Где жили египтяне в древнем египте: ИЗ ЖИЗНИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА | Наука и жизнь

ИЗ ЖИЗНИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА | Наука и жизнь

Пирамида Хеопса — самое большое каменное сооружение Древнего мира (146 метров в высоту). На её строительство пошло два миллиона триста тысяч блоков весом от 2,5 до 30 тонн.

В гробнице царевича Рахотепа была найдена статуя царевича и его жены. XXVIII век до Р.Х.

Статуэтка мальчика. XXV век до Р.Х.

Фараон охотится на дичь. Эта роспись, сделанная в конце XV века до Р.Х., обнаружена на стене гробницы в Фивах.

Семья фараона-реформатора Эхнатона. Рельеф домашнего алтаря был сделан в XIV веке до Р.Х.

Украшение и каменный саркофаг, отделанный резьбой (фрагмент справа), найденные в одной из гробниц. Национальный музей Египта. Каир.

Эти два предмета — великолепный керамический сосуд (XVIII век до Р.Х.) и навершие штандарта в виде оленя (XXII век до Р.Х.) — говорят о большом художественном вкусе мастеров-хеттов.

Открыть в полном размере

Народов всегда было много. Все разные, они по-разному вели себя да и жили в разных условиях. Поэтому кто-то развивался быстрее, кто-то догонял, а кто-то топтался на месте.

Тем, кто догонял, не надо было изобретать всё самим. Одни народы учились у других — из этого и состоит вся история. А поскольку в древности никакого транспорта, кроме лошадей и самых простых парусников, не существовало, учиться можно было только у тех, кто живёт по соседству. Иметь умных соседей — дело полезное, хотя и хлопотное.

Пять тысяч лет назад такими “умными соседями” оказались жители двух речных долин — на Ниле (Египет) и между реками Тигр и Евфрат (Месопотамия). Уже тогда люди умели обрабатывать медь, глину, дерево и самые разные виды камня. Но большинство народов жили тем, что разводили овец и коз. А вот египтяне и жители Месопотамии умели подавать на поля речную воду и получать высокие урожаи, лечить людей, высчитывать положение звёзд на небосклоне, строить огромные сооружения из кирпича и камня — египтяне вырубали из скал, обрабатывали и перевозили глыбы весом до 200 тонн.

Главный секрет их величия и могущества заключался не столько в способностях, сколько в умении объединять усилия большого числа людей. Египтяне любили петь, плясать и подолгу сидеть в пивнушках, потягивая пиво, но им приходилось и тяжело трудиться. Чтобы заставить большие отряды рабочих действовать слаженно, надрываясь на строительстве огромных дворцов, храмов и пирамид, нужна была сильная власть. И власть фараонов (египетских царей) действительно была огромна.

Любой египтянин, какой бы высокий пост он ни занимал, целиком зависел от фараона. В египетском языке не было глагола “принадлежать”, потому что египтянину в самом деле почти ничего не принадлежало. Ему давали грамоту на владение и распоряжение вещами, скотом, рабами. Но грамоту как дали, так могли и отобрать. Не имея почти ничего своего, египтяне редко что-то покупали и продавали, и деньги им были не нужны. Если купля-продажа всё-таки происходила, то в документах особо отмечалось, что за эти вот вещи или вот за этих рабов заплачено и что они “вписаны в договор, скреплённый печатью”.

Важная особенность египтян — их представление о самих себе. Они считали, что человек — существо составное. Даже у последнего бедняка есть, кроме смертного тела, бессмертный “двойник”. Если же человек имеет власть, силу и богатство, то у него ещё есть “проявления”, “призраки”, “имена”, “силы”, “тени”… И всё это не просто свойства, а вполне реальные существа. Чем человек могущественнее, тем больше у него бессмертных “спутников”. И больше всего их, конечно, у царя.

Считалось, что после смерти человека его “двойник” отделяется от тела, но он может вселиться в изображение покойного. Для этого египтяне делали скульптуры и барельефы из камня или глины. Их надо было выполнить в высшей степени искусно: ведь если изображение получится непохожим, “двойник” может его и не узнать.

Бессмертным “спутникам” человека, как и его телу, нужна была пища или, по крайней мере, ее вид и запах. Им нужен сон, они испытывали усталость и боль. Когда человек умирал, его “спутники” оказывались чем-то вроде бездомных собак. Чтобы они не лишились убежища, тело после смерти надо было хорошенько забальзамировать и поместить в просторном сухом помещении, чтобы защитить от непогоды и грабителей. Туда же следовало положить золото, серебро, одежду, умащения (в жарком солнечном Египте кожу приходилось постоянно смазывать маслами) и вообще всё, что могло понадобиться “спутникам” человека в долгой загробной жизни. Вот почему пирамиды египетских фараонов так велики и в них так много всякого добра. В пирамидах устроены ловушки для воров, ведь если вор утащит посмертное имущество, “спутникам” покойника не на что будет “жить”.

“Спутникам” умерших нужна была, как уже говорилось, пища. Без неё они могли “умереть с голоду”, и тогда покойник исчез бы окончательно. Поэтому египтяне постоянно приносили жертвы предкам или нанимали для этого жрецов. А чтобы снабжать продовольствием покойных фараонов и вельмож, к их гробницам приписывали целые селения. “Хорошая должность — царская власть, — радовался фараон Ахтой III. — Нет ни сына у него, ни брата, но увековечиваются его памятники, так как делает человек для предшественника своего, желая, чтобы то, что он сделал, было укреплено другим, который придёт после него”.

Почему Египет был такой богатый? Потому что египтяне и сами много трудились, и ещё грабили и порабощали соседей, в том числе азиатские области Ханаан и Финикию (сейчас это Палестина, Сирия и Ливан). Фараон Ахтой III учил сына: “Подл азиат, плохо место, в котором он живёт, — бедно оно водой, трудно проходимо из-за множества деревьев, дороги тяжелы из-за гор. Не сидит он на одном месте, ноги его бродят без нужды. Он сражается, но не побеждает, и сам не бывает побеждён”.

Ахтой писал это в XXI веке до Р. Х. Несколько столетий египетских вторжений после этого заставили мелких азиатских царьков признать власть фараонов. В Ханаане и Финикии египтяне построили крепости, разместили в тамошних городах свои гарнизоны. Тем, кто их поддерживал в борьбе с вражескими державами — Хеттским царством и Митанни, — фараоны помогали материально. Фараон Аменхотеп III уже ни разу не ходил походом на Азию, но благодаря египетским гарнизонам и египетскому золоту его власть оставалась неколебимой.

Но вот около 1350 года до Р. Х. на трон взошёл сын Аменхотепа III, Аменхотеп IV. У него были великие планы: он хотел, чтобы соседние народы не просто подчинялись, но слились с египтянами в единый народ. Для этого была нужна новая религия.

В древности каждый народ верил, что только он живёт правильно, потому что его образ жизни установлен богами (кое-кто до сих пор так считает). А поскольку народов было много и жили они все по-своему, богов тоже было много. Даже в каждой области Египта имелись свои боги, хотя больше всего египтяне почитали Амона.

Аменхотеп IV решил всё это поменять и установить повсюду единые порядки, освящённые общим богом. На роль такого бога он выбрал Атона — солнечный диск. Ведь Солнце светит всем, его все люди знают и чтут.

И вот на четвертом году царствования Аменхотепа IV жителям Египта объявили, что теперь у них два фараона — сам Аменхотеп и… Атон. Фараонов и раньше называли сыновьями разных богов: но это было не совсем взаправду. Теперь же приказывалось считать, что Аменхотеп IV — сын Солнца-Атона, причём самый настоящий: Солнце создало его из собственных лучей.

Имя Аменхотеп (“Амон доволен”) было изменено на Эхнатон (“Полезный Атону”). Была построена новая столица Ахетатон (“Небосклон Атона”). Было запрещено употреблять при письме знак бараньей головы, поскольку баран считался священным животным Амона. Имена всех богов, кроме Атона, всюду стирали. Наконец, вместо “бог” велено было писать “властелин”. Получилось, что фараон и бог обозначаются одним и тем же словом.

Перестройка целиком захватила Эхнатона, ему стало не до военных походов. Грабёж соседей прекратился, новые богатства не поступали в Египет. Количество золота, посылаемого азиатским царькам, резко сократилось. Египетские гарнизоны пришлось выводить из Ханаана и Финикии — их не на что было содержать.

Первое время ничего не изменилось. Ведь азиатские царьки по прошлому опыту знали, что бороться с владыками Египта —себе дороже. Поэтому на словах все они горячо одобряли превращение фараона в сына Солнца и всячески перед ним пресмыкались. Один писал Эхнатону, что он “пыль под сандалиями царя, моего господина; мой господин — Солнце, которое восходит над странами день за днём, как положено Солнцу”. Другой называл себя “скамейкой для ног фараона”. Третий уверял, что он “слуга царя и пыль его двух ног, по которой он ступает”, и что к ногам царя и Солнца он “падает ниц семь раз животом и семь раз спиной” (вы только попробуйте упасть спиной!). Четвёртый клялся, что, если бы ему передали приказ фараона вонзить кинжал в своё сердце, он бы это сделал и умер с радостью.

На самом деле они вовсе не считали себя “пылью” и “скамейками” и не торопились падать спиной, а тем более втыкать в своё сердце кинжал. Они внимательно следили за происходящими переменами и писали друг на друга доносы. Поняв, что ни золота, ни войск из Египта не дождаться, враги фараона подняли головы. Особенно ловко действовал Азиру — помощник одного из трёх египетских наместников. Он признал себя подданным хеттского царя и атаковал богатые портовые города Финикии — Библ, Тир, Сидон, Угарит. При этом он не уставал убеждать Эхнатона в преданности: “О господин, к врагам, которые клевещут на меня, ты не прислушивайся. Я твой слуга навсегда”.

Из Египта трудно было понять, кто на самом деле хранит верность, а кто тайком сговаривается с хеттским царём. Правитель Библа слал Эхнатону жалобы на Азиру и умолял о помощи, но в Египте ему не верили и подозревали в предательстве его самого. Правитель княжества Тунип, которому также угрожал Азиру, писал Эхнатону: “Ныне Тунип рыдает, и слёзы его текут потоком, и у нас больше нет надежды. Ибо двадцать лет мы пишем нашему повелителю фараону, владыке Египта, но в ответ не получаем ничего, ни единого слова”.

Кончилось тем, что Азиру при поддержке хеттов подчинил и Библ, и Тунип, и другие княжества. Все азиатские владения Египта были потеряны. Оказалось, что даже самые лучшие замыслы не могут заменить силу и богатство.

Древний Египет — Всемирная историческая энциклопедия

Большой сфинкс в Гизе

Jorge Láscar (CC BY)

Египет – одна из древнейших цивилизаций на Земле, располагавшиеся на самом севере Африки, омываемая Средиземноморским морем. Слово «Египет» происходит от греческого Aegyptos, и было греческим произношением древнеегипетскому слову ‘Hwt-Ka-Ptah’ и означало Храм Духа Птах, и было самым первым названием древнего египетского города Мемфис.

Мемфис был первой столицей Египта и крупнейшим религиозным и торговым центром. О его высоком статусе можно поблагодарить греков, которые в свое время назвали в его честь всю страну, но сами египтяне называли ее Кемет, что на коптском языке означало Черная Земля, так называли темную плодородную землю вдоль реки Нил, где образовались первые поселения. Позже страна обрела новое название Misr, что означало «страна»; оно все еще употребляется среди населения Египта и по сей день. Египет процветал многие тысячи лет (8000 до н.э. до 30г. до н.э.) и был независимым государством, чья культура, коренным образом повлияла на развитие человечества в различных областях, начиная от науки, и заканчивая техническим развитием и религией. Величественные памятники культуры, которыми до сих славятся Древний Египет отражает всю глубину и богатство египетской культуры, способные оказать колоссальное влияние на многие цивилизации, в том числе Грецию и Рим.

Главной причиной такой большой популярностью Египетской культуры стало величие и размах архитектурного опыта человека. Огромные памятники, гробницы, храмы, произведения искусства прославляли жизнь и были живым напоминанием того, на что способен человек и что может достичь в лучших его проявлениях. Однако, в массовой культуре Древний Египет нередко ассоциируется с загробным миром и погребальными ритуалами, там самым напоминая, что значит быть человеком, и о силе и цели воспоминаний.

Летопись Египетской истории начинается между 3400 и 3200гг н.э., когда негадской народностью было изобретено иероглифическое письмо..

Для египтян, мирская жизнь была всего лишь одним аспектом этого бесконечного путешествия. Душа была бессмертна и является временным вместилищем для человеческого тела. После смерти, человек отправлялся на суд в Зал Правды, и в случае, если он был оправдан, смог уйти в бесконечный рай – Тростниковое Поле или Поле Иару(Иалу), которое было живым отражением человеческой жизни на Земле. Попав в рай, человек смог жить в мире и согласии с теми людьми, с кем жил на Земле, и даже с домашними питомцами, в той же деревне, у того же ручья, около тех же деревьях, возле которых он отправился в мир иной. Но для достижения такой высокой цели, в вечный рай попадали лишь те, кто вел праведный образ жизни, чтил и исполнял волю богов в самом идеальном месте — земле Египта.

Египет насчитывает многовековую историю, которая исходит задолго до того, когда была изобретена письменность, когда люди почитали богов и сооружали во их имя памятники и храмы. Основным промыслом для египтян был развод скота в том регионе Африке, которая известная как пустыня Сахара примерно в 8000г. до н.э. Доказательство этому служит древние артефакты, найденные в ходе археологических раскопок, указывая на сельскохозяйственную активность в то время. Эта земля была наиболее плодородна; охотники, кочевники и собиратели зачастую страдали от жажды, и единственным местом, где они могли найти источник живительной влаги, была Долина реки Нил. Первые поселения были образованы еще до 6000л. до н.э.

Глиняной горшок эпохи Некада II

Guillaume Blanchard (CC BY-SA)

Первые поселения и организованное земледелие в этом регионе началось примерно в 6000г. до н.э, и в это же время начинают процветать первые общины, известные как Бадарийская культура. Начинает развиваться различные виды промысла, в том числе фаянцевая, обнаруженная в Абидосе примерно в 5500г. до н.э. Бадарийцев сменили амратская, герзейская и семайнийская культуры (также известные как Накада I, Накада II и Накада III соответственно), каждая из которых внесли неоценимый вклад в развитие египетской цивилизации. Письменная история Египта начинается, когда примерно в 3400-3200гг происходит зарождение иероглифического письма, благодаря культуре Накада III. В 3500г. до н.э. в Иераконполисе стали практиковать мумификацию мертвых, а в Абидосе были найдены первые каменные гробницы. В 3100-2181г. до н.э. древний город Сакха (древние египтяне называли его Ксойс) считается одним из самых первых городских образований, запечатленным на знаменитом палермском Камне.

Как и с другими мировыми культурами, небольшая сельскохозяйственная община стала централизована и переросла в крупный городской центр.

Ранняя история Египта

Во время раннего династического периода Египта (пр.3150-2613гг до н.э.) произошло объединение Нижнего и Верхнего царств под управлением фараона Верхнего Египта Менеса (также известный как Мени), а примерно в 3118 или в 3150г. до н.э. он смог подчинить Нижний Египет. Эти ранние исторические факты упоминаются в Aegyptica (История Египта), написанной древнеегипетским историком Манефоном, жившим в III в. до н.э. во время династии Птоломеев (323-20гг. до н.э.). Хотя его версия событий оспаривается более поздними историками, но все же, к нему приходят за помощью по вопросам династической преемственности и ранней истории Древнего Египта.

Палетка Нармера

Unknown Artist (Public Domain)

Труды Манефона являются единственным источником информации, где упоминается Менес, однако считается, что под «Менесом» Манефон имел в виду царя-правителя Нармера, кто мирным путем объединил Верхний и Нижний Египет как единое государство.

Отождествление Менеса как Нармера не совсем точно, ровно так же и Менеса можно отнести к фараону Хор-Аха (3100-3050гг. до н.э.), кто стал его приемником. Причина почему Менеса относят к его предшественнику и приемнику состоит в том, что слово «Менес» является вовсе не именем собственным, а почетным титулом, которое в переводе означало «Выстоявший» и могло использоваться для обозначения более чем одного фараона. Теория о том, что Египет был объединен военным путем фараоном Нармером также оспаривается многими историками, а тот факт, что на знаменитой Палеттке Нармера изображена сцена торжественного триумфа фараона считается как пропаганда. Возможно сначала страна была объединена мирным путем, но ученые в это верят с трудом.

Для географического обозначения, египтяне изображали страну по течению Нила: Верхний Египет обозначался как южный регион, а Нижний – северный регион, ближе ко Средиземноморскому морю. Сначала Нармер правил из города Иераконполис, а затем из Мемфиса и Абидоса. Во время правления фараонов в Раннединастическом периоде резко улучшилось торговля, для погребения своих правителей, египтяне стали воздвигать сложные мастаба-гробницы, а для фараонов более позднего периода стала использоваться техника мумификации.

Боги Египта

Начиная с додинастического периода в Египте (6000 — 3150 до н.э) поверье в богов определяло египетскую культуру. В ранних мифах говорилось о боге Атум, стоявшем в бескрайних водах хаоса еще до начала всех времен, произнося слова сотворения мира. Его сопровождали вечные магические силы хека, бог Хека в человеческом обличии и другие духовные силы, породившие мир.

Хека первозданная сила, которая породила Вселенную и все предметы, и законы бытия, по которым они подчиняются. Также, важнейшей фигурой в египетской мифологии является Ма’ат – богиня гармонии, справедливости, истины и всеобщего баланса.

Все боги обязаны своему происхождению Ма’ат и хеке. Согласно всем законам порядка и равновесия, солнце восходит и заходит каждый день, луна проходит свой путь по небосклону, времена года сменяются друг за другом, и все это благодаря этим двум божествам. Ма’ат также персонифицирована как божество в образе страусиного пера, как символ порядка и справедливости, которой каждый египетский царь обещал все свои богатства и преданность. Царь всегда олицетворялся как бог Гор при жизни и как Осирис при смерти, основываясь на самом популярном мифе в египетской мифологии.

Бог Осирис

Ali Kalamchi (Copyright)

Осирис и его сестра-жена Исида правили миром и давали людям дары цивилизации; они познакомили людей с земледелием, строительством храмов, научили таинствам ремесла и письменности, а также жить с равновесием с природой. Брат Осириса – Сэт, завидовал его величию и убил его, но Исида воскресила его и родила ему сына Гора. Осирис стал слаб и низошел править загробным миром, в то время как Гор повзрослев, отомстил за своего Отца и убил Сэта. Этот миф показывает, как Порядок одержал верх над Хаосом и стал основополагающим мотивом для египетской религии, погребальных ритуалов и религиозных текстов, и всего искусства Египта. Не было бы такого периода в истории Египта, когда боги не сыграли бы важнейшую роль в истории Египта, что видно уже с самых ранних ее этапов.

Старое Царство

Во время периода, известного как Древнее Царство (2613-2181гг.

до н.э.), в Египте стремительно развивалась архитектура почитания богов, воздвигаются самые известные архитектурные памятники, такие как пирамиды и Великий Сфинкс в Гизе. Фараон Джосер, который правил около 2670г. до н.э. построил первую ступенчатую пирамиду в пустыне Сахара в 2670г., спроектированная его личным архитектором и физиком Имхотепом (2667-2600гг. до н.э), кто также известен по написанию первых трудов по медицине, где он описывал способы лечения от более 200 болезней и называл реальные причины заболеваний, а не как воля богов, как было принято. В это время воздвигаются Великие Пирамиды (одно из Семи Чудес древности) во время правления фараонов IV Династии: Хуфу, также известного как Хеопс (2589-2566гг. до н.э.), Хафре (2558-2532гг. до н.э.) и Менкуаре (2532-2503гг. до н.э.).

Пирамиды в Гизе, Египет

Shellapic76 (CC BY)

Величественные пирамиды на плато в Гизе, какими мы привыкли их видеть, облицованные белым сверкающим известняком, являются воплощением могущества и богатства фараонов.

Существуют множество теорий, как были построены такие массивные пирамиды, учитывая технологию того времени, но современные историки и ученые не могут сойтись в едином мнении, некоторые даже считают, что такие памятники просто невозможно было построить физически, другие, полагают, что у египтян была передовая технология, которая со временем была утеряна.

Нет абсолютно никаких доказательств, что усыпальницы в Гизе или любые другие памятники в Египте были построены благодаря рабскому труду, ровно также как нет доказательств в пользу исторического прочтения Книги Исхода. Большинство авторитетных историков на сегодняшний день отказываются верить в то, что пирамиды были построенные за счет рабского труда. Хотя стоит отметить, что в Египте были рабы разных национальностей, которые работали в каменоломнях, а общественные работы производились за счет государства. Для воздвижения усыпальниц в Гизе использовали как работу опытных, так и не неопытных рабочих. Им всем выдавали 3 разовое питание, жилье, инструменты, а также следили за здоровьем.

Первый Переходный Период. Гиксосы.

Этот период известен как Первый Переходный Период Египта (2181-2040гг. до н.э.), во время которого наблюдается упадок власти и, как следствие, раздробленность. Фараоны в крупных независимых округах отделились друг от друга, пока не образовалось 2 больших региона со своими административными центрами: Верхний Египет и Иераконполоис и Фивы в Нижнем Египте. Этими центрами управляли отдельные династии, которые правили этими регионами независимо, которые устраивали междоусобные войны за контроль над всем Египтом. Все это происходило до 2040г. до н.э., пока фараон Фив Ментухотеп II (2061-2010гг. до н.э.) захватил власть в Иераконполисе и объединил Египет.

Среднее Царство Египта принято считать «классической эпохой», когда возрождается культура и искусство, а Фивы становятся самым значимым и богатым городом.

Такая стабильность ввиду доминирования Фив позволила Египту вновь процветать; этот период в истории известен как Среднее Царство (2040-1872гг. до н.э). Его принято считать «классической эпохой», когда создаются величайшие произведения искусства, а Фивы стали самый важным и богатейшим городом Египта. Историки Оукс и Галин говорили, что «в Двенадцатой Династии фараонов были сильные правители, кто смог взять под контроль не только весь Египет, но и соседнюю Нубию неподалеку к югу, где были построены несколько крепостей для защиты торговый интересов Египта». В эпоху Среднего Царства, в стране появилась первая регулярная армия при фараоне Амендахат I (1991-1962гг. до н.э), а при Сенрусете I (1971-1926гг. до н.э) был сооружен Храм Карнак, а также многочисленные произведения искусства. 13-я Династия была слабее чем 12-ая и постоянно отвлекалась на внутренние проблемы в стране, что позволило неприятелю в лице гиксосов, которые взяли под контроль северную часть Египта у дельты Нила.

Гиксосы – таинственный народ, выходцы из Сирии и Палестины, которые впервые появились в Египте примерно в 1800г. до н.э и основали там город Аварис. Имена гисосских правительей имели семитское происхождение, ученым не удалось определить их принадлежность к той или иной этнической группе. Гиксосы были очень могущественны и смогли подчинить Нижний Египет, фактически превратив государство Фив в своего вассала.

Карта Древнего Египта

Tina Ross (Copyright)

Следующим периодом в истории Египта последовал Второй Переходный Период (1782-1570гг. до н.э.). Египтяне ненавидели гиксосв (название гиксос означает «иностранные правители»), хотя они привнесли много изобретений, такие как композитный лук, разведение лошадей и колесницы, ротация сельскохозяйственных культур, бронзовое литье и гончарное дело. Хотя гиксосы контролировали все порты в Нижнем Египте, к 1700 г. к югу от Фив, в Нубии возникает королевство Куш (Мериотское Царство), которое контролирует южные границы. Египтяне много раз поднимали войны против гиксосов и подчинить нубийцев, но их попытки ни к чему не привели. Вскоре только фивскому фараону Яхмосу I (1570-1544гг до н. э) удалось изгнать врага и объединить Египет под контролем Фив.

Новое Царство и амарнский период

Началом это периода принято считать правление Яхмоса I из Нового Царства (1570-1069гг. до н.э), во время которого, Египет вновь процветает, подчиняет новые земли благодаря централизованному государству. Титул фараона как правителя Египта появился только в эпоху Нового Царства, до этого их называли «царями». Именно фараоны, правившие в этот период, смогли прославить Египет благодаря воздвижению множества архитектурных зданий: упокойный храм Рамзесса I — Рамессей, Абу-Симбель, храмы Карнак и Луксор, многочисленные гробницы в Долине Царей и Долине Цариц.

В промежутке между 1504-1492гг. до н.э фараон Тутмоз I (Тутмосис I) совершает удачные попытки расширить границы Египта до реки Ефрат на севере и до Сирии и Палестины на востоке. После его смерти Египтом правит царица Хатшепсу́т (1479-1458гг. до н.э). Она смогла расширить и наладить новые торговые отношения со многими странами, и самой богатой из них было Государство Пунтов.

Портрет царицы Хатшепут

Rob Koopman (CC BY-SA)

Ее приемник, Тутмос III (Тутмосис III) продолжил править Египтом. Во время своего правления, он пытался уничтожить все напоминания о своей предшествинице-фараоне, поскольку не хотел, чтобы правление страной женщиной стало общепринятым, ибо только мужчины были достойны править. Вскоре после его смерти в 1425г. до н.э., Египет вновь обретает свою былую славу и могущество: налаживается производство пива различных сортов, появляется множество мест для занятия спортом, а достижение в медицине способствовало к улучшению уровня жизни.

Купание было важным элементом ежедневного распорядка египтян, поскольку оно всячески поощрялось религией и богами. В это время строятся более крупные ванные не просто для гигиены, а, скорее всего, для развлечения. В ходе археологических раскопок был найден медицинский папирус Кахуна, написанный примерно в 1800г. до н.э., где излагается правила женской гигиены и контрацепции, и, по- видимому, часто использовавшимся лекарями в то время. Активно развивается хирургия и стоматология, а пиво стало назначаться в качестве лекарства, а также для снижения симптоматики более 200 болезней.

Гинекологический папирус Кахуна

Francis Llewellyn Griffith (Public Domain)

В 1353г. до н.э., фараон Аменхотеп IV вступил на трон и вскоре изменил свое имя на Эхнатон («живой дух Атона») чтобы духовно приблизится к единственному богу – Атону. Египтяне, как правило, верили во множество богов, чья духовная значимость влияла на их насущную жизнь. Самыми популярными богами были Амун, Осирис, Изида Хатор. Культ Амуна. В то время, культ бога Амуна был невероятно высок, поэтому жрецы нередко отождествляют его силу и могущество с самим фараоном. Эхнатон и его супруга Нефертити перевернули привычное религиозные устои и традиции и образовали новую религию, основанную единобожии.

Эхнатон был первым правителем, кто велел построить статуи и храмы в честь Нефертити, а не только во имя его самого или богов.

Его религиозные реформы ослабили власть жрецов Амуна и передали ее в свои руки. Он передвинул столицу из Фив в Амарну, теми самым отдалился от своих предшественников. Это события ознаменовало новый период в истории Египта как Амарнский Период (1353-1336гг. до н.э), во время которого Амарна значительно процветала как столица, а многобожие было под запретом.

Среди множества реформ, Эхнатон был первым правителем Египта, кто воздвиг множество храмов и статуй не только в честь самого себя и богов, но и в честь Нефертити, использовал казенные деньги для строительства публичных мест и парков, хотя раньше они использовались на нужды храмов. Власть духовенства и жрецов резко упала, в то время как власть централизованного государства росла, что и являлось главной целью Эхнатона, но в итоге он не смог в полной мере использовать свою власть во благо народа. Согласно Амарнскому Архиву, становится ясно, что он был слишком увлечен религиозными делами и не интересовался внешней политикой или нуждами египтян.

Вскоре после его смерти, его приемником стал его сын и наиболее узнаваемая фигура во всей истории Египта – Тутанхамон, который правил с 1336 по 1327гг. до н.э. При рождении его назвали Тутанхатон, символизируя свою приверженность к религиозным взглядам отца, но когда он воцарился на трон, он поменял свое имя на Тутанхамон, чтобы почтить бога Амуна. Он восстанавил древние храмы, избавился в стране от всего, что напоминало бы ему культ своего отца и переместил столицу обратно в Фивы. Его правление было довольно коротким; на момент смерти ему было всего 19 лет. Тутанхамон был самым известным фараоном, благодаря нетронутой гробнице, открытой в 1922г., что стало настоящей сенсацией в то время.

Погребальная маска Тутанхамона

Richard IJzermans (CC BY-NC-SA)

Величайшим правителем Египта по праву можно считать Рамзеса II (также известному как Рамзес Великий, 1279-1213гг.до н.э). Он обладал исключительными способностями в управлении государства. Во время правления Рамзесса воздвигаются самые грандиозные архитектурные творения в Египте. Хотя, известную битву при Кадеше в 1274г. до н.э (битва Рамзеса против хеттского царя Муваталли II) многие историки считают ничьей, но для Рамзеса это была победа и праздновал он свой триумф как победитель, но и как думали все египтяне, как Бог.

Рамзес, одержав победу при Кадеше, приказал воздвигнуть большой Храм Абу-Симбель на севере Египта, состоявший из двух частей, в большом храме изображены сцены битвы при Кадеше, а также малый храм, следуя примеру Эхнатона, построенный в честь жены Рамзесса 2 Нефяертари Меренмут. Во время правления Рамзеса 2 в 1258г. до н.э был подписан первый мирный договор с хеттским царством – Кадешский договор. Но Египет продолжал доминировать в том регионе, что свидетельствуют множество исторических памятников, воздвигнутых во время его правления.

Четвертый сын Рамзеса II Хаэмуасет (1281-1225гг. до н.э), также известен как «первый египтолог» за свои достижении в сохранении и написании летописей о старых памятниках, храмах и в честь кого они были воздвигнуты. Именно благодаря Хаэмуасету до нас дошли сведения о величии Рамзеса II и о многих других исторически важных местах в Египте. Он также оставил записи и о своих личных достижениях, об искомом строителе памятника или храма, а также имени своего отца.

Панорама на Абу-Симбель

Dennis Jarvis (CC BY-SA)

Рамзес стал известен будущим поколениям как «Великий Предок» и правил так долго, что пережил своих жен и детей. Со временем, всего вельможи знали только одного фараона – Рамзеса II. У него очень долгая и продолжительная жизнь в 96 лет, более в два раза превышающая среднюю продолжительность обычного египтянина. После его смерти, многие боялись что придет конца света, поскольку они не знал другого фараона, ни другого Египта.

Упадок Египта. Завоевания Александра Македонского

После нескольких приемников Рамзеса 2 Египтом управлял Рамзес III (1186-1155гг. до н.э.), который продолжает его дело. Но в это время, живописный регион Египта стал привлекать множество заморских народов, которые начали совершать набеги вдоль побережья Египта. Это были народы, подобно гиксосам неизвестного происхождения, которые приплыли из Эгейского моря. В промежутке между 1276-1178гг. до н.э. они стали реальной угрозой для Египта. Будучи фараоном, Рамзес II одержал ряд морских побед в том регионе, как и его приемник Мернептах (1213-1203гг. до н.э). После его смерти, они стали грабить египетские земли еще более чаще чем прежде, разорив Кадеш, который был под контролем Египта и опустошая прибрежные города. В 1180-1178гг до н.э., Рамзес III вел войну против них и окончательно победил их при битве за Ксойс в 1178г. до н.э.

После Рамзеса III, его приемники пытались активно участвовать в государственной поддержке территорий Египта, но столкнулись с сопротивлением его жителей в завоеванных территориях, особенно выражали недоверие жрецы. В те годы, когда Тутанхамон восстановил старую религию бога Амуна, особенно после периода процветания во время правления Рамзеса II, у жрецов и духовенства было в распоряжении колоссальное количество богатств и наделов земли (по некоторым данным, жрецы владели около трети всей площади Египта), тем самым став угрозой для суверенитета и централизованного строя страны. К этому времени, страной управлял Рамзес XI (1107-1077гг. до н.э), последний из 20-ой Династии, но египетское государство настолько ослабело, а уровень бюрократии и коррупции среди духовенства достигнул просто невероятных масштабов, централизованный строй раскололся. Начался так называемый Третий Переходный Период (1069-525гг. до н.э).

Карта Третьего Переходного Периода

Jeff Dahl (CC BY-SA)

Вскоре на египетский трон восходит царь Пианхи из Кишитского царства (752-722гг. до н.э) и Египет снова обретает централизованный строй, а его культа процветает, но это продолжалось недолго. В 671 г. до н.э ассирийцы под предводительством короля Асархадона начинают вторжение в Египет и в конечном итоге уже при участии его приемника Ашшурбанапа́ла, захватывают его в 666г. до н.э. Но ассирийцы были недальновидны и не имели никаких планов по укреплению этой территории, поэтому оставили ее в руках местных правителей, бросили Египет в руинах на произвол судьбы. Вскоре, стены Египта вновь отстроили и укрепили оборонительными сооружениями, однако, Египет ждал очередного вторжения в лице персов и его царя Камбиса II при битве за Пелизиум в 525г. до н.э. Зная религиозность египтян и как они почитали кошек (они верили, что кошки являются живым воплощением великой богини Бастет), поэтому Камбис II велел своим воинам нарисовать изображение кошек на свои щиты и собрать священных животных и пустить их перед своим войском при битве за Пелузиум. Египтяне сдались практически без боя и персы захватили Египет; он удерживал страну до прихода Александра Македонского в 332г. до н.э.

Александра Македонского тепло встретили как освободителя, который завоевал Египет без боя. Он основал город Александрия и дальше продвигался на Финикию и на оставшуюся Персию. После смерти Александра в 323г. до н.э., его генерал, Птолемей I Сотер вернулся в Александрию и основал династию Птолемеев (323-30гг. до н.э). В 31г. до н.э. последняя представительница династии, Клеопатра VII вместе со своим супругом Марком Антонием, понесла поражения от римлян в битве при Актиуме под предводительством Октавиана Цезаря и в 30г. до н.э она совершает самоубийство. Египет становится провинцией Римской Империи (30г. до н.э – 476г. н.э), а затем и Византийской Империи (527-646гг.), и в конечном итоге в 646г. окончательно переходит под власть арабов в лице Калифа Умара.

Изображение археологических раскопок

Mohawk Games (Copyright)

Вскоре в XVIII и XIX веках слава Египта была переосмыслена и оставила неоспоримый след сегодняшнее понимание древней истории и бытия мира. Историк Уилл Дуран писал о Египте:

Египту удалось достичь грандиозных успехов на самой заре истории и оказать значительное влияние на любую нацию на протяжении всего человечества. Как говорил профессор Фор, Египет благодаря единству, всевозможному разнообразию шедевров искусства, невероятной долгой историей и непоколебимому упорству, представляет собой величайшую цивилизацию когда-либо существовавшей на Земле.

Культура и история Египта всегда восхищала людей по всему миру, например, работы ранних археологов XIX века, Жан-Франсуа́ Шампольо́на, кто обнаружил Розеттский Камень в 1822г или известное открытие Гробницы Тутанхамона британским ученым Говардом Картером в 1922г. Столь сильная вера египтян в жизнь как бесконечное путешествие, созданная и сопровождаемая божественными силами магии, что в последствии вдохновляли более поздние культуры и религиозные верования. Многое из иконографии и религии Египта было заимствовано в Христианстве и многие узнаваемые символы в обеих религиях имеют одинаковый смысл. Древний Египет оставил значительный вклад в мировую историю и заложив основу для последующих культур; множество храмов, пирамид, памятников вдохновляли многих путешественников, писателей, живописцев, скульпторов на создание шедевров мирового искусства, в том числе художественных исторических фильмов и сериалов.

Как жили люди в Древнем Египте?

Древний Египет

Культура и образ жизни всегда были частью любой группы людей, и так обстоит дело с египтянами. Тип еды, дома, песен и традиций, характерных для группы людей, часто зависит от того, как жили их старшие поколения. При этом может быть интересно узнать, как именно жили древние египтяне, даже если это может не отражать реальные черты современных египтян. Тем не менее, по-прежнему интересно иметь информацию об одном из самых цивилизованных поколений в мире. Есть много аспектов, которые нужно обсудить с точки зрения того, как люди жили в Древнем Египте, но мы будем обсуждать только некоторые важные в контексте этой статьи и обсуждать Как жили люди в Древнем Египте?

Семья

Семья — неотъемлемая часть жизни в Древнем Египте, и мужчины всегда считали брак огромным достижением. Об этом свидетельствует количество полигамных домов в Древнем Египте. У многих мужчин в Древнем Египте было несколько жен, и всегда была главная или старшая жена. Эта жена считается выше других жен. Это общая тенденция в Древнем Египте, и тогда она была частью повседневной жизни всех, кто жил в Египте. Проблема развода не была так актуальна среди людей, живших в Древнем Египте, из-за приверженности египтян святости своей семьи. Вы не найдете разрушенных домов вокруг, как мы видим сегодня в мировом сообществе!

Дети в Древнем Египте

Дети были настоящей жемчужиной Древнего Египта и важной частью древнеегипетского общества и семьи. Дети считались благословением, посланным богами, особенно в дворянских или королевских домах. Например, есть популярная картина времен древних египтян, изображающая тесную связь между некоторыми родителями и их шестью дочерьми. Эта картина считалась «Картинами царицы Нефертити и царя Эхнатона». Дети действительно играли важную роль в повседневной жизни древних египтян. Люди, жившие в Древнем Египте, относились к детям с большим уважением.

Работа и повседневная жизнь в Древнем Египте

В то время жизнь крестьян в Египте была чрезвычайно трудной, потому что большинство крестьян жили за счет сельскохозяйственных средств, а большую часть их сельскохозяйственной продукции составляла пшеница и зерновые. Пастбищ было очень мало, поэтому весь процесс выращивания животных был не очень удобен. Люди, жившие в Древнем Египте, были одними из первых людей в мире, которые использовали плуг, запряженный волами. Однако, несмотря на это новшество, сажать, собирать урожай и вспахивать землю в Древнем Египте все еще было трудной задачей. Чтобы преодолеть трудности, были налоги, взимаемые с выращиваемых культур. Из-за этого крестьянским семьям было чрезвычайно сложно сбежать от бедного образа жизни. Рабство также было значительной частью Древнего Египта, хотя современные взгляды на рабство подтверждают, что большинство рабов в те дни были скорее слугами, а не настоящими рабами. Многие даже считают, что великие пирамиды Древнего Египта были построены рабским трудом. Однако это было предметом многочисленных дискуссий.

Роль женщины в древнем Египте

Вопреки распространенному мнению, в древнеегипетском обществе к женщинам часто относились как к равным. К женщинам вообще не относились как к гражданам второго сорта. Фактически, им было разрешено владеть своей собственностью, давать показания в суде, иметь голос в обществе и даже устанавливать свои собственные деловые отношения в обществе Древнего Египта. Древние египтянки считались лучше, чем женщины в других частях мира. Тем не менее, им по-прежнему вменялось питание для детей, осмотр дома и многие другие домашние дела, такие как приготовление еды и ведение домашнего хозяйства.

Роли мужчин в Древнем Египте

Мужчины в Древнем Египте считались главой семьи, как и в наши дни. С другой стороны, жизнь древних египетских мужчин в основном проводилась на полях, работающих на своих сельскохозяйственных угодьях, чтобы заботиться о своих семьях. Мужчинам было поручено охранять семью, обслуживать, давать приют, кормить и, прежде всего, они несли ответственность за свои семьи, и хотя женщины пользовались большим уважением, они все же должны были подчиняться своим мужьям и отцам. Многие мужчины в Древнем Египте стали ремесленниками, переняв ремесло или ремесло у своих отцов, братьев и дядей.

Еда и кулинария в Древнем Египте

Основным продуктом питания древних египтян была пшеница. Те, кто жил в Египте, в эти периоды питались в основном комбинацией пшеницы и овощей. Пастбищ было очень мало, поэтому люди едва могли есть мясо, так как мясо было довольно дорогим. Основным напитком было строго пиво, сваренное из ячменя. Только богатые дворяне имели доступ к вину, так как простой человек в Древнем Египте был ограничен только пивом. Тип хлеба, найденный в Древнем Египте, был в основном пшеничным, приправленным фруктами, медом и травами. Древние египтяне не имели такого разнообразия, когда речь шла о доступности продуктов питания, поэтому им приходилось обходиться теми небольшими ресурсами, которые у них были.

В каких домах жили древние египтяне

Древние египтяне жили в домах из самана. Эти дома были построены из кирпичей, сделанных из высушенной на солнце глины. Их двери и окна были покрыты циновками, чтобы не допустить проникновения насекомых. Древние египтяне также украшали свои дома точно так же, как мы видим сегодня. Большинство крестьян жили в многоэтажных домах, которые часто были перенаселены; однако дворяне жили в более крупных домах, разделенных на приемную, личные покои и зал.

Религия Древнего Египта

Древние египтяне верили в богов и богинь из египетской мифологии. Религия древних египтян была ПОЛИТЕИСТИЧЕСКОЙ. Обычным поведением в Древнем Египте было то, что города и деревни провозглашали определенного бога тем, в кого они действительно верили. В Древнем Египте было построено множество храмов, и люди делали ритуалы, жертвоприношения и подношения частью своей повседневной жизни.

Культура Древнего Египта

Преобладающим аспектом древнеегипетской культуры являются развлечения, включающие в себя рыбалку и катание на лодках по рекам. Древние египтяне также охотились на крокодилов, гиппопотамов, и они также сделали плавание частью своей обычной деятельности. Другие виды спорта, распространенные в Древнем Египте, включали легкую атлетику, хоккей и греблю.

Мода в Древнем Египте

Большинство жителей Древнего Египта носили одежду из льна и легкого материала, который часто оборачивали вокруг тела. Они также носили кожаные сандалии, как изображено на некоторых найденных рисунках и картинах.

Большинство древних египтян настолько верили в абсолютную чистоту, что ежедневно проводили ритуалы очищения в реке или купались в своих домах.

Здравоохранение в Древнем Египте

В древнем Средиземноморье египетские врачи считались лучшими. Эти врачи в Древнем Египте использовали сочетание научного подхода (в диагностике) и магических отваров и ритуалов при лечении своих пациентов. Люди, которые специализировались на медицине в Древнем Египте, даже имели специализацию, а некоторые врачи специализировались на гинекологии и даже на лечении болезней. Древние египтяне узнали о внутренних органах человека благодаря процессу мумификации.

Second Life

Древние египтяне верили, что смерть непостоянна, и поэтому они сделали своим образом жизни сохранение своего трупа в форме, похожей на живую, с верой в то, что это может воссоединить дух декана и землю живые. Тех, кто не мог позволить себе эту процедуру финансово, хоронили в простых пустынных могилах без мумии.

Подробнее

5 арабоязычных стран, которые нужно посетить

КАК ИОСИФ ПОЖИЛ В ЕГИПТЕ

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ИЗУЧАЕТСЯ АРАБСКИЙ В ЕГИПТЕ?

В каких домах жили древние египтяне?

Основы

Дом считается домом, это место, которое мы ищем, чтобы получить убежище, и он варьируется от разных типов в зависимости от района, в котором мы живем, он также варьируется от хижины до более импровизированные, такие как стационарные конструкции из дерева, кирпича, бетона или других материалов, содержащие водопровод, вентиляцию и электрические системы. Древние египтяне были одними из первых людей в мире, насладившихся ранней цивилизацией, и это проявилось в эволюции их жилищной системы, которую мы объясним в этой статье 9.0003 В каких домах жили древние египтяне?

История

Когда мы рассматриваем события древних времен, можно заинтриговаться некоторыми событиями, явлениями и даже зданиями, существовавшими тогда. Таков тип домов, в которых жили древние египтяне. Египет — одна из немногих стран мира, считающихся краеугольным камнем современной цивилизации из-за уровня инноваций, построек и достижений, примером которых являются люди, жившие в Древнем Египте. Хотя ни одно из великих достижений прошлого не может соперничать с тем, что мы имеем в наше время сейчас, некоторые из них до сих пор являются основой для многих стилей и дизайнов, которые мы видим сегодня — некоторые замечательные примеры — дома в Древнем Египте. Со временем египтяне изменились с точки зрения домов, в которых они жили. Они перешли от жизни в уязвимых хижинах к большим каменным домам. Однако это был не очень благоприятный период для египтян с точки зрения жилья и крова.

Ранние дома в Древнем Египте

Ранние дома в Древнем Египте пострадали от стихийных бедствий, таких как наводнение реки Нил, которое длилось около трех месяцев, и это происходит в определенное время каждый год. Эта проблема наводнения влияет на них таким образом, что смывает их хижины, и это побудило древних египтян начать использовать грязь для изготовления кирпичей для более прочных строительных материалов.

Дома Древний Египет

В старые времена древние египтяне жили в домах из кирпича и глины. Вы задаетесь вопросом, откуда в древнем Египте брали столько грязи, чтобы строить дома для всех? Что ж, древним египтянам приходилось полагаться на ежегодные наводнения, которые приносили им много грязи для строительства домов. Это упростило для древних египтян весь процесс строительства дома. Они могли создавать эти дома в разных дизайнах и стилях, хотя домам не хватало прочности. Те, кто формовал кирпичи, используемые в этих конструкциях, известны как производители кирпича, и они придают глине желаемую форму (в основном квадратную) с помощью деревянных форм. После формовки эти кирпичи выдерживают на солнце и дают им затвердеть. Однако бедные египтяне жили в домах с одинарными стенами толщиной в один кирпич, в то время как богатые египтяне древних времен жили в двойных стенах и красили внешнюю часть своих домов в белый цвет, чтобы было прохладно.

Типы домов в Древнем Египте

Тростниковые хижины

Первым типом домов в Древнем Египте, в которых жили древние египтяне, были тростниковые хижины. похоже на траву, встречается в Египте, и эти растения также можно использовать для изготовления бумаги. Эта хижина используется бедняками, и ее можно использовать только как небольшой дом с небольшой семьей, но она может быть легко разрушена ветром, песчаной бурей и проливным дождем. Итак, дома в Древнем Египте были средством классификации людей. Можно было легко сказать, к какому классу экономики кто-то принадлежал, просто взглянув на их дома.

Дом из глинобитного кирпича

Этот первый тип домов древних египтян позже был улучшен путем смешивания тростника, грязи и песка, чтобы получились более прочные материалы, способные противостоять некоторым неблагоприятным погодным условиям. Затем смесь разливают в кирпичные формы и сушат. Это также используется бедными, но может быть использовано для дома большего размера, чем дом из тростниковой хижины, а также может быть использовано для строительства второго этажа. Окна в домах этого типа всегда очень маленькие, чтобы обеспечить некоторую вентиляцию и защитить от солнца. Этот дом называют домом из глинобитного кирпича 9.0003 .

Торговые дома и каменные особняки

Глиняный кирпич был позже расширен и используется для строительства домов более чем в два этажа, это типичные древнеегипетские дома, в которых живут только богатые древние египтяне, и они также используют его как здание для хозяйственной деятельности. Глиняные кирпичи здесь удвоены и больше по размеру, и такие типы строятся вплотную друг к другу, чтобы защитить себя от солнца. Это называется торговыми домами, и некоторые бедняки все еще могут себе это позволить, в то время как самые богатые древние египтяне живут в доме, называемом большим каменным особняком. Это лучший тип древнеегипетских домов, в котором каждый дом в Древнем Египте хотел бы выглядеть, они специально украшены садами, а в некоторых есть бассейн, а самые богатые древние египтяне могли позволить себе простыни для сна и стены. здания были выше, чтобы предотвратить проникновение нарушителей в их территорию. Хотя мебель была недоступна из-за нехватки дерева, потому что Египет — это пустынная местность, и людям нужна плодородная земля для выращивания сельскохозяйственных культур. Итак, деревьев для строительства домов было не так много, и им осталась глина, тростник, кирпичи и любые средства, которые у них были для их строительства.

Богатые древнеегипетские дома против бедных древнеегипетских домов

Разница в древнеегипетских домах между богатыми и бедными заключалась в том, что в бедных домах не было ни туалета, ни кухни, слабые стены, в то время как дома, которые богатые древние Египтяне жили в хорошо построенном дворе, с кухней, туалетом, бассейном, хотя водопровода не было, но рабов и детей заставляли брать воду из колодцев, которая затем использовалась для приготовления пищи, купания, стирки и питья. Хотя у богатых есть свои частные колодцы, в то время как бедные вынуждены брать воду из общественных колодцев, а некоторые бедняки используют воду из каналов или Нила. Дома богатых древних египтян были построены в районах, где росли фрукты, цветы и овощи, что делало их более привлекательными, чем дома бедных древних египтян. У богатых в домах больше предметов, чем у бедных, в том числе; горшки, кровати, одежда, косметика и многое другое. Так как мебели не хватало, не было ничего похожего на шкаф или платяной шкаф, они хранили свои вещи в тростниковых корзинах.

Проблемы древнеегипетских домов

Из-за отсутствия модернизированных инноваций в древнеегипетских домах отсутствовали многие основные удобства. Даже в домах богатых также отсутствовали некоторые из этих особенностей. Древние египтяне развивались со временем, но дома в Древнем Египте страдали от этих проблем:

  • Мало или совсем не было мебели. Таким образом, им приходилось хранить предметы в своих плоских крышах из-за отсутствия столов, полок и т. д.
  • Исключительно полагался на реку Нил в качестве источника грязи
  • Без солнца они не могут производить глиняные кирпичи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *