточной части около середины XV веке возникло Казахское ханство. Но междуусобные войны, сепаратизм, интриги внешних и внутренних врагов привели к дроблению и ослаблению Казахского ханства. К XV веку окончательно формируется централизованное казахское государство, в которое влились почти все казахские рода, объединенные одним языком и культурой. Во времена Есим-Хана в 1625 году присоединились найманы, кочевавшие во владениях Хивинского ханства, а в 18 веке присоединились коныраты с кочевьев Бухары.
Женшина-казашка в свадебном наряде на лошади. Фото сделано в 1911—1914 гг.Казахский народ исторически сложился из трёх групп жузов:
- Старший жуз (Семиречье) — включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншыкылы, шапрашты, уйсин, ошакты, ысты;
- Средний жуз — в основном племена аргын, найман, кыпчак, керей, конырат, уак, таракты;
- Младший жуз — состоял из племенных объединений алимулы (роды шомекей, карасакал, каракесек, торткара, шекты, кете), Байулы (роды адай, алаша, жаппас, алтын, берш /бериш, шеркеш, маскар, тана, байбакты, кзылкурт, есентемир, ысык и таз) и жетиру (роды жагалбайлы, кердери, тама, табын, телеу, рамадан, керейт).
В Младшем жузе в начале XIX век царским правительством России была создана и поддерживалась Внутренняя, или Букеевская Орда.
По сведениям 1890 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», киргиз-кайсаки (то есть казахи) проживали на территории Оренбургской и Астраханской губерний, Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской и Уральской областях общей численностью 3 млн человек[15].
К началу XX века казахи ещё не сложились в единую нацию[16]. Как пишут В. И. Бушков и Л. С. Толстова, этническая консолидация казахской народности ещё не была завершена[17]. Среди казахов к началу XX века насчитывалось свыше 40 крупных племенных групп[18]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечал, что отдельные лица из киргиз-кайсаков (тогдашнее русское название казахов) иногда обозначают свою национальность общим именем «хасак», но чаще определяют её поименованием того рода, к которому они себя считают принадлежащими[19].
Формальное разделение по жузам фактически исчезло к началу XX века.
Почтовая марка с изображением традиционных казахских костюмов и юртыЯзык и письменность[править]
Казахский язык относится к тюркской группе языков, входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карачаевским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви. Ближайшими родственниками казахов являются каракалпаки, карачаевцы,ногаи, татары. Представители этих народов могут достаточно легко общаться между собой без переводчика.
Древние тюркские народы, впоследствии ставшие предками в том числе и современных казахов, сыграли заметную роль в истории Евразии. Следует отметить, что в период с V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. Ещё при монгольских ханах Батые и Мунке все официальные документы в Золотой Орде, международная переписка, помимо монгольского, велись и на тюркском языке [6]. Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XIII—XIV веках. Следует отметить, что современный казахский язык в целом очень близок к староказахскому [7]. С XIII и до начала XX века существовал единый литературный тюркский язык — «тюрки», который положил начало всем локальным тюркским языкам в Средней Азии [8].
Учёные впервые обнаружили памятник древнетюркского рунического письма на территории современной Хакасии. Позднее — на территории Тувы, Монголии, Алтая, Казахстана, Таласа (Киргизия) и др. Материалом для письма служили поверхность камня, дерево, кость, монеты, предметы быта и др. Археологические экспонаты с образцами древнетюркского рунического письма хранятся, в том числе, в Казахском государственном музее.
Рунический алфавит состоял из 24 букв и словоразделительного знака, к VIII веку алфавит классического периода в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Языком надписей, выполненных на древнетюркском руническом письме был орхоно-енисейский язык (получивший название по рекам Орхон в Монголии и Енисей в России), который относился к карлукской группе тюркских языков и предшествует узбекскому языку.
По мере распространения и укрепления ислама начала X в. всё большее распространение начинает получать арабский алфавит. Разумеется, он был значительно изменён и приспособлен к нормам тюркской речи. Основными центрами распространения арабской письменности среди тюркских народов были расположенные вне территории расселения казахов города Булгар (в современном Татарстане) и Хорезм (в современном Узбекистане), где ислам закрепился ещё в X—XI вв. Исламизация большинства казахов и восприятие грамотной частью населения арабской графики произошли в XVIII веке.
В 1912 году Ахмет Байтурсынов реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. Он исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жана емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.
В советский период в Казахстане в политических целях [9] был осуществлён перевод казахского алфавита на латинскую графику (латинизация, 1929), а затем был осуществлён ещё один перевод уже на кириллицу (кириллизация, 1940). В настоящее время казахский язык в Казахстане использует кириллицу, ведётся обсуждение целесообразности возврата на латинскую графику.
«Латинская графика доминирует сегодня в коммуникационном пространстве», заявил президент Н.Назарбаев, выступая перед Ассамблеей народов Казахстана. «Нужно вернуться к вопросу о переходе на латиницу казахского языка», сказал он делегатам, представлявшим различные этнические группы Казахстана. [10]
Для современных казахов характерно двуязычие. Так 75 % казахов Казахстана свободно говорят по-русски[20], в Киргизии свободно говорят по-русски 81 % казахов[21], а в России 98 % казахов свободно владеют русским[22]. Среди казахов Китая и Монголии большинство, наряду с казахским, также владеет соответственно китайским и монгольским языками.
В современном Казахстане развитие казахско-русского и русско-казахского двуязычия является одним из приоритетов национальной политики[23].
Традиции[править]
Существует множество традиций в Казахстане причем многие из них характерны не для всего Казахстана, а только для его части.
Семейные отношения[править]
- Уважение к старшим.[24]
- Принцип «жеты ата»(«семи колен») — институт родственных связей[25]
- Казах считал своим «немере»(внуком) только того, кто рождался от сына.
- Ребенок дочери назывался «жиеном» (племянником).
- Было выражение — «жиен ел болмас» (племянника не считай своим)!
- Рождённого от «немере» (прямого внука) называли «шобере» (правнук),
- Рождённого от «шобере» (правнук) называли — «шопшеком» (праправнуком, что означает крохотный, маленький).
- Сына «шопшека» (праправнука) было принято называть «немене»(непонятный)
- потомство «немене» (непонятный) называлось «туажатом» (рождённый быть чужим).
- бесике салу — укладка новорожденного в люльку
- тусау кесу — первые шаги ребёнка
- В юрту, где ребёнок делал свой первый шаг, звали самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные верёвки, опутывающие ножки ребёнка.
- Атка отыргызу — это посадка на лошадь с передачей в руки плётки и копья
- Создания родовых кладбищ — кладбища, захоронения на которых производится по родовой, жузовой принадлежности.[25]
Обряд обрезания[править]
- Обряд обрезания
- проводится в 4-5-лет
- в «юрте»
- «муллой»
- после щедро вознаграждается родителями ребёнка
- потом родители должны сделать «той» (праздник).
- Гости должны делать подарки ребёнку и родителям.
Брак[править]
- Брак
- «Адат» — запрещается брак между представителями одного рода до седьмого колена либо живущие на террритории, не разделенной семью реками
- Поэтому каждый казах должен был знать свою родословную хотя бы до седьмого предка
- Девушек выдавали замуж в 13 — 14 лет, сыновей женили в 14 — 15 лет.
- считается, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков
- Юноша просил согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата.
- законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты
- часто невеста не знала своего суженого, но их родители были в дружбе.
- Сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями.
- Родственники юноши везли кольцо, два платка и два отреза на платье.
- В доме невесты резали барана и готовили из него сорпу.
- Родственница жениха надевала на безымянный палец невесты кольцо.
- За смотрины будущей невесты, с гостей брали выкуп.
- Обручение — особый день после которого никакая из сторон не имеет права расстроить помолвку.
- вечером в комнату, где сидят гости, вводили невесту в сопровождении снохи
- Сноха жениха надевала на невесту кольцо, ожерелье и серьги
- Певец играет на «сазе» или «домбре» поет обрядовые песни «той бастар».
- Танцуют только родственники жениха
- День свадьбы назначают Аксакалы аула
- В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки и остаются до утра.
- Утром для соседей накрывали столы во дворе.
- Родственники жениха и невесты танцуют и ждут главное угощение — «бесбармак».
- Невесту вводили во двор дома под пение.
- Впереди должен был идти один из родственников невесты.
- Именно родной брат невесты обвязывал пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям.
- Невесте давали проститься с родителями и увозили.
- Невеста всё время праздника должна была находится в отдельной комнате вместе со снохой, до самой брачной ночи.
- Только на следующее утро невесту с прикрытым лицом выводили в главную комнату.
- Лицо новобрачной открывали и требовали склонить голову в знак уважения.
- «Бет ашар» — особая песня исполняемая хором предназначена для данной ситуации.
- Снохи держа молодую за руки выводили её во двор, где её с песнями встречал жених с друзьями.
- «Адат» — запрещается брак между представителями одного рода до седьмого колена либо живущие на террритории, не разделенной семью реками
Гостеприимство[править]
- Гостеприимство[24]
- Особая традиция заготавливать мясо, желательно конины называлась — «согым».
- проводится с началом первых зимних холодов
- одной из особенностей данной традиции является угощение родственников и друзей.
- разные части лошади подавались в разные дни и имели различное ценностное и ритуальное значение
- Приглашение на «согым» требует обязательного ответного приглашения[24]
- Некоторые семьи разово закупают конину на базаре, приглашают гостей, а затем в течение длительного времени ходят поочередно ко всем приглашенным.[25]
Южные традиции[править]
Традиции Юга Казахстана заметно отличаются от традиций остального Казахстана сильным влиянием шариата, что не характерно для остального Казахстана. Так как в остальном Казахстане традиционно действовал гораздо более либеральный адат (мягкий вариант исламского права).
Национальная кухня[править]
Казы — деликатесное конское мясоОсновные блюда — мясные. Одно из самых популярных казахских блюд называется «Ет» (каз. ет — мясо) или «Мясо по-казахски», более известное под названием блюда бешбармак (кирг. бешбармак — досл. пять пальцев), готовится из отварной баранины и лапши [11]. Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и т. п.), кеспе или салма (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом). К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы — казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта, шужык. Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса), но сейчас он относится к экзотике даже у казахов.
Популярными блюдами являются: «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса и моркови)
Из рыбных блюд наиболее известен «коктал» — рыба горячего копчения, заправленная овощами.
Куырдак — традиционное казахское мясное блюдоДля приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Использование рыбы и морепродуктов традиционно для жителей побережья Каспия и Арала. В связи с кочевым образом жизни, птица не разводилась, и присутствовала лишь в качестве дичи у охотников.
Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (кислое кобылье молоко), шубат (кислое верблюжье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак (сметана), кiлегей (сливки), сары-май (сливочное масло), сузбе (творог), катык (среднее между простоквашей и творогом), курт (высушенный солёный творог), иримшык (сушеный творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), коже́ (молочный напиток со злаками) и др. Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём, чай по-казахски — это крепкий чай со сливками, также, как чай по-английски. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире — 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения.
К известным сладостям относится «шертпек» — это смесь меда и конского жира от «казы». В основном было на дастархане у казахских баев.
Традиционный хлеб трех видов: баурсаки — жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста; лепешки жареные в кипящем масле — шельпек; «таба-нан» — лепешки в глиняных сковородах, испечённые под кизяком; тандырный — лепёшки испечённые в тандыре.. Наиболее распространёнными являются баурсаки и шельпеки, так как они легко готовятся в походных условиях — в казане, и ныне традиционно готовятся для любого праздника, являясь дополнительным украшением праздничного стола, в то время, как тандырный требует тандырных печей и пёкся в основном в оседлых местах (города на Великом шёлковом пути, некоторые зимние стойбища с пастбищами (кыстау — зимовья).
Также: «талкан», «жарма», «жент», «балауыз», «балкаймак»
Основные разновидности традиционного хлеба: таба-нан (таба — сковорода) — хлеб испеченый на углях (тесто печется меж двух сковород), баурсак (маленький колобок или квадратик), шельпек (тонкая лепёшка), шек-шек (чак-чак) и тандыр-нан (хлеб, испечёный в печи-тандыре).
Национальные виды спорта[править]
Памятная монета Казахстана «Кыз Куу» из серии «Национальные обряды и игры», 2008.
- Байга — скачка на расстояние 10 — 100 шакырым (один «шакырым» — приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру» — «звать»).
- Аламан-байге — скачки на длинные дистанции (40 шакырым).
- Кунан-байге — скачки молодых лошадей — двухлеток.
- Жорга-жарыс — скачки иноходцев.
- Кыз куу (погоня за девушкой) — догонялки на лошадях между девушкой и парнем.
- Кокпар — козлодрание (борьба конников за тушу козла).
- Тенге алу — подними монету на скаку и прочая джигитовка.
- Сайыс — борьба, сидя на лошадях.
- Казахша курес — национальная казахская борьба.
- Тогыз-кумалак — девять шариков (настольная игра).
- Асык [12] — игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки) [13].
- Буркут-салу — соколиная охота до первой дичи.
- Жамбы ату — стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.
- Тартыспак — командная верховая игра на стаскивание с лошадей.
Ислам[править]
Казахи в большинстве своём являются мусульманами-суннитами с влиянием суфийского учения Ходжи Ахмеда Яссави. Мазхаб (мусульманская правовая школа) имама Абу Ханифа, также есть незначительные группы шиитов — имамитов
Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарьи в конце Х века. Например ислам был уже в Империи Караханидов в конце X века. В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Например обряд обрезания (суннет / сундет) совершает подавляющая верующая часть казахов, по мусульманским обрядам хоронятся почти все казахи. Хотя следует отметить, что лишь определённая часть (меньшинство) регулярно совершает намаз и соблюдает другие религиозные требования. В настоящее время в Казахстане функционирует 2 700 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе мусульман.
Распространение ислама среди кочевников было не таким активным как среди оседлого населения тюркских народов, так как традиционной религией тюрков-кочевников было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам принял Хан Золотой Орды Берке (1255—1266) и Хан Узбек (хан Озбек) (1312—1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди казахов внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.
Тенгрианство[править]
Тенгрианство возникло естественным историческим путём на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и её стихийным силам. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром, природой. Тенгрианство было порождено обожествлением природы, вечного неба над головой и почитанием духов предков. Тюрки поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевлённое. Тенгрианская вера давала тюркам-кочевникам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя её частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться её бесконечной переменчивостью, радоваться её многоликой красоте. Всё было взаимосвязано, и тюрки-кочевники бережно относились к степям, лугам, горам, рекам, озёрам, то есть к природе в целом, как носящей божественный отпечаток.
- ↑ Демографический ежегодник Казахстана. 2011
- ↑ Согласно переписи 2000 г. численность казахов составила 1 250 458 чел.[1], в последующие годы на численность казахского населения оказывали влияние не только более высокая по сравнению с ханьцами рождаемость, но и наличие определённых ассимиляционные процессы. Приводимые в некоторых источниках оценки, в основном, исходят из более быстрого роста казахского населения по сравнению с ханьским и, соответственно, некоторого увеличения доли казахов в населении КНР (составляла 0,104 % в 2000 г.), но даже при сохранении этой доли численность казахов составит ок.1,4 млн чел.
- ↑ доля казахов в населении Узбекистана по данным переписей 1959—1989 гг. оставалась стабильной ок.4,1 % (существует оценка, приводимая ЦРУ, согласно которой в 1996 г. доля казахов сократилась до 3 %). Имеется официальная оценка Узбекистана (цит. по книге Е. Ю. Садовской «Миграция в Казахстане на рубеже XXI века : основные тенденции и перспективы» ISBN 9965-593-01-9), согласно которой в 1999 г. численность казахов составляла 940,6 тыс. чел. или 3,8 %. Если принять сохранение доли казахов на уровне 4,1 % (без учета репатриации части казахов-оралманов в Казахстан) и численность населения Узбекистана в середине 2008 г. в размере 27,3 млн чел., то численность казахов в Узбекистане составит ок. 1,1 млн чел., если же применить оценку доли казахов в 3 %, их число в середине 2008 составит ок. 0,8 млн чел. По данным Этнического атласа Узбекистана в 2000 г. в стране было 990 022 казахов
- ↑ а б ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ С.123
- ↑ Данные на 2008 год. Официальный сайт хокимията г. Ташкент
- ↑ Данные переписи населения РФ 2002 года, в последующие годы по данным статистики РК наблюдался выезд небольшого количества казахов-оралманов в Казахстан
- ↑ а б в г д е ё «Всероссийская перепись населения 2002 года». Retrieved 2009-12-24.
- ↑ Перепись населения Монголии 2010 года
- ↑ В 1995 году численность казахов составляла 86 987 чел [2] или 1,94 % населения. Впоследствии наблюдался массовый выезд казахов-оралманов в Казахстан: 22 тыс. до 2001 года и ещё 38-40 тыс. в период 2001—2007 гг. По сообщениям прессы [3], [4], [5] значительная часть казахов уже покинула Туркменистан
- ↑ Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Национальный состав населения. Оценка на 1 января 2011 года. По переписи 1999 г. в Киргизии было 42 657 казахов (Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии в 1926—2000 г. Демоскоп), численность казахов сокращается в результате выезда за пределы Киргизии, так в только за 2008 год убыль за счёт миграции составила 701 чел. или 2,1 % численности казахов (Распределение внешних мигрантов по национальностям в 2008 г.),
traditio.wiki