Ирак государственное устройство: История современного ирака и его президенты

Содержание

Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак



Статья 63 Конституции Ирака 2005 г. устанавливает, что федеральная исполнительная власть состоит из Президента Республики и Совета министров, которые осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией и законом.

В современных государствах исполнительную власть осуществляют государственные органы, на которые возлагается исполнение конституции, законов, международных договоров, иных нормативных правовых актов. В большинстве государств система исполнительной власти возглавляется двумя высшими органами — главой государства и главой правительства. Это так называемая бицефальная (двуглавая) структура [1, с. 687]. Подобную модель мы видим и в Ираке.

Президент Республики Ирак. Президент Республики Ирак — это глава государства. Глава государства — это «конституционный орган и одновременно, как правило, высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны» [2, с. 362].

Глава государства возглавляет государство, юридически занимает первое место в механизме государства, возглавляет весь государственный аппарат, представляет государство в сфере международных отношений.

А. И. Черкасов отмечает, что «будучи верховным представителем нации, глава государства председательствует на торжественных церемониях, выступает с официальными обращениями, посланиями к нации, действует от имени страны на международной арене. Подобные представительские функции чаще всего реализуются главой государства самостоятельно, поскольку они имеют в значительной степени личностный характер» [3, с. 95].

Президент Ирака является символом национального единства; он олицетворяет суверенитет страны, гарантирует приверженность Конституции, защиту независимости Ирака, единства и безопасности его территории в соответствии с законом.

Президент Ирака занимает свою должность в течение четырех лет и может быть переизбран не более чем еще на один срок.

Кандидат на пост Президента должен отвечать следующим требованиям: быть иракцем но рождению, родители которого иракцы; отвечать условиям избираемости и быть не моложе 40 лет; обладать хорошей репутацией, политическим опытом, отличаться добросовестностью, честностью, справедливостью и преданностью родине; не быть обвиненным в преступлении, затрагивающем вопросы морали.

А. А. Мишин отмечал, что «глава государства в парламентской республике, как правило, избирается парламентским путем, то есть либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента» [4, с. 94]. Такой же принцип действует и в современном Ираке.

Президент Республики Ирак избирается Советом представителей (нижней палатой парламента) из числа кандидатов на этот пост большинством в две трети голосов.

Согласно Конституции Ирака 2005 г. Президент Ирака осуществляет следующие полномочия: 1) предоставляет специальное помилование по рекомендации Премьер-министра, за исключением лиц, обвиненных по частным искам, а также лиц, обвиняемых в международных преступлениях, терроризме, финансовой или административной коррупции или преступлении против прав личности; 2) подписывает международные договоры и соглашения после одобрения их Советом представителей не позднее 15 дней со дня их поступления; 3) подписывает и издает законы, принятые Советом представителей; законы должны быть подписаны не позднее 15 дней со дня их получения; 4) созывает вновь избранный Совет представителей на сессию в период не позднее 15 дней со дня утверждения результатов выборов или в других случаях, определяемых Конституцией; 5) награждает орденами или знаками отличия по рекомендации Премьер-министра и в соответствии с законом; 6) осуществляет аккредитацию послов; 7) издает президентские декреты; 8) утверждает смертные приговоры, вынесенные соответствующими судами; 9) осуществляет верховное командование Вооруженными силами при проведении церемониальных и торжественных мероприятий; 10) с согласия Совета представителей назначает Премьер-министра и министров.

Что касается формирования Совета министров, то здесь справедливо утверждение А. И. Черкасова о том, что «в парламентарных странах глава государства чаще всего может назначить лишь такое правительство, которое располагает поддержкой парламентского большинства» [3, с. 98–99].

Исполнение Президентом Республики своих полномочий заканчивается одновременно с окончанием срока полномочий Совета представителей.

Президент Ирака продолжает осуществлять свои полномочия до завершения выборов нового состава Совета представителей и проведения его первого заседания. Избрание нового Президента проводится в течение 30 дней со дня первого заседания Совета.

Президент Республики имеет право представить письменное заявление об отставке Председателю Совета представителей, которое вступает в силу через семь дней после его передачи в Совет представителей.

Если по какой-либо причине пост Президента оказывается вакантным, проводятся выборы нового Президента, который осуществляет свои полномочия до завершения срока полномочий действовавшего Президента.

Когда по какой-либо причине пост Президента Ирака оказывается вакантным, в том числе в период его отсутствия, его замещает один из трех Вице-президентов. В случае, когда пост Президента Республики является вакантным и когда отсутствует Вице-президент, пост Президента замещает Председатель Совета представителей.

Совет представителей должен избрать нового Президента Ирака в период, не превышающий 30 дней с момента появления вакансии.

Подчеркнем, что в парламентской республике, которой является в настоящее время Ирак, роль Президента вторична по сравнению с ролью Премьер-министра (главы Правительства).

С. Ю. Кашкин, определяя место президента в парламентской республике, пишет: «вместо слабого монарха мы наблюдаем при этой форме слабого президента…» [1, с. 394].

В настоящее время Президентом Ирака является Мухаммед Фуад Масум Хаврами (с 24 июля 2014 г.) — иракский и курдский политический деятель, первый Премьер-министр Иракского Курдистана (с 4.07.1992 г. по 26.04.1996 г.).

Совет министров Республики Ирак. Центральным органом федеральной исполнительной власти в Ираке является Совет министров (Правительство), состоящий из Премьер-министра и министров. Совет министров (Правительство Ирака) является коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции, отвечающим за реализацию конституции и законов, и осуществляющим руководство всей исполнительной деятельностью в государстве.

Процедура формирования Совета министров характерна для парламентских республик. В парламентской республике правительство формируется парламентским путем из членов партии, располагающей большинством в нижней палате парламента. Участие главы государства — президента — в формировании правительства носит чисто номинальный характер [4, с. 93–94].

В Ираке Президент Республики предлагает кандидату, выдвинутому парламентским большинством, сформировать Совет министров в течение 15 дней с даты избрания Президента Республики.

Премьер-министр должен отвечать тем же требованиям, что и Президент Республики. Он должен иметь диплом об окончании колледжа или его эквивалент и быть не моложе 35 лет.

Назначенный Премьер-министр предъявляет кандидатуры членов Совета министров (кандидатуры министров) и свою правительственную программу Совету представителей. Считается, что он получил вотум доверия Совета представителей, если кандидатура каждого из представленных им министров одобрена поименно, а его правительственная программа утверждена абсолютным большинством голосов.

Премьер-министр несет ответственность за общую политику государства, является Главнокомандующим Вооруженными силами, руководит работой Совета министров и председательствует на его заседаниях. Премьер-министр имеет право отстранять от должности министров с согласия Совета представителей. Поскольку по форме правления Ирак является парламентской республикой, Премьер-министр фактически является первым лицом в государстве.

В соответствии со ст. 77 и некоторыми другими статья Конституции Совет министров осуществляет следующие полномочия: 1) планирует и осуществляет общую политику государства и общие государственные планы; контролирует работу министерств и ведомств, не входящих в состав министерств; 2) вносит законопроекты; 3) издает правила, инструкции и принимает решения по исполнению законов; 4) осуществляет подготовку проекта государственного бюджета, заключительного финансового отчета и планов развития; 5) представляет проект государственного бюджета и заключительный финансовый отчет в Совет представителей для одобрения; 6) представляет для одобрения в Совет представителей кандидатуры на должности заместителей министров, послов и других должностных лиц со специальным рангом; начальника Генерального штаба армии, его заместителей, военнослужащих в должности командующего дивизией и выше; директора национальной разведывательной службы и руководителей учреждений безопасности; 7) проводит переговоры по международным договорам и соглашениям, подписывает их или поручает подписание этих документов уполномоченным лицам.

Президент Республики занимает пост действующего Премьер-министра в случае вакантности этого поста по какой-либо причине. Президент Республики в этом случае обязан назвать кандидатуру другого Премьер-министра не позднее 15 дней со дня появления вакансии.

Конституция Ирака устанавливает, что Премьер-министр и министры несут коллективную и персональную ответственность перед Советом представителей. В этом проявляется главный признак парламентской республики — правительство несет политическую ответственность перед парламентом или его нижней палатой [1, с. 395].

В настоящее время Премьер-министром Ирака является Хайдер Джавад Аль-Абади (с 10 августа 2014 г.) — иракский государственный и общественный деятель. Член правящей Партии исламского призыва.

Министерства Республики Ирак. Согласно ст. 83 Конституции Ирака 2005 г. структура министерств, их функции, обязанности и полномочия министров регулируются законом.

Министерство — это орган специализированного управления; практически во всех странах в основании публичной администрации находится министерская система, которая строится, как правило, с учетом отраслевого и программно-целевого принципов, с тем, чтобы охватить важнейшие сферы государственного управления и основные направления общественного развития [5, с. 11].

Министерства планируют и организуют работу соответствующей отрасли управления, руководят подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями. Во главе министерства стоит министр, который руководит работой вверенного ему центрального органа исполнительной власти.

В настоящее время в системе федеральной исполнительной власти Ирака функционируют Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство нефти, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство торговли, Министерство туризма и археологии, Министерство по делам миграции, Министерство труда, Министерство сельского хозяйства, Министерство по делам женщин, Министерство здравоохранения, Министерство транспорта, Министерство высшего образования и науки, Министерство по делам молодежи и спорта, Министерство по правам человека, Министерство строительства, Министерство связи, Министерство культуры, Министерство электроэнергетики, Министерство водных ресурсов и др.

В компетенцию Министерства юстиции, в частности, входит управление пенитенциарными учреждениями, в которых содержатся осужденные лица, Министерство внутренних дел отвечает за содержание лиц, заключенных под стражу, на этапе предварительного расследования и суда [6].

Литература:

  1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл, и отв. ред. Б. А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2007.
  2. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.
  3. Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  4. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013.
  5. Министерства и ведомства: учебное пособие / под ред. А. Н. Козырина и Е. К. Глушко. М.: Норма, 2012.
  6. Багреева Е. Г. Об организации пенитенциарных систем в международной практике // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 5.

Основные термины (генерируются автоматически): Ирак, президент Республики, глава государства, парламентская республика, Президент Ирака, Совет представителей, исполнительная власть, Конституция Ирака, Совет министров, какая-либо причина.

ВЗГЛЯД / Почему Ирак отторг демократию по-американски :: В мире

Работа парламента Ирака парализована, а утверждение кабинета министров не состоялось. Вот уже шесть месяцев государственный аппарат страны не может функционировать. А казалось бы, США сделали все для насаждения в стране эффективной демократии. Почему перенесенная с Запада парламентская система в условиях Ирака доказывает свою полную нежизнеспособность?

Две крупнейшие партии, которые вошли в иракский парламент после майских выборов, парализовали работу законодательного органа. Влиятельный шиитский богослов Муктада ас-Садр и не менее важный Хади аль-Амири не смогли договориться о разделе министерских портфелей. Камнем преткновения стал ключевой пост главы МВД – одного из главных силовых органов страны.

Да и в целом утверждено только 14 из 22 министров. Судя по всему, ни одна политическая сила не собирается уступать, а компромисс пока не наблюдается. Уж очень важен пост министра внутренних дел. «Мы достигли тупика», – сказал Reuters один из иракских депутатов.

Почему же такое произошло?

Современный Ирак – классическая парламентская республика с центральной ролью законодательного органа и политических партий. Они выбирают премьер-министра и президента. Серьезным влиянием обладает спикер парламента. По конституции, премьером должен быть шиит, пост спикера отводится суннитам, а президентское кресло – курдам. В парламенте 329 мест. После майских выборов расклад следующий: четыре партии, которые получили большинство голосов, – шиитские. На первом месте партия «Саирун» некогда радикального шиитского богослова Муктады Садра. У нее 54 места. После следует партия «Фатах» Хади Амири с 48 креслами. Третьей идет «Победа» бывшего премьер-министра Абади, у которой 42 места. Далее следует «Партия закона» Малики, который занимал пост премьера в 2006–2014 годах.

Прошли в парламент также и курдские партии, взяв 25 и 18 мест. У крупнейшей суннитской партии «Реформы» 18 кресел. Ее лидером, да и в целом политическим лидером суннитов, является уроженец Мосула Осама Нуджейфи. Отметим также, что последователи крупнейшей ветви ислама представлены и в качестве независимых кандидатов. В целом у них есть серьезные проблемы с лидерами. Уже долгое время сунниты не способны оформить единую политическую силу или хотя бы коалицию.

На протяжении долгого времени МВД возглавляли союзники Амири. Это шиитский политик с тесными связями в Тегеране. Однако на прошедших выборах почти сенсационно партия «Саирун» Муктады Садра одержала победу, взяв 54 места в парламенте. Он всячески пытается позиционировать себя и свою партию как силу, представляющую не только шиитов. И в определенной степени у него это получается. Изначально пост МВД был приоритетным для этой политической силы. «Если блок Амири продолжит игнорировать нас, мы прибегнем ко всем возможным инструментам, включая мобилизацию улицы», – предупредил союзник ас-Садра.

Конфронтация между двумя крупнейшими политсилами не только парализует работу правительства и парламента, но и создает трудности в сфере безопасности. Не будем забывать, что ИГ* (запрещена в РФ), несмотря на поражение и потерю контроля над 99% территорий, все еще существует. Группировка продолжает брать на себя ответственность за теракты как в Ираке, так и других странах. Не так давно влиятельный американский мозговой центр CSIS сообщил выводы своего исследования: ИГ занимается перегруппировкой сил в Ираке. Террористы все еще проводят около 75 атак в месяц. А попытки организации терактов в октябре в иракских провинциях Салахаддин и Киркук высоки как никогда.

Вывод американцев прост: угроза реванша ИГ все еще сохраняется. Особенно в Ираке.

В суннитских провинциях страны не наблюдается попыток исправить социальное и экономическое положение дел. А оно, как известно, скверное. «Здесь нет реконструкции или попыток создать рабочие места», – сказал лидер племени в провинции Анбар, которая населена суннитами. А это ведет к усилению конфронтации и появлению поля для вербовки.

В стране периодически наблюдаются вспышки ненависти. С антропологической точки зрения, это весьма соответствует иракскому характеру. Резкость и яркие безудержные всплески гнева. Вспомните хотя бы Саддама Хусейна. Иракцы спокойны до поры до времени, но потом их не остановить, сказал однажды автору этих строк известный и высокопоставленный выходец из Месопотамии.

С политической точки зрения ситуация выглядит почти тупиковой. Не будем забывать, что в Ираке ко всему прочему есть и премьер-министр. И именно он является главой исполнительной власти. Однако конфликт двух главных сил фактически вывел его из игры.

Премьер Абдул Махди известен, говорят, как политик без собственного мнения. Он был коммунистом, исламистом, потом работал министром нефти в правительстве шиитского националиста Малики. Как это ни парадоксально, но в нынешних условиях именно такой кандидат мог бы вырвать Ирак из болота межконфессиональной и фракционной борьбы. Однако, как оказалось, он слишком слаб.

Не будем также забывать, что в Ираке не совсем типичные политические партии. Да, там есть парни в галстуках, которые посещают бессмысленные международные сходки в Европе. Однако иракская политическая партия – это другое. Речь идет о военизированных группировках, в которых есть свои боевики. А у боевиков, в свою очередь, полно не только легкого стрелкового и полуавтоматического оружия, но и были случаи, когда наблюдалась тяжелая техника. Группировки Садра и Амири – яркий пример партий в современном Ираке.

Таким образом, политическая ситуация в Ираке претерпела серьезные изменения. После вторжения США в Ираке 2003 года основным лейтмотивом внутренней политики была межконфессиональная борьба суннитов и шиитов. Первые потеряли власть, а вторые в одночасье усилились и приобрели серьезные позиции во властных структурах и экономике. Постепенно это снискало новое качество и количество. Нынешняя борьба шиитских фракций говорит о чрезмерном усилении шиитов. Теперь им нет надобности бороться с суннитами – они больше не конкуренты.

Сейчас основная проблема кроется в том, кто же станет первой политической силой. А претенденты исключительно шиитские партии.

Муктада Садр известен своей непримиримой позицией в отношении Америки. По крайней мере, так было раньше. В период оккупации Ирака он был вне закона. Его группировка «Армия Махди» в начале 2000-х годов развернула настоящую диверсионно-террористическую войну против американских сил. Его сторонников называли просто и ясно – садристы. Уже после вывода иностранных войск Садр превратился в настоящего восточного политика. Он играет на разных шахматных досках. Заявляет о своих союзнических отношениях с Ираном. В то же время он сближается с Саудовской Аравией. База поддержки в Ираке у него достаточно широкая. В основном она состоит из шиитов, но немало и суннитов и национальных и религиозных меньшинств. Короче говоря, нынешний Садр хитрее, проворнее и внешне мягче.

Хади Амири – полная противоположность Садра. Можно сказать, что он – это Садр десять лет назад. Политик занимает жесточайшую антиамериканскую линию. Он через день заявляет, что свергнет любого политика, навязанного Америкой. Политический звездный час Амири случился в 2014 году, в период пика ИГ в Ираке. При поддержке иранского Корпуса Стражей Исламской Революции были созданы мощные Силы народной мобилизации или Хашд аш-Шааби, состоящий сплошь и рядом из шиитов, причем не только арабов. Политик известен своей проиранской позицией и тесной дружбой с силовиками в Тегеране и Мешхеде, в том числе с легендарным командиром спецподразделения «Аль-Кудс» КСИР Кассемом Сулеймани.

Таким образом, мы видим очередной всплеск нестабильности в Ираке. Только на этот раз она инициирована не внешней угрозой или терроризмом, а внутриполитической борьбой шиитских партий.

Политика и правительство Ирака - армия страны, основные политические партии и деятели, государственный строй

Формой правления Ирака является парламентской республикой. Ирак разделен на восемнадцать провинций, которые подразделяются на районы. Существует Национальное собрание, кандидаты в которое переизбираются каждые четыре года, два раза в год они собираются на конференцию с Советом революционного командования (РСС), чтобы принять законодательные решения. РСС имеет верховную власть над законодательными решениями, и председатель РСС также является президентом страны.

Президент осуществляет все исполнительные полномочия по принятию решений, он, как и вице-президент, избирается большинством в две трети голосов от РСС. Существует всеобщее избирательное право, голосовать имеют право люди, достигшие восемнадцати лет. Люди могут голосовать за кандидата в президенты, а также за кандидатов в Национальное собрание. Президент имеет право посадить своих кандидатов на 30 мест в Национальном собрании.

Исполнительная власть принадлежит президенту (главе государства), председателю Совета революционного командования, премьер-министру, возглавляющему Совет Министров - все эти посты занимает Хайдер Аль-Абади , до него этот пост долгое время занимал Саддам Хусейн, фактически установивший в стране авторитарный режим.

Саддам Хусейн возглавлял ранее правящую Партию арабского социалистического возрождения (Баас). Другие политические партии Ирака: Демократическая партия Курдистана (ДПК), Революционная партия Курдистана, Иракская коммунистическая партия.

Политическая деятельность осуществляется путем правления Национального фронта (ПНФ), который является официальной правящей организацией из всех политических партий. Участники ПНФ включают в свой состав Коммунистическую партию Ирака, курдские политические партии и другие независимые группы. Политика, которую пытаются осуществлять за пределами деятельности ПНФ, запрещена.

Многие иракцы считают, что выборы являются фиктивной процедурой, и их исход уже сразу предопределен. Кроме того, люди знают, что если они посмеют «проголосовать» за неправильного кандидата, то они могут быть в дальнейшем наказаны. Против правительства в Ираке выступать нельзя, потому что это считается преступлением.

Те люди, которые с этим не согласны, могут подвергнуть себя и свои семьи большому риску, их могут преследовать и пытаться уничтожить. Поэтому жители Ирака предпочитают не вступать с правительством в конфликты.

Социальные проблемы и их решение

Глава официальной судебной системы, Кассационный суд, является высшей судебной инстанцией в стране. Есть и другие уровни судов, но все судьи являются государственными служащими. Личные споры решаются путем разбирательства в судах религиозной общины, которые основаны на исламском праве.

Обычно наказание является довольно быстрым за преступления, приговоры выносятся без долгих судебных разбирательств и отличаются некоторой суровостью.

Уровень преступности в стране традиционно низкий, но после введения эмбарго Организации Объединенных Наций случилось увеличение преступности, особенно краж. В дополнение к преступлениям со стороны широкой общественности присоединились преступления коррумпированных полицейских и военных сил, наиболее распространенными из которых являются взяточничество и шантаж. Условия содержания в тюрьмах, как известно, очень суровы в Ираке.

Заключенных размещают в тесных камерах по двадцать человек, в то время, как место в камере рассчитано на двоих. В камере нет никакой канализационной системы, там не кормят, только родственники могут приносить еду заключенным. К другим методам наказания относятся пытки в присутствии членов семьи

Армия

Текущие статистические данные о военных Ирака не доступны, хотя иракская армия считается одной из сильнейших в мире. В 1994 году в официальных данных указывается, что Ирак потратил $ 2,6 млрд США на военные нужды. Ирак официально не заявил, что военная служба является обязательной, но другой статистики 1994 года говорят за то, что большинство из 382 000 служащих людей должны были принимать участие в реальных военных действиях.

Срок служения в армии составлял от восемнадцати до двадцати четырех месяцев. Кроме того около 650 000 военнообязанных людей находились в резерве. На вооружении армии находилось 4500 танков, 1000 бронетранспортеров и 3000 артиллерийских стволов.

Имеются также полувоенные формирования («народная армия»), численность которых составляла 650 тыс. человек, и три взаимодополняющих службы безопасности. Что касается денежных средств, которые получали солдаты за участие в ирано-иракской войне, можно сказать, что они были очень щедрые.

Семьи, которые не дождались с войны сына или отца, получили компенсацию в форме денежных средств или в виде льготных условий для погашения задолженности за кредиты. В настоящее время, говорят, что ситуация с выплатой компенсаций изменилась, но каких-либо конкретных сведений об этом нет.

Программы по социальному обеспечению Ирака

Перед войной в Персидском заливе люди получали социальные пособия, такие, как социальное обеспечение, пенсии для пенсионеров и инвалидов, денежные выплаты на материнство и больничные листы. В настоящее время имеют силу только известные программы социального обеспечения: это дистрибуция продуктов питания, а также медицинская помощь.

В эту деятельность были вовлечены некоторые неправительственные организации (НПО), но поскольку иракское правительство не может контролировать деятельность НПО, то соответственно оно не разрешает таким организациям осуществлять какую-либо деятельность.

Неправительственные организации и другие объединения

Наиболее влиятельными являются те неправительственные организации, которые несут ответственность за пищевое нормирование и распределение, медицинскую помощь и восстановления водных и канализационных очистных сооружений. Многие НПО, такие как Мировая продовольственная программа, связаны с Организацией Объединенных Наций. В настоящее время иракские лидеры готовы были отклонить гуманитарные усилия и предложения помощи от частных медицинских групп.

Иракцы недавно исключили из списка помогающих НПО представителей Совета Ближнего Востока, Совета Церквей, отказали во въезде в страну российского посланника от Организации Объединенных Наций, который должен был расследовать случаи пропавших без вести лиц с 1990 года. Наличие НПО отличается по своему функционалу между югом и тремя провинциями Курдистана, находящегося на севере страны.

Курды приветствовали НПО в 1991 году, сразу после войны в Персидском заливе, в то время как эти же организации не были допущены на юге до 1996 года. В Курдистане работает более тридцати НПО, в то время как в 1999 году на юге Ирака работало всего одиннадцать.

В 2000 году местные курдские должностные лица начали сотрудничать с Организацией Объединенных Наций, чтобы управлять ситуацией с едой, здоровьем и регулировать экономические программы, в то время как ресурсы и контроль НПО очень сильно ограничены на юге.

Из-за отношения к НПО, а также других факторов, таких как пахотные земли, населения, а также наличия природных ресурсов, на севере более хорошо развивается продуктивное сельское хозяйство, а также северная часть страны имеет более развитую инфраструктуру системы здравоохранения. Юг Ирака закрыт для внешней помощи, поэтому эта часть страны больше страдает от нехватки пищи, здравоохранения и имеет много экономических проблем.

Ирак

Иракская Республика.

Название страны происходит от арабского «ирак» — «побережье» или «низина».

Столица Ирака. Багдад.

Площадь Ирака. 441800 км2.

Население Ирака. 23332 тыс. чел.

Расположение Ирака. Ирак — государство в Юго-Западной Азии. На севере граничит с Турцией, на востоке — с Ираном, на юге — с Саудовской Аравией и Кувейтом, на западе — с Иорданией и Сирией. На юге государство омывается Персидским заливом.

Административное деление Ирака. 16 мухафаз (провинций).

Форма правления Ирака. Парламентская республика.

Глава государства Ирак. Президент.

Высший законодательный орган Ирака. Временный национальный совет, действующий с июля 2004 года.

Высший исполнительный орган Ирака. Правительство.

Крупные города Ирака. Мосул.

Государственный язык Ирака. Арабский.

Религия Ирака. 60% исповедуют ислам шиитского толка, 37% — ислам суннитского толка, 3% — христиане.

Этнический состав Ирака. 75% — арабы, 15% — курды, также проживают турки и евреи.

Валюта Ирака. Иракский динар = 100 филсам.

Климат Ирака. Большая часть территории Ирака находится в зоне континентального климата. В центральном Ираке лето — долгое и жаркое, а зима — непродолжительная и прохладная. В самом южном районе климат влажный, тропический и температура часто превышает + 50 °С. Осадки в горах выпадают в количестве 500 мм в год, а на юго-востоке — 60—100мм.

Флора Ирака. Растительность государства не отличается разнообразием. Среди редких деревьев на юге выделяется финиковая пальма. На склонах гор наряду с колючими кустарниками встречаются одиночные деревья. По берегам рек растут ива, тамариск, тополь.

Фауна Ирака. Преобладают следующие виды животных: гепард, газель, антилопа, лев, гиена, волк, шакал, заяц, летучая мышь, тушканчик. Обитает множество хищных птиц: стервятник, сова, ворон, ястреб, сарыч. По берегам рек гнездятся водоплавающие птицы. Много ящериц.

Реки и озера Ирака. Крупнейшие реки — Тигр с притоками Большой Заб, Малый Заб и Дияла, а также Евфрат. В Нижней Месопотамии много озер.

Достопримечательности Ирака. Музей Ирака с экспонатами, посвященными цивилизациям Междуречья, Иракский музей естественной истории, дворец Аббасидов, мечеть Мир-джа, Иракский военный музей в Багдаде. В Мосуле — церковь Чандани и Великая мечеть, музей города Мосул. Мечеть с золотым куполом в Кедимейне, гробница Али (одна из главных святынь шиитов) в Неджифе, гробница Хусейна ибн-Али (мусульманского мученика) в Кербеле. Интересны многочисленные археологические раскопки, в которых оживает история стран. Это, например, раскопки городов Дура-Европос, Нуффар, Ниневии — столицы Ассирии VIII—VII вв. до н. э. и др.

Полезная информация для туристов

В виду напряженной обстановки государство практически не посещается иностранными туристами.

XXV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ИРАКА | Румянцевский музей

XXV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ИРАКА

Ирак, получив самостоятельность по Севрскому договору держав Антанты с Турцией, в 1920 г. на конференции в Сан-Ремо, по мандату, передан в управление Англии (см. приложение № 3). В 1921 г. Ирак провозглашен королевством.
Органический закон предусматривает ограниченную монархию, с ответственным правительством по образцу Египта, где при каждом министре имеется английский советник 1).
Законодательный орган — парламент состоит из сената или верхней палаты и нижней палаты; последняя имеет 88 депутатов, избранных населением, а верхняя пал'ата состоит из 20 сенаторов—«старших государственных мужей», назначаемых королем.
Нынешний состав парламента — довольно пестрый. Выборы производятся по двухстепенной системе; в среднем на 20.000 ч. приходится 1 депутат, избираемый на 4 года. Активным избирательным правом пользуется каждый мужчина 20 лет, если он исправный налогоплательщик, обладает полнотой гражданских прав, не банкрот и не был осужден за преступление, порочащее его честь. Права меньшинств защищены постановлением, что в парламенте будет по меньшей мере 4 христианских и 4 еврейских депутата. Женщины не пользуются избирательным правом.
В состав иракского правительства входят: премьер министр и министры: финансов, просвещения, вакуфов, обороны, внутренних дел, иностранных дел, торговли, юстиции, путей сообщения и работ.
В стране рабочего вопроса в крупном масштабе пока не существует; однако, в связи с сооружением нефтеочистительных заводов на острове Абадан (по соседству с Ираком) и в районе г. Ханыкин, а также с разработкой нефти в ближайшее время в различных районах северного и центрального Ирака, рабочий вопрос в стране с каждым годом будет приобретать особую остроту. В Ираке существует не-
1) По данным за 1927 г., англичане уменьшили в Ираке количество своих чиновников с 3.200 до 800.
[237]
сколько партий, возглавляемых интеллигенцией, буржуазией и мусульманским духовенством. Руководящая роль принадлежит партии Хизб-эль-Ватан; ее задачи: освобождение Ирака от опеки Англии, конституционная монархия и прогресс. Коммунистическая партия — пока малочислена и работает в подполье. Широкие слои арабского крестьянства, находящиеся в массе в кабале у буржуазии, владеющей значительной площадью обрабатываемой земли, стоят еще в стороне от политики, вовлекаясь в борьбу стихийно.

Республика Ирак : Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

 Государственное устройство

 Правовая система

 Общая характеристика

 Гражданское и смежные с ним отрасли права

 Уголовное право и процесс

 Судебная система. Органы контроля

 Литература

Государство в Юго-Западной Азии.

Территория – 434 тыс. кв. км. Столица – г. Багдад.

Население – 22,43 млн. чел. (1999 г.), 75% – арабы, более 20% курды.

Официальные языки – арабский и курдский.

Религия – до 96% населения исповедуют ислам.

Ирак – одно из древнейших государств мира. С XVII в. и до 1918 г. входил в состав Османской империи. В 1920 г. мандат на управление страной получила Великобритания. По англо-иракскому договору 1930 г. Ирак был формально провозглашен независимым государством (в 1932 г.). 14 июля 1958 г. в стране была свергнута монархия и провозглашена республика.

Государственное устройство

Ирак – унитарное государство. Административное деление – 18 провинций (мухафаз). В 1974 г. объявлена автономия Иракского Курдистана.

По Временной конституции, вступившей в действие 16 июля 1970 г., Ирак провозглашен "суверенной народной демократической республикой". Основной целью Ирака объявлено "создание единого арабского государства и установление социалистического строя" (ст.1).

По форме правления Ирак является суперпрезидентской республикой. Политический режим – авторитарный.

Высший орган государственной власти – Совет революционного командования (СРК), председатель которого одновременно является Президентом Республики и верховным главнокомандующим вооруженными силами (с июля 1979 г. – Саддам Хусейн).

СРК издает законы и другие акты, имеющие силу закона, а также акты для применения действующих законов, решает вопросы деятельности Министерства обороны, общественной безопасности, вопросы их полномочий и структурной организации, объявляет частичную или полную мобилизацию в стране, объявляет войну и заключает мир, одобряет проект государственного бюджета и другие финансовые документы, утверждает основные цифры этих документов, ратифицирует международные договоры и соглашения.

Однопалатный Национальный совет (парламент) в составе 250 депутатов, избираемых на 4 года на основе всеобщих и прямых выборов, наделен ограниченными полномочиями. Он рассматривает законопроекты, принятые СРК, в течение 15 дней и передает их (в случае согласия) Президенту для опубликования. Национальный совет может самостоятельно рассматривать законопроекты, предлагаемые для обсуждения 1/4 общего состава, однако они не могут касаться военных и финансовых вопросов, а также вопросов общественной безопасности. Если Национальный совет одобряет предложенные его членами законопроекты, он в 15-дневный срок передает их в СРК. Вслучае одобрения СРК законопроекта, предложенного Национальным советом, он передается Президенту для подписания. С согласия Президента парламент может вызывать министров для дачи необходимых разъяснений.

Глава государства – Президент Республики. До 1995 г. он избирался СРК из числа членов последнего. В соответствии с принятыми в сентябре 1995 г. поправками к Конституции Президент избирается на 7-летний срок на всенародном референдуме.

В соответствии с Конституцией (ст.57) Президент охраняет независимость страны, ее территориальную целостность, внутреннюю и внешнюю безопасность, защищает права и свободы всех граждан; объявляет и отменяет чрезвычайное положение согласно закону; назначает и освобождает от должности вице-президентов Республики и министров; назначает губернаторов, судей и всех высших гражданских и военных должностных лиц, повышает их в должности, отправляет в отставку, награждает орденами и присваивает воинские звания; готовит проекты государственного бюджета и связанных с ним независимых бюджетов, утверждает окончательные цифры этих документов; готовит при помощи соответствующих министров генеральный план экономического и социального развития страны и передает его в Национальный совет; заключает договоры о предоставлении займов; контролирует деятельность основных отраслей народного хозяйства; осуществляет контроль и координацию деятельности министров; проводит переговоры и заключает международные соглашения и договоры; назначает, отзывает и принимает дипломатических представителей; осуществляет помилование и утверждает смертные приговоры; контролирует соблюдение конституции, законов, решений, судебных решений и планов развития.

Президент может передавать некоторые свои конституционные полномочия одному или нескольким заместителям. Вице-президенты Республики и министры несут ответственность за свои действия перед Президентом, который может привлечь их к судебной ответственности за ошибки, произвол и злоупотребление властью.

Исполнительная власть осуществляется Президентом, СРК и правительством. С мая 1994 г. С. Хусейн занял пост и Премьер-министра.

Правящей партией в Ираке является Партия арабского социалистического возрождения (Баас).

Правовая система

Общая характеристика

В Ираке существует смешанная система права, при которой личный статус определяется конфессиональным (для мусульман – мусульманским) правом, а большинство других отношений регулируются законодательством, отражающим европейские правовые традиции.

До 1918 г. на территории Ирака применялось право Османской империи, которое в большинстве отраслей после 1840 г. следовало французским образцам (см. раздел "Турция"). Английские власти в период мандата (1920-1930 гг.) не стали вносить кардинальных изменений в правовую систему Ирака, поэтому турецкие кодексы продолжали действовать уже в качестве иракских. Лишь в отдельных отраслях нормы английского права заняли господствующие позиции (например, в уголовном праве в связи с введением англичанами в 1918 г. Багдадского уголовного кодекса).

В 1940-1960 гг. унаследованные от Османской империи кодексы и законы были постепенно заменены более современным национальным законодательством. С приходом в 1968 г. к власти правительства партии Баас в стране провозглашен курс социалистической ориентации, в рамках которого проведена земельная реформа, изданы новые законы о труде, социальном обеспечении и др. Ирак национализировал иностранные нефтяные компании, действовавшие на его территории.

Главным источником права Ирака является законодательство. К важнейшим актам относятся: Гражданский кодекс 1951 г., Торговый кодекс 1984 г., Гражданский процессуальный кодекс 1969 г., Уголовный кодекс 1969 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1971 г., Трудовой кодекс 1987 г. В вопросах личного статуса мусульман применяется Закон о личном статусе 1959 г. (с изменениями и дополнениями). В качестве субсидиарного источника права применяется мусульманская доктрина. В Ираке имеют распространение сразу 3 школы мусульманского права: ханифитская (среди арабов-суннитов), шафиитская (среди курдов-суннитов) и джафаритская (среди арабов-шиитов). Применение права личного статуса мусульман входит в юрисдикцию самостоятельных судов личного статуса.

Гражданское и смежные с ним

отрасли права

Гражданское право Ирака наиболее ярко отражает смешанный характер его правовой системы.

Основным его источником является Гражданский кодекс, принятый в 1951 г. и вступивший в силу в 1953 г. Этот Кодекс содержит нормы, посвященные только праву собственности и обязательствам. Основываясь в целом на положениях романо-германского права, ГК 1951 г. закрепил в своих статьях ряд положений шариата: о злоупотреблении правом, непредвиденных обстоятельствах, аренде земли, переводе долга и др.

Семейные и наследственные отношения регулируются упомянутым Законом о личном статусе, основанным на мусульманском праве. При пробельности норм Закона должны использоваться "принципы мусульманского права", т.е. выводы мусульманско-правовой доктрины. К представителям немусульманского населения (христианам, иудеям) применяются нормы их личного права (канонического либо иудейского) во всех случаях, за исключением наследственных отношений.

Специальными актами регламентируются также имущественные права несовершеннолетних и иных недееспособных лиц. Вопросы право – и дееспособности урегулированы, однако, в Гражданском кодексе.

Право собственности регламентируется ГК Ирака исходя из определения его Временной конституцией 1970 г. как "социальной функции, подлежащей выполнению в рамках установленных социальных целей и государственных программ в соответствии с законом" (ст.16). Наряду с ГК важное значение в этой сфере имеют специальные законы. Основным из них является Закон об аграрной реформе 1970 г. Установленные им пределы объема права частной собственности на землю зависят от плодородия и способов орошения, но в любом случае не могут превышать 2000 га земли. Особое значение придается праву собственности на основные средства производства, закрепленному не только в Кодексе, но и в Конституции. "Основные средства производства, непосредственно используемые центральными органами власти в соответствии с требованиями Генерального плана развития национального хозяйства, являются народной собственностью" (ст.13 Временной конституции 1970 г.). Поощряется, кроме того, собственность кооперативных организаций во всех главных формах производственной, потребительской и сбытовой. Аренда недвижимости регулируется Специальным законом 1979 г.

В области торгового права в Ираке первоначально применялся османский Кодекс сухопутной торговли 1850 г., скопированный с французского Торгового кодекса 1807 г., а также османский Кодекс морской торговли 1864 г. Первый из них был заменен в 1943 г. собственно иракским Кодексом. В настоящее время действует Торговый кодекс 1984 г., который определяет статус коммерсанта, регулирует торговые сделки, банкротство, ценные бумаги и ряд других вопросов. Кроме того, принят Закон об организации торговли 1970 г., в соответствии с которым создан Совет по вопросам торговли, определяющий государственную политику в отношении производства и внешней торговли.

Важнейший источник торгового права – законодательство о торговых компаниях. В настоящее время действует Закон о компаниях 1983 г., определяющий правовое положение различного рода коммерческих организаций: акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, ограниченных товариществ и т.д.

Законодательство об интеллектуальной собственности включает Закон о торговых марках 1957 г., Закон о патентах и промышленных образцах 1970 г., Закон 1959 г. (о фирменных наименованиях).

Действующее трудовое право сложилось в период социалистической ориентации. Принятый в 1970 г. Трудовой кодекс отразил происшедшие социально-экономические преобразования, но одновременно усилил государственный контроль над профсоюзами, урегулированием трудовых конфликтов, забастовками. Ныне действующий Трудовой кодекс 1987 г. серьезно ограничивает право на забастовку, хотя на практике забастовки вообще не допускаются под угрозой уголовных репрессий. Право на коллективные переговоры не признается. К актам социального законодательства относятся Закон 1980 г. о социальном обеспечении и Закон 1980 г. о защите несовершеннолетних.

Первой кодификацией норм о гражданском процессе, действовавшей на территории Ирака, был османский Гражданский процессуальный кодекс 1871 г. В настоящее время действует ГПК Ирака 1970 г.; он содержит специальный раздел (книга IV), статьи которого применяются исключительно шариатскими судами при рассмотрении дел личного статуса. Нормы ГПК регулируют производство как по гражданским, так и по торговым делам. Отдельные его статьи касаются третейского разбирательства. Принят также Закон об исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1980 г.

Уголовное право и процесс

До 1918 г. на Ирак распространялось уголовное законодательство Османской империи, заимствовавшее еще в 1840 г. французский образец (см. раздел "Турция").

Это законодательство сменил "Багдадский уголовный кодекс", введенный английскими оккупационными властями в Ираке в 1918 г. (вступил в силу 1 января 1919 г.). Он включал 330 статей и испытывал значительно более глубокое влияние англосаксонского права, чем французского.

В 1969 г. на базе старого Кодекса был принят новый, проект которого начал разрабатываться еще до перехода страны на социалистический путь. По структуре и содержанию он во многом сходен с буржуазными уголовными кодексами. Кодекс 1969 г., как и УК 1918 г., состоит из 4 книг: общие положения, преступления против всеобщих интересов, преступления против личных интересов, мелкие правонарушения. Таким образом, УК 1969 г. исходит из романо-германской доктрины о делении права на частное и публичное. Ответственность за воинские преступления предусматривает Уголовный кодекс Народной армии 1984 г. Помимо этого источниками иракского уголовного права являются отдельные законы и имеющие силу закона резолюции СРК. Вопреки нормам УК некоторые акты, устанавливающие уголовную наказуемость деяний, имеют обратную силу.

Одним из основных видов наказаний в уголовном праве Ирака остается смертная казнь. Она сохраняется как обязательное или альтернативное наказание за большое число уголовных и политических преступлений по УК 1969 г. и многочисленным (имеющим силу закона) резолюциям, принятым СРК. Она предусмотрена, в частности, за проникновение в помещение и кражу в военное время; преднамеренное убийство; дезертирство; измену, саботаж с использованием оружия и взрывчатых веществ; подделку официальных документов и экономическую коррупцию; публичное или скандальное оскорбление Президента Республики или его заместителя, членов СРК, партии Баас, Национального совета или правительства.

Смертные приговоры исполняются через повешение или расстрел, часто публично. По сообщениям наблюдателей, в Ираке каждый год производятся сотни казней.

Уголовный процесс в Ираке строится в целом по романо-германской модели. Основным его источником является УПК 1971 г., разработанный по образцу УПК Франции 1958 г. Хотя закон предусматривает обычные процессуальные гарантии (гласность судебного разбирательства, право на адвоката, право на обжалование приговора и др.), на практике многие из них не соблюдаются. По мнению международных наблюдателей, в Ираке широко распространены произвольные аресты, пытки обвиняемых, несправедливые судебные процессы и внесудебные расправы. Это особенно характерно для деятельности специальных судов безопасности и военных трибуналов, обычно рассматривающих дела по упрощенной процедуре без соблюдения обычных процессуальных гарантий. В частности, весьма ограничено право пользоваться услугами адвоката, процессы почти всегда закрытые, отсутствует право обжалования приговоров, вынесенных Революционным судом и временными специальными судами.

С такой практикой контрастирует предусмотренная законом сложная процедура проверки и утверждения смертных приговоров. Решения уголовных судов, вынесших приговор, должны автоматически в течение 10 дней передаваться для проверки в Кассационный суд, даже при отсутствии жалобы. Смертные приговоры должны проверяться Генеральной коллегией, состоящей из всех судей Кассационного суда. Приговоры, подтвержденные Кассационным судом, передаются министру юстиции, который посылает приговор для утверждения Президенту Республики.

Судебная система. Органы контроля

Временная Конституция Ирака 1970 г. объявляет принцип независимости суда и декларирует гарантии права каждого гражданина на обращение в судебные органы за защитой своих прав. Предусматривается, что организация судебных органов и органов прокуратуры регулируется специальным законодательством.

В первые годы после прихода к власти в Ираке ПАСВ действовал Закон о судебной власти 1963 г., но в настоящее время вопросы организации и деятельности судебных органов регулируются Законом о судоустройстве 1979 г. В соответствии с ним в стране сформировалась достаточно сложная система судов, включающая: Кассационный суд, 7 апелляционных судов, суды первой инстанции, административные суды, суды личного статуса, уголовные суды, суды по рассмотрению незначительных преступлений, суды для несовершеннолетних, Верховный и обычные трудовые суды, а также следственные суды.

Высшей судебной инстанцией является Кассационный суд, который может заседать в полном составе (в частности, при рассмотрении жалоб на смертные приговоры), расширенном составе (для рассмотрения споров о юрисдикции судов) либо рассматривать дела в палатах – гражданской, по личному статусу, административной и уголовной. Апелляционные суды осуществляют контроль за работой судов первой инстанции и судов личного статуса. Каждый административный суд действует в пределах территориальной юрисдикции апелляционного суда. Суды первой инстанции и личного статуса создаются в центрах провинций и областей. На этом же уровне административно-территориального деления действует система судов по рассмотрению незначительных преступлений. В отличие от них уголовные суды созданы в центрах провинций. Суды для несовершеннолетних применяют Специальный закон 1983 г., предусматривающий уголовное наказание несовершеннолетних. Трудовые суды действуют в центрах провинций и рассматривают трудовые споры. Их решения могут быть обжалованы в Верховный трудовой суд. Наконец, следственные суды создаются там, где действуют суды первой инстанции и ведут расследование преступлений.

Вне рамок системы общих судов находятся специальные суды, рассматривающие дела, связанные с безопасностью государства. Главным из них является Революционный суд – постоянный специальный суд, учрежденный в 1968 г. Он может выносить приговоры по делам о преступлениях против внутренней и внешней безопасности государства и широкому кругу других преступлений. Процесс в нем должен вестись на основании Уголовно-процессуального кодекса 1971 г., но приговоры, вынесенные этим судом, являются окончательными и не подлежат обжалованию или кассации. Специальный суд Киркука (еще один постоянный специальный суд), учрежденный в 1974 г. для рассмотрения дел курдов, обвиняемых в политических преступлениях, был упразднен в августе 1982 г. Его приговоры не подлежали обжалованию.

Кроме того, Совет революционного командования периодически создает временные специальные суды безопасности по принципу ad hoc, рассматривающие дела определенных групп обвиняемых (по таким преступлениям, как шпионаж, измена, "антигосударственная" деятельность). Рассмотрение дел в специальных судах обычно закрытое.

Дела военнослужащих разбираются постоянными военными трибуналами. Вышестоящей инстанцией по отношению к ним является Военный кассационный трибунал.

Система органов прокуратуры и их полномочия регулируются Законом о прокуратуре 1979 г., который возлагает на данные органы две основные функции: возбуждать уголовные дела и поддерживать государственное обвинение в суде; надзирать за расследованием преступлений.

Литература

Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 150-243.

I-Hakim A. Iraq // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1972. P. Ef55-62.

Ирак - Страны - Офис историка

Сводка

Торговое взаимодействие Америки с Османской империей (в том числе который позже стал современным Ираком) началось в конце 1700-х годов. В 1831 году поверенный d’Affaires Дэвид Портер стал первым американским дипломатом в Османской империи, в столице Константинополе. С распад Османской империи после Первой мировой войны, Соединенные Штаты поддержали Администрация Великобритании в Ираке в качестве мандата, но настаивала на том, чтобы это было готовятся к независимости, а не оставаться колонией.

Современный флаг Ирака

Признание

Признание независимости Ирака США, 1930 год.

Соединенные Штаты признали Ирак 9 января 1930 года, когда Чарльз Г. Доус, посол США в Соединенном Королевстве, подписал Англо-американо-иракская конвенция в Лондоне. Согласно преамбуле конвенции, «Соединенные Штаты Америки признают Ирак в качестве независимое государство.В этом договоре Соединенные Штаты также признал, что «особые отношения» существуют между Соединенным Королевством и Ирак, потому что последний находился под британской защитой согласно Версальский договор. В 1932 году Ирак прекратил действие своего мандата.

Консульство

Установление консульских отношений, 1888 г.

Джон Генри Хейнс был назначен 10 августа 1888 г. первый американский консул в Багдаде, который входил в состав Османской империи, позже ставшей современным Ираком. Первоначально он выполнял свои обязанности консула в Багдаде, проживая в Константинополь, Турция, пока он не представил свой верительные грамоты османским властям в Багдаде 8 января 1889 г.

Дипломатические отношения

Установление дипломатических отношений и американское представительство в Ираке, 1931.

Дипломатические отношения и американское представительство в Ираке были установлены 30 марта 1931 года, когда Александр К. Слоан (тогда занимавший должность консула в Ираке) был назначен временным поверенным. d’Affaires американской дипломатической миссии в Багдаде.

Посольство в посольстве, 1946.

Соединенные Штаты увеличили свое дипломатическое представительство в Ираке с Посольство в посольстве 28 декабря 1946 года.

Создание Арабского Союза, 1958.

28 мая 1958 г. Соединенные Штаты признали Арабский Союз, образовавший между Ираком и Иорданским Хашимитским Королевством 19 мая 1958 года.НАС. признание нового государства было предоставлено путем обмена нотами между Посольство США в Багдаде и Министерство иностранных дел Арабский союз. Объявив о признании США, Государственный департамент отметил: что конституция Арабского Союза предусматривает, что «внешние сношения останутся такими, какие они есть в настоящее время »с двумя Королевства, которые объединились, чтобы сформировать новое государство.Следовательно, формальный дипломатические отношения не были установлены между Соединенными Штатами и Арабский Союз, и дипломатические отношения продолжали непрерывно между Соединенные Штаты и Ирак, Соединенные Штаты и Иордания.

Роспуск Арабского Союза, 1958.

После государственного переворота в Багдаде 14 июля 1958 г. Иорданское Хашимитское Королевство объявило о роспуске Арабского Союза и постановил, что Иордания будет функционировать как отдельное государство, «Действует с 1 августа 1958 года.”

Дипломатические отношения, разорванные Ираком, 1967 год.

Ирак разорвал дипломатические отношения с США 7 июня 1967 г. после арабо-израильской войны в июне 1967 года.

Создание Секции интересов США в Багдаде, 1972 г.

В посольстве Бельгии в Багдаде была создана Секция интересов США. 1 октября 1972 г.

Возобновление дипломатических отношений и восстановление американского Посольство в Ираке, 1984.

Соединенные Штаты возобновили дипломатические отношения с Ираком и повысили Секция интересов США в Багдаде получила статус посольства 26 ноября 1984 г. когда президент Рональд Рейган и заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Тарик Азиз заключили соглашение с этой целью.

Закрытие посольства США в Багдаде и прекращение дипломатической Отношения, 1991.

Посольство в Багдаде было закрыто 12 января 1991 г. после вторжения Ирака. Кувейта, применение международных санкций против Ирака, и наращивание вооруженных сил в регионе. Объединенный Государства и их союзники начали военные действия против Ирака 16 января. 1991 г.Ирак разорвал дипломатические отношения с США 9 февраля, 1991, после чего каждая нация сохраняла скромную секцию интересов в чужая столица.

Вторжение в Ирак и установление коалиционной временной власти (CPA), 2003.

Коалиция стран во главе с войсками США и Великобритании вторглась в Ирак в марте. 20 декабря 2003 г. и захватил Багдад 9 апреля.12 мая 2003 г. в США учредила Коалиционную временную администрацию в качестве временной гражданской авторитет в Ираке под руководством Л. Поля Бремера III, бывший дипломат США. Бремер объяснил, что его начальник Цели состояли в том, чтобы управлять программой послевоенного восстановления и определить ясный путь для восстановления суверенитета Ирака, задачи, которые вскоре были осложнилось восстанием и насильственными гражданскими беспорядками.

Передача суверенитета, 2004 г.

Коалиционная Временная Власть передала суверенитет новому Временное правительство Ирака во главе с премьер-министром Айядом Аллави 28 июня 2004 г. После объявления о передаче власти Правительство Аллави, администратор коалиции Л. Пол Бремер заявил, что Временная коалиционная администрация прекратила свое существование; он ушел Позже в тот же день Ирак.

Посольство США в Багдаде вновь открывается; Дипломатические отношения восстановлены, 2004 г.

После передачи суверенитета Временному правительству Ирака, дипломатический отношения были восстановлены 28 июня 2004 г., когда Соединенные Штаты вновь открыла свое посольство в «зеленой зоне» Багдада. Посол Джон Негропонте вручил свои верительные грамоты Временному правительству Ирака Правительство 29 июня.

Что такое ИГИЛ? Что вам нужно знать об Исламском Государстве в Ираке и Сирии

Исламское Государство, или ИГИЛ, - это боевая организация, которая возникла как ответвление Аль-Каиды в 2014 году. Она быстро взяла под контроль большую часть Ирака и Сирии, увеличив свою черный флаг в победе и провозглашение создания халифата и введение строгого исламского правления.

Связанные

Группу иногда также называют ИГИЛ (Исламское Государство Ирака и Леванта) или его арабской аббревиатурой Даеш.

Он в основном состоит из суннитских боевиков из Ирака и Сирии, но также привлек тысячи боевиков со всего мусульманского мира и Европы.

Его тактика - включая обезглавливание, захват рабов и запреты на «неисламское» поведение, такое как музыка и курение, - настолько жестока, что Аль-Каида даже отреклась от нее.

За что борется Исламское государство?

Цель боевиков - создание ультраконсервативного халифата, строго соблюдающего законы шариата или ислама.

Кто основал и возглавил Исламское государство?

Организация ИГИЛ была основана Абу Бакром аль-Багдади, иракцем.

Он первым возглавил «Аль-Каиду» в Ираке, превратив ее в эффективную и организованную боевую силу. Группа сменила название в апреле 2013 года, что свидетельствует о ее более широких амбициях по созданию халифата на территории Ирака и Сирии.

В июне 2014 г. ИГИЛ опубликовало манифест, целью которого было проследить происхождение аль-Багдади непосредственно до пророка Мухаммеда.

Россия считает, что в мае 2017 года в результате одного из ее авиаударов погиб аль-Багдади.Однако это никогда не подтверждалось.

Директор по внешним операциям группы Абу Мухаммад аль-Аднани находится в списке самых разыскиваемых ФБР как человек, который, скорее всего, нанесет вред на Западе.

Представители контртеррористической службы заявили, что аль-Аднани, скорее всего, «дал зеленый свет» смертоносным террористическим атакам в Париже в ноябре 2015 года, в результате которых погибло 130 человек.

Какую роль женщины играли в ИГИЛ?

ИГИЛ не вербует женщин для работы на полях сражений, но по-прежнему привлекает женщин со всего мусульманского мира и Европы для помощи в строительстве своего халифата.

Группа использует социальные сети, чтобы рассказать о себе, обещая женщинам-мужьям, которые являются набожными джихадистами.

В своей бывшей столице Ракке женская бригада добивалась строгого толкования шариата, следя за тем, чтобы женщины одевались в соответствии с их стандартами скромности, и наказывая их плетью, если они нарушали кодекс.

Как США ответили на ИГИЛ?

С 2014 года США возглавляют коалицию стран, наносящих авиаудары по ИГИЛ и в поддержку иракских войск, сражающихся с боевиками.

К концу 2017 года ИГИЛ потеряло большую часть своих территорий в Ираке и Сирии, а Ирак объявил войну этой группе боевиков в декабре.

Однако, в то время как самопровозглашенный халифат ИГИЛ находится в разорванной территории, аналитики предупреждают, что группировка отступает в то, что некоторые называют «виртуальным халифатом», откуда она будет пытаться спровоцировать новые террористические атаки одиноких волков на Западе.

Структура ионных соединений - Учебные материалы для IIT JEE

 


Определение структуры по рентгеновским лучам

  • Немецкий физик М. Фон Лауэ (1879 - 1960) в 1913 году предположил возможность дифракции рентгеновских лучей на кристаллах.

  • Причина этого предположения заключалась в том, что длина волны рентгеновского излучения была примерно того же порядка, что и межатомные расстояния в кристалле.

  • Тогда, если эти рентгеновские лучи попали в кристалл, лучи проникнут внутрь кристалла и будут рассеиваться электронами атомов или ионами кристалла.

  • ? Лучи, отраженные от разных слоев атомов, из-за волновой природы, затем будут претерпевать интерференцию (конструктивную и деструктивную), создавая дифракционную картину, как это происходит в случае прохождения света через решетку, содержащую большое количество близко расположенных линий. .Другими словами, кристаллы должны действовать как трехмерная решетка для рентгеновских лучей. Брэгг применил этот факт при определении структуры и размеров кристалла.

  • W.L. Брэгг и его отец У. Брэгг определил кубическую структуру NaCl с помощью рентгеновских лучей. Согласно Брэггу, кристалл (состоящий из серии равноотстоящих атомных плоскостей) может использоваться не только как пропускающая решетка (как предложил Лауэ), но также как отражающая решетка. В трактовке Брэгга рентгеновские лучи падают на кристалл под углом q, они проникают в кристалл и отражаются различными параллельными слоями частиц в кристалле.

  • Сильный отраженный (конструктивный) луч будет получен только в том случае, если все отраженные лучи будут в фазе. Отраженные волны от разных плоскостей слоев будут находиться в фазе друг с другом, только если разница в длине пути волн, отраженных от следующих друг за другом плоскостей, равна целому числу длин волн.

  • Из рис. что лучи рентгеновского излучения, которые отражаются от более глубоких слоев, проходят больше, чтобы достичь детектора.Показаны две синфазные рентгеновские волны, приближающиеся к кристаллу. Одна волна отражается от первого слоя атомов, а вторая волна отражается от второго слоя атомов. Отраженная от второго слоя волна проходит большее расстояние до выхода из кристалла, чем первая волна. Дополнительное пройденное расстояние равно LN + NM.

Чтобы возникла конструктивная интерференция, дополнительное расстояние, проходимое более проникающим лучом, должно быть целым кратным длине волны

Разность хода = LN + NM = LN = nγ (n = 1, 2, 3….)

Так как треугольники OLN и OMN совпадают, следовательно, LN = NM

Итак, разница в пути = 2LN

LN = d Sinq, где d - расстояние между двумя плоскостями

Итак, разность хода = 2d Sinθ

Для конструктивного натяга 2 d Sinq должно быть равно nl

Или, nγ = 2 d Sinθ

Это соотношение называется уравнением Брэгга . Расстояние между двумя последовательными плоскостями d может быть вычислено из этого уравнения.

При использовании рентгеновских лучей определенной длины волны отражение под разными углами будет наблюдаться для данного набора плоскостей, разделенных расстоянием 'd'.

Эти отражения соответствуют n = 1, 2, 3 и так далее и называются первым порядком, вторым порядком, третьим порядком и т.д. Угол q увеличивается по мере того, как интенсивность отраженных лучей ослабевает

Простые ионные соединения бывают двух типов: AB и AB 2 .

Зная структуры плотной упаковки и образовавшиеся в них пустоты, мы можем составить представление о структурах простых ионных соединений.

Среди двух ионов, составляющих бинарные соединения, анионы обычно образуют пространственную решетку с расположением типа ГПУ или ГПУ, тогда как катионы занимают межузельные пустоты

  • Если анионы (B - ) составляют кристаллическую решетку и все октаэдрические пустоты заняты катионами (A + ), то формула ионного твердого вещества - AB.

  • Аналогичным образом, если половина тетраэдрических пустот занята катионами, формула твердого кристалла принимает вид A + B - .

  • Когда анионы (B -2 ) образуют пространственную решетку и все тетраэдрические пустоты заняты катионами (A + ), тогда формула твердого кристалла будет A 2 B.

Ионные соединения типа АВ

Ионные соединения типа AB имеют три типа кристаллических структур.

  • ZnS тип

  • Типы NaCl

  • Типы CsCl


Хлорид натрия (каменная соль) Тип Структура

  • Структура хлорида натрия состоит из ионов Na + и Cl - .

  • Количество ионов натрия равно количеству ионов Cl - . Радиусы ионов Na + и Cl - 95 мкм и 181 мкм дают отношение радиусов 0,524

  • Отношение радиусов 0,524 для NaCl указывает на октаэдрическую пустоту.

  • Хлорид-ионы (в типичной элементарной ячейке) расположены в плотной кубической упаковке (ccp).В этом устройстве ионы Cl - присутствуют в углах и в центре каждой грани куба. Такое расположение также считается гранецентрированным кубическим расположением (ГЦК).

  • Ионы натрия присутствуют во всех октаэдрических дырках.

  • Поскольку количество октаэдрических дырок в структуре ccp равно количеству анионов, каждая октаэдрическая дырка занята ионами Na + . Итак, формула хлорида натрия - NaCl i.е. стехиометрия NaCl 1: 1.

  • Так как вокруг каждого хлорид-иона имеется шесть октаэдрических дырок, каждый ион Cl - окружен 6 ионами Na + . Точно так же каждый ион Na + окружен 6 ионами Cl - . Следовательно, координационное число ионов Cl - , а также ионов Na + равно шести. Это называется координацией 6: 6.

  • Следует отметить, что ионы Na + , чтобы точно соответствовать октаэдрическим отверстиям, отношение радиусов r NA + / r Cr должно быть равно 0.414. Однако фактическое отношение радиусов (r NA + / r Cr = 0,524) превышает это значение. Поэтому для размещения больших ионов Na + ионы Cl - слегка расходятся, т.е. они не соприкасаются друг с другом и образуют решетку с расширенной гранецентрированной поверхностью.

  • Элементарная ячейка хлорида натрия содержит 4 иона натрия и 4 иона хлорида, как рассчитано ниже

Количество ионов натрия = 12 (в центрах краев) × 1/4 + 1 (в центре тела) × 1 = 4

Кол-во хлорид-ионов = 8 (в углу) × 1/8 + 6 (в центре граней) × 1/2 = 4

Таким образом, количество единиц NaCl в элементарной ячейке равно 4.

Посмотрите это видео, чтобы получить дополнительную информацию


Структуры типа цинковой наложения (ZnS) (сфелерит)

  • Кристаллы сульфида цинка состоят из равного количества ионов Zn + 2 и S 2 - .

  • Радиусы двух ионов (Zn +2 = 74 пм и S -2 = 184 пм) привели к радиусу (r + / r -) как 0.40, что предполагает тетраэдрическое расположение.
    r Zn +2 / r S –2 = 0,40

  • Ионы цинка расположены по схеме ccp, т.е. сульфид-ионы присутствуют в углах и центрах каждой грани куба

  • Ионы цинка занимают тетраэдрическую дырку. Только половина тетраэдрических отверстий занята Zn +2 , так что формула сульфида цинка - ZnS i.е. стехиометрия соединения 1: 1 (Zn занимает только альтернативные тетраэдрические отверстия +2 )

  • Поскольку пустота является тетраэдрической, каждый ион цинка окружен четырьмя ионами сульфида, а каждый ион сульфида окружен тетраэдрически четырьмя ионами цинка. Таким образом, сульфид цинка имеет координацию 4: 4.

  • Для точной подгонки Zn +2 в тетраэдрические отверстия, образованные плотной упаковкой ионов S-2 , отношение Zn +2 / S -2 должно быть 0.225. На самом деле это отношение немного велико (0,40). На элементарную ячейку приходится четыре иона Zn +2 и четыре иона S -2 , как рассчитано ниже:

Количество S -2 ионов = 8 (по углам) × 1/8 + 6 (по центрам граней) × 1/2 = 4

Кол-во Zn +2 ионов = 4 (внутри тела) × 1 = 4

  • Таким образом, количество звеньев ZnS на элементарную ячейку равно 4. Еще несколько примеров ионных твердых веществ, имеющих структуру цинковой обманки, - это CuC, CuBr, CuI, AgI, сульфид бериллия.

Пример

Вопрос:

Если иодид серебра кристаллизуется в структуре цинковой обманки с ионами I - , образующими решетку, тогда рассчитайте долю тетраэдрических пустот, занятых ионами Ag + .

Раствор:

В AgI, если есть nI - ионов, будет nAg + ионов.Поскольку решетку образуют ионы I - , количество тетраэдрических пустот = 2n. Поскольку эти пустоты занимают ионы nAg + , следовательно, доля тетраэдрических пустот, занятых ионами Ag + , = n / 2n = ½ = 50%.


Вюрцит Структуры

  • Это альтернативная форма, в которой ZnS встречается в природе.

  • Сульфид-ионы имеют расположение HCP, а ионы цинка занимают тетраэдрические пустоты.

  • Только половина чередующихся тетраэдрических пустот занята ионами Zn +2 .

  • Координата № ионов Zn +2 , а также ионов S - 2, ионов равно 4. Таким образом, эта структура имеет координацию 4: 4.

  • Кол-во Zn +2 ионов на элементарную ячейку = 4 (в элементарной ячейке) × 1 + 6 (в центрах краев) × 1/3 = 6

  • №из S - 2 ионов на элементарную ячейку = 12 (в углах) × 1/6 + 2 (в центре граней) × 1/2 + 3 (в элементарной ячейке) × 1 = 6

  • Таким образом, на элементарную ячейку приходится 6 формульных единиц.

Хлорид цезия (CsCl) Структура

  • Кристалл хлорида цезия состоит из равного количества ионов цезия (Cs + ) и хлорида Cl - .Радиусы двух ионов (Cs + = 169 пм и Cl - = 181 пм) привели к соотношению радиусов r CS + к r Cl - как 0,93, что предполагает кубическое тело с центрированной структурой. конструкция с кубическим отверстием

  • R CS + до R Класс - = 169/181 = 0,93

  • Ионы хлора образуют простую кубическую структуру, а ионы цезия занимают кубические межузельные отверстия.Другими словами, ионы Cl - находятся в углах куба, тогда как ионы Cs + находятся в центре куба, или наоборот.

  • Каждый ион Cs + окружен 8 ионами Cl -, а каждый ион Cl - окружен 8 ионами Cs + . Таким образом, Координационное число каждого иона равно восьми.

  • Для точной подгонки ионов Cs + в кубические пустоты отношение r CS + / r Cl - должно быть равно 0.732. Однако на самом деле это соотношение немного больше (0,93). Поэтому упаковка ионов Cl - слегка открывается для размещения ионов Cs + .

  • Элементарная ячейка хлорида цезия содержит один ион Cs + и один ион Cl -, как рассчитано ниже

Кол-во Cl - ион 8 (по углам) × 1/8 = 1

Кол-во ионов Cs + ion = 1 (в центре тела) × 1 = 1

Таким образом, количество единиц CsCl на элементарную ячейку составляет 1

  • Связь между радиусом катиона и аниона и длиной ребра куба, r CS к r Cl = a√3 / 2

Другими распространенными примерами структур этого типа являются CsBr, CsI, TlCl, TlBr

  • Более высокое координационное число в CsCl (8: 8) предполагает, что решетка хлорида цезия более стабильна, чем решетка хлорида натрия, в которой координационное число составляет 6: 6.На самом деле решетка хлорида цезия оказалась на 1% более стабильной, чем решетка хлорида натрия. Тогда возникает вопрос, почему NaCl и другие подобные соединения не имеют решетки типа CsCl - это связано с их меньшим отношением радиусов. Любая попытка упаковать 8 анионов вокруг относительно небольшого катиона (Li + , Na + , K + , Rb + ) приведет к состоянию, в котором отрицательные ионы будут соприкасаться друг с другом, и скорее они приблизятся к положительному. ион. Это вызывает нестабильность решетки.

Ионное соединение типа AB 2


Флюоритовые структуры

  • Ионы Ca +2 расположены в ccp-порядке, т.е. эти ионы занимают все углы и центры каждой грани куба

  • Ионы F - занимают все тетраэдрические дырки.

  • Поскольку есть две тетраэдрические дырки для каждого иона Ca +2 и ионы F - занимают все тетраэдрические дырки, будет два иона F - для каждого иона Ca +2 , таким образом, стехиометрия соединение 1: 2.

  • Каждый ион Ca +2 окружен ионами 8F -, а каждый ион F - окружен ионами 4Ca +2 . Координационное число иона Ca +2 равно восьми, а иона F - - четыре, это называется Координацией 8: 4.

  • Каждая элементарная ячейка содержит 4 иона кальция и 8 ионов фтора, как описано ниже.

Кол-во ионов Ca +2 ионов = 8 (в углах) × 1/8 + 6 (в центрах граней) ´1 / 2

№ионов F = 8 (внутри тела) × 1 = 8

Таким образом, количество CaF 2 единиц на элементарную ячейку равно 4.

  • Другие примеры структуры: SrF 2 , BaCl 2 , BaF 2 , PbF 2 , CdF 2 , HgF 2 , CuF 2 , SrCl 9012 2 и т. Д.

Ионное соединение типа A 2 Тип B


Антифлюоритная структура

  • Соединение, имеющее формулу A 2 B, представляет собой соединения, имеющие антифлюоритную структуру

  • Антифлюоритная структура имеет расположение катионов и анионов, противоположное структуре флюорита.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *