Иордания форма правления и государственное устройство: Иорданское Хашимитское Королевство. Государственное устройство. Правовая система. Гражданское право. Уголовное право. Судебная система.

государственное устройство и политическая система, экономика и наука

Общие сведения о Иордании

Официальное название — Иорданское Хашимитское королевство (Al Mamlaka al Urduniah al Hashimiyah, The Hashemite Kingdom of Jordan). Расположена в западной Азии, на северо-западе Аравийского полуострова. Площадь 89 213 км2, численность населения 5,323 млн чел. (оценка 2002). Государственный язык — арабский. Столица — г. Амман (ок. 1,6 млн чел., 2001). Государственный праздник — День независимости 25 мая (с 1946). Денежная единица — иорданский динар (подразделяется на 100 кыршей).

Член ООН (с 1955) и многих её специализированных организаций, ЛАГ (с 1945), ВТО (с 2000) и др.

Достопримечательности Иордании

Пустыня Вади-РамМертвое мореМадабаДревний город ДжерашДворец Каср аль-Абд (Аммана)

География Иордании

Расположена между 29° и 34° северной широты и 35° и 39° восточной долготы. Имеет выход к Красному морю (залив Акаба), протяжённость береговой линии 26 км. Граничит на севере с Сирией, на северо-востоке с Ираком, на востоке и юге с Саудовской Аравией, на западе с Палестинской автономией и Израилем.

Около 4/5 территории расположено на плато с относительными высотами 600—1500 м, являющемся продолжением Аравийского плоскогорья. Его западная часть имеет всхолмленный рельеф, изрезана долинами рек Ярмук, Зарка, Муджиб, Хаса, впадающих в реку Иордан и Мёртвое море, а также руслами временных потоков, наполняющихся водой после дождей. В южной части плато находится самая высокая точка Иордании — Джебель Рум (1734 м).

На западе страны с севера на юг протянулась рифтовая долина — продолжение системы Великих Африканских разломов. Её длина — 375 км, ширина — до 22 км. В северной части понижения расположена долина реки Иордан, в центральной — впадина Мёртвого моря, лежащая на 407 м ниже уровня Мирового океана и являющаяся самым низким местом на поверхности суши. Мёртвое море представляет собой замкнутый водоём длиной ок. 80 км и шириной до 16 км. В 1 л морской воды содержится до 370 г различных солей, поэтому органическая жизнь в Мёртвом море отсутствует.

Южнее Мёртвого моря вплоть до побережья Красного моря протянулась впадина Вади-эль-Араба.

Восточная часть территории Иордании занята пустынями с плоским рельефом, лежащими на стыке Сирийской и Северо-Аравийской пустынь.

Климат Иордании тропический средиземноморского типа с сухим жарким летом и более прохладной влажной зимой. Среднегодовое количество осадков изменяется в пределах 300—650 мм на плато, снижается до 50—200 мм в долине реки Иордан, а в восточных пустынях составляет менее 50 мм. Летом температуры поднимаются до +30–40°С, зимой опускаются до + 15°С, а в пустынях до + 4°С. Преобладающие ветры — западные и юго-западные, из пустынь перед наступлением лета нередко дует горячий ветер хамсин.

Главная река страны — Иордан — начинается в горах Анти-Ливана на высоте 3000 м и впадает в Мёртвое море. Её длина на иорданской территории — 152 км. Основной приток Иордана — река Ярмук (длина 40 км).

Самые плодородные почвы — краснозёмы — встречаются на северо-западе страны. Для пустынь типичны бедные серые почвы. В долинах рек преобладают аллювиальные почвы, благоприятные для земледелия.

Естественная растительность представлена лесами из дуба, сосны, которые занимают ок. 130 тыс.га. В более сухих районах распространены кустарники, а также травы с преобладанием полыни. Животный мир включает более 70 видов млекопитающих, 73 вида пресмыкающихся. В реках обитают 20 видов рыб.

Запасы фосфоритов в северо-западной части страны (Русейфа, Вади эль-Абъяд, Эль-Хаса, Аш-Шидийя) оцениваются в 990 млн т. Воды Мёртвого моря содержат до 43 млрд т различных солей — соединений калия, брома, магния, натрия. Есть залежи мела, известняка, гипса, гранита, мрамора. К югу от Мёртвого моря найдены медные руды с содержанием меди 2—3%. Запасы горючих сланцев в Центральной Иордании оцениваются в 30 млрд т, в т.ч. на эксплуатируемом месторождении Ладжун — в 1,2 млрд т. Есть небольшие месторождения природного газа (Эр-Риша) и нефти (Хамза).

Население Иордании

Население Иордании составляло в 1990 3,2 млн, в 2002 — 5,3 млн чел. (оценка).

Естественный прирост населения за 1997—2000 снизился с 25 до 23‰. Это стало результатом сокращения рождаемости с 30 до 28‰, смертность осталась на уровне 5‰. Детская смертность 26 чел. на 1000 новорождённых. Средняя продолжительность жизни мужчин 70 лет, женщин 73 года (2000). В Иордании преобладает мужское население, удельный вес мужчин в среднем составляет 51,7%. В возрастной структуре населения 36,6% приходится на детей и подростков моложе 14 лет, 31,4% — на молодых людей 15—29 лет, 28,6% — на лиц в возрасте 30—64 года и 3,4% — на людей 65 лет и старше.

Средняя плотность населения 56,4 чел. на 1 км2 (2002). Ок. 90% населения сосредоточено на северо-западе страны. 78,6% иорданцев проживает в городах, крупнейшие из которых Амман, Эз-Зарка (более 600 тыс.чел.), Ирбид (ок. 400 тыс.чел.) (2001).

За 1990—2000 уровень неграмотности в стране снизился: среди мужчин с 10 до 4,9%, среди женщин с 28,9 до 16,1% .

98% населения — этнические арабы, ок. 1% — армяне, мигрировавшие из Турции, ещё 1% — черкесы, выходцы с Кавказа. Численность чеченской общины примерно 2000 чел., но ее влияние весьма велико в правительственных и военных кругах. Языки: арабский, широко распространён английский. Черкесы, армяне и чеченцы сохранили свои языки.

92% иорданцев исповедуют ислам суннитского толка, ещё 6% являются христианами (приверженцами греко-православной, армянской православной, римско-католической и других церквей), остальные 2% принадлежат к мусульманам-шиитам и друзам.

История Иордании

До 1918 территория современной Иордании  входила в состав Османской империи. После 1-й мировой войны и распада империи в 1921 Лига Наций передала мандат на управление Иорданией Великобритании. Подмандатные британские территории были разделены на две части — Западный берег реки Иордан отошёл к Палестине, Восточный — к Трансиордании.

В 1946 по договору с Великобританией Трансиордания получила независимость, королём страны был провозглашён эмир Абдаллах бен Хусейн. После образования в 1948 государства Израиль части иорданской армии заняли Западный берег реки Иордан и Иерусалим. В 1949 название страны было изменено на Иорданское Хашимитское королевство, а парламент одобрил присоединение Западного берега. Его жители стали гражданами Иордании и получили право представительства в парламенте.

В 1953 на трон взошёл король Хусейн I. В 1955 Иордания вместе с Турцией, Ираном и Ираком вошла в прозападный Багдадский пакт. Это вызвало протесты в стране и усилило напряжённость в отношениях с Египтом, лидер которого — Гамаль Абдель Насер — был сторонником антиимпериалистической идеологии. Обострились разногласия между королём и внутренними оппозиционными силами по вопросам внешней политики. В апреле 1957 в Иордании было введено чрезвычайное положение, приостановлена деятельность Национального собрания, распущены политические партии.

В 1965 действия палестинской организации «Фатх» против Израиля вызвали ответные удары по территории Иордании. В 1966 деятельность Организации освобождения Палестины в стране была запрещена.

В мае 1967 был заключён договор о взаимной обороне между Иорданией и Египтом. После шестидневной арабо-израильской войны 1967 Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим были заняты Израилем.

С 1975, опасаясь нападения Израиля, Иордания сближается с Сирией. В 1978 иорданское руководство отказалось признать Кэмп-Дэвидские соглашения, поскольку они не предусматривали освобождения оккупированных Израилем палестинских территорий, а в 1979 осудило сепаратный договор между Израилем и Египтом.

Иордания сохраняла нейтралитет в период войны в Персидском заливе в 1990—91. Военные действия в регионе нанесли стране большой экономический ущерб.

В 1988 с учётом мнения лидеров арабских стран о подготовке условий для создания независимого палестинского государства Иордания отказалась от своих притязаний на Западный берег реки Иордан.

С нач. 1990-х гг. в Иордании наметился процесс экономической и политической стабилизации. Были сняты ограничения на свободу прессы и деятельность политических партий. По инициативе короля Хусейна лидеры политических движений подписали Национальную хартию, в которой провозглашались основные принципы политического устройства страны — демократия, плюрализм и легитимность королевской власти. В 1993 были проведены многопартийные парламентские выборы.

После подписания в 1993 Израилем и ООП Декларации о принципах — документа об образовании Палестинской автономии, в 1994 был заключён мирный договор между Израилем и Иорданией.

В 1999 на трон вместо умершего короля Хусейна I взошёл его сын Абдаллах бен Хусейн II, продолживший политику демократизации общества. В стране принимаются меры против радикальных исламистских группировок — были закрыты представительства движения «Хамас», репрессированы несколько членов «Аль-Каиды». Во время англо-американских военных действий против Ирака Иордания придерживалась позиции нейтралитета.

Государственное устройство и политическая система Иордании

Иордания — конституционная монархия. Правящая королевская династия Хашимитов считается потомками пророка Мухаммеда. Престол наследуется по мужской линии. В случае несовершеннолетия короля верховная власть может осуществляться регентом или регентским советом. Монарх располагает широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти.

Королями Иордании и представителями Хашимитской династии были: Абдаллах бен Хусейн (1921—51), Таляль бен Абдаллах (1951—52), Хусейн бен Таляль (1952—99) и находящийся ныне на троне Абдаллах бен Хусейн II, провозглашённый королём Иордании 7 февраля 1999 и коронованный 9 июня 1999. Король Хусейн II получил широкое признание международной общественности за участие в борьбе за мир на Ближнем Востоке. Он внёс большой вклад в политическое и социально-экономическое развитие Иордании.

В стране действует Конституция. В административном плане Иордания подразделяется на 12 гуверноратов: Амман, Акаба, Аллун, Балка, Джараш, Зарка, Ирбид, Карак, Маан, Мадаба, Мафрак, Тафила, возглавляемых назначенными королём губернаторами.

Законодательная власть принадлежит совместно королю и Национальному собранию, состоящему из двух плат: сената и палаты депутатов. Сенат включает 40 членов, назначаемых королём, его состав обновляется наполовину каждые 2 года. Палата депутатов численностью 80 чел. Избирается на 4 года путём всеобщего голосования (прямых и тайных выборов). Спикером сената является Зейд ар-Рифаи, спикером палаты депутатов — Хади аль-Маджали. По Конституции (поправка принята в 1974) король обладает правом распускать парламент и править страной без него в течение года, а также отправлять в отставку любого его члена.

Парламентские выборы проходили в стране в 1989, 1993 и 1997. Выборы 2001 были отложены, следующие состоялись в июне 2003. Исполнительная власть принадлежит королю, который осуществляет её через назначаемое им правительство — совет министров во главе с премьер-министром. С июня 2000 премьер-министром Иордании является Али Абул Рагхеб.

В стране действуют различные партии: Национальная конституционная партия, Арабская земельная партия, Иорданская демократическая партия народного единства, партия «Аль-Умма» («Нация»), Фронт исламского действия, образованный в результате слияния всех исламистских группировок и зарегистрированный в 1992, Партия арабского социалистического возрождения (Баас), являющаяся региональным отделением общеарабской партии, Иорданская демократическая партия (Хашд), Панарабское демократическое движение, Иорданская прогрессивная партия, Иорданская коммунистическая партия, Конституционный фронт.

Всеобщая федерация профсоюзов Иордании основана в 1954. Большое влияние имеют Иорданская ассоциация прессы и Иорданская ассоциация адвокатов.

С нач. 1990-х гг. в Иордании наметился курс на демократизацию и либерализацию экономики. Она выступает за мирное разрешение арабо-израильского конфликта, стремится к тесному сотрудничеству с западными государствами, в т.ч. с США.

Вооружённые силы Иордании состоят из Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Береговой охраны, формируются на контрактной основе. Расходы на оборонные цели в 2001 составили 8,6% ВВП, или 760 млн долл. США. Численность Вооружённых сил 103 880 чел., в т.ч. 90 000 чел. — Сухопутные войска, 13 400 чел. — ВВС и 480 чел. — ВМС, насчитывается 35 тыс. резервистов. На вооружении находится ок. 100 самолётов и 1180 танков. 25 тыс.чел. входят в полицию. Армия отличается высоким уровнем профессиональной подготовки и дисциплины.

Иордания имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (отношения с СССР установлены 21 августа 1963).

Экономика Иордании

Для экономики Иордании характерны слабая обеспеченность ресурсами, высокая степень зависимости от внешней торговли и финансовой помощи. Среднегодовые темпы прироста составляли в 1981—91 1,5%, в 1991—2001 4,5%. В 2001 объём ВВП в рыночных ценах 626 млрд динаров (8,94 млрд долл. США), а ВВП на душу населения — 1750 долл. (средний показатель для региона Ближнего Востока и Северной Африки — 2000 долл.). Экономически активное население в 2001 — 32%, ок. ¼ этой величины — женщины. По официальным данным, безработица 14,7%, по другим данным — 25 30%. Ок. 12% населения находится за чертой бедности. Инфляция 1,8% (2001).

В структуре ВВП преобладает сфера услуг — 69,7%, доля сельского хозяйства 3,3%, добывающей промышленности 3,0%, обрабатывающей промышленности 15,9%, энергетики и водоснабжения 2,6%, строительства 5,5%. Подавляющая часть экономически активного населения занята в сфере услуг (82% в 2001), ещё 13% в промышленном производстве и 5% в сельском хозяйстве.

Одна из старейших отраслей промышленности — горнодобывающая. В 2001 было добыто 5,88 млн т фосфоритов. Их доля в экспорте страны сокращается (12% в 1997, 7% в 2001) в связи с ростом значения других экспортных статей и более полной переработкой сырья внутри страны. Добыча ведётся на рудниках в Хасе, Вади эль-Абъяде и Шидийе. В южной части Мёртвого моря в Аль-Сафи методом выпаривания из морской воды добываются калийные соли. Объём производства в 2001 составил 1,96 млн т поташа. Также из вод Мёртвого моря извлекаются бром, магний, натрий.

Добыча углеводородного сырья (нефти и природного газа) незначительна.

На основе переработки природного сырья развита химическая промышленность. Это производство калийных, азотно-фосфорных и других удобрений, фосфорной кислоты, промышленного поташа, различных химикатов на основе брома и магния, столовой соли и пр. Крупнейшие компании, занимающиеся добычей и переработкой химического сырья: Компания иорданских фосфоритовых рудников, 65% акций которой находятся в собственности государства, и Арабская компания поташа, 53% капитала которой также принадлежит государству. В 2001 было произведено 670 тыс.т удобрений и 1,4 млн т различных химикатов. Основные заводы находятся в Шидийе, Акабе, Аль-Сафи, Нумейре. Выпускаются также пластмассы, краски, моющие средства.

Единственное нефтеперерабатывающее предприятие Иордании, расположенное в Эз-Зарка и работающее на привозном сырье, в 2001 выпустило 3,6 млн т нефтепродуктов.

На переработке минерального сырья базируется производство цемента и стройматериалов. Крупные заводы этой отрасли размещены в Фухейсе и Рашидийе. В 2001 было произведено 3,17 млн т цемента и 2,9 млн т клинкерного кирпича.

Динамично развивается производство фармацевтических изделий и косметических товаров. За счёт собственного производства удовлетворяется 40% внутренних потребностей в лекарственных препаратах, 70% производимой продукции экспортируется. В 2001 фармацевтические товары вышли на 3-е место по стоимости экспорта (после швейных изделий и калийных солей). Косметическая продукция на основе солей и грязей Мёртвого моря вывозится во многие европейские страны.

Активно развиваются текстильная и швейная отрасли, ориентированные преимущественно на экспорт. За 1997—2001 стоимость вывоза готовой одежды увеличилась в 7,7 раза и составила 15% стоимости экспорта.

Металлообрабатывающая и машиностроительная отрасли развиты слабо.

Пищевая и табачная отрасли производят оливковое масло, молочные продукты, муку, сигареты.

Развитие сельского хозяйства сильно затрудняется из-за засушливого климата. На большей части территории страны земледелие невозможно без орошения. Площадь орошаемых земель в 2001 составила 75,6 тыс.га. Земли, используемые в сельском хозяйстве, не превышают 13,4% земельного фонда, в т.ч. 244 тыс. га (2,7%) приходится на пахотные земли, 157 тыс. га (1,7%) — на площади под многолетними культурами и 791 тыс.га (9%) — на пастбища.

1-е место по площади занимают оливковые плантации (более 64 тыс.га), урожай оливок в 2001 — 66 тыс. т. Зерновые культуры (пшеница, ячмень, кукуруза) занимают 35 тыс.га, в 2001 было выращено 51,6 тыс. т зерна, этого не хватает для удовлетворения внутренних потребностей. Более 1,5 млн т зерна в том же году было ввезено из-за границы. 26,4 тыс.га земли занято под овощными и бахчевыми культурами, которых было произведено 775 тыс. т. На 22,9 тыс. га размещаются фруктовые деревья.

Среди отраслей животноводства преобладает овцеводство (поголовье овец — более 1,8 млн) и разведение коз (534 тыс. голов). Растёт поголовье крупного рогатого скота (66,8 тыс. голов).

В 2001 в Иордании было выработано 7,37 млрд кВт/ч электроэнергии, 99% — на тепловых электростанциях, использующих местный газ и импортную нефть. Крупнейшие ТЭС находятся в г. Ар-Риша, Эз-Зарка, Акаба, установленная мощность всех электростанций — 1500 МВт.

Единственный морской порт страны — Акаба — расположен на Красном море. Его грузооборот 13 млн т, из которых 15% — транзитные грузы (2001).

Для доставки в Акабу фосфоритовой руды сооружены железнодорожные ветки с рудников в Хасе, Абъяде и Шидийе. По территории И. также проходит 452-километровый отрезок Хиджазской железной дороги, построенной ещё в нач. 20 в. и модернизированной. Сеть автодорог имеет общую протяжённость 7,24 тыс. км. В стране насчитывается 379 тыс. автомашин, в т.ч. 252 тыс. легковых.

Государственная авиационная компания Иордании — «Ройял Джорданиен» — в 2000 перевезла ок. 1,3 млн пассажиров, она располагает 16 самолётами и выполняет более 100 рейсов в неделю. Крупнейший аэропорт страны — Международный аэропорт имени королевы Алии — расположен в 40 км к югу от Аммана, второй международный аэропорт находится в Акабе. В 2001 через все аэропорты страны прошло 9,8 млн пассажиров.

За последние годы заметно возросла обеспеченность населения средствами связи: за 1995—2000 количество фиксированных телефонов на 1000 жителей увеличилось с 58 до 93, мобильных — с 2 до 58. На 1000 иорданцев приходится 22,5 компьютера, а численность пользователей Интернета в 2002 составила 178 тыс. чел. Создана Национальная информационная система Иордании.

Большое значение для экономики Иордании имеет туризм, доходы от которого в 2001 превысили 9% ВВП. В том же году страну посетило более 5,2 млн иностранных туристов. В стране имеется 472 гостиницы, в т.ч. 7 пяти звездных отелей.

В государственном бюджете Иордании в 2001 доходы составили 1968 млн динаров, из этой суммы 87,3% поступило из внутренних источников, остальное за счёт иностранной помощи. 62,3% внутренних поступлений формируется за счёт налогов. Расходная часть бюджета — 2192,3 млн динаров, 81,6% этих средств приходится на текущие расходы. Дефицит государственного бюджета в последние годы 2—5% ВВП. Внутренний государственный долг 1369 млн динаров (2001).

В банковскую систему Иордании, кроме Центрального банка, входит 21 коммерческий банк. Активы Центрального банка на кон. 2001 достигли 4,25 млрд динаров, коммерческих банков — 14,15 млрд динаров. Объём торговых операций на Амманской фондовой бирже 662,4 млн динаров.

Торговый баланс Иордании имеет хронический дефицит (28,5% ВВП в 2001). Стоимость (млн динаров) экспорта 1351,7; импорта — 3434,5. В экспорте 38% приходится на сырьевые товары и продукцию сельского хозяйства, 62% на обработанные изделия. Главные статьи экспорта — фосфориты и калийные соли, продукция химической и фармацевтической промышленности, текстильные и швейные изделия, цемент. Основные партнёры по экспорту — США (12,2% стоимости в 2001), Ирак (11,9%), Индия (10,9%), Саудовская Аравия (7,1%). В импорте 52,8% приходится на сырьё и полуфабрикаты, 19,4% — на машины и оборудование, 27,8% — на различные потребительские товары, главные статьи его — сырая нефть, продукция машиностроения, продовольствие. Более 1/3 импорта по стоимости поступает из стран ЕС, в т.ч. 9,2% из Германии. Другие важные партнёры — Ирак (14,1%), США (8,2%).

Объём внешнего долга в 2001 достиг 6,7 млрд долл. США. В его структуре 56,3% приходится на долги промышленно развитым странам Запада, 34,6% — международным финансовым организациям, остальное — различным арабским фондам. В 2001 Иордания получила ок. 400 млн долл. США новых займов.

Иордания в течение ряда лет сотрудничает с МВФ, получая кредиты и осуществляя программы структурной перестройки экономики, направленные на либерализацию экономики, привлечение иностранного капитала, приватизацию госсектора. В связи с принятием Иордании в ВТО и вступлением в силу договора о свободной торговле с ЕС (2002) осуществляется постепенная либерализация внешней торговли.

Наука и культура Иордании

Иордания обладает сравнительно хорошо развитой системой образования. Уровень грамотности населения страше 15 лет — 90,2% (средний показатель для региона Ближнего Востока и Северной Африки — 85,2%). Начальное и среднее образование бесплатны, дети в возрасте до 15 лет обязаны посещать школу. Школьным образованием охвачено более 95% детей. В стране насчитывается ок. 2790 государственных и 1500 частных школ. Высшее образование можно получить в 19 университетах и высших учебных заведениях, крупнейшие из которых находятся в Аммане, Ярмуке, Ирбиде.

В 1970 было основано Королевское научное общество, включающее ряд подразделений по информационным технологиям, охране окружающей среды, инженерным наукам и др. В Аммане находятся Иорданская национальная галерея изящных искусств, где представлены произведения современных арабских и иорданских художников, археологический и фольклорный музеи. Небольшие археологические музеи также расположены в Петре и Джераше.

Из искусств в Иордании наибольшее развитие получила литература, в частности поэзия. Основные темы поэтических произведений — описание человеческих чувств и эмоций, во 2-й пол. 20 в. также стала распространяться политическая и социальная тематика. Наиболее известные поэты: Мустафа ат-Телл, Мустафа аль-Кайлани, Фадва Тукан, Мухаммед аль-Джунди. Прозаические произведения стали появляться после 2-й мировой войны и касались преимущественно политической проблематики. Свой вклад в развитие иорданской литературы внесли король Абдаллах I и король Хусейн II, выпустившие мемуары и автобиографические книги. К современным прозаикам относятся Асма Туби, Амин Малхас, собиратель бедуинского фольклора Рукс Узайзи, новеллист и литературный критик Иса Наури, историк и литератор Ариф аль-Ариф.

Западная классическая музыка мало распространена в Иордании. Традиционная музыка имеет несколько направлений: ведущая своё начало от песен бедуинов музыка «хаджин», служащая аккомпанементом для танцев «шруки», импровизация на различных музыкальных инструментах «таксим». Традиционные танцы Иордании имеют преимущественно иностранное происхождение — ливанское, иракское или турецкое.

Широко развиты народные ремёсла — изготовление ковров, серебряных и керамических изделий, вышивка.

В Иордании выходит пять ежедневных газет общим тиражом 230 тыс., в т.ч. одна — «Джордан Таймс» — на английском языке. Кроме этого, 6 газет и журналов выходят еженедельно или нерегулярно на арабском языке.

ИОРДАНИЯ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — Словарь Кольера — Русский язык

К статье ИОРДАНИЯ

Органы государственной власти. По конституции 1952 монархия является наиболее развитым и наделенным наибольшими полномочиями институтом власти, доминирующим в жизни страны. Король назначает премьер-министра, всех членов верхней палаты (сената) парламента (нижняя палата депутатов избирается), всех судей и всех высших гражданских и военных должностных лиц. Король подписывает и исполняет все законы и может наложить вето на любой законодательный акт. Вето короля может быть преодолено двумя третями голосов обеих палат Национального собрания. Король имеет право по своему усмотрению созвать, распустить Национальное собрание или приостановить его деятельность. Монарх является главнокомандующим вооруженными силами, наделен правом объявлять войну и подписывать мирные договоры.

Сенат, в состав которого входят известные деятели, назначаемые королем на восьмилетний срок, состоит из 40 членов. Члены палаты депутатов избираются на четыре года на основе всеобщего избирательного права (женщины получили право голоса в 1973). Палата депутатов традиционно состояла из 60 членов, половина из которых представляла Восточный берег р.

Иордан, а половина — Западный берег р.Иордан, причем 50 мест резервировалось за суннитами, а 10 за неарабскими и немусульманскими меньшинствами. Вслед за отказом короля Хусейна от претензий на Западный берег р.Иордан и роспуском Национального собрания была избрана новая палата депутатов, состоявшая из 80 членов, представлявших теперь только Восточный берег р.Иордан. В 1993 была введена новая избирательная система по принципу «один человек — один голос» (до этого каждый избиратель имел столько голосов, сколько депутатов приходилось на избирательный округ). Парламентские выборы проводились в 1989, 1993 и 1997.

Местные органы власти. В административном плане Иордания делится на восемь мухафаз (провинций): Ирбид, Эль-Мафрак, Эз-Зарка, Амман, Эль-Карак, Эт-Тафила, Маан и Эль-Белька. Во главе мухафаз стоят губернаторы, назначаемые королем и находящиеся в подчинении министерства внутренних дел.

Основные политические организации. В выборах 1947 участвовали только партии, финансировавшиеся правительством. В выборах 1950, проводившихся после присоединения Западного берега р.Иордан, когда в страну хлынул поток палестинских беженцев, партии не участвовали, хотя в округах выдвигалось несколько кандидатов. Политизация электората, сопровождавшаяся ростом антизападных настроений, привела в 1950-х годах к непродолжительному расцвету деятельности партий. Партийное строительство в Иордании достигло высокой точки развития на выборах в октябре 1956, на которых своих кандидатов выдвинули три легально признанные и четыре нелегальные партии. Попытка переворота в апреле 1957 вынудила короля прекратить демократический эксперимент и распустить все политические партии. Право действовать в качестве политического движения получили лишь «Братья-мусульмане», официально зарегистрированные как «общество», но и их деятельность была приостановлена в 1986. В июле 1992 Национальное собрание легализовало существование политических партий.

Судебная система. В Иордании имеются гражданские, религиозные и специальные суды. Все уголовные и гражданские дела рассматриваются в гражданских судах, включающих мировые суды, суды первой инстанции, апелляционные суды и кассационный суд, который является высшей судебной инстанцией. Шариатские суды и советы религиозных общин (для немусульман) рассматривают в основном бытовые и имущественные дела. Специальные суды созываются премьер-министром или одной из палат Национального собрания для толкования конституции или отдельных законов.

Полиция и вооруженные силы. Национальная полиция, военно-воздушные силы, военно-морской флот и сухопутные войска Иордании ведут свое происхождение от Арабского легиона, сформированного в начале 1920-х годов. В 1930 сэр Джон Глабб сформировал корпус, который практически целиком набирался из бедуинов. В течение следующих 26 лет во главе Легиона стоял Глабб-паша, в 1948 он насчитывал ок. 4500 человек.

В 1956 Глабб был смещен с поста командующего, а сам легион сменил свое название на Арабскую армию Иордании. В то же время в некоторых подразделениях (например в бронетанковых войсках) по-прежнему преобладают бедуины, а некоторые племена сохраняют свое влияние в армии (например, хувейтат, бени сахр и сирхан).

Первое иорданское военно-воздушное подразделение было создано в 1949 как Военно-воздушные силы Арабского легиона. Первый боевой самолет они получили от Великобритании в 1955. В 1956 военно-воздушный корпус был переименован в Королевские иорданские военно-воздушные силы. С 1997 на вооружение стали поступать американские самолеты F-16. Иордания имеет военно-морскую базу в Акабе, корабли которой несут охрану побережья в составе Иорданской арабской армии. Иорданские вооруженные силы, хотя и имеют небольшую численность (ок. 90 тыс. в 1995), считаются одними из лучших на Ближнем Востоке по уровню профессиональной подготовки и дисциплины.

За внутреннюю безопасность в стране отвечают Государственная служба безопасности и Управление общей разведки. Государственная служба безопасности, выделенная в 1956 из Арабского легиона для выполнения полицейских функций, насчитывает ок. 9000 человек. В ее задачу входит поддержание законности и порядка; она находится в подчинении министерства внутренних дел.

Управление общей разведки является гражданской организацией, основной задачей которой является проведение разведывательных и контрразведывательных операций. В то же время эта структура оказывает огромное влияние на повседневную жизнь иорданцев. Ее разрешение требуется для выдачи паспорта, а при поступлении на государственную службу и выезде за границу каждый претендент должен получить в Управлении «свидетельство о благонадежности».

Внешняя политика. Иордания — член Организации Объединенных Наций (принята в 1954) и Лиги арабских государств, Организации исламской конференции и Движения неприсоединения.

В 1970-х и 1980-х годах Иордания поддерживала дружественные отношения с большинством умеренных арабских государств. До 1990-1991 отношения с Саудовской Аравией и странами Персидского залива имели большое значение для поддержания стабильности иорданской экономики: эти страны предоставляли рабочие места квалифицированным иорданским рабочим и оказывали финансовую помощь. Во время ирано-иракской войны (1980-1988) Иордания поддержала Ирак, предоставив ему возможность пользоваться портом Акаба и послав в Ирак своих добровольцев.

В 1988 по инициативе короля Хусейна был создан Совет арабского сотрудничества, в который вошли Египет, Ирак, Иордания и ЙАР. Иордания осудила вторжение в Кувейт. В то же время иорданское руководство поставило под сомнение необходимость присутствия неарабских и немусульманских войск на территории Саудовской Аравии. Выступая за решение конфликта путем переговоров и отвергая военные действия, Иордания не присоединилась к антииракской коалиции, возглавлявшейся США.

Основной целью внешней политики Иордании является разрешение арабо-израильского конфликта. Хотя Иордания в 1988 отказалась от претензий на Западный берег р.Иордан, любое палестинское государственное образование вынуждено будет поддерживать тесные связи с этим государством из-за его географической близости к Палестине и наличия в нем большой иордано-палестинской общины. Кроме того, так как Иордания и Египет являются единственными арабскими государствами, заключившими мир с Израилем, Иордания заинтересована в разрешении этого конфликта.

Модернизация политической системы Иордании: невысказанные мотивы

Король Иордании Абдалла II приказал сформировать Королевский комитет по модернизации политической системы. В полномочия этого назначенного органа, состоящего из 92 членов, входит разработка законов о выборах и политических партиях, а также рассмотрение конституционных поправок, связанных с этими законами. Тем не менее маловероятно, что этот тактический толчок приведет к каким-либо фундаментальным изменениям в нынешней политической системе, и остаются другие, более важные вопросы, которые действительно требуют модернизации, — пишет Суфьян Обейдат.

10 июня 2021 года король Абдалла II приказал сформировать назначенный орган — Королевский комитет по модернизации политической системы. Конституция Иордании предусматривает парламентскую систему правления с наследственной монархией во главе с королем, который свободен от какой-либо ответственности и ответственности. Король осуществляет исполнительную власть через назначаемый им кабинет, коллективно подотчетный избранному парламенту. На практике король осуществляет государственные полномочия таким образом, что система сдержек и противовесов, предусмотренная конституционными рамками, обходит стороной.

Как уже анализировалось в КонституцииNet, в 2016 году король Абдалла II формализовал свои основные полномочия, издав поправки к конституции, которые предоставили ему единоличное право без какой-либо контрподписи премьер-министра назначать спикера и членов сената, председателя и членов Конституционного суда, главного судью, командующий армией, а также глав разведки и жандармерии.

Таким образом, конституционно и реально парламентская монархия была преобразована в президентскую монархию, где король контролирует армию и органы безопасности, которые владеют львиной долей государственного бюджета, назначает кабинет министров и назначает выборы в парламент по своей прихоти.

Из-за отсутствия действительно политически ориентированных политических партий в структуре политической системы, а также из-за того, что служба безопасности, военные и многочисленный персонал в королевском дворце подчинялись только ему, король отключил конституционную систему правления, чтобы ввести уникальную систему, сведенную к двум уровням: уровень власти, воплощенный в короле с его инструментами управления, и уровень общественности.

Это четвертый раз за тридцать лет, когда королевский дворец сформировал комитет по политической реформе .

Этот орган управляет всеми внешними и внутренними делами страны, определяет политику, включая внешнюю политику, осуществляет военное и разведывательное сотрудничество на высоком уровне с союзниками в регионе и за границей, а также контролирует все аспекты местной администрации. С практической точки зрения король кажется единственным политическим игроком в стране, а политическая система работает без политиков.

На этом фоне мандат Королевского комитета заключается в том, чтобы к ноябрю 2021 года разработать законы о выборах и политических партиях, которые затем будут представлены правительству и проголосованы парламентом. Это четвертый раз за тридцать лет, когда королевский дворец сформировал комитет по политической реформе. Хотя эти комитеты существовали в разных контекстах с различными игроками с разным наследием, продукты первых трех комитетов, включая рекомендации, отчеты и предлагаемые законы, были отложены на полку. Точно так же маловероятно, что этот новый тактический толчок приведет к каким-либо фундаментальным изменениям в существующей политической системе.

История комитетов по конституционной реформе

После народного возмущения в 1989 году покойный король Хусейн решил восстановить парламентские выборы после перерыва более чем на двадцать лет. Королевская комиссия по разработке Национальной хартии была создана в 1990 году для разработки руководящих принципов деятельности политических партий. Комиссию возглавил бывший глава разведки и премьер-министр; в его состав вошли 60 членов, представляющих все политические группы Иордании. Хартия была разработана и принята в 1991 на национальной конференции в присутствии короля Хусейна и 2000 иорданцев, присутствовавших по приглашению.

Король Абдалла II стал преемником своего отца в 1999 году, а в 2005 году он сформировал Руководящий комитет Национальной повестки дня. На этот раз целью комитета было разработать руководящие принципы для разработки политики на ближайшие 10 лет. Председателем комитета был первый посол Иордании в Израиле. В число 26 членов комитета входили бывший премьер-министр, министры, сенаторы, члены парламента, активисты, ученые и бизнесмены. Комитет сформировал подкомитеты по различным вопросам и представил свои обширные рекомендации через девять месяцев, но они так и не были реализованы.

В разгар так называемой «арабской весны» в Иордании и под давлением общественности в пользу политической реформы король Абдалла II в 2011 году приказал своему кабинету сформировать Комитет национального диалога. Комитету было поручено предложить новые законы о выборах и политических партиях. Комитет возглавил спикер Сената и бывший премьер-министр. 52 члена комитета были выбраны в попытке представлять все политические группы и направления в стране. За время существования комитета 16 членов подали в отставку в знак протеста против репрессий силовиков против активистов на одной из столичных площадей. Комитету было дано три месяца, в течение которых были сняты несколько отзывов, на то, чтобы представить свои рекомендации. Рекомендации Комитета по новому закону о выборах так и не были реализованы.

Модернизация политической системы?

Готовясь к своему предстоящему визиту в Вашингтон, король доверил председательство в последнем Королевском комитете бывшему премьер-министру, который возглавлял два кабинета в период с 2009 по 2011 год. В свой первый срок он изобрел уникальный и противоречивый закон о выборах, который получил печально известное название «закон виртуальных избирательных округов». В конце 2010 года по этой системе были проведены выборы, в результате которых образовался парламент виртуальных округов. Тот же премьер-министр сформировал новое правительство, которое получило 111 из 120 вотумов доверия от нового виртуального парламента. В течение трех месяцев антиправительственные протесты вынудили короля Абдаллу II отправить в отставку премьер-министра и его кабинет и приказали новому премьер-министру провести немедленные политические реформы.

Король поручил первопроходцу виртуального округа, которого он уволил в результате массовых протестов, возглавить королевский комитет из 92 членов по модернизации политической системы Иордании. Члены были отобраны, как любил говорить покойный король Хусейн, «из всех слоев общества»; мужчины и женщины, восточно-иорданцы и палестинцы-иорданцы, исламисты и секуляристы, сторонники мейнстрима и те, кто открыто выступает против него, а также бывшие военные и сотрудники службы безопасности.

Согласно королевскому письму, направленному Председателю Комитета, задачей Комитета является разработка нового проекта законов о выборах и политических партиях; рассмотреть возможные конституционные поправки, связанные с законопроектами и механизмами парламентской работы; и дать рекомендации по законодательству, регулирующему местное самоуправление, «расширяющему участие в принятии решений и создающему политическую и законодательную среду, способствующую активному участию молодежи и женщин в общественной жизни».

Что действительно требует модернизации

Конституция Иордании в ее нынешнем виде предусматривает парламентскую систему правления, свободные выборы и право создавать политические партии. Законы могут быть легко изменены и модернизированы в соответствии с конституционными положениями. Чтобы модернизировать политическую систему, королю необходимо отменить поправки к Конституции 2016 года, поскольку они препятствуют продвижению политической системы к современности. Современные политические системы не допускают монополизации всех полномочий и возможностей страны в руках одного человека без какой-либо ответственности и ответственности.

С момента вступления на престол в 1999 году король Абдалла II не предпринял никаких шагов для передачи части своих полномочий парламентским правительствам…

С момента восшествия на престол в 1999 г. король Абдалла II не предпринял никаких шагов для передачи части своих полномочий парламентским правительствам; напротив, он укрепил свои полномочия последовательными конституционными поправками и контролем сектора безопасности над политической жизнью и свободой слова.

Что же тогда является реальным мотивом «модернизации» избирательной и партийной системы?

Парламентская жизнь Иордании — это всего лишь фасад демократии. Король безосновательно продвигает символы демократизации, в то время как фактическая политика и принятие решений находятся в его руках и его инструментах управления. Выборы — не более чем арена межобщинных конфликтов и лихорадочная гонка за привилегиями, неприкосновенностью и иллюзией власти. Участниками этой гонки являются общинные партии, а не политические партии.

Иорданское сообщество состоит из множества исламистов, секуляристов, либералов, консерваторов, левых и т. д. К сожалению, они вертикально разделены и сведены к двум блокам: восточно-иорданцы и палестинцы-иорданы. У каждого подразделения есть свои претензии, но ни одно из них не является частью политики и принятия решений.

Географические районы, населенные восточно-иорданцами, перепредставлены с точки зрения отведенных им мест в парламенте. С другой стороны, большие города, в которых проживает большинство иорданцев палестинцев, имеют непропорциональное количество мест по сравнению с численностью их соответствующего населения.

Кроме того, восточно-иорданцы составляют подавляющее большинство армии и органов безопасности. Они считают, что страдают экономически, и рассматривают свое положение в институтах режима как источник расширения прав и возможностей. Это разделение привело к тонкому, но неоспоримому конфликту идентичности.

Однако, вне зависимости от обоснованности таких претензий и того факта, что лишь незначительное меньшинство с обеих сторон может извлечь выгоду из привилегий разделения мнимой власти в фасаде демократии, похоже, это не беспокоит короля Абдаллу II.

Теперь король тактически уступает администрации США.

Король, который явно не желает отказываться от какой-либо части своих полномочий и подчинять свои инструменты управления парламентской системе правления, теперь тактически уступает администрации США. Как его главный союзник, а также финансовая и военная поддержка, США постоянно призывали короля выдвинуть закон о выборах, обеспечивающий справедливое представительство палестинцев-иорданцев, возможно, в форме квот.

Заключение

Хотя мотив модернизации политической системы носит тактический характер, это не означает, что иорданская избирательная система справедлива или не нуждается в реформах. Более того, введение системы квот в закон о выборах под видом реформы и справедливости лишь еще больше ослабит и без того слабую социальную и политическую ткань.

Серьезная модернизация политической системы должна начаться с отмены всех конституционных поправок, которые привели к ее регрессу. Только тогда можно будет выдвинуть действительно прогрессивное законодательство о политических партиях в сочетании со справедливой избирательной системой: такой, которая поощряет партийную жизнь, основанную на политических идеях, а не на политике идентичности.

Суфиан Обейдат — иорданский юрист, арбитр и президент Арабской ассоциации конституционного права . Он практикует в иорданских судах и арбитражных судах. Суфьян также исследует сектор безопасности и конституционные реформы.

Отказ от ответственности: мнения, выраженные в материалах Voices from the Field, принадлежат авторам и не обязательно отражают позицию International IDEA.

Иордания — КОНСТИТУЦИЯ

Иордания Содержание

Конституция, обнародованная в 1952 г. и измененная в 1974 г., 1976 и 1984 гг. оставались в силе и в 1989 г. Он объявляет Иорданию наследственная монархия с парламентской формой правления и определяет народ как «источник всех сил». Люди официально заявлен как часть «арабской нации». Ислам это официальной религией государства, а арабский — официальным языком. В почти сорокалетний опыт работы с Конституцией, соблюдение Основной закон страны изменился как по духу, так и на практике. время от времени, в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств.

Статьи с 5 по 23 Конституции предусматривают права и обязанности граждан и гарантировать длинный список личных свобод. Гражданам гарантируется свобода от принудительного труда или принудительных займов, и никто не может подвергаться дискриминации по признаку расы, религии или язык. Арест, тюремное заключение, ссылка, принудительное проживание и экспроприация собственности без надлежащей правовой процедуры запрещена. Свобода вероисповедания, мнения и печати и право на мирное собрания обеспечиваются в рамках закона. Цензура разрешена во время военного положения или когда существует чрезвычайное положение в стране. право петиции гарантируется, и граждане могут свободно формировать политические партии, профсоюзы и ассоциации, если их цели законный. Политические беженцы не могут быть экстрадированы. Для классов с первого по девять, образование является обязательным и бесплатным в государственных школах. Каждый гражданин имеет право на назначение на государственные должности при условии достоинства и квалификация кандидата. Конституция также определяет различных принципов трудового законодательства и направляет правительство на способствовать работе и защищать труд.

Военное положение было объявлено в 1967 году и действовало в 1989 году. положения о чрезвычайном положении в условиях военного положения фактически сокращали некоторые гарантированные Конституцией свободы. Эти правила позволяли органы военного положения и тайная полиция, именуемые в народе Мухабарат, а не под его официальным названием Дайрат аль-Мухабарат или Главное разведывательное управление (GID) — для ареста лиц, подозреваемых в преступления против безопасности и задерживать их без суда или доступа к адвокат на неопределенный срок. Правила чрезвычайного положения также уполномочил правительство подвергать цензуре прессу и другие публикации, запрещены политические партии и ограничены права граждан на собираться на политические митинги и мирные демонстрации.

Полномочия и функции государственных органов разработаны в статьи с 41 по 110. Конституция включает разделы о финансах, правоприменение, толкование Конституции и чрезвычайное полномочия и конституционные поправки. Поправка требует две трети голосов членов каждой законодательной палаты, обсуждаем отдельно. Когда законопроект о поправках дважды отклоняется в любой из палат, однако законопроект должен быть рассмотрен на совместном заседании законодательного органа; в этом случае требуется две трети голосов для принятие. Законопроект о поправках вступает в силу только с королевского согласия. В шаг для обеспечения династической стабильности, Конституция запрещает любые поправку о правах короля и его наследников во время период регентства.

Пять поправок к Конституции, принятых с 1952 г. все относятся к Национальному собранию. были приняты две поправки в ноябре 1974 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта