История государства израиль – Очень краткая история Израиля

Содержание

Очень краткая история Израиля

История Израиля насыщена датами и именами, и берёт своё начало с того, что еврейский народ поселился в Израиле в ХIII веке до н.э. А спустя 200 лет образовалось 1 Израильское царство, которое распалось в 928 г. до н.э. на Израильское и Иудейское.

В 722 г. до н.э. Израильское царство завоевали ассирийцы, в 586 г. до н.э. Иудейское царство захватил вавилонский правитель Навуходоносор.

Через 47 лет Израиль вошел в состав государства Ахеменидов. В 332 г. до н.э. страну захватил Александр Македонский. В III в. до н.э. Израиль стал частью эллинистического государства Селевкидов. Спустя век начались Маккавейские войны — население вело борьбу с насильственной эллинизацией.

В 63 г. до н.э. римские легионеры завоевали территорию Израиля. И уже в 6 году от Рождества Христова страна превратилась в римскую провинцию – Палестину.

Через 60 лет началась восьмилетняя Иудейская война. Народ восстал против римлян, однако потерпел поражение. Рим продолжал господствовать в стране.

В 395 г. Израиль вошел в состав Византии. Впоследствии началось завоевание страны рабами. В 1099 г. итогом 1 крестового похода стало образование Иерусалимского королевства крестоносцев, которое было разгромлено египтянами. Израиль стал частью Египта. В 1516 г. страна вошла в Османскую империю.

1918 г. ознаменован вступлением в страну английских войск. Англия, согласно мандату Лиги наций, управляет территорией Израиля до мая 1948 г.,

14 мая 1948 года, за один день до окончания британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства на территории, выделенной согласно плану ООН. Уже на следующий день Лига арабских государств объявила Израилю войну и сразу пять арабских государств (Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Трансиордания) напали на новую страну, начав тем самым Первую арабо-израильскую войну (получившую в Израиле название «Война за независимость»).

После года боевых действий, в июле 1949 года было принято соглашение о прекращении огня с Египтом, Ливаном, Трансиорданией и Сирией, согласно которому под контролем еврейского государства оказались также Западная Галилея и коридор от приморской равнины до Иерусалима; Иерусалим был разделён по линии прекращения огня между Израилем и Трансиорданией.

С 1952 года началось военное сотрудничество Израиля с США. Через четыре года развязалась Синайская война, которая была направлена против Египта. Цепь войн продолжила арабо-израильская война, начатая в 1967 году. Израиль оккупировал часть Сирии, Египта, Иордании, восточной части Иерусалима.


6 октября 1973 года, в Йом Киппур (Судный день) — наиболее священный день в еврейском календаре, когда все верующие евреи находятся в синагогах — Египет и Сирия одновременно атаковали Израиль. Для правительства Израиля эта война стала полной неожиданностью. Война Судного дня закончилась 26 октября. Несмотря на значительные потери, нападение египетской и сирийской армий было успешно отражено ЦАХАЛем, после чего войска вернулись на прежние позици

Спустя шесть лет в Кемп-Девиде (США) Израиль и Египет подписывают соглашение о мире. Египет получил права на Синайский полуостров и на другие спорные территории.

В 1993 году состоялось подписание мирного соглашения государства Израиль с Организацией Освобождения Палестины по вопросу создания Палестинской автономии. Однако окончательное решение этой проблемы еще очень далеко до завершения.

isralove.org

Краткая история Израиля. История — Путеводитель по Израилю

О том, что все описанные в ней события имели реальную основу, свидетельствуют найденные при раскопках в Месопотамии документы, относящиеся к 2000—1500 гг. до н.э., в которых кочевая жизнь патриархов Авраама, его сына Исаака и внука Иакова, с которых и началась примерно в 17 в. до н.э. в история евреев, а, следовательно, и история Израиля, описана так же, как в Ветхом Завете.

Авраам

Согласно преданию, Авраам был призван в Ханаан, для того чтобы стать основателем народа верящего в единого Бога, но вскоре эту землю постиг голод, и во имя продолжения истории Израиля, спасения своего рода Яаков (Израиль) и его двенадцать сыновей с семьями переселились в Египет, где их потомки в последствие были обращены в рабство.

Египетское пленение, Моисей, Пятикнижие

Долгих 400 лет продолжалась эта кабала, до тех пор, пока в истории Израиля не появился Моисей, по божьему проведению, выведший свой народ с египетской земли. За 40 лет скитания по Синайской пустыне появилось новое поколение свободных людей, народу была дарована Тора (Пятикнижие), со знаменитыми дестью заповедями, т.е. сложилась религия.

Достигнув Земли Израильской и в течении двух столетий приумножив ее территорию, израильтяне перешли к оседлому общинному образу жизни, время от время ведя междоусобные войны, что было на руку филистимлян, жителям средиземноморском побережья страны. Противостоять филистимлянам по одиночке было рискованно, а потому назрел самый важный этап в истории Израиля, момент объединения племен в единое целое.

Саул, Давид и Соломон, Первый Храм

Первым в истории Израиля царем стал Саул (ок. 1020 г. до н.э.), а прославил, расширил, и превратил в самое сильное государство региона — царь Давид (ок. 1004-965 гг. до н.э.). При его правлении была решена проблема с филистимлянами, границы царства со столицей в Иерусалиме простерлись от Египта и Красного моря до берегов Евфрата, были объединены все 12 колен израилевых.

Соломон (Шломо, ок. 965-930 гг. до н.э.), сын Давида, сделал все, чтобы завоеванное отцом богатство, за годы его правления приумножилось. Главным приоритетом политики Соломона, было развитие экономики, строительство и укрепление городов. Большое внимание он уделял культуре, именно по его желанию был возведен Иерусалимский Храм, ставший центром национальной и религиозной жизни народа.

Разрушение Храма, Вавилонское пленение

Но как часто бывает в истории, после взлетов следуют падения, вот и в данном случае после смерти Соломона вспыхнуло восстание, приведшее к разделу страны на два царства: северное — Израиль, со столицей в Самарии и южное — Иудея со столицей в Иерусалиме. Первое просуществовало более 200 лет, пока в 722 г. до н.э набравшая военную мощь Ассирия не захватила его. Иудея, после 350 лет независимости, в 586 г. до н.э пала под натиском Вавилона. В результате покорения обоих царств был разрушен Иерусалимский Храм, израильский народ осужден на изгнание, а иудейский уведен царем Навуходоносором в плен, вошедший в историю под названием Вавилонское пленение.

Так был положен конец еврейской государственности, дано начало еврейской диаспоре, и именно с этого времени иудаизм начинает развиваться как религиозная система и образ жизни за пределами Земли Израильской, благодаря которому тысячи евреев разбросанных по всему миру, сумели сохранить свою самобытность.

Возвращение, восстановление Храма, новые завоеватели

В 538 г. до н.э. примерно 50000 евреев во главе с Зерувавелем, по указу персидского царя Кира, захватившего Вавилон, возвратились на землю Израильскую — это было Первое Возвращение, вскоре свершилось и Второе, во главе с Эзра-книжником, в результате этого переселения евреям обосновавшиеся на своей исторической родине было предоставлено некоторое самоуправление, вначале под персидским, а затем и эллинском(332-142 гг. до н.э.) владычестве .

За это время евреями был восстановлен разрушенный Иерусалимский Храм. Но вскоре (332 г. до н.э.) на Израильскую землю вступили войска Александра Македонского, который подчинил страну Сирии, оставив за евреями только религиозную независимость, что не совсем совпадало с чаяниями народа.

Восстание Хасмонеев,  Римское правление, Иисус Христос, разрушение Второго Храма

В результате многочисленных восстаний, которые возглавили Хасмонеи, Селевкидам пришлось признать автономию Иудеи, а после их падения и вовсе, возродилось независимое еврейское государство. Но на мировой арене возникла Римская империя, превратившая землю Израиля в свою провинцию, и поставившая в 37 г. до н.э. во главе государства Ирода.

В начале нашей эры родился, проповедовал, был осужден и распят, а затем воскрес Иисус Христос.

Вскоре, после смерти Ирода, в результате ожесточенных схваток пал и был полностью разрушен Иерусалим, был разрушен Второй Храм, Иудея перешла под прямое управление Рима, а с 73 г. стала именоваться Палестиной.

Христианство

С утверждением в Европе христианства Израиль превратился в Священную для христиан землю, где все было связано с Иисусом Христом. Иудеям было запрещено посещать Иерусалим за исключением одного дня в году, Тиша бэ-ав — Девятого ава, когда они оплакивали разрушение Храма.

Арабы

В 636 г пришел черед арабов, завоевав Израильскую землю, они правили на ней на протяжении почти пяти столетий. Евреям Иерусалима была дарована свобода вероисповедания в обмен на уплату дополнительного налога за веру.

Крестоносцы, Мамлюки, Османы

Однако арабы не смогли обеспечить безопасность евреев: пришедшие сюда в 1099 г. под эгидой освобождения Гроба Господня от неверных, крестоносцы захватили Иерусалим и вырезали большую часть еврейского населения. Грабительская власть крестоносцев над данным районом, была прервана в 1291 г. мамлюками ( мусульманским воинским сословием, пришедшим к власти в Египте), доведших эту землю до полного упадка, и в 1517 году отдавших ее без особых боев Османской империи.

Зарождение сионизма, конец Османского владычества

Положение евреев в новой стране было удовлетворительным. В середине XIX в, обнесенный городской стеной Иерусалим, где преобладало еврейское население, оказался перенаселенным, в результате чего евреи были вынуждены построить первый квартал вне стен города, за которым последовали еще 7 , ставших ядром Нового города. Был возрожден иврит, и начали разгораться вспышки сионизма — еврейское движение за национальное освобождение, вследствие которого из Восточной Европы в конце XIX — начале XX в. в страну устремились два больших потока вдохновленных сионистской идеологией евреев. К 1914г еврейское население страны составляло 85 тыс. человек, которые после прихода в декабре 1917 г. британской армии, освободились от 4-х векового Османского владычества.

Британский мандат

В июле 1922 г. Лига Наций вручила Великобритании мандат на управление Палестиной (так называлась в то время страна), в котором признавалась «историческая связь еврейского народа с Палестиной». Великобритания была призвана ускорить создание еврейского национального очага в Палестине — Эрец-Исраэль.

Нахлынувшая волна репатриации, казалось, должна была способствовать процессу реставрации Израиля, однако с этим были не согласны арабы, считавшие земли Палестины исконно своими. В 1937 г. Британия предложила разделить страну на два государства, еврейское и арабское, с чем вновь не согласились арабы, отстаивавшие свою правду с помощью оружия.

Вторая мировая война, Холокост

А через два года, когда началась вторая мировая война, этот вопрос из-за учиненного фашистами геноцида еврейского народа, вообще мог потерять актуальность. Целенаправленно осуществляя план уничтожения европейского еврейства, нацисты убили шесть миллионов еврее, в том числе полтора миллиона детей. После этой чудовищной Катастрофы, вопрос о создании независимого государства, где могли бы жить все рассеянные по миру евреи, не страшась расправы над собой, стал особенно остро. Британское правительство, не справившись со своей миссией установления мира на Ближнем востоке, в апреле 1947 г. предложила ООН вынести «палестинский вопрос» на обсуждение Генеральной Ассамблеи. Данная организация также предложила разделить страну на два государства, арабское и еврейское, тем более что когда 14 мая 1947 истек британский мандат, евреев в стране было 650000, которые представляли собой организованное общество, с развитой социальной системой.

Создание Государства Израиль

14 мая 1948 г. в соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН, было провозглашено создание Государства Израиль, первым президентом которого стал Давид Бен-Гурион.

Арабо-израильские войны

Но израильтяне даже не успели отпраздновать это событие, не прошло и 24 часа, как войска Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака вторглись в пределы, только что образованного государства, армия которого отразила, длившуюся 15 месяцев, атаку захватчиков. В результате пересмотра карты прибрежная равнина, Галилея, весь Негев, и западный сектор Иерусалима отошли Израилю.

Тем не менее ситуация в регионе оставалась крайне напряженной, арабские страны окружившие кольцом Израиль не переставали предъявлять свои претензии на земли нового государства. Казалось, что Египет, Сирия и Иордания, подписав в 1956 г. трехсторонний военный пакт, практически вынесли Израилю смертный приговор. Решив расправиться с Израилем в кротчайшие сроки Египет, Сирия и Иордания одновременно вторгаются на территорию Израиля, который 5 июня 1967 г. наносит ответный удар по всем трем направлениям. В историю эта война вошла под название шестидневная, именно в этот срок, армия Израиля расправилась с противниками, к тому же оккупировав часть их территории: Иудея, Самария, сектор Газы, Синайский полуостров и Голанские высоты; стала возможным свободное плавание израильских торговых судов в Тиранском проливе, и, наконец, Иерусалим вновь соединился со своей восточной половиной, став единым городом под израильским суверенитетом.

Мир с Египтом и Иорданией

Однако, арабские страны этот самый суверенитет признавать не спешили, первым разорвать этот замкнутый круг решился президент Египта Анвар Садат, подписавший 26 марта 1979 года в Вашингтоне мирный договор между Египтом и Израилем, тем самым, положив конец тридцатилетнему состоянию войны между двумя странами.

26 октября 1994 г состоялось подписание иордано-израильского мирного договора. Переговоры с Палестиной о статусе Западного берега, продолжаются, по сей день, поочередно вызывая недовольство народа, то одной, то другой стороны.
В сложившихся условиях перед правительством Израиля стоят конкретные задачи, направленные на продолжение мирного процесса, а, следовательно, и обеспечения безопасности страны, расширение дипломатических связей, которые вкупе должны обеспечить развитие и укрепление Израиля в последующих столетиях.

guide-israel.ru

История древнего Израиля и Иудеи


Земля Израиля (ивр. Эрец-Исраэль) священна для еврейского народа со времён библейских патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Учёные относят этот период к началу 2 тысячелетия до н. э.[1] Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом, с тем, чтобы стать Землёй Обетованной — здесь находятся все священные места еврейского народа.

Древнейшая история

Самыми древними обитателями современной территории Израиля были неандертальцы. Первые люди современного типа появились в этом регионе примерно 75 тыс. лет назад и некоторое время делили территории с неандертальцами.[2] До 20 000 года до н. э. здесь были сезонные стоянки и пещерные укрытия.[3] 10—8 тыс. до н. э. эта территория входила в ареал натуфийской культуры, носители которой впервые в истории начали культивировать злаки.

[4]

Примерно 9 тыс. лет назад в этих местах началась неолитическая революция и появились первые поселения. Приблизительно этим периодом датируется появление первого известного истории города окружённого стеной — Иерихона. Ханаанеи, первые семитские племена, появились здесь примерно в 4-3 тысячелетии до н. э.[2] Следующие 2-3 тыс. лет страна находилась под управлением Древнего Египта.

Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)

Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1200 года до н. э. [2] Этим периодом датируются обнаруженные здесь 250 еврейских поселений. [3]

Согласно Библии, Иисус Навин с необычайной энергией вёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим, при этом, согласно с обычным военным правом древности, подвергая всё население поголовному избиению, находившему себе оправдание, кроме того, и в той ужасной степени религиозно-нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы и при которой они становились решительно опасными для религии и нравственности избранного народа. Завоевание исполнено было в семь лет, и завоеванная земля разделена была между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них тринадцатого колена Левиты на священное служение.

Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.| ~ З00 лет)

После смерти Иисуса Навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, объединением для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего братства по крови. Это разделение естественно ослабило народ политически, а вместе с тем и нравственно, так что он стал быстро подчиняться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться безнравственными формами его идолопоклонства, состоявшего в боготворении производительных сил природы (культ Ваала и Астарты). Этим пользовались как туземные, так и окружающие народы и, мстя евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.

От этих бедствий народ был избавлен старейшинами и доблестными вождями, так называемыми судьями, среди которых особенно выдаются знаменитая пророчица Девора, доблестный Гедеон и прославившийся своей чудесной силой Самсон, гроза злейшего врага израильского народа — филистимлян. Несмотря на эти подвиги отдельных лиц, вся история периода судей (продолжавшегося около 350 лет) есть история постепенных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства народа с неразлучно следовавшими за ними бедствиями. Среди избранного народа почти совсем забыта была истинная религия, и на место её явились жалкие суеверия, распространявшиеся разными беспутными, бродячими левитами. Безнравственность стала настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись даже такие гнусные пороки, которыми некогда Содом и Гоморра навлекли на себя страшный гнев Божий.

Внутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство довершают картину жизни израильского народа в те дни, «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым»  (Суд.21:25). При таком положении избранному народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй Самуилом. Своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное пребразование. Сосредоточивая в своей личности и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождения народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришёл к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. Такое учреждение и явилось в виде пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». Из этих школ впоследствии и выходили те доблестные мужи, которые бесстрашно говорили горькую правду сильным мира сего. Одушевленные самоотверженной ревностью об истинном благе народа, они были бесстрашными поборниками истинной религии и выступали решительными защитниками её при всякой угрожавшей ей опасности. Деятельность их развивалась и крепла по мере хода исторической жизни народа, и с течением времени они сделались грозными мстителями за всякое попрание религии, истины и справедливости. Своей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем поддерживали в нём дух истинной религии и доброй нравственности.

Мудрое правление Самуила продолжалось до его преклонных лет; но беззаконные действия его негодных сыновей вновь угрожали народу возвращением к прежним бедствиям, и тогда в нём явилось непреодолимое желание решительно покончить с периодом анархии и он стал просить престарелого судью поставить над ним царя, который бы «судил их, как и прочие народы». Это желание было вызвано в народе окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по возвышенным началам теократии, как они изложены были в законодательстве Моисеевом, хотя самое учреждение царской власти отнюдь не противоречило началу теократии и, напротив, в самом Моисеевом законодательстве предвиделось как необходимая ступень в развитии исторической жизни народа (Втор.22:14,15).

Древняя история (XI—IV вв. до н. э.)

Период «объединённого царства» (XI—X вв. до н. э.| 80 лет)

Около X в. до н. э. на территории Ханаана было создано объединённое еврейское царство.
Правление Саула (ок. 1029—1005 гг. до н. э.)

Самуил, уступая желанию народа, помазал на царство Саула (Шаула), происходившего из отличавшегося своей воинственностью колена Вениаминова.

Новый царь, и после избрания на царство с истинной патриархальностью продолжавший предаваться мирному труду пахаря, скоро показал свою воинственную доблесть и нанес несколько поражений окружающим враждебным народам, особенно филистимлянам, со времени Самсона сделавшимися злейшими угнетателями Израиля. Но эти подвиги вскружили ему голову, и он от первоначальной простоты начал круто переходить к высокомерному самодержавию, не стеснявшемуся в своих действиях даже указаниями престарелого пророка Самуила и закона Моисеева. Отсюда неминуемо произошло столкновение между светской и духовной властью, и так как всё показывало, что Саул и дальше пойдет всё в том же направлении, прямо угрожавшем подорвать основной принцип исторической жизни избранного народа, то оказалась печальная необходимость пресечь этот царственный род и преемником ему был избран юный Давид из колена Иудина, из города Вифлеема.

Правление Давида

На рубеже 2-1 тыс. возникает Израильское царство Давида. Давид, помазанный на царство, когда ещё был пастухом, стал знаменитейшим царём Израиля и родоначальником длинной линии царей иудейских почти до конца политического существования народа.

Новый избранник не сразу вступил на престол, а должен был всю молодость провести в разнообразных приключениях, скрываясь от кровожадной ревнивости всё более падавшего нравственно царя Саула.

В течение первых семи лет царствования его резиденцией был Хеврон, а после убийства сына Саула, Иевосфея (Ишбошета) все колена признали Давида своим царём.

Давид пришёл к убеждению, что для утверждения царской власти в стране ему необходима столица, которая, не принадлежа никакому колену в отдельности, могла бы служить общей столицей для всего народа. Для этой цели он наметил одну сильную крепость на рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым, которая, несмотря на все усилия израильтян, отстаивала свою независимость и до того принадлежала храброму племени иевусеев. То был Иерусалим, который, как видно из новейших открытий, ещё до вступления евреев в Ханаан занимал важное положение среди других городов страны, имея над ними своего рода гегемонию. Крепость эта теперь должна была пасть перед могуществом нового царя, и Давид основал в ней свою царскую столицу. Новая столица благодаря своему великолепному положению начала быстро стягивать к себе иудейское население, скоро расцвела пышно и богато, и Иерусалим стал одним из знаменитейших городов в истории не только израильского народа, но и всего человечества.

С Давида начинается быстрый расцвет и всего царства. Благодаря необычайной энергии этого гениального царя скоро приведены были в порядок расстроившиеся в конце прежнего царствования дела внутреннего благоустройства, и затем начался целый ряд победоносных войн, во время которых окончательно были сокрушены злейшие враги Израиля — филистимляне, а также моавитяне и идумеяне, земли которых сделались достоянием Израиля. Благодаря этим победам и завоеваниям царство израильского народа сделалось могущественной монархией, которая на время повелевала всей Западной Азией и в руках которой находилась судьба многочисленных народов, трепетно приносивших свою дань грозному для них царю. С финикиянами израильтяне вошли в ближайшие дружественные отношения, и эта дружба с высококультурным народом была весьма полезна и выгодна им в деле развития их материальной культуры. Вместе с тем начала быстро развиваться и духовная жизнь, и к этому именно времени относится богатейший расцвет древнееврейской духовно-религиозной поэзии, которая нашла себе особенно замечательное выражение в дивных своей глубиной и пламенностью чувств Псалмах самого Давида и приближенных к нему певцов. К концу царствования вследствие введенного царём многоженства начались различные смуты, которыми омрачены были последние годы жизни великого царя, и после тяжёлых смятений престол перешёл к сыну самой любимой им жены, но вместе с тем и главной виновницы всех его бедствий, Вирсавии, именно к юному Соломону (около 1020 г. до н. э.).

Правление Соломона

Соломон (Шломо) наследовал от своего отца обширное государство, простиравшееся от «реки египетской до великой реки Евфрата». Для управления таким государством требовался обширный ум и испытанная мудрость, и, к счастью для народа, юный дар был от природы наделён светлым умом и проницательностью, давшими ему впоследствии славу «мудрейшего царя». Пользуясь глубоким миром, Соломон обратил всё своё внимание на культурное развитие государства и в этом отношении достиг необычайных результатов. Страна разбогатела, и благосостояние народа возросло до небывалой степени. Двор Соломона не уступал в своём блеске дворам величайших и могущественнейших властелинов тогдашнего цивилизованного мира. Но высшим делом и славой его царствования было построение величественного Храма в Иерусалиме, заменившего собой обветшавшую Скинию, который отныне стал национальной гордостью Израиля, душой его не только религиозной, но и политической жизни.

При нём же и поэзия достигла своего наивысшего развития, и замечательнейшими произведениями её служит знаменитая «Песнь Песней» (Шир ха-ширим), по своей внешней форме представляющая нечто вроде лирической драмы, воспевающей любовь в её глубочайшей основе и чистоте. При Соломоне еврейский народ достиг кульминационного пункта своего развития, и с него же началось обратное движение, которое всего заметнее сказалось на самом царе. Конец его царствования омрачился разными разочарованиями, причиной которых главным образом было дошедшее до необычайных размеров многоженство и связанные с ним непомерные расходы. Народ стал тяготиться быстро возраставшими налогами, и Соломон кончил жизнь с убеждением, что «всё суета и томление духа», и с опасением за будущность своего дома, которому угрожал выступивший уже при нём Иеровоам.

Эпоха Первого Храма (IX—VII вв. до н. э.| ~ З50 лет)

Основная статья: Эпоха Первого Храма

В X веке до н. э. царём Соломоном был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).

Несмотря на битву между великими древними державами Египтом, Ассирией, а потом и Нововавилонским царством за гегемонию в данном регионе, несмотря на внутренний раскол, приведший к созданию двух, подчас враждовавших друг с другом еврейских царств, еврейский народ, его политические и религиозные лидеры смогли настолько укрепить связь евреев с этой землёй и Иерусалимом, что даже уничтожение еврейского государства и Иерусалимского храма и выселение евреев в Месопотамию не положило конец их национальной истории.

Период разделённых царств (978—722 гг. до н. э.)

После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом Ровоаме, народ израильский разделился на два царства, из которых большее (десять колен) отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 978 г. до н. э.). Эти половины стали называться Иудейским царством и Израильским царством, и между ними началось ожесточённое соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон Шешонк I сделал быстрый набег на Иудею, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны и свою победу увековечил в изображениях и надписях на стене великого карнакского храма. С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца — в Вефиле. Напрасно протестовали против этого великие ревнители монотеизма — пророки, новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности и ослабление общественно-политического организма. Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.

В 722 году столица Северного Израильского царства — Самария — была разгромлена грозными воителями Ассирии, а его население, потомки десяти из 12 колен Израиля, было переселено ассирийцами в Мидию. Уведённый в плен народ Израильского царства бесследно затерялся там среди окружающих народностей Востока. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).

Иудейское царство при господстве Ассирии и Вавилонии (720—586 гг. до н. э.)

Иудейское царство, остававшееся более верным истинной религии и закону Моисея и имевшее в Иерусалимском храме могучий оплот против внешних разлагающих влияний, продержалось дольше Израильского; но оно тоже не избегло роковой участи. В 586 вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели цвет его населения в Вавилон (Вавилонское пленение).

Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.)

Вавилонский плен, однако, не стал могилой для народа Иудеи, в отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для населения Израиля. Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди народов языческих, так как с этого именно времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовления языческого мира к христианству. Спустя 70 лет в силу указа великодушного Кира Персидского, сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иepyсалиме.

Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.—I в. н. э.)

Развитие своеобразной еврейской культуры на базе древней традиции и под влиянием эллинистического мира. Формирование библейского канона. Возникновение еврейской диаспоры, связанной с Иерусалимом и еврейским населением в Земле Израиля.
Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.)

С падением Нововавилонского царства (539) и возникновением персидской империи Ахеменидов, включившей в свои пределы все важнейшие центры древнего мира — в Месопотамии, Малой Азии и Египте, — часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрождён религиозный центр в Иерусалиме, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе.

С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.

Античный период

Иудея под греческим владычеством (332—167 гг. до н. э.)

После разрушения персидской монархии Александром Македонским Земля Израиля сначала была подчинена эллинистическим государствам — Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии. В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне). Одновременно среди евреев распространяются три философских и религиозных течения. Наиболее популярным является учение фарисеев, учителей ревнителей закона. Путем толкований они стремятся приспособить основы Моисеева законодательства к новым условиям жизни, а также оградить чистоту еврейского вероучения и ритуала от языческого и в особенности эллинского влияния. Другого направления держались саддукеи, представители священнических и аристократических классов. Не допуская никаких толкований закона, они требовали от народа слепого исполнения обрядов. Третье направление заключалось в удалении от мирской суеты, в искании спасения в простой суровой жизни. Представителями этого течения были ессеи, родоначальники христианского аскетизма.

Рассеяние евреев по всем странам Востока и Запада началось за 3 века до н. э. Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения, в эпоху господства в Палестине Птоломеев образовалась очень многочисленная колония евреев в Египте (Александрии и др.), где в городе Гелиополе был воздвигнут храм Ония, соперничавший с Иерусалимским. Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.

Освободительные войны Хасмонеев (167—140 гг. до н. э.)

С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе IV Эпифане жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев. В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев), возникло восстание (165—141 г. до н. э.) против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии. В 141 г. до н. э. освобождённая Иудея провозгласила правителем сына Маттафеи, Симона (Шимона), родоначальника хасмонейской династии.

Хасмонейское царство (140 — 37 гг. до н. э.)

Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства 164-37) со столицей в Иерусалиме.

В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.

Преемником Симона был его сын Иоанн-Гиркан (135—106 г. до н. э.), соединивший в своём лице царский титул и сан первосвященника. Потомки его были уже далеки от традиций эпохи национального подъема первых Маккавеев и всецело поддались влиянию эллинской культуры. После Иоанна-Гиркана царствовали его сыновья Аристобул, 106—105, и Александр-Яннай, 105-79. Последнему наследовала его супруга, Саломея Александра, 79-70.

В 63 г до н. э. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, Гирканом II и Аристобулом II, в результате которой был призван третейским судьёй римский полководец Помпей, взявший Иерусалим и обративший Иудею в этнархию, входившую в состав римской провинции Сирии и находившуюся под управлением Гиркана. В 40 до н. э. царём Иудеи при помощи парфян стал Антигон, младший сын Аристобула. После его поражения территория Иудеи была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Петрею (Заиорданье).

Царь Ирод I и его преемники (37 г до н. э. — 6 г н. э.)

Ирод I Великий, сын идумейского наместника Антипатра, поддерживаемый римлянами, покорил (37 г до н. э.) Иерусалим, низверг Антигона, отстроил великолепный Иерусалимский храм (19 г до н. э.), Ирод умер в 4 году до н. э. Сын его Архелай низложен в 6 году н. э. римлянами. Иудея присоединена к провинции Сирии и подчинена римскому прокуратору.

Иудея под властью Рима (6—66 гг. н. э.)

Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, стал (с 14 по 41 гг.), по милости римского императора Калигулы, царём Иудеи.

Упадок Иудеи со времени последних Хасмонеев, гнёт антинациональной политики Иродовой династии, произвол и насилия римских прокураторов вызвали сильное брожение в народе, разбившемся на враждовавшие между собою партии. Особенно сильно распространилось мессианское движение сначала имевшее национально-политический характер: Мессия-спаситель явится и восстановит в Иудее независимое царство мира и справедливости; но вскоре мессианство приняло черты универсально-мистических верований, давших начало христианству.

В этот период еврейская диаспора ещё более укрепила свою связь с Иерусалимом. Собиравшийся при Храме Синедрион рассылал по всему древнему миру гонцов, руководя жизнью еврейской диаспоры в Риме и Александрии, в Вавилонии и Афинах, а евреи диаспоры прибывали в Иерусалим, особенно на большие праздники, и задерживались там месяцами, изучая Тору и наблюдая Храмовую службу. Они говорили на разных языках, носили одежды, принятые там, откуда они приехали, но ощущали себя одним народом.

Война с римлянами и падение иудейского государства (66—70 гг.)

Римский гарнизон у подножия крепости Массада

В 66 году разразилось восстание против римлян (Иудейская война), окончившееся в 70 году, после взятия Иерусалима Титом, разрушением Храма, избиением и изгнанием евреев.

С 70 года н. э. Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Древний Израиль: история создания

История Израиля берет свое начало ориентировочно в 17 веке до нашей эры, подтверждают этот факт документы, которые были найдены при раскопках в Месопотамии. В этих документах описывалась кочевая жизнь патриарха Авраама, его сына Исаака и внука Иакова, также описана эта история и в Ветхом Завете. Согласно преданиям, Авраама призвали в Ханаан с целью собрать вокруг себя народ, который верит в единого Бога, однако это место одолел голод, и данная затея не увенчалась успехом. Во имя спасения своего рода Иаков, его 12 сыновей и их семьи отправились в Египет на поиски лучшей жизни, где в будущем их потомки были обращены в рабство. История Древнего Израиля необычно сложна и интересна.

Моисей и Тора

Египетское пленение продолжалось целых четыреста лет, и только Моисей, который появился в истории Израиля по божьему провидению, вывел свой народ из Египта. Целых сорок лет скитались они по Синайской пустыне, и за это время образовалось совершенно новое поколение свободных людей, которым и была дарована Тора, или Пятикнижие. В ней содержались известные десять заповедей.

За двести лет люди не только достигли Земли Обетованной, но и смогли ее увеличить в несколько раз, что позволило израильтянам осесть на территории и вести общинный образ жизни. Конечно же, не обошлось и без междоусобных войн, что особенно пришлось по душе обитателям средиземноморского побережья. Противостоять им по отдельности было весьма опасно, поэтому племена были вынуждены объединиться в единое целое. Данный этап – один из самых важных в истории становления государства и создания Израильского царства.

древние постройки

Цари Израиля – Саул, Давид и Соломон

Царь Саул славится тем, что стал первым царем после создания Израильского царства, примерно в 1020 году до нашей эры. Однако превратил Израиль в самое мощное государство региона, существенно расширил земли и прославил их царь Давид, который жил примерно в 1004-965 гг. до нашей эры. Именно в годы его царствования закончились противостояния с жителями Средиземноморья, а границы Древнего Израиля расширились от берегов Красного моря до Евфрата, столицей государства был признан Иерусалим, а все 12 колен Израилевых объединились.

На смену царю Давиду пришел его сын Соломон, который жил и правил примерно в 965-930 гг. до нашей эры. Главной задачей правления царя Соломона стало не только сохранить богатства, завоеванные его отцом, но и приумножить их. В своей политике Соломон сделал ставку на рост экономики, строительство новых и укрепление старых городов. Помимо этого, царь взялся и за культурную жизнь государства. Именно по его инициативе был построен Иерусалимский храм, который в будущем стал центром не только религиозной, но и национальной жизни израильтян. Правление царя Соломона — один из самых ярких этапов в развитии израильской истории.

еврейский народ

Вавилон и разрушение Иерусалимского храма

Но история не была бы историей, если бы после головокружительных успехов не последовали сокрушительные падения. Смерть царя Соломона повлекла за собой бурное восстание, которое разделило государство на два царства. Первая часть – северная, со столицей в Самарии, вторая часть южная – Иудея, со столицей в Иерусалиме. Северный Израиль существовал порядка 200 лет, но в 722 году до нашей эры Ассирия захватила эту часть. В свою очередь Иудейское царство отпраздновало 350 лет независимости, но в 586 году до нашей эры пало под напором Вавилона. Обе части были покорены, а результатом стало разрушение Иерусалимского Храма, который возводил царь Соломон как символ единения народов. Народ Северного Израиля был изгнан, а жители Древней Иудеи попали в плен царя Навуходоносора. В истории это событие получило название Вавилонского пленения. Несмотря на то что еврейской государственности пришел конец, свое начало взяла еврейская диаспора, и именно после этих событий иудаизм стал развиваться как религия и образ жизни за пределами Древнего Израиля. Спасибо за это следует сказать только евреям, которые, несмотря на то что были разбросаны по всему миру, сумели сохранить свою историю, традиции и самобытность.

старый город

Возвращение земли и восстановление Иерусалимского храма

Первое Возвращение евреев произошло в 538 году до нашей эры. В то время около 50 000 евреев во главе с Зерувавелем, по приказу персидского царя Кира, который завоевал Вавилон, отправились назад в Израиль. Второе Возвращение произошло почти сразу же после Первого, возглавил его Эзра-книжник, итогом переселения стало некоторое самоуправление, которые получили евреи, обосновавшиеся на своей родной земле. Именно в это время израильтяне восстановили Иерусалимский храм. Но счастье еврейского народа длилось недолго: в 332 году до нашей эры на территорию страны вступили войска Александра Македонского, который подчинил Древний Израиль Сирии. За еврейским народом сохранилась только религиозная независимость.

устройство Иерусалима

Римское правление, Царь Иудейский и разрушение Иерусалима

Восстания Хасмонеев вынудили Селевкидов признать независимость Иудеи, а после их падения наконец-то возродилось еврейское государство, однако спокойствие долго не продлилось. Становление Римской империи повлекло за собой превращение земли Израильской в провинцию Империи, а главой государства в 37 году до нашей эры стал Ирод.

Начало нашей эры – рождение, проповедование, осуждение, распятие и воскресение Царя Иудейского Иисуса Христа. А после смерти Ирода территорию Израиля заполонили жестокие схватки, в результате которых был полностью разрушен Иерусалим. Иудеей стал полностью управлять Рим, а в 73 году государство и вовсе переименовали в Палестину.

древний израиль

Христианство

После того как в Европе утвердилось христианство, Древний Израиль стал поистине Святой землей, ведь там все было связано с Иисусом Христом. Иудеям запретили ступать на землю Иерусалима, исключением стал всего лишь один день в году, когда было разрешено оплакивать разрушение храма.

Арабы, крестоносцы, мамлюки, османы

Но для Израиля час спокойствия и мира не наступал. Уже в 636 году на территорию государства вторглись арабы и завоевали его. Правили они на Израильской земле в течение 500 лет, а евреям была предложена религиозная свобода, за которую те должны были платить налог на веру.

Однако арабам также не удалось удержать власть и обеспечить безопасность еврейскому народу. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим и уничтожили огромную часть населения. Объяснялось все это тем, что завоеватели пришли на Священную землю для того, чтоб освободить Гроб Господень от неверных. Власть крестоносцев закончилась в 1291 году мусульманским воинским сословием, которое правило в это время в Египте. Мамлюки довели Иудейское царство до состояния полнейшего упадка и без особого сопротивления в 1517 году отдали землю Османской империи.

старый иерусалим

Конец власти Османской империи и Британский мандат

Положение евреев в те времена было не самым удручающим. Уже в середине 19 века Иерусалим, на землях которого преобладало именно еврейское населения, оказался перенаселенным. Именно поэтому евреи вынуждены были начать строить новые кварталы вне стен города, что стало началом зарождения Нового города. Израильский народ возрождал иврит, развивал сионизм. Уже в 1914 году численность населения приблизилась к отметке в 85 тысяч. В 1917 году, когда на территорию страны пришла армия Британии, настал конец правлению Османской империи, длившемуся по меньшей мере четыре века. В 1922 году Британия получила мандат на управление Палестиной от Лиги Наций. В нем на межгосударственном уровне признавалась связь евреев с Палестиной (так в то время называлась страна). Перед Британией стояла задача создать еврейский национальный очаг – Эрец-Исраэль. Это повлекло за собой волну возвращения репатриантов на родину. С одной стороны, такое движение должно было ускорить восстановление Израиля, с другой, арабы всячески противились этому, считая Палестину только своей землей.

израильский флаг

Именно поэтому в 1937 году Великобритания вынесла предложение о том, чтобы разделить территорию страны на два государства. На одной части должны были проживать евреи, на второй — арабы. Однако и это предложение вызвало бурю негодования среди арабов, которые начали отстаивать свою территорию уже с применением оружия. Однако вскоре началась Вторая мировая война, которая отодвинула все распри на второй план. После чудовищной и жесточайшей катастрофы вопрос о создании независимого государства для евреев встал особенно остро. Разбросанные по всему миру, они должны были разместиться на территории своего государства без страха расправы над собой. Так, 14 мая 1948 года, по плану разделения Палестины, который приняла Организация Объединенных Наций, было официально провозглашено создание Государства Израиль. Первым президентом стал Давид Бен-Гурион.

fb.ru

История страны Израиль, Собираясь на отдых в Израиль

Флаг Израиля

Государство Израиль было провозглашено на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 29 ноября 1947 года.

Столица государства:  Иерусалим.

Государственный язык Израиля: иврит.

Государство Израиль граничит: на севере – с Ливаном, на северо-востоке – с Сирией, на востоке – с Иорданией и территорией Западного берега реки Иордан, на юго-западе с Египтом и сектором Газа.

75 % жителей исповедуют иудаизм.  

Первые упоминания об Израиле, стране, по библейскому преданию, завещанной евреям Богом, с тем, чтобы стать Землей Обетованной относится к началу 2 тысячелетия до н. э.  

Карта морской путь Via Maris  

Развитие истории Израиля связано с многочисленными воинами за эту землю, а также политическими и религиозными концепциями. Драматические события, происходившие на этой земле, были в основном в борьбе за главные дороги – это торговые пути пряностей и знаменитый морской путь Via Maris, который соединял Африку и Европу. Изначально эта территория находилась под управлением египетских фараонов, которые установили в Эрец-Исраэль экономическое, а возможно и политическое превосходство, о чем и свидетельствуют археологические раскопки в Меггидо.  

Впоследствии, часть береговой линии была захвачена народами, пришедшими с моря – филистимлянами, они имели сильную организованную армию и основали пять филистимлянских городов – Ашдот, Ашкелон, Гат, Экрон и Аза. Примерно в тоже время с востока приходят другие семитские племена, так называемые исраэлиты. И в это время начинается противостояние, описанное в библии.  Установление царской власти и возникновение Израильского царства, а позднее и Иудейского датируется концом 9 – серединой 10 веков до н.э., и продолжается с перерывами, следующую тысячу лет.

Далее с 8 века до н.э. происходит захват территории Ассирией, в 6 веке до н.э. завоевание Вавилоном и разрушение первого храма в 586 г до н.э., а через 70 лет по пророчествам, возвращение Израильского народа и восстановление Иерусалимского храма. В 332 году до н.э., эти земли завоевывает Александр Македонский, а после его смерти происходит раскол его царства на Селевкидов и Птолемеев. В 167 году до н.э. начинается изгнание греков и восстановление правления Хасмонеев (эллинистический период).  

В 63 году до н.э., римский император Помпей присоединяет эту территорию к римской империи, и она становится римской провинцией Иудея. В 43 году до н.э, к власти приходит Ирод Великий, римский наместник, правящий по 4 год до н.э.  В 70 г н.э. в результате антиримского восстания сын императора Веспасиана Флавия – Тит Флавий разрушает Иерусалим и Иерусалимский Храм.  

антиримское восстание в Иерусалиме

В 132-135 г разгорается очередное антиримское восстание под управлением Бар-Кохбы, в котором император Адриан «утопил» это восстание в крови и переименовал территорию Иудеи в Палестину, а Иерусалим в Элию Капиталину. Только в 325 году императрица Елена возвращает имя городу – Иерусалим. В 614 году территории Израиля захватывали персы, в 636 году – мусульмане. 1066 год стал началом крестовых походов, а в 1099 году Крестоносцы завоевывают Иерусалим и провозглашают его столицей латинского королевства.  

В 1187 году Салахаддин изгоняет крестоносцев из Иерусалима, и они переселяются в порт Акко и переносят туда свою столицу. В 1260 году мамлюк Бейбарс завоевывает Акко, и полностью изгоняет крестоносцев со Святой Земли.   В 1516 году мамлюков сменяет османская империя. С 1831 по 1841 годы опять устанавливается египетское правление во главе с Мухаммедом Али. В 1798 году начинается военная компания Наполеона Бонапарта. Он занимает береговую полосу, двигаясь на север в сторону Ливана, но терпит поражение при взятии крепости Акко.  

И только в 1917 генерал Алленби выигрывает сражение при Меггидо, за что награждается титулом лорда, и в 20 году 20 века начинается период британского мандата.  

29 ноября 1947 года, на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, был принят план раздела Палестины, предусматривающий прекращение британского мандата и рекомендующий создание на ее территории двух государств – еврейского и арабского. Принятие этого плана стало возможным, благодаря его поддержке крупнейших держав СССР и США, не смотря на полное отрицание Высшего арабского совета.  

14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион, провозглашает независимость еврейского государства Израиль, но уже на следующий день Лига арабских стран начинает интервенцию, с тем, что бы разделить эту территорию между собой. Это начало военного противостояния арабских армий против только что родившегося государства Израиль, получившего название «Война за независимость».  

Заседание правительства

2015

Национальная валюта Израиля.

Национальной валютой Израиля является шекель. Слово шекель происходит от слова лишколь ( ивр. לשקול), которое означает взвешивать. История происхождения шекеля имеет древние корни. В древности шекель обозначал меру массы золота и серебра как у древних евреев, так и у других семитских народов. Упоминание о шекеле датируется втором тысячелетии до новой эры. Шекель использовался на Ближнем и Среднем Востоке, в Эрец-Исраэль в период Первого и Второго Храма. 30 Серебренников Иуды искариота, предавшего Иисуса – были 30 тирских шекелей. Использовался шекель для товарообмена между идумеями, моавитянами, финикийцами, евреями и другими народами. Шекель был серебряной монетой финикийских городов в V-IV веках до н.э. и еврейской монетой в период I Иудейской войны. Денежной единицей Государства Израиль с октября 1980 года.

Новый шекель с 4 сентября 1985 года является международной конвертируемый валютой государства Израиль. Обозначается знаком  ₪. Английская аббревиатура NIS- новый израильский шекель. Монеты называются — агоротами. Самая мелкая монета 10 агорот. Потом 50 агорот и шекель. Монеты 1 шекель, 2 шекеля, 5 шекеля и самая крупная монета 10 шекелей. Бумажные деньги начинаются с банкноты в двадцать купюр, потом 50, 100 и самая большая купюра 200 шекелей.

Монеты в Израиле 

tourprivate.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.