Государственное устройство польши: ПОЛЬША. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА

Содержание

Государственное устройство Польши в XIV-XV вв — Мегаобучалка

Период с середины XIV до конца XV в. принято выделять как время существования в Польше сословной монархии, которой на смену в XVI—XVIII вв. пришел режим «шляхетской демократии», в сущности, представлявшей собой тоже модель сословного устройства государства, но с совершенно особыми чертами, позволившими противопоставить ее «нормальной» сословной системе.

Каковы были основные институты сословной монархии XTV— XV вв., как они сложились и как на их основе выросли институты «шляхетской демократии»?

Центральным институтом была королевская власть. При короле существовал королевский совет, объединявший высших светских И церковных сановников, выходцев чаще всего из аристократии.

Среди органов центрального управления главным являлась королевская канцелярия, руководимая канцлером и подканц-лером. Очень важным институтом стало казначейство во главе с королевским подскарбием. В XIV в. государственная казна не была еще отделена от королевской, но в XV в. последняя отделилась от государственной, возглавлял ее надворный подскарбий. Управление двором и его делами осуществлялось маршал ком. В XV в., как и в случае с казной, рядом с королевским (коронным) маршалком появился и надворный. Их функции, однако, не имели четкого разграничения. Существовал и ряд придворных должностей, которые носили, скорее, церемониальный, чем управленческий характер: подкомории, кравчий, конюший, постельничий и т.д.

Главной опорой королевской власти в провинции были старосты, которые пришли на место прежних каштелянов. Они выступали представителями короля на местах и как бы заменяли его во всех вопросах региональной администрации. В руках старосты сосредоточивалась судебная власть (первоначально даже над рыцарями), организация обороны и шляхетского ополчения (поспо-литого рушения), полицейские функции, сбор податей, налогов и пошлин. Старосты управляли и имуществом короля на данной территории. Как правило, они являлись выходцами из небогатой шляхты, были лично связаны с королем и, будучи ему всем обязаны, до поры до времени служили верно и ответственно.



Наряду с государственными должностями и органами администрации существовали и земские должности и институты, первоначально ликвидированные Владиславом Локетком, но затем восстановленные Казимиром Великим и получившие широкое развитие в XV в. Это воеводы, каштеляны, земские подкомории, войские, хорунжий и т.п. Они чаще всего не имели реального административного веса, но были привлекательны и важны для шляхты, так как составляли форму ее участия в государственной и общественной жизни. На эти должности дворяне пожизненно назначались королем. Постепенно они становились наследственными.

Главным элементом военной организации со времен Казимира Великого было посполитое рушение — ополчение, в котором обязаны были принимать участие все, кто владел землей на рыцарском праве. В посполитом рушении участвовали также солтысЫ и войты поселений, основанных на немецком праве. Ополчение делилось на хоругви, каждая из которых представляла определенную землю. Отдельные хоругви приводили с собой магнаты.

Таким образом, в XIV—XV вв. существовали предпосылки для создания сильного централизованного государственного аппарата. Однако с конца XIV в. (условным рубежом можно считать

Кошицкий привилей 1374 г.) начался процесс сужения преро-I гатив королевской власти за счет расширения прав и привилегий [шляхты. В XV в. ограничение власти короля выразилось в том, что | в регионах стало падать значение старост как королевских наместников. Должность старосты рассматривалась как пожизненная, пе-[реходила в руки местной знати, теряя тем самым тесную связь с [центральной администрацией. Постепенно суд старосты как пред-< ставителя центральной власти начал уступать место земскому суду, [который становился еще более независим от воли королевских [администраторов. Все это угрожало централизации государства.

Королевский совет в XV в. приобретает все больший вес и [значение. Если раньше он был чисто совещательным органом, [назначавшимся королем, то теперь в него по должности и по традиции входят епископы, виднейшие представители местной [ администрации, некоторые придворные чины. Совет превращается в рупор и орган земельной аристократии.

Самой же важной стороной трансформации органов государства в XV в. стало складывание системы польского сословного представительства — общепольского (вального) сейма, провин-диальных и земских сеймиков. Именно на этом фундаменте в кон-'. це XV—XVI вв. создаются базовые институты польской «шляхетской демократии». Их генезис достаточно ясен. Менее очевидны причины, вызвавшие к жизни эту специфическую модификацию сословно-представительной монархии. Сказать, что ее появление с неизбежностью детерминировано какими-либо предшествующими процессами в польском обществе и государстве, было бы неверно. Скорее, наоборот, «шляхетская демократия» составляет некую, не укладывающуюся в жесткие схемы аномалию на европейском фоне. Самый факт ее существования на протяжении нескольких веков показывает, что отклонения от «нормы», аномалии и альтернативы в истории не менее закономерны, чем то, что считается «нормальным».

Система «шляхетской демократии» опиралась на сейм, сеймики и разветвленное древо земских должностей.

Общепольский вальный сейм, или парламент, с конца XV в. состоял из двух частей: посольской палаты (избы) и сената. Происхождение сената достаточно ясно: он развился из королевского совета, постепенно превращающегося из совещательного органа При короле в фактически независимый орган, участие в котором стало не только правом, но и обязанностью высших лиц государства и церкви: епископов, канцлера, подканцлера, гетмана, под-скарбия, маршалка, воевод и каштелянов. Частота заседаний сената сначала зависела исключительно от короля, потом стала определяться традицией и ритмом работы сейма в целом.

Сеймы — общепольские (вальные), провинциальные и поветовые — возникли на основе удельных вечевых собраний рыцарства, но в чем состояла их роль в XIV в., в эпоху единовластного правления королей, сказать трудно. Известно, например, что статуты Казимира были приняты на раздельных съездах ве-ликопольской и малопольской шляхты. В XV в. их деятельность прослеживается с большей отчетливостью. В это время созыв общепольских съездов шляхты стал регулярным фактом польской общественно-политической жизни. Однако каких-либо строгих правил созыва и проведения сеймов и сеймиков не существовало. Ведущую роль играли члены королевского совета, представители местной администрации и носители земских должностных титулов. Выборных шляхетских депутатов не было, для участия в сеймах и сеймиках съезжалась в основном шляхта того региона, где проходил сейм. Не было и отрегулированной процедуры голосования: рядовые участники собрания шумом и криками выражали свое одобрение или неодобрение.

Компетенция и состав провинциальных сеймов были такими же, как и у вальных сеймов, с той только разницей, что их решения имели силу лишь в пределах данной земли. Сам факт существования этих сеймов делал их известным противовесом валь-ному сейму, и король мог опереться на их авторитет в случае несогласия с общепольским рыцарским собранием.

Что касается местных, земских, сеймиков, то они развились в XV в. главным образом в противовес власти старосты и деятельность их сосредоточивалась в основном на локальных проблемах — в первую очередь судебных, а также административных, полицейских и финансовых. Шляхта здесь имела перевес над магнатами, и ее участие в выработке решений было более деятельным и весомым, не сводясь к крикам одобрения или несогласия.

Важнейшая особенность сеймов и сеймиков — их односос-ловность. Хотя представители некоторых городов и капитулов принимали участие в заседаниях, доминирование шляхты было неоспоримым. В XVI—XVIII вв. городские делегации нескольких крупнейших городов имели право лишь совещательного голоса в решении тех или иных вопросов, касавшихся городской жизни.

Польские сеймы и сеймики XV в. еще не приобрели той формы и значения, какие им присущи в XVI—XVIII вв. Во-первых, не проходили пока выборы шляхетских депутатов из числа участников сеймиков в провинциальный или вальный сейм, что стало правилом лишь в течение XVI в. Во-вторых, только в конце XV в. стала складываться двухпалатная структура сейма, в то время как раньше сенат действовал вне сейма и независимо от него. Первый сейм, на заседаниях которого сенат и посольская изба объединились, состоялся в 1493 г. после смерти Казимирз

Ягеллончика. Правда, сенат в это время и в начале XVI в. количественно превосходил очень немногочисленную посольскую избу. В-третьих, полномочия сеймов и сеймиков в XIV—XV вв. были намного уже, чем позднее, когда они стали определять ход политической и общественной жизни в Польше.

Вопрос 53. Форма правления и государственный режим в Польше, формирование и взаимодействие высших государственных органов.

 

Польская Республика является демократическим правовым государством, осуществляющим принципы социальной справедливости.

Польская Республика является унитарным государством.

Высшая власть в Польской Республике принадлежит Народу.
Народ осуществляет свою власть через своих представителей или непосредственно.

Польская Республика охраняет свою независимость и нерушимость своей территории, обеспечивает свободы и права человека и гражданина, а также безопасность граждан, охраняет народное наследие, а также обеспечивает охрану окружающей среды, руководствуясь принципом уравновешенного развития.

Органы публичной власти действуют на основании и в пределах права.
Конституция является верховным правом Польской Республики.
Предписания Конституции применяются непосредственно, если Конституция не установит иное.

Государственный строй Польской Республики основывается на разделении и равновесии законодательной власти, исполнительной власти и судебной власти.

Законодательную власть в Польской Республике осуществляют Сейм и Сенат. Сейм осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров и объеме, определенном предписаниями Конституции и законов.

Выборы в Сейм и Сенат назначает Президент Республики не позднее, чем за 90 дней до истечения 4 лет с начала срока полномочий Сейма и Сената, определяя для голосования нерабочий день, приходящийся на 30-дневный период до истечения 4 лет с начала срока полномочий Сейма и Сената.
Избранным в Сейм может быть польский гражданин, имеющий право избирать и достигший не позднее дня голосования 21 года.
Избранным в Сенат может быть польский гражданин, имеющий право избирать и достигший не позднее дня голосования 30 лет.

Действительность выборов в Сейм и Сенат констатирует Верховный Суд.

Президент Польской Республики является верховным представителем Польской Республики и гарантом непрерывности государственной власти.

Президент Республики избирается Народом путем всеобщих, равных, прямых выборов и тайным голосованием. Президент Республики избирается на пятилетний срок полномочий и может быть избран повторно только один раз.
Президентом Республики может быть избран польский гражданин, который не позднее дня выборов достиг 35 лет и в полной мере пользуется избирательными правами на выборах в Сейм. Кандидата вьдвигают не менее 100 000 граждан, обладающих правом избирать в Сейм.

Действительность выборов Президента Республики подтверждает Верховный Суд.

Президент Республики может обращаться с посланием к Сейму, Сенату или к Национальному Собранию. Послания не становятся предметом обсуждения.
По вопросам особой важности Президент Республики может созвать Совет Кабинета. Совет Кабинета образуется Советом Министров, заседающим под председательством Президента Республики. Совету Кабинета не принадлежат полномочия Совета Министров. Совет Министров проводит внутреннюю и внешнюю политику Польской Республики. Ведению Совета Министров подлежат вопросы политики государства, не закрепленные за другими государственными органами и органами территориального самоуправления.

Совет Министров руководит правительственной администрацией.

Президент Республики выдвигает кандидатуру Председателя Совета Министров, который предлагает состав Совета Министров. Президент Республики назначает Председателя Совета Министров вместе с остальными членами Совета Министров в течение 14 дней со дня первого заседания Сейма или принятия отставки предыдущего Совета Министров и принимает присягу членов вновь образованного Совета Министров.

Председатель Совета Министров в течение 14 дней со дня назначения Президентом Республики представляет Сейму программу деятельности Совета Министров с предложением выразить ему доверие. Вотум доверия Сейм выносит абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов.

Члены Совета Министров несут ответственность перед Государственным Трибуналом за нарушение Конституции или законов, а также за преступления, совершенные в связи с занимаемой должностью.
Постановление о привлечении члена Совета Министров к ответственности перед Государственным Трибуналом Сейм принимает по предложению Президента Республики или не менее 115 депутатов большинством 3/5 законного числа депутатов.

Сейм выражает Совету Министров недоверие большинством законного числа депутатов по предложению, внесенному не менее чем 4б депутатами, с указанием кандидата на должность Председателя Совета Министров. Если постановление принято Сеймом, Президент Республики принимает отставку Совета Министров и назначает избранного Сеймом нового Председателя Совета Министров и по его предложению - остальных членов Совета Министров, а также принимает их присягу.

Предложение о принятии постановления, о котором говорится в ч.1, может быть поставлено на голосование не ранее чем по истечении 7 дней после его внесения. Повторное предложение может быть внесено не ранее чем по истечении 3 месяцев после внесения предыдущего предложения. Повторное предложение может быть внесено до истечения 3 месяцев, если с ним выступят не менее 115 депутатов.

Сейм может выразить недоверие министру.

Суды и Трибуналы являются властью, отдельной и независимой от других властей.
Суды и Трибуналы выносят приговоры и решения именем Польской Республики.

Правосудие в Польской Республике осуществляют Верховный Суд, общие суды, административные суды, а также военные суды.
Исключительный суд или ускоренный процесс может быть установлен только на время войны.

Судьи назначаются Президентом Республики по предложению Всепольского Судебного Совета на неопределенное время.



Читайте также:

 

Государственное устройство и политическая система Польшы

П. — демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости, верховенства народа, унитарного государства, разделения властей, плюрализма и субсидиарности. Парламентская республика. Действует Конституция 1997.

С января 1999 введено трёхступенчатое административно-территориальное деление: 16 воеводств — Нижнесилезское (столица Вроцлав), Куявско-По-морское (Быдгощ), Любельское (Люблин), Любуское (Зелёна-Гура), Лодзинское (Лодзь), Малопольское (Краков), Мазовецкое (Варшава), Опольское (Опо-ле), Подкарпатское (Жешув), Подляское (Белосток), Поморское (Гданьск), Свентокшиское (Кельце), Силезское (Катовице), Варминско-Мазурское (Оль-штын), Великопольское (Познань), Западнопомор-ское (Щецин), а также 308 земских повятов и 65 городских (города на правах повятов) и 2489 гмин.

Крупнейшие города (тыс. чел.): Варшава, Лодзь (829,0), Краков (738,2), Вроцлав (650,0), Познань (581,7), Гданьск (458,0), Щецин (416,3), Быдгощ (386,3), Люблин (356,0), Катовице (340,7).

Высший орган законодательной власти — сейм и сенат, которые образуют Национальное собрание (парламент). Сейм (нижняя палата) состоит из 460 депутатов, сенат (верхняя палата) — из 100 сенаторов. Депутаты и сенаторы избираются на 4 года. Порядок выборов в парламент определяется законом о выборах в сейм и сенат 2001. Выборы в сейм являются всеобщими, равными, прямыми и пропорциональными и проводятся тайным голосованием. Выборы в сенат — всеобщие, прямые и проводятся тайным голосованием.

Кандидатов в депутаты и сенаторы могут выдвигать политические партии и избиратели. При распределении мандатов в избирательных округах учитываются окружные списки кандидатов в депутаты сейма, получившие на выборах не менее 5% голосов по стране, и тех блоков, которые получили не менее 8% голосов. Парламентские выборы 2001 привели к изменению состава обеих палат. Маршалом (спикером) сейма с октября 2001 является Марек Боровский (СДЛС), маршалом сената — Лонгвин Пастусяк (СДЛС).

Высшая исполнительная власть представлена президентом и советом министров. Глава государства — президент — избирается всенародным голосованием сроком на 5 лет на всеобщих прямых выборах не более чем на два срока. Президент — высший представитель П. на международной арене, гарант преемственности государственной власти, исполнения Конституции, суверенитета и безопасности страны, верховный главнокомандующий.

Пост президента был восстановлен по решению «круглого стола», и в 1989 Национальное собрание избрало первым президентом страны Войцеха Ярузельского, находившегося на этом посту до декабря 1990. Лидер «Солидарности» Лех Валенса был избран президентом (1990—95) на первых всеобщих выборах. В декабре 1995 президентом был избран лидер польских социал-демократов Александр Квасьневский. В ноябре 2000 он был переизбран на второй сроколо В период правления Квасьневского П. принята в НАТО, проделана большая подготовительная работа к вступлению в ЕС, проводится политика нормализации отношений с РФ.

Совет министров является главным коллегиальным органом исполнительной власти, он проводит внутреннюю и внешнюю политику, руководит правительственной администрацией, он подотчётен исключительно сейму. По Конституции сейм может выразить недоверие правительству. Выражение вотума недоверия правительству (главе правительства) должно сочетаться с одновременным (в одном решении) выбором нового главы правительства.

Первым премьер-министром постсоциалистической П. стал советник «Солидарности» Тадеуш Мазо-вецкий (1989—90). Его правительству принадлежат наибольшие заслуги в реформировании экономики и создании основ рыночного хозяйства. «Отцом» польских экономических реформ считается вице-премьер и министр финансов Лешек Бальцерович, под руководством которого была создана идеология и методология рыночной трансформации в П.

Премьер-министрами последовательно были: Ян Кшиштоф Белецкий (1990—91), Ян Ольшевский (1991 — 92), Ханна Сухоцкая (1992—93), Вальдемар Павляк (1993 — 95), Юзеф Олексы (1995—96), Влодзи-меж Чимошевич (1996—97), Ежи Бузек (1997—2001). По итогам парламентских выборов 2001 сформировано коалиционное правительство во главе с Лешеком Миллером, в состав которого вошли представители СДЛС, «Союза труда» и ПКП. Однако в 2003 СДЛС и «Союз труда» разорвали коалицию с ПКП, и правительство Миллера стало правительством меньшинства.

Законодательной властью гмины (единицы административного деления страны первой ступени) является совет, избираемый на местных выборах. Исполнительной властью в сельских гминах является войт, в малых и средних городах — бургомистр, а в крупных — президент (мэр). Все они с 2002 избира-

ются в ходе прямых всеобщих выборов. Руководство повята (единицы второй ступени) представлено советом повята, избираемым на всеобщих выборах, и главой исполнительной власти (старостой). Руководящими органами воеводства (самой крупной административной единицы) являются сеймик, избираемый на всеобщих выборах, а также правление воеводства. Во главе сеймика и правления стоит маршал воеводства. Представителем центрального правительства в воеводстве является воевода.

В 2002 в П. было зарегистрировано около 130 политических партий. Ведущими являются 7 партий, представленных в сейме. СДЛС (около 160 тыс. членов) образован в 1999 на базе Социал-демократии Республики П. В 1991—99 СДЛС был коалицией около 30 партий, профсоюзов и общественных организаций. На 1-м съезде СДЛС в декабре 1999 председателем партии избран Л.Миллер.

«Гражданская платформа» представляет собой правоцентристскую консервативно-либеральную партию. Она создана в 2001—02 на основе избирательного блока «Солидарность» и либерального «Союза свободы», председатель — Дональд Туск.

«Самооборона РП» — радикальная партия крестьян и жителей малых городов, недовольных существующей в П. общественной системой, сторонников прямых действий. Создана в 1992, председатель — Анджей Леппер.

ПКП образована 5 мая 1990 и насчитывает св. 200 тыс. членов, председатель — Ярослав Калиновский.

«Право и справедливость» — правая партия, выступает за порядок и ужесточение борьбы с преступностью. Создана в 2001, председатель партии — Ярослав Качиньский.

«Лига польских семей» — партия радикальных правых национал-католиков, противников членства П. в ЕС. Образована в 2001, председатель — Роман Гертых.

«Союз труда» — единственная левая социал-демократическая партия, вышедшая из недр «Солидарности». Создана в 1992, председатель — Марек Поль.

Ведущие организации деловых кругов: Совет польского бизнеса, объединяющий крупных предпринимателей, и Business Center Club, в который входят средние и мелкие бизнесмены. В 2002 в П. были зарегистрированы 36,5 тыс. общественных объединений, св. 5 тыс. фондов. Основными сферами их деятельности являются спорт (36,5% организаций), просвещение, образование (12,4%), здравоохранение, помощь инвалидам (11,6%). Независимый самоуправляющийся профессиональный союз «Солидарность», созданный в 1980 и восстановленный в 1989, насчитывает около 1,2 млн членов. Председатель Всепольской комиссии профсоюза — Януш Снядэк. В 1983 образовано Всепольское соглашение профессиональных союзов (ВСПС), объединяющее св. 100 отраслевых организаций и около 3 млн членов. Председатель ВСПС — Мачей Маницкий.

Внутренняя политика в 1990-е гг. преследовала цели создания стабильно функционирующей демократической политической системы, проведения рыночных реформ и повышения благосостояния населения. С учётом опыта развитых стран была осуществлена реформа конституционного, гражданского, хозяйственного и уголовного права. К настоящему времени основные демократические институты функционируют как саморегулирующиеся механизмы.

В 1990-е гг. во внешней политике П. превалировало западное направление. Основные цели политики: вступление П. в НАТО (1999) и Европейский союз, поддержание добрососедских отношений с другими государствами, стремление к укреплению позиций П. в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) и др.

Вооружённые силы П. служат защите независимости государства, неделимости её территории, обеспечению безопасности и неприкосновенности границ. В 2000 польская армия насчитывала св. 189 тыс. военнослужащих; до кон. 2003 она должна быть сокращена до 150 тыс. чел., а половина воинского контингента будет переведена на контрактную основу. Срок службы в армии составляет 12 мес.

П. имеет дипломатические отношения с РФ с 1921. В 1990-е гг. в отношениях П. с РФ попытки сближения сменялись охлаждением взаимных связей. В 1992—93 была создана новая правовая база взаимных отношений двух стран. Кроме того, в 1992 польской стороне были переданы документы, касающиеся «катынской трагедии». В 1993 были ликвидированы базы российских войск на территории П. После периода заметного охлаждения во взаимоотношениях с сер. 2000 наблюдается процесс их нормализации и развития, активизировавшийся после визита в П. в январе 2002 президента РФ В.В. Путина.

Ответы | § 12. Белорусские земли в составе Речи Посполитой во второй половине XVI — XVII в. — История Беларуси, 10 класс

Речь Посполитая
В 1569 г. ВКЛ подписало с Королевством Польским соглашение, получившее название Люблинской унии. Два государства объединились в Речь Посполитую.

Инкорпорация
Польская сторона стремилась к инкорпорации ВКЛ в состав Польши (Короны).

Сенат
Сейм (высший орган государственной власти) составляли король, сенат и посольская изба. Сенат образовывали представители католического духовенства, высшие должностные лица (140-150 человек).

Посольская изба
Сейм (высший орган государственной власти) составляли король, сенат и посольская изба. Посольская изба, или палата послов, включала представителей шляхты: по два человека от повета (в середине XVIII в. количество сеймовых послов составляло 236 человек).

Либерум вето
С 1589 г. каждый представитель сейма обладал правом «либерум вето» (так называемой «свободой запрета»): если хоть один из послов не был согласен с окончательным постановлением сейма, оно не принималось вовсе. В результате многие сеймы во второй половине XVII — XVIII в. были сорваны наложением «либерум вето».

Пакта конвента
Полномочия короля определялись такими актами, как Пакта конвента, Генриховы артикулы. Пакта конвента составлялась отдельно для каждого монарха. Она представляла собой соглашение между шляхтой Речи Посполитой и новоизбранным королем. Это соглашение фиксировало обязанности монарха: обеспечение финансовой помощи государству, уплату долгов предыдущего короля, сохранение шляхетских вольностей, неприменение армии против шляхты и др. Пакта конвента впервые заключена в 1573 г.

Генриховы артикулы
Полномочия короля определялись такими актами, как Пакта конвента, Генриховы артикулы. Генриховы артикулы оставались неизменными для всех монархов. Генриховы артикулы были приняты при избрании на престол Генриха Валуа в 1573 г.

Конфедерация
По Генриховым артикулам шляхта имела право отказаться от подчинения королю (создать конфедерацию) и выступить с оружием против него.

Государственный строй Польши в межвоенный период 20– 30-е гг XX в.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПОЛЬШИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД. КОНСТИТУЦИИ ПОЛЬШИ 1921 Г. И 1935 Г. (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

В истории мирового конституционализма Польше принадлежит  особое место: в мае 1791 г. она получила первую в мире конституцию, именовавшуюся  Правительственным законом, или  уставом (имелось в виду правительство в широком значении – как система высшей власти в государстве.). Конституция государства – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства[1] и личности, их права и обязанности. При этом надо оговориться, что первая польская Конституция не вполне отвечала этому понятию, так как по определению конституция – это ибо не признавала равноправия граждан и сохраняла ряд привилегий дворян-землевладельцев, а также давала преимущества католикам по сравнению с другими конфессиями, хотя и использовала понятия «граждане» и «народ». К сожалению, в 1795 г. состоялся третий раздел Польши между Пруссией, Австрией и Россией, и Польское государство, на без малого столетие с четвертью, перестало существовать.

Поражение Германии и Австро-Венгрии в Первой мировой  войне и революция в России создали возможность для восстановления польской национальной государственности. Ее возрождение состоялось в октябре-ноябре 1918 г., а 20 февраля 1919 г. Учредительный сейм принял так называемую Малую конституцию, урегулировавшую систему высших органов власти на период утверждения Конституции, которая была принята 17 марта 1921 г. [6, с. 675-676]

В 1926 г. после  государственного переворота, осуществленного  Ю. Пилсудским, в Мартовскую конституцию были внесены изменения. Последующим шагом развития конституционализма Польши явилось принятие 23 апреля 1935 г. парламентом новой Конституции. Таким образом, существует необходимость сравнения двух конституций 1921 г. и 1935 г., а также  необходимость изучения государственного строя Польши в межвоенный период.

И поэтому целью данной курсовой работы является выявление особенностей Конституции Польской республики, принятой 17 марта 1921 г. и Конституции Польской республики, принятой 23 апреля 1935 г.

Задачи данной курсовой работы:

  • выявить сущность государственного строя Польши в межвоенный период;
  • охарактеризовать Конституции 1921 г. и 1935 г.;
  • проанализировать изменения в государственном строе Польши в соответствии с Конституциями 1921 г. и 1935 г.

Проблема государственного строя Польши в межвоенный период рассматривалась различными исследователями. Так, М.Тымовский в работе «История Польши» рассматривал вопросы восстановления независимости Польского государства после Первой мировой войны, основные моменты принятия и действия Конституций Польской республики 1921 г. и 1935 г., государственный строй Польши в межвоенный период. Следует отметить, что М. Тымовский рассматривал данные вопросы на фоне происходящих событий в 20 – 30-е гг. М. Тымовский сделал выводы о том, что Конституция Польской республики 1921 г. имела ряд недостатков, но при этом отмечал, что «несмотря на недостатки, Конституция 1921 г. знаменовала объединение исторических областей Польши и означала завершение государствообразующих процессов». [11, с. 406] Также М. Тымовский характеризовал Конституцию Польской республики, принятую в 1935 г. Автор отмечал, что «Конституция 1935 г. сохраняла парламентские учреждения, но в значительной степени освобождала от ответственности перед ними исполнительную власть». [11, с. 423]

В коллективной работе «Конституции государств Европы» под общей редакцией Окунькова Л.А авторы охарактеризовали Польшу в истории мирового конституционализма, рассматривали причины принятия Конституции 1921 г. и охарактеризовали данную Конституцию, как «демократическую, предусматривавшую наряду с обычными для того времени политическими и гражданскими правами и свободами также ряд социальных прав». Следует отметить, что авторы рассмотрели государственный строй Польской республики, функции законодательных и исполнительных органов государственной власти. Также авторами отмечалось, что «новая Конституция официально оформила авторитарный политический режим, который к этому времени сложился в стране». [6, с. 676] В названной работе мне сложно было определить позиции авторов, однако могу отметить определенную тенденциозность в характеристике различных вопросов.

Определенная  идеологическая тенденциозность прослеживается в таком крупном издании, как «Конституции буржуазных стран. Великие державы и западные соседи СССР». И это неудивительно, ведь работа издана в 1935 г. Перед положениями конституций Польши, во введении, М. Зарецкий охарактеризовал политический режим в Польше, как фашистский. Он утверждал, что «лишь после роспуска сейма и сильного удара фашистских властей по партиям парламентской оппозиции и проведения под административным нажимом новых выборов в сейм, обеспечивающее правительственному лагерю значительное большинство, он внес в парламент свой проект новой конституции». [5, с. 200]

В курсовой работе были использованы законодательные  акты Польской республики. Они позволили  проследить изменения в государственном  строе Польской республики, выявить особенности развития государства в межвоенный период.

Актуальность  выбранной мной темы заключается  в том, что некоторые современные польские ученые и журналисты стали восхвалять конституцию 1935 г., ее роль в государственном устройстве Польши тех лет, роль Ю. Пилсудского в государственном строительстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хрестоматии, сборники документов различные – это источники, учебники, пособия, монографии, статьи – это  литература. Источниками являются и воспоминания участников тех событий (но тенденциозные). Источниками для данной темы являются тексты самих конституций, законов, постановлений…

Во введении нужно показать актуальность выбранной темы. Другими  словами, почему важно изучать эту  тему в наши дни. Например, по тому как некоторые современные польские ученые и журналисты стали восхвалять конституцию 1935 г. , ее роль в государственном устройстве Польши тех лет, роль Ю. Пилсудского в государственном строительстве. (а сама конституция, ее положения все показывают сами)

 

 

Глава 1. Государственный строй Польши 
в межвоенный период

    1. Общая характеристика положения Польши в межвоенный период

Польша вновь  обрела независимость в 1918 г. Важным рубежом в решении польского  вопроса было окончание Первой мировой  войны, а также Февральская революция в России. Пришедшие к власти в октябре 1917 г. в России большевики в опубликованной 15 ноября год«Декларации прав народов России» провозгласили «право народов России на свободное самоопределение…». 29 августа год был опубликован декрет Совнаркома об аннулировании всех договоров, заключенных правительствами бывшей Российской империи с Пруссией и Австрией относительно разделов Польши. Тем самым Россия окончательно отказывалась от всяких притязаний на польские земли. А поля

история, население и внутренняя политика

История Польши, как и многих государств, полна трагических событий. Внешние и внутренние войны, мятежи, разделения, отчаянное отстаивание своего суверенитета. Могучая Речь Посполита, появившись в XVI столетии, два века спустя пропадает с политической карты мира на 123 года. После иностранного господства ее независимость благодаря общим усилиям была восстановлена в конце Первой мировой войны, 11 ноября 1918 года.

Однако после Второй мировой войны Польша вновь попадает в зону влияния другой страны, на сей раз Советского Союза, где коммунизм являлся господствующей политической доктриной. Заключенный союзнический договор в 1945 году положил начало новым отношениям двух государств.

Потери Польши во Второй мировой войне

После вероломного нападения фашисткой Германии 1 сентября 1939 года, подхваченная оккупацией советскими войсками с восточной части за 27 дней Польша была стерта с политической карты. Именно с ее разгрома и начинается отсчет Второй мировой войны, повлекшей за собой огромные человеческие жертвы.

Военные действия основательно потрепали земли польского государства и оставили за собой вереницы сильных разрушений и утрат. Территории Западной Украины и Белоруссии окончательно закрепились за СССР. В целом было разгромлено 20 % промышленных объектов, 60 % медицинских учреждений, больше 63 % образовательных и научных учреждений, а Варшаву сравняли с землей. Но самым главным остаются невосполнимые людские потери.

Сотни тысяч жителей были замучены тяжелыми принудительными работами в концлагерях нацистов. Особенная жестокость пришлась на долю польских евреев, которых сначала согнали в гетто, а после принятия рейхом решения по еврейскому вопросу в 1942 году выслали в лагеря смерти. Один из самых кровавых лагерей смерти находился недалеко от города Освенцима, в нем были замучены и убиты более 4 миллионов человек.

Несомненно, огромное количество поляков погибло в результате гитлеровского режима, однако и советское руководство хорошо приложило руку к уничтожению польской элиты и интеллигенции. Советские репрессии были искусно направлены на экономическое использование польского народа.

Новые рубежи

Территориальные потери и новые границы Польши после Второй мировой войны - достаточно большая и спорная тема. И хотя официально государство находилось среди победителей, из довоенных областей сохранились только его прибрежная часть и земли южных территорий. В компенсацию за потерянные восточные регионы к Польше примкнули территории Германии, которые пропагандисты нарекли «Возвращенными землями».

По итогам подписанного договора о дружбе 21 апреля 1945 года Советский Союз передал Польше подконтрольные германские территории: часть Западной Пруссии, часть Восточной Померании, Силезия, Вольный город Данциг, Восточный Бранденбург и округ Щетин. Таким образом, после Второй мировой войны территория Польши составила 312 тыс. кв. километров, при том, что до 1939 года она была 388 тыс. кв. километров. Утрата восточных областей до конца не была компенсирована.

Население

По итогам германо-советского соглашения 1939 года о разделе границ Польши, более 12 млн. польских граждан (среди которых около 5 млн. этнических поляков) оказались на территориях, перешедших к Советскому Союзу. Новые территориальные границы государств стали причиной массового переселения народов.

После Второй мировой войны Польша не досчиталась 17 % своего населения. В последующие годы ее миграционная политика была активно направлена на моноэтничество государства и возвращение поляков на родину. По подписанному договору с советским правительством о взаимном обмене населением в 1945 году, в Польшу репатриировались больше 1,8 млн человек. Среди репатриантов были и евреи, но антисемитские настроения послевоенных лет спровоцировали их массовую эмиграцию из страны. В 1956–1958 годах из Советского Союза смогли вернуться еще около 200 тыс. человек.

Стоит также добавить, что порядком 500 тыс. человек из военнослужащих поляков, сражавшихся на стороне союзников, после окончания войны отказались возвращаться в отечество, где у власти стояли коммунисты.

Послевоенное государственное устройство

Присутствие подразделений Красной армии в Польше удачно сыграло при передаче власти польским коммунистам. Представителями ППР (Польская рабочая партия), ППС (Польская социалистическая партия) и ППК (Польская крестьянская партия) по завершению войны было сформировано правительство национального единства, но коммунисты расформировали эту коалицию в 1947 году и основали государство народной демократии, что потом отобразилось в принятой конституции от 1952 года.

В январе 1947 года были проведены первые послевоенные выборы в польский парламент (сейм), по итогам которых из 444 мест коммунистам досталось 382, а крестьянской партии всего 28. Избранный сейм утвердил главой государства Болеслава Берута, коммуниста, придерживающегося жесткой сталинской линии. И уже в октябре 1947 года активисты оппозиционных движений и некоторые руководители Польской крестьянской партии были вынуждены скрыться на Западе по причине преследования. Эти события и дали начало «сталинизации» Польши. А в декабре 1948 года вследствие слияния Польской рабочей партии и Польской социалистической партии была учреждена Польская объединенная рабочая партия (ПОРП), за которой в дальнейшем и сохранилась монополия на политическую власть в стране.

Несмотря на водворении достаточно жесткой политики после Второй мировой войны, в Польше не раз поднимались волны протеста против существующего режима. Основными причинами недовольства граждан стали: низкий уровень жизни, ущемления личной свободы и гражданских прав, а также невозможность политического участия.

Внешняя политика Польши

Став одним из подконтрольных СССР государством, Польша лишилась права принимать какие-либо решения в своих внешних политических связях. Ее стремление участвовать в североатлантических структурах и значимо фигурировать среди государств западной цивилизации осуществилось лишь с распадом социалистического блока.

В 1949 году Польша вступила в Совет Экономической Взаимопомощи, что немало поспособствовало развитию тесных связей с государствами «новой демократии». А в 1955 году польскими представителями был заверен Варшавский договор о дружбе в составе 8 стран участниц, что, по сути, являлось ответным шагом на вступление ФРГ в НАТО. Организация Варшавского договора являла собой военно-политический альянс под предводительством Советского Союза, конфронтирующий блоку НАТО.

Одной из сложных задач Польши после Второй мировой войны стало обеспечение безопасности ее западных рубежей. ФРГ только в 1970 годах смогла согласиться с незыблемостью западной границы польского государства. В Хельсинки в 1975 году на Совещании по безопасности и сотрудничеству европейских государств было признано следующее: все границы возведенные после войны являются нерушимыми.

Послевоенная экономика

Первые шаги развития Польши после Второй мировой войны начинаются с трехлетнего плана-восстановления экономики, утвержденного Варшавой и Москвой в 1947 году. В том же году был заключен договор с СССР о поставках промышленного оборудования в Польшу на сумму около 500 млн долларов США. Как следствие, к 1949 году выпуск промышленных товаров на душу населения возрастает в 2,5 раза, и в сравнении с довоенным временем экономическая отдача от их реализации существенно улучшается. В сельском хозяйстве также произошла реформа: было создано 814 тыс. фермерских хозяйств, еще около 6070 тыс. га земли отошли в собственность крестьян, были увеличены существующие наделы.

В 1950-1955 годах при научном и финансовом содействии СССР в Польше стартовал этап индустриализации, при котором главный упор шел на тяжелую промышленность и машиностроение. В итоге к 1955 году объем производства умножился в 2,5 раза, сравнительно с данными 1950 года, а численность аграрных кооперативов увеличилась в 14,3 раза.

В заключение

Если говорить кратко, после Второй мировой войны Польша представляла собой уже абсолютно другую страну, по сравнению с межвоенным периодом (1918-1939). Формирование нового баланса сил на международной арене и определенная этим политика лидирующих государств, признавших членение Европы на зоны влияния, где за Советским Союзом была оставлена ее Восточная часть, привели к кардинальным переменам в Польше. Произошедшие изменения сказались в утверждении коммунистического режима в стране, что вскоре повлекло за собой изменения политической системы, внешнеполитической ориентации, социально-экономической направленности и территориально-демографической ситуации.

Польша | Европейский Союз

Перейти к основному содержанию
  • О сайте
  • Языковая политика
  • Политика конфиденциальности
  • Правовая информация
  • Файлы cookie
    • Текущий язык: en
    • Болгарский
    • Испанский
    • Чешский
    • Датский
    • Немецкий
    • Эстонский
    • Греческий
    • Французский
    • Ирландский
    • Хорватский
    • Итальянский
    • латышский
    • Литовский
    • Венгерский
    • Мальтийский
    • Голландский
    • Польский
    • португальский, международный
    • Румынский
    • Словацкий
    • словенский
    • Финский
    • шведский

Текст запроса

Европейский Союз

Европа> О ЕС> Страны> Кратко о странах-членах ЕС> Польша Главная Меню Поиск
  • Главная
  • О ЕС
    • Основная информация
      • Коротко о ЕС
      • Приоритеты Европейского Союза на 2019-2024 годы
      • Что ЕС делает для своих граждан
      • Гражданство ЕС
      • Страны
      • Языки ЕС
      • Символы ЕС
      • Евро
      • Бюджет ЕС
      • ЕС в цифрах
      • Европейские годы
      • История
      • Президенты ЕС
    • Учреждения, органы и агентства
      • Учреждения и органы
      • Агентства и другие органы ЕС
    • Работа для ЕС и с ЕС
      • Работа для ЕС
      • Финансирование ЕС
      • Учреждения ЕС - Государственные контракты
  • ЕС по теме
    • сельское хозяйство
    • Бизнес и промышленность
    • Конкуренция
    • Культура
    • Таможня
    • Развитие и сотрудничество
    • Образование, обучение и молодежь
    • Работа и социальные вопросы
    • Энергия
    • Окружающая обстановка
    • Безопасности пищевых продуктов
    • Внешняя политика и политика безопасности
    • Здоровье
    • Гуманитарная помощь и гражданская защита
    • Права человека и демократия
    • Правосудие и основные права
    • Региональная политика
    • Исследования и инновации
    • Единый рынок
    • Налогообложение
    • Сделка
    • Транспорт
  • Закон ЕС
    • Принятие решений
      • Как принимаются решения ЕС
      • Договоры ЕС
      • Положения, директивы и другие акты
      • Применение права ЕС
    • Законодательство и прецедентное право
      • Найти законодательство
      • Найти прецедентное право
    • Высказать свое мнение
      • Участвуйте в формировании европейской политики
  • Жизнь и бизнес в ЕС
    • Жить, работать, путешествовать по ЕС
      • Работа и пенсия
      • Образование и молодежь
      • Здравоохранение
      • Права потребителей
      • Путешествовать
      • Проживающих за рубежом
      • Семья - законы других стран ЕС
      • Вождение
    • Ведение бизнеса в ЕС
      • Стартапов
      • НДС и таможня

UNSD - Методология

Страны или области / географические регионы

Список стран или территорий содержит названия стран или территорий в алфавитном порядке, их трехзначные цифровые коды, используемые для целей статистической обработки Статистическим отделом Секретариата Организации Объединенных Наций, и их трехзначные алфавитные коды, присвоенные Международным Организация по стандартизации (ISO). 1 Как правило, этот список стран или территорий включает те страны или районы, статистические данные по которым собираются Статистическим отделом Секретариата Организации Объединенных Наций.

Названия стран или территорий относятся к их краткой форме, используемой в повседневной деятельности Организации Объединенных Наций, и не обязательно к их официальному названию, используемому в официальных документах. Эти названия основаны на Терминологической базе данных Организации Объединенных Наций (UNTERM). 2 Используемые обозначения и представление материалов на этом сайте не подразумевают выражение какого-либо мнения со стороны Секретариата Организации Объединенных Наций относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района или их властей. , или относительно делимитации его границ или границ.

кипрских фунтов
Страна или регион M49 код Код ISO-alpha3
Афганистан 004 AFG
Аландские острова 248 ALA
Албания 008 ALB
Алжир 012 DZA
Американское Самоа 016 ASM
Андорра 020 И
Ангола 024 AGO
Ангилья 660 AIA
Антарктида 010 ATA
Антигуа и Барбуда 028 ATG
Аргентина 032 ARG
Армения 051 ARM
Аруба 533 ABW
Австралия 036 AUS
Австрия 040 AUT
Азербайджан 031 AZE
Багамы 044 BHS
Бахрейн 048 BHR
Бангладеш 050 BGD
Барбадос 052 BRB
Беларусь 112 BLR
Бельгия 056 BEL
Белиз 084 BLZ
Бенин 204 BEN
Бермудские острова 060 BMU
Бутан 064 BTN
Боливия (Многонациональное Государство) 068 BOL
Бонэйр, Синт-Эстатиус и Саба 535 BES
Босния и Герцеговина 070 BIH
Ботсвана 072 BWA
Остров Буве 074 BVT
Бразилия 076 BRA
Британская территория в Индийском океане 086 IOT
Британские Виргинские острова 092 VGB
Бруней-Даруссалам 096 BRN
Болгария 100 BGR
Буркина-Фасо 854 BFA
Бурунди 108 BDI
Кабо-Верде 132 CPV
Камбоджа 116 ХМ
Камерун 120 CMR
Канада 124 МОЖНО
Каймановы острова 136 CYM
Центральноафриканская Республика 140 CAF
Чад 148 TCD
Чили 152 КХЛ
Китай 156 ЧН
Китай, Специальный административный район Гонконг 344 HKG
Китай, Специальный административный район Макао 446 MAC
Остров Рождества 162 CXR
Кокосовые острова (Килинг) острова 166 CCK
Колумбия 170 COL
Коморские Острова 174 COM
Конго 178 COG
Острова Кука 184 COK
Коста-Рика 188 CRI
Кот-д’Ивуар 384 CIV
Хорватия 191 HRV
Куба 192 КУБ
Кюрасао 531 CUW
Кипр 196
Чехия 203 CZE
Корейская Народно-Демократическая Республика 408 ПРК
Демократическая Республика Конго 180 COD
Дания 208 DNK
Джибути 262 DJI
Доминика 212 DMA
Доминиканская Республика 214 ДОМ
Эквадор 218 ЭБУ
Египет 818 EGY
Сальвадор 222 SLV
Экваториальная Гвинея 226 GNQ
Эритрея 232 ERI
Эстония 233 EST
Эсватини 748 SWZ
Эфиопия 231 ETH
Фолклендские (Мальвинские) острова 238 FLK
Фарерские острова 234 FRO
Фиджи 242 FJI
Финляндия 246 FIN
Франция 250 FRA
Французская Гвиана 254 ГУФ
Французская Полинезия 258 PYF
Южные французские территории 260 ATF
Габон 266 GAB
Гамбия 270 GMB
Грузия 268 GEO
Германия 276 DEU
Гана 288 GHA
Гибралтар 292 GIB
Греция 300 GRC
Гренландия 304 GRL
Гренада 308 ГРД
Гваделупа 312 GLP
Гуам 316 ГУМ
Гватемала 320 GTM
Гернси 831 GGY
Гвинея 324 ГИН
Гвинея-Бисау 624 GNB
Гайана 328 ПАРЕНЬ
Гаити 332 HTI
Остров Херд и острова Макдональд 334 HMD
Святой Престол 336 НДС
Гондурас 340 HND
Венгрия 348 HUN
Исландия 352 ISL
Индия 356 IND
Индонезия 360 IDN
Иран (Исламская Республика) 364 IRN
Ирак 368 IRQ
Ирландия 372 IRL
Остров Мэн 833 IMN
Израиль 376 ISR
Италия 380 ITA
Ямайка 388 JAM
Япония 392 JPN
Джерси 832 ДЖЕЙ
Иордания 400 JOR
Казахстан 398 КАЗ
Кения 404 KEN
Кирибати 296 КИР
Кувейт 414 кВт
Кыргызстан 417 кг
Лаосская Народно-Демократическая Республика 418 ЛАО
Латвия 428 LVA
Ливан 422 фунтов
Лесото 426 LSO
Либерия 430 LBR
Ливия 434 LBY
Лихтенштейн 438 ЛОЖЬ
Литва 440 LTU
Люксембург 442 ЛЮКС
Мадагаскар 450 ЦРТ
Малави 454 MWI
Малайзия 458 MYS
Мальдивы 462 MDV
Мали 466 MLI
Мальта 470 MLT
Маршалловы Острова 584 MHL
Мартиника 474 MTQ
Мавритания 478 MRT
Маврикий 480 MUS
Майотта 175 MYT
Мексика 484 МЕХ
Микронезия (Федеративные Штаты) 583 FSM
Монако 492 MCO
Монголия 496 MNG
Черногория 499 MNE
Монтсеррат 500 MSR
Марокко 504 МАРТ
Мозамбик 508 MOZ
Мьянма 104 MMR
Намибия 516 NAM
Науру 520 НРУ
Непал 524 НПЛ
Нидерланды 528 NLD
Новая Каледония 540 NCL
Новая Зеландия 554 NZL
Никарагуа 558 Сетевая карта
Нигер 562 NER
Нигерия 566 NGA
Ниуэ 570 NIU
Остров Норфолк 574 NFK
Северная Македония 807 MKD
Северные Марианские острова 580 МНП
Норвегия 578 NOR
Оман 512 OMN
Пакистан 586 PAK
Палау 585 PLW
Панама 591 PAN
Папуа-Новая Гвинея 598 PNG
Парагвай 600 PRY
Перу 604 PER
Филиппины 608 PHL
Питкэрн 612 PCN
Польша 616 ПОЛ
Португалия 620 PRT
Пуэрто-Рико 630 PRI
Катар 634 QAT
Республика Корея 410 KOR
Республика Молдова 498 MDA
Реюньон 638 РЭУ
Румыния 642 РУ
Российская Федерация 643 РУС
Руанда 646 RWA
Сен-Бартелеми 652 BLM
Остров Святой Елены 654 ШН
Сент-Китс и Невис 659 KNA
Сент-Люсия 662 LCA
Сен-Мартен (Французская часть) 663 MAF
Сен-Пьер и Микелон 666 SPM
Сент-Винсент и Гренадины 670 ДКТ
Самоа 882 WSM
Сан-Марино 674 SMR
Сан-Томе и Принсипи 678 STP
Сарк 680
Саудовская Аравия 682 САУ
Сенегал 686 SEN
Сербия 688 SRB
Сейшельские Острова 690 SYC
Сьерра-Леоне 694 SLE
Сингапур 702 SGP
Синт-Мартен (голландская часть) 534 SXM
Словакия 703 СВК
Словения 705 SVN
Соломоновы Острова 090 SLB
Сомали 706 SOM
ЮАР 710 ZAF
Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова 239 SGS
Южный Судан 728 SSD
Испания 724 ESP
Шри-Ланка 144 LKA
Государство Палестина 275 PSE
Судан 729 SDN
Суринам 740 SUR
Острова Шпицберген и Ян-Майен 744 SJM
Швеция 752 SWE
Швейцария 756 CHE
Сирийская Арабская Республика 760 SYR
Таджикистан 762 TJK
Таиланд 764 THA
Тимор-Лешти 626 TLS
Того 768 ТГО
Токелау 772 ТКЛ
Тонга 776 ТОНН
Тринидад и Тобаго 780 TTO
Тунис 788 ТУН
Турция 792 ТУР
Туркменистан 795 ТКМ
Острова Теркс и Кайкос 796 TCA
Тувалу 798 TUV
Уганда 800 UGA
Украина 804 UKR
Объединенные Арабские Эмираты 784 ARE
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии 826 ГБ
Объединенная Республика Танзания 834 TZA
Внешние малые острова США 581 UMI
Соединенные Штаты Америки 840 США
Виргинские острова США 850 VIR
Уругвай 858 URY
Узбекистан 860 УЗБ
Вануату 548 ВУТ
Венесуэла (Боливарианская Республика) 862 VEN
Вьетнам 704 ВНМ
Острова Уоллис и Футуна 876 WLF
Западная Сахара 732 ЭШ
Йемен 887 YEM
Замбия 894 ЗМБ
Зимбабве 716 ZWE
Страна или регион M49 код Код ISO-alpha3
阿富汗 004 AFG
奥兰 群岛 248 ALA
阿尔巴尼亚 008 ALB
阿尔及利亚 012 DZA
美 属 萨摩亚 016 ASM
安道尔 020 И
安哥拉 024 AGO
安圭拉 660 AIA
南极洲 010 ATA
安提瓜 和 巴布达 028 ATG
阿根廷 032 ARG
亚美尼亚 051 ARM
阿鲁巴 533 ABW
大利亚 036 AUS
奥地利 040 AUT
阿塞拜疆 031 AZE
巴哈马 044 BHS
巴林 048 BHR
孟加拉国 050 BGD
巴巴多斯 052 BRB
白俄罗斯 112 BLR
比利时

Польша - Страны - Офис историка

Сводка

На пике своего могущества Содружество Польша включала Литву, Беларусь и большую часть Украины.Это разработал уникальную форму правления, при которой дворянство избирало короля и единственный голос «против» (liberum veto) остановил действие любого закона. Эта система пригласили иностранное вмешательство и гражданскую войну, и сделали страну уязвимой для более сильные соседи. В 1772 году Австрия, Россия и Пруссия провели Первый раздел Польши. Попытки реформы, ведущей к Конституции В 1791 году Россия и Пруссия провели второй раздел в 1793 году.После подавив польское восстание в 1794 году, три державы провели Третий Раздел 1795 г. Польша исчезла с карты Европы до 1918 г .; Наполеон создал Великое княжество Варшавское из прусской Польши в 1807 году, но не пережить его поражение.

3 ноября 1918 года была провозглашена Польская республика. 14 ноября Генерал Иосиф Пилсудский стал главой государства.17 января 1919 г. был сформирован кабинет с пианистом Игнасом Яном Падеревским в качестве премьер-министра. Министр.

Версальский договор 1919 г. определил западную границу Польши и предоставил доступ к Балтийскому морю, создав Польский коридор вдоль реки Висла. Данциг (ныне Гданьск), в котором большинство населения составляли немцы, стал вольным городом, находящимся под контролем Лига Наций. Лига Наций предложила восточную этническую границу известная как «линия Керзона».«Польша, однако, пыталась закрепить за собой 1772 г. границы с Россией, что привело к войне с Советским Союзом в 1920 году. Договор Риги закончила войну в 1921 году и установила восточную границу до к востоку от линии Керзона.

Во время холодной войны отношения между США и Польшей колебались. Между 1956 и середина 1960-х, когда Гомулка был у власти, отношения между США и Польшей улучшились; это дружба застопорилась в течение 1960-х, но снова начала улучшаться, когда Гомулка был вне власти после 1970 года.С 1989 года Соединенные Штаты и Польша имели теплые двусторонние отношения.

Современный флаг Польши

Признание

Признание независимости Польши США, 1919 г.

Тринадцатое из четырнадцати пунктов президента Вудро Вильсона призывал к независимой Польше с выходом к морю.22 января 1919, государственный секретарь Роберт Лансинг уведомил премьер-министра и секретаря Польши о Иностранные дела, Игнас Ян Падеревски, что США признали Временное польское правительство.

Консульство

Первый U.S. Консульство, Варшава (под управлением России) 1871-1917 гг.

Первым консульским учреждением США в Польше было Консульство в Варшаве, которое находился тогда под управлением России. Он открылся в 1871 году и закрылся в 1917.

Консульские посты в Познани и Кракове, 1946 г. & 1947.

После Второй мировой войны Соединенные Штаты сохранили консульские посты в Познань и Краков.Пост в Познани открылся как Консульство 16 января 1946 г. стало вице-консульством 1 мая 1947 г. Снова консульство 6 июня 1949 г. и было закрыто 31 августа 1951 г. вновь открыт 29 августа 1959 г., стал Генеральным консульством в 1992 г. и закрыт в 1996 году. Консульство в Кракове открылось 1 июля 1946 года, но закрыто в апреле. 17 января 1947 года. Он вновь открылся в качестве генерального консульства 5 июля 1974 года и до сих пор в сервисе.

Дипломатические отношения

Установление дипломатических отношений и американское представительство в Варшаве, 1919.

Дипломатические отношения и американская миссия в Варшаве были установлены 2 мая 1919 года, когда Хью С. Гибсон, первый министр США в Польше, представил свой учетные данные.

Учреждение польской дипломатической миссии в США, 1919 год.

18 августа 1919 года глава государства Пилсудский объявил о назначении Князь Казимир Любомирский в качестве министра Польши Соединенные Штаты. Князя Любомирского официально признали в ноябре 1 января 1919 года, когда он вручил свои верительные грамоты исполняющему обязанности государственного секретаря Уильяму Филлипс.Он был принят президентом Вудро Вильсоном 15 мая. 1920.

Повышение статуса американской дипломатической миссии до статуса посольства, 1930 год.

Александр П. Мур был назначен первым послом США в Польше 31 января 1930 г., но умер до того, как смог привести к присяге. Джон Н. Виллис был назначен 8 марта 1930 г., вручил верительные грамоты 24 мая и прослужил до 30 мая 1932 г.

Повышение статуса польской дипломатической миссии до статуса посольства, 1930 г.

Министр Польши в США, Титус Филиповича повысили до посла и представили свой новый верительные грамоты 4 марта 1930 года.

Переезд американского посольства из Варшавы в Париж, 1939 г.

Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года, когда нацистская Германия вторглась в Польшу.Посол Энтони Дж. Дрексел Биддл-младший покинул Варшаву 5 сентября и последовал за правительством Польши во Францию ​​(сентябрь 1939 - июнь 1940).

Переезд американского посольства из Парижа в Лондон, 1940 г.

Когда Франция пала под властью Оси в июне 1940 г., правительство Польша в изгнании переехала из Парижа в Лондон, а вместе с ним и американская Посол в Польше Энтони Дж.Дрексель Биддл мл. Биддл также был аккредитован при правительстве Бельгии в изгнании. Чехословакия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Югославия, все они проживали в Лондоне. Биддл покинул Лондон 1 декабря, 1943.

Прекращение миссии США при правительстве Польши в Лондоне, 1945 г.

У.Миссия С. к правительству Польши в Лондоне была прекращена 5 июля. 1945.

Восстановление посольства США в Варшаве, 1945 год.

С окончанием Второй мировой войны Соединенные Штаты восстановили свое посольство в Варшава, 31 июля 1945 года. Посол Артур Блисс. Лейн, назначенный 21 сентября 1944 г., представил свой верительные грамоты 4 августа 1945 г.Прослужил до 24 февраля 1947 года.

ресурсов

  • Государственный департамент. Информационный бюллетень по стране: Польша.
  • Государственный департамент информации о стране: Польша

Польша Возрастная структура - Демография

Возрастная структура:

0-14 лет: 14.83% (2 918 518 мужчин / 2 756 968 женщин)

15-24 лет: 9,8% (1928 637 мужчин / 1823 894 женщины)

25-54 года: 43,33% (8 384 017 мужчин / 8 203 646 женщин)

55-64 лет: 13,32% (мужчин 2 244 638 / женщин 2 675 351)

65 лет и старше: 18.72% (мужчин 2 867 315 ​​/ женщин 4299 341) (оценка 2020 г.)

Определение: В данной статье представлено распределение населения по возрасту. Информация представлена ​​по полу и возрастным группам следующим образом: 0-14 лет (дети) , 15-24 года (ранний трудоспособный возраст) , 25-54 года (основной трудоспособный возраст) , 55-64 года (зрелый трудоспособный возраст) , 65 лет и старше (пожилые) . Возрастная структура населения влияет на ключевые социально-экономические проблемы страны.Страны с молодым населением (высокий процент в возрасте до 15 лет) должны больше инвестировать в школы, в то время как страны с более старым населением (высокий процент в возрасте 65 лет и старше) должны инвестировать больше в сектор здравоохранения. Возрастная структура также может использоваться для предсказания потенциальных политических проблем. Например, быстрый рост молодого взрослого населения, неспособного найти работу, может привести к беспорядкам.

Пирамида численности населения

Пирамида численности населения иллюстрирует возрастную и половую структуру населения страны и может дать представление о политической и социальной стабильности, а также об экономическом развитии.Население распределено по горизонтальной оси, самцы показаны слева, а женщины - справа. Мужское и женское население разбито на пятилетние возрастные группы, представленные в виде горизонтальных полос вдоль вертикальной оси, причем самые молодые возрастные группы находятся внизу, а самые старые - вверху. Форма пирамиды населения постепенно меняется с течением времени в зависимости от тенденций рождаемости, смертности и международной миграции.

Источник: CIA World Factbook - Эта страница последний раз обновлялась 27 ноября 2020 г.

Польша - государство-член

Действия Совета Европы в Польше


Предупреждение пыток

Европейский комитет по предотвращению пыток посещает места содержания под стражей (для несовершеннолетних или задержанных иммигрантов, полицейские участки, психиатрические больницы), чтобы оценить, как обращаются с лицами, лишенными свободы.

Посещения и отчеты


Борьба с расизмом

Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРИ) - это независимый наблюдательный орган, который предоставляет государствам-членам конкретные и практические советы о том, как решать проблемы расизма и нетерпимости в их странах.

Отчеты


Защита социальных прав

Европейская социальная хартия - это договор Совета Европы, который гарантирует социальные и экономические права человека.Он был принят в 1961 году и пересмотрен в 1996 году. Европейский комитет по социальным правам определяет соответствие положения в государствах Европейской социальной хартии, Дополнительному протоколу 1988 года и пересмотренной Европейской социальной хартии.

Информационные бюллетени

Отчеты


Защита меньшинств

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств предусматривает систему мониторинга для оценки того, как договор реализуется в государствах-участниках.Консультативный комитет принимает рекомендации по улучшению защиты меньшинств.

Документы


Борьба с коррупцией

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) следит за соблюдением государствами-членами антикоррупционных стандартов Совета Европы с целью повышения способности своих членов бороться с коррупцией.

Оценки


Борьба с отмыванием денег


МАНИВЭЛ Комитет экспертов

Комитет оценивает эффективность внутренних мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма в государствах-членах Совета Европы, которые не являются членами Целевой группы по финансовым мероприятиям (FATF).Государства-члены Совета Европы, которые являются членами МАНИВЭЛ, но впоследствии становятся членами ФАТФ, могут принять решение сохранить полноправное членство в МАНИВЭЛ. Страны-кандидаты на членство и другие государства, не являющиеся членами ФАТФ, могут подать заявку на присоединение к кругу ведения при определенных условиях.

Оценки


COP198

Конференция участников Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (CETS No.198) контролирует надлежащее выполнение Сторонами Конвенции.

Отчеты


Демократия через право

Европейская комиссия за демократию через право - Венецианская комиссия - является консультативным органом по конституционным вопросам, который играет ведущую роль в принятии конституций, соответствующих стандартам конституционного наследия Европы.

Документы


Борьба с торговлей людьми

Группа экспертов по противодействию торговле людьми (ГРЕТА) отвечает за мониторинг выполнения Сторонами Конвенции о противодействии торговле людьми.Он регулярно публикует отчеты об оценке.

Оценки


Правосудие


Европейская комиссия по эффективности правосудия (CEPEJ)

Целью CEPEJ является повышение эффективности и функционирования системы правосудия в государствах-членах.

Оценки


Консультативный совет европейских прокуроров (CCPE)

Этот консультативный орган при Комитете министров готовит заключения, способствует выполнению Рек. (2000) 19 и собирает информацию о функционировании прокуратуры в Европе.

Документы

Польша | ОБСЕ - БДИПЧ

Как собираются данные о преступлениях на почве ненависти

Несколько государственных органов вовлечены в мониторинг и / или сбор данных о преступлениях на почве ненависти. Основными действующими лицами в этой области являются полиция и прокуратура. У каждого есть отдельная система записи и методика для этой задачи. С 2015 года полиция и Министерство внутренних дел и администрации совместно разработали и совместно использовали систему сбора данных о преступлениях на почве ненависти.

Все преступления, совершаемые против людей из-за их расовой, национальной, этнической или религиозной принадлежности, классифицируются как преступления на почве ненависти. Хотя общих правил регистрации преступлений на почве ненависти не существует, сотрудники полиции обязаны установить, действовал ли преступник по мотивам предубеждения. Показатели предвзятости, такие как поведение и заявления во время действия, обстоятельства преступления, а также характеристики и обстоятельства, связанные с жертвой, используются для определения мотива.

Преступления на почве ненависти отмечаются в форме инцидента, а также в электронной базе данных полиции.

Специальные координаторы как на центральном (национальный координатор по преступлениям на почве ненависти в Уголовном бюро Главного управления полиции), так и на местных уровнях (штаб-квартира полиции в каждом воеводстве и штаб-квартира столичной полиции) несут ответственность за предотвращение и расследование преступлений на почве ненависти. , а также для сбора данных из своего района и ежемесячного представления их в Национальную полицейскую информационную систему (KSIP).Ежемесячные отчеты направляются в Министерство внутренних дел и администрации. Та же структура также используется для отслеживания случаев разжигания ненависти, которые являются преступлениями в соответствии с Уголовным кодексом Польши. Однако в отчетности их можно разделить. Данные полиции доступны по запросу.

Прокуроры регистрируют преступления на почве ненависти, когда мотивы предубеждения выявляются в ходе судебного разбирательства или подразумеваются в преступлении. Руководящие принципы ведения производства по делам о преступлениях на почве ненависти, изданные генеральным прокурором в 2014 году, унифицируют практику судебного преследования и сообщения о преступлениях на почве ненависти.О каждом преследуемом преступлении на почве ненависти следует сообщать в вышестоящую прокуратуру. Дела также контролируются Управлением подготовительного производства государственной прокуратуры, которое представляет отчет по всем делам Генеральному прокурору и дает рекомендации нижестоящим прокуратурам. Национальная прокуратура публикует данные о преступлениях на почве ненависти в Интернете каждые шесть месяцев. Опубликованные данные содержат выдержки из отчетов о расследованиях, проведенных в организационных подразделениях прокуратуры за определенный период времени.

Отдел статистической управленческой информации Департамента стратегии и европейских фондов Министерства юстиции отвечает за организацию, координацию, надзор и подготовку статистических отчетов, включая информацию о преступлениях на почве ненависти. Данные получены из двух источников: статистические отчеты, составляемые судами каждые шесть месяцев, и электронная база данных Национального уголовного реестра. Данные опубликованы в Интернете.

Помимо сопоставления отчетов полиции и получения информации о судебных решениях судов, Министерство внутренних дел и администрации также осуществляет свою собственную независимую деятельность по мониторингу.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *