История таджиков или происхождение: Версия истории о возникновении нации как таджики

Содержание

Версия истории о возникновении нации как таджики

Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, начавшиеся еще в 1-м тыс.днэ. Территорией сложения таджиков были древние Бактрия (басс.р.Амударьи), Согдиана (басс.рр.Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганская долина. Здесь обитали бактрийцы, согдийцы, парканы (древние ферганцы) – земледельцы, а также сакские племена, кочевавшие на северных и восточных окраинах этой страны. Современными потомками согдийцев считаются ягнобцы, саков – припамирские таджики.

Во 2 в.днэ. в Бактрию проникают юечжи (или тохары). Одна из ветвей сако-тохаров – кушаны создали могущественное государство (Кушанскую империю). Ослабление его привело в 4-5 в.н.э. к вторжению в Ср.Азию новых степных племен – эфталитов, которые образовали обширное государство, успешно воевавшее с сасанидским Ираном. С образованием в 6 в. Тюркского каганата усилилось проникновение и тюркских этнических элементов.

Ко времени арабского завоевания в 8 в.

на территории современного Таджикистана выделились три основные этнические области: согдийская – на севере, ферганская – на северо-востоке и тохарская – на юге. Арабские вторжения замедлили процесс формирования таджикского народа. С образованием государства Саманидов в 9-10 вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков. Процесс этот был связан с распространением общего таджикского языка, который постепенно вытеснил языки восточноиранской группы (согдийский, бактрийский, сакский).

С конца 10 в.политическое преобладание в Ср.Азии переходит к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позднее монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения. Начинается процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени – в горах и больших городах (Бухара, Самарканд, Ходжент).

Во времена Таджикской ССР таджикский язык полностью завершил свое формирование.

Это статья из Советской Исторической Энциклопедии 1973 года выпуска.

А сейчас напишем эту же статью из Энциклопедии Кирилла и Мефодия за 2005 год.

Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие к концу второго — началу первого тысячелетия до нашей эры, когда из евразийских степей в Среднюю Азию пришли ираноязычные племена. Они смешались с местными племенами эпохи поздней бронзы и основное население Средней Азии стало ираноязычным. В Древней Бактрии (бассейн Амударьи), Согде (бассейн Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганской долине обитали земледельческие племена бактрийцев, согдийцей, паркан (древние ферганцы), на северной и восточной окраинах Средней Азии кочевали саки. Потомками согдийцев (по лингвистическим данным) считаются ягнобцы; сакские племена сыграли важную роль в формировании припамирских таджиков. Во втором веке до нашей эры в Бактрию проникли юэчжи, или тохары, в состав которых входили сакские племена. С образованием в 6 веке Тюркского каганата усилилось проникновение в

Среднюю Азию тюркских этнических элементов.

Ко времени арабского завоевания (8 в. ) выделились три основные этнические области будущей таджикской народности: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население которых на протяжении многих столетий сохраняло особенности в культуре и быту. Арабское вторжение затормозило формирование таджикского народа. Но с образованием самостоятельного государства Саманидов в 9-10 веках завершился процесс сложения этнического ядра таджиков, что было связано с распространением общего таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развиваются таджикская культура и наука, складывается богатая литература. С конца 10 века политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркоязычным народам, новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени в горах и больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и был государственным языком тюркских правителей.

Во 1868 году северные районы, заселенные таджиками, вошли в состав владений России, а население южного Таджикистана оставалось под властью Бухарского эмирата.

Исконным занятием таджиков было земледелие, основанное в значительной мере на искусственном орошении, и садоводство; скотоводство носило подсобный характер. У таджиков развиты ремесла, в том числе художественные, многие из которых имели древние традиции (резьба по дереву и алебастру, декоративные вышивки). Таджикский народ развивался в тесной связи с другими народами Средней Азии. Особенно близка средневековая история таджиков и узбеков — народов, имеющих общие этнические элементы. Как видите и современных энциклопедиях история возникновения таджиков

Написана почти так же.

А теперь я буду прослеживать историю возникновения таджикского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие современные историки не признают.

17 млн.лет назад самым крупным материком на Земле была Лемурия, она располагалась на месте современного Индийского океана. В западную часть Лемурии входил современный остров Магадаскар, северной оконечностью Лемурии был современный Цейлон, крайней восточной оконечностью Лемурии была территория вокруг современного острова Пасха. Южным берегом Лемурии был берег Антарктиды. Других крупных материков на Земле не было или они существовали в виде небольших островов. Даже Тибет в те времена был островом. Памира и самой территории современного Таджикистана не было – на этом месте был океан. Лемурию населяли первый на земле народ – первая человеческая раса – асуры. Их цивилизация была очень сильно развита. Более поздние народы из даже называли богами или полубогами. Это были люди высокого роста (до 16-36 метров, а позднее – до 6 метров).

К 4 млн.лет днэ основная часть Лемурии ушла под воду Индийского океана. К этому времени материк, включавший в себя Тибет увеличисля за счет появления гор – Гималаев и Тибета, а также небольшой части северной Индии. К этому времени асуры уже были ростом меньше (до 4 метров). С уходящего под воду материка часть асуров, которых уже можно назвать к этому времени потомками асуров стали переселяться на вновь возникающие материки – Восточная Африка, Южная Азия, Австралия с Гвинеей, на острова Индонезии.

1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. Асуры продолжали переселяться на восток Африки, юг Южной Азии, в Автралию, Гвинею, острова Индонезии.

С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты. В это же время материк Южная Азия соединился с материком Северная Азия, вокруг Памира появилась обширная территория. Но еще в те времена территория Туркмении, северная часть Узбекистана, юг.Казахстана были под водой большого моря, включающего в себя и Каспийское и Аральское море. Всего вероятнее в это время на территории Таджикистана появились первые жители – это потомки асуров. Они уже были невысокого роста (деградированные, одичавшие асуры). Внешность их была похожа на современных аборигенов Австралии и папуасов.

Это были древние австралоиды. Кроме их в этих местах жили и древние большие обезьяны – питекантропы.
К 79 тыс.лет днэ территория Средней Азии была уже примерно похожа на современную, только Каспийское и Аральское моря были больше. И реки Аральского моря уже появились. Жителей (австралоидов) стало больше, но еще мало. К этому времени питекантропов заменил новых вид древних обезьян — неандертальцы, похожих на людей потому, что ходили на двух ногах постоянно, но все равно это были обезьяны.
Немногочисленные племена, жившие в то время в Таджикистане были родственны племенам соанской архелогической культуры, существовавшей в то время в Северной Индии (австралоиды).

С 38 тыс.лет днэ начинается массовое расселение потомков атлантов по всей Евразии,
Но главный поток (туранские племена) прошел в основном из Европы в Восточную Азию, на территорию вокруг моря (на месте пустыни Гоби было море). И вряд ли кто либо из туранцев участвовал в заселялении Таджикистана. По прежнему там жили австралоидные племена и их было немного.

Первая волна поселенцев из Восточной Европы в Среднюю Азию началась примерно в 17500 году днэ. Это были племена Костенковской культуры, которые под давление других племен Европы. Костенковская культура сложилась из смешения австралоидов, живших примерно в современной Воронежской области (раса Гримальди) и европеоидной селетской культуры. Племена костенковской культуры явились создателями нового народа – дравидоидов ( переходный народ между европеоидами и австралоидами).
К 14500 году днэ дравидоиды заселили (массово) и всю территорию современного Таджикистана, Узбекистана и Туркмении.
Примерно к 7500 году днэ на обширной территории Ср.Азии и Ирана сложилась археологическая культура Али-Кош. Это культура дравидоидов. Они еще занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей.

Примерно к 6500 году днэ на территории Таджикистана сложилась гиссарская культура,

Племена этой культуры тоже были дравидоидами. В остальной части Ср.Азии примерно к 5700 году днэ сложилась Джейтунская культура ( это тоже дравидоиды).

Примерно к 4100 году днэ на территории Ср.Азии сложилась развитая культура Анау, это земледельческая культура и это были тоже дравидоиды.

Примерно к 2800 году днэ на территории Ср.Азии сложилась более развитая культура – культура Алтын-депе, народ этой культуры (тоже дравидоиды) уже начал строить городские поселения, развивалось ремесло, земледелие и домашнее скотоводство.
Примерно с 1900 года днэ. племена древних ариев (древних иранцев и индийцев) начали свое движение со степей Южного Урала и

Казахстана на юг – на территорию Ср.Азии.

Около 1500 года днэ на территорию Таджикистана с севера проникли племена древних индийцев, дравидоиды уничтожаются, ассимилируются или бегут на юг – в Индию (позднее они на основе объединения с древнеиндийским населением создадут народы дравидов, которые сохранятся до наших дней на юге Индии).

Около 1300 года днэ на территорию Таджикистана вторгаются и заселяют древнеиранские племена.

К 1100 году днэ большая часть территории Таджикистана входит в кайракумскую археологическую культуру (это древнеиранские племена).
К 600 году днэ на территории Таджикистана и на севере Афганистана сформировался новый ираноязычный народ – бактрийцы, которые создали свое государство – Бактрию.

Я считаю, что бактрийцы ( и бактрийский язык) стали основой формирования таджикского народа ( и таджикского языка). На севере от бактрийцев кочевали саки (иранские племена), западнее бактрийцев жили согдийцы (ираноязычный народ, родственный бактрийцам). Примерно 550 году днэ Бактрия была подчинена ахеменидской Персии, но это никак не повлияло на бактрийцев и их язык. Даже завоевание территории Бактрии Александром Македонским не повлияло на бактрийцев и их язык.

Примерно в 250 году днэ на территорию Таджикистана вторглись племена тохаров ( это индоевропейские племена, жившие до этого в северо-западном Китае и вытесненные оттуда племенами хунну (будующие гунны). Одно из племен тохаров – кушаны создали на территории Таджикистана, Афганистана и северной Индии мощное государство – Кушанскую империю. Тохары и бактрийцы жили вместе и постепенно, тохары восприняли язык бактрийцев. Страна называлась Тохаристан, но язык оставался бактрийским (возможно в него вошли некоторые тохарские слова).

Примерно в 450 году нашей эры на территорию Таджикистана вторглись племена эфталитов ( это ираноязычные племена с Казахстана, вытесненные оттуда гуннами). Эфталиты создали тоже крупное государство, в которое входили также Афганистан и Сев.Индия. Язык эфталитов (тем более, что он сильно родственен языку бактрийцев), не изменил сильно язык бактрийцев.

Примерно с 650 года с севера на территорию Таджикистана стали вторгаться кочевые тюркские племена Но если к 1100 году родственный народ согдийцы полностью потерял свой язык, и согдийцы сами превратились в тюркский народ, бактрийцы (будущие таджики) жили совместно с тюрками и сохранили свой язык, особенно в крупных городах и горных областях. В дальнейшем этот язык и стал таджикским (возможно в него пришло несколько тюркских слов).

К 1200 году таджикский язык и таджикский народ окончательно сформировался, почти одновременно с ним сформировался тюркский народ – туркмены, и родственный народ – пуштуны (в Афганистане). Но я думаю, что таджики, живущие сейчас в горных районах говорят немного по-другому, чем долинные таджики, у горных таджиков наверняка сохранилось больше слов от бактрийцев.

Откуда появилось слово «таджик» и при чем здесь корона?

Почему таджики называют себя «носителями короны»? Откуда произошел термин «Таджикистан»? Вместе с Halva.tj окунемся в историю и попробуем объяснить простыми словами, когда и где таджиков стали называть таджиками.

Слово «Таджикистан» относительно молодое. Оно родилось одновременно с республикой, которая появилась на карте СССР в 1929 году. Здесь все просто: Таджикистан – это территория, где проживают таджики. По такому же принципу названы все страны Центральной Азии: Казахстан – страна казахов, Узбекистан – страна узбеков и т. д.

Несмотря на то, что название у страны относительно молодое, слову «таджик» уже более 1 000 лет. Термины «таджик» и «таджикский» встречаются во многих средневековых трудах, например, у историка Бейхаки (X-XI вв. ).

Но о происхождении и значении слова «таджик» до сих пор ведутся споры.

При чем здесь корона?

Если спросить у прохожих в Душанбе, что означает слово «таджик», все в один голос скажут: «Таджики – носители короны».

Особенно популярной эта фраза стала в связи с выходом одноименной песни таджикских рэперов Shon MC и UmFa.

Все дело в том, что в таджикском языке (как в персидском и арабском) слово «Тадж» («тоҷ») означает «корона, венец». Соответственно, «таджик» («тоҷик») значит «увенчанный короной».

А еще не стоит забывать, что корона изображена и на флаге, и на гербе Таджикистана.

Получается, «народ-венценосец», «наследник короны» и другие звучные варианты перевода слова «таджик» восходят к народной этимологии.

Но мировая наука не до конца доверяет этой красивой теории. 

Что говорит этимология, и при чем здесь «тазик»?

Считается, что современное слово «таджик» в Средние века звучало немного по-другому. Среди разных народов в различные эпохи звучали такие варианты, как «тази́», «тази́к», «тажи́к», «тежи́к» и т. д. Гласные и согласные чередуются, и это естественный процесс развития языков. Например, русское слово «магазин» произошло от арабского «махзан» (مخزن). Как видно, некоторые звуки видоизменились. Примерно похожий процесс произошел со словом «таджик».

Кого же называли «тази́ками», а затем «таджиками»? Разберем наиболее вероятную версию.

Еще в 7 веке, когда на территории Ближнего Востока существовала Сасанидская империя, у ее границ жили арабские племена, которых иранцы называли «тази́» (или «тази́к»).

Эти самые «тази» вскоре захватили добрую половину Азии, распространили ислам и образовали Халифат.

Получается, что изначально таджиками называли арабов, распространивших мусульманское вероучение по всему Востоку.

Но к XI веку все изменилось: слово «тази» прижилось среди тюркских народов, и этим словом стали называть уже иранцев, которые, как и арабы, распространяли ислам по Центральной Азии.

Слово «таджик» стало относиться к ираноязычным народам, которые отличались от тюркского населения. 

Таджик сегодня – кто это?

Как и Таджикистан, свое окончательное значение слово «таджик» получило уже в XX веке. Сегодня таджиками называют жителей Таджикистана, а также выходцев из Таджикистана за рубежом.

Кроме того, таджиками нередко называют афганцев, говорящих на дари, который считается «братом» таджикского.

Таджиками также считаются жители Бухары и Самарканда в Узбекистане. И в целом таджик – это тот житель Центральной Азии, который говорит на иранском языке.

Слово «таджик», как и сам народ, обладает окутанной тайнами и загадками историей. Однако даже простое, народное объяснение таджика как «носителя короны» красноречиво говорит о сильном характере народа. 

Таджикистан и мировые рекорды


Таджики — это… Что такое Таджики?

Таджи́ки (тадж. Тоҷик, перс. تاجیک‎, дари تاجک [tɔː’d͡ʒɪk]) — иранский народ, говорящий на различных диалектах персо-таджикского континуума и населяющий регионы к востоку и северо-востоку от современного государства Иран, расположенные в современном Афганистане, Таджикистане, Узбекистане и Пакистане. Традиционные земли таджиков охватывают Ферганскую долину, Чач, долину р. Зеравшан, бассейн верховий Амударьи (Пянджа), Мургаба и Кабула, а также бассейны Гильменда и Аргандаба. В Афганистане к таджикам также обычно относят персоязычное население бассейнов Герируда и озера Хамун. Для Афганистана характерны также другие варианты названия этой группы населения: фарсиваны (персоязычные), дехкане (оседлые земледельцы, то есть те, кто не ведёт кочевой образ жизни). В Таджикистане (и других странах Средней Азии) и Афганистане (вместе с Пакистаном) приняты две различные формы литературного языка таджиков: таджикский язык и дари соответственно. Общая численность таджиков по разным оценкам составляет от 14 до 22 млн чел.

Этноним

Происхождение термина. Этногенез таджиков

Согласно наиболее обоснованной версии, этноним تاجيک tāǰīk связан происхождением со среднеперсидским tāzīg «араб» (ранн. tāčīk от названия ближайшего к Ирану древнего арабского племени Ṭāʾī), совр. перс. تازی‎ [tɒːzi] или соответствующим согдийским словом (*tāžīk), как на востоке иранского мира называли вторгшиеся под знаменем джихада в VIII веке арабские армии[13]. В мусульманском завоевании Средней Азии рядом с собственно арабами массово участвовали и персоязычные новообращённые мусульмане из Фарса, Загроса и Хорасана[14]. Персидский язык, родственный распространённым здесь согдийскому и бактрийскому, оказался не только языком господствующего слоя расселявшихся персоязычных завоевателей, но и языком исламской проповеди и стал вытеснять местные языки, положив начало персоязычной мусульманской общности современных таджиков[15].

Контактировавшие с мусульманским миром тюрки усвоили иранское название этой общности («арабы», то есть мусульмане) в виде täžik и использовали его для обозначения земледельческого ираноязычного населения, обращённого в ислам[13]. В словаре Махмуда Кашгари слово тежик трактуется уже как «перс» (الفارسي al-fārisī)[16]. В таком значении оно вошло в тибетский и китайский язык (кит. упр. 大食, пиньинь: Dàshí[17]). Захватившие Среднюю Азию тюрки Караханиды широко использовали слово тежик для обозначения подвластного оседлого иранского населения, противопоставленного тюркам как носителям кочевых традиций. Примечательно, что аналогичное употребление сложилось на другом конце иранского мира, где то же по происхождению слово tačik стало обозначать всех мусульман в армянском языке.

Приложение этнонима «таджик» к оседлому персоязычному населения в Средние века было известно также на западе, на территории современного Ирана, но к Новому времени оно в целом было забыто, в ряде областей севера страны не выдержав конкуренции с синонимичным тюркским термином «тат», распространённому прежде всего у огузских народов. Тем не менее до сих пор оседлое население Фарса зовётся «таджиками» в устах не только кашкайцев, но и луров.

До эпохи Тимуридов в персидском языке широко употреблялся вариант tāžīk [taːʒiːk]. Изменение в tāǰīk обязано, по всей видимости, влиянию чагатайского языка, предка современного узбекского, где персидскому ž регулярно соответствует ǰ[13].

В средневековой литературе. История таджиков

Распространению ислама, персизации и развитию новоперсидского языка (darī) и литературы на нём, изначально поэтической, оказывали широкую поддержку правившие Средней Азией в IX—X веках из Бухары Саманиды — династия иранского происхождения, держава которых в современном Таджикистане рассматривается как первое «таджикское государство». Новоперсидский язык (фарси) распространяется на всём пространстве востока иранского мира и быстро вытесняет восточноиранские языки, сохранившиеся (за исключением земель отдалённых раннепуштунских племён) только в изолированных горных областях у ягнобцев и памирских народов[15]. Поскольку для термина таджик изначально была более значима отрицательная коннотация («не-тюрк»), к восточноиранскому оседлому населению Памира также широко применялся этот этноним, наследие чего наблюдается и по сию пору. Для уточнения, памирцев называют «горными таджиками», а в Китае под «таджиками» до сих пор понимают сарыкольцев Синьцзяна.

Постепенно при правлении тюркских династий (Караханиды, Газневиды, Сельджукиды), изначально тюркский внешний этноним входит в оборот и как самоназвание иранцев[13], прежде всего на Востоке, где контакты с тюркским миром были особенно интенсивны, и где широко разворачивались процессы тюркизации оседлого населения и образования новой тюркоязычной общности, ставшей основой этногенеза узбеков (тюркоязычных сартов), противопоставленных персоязычным таджикам.

Таджики составляли основную массу населения в восточной и южной части Бухарского ханства[18]

В классической персидской литературе термин таджик чаще упоминается именно как противопоставление тюрку. Например, Саади пишет:

شاید که به پادشه بگویند
ترک تو بریخت خون تاجیک

Šāyad ki ba pādšāh bigōyand
Turk-i tu birēxt xūn-i Tāǰīk

Следует сказать шаху:
«Твой тюрк пролил кровь таджика».

Современное употребление

Официальное закрепление широко употреблявшегося термина таджик в качестве «национальности» произошло в XX веке при осуществлении советского «национального строительства» и проведении национального размежевания.

В 1924 году была образована Таджикская АССР со столицей в новом городе Душанбе в составе Узбекской ССР, в которой таджики, из которых памирские народы не выделялись, объявлялись титульной нацией. В 1929 году Таджикистан был выделен в отдельную советскую республику — прямую предшественницу современного независимого Таджикистана.

В виду отсутствия целенаправленного построения отдельных наций, национальное самоопределение таджиков Афганистана не отличается такой чёткостью, и основывается прежде всего на противопоставлении себя пуштунам и другим народам как персоязычных носителей оседлой культуры. По объективным причинам термин «таджики» для афганского персоязычного населения имеет условный характер. С целью внести ясность в данный вопрос, некоторые этнологи предложили термин «фарсиваны» ( перс. فارسیوان‎ [fɒrsivɒ’n], пушту فارسیوان [fɑrsiwɑ’n]) происходит от *fārsī(za)bān «персоязычный», переоформленного в пушту по типу имён с суффиксом -wān) для обозначения афганских персов.

В Китайском Синьцзяне «таджиками» называют сарыкольцев — один из памирских народов, представители которого обычно не знают персидского (таджикского) языка.

Представители таджикской национальной интеллигенции традиционно отвергают академическую «арабскую» версию происхождения этнонима таджик и берут на вооружение распространённую c XIX века народную этимологию, связывающую его со словом تاج [tɔːd͡ʒ] «корона» (арабизир. от пехл. tāg)[19]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл таджиков племенем арийского происхождения, составляющим ядро населения Бухары, Афганистана, Балха, Сегестана, Хивы. Об этнониме «таджик» ЭСБЭ писал:

Слово таджик означает «увенчанный»; это показывает, что в прежнее время им принадлежала власть в тех местах. Во многих странах Арало-Каспийской покатости таджики называют себя «парсиван», то есть персиянами; они действительно являются остатками первоначального персидского населения Средней Азии[20].

Царская корона попала даже на флаг независимого Таджикистана. Однако, с точки зрения семантики, таджикской морфологии и исторического употребления, трактовка таджиков как «коронованных» сомнительна[13], и связь этнонима с короной остаётся лишь красивым созвучием.

Расселение

Пожилой таджик.

Области расселения таджиков в Средней Азии и Афганистане не образуют цельного ареала. С одной стороны это связано с тем, что оседлое таджикское население издавна привязано к земледельческим оазисам и долинам, разделённым пустынями и горными хребтами. С другой стороны таджикские поселения часто отделены между собой порой значительными массивами узбекской (на севере) и пуштунской (на юге) этнической территории, что отражает исторические процессы вытеснения персоязычия из Средней Азии динамичными тюркской (преимущественно карлукоязычной) и пуштунской общностями, начавшиеся соответственно в XI и XIV веках. Население многих таджикских областей является смешанным, в ряде местностей таджикские селения представляют собой островки среди иноязычного окружения, являясь по сути реликтами древнего сплошного таджикского ареала.

Таджикоязычные города

Таджики составляют около 45 % населения Кабула, приближающегося к 3 миллионам человек[21]. Другими крупными (более 100 тыс. чел.) городами, где преобладает таджикский язык, являются:

Из них особое положение занимает Душанбе — столица Республики Таджикистан, созданная в отличие от остальных городов, ведущих свою историю со Средневековья или со времён Античности, в советский период. Из 679,4 тыс. населения Душанбе 83,4 % (566 тыс.) составляют таджики.

Северные таджики (Таджикистан и Узбекистан)

Носители северотаджикских говоров таджикского языка населяют области к северу от Памиро-Алайских гор и некоторые прилегающие районы к югу от него: Ферганскую долину, бассейн Сырдарьи, Зеравшана, Кашкадарьи, Сурхандарьи, Варзоба, — расположенные в Согдийской области, Варзобском и Гиссарском районах Таджикистана, Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Джизакской, Ташкентской, Наманганской, Ферганской областях Узбекистана, а также прилегающих районах Киргизстана. Традиционно в этих областях таджикское население живёт чересполосно с узбекским. Основные таджикские ареалы на севере: Бухарский оазис (Бухара, Гиждуван, Ромитан и др.), Самаркандский оазис (Самарканд и окрестности), Чуст, Касансай, Байсун, Дербент, Верхний Чирчик (Брич-Мулла) — в Узбекистане; Худжанд, Канибадам, Исфара, Истаравшан, Ашт, Пенджикент, Варзоб — в Таджикистане.

Доля этнических таджиков в указанных областях:

  • Согдийская область Таджикистана — 77,9 % (1,8 млн.)
  • Всего по Узбекистану — 4,8 % (1,2 млн.), включая:
    • Сурхандарьинская область — 13,7 % (234 тыс.)
    • Самаркандская область — 8,8 % (232 тыс.)
    • Наманганская область — 8,9 % (169 тыс.)
    • Ферганская область — 5,7 % (154 тыс.)
    • Кашкадарьинская область — 5,8 % (126 тыс.)
    • Ташкентская область — 4,9 % (113 тыс.)
    • Бухарская область — 3,6 % (51 тыс.)
    • Андижанская область — 1,7 % (37 тыс.)
    • Джизакская область — 2,4 % (24 тыс.)
    • г. Ташкент — 1,0 % (22 тыс.)

Проблема таджиков в Узбекистане. Тюркизация Средней Азии

Таджикская женщина.

Официальная статистика оценивает долю таджиков в населении Узбекистана ок. 5 % (1,6 млн чел.). Между тем таджикский язык является родным для многих из числа жителей страны. При этом многие таджикоязычные граждане Узбекистана по паспорту записаны узбеками и сами идентифицируют себя с узбеками, что особенно характерно для больших городов, таких как Бухара и Самарканд, где до сих пор таджикский язык остаётся основным языком коренного населения старого города. Данный феномен объясняется, во-первых, особенностями советского национального строительства, когда при создании Узбекской ССР таджикоязычное население массово записывалось «узбеками», и последующей политикой «узбекизации», продолженной и в независимом Узбекистане. С другой стороны, это отражает нечёткость таджикской самоидентификации вне соответствующего национального государственного образования и прагматичный подход к определению своей национальности[4].

Советская и постсоветская «узбекизация» таджиков Узбекистана является продолжением давнего исторического процесса тюркизации оседлого населения оазисов Средней Азии и вытеснения персоязычия в пределы городов или отдалённые горные области. Вытеснение персо-таджикского языка происходило и со стороны других тюркских языков, например, древний персидский город Мерв (Мары) перешёл на туркменский язык в XVII веке. Этот процесс особенно усилился в XIX веке, и был остановлен только созданием Таджикской ССР с персоязычной элитой.

На сегодняшний день таджикский язык не обладает никаким статусом на территории Узбекистана и имеется устойчивая тенденция к его вытеснению. Поскольку узбекское население, сформированное на значительном иранском субстрате, культурно практически идентично таджикам, интеграция последних в узбекскую общность происходит без существенных трудностей[4]. Общее количество таджикоязычного населения Узбекистана не подсчитывалось и может быть оценено лишь приблизительно. [22].

Южные таджики (Таджикистан)

Южные таджики занимают районы Таджикистана к югу от Душанбе в долинах Кафирнигана, Вахша и Пянджа: Гиссар, Каратегин, Хатлон (Куляб, Курган-Тюбе), Дарваз, Ванч и др. Отдельные таджикоязычные кишлаки располагаются также на Памире в ГБАО. В Гиссарской долине и Хатлоне таджикские кишлаки также сильно перемешаны с узбекскими.

Доля этнических таджиков в указанных областях:

Таджики Афганистана

Определение доли таджиков в населении Афганистана наталкивается на значительные трудности, как и сам подсчёт его. Связаны они не только с отсутствием полноценного учёта населения, но и с нечёткостью национальной самоидентификации, наличием разных региональных и племенных персоязычных групп и массовой эмиграцией в период гражданских войн. Разные источники приводят разные оценки: от 27 % населения страны[23] до 38 %[24]. Это может составлять от 8 до 11 млн чел.

Таджики составляют большинство в северо-восточных и западных провинциях Афганистана: Балх, Тахар, Бадахшан, Парван, Панджшер, Каписа, Баглан, Гор, Бадгис, Герат. Значительные группы таджиков населяют также другие провинции страны (за исключением провинций Нуристан, Нангархар, Хост, Забуль). Как и в Средней Азии, таджикские этнические области сильно разобщены как пустынными областями, так и этнической территорией узбеков, туркменов, пуштунов, хазарейцев, чараймаков и др.

Таджиков Афганистана можно разделить на следующие группы:

Таджики Пакистана

В Пакистане насчитывается около миллиона персоязычных жителей, сосредоточенных прежде всего в больших городах (Пешавар, Равалпинди, Лахор, Карачи). Проживает также более 200 тыс. таджикских беженцев из Афганистана[6]. Интересное явление представляет архаичная персоязычная община Читрала, населяющая деревню Мадаклашти к юго-востоку от административного центра округа и насчитывающая ок. 1,5 тыс. чел. — потомки таджикоязычных кузнецов из Афганистана, переселившихся в Читрал в начале XVIII века.[25]

Таджики в России

По оценке представителя Международной организации по миграции, данной в 2002 году, ежегодно в России на заработках находилось до 650 тысяч таджикских граждан, большинство — нелегально[26]. По другим оценкам, в период с января 2000 г. по январь 2003 г. в России работали 530 тысяч таджикских мигрантов, а в 2007 г. в РФ жило и работало 450-500 тысяч граждан Таджикистана[27].

Язык

Литературный язык таджиков до XX века был единым с языком персов в Иране и назывался فارسی fārsī «персидский» или دری darī «придворный», язык двора. «Таджикскими» (تاجیکی tāǰīkī) иногда называли многочисленные разговорные формы этого языка (язык «таджиков», то есть персоязычного простонародья в противоположность языку аристократии и образованного класса)[13], но в целом этот термин имел слабое распространение.

Советское строительство «таджикской нации» неотделимо от создания новой литературной формы, для названия которой был задействован неологизм таджикский язык. В основу таджикского языка СССР были положены северотаджикские говоры, наиболее сильно отошедшие от разговорной речи жителей Афганистана, Иранского Хорасана и особенно диалектов Западного Ирана, получившие литературную обработку в произведениях советских таджикских писателей во главе с Садриддином Айни, уроженцем Бухарского оазиса. При этом сами центры северотаджикской культуры, Самарканд и Бухара, оказались в Узбекской ССР. Важным шагом стал перевод с традиционной арабской письменности на латиницу, а затем и кириллицу (с 1940), применяемую для таджикского языка по сей день. Некоторые представители новой таджикской интеллигенции воспринимают данный шаг как целенаправленный отрыв таджикской общности СССР от остального персоязычного мира.

Несмотря на модернизацию и демократизацию таджикского языка, литературный язык (тадж. забони адабӣ) в целом продолжает традиции фарси-дари, классические произведения на котором таджики традиционно считают не только персидскими, но и своими тоже, и чётко противопоставляется разговорной речи (тадж. забони куча «язык улицы», тадж. забони бозор «язык базара»), существенно отошедшей от классического прототипа и подвергшейся некоторому влиянию узбекского и русского языков.

Вариант персидского, используемый в Афганистане, во многом сближается с таджикским языком, и образует с ним единый «восточноперсидский континуум» (в противоположность «западному» фарси Ирана). В 1964 году ему было официально присвоено древнее название «дари».

Религия

Традиционно, начиная со времён арабского завоевания, основной религией таджикского населения Средней Азии является ислам суннитского толка. С востока Большого Ирана происходят такие выдающиеся суннитские деятели как аль-Бухари и Абу Ханифа. Важную роль издавна играли суфийские тарикаты (ордена), наиболее известным из которых является Накшбанди, основанный в XIV веке в Бухаре. В настоящее время большинство таджиков являются суннитами ханафитского мазхаба. Немногочисленные шиитские общины Средней Азии (потомки населения Ирана, угнанного Бухарскими эмирами) традиционно называются «иранцами» (тадж. эронӣ, см. самаркандские иранцы)

Особые группы составляют фарсиваны запада Афганистана — преимущественно шииты и таджики Памира, вслед за памирскими народами исповедующие исмаилизм.

В традиционных верованиях таджиков широко проявляется и наследие древнеиранских верований и прежде всего зороастризма. Особую роль в мифологии таджиков играет Бобо-Дехкон (тадж. Бобо-Деҳқон) «Дед-Земледелец» — культурный герой и прародитель таджикского народа, научивший их пахать землю и сеять хлеб[28].

Физические особенности

Антропологически таджики (в особенности горные) относятся к памиро-ферганской расе большой европеоидной расы. У равнинных таджиков отмечается примесь монголоидных элементов[29]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, давал следующее описание таджиков:

В наружных физиономических особенностях таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить о значительной примеси туранской крови. У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, чёрные ресницы, густые тёмно-русые волосы, густая борода[20].

Таджика характеризуют тёмные волосы и глаза, и от среднего по смуглости до светлого цвета кожи. Светлые волосы и глаза встречаются у «горных таджиков» Бадахшана. Часть таджиков Центральной Азии с примесью этнических черт тюрков, тогда как в отдалённых горных областях таджики несколько лучше сохранили черты восточных иранцев дотюркского и домонгольского периодов. Небольшой группе таджиков Афганистана также присущи черты тюрко-монгольских этносов (вероятно, влияние хазарейцев и/или узбеков[источник не указан 96 дней]). Кроме того, несмотря на общие этнические корни, таджиков-суннитов часто отличают от других иранцев-шиитов по религиозному направлению. На этом фоне таджики в целом выглядят как эклектичный этнос с широким диапазоном фенотипов.

Известные представители

Здесь приведены известные таджики по месту рождения.

Таджикистан

  • Азизов, Анвар Чемпион Всемирных Юношеских Игр в Москве 1998 года, Чемпион Мира 2001, 2003 гг. , обладатель черного пояса 4-дан.
  • Алишер, Ахмедов Чемпион Мира по кикбоксингу (WAKO) 2010, 2012 гг. Абсолютный Чемпион Азии среди юниоров 2010 года. Чемпион Мира 2012 года. Обладатель черного пояса 2-дан.
  • Абдуллаев, Муфтохиддин Чемпион Мира по кикбоксингу (WAKO) 2012 г. Чемпион Азии среди юниоров 2010, 2012 гг. Чемпион Мира среди юниоров 2010, 2012 гг. Обладатель черного пояса 1-дан.
  • Акрамов, Наби Махмаджанович[30] — Герой Советского Союза.
  • Ахмедов, Фатулла[31] — Герой Советского Союза.
  • Ашуров, Мухридин Ашурович[32] — Герой России.
  • Бандишоева, Наргис — таджикская певица. Победительница конкурса «Голос Азии».
  • Бахрамов, Шахоб — Чемпион Мира 1997,2001 гг., победитель кубка Европы 2000,2001 гг. Чемпион Азии 2002 года, обладатель черного пояса 2-дан.
  • Бердыев, Шухрат — Чемпион Мира 1997 года, обладатель черного пояса 2-дан.
  • Ганджина, Хабибуллаева — Чемпионка Мира среди юниоров 2010 года, Чемпионка Азии 2010 года, обладатель черного пояса 1-дан.
  • Гафуров, Бободжан Гафурович — историк, первый секретарь ЦК Компартии Таджикской ССР (1946—1956), директор Института востоковедения АН СССР.
  • Гафуров, Икром — Чемпион Мира 2001, 2003 гг., победитель Кубка Европы 2001, 2003, 2004 гг. Чемпион Азии 2002 года, обладатель черного пояса 2-дан
  • Давлятов, Алишер — Чемпион Мира 1995 года, обладатель черного пояса 2-дан.
  • Джураев, Абдухамид Джураевич — математик. Доктор физико-математических наук (1967), профессор (1969), почётный доктор Кембриджского университета.
  • Додхудоев, Назаршо — советский таджикский государственный деятель, председатель Президиума Верховного Совета Таджикской ССР (1950—1956), председатель Совета Министров Таджикской ССР (1956—1961).
  • Зияев, Рустам — Чемпион Азиатско-Тихоокеанского региона 1993 года, победитель Кубка Европы 1996 года, Чемпион Азии 2008 года, обладатель черного пояса 5-дан.
  • Зульфикаров, Тимур Касимович — поэт, писатель, сценарист[33]
  • Икромова, Зарина — Чемпионка Азии 2008 года, обладатель черного пояса 3-дан.
  • Исмаилов, Карим[34] — дважды Герой Социалистического Труда.
  • Каноат, Мумин — современный таджикский поэт.
  • Карабаев, Намат[35] — Герой Советского Союза; первый герой Советского Союза из Среднеазиатских республик СССР.
  • Касимов, Хайдар[36] — Герой Советского Союза.
  • Келдиев, Гулназар Келдиевич — таджикский поэт, народный поэт Таджикистана, член Союза журналистов Таджикистана, член Союза Писателей Таджикистана, автор слов к гимну Таджикистана «Суруди милли».
  • Кинжаев, Ходи Исабаевич[37] — Герой Советского Союза.
  • Лутфуллоев, Мухаммад — Чемпион Азии среди юниоров 2012 года, Чемпион Мира среди юниоров 2012 года, обладатель черного пояса 1-дан.
  • Максум (Лутфуллаев), Нусратулло — основатель таджикской советской государственности. Председатель Временного Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Восточной Бухары (1924). Председатель Ревкома Таджикской Автономной Советской Социалистической республики (ТАССР) (1924—1926). Председатель ЦИК ТАССР (1926—1929). Председатель ЦИК Таджикской Советской Социалистической республики (1929—1933). Сопредседатель ЦИК СССР (1931—1933)[38].
  • Малахбеков, Раимкуль Худойназарович — российский боксёр. Заслуженный мастер спорта России, двукратный чемпион мира по боксу 1995 и 1997 г., бронзовый призёр 26 Олимпийских Игр 1996 года в Атланте (США), серебряный призёр 27 Олимпийских Игр 2000 года в Сиднее (Австралия), неоднократный чемпион Европы и России.
  • Махкамов, Кахар Махкамович[39] — Председатель Совета Министров Таджикской ССР (1982—1986 и 1990—1991), Первый секретарь ЦК Компартии Таджикской ССР (1985—1991), Председатель Верховного Совета Таджикистана (1990), 1-й президент Таджикистана (1990—1991).
  • Миршакар, Мирсаид — советский таджикский поэт и писатель. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). Народный поэт Таджикской ССР (1962). Член ВКП(б) с 1942 года.
  • Мирзоев, Джахонгир — Чемпион Мира среди юниоров 2010 года, обладатель черного пояса 1-дан.
  • Мирзошоев, Муборакшо — известный исполнитель и музыкант.
  • Мусоев, Абдулло[40] — Полный Кавалер ордена Славы.
  • Мухамедрахимова Шахло — Чемпионка Мира 2007 года, Чемпионка Азии 2002 года, обладатель черного пояса 3-дан.
  • Набиев, Рахмон Набиевич — Председатель Совета Министров Таджикской ССР (1973—1982), Первый секретарь ЦК Компарти

о чем таджикские историки спорят с узбекскими? — Журнальный зал

Славомир Горак (Slavomir Horák) (р. 1976) — научный сотрудник Института международных исследований Карлова университета в Праге, специалист по Центральной Азии. Среди его последних работ: “Dismantling Totalitarianism? Turkmenistan under Berdimuhamedow” (Washington; Stockholm, 2009), “Rusko a Střední Asie po roce 1991” (Praha, 2008), “Střední Asie mezi východem a západem” (Praha, 2005).

Славомир Горак

В поисках истории Таджикистана: о чем таджикские историки спорят с узбекскими?

В рамках национального и государственного строительства новые независимые государства неизменно используют историю в качестве одного из основных идеологических инструментов. Подобные процессы наблюдались при становлении политических режимов в Центральной и Восточной Европе после Первой мировой войны, причем даже в таких относительно демократических государствах, как Чехословакия[1]. Более близким к Центральной Азии примером того времени выступает Турция с ее официальной историографией туранизма и позже турецким национализмом Ататюрка[2]. В ходе деколонизации также возникают новые исторические теории, служащие укреплению становящихся государств и режимов в Азии, Африке и Латинской Америке.

Естественно, исторические концепции, бытующие в той или иной стране, нередко перекликались с историей соседних государств. Разные подходы к восприятию истории становились причиной не только дискуссий и споров ученых, но также и вопросом межгосударственных отношений.

Современные Узбекистан и Таджикистан — наиболее исторически связанные территории в Центральной Азии, отличающиеся после обретения независимости схожими чертами государственного и национального строительства. Становление национальных республик после распада СССР и привело, как представляется, к формированию гипертрофированных националистических идеологий, которые в случае таджиков и узбеков вполне логично противоречат и противостоят друг другу. Тем более что советская историографическая школа поддерживала поиски исторических корней той или иной нации исключительно на территории определенной советской социалистической республики — и никак не на территории других, соседних с ней[3].

Современные таджикские историки весьма болезненно реагируют на выпады со стороны узбекских историков, или “псевдоисториков” (равно как и наоборот). Именно в этих реакциях проявляются основные принципы исторической идеологии нынешнего Таджикистана, которые, затрагивая историю соседнего Узбекистана, порождают множество спорных моментов научного свойства. В силу зависимости здешней науки от государства, точнее, от государственной идеологии, споры узбекских и таджикских ученых становятся одним из факторов, влияющих на межгосударственные отношения, — наряду с национальными интересами стран или личностными характеристиками их лидеров.

В настоящей статье прежде всего мы хотели бы затронуть вопросы таджикской историографии и присущего ей мифотворчества. Среди исторических положений, выдвигаемых национальными идеологиями, характерными для Средней Азии, по мере становления нации и государства, доминируют три круга “научных проблем”. Первым из них становится поиск самого древнего прошлого данной нации на современной территории конкретного государства и за его пределами. Второй круг описывает “золотой век” нации на территории Центральной Азии или Ближнего Востока, нередко затрагивая период Средневековья или раннего Нового времени, то есть эпоху становления и распада великих империй. И, наконец, третий круг охватывает период становления современной государственности. Рассмотрим, каким образом эти три округа проявляются в Таджикистане и как их воспринимают соседи в лице узбекских историков.

Историческая родина таджиков

Фиксация появления первых представителей конкретного этноса в том или ином географическом пространстве — важная черта, свидетельствующая об истории народа. В таджикском случае имеет место миф об “историческом Таджикистане”, охватывающем значительные территории современной Центральной Азии, Ирана и Афганистана[4]. Этот “исторический Таджикистан”, по мнению некоторых таджикских авторов, существует, по крайней мере, уже 2500 лет и был создан еще Ахеменидами[5]. Еще более древним происхождением, как считают некоторые авторы, отличается арийская цивилизация на территории так называемой Арианы, в данный момент насчитывающей около 8000 лет[6]. В плане древности эта дата пока опережает все цивилизации Центральной Азии. Даже туркменская идеология сумела довести истоки своей цивилизации только до 6000 лет[7]. Здесь открывается первая тема для споров узбекских и таджикских историков и идеологов.

Ссылаясь на российских авторов XIX века, узбекские историки стараются сузить ареал “традиционного” проживания таджиков, вплоть до горных районов Памира. Одновременно они пытаются развенчать и “арийский миф”, который, по их мнению, не распространяется на таджиков. Так, академик Ахмадали Аскаров выдвигает теорию, согласно которой арийские народы, оседло жившие в Центральной Азии, представляли собой чужеземцев, пришедших в регион во втором тысячелетии до нашей эры. Как следует из его статьи, арийские племена были, скорее всего, тюрками, ведущими кочевой образ жизни. Ареал расселения тюркских/арийских племен простирается, исходя из данной концепции, от Дуная до Сибири и от Урала до южной части Центральной Азии, а Ахеменидская империя возникла в связи с перемещением тюркских/арийских племен на юг[8]. Согласно другой версии, предлагаемой узбекской историографией, предки таджиков пришли в Центральную Азию только с арабскими завоевателями в VII-VIII веках из Западного Ирана. В их миссию входил контроль над местным ираноязычным населением, то есть согдийцами[9]. Таким образом, отрицаются связи между двумя ираноязычными группами — коренными народами Центральной Азии и пришедшими народами, причем таджики относятся ко второй группе.

Основным противником идей Аскарова в Таджикистане стал директор Института истории таджикской Академии наук Рахим Масов. В отклике на статью Аскарова он пытается разоблачить его аргументы, доказывая при помощи традиционных и новейших источников истинность устоявшихся взглядов на арийскую проблематику: то есть что арийцы являются предками именно иранцев, таджиков и других индоиранских групп[10]. При этом Масов исходит из антропологической разницы между арийцами и тюрками, указывая на “более низкую” культуру тюрков по сравнению с арийцами[11]. Данная аргументация, фактически, приводит Масова к расистскому пониманию культуры и ее разделению на “высшую” и “низшую”.

Примером попытки научно подкрепить тезис о происхождении современных таджиков от арийцев служит обширная монография Ибрагима Умарзоды “История цивилизации арийцев”[12]. В этой публикации арийцы предстают основателями европейской цивилизации; здесь также доказывается, что заселение Европы было осуществлено исключительно арийскими племенами. В качестве интересных примеров воздействия арийцев на Европу Умарзода приводит данные некоторых европейских ученых о влиянии древнеперсидского языка на финский язык[13]. Помимо заселения Европы, арийцы (и туранцы как их ветвь) стали, в его трактовке, основоположниками Вавилонской империи, зороастризма и других цивилизационных феноменов[14].

Как уже отмечалось, процесс становления таджикского общества, по мнению части узбекских историков, происходил прежде всего в горных районах Памира и Гиндукуша. Хотя некоторые узбекские авторы признают происхождение таджиков от среднеперсидской империи Сасанидов, одновременно они отрицают их вклад в историю и ку

Таджикские имена и их значение – Список имен в Таджикистане по алфавиту и что они означают

Особенности имен в Таджикистане

Имена Таджиков похожи на арабские по системе их образования.

Ранее они использовались с характерными арабской системе приставками и указанием происхождения. 

Например, люди одного социального положения или возраста применяют в именовании добавочные слова или сочетания букв джон, хон, бой. 

К лицам, которые занимают более высокое социальное положение, не принято обращаться по первому имени. Это считается фамильярностью и может быть наказуемо.

К людям более старшего возраста принято обращаться, выражая свое почтение. Это происходит с использованием приставок ако, амак или акоджон.

После прихода Советской власти таджикские имена изменились. Появились фамилии, связанные с именем отца.

Для именования своих детей таджики используют характерные мусульманские имена. Для мальчиков те, которые связаны с деяниями пророка Муххамада. Для девочек используют имена жен и дочерей пророка. Также часто можно встретить имена с персидскими корнями.

Встречаются редкие имена, которыми детей именуют в честь их великих предков. Они, как правило, связаны с географическими объектами, характеристика человека, 

Происхождение таджикских имен

История происхождения таджикских имен связана с арабской и персидской системой имянаречения.

Она самобытна до сих пор. Не была подвержена влиянию европейских или греческих имен. Такие имянаречения можно встретить очень редко. В некоторых частях страны до сих пор применяются приставки “кунья”, обозначающие статус или принадлежность человека.

С приходом мусульманства было принято именовать детей по простой системе. Это было первое имя, которое давалось в честь великих предков, великих деятелей ислама. Иногда оно было связано с характеристикой человека, при этом, были запрещены ругательные или унизительные имена. Ласковая форма также не использовалась.

Полное имя выглядело так: Ахмад ибн (бин) Махмуд. Это означало Ахмад сын Махмуда. 

К более состоятельным и влиятельным людям применялся лакаб, что означал титул. 

Характерной чертой стало использование имен с религиозным оттенком. Это любые арабские имена с добавлением дин. Например, Салахуддин, что в переводе обозначало “справедливость веры”.

К людям, которые получили высшее образование, или были очень мудрыми прибавлялось “мулло” или “мулла”, что переводится как “образованный”.

С изменением политического строя имена в Таджикистане изменились. Формула выглядела так: имя и фамилия, которая образована от имени отца. Например, Ахмад Салахуддинов. 

Значение таджикских имен

Женские и мужские имена в Таджикистане сейчас разнообразны.

Значение таджикских имен связано с качествами характера. Например, для женщин это имена, которые в переводе обозначали  ласковая, добрая, красивая, мудрая. Были имена связанные с диковинными птицами или цветами. Для мужчин применяются характеристики, связанные с силой, мужеством и верой, героическими качествами характера, великими пророками ислама.

В список таджикских имен по алфавиту, которые относятся к самым популярным можно отнести:

  • Анзур “необычный”, “диковинный”;
  • Анзурат “необыкновенная”, “диковинная”;
  • Анко “птица из сказки”;
  • Барфина “снежная”;
  • Зебо “красавица” или “красавец”;
  • Истам “владыка”;
  • Истама “владычица”;
  • Нуруло “светлый”;
  • Рози “довольствующийся”;
  • Сайера “планета”.

Некоторые имена не имеют половой или статусной принадлежности. Ими называют и мальчиков, и девочек. При этом, не любое имя может быть переделано. Особенно это касается религиозных.

Списки таджикских имен

Каждый из списков разбит по алфавиту, чтобы вы могли найти таджикское имя на нужную букву:

История таджикского народа с древних веков

С древних времен там, где сейчас находится территория Таджикистана, жил один из древнейших народов мира, который сейчас повсеместно называют таджиками. Однако, несмотря на столь долгую историю этого народа, сейчас очень малое количество людей не только в мире, но и в России воспринимают древнюю историю и культуру таджикского народа. В частности, произошло это из-за огромного количества трудовых мигрантов, которые приехали для заработков. Именно они убрали с древнего народа тот ореол загадочности. Эта статья раскроет картину происхождения таджикского народа, а также его становление до настоящего времени.

Эпоха неолита

В 1980-м году на территории Кулябской области были проведены раскопки. Именно они дали миру знание о том, что древняя история таджиков начинается еще в эпоху неолита, которая была около 500 тысяч лет назад. Тогда в этой области жили одни из первых первобытных людей. Постепенно они начали заселять высокогорья, в том числе горы Памир. Здесь были найдены уникальные наскальные рисунки времен раннего неолита — чаще изображения показывают фрагменты охоты, поскольку люди в здешних местах были в основном бродячими охотниками.


Бактрия и Согда

Именно два племени — бактрийцы и согдийцы — со временем превратились в граждан Таджикистана, которые существуют на данный момент. Их история начинается в 1 тысячелетии до нашей эры, когда были образованы два больших государства с рабовладельческой формой правления. Они назывались Бактрия и Согда. Однако сами по себе города были достаточно слабы, а потому не смогли противостоять нашествию одного народа — персы под предводительством великого царя-завоевателя Кира полностью подчинили этот народ себе. Так Таджикистан вошел в огромную персидскую империю, которая подчинила себе обширные территории.

Однако даже великий народ персов не смог долго удерживать его. На свет уже в следующем веке появился величайший завоеватель всех времен — Александр Великий. Македонский царь попросту смял величественную персидскую империю, а потому территория, где проживал таджикский народ, стала частью его царства. По

TurkLib: всеобщая история, популярная / политология, языки: таджикский. Автор Синдзи Идо

(будет опубликовано в январе 2011 г.) Чередование гласных в двусложных редуктивах: ареальное измерение. В разбирательстве дела ICML XII.
(Будет опубликовано в декабре 2010 г.) Японский перевод оригинального узбекского текста на қ: VII-XXI. Ташкент: O’zbekiston.
Модель формирования несущественных высказываний на основе морфем. И. Н. Беренс и Фабрициус-Хансен (ред.) Структурирование информации в дискурсе: явное / неявное измерение.2009. 63-75. PDF
Анализ формирования таджикской системы гласных. Studia Linguistica Upsaliensis, 8. 2009. 65-74.
母音 の 連鎖 推移 と 言語 接触 の イ ン タ ー フ ェ イ ス. IN Язык, мозг и познание: типологические, нейрокогнитивные и прикладные перспективы (言語 ・ 脳 ・ 認知 の 科学 と 外国語 習得). 2009. 7-20.
Çat pat konuşmak için sözlükler (Словари для болтунов). Турецкие исследования, 4, 4. 2009. 526-533.
Divanü Lügat’it-Türkteki yansımalı kelimelerde ünlü nöbetleşmesi. Akademik araştırmalar dergisi (Журнал академических исследований), 10, 39, 2008.263-272.
(совместно с Прашантом Пардеши и др.) К геотипологии EAT-выражений в языках Азии: Визуализация ареальных паттернов с помощью WALS. Генго Кенкю, 130, 2006. 89-108.
Конструкция маркировки аспекта, используемая в двух типологически разных языках. Материалы 4-го Международного симпозиума по двуязычию. 2005. Somerville, MA: Cascadilla Press. 1105-1114. PDF
タ ジ ク 語 で い こ Tajıkugo de ikô (на японском языке).月刊 言語 Геккан Генго, 4, 2005. Токио: Тайсёкан. 82-87. html
Альтернативное описание неполных предложений на турецком и других агглютинативных языках.Тюркские языки, т. 6, вып. 2., 2003. Wiesbaden: Harrassowitz. 157-191.
imdiki Buharalı gençlerin Tacikçesinin sözdizimsel ве şekilbilgisel özellikleri: Niteleyici tümceciği, edilgen çatı, ve süreklilik görünüşü. Ильми Араштырмалар, 13, 2002. 51-66. PDF
Миметическое словообразование в турецком языке. Азиатские и африканские исследования, 8, 1999, № 1. Братислава: Кабинет ориенталистики SAV, Институт востоковедения и африканистики. 67-73.
口 唱歌 の 分析 Kuchishōga no bunseki Анализ устной мнемоники (на японском языке).東北 大学 高等教育 開 発 推進 セ ン タ ー 紀要 Журнал центра развития высшего образования, 1, 2006 г. Сендай: Университет Тохоку. 181–189. PDF
ウ ズ ベ ク 語 Uzubekugo ‘Узбекский’ (на японском языке).月刊 言語 Геккан Генго, 4, 2004. Токио: Тайсёкан.
ブ ハ ラ の タ ジ ク 語 Бухара но Таджикуго ‘бухарский таджик’ (на японском языке).月刊 言語 Геккан Генго, 7, 2001. Токио: Тайсёкан. 98-103.

Неопубликованные презентации
Чередование гласных в двусложных повторяющихся словах: ареальное измерение. Международная конференция по языкам меньшинств XII.Тартуский университет. 28-30 мая 2009 г. Постер с тезисом
& # 38750; & # 25991; & # 30330; & # 35441; & # 29983; & # 25104; & # 12434; & # 35500; & # 26126; & # 12377; & # 12427; & # 35430; & # 12415; Моделирование производства несущественных высказываний. & # 26481; & # 21271; & # 22823; & # 23398; & # 22823; & # 23398; & # 38498; & # 22269; & # 38555; & # 25991; & # 21270; & # 30740; & # 31350; & # 31185; & # 38468; & # 23646; & # 35328; & # 35486; & # 33075; & # 35469; & # 30693; & # 32207; & # 21512; & # 31185; & # 23398; & # 30740; & # 31350; & # 12475; & # 12531; & # 12479; & # 12540; Исследовательский центр языка, мозга и познания, Университет Тохоку.29 июля 2009.
Языковой контакт и цепное смещение в тандеме: система гласных таджикского языка. 23-я Скандинавская конференция лингвистики. Уппсальский университет. 1-3 октября 2008 г.
Mo & # 287; olca ve T & # 252; rk & # 238; диллерде йемек фиилли ифаделер. «Дженгиз Хан ве о & # 287; уллар & # 305; н & # 305; н icraatlar & # 305; n & # 305; n T & # 252; rk d & # 252; nyas & # 305; ndaki akisleri». Sabanc & # 305; M & # 252; zesi (& # 304; stanbul & # 220; niversitesi T & # 252; rkiyat Ara & # 351; t & # 305; rmalar & # 305; Enstit & # 252; s & # 252;).7-8 декабря 2006 г. Раздаточный материал (PDF 275KB)
Модель для производства фрагментов предложения: предварительное исследование. Явная и неявная информация в тексте: информационная структура на разных языках. Университет Осло, 8-10 июня 2006 г. Предварительное рассмотрение
& # 304; ran & # 238; dillerde -mi & # 351; ‘li orta & # 231; lar. И. Улусларарас & # 305; Т & # 252; рк Д & # 252; ньяс & # 305; К & # 252; лт & # 252; р Курултай & # 305 ;. Ege & # 220; niversitesi, 915 апреля 2006 г. Раздаточный материал (PDF 1 МБ)
Зачем заимствовать глаголы, если можно заимствовать причастия ?: Тюркские причастия в иранских языках.«Универсальность и особенность систем частей речи». Амстердамский университет, 8-10 июня 2006 г. Постер с тезисом
выражений EAT на языках Центральной Азии. 7-й Международный форум по языку, мозгу и познанию «Включение культуры в исследования познания и языка». Зал Син-Сензанкан, Японский женский университет. 15 марта 2006 г. Abstract
(Совместно с Прашантом Пардеши и др.) Ареальное распространение и семантическая эволюция EAT в языках Азии. AG 4: Aktuelle Fragen der Areallinguistik / Текущие проблемы ареальной типологии.Universit & # 228; t Bielefeld. 22-24 февраля 2006 г.
& # 12479; & # 12472; & # 12463; & # 35486; & # 12392; & # 12454; & # 12474; & # 12505; & # 12463; & # 35486; & # 12398 ; & # 21454; & # 26463; Языковые контакты в Центральной Азии и сближение таджикского и узбекского языков. Приглашенная лекция в Программе COE 21st Century University по гуманитарным наукам: Серия открытых лекций LBC № 27. Университет Тохоку. 6 июля 2005 г.
Альтернативный отчет о производстве «эллиптических предложений».2-й Международный семинар по эволюционным когнитивным наукам в поисках взаимодействия языка и мозга: овладение языком, обработка предложений и нейролингвистика. Токийский университет. 2-3 июля 2005 г.
Звуковая символика в турецкой музыке. Семинар 2004 года: язык и культура, Сиднейский университет. 12-13 февраля 2004 г. Аннотация
& # 38899; & # 38911; & # 12392; & # 38899; & # 38907; & # 12363; & # 12425; & # 12415; & # 12383; & # 33180; & # 40180; & # 27005; & # 22120; & # 38899; & # 12398; & # 12488; & # 12523; & # 12467; & # 35486; & # 21475; & # 21809; & # 27468; Акустико-фонетический анализ солмизации для мембранофонов.Периодическое исследовательское собрание & # 26481; & # 27915; & # 38899; & # 27005; & # 23398; & # 20250; Т & # 244; у & # 244; Онгаку Гаккай (Общество исследований азиатской музыки) 4 октября 2003 г. Раздаточный материал
Изменение языка, вызванное контактом. 4-й Международный симпозиум по двуязычию, Университет штата Аризона. 30 апреля — 3 мая 2003 г.
Анализ «неполных предложений» в агглютинативных языках: с некоторыми ссылками на LCS (лексическая концептуальная структура / семантика). Ведомственный семинар Школы европейских, азиатских и ближневосточных языков и исследований Сиднейского университета.28 мая 2002 г.
Предварительно номинальные фразы-модификаторы с -agi в сегодняшнем бухарском диалекте таджикского языка: предварительное исследование. Конференция Австралийского лингвистического общества. 27-30 сентября 2001 г. Австралийский национальный университет.
Морфологически немаркированные темы на японском языке. Конференция Австралийского лингвистического общества. 7-9 июля 2000 г. Университет Монаш.

История лука — происхождение и историческое использование

Лук — один из старейших культивируемых овощей в нашей истории, происходящий из Центральной Азии, откуда он распространился по всему миру.Современное археологи, ботаники и историки не могут определить точное время и место их первых возделываний (потому что этот овощ скоропортящийся и его выращивание не оставляет почти никаких следов), однако некоторые письменные записи позволяют нам нарисовать очень интересную картину его происхождения.

Есть две школы мысли относительно того, где выращивали лук, и обе относятся к периоду 5500 лет назад в Азии. Некоторые ученые считают этот лук был впервые одомашнен в Центральной Азии и на Ближнем Востоке в вавилонской культуре в Иране и Западном Пакистане.Это, конечно, основано на древние остатки выращивания пищи, которые пережили зубцы времени, но многие считают, что организованное культивирование началось намного раньше, на тысячи лет до написания и сложных инструментов были созданы. Лук выращивали в Древнем Египте 5500 лет назад, в Индии и Китае 5000 лет назад, в Шумере. 4500 лет назад.

Организованное выращивание лука началось около 3500 г. до н.э., и древние цивилизации, которые его использовали, вскоре стали действительно зависимыми от этого великого овоща.Лук было легко выращивать на любой почве, в любой погодной экосистеме, его легко хранить, сушить и консервировать зимой. Основные способности лука также оказались очень полезными для египтян, вавилонян, индуистов и древних китайских цивилизаций, у которых были проблемы с созданием больших источников пищи. — лук предотвращал жажду, был отличным источником энергии, обладал очень полезными лечебными свойствами, его можно было легко сушить и хранить на время, когда другие скоропортящихся источников пищи было мало.

Из-за всех этих преимуществ лука неудивительно, что этот овощ быстро вошел в религиозные обряды нескольких древних народов. цивилизации. Это было наиболее очевидно в Египте, где лук был символом вечности, бесконечной жизни и был частью погребальных церемоний (особенно в период похороны фараонов). Египтяне рисовали лук на стенах своих построек, пирамид, гробниц и присутствовали как в обычных трапезах, так и в праздничных блюдах. пиршества и подношения богам.Лук также был важной частью знаменитого процесса мумификации в Египте.

При всей этой популярности лук все больше и больше фигурировал в письменных источниках истории человечества в 1-м тысячелетии до нашей эры и в первые века нашей эры. это было несколько раз описанный израильтянами в Библии, отмечен в индийском медицинском трактате Чарака Санхита как одно из самых важных средств от различные болезни сердца, суставов, пищеварения и широко использовались в Древней Греции не только врачами, но и солдатами и спортсменами, которые верили в лук дал им силы от богов (они употребляли его сырым, вареным, как сок и как растительное масло).Римляне также употребляли большое количество лука, употребляя его в пищу. куда бы они ни пошли, от Италии до Испании, Балкан, большей части Центральной Европы и Англии. Раскопки разрушенного города Помпей, который был затоплен лава Везувия открыла современным ученым сложную сеть производства лука, которая была заранее описана в трудах многих римских историков.

После падения Римской империи Европа вошла в темные и средние века, когда основными источниками пищи для всего населения были бен, капуста и лук.В то время лук активно использовался как в пищу, так и в качестве лекарственного средства, и часто был более ценным, чем деньги. С приходом или ренессансом и новые торговые пути Золотого Века Паруса, лук был доставлен во все четыре стороны света, что позволило европейским колонистам и коренным народам новые континенты, чтобы выращивать этот невероятный овощ на бесчисленных типах почв. По некоторым данным, лук был первым овощем, который когда-либо выращивали. посажен первыми колонистами, высадившимися в Северной Америке.

История фильмов про Джокера и история происхождения персонажа

  • Войти в систему
  • Мой счет Управлять счетом FAQs Выход
  • Подписывайся
  • Человек года 2020
  • Выбор
  • Интервью с Джо Байденом
  • Информационный бюллетень
Закрыть Мой счет
  • Управлять счетом
  • Часто задаваемые вопросы
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *