Как возник фейк о том, что государства Украина не существует
На фоне войны в Украине в социальных сетях и мессенджерах широко распространяется информация о том, что государства Украина якобы не существует в связи с тем, что «оно не подавало заявки на пограничный учёт с 1991 года». Сообщается, будто бы сказал об этом не кто иной как бывший Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун ещё в 2014 году. Автор текста рассылки приходит к выводу, что территория Украины принадлежит России. Полный текст сообщения — на картинке ниже.
Пример рассылки в TelegramТекст приписывается некоему Александру Панину из «Центральных новостей». При этом распространяется рассылка и без авторства. Гуляет данное сообщение и в англоязычном и даже во франкоязычном сегментах интернета, также за подписью Александра Панина.
Рассылка стала сверхпопулярной в казахстанском сегменте в феврале 2022 года. По просьбам читателей мы решили разобрать её.
Содержание
Вердикт: Фейк
Вполне очевидный и, как мы выяснили, существующий уже 8 лет фейк. Информация в тексте рассылки не соответствует действительности. Государство Украина существует, имеет собственные границы и является признанным членом международного сообщества.
Далее — разбираем некоторые утверждения из рассылки и объясняем, как обстоит ситуация в реальности, а также рассказываем, как возник и распространялся дезинформационный сюжет.
Если необоснованность утверждений в рассылке вам и так понятна, пролистайте страницу до предпоследнего блока и ознакомьтесь с историей возникновения и распространения этого фейка — заодно напомните сами себе, как искать данные, если сайт, на котором они были опубликованы, уже удалён.
«Заявление» Пан Ги Муна
Утверждение: Генеральный секретарь ООН заявил, что Украина не подавала заявки на пограничный учет с 1991 года, поэтому государства Украина не существует….
Из текста рассылки (орфография и пунктуация сохранены)
А мы об этом не знаем!!!
07.04.2014 Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун сделал ошеломляющее заявление, распространение которого в украинских СМИ и интернете запрещено. Конфликт между двумя странами обсуждался на заседании Совета Безопасности ООН.
Сразу обратим внимание на пассаж о том, будто бы распространение этого заявления «в украинских СМИ и интернете запрещено». Это скорее выглядит как попытка оправдать отсутствие каких-либо доказательств в тексте. Удивительно, что рассылка, несмотря на подобный «запрет», свободно распространяется в Сети. Но даже если предположить, что автор, подвергая себя риску, опубликовал запретный контент, содержание текста противоречит фактам.
Стоит начать с того, что Украина является одним из 193 государств-членов ООН, чего уже достаточно для легитимности. Между прочим, членство страны в организации началось ещё 24 октября 1945 года. Тогда СССР представляли сразу три союзных государства, одним из которых являлась Украинская ССР. Её правопреемница — Украина — обрела независимость 24 августа 1991 года. Членство страны в ООН при этом не прерывалось и продолжается по сегодняшний день.
Украина не относится к непризнанным или частично признанным странам. В числе последних, например, есть Луганская Народная Республика и Донецкая Народная Республика — их на сегодняшний день признают пять стран (считая взаимное признание). Украина также отсутствует в списке стран с ограниченным дипломатическим признанием, среди которых, например, есть Израиль, КНДР, КНР, Южная Корея и др.
Что касается информации о «заявлении» Генерального секретаря ООН, открытые источники не свидетельствуют о том, что Пан Ги Мун когда-либо говорил об отсутствии государства Украина. Поиск по ключевым словам выдаёт ссылки на сам фейк. Поиск по временному фильтру с указанием конкретной даты выводит новости о речи Пан Ги Муна в связи с двадцатилетием геноцида в Руанде. Утром 7 апреля 2014 года Генсек ООН принял участие в поминальной церемонии в Кигали, столице Руанды.
Кроме того, в списке заседаний Совбеза ООН за 2014 год отсутствуют какие-либо записи за 7 апреля. То есть в этот день заседаний не было вовсе.
«Оформление» границ
Утверждение: Украина не зарегистрировала свои границы с 25.12.1991. Оформление границ Украины как суверенного государства в ООН не проходило.
Из текста рассылки (орфография и пунктуация сохранены)
Поэтому можно предположить, что Россия не совершает никаких нарушений в отношении Украины.
По договору СНГ территория Украины является административной единицей СССР. Поэтому никто не может быть обвинен в сепаратизме и насильственном изменении границ Украины.
По международному праву у страны просто нет официально признанных границ.
Для решения этой проблемы Украина должна завершить демаркацию границы с соседними странами и получить согласие соседних стран, в том числе России, на их общую границу. Необходимо все задокументировать и подписать соглашения со всеми соседними странами.
В первую очередь отметим, что «оформление границ» стран не входит в сферу ответственности ООН.
Не совсем понятно, о каком «договоре СНГ», в котором территория Украины якобы «является административной единицей СССР», пишет автор. Сама аббревиатура СНГ, как известно, означает «Содружество Независимых Государств». К моменту подписания Беловежского соглашения, провозгласившего создание СНГ, 8 декабря 1991 года Украина уже несколько месяцев была независимым государством. Само же соглашение начинается со следующих слов:
«Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование».
Подписание Беловежских соглашений. 8 декабря 1991 года. За столом сидят: слева — Витольд Фокин и Леонид Кравчук (Украина), в центре — Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (Республика Беларусь), справа — Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (Российская Федерация) // RIA Novosti archive, image #848095 / U. Ivanov / CC-BY-SA 3.0Ещё раз о прекращении существования СССР было заявлено в «Декларации в связи с созданием Содружества Независимых Государств», подписанным уже 11-ю странами, включая Украину: «…Совет Республик Верховного Совета СССР констатирует, что с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование».
Что касается пограничного вопроса, процесс это непростой и в случае с бывшими советскими республиками нередко растягивался на несколько лет. Однако Украина и Россия всё же подписали договор о российско-украинской границе 28 января 2003 года, спустя 11 лет после распада СССР, в Киеве. С украинской стороны договор подписывал президент Леонид Кучма, а со стороны России — президент Владимир Путин. Договор был ратифицирован Законом Украины от 20 апреля 2004 года № 1681-IV, 22 апреля 2004 года — Федеральным Законом РФ № 24-ФЗ. Границы Украины с другими соседствующими странами также вполне определены.
Здесь также необходимо провести разграничение между понятиями делимитация и демаркация, поскольку автор упоминает последнее. Делимитация границы — юридическое оформление договором линии государственной границы между сопредельными государствами, положение которой графически изображено на топографической карте, с соответствующим её описанием, которые могут быть составной частью договора или приложением к нему. Демаркация — обозначение на местности прохождения государственной границы между сопредельными государствами пограничными знаками с составлением демаркационных документов. Демаркация осуществляется на основании документов о делимитации.
Тогда как между Украиной и Россией до сих пор не завершена демаркация границы, это не означает, что границы Украины не признаны. Делимитация российско-украинской границы, т.е. заключение договора, имела место между двумя государствами, и это первично. В данном случае автор фейка берёт существующую проблему и строит на ней ложные предположения.
К тому же демаркация — процесс двусторонний, т.е. и Россия также не демаркировала свои границы с Украиной.
Россия, Украина и правопреемничество по отношению к СССР
Утверждение: Поскольку Россия является право приемницей СССР (это подтверждают решения международных судов по имущественным спорам между бывшим СССР и зарубежными странами), территории, на которых расположены Украина, Беларусь и Новороссия, принадлежат России, и ни у кого право распоряжаться этой территорией без согласия России.
Из текста рассылки (орфография и пунктуация сохранены)
По сути, все, что России сейчас нужно сделать, это заявить, что эта территория российская и что все, что происходит на этой территории, является внутренним российским делом.
Хотя споры о том, можно ли считать правопреемником СССР только Россию или все другие государства, находившиеся в составе Союза, продолжаются и сегодня, к нынешнему вопросу это не имеет отношения. Делимитация границ России и Украины состоялась, договор был подписан. Все страны, получившие независимость после распада Союза, были признаны международным сообществом как суверенные государства, в том числе и Россией. Таким образом, территории Украины и Беларуси и других бывших республик СССР не принадлежат России.
Утверждение: Согласно Будапештскому меморандуму и другим соглашениям границ Украины нет. Государства Украина не существует (и никогда не существовало!).
Из текста рассылки (орфография и пунктуация сохранены)
Будапештский меморандум — вовсе не о границах. Меморандум, подписанный собственно в Будапеште 5 декабря 1994 года, касается гарантий безопасности в связи с присоединением Украины к договору о нераспространении ядерного оружия. К слову, в первом пункте меморандума сообщается, что «Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного Акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины».
Как мы искали и нашли первоисточник дезинформационного текста
Поиск по ключевым словам привёл нас к схожей публикации на сайте zerkalov.kiev.ua, также подписанной Александром Паниным. В отличие от рассылки, под подписью уточняется, что автор работает в Центральном информационном агентстве Новороссии со ссылкой на сайт novorus.info. Однако если вбить novorus.info в адресную строку, происходит переадресация на сайт womaninstinct.ru. Сайт агентства уже не действует.
Дата публикации статьи на сайте zerkalov. kiev.ua отсутствует. Мы решили проверить её через Wayback machine и получили интересный результат. Впервые данная страница была архивирована 15 августа 2014 года. Причём, как мы помним, это лишь копия статьи. Чтобы найти оригинал, необходимо разобраться с ныне нерабочим сайтом novorus.info.
Поиск по словам «Центральное информационное агентство Новороссии» выводит в результатах Twitter-аккаунт novorus.info, который в последний раз публиковал что-либо в августе 2014 года. Используя расширенный поиск в Twitter, мы смогли найти твит со ссылкой на ту самую публикацию.
Скриншот твита аккаунта novorus.info (архив)Ссылка, конечно же, не ведёт к самой статье, поскольку сайта уже не существует. Мы снова попадаем на сайт womaninstinct.ru. Перед тем как снова воспользоваться Wayback machine необходимо декодировать ссылку bit.ly, увидеть какой была оригинальная ссылка. Вставляем в адресную строку и добавляем знак «+». Получаем следующий результат.
Серым цветом прописана ссылка с сайта novorus. infoВбиваем адрес в Wayback machine и узнаём, что страница была заархивирована 2 июня 2014 года. Сама же статья, как оказалось, была опубликована 30 мая 2014 года.
Скриншот архива фейка на сайте novorus.infoПоиск имени Александр Панин однако не приводит к каким-то релевантным результатам. Вполне вероятно, что текст подписан псевдонимом.
Однако даже эта статья не является первоисточником. Пробуя разные комбинации ключевых слов, мы нашли более ранние публикации. В частности, 9 апреля 2014 г., на сайте информационной службы nakanune.ru вышла новость под названием «СМИ: Генсек ООН заявил, что у Украины нет официальных границ». В тексте в качестве источника информации указывается руководитель харьковского общественного движения «Украинский выбор» Ирина Хижняк. Похожая новость вышла 10 апреля на сайте business-gazeta.ru — в ней также упоминалось имя Хижняк.
Дальнейший поиск уже с уточнением имени привёл нас к фактчеку наших коллег из Stopfake.org, где предоставлялась нужная нам ссылка, которая ведёт на сайт «Украинского выбора». Статьи Хижняк там уже нет, выходит «ошибка 404». Снова обратившись к Wayback machine, мы сумели выйти на архивированную версию материала, который был опубликован 8 апреля 2014 года.
Скриншот отрывка архивированного материала Ирины ХижнякТекст Хижняк, к слову, отличается от фейка, который мы разобрали в этом материале. Однако суть и общий посыл остаются тем же: якобы эксперты ООН (упоминается и Пан Ги Мун) заключили, что Украина «не провела и не зарегистрировала в ООН демаркацию своих границ как государства» и поэтому остаётся административным округом СССР.
Хижняк, в свою очередь, ссылается на «английский канал ТемзаТВ», где якобы было показано обсуждение в парламенте, в котором упоминалось заявление Пан Ги Муна в отношении Украины. Однако поиск названия ТемзаТВ показывает, что это не телеканал а продакшн-студия, которая занимается производством таких шоу как The X Factor и Britain’s Got Talent. Также ранее существовало Телевидение Темзы, которое завершило трансляцию ещё в конце 1992 года, т. е. очевидно речь идёт не о нём. Таким образом, мы не обнаружили не только сюжет на канале ТемзаТВ, но и сам телеканал. Так или иначе сообщение является дезинформационным.
Итоги
- Рассылка об якобы отсутствии государства Украина, широко распространившаяся в сети, является фейком, который впервые был опубликован ещё в апреле 2014 года. Его повторная популярность, очевидно, связана с нынешним российско-украинским конфликтом.
- В качестве аргументов в поддержку своего заявления автор фейка приводит ряд ложных и манипулятивных утверждений. Государство Украина несомненно существует и является членом международного сообщества.
- Первоисточником фейка по всей видимости послужил пост за авторством Ирины Хижняк, опубликованный 8 апреля 2014 года.
Существует ли в Украины реальный суверенитет?
- Виталий Червоненко
- ВВС Украина
Автор фото, Reuters
В 24 годовщину провозглашения Декларации о государственном суверенитете Украина только начинает реально его приобретать.
16 июля 1990 Верховная Рада УССР приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины. Более чем за год до распада Советского Союза депутаты объявили самостоятельность республики и суверенность национального государства, а также независимость во внешних отношениях и экономических вопросах. Однако эксперты указывают, что после декларации о государственном суверенитете, как и после провозглашения независимости, Украина получила скорее формальную самостоятельность. Реальный же суверенитет, по мнению многих политологов, Украина приобретает только сейчас.
Формально и реально
«Реальный суверенитет Украина получила в 1991 году после провозглашения независимости и распада СССР, все остальное — это аспекты его реализации и защиты», — заявил BBC Украина политолог Андрей Ермолаев. Он считает, что каждое поколение после каких-то важных событий пытается присвоить себе определенное историческое значение и уменьшить заслуги предшественников.
«Суверенитет — это способность народа к самоорганизации и обеспечению основ функционирования государственности. В этом смысле Украина сложилась в 1991 году», — заверил эксперт. «Реального суверенитета за 24 года Украина так и не получила, а делает это именно сейчас. Происходит развод уже не с СССР, а с Россией», — считает политолог Вадим Карасев. Он напоминает, что все эти годы Украина во всем оставалась связанной с Россией — экономически, энергетически и в гуманитарной сфере.
«Просто тогда рухнул партийный каркас, а вместо КПСС появился симбиоз националистов и коммунистов, а затем олигархов. Поэтому суверенитет у нас был скорее формальным, а сейчас он становится реальным», — заверил BBC Украина господин Карасев.
Политолог Виктор Небоженко в разговоре с BBC Украина заявил, что реальный суверенитет приобретается, когда за него платят какую-то высокую цену, а этого в 1990 или 1991 годах не произошло.
«На самом деле, суверенитет государства возникает только сейчас, в результате платы за него высокой цены. Это — расплата за независимое государство», — утверждает эксперт.
«Органы управления у нас остались советскими: от милиции до министерства образования, но за 24 года выросло молодое поколение, которое признает ценность суверенитета», — отметил господин Небоженко.
Вызовы независимости
Андрей Ермолаев называет нынешний кризис и конфликт на Востоке третьим за время независимости вызовом украинскому суверенитету. «Сейчас мы имеем все признаки гражданской войны с вмешательством Российской Федерации, которая милитарно и идеологически поддерживает сепаратистов», — считает Ермолаев. По его мнению, основы для кризиса 2014 были заложены в 2011 году и были связаны с попыткой предыдущей власти приватизировать государственные институты, что привело к масштабному углубления коррупции.
Первым вызовом суверенитету Украины Ермолаев назвал экономический и социальный кризис 1993 года.
«Тогда же Украина впервые столкнулась с ультимативными позициями соседей о разделе Черноморского флота и ликвидации ядерного арсенала», — напомнил эксперт.
Вторым серьезным вызовом для суверенитета, по его мнению, был экономический кризис 2008-2009 годов.
Зато Вадим Карасев крупнейшими вызовами украинскому суверенитету за годы независимости назвал именно давление Российской Федерации.
«За 24 года крупнейшими угрозами суверенитета был конфликт с Россией вокруг острова Тузла, газовые войны 2000-х годов, а также самая большая угроза — нынешний конфликт», — заявил BBC Украина Вадим Карасев. Виктор Небоженко также указывает на серьезные угрозы суверенитету Украины со стороны РФ.
«24 года Россия откладывала Украину» на сладкое «, там считали, что сначала решат проблемы Кавказа и Средней Азии, а потом возьмутся за Украину. В эти годы я слышал от русских, что нам дают несколько лет, чтобы» побегать «, а затем за нас возьмутся «, — заявил Небоженко.
Другой угрозой суверенитету Украины эксперт назвал коррупцию.
«Сначала появились взятки, потом олигархи, а затем коррумпированными стали органы государственной власти. А худшим видом коррупции стала коррупция на выборах», — считает эксперт.
Несмотря на скептическое отношение экспертов к реальному суверенитету Украины и ее самостоятельности в принятии решений, они считают, что страна уже перешагнула черту и не может попасть в категорию стран «failed states», т.е. таких, которые не состоялись.
«Я не считаю Украину государством несостоявшейся, хотя у нас есть много признаков переходного периода и проблем, которые надо решить», — считает Андрей Ермолаев. «Сейчас Украина проверяет свою состоятельность, и мы видим, что мы не являемся государством, которое не состоялось. Либо сохраним территориальную целостность, либо же мы сохраним национальное единство в ограниченных территориальных границах», — рассказал BBC Украина Вадим Карасев. Виктор Небоженко указывает, что Украина заплатила слишком высокую цену и за Майдан, и за войну на Востоке, чтобы стать «failed state». «Создаются настоящие институты государства, у нас даже появилась армия — грязная, неуклюжая, но раньше ее не было вообще, только форма. Сейчас люди гибнут за Украину, и никто от этого уже не отмахнется», — заявил Небоженко. Он также обратил внимание, что самостоятельность приобретается не только на восточном, но и на западном направлении. «Посмотрите на другой аспект — когда Германия требует идти на сепаратные переговоры с боевиками, которые имеют российские воинские звания, Украина этого не делает. Это знаково», — резюмировал Виктор Небоженко.
Программа Smart Traveller Enrollment Program – Посольство США в Украине
Государственный департамент и Посольство США в Киеве предлагают различные ресурсы для информирования общественности об условиях за границей, которые могут повлиять на их безопасность. Перед поездкой в Украину граждане США должны ознакомиться с нашей Информацией для конкретной страны , чтобы узнать о визовых и въездных требованиях, украинских таможенных правилах, продлении визита в Украину и информации о безопасности.
Программа регистрации Smart Traveller
Мы настоятельно рекомендуем гражданам США, путешествующим в Украину, зарегистрироваться в Посольстве, посетив веб-сайт Государственного департамента по программе Smart Traveller Enrollment Program (STEP). Регистрация делает ваше присутствие и местонахождение известными на тот случай, если сотруднику консульства необходимо связаться с вами в экстренной ситуации. Во время стихийного бедствия за границей сотрудники консульства США могут оказать помощь в эвакуации, если в этом возникнет необходимость. Однако мы не сможем вам помочь, если не будем знать, где вы находитесь.
Сообщения для граждан США и уведомления о демонстрациях
Посольство периодически предоставляет важные новости и информацию о безопасности гражданам США на нашей веб-странице и по электронной почте гражданам США, которые зарегистрировались в программе STEP. Регистрация помогает нам как можно быстрее получать предупреждения о безопасности и другую важную информацию.
Посольство также время от времени получает информацию о планируемых демонстрациях в Киеве и других городах Украины. В качестве услуги более широкому сообществу США мы публикуем эту информацию как Уведомление о демонстрации на нашем веб-сайте.
Посольство также уведомляет граждан США о том, что мы выпустили новое экстренное сообщение или уведомление о демонстрации через нашу систему SMS. Для получения дополнительной информации см. ссылку в правой части этой страницы о получении SMS-уведомлений с текстовым сообщением .
Страница ACS в Facebook
Подразделение службы граждан США (ACS) консульского отдела посольства США создало страницу в Facebook: Служба граждан США/U.S. Посольство Киев . На странице Facebook мы публикуем оповещения о поездках, экстренные обновления и интересную информацию, касающуюся граждан США, проживающих, посещающих или планирующих посетить Украину. Страница также доступна для пользователей, не являющихся членами Facebook, которые попадают на страницу через поисковую систему, такую как Google. Комментарии или предложения по улучшению страницы Facebook приветствуются. Посетите страницу ACS в Facebook уже сегодня!
Предупреждения и предупреждения Государственного департамента о поездках
Предупреждения о поездках выпускаются для описания долгосрочных, затяжных условий, которые делают страну опасной или нестабильной. Предупреждение о поездках также выдается, когда возможности правительства США по оказанию помощи гражданам США ограничены из-за закрытия посольства или консульства или сокращения его персонала.
Оповещения о поездках выпускаются для распространения информации о краткосрочных условиях, как правило, в конкретной стране, которые представляют непосредственный риск для безопасности граждан США. Стихийные бедствия, террористические акты, перевороты, годовщины террористических актов, связанные с выборами демонстрации или насилие, а также громкие события, такие как международные конференции или региональные спортивные мероприятия, являются примерами условий, которые могут вызвать предупреждение о поездках.
Справки о возмещении ущерба путешественникам
Время от времени мы получаем жалобы от путешественников на обращение с ними в портах въезда в США в результате проверок, некоторые из которых также могут генерировать предупреждения Управления транспортной безопасности о запрете полетов. Ни посольство США, ни Государственный департамент не имеют возможности убрать эти наблюдательные пункты или иным образом вмешаться от имени путешественника.
Программа расследования возмещения ущерба при поездках Министерства внутренней безопасности (DHS TRIP) является единым контактным центром для лиц, у которых есть вопросы или которые ищут решения относительно трудностей, с которыми они сталкиваются во время проверки при пересечении границ США, включая отказ или задержку посадки на рейс, отказ или задержку въезд в США или постоянное направление на дополнительную (вторичную) проверку. Чтобы получить дополнительную информацию о DHS TRIP или запросить аудит вашего дела, посетите веб-сайт DHS TRIP.
Санкции, принятые после военной агрессии России против Украины
olehslepchenko/Adobe stock
Слава Украины
Год украинского сопротивления
Подробнее о солидарности ЕС
Что делает ЕС и почему 9006 3
С марта 2014 г. ЕС постепенно вводила ограничительные меры (санкции) против России, первоначально в ответ на незаконную аннексию Крыма и Севастополя и преднамеренную дестабилизацию Украины. 23 февраля 2022 года ЕС расширил санкции в ответ на признание неподконтрольными правительству районов Донецкой и Луганской «областей» Украины и направление в эти районы российских вооруженных сил. После 24 февраля 2022 года в ответ на военную агрессию России против Украины ЕС значительно расширил санкции. Он добавил в санкционный список значительное число лиц и организаций и принял беспрецедентные меры, направленные на ослабление экономической базы России, лишение ее критически важных технологий и рынков и существенное ограничение ее способности вести войну.
Параллельно расширен режим санкций ЕС в отношении Беларуси в ответ на причастность страны к агрессии России против Украины. Это в дополнение к уже введенным санкциям против Беларуси. Этот режим санкций состоит из ряда финансовых, экономических и торговых мер.
Соответствующие постановления Совета, указанные ниже, адресованы всем лицам, организациям и органам, находящимся под юрисдикцией ЕС, для которых они создают юридические обязательства.
- Сводный текст Регламента (ЕС) № 833/2014 (Россия)
- Сводный текст Регламента (ЕС) № 269/2014 (территориальная целостность Украины)
Карта санкций ЕС
Карта санкций ЕС предоставляет подробные сведения всех режимов санкций ЕС и соответствующих им правовых актов, включая инструмент информирования о нарушениях, сводный список запретов на поездки и сводный список финансовых санкций.
Подробнее о карте санкций ЕС
Хронология: меры, принятые в 2022–2023 годах
Обзор действующих санкций
Часто задаваемые вопросы
Государства-члены несут ответственность за применение санкций. Комиссия наблюдает за выполнением государствами-членами и тесно сотрудничает с ними, чтобы поддержать их в реализации, предоставить информацию заинтересованным сторонам и участвовать в диалоге для сбора отзывов о том, как применяются санкции.
Комиссия опубликовала руководство и обширные часто задаваемые вопросы (более 500), охватывающие широкий круг тем, и продолжает их обновлять, чтобы помочь заинтересованным сторонам в том, как применять пакеты санкций.
Ознакомьтесь с часто задаваемыми вопросами
Контакты для иностранных властей и операторов
- Центральный контактный пункт
Центральный контактный пункт по санкциям ЕС для иностранных властей и операторы — это инструмент, созданный Комиссией для решения растущих технических запросов. Власти и операторы из стран, не входящих в ЕС, часто интересуются масштабами и реализацией санкций ЕС в отношении России, особенно по вопросам, связанным с продовольственной безопасностью.
Целью контактного пункта является поощрение иностранных властей и операторов обращаться непосредственно в Комиссию, когда они сталкиваются с трудностями при толковании санкций ЕС. Это также призвано помочь обеспечить беспрепятственный поток агропродовольственных товаров и удобрений в их страны.
Ограничительные меры, введенные ЕС в ответ на неспровоцированную агрессивную войну Москвы против Украины, не запрещают прямой или косвенный экспорт российской сельскохозяйственной и пищевой продукции, включая удобрения, в третьи страны.