КНИГА «ТАДЖИКИ», ПОСВЯЩЁННАЯ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА
На кафедре пропедевтики детских болезней ГОУ «ТГМУ имени Абуали ибни Сино» 04.04.2023 года был проведен открытый урок на тему: «Книга «Таджики», посвященная истории таджикского народа». Презентация была проведена студентами кураторской группы под руководством учебного ассистента кафедры, куратора данной группы — Касымовой П. В. при участии сотрудников кафедры и студентов 4-й группы 3-го курса педиатрического факультета.
Бободжон Гафуров – герой Таджикистана, политический и государственный деятель, выдающийся историк, знаменитый таджикский востоковед, доктор исторических наук, профессор, член Академии наук Таджикистана и Академии наук СССР и первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической Партии Таджикистана. Жизнь Б. Гафурова как научного, общественного и государственного деятеля, описанная в мемуарных записях соратников, исследованиях его научной деятельности является неотделимой частью новейшей истории нынешнего суверенного Таджикистана.
Бободжон Гафуров был одним из первых борцов культурной революции, одним из первых организаторов современной науки и культуры Таджикистана, одним из крупнейших партийных и государственных деятелей, организатором и одним из первых академиков АН Таджикистана. Его роль в области культурно-экономической жизни республики весьма значительна. Немаловажным является также вклад в развитии таких отраслей как журналистика, историография, востоковедение. Б. Гафуров оставил богатое научно-популярное, историческое, общественно-политическое наследие, его публицистические произведения опубликованы во многих журналах, публицистических альманахах, сборниках, брошюрах и книгах на многих языках народов мира. Среди его трудов выдающееся и особое место занимает книга «Таджики», посвящённая истории таджикского народа. Книга служит энциклопедией по истории таджикского народа для будущих поколений и стоит в одном ряду с такими общепризнанными шедеврами, как «Шахнаме» Фирдавси и «История Бухары» Наршахи.
Эта поистине великая книга охватывает историю таджикского народа с древнейших времён до XVIII века.Основатель мира и национального единства, Лидер нации Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон в предисловии к одному из изданий книги «Таджики» о Б.Гафурове написал следующее: «Написав свой великий литературный шедевр – «Таджики», он принёс истинное наслаждение не только таджикскому народу, но и всем людям мира, которые говорят на иранских языках, всем любителям и ценителям цивилизации Востока и всем жителям Центральной Азии».
Бободжон Гафуров – герой, отстоявший право таджикского народа на свою историю. В данной книге рассмотрены такие важные вопросы, как история предков таджиков, формирование таджикского народа, история зарождения и развитие его языка и культуры, место таджиков в мировой цивилизации. Б. Гафуров сумел доказать, что таджикский народ является одним из древнейших арийских и центральноазиатских народов.
Президент Республики Таджикистан, Лидер нации Эмомали Рахмон в своем выступлении по случаю 100-летия со дня рождения академика Бободжона Гафурова в 2008 году подчеркнул: “Книга “Таджики” была пламенем, осветившим темные страницы истории таджикского народа”. По словам Президента Таджикистана, в условиях глобализации и развития информационных технологий, что приводит к засорению национальной культуры чуждыми элементами, обращение к истории, познание себя, очень важны и даже обязательны для каждого человека, в особенности подростков и молодежи.
Основатель мира и национального единства, Лидер нации Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон в своём Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан (26.12.2019) подчеркнул: “Мы должны знать своих предков, почитать их и гордиться своим арийским происхождением. В связи с этим Правительству страны поручается с целью глубокого изучения славной истории нашего народа переиздать фундаментальный труд академика Бободжона Гафурова “Таджики” за счет Фонда Президента Республики Таджикистан и до празднования 30-летия Государственной независимости бесплатно раздать в качестве подарка от Главы государства каждой семье в стране”.
Этот благородный и гуманный шаг Главы государства еще раз доказывает уважение к национальной истории, культуре и к благородным сынам нации. В свете дальновидной политики Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона нам, таджикам, необходимо знать и уважать славную историю нашего народа, изучать яркие страницы героизма и отваги наших предков и продвигать ее как основу идеи патриотизма и преданности Родине.
Кафедра пропедевтики детских болезней
05.04.2023 1065
История таджикского народа до наших дней…
С древних времен там, где сейчас находится территория Таджикистана, жил один из древнейших народов мира, который сейчас повсеместно называют таджиками. Однако, несмотря на столь долгую историю этого народа, сейчас очень малое количество людей не только в мире, но и в России воспринимают древнюю историю и культуру таджикского народа. В частности, произошло это из-за огромного количества трудовых мигрантов, которые приехали для заработков. Именно они убрали с древнего народа тот ореол загадочности. Эта статья раскроет картину происхождения таджикского народа, а также его становление до настоящего времени. Эпоха неолита В 1980-м году на территории Кулябской области были проведены раскопки. Именно они дали миру знание о том, что древняя история таджиков начинается еще в эпоху неолита, которая была около 500 тысяч лет назад. Тогда в этой области жили одни из первых первобытных людей. Постепенно они начали заселять высокогорья, в том числе горы Памир. Здесь были найдены уникальные наскальные рисунки времен раннего неолита — чаще изображения показывают фрагменты охоты, поскольку люди в здешних местах были в основном бродячими охотниками. Однако помимо самих охотников на территории современного Таджикистана проживали и племена, которые относятся к гиссарской культуре. Их основная деятельность была скотоводство, хотя они не брезговали и земледелием. В период эпохи бронзы они оставили многочисленные доказательства своего существования, оставляя на севере страны объекты гончарной, металлургической и горной деятельности. На юге же история таджикского народа связана с земледелием и изготовлением прекрасных произведений искусства из керамики.
Бактрия и Согда.
Именно два племени — бактрийцы и согдийцы — со временем превратились в граждан Таджикистана, которые существуют на данный момент. Их история начинается в 1 тысячелетии до нашей эры, когда были образованы два больших государства с рабовладельческой формой правления. Они назывались Бактрия и Согда. Однако сами по себе города были достаточно слабы, а потому не смогли противостоять нашествию одного народа — персы под предводительством великого царя-завоевателя Кира полностью подчинили этот народ себе. Так Таджикистан вошел в огромную персидскую империю, которая подчинила себе обширные территории. Однако даже великий народ персов не смог долго удерживать его. На свет уже в следующем веке появился величайший завоеватель всех времен — Александр Великий. Македонский царь попросту смял величественную персидскую империю, а потому территория, где проживал таджикский народ, стала частью его царства. После его смерти она перешла к наследникам — Селевкидам.
Тохары
Наследники Александра, к сожалению, не обладали его военным гением, а потому полноценно удержать его империю попросту не смогли. Генералы царя разорвали ее по частям. Отделено было и Греко-Бактрийское царство. Однако власть македонян была полностью убрана из государства после того, как сам народ страны восстал против завоевателей. Немалое влияние здесь оказало племя тохары, которые не только оказали огромное влияние на культуру таджикского народа, но и на его политическую жизнь. Со временем тохары настолько органично влились в обычный народ, что стали существенной частью начавшей процесс своего формирования таджикской народности. Новое государство поменяло имя — вместо Бактрии оно стало называться Тохаристаном. Произошло это уже в 4 веке нашей эры, так что процесс развития занял достаточно долгий срок.
Империя Кушанов
В 4 веке большая часть Азии, которая принадлежит современным Таджикистану, Афганистану и Северной Индии, относилась к огромной империи, управляемой династией Кушанов. Полноценное развитие истории таджикского народа можно начинать именно с этого периода. Именно тогда начался истинный расцвет экономики и культуры для этой страны. До наших дней дошли несколько памятников культуры и истории того периода, которые в полной мере отражают удивительное слияние эллинистического, индийского и среднеазиатского искусства. Однако и в таком виде данный народ не смог долго оставаться под одним правлением — начался период степных кочевых племен. Уже в 6 веке территория страны находилась под властью Тюркского каганата.
Арабский халифат
Постепенно в 5-6 веках история таджикского народа начала уходить в область феодализации. Сам период феодальных отношений длился практически до конца 19 века, хотя постоянно видоизменялся. Самый большой экономический подъем начался прямо перед началом арабских завоеваний, что вызвало большое расслоение между общественными группами. Помимо этого началось и развитие культуры. Пенджикент можно смело называть одним из образцов культуры раннего Средневековья, которые существуют на территории Средней Азии — его фрески, а также сооружения говорят о небывало высоком культурном уровне, а также наличии великих достижений в области архитектуры и искусства. Однако просуществовать самостоятельно страна попросту не смогла. Хоть народ и оказал значительное сопротивление арабской экспансии, все равно со временем Таджикистан вошел в состав Арабского халифата. Завоеватели, постоянно борясь с восставшим народом, практически уничтожали его культуру и города, а также накладывали огромные налоги.
Саманиды
Процесс окончания формирования таджикского народа закончился во время нахождения Таджикистана в составе государства Саманидов. Именно в этот период на первое место стали выходить 2 города — Самарканд и Бухара, которые прославились как величайшие центры культуры и науки. Большую роль для истории таджикского народа сыграл факт, что западноиранский таджикский язык стал господствующим, вытесняя все иные. Это позволило активно развивать таджикскую историю, культуру и искусство. К сожалению, это привело к тому, что народ, проживающий вблизи Памира, пошел немного иным путем, поскольку географически был достаточно изолирован. Здесь начали складываться собственные этнические формирования с самобытной культурой.
Первый из правителей
Именно Самани можно считать самым великим эмиром из династии Саманидов, ведь он стал основателем государства. Хотя большая часть его истории лежит именно на территории современного Узбекистана, в Таджикистане его очень сильно почитают. Помимо многочисленных памятников, сами таджики признают его своим первым правителем. На данный момент в обиходе используется денежная купюра с его изображением в 100 сомони. В 1999 году в стране праздновалось 1100-летие государства Саманидов, где в честь Исмаила Самани был возведен архитектурный ансамбль.
Период завоеваний
Следующие несколько веков территория современного Таджикистана переходила из одного государства к другому, его постоянно завоевывали. Все это не дало утвердиться Таджикистану на карте мира, стать самостоятельной страной. А в 13 веке началось вдобавок вторжение войск полководца Чингисхана. Несмотря на то, что против него оказывалось сильное сопротивление, завоеватель смог подчинить себе Среднюю Азию, однако сопровождалось это кровью, а также разрушениями. Страна стала находиться после этого в составе Чагатайского улуса обширной монгольской империи. Для таджикского народа в период завоеваний произошло немаловажное событие. В их этническую группу начали проникать тюрки и монголы, что привело к тому, что в равнинных народах начала происходить тюркизация, которая в меньшей степени проникла в горные племена и в города.
Период ханств
После смерти Чингисхана территорию Таджикистана вновь начали перекидывать, но только между ханствами. В 14 веке он вошел в состав государства Тимура, а позднее и его наследников. В этот период произошло развитие науки и искусства, в частности астрономии и литературы. Однако уже через два века они перешли под покровительство узбекских ханов, которые постоянно образовывали новые ханства. В основном таджиков поделили между собой Бухарское и Кокандское ханства. Но это вовсе не значит, что народ начал жить спокойно — сама политическая ситуация постоянно находилась на военном положении. Внешние и внутренние войны за власть привели к упадку земледелия, эксплуатации людей и разрушениям. В этот период феодальная зависимость просто процветала — из-за огромных налогов народ ходил в постоянных долгах перед своим феодалом, а потому должен был выполнять принудительные работы. Культура, искусство, художественное таджикское слово и язык — все находилось в небывалом упадке.
Присоединение к России
Новый виток развития народа начался только в 1868 году. Постоянно нуждающаяся в новых рынках сбыта Российская империя, борясь с Англией, ускорила присоединение Средней Азии к себе. Практически весь эмират стал частью Туркестанского генерал-губернаторства, чем автоматически лишил себя возможности вести самостоятельные торговые и дипломатические отношения с иными странами. Бухарский эмират стал вассальной территорией России, а позднее к нему была присоединена и северная часть современного Таджикистана в 1876 году. Постепенно была проведена граница между Таджикистаном и Афганистаном, которые поделили между собой Англия и Российская империя. Нельзя не признавать, что в этот период таджики находились под двойным гнетом, как своих правителей, так и российских императоров. Именно поэтому было огромное количество народных восстаний, которые пытались свергнуть эксплуататоров. Однако присоединение к России имело и свои светлые моменты. Первым делом прекратились междоусобные войны, а также постепенно в страну начал проникать капитализм. Таджики постепенно приобщались к русскому народу, происходило смешение русских и таджикских слов, а также начал образовываться рабочий класс.
Красная революция
После свержения империи в России начался период гражданской войны между красными и белыми. В Бухару революция пришла именно с красными, а потому уже в 1920 году была образована Бухарская Народная Советская Республика. Правда, просуществовала она относительно недолго, и в составе Узбекской ССР в 1924 году была создана Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика. Изначально в ее состав вошли 12 волостей, которые захватили Туркестан, Восточную часть Бухары и часть Памира. Однако поскольку Таджикская АССР считалась подчиненной, то основные политические центры оставались в составе Узбекистана. Только в 1929 году данная республика получила возможность стать независимой и стала управляться по общесоюзному образцу. Но при этом традиции многочисленных этносов попросту стали игнорироваться, что привело к утрате многих культурных ценностей. После этого вплоть до 1991 года страна оставалась под властью СССР, но также полностью стала независимой от Узбекской ССР.
Культура
Несмотря на то, что в Таджикистан имел в советский период несколько видных писателей и ученых, никто из них не прославился так, как Садриддин Айни. Именно этот человек стал основоположником таджикской советской литературы, а также видным общественным деятелем и ученым. Помимо составления нескольких книг по истории Средней Азии, он помогал создать Самаркандский государственный университет. Именно Садриддину Айни выпала честь называться первым президентом Академии наук Таджикской ССР, а также быть в числе депутатов Верховного Совета СССР. Как можно увидеть, он оставил свой след не только в культуре страны, но и в ее политике.
Распад СССР
Таджикистан на карте мира в качестве самостоятельного государства появился достаточно поздно. Первым шагом к обретению независимости стал вариант декларации правительства страны, который был придуман депутатами, но при этом сформулирован достаточно расплывчато. Второй шаг в борьбе за независимость был сделан вовсе не правительством, а движением «Растохез», который члены отправили в прессу для ознакомления. Они написали иной вариант декларации, поскольку считали, что граждане Таджикистана попросту не могут быть удовлетворены правительственным документом, который содержит многочисленные неясности. Помимо самого текста они выложили и критические замечания. Сам второй вариант декларации они предлагали использовать в качестве основы для новой Конституции, а потому текст был весьма масштабным и содержал более 20 пунктов, которые касались не только независимости, но и государственного устройства и ветвей власти в стране. Он одной из последних республик объявил о своем суверенитете, поскольку только 24 августа 1990 года была принята сама декларация. Конечный текст содержал выдержки из обоих документов. Полностью независимым Таджикистан стал только 9 сентября 1991 года, когда было принято постановление «О государственной независимости Республики Таджикистан». На данный момент день независимости Республики Таджикистан принято праздновать именно 9 сентября, который считается официально нерабочим днем.
Гражданская война Первый год после объявления независимости казалось, что Таджикистан и его народ набирает обороты. Вступление в СНГ и ООН подтверждают факт того, что страна стала приниматься на международной арене, однако конец этому положила Гражданская война 1992-1997 годов. По своей сути она стала внутриэтническим конфликтом, который развивался между сторонниками центральной власти и оппозицией, объединившей разные группировки. Нельзя не признавать тот факт, что начало войны во многом было положено клановым мировоззрением самого народа — таджиков, а также их отношением к религии. Все это было наложено на сложную экономическую ситуацию в стране. После того как все было смешано, наступил взрыв — Гражданская война. А массовые беспорядки в Душанбе в 1990-м году только усугубили ситуацию. Наиболее ожесточенные бои пришлись только на первый год после начала войны — в этот период страна попросту была расколота на 2 части, однако прекратить полностью ее удалось только в 1997 году при посредничестве Организации Объединенных Наций.
Сегодняшние времена
Несмотря на то, что Таджикская ССР признавалась одной из самых маленьких и неразвитых, сейчас республика считается вполне самостоятельным государством. К сожалению, территория страны отделена горами, что во многом препятствует международной торговле. Однако, несмотря на это, таджики имеют богатую историю, считая себя потомками персов, что в целом не противоречит истории, поскольку заселение территории страны началось именно с территории Древней Персии. Таджики являются доминирующей нацией в стране, практически 85% всех жителей относятся к этой этнической группе. На самом деле страна, столь долго находившаяся под властью иных народов, даже сейчас находится на первых ступенях своего развития. Малая степень урбанизации, постоянные проблемы с водоснабжением и электричеством, постоянная миграция — все это существенно подрывает страну. Коренное население практически не может найти работу, что ведет к тому, что молодые и здоровые люди покидают свой край и едут на заработки, часто совершенно нелегально. Однако, если учитывать то, что Республика Таджикистан появилась на политической карте только в 1991 году, то она достигла весьма больших успехов при малом количестве ресурсов.
В итоге…
Как можно увидеть, таджикский народ ведет историю с древних времен, а потому невозможно полностью проследить его движения. Отвечая на вопрос о том, сколько в мире таджиков сейчас проживает — ученые минимальную цифру называют в 20 миллионов человек, причисляя к ним иранский народ, который разговаривает на различных диалектах, относящихся к персо-таджикским. Они не только населяют непосредственно Таджикистан, но и небольшую часть Афганистана. Они имеют самостоятельную культуру, кулинарные традиции и множество иных атрибутов. На данный момент в России проживает и работает около полумиллиона таджиков, которые находятся в стране нелегально, хотя постепенно эта цифра уменьшается. Но, несмотря на сложившуюся в настоящее время политическую и миграционную ситуацию, невозможно не признавать, что этот народ обладает яркой самобытностью. Пусть долгие годы он находился в подчинении других государств, его постоянно перебрасывали от империи к империи, но население выжило, сохранило культурные памятники и по праву считается одной из самых древних народностей в мире, ведя свою историю еще с первобытных племен. Сейчас таджики являются многочисленной народностью, достаточно яркой, чтобы привлекать к себе внимание, но пока не развитой достаточно, чтобы занять весомое место в политике и межгосударственной торговле.
Таджикистан и таджики | Encyclopedia.
comТаджики являются наиболее видным коренным нетюркским населением в Центральной Азии. Они имеют персидско-иранское этническое происхождение, хотя их точное происхождение является предметом споров. Легенды связывают таджиков с Александром Македонским и его походом в регион к северу от Афганистана и к западу от Китая — то, что сегодня является Таджикистаном. Более вероятно, что современные таджики являются потомками персоязычного населения, проживавшего в оседлых регионах современной Центральной Азии, в частности, в стране Таджикистан.
Население Таджикистана в 2002 г. составляло 6 719 567 человек, из которых примерно 4 361 000 были этническими таджиками (64,9%). Однако, если добавить к этому примерно миллион таджиков, проживающих в Узбекистане и Афганистане соответственно, число таджиков в Центральной Азии значительно превысит шесть миллионов. Что делает эти расчеты трудными, так это тот факт, что определение себя как таджика является конструкцией советской эпохи. До начала двадцатого века люди в регионе определяли себя больше по племенной и клановой принадлежности или своей приверженности исламу, чем по этнической принадлежности. В соседнем Узбекистане, например, этнические таджики утверждают, что на самом деле они более заметны, чем предполагает официальная статистика этой страны. В Республике Таджикистан к другим значительным меньшинствам относятся узбеки (25,0%) и русские (3,5%). Многие русские эмигрировали из Таджикистана сразу после распада Советского Союза, особенно в период гражданской войны (1992–1997). Большинство узбеков проживает в северной Согдийской области, ранее известной как Ленинабад (Ленинабад). Остальные русские живут в столице Душанбе, население которой в 2002 г. составляло 590 000 человек, хотя эта цифра, несомненно, занижена.
Таджики говорят на восточном диалекте фарси, языке Ирана. Языки взаимно понятны; хотя, поскольку современный таджикский язык написан кириллицей, а не арабским шрифтом, между ними могут возникнуть трудности. Ведь на протяжении всего прошлого века на таджикском языке писалось
на арабском языке, латинице и кириллице. Нынешнее правительство намерено вернуться к арабской письменности, хотя практические трудности такого перехода замедлили любые такие усилия.
В отличие от иранцев таджики являются мусульманами-суннитами ханафитской школы, а не мусульманами-шиитами, как иранцы. Это результат истории религиозных центров региона, таких как Бухара и Самарканд в Узбекистане, где проживает ряд этнических таджиков. Что еще более важно, династия Сефевидов, сделавшая шиитский ислам официальной религией Персии, не контролировала традиционные таджикские территории. В районе Бадахшана на востоке Таджикистана существует небольшая секта исмаилитских шиитов, верная духовному лидеру Ага-хана. Кроме того, нетаджики в стране исповедуют ряд религий.
Таджики считают династию Сасанидов начала десятого века основополагающим моментом в своей истории. Традиционно таджики — или носители таджикского языка — населяли городские районы Средней Азии, особенно ключевые торговые города Самарканд и Бухару.
Действительно, многие из них были экономической и политической элитой Бухарского эмирата, которая была видна в шестнадцатом — начале двадцатого веков. Со временем Эмират стал протекторатом Российской империи в 1870-х годах и до 19 века.17 была тесно связана с царским режимом. После большевистской революции и Гражданской войны в России, приведших к образованию Узбекской ССР, была создана Таджикская Автономная ССР. 5 октября 1929 года советское правительство официально провозгласило ее полноправной союзной республикой. Таджикистан, площадью 143 000 квадратных километров, является одной из самых маленьких стран в регионе. Он в основном гористый, с Памиром, доминирующим в восточной части страны (регион, известный как Бадахшанская автономная область).
В течение года независимости от СССР правительство Таджикистана рухнуло из-за распрей между соперничающими группировками, и последовала пятилетняя гражданская война (1992–1997). Война в значительной степени рассматривалась как борьба между региональными соперниками. В 1997 году противоборствующие стороны договорились о создании Комитета национального примирения (СРН), который подготовил почву для мирного разрешения конфликта. Президент Имомали Рахмонов успешно укрепил свою власть в послевоенное время и в начале двадцать первого века прочно контролирует страну, в которой по-прежнему господствует региональное и клановое соперничество.
Таджикистан — преимущественно горная страна, в которой мало природных ресурсов, кроме полезных ископаемых. Таджикистан был источником стратегических полезных ископаемых для советской ядерной программы и продолжает быть поставщиком других полезных ископаемых на экспорт. В частности, алюминий считается важным и является основой для одного из крупнейших в регионе заводов по переработке алюминия в Турсун-Заде. Имеются небольшие запасы нефти и газа, но они используются исключительно для внутреннего потребления. Хлопок также является продуктом, традиционно экспортируемым.
Из-за гражданской войны экономическое развитие страны было крайне низким. По оценкам, уровень производства в стране составляет менее половины показателей 1991 года. С 2001 года международные финансовые институты увеличили свои обязательства перед Таджикистаном, чтобы начать процесс восстановления экономики. Особый интерес представляют возможности гидроэнергетики и дальнейшее освоение запасов полезных ископаемых. Общий валовой национальный продукт (ВНП) в 2001 году составил 7,5 миллиардов долларов, что дает расчетный паритет покупательной способности (ППС) в 1140 долларов на душу населения. Доход на душу населения на самом деле составляет менее 600 долларов, при этом многие зарабатывают всего 10 долларов в месяц на фактическую зарплату.
Поскольку это страна, не имеющая выхода к морю, которой необходим открытый доступ к внешним торговым путям, Таджикистан зависит от построения прочных отношений со своими соседями — Китаем, Афганистаном, Узбекистаном и Кыргызской Республикой. Особое значение имеет тот факт, что таджики занимают видное место в соседнем Узбекистане, особенно в исторических городах Бухаре и Самарканде. Еще одним ключевым вопросом для Таджикистана является тот факт, что Иран испытывает некоторую близость к этой стране. Иран сыграл ключевую роль в содействии мирным переговорам в середине 1990-х и, по крайней мере, в то время, чувствовал, что может быть более значимым игроком в стране.
Наконец, таджикская поддержка возглавляемой США кампании в Афганистане принесла скромные плоды. В настоящее время в Душанбе находится небольшая база США, и стратегическая помощь США Таджикистану значительно увеличилась. Таджикистан теперь является частью программы НАТО «Партнерство ради мира». Правительство Таджикистана надеется, что расширение внешних связей в конечном итоге приведет к увеличению экономической помощи. В свою очередь, эта помощь поможет стабилизировать весьма шаткую внутреннюю ситуацию.
См. также: ислам; национальная политика, советская; национальная политика, царская
Абдуллаев, Камолудин и Барнс, Екатерина, ред. (2001). Политика компромисса: Мирный процесс в Таджикистане, Соглашение № 10. Лондон: Ресурсы примирения.
Акинер Ширин. (2002). Таджикистан: распад или примирение? Лондон: Королевский институт международных отношений.
Олворт, Эдвард, изд. (1994). Центральная Азия: 130 лет господства России, исторический обзор. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка.
Аткин, Мюриэль. (1989). Тончайшая битва: Ислам в советском Таджикистане. Филадельфия: Институт исследований внешней политики.
Аткин, Мюриэль. (1997). «Сорванная демократизация в Таджикистане». В Конфликт, раскол и перемены в Центральной Азии и на Кавказе, изд. Карен Давиша и Брюс Пэррот. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
Беннигсен, Александр и Вимбуш, С. Эндерс. (1985). Мусульмане Советской империи: Путеводитель. Лондон: К. Херст.
Каммингс, Салли, изд. (2002). Власть и перемены в Центральной Азии. Лондон: Рутледж.
Раковска-Хармстон, Тереза. (1970). Россия и национализм в Центральной Азии: на примере Таджикистана. Балтимор, Мэриленд: Издательство Джонса Хопкинса.
Роджер Кангас
Журнал персидских исследований, том 11, выпуск 2 (2019 г.)
Аннотация
В этом эссе рассматривается национальная история таджиков Центральной Азии, которая была создана в двадцатом веке и продолжала развиваться в двадцатом веке. -первый век. В ней прослеживается понятие таджикского национализма, возникшее в XIX в.20-х годов при Советском Союзе, в основном в ответ на узбекский национализм. После этого советские интеллектуалы и ученые попытались построить новую историю таджиков. Наиболее важной работой в этой области было исследование Бободжона Гафурова
- Заголовок:
- Новая нация, новая история: продвижение национальной истории в Таджикистане
- Тип статьи:
- исследовательская статья
- DOI:
- https://doi. org/10.1163/18747167-12341322
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 224–239
- Ключевые слова:
- таджикский; национализм; Центральная Азия; Саманиды; узбекский
- В:
- Журнал персидских исследований
- В:
- Том 11: Выпуск 2
- Издатель:
- Брилл
- E-ISSN:
- 1874-7167
- Распечатать ISSN:
- 1874-7094 гг.