Ирак форма правления: ИРАК • Большая российская энциклопедия

Содержание

Республика Ирак. Государственное устройство. Правовая система. Гражданское право. Уголовное право. Судебная система.

Содержание

Государственное устройство
Правовая система
— Общая характеристика
— Гражданское и смежные с ним отрасли права
— Уголовное право
— Судебная система. Органы контроля
Литература

Государственное устройство

Ирак — унитарное государство. Административное деление — 18 провинций (мухафаз). В 1974 г. объявлена автономия Иракского Курдистана.
По Временной конституции, вступившей в действие 16 июля 1970 г., Ирак провозглашен «суверенной народной демократической республикой». Основной целью Ирака объявлено «создание единого арабского государства и установление социалистического строя» (ст.1).
По форме правления Ирак является суперпрезидентской республикой. Политический режим — авторитарный.
Высший орган государственной власти — Совет революционного командования (СРК), председатель которого одновременно является Президентом Республики и верховным главнокомандующим вооруженными силами (с июля 1979 г.

— Саддам Хусейн).
СРК издает законы и другие акты, имеющие силу закона, а также акты для применения действующих законов, решает вопросы деятельности Министерства обороны, общественной безопасности, вопросы их полномочий и структурной организации, объявляет частичную или полную мобилизацию в стране, объявляет войну и заключает мир, одобряет проект государственного бюджета и другие финансовые документы, утверждает основные цифры этих документов, ратифицирует международные договоры и соглашения.
Однопалатный Национальный совет (парламент) в составе 250 депутатов, избираемых на 4 года на основе всеобщих и прямых выборов, наделен ограниченными полномочиями. Он рассматривает законопроекты, принятые СРК, в течение 15 дней и передает их (в случае согласия) Президенту для опубликования. Национальный совет может самостоятельно рассматривать законопроекты, предлагаемые для обсуждения 1/4 общего состава, однако они не могут касаться военных и финансовых вопросов, а также вопросов общественной безопасности.
Если Национальный совет одобряет предложенные его членами законопроекты, он в 15-дневный срок передает их в СРК. Вслучае одобрения СРК законопроекта, предложенного Национальным советом, он передается Президенту для подписания. С согласия Президента парламент может вызывать министров для дачи необходимых разъяснений.
Глава государства — Президент Республики. До 1995 г. он избирался СРК из числа членов последнего. В соответствии с принятыми в сентябре 1995 г. поправками к Конституции Президент избирается на 7-летний срок на всенародном референдуме.
В соответствии с Конституцией (ст.57) Президент охраняет независимость страны, ее территориальную целостность, внутреннюю и внешнюю безопасность, защищает права и свободы всех граждан; объявляет и отменяет чрезвычайное положение согласно закону; назначает и освобождает от должности вице-президентов Республики и министров; назначает губернаторов, судей и всех высших гражданских и военных должностных лиц, повышает их в должности, отправляет в отставку, награждает орденами и присваивает воинские звания; готовит проекты государственного бюджета и связанных с ним независимых бюджетов, утверждает окончательные цифры этих документов; готовит при помощи соответствующих министров генеральный план экономического и социального развития страны и передает его в Национальный совет; заключает договоры о предоставлении займов; контролирует деятельность основных отраслей народного хозяйства; осуществляет контроль и координацию деятельности министров; проводит переговоры и заключает международные соглашения и договоры; назначает, отзывает и принимает дипломатических представителей; осуществляет помилование и утверждает смертные приговоры; контролирует соблюдение конституции, законов, решений, судебных решений и планов развития.

Президент может передавать некоторые свои конституционные полномочия одному или нескольким заместителям. Вице-президенты Республики и министры несут ответственность за свои действия перед Президентом, который может привлечь их к судебной ответственности за ошибки, произвол и злоупотребление властью.
Исполнительная власть осуществляется Президентом, СРК и правительством. С мая 1994 г. С. Хусейн занял пост и Премьер-министра.
Правящей партией в Ираке является Партия арабского социалистического возрождения (Баас).

Правовая система

Общая характеристика

В Ираке существует смешанная система права, при которой личный статус определяется конфессиональным (для мусульман — мусульманским) правом, а большинство других отношений регулируются законодательством, отражающим европейские правовые традиции.
До 1918 г. на территории Ирака применялось право Османской империи, которое в большинстве отраслей после 1840 г. следовало французским образцам (см.

раздел «Турция»). Английские власти в период мандата (1920-1930 гг.) не стали вносить кардинальных изменений в правовую систему Ирака, поэтому турецкие кодексы продолжали действовать уже в качестве иракских. Лишь в отдельных отраслях нормы английского права заняли господствующие позиции (например, в уголовном праве в связи с введением англичанами в 1918 г. Багдадского уголовного кодекса).
В 1940-1960 гг. унаследованные от Османской империи кодексы и законы были постепенно заменены более современным национальным законодательством. С приходом в 1968 г. к власти правительства партии Баас в стране провозглашен курс социалистической ориентации, в рамках которого проведена земельная реформа, изданы новые законы о труде, социальном обеспечении и др. Ирак национализировал иностранные нефтяные компании, действовавшие на его территории.
Главным источником права Ирака является законодательство. К важнейшим актам относятся: Гражданский кодекс 1951 г., Торговый кодекс 1984 г., Гражданский процессуальный кодекс 1969 г. , Уголовный кодекс 1969 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1971 г., Трудовой кодекс 1987 г. В вопросах личного статуса мусульман применяется Закон о личном статусе 1959 г. (с изменениями и дополнениями). В качестве субсидиарного источника права применяется мусульманская доктрина. В Ираке имеют распространение сразу 3 школы мусульманского права: ханифитская (среди арабов-суннитов), шафиитская (среди курдов-суннитов) и джафаритская (среди арабов-шиитов). Применение права личного статуса мусульман входит в юрисдикцию самостоятельных судов личного статуса.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Гражданское право Ирака наиболее ярко отражает смешанный характер его правовой системы.

Основным его источником является Гражданский кодекс, принятый в 1951 г. и вступивший в силу в 1953 г. Этот Кодекс содержит нормы, посвященные только праву собственности и обязательствам. Основываясь в целом на положениях романо-германского права, ГК 1951 г. закрепил в своих статьях ряд положений шариата: о злоупотреблении правом, непредвиденных обстоятельствах, аренде земли, переводе долга и др.
Семейные и наследственные отношения регулируются упомянутым Законом о личном статусе, основанным на мусульманском праве. При пробельности норм Закона должны использоваться «принципы мусульманского права», т.е. выводы мусульманско-правовой доктрины. К представителям немусульманского населения (христианам, иудеям) применяются нормы их личного права (канонического либо иудейского) во всех случаях, за исключением наследственных отношений.
Специальными актами регламентируются также имущественные права несовершеннолетних и иных недееспособных лиц. Вопросы право — и дееспособности урегулированы, однако, в Гражданском кодексе.
Право собственности регламентируется ГК Ирака исходя из определения его Временной конституцией 1970 г. как «социальной функции, подлежащей выполнению в рамках установленных социальных целей и государственных программ в соответствии с законом» (ст.16). Наряду с ГК важное значение в этой сфере имеют специальные законы. Основным из них является Закон об аграрной реформе 1970 г. Установленные им пределы объема права частной собственности на землю зависят от плодородия и способов орошения, но в любом случае не могут превышать 2000 га земли. Особое значение придается праву собственности на основные средства производства, закрепленному не только в Кодексе, но и в Конституции. «Основные средства производства, непосредственно используемые центральными органами власти в соответствии с требованиями Генерального плана развития национального хозяйства, являются народной собственностью» (ст.13 Временной конституции 1970 г.). Поощряется, кроме того, собственность кооперативных организаций во всех главных формах производственной, потребительской и сбытовой. Аренда недвижимости регулируется Специальным законом 1979 г.
В области торгового права в Ираке первоначально применялся османский Кодекс сухопутной торговли 1850 г., скопированный с французского Торгового кодекса 1807 г., а также османский Кодекс морской торговли 1864 г. Первый из них был заменен в 1943 г. собственно иракским Кодексом. В настоящее время действует Торговый кодекс 1984 г., который определяет статус коммерсанта, регулирует торговые сделки, банкротство, ценные бумаги и ряд других вопросов. Кроме того, принят Закон об организации торговли 1970 г., в соответствии с которым создан Совет по вопросам торговли, определяющий государственную политику в отношении производства и внешней торговли.
Важнейший источник торгового права — законодательство о торговых компаниях. В настоящее время действует Закон о компаниях 1983 г., определяющий правовое положение различного рода коммерческих организаций: акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, ограниченных товариществ и т.д.
Законодательство об интеллектуальной собственности включает Закон о торговых марках 1957 г., Закон о патентах и промышленных образцах 1970 г., Закон 1959 г. (о фирменных наименованиях).
Действующее трудовое право сложилось в период социалистической ориентации. Принятый в 1970 г. Трудовой кодекс отразил происшедшие социально-экономические преобразования, но одновременно усилил государственный контроль над профсоюзами, урегулированием трудовых конфликтов, забастовками.
Ныне действующий Трудовой кодекс 1987 г. серьезно ограничивает право на забастовку, хотя на практике забастовки вообще не допускаются под угрозой уголовных репрессий. Право на коллективные переговоры не признается. К актам социального законодательства относятся Закон 1980 г. о социальном обеспечении и Закон 1980 г. о защите несовершеннолетних.
Первой кодификацией норм о гражданском процессе, действовавшей на территории Ирака, был османский Гражданский процессуальный кодекс 1871 г. В настоящее время действует ГПК Ирака 1970 г.; он содержит специальный раздел (книга IV), статьи которого применяются исключительно шариатскими судами при рассмотрении дел личного статуса. Нормы ГПК регулируют производство как по гражданским, так и по торговым делам. Отдельные его статьи касаются третейского разбирательства. Принят также Закон об исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1980 г.

Уголовное право и процесс

До 1918 г. на Ирак распространялось уголовное законодательство Османской империи, заимствовавшее еще в 1840 г. французский образец (см. раздел «Турция»).
Это законодательство сменил «Багдадский уголовный кодекс», введенный английскими оккупационными властями в Ираке в 1918 г. (вступил в силу 1 января 1919 г.). Он включал 330 статей и испытывал значительно более глубокое влияние англосаксонского права, чем французского.
В 1969 г. на базе старого Кодекса был принят новый, проект которого начал разрабатываться еще до перехода страны на социалистический путь. По структуре и содержанию он во многом сходен с буржуазными уголовными кодексами. Кодекс 1969 г., как и УК 1918 г., состоит из 4 книг: общие положения, преступления против всеобщих интересов, преступления против личных интересов, мелкие правонарушения. Таким образом, УК 1969 г. исходит из романо-германской доктрины о делении права на частное и публичное. Ответственность за воинские преступления предусматривает Уголовный кодекс Народной армии 1984 г. Помимо этого источниками иракского уголовного права являются отдельные законы и имеющие силу закона резолюции СРК. Вопреки нормам УК некоторые акты, устанавливающие уголовную наказуемость деяний, имеют обратную силу.
Одним из основных видов наказаний в уголовном праве Ирака остается смертная казнь. Она сохраняется как обязательное или альтернативное наказание за большое число уголовных и политических преступлений по УК 1969 г. и многочисленным (имеющим силу закона) резолюциям, принятым СРК. Она предусмотрена, в частности, за проникновение в помещение и кражу в военное время; преднамеренное убийство; дезертирство; измену, саботаж с использованием оружия и взрывчатых веществ; подделку официальных документов и экономическую коррупцию; публичное или скандальное оскорбление Президента Республики или его заместителя, членов СРК, партии Баас, Национального совета или правительства.
Смертные приговоры исполняются через повешение или расстрел, часто публично. По сообщениям наблюдателей, в Ираке каждый год производятся сотни казней.
Уголовный процесс в Ираке строится в целом по романо-германской модели. Основным его источником является УПК 1971 г., разработанный по образцу УПК Франции 1958 г. Хотя закон предусматривает обычные процессуальные гарантии (гласность судебного разбирательства, право на адвоката, право на обжалование приговора и др.), на практике многие из них не соблюдаются. По мнению международных наблюдателей, в Ираке широко распространены произвольные аресты, пытки обвиняемых, несправедливые судебные процессы и внесудебные расправы. Это особенно характерно для деятельности специальных судов безопасности и военных трибуналов, обычно рассматривающих дела по упрощенной процедуре без соблюдения обычных процессуальных гарантий. В частности, весьма ограничено право пользоваться услугами адвоката, процессы почти всегда закрытые, отсутствует право обжалования приговоров, вынесенных Революционным судом и временными специальными судами.
С такой практикой контрастирует предусмотренная законом сложная процедура проверки и утверждения смертных приговоров. Решения уголовных судов, вынесших приговор, должны автоматически в течение 10 дней передаваться для проверки в Кассационный суд, даже при отсутствии жалобы. Смертные приговоры должны проверяться Генеральной коллегией, состоящей из всех судей Кассационного суда. Приговоры, подтвержденные Кассационным судом, передаются министру юстиции, который посылает приговор для утверждения Президенту Республики.

Судебная система. Органы контроля

Временная Конституция Ирака 1970 г. объявляет принцип независимости суда и декларирует гарантии права каждого гражданина на обращение в судебные органы за защитой своих прав. Предусматривается, что организация судебных органов и органов прокуратуры регулируется специальным законодательством.
В первые годы после прихода к власти в Ираке ПАСВ действовал Закон о судебной власти 1963 г., но в настоящее время вопросы организации и деятельности судебных органов регулируются Законом о судоустройстве 1979 г. В соответствии с ним в стране сформировалась достаточно сложная система судов, включающая: Кассационный суд, 7 апелляционных судов, суды первой инстанции, административные суды, суды личного статуса, уголовные суды, суды по рассмотрению незначительных преступлений, суды для несовершеннолетних, Верховный и обычные трудовые суды, а также следственные суды.
Высшей судебной инстанцией является Кассационный суд, который может заседать в полном составе (в частности, при рассмотрении жалоб на смертные приговоры), расширенном составе (для рассмотрения споров о юрисдикции судов) либо рассматривать дела в палатах — гражданской, по личному статусу, административной и уголовной. Апелляционные суды осуществляют контроль за работой судов первой инстанции и судов личного статуса. Каждый административный суд действует в пределах территориальной юрисдикции апелляционного суда. Суды первой инстанции и личного статуса создаются в центрах провинций и областей. На этом же уровне административно-территориального деления действует система судов по рассмотрению незначительных преступлений. В отличие от них уголовные суды созданы в центрах провинций. Суды для несовершеннолетних применяют Специальный закон 1983 г., предусматривающий уголовное наказание несовершеннолетних. Трудовые суды действуют в центрах провинций и рассматривают трудовые споры. Их решения могут быть обжалованы в Верховный трудовой суд. Наконец, следственные суды создаются там, где действуют суды первой инстанции и ведут расследование преступлений.
Вне рамок системы общих судов находятся специальные суды, рассматривающие дела, связанные с безопасностью государства. Главным из них является Революционный суд — постоянный специальный суд, учрежденный в 1968 г. Он может выносить приговоры по делам о преступлениях против внутренней и внешней безопасности государства и широкому кругу других преступлений. Процесс в нем должен вестись на основании Уголовно-процессуального кодекса 1971 г., но приговоры, вынесенные этим судом, являются окончательными и не подлежат обжалованию или кассации. Специальный суд Киркука (еще один постоянный специальный суд), учрежденный в 1974 г. для рассмотрения дел курдов, обвиняемых в политических преступлениях, был упразднен в августе 1982 г. Его приговоры не подлежали обжалованию.
Кроме того, Совет революционного командования периодически создает временные специальные суды безопасности по принципу ad hoc, рассматривающие дела определенных групп обвиняемых (по таким преступлениям, как шпионаж, измена, «антигосударственная» деятельность). Рассмотрение дел в специальных судах обычно закрытое.
Дела военнослужащих разбираются постоянными военными трибуналами. Вышестоящей инстанцией по отношению к ним является Военный кассационный трибунал.
Система органов прокуратуры и их полномочия регулируются Законом о прокуратуре 1979 г., который возлагает на данные органы две основные функции: возбуждать уголовные дела и поддерживать государственное обвинение в суде; надзирать за расследованием преступлений.

Литература

Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 150-243.
I-Hakim A. Iraq // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1972. P. Ef55-62.

История — Российско-Иракский Деловой Совет

Древнейшие племена на территории Месопотамии появились в эпоху позднего неолита, хотя наиболее известна стоянка людей древнекаменного века в пещере Шанидар, расположенной в Иракском Курдистане.
Месопотамия (Междуречье, Двуречье), область в Передней Азии, по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра в Ираке, Турции, Сирии и Иране. Длина с северо-запада на юго-восток более тысячи километров, ширина до 400 километров. Месопотамию пересекают большие полноводные реки — Евфрат и Тигр, сливающиеся в общее русло Шатт-эль-Араб.
Первые государства на землях Месопотамии появились уже в IV тысячелетии до н.э. В III — начале II тысячелетия до н.э. на территории между реками Тигр и Евфрат существовали города-государства Эриду, Ур, Ниппур, Ашшур, Лагаш, Урук, Умма. В первой половине III тысячелетия до н.э. было образовано Шумерское государство, боровшееся с государством Аккад за политическую гегемонию в регионе, а в начале II тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии появилось Вавилонское государство, просуществовавшее до 538 года до н.э. Тогда же на севере Месопотамии образовалось и государство Ассирия, прекратившее свое существование в конце VII века и ставшее провинцией Мидии.
С приходом в первой половине VI века на иракские земли арабов здесь получили распространение арабский язык и ислам. Месопотамия стала провинцией арабского халифата сирийской династии Омейядов, а с 750 года — провинцией арабского халифата иракской династии Аббасидов.
В 762 году был основан город Багдад. Ирак стал одним из мировых культурных центров, достигший наибольшего блеска в период правления халифа Харуна ар-Рашида и его сына аль-Мамуна. В Багдаде была основана академия Бейт аль-Хикма — «Дом мудрости», с обсерваторией и библиотекой, где переводили на арабский язык древнегреческие и древнеримские трактаты, начато производство бумаги, открыты первые на Востоке аптеки и больницы.
В 945 году к власти в Ираке пришла иранская династия Бундов.
В 1056 году Багдад был взят турками-сельджуками во главе с Тогрул-беком, и с середины XI века иракские земли вошли в состав государства Сельджуков.
В 1258 году монгольскими войсками был взят и разграблен Багдад, и иракские земли вошли в состав империи монголов, а в конце XIV столетия подверглись завоеванию армии эмира Тимура.
С 1508 года Багдад и весь Южный Ирак вошли в состав персидского царства Сефевидов, но в результате ирано-турецких войн по договору 17 мая 1639 года Ирана и Османской империи территория Ирака вошла в состав Турции.
С 30-х годов XVII века до конца первой мировой войны Ирак — под властью Османской империи, в состав которой входил тремя вилайетами — Мосульским, Багдадским и Бассорским.
С середины XVII века, в результате победы Великобритании над Голландией в англо-голландских войнах, на Ближнем Востоке, в том числе и в Ираке, укрепились позиции Британской империи, начавшей свое проникновение в этот район еще с конца XVI века. В1779 году торговый представитель Ост-Индской компании, созданной в 1700 году, в Багдаде был превращен в политического агента, а управляющий факторией в Басре стал резидентом. Ост-Индская компания оказывала все возраставшее влияние на деятельность багдадского паши, который вплоть до середины XIX века фактически был почти независим от Османской империи. Только в середине XIX века правительство Османской империи ликвидировало его самостоятельность.
В последней четверти XIX века Ирак становится ареной борьбы между Великобританией и Германией. Открытие в конце XIX века богатых нефтяных месторождений в Мосуле, а также предпринятое Германией строительство Багдадской железной дороги чрезвычайно обострили англо-германские противоречия на Ближнем Востоке, проявившиеся наиболее ярко накануне первой мировой войны. На протяжении первой мировой войны Англия подготовилась к завоеванию Ирака и превращению его в свою колонию.
Багдад был занят английскими войсками в марте 1917 года. Нарушив Мудросское перемирие 1918 года, Англия заняла также и богатый нефтью Мосульский вилайет. Английская оккупация Ирака, центра колониальных владений Великобритании с сетью военно-воздушных баз, юридически была оформлена в 1920 году на конференции в Сан-Ремо.
Иракское восстание 1920 года, антианглийское восстание в июне-октябре; охватило большую часть территории Ирака; возглавлялось шейхами племен и шиитскими богословами. Несмотря на поражение, восстание вынудило Англию отказаться от прямого колониального господства в Ираке. В результате восстания в августе 1921 года Ирак стал королевством с первым королем эмиром Фейсалом из династии Хашимитов.
В 1922 и 1930 годах между Англией и Ираком были заключены договоры, и после вступления последнего в силу в 1932 году английский мандат на Ирак прекратил свое действие. Ирак, ставший независимым государством, был принят в Лигу Наций. Англия оставляла за собой право пользоваться территорией Ирака в случае войны.
В 1944 году установлены дипломатические отношения Ирака и СССР (перерыв в 1955—1958).
14 июля 1958 года Ирак провозглашен республикой.
Была введена свобода печати, легально выходили газеты политических партий. Были приняты законы, направленные на развитие национальной промышленности. Иракская республика вышла из Багдадского пакта (24 марта 1959), ликвидировала на своей территории английские военные базы и порвала все договоры, ущемлявшие суверенитет страны. Иракская республика обрела политическую независимость.
8 февраля 1963 года к власти в Ираке пришла созданная в 1954 году Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ, сокращенное арабское название БААС, отсюда — баасисты) и военная группировка ставшего новым президентом Ирака Абд ас-Саляма Арефа, уже в ноябре 1963 года отстранившая от руководящих постов всех сторонников партии БААС.
17 июля 1968 года при помощи армии партия БААС снова пришла к власти, президентом Ирака стал генерал Ахмад Хасан аль-Бакр.
В 1972 году между Ираком и СССР заключен договор о дружбе и сотрудничестве.
В 1975 году закончено национализация нефтяной промышленности.
В 1979 году президентом Иракской Республики, председателем Совета революционного командования, председателем правительства, верховным главнокомандующим и генеральным секретарем регионального руководства Партии арабского социалистического возрождения БААС стал Саддам Хусейн, который находился у власти вплоть до 2003 года.
В марте 2003 года коалиционные войска под эгидой США без резолюции Совета по безопасности ООН предприняли военное вторжение в Ирак, результатом которого стало свержение режима Саддама Хусейна и установление нового миропорядка в стране.
В 2005 году принята новая Конституция, которая провозглашает в Ираке республику и независимое суверенное демократическое и федеративное государство с представительно республиканской формой правления.
В 2006 году новым Премьер-министром становится Нури аль-Малики, который находится у власти по сегодняшний день. Президентом Ирака является Джаляль Талябани (курд по происхождению). Президент Иракского Курдистана – Масуд Барзани. Правительство (кабинет министров) формируется крупнейшей парламентской фракцией и возглавляется премьер-министром. Национальная ассамблея (Парламент Ирака) состоит из одного 325-местного Совета представителей, избираемого по партийным спискам.
Население Ирака по данным Всемирного банка на 2011 год составило 32 900 000 человек, среди них: арабы – 80%, курды — 15%, туркуманы — 3%, ассирийцы — 2%. 97% населения Ирака исповедуют ислам (65% — шииты, 32% сунниты), христиане и другие меньшинства составляют 3%.

Ваш источник Global Business Knowledge

  1. Дом
  2. Глобальные идеи
  3. По странам
  4. Ирак
  5. Правительство

Ключевые цифры

Глава государства:
Президент Бархам Салих
Глава правительства:
Премьер-министр Мустафа аль-Кадими

Обзор

Название правительства:
Республика Ирак
Конституция:
Принят: 2005 г. ; Было введено несколько предыдущих версий, но самая последняя была принята на референдуме. Конституция охватывает такие темы, как принципы; основные права и свободы; структура, роли и функции правительства; и регионов страны.
Тип правительства:
Федеральная парламентская республика

Герб Республики Ирак

Индекс экономической свободы

Каждая страна оценивается по шкале от 0 до 100 на основе десяти свобод, где 100 представляет наибольшую степень экономической автономии от государственного вмешательства. Источник: Фонд наследия (2002 г.).

Рейтинг странового риска

Е

Самая рискованная политическая и экономическая ситуация и самая сложная бизнес-среда. Вероятен корпоративный дефолт. Источник: Coface (2022 г.)

Государственные учреждения

Основные силы Процесс выборов Избирательный цикл 1
Исполнительный

Президент гарантирует приверженность конституции и сохранение независимости, суверенитета, единства и безопасности Ирака на его территориях в соответствии с положениями конституции. Премьер-министр является главой правительства и выполняет функции активной исполнительной власти.

Президент и премьер-министр избираются парламентом.

4 года

Судебный

Федеральный верховный суд отвечает за конституционные вопросы. Кассационный суд несет ответственность и обладает юрисдикцией в отношении всех судебных дел.

Члены обоих судов назначаются высшим судебным советом.

Федеральный верховный суд: пожизненное назначение; Кассационный суд: служить в течение 1 года с испытательным сроком и иметь право служить до обязательного выхода на пенсию в возрасте 63 лет, если работа будет удовлетворительной

Законодательный

Совет представителей является главным законодательным органом Ирака.

325 членов избираются по системе пропорционального представительства с открытыми списками.

4 года

Региональные торговые блоки

Лига арабских стран

Участие международной организации

[2]

Экологические соглашения

[3]

Налоговая информация

[2]
Налоговый орган:
Информация недоступна
Название налога:
Информация недоступна

Источники:

  1. Руководство по выборам http://www. electionguide.org/
  2. EY, http://www.ey.com
  3. Всемирный справочник ЦРУ, https://www.cia.gov/the-world-factbook/
  4. Информационные бюллетени о двусторонних отношениях США http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/

Через год после выборов Ирак, возможно, наконец-то сформирует правительство

Ищите экспертов, проекты, публикации, курсы и многое другое.

Расширенный поиск

Поиск USIP.org

Тип контента Сообщение в блогеЦентрЮжный Суданский мирный процесс Цифровая библиотека ЭлементСобытиеВнешние новостиСтипендияТема обсужденияГлобальные курсы кампусаГлоссарий ТерминГрантПубликация INPROLЦелевая страницаНовостиСтраницаЧеловекПроектыПубликацияСтраница общественного образованияБиблиотечный ресурсУведомление о сайте

стран Африка-Ангола-Бенин-Ботсвана-Буркина-Фасо-Бурунди-Камерун-Кабо-Верде-Центральноафриканская Республика-Чад-Коморские Острова-Кот-д’Ивуар-Демократическая Республика Конго-Джибути-Экваториальная Гвинея-Эритрея-Эфиопия-Габон-Гана- Гвинея-Гвинея-Бисау-Кения-Лесото-Либерия-Мадагаскар-Малави-Мали-Мавритания-Маврикий-Мозамбик-Намибия-Нигер-Нигерия-Руанда-Сан-Томе и Принсипи-Сенегал-Сейшельские острова-Сьерра-Леоне-Сомали-Южная Африка-Юг Судан-Судан-Свазиленд-Танзания-Гамбия-Республика Конго-Того-Уганда-Замбия-ЗимбабвеАмерика-Антигуа и Барбуда-Аргентина-Багамы-Барбадос-Белиз-Боливия-Бразилия-Канада-Чили-Колумбия-Коста-Рика- Куба-Доминика-Доминиканская Республика-Эквадор-Сальвадор-Гренада-Гватемала-Гайана-Гаити-Гондурас-Ямайка-Мексика-Никарагуа-Панама-Парагвай-Перу-Сент-Китс и Невис-Сент-Люсия-Сент-Винсент и Гренадины-Тринидад и Тобаго-США-Уругвай-ВенесуэлаАзия-Афганистан-Австралия-Бангладеш-Бутан-Бруней-Бирма-Камбоджа-Китай-Федеративные Штаты Микронезии-Фиджи-Индия-Индонезия-Япония-Казахстан-Кирибати-Кыргызстан-Лаос-Малайзия-Мальдивы- Маршалловы Острова-Монголия-Науру-Непал-Новая Зеландия-Северная Корея-Пакистан-Палау-Папуа-Новая Гвинея-Филиппины-Самоа-Сингапур-Соломоновы Острова-Южная Корея-Шри-Ланка-Суринам-Таджикистан-Таиланд-Восточный Тимор-Тонга-Туркменистан -Тувалу-Узбекистан-Вануату-ВьетнамЕвропа-Албания-Андорра-Армения-Австрия-Азербайджан-Беларусь-Бельгия-Босния-Герцеговина-Болгария-Хорватия-Кипр-Чехия-Дания-Эстония-Финляндия-Франция-Грузия-Германия-Греция- Гренландия-Святой Престол (Ватикан)-Венгрия-Исландия-Ирландия-Италия-Косово-Латвия-Лихтенштейн-Литва-Люксембург-Македония-Мальта-Молдова-Монако-Черногория-Нидерланды-Норвегия-Польша-Португалия-Румыния-Россия-Сан Марино-Сербия-Словакия-Словения-Испания-Швеция-Швейцария-Турция-Украина-ВеликобританияБлижний Восток и Северная Африка-Алжир-Бахрейн-Египет-Иран-Ирак-Израиль и Палестинские территории-Иордания-Кувейт-Ливан-Ливия-Марокко -Оман-Катар-Саудовская Аравия-Сирия-Тунис-Объединенные Арабские Эмираты-Йемен

проблемных областей Гражданско-военные отношенияЭкономикаАнализ и предотвращение конфликтовДемократия и управлениеОкружающая средаОбразование и обучениеНасилие на выборахХрупкость и устойчивостьГендерГлобальное здравоохранениеГлобальная политикаПрава человекаПравосудие, безопасность и верховенство законаПосредничество, переговоры и диалогНенасильственные действияМирные процессыПримирениеРелигияНасильственный экстремизмМолодежь

Сортировать

Актуальность

Дата

Нет содержимого, соответствующего критериям фильтрации.

Дом ▶ Публикации

Политический класс страны сейчас стоит на распутье: будет ли он стремиться залечить глубокие разногласия в стране или вернуться к обычным делам?

Четверг, 20 октября 2022 г. / Автор: Сарханг Хамасаид

Тип публикации: Анализ и комментарии

Распечатать страницу

В этом месяце Ираку исполнилось два года. Три года назад, в октябре, иракцы поднялись, чтобы выразить протест против неспособности иракского правительства и политического класса предоставлять основные услуги, создавать рабочие места, бороться с коррупцией и т.д. Одним из результатов этих протестов стали досрочные выборы, которые состоялись 10 октября 2021 года, но до сих пор не сформировали правительство. Прошлый год стал свидетелем серьезного политического тупика, поскольку победитель национальных парламентских выборов 2021 года Муктада ас-Садр в конечном итоге вышел из политического процесса, не сумев сформировать правительство.

Демонстрация в память об активистах, убитых силами безопасности и ополченцами, в Багдаде, 1 октября 2021 г. (Андреа ДиЧензо/The New York Times)

На прошлой неделе парламент Ирака избрал Абдула Латифа Рашида президентом, а затем он назначил Мохаммеда — Судани назначен премьер-министром. Аль-Судани, которому сейчас поручено сформировать правительство, является кандидатом от Координационной структуры, главного соперника ас-Садра. В течение года политических беспорядков и трех лет после начала протестов жалобы иракцев по большей части остаются без внимания.

Сарханг Хамасаид из USIP обсуждает, как мы сюда попали, что будет дальше в процессе формирования правительства и где протестное движение Ирака находится через три года.

Прошел год после выборов 2021 года.

Что нового в отношении застопорившегося процесса формирования правительства?

Ирак провел национальные парламентские выборы 10 октября 2021 года, но в течение года не мог сформировать правительство. Выборы привели к возникновению двух широких коалиций, что привело к застою в формировании правительства на фоне противоречивых судебных разбирательств в Федеральном верховном суде, атак беспилотников на дом премьер-министра Мустафы аль-Кадими, вооруженных нападений на офисы и резиденции различных политических акторов, насилие в «зеленой зоне» Багдада и внешнее давление, особенно со стороны Ирана. Аль-Садр, чей блок получил наибольшее количество мест (73), стремился сформировать мажоритарное правительство из арабов-суннитов во главе со спикером парламента Мохаммедом аль-Халбуси и Хамисом аль-Ханджаром и Демократической партией Курдистана во главе с Масудом Барзани. . Координационная структура, которая считается поддерживаемой Ираном, в которую входят правовое государство бывшего премьер-министра Нури аль-Малики, коалиция ФАТХ и другие, сумела заблокировать ас-Садра.

Спустя год, 13 октября, парламент Ирака проголосовал за Абдула Латифа Рашида в качестве нового президента, который, в свою очередь, назначил премьер-министром Мохаммеда Шайа аль-Судани, кандидата от Координационной структуры. Во время голосования по окрестностям парламента и другим частям Багдада попало девять ракет, но это не остановило процесс. Имея 30 дней на то, чтобы сформировать правительство и заручиться вотумом доверия парламента, аль-Судани ведет переговоры с другими политическими партиями о формировании своего правительства и демонстрирует уверенность в своих действиях и заявлениях. Он также приветствовал участие садристов в правительстве, но это маловероятно.

Этот прорыв стал возможен благодаря тому, что ас-Садр отказался от всех мест в парламенте своего блока, а его попытка оказать общественное давление через улицу — захват здания парламента и штаб-квартиры судебной системы — привела к обратным результатам. Координационная структура заменила депутатов ас-Садра своими собственными, назначила ас-Судани премьер-министром и достигла соглашения с курдскими и арабскими суннитскими союзниками ас-Садра, которых ас-Садр освободил от взятых на себя обязательств, о поддержке их кандидат.

Координационная структура, которая в настоящее время занимает наибольшее количество шиитских мест в парламенте, объединилась с большинством курдских и суннитских депутатов в рамках новой коалиции под названием Коалиция государственного управления ( Итилаф Идарат ад-Даула) . Они имеют достаточное количество голосов и, кажется, заложили достаточную основу для окончательного формирования правительства. Региональные и международные собеседники, включая Соединенные Штаты и европейских союзников, приветствовали продвижение процесса формирования правительства. Однако по-прежнему сохраняются опасения по поводу того, что аль-Садр может сделать дальше: бросит ли он вызов формированию кабинета? Будет ли он ждать, пока сформируется правительство, а затем бросить ему вызов? Или он пойдет дальше и сосредоточится на следующих выборах?

Координационная структура выдвинула кандидатуру аль-Судани в июле, когда напряженность в отношениях с садристами была особенно высокой. Более широкая иракская общественность не поддержала выдвижение кандидатуры, поскольку это противоречило духу выборов и демократии, так как самый большой блок-победитель выбыл, а другие, не победившие, заняли их место и сформировали правительство. Поддержка Ираном Рамок координации также казалась большой. Однако с тех пор аль-Судани привлек внимание политических деятелей, международного сообщества и, в некоторой степени, иракской общественности по мере того, как они узнают о нем все больше. Он сообщил о формировании дееспособного правительства, которое будет улучшать услуги, защищать суверенитет Ирака, реагировать на требования протестующих, сотрудничать на региональном и международном уровнях, решать проблемы изменения климата и решать другие вопросы. Некоторые иностранные дипломаты уже встречались с ним, еще до вотума доверия, что является признаком того, что международное сообщество заинтересовано в продвижении процесса формирования правительства.

Хотя харизма, решимость и другие личные качества премьер-министра важны, история Ирака показывает, что сочетание факторов — воля политического класса, парламента, правительственной бюрократии и внешнего влияния — в конечном итоге определяет успех или неудачу премьер-министра. Министр и их правительство. Политические и финансовые интересы членов коалиции аль-Судани могут затормозить необходимые реформы больше, чем это сделали бы асадристы или другие политические деятели. Аль-Судани и Координационная структура, безусловно, имеют возможность и ответственность выполнить свое обещание о «правительстве служения» и за его пределами.

Чем этот процесс формирования правительства отличается от предыдущих процессов в Ираке?

Как и ожидалось, формирование правительства было длительным и тернистым процессом, побившим собственный затянувшийся рекорд Ирака. Недавние события показывают, что ключевые шиитские, суннитские и курдские партии будут делить важные министерства и должности в правительстве, что противоречит тому, что протестное движение 2019 года стремилось положить конец или, по крайней мере, свести к минимуму. Как и на предыдущих выборах, правительство сформирует коалиция различных партий, а не одна партия, получившая наибольшее количество мест.

Аль-Садр стремился сформировать мажоритарное правительство и заявил, что у него не будет такого же результата, как на выборах 2010 года, когда Аль-Иракийский список / Коалиция во главе с бывшим премьер-министром Иядом Аллави имела наибольшее количество мест, но ему было отказано в возможности сформировать правительство. Как и в случае с формированием правительства в 2010 году, время было не в пользу победившего блока. После голосования 2021 года ас-Садр разочаровался и предпринял шаги, например массовую отставку своих депутатов, которые, по мнению иракцев и экспертов, оказались ошибкой. Похоже, что международное сообщество снова разочаровалось в затянувшемся процессе и теперь поддерживает формирование правительства, даже если это означает, что партия, получившая наибольшее количество мест, не будет включена. Это снова поднимает вопрос, как это было в 2010 году, не оправдает ли международное сообщество, включая Соединенные Штаты, поддержку иракской демократии.

Прошлогодние выборы стали результатом массового протестного движения, начавшегося в 2019 году.

Могло ли спустя три года отсутствие прогресса спровоцировать новые протесты? Если протесты возобновятся, что это будет означать для основных политических сил в Ираке?

Вот уже более десяти лет разрыв между иракскими гражданами, политическим классом и государством увеличивается, что представляет собой стратегическую проблему для мира и стабильности в Ираке. Разочарование людей политическим классом из-за отсутствия услуг, безработицы, системной коррупции и иностранного вмешательства продолжало расти. Крупнейшим проявлением этой фрустрации стало протестное движение октября 2019 г.и в последующие месяцы сотни тысяч молодых мужчин и женщин в Багдаде и других провинциях противостояли политическому классу. Несмотря на то, что на их мирные протесты последовала насильственная реакция, протестующие — при поддержке великого аятоллы Али Али-Систани, ведущего шиитского священнослужителя Ирака — сумели добиться некоторых изменений, включая отставку тогдашнего премьер-министра Аделя Абдул Махди, усыновление новый закон о выборах и избирательная комиссия, а также досрочные выборы.

Иракцы сталкиваются с достаточным количеством проблем, и их глубокое недовольство политическим классом и правительством может вновь спровоцировать общественные протесты. Однако триггер, время, объем, продолжительность и их требования зависят от многих факторов. Были ожидания — и многие надеялись, — что годовщина протестного движения 2019 года в этом году придаст больше импульса движению из-за разочарования в политическом процессе и возможного союза с садристами. 1 октября действительно имели место демонстрации, в том числе с применением насилия, но они не выходили за рамки празднования годовщины. 25 октября — следующая годовщина, которая, вероятно, выведет некоторых людей на улицу, но на данный момент не ожидается, что это сорвет формирование правительства, если только ас-Садр и его последователи не предпримут для этого серьезных усилий.

Требования протестного движения в основном остались прежними, но движение было ослаблено раздражением отсутствием перемен, убийствами лидеров протеста и расколом среди некоторых лидеров.

Следующее правительство и парламент должны принять бюджет, который крайне необходим для подпитки экономики, обеспечения импорта продовольствия, предоставления услуг, создания рабочих мест и оплаты других неотложных потребностей, таких как компенсация тем, кто имеет право в соответствии с иракским законодательством, за ущерб, как часть военных операций в борьбе с ИГИЛ.

Проведение провинциальных выборов поможет восстановить ключевой элемент демократических институтов и правительства Ирака. Это также даст возможность более тесно привлекать общественность, особенно после отчуждения, последовавшего за выборами 2018 и 2021 годов и формированием правительства.

Тем временем Аль-Судани и Координационная структура имеют возможность убедить иракцев, регион и международное сообщество в практическом плане путем: формирования инклюзивного правительства с ключевыми должностями для женщин и меньшинств; совместное управление и принятие справедливого бюджета, отвечающего потребностям людей; господство в вооруженных группах и соблюдение законности; борьба с коррупцией; и поддержание прогресса в устранении человеческого наследия конфликта с ИГИЛ, включая возвращение и реинтеграцию иракцев в лагерь Аль-Холь в Сирии.

Связанные публикации

Работа с людьми, покинувшими воинствующие экстремистские группировки, стала одной из самых насущных проблем безопасности нашего времени. Опираясь на новое первичное исследование, проведенное автором в Ираке, Сирии и Нигерии, а также на существующие исследования по отчуждению и реинтеграции, в этом отчете подчеркиваются проблемы, связанные с управлением реабилитационными программами в условиях хронической нестабильности, причем в масштабах, достаточных для разница в сотни или даже тысячи людей в короткие сроки.

Тип: Миротворчество

Насильственный экстремизм

От борьбы с повстанцами до обеспечения безопасности выборов в провинции, военный сотрудник USIP полковник Джим Модлин собственными глазами видел, как развивалась война в Ираке в ходе его четырех командировок в страну. Двадцать лет спустя Модлин обсуждает, почему он сожалеет о том, что не общался с иракским народом на личном уровне во время своего первого командирования, о своем опыте, помогающем направлять зарождающийся мирный процесс по предотвращению межконфессионального насилия на северо-западе Ирака, а также об уроках, которые Соединенные Штаты не могут себе позволить. забыть с войны.

Тип: Блог

Анализ и предотвращение конфликтов

Спустя двадцать лет после вторжения США в Ирак путь страны к стабильности и демократии остается опасным. В последние два десятилетия Ирак страдает от мятежей, Исламского государства, политического тупика, вмешательства Ирана и экономических кризисов, среди прочего. Несмотря на это, Ираку удалось устоять, и история страны все еще разворачивается. Стивен Дж. Хэдли, бывший советник по национальной безопасности при президенте Джордже Буше-младшем и бывший председатель совета директоров USIP, размышляет о вторжении в Ирак два десятилетия спустя.

Тип: Блог

Анализ и предотвращение конфликтов

За последние 20 лет усилиям по стабилизации Ирака мешали две могущественные террористические группировки: «Аль-Каида» в Ираке, а затем ее детище «Исламское государство» (ИГИЛ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *