Список стран по доминирующей религии
Главная > Справочник > Списки и рейтинги > Страны > Список стран по доминирующей религии
Численность последователей разных религий мира исследуется аналитическим центром Pew Research. На основании опросов, проведенных во всех странах мира, был опубликован соответствующий рейтинг стран по доминирующей религии (Largest religious group). В него включены такие популярные мировые религии как ислам, христианство, буддизм, иудаизм, индуизм и другие.
Как показывает статистика, самым популярной религией остается христианство. Вторая религия по популярности — ислам. Так, христианство является ведущей религией в 162 странах, ислам — в 50 странах, буддизм — в 8 странах. При этом есть 7 стран, где ни одна из религий не является популярной (большинство населения — атеисты). Также не стоит забывать об одной стране в мире, где главной религией является иудаизм — Израиль. В таблице также приведены данные о второй по популярности религии в каждой из стран.
Смотрите также: рейтинг стран по уровню религиозности
- Список
- Карты
- Инфографика
№ | Страна | Доминирующая религия | % | Вторая по значимости религия | % |
---|---|---|---|---|---|
1 | Американское Самоа | Христианство | 98,30% | Атеизм (неверующие) | 0,71% |
2 | Андорра | Христианство | 89,50% | Атеизм (неверующие) | 8,76% |
3 | Ангола | Христианство | 90,50% | Атеизм (неверующие) | 5,14% |
4 | Ангилья | Христианство | 90,60% | Атеизм (неверующие) | 3,99% |
5 | Антигуа и Барбуда | Христианство | 93,00% | Национальная религия | 3,62% |
6 | Аргентина | Христианство | 85,20% | Атеизм (неверующие) | 12,17% |
7 | Армения | Христианство | 98,50% | Атеизм (неверующие) | 1,32% |
8 | Аруба | Христианство | 91,90% | Атеизм (неверующие) | 5,98% |
9 | Австралия | Христианство | 67,30% | Атеизм (неверующие) | 24,20% |
10 | Австрия | Христианство | 80,40% | Атеизм (неверующие) | 13,51% |
11 | Багамские о-ва | Христианство | 96,00% | Атеизм (неверующие) | 3,10% |
12 | Барбадос | Христианство | 95,20% | Атеизм (неверующие) | 1,95% |
13 | Беларусь | Христианство | 71,20% | Атеизм (неверующие) | 28,56% |
14 | Бельгия | Христианство | 64,20% | Атеизм (неверующие) | 29,04% |
15 | Белиз | Христианство | 87,60% | Атеизм (неверующие) | 8,94% |
16 | Бенин | Христианство | 53,00% | Ислам | 23,84% |
17 | Бермудские о-ва | Христианство | 75,00% | Атеизм (неверующие) | 19,44% |
18 | Боливия | Христианство | 93,90% | Атеизм (неверующие) | 4,07% |
19 | Босния и Герцеговина | Христианство | 52,30% | Ислам | 45,20% |
20 | Ботсвана | Христианство | 72,10% | Атеизм (неверующие) | 20,56% |
21 | Бразилия | Христианство | 88,90% | Атеизм (неверующие) | 7,91% |
22 | Виргинские острова | Христианство | 84,50% | Национальная религия | 8,39% |
23 | Болгария | Христианство | 82,10% | Ислам | 13,67% |
24 | Бурунди | Христианство | 91,50% | Национальная религия | 5,70% |
25 | Камерун | Христианство | 70,30% | Ислам | 18,32% |
26 | Канада | Христианство | 69,00% | Атеизм (неверующие) | 23,65% |
27 | Кабо-Верде | Христианство | 89,10% | Атеизм (неверующие) | 9,11% |
28 | Карибские острова | Христианство | 93,90% | Атеизм (неверующие) | 3,28% |
29 | Каймановы острова | Христианство | 83,50% | Атеизм (неверующие) | 9,39% |
30 | ЦАР | Христианство | 89,50% | Ислам | 8,50% |
31 | Нормандские о-ва | Христианство | 85,20% | Атеизм (неверующие) | 14,21% |
32 | Чили | Христианство | 89,40% | Атеизм (неверующие) | 8,61% |
33 | Колумбия | Христианство | 92,50% | Атеизм (неверующие) | 6,59% |
34 | Острова Кука | Христианство | 96,00% | Атеизм (неверующие) | 3,24% |
35 | Коста-Рика | Христианство | 90,90% | Атеизм (неверующие) | 7,93% |
36 | Хорватия | Христианство | 93,40% | Атеизм (неверующие) | 5,12% |
37 | Куба | Христианство | 59,20% | Атеизм (неверующие) | 23,04% |
38 | Кюрасао | Христианство | 93,90% | Атеизм (неверующие) | 3,28% |
39 | Кипр | Христианство | 73,20% | Ислам | 25,28% |
40 | ДР Конго | Христианство | 95,80% | Атеизм (неверующие) | 1,77% |
41 | Дания | Христианство | 83,50% | Атеизм (неверующие) | 11,79% |
42 | Доминика | Христианство | 94,40% | Национальная религия | 2,96% |
43 | Доминиканская Республика | Христианство | 88,00% | Атеизм (неверующие) | 10,91% |
44 | Эквадор | Христианство | 94,10% | Атеизм (неверующие) | 5,50% |
45 | Сальвадор | Христианство | 88,20% | Атеизм (неверующие) | 10,97% |
46 | Экваториальная Гвинея | Христианство | 88,70% | Атеизм (неверующие) | 4,99% |
47 | Эритрея | Христианство | 62,90% | Ислам | 36,56% |
48 | Эфиопия | Христианство | 62,80% | Ислам | 34,58% |
49 | Фарерские острова | Христианство | 98,00% | Атеизм (неверующие) | 1,67% |
50 | Фолклендские острова | Христианство | 67,20% | Атеизм (неверующие) | 31,51% |
51 | Микронезия | Христианство | 95,30% | Национальная религия | 2,69% |
52 | Фиджи | Христианство | 64,40% | Индуизм | 27,94% |
53 | Финляндия | Христианство | 80,10% | Атеизм (неверующие) | 19,09% |
54 | Франция | Христианство | 63,00% | Атеизм (неверующие) | 28,00% |
55 | Гвиана | Христианство | 84,40% | Национальная религия | 9,10% |
56 | Французская Полинезия | Христианство | 94,00% | Атеизм (неверующие) | 4,93% |
57 | Габон | Христианство | 76,50% | Ислам | 11,25% |
58 | Грузия | Христианство | 88,50% | Ислам | 10,74% |
59 | Германия | Христианство | 68,70% | Атеизм (неверующие) | 24,73% |
60 | Гана | Христианство | 74,90% | Ислам | 15,82% |
61 | Гибралтар | Христианство | 88,80% | Ислам | 4,03% |
62 | Греция | Христианство | 88,10% | Атеизм (неверующие) | 6,14% |
63 | Гренландия | Христианство | 96,10% | Атеизм (неверующие) | 2,47% |
64 | Гренада | Христианство | 96,60% | Национальная религия | 1,27% |
65 | Гваделупа | Христианство | 95,90% | Атеизм (неверующие) | 2,48% |
66 | Гуам | Христианство | 94,20% | Атеизм (неверующие) | |
67 | Гватемала | Христианство | 95,20% | Атеизм (неверующие) | 4,13% |
68 | Гайана | Христианство | 66,00% | Индуизм | 24,86% |
69 | Гаити | Христианство | 86,90% | Атеизм (неверующие) | 10,61% |
70 | Гондурас | Христианство | 87,60% | Атеизм (неверующие) | 10,46% |
71 | Венгрия | Христианство | 81,00% | Атеизм (неверующие) | 18,59% |
72 | Исландия | Христианство | 95,00% | Атеизм (неверующие) | 3,46% |
73 | Ирландия | Христианство | 92,00% | Атеизм (неверующие) | 6,18% |
74 | Остров Мэн | Христианство | 84,10% | Атеизм (неверующие) | 15,41% |
75 | Италия | Христианство | 83,30% | Атеизм (неверующие) | 12,39% |
76 | Кот-д’Ивуар | Христианство | 44,10% | Ислам | 37,46% |
77 | Ямайка | Христианство | 77,20% | Атеизм (неверующие) | 17,16% |
78 | Кения | Христианство | 84,80% | Ислам | 9,68% |
79 | Кирибати | Христианство | 97,00% | Другие религии | 2,20% |
80 | Латвия | Христианство | 55,80% | Атеизм (неверующие) | 43,78% |
81 | Лесото | Христианство | 96,80% | Атеизм (неверующие) | 3,05% |
82 | Либерия | Христианство | 85,90% | Ислам | 12,00% |
83 | Лихтенштейн | Христианство | 91,90% | Ислам | 5,00% |
84 | Литва | Христианство | 89,80% | Атеизм (неверующие) | 10,00% |
85 | Люксембург | Христианство | 70,40% | Атеизм (неверующие) | 26,84% |
86 | Мадагаскар | Христианство | 85,30% | Атеизм (неверующие) | 6,94% |
87 | Малави | Христианство | 82,70% | Ислам | 12,97% |
88 | Мальта | Христианство | 97,00% | Атеизм (неверующие) | 2,54% |
89 | Маршалловы о-ва | Христианство | 97,50% | Атеизм (неверующие) | 1,50% |
90 | Мартиника | Христианство | 96,50% | Атеизм (неверующие) | 2,31% |
91 | Мексика | Христианство | 95,10% | Атеизм (неверующие) | 4,70% |
92 | Молдова | Христианство | 97,40% | Атеизм (неверующие) | 1,38% |
93 | Монако | Христианство | 86,00% | Атеизм (неверующие) | 11,65% |
94 | Черногория | Христианство | 78,10% | Ислам | 18,71% |
95 | Монсеррат | Христианство | 93,50% | Атеизм (неверующие) | 4,78% |
96 | Мозамбик | Христианство | 56,70% | Ислам | 17,97% |
97 | Намибия | Христианство | 97,50% | Атеизм (неверующие) | 1,95% |
98 | Науру | Христианство | 79,00% | Национальная религия | 8,06% |
99 | Нидерланды | Христианство | 50,60% | Атеизм (неверующие) | 42,06% |
100 | Новая Каледония | Христианство | 85,20% | Атеизм (неверующие) | 10,40% |
101 | Новая Зеландия | Христианство | 57,00% | Атеизм (неверующие) | 36,61% |
102 | Никарагуа | Христианство | 85,80% | Атеизм (неверующие) | 12,54% |
103 | Нигерия | Христианство | 49,30% | Ислам | 48,79% |
104 | Ниуэ | Христианство | 96,40% | Атеизм (неверующие) | 3,30% |
105 | Северные Марианские о-ва | Христианство | 81,30% | Буддизм | 10,56% |
106 | Норвегия | Христианство | 84,70% | Атеизм (неверующие) | 10,12% |
107 | Палау | Христианство | 86,70% | Другие религии | 10,44% |
108 | Панама | Христианство | 93,00% | Атеизм (неверующие) | 4,80% |
109 | Папуа — Новая Гвинея | Христианство | 99,20% | Национальная религия | 0,45% |
110 | Парагвай | Христианство | 96,90% | Национальная религия | 1,68% |
111 | Перу | Христианство | 95,50% | Атеизм (неверующие) | 2,97% |
112 | Филиппины | Христианство | 92,60% | Ислам | 5,52% |
113 | Польша | Христианство | 94,30% | Атеизм (неверующие) | 5,61% |
114 | Португалия | Христианство | 91,90% | Атеизм (неверующие) | 7,46% |
115 | Пуэрто-Рико | Христианство | 96,70% | Атеизм (неверующие) | 1,90% |
116 | Македония | Христианство | 59,30% | Ислам | 39,27% |
117 | Конго | Христианство | 85,90% | Атеизм (неверующие) | 8,99% |
118 | Реюньон | Христианство | 87,60% | Индуизм | 4,51% |
119 | Румыния | Христианство | 99,50% | Ислам | 0,34% |
120 | Россия | Христианство | 73,30% | Атеизм (неверующие) | 16,22% |
121 | Руанда | Христианство | 93,40% | Атеизм (неверующие) | 3,61% |
122 | Самоа | Христианство | 96,80% | Атеизм (неверующие) | 2,50% |
123 | Сан-Марино | Христианство | 91,60% | Атеизм (неверующие) | 7,17% |
124 | Сан-Томе и Принсипи | Христианство | 82,20% | Атеизм (неверующие) | 12,55% |
125 | Сербия | Христианство | 92,60% | Ислам | 4,08% |
126 | Сейшельские острова | Христианство | 94,00% | Индуизм/Атеизм (неверующие) | 2,12% |
127 | Синт-Мартен | Христианство | 93,90% | Атеизм (неверующие) | 3,28% |
128 | Словакия | Христианство | 85,30% | Атеизм (неверующие) | 14,29% |
129 | Словения | Христианство | 78,40% | Атеизм (неверующие) | 17,99% |
130 | Соломоновы о-ва | Христианство | 97,40% | Национальная религия | 1,33% |
131 | ЮАР | Христианство | 81,20% | Атеизм (неверующие) | 14,87% |
132 | Южный Судан | Христианство | 60,50% | Национальная религия | 32,88% |
133 | Испания | Христианство | 78,60% | Атеизм (неверующие) | 18,97% |
134 | Остров Св. Елены | Христианство | 96,50% | Атеизм (неверующие) | 3,30% |
135 | Сент-Китс и Невис | Христианство | 94,60% | Атеизм (неверующие) | 1,59% |
136 | Сент-Люсия | Христианство | 91,10% | Атеизм (неверующие) | 6,00% |
137 | Сен-Пьер и Микелон | Христианство | 94,70% | Атеизм (неверующие) | 3,82% |
138 | Сент-Винсент и Гренадины | Христианство | 88,70% | Индуизм | 3,36% |
139 | Суринам | Христианство | 51,60% | Индуизм | 19,84% |
140 | Свазиленд | Христианство | 88,10% | Атеизм (неверующие) | 10,09% |
141 | Швеция | Христианство | 67,20% | Атеизм (неверующие) | 27,03% |
142 | Швейцария | Христианство | 72,70% | Атеизм (неверующие) | 20,86% |
143 | Танзания | Христианство | 61,40% | Ислам | 35,18% |
144 | Восточный Тимор | Христианство | 99,60% | Национальная религия | 0,12% |
145 | Того | Христианство | 43,70% | Национальная религия | 35,60% |
146 | Токелау | Христианство | 99,80% | Другие религии | 0,15% |
147 | Тонга | Христианство | 98,90% | Другие религии | 0,89% |
148 | Тринидад и Тобаго | Христианство | 65,90% | Индуизм | 22,68% |
149 | Острова Теркс и Кайкос | Христианство | 92,10% | Атеизм (неверующие) | 4,59% |
150 | Тувалу | Христианство | 96,70% | Другие религии | 1,89% |
151 | Виргинские острова (США) | Христианство | 94,80% | Атеизм (неверующие) | 3,73% |
152 | Уганда | Христианство | 86,70% | Ислам | 11,50% |
153 | Украина | Христианство | 83,80% | Атеизм (неверующие) | 14,71% |
154 | Великобритания | Христианство | 64,30% | Атеизм (неверующие) | 27,75% |
155 | США | Христианство | 78,30% | Атеизм (неверующие) | 16,43% |
156 | Уругвай | Христианство | 57,90% | Атеизм (неверующие) | 40,71% |
157 | Вануату | Христианство | 93,30% | Национальная религия | 4,09% |
158 | Ватикан | Христианство | 100,00% | — | 0,00% |
159 | Венесуэла | Христианство | 89,30% | Атеизм (неверующие) | 10,00% |
160 | Уоллис и Футуна | Христианство | 97,40% | Национальная религия | 1,17% |
161 | Замбия | Христианство | 97,60% | Другие религии | 0,93% |
162 | Зимбабве | Христианство | 87,00% | Атеизм (неверующие) | 7,86% |
163 | Макао | Национальная религия | 58,90% | Буддизм | 17,27% |
164 | Тайвань | Национальная религия | 44,20% | Буддизм | 21,32% |
165 | Вьетнам | Национальная религия | 45,30% | Атеизм (неверующие) | 29,64% |
166 | Афганистан | Ислам | 99,70% | Христианство | 0,10% |
167 | Албания | Ислам | 80,30% | Христианство | 18,02% |
168 | Алжир | Ислам | 97,90% | Атеизм (неверующие) | 1,85% |
169 | Азербайджан | Ислам | 96,90% | Христианство | 3,01% |
170 | Бахрейн | Ислам | 70,30% | Христианство | 14,52% |
171 | Бангладеш | Ислам | 90,40% | Индуизм | 8,53% |
172 | Бруней | Ислам | 75,10% | Христианство | 9,40% |
173 | Буркина-Фасо | Ислам | 61,60% | Христианство | 22,54% |
174 | Чад | Ислам | 55,30% | Христианство | 40,63% |
175 | Коморские о-ва | Ислам | 98,30% | Национальная религия | 0,97% |
176 | Джибути | Ислам | 96,90% | Христианство | 2,27% |
177 | Египет | Ислам | 94,90% | Христианство | 5,08% |
178 | Гамбия | Ислам | 95,10% | Христианство | 4,54% |
179 | Гвинея | Ислам | 84,40% | Христианство | 10,94% |
180 | Гвинея-Бисау | Ислам | 45,10% | Национальная религия | 30,90% |
181 | Индонезия | Ислам | 87,20% | Христианство | 9,86% |
182 | Иран | Ислам | 99,50% | Другие религии | 0,20% |
183 | Ирак | Ислам | 99,00% | Христианство | 0,85% |
184 | Иордания | Ислам | 97,20% | Христианство | 2,15% |
185 | Казахстан | Ислам | 70,40% | Христианство | 24,75% |
186 | Косово | Ислам | 93,80% | Христианство | 6,09% |
187 | Кувейт | Ислам | 74,10% | Христианство | 14,31% |
188 | Киргизия | Ислам | 88,00% | Христианство | 11,43% |
189 | Ливан | Ислам | 61,30% | Христианство | 38,28% |
190 | Ливия | Ислам | 96,60% | Христианство | 2,70% |
191 | Малайзия | Ислам | 63,70% | Буддизм | 17,66% |
192 | Мальдивы | Ислам | 98,40% | Буддизм | 0,65% |
193 | Мали | Ислам | 94,40% | Национальная религия | 2,68% |
194 | Мавритания | Ислам | 99,10% | Национальная религия | 0,52% |
195 | Майотта | Ислам | 98,60% | Христианство | 0,68% |
196 | Марокко | Ислам | 99,90% | Христианство | 0,05% |
197 | Нигер | Ислам | 98,40% | Христианство | 0,78% |
198 | Оман | Ислам | 85,90% | Христианство | 6,50% |
199 | Пакистан | Ислам | 96,40% | Индуизм | 1,92% |
200 | Палестина | Ислам | 97,60% | Христианство | 2,40% |
201 | Катар | Ислам | 67,70% | Христианство | 13,83% |
202 | Саудовская Аравия | Ислам | 93,00% | Христианство | 4,36% |
203 | Сенегал | Ислам | 96,40% | Христианство | 3,59% |
204 | Сьерра-Леоне | Ислам | 78,00% | Христианство | 20,89% |
205 | Сомали | Ислам | 99,80% | Национальная религия | 0,07% |
206 | Судан | Ислам | 90,70% | Христианство | 5,38% |
207 | Сирия | Ислам | 92,80% | Христианство | 5,20% |
208 | Таджикистан | Ислам | 96,70% | Христианство | 1,60% |
209 | Тунис | Ислам | 99,50% | Христианство | 0,22% |
210 | Турция | Ислам | 98,00% | Атеизм (неверующие) | 1,18% |
211 | Туркменистан | Ислам | 93,00% | Христианство | 6,37% |
212 | ОАЭ | Ислам | 76,90% | Христианство | 12,57% |
213 | Узбекистан | Ислам | 96,70% | Христианство | 2,30% |
214 | Западная Сахара | Ислам | 99,40% | Атеизм (неверующие) | 0,40% |
215 | Йемен | Ислам | 99,10% | Индуизм | 0,63% |
216 | Индия | Индуизм | 79,50% | Ислам | 14,39% |
217 | Маврикий | Индуизм | 48,50% | Христианство | 32,72% |
218 | Непал | Индуизм | 80,70% | Буддизм | 10,29% |
219 | Бутан | Буддизм | 74,70% | Индуизм | 22,56% |
220 | Мьянма | Буддизм | 80,10% | Христианство | 7,83% |
221 | Камбоджа | Буддизм | 96,90% | Ислам | 1,96% |
222 | Лаос | Буддизм | 66,00% | Национальная религия | 30,73% |
223 | Монголия | Буддизм | 55,10% | Атеизм (неверующие) | 35,94% |
224 | Сингапур | Буддизм | 33,90% | Христианство | 18,18% |
225 | Шри-Ланка | Буддизм | 69,30% | Индуизм | 13,57% |
226 | Таиланд | Буддизм | 93,20% | Ислам | 5,45% |
227 | Китай | Атеизм (неверующие) | 52,20% | Национальная религия | 21,94% |
228 | Чехия | Атеизм (неверующие) | 76,40% | Христианство | 23,33% |
229 | Эстония | Атеизм (неверующие) | 59,60% | Христианство | 39,94% |
230 | Гонконг | Атеизм (неверующие) | 56,10% | Христианство | 14,27% |
231 | Япония | Атеизм (неверующие) | 57,00% | Буддизм | 36,21% |
232 | Северная Корея | Атеизм (неверующие) | 71,30% | Другие религии | 12,88% |
233 | Южная Корея | Атеизм (неверующие) | 46,40% | Христианство | 29,41% |
234 | Израиль | Иудаизм | 75,60% | Ислам | 18,59% |
Ватикан и политика.
Часть III. Усташи – «духовные чада» папы Пия XII / Православие.RuЧасти 1, 2
Архиепископ Загреба Алоизие Степинац (на фото крайний справа) призвал католическое духовенство поддержать фашистский режим Анте Павелича |
Готовивший этот документ Еугенио Пачелли смог внести в него право Римско-католической церкви свободно и публично исполнять свою миссию, католическое духовенство получило привилегии в виде освобождения от налогов, правительственных субвенций, а изучение католической религии в школе стало обязательным. Церковный брак был уравнен в правах с гражданским, а папский нунций стал главой дипломатического корпуса в Югославии, что в сумме давало Ватикану в этой стране преимущества, которых он не имел даже в традиционно католических странах. В результате югославский парламент отказался ратифицировать Конкордат, а обиженный Пачелли произнес зловещую фразу: «Наступит день, когда немало людей горько пожалеют о том, что отвергли это великодушное предложение, сделанное от всего сердца их стране».
Упоминавшийся выше Конкордат, подписанный Ватиканом с Сербией 24 июня 1914 года, предусматривал точно такие же привилегии для католиков и дополнительно предусматривал еще и государственные денежные пособия для католических епископов.
Таким образом, можно смело утверждать, что католическое меньшинство в Югославии не имело никаких проблем не только в сфере религиозной, но и в государственной.
После оккупации Югославии нацистами 6 апреля 1941 года в активное сотрудничество с ними вступило движение усташей, созданное в 1929 году неким Анте Павеличем (усташи – значит повстанцы). Усташи, действуя из-за границы, в основном, с территорий Италии, Венгрии и Австрии, провели в Югославии несколько шумных террористических акций, и даже организовали покушение на Александра I в Марселе в 1934 году. Вскоре Павелич стал главой Независимого Хорватского Государства (НХГ), которое Гитлер признал арийским. В состав нового государства вошли, кроме Хорватии, Босния и Герцеговина, а также сербский Срем (общая территория 92,5 тысяч кв. км). Столицей НХГ стала Баня Лука.
Установленный в новом государстве усташами режим стал одним из наиболее жестоких, возникших в ходе Второй мировой войны. Основой его стало уничтожение православных, евреев, цыган и коммунистов. Министр образования этой «страны» доктор Миле Будак определил политику своего правительства следующим образом: «Часть сербов мы уничтожим, часть будет изгнана, а та часть, которая примет католицизм, будет включена в состав хорватского народа. Наша политика определяется верностью религии и католической церкви».
Посланник германского МИДа Г. Нойбахер докладывал Риббентропу: «Политика вождя усташей и поглавникаi Хорватии, Анте Павелича, напоминает религиозные войны, особенно самые кровавые из них: «Одна треть должна стать католиками, одна треть покинуть страну, а одна треть – умереть!» Последний пункт этой программы уже выполнен».
В новом хорватском государстве проживало 6,7 миллиона человек. Половина из них были католиками, 2,2 миллиона человек православных, 750 тысяч мусульман, 70 тысяч протестантов и 45 тысяч евреев. Вся агрессия католиков была направлена исключительно против православных и евреев. Фанатизм и смертельная ярость хорватских фашистов имели в своей основе религиозную нетерпимость, а государственный план предусматривал создание монорелигиозного государства. Без преувеличения инфернальный кошмар воцарился на территории Независимого Хорватского Государства.
Патологическую жестокость усташей запечатлели фотографии очевидцев этих событий: женщины с отрезанными грудями, вырванные глаза, отсеченные гениталии, палачи в «ошейниках» из человеческих языков и глаз. Зверства германских нацистов по сравнению с этим ужасом выглядят просто бюрократической рутинной работой, как бы ни кощунственно это звучало. Немецкие генералы в Хорватии были потрясены действиями Павелича и его подручных. В начале июня 1941 года генерал вермахта Edmund Glaise von Horstenau докладывал в Берлин: «Усташи обезумели. Шесть наших батальонов пехоты бессильно взирали на ослепленных кровавой яростью хорватов».
17 февраля командующий полицией безопасности (Sicherheitspolizei) и специальных служб в Хорватии докладывал Рейхсфюреру SS Гиммлеру: «Количество православных, которых хорваты уничтожили самым садистским образом, следует оценить примерно в 300 000 человек. При этом католическая церковь активно поддерживала в последнее время ужасные методы обращения православных в католичество. Живущие в Хорватии сербы, перешедшие в католичество, могут жить там совершенно спокойно. Из этого следует, что хорватско-сербская война имеет в своей основе политику Римско-католической церкви, направленную против Православия».
Дело доходило даже до вооруженного вмешательства вермахта в этот жуткий религиозный геноцид. В июне 1942 года командир 718 немецкой пехотной дивизии приказал разоружить и арестовать целую роту усташей, истреблявших сербов на территории Румынии. Риббентроп даже передал Павеличу через немецкого посла «неудовольствие правительства Рейха в связи с ужасными эксцессами в Хорватии». Итальянские фашисты тоже были в шоке от хорватской жестокости. 1июля 1943 года войска Муссолини взяли под охрану 33 тысячи жителей Хорватии, в том числе 2100 евреев. Это не понравилось хорватскому архиепископу Степиначу, который жаловался на то, что «на хорватских территориях, занятых итальянскими войсками, наступил упадок религиозной жизни и явные тенденции схизмыii».
В мае 1941 года были введены в жизнь первые антиеврейские законы, основанные на расовых критериях. В том же месяце первые евреи были отправлены в концлагерь в Данице. Сербам было предписано ношение голубых повязок с буквой «П» (Православные), а евреям – с шестиконечными звездами. На дверях загребских магазинов, ресторанов, на трамваях и автобусах висели таблички с надписью: «Сербам, евреям, бродягам и собакам вход запрещен».
Эти факты приводит в своем исследовании известный польский публицист Мариуш Агносевич.
Ватикан активно участвовал в хорватском шабаше с самого начала. К партии усташей принадлежало множество католических священников. В их числе был архиепископ Сараево Иван Шарич, монах-францисканец Берто Драгичевич из монастыря Широки Бриег был командиром отряда усташей. Хорватская католическая церковь не только знала о преступлениях своей паствы, но и активно направляла их. Эксперты считают, что в результате преступных действий усташей в Хорватии они завладели имуществом своих жертв на сумму около 80 миллионов долларов.
«Золото усташей» хранилось в сейфах Ватикана, а Римская курия составила план переоборудования православных церквей в католические. Архиепископ Алоизий Степинач устраивал торжественные приемы, где чествовал хорватского фюрера Павелича, который на одном из таких приемов заявил, что «не будет терпеть сербской православной церкви, поскольку она является политической организацией». Видимо, поэтому Степинач называл Павелича «искренним католиком», а тот обращался к папе Пию XII со следующими заверениями в преданности: «Святой отец! Когда Божье Провидение позволило мне взять в свои руки управление моим народом и моей отчизной, я решил твердо изо всех сил добиваться того, чтобы хорватский народ, верный своей славной истории, навсегда в будущем стал верным Святому Апостолу Петру и его наследникам».
24 апреля 1941 года отряд усташей напал на несколько православных деревень, арестовал 250 заложников, которые в тот же день были сожжены живьем и похоронены в могилах, которые они же сами и выкопали под дулами винтовок усташей. И в тот же самый день архиепископ Степинач обращается с пастырским словом к своим прихожанам: «Кто может обвинить нас в том, что мы, как пастыри, разделяем радость и энтузиазм народа, выражая глубокую признательность божественному величию. Мы знаем людей, держащих в своих руках судьбу хорватского народа, и убеждены, что церковь в обновленном хорватском государстве будет свободно провозглашать принципы правды и вечной справедливости».
Через несколько дней после этого замечательного обращения в Остаце были схвачены 330 сербов, которых так же заставили выкопать себе могилы, после чего изрубили их топорами. Православного священника Бранко Добросавлевича и его сына оставили на конец: ребенка рубили топорами на глазах отца, который должен был произносить слова молитвы за убитых. После этого священника подвергли страшным пыткам: вырвали волосы из головы и бороды, вырвали глаза и живьем сняли с него кожу. Бывшего члена парламента, Луку Аврамовича распяли вместе с сыном.
В Баня Луке 81-летнего епископа Платова в буквальном смысле подковали конскими подковами и заставили ходить по улицам, пока он не потерял сознание, после чего вырвали ему глаза, отрезали нос и уши, и только после этих ужасных пыток добили старика. 14 мая 1941 года в городке Глина несколько сот сербов были загнаны в православную церковь. За ними ворвались усташи, вооруженные топорами и ножами. Те, кто не смог предъявить свидетельств о переходе в католицизм (таких оказалось только двое), были зарезаны. Инициаторами этой варварской акции были министр юстиции Хорватии доктор Мирко Пук и приор францисканского монастыря в Чунтич Частимир Херманн.
Через четыре дня после этого, 18 мая 1941 года, Павелич был торжественно принят папой Пием XII, который во время аудиенции благословил «верного сына Римско-Католической церкви». Трудно предположить, что благословляя Павелича, папа не знал о зверствах в Хорватии и том, что хорватский фюрер был осужден заочно к смертной казни за убийства, в числе которых было покушение на короля Александра. «Да здравствует Хорватия!», – провозгласил Пий XII во время аудиенции.
Описанные события, происходившие с благословения Пия XII, заложили основы взаимной вражды между сербами и хорватами, выплеснувшейся наружу в 90-е годы ХХ века. Именно они стали причиной отделения Хорватии от Югославии в 1991 году, что положило началу распада Югославии.
Приход хорватских мучеников, Миссиссауга — Примирение
Этим прекрасным Таинством Бог дает всем грешным членам Своей Церкви «прямую, человеческую и личную встречу с милостью Божией», как сказано в Евангелии. [1] (КХЦ: 1446) В этой встрече «Бог, Отец милосердия» прощает Своих верных за грехи после крещения, в которых они исповедовались перед епископом или его священниками. (ЦКЦ: 1448-1449). В литургических действиях этого таинства, особенно в формуле отпущения грехов, Иисус Христос обращается к нам в глубине нашей души и разума, чтобы поднять нас на ноги и восстанавливает нас, чтобы мы были более совершенными, чем мы есть: Его святые, примирившиеся дети Божьи. Он делает это, «чтобы освободить нас от рук врагов наших, чтобы мы могли безбоязненно поклоняться Ему, святому и праведному пред Ним во все дни жизни нашей» (Луки 1:73) [2].
Существенных элементов таинства Примирения два: действия кающегося, приходящего к покаянию действием Святого Духа, и отпущение грехов священником, который во имя Христа дарует прощение и определяет пути совершения удовлетворение.
[1] Томас Кардинал Коллинз, Краеугольные камни веры. Примирение, Евхаристия и управление (Торонто, Канада: Novalis, 2013), с. 14.
[2] См. Песнь Захарии, принятая Литургией Часов.
Часто задаваемые вопросы
1. Когда мне необходимо исповедоваться?
Вообще говоря, помимо обязательства ежегодной исповеди ( Свод канонического права , c. 989), Церковь поощряет своих верующих часто и регулярно пользоваться таинством.
Конкретно следует исповедовать все свои грехи, и особенно смертные грехи, разрушающие освящающую благодать в душе. В то время как исповедь в простительных грехах не всегда необходима, в смертных грехах нужно исповедоваться.
Смертный грех — это (1) тяжкое дело, отвратившее человека от Бога в (2) полном осознании зла поступка и при (3) полном согласии воли. Все три условия должны быть выполнены, чтобы грех был смертным. (КЦЦ: 1855, 1857)
Простительные грехи не разрушают освящающую благодать в душе, но уменьшают и ранят ее (КЦК: 1855). Простительный грех наносит ущерб отношениям человека с Богом, или с ближним, или с самим собой, в меньших вопросах морального закона или в серьезных вопросах, действующих без полного осознания или полного согласия (CCC: 1862).
2. Что делать, если после принятия Святой Евхаристии мне стало известно о каких-то грехах, в которых я не исповедался?
Вы должны пойти на исповедь при первой же возможности.
3. Может ли священник открывать другим услышанное?
Нет. «Исповеднику категорически запрещается каким-либо образом предавать кающегося на словах или в любом виде и по любому поводу». Это называется «конфессиональная печать». ( Кодекс канонического права : c. 983 § 1.)
4. Что делать, если я нервничаю перед исповедью? Или что, если я много лет не ходил на исповедь?
Истинное сокрушение обращает к Богу и Церкви в таинстве (КЦЦ: 1453-1454). Просто идите на исповедь молитвенно в вере, когда будете готовы, сказав священнику, о каких грехах вы сожалеете всем сердцем. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). Вспомните, например, обнадеживающую историю о блудном сыне в Евангелии от Луки (15:11-32) и объятия любящего отца. При необходимости поговорите со своим пастором, и он поможет вам в подготовке.
5. Мне трудно запомнить наизусть Акт покаяния в исповедальне…
Принесите его копию с собой в исповедальню. Иногда у пасторов есть готовая копия. Важно, чтобы вы поняли молитву. Это не тест памяти. Выразите это своими словами, когда ваша память об этом подводит. Вы всегда можете попросить священника помочь вам.
6. Может ли быть прощен грех аборта?
Да. Папа Иоанн Павел II однажды обратился к людям, оказавшимся в такой ситуации:
«Церковь знает о многих факторах, которые могли повлиять на ваше решение, и Она не сомневается, что во многих случаях это было болезненное и даже разрушительное решение. Возможно, рана в вашем сердце еще не зажила. Определенно, что произошло. был и остается ужасно неправильным, но не поддавайтесь унынию и не теряйте надежды. Лучше постарайтесь понять, что произошло, и честно взглянуть в лицо этому. Если вы еще этого не сделали, со смирением и упованием предайтесь покаянию. Отец милости готов подарить тебе свое прощение и свой мир в Таинстве Примирения». (Евангелие жизни, 99.)
Если вы окажетесь в такой ситуации, пожалуйста, включите ее в свою следующую сакраментальную исповедь.
7. Могу ли я принимать причастие, если я разведена?
Возможно, вы сможете принять причастие, но вы можете сначала проконсультироваться со своим пастором, который сможет поговорить о вашей конкретной ситуации. Вообще говоря, можно принять причастие, если они разведены в гражданском порядке, но не вступили в повторный брак или вступили в законный брак в Церкви после получения заявления о недействительности своего первого брака.
8. Могут ли мои грехи быть прощены вне таинства?
В таинстве Бог в Своем безграничном милосердии примиряет сокрушенного человека не только с Собой, но и с Церковью через служение священников. В Крещении Бог смыл все ваши грехи. За грехи, совершенные после крещения, члены католической церкви связаны таинством как «единственным обычным способом для верующих примириться с Богом и Церковью, если физическая или нравственная невозможность освобождает от такого рода исповеди» (КЦЦ: 1484).
Первое примирение, исповедь и покаяние
Приходы обычно готовят наших детей и семьи к этому Таинству перед их Первым Святым Причастием. Это их первое празднование Таинства Примирения: их первые таинства Исповеди и Покаяния. Провозглашение и прославление Церковью любвеобильного милосердия Божия через Иисуса Христа силой Святого Духа составляет широкую основу приходской катехизации. Как и взрослые, дети имеют право на непрерывную катехизацию в этом Таинстве и на поощрение свободно и регулярно приступать к Таинству. Регулярное принятие Таинства – это прекрасный способ сотрудничества с Богом-Отцом, поскольку Святой Дух благословляет нас благотворной добродетелью, в которой мы нуждаемся в постоянном обращении ко Христу на протяжении всей жизни.
Часто задаваемые вопросы
1. Должен ли ребенок получить это Таинство, прежде чем он/она сможет принять Первую Святую Евхаристию?
Церковь учит, что «обязанность родителей, а также обязанность пастырей — заботиться о том, чтобы дети, достигшие разума, были должным образом подготовлены и после совершения таинства Исповеди освежались этим божественная пища как можно скорее» [ Свод канонического права , c. 914]. Тот же канон Кодекс канонического права учит, что «пастор должен проявлять бдительность, чтобы дети, которые не достигли разума или которые, по его мнению, недостаточно расположены, не приближались к Святому Причастию». В Архиепископии Торонто является нормативным, что дети и взрослые, готовящиеся к первому причастию, также заранее участвуют в Таинстве Примирения, как средство наиболее подходящей подготовки и привития стремления к Примирению на протяжении всей своей жизни. .
2. Когда ребенку следует начинать ходить на примирение (исповедь)?
После консультации со пастором ребенок обычно начинает исповедоваться, когда он готовится к Первому Причастию и после того, как он получил наставление (катехизацию) об этом таинстве от прихода.
3. В обязанности школы входит подготовка детей к этому Таинству?
Нет, подготовка к этому Таинству — обязанность прихода. Однако дети часто получают образование в наших католических школах.
4. Как мы, родители, можем помочь нашим детям подготовиться к этому Таинству?
Это очень важный вопрос, который требует постоянного обращения к присутствию Христа, особенно в Таинствах. Как и каждый ребенок, каждая семья уникальна. Родители являются привилегированными учителями веры в семье, и эта глубокая привилегия требует, чтобы вы «говорили». Активное участие в мессе по воскресеньям всегда необходимо. Посоветовавшись с вашим приходом, вам могут помочь следующие идеи, если вы их реализуете: присутствовать при подготовке ваших детей к приходу, когда это уместно; регулярно исповедоваться; молитесь за своих детей и вместе с ними и благословляйте их; любить Церковь, народ Божий, публично и в частном порядке.
Ресурсы
Чтобы узнать больше о примирении, вам могут помочь следующие ресурсы:
Епископ Роберт Бэррон: «Почему я должен исповедоваться у священника?»
Фр. Дэйв Дуайер, CSP, BustedHalo.com: Покаяние (почему мы признаемся).
Катехизис Католической Церкви (1420-1498)
Сборник Катехизиса Католической Церкви: Примирение (295-312)
Кодекс канонического права (cc. 959-997)
Религия Хорватии: особенности, конфессии, основные праздники
На протяжении всей своей истории Хорватия неоднократно находилась под властью других государств. Среди ее завоевателей и правителей были православные, католики и мусульмане, поэтому не каждый сможет ответить, какая религия в Хорватии считается основной. Попробуем разобраться в этом далее в статье.
Состав населения и религия Хорватии
Хорватия — очень маленькая страна, в которой проживает около 4,8 млн человек, 51% из них — женщины. Более 90% жителей составляют хорваты. Хотя в последнее время наблюдается высокий приток иммигрантов, в основном итальянского происхождения. Эта тенденция связана с популяризацией Хорватии в мире. Сербы являются крупнейшим национальным меньшинством. В стране также проживают албанцы, боснийцы, цыгане, итальянцы, венгры, чехи, словенцы и другие.
Основной религией в Хорватии является католицизм. Эту веру поддерживают более 85% населения. Следующей по распространенности религией является православие — 4-5%, что связано с большим количеством сербов. Агностики и атеисты вместе составляют примерно столько же, сколько и православные верующие. Относительно небольшой процент составляют мусульмане и протестанты.
История
В VII веке хорваты появляются на территории современного государства (Республика Хорватия). Скорее всего, тогда они были язычниками, как и многие славяне. Влияние бенедиктинцев и византийских миссионеров сыграло в пользу христианской веры. В период с VII по IX век хорватское население мирно и безболезненно крестится. Уже в X веке строились православные храмы, в которых богослужения проводились на хорватском и старославянском языках.
В XI веке, во время Великого церковного раскола, хорватское население испытывает сильный натиск со стороны папы римского. Многие обращаются в католицизм. Богослужения на хорватском языке были запрещены, служба отправлялась на латыни. На дальнейшее развитие и укрепление католицизма оказывают влияние францисканцы, доминиканцы, а затем и иезуиты. В средние века католицизм прочно утвердился в качестве основной религии Хорватии.
Власть в государстве часто переходила в разные руки. Долгое время Хорватия находилась под управлением Австро-Венгерской империи, которая также поддерживала католическую церковь. За время существования Югославии обострился вопрос веры: попытка объединить православных сербов, хорватов-католиков и боснийских мусульман в одно государство приводила к религиозным и политическим конфликтам. В связи с этим многие православные сербы покинули страну.
Хорватия: религия в современном государстве
После обретения независимости Конституция установила свободу вероисповедания и равенство всех религий перед законом. Католицизм как основная религия Хорватии воспринимается как таковая только по количественному критерию.
Местным школам разрешено проводить лекции, связанные с религией, но посещение их необязательно. Уроки религии координирует в основном католическая церковь. Религиозные объединения имеют полномочия. Брак, скрепленный церковью (любого вероисповедания), считается официальным и на государственном уровне.
Несмотря на то, что перед законом католическая церковь ничем не отличается от других конфессий, она все же имеет определенные преимущества. Например, ежегодно получает финансовую помощь от государства, что закреплено в договоре между Ватиканом и Республикой Хорватия. Остальные религиозные объединения также получают финансирование, хотя оно осуществляется за счет пенсионных и медицинских фондов. Помимо католической, в стране действуют Сербская православная церковь, мусульманская, болгарская, хорватская старокатолическая, македонская православная, адвентистская и другие церкви.
Ислам в Хорватии
Мусульманская вера пришла в это балканское государство вместе с захватчиками — турками-османами. В 15 веке Османская империя установила контроль над частью современной Хорватии. Лишь в 19 веке территориям удалось избавиться от турецкого владычества, и за это время многие хорваты приняли ислам. Многие средневековые историки и путешественники, например Марко Пигаффет, замечали, что влияние не было односторонним. В древних записях можно прочитать о наблюдении, что в Стамбуле в то время хорватский язык знало очень большое количество турок. Даже в зале суда чиновники иногда говорили об этом.
В настоящее время мусульмане в стране составляют примерно 1,5% от всего населения. Эту религию исповедуют в основном турки, албанцы, боснийцы и цыгане. Интересно, что когда существовала Османская империя, в Хорватии не было построено ни одной мечети. Сейчас в столице государства – Загребе строится одна из самых больших мечетей страны.
Религиозные праздники
Для некоторых религиозных праздников в стране предусмотрены официальные выходные. Поскольку самой распространенной религией Хорватии является католицизм, общие для христиан праздники проводятся по католическому церковному календарю. Это касается Пасхи и Рождества (последнее празднуется 25-26 декабря). Выходными днями на государственном уровне также являются: День Трех Волхвов, Праздник Тела Христова, Успение Богородицы и День Всех Святых.