История таджикистана с древнейших времен: История Таджикистана

Содержание

Краткая история Таджикистана

Древняя история Таджикистана начинается когда восточно-иранские племена заселили районы двух великих среднеазиатских рек Амударьи и Сырдарьи еще в середине I тыс. до н.э. В те времена земли современного Таджикистана были поделенными между согдийскими племенами на севере и бактрийскими на юге.

Гораздо позднее, примерно к VIII и X вв., коренные жители были полностью ассимилированы ираноязычными народностями. Поэтому основной составляющей нации современных таджиков стали потомки бактрийцев, согдийцев и других иранских племен, хотя и с «примесями» тюркских и монгольских народностей, появившихся на этой территории значительно позже.

История Таджикистана, истории Таджикистана, история таджиков

К VI в. до н.э. огромная часть Средней Азии входила в состав персидской державы Ахеменидов, которая уже в IV в. до н.э. была повержена армией Александра Македонского, и на долгие 200 лет здесь упрочилось Греко-Бактрийское царство, распространявшее свое господство на территории современных Афганистана, Таджикистана, Пакистана и часть северо-западной Индии.

Затем земли Бактрии объединило государство Тохаристан, впоследствии вошедшее вместе с Согдианой в состав огромного Кушанского царства. И уже Кушанская империя, простерла свое влияние весь юго-восток Центральной Азии, Афганистан и северную Индию.

Государство было невероятно сильно экономически, ведь по его территории пролегали караванные тропы Великого Шелкового Пути, ведущие на Восток в Китай и на Запад в Средиземноморье.

Господствующей религией, распространенной на территории империи, был зороастризм, однако сюда проникал и буддизм привнесенный с торговыми миссиями, существует мнение, что именно отсюда он попал и в Китай, а потом распространился на всю юго-восточную Азию.

История Таджикистана, истории Таджикистана, история таджиковIII век н.э. ознаменовался распадом Кушанской империи, при котором ее владения – Согдиана и Бактрия, на некоторое время попали под власть нового государства — персидской державы — империи Сасанидов, благодаря чему, здесь распространилась персидская культура и персидский язык. Однако к VI в. влияние тюркских племен, соседствовавших с государством Сасанидов, оказалось настолько велико, что население бассейнов Амударьи и Сырдарьи постепенно стало тюркскоязычным.

К VII веку начались коренные изменения в жизни народов Средней Азии — на эти земли пришли арабы, уже одержавшие победу над Сасанидами в Иране. Стал насаждаться ислам — основная государственная религия в Арабском халифате. На завоеванных среднеазиатских территориях, ни смотря на сопротивление населения, происходило массовое обращение жителей в новую религию, однако, нужно отметить, что высокогорные районы Таджикистана приняли ислам значительно позже, продержавшись еще несколько столетий.

По мере ослабления централизованной власти в Арабском халифате, фактическое правление в регионах переходило в руки местных правителей. Самый яркий след в истории Таджикистана оставила династия Саманидов, сумевшая объединить под своей властью огромные территории от Сырдарьи до юго-западного Ирана.

Своей столицей Саманиды выбрали Бухару, превратив ее в центр науки и культуры. Именно покровительство правящей династии способствовало возрождению персидского языка для литературы и установило его главенствующую роль над восточно-иранскими наречиями.

Саманиды были у власти немногим более 100 лет, подарив государству время подлинного расцвета — время поэтов, ученых и философов.

Однако в X веке империя Саманидов пала под ударами тюркских племен и на ее месте образовалось два государства: Караханидов -на севере и Газневидов -на юге. Во второй половине XII в. в Средней Азии образовалось государство Сельджуков – кочевых тюркских племен, разгромивших войска Газневидов.

XIII век принес Средней Азии новое испытание — завоевание монголами возглавляемыми Чингиз-ханом, даже после смерти которого основные территории остались в империи и достались его второму сыну — Чагатаю.

В XVIII веке к власти пришел великий Амир Тимур и большая часть земель Таджикистана была включена в состав его империи.

Завоевание огромных территорий Средней Азии тюркской народностью — узбеками (шейбаниды, аштарханиды) привело к образованию самостоятельных ханств -Кокандского и Бухарского, которые просуществовали вплоть до XIX в. , когда эта область была аннексирована Россией. Открытое противостояние между узбекскими ханами и персидскими шахами, оспаривающими друг у друга власть и территории, серьезно препятствовало установлению более широких связей с внешним миром и способствовало укоренению в этих местах исламского консерватизма. Так же в дальнейшей изоляции региона огромную роль сыграло смещение маршрутов Великого Шелкового Пути на север и юг.

В этот период истории почти весь южный Таджикистан находился под властью Бухарского ханства (позднее – эмирата). Однако, Кокандские ханы постоянно оспаривали у правителей Бухары контроль над землями Таджикистана.

В XIX в., когда большая часть Средней Азии была присоединена к России, границы государств значительно изменились. Так Бухарское ханство, согласно двустороннему договору, стало зависимым от России государством, а Кокандское ханство и вовсе в 1876 было упразднено, и его земли стали одной из составляющих Туркестанского генерал-губернаторства.

Падение царского самодержавия в 1917 году подхлестнуло зревшее недовольство народных масс, так же сказался временный период безвластия. В регионе начались волнения и бунты, подняло голову басмачество — антибольшевистское движение, борьба с которым после продолжалась вплоть до 1925 года. Большая часть таджиков, непроизвольно оказалась втянутой в вооруженное противостояние сторон. Тысячи скотоводов-кочевников и крестьян были вынуждены бежать в Афганистан, спасаясь от голода и кровопролития.

В середине 20-х годов прошлого века, правительство большевиков приступило к территориальному делению Средней Азии по этническому признаку, в результате чего было создано несколько республик, вошедших в состав СССР.

Так в 1924 году было объявлено об образовании автономной республики Таджикистан в составе Узбекской Советской Социалистической Республики (УзССР), а в 1929 году автономия была преобразована в самостоятельную республику — Таджикскую ССР.

Начало нового этапа развития истории Таджикистана связано с распадом СССР.

24 августа 1991 года, Верховный Совет Республики принял декларацию о государственном суверенитете Таджикистана, и уже в ноябре прошли выборы нового главы государства.

Добавить комментарий

«Таджики»- пламя, осветившее темные страницы истории таджикского народа

Бободжон Гафуров – герой Таджикистана, политический и государственный деятель, выдающийся историк, знаменитый таджикский востоковед, доктор исторических наук, профессор, член Академии Наук Таджикистана и Академии Наук СССР и первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической Партии Таджикистана. Жизнь Б. Гафурова как научного, общественного и государственного деятеля, описанная в мемуарных записях соратников, исследованиях его научной деятельности является неотделимой частью новейшей истории нынешнего суверенного Таджикистана. Бободжон Гафуров был одним из первых борцов культурной революции, одним из первых организаторов современной науки и культуры Таджикистана, одним из крупнейших партийных и государственных деятелей, организатором и одним из первых академиков АН Таджикистана. Его роль в области культурно-экономической жизни республики весьма значительна. Немаловажным является также вклад в развитии таких отраслей как журналистика, историография, востоковедение. Б. Гафуров оставил богатое научно-популярное, историческое, общественно-политическое наследие, его публицистические произведения опубликованы во многих журналах, публицистических альманахах, сборниках, брошюрах и книгах на многих языках народов мира. Среди его трудов выдающееся и особое место занимает книга «Таджики», посвящённая истории таджикского народа. Некоторые таджики полагают, что эта книга служит энциклопедией по истории таджикского народа для будущих поколений и стоит в одном ряду с такими общепризнанными шедеврами, как «Шахнаме» Фирдавси и «История Бухары» Наршахи. Эта поистине великая книга охватывает историю таджикского народа с древнейших времён до XVIII века.

Основатель мира и национального единства — Лидер нации Президент Республики Таджикистан, Эмомали Рахмон в предисловии к одному из изданий книги «Таджики» о Гафурове написал: «Написав свой великий литературный шедевр – «Таджики», он принёс истинное наслаждение не только таджикскому народу, но и всем людям мира, которые говорят на иранских языках, всем любителям и ценителям цивилизации Востока и всем жителям Центральной Азии».

Бободжон Гафуров — герой, отстоявший право таджикского народа на свою историю. В данной книге рассмотрены такие важные вопросы, как история предков таджиков, формирование таджикского народа, история зарождения и развитие его языка и культуры, место таджиков в мировой цивилизации. Б. Гафуров сумел доказать, что таджикский народ является одним из древнейших арийских и центральноазиатских народов. Внёс неоценимый вклад в формировании национального самосознания таджикского народа. В «Предисловии» книги он пишет: «Изучение истории таджиков, их самобытного вклада в общую сокровищницу человеческой культуры связано с изучением всех народов Средней Азии, с выявлением того, что их объединяло.» Особенно подробно освещены теснейшие связи двух народов – таджикского и узбекского. Рассмотрены также исторические связи таджиков и других среднеазиатских народов с народами Востока.                                                                             Параллельно рассматривает исторические корни их взаимного обогащения.

Бободжоном Гафуровым были привлечены все найденные на тот момент письменные источники, а также данные археологии, лингвистики, антропологии, нумизматики и других наук. В создания этой книги академик эффективно использовал более 2000 отечественных и зарубежных источников, монографий, брошюр и научных статей.

Президент Республики Таджикистан, Лидер нации Эмомали Рахмон в своем выступлении по случаю 100-летия со дня рождения академика Бободжона Гафурова в 2008 году подчеркнул: «Книга «Таджики» была пламенем, осветившим темные страницы истории таджикского народа». По словам Президента Таджикистана, в условиях глобализации и развития информационных технологий, что приводит к засорению национальной культуры чуждыми элементами, обращение к истории, познание себя, очень важны и даже обязательны для каждого человека, в особенности подростков и молодежи.

Основатель мира и национального единства — Лидер нации Президент Республики Таджикистан, Эмомали Рахмон в своём Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан (26. 12.2019) подчеркнул: «Мы должны знать своих предков, почитать их и гордиться своим арийским происхождением. В связи с этим Правительству страны поручается с целью глубокого изучения славной истории нашего народа переиздать фундаментальный труд академика Бободжона Гафурова «Таджики» за счет Фонда Президента Республики Таджикистан и до празднования 30-летия Государственной независимости бесплатно раздать в качестве подарка от Главы государства каждой семье в стране.»

Этот благородный и гуманитарный шаг Главы государства еще раз доказывает уважение к национальной истории, культуре и к благородным сынам нации. В свете дальновидной политики Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона нам, таджикам, необходимо знать и уважать славную историю нашего народа, изучать яркие страницы героизма и отваги наших предков и продвигать ее как основу идеи патриотизма и преданности Родине.

 

Мухидинова М. – отдел информации и связей с общественностью


10. 06.2022 675

История Таджикистана

  1. Главная
  2. Таджикистан
  3. История

Теперь, если вы посмотрите на развивающийся независимый Таджикистан, вы вряд ли подумаете о богатейшей и ярчайшей истории его народа.

Два культурных слоя, обнаруженные археологами на городище Туткаул близ Нурека, относятся к мезолиту (10-7 тыс. до н.э.). Именно в каменном веке в горах появились первые люди. Об этом свидетельствует обнаруженная в Ошхоне на Восточном Памире древняя стоянка кочевых охотников на высоте 4200 м. В гроте Шахты также есть наскальные рисунки позднего каменного века, изображающие животных, пронзенных стрелами, и фигуры охотников. Предки таджиков занимались не только охотой, но и скотоводством и земледелием.

История политической системы Таджикистана ведет отсчет с первой половины 1000 г. до н.э. когда существовали древнейшие рабовладельческие государства Средней Азии — Бактрия и Согд.

Бактрия включала в себя центральную, южную и восточную части современного Таджикистана (к югу и юго-востоку от Гиссарского хребта), а Согд – бассейн Зеравшана, Кашкадарью и районы севернее Гиссарского хребта.

В 6 веке до н.э. Бактрия и Согд были завоеваны персидским царем Киром и вошли в его могущественную империю Ахеменидов.

г. Далее последовал ряд завоевательных войн, в результате которых в 4 в. до н.э. эти плодородные земли вошли в состав государства Александра Македонского, а в III веке до н.э. были взяты Селевкидами. Позднее государство Селевкидов утратило греко-бактрийское царство, в состав которого входила территория современного Таджикистана.

В середине II века местные племена обрели независимость от ненавистного греческого ига. Это было достигнуто при содействии пришлых кочевых племен — тохаров. Они стали законодателями политической жизни страны. А с IV века Бактрия стала называться Тохарисран. Кстати, некоторые ученые считают, что именно в те времена началось формирование таджикской национальности.

После присоединения Тохаристана вместе с большей частью Средней Азии, Афганистана и Северной Индии к Кушанскому царству началась новая страница в истории этого многострадального государства. Вхождение в состав Кушанского царства благотворно отразилось на развитии среднеазиатских народов. В эти годы наблюдалось развитие культуры, бурный рост экономики, торговые связи с Восточной Европой, Римом, Китаем.

В V веке большая часть территории Средней Азии находилась под властью Тюркского каганата. Общество стало сплошь феодальным: оно разделилось на аристократию и низшие классы. Этот процесс положительно повлиял на развитие культуры.

Вторая половина VII века стала новой страницей в истории Средней Азии. Он характеризовался нашествием арабов и их полным укоренением там. Находясь под гнетом Аравийского халифата, народы Средней Азии начали ожесточенную борьбу за свою свободу от насильственного распространения чуждой культуры, религии, языка, непомерных налогов и т.

д. Именно тогда и возникло название «Таджик». Оно означало «коронованный», «человек знатного происхождения».

В IX-X веках наступила легендарная эпоха Саманидов. Процветали ремесла и ремесла, наука, литература и искусство. Они развивались на языке, который мы сейчас называем таджикским.

В 10-13 веках территория Таджикистана входила в состав многих государств: Газневидов, Караханидов, Каракитаев. А в 13 веке после нашествия Чингисхана территория Таджикистана вошла в состав Чагатайского улуса Монгольского государства.

В 14-15 веках Таджикистан входил в состав огромного государства Тимуридов. Это был золотой век науки, в частности астрономии, литературы, искусства.

В 16 веке территория Таджикистана перешла в собственность другого государства — Шейбанидов со столицей в Бухаре. В этот период были образованы Бухарское и Хивинское ханства, а позже, в 18 веке — Кокандское ханство. Там правили ханы из узбекских династий.

Таджики жили в основном в Бухарском и Кокандском ханствах. Ханства постоянно находились в состоянии войн. Усилилось классовое расслоение общества. Все это закончилось в 1868 году, когда Таджикистан был присоединен к Российской империи в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Северная часть страны была присоединена к России, а южная — к Бухарскому эмирату, который оставался в вассальной зависимости от России.

В 1895 году русско-английский договор установил линию границы между Бухарским эмиратом и Афганистаном по Пянджу в Бадахшане. Юго-восточная и центральная части современного Таджикистана — Восточная Бухара и Западный Памир — остались в составе Бухарского эмирата, а левобережье Дарваза, Вахана, Ишкашима, Шугнана, Рушана в Бадахшане отошли Афганистану.

С одной стороны, вхождение в состав России давало много преимуществ — экономических, политических и культурных. Но зато таджики, как и другие народы Средней Азии, попали под двойное угнетение: собственных эксплуататоров и имперского самодержавия из России. Поэтому в это время вспыхнуло немало национально-освободительных восстаний.

В северных районах Таджикистана, входивших в состав Туркестана, советская власть была установлена ​​19 ноября17. В начале сентября 1920 г. власть эмира в Бухаре была свергнута и образована Бухарская Народная Советская республика. В 1924 году в результате национально-территориального размежевания Средней Азии в составе Узбекской ССР появилась Таджикская АССР. В состав республики входили 12 волостей Туркестанской области, Восточная Бухара и часть Памира. Основные политические и культурные центры — Бухара и Самарканд остались в пределах советского Узбекистана. 5 декабря 1929 Таджикская АССР была преобразована в одну из республик Советского Союза.

9 сентября 1991 года Таджикистан провозглашает свою независимость. Начало новой жизни, тем не менее, ознаменовалось началом гражданской войны, о которой до сих пор с ужасом вспоминают жители республики. Лишь в 1997 г. основные противники подписали мирный договор и договор о национальном согласии.

В настоящее время Таджикистан является независимым демократическим государством, которое признали 117 стран мира. Страна является полноправным членом ООН и некоторых других международных организаций.

РАННЯЯ ИСТОРИЯ ТАДЖИКИСТАНА | Факты и подробности

РАННИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА

Таджики жили в районе Памира тысячи лет и считаются древнейшим народом Центральной Азии. Оседлые общества в регионе датируются как минимум 3000 г. до н.э. Считается, что таджики произошли от ариев, древнего индоевропейского народа, который также дал начало ранним индусам, иранцам, грекам и европейцам и имеет связи с древними империями Саманидов, Согда и Бактрии.

Большая часть истории Средней Азии до времен Александра Македонского неясна и основана на предположениях. Древние люди Средней Азии оставили после себя петроглифы, барельефы и глиняные скульптуры. Считается, что индейские племена, принесшие индоевропейские языки в Европу, прошли через Среднюю Азию около 10 века до н.э. на пути в Иран (который говорит на индоевропейском языке) и Европу. Эти люди были связаны с арийцами, завоевавшими Индию. Они использовали составные луки, сражались на колесницах и пасли скот. Таджики лингвистически родственны этим племенам. Остатки охотников-собирателей и первых земледельцев не обнаруживают признаков войны, но признаки конфликта были в Пакистане, где земледельцы начали возводить стены 6000 лет назад.

Известно, что первыми людьми, заселившими Среднюю Азию, были иранские кочевники, прибывшие с северных пастбищ современного Узбекистана где-то в первом тысячелетии до нашей эры. Эти кочевники, говорившие на иранских диалектах, обосновались в Средней Азии и начали строить обширную оросительную систему вдоль рек региона. В это время такие города, как Бухара (Бухара) и Самарканд (Самарканд) стали появляться как центры управления и культуры. К V веку до н.э. в регионе господствовали Бактрийское, Согдийское и Тохарское государства. [Источник: Библиотека Конгресса]

Доисторические наскальные рисунки были обнаружены более чем в пятидесяти местах Таджикистана, многие из которых находятся в районе гор Памира. Некоторые датируются еще 1000 г. до н.э. На этих гравюрах, выбитых с поверхности гранитных скал камнем или процарапанных ножом, изображены сцены охоты с горными козлами, яками, оленями, бегущими охотниками с луками и собаками. Дара имеет знаменитую коллекцию петроглифов. Четыре группы наскальных изображений, которые были обнаружены там, изображают людей и украшения.

Древний Саразм

Саразм, что означает «там, где начинается земля», является археологическим памятником в Таджикистане, свидетельствующим о развитии человеческих поселений в Центральной Азии с 4-го тысячелетия до н.э. до конца III тыс. до н.э. Руины свидетельствуют о раннем развитии протоурбанизации в этом регионе. Этот центр расселения, один из старейших в Средней Азии, расположен между горным регионом, подходящим для выращивания скота кочевниками-скотоводами, и большой долиной, благоприятствующей развитию земледелия и орошения первым оседлым населением региона. Саразм также свидетельствует о существовании торговых и культурных обменов и торговых отношений с народами на обширной географической территории, простирающейся от степей Средней Азии и Туркменистана до Иранского нагорья, долины Инда и вплоть до Индийского океана. [Источник: ЮНЕСКО ~]

Саразм является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Протогородское поселение Саразм иллюстрирует ранний рост протоурбанизации в этом регионе в сложности жилищ, инфраструктуры и археологических находок. Оно возникло в результате взаимодополняемости сначала скотоводческого и раннеземледельческого, а впоследствии освоения полезных ископаемых в эпоху бронзы и развития ремесел. Саразм был длительным и процветающим протогородским мегаполисом, находившимся на северо-восточной оконечности обширной территории, простирающейся от Месопотамии до Инда и Иранского нагорья. ~

Древнее городище Саразм было открыто осенью 1976 года археологом Абдуллоджоном Исаковым. Памятник расположен в 15 км к западу от Пенджикента и в 45 км к востоку от Самарканда. Первоначальная территория открытого поселения раскинулась на площади 130 га. Город существовал здесь более пяти тысяч лет назад и достиг наивысшего уровня развития в начале бронзового века. Согласно радиоуглеродному датированию, цивилизация существовала в четыре отдельных периода: 3500-3200 лет до н. э.; 3,200-2,900 г. до н.э.; 2900-2700 гг. до н.э.; и 2700-2000 до н.э. [Источник: Туристско-информационный портал Таджикистана, www.tdc.tj /*/]

В районе существовало сельское хозяйство, основанное на земледелии (орошаемом и неорошаемом), скотоводстве и ремесленном производстве. В конце 4-го тысячелетия до н.э. Саразм стал одним из крупнейших центров металлургии в Средней Азии. Это произошло из-за богатств, найденных у вершины гор Зеравшан, таких как золото, серебро, медь, свинец и олово. Саразм имел сильную экономику и развитую по среднеазиатским меркам того периода индустриальную культуру. К середине IV тысячелетия до н.э. саразмийцы расширили свою сеть контактов, распространив свою культуру и торговлю с древними поселениями в Южном Туркменистане, Иране, Белуджистане, Индии и Афганистане. Город Саразм является уникальным памятником, отражающим многообразие культурных связей и контактов людей эпохи ранней бронзы. /*/

Результаты раскопок в Саразме были представлены на многих международных симпозиумах – в Таджикистане (1979 и 1994 гг. ), Вашингтоне (1981 и 1986 гг.), Париже (1985 г.), Германии (1992 г.), Иране (3004 г.), Италии (2007 г.). ) и Африке (2008 г.). Постановлением Республики Таджикистан (№ 391 от 21 сентября 2001 года) городище Саразм возрастом 5500 лет в Пенджикентской области объявлено историко-архитектурным достоянием, являющимся частью культуры края, истории и традиций народа. таджики. /*/

См. отдельную статью СОГДИЯ, САРАЗМ, ЯГНОБИ И ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕГО И ШЕЛКОВОГО ПУТИ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ ТАДЖИКИСТАНА factanddetails.com РАННЯЯ ИСТОРИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ: НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ, САРАЗМ И БЕГАШИ factanddetails.com

Бактрия и ранние персы Влияние на Таджикистан 9001 таких 9005 поскольку согдийцы и бактрийцы являются этническими предками современных таджиков. Они населяли части Центральной Азии не менее 2500 лет, ассимилировавшись с тюркскими и монгольскими группами. Между шестым и четвертым веками до нашей эры современный Таджикистан был частью Персидской Ахеменидской империи, которая была завоевана Александром Македонским в четвертом веке до нашей эры.

После этого завоевания Таджикистан стал частью Греко-Бактрийского царства, преемника империи Александра. [Источник: Библиотека Конгресса, 2007 г. **]

Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (или БМАК, также известный как цивилизация Оксус) — название, данное культуре Среднеазиатского бронзового века. Датируется ок. 2300–1700 гг. до н.э., с центром в верховьях Амударьи (река Оксус), он расположен на территории современного северного Афганистана, восточного Туркменистана, южного Узбекистана и западного Таджикистана. Бактрия — старое греческое название северного Афганистана и северо-восточного угла Ирана, а Маргиана — дальше на север, на территории современных Туркменистана и Узбекистана. Через регион протекает река Амударья, известная в греческой истории как река Окс. Большая часть археологических работ была проделана в советское время советскими учеными.

Александр Македонский в Таджикистане

Многое, если не все, на территории современного Таджикистана было частью древней Персидской империи Ахеменидов (шестой-четвертый века до н. э.), которая была покорена Александром Македонским в четвертом веке до нашей эры. а затем стал частью Греко-Бактрийского царства, одного из государств-правопреемников империи Александра. [Источник: Библиотека Конгресса, март 1996 г. *]

Некоторые таджики считаются потомками подданных Александра Македонского. Александр провел некоторое время в районе таджиков и его воины взяли много местных невест. Александр женился на Роксане (Рошанак), дочери самого могущественного из бактрийских вождей (Оксиарта, восставшего в современном Таджикистане), и в 324 г. до н.э. приказал своим офицерам и 10 000 солдат жениться на иранских женщинах. Массовая свадьба, состоявшаяся в Сузах, была образцом желания Александра завершить союз греческого и иранского народов.

Археологи раскопали вымощенную алебастром дорогу, построенную во времена Александра Македонского. Расположенная на юге Таджикистана недалеко от реки Пяндж и границы с Афганистаном, дорога вела к храму, где поклонялись как греческим богам, так и местным богам. Дорога была сделана из алебастра и щебня, покрытого глиной. Раскопками занималась группа под руководством археолога Анжелины Дружининой.

Согдийцы

Северная часть современного Таджикистана была частью Согдианы, отдельного региона, который периодически существовал как комбинация отдельных государств-оазисов, а иногда подчинялся другим государствам. Два важных города на территории нынешнего северного Таджикистана, Худжанд (бывший Ленинобод; русское написание Ленинабад) и Пенджикент, а также Бухара (Бухара) и Самарканд (Самарканд) в современном Узбекистане, в древности были согдийскими. Будучи посредниками на Шелковом пути между Китаем и рынками на запад и юг, согдийцы передавали такие религии, как буддизм, несторианское христианство, зороастризм и манихейство, а также свой собственный алфавит и другие знания народам вдоль торговых путей. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 марта.96 *]

Согдийцы были сосредоточены на территории современного северного Таджикистана и южного Узбекистана. Они были обитателями плодородных долин, окруженных пустынями, важнейшей из которых была Зеравшанская долина, на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана. Французский ученый Этьен де ла Васьер писал: «Этот ираноязычный народ имел пятнадцативековую историческую идентичность между шестым веком до н.э. и десятый век нашей эры, когда он исчез в мусульманском персоязычном мире. Хотя согдийцы построили такие известные города, как Самарканд и Бухара, они совершенно неизвестны. Только специалисты по Шелковому пути знают, что они были одними из главных посредников обменов в степи, в Средней Азии и в Китае в течение первого тысячелетия нашей эры, и особенно между пятым и восьмым веками нашей эры. В этот период «внутренний Шелковый путь» и «Согдийская торговая сеть» почти синонимичны. [Источник: Étienne de la Vaissière, École pratique des hautes, études Sciences historiques et philologiques, Paris, информационный бюллетень Фонда Шелкового пути]

С пятого по восьмой века согдийцы были главными караванными торговцами Шелкового пути, проходившего через согдийские города Самарканд (их столицу) и Бухару (Vaissiere, 2004). Согдийцы также основали обширные колонии на территории современного западного Китая. Их влияние было настолько велико, что согдийский, восточноиранский язык, был лингва-франка Центральной Азии в течение седьмого века (Диен). Область к югу от Согдианы, Усташана (также называемая Сорушна) также была заселена согдийцами (Негматов, 1999). Его столица Бунджикат находилась недалеко от современного Истравшана на северо-западе Таджикистана (Bosworth, 2005). Диалект согдийского языка, на котором говорили в Устрашане в восьмом веке, был идентифицирован по лексическому и фонологическому сходству как язык, от которого произошли современные ягнобцы (см. Ниже). [Источник: Бахром в истории, yaghnobi.wordpress.com. 15.10.2007]

Ягнобцы: потомки согдийцев?

Яноб когда-то был лингва-франка торговли на Шелковом пути. В настоящее время на нем говорит лишь небольшая группа людей: ягнобцы, населявшие высокогорную долину Ягноб в западно-центральной части Таджикистана. Некоторые считают этих людей потомками согдийцев, которые продолжали процветать до арабских завоеваний Средней Азии в восьмом веке нашей эры. веками идентифицировались как потомки древних согдийцев.

После того, как согдийцы потерпели поражение от арабских захватчиков в битве у горы Муг в 722 г. н.э., многие из них бежали от арабского господства, чтобы жить в высокогорных долинах (Whitfeld, 2005). Согласно Белякову (2003), село Пскон в Ягнобской долине стало фактической столицей согдийских беженцев. Похоже, что согдийские беженцы оставались довольно изолированными от внешней власти и влияния, хотя значительное их число было насильственно обращено в ислам. В конце концов все ягнобцы приняли ислам, но они также сохранили зороастрийские верования, которые продолжают оставаться частью их религиозной практики (Гуня, 2002). [Источник: Бахром в истории, yaghnobi.wordpress.com. 15 октября 2007 г. *]

В XVII веке значительное количество ягнобцев мигрировало в Варзобскую долину (Бильмайер, 2006), населенную в основном таджиками и расположенную ближе к равнинным населенным пунктам. Сегодня в полудюжине сел проживает значительное количество ягнобцев. Земля ягнобцев перешла под контроль царя в 1870 году, но российская власть была в основном только на словах. Помимо сбора налогов, от которого ягнобцы были освобождены в 1895 году, русские практически не контролировали их, и ягнобцы оставались изолированными высокими горами, окружающими их родину. Первые научные записи о ягнобском языке были сделаны в 1870 году русским ученым Александром Львовичем Куном и его таджикским спутником и переводчиком Мирзой Муллой Абдуррахманом из Самарканда. *

В 1920 году большевики взяли под свой контроль русский Туркестан, но из-за пересеченной местности вокруг Ягнобской долины они не осуществляли реального контроля до 1930 года, когда в селе Науметкан в Ягнобе был основан первый совет. В 1929 году была создана Таджикская Советская Социалистическая Республика. Ягнобская долина находилась на территории Таджикской ССР и находилась примерно в шестидесяти милях от Душанбе, который был назначен столицей Таджикской ССР. Поскольку советский политический аппарат развивался в непосредственной близости от Ягнобской долины, были предприняты дальнейшие попытки советизации ягнобцев, включая создание двух в значительной степени безуспешных колхозов в 1919 году. 30-х годов (Гуня, 2002). Несмотря на усиление советского контроля над Таджикской ССР, ягнобцы продолжали оставаться относительно изолированными и автономными из-за отсутствия дорог через высокие перевалы в Ягнобскую долину. *

В течение 1970 и 1971 годов советские власти насильственно депортировали все население Ягнобской долины на хлопковые плантации в районе Зафарбада на северо-западной границе Таджикской и Узбекской ССР. Депортация была политически и экономически мотивирована. Тот факт, что удаленное расположение ягнобцев позволяло им эффективно противостоять советской власти, в сочетании с острой экономической потребностью в рабочих на хлопковых полях, побудил правительство выгнать ягнобцев из их горных домов под дулом пистолета и отправить их на вертолетах для выращивания. хлопок на орошаемых пустынных землях (Донован, 2007 г.). Население Ягнобской долины в то время насчитывало от трех до четырех тысяч человек. Из-за сурового пустынного климата с температурой выше 105 градусов по Фаренгейту, неадекватного жилья, отсутствия санитарной питьевой воды и подверженности туберкулезу от 400 до 700 ягнобцев умерли в течение первого года их пребывания в Зафарабаде (Loy, 2005). В течение первых нескольких лет некоторые ягнобцы бежали обратно в Ягнобскую долину только для того, чтобы быть снова депортированными. *

В 1990 году Совет Министров в Душанбе принял постановление о восстановлении всех сел, из которых были депортированы люди. Таджикистан стал независимой страной в 1991 году. С момента обретения независимости правительство Таджикистана продвигало национальное осознание согдийского наследия страны в рамках усилий по формированию новой национальной идентичности. Хотя ягнобцам теперь разрешено вернуться жить в Ягнобскую долину, только около трехсот сделали это, поскольку все дома были разрушены, а в долине полностью отсутствует какая-либо инфраструктура или экономическая база. Около 6500 ягнобцев остаются в Зафарабаде, крупнейшем ягнобском населенном пункте. Несмотря на страдания и лишения, которые они пережили, они сохранили большую часть своей культуры и продолжают говорить на ягноби как на родном языке. *

Кушаны, сасаниды и китайское влияние

Между первым и четвертым веками территория современного Таджикистана и прилегающие территории входили в состав Кушанского царства, имевшего тесные культурные связи с Индией. Кушаны, чья точная идентичность неизвестна, сыграли важную роль в распространении буддизма, распространив веру среди согдийцев, которые, в свою очередь, принесли ее в Китай и тюркам.

Китайцы также были активны в регионе в этот период. Во 2 веке до нашей эры имперский посланник Чжан Цянь исследовал западные регионы (включая то, что сейчас является Синьцзяном, и некоторые районы Центральной Азии). Правительство династии Западная Хань установило администрацию в западных регионах. Такскорганский район был главной транспортной артерией и стратегическим проходом Шелкового пути. [Источник: Chinatravel.com chinatravel.com \=/]

К первому веку нашей эры династия Хань в Китае установила торговые и дипломатические отношения с согдийцами и их соседями, бактрийцами. Военные операции также расширили китайское влияние на запад в регионе. В первые века нашей эры участие Китая в этом регионе то усиливалось, то ослабевало, резко уменьшилось после исламского завоевания, но не исчезло полностью. Еще в девятнадцатом веке Китай пытался настоять на своих претензиях на Памирский регион, который сейчас является юго-восточным Таджикистаном. После распада Советского Союза Китай время от времени возрождал свои претензии на часть этого региона. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 марта.96 *]

В годы до восьмого века Сасаниды (сасаниды) оказали сильное персидское культурное и языковое влияние на этот район. Последняя доисламская империя Ирана, Сасаниды (226-651 гг. н.э.), правила главным образом территорией современного Ирана и Ирака. В период своего расцвета он управлял тем, что сейчас является Кавказом, юго-западной стороной Персидского залива, Афганистаном, Пакистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном. При Сасанидах среди народов Средней Азии, включая предков современных таджиков, распространились персидский язык и культура, а также зороастрийская религия.

Арабское завоевание и тюркизация Таджикистана

В восьмом веке нашей эры арабы завоевали современный Таджикистан и принесли с собой ислам, который в течение одного столетия стал преобладающей религией региона.

Арабские завоевания Средней Азии начались в седьмом веке. В восьмом веке исламские арабы достигли того, что сейчас является Таджикистаном. Обращение в ислам произошло с помощью стимулов, постепенного принятия и силы оружия. Наиболее быстро ислам распространился в городах и по долинам основных рек. К девятому веку это была преобладающая религия во всем регионе. В первые века исламского господства Центральная Азия продолжала играть роль торгового перекрестка, связывающего Китай, степи на севере и сердце ислама. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 марта.96 *]

Между арабским завоеванием и 999 годом наиболее сильное влияние оказала персидская династия Саманидов. Начиная с IX века, турецкое проникновение в персидскую культурную сферу увеличилось в Средней Азии. Завоевание Саманидов караханидскими тюрками усилило внедрение в регион тюркских народов и культуры. Приток еще большего числа тюркских народов начался в одиннадцатом веке. [Источник: Библиотека Конгресса, январь 2007 г. ]

В тюркских или монгольских государствах, которые контролировали территорию современного Таджикистана, персидский язык продолжал использоваться в правительстве, науке и литературе. Среди династий, правивших всем или частью будущего Таджикистана между одиннадцатым и пятнадцатым веками, были турки-сельджуки, монголы и тимуриды (Тимур, или Тамерлан, и его наследники, и их подданные). Неоднократная борьба за власть между претендентами на эти владения сказалась на Средней Азии. В частности, монгольское завоевание нанесло серьезный удар по оседлому образу жизни и разрушило несколько важных городов в регионе. Несмотря на то, что они пришли с завоеваниями, Тимуриды также покровительствовали науке, искусствам и литературе. [Источник: Библиотека Конгресса, 1996]

Источники изображений:

Источники текста: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, правительство США, энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, журнал Smithsonian, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, а также различные книги, веб-сайты и другие публикации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *