Гр таджикистана: Регистрация граждан Таджикистана

Содержание

Регистрация граждан Таджикистана

Регистрация граждан Таджикистана зависит от их правового статуса. Если у гражданина Таджикистана есть разрешение на временное проживание или вид на жительство, то ему нужно зарегистрировать по месту жительства. Если этих документов или возможности оформить регистрацию по месту жительства нет, то нужно оформить регистрацию по месту пребывания. О ней и пойдет речь в этой статье.

Содержание:

  1. Временная регистрация граждан Таджикистана
  2. Миграционный учет для граждан Таджикистана после въезда
  3. Продление миграционного учета граждан Таджикистана
  4. Перерегистрация гражданина Таджикистана

Получить консультацию миграционного юриста

Временная регистрация граждан Таджикистана

Все иностранцы, которые находятся в России, должны сообщить в МВД о месте своего проживания.

Если гражданин Таджикистана имеет разрешение на временное проживание или вид на жительство

, то в течение 7 рабочих дней после его получения он должен зарегистрироваться по месту жительства.

Регистрация по месту жительства является аналогом российской прописки и оформляется в виде штампа — ставится в вид на жительство или в загранпаспорт, если у иностранца РВП.

Если возможности оформить такую постоянную регистрацию нет, то в этот же срок иностранец должен встать на миграционный учет — оформить временную регистрацию.

Все остальные граждане Таджикистана могут оформить себе только миграционный учет — временную регистрацию.

Примечание редакции: больше информации о разнице этих понятий читайте в статье «Миграционный учет и регистрация — а есть ли разница». 

Миграционный учет для граждан Таджикистана после въезда

Правила миграционного учета установлены одинаковые для всех иностранных граждан, разница только в том, сколько дней без регистрации может находиться гражданин каждой страны после въезда в Россию.

Срок регистрации граждан Таджикистана в России

Гражданин Таджикистана без регистрации может находиться в России только 15 дней. Если иностранец планирует находиться в России дольше, то он должен оформить себе миграционный учет в это время. Обратите внимание, речь именно о календарных, а не рабочих днях.

Соответственно, гражданам Таджикистана на регистрацию дается 15 суток с даты въезда.

Как сделать регистрацию гражданину Таджикистан

Чтобы сделать регистрацию гражданину Таджикистана, принимающая сторона должна заполнить и подать в МВД уведомление о прибытии иностранца в место пребывания.

Принимающая сторона — это то лицо, у которого иностранец проживает. Это может быть работодатель, собственник квартиры или комнаты, администрация общежития и т.д.

Заполнить и подать уведомление о прибытии в МВД можно лично, через почту или через портал Госуслуги. О последнем способе я писала в статье «Миграционный учет через Госуслуги». 

Общежития, хостелы, гостиницы и другие средства размещения обязаны оформить миграционный учет в течение 1 рабочего дня и могут делать это через специальную программу.

Документы для регистрации граждан Таджикистана

Чтобы принимающая сторона могла заполнить уведомление о прибытии, иностранец должен показать ей следующие документы:

  • паспорт;
  • миграционная карта.

При непосредственной подаче от принимающей стороны запросят:

  • заполненное уведомление о прибытии — его форма изменилась с 1 января 2023 года;
  • паспорт принимающей стороны;
  • документ, подтверждающий право принимающей стороны регистрировать иностранца в указанном помещении.

Дополнительно могут запросить копии документов иностранца.

Помочь с подготовкой, заполнением и подачей уведомления о прибытии могут наши эксперты. Подробнее читайте на сайте » Альянс — Трудовая миграция».

Продление миграционного учета граждан Таджикистана

Гражданин Таджикистана всегда должен иметь действующую регистрацию, пока находится в России. Поскольку срок его пребывания будет изменяться, например, при внесении авансовых налоговых платежей за патент, то и миграционный учет нужно будет продлевать.

На временной регистрации иностранца указан срок ее действия в поле «Срок пребывания до». Как только этот срок изменяется, изменения нужно внести и в миграционный учет.

Максимальный срок действия регистрации гражданина Таджикистана после въезда — 90 суток. Для работы и более длительного пребывания ему потребуется оформить патент на работу. В этом случае срок пребывания продлится на период действия патента. И информация об этом должна быть отражена в регистрации.

Патент продлевается уплатой налоговых платежей, соответственно, миграционный учет должен продлеваться при каждой оплате патента.

Законом установлен срок в 3 рабочих дня с даты изменения срока пребывания, чтобы внести изменения в регистрацию. Но на практике, важно успеть продлить миграционный учет, пока он действует.

Чтобы уложиться в 3 рабочих дня, может потребоваться помощь миграционных специалистов, поскольку продлить регистрацию гражданину Таджикистана можно только в МВД лично. Как продлить миграционный учет с нами, читайте на сайте » Альянс — Трудовая миграция».

Перерегистрация гражданина Таджикистана

Если гражданин Таджикистана меняет место своего пребывания, то об этом тоже нужно известить МВД. На подачу уведомления о прибытии иностранца по новому адресу дается 7 рабочих дней с даты прибытия в это место или с даты снятия с учета по предыдущему адресу.

Мы рекомендуем не затягивать с новой постановкой на учет при смене места проживания именно поэтому. Если иностранец снят с учета по прошлому адресу, но не встал на учет по новому вовремя, то это нарушение, которое грозит иностранцу с штрафом с выдворением или без по ст. 18.8 КоАП РФ, а его новой принимающей стороне — штрафом по ст. 18.9 КоАП РФ.

Безвизовая система для граждан Республики Таджикистан

Что такое безвизовый режим?

Это режим взаимоотношений между Таджикистаном и определенной страной, при котором гражданам этого государства не требуется получение визы для въезда на нашу территорию, и наоборот, нашим гражданам не требуется виза для того, чтобы попасть в это государство.

Безвизовый режим может устанавливаться как в одностороннем порядке, так и в порядке взаимности (по двустороннему или многостороннему соглашению). При этом существуют ограничения для некоторых типов паспортов. Например, безвизовый режим для обладателей дипломатических паспортов, а для имеющих другие виды паспортов, виза обязательна.

« «
Страна
Тип паспорта
Срок
Комментарии
Армения все виды заграничных до 90 дней Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Армения о взаимных поездках граждан
Афганистан дипломатический до 30 дней Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Исламской Республики Афганистан о безвизовой поездке по дипломатическим паспортам
Азербайджан все виды заграничных до 90 дней Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Азербайджан о безвизовых поездках граждан
Барбадос все виды заграничных до 28 дней в соответствии с законодательством Барбадос
Беларусь все виды заграничных бессрочное Соглашение о безвизовых поездках граждан Содружества Независимых Государств на территории государств-участников
Бруней-Даруссалам дипломатический, служебный до 14 дней Соглашение (посредством обмена меморандумами о взаимопонимании —
Венгрия дипломатический, служебный до 90 дней Обмен Меморандумами о взаимопонимании о Соглашении между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Венгрии о порядке безвизовых поездок граждан сторон, владеющих дипломатическими и служебными паспортами
Гаити все виды заграничных до 90 дней в соответствии с законодательством Гаити
Грузия все виды заграничных до 1 года Соглашение о безвизовых поездках граждан Содружества Независимых Государств на территории государств-участников
Индонезия дипломатический, служебный до 30 дней Соглашениие между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Индонезия об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов
Северная Корея все виды заграничных бессрочное Соглашение между Правителӣством Республики Таджикистан и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о взаимных поездках граждан
Южная Корея дипломатический, служебный до 90 дней Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Корея о взаимной отмене требования виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов
Иран служебный, дипломатический до 30 дней Меморандум о взаимопонимании между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Иран по отмене виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов, а также продления виз для бизнесменов
Индия дипломатӣ до 30 дней Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Индия о порядке безвизовых поездок для владельцев дипломатических паспортов
Иордания дипломатический до 90 дней
Кувейт дипломатический, служебный до 90 дней Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Государства Кувейт об отмене требования виз для владельцев дипломатических, специальных и служебных паспортов
Казахстан все виды заграничных бессрочное Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Казахстан об упорядочении условий взаимных поездок граждан Республики Таджикистан и Республики Казахстан
Китайская Народная Республика служебный, дипломатический, общегражданский заграничный паспорт для служебного пользования (со штампом «Служебный») до 30 дней Соглашение между Правительствм Республики Таджикистан и Правительством Китайской Народной Республики о системе безвизовых служебных поездок
Кыргызстан все виды заграничных бессрочное Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Республики Кыргызстан о порядке пребывания граждан РТ на территории РК и граждан РК на территории РТ
Малайзия все виды заграничных до 30 дней В соответствии с законодательством Малайзии
Мексика дипломатический до 90 дней
Микронезия все виды заграничных до 30 дней В соответствии с законодательством Микронезии
Молдавия все виды заграничных до 90 дней Соглашение о безвизовых поездках граждан Содружества Независимых Государств на территории государств-участников Соглашение о безвизовых поездках граждан Содружества Независимых Государств на территории государств-участников
Намибия все виды заграничных до 90 дней В соответствии с законодательством Намибии
Объединенные Арабские Эмираты служебный, дипломатический до 90 дней
Пакистан дипломатический до 90 дней Соглашение между Правитльством Республики Таджикистан и Правительством Исламской Республики Пакистан о безвизовых поездках по дипломатическим паспортам
Российская Федерация все виды заграничных Бессрочное Соглашение о безвизовых поездках граждан Содружества Независимых Государств на территории государств-участников
Румыния дипломатический, служебный до 90 дней Обмен меморандумами о Соглашении между Правительством Республики Таджикистан и Румынии о взаимных поездках граждан
Тайланд дипломатический, служебный до 90 дней Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Королевства Таиланд об отмене требования визы для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов
Турция дипломатический, служебный, общегражданский до 90, 60, 30 дней В соответствии с законодательством Республлики Турция
Туркменистан дипломатический до 30 дней Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Туркменистан о взаимных поездках граждан
Узбекистан все виды заграничных до 30 дней Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Републики Узбекистан о взаимных поездках граждан
Украина все виды заграничных до 90 дней Соглашение о безвизовых поездках граждан Содружества Независимых Государств на территории государств-участников
Филлиппин ҳамаи намуди шиносномаҳои хориҷӣ то 30 рӯз В соответствии с законодательством Филиппин
Эквадор все виды заграничных до 90 дней

Гражданская война в Таджикистане: Причины и динамика

Поиск

Политика компромисса Соглашение о мирном процессе в Таджикистане, выпуск 10. pdf (6 МБ)

Доступно на Английский

АвторыШирин Акинер Кэтрин Барнс

Скачать статью

Ширин Акинер и Кэтрин Барнс исследуют причины и динамику гражданской войны в Таджикистане.

Обращаясь к причинам и динамике гражданской войны в Таджикистане, Ширин Акинер и Кэтрин Барнс исследуют исторические и географические характеристики страны, наследие российского и советского контроля, геополитическую динамику и проблемы, которые представляют собой текущие проблемы для страны

Гражданская война в Таджикистане: причины и динамика

Эта статья основана на статье Акинера «Таджикистан: распад или примирение?» Опубликовано Королевским институтом международных отношений, Лондон, весна 2001 г.

В начале 1990-х годов, когда силы, которые когда-то скрепляли Советский Союз, начали распадаться, политическая конкуренция и конфликты начали обостряться в Таджикистане, далекой юго-восточной республике СССР. Вскоре после провозглашения независимости в сентябре 1991 г. борьба за государственную власть велась более или менее мирно, хотя и с частыми публичными демонстрациями в столице Душанбе. Девять кандидатов в президенты участвовали в первых многопартийных выборах, на которых победил бывший лидер Коммунистической партии. Тем не менее, народный консенсус в отношении легитимности его президентства оставался неуловимым. Напряженность между сторонниками власти и оппозиционными партиями накалилась до такой степени, что разные фракции взялись за оружие. Менее чем через год после обретения независимости Таджикистан был охвачен гражданской войной.

От 20 000 до 60 000 человек были убиты в первый год боевых действий, когда война была в самом разгаре, при этом большинство комментаторов считают, что в период с мая по декабрь 1992 года погибло около 50 000 человек. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) 600 000 человек — около одной десятой населения — были внутренне перемещенными лицами, и не менее 80 000 человек искали убежища за пределами страны, в основном в Афганистане. Жестокость боев в сельской местности на юге потрясла таджикских и иностранных наблюдателей. Многие безоружные гражданские лица были убиты, очевидно, с целью заставить их покинуть свои дома. Мирный процесс под руководством ООН и при значительном участии зарубежных стран привел к политическому и военному урегулированию, основанному на формуле разделения власти, закрепленной в Соглашении от 19 июня.97 Генеральное соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. С момента подписания договора периодически происходили стычки между правительственными войсками и группами ополченцев-отступников, а также продолжались попытки (иногда успешные) убить политических оппонентов. Тем не менее представляется, что опасность возврата к гражданской войне теперь отступает и что установлен новый политический порядок.

Как и во многих вооруженных конфликтах, интересы и действующие лица, объединившие свои силы для ведения войны, были сложными и менялись с течением времени. Основные противоборствующие группировки состояли из политических групп, связанных с людьми, способными мобилизовать вооруженное ополчение, часто через региональную принадлежность. В начале 19В 90-е годы старая политическая элита, многие из которых были выходцами из северной Ленинабадской области, вступила в новый союз с выходцами из Кулябской области на юге. Кулябцы, как правило, были недостаточно представлены на должностях в государственной власти в советский период, но теперь они имели возможность собирать вооруженные группы для усиления правительства. По мере продолжения войны баланс сил в этом «правительственном альянсе» сместился в пользу кулоби. К концу десятилетия старая ленинабадская гвардия была отстранена от правительства, а фракция Кулоби сохранила власть при президенте Эмомали Рахмонове.

Правительственным силам противостояла коалиция новых оппозиционных партий и их вооруженных сторонников. Большинство этих партий идентифицировали себя по идеологии (например, продвигая «демократию», «исламские ценности» или возрожденную «таджикскую нацию»), но получали поддержку в определенном регионе. Самой крупной из этих партий была Партия исламского возрождения (ПИВТ), с ее опорным пунктом на юго-западе среди семей, переселенных из горного Каратегинского района, насильственно переселенных на хлопковые поля Вахшской долины в советский период. ПИВТ объединилась с новой Демократической партией Таджикистана (ДПТ), народным движением «Растохез», состоящим в основном из душанбинских интеллектуалов с таджикскими националистическими программами, и «Лали-Бадахшан», партией, членами которой в основном были памирцы, выступавшие за большую автономию. для горного Бадахшана на востоке Таджикистана. По ходу войны некоторые из этих групп объединились в Объединенную таджикскую оппозицию (ОТО) для продолжения своих военных действий и участия в мирных переговорах.

Воюющие стороны имели сильную региональную базу. Однако, в отличие от соперников в войнах, которые терзали Балканы и Кавказ в 1990-х годах, они не вели сепаратистскую войну за создание своих собственных независимых территорий, хотя некоторые в Бадахшане, возможно, руководствовались стремлением к большему автономия. Война не была вызвана в первую очередь глубоко укоренившейся враждой между региональными или этническими группами. Вместо этого конфликт в Таджикистане имел классическую динамику гражданской войны, в которой различные заинтересованные группы мобилизовались, чтобы оспорить контроль над государством и его ресурсами, а также принципы, на которых будет основана новая независимая страна: светские или исламские, «демократические». «или авторитарный. Учитывая ограниченность каналов политического самовыражения, разрешенных в советское время, Таджикистану на пороге независимости не хватало хорошо разработанных механизмов для управления политическими конфликтами и конкуренцией. Это означало, что внутренних противовесов, способных остановить эскалацию войны, было немного. Тем не менее, чтобы понять кое-что о причинах и динамике конфликта, важно кратко взглянуть на человеческую и физическую географию страны и ее историю, а также на ее положение в более широкой геополитической динамике региона в начале и середине XIX века.90-е. (См. Хронологию для повествования о разворачивающихся военных и мирных процессах.)

Земля, люди и история

Таджикистан – горная страна, не имеющая выхода к морю, расположенная к северу от Афганистана, к северо-западу от Китая, к югу от Кыргызской Республики и к востоку от Узбекистана. Его площадь составляет 143 100 квадратных километров, что сопоставимо по размеру с Тунисом или Грецией. Высокие горы, засушливые плато и ледники покрывают более 90 процентов территории страны. Таджикистан с преимущественно аграрным населением обладает одними из самых густонаселенных пахотных земель в мире. Немногие перевалы пересекают горы, и многие из них закрыты снегом на несколько месяцев в году. Это всегда затрудняло поездки между различными регионами, и даже современные транспортные сети страдают от сбоев, что создает серьезные препятствия для связи, а также для социальной и экономической интеграции.

Таджикистан состоит из четырех основных природных зон. Самым большим и высоким является Бадахшанская область на востоке, состоящая из Памирских гор и плато, со средней высотой 4000 м и отдельными пиками выше 7000 м. Бадахшан граничит с Китаем и Афганистаном, но его основные долины создали традиционные маршруты, связывающие его с центральным Таджикистаном на западе и Афганистаном на юге, способствуя социальному обмену между общинами этих регионов. Вторая природная зона расположена в центре страны и простирается от Бадахшана до границы с Узбекистаном на западе. В нем преобладают три горных хребта — Туркестанский, Зарафшанский и Гиссарский, каждый из которых проходит вдоль оси восток-запад на высоте от 2000 до 3000 метров над уровнем моря. В центре-востоке этой зоны находится Каратегинская долина, где расположены районы Гарм и Тавильдара. В центре-западе находится Гиссарская долина, где расположен Душанбе и чьи общины тесно связаны с югом и с Узбекистаном на западе. Третья зона, на юго-западе, соответствует Хатлонской области. Он расположен между Гиссарским хребтом и рекой Амударья/Пяндж. Граничит с Афганистаном на юго-востоке и с Узбекистаном на западе. Горная цепь с севера на юг делит эту зону на Курган-Тюбинскую область на западе с ее долинами рек Кофарнихон и Вахш и Кулябскую область на востоке. Четвертая зона находится на севере страны, в долинах рек Зеравшан и Сырдарья, образуя территорию бывшей Ленинабадской области, которая летом 2000 г. была переименована в Согд. этой публикации.) Северный район расположен в основном в плодородной и густонаселенной Ферганской долине, которая простирается в Кыргызскую Республику и Узбекистан. Главный город – Худжанд. Эта зона исторически была частью древних торговых путей «Шелкового пути» и поддерживала городскую культуру, связанную с другими регионами и народами, что способствовало уникальному слиянию иранской и тюркской культур.

Физическая география Таджикистана способствовала развитию многих культурно различных групп, большинство из которых являются частью иранского культурного мира и преимущественно мусульманами-суннитами. Одно различие было между народами равнин на севере, которые в древние времена были частью богатой городской культуры Мавераннахра, и людьми гор в центре, на востоке и юго-западе, которые были сравнительно изолировали и развили сильную локализованную идентичность. До советской эпохи взаимодействие между народами этих регионов было относительно небольшим. Общины северо-западных равнин имели обширные контакты с таджикскими центрами Бухарой ​​и Самаркандом, а также со своими узбекскими соседями. Таджикские народы гор в новое время различают кулоби, каратегини и гиссари. В регионе Бадахшан проживает восемь отдельных народов, принадлежащих к восточно-иранской языковой семье, которые вместе именуются памирцами и обычно являются частью шиитской имамитской исмаилитской ветви ислама. У них есть связи с другими памирцами через границы в Афганистане, Китае и Пакистане. Приблизительно 25 процентов населения Таджикистана принадлежит к этническим узбекским общинам, многие из которых имеют свою особую местную идентичность и составляют крупнейший блок неиранских народов. Есть также давние общины арабов, в основном на юге; евреев, в основном в городах; кыргызов, в основном на севере; и – с советского периода – русских и других славян, а также армян, немцев и татар, многие из которых уехали во время потрясений конца XIX в.80-х и начала 1990-х годов. Существует также крайне маргинальная община среднеазиатских, говорящих на таджикском языке рома (цыган), называемая люли или джуги с индийскими корнями.

Истоки таджикской политической нации часто восходят к империи Саманидов (875-999 гг. н.э.), которая в период своего расцвета простиралась от равнин южного Казахстана до Гиндукуша и от Памира до северного Ирана. Саманиды были последней иранской династией, правившей Средней Азией, и были свергнуты тюркскими Караханидами. После этого периода местные правители основали небольшие, но полунезависимые княжества в горных районах, которые мало контактировали с более крупными государствами на равнинах. К началу девятнадцатого века на равнинах существовало две основные региональные державы: Бухарский эмират на западе и Кокандское ханство в Ферганской долине. Оба были включены в состав Российской империи к концу века, хотя Бухарский эмират, имевший власть над центральной и южной зонами Таджикистана, сохранял номинальную автономию до тех пор, пока не был полностью интегрирован в состав СССР в 19 веке.20 с. Примечательно, что нет истории затяжных конфликтов между народами этих разных регионов и нет досоветской традиции межобщинной вражды.

Наследие российского и советского контроля

В первые годы русского господства увеличились различия между жизнью на равнинах и в горах. Северная провинция больше всего изменилась в результате русской экспансии. Новые правители способствовали развитию легкой промышленности, начали разработку полезных ископаемых и построили железнодорожное сообщение с Каспийским морем, положив тем самым начало модернизации с расширением возможностей для получения образования и политизацией общества. Однако в горных районах мало что изменилось, и люди продолжали жить так же, как и их предки на протяжении столетий. Именно в этом районе бойцы-басмачи, стремившиеся восстановить Бухарский эмират, оспаривали наступающую советскую власть в Средней Азии до конца XIX века.20 с. По официальным данным, пытаясь подавить сопротивление, Красная Армия уничтожила более 10 000 таджиков и узбеков в период с 1922 по 1926 год. Около четверти населения, в основном с юга, бежали в Афганистан. Это была первая из последовательных волн массовой миграции через южную границу в последующие десятилетия, когда люди стремились избежать жестоких чисток, насильственного переселения и коллективизации, а также религиозных преследований. Эти события имели продолжительный эффект, способствовавший динамике конфликта, наметившейся во время гражданской войны в XIX в.90-е.

Советский период сформировал многие социальные, экономические и политические особенности современного Таджикистана. Границы страны были спорно демаркированы. Территории, которые исторически были таджикскими, первоначально были включены в состав новой Узбекской Советской Социалистической Республики (ССР), лидеров которой вскоре обвинили в попытке «узбекизировать» таджикское общество. Протест привел к образованию Таджикской ССР в 1929 году со столицей в Душанбе. В него входила Ленинабадская область, но более полумиллиона таджиков и таджикские центры Бухара и Самарканд остались в Узбекистане, что вызывало недовольство многих таджикских националистов. В рамках новой Таджикской ССР были созданы национальные политические, культурные и образовательные учреждения, призванные консолидировать новую нацию. Разработан стандартизированный современный литературный язык, основанный на бухарском и северной группе таджикских диалектов и подчеркивающий различия со стандартным персидским языком. Кириллица использовалась для дальнейшей интеграции таджиков в советское пространство и дистанцирования их от Ирана и других частей мусульманского мира. Были предприняты интенсивные усилия по развитию транспортных связей между различными районами Таджикистана и с соседними советскими республиками. Все эти события помогли интегрировать людей из разных регионов в современный Таджикистан, общую политическую и культурную общность, которая в 1919 году стала независимым государством.91.

Тем не менее, социальные разногласия остались и углубились в результате политики, направленной на решение проблемы нехватки рабочей силы, а затем в результате медленного экономического и социального распада СССР. Начиная с 1930-х годов и продолжаясь с перерывами до конца 1960-х годов, советские власти насильно перебрасывали людей из центральной и восточной зон Таджикистана для обеспечения рабочей силой новых производств и, особенно, для интенсивных сельскохозяйственных проектов. Эти миграции означали, что каждая часть Таджикистана испытала некоторую степень перемещения населения в советский период. Это открыло межрегиональный обмен и интеграцию, но породило конфликты, стимулируя межгрупповую конкуренцию и обостряя восприятие социальных различий.

До 1970-х годов экономический рост обеспечивал практически полную занятость. Рост благосостояния и повышение социальной защищенности характеризовали большую часть советского периода. В начале 1980-х годов толчок к строительству гидроэлектростанций и других производств был осуществлен с привлечением рабочей силы из других республик, что привело к резкому росту безработицы и бедности среди таджикистанцев. Особенно маргинализировались молодые люди, некоторые из них были вовлечены в криминальные сети. Коррупция усилилась в 1980-е годы. Она выражалась в кумовстве, воровстве и взяточничестве – в появлении «мафий», контролировавших масштабную незаконную экономическую деятельность, зачастую присваивая государственные ресурсы при скрытом участии чиновников. Некоторые высокопоставленные чиновники непосредственно руководили деятельностью мафии. Коррупция такого масштаба подорвала легитимность и контроль правительства и создала ряд фактических феодальных владений, принадлежащих могущественным теневым фигурам, которые существовали вне закона и не привлекались к ответственности ни одной государственной властью. Гражданская война, кажется, усилила эту динамику. Мафии были усилены за счет формирования ополченцев и извлекли выгоду из ослабления правового контроля и экспоненциального роста торговли наркотиками из Афганистана. Кроме того, экономический спад углубился с распадом СССР, когда доступ к кредитам и к обычным рынкам в других республиках был ограничен.

Политическое возрождение

Социальное недовольство нарастало в 1980-е гг. и выражалось в развитии подпольных политических движений, а иногда и в ожесточенных межгрупповых конфликтах по поводу распределения государственных ресурсов. Развивались независимые светские общественно-политические движения, которые подпитывались и, в свою очередь, стимулировали появление настоящих политических дебатов. К концу 1980-х годов некоторые движения приобрели ксенофобский и националистический характер, и в уличных демонстрациях использовались такие лозунги, как «Таджикистан для таджиков». Эти события способствовали исходу этнических славян, немцев и евреев, многие из которых имели профессиональные навыки и чей отъезд подорвал таджикскую промышленность, образование и здравоохранение. Однако этнонационалистические призывы не смогли мобилизовать большинство населения. В 1990 г. Шодмон Юсуф основал ДПТ. Вместе с другими оппозиционными партиями она организовала успешную публичную демонстрацию в августе 1991 года, которая привела к отставке руководства Коммунистической партии Таджикистана, которая поддержала неудавшийся переворот против президента СССР Михаила Горбачева. В начале 1990-х ДПТ насчитывала несколько тысяч членов, но была ослаблена войной и оставалась младшим партнером ПИВ в ОТО.

Однако, по-видимому, более устойчивым было движение, отстаивающее форму исламской политической идеологии, ориентированную на восстановление «исламских ценностей» в стране. Это движение, по-видимому, возникло в 19 в.70-х годов из подпольной сети исламского богослужения, которая избегала контролируемых государством исламских структур. Ее сердцевина находилась в Курган-Тюбинской области, где проживали общины переселенцев из Каратегина. Это подпольное движение начало развивать политическую программу, которая укоренилась среди маргинализованной городской молодежи, а также в некоторых традиционных сельских общинных сетях. Несмотря на их разногласия, к началу 1990-х годов был сформирован союз между лидерами отдельных исламских фракций, входивших в состав ПИВТ: новыми «радикалами» (во главе с Саидом Абдулло Нури) и тем, что в то время было официальным религиозным «истеблишментом» Таджикистана. (под руководством Ходжи Акбара Тураджонзода). Большинство таджикистанцев считают себя мусульманами и рассматривают ислам как важную часть своего наследия. Тем не менее, похоже, что большинство не поддержало создание исламского государства, и кажется, что даже местные религиозные лидеры разделились во мнениях относительно того, предлагает ли ПИВТ единственный путь вперед. Тем не менее, соперничество между секуляристским и исламистским видением государства стало и остается важным идеологическим конфликтом.

Геополитическая динамика

Учитывая расположение Таджикистана на перекрестке различных политических и культурных миров, неудивительно, что целый ряд иностранных игроков сыграл значительную роль в динамике войны и мира. Наиболее заметными были Афганистан, Иран, Пакистан, Россия и республики Центральной Азии, особенно Узбекистан. (Подробнее об их ролях см. в разделе «Профили».) Воюющие таджикские группировки в значительной степени зависели от поддержки иностранных спонсоров, однако этой поддержки никогда не было достаточно, чтобы дать какой-либо из сторон абсолютное превосходство. Первоначально проправительственная фракция извлекала выгоду из усилий России и других стран Центральной Азии по восстановлению стабильности и сохранению (неисламистского) статус-кво путем развертывания «миротворческих» войск Содружества Независимых Государств (СНГ) для охраны таджикско-афганского граница. Силы ОТО воспользовались поддержкой северных афганских лидеров и полевых командиров и смогли обосноваться за границей в Афганистане. Возможно, они также получали поддержку со стороны воинствующих исламистских кругов, базирующихся в Пакистане и Саудовской Аравии. Иран также был важным игроком, хотя его правительство играло главным образом посредническую роль – возможно, потому, что оно признавало, что шиитская мусульманская революция по иранской модели невозможна в Таджикистане, где доминируют сунниты. Иран также разделял с Россией общую стратегическую цель — свести к минимуму возможность усиления влияния США и Турции в регионе, что усилило их мотивацию к мирному процессу.

Быстрый подъем радикального исламистского и основанного на этнических пуштунах движения Талибан в Афганистане в 1995-96 годах резко изменил региональный геополитический контекст. Опасения, что талибы могут угрожать Таджикистану, побудили иностранные правительства оказать давление на своих таджикских союзников, чтобы они договорились об урегулировании войны. Впоследствии они оказали практическую поддержку мирному процессу. Подобные опасения спровоцировали таджикские группировки на прагматическое осознание того, что продолжение войны может угрожать будущей независимости страны, которую они стремились контролировать; компромисс по разделению власти для управления объединенной страной был намного предпочтительнее, чем полная потеря страны. ООН смогла использовать это сближение интересов, чтобы придать импульс миру, кульминацией которого стал 19-й97 Генеральное соглашение.

Будущие вызовы

С президентскими и парламентскими выборами в конце 1999 г. и начале 2000 г. первоначальный переходный период, предусмотренный в Генеральном соглашении, был завершен, и большинство международных наблюдательных органов завершили свою работу. Перед Таджикистаном сейчас стоят двоякие задачи: решение проблем переходного периода, с которыми сталкиваются все постсоветские страны, а также постконфликтное миростроительство и восстановление.

В дополнение к неисчислимым человеческим жертвам войны, и без того слабая экономика и инфраструктура Таджикистана были разрушены. Всегда самая бедная из бывших советских республик, социальное развитие и экономические показатели резко упали с начала 19 века.90-е. Валовой внутренний продукт (ВВП) сократился более чем наполовину в период с 1992 по 1996 год, и, хотя он начал медленно расти после подписания Генерального соглашения, ВВП на душу населения в 1998 году составлял всего 215 долларов США. Таджикистан имел самый низкий рейтинг среди всех государств-преемников СССР по индексу человеческого развития Программы развития ООН (ПРООН) 1999 года. Хотя трудно точно определить размер теневой экономики, кажется, что незаконный оборот основных статей экспорта Таджикистана – алюминия, хлопка, золота и, прежде всего, наркотиков – является наиболее динамичным сектором. Укрепившиеся криминальные сети все больше удерживают власть, которая вовлекает политиков, бюрократов и лидеров милиции в покровительско-клиентские связи, которые пронизывают общество и стирают границы между политикой и преступностью.

Социальные издержки экономического коллапса в сочетании с опустошением войны создают большие трудности для большинства людей. Перемещение и массовое уничтожение имущества оставили в наследство нехватку жилья и имущественные споры. Быстрый рост населения с 5,2 миллиона человек в 1990 году до примерно 6,5 миллиона человек в 2000 году увеличил демографическую нагрузку на землю и другие ресурсы. Возрастная структура населения смещена в сторону молодежи, что имеет последствия для безработицы среди молодежи – почти 60 процентов людей в возрасте 16–29 лет.были безработными в 1997 году. Прерванное обучение способствовало снижению квалификации рабочей силы. Особенно сильно пострадали женщины. Война стимулировала рост насилия в отношении женщин. Это сопровождалось сокращением доступа девочек к образованию из-за скрытых затрат на обучение и усиления дискриминации на рабочем месте из-за избытка рабочей силы — и все это в то время, когда война оставила многих женщин единственными кормильцами для своих семей. Наркомания обострилась и в сочетании с обнищанием создает растущую проблему проституции и ВИЧ/СПИДа. И правительство, и расширяющаяся сеть гражданского общества пытаются решить эти проблемы, но ресурсы крайне ограничены и, вероятно, будут недостаточными для удовлетворения масштабов потребностей. Эти социальные и экономические стрессы имеют потенциальную политическую цену, особенно если силы, желающие продвигать свое дело вне конституционной политики, могут их использовать.

Одним из важных результатов войны и мирного процесса стало изменение политического ландшафта страны, особенно в отношении баланса сил между региональными элитами. Основным изменением стало усиление контроля Кулоби над государственными органами и коммерческими предприятиями по всей стране, несмотря на усилия президента Рахмонова в конце 1990-х годов сделать региональное представительство в правительстве и бюрократию более сбалансированным. Это контрастирует с падением влияния Ленинабада, когда-то самой богатой провинции. Чувство исключения может подпитывать деволюционные — и, возможно, даже сепаратистские — требования некоторых региональных лидеров. Остаточная межрегиональная напряженность в сочетании со скрытым потенциалом исламистского повстанческого движения сдерживает потенциал будущего конфликта. (Например, боевики Исламского движения Узбекистана, базирующиеся в Каратегинском районе, могут иметь связи с воинствующими исламистскими силами в Таджикистане.)90-е породили базовый консенсус по одному вопросу: вряд ли кто-то хочет вернуться к полномасштабной войне, а большинство жаждет мирного развития. Одного этого консенсуса может быть достаточно для сохранения определенной стабильности на долгие годы.

Все авторы и участники

  • Кэтрин Барнс
  • Камолудин Абдуллаев
  • Ширин Акинер
  • Оливье Рой
  • Искандар Асадуллаев
  • Саодат Олимова
  • Музаффар Олимов
  • Абдунаби Сатторзода
  • Шахрам Акбарзаде
  • Владимир Горяев
  • Елена Ригаччи Хэй
  • Ранда Слим
  • Гарольд Сондерс
  • Рашид Г. Абдулло
  • Рахматилло Зоир
  • Скотт Ньютон
  • Парвиз Муллоджанов

Всемирный доклад 2023: Таджикистан | Хьюман Райтс Вотч

В 2022 г. правительство Таджикистана усилило подавление прав человека и основных свобод, жестоко подавляя мирные собрания в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) и используя сфабрикованные обвинения против правозащитников в отместку за их профессиональную деятельность .

Репрессии в ГБАО были вызваны демонстрациями против преследований памирского этнического меньшинства со стороны региональных и национальных властей. Журналисты и блогеры за пределами ГБАО подвергались преследованиям за освещение событий и «антитеррористической» спецоперации в ГБАО, последовавшей в июне, а также за критические репортажи о правительстве.

Десятки членов и лидеров запрещенных оппозиционных партий остаются за решеткой по политически мотивированным обвинениям. Насилие в семье в отношении женщин и девочек остается распространенным явлением. Таджикистан также участвовал в военном конфликте с соседним Кыргызстаном, в результате которого погибли десятки мирных жителей и сотни получили ранения.

Кризис в Горно-Бадахшанской автономной области

В период с ноября 2021 г. по июнь 2022 г. не менее 40 человек были убиты в результате действий сил безопасности в ГБАО по подавлению протестов населения региона по поводу предполагаемых притеснений и преследований.

Власти Таджикистана назвали протесты «незаконными», утверждая, что они были организованы преступными группами, связанными с террористическими организациями. СМИ сообщали, что полиция по крайней мере один раз насильственно разгоняла протестующих с применением резиновых пуль и слезоточивого газа при военной поддержке, переброшенной из столицы Душанбе. В ходе последовавшей за этим военной «антитеррористической операции» не менее 46 человек были арестованы, а еще сотням предъявлены обвинения или они предстали перед судом за участие в протестах9.0003

С 2012 года в регионе регулярно происходят ожесточенные столкновения между населением и военными, а также продолжаются преследования и преследования памирцев — отдельного этнического и религиозного меньшинства, населяющего ГБАО.

Гражданское общество

В мае правозащитница и журналист из ГБАО и этнического памирца Улфатхоним Мамадшоева была задержана по обвинению в организации майских акций протеста, утверждая, что это была попытка свержения конституционного строя. Вскоре после задержания Мамадшоева была замечена в передаче по государственному телевидению, где она якобы призналась в организации акций протеста и принесла извинения за причинение беспокойства жителям ГБАО. Хотя интервью явно было записано во время содержания под стражей, точные обстоятельства, при которых оно было снято, неясны. В декабре Мамадшоева приговорили к 21 году лишения свободы.

В мае были задержаны и допрошены не менее 13 членов «Комиссии 44» — независимой группы, созданной в ГБАО в 2021 году для расследования ноябрьских протестов. Семь членов впоследствии были освобождены, но в июне двое получили длительные сроки тюремного заключения на 18 лет по обвинению в организации преступного сообщества и получении финансовой помощи из-за рубежа.

В июле таджикский интернет-активист Шодруз Ахроров, депортированный из России в марте якобы за нарушение правил проживания, был приговорен судом Душанбе к шести годам лишения свободы по обвинению в «призывах к экстремизму через Интернет». Ахроров публиковал видеоролики с критикой отсутствия поддержки таджикских трудовых мигрантов в России со стороны таджикских властей.

Свобода выражения мнений

Власти продолжали жестко ограничивать свободу выражения мнений онлайн и офлайн, преследуя журналистов, блоггеров и активистов за выражение своих взглядов и независимые репортажи. В отличие от последних лет выдвинутые обвинения включают «экстремизм», «терроризм» и «призывы к насильственному изменению конституционного строя», за все из которых предусмотрены чрезвычайно длительные сроки тюремного заключения. Существует жесткая цензура СМИ и преследование нескольких независимых СМИ.

Преследованию подверглись, в частности, журналисты и активисты, освещавшие протесты в ГБАО, в том числе независимые журналисты Хушом Гулом и Улфатхоним Мамадшоева, которые были задержаны без надлежащего судебного разбирательства и в декабре были приговорены к 8 и 21 годам лишения свободы. Четверо журналистов СМИ «Радио Озоди» и «Настоящее время» подверглись нападению после того, как взяли интервью у Мамадшоевой, неизвестные украли их оборудование и мобильные телефоны, жестоко избили и угрожали убить одного из них. Получив предупреждение от Генеральной прокуратуры, независимое СМИ «Азия Плюс» заявило, что больше не будет освещать события в ГБАО; ему угрожали закрытием за якобы «одностороннее» освещение протестов.

Два блогера, Далери Имомали и Абдулло Гурбати, известные своим критическим освещением деятельности государственных учреждений и журналистскими расследованиями, освещающими остальную часть Таджикистана, были задержаны в июне и на момент написания этой статьи оставались за решеткой. Им инкриминируют «участие в деятельности запрещенных политических партий и организаций» по статье 307 УК. Официальные представители двух запрещенных партий — Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и «Группы 24» — опровергли это обвинение.

Радио Озоди, таджикская служба RFE/RL, ограничена в своей профессиональной деятельности отказом Министерства иностранных дел в выдаче долгосрочной аккредитации своим журналистам, что противоречит законодательству Таджикистана об аккредитации СМИ.

Журналисты, управляющие независимой телекомпанией «Азда ТВ в изгнании», сообщают о продолжающемся давлении на их родственников в Таджикистане со стороны таджикских спецслужб, в том числе об угрозах возбуждения уголовных дел и ограничения их свободы выезда из страны.

Похищения и насильственные исчезновения

В период с ноября 2021 г. по август 2022 г. увеличилось количество выдач лидеров памирской диаспоры в России: не менее 7 активистов были насильственно исчезли и похищены в Таджикистан, в том числе двое этнических памирцев с российским гражданством. Все позже вновь появились в Таджикистане, некоторые выступили по телевидению с речами, в которых заявили, что вернулись в Таджикистан добровольно. Группа диаспоры выразила обеспокоенность тем, что власти могли пытать и иным образом оскорблять их во время содержания под стражей.

Политические заключенные, условия содержания в тюрьмах и пытки

Лидеры и члены запрещенной ПИВТ, ранее приговоренные к длительным или пожизненным срокам тюремного заключения, остаются за решеткой, несмотря на непрекращающиеся международные призывы к их освобождению. Один из основателей ПИВТ, 80-летний Зубайдулло Розик, дважды помещался в спецкары за религиозное воспитание других заключенных, что в таджикских тюрьмах является незаконным.

Тюрьмы Таджикистана по-прежнему плохо оборудованы и переполнены, а заключенные постоянно подвергаются жестокому обращению, несмотря на проводимую пенитенциарную реформу. Не было никакого подлинного расследования и никакой ответственности за ноябрь 2018 года и май 2019 года.тюремные беспорядки в Худжанде и Вахдате, в результате которых при невыясненных обстоятельствах погибли не менее 50 заключенных и пять охранников, а также гибель в июле 2019 года 14 заключенных в результате отравления при переводе из тюрьмы.

По состоянию на сентябрь не менее 16 из 70 задержанных участников майских акций протеста в ГБАО по результатам закрытых судебных процессов были приговорены к тюремному заключению на срок от 8 лет до пожизненного заключения. По сообщению памирской службы новостей, многие из них жаловались родственникам на пытки и жестокое обращение во время предварительного заключения.

Конфликт на кыргызско-таджикской границе

В сентябре Таджикистан вступил в военный конфликт с Кыргызстаном, в результате которого погибло не менее 18 мирных жителей Таджикистана, в том числе не менее 3 детей. По крайней мере, одна школа пострадала от пожара во время конфликта. Власти сообщили, что десятки жилых домов были сожжены, однако никаких отчетов о том, сколько людей могло быть перемещено внутри страны, не поступало. Власти Таджикистана также заявили, что кыргызские силы якобы обстреляли машину скорой помощи, ехавшую недалеко от Исфары, недалеко от кыргызской границы, в результате чего погибли пять членов семьи, в том числе двое детей, находившихся в машине. Расследований и ответственности за гибель мирных жителей в ходе апрельского конфликта 2021 года между Кыргызстаном и Таджикистаном не проводилось.

Домашнее насилие

Домашнее насилие в Таджикистане остается распространенным явлением, и власти не смогли эффективно реализовать закон 2013 года о предотвращении насилия в семье. Хотя закон предлагает некоторую защиту пережившим насилие, он не криминализирует бытовое насилие или супружеское изнасилование и не содержит положений о адекватной поддержке и защите переживших насилие.

Социальная стигматизация, экономическая зависимость, безнаказанность виновных, отсутствие доступа к мерам защиты для женщин с инвалидностью, включая приюты, и недостаточное количество приютов создают серьезные препятствия для доступа пострадавших к помощи, особенно в сельской местности. В Комитете по делам женщин и семьи заявили, что одной из основных причин самоубийств среди женщин является насилие в семье, о чем сообщалось в СМИ.

Антидискриминационное законодательство

Антидискриминационное законодательство было принято как нижней, так и верхней палатами парламента Таджикистана в июне и июле соответственно, вводя в закон такие понятия, как прямая и косвенная дискриминация, сексуальные домогательства и сегрегация на дискриминационной основе. . Закон возлагает на аппарат омбудсмена полномочия уполномоченного органа, ответственного за реализацию закона, в том числе за проведение антидискриминационной экспертизы будущих законопроектов. Однако закон исключает «сексуальную ориентацию» и «гендерную идентичность» как защищаемые категории, хотя эти понятия были включены в первоначальный проект.

Ключевые международные действующие лица

В марте на 49-й сессии Совета ООН по правам человека Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет отметила продолжающуюся практику подавления политического инакомыслия в Таджикистане, а также широко распространенную атмосферу страха и репрессий в ГБАО.

В мае делегация Европейского Союза в Таджикистане совместно с посольствами Франции, Германии, Великобритании и США выразила обеспокоенность в связи с ожесточенными столкновениями в ГБАО.

В июле Европарламент осудил запугивание и преследование журналистов и правозащитников в Таджикистане, в том числе работающих в ГБАО, и призвал таджикские власти провести эффективное и независимое расследование ожесточенных столкновений в ГБАО.

В сентябре исполняющая обязанности Верховного комиссара ООН по правам человека упомянула о кризисе в ГБАО, выразив обеспокоенность по поводу преследования правозащитников и журналистов, некоторым из которых грозит до 25 лет или пожизненный срок тюремного заключения за их деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *