Что осталось от Древней Спарты
Все мы знаем о соперничестве двух великих греческих полисов — Афин и Спарты, знаем про подвиг 300 спартанцев, но слышали ли вы о современном городе Спарта? Вот Афины — это столица. И Акрополь в центре него. А где находятся руины Спарты и что осталось от них? Сейчас я вам их покажу.Спарта существует и в наши дни, это небольшой, совершенно непопулярный у туристов город на юге Пелопоннеса с аналогичным названием. Добраться сюда можно только на машине. Однако, если посмотреть карту современного города, то найти там остатки былого величия будет очень непросто.
Остатки римских укреплений
Руины Древней Спарты находятся на севере за чертой города в районе местного стадиона. Сама местность раскопок является огромной оливковой рощей. Здесь и находятся основные объекты античности.
В древности названия «Спарта» не существовало, известный нам город-полис назывался Лакедемон. Если Афины славились своей демократией — властью народа, то Спарта (будем называть город так, как он более нам привычен) было военизированным аристократическим государством с большой прослойкой рабов. Ему легко удавалось подчинять своей воле соседей по полуострову.
Схема расположения руин Спарты
Но в IV веке до нашей эры череда поражений ослабили мощь Спарты, а затем пришли македонцы, сила оружия которых превосходила силу спартанцев. Во II веке до нашей эры греческие полисы попадают в зависимость от Рима и больше не могут строить грандиозных планов друг против друга. С этого времени о Спарте мало что известно, город утратил свое значение, и к Средним векам его фактически не существовало. Современный город появился только в 1834 году.
Вход на территорию раскопок Древней Спарты на данный момент бесплатный, что большая редкость для Греции. Дело в том, что руины не выглядят как достопримечательность, все весьма заброшено и не представляет особого интереса. Платить здесь просто не за что. Но параллельно идут работы по реконструкции и реставрации оставшихся руин, чтобы они получили очертания, тогда и будут брать деньги.
Дорога к руинам
Главная достопримечательность — это театр, как всегда, с прекрасным видом на горы и всю долину. Он не очень хорошо сохранился, но не утратил своих очертаний, здесь можно побродить — посмотреть. Театр построен в V веке до нашей эры, во времена расцвета полиса, и вмещал в себя 17 тысяч зрителей.
Сцена
Стены трибун восхваляют героев
На холме над театром сохранились основания ряда построек — святилище, базилика и неизвестное здание
Святилище Афины Халкикос
Остатки дома с двумя нишами, его назначение неизвестно
Остатки базилики
Вид на горы
Восточнее этих мест можно найти остатки римских укреплений, а также центр римского города, еще дальше на восток, через жилой микрорайон можно найти основание храма Артемиды.
Круглое здание. Представляет из себя трехступенчатое основание, вокруг холма
Остатки римской Стои
Агора III-IV века до нашей эры
think-head.livejournal.com
Античный город Спарта в Греции: история и современность. — Портал путешествий | Путеводители
Эллинская цивилизация дала миру столько полезного, как никакая другая. Но не было в ней более противоречивого города-государства, чем Спарта. Как только в современном мире звучит это слово, сразу же его ассоциируют со спартакиадами. Но мышление жителей этого античного полиса-государства, вместе с их вождями, было словно специально соткано из противоречий.
Раскопки Древней Спарты
Создается впечатление от хроник тех веков, что спартанцы вышли на поле истории, чтобы показать себя однобокими, а возникнув, быстро и бездарно исчезнуть. Творить собственную культуру и растаптывать ее на полях воинских сражений? Выигрывать войну и затем терять мир?
Где находится Спарта в Древней Греции?
Современная Спарта — столица области Лакония на юго-востоке полуострова Пелопоннес.
А Древняя Спарта располагалась на севере от современного полиса. То, что Спарта в древности была аристократической республикой, когда в Афинах уже установлена демократия, это неполная трактовка общественного устройства жизни постоянно воинствовавших дорийцев.
Древняя Спарта на карте
История Спарты
В 12-м – 11-м столетии до нашей эры на всю территорию материковой Эллады вторглись новые племена дорийцев. В том числе и на земли Лаконики. Только Афины смогли от них устоять. Туда и бежали от захватчиков земледельцы Пелопоннеса. Дорийцы жили уже в родовом строе, что расширило его рамки и на греческие территории.
Лакония
Захватчики быстро переняли от эллинов все их достижения: приспособление для глубокой пахоты, колесные повозки, парусники, прессы и многое другое из технических новшеств. А также освоили основы храмового и замково-крепостного зодчества.
Местное население унижалось, фактически проходило становление рабских условий труда и жизни. Но не везде в одинаковых формах и масштабах. В Спарте, например, завоеватели — спартиаты – вытеснили местное население к границам Лаконики; у населения сохранялось ограниченное самоуправление, развивались ремесла и торговля.
Спартанские воины
После ожесточенной борьбы за территорию оба племени объединились, ими управляли и дорийские цари, и ахейские. Столетие Спарта воевала с соседней Мессенией за расширение территории. Ее жители стали рабами. Но с долей свободы — семьи обрабатывали собственные земельные наделы, которые облагались налогом.
Спарта должна была решать проблемы, до того времени не стоявшие перед ней, – создание такого управления, которое не было известно ни дорийцам, ни ахейцам до того времени. Так появилась аристократически-террористическая форма власти.
Из нее Спарта не вышла до распада государства, несмотря на то, что пилила сук, на котором находилась. На первом месте всегда были войны. Это не про них поговорка: «хочешь мира – готовься к войне». Весь социальный уклад Спарты был положен на алтарь разбоя.
Снаряжение спартанского воина
Спартанцев или спартиатов еще называли «лакедемонянами» – по имени территории.
Что же за лад существовал в этом противоречивом обществе? Не путать этот «лад» с музыкальным дорическим. Именно эти племена придумали музыкальный лад «ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре», до сих пор использующийся в греческой музыке. Возможно, из нее позже сформировалась традиционная октава: «до», «ре», «ми»… «до». В архитектуре также сложился дорический стиль. Это всем известные античные и средневековые колонны с карнизом, фризом и архитавром дорической формы – со своеобразным ее расширением. Рассмотрите эти образцы в городе Спарта, Греция (на фото)
Образец дорической архитектуры
Спарта – милитаристское государство.
Скорее всего, это произошло до 600-х годов до нашей эры, иначе через столетие Спарта стала военным лагерем, машиной для войн. Нет оправдания тому, что, мол, обществу будет так лучше. Это важное отступление в теме.
Спартанские воины. Древнее изображение
В седьмом веке понятия «искусство» и «поэзия» в Спарте перестали существовать.
Милитаристское государство держало под контролем жизнь граждан от рождения до смерти. Оно определяло, кого из родившихся мальчиков оставить (здоровых), а кого сбросить в пропасть горы (больных). С семи лет они уже не принадлежали своей семье, а становились в ряды военизированного сословия.
Остатки строений Древней Спарты
Цари Спарты, наверное, не понимали, что существует такая вещь, как мир, и в нем хотя бы периодически приходится жить. Они продолжали столетиями одну и ту же политику: побеждали в войне, но теряли мир. В четвертом веке не было года, чтобы спартанцы не плодили новых врагов. Даже из своих союзников.
Это сегодня слово «спартанский» употребляют в значении «умеренный», «скромный».
Тогда же молодой спартанец становился орудием в битвах своих царей. На могилах погибших высекали имя и только два слова — «на войне». На их место становились другие.
Упадок государства
Погубило Спарту золото и серебро, которые захватывались на покоренных территориях. Им владела кучка общества. И уже в «домашнем» обществе пошло расслоение и назревало недовольство воинов, которым приходилось продавать доспехи, чтобы существовать. Земельные участки скупались у крестьян богачами.
Руины Древней Спарты
Последний штрих в историю войн Спарты.
Этот город единственный из древнегреческих полисов, не имевший крепостных стен вплоть до второго столетия до нашей эры. История свидетельствует, что не все крепости надежны, но в Спарте полагались ошибочно лишь на крепость человеческого тела.
Чем славится современная Спарта в Греции
Город Спарта заложен в 1834 году. Здесь проживают около двадцати тысяч человек. Это административный и коммерческий центр провинции Лакония. В нем архитектурно просторно – большие площади, парки, сохранившиеся до наших дней древние здания.
Современная Спарта
Больше известен и на полуострове Пелопоннес, и в Греции как торговый центр плодородной долины реки Эвротас (Еврот). Для оптовой, в том числе и международной, торговли используются порты ближайших гаваней. Действуют небольшие предприятия, выпускающие продукты питания, ткани, пищевые, табачные и химические изделия. Артефакты прошлых столетий выставлены на обозрение в археологическом собрании.
Морское побережье в районе Спарты
Также в городе действует кафедра православного епископа.
Старая Спарта достопримечательности передала новой
Археологический музей в Спарте
Достопримечательностями города являются руины Древней Спарты – в некотором отдалении от полиса. Туристы посещают гробницу Леонида – царя Спарты. Популярен Акрополь – античный политический, религиозный и экономический центр города.
Вблизи – древний театр на склоне холма в форме амфитеатра. Посетите и византийский монастырь 10-го века.
Maniatis Hotel в Спарте
Для привлечения туристов современная Спарта развивает пляжную инфраструктуру на берегах заливов и расширяет сеть отелей.
Спарта на карте Греции
travels.co.ua
Спарта (город) — Википедия. Что такое Спарта (город)
Спа́рта[3][4] (греч. Σπάρτη[2]) — город в Греции. Расположен на высоте 210 метров над уровнем моря[1] на правом берегу реки Эвротаса ниже впадения Инуса. Находится в южной части полуострова Пелопоннеса, в 153 километрах к юго-западу от Афин, в 28 километрах к востоку от Каламаты и в 49 километрах к югу от Триполиса. Административный центр одноимённой общины (дима) и периферийной единицы Лаконии в периферии Пелопоннес. Население 16 239 жителей по переписи 2011 года[2].
Является торговым центром сельскохозяйственного района долины Эвротаса. В Спарте находятся мелкие предприятия пищевой, текстильной, табачной и химической промышленности[5]. В городе работает археологический музей (греч.)русск.[6]. Город является центром Монемвасийской и Спартской митрополии (греч.)русск. Элладской православной церкви, митрополитом которой является Евстафий (греч.)русск. (род. 1940).
В честь Спарты названа линия на спутнике Юпитера Европе.
В древние времена Спарта была одна из самых важных городов не только Греции, но и всей Европы.
Спарта – древний город-государство была самой значительной военной силой Греции и играла важнейшую роль в истории Пелопоннеса.
Большинство жителей Спарты были рабами , которые каждую осень во время Криптия, могли быть безнаказанно убиты гражданином Спарты.
Хотя древние спартанцы и не увлекались искусством философии и не оставили нам никаких письменных работ, они навсегда вошли в историю и заслужили почтение за их доблесть, отвагу и сохранение греческих ценностей.
Слово «спартанец» стало нарицательным, будучи синонимом жесткого и сурового воспитания, которому подвергались спартанские юноши в период, когда этот город соперничал с Афинами, являясь одним из главных греческих полисов.
История Спарты очень насыщена и интересна. В Древности, Спарта была известна как самое сильное государство с самой мощной военно-морской силой в масштабах всей страны. В те времена, Афины и Спарта были надежными союзниками против персидских захватчиков , хотя и стали врагами после того , как все утихло.
Интересным фактом является то, что Спарта имела двух королей. В эпоху, когда эта территория была известна как Дорическое Государство Спарта, она имела несколько путанную систему правления, которая позволяла в одно и то же время правление двух наследных королей, имеющих абсолютно равные полномочия.
Современная Спарта расположена в южной части Греции , а число ее жителей составляет примерно 18 000 человек ( по данным переписи 2001 года).
В основном, местное население занято в сельском хозяйстве. Спарта славится своими оливками и переработкой цитрусовых.
История города
Основными достопримечательностями современной Спарты являются расположенные в её окрестностях руины Древней Спарты. Сохранились фрагменты античных сооружений VII века до н. э. — II века н. э.: Акрополь с храмом Афины (VI в. до н. э.), храмы (VII—V вв. до н. э.), театр (I—II вв. н. э.). В древние времена Спарта была одним из самых важных городов не только Греции, но и всей Европы.
Современный город Спарта заложен в 1834 году.
Транспорт
Через город проходит национальная дорога 39 (греч.)русск. Йитион — Триполис, часть европейского маршрута E961. Автострада 71 (греч.)русск. связывает Спарту и Мегалополис. Национальная дорога 82 (греч.)русск. связывает Спарту и Пилос.
Сообщество Спарта
В общинное сообщество Спарта входят шесть населённых пунктов. Население 17 408 жителей по переписи 2011 года[2]. Площадь 21,641 квадратных километров[1].
Население
Год | Население, человек |
---|---|
1991 | 14 181[7] |
2001 | 15 673[7] |
2011 | ↗ 16 239[2] |
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Απογραφή πληθυσμού — κατοικιών της 18ης μαρτίου 2001 (μόνιμος πληθυσμός) (греч.). — Πειραιάς: Εθνική στατιστική υπηρεσία της Ελλάδας, 2009. — Τ. I. — Σ. 364. — ISSN 1106-5761.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Πίνακας αποτελεσμάτων Μόνιμου Πληθυσμού-Απογραφής 2011 (греч.). Ελληνική Στατιστική Αρχή (20 Μαρτίου 2014). Проверено 22 октября 2017.
- ↑ Спа́рта // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 344.
- ↑ Греция : Справочная карта : Масштаб 1:1 000 000 / гл. ред. Я. А. Топчиян; ред.: Г. А. Скачкова, Н. Н. Рюмина. — М. : Роскартография, Омская картографическая фабрика, 2001. — (Страны мира «Европа»). — 2000 экз.
- ↑ Спарта // Собаки — Струна. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 24, кн. I).
- ↑ Aθανάσιος Θέμος. Αρχαιολογικό Μουσείο Σπάρτης. Περιγραφή (греч.). Οδυσσέας. Υπουργείο Πολιτισμού και Αθλητισμού (2012). Проверено 23 февраля 2018.
- ↑ 1 2 Μόνιμος και Πραγματικός Πληθυσμός της Ελλάδος. Σύνολο Ελλάδος, νομοί, δήμοι/κοινότητες, δημοτικα/κοινοτικά διαμερίσμα και οικισμοί. Απογραφές πληθυσμού 2001 και 1991 (греч.). Ελληνική Στατιστική Αρχή. Проверено 22 июня 2017. Архивировано 16 июля 2006 года.
wiki.sc
Спарта (город) — Википедия
Спа́рта[3][4] (греч. Σπάρτη [2]) — город в Греции. Расположен на высоте 210 метров над уровнем моря[1] на правом берегу реки Эвротаса ниже впадения Инуса. Находится в южной части полуострова Пелопоннеса, в 153 километрах к юго-западу от Афин, в 28 километрах к востоку от Каламаты и в 49 километрах к югу от Триполиса. Административный центр одноимённой общины (дима) и периферийной единицы Лаконии в периферии Пелопоннес. Население 16 239 жителей по переписи 2011 года[2].
Является торговым центром сельскохозяйственного района долины Эвротаса. В Спарте находятся мелкие предприятия пищевой, текстильной, табачной и химической промышленности[5]. В городе работает археологический музей (греч.)русск.[6]. Город является центром Монемвасийской и Спартской митрополии (греч.)русск. Элладской православной церкви, митрополитом которой является Евстафий (греч.)русск. (род. 1940).
В честь Спарты названа линия на спутнике Юпитера Европе.
В древние времена Спарта была одна из самых важных городов не только Греции, но и всей Европы.
Спарта – древний город-государство была самой значительной военной силой Греции и играла важнейшую роль в истории Пелопоннеса.
Большинство жителей Спарты были рабами , которые каждую осень во время Криптия, могли быть безнаказанно убиты гражданином Спарты.
Хотя древние спартанцы и не увлекались искусством философии и не оставили нам никаких письменных работ, они навсегда вошли в историю и заслужили почтение за их доблесть, отвагу и сохранение греческих ценностей.
Слово «спартанец» стало нарицательным, будучи синонимом жесткого и сурового воспитания, которому подвергались спартанские юноши в период, когда этот город соперничал с Афинами, являясь одним из главных греческих полисов.
История Спарты очень насыщена и интересна. В Древности, Спарта была известна как самое сильное государство с самой мощной военно-морской силой в масштабах всей страны. В те времена, Афины и Спарта были надежными союзниками против персидских захватчиков , хотя и стали врагами после того , как все утихло.
Интересным фактом является то, что Спарта имела двух королей. В эпоху, когда эта территория была известна как Дорическое Государство Спарта, она имела несколько путанную систему правления, которая позволяла в одно и то же время правление двух наследных королей, имеющих абсолютно равные полномочия.
Современная Спарта расположена в южной части Греции , а число ее жителей составляет примерно 18 000 человек ( по данным переписи 2001 года).
В основном, местное население занято в сельском хозяйстве. Спарта славится своими оливками и переработкой цитрусовых.
История города
Основными достопримечательностями современной Спарты являются расположенные в её окрестностях руины Древней Спарты. Сохранились фрагменты античных сооружений VII века до н. э. — II века н. э.: Акрополь с храмом Афины (VI в. до н. э.), храмы (VII—V вв. до н. э.), театр (I—II вв. н. э.). В древние времена Спарта была одним из самых важных городов не только Греции, но и всей Европы.
Современный город Спарта заложен в 1834 году.
Транспорт
Через город проходит национальная дорога 39 (греч.)русск. Йитион — Триполис, часть европейского маршрута E961. Автострада 71 (греч.)русск. связывает Спарту и Мегалополис. Национальная дорога 82 (греч.)русск. связывает Спарту и Пилос.
Сообщество Спарта
В общинное сообщество Спарта входят шесть населённых пунктов. Население 17 408 жителей по переписи 2011 года[2]. Площадь 21,641 квадратных километров[1].
Население
Год | Население, человек |
---|---|
1991 | 14 181[7] |
2001 | 15 673[7] |
2011 | ↗ 16 239[2] |
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Απογραφή πληθυσμού — κατοικιών της 18ης μαρτίου 2001 (μόνιμος πληθυσμός) (греч.). — Πειραιάς: Εθνική στατιστική υπηρεσία της Ελλάδας, 2009. — Τ. I. — Σ. 364. — ISSN 1106-5761.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Πίνακας αποτελεσμάτων Μόνιμου Πληθυσμού-Απογραφής 2011 (греч.). Ελληνική Στατιστική Αρχή (20 Μαρτίου 2014). Проверено 22 октября 2017.
- ↑ Спа́рта // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 344.
- ↑ Греция : Справочная карта : Масштаб 1:1 000 000 / гл. ред. Я. А. Топчиян; ред.: Г. А. Скачкова, Н. Н. Рюмина. — М. : Роскартография, Омская картографическая фабрика, 2001. — (Страны мира «Европа»). — 2000 экз.
- ↑ Спарта // Собаки — Струна. — М.
- ↑ Aθανάσιος Θέμος. Αρχαιολογικό Μουσείο Σπάρτης. Περιγραφή (греч.). Οδυσσέας. Υπουργείο Πολιτισμού και Αθλητισμού (2012). Проверено 23 февраля 2018.
- ↑ 1 2 Μόνιμος και Πραγματικός Πληθυσμός της Ελλάδος. Σύνολο Ελλάδος, νομοί, δήμοι/κοινότητες, δημοτικα/κοινοτικά διαμερίσμα και οικισμοί. Απογραφές πληθυσμού 2001 και 1991 (греч.). Ελληνική Στατιστική Αρχή. Проверено 22 июня 2017. Архивировано 16 июля 2006 года.
wikipedia.green
Спарта, Греция — все о городе с фото
Город Спарта (Sparti)
Сегодняшняя Спарта имеет мало общего со своей воинствующей прародительницей, победившей Афины в Пелопоннесских войнах. Расположенный на Лаконийской равнине, возле горной цепи Тайгет, этот современный город с широкими проспектами насчитывает порядка 15 000 жителей.
С IX по IV век до н. э. город жил под владычеством правителей-воинов, высшей касты, чьей главной и единственной задачей было защищать страну и расширять сферу ее влияния. Иерархия и железная дисциплина, присущие их образу жизни, даже породили известный эпитет «спартанский».
Прогулка по городу
В современной и не обладающей особым шармом Спарте есть, тем не менее, красивая площадь, соседствующая с красно-белой городской ратушей и кафе. В нескольких кварталах от нее, в тихом саду, расположен Археологический музей, где выставлены найденные на местных раскопках артефакты, в частности древние барельефы, один из которых представляет эпических Елену и Менелая, а также голова Аполлона Диониса IV века до н.э., обнаруженная в 1978 году.
Акрополь
С северной стороны города расположен акрополь, немногочисленные руины которого разбросаны среди оливковых деревьев. Вы найдете здесь театр I века до н.э. и развалины византийского монастыря X века (Оссиос Никонас) в окружении сосен и эвкалиптов. Расположенная у подножия акрополя «могила Леонидаса» (Kenotafio Leonida) является на самом деле руинами эллинистического храма.
Неподалеку воздвигнута современная статуя царя Леонида, героя битвы при Фермопилах, где в 480 году до н.э. он погиб вместе со своими 300 гоплитами (пехотинцами), пытаясь остановить армию персов.
Спартанцы
Жизнь, полная лишений, и суровое воспитание, которым подвергались юные спартанцы, имели своей целью закалить молодое поколение и создать непобедимую армию. Авторитарное государство нуждалось в мальчиках, годных для военной карьеры, остальных оставляли на скале неподалеку. С 7-летнего возраста дети были обязаны соблюдать тяжелый и монотонный режим. Те, кто по достижении 30 лет выживал после многих лет железной дисциплины и обрядов инициации, порой смертельных, становились настоящими воинами, готовыми к битвам. Девочки проходили столь же суровую физическую подготовку, поскольку только сильные женщины могли стать матерями будущих солдат, достойных принять смену. Грозные воины спартанцы также блистали на стадионах. Первый успех, достигнутый одним из них на Олимпийских играх, восходит к 720 году до н.э.!
wikiway.com
Спарта (город) — Греция — Планета Земля
На фото театр Древней Спарты, расположен на юго-западном склоне Акрополя, ниже храма Афины.Спарта — один из самых известных городов Греции. В наши дни это довольно небольшой населенный пункт на полуострове Пелопоннес. Но во времена Древней Греции тут находился город-государство, вошедший в историю отвагой своих воинов. Античные авторы иногда называли его Лакедемон, а его жителей — лакедемонянами. Лакония — сокращенное название области.
История
Древняя Спарта достигла пика расцвета и могущества в 404 г. до н. э. после победы над Афинами во Второй Пелопоннесской войне.
Лакония сыграла важнейшую роль в истории Древней Греции. С юга и востока она омывается морем, а от врагов на суше была защищена горными хребтами. Плодородная долина крупнейшей в Лаконии реки Эвротас превратила Лаконию в цветущий район растениеводства и разведения скота. Общую картину благополучия портили только периодические землетрясения. Спарта была самым крупным городом Лаконии, остальным было до нее далеко по всем показателям.
Во 2 тыс. до н. э., в период микенской цивилизации, Лакония была населена греческой племенной группой ахейцев. В конце 2 тыс. до н. э. в Лаконию с севера вторглось другое древнегреческое племя — дорийцы, подчинившие ее себе. Именно они основали Спарту. Дорийцы стали главным населением Лаконии, образовав сословную группу спартиатов, обладавших всеми гражданскими правами, всех прочих превратив в государственных рабов-илотов или свободных, но не граждан — периэков из других городов Лаконии.
Фактически, вся страна представляла собой военный лагерь, превратившись в необычайно милитаризованное государство. Внедрение этого образа жизни обычно приписывается Ликургу, хотя кто это был — бог, мифический герой или историческая личность — так и не ясно.
Многие историки считают, что Спарта возникла сравнительно поздно, после нашествия дорийцев, произошедшего предположительно между 1150 и 1100 гг. до н. э. Первоначально захватчики поселились в городах, которые они завоевали, а нередко и разрушили, или возле них, но через столетие они создали собственную столицу у реки Эвротас.
Начиная с этого периода, история Лаконии полностью совпадает с историей ее столицы — города-государства Спарты, — основанной около X в. до н. э. Спарта, название которой может значить «разбросанная» (предлагаются и другие толкования), состояла из поместий, рассыпанных по территории, центром которой являлся невысокий холм, который позднее стал Акрополем.
Спарта была городом, уникальным для античного мира. Достаточно упомянуть хотя бы тот факт, что спартанцы не возводили стен для защиты своего города, более полагаясь на силу своих воинов и талант полководцев. Стены появились только во II в. до н. э. при тиране Набиде.
Наиболее интенсивно древняя Спарта застраивалась в VI в. до н. э. В то время на спартанском Акрополе были возведены храм Афины Полиухос, или Меднодомной, упоминаемый древнегреческим писателем-географом Павсанием, святилище царя Леонида I — героя греко-персидских войн, трон Аполлона и многие другие памятники архитектуры.
Однако все же Спарта сильно отставала от других греческих полисов в архитектурном плане: это был скорее типично провинциальный город, чем роскошная столица. Причину такой нарочитой скромности следует искать в «законах Ликурга», созданных самим спартанским законодателем или же приписываемых ему и в первую очередь направленных против роскоши.
Застройка города, очевидно, производилась без какого-то определенного плана, для особо значимых сооружений подбирались места повыше, на холмах.
Остатки Древней Спарты находятся к северу от современной Спарты, в районе местного стадиона. Сама местность представляет собой огромную оливковую рощу: деревья проросли прямо сквозь руины.
В греко-персидских войнах 499-449 гг. до н. э. Спарта сыграла одну из ключевых ролей. Она еще больше укрепила свои позиции после победы над Афинами в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э., став самым влиятельным полисом Греции.
Однако к V-IV вв. до н. э. Спарта начала приходить в упадок: чтобы удержать свое ведущее положение, ей пришлось вести множество войн, знать была развращена роскошью, катастрофически упала рождаемость из-за поздних браков и замкнутости сословия спартиа-тов. Закат Спарты начался с поражения в Битве с Фивами при Левктрах в 371 г. до н.э. Лакедемоняне потеряли свою репутацию непобедимых, авторитет Спарты упал.
Спарта так никогда и не смогла восстановиться и вернуть себе былое влияние, и в 146 г. до н. э., как и вся Греция, легендарный город стал частью Римской империи. В 396 г. город был уничтожен вестготами Алариха. Начиная сXIII в. политическим и культурным центром Лаконии стала соседняя Мистра.
В силу особенностей развития своей истории Лакония не входит в число районов Греции, богатых историческими памятниками. Более всего известны руины одной только древней Спарты.
В ходе раскопок Британской школы в Афинах, проводившихся в 1906-1910 и 1924-1929 гг., были обнаружены остатки нескольких зданий, в том числе святилище Артемиды Орфии, храм Афины Меднодомной и театр.
Центральное сооружение — конечно же, Акрополь, который являлся центром как военной, так и культурной жизни местных жителей. Без него считалось невозможным возводить остальные здания. Спартанский Акрополь состоит из агоры (придуманной древними комбинации рыночной площади, биржи, места переговоров и оглашения решения властей), сооруженной уже в эпоху Древнего Рима.
Здесь же стоят храм Афины и прочие сооружения.
Храм Артемиды Орфии, Орфосии-Владычицы, как ее называли в Спарте — Лигодесмы, или Обвязанной ивами, — был построен в X в. до н.э. вскоре после возникновения Спарты. Это одна из немногих построек подлинных спартанского периода. В храме сохранилось изображение Артемиды Орфии, причем в вертикальном, не низвергнутом положении. Храм явно был уничтожен наводнением. В наши дни проведена его реставрация.
Был в Спарте и свой театр, сооруженный на самом высоком из спартанских холмов, причем очень большой: он рассчитан на 16 тыс. зрителей. Первоначальное сооружение было построено из дерева, позже были возведены стены из известняка, а сцена — из белого мрамора. К нашему времени от театра сохранились лишь хоры, сцена и еще несколько фрагментов.
Сохранилась также длинная арочная галерея, где располагались лавки ремесленников.
Гордостью Археологического музея Спарты является коллекция римской мозаики. Тут же находятся находки, сделанные во время археологических работ на руинах Спарты: мраморная голова воина с Акрополя, барельефы с изображениями змей из святилища Аполлона, керамические маски — атрибут ритуальных танцев в святилище Артемиды.
Неподалеку от города располагалось святилище Менелая и Елены, чьи руины сохранились до наших дней.
Город Спарта, что стоит рядом с обломками построек древнего города, практически не сохранил следов своего былого величия. Полностью перестроенный в первой половине XIX в., сегодня это административный центр нома Лакония, центр сельскохозяйственного района долины реки Эвротас и резиденция православного епископа.
Общая информация
Местонахождение: юг Греции.Административное местоположение: ном Лакония, периферия Пелопоннес, децентрализованная администрация Пелопоннес, Западная Греция и Иония.
Основан: XI-X вв. до н. э.
Язык: греческий.
Этнический состав: греки.
Религия: православие.
Цифры
Площадь: 84,5 км2.Население: 16 239 чел. (2011).
Плотность населения: 192,2 чел/км2.
Высота над уровнем моря: 210 м.
Удаленность: 213 км к юго-западу от г. Афины.
Климат и погода
Средиземноморский.
Зима мягкая и прохладная, лето жаркое и сухое.
Средняя температура января: +9,6°С.
Средняя температура июля: +28,5°С.
Среднегодовое количество осадков: 700 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 65%.
Достопримечательности
Археологический комплекс руин Древней Спарты
Храм Артемиды Орфии (X в. до н. э.)
Леонидаион — погребение царя Леонида I (V в. до н. э.)
Акрополь с храмом Афины Полиухос, или Меднодомной (VI в. до н. э.)
Театр (I-II вв.)
Алтарь Ликурга
Северные и Южные врата
Ротонда
Статуя царя Леонида
Современная Спарта
Музеи Археологический (1876)
Музей олив и оливкового масла
Художественная галерея Джона Кумантариоса
За пределами Спарты
Византийская церковь с монастырем Св. Николая (X в.)
Церкви Св. Софии Евангелистрии, Св. Златоуста и Св. Афанасия (XI-XIV вв.)
Замок барона де Нивелета (XIII в.)
Монастырь Перивлепту (XIV в.)
Святилища Аполлона, Менелая и Елены
Пещеры Дирос
Любопытные факты
Уже в древности Спарта являлась туристической достопримечательностью: из Рима сюда приезжали изучать спартанскую таможню и государственное устройство, непривычное для эпохи римского завоевания Греции.
Законы Ликурга превратили Спарту в образцовый пример деспотического тоталитарного милитаристского государства, контролировавшего жизнь граждан от рождения до смерти. При рождении ребенка государство определяло, вырастет ли из него здоровый гражданин или его следует сбросить с горы. Первые годы жизни мальчик проводил дома. С семи лет воспитание брало на себя государство, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям и военной муштре. В 20 лет молодой спартиат присоединялся к фидитии — обществу сотрапезников из пятнадцати человек, продолжая свое военное обучение совместно с ними. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком. В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином и мог участвовать в народном собрании, но практически все время проводил в гимнасии (спортзале), лесхе (клубе) и фидитии (столовой). На надгробии спартанца высекали лишь его имя; если он погибал в сражении, добавлялись еще слова «на войне».
Многие современные историки считают, что государственное устройство Спарты, приписываемое одному Ликургу, на самом деле образовалось путем постепенного видоизменения патриархального строя. Ликург-законодатель, вероятнее всего, был не реальным историческим лицом, а выдуманным устроителем спартанской жизни.
Древнегреческий писатель и географ II в. Павсаний был автором,вероятно, первого в истории путеводителя. Его труд «Описание Эллады» разбит на 10 глав по названиям греческих областей, в том числе Лаконии. Он представляет собой справочник достопримечательностей Древней Греции, снабженный сопутствующими легендами. В географическом отношении «Описание Эллады» и в наши дни может служить путеводителем.
Одна из достопримечательностей Спарты — якобы та самая скала, с которой сбрасывали детей, «отбракованных» комиссией, решавшей, кто из детей сильный и может жить, а кто слаб и от него следует избавиться немедленно. Однако достоверных свидетельств того, что ущелье Спарты заполнено костями младенцев, археологи не нашли. Сейчас считается, что это, скорее всего, миф.
Так как в период, к которому большинство историков относят Троянскую войну (около 1200 г. до н. э.), Спарта еще не возникла, миф о похищении Парисом Елены, супруги спартанского царя Менелая, был, вероятно, приписан Спарте. В соседних Терапнах, где существовал крупный город микенской эпохи, находилось святилище Менелайон, где довольно долго отправлялся культ Менелая и Елены.
Первая зафиксированная победа спартанцев в Олимпии — первое место некоего Аканфа в беге на 15-й Олимпиаде в 720 г. до н. э. Более столетия спартанские атлеты доминировали на Олимпийских играх, добившись за это время 46 побед из 81.
В последнюю субботу-воскресенье сентября в Спарте проводятся традиционные спортивные соревнования Спартафлон, обычно собирающие массу зрителей.
geosfera.org
Спарта – древнее государство в Греции — Альтернативный взгляд Salik.biz
Слава Спарты – пелопонесского города в Лаконии – в исторических хрониках и мире очень громкая. Это был один из известнейших полисов Древней Греции, который не знал смут и гражданских потрясений, а его армия никогда не отступала перед врагами.
Спарта была основана Лакедемоном, царствовавшим в Лаконии за полторы тысячи лет до Рождества Христова и назвавший город именем своей жены. В первые столетия существования города вокруг него не было никаких стен: они были возведены лишь при тиране Навизе. Правда, поздней они были разрушены, но Аппий Клавдий в скором времени воздвиг новые.
Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга, время жизни которого приходится приблизительно на первую половину VII столетия до н. э. Население древней Спарты по своему составу разделялось в те времена на три группы: спартанцев, периэков и илотов. Спартанцы проживали в самой Спарте и пользовались всеми правами гражданства своего города-государства: им необходимо было выполнять все требования закона и они были допущены ко всем почетным общественным должностям. Занятие земледелием и ремеслом хоть и не было запрещено этому сословию, но не отвечало образу воспитания спартанцев и поэтому презиралось ими.
Большая часть земель Лаконии была в их распоряжении ее для них возделывали илоты. Чтобы владеть земельным участком, спартанцу было необходимо выполнить два требования: в точности следовать всем правилам дисциплины и предоставлять определенную часть дохода для сиссития – общественного стола: ячменную муку, вино, сыр и т. д.
Дичь добывали охотой в государственных лесах; сверх того каждый, приносящий жертву богам, посылал в сисситий часть туши жертвенного животного. Нарушение или невыполнение этих правил (по любой причине) приводило к потере прав гражданства. Все полноправные граждане древней Спарты, от мала до велика, должны были участвовать в этих обедах, при этом ни у кого не было никаких преимуществ и привилегий.
Круг периэков составляли также люди свободные, но они не были полноправными гражданами Спарты. Периэки населяли все города Лаконии, кроме Спарты, которая принадлежала исключительно спартанцам. Они не составляли политически целого города-государства, так как управление в своих городах получали только из Спарты. Периэки различных городов были независимы друг от друга, и в то же время каждый из них был в зависимости от Спарты.
Илоты составляли сельское население Лаконии: они были рабами тех земель, которые обрабатывали в пользу спартанцев и периэков. Илоты жили и в городах, но городская жизнь не была характерна для илотов. Им разрешалось иметь дом, жену и семью, продавать илота вне владений запрещалось. Некоторые ученые считают, что продажа илотов вообще была невозможной, так как они были собственностью государства, а не отдельных лиц. До наших времен дошли некоторые сведения о жестоком обращении спартанцев с илотами, хотя опять же некоторые из ученых полагают, что в таком отношении больше проглядывало презрение.
Плутарх сообщает, что каждый год (в силу постановлений Ликурга) эфоры торжественно объявляли войну против илотов. Молодые спартанцы, вооружившись кинжалами, ходили по всей Лаконии и истребляли несчастных илотов. Но со временем учеными было установлено, что такой способ истребления илотов был узаконен не во время Ликурга, а только после Первой Мессенской войны, когда илоты стали опасными для государства.
Рекламное видео:Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная свой рассказ о жизни и законах Ликурга, предупредил читателя, что ничего достоверного сообщить о них невозможно. И все-же он не сомневался в том, что этот политический деятель был лицом историческим.
Большая часть ученых нового времени считают Ликурга личностью легендарной: одним из первых еще в 1820-е годы засомневался в его историческом существовании известный немецкий историк античности К.О.Мюллер. Он предположил, что так называемые «законы Ликурга» намного древней своего законодателя, так как это не столько законы, сколько древние народные обычаи, уходящие своими корнями в далекое прошлое дорийцев и всех других эллинов.
— Salik.bizМногие из ученых (У.Виламовиц, Э.Мейер и др.) сохранившееся в нескольких вариантах жизнеописание спартанского законодателя рассматривают как позднюю переработку мифа о древнем лаконском божестве Ликурге. Приверженцы этого направления поставили под сомнение и само существование «законодательства» в древней Спарте. Обычаи и правила, которые регулировали повседневную жизнь спартанцев, Э.Мейер классифицировал как «житейский уклад дорийской племенной общины», из которой почти без всяких изменений и выросла классическая Спарта.
Но результаты археологических раскопок, которые проводились в 1906—1910-х годах английской археологической экспедицией в Спарте, послужили поводом к частичной реабилитации античного предания о законодательстве Ликурга. Англичане исследовали святилище Артемиды Орфии – один из самых древних храмов Спарты – и обнаружили много художественных произведений местного производства: замечательные образцы расписной керамики, уникальные терракотовые маски (больше нигде не встречающиеся), предметы из бронзы, золота, янтаря и слоновой кости.
Эти находки в большинстве своем как-то не вязались с представлениями о суровой и аскетичной жизни спартанцев, о почти совершенной изоляции их города от всего остального мира. И тогда ученые предположили, что законы Ликурга в VII столетии до н. э. еще не были пущены в действие и хозяйственное и культурное развитие Спарты шло так же, как и развитие других греческих государств. Только к концу VI столетия до н. э. Спарта замыкается в себе и превращается в тот город-государство, каким его знали античные писатели.
Из-за угроз мятежа илотов, обстановка тогда была беспокойной, и потому «инициаторы реформ» могли прибегнуть (как это нередко бывало в древние времена) к авторитету какого-то героя или божества. В Спарте на эту роль был избран Ликург, который мало-помалу из божества стал превращаться в исторического законодателя, хотя представления о его божественном происхождении сохранялись до времен Геродота.
Ликургу довелось приводить в порядок народ жестокий и возмутительный, потому надо было научить его сопротивляться натиску других государств, а для этого сделать всех искусными воинами. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления спартанской общиной. Античные писатели утверждали, что он создал Совет старейшин (герусию) из 28 человек. Старейшины (геронты) избирались апеллой – народным собранием; в герусию входили и два царя, одной из основных обязанностей которых было командование армией во время войны.
Из описаний Павсания мы знаем, что периодом наиболее интенсивной строительной деятельности в истории Спарты был VI столетие до н. э. В это время в городе были возведены храм Афины Меднодомной на акрополе, портик Скиада, так называемый «трон Аполлона» и другие постройки. Но на Фукидида, видевшего Спарту в последней четверти V столетия до н. э., город произвел самое безотрадное впечатление.
На фоне роскоши и величия афинского зодчества времен Перикла Спарта казалась уже невзрачным провинциальным городком. Сами же спартанцы, не боясь прослыть старомодными, не перестали поклоняться архаичным каменным и деревянным идолам в то время, когда в других эллинских городах создавали свои шедевры Фидий, Мирон, Пракситель и другие выдающиеся скульпторы Древней Греции.
Во второй половине VI столетия до н. э. наступило заметное охлаждение спартанцев к Олимпийским играм. До того они принимали в них самое активное участие и составляли более половины победителей, причем во всех основных видах соревнований. В последствии, за все время с 548 до 480 года до н. э., победу одержал лишь один представитель Спарты – царь Демарат – и только в одном виде состязаний – скачках на ипподроме.
Чтобы добиться согласия и мира в Спарте, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в своем государстве. Он запретил употреблять золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, а вместо них ввел железные деньги в виде оболов. На них покупалось лишь то, что производилось в самой Спарте; кроме этого, они были настолько тяжелыми, что даже небольшую сумму следовало перевозить на повозке.
Ликург предписал и уклад домашней жизни: все спартанцы, от простого гражданина до царя, должны были жить в абсолютно одинаковых условиях. В специальном предписании указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить: она должна была быть такой простой, чтобы не было места никакой роскоши. Даже еда должна была быть у всех одинаковая.
Таким образом, в Спарте постепенно богатство потеряло всякий смысл, так как пользоваться им было невозможно: граждане меньше начали думать о добре собственном, а больше о государственном. Нигде в Спарте бедность не соседствовала с богатством, как следствие, не было зависти, соперничества и других корыстолюбивых страстей, изнуряющих человека. Не было и жадности, которая частную пользу противопоставляет государственному благу и вооружает одного гражданина против другого.
Одного из спартанских юношей, который за бесценок приобрел землю, предали суду. В обвинении было сказано, что он еще очень молод, а уже соблазнился выгодой, в то время как корысть – враг каждого жителя Спарты.
Воспитание детей считалось в Спарте одной из основных обязанностей гражданина. Спартанца, у которого было три сына, освобождали от несения сторожевой службы, а отца пятерых – от всех существовавших обязанностей.
С 7-и летнего возраста спартанец уже не принадлежал своей семье: дети были отделены от родителей и начинали общественную жизнь. С этого момента они воспитывались в особых отрядах (агелах), где за ними надзирали не только сограждане, но и специально приставленные цензоры. Детей обучали читать и писать, приучали подолгу молчать, а говорить лаконично – кратко и четко.
Гимнастические и спортивные упражнения должны были развивать в них ловкость и силу; чтобы в движениях была гармония, юноши обязаны были участвовать в хоровых плясках; охота в лесах Лаконии вырабатывала терпение к тяжким испытаниям. Кормили детей довольно скудно, потому недостаток в пище они восполняли не только охотой, но и кражей, так как их приучали и к воровству; однако если кто попадался, то били нещадно – не за кражу, а за неловкость.
Достигнувших 16-ти летнего возраста юношей подвергали очень суровому испытанию у алтаря богини Артемиды: их жестоко секли, они же должны были молчать. Даже самый малый вскрик или стон способствовали продолжению наказания: некоторые не выдерживали испытания и умирали.
В Спарте был закон, по которому никто не должен был быть полней, чем это необходимо. По этому закону все юноши, не достигшие еще гражданских прав, показывались эфорам – членам выборной комиссии. Если юноши были крепки и сильны, то их удостаивали похвалы; юношей, чье тело считали слишком дряблым и рыхлым, били палками, так как их вид позорил Спарту и ее законы.
Плутарх и Ксенофонт писали, что Ликург узаконил, чтобы и женщины выполняли те же самые упражнения, что и мужчины, и сделались через то крепкими и могли рожать крепкое и здоровое потомство. Таким образом, спартанские женщины были достойны своих мужей, так как также подчинялись суровому воспитанию.
Женщины древней Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены. Если в грудь, то женщины с гордостью смотрели на окружающих и с почетом хоронили своих детей в отчих гробницах. Если же видели раны на спине, то, рыдая от стыда, торопились скрыться, предоставив хоронить убитых другим.
Брак в Спарте также подчинялся закону: личные чувства не имели никакого значения, потому как все это было дело государственное. В брак могли вступать юноши и девушки, физиологическое развитие которых соответствовало друг другу и от которых можно было ожидать здоровых детей: брак между лицами неравных комплекций не допускали.
Но у Аристотеля о положении спартанских женщин говорится совсем иначе: в то время как спартанцы вели строгую, почти аскетическую жизнь, жены их предавались в своем доме необыкновенной роскоши. Это обстоятельство заставляло мужчин добывать деньги зачастую нечестными путями, потому как прямые средства были им запрещены. Аристотель писал, что Ликург пытался и спартанских женщин подчинить такой же строгой дисциплине, но встретился с их стороны с решительным отпором.
Предоставленные сами себе, женщины сделались своевольными, предались роскоши и распущенности, они даже начали вмешиваться в государственные дела, что в конце концов привело в Спарте к настоящей гинекократии. «Да и какая разница, – с горечью вопрошает Аристотель, – правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью?» В вину спартанкам ставилось то, что они вели себя дерзко и нахально и позволяли себе роскошествовать, чем бросали вызов строгим нормам государственной дисциплины и морали.
Чтобы охранить свое законодательство от иноземного влияния, Ликург ограничил связи Спарты с иностранцами. Без разрешения, которое давали лишь в случаях особой важности, спартанец не мог покинуть города и выехать за границу. Иностранцам также было запрещено появляться в Спарте. Негостеприимство Спарты было самым известным явлением в древнем мире.
Граждане древней Спарты представляли из себя что-то вроде военного гарнизона, постоянно упражнявшегося и всегда готового к войне или с илотами, или с внешним врагом. Законодательство Ликурга приняло исключительно военный характер еще и потому, что то были времена, когда отсутствовали общественная и личная безопасность, отсутствовали вообще все начала, на которых зиждется государственное спокойствие. Кроме этого, дорийцы в весьма незначительном числе осели в стране покоренных ими илотов и были окружены полупокоренными или совсем не покоренными ахейцами, потому только битвами и победами они могли держаться.
Такое суровое воспитание, на первый взгляд, могло представить жизнь древней Спарты очень скучной, а сам народ несчастным. Но из сочинений древнегреческих авторов видно, что столь необычные законы сделали спартанцев самым благополучным народом в древнем мире, потому что везде господствовало лишь соперничество в приобретении добродетелей.
Существовало предсказание, по которому Спарта останется сильным и могущественным государством, пока будет следовать законам Ликурга и останется равнодушной к золоту и серебру. После войны с Афинами спартанцы привезли в свой город деньги, которые соблазнили жителей Спарты и заставили их отступить от законов Ликурга. И с этого момента доблесть их начала постепенно угасать…
Аристотель же считает, что именно ненормальное положение женщин в спартанском обществе привело к тому, что Спарта во второй половине IV столетия до н. э. страшно обезлюдела и лишилась своей былой военной мощи.
Н. Ионина
salik.biz