Египет: «Ка» — душа, двойник человека и дух-охранитель: VIKENT.RU
«Дорога, которая ведёт из Мемфиса и Фив в Рай, была полна опасностей, и потому умерший не мог сделать по ней даже один шаг, если до того не было выполнено множество ритуальных церемоний. Факт смерти не делал человека бессмертным. Душа была созданной, а не врожденной.
Строго говоря, под душой в Древнем Египте подразумевалось совсем не то, что подразумеваем мы: невидимый, нематериальный «обитатель тела», заставляющий его двигаться во время жизни и покидающий его после смерти, чтобы получить должное за все свои деяния и за свою веру. В египетских текстах встречаются упоминания о многих нематериальных сторонах человека, имеющих некоторое независимое существование от тела, — к ним относятся, кроме прочего, его тень и его имя. Однако из них только три вещи имеют отношение к жизни после смерти.
Из этих трёх легче всего объяснить Ба: Ба имеет вид птицы с человеческой головой, иногда предшествуемой маленьким горящим светильником. Обычно Ба обитает в гробнице или её окрестностях. На Картинах Ба можно видеть сидящим на груди мумии или влетающем в отверстие в стене гробницы для того, чтобы воссоединиться с мумией после короткого путешествия по окрестностям. Как правило, Ба не появляется до момента смерти — и даже после неё появление Ба есть результат особой церемонии, предназначенной для того, что превратить человека в Ба.
Ещё один Кандидат на звание души — это Ка. Когда бог-создатель Хнум на своём гончарном круге придавал форму телу будущего ребёнка, он также делал и Ка ребёнка, имеющего тот же внешний вид: на барельефах и рисунках Ка изображён как двойник человека, которому принадлежит.
Но это не совсем то же, что и душа в нашем понимании этого слова, поскольку Ка совсем не обязательно пребывает внутри тела. Когда человек умирает, он в загробной жизни присоединяется к своему Ка; похоже на то, что Ка гарантирует человеку существование в загробном мире. Ка также играет определённую роль и при жизни, оказывая благотворное и защитительное воздействие.
Концепция Ка крайне сложна; многообразие переводов этого слова указывает на то, что согласия по вопросу о природе Ка до сих пор не найдено — здесь и «двойник», и «дух-охранитель», и «личность», и «жизненная сущность», и «воля, или власть».
Наш первый перевод этого слова — египтологи предпочитают вообще его не переводить — затрагивает лишь один аспект Ка, Касающийся жизни человека после смерти.
Третье — это Акх, самое абстрактное понятие из трёх. Акх никогда не давали в виде рисунка. В текстах это слово изображали в виде ибиса с хохолком; Ба символизировала другая длинноногая птица, а Ка — две воздетые вверх руки. Слово Акх, как и Ка, можно перевести по-разному — от «эффективный», «полезный» до «великолепный». Иногда в него вкладывается значение «дух», или «видоизмененный дух». Слово Акх одновременно и весьма неясное, и вместе с тем самое одухотворенное из всех египетских слов, относящихся к мёртвым.
Нет смысла пытаться провести чёткое различие между этими тремя сторонами духовной сущности человека. Религию вообще трудно анализировать при помощи логики. Мы не можем сказать, что при условии А мы имеем дело лишь с Ба, при В или С появляются соответственно Ка или Акх.
В египетских текстах видно различное использование этих слов.
Изучая взгляды египтян на загробную жизнь, мы уже не удивимся тому, что они столь же неопределённы, как и взгляды на душу. В описаниях загробного мира можно встретить и подземный мир, и небесный рай; боги усопших могут пребывать и на звездах, и под землей. Многие боги и богини Древнего Египта принимают участие в погребальном ритуале; некоторые из них связаны исключительно с миром мёртвых. Анубис — бог с головой шакала — был проводником мёртвых и покровителем кладбищ и бальзамирования; несмотря на голову хищника, он относился к добрым божествам. Упуат из Ассиута и Хентиаментиу из Абидоса также были связаны с погребальным обрядом. Возглавлял всех правитель царства мёртвых Осирис.
Плутарх оставил нам самую древнюю полную версию его истории. Египтяне никогда её не записывали, но постоянно на неё ссылались, и, несмотря на небольшие несовпадения, эти ссылки в целом соответствуют греческой версии».
Барбара Мертц, Красная земля. Чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты, М., «Центрполиграф», 2008 г., с. 364-367.
Древнеегипетская душа: Хат, Сат, Иб, Рен, Ка, Ба, Аху, Шуит, Хека
При всей кажущейся общеизвестности древнеегипетской мифологии, она очень сложно поддается систематизации. Потому что 3 тысячи лет истории — это овердохера: менялись эпохи, правители, завоеватели, жреческие реформы… Потому что септов-номов-районов в Древнем Египте было больше 4-х десятков и в каждом своя система, мнение, версия родоственных-функциональных-аватарных отношених богов, богинь, демонов, духов… Потому что древнеегипетские иероглифы читать — это вам не в носу ковыряться, можно весь мозг вывихнуть. И многие переводчики, судя по текстам, таки вывихнули…
.
А ведь я просто хотел разобраться с египетской душой.
.
.
Короче, единой общей для всего Египта системы воззрений о составе Человека нет. Так, например, в древнюю эпоху выделялось всего три составляющих: Ка, Ба и Ах, — а в гробнице Аменемехта говорится, что четрнадцать. А советский исследователь Рак говортит, что шесть… Пичаль. Но в целом, основные элементы будут такими:
Хат («тело») — бренная оболочка человека, простая материальная база для остальных составляющих человека-я-души.
.
Сат — вечное тело, мумия; мумификация превращает бренное, преходящее тело в священное, вечное тело..
Иб (аб) — сердце как вместилище мыслей и эмоций (сердце как вместилище Аху называлось Хати). Сердце появляется в момент зачатия из одной капли крови из сердца матери и в течение жизни «отмечает» следование человека пути Маат—справедливости. Анубис после смерти его взвешивает на весах Маат и сердце свидетельствует либо в пользу покойника, либо против его. ели против, то серце съедает чудище Амт и вечная жизнь человеку не светит.
.
Рен («имя») — в представлении древних египтян имя занимало очень важное место в жизни человека, поскольку они верили, что оно в дальнейшем определяет судьбу человека. Потому имена часто давались в честь богов, склоняя их к проявлению милости по отношению к носителю имени. В некоторых случаях имя заменяет человека, а воздействие на имя — это воздействие на человека.
Пока существует имя — человека помнят. Исчезает имя из памяти потомков, человек погружается в забвение и вечной жизни ему не будет. Потому фараоны периодически уничтожали имена своих врагов на памятниках и гробницах…
.
Ка («двойник») — это жизненная энергия (способность совершать действия, здоровье, благополучие), которую создал бог Хнум; то, что отличает живое от мертвого. Уходит из тела Ка и тело становится мертвым. Однако, выйдя из тела, Ка его не покидает, но остается рядом. Потому тела и мумифицировались, чтобы поддерживать сущестование Ка. И пища оставалась в погребении. Ибо даже при жизни пищей подпитывается именно Ка, а не тело. Иногда Ка изображают как двойника человека. Боги и фараоны имели несколько Ка.
Изображается в виде двух поднятых рук.
Статуя Ка — жизненной силы — царя Ауибра Хора.
Кедр, инкрустации, золото. 18 в. до н.э.
Каир, Египетский музей.
.
Ба («душа», «жизненная сила») — сознание человека, личность, психика, душа; то, что дает индивидуальность. Изначально «ба» было присуще только фараонам и божествам, однако в Среднем царстве «ба» приписывается каждому человеку и даже поселению.
Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Могла свободно перемещаться между миром мертвых и живых. Индивидуальность-Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. После смерти (выхода его Ка), Ба тоже толжно быть освобождено от тела путем специальных ритуалов. После них Ба находилась рядом с сердцем при его взвешивании Анубисом, затем, по мнению египтян, возносится на небо, но каждую ночь возвращается к телу умершего. Потому даже после смерти тело должно быть в сохранности.
Ба могла изображаться как в виде птицы с человеческими руками и головой, так и в виде барана.
.
.
Аху (пишут «Сияние», но я бы сказал «Дух») — та составляющая, которая после смерти продолжает существование в загробном мире. После смерти она освобождается путем специального ритуала ритуала отверзания уст. В каком-то смысле, вся цель замного существования человека заключается в подготовке себя (путем правильного поведения, соблюдения ритуалов, совершения приношений и т.д.) к тому, чтобы после смерти тела Аху продолжил существование среди богов.
Вместе с тем, Аху могут действовать и в мире живых, например, наказывая расхитителей гробниц и осквернителей некрополей. Еще Аху могли выхывать живые для «консультаций» по животрепещущим вопросам. А если гробница умершего оказывается заброшена, а сам он забыт — дух-Аху обречен на скитания, голод и одиночество.
.
Гробница Рамсеса III в Мединет-Абу..
Шуит («тень») — натуральная тень человека. Она всегда при нем, следовательно, имеет важное значение. В гробницах фааронов иногда даже были специальные ящики для тени. Считалось, что человек не умер окончательно, пока существуют его индивидуальность-Ва, дух-Аху, тень-Шуит и магия-Хеку.
.
Выходящие из гробницы души-Ба и тень-Шуит. Фреска фиванской гробницы TT290
.
Хека — буквально означает «усиление деятельности Ка». Египтяне считали, что увеличение силы души — это принцип по которому работает магия. Но, видимо, не только магия как волшебство, но и научное знание, и искусство. Считалось, что сильным Хека обладали жрецы, маги, ученые (медики, астрономы, архитекторы и т.д.). Слово «Хека» также подразумевает под собой великую силу и воздействие, которое практикующий может оказать на Ка богов, то есть на мир вообще. В самой седой древности Хека концентрировалась где-то в теле, в каком-то органе. И если его вырезать у врага и съесть, то собственный Хека вырастет. Потом магические способности персонифицировал бог Хека.
Повседневная жизнь в Древнем Египте: какой она была?
1
Кто такие «простые люди»?
Представьте себе население Древнего Египта, организованное в виде социальной пирамиды: основание пирамиды поддерживают рабы, слуги и крепостные; а фермеры-арендаторы работают в поместьях, принадлежащих королю, элите и храмам.
Далее идут квалифицированные и полуквалифицированные ремесленники; солдаты, матросы и занятые на крупных государственных проектах (строительные площадки, гробницы и храмы). Над ними находятся образованные профессиональные классы, в том числе писцы, бухгалтеры и врачи. Наконец приходит дворянство; элита, которая контролирует большую часть богатства Египта.
Королевская семья остается замкнутой и отчужденной на вершине пирамиды, в то время как король или фараон — единственный смертный, который считается способным эффективно общаться с государственными богами — выше всех.
2
Семья
В Египте была самая высокая рождаемость в древнем мире. И все же, все было далеко не идеально. Болезней и несчастных случаев избежать было нельзя, а программы социального обеспечения для защиты несчастных не существовало. Семья представляла собой единственный надежный механизм поддержки и, следовательно, была институтом огромной важности, где брак был практической, а не романтической связью, призванной создать жизнеспособную экономическую единицу.
Все, даже боги и богини, женаты. Неженатый мужчина считался неполноценным, и школьникам советовали рано жениться и иметь как можно больше детей. Мальчики, которым суждено было пойти по стопам своих родителей, обучались ремеслам и профессиям у своих отцов и дядей, а девочки оставались дома, чтобы учиться у своих матерей. В раннем подростковом возрасте девушки выходили замуж, и цикл начинался снова.
Больше похоже на это
Роспись женщин с детьми из гробницы Хай-Инхерха, Фивы. (Фото DEA/G Dagli Orti/De Agostini/Getty Images)
3
Хозяйка дома
Мужья и жены играли взаимодополняющие, но разные роли в браке. В то время как муж работал вне дома, зарабатывая продовольствие, которым можно было бы прокормить свою семью, жена или «хозяйка дома» вела домашнее хозяйство, предоставляя еду, питье, одежду и услуги по уборке по мере необходимости.
Чтобы отразить это традиционное распределение обязанностей, египетские художники изображали женщин как светлокожих «домашних» людей, а мужчин — как более темнокожих «уличных» рабочих.
Уход за детьми, приготовление пищи и уборка считались важными, но они мало повлияли на археологические или письменные записи. Следовательно, о женщинах Египта мы знаем меньше, чем о его мужчинах. Однако мы знаем одно: женщины имели те же юридические права, что и мужчины с таким же социальным статусом. Это позволяло им владеть собственной собственностью и жить в одиночестве без вмешательства опекуна-мужчины.
4
Роды
Большинство замужних женщин большую часть своей жизни либо беременны, либо кормят грудью. Поскольку медицинских советов было мало, амулеты и амулеты с изображением беременной богини бегемота Таверет и карликового полубога Беса использовались для защиты как матери, так и ее будущего ребенка.
- Подробнее | Акушерство и роды: исторический справочник от А до Я
Мать готовилась к родам, сняв одежду и распустив волосы. В богатой семье она могла уединиться в специально построенном родильном доме; это была привилегия, доступная немногим. Мать присела на родовые кирпичи для родов, а акушерка острым обсидиановым или кремневым ножом перерезала пуповину. Если что-то пошло не так, акушерка мало чем могла помочь.
Матери кормят грудью своих детей до трех лет.
Скульптура из египетского синего цвета, материала, близкого к стеклу, изображающая Исиду, кормящую грудью младенца Гора. (Фото Вернера Формана/Universal Images Group/Getty Images)
5
Дом
Египтяне строили свои города из сырцового кирпича, оставляя камень для своих храмов и гробниц. Строительство из этого материала было дешевым и быстрым, но, к сожалению, со временем почти все дома и дворцы из сырцового кирпича разрушились и разрушились.
К счастью, рабочая деревня Дейр-эль-Медина — дом строителей королевских гробниц — сохранилась относительно нетронутой. Здесь террасные дома были длинными, узкими и темными, с деревянной входной дверью, выходившей прямо на главную улицу. Каждый дом включал в себя две жилые или общественные комнаты, кладовую или спальню и кухню, оборудованную глинобитной печью. Крыша над кухней была сделана из циновки, которая позволяла выходить дыму и запахам готовки. Лестница давала доступ к остальной части крыши, которую можно было использовать как дополнительную жилую площадь.
6
Еда и питье
Египет был очень плодородной землей, и в нормальных условиях никто не голодал. Пищу можно было выращивать в домашних условиях, зарабатывать в виде пайка (денег не было), охотиться, ловить рыбу или обменивать на рынке. Воду можно было получить из колодцев, Нила или оросительных каналов, построенных египтянами.
Зерно – пшеница или ячмень – было основным источником углеводов. Все ели огромное количество хлеба, даже боги, чьи храмы ежедневно получали подношения сотнями хлебов. Овощи и рыба были широко доступны, и типичная крестьянская семья питалась здоровой пищей, богатой хлебом, рыбой, луком и бобовыми, иногда дополняемой мелкой дичью и птицей. Элита ела мясо более регулярно. Курица, которую в огромных количествах потребляют в современном Египте, была недоступна.
Пиво, мягкий, густой, слегка сладкий напиток, который лучше всего пить через фильтрующую соломинку, было основным напитком масс, потребляемым при каждом приеме пищи. Вино из винограда, выращенного в дельте Нила, было привилегией элиты.
Фреска из окрашенного известняка, изображающая приготовление и выпечку хлеба. (Фото DeAgostini/Getty Images)
7
Одежда
На многих расписных стенах гробниц изображена элита Египта, одетая в блестящие белые одежды с замысловатыми складками, когда они гуляют по полям или наслаждаются вкусным банкетом. Это очень идеализированный образ. Археологические данные показывают, что большинство женщин были одеты в практичные, простые платья с рукавами, похожие по стилю на простые галабии, которые носят современные египетские жители. Эти платья были сделаны из льна; хлопок и шелк были неизвестны в Древнем Египте. Плетеные сандалии и теплая шаль завершили наряд.
У мужчин был похожий гардероб, хотя длинная верхняя одежда снималась и заменялась килтом при работе в поле. Эти простые предметы одежды были бы очень ценными; их бы передавали по наследству, латали и штопали, пока в конце срока их полезного использования их не использовали в качестве оберток для мумий.
Стирка производилась в канале или Ниле с использованием натрона, богатого солью минерала, в качестве чистящего средства.
8
Здоровье
Врачи Египта считались лучшими в древнем Средиземноморье. Они использовали комбинацию научных методов (наблюдение и диагностика) и магических ритуалов (заклинания и чары), чтобы добиться своего исцеления. Пациенты могут лечиться по рецепту — грудное молоко считается особенно эффективным ингредиентом — или с помощью небольшой операции.
Врачи имели определенную специализацию: египетские гинекологи предлагали не только лечение женских болезней, но и предоставление тестов на фертильность и беременность и (ненадежных) противозачаточных средств.
Хотя мумификация позволила египтянам узнать о расположении внутренних органов, их понимание систем организма было неточным. Они считали, что в центре сердца имеется сеть «каналов», в которую входят кровеносные сосуды, слезные протоки и нервы. Препятствия внутри этой системы вызовут наводнения и засухи в различных частях тела.
Папирусная реконструкция фрески из фиванской гробницы Ипи, изображающая офтальмолога, лечащего пациента. (Фото DeAgostini/Getty Images)
9
Религия
В египетский пантеон входило несколько тысяч божеств. Эти боги могут быть организованы в свободную иерархию, с общепризнанными государственными богами наверху, локально значимыми богами посередине и полубогами и сверхъестественными существами внизу.
В то время как король и его жрецы поклонялись важным государственным богам в своих государственных храмах, его подданные были почти полностью исключены из государственной религии. Вместо этого они поклонялись эклектичной смеси местных богов, полубогов и сверхъестественных существ; духи и предки, у которых никогда не было формальных культов, но которые, несомненно, имели огромное влияние на жизнь простых людей.
Магия на всех уровнях общества была реальной и могущественной силой, которую можно было использовать для защиты невинных и предотвращения вреда. Его нельзя было каким-либо осмысленным образом отделить ни от формальной религии, ни от науки.
10
Жизнь после смерти
В Древнем Египте смерть не обязательно была концом жизни. Египтяне верили, что можно снова жить, если труп сохранить в форме, похожей на живую, чтобы он мог образовать мост между духом умершего и землей живых. Итак, как можно скорее после смерти тело было доставлено в мастерскую гробовщика. Здесь его положили на наклонный стол для бальзамирования, раздели и вымыли.
- Подробнее | Как сделать египетскую мумию за 6 шагов
Мозг сразу выкинул. Обычно этого добивались, ломая решетчатую кость (кость, отделяющую полость носа от полости черепа) и засовывая в ноздрю ложку с длинной ручкой. Сердце, напротив, осталось на месте. Затем был сделан разрез на левом боку, затем были извлечены желудок, кишечник, легкие и печень. Ногти на руках и ногах были связаны, а труп набит натронной солью. Его оставляли на срок до 40 дней, до полного высыхания. Наконец высохшее тело было вымыто, смазано маслом и перевязано.
Однако не каждый мог позволить себе такое лечение. Подавляющее большинство населения было захоронено без мумий, в простых могилах в пустыне. На какую загробную жизнь рассчитывали эти египтяне? Мы, вероятно, никогда не узнаем.
Джойс Тилдесли, старший преподаватель египтологии в Манчестерском университете, является автором книг «Мифы и легенды Древнего Египта» (Аллен Лейн, 2010 г. ) и «Проклятие Тутанхамона: развитие истории египетского царя» (Профиль, 2012 г.) . Вы можете следить за Джойс в Твиттере @JoyceTyldesley
Раскрась как египтянин! | Метрополитен-музей
20 июля 2020 г.
Анна Серотта, младший реставратор отдела консервации объектов; Джули Мари Сейберт, ассистент педагога по семейным программам Департамента образования; и Изабель Штюнкель, куратор отдела египетского искусства.
Стела человека по имени Аафенмут (фрагмент), ок. 924–889 гг. до н.э. Из Египта. Дерево, краска, левкас, 91/16 х 7 3/16 х 1 3/8 дюйма (23 х 18,2 х 3,5 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Фонд Роджерса, 1928 г. (28.3.35)
Как древние египтяне создавали великолепные картины? Примеры можно найти на стенах их дворцов, гробниц и храмов, а также они рисовали на таких предметах, как стелы (резные или расписные плиты из камня или дерева) или гробы. Но как и чем они делали эти красочные изображения? Давайте изучим процесс, а затем попробуем сделать свои собственные инструменты для рисования!
Два примера росписи на деревянных предметах из Древнего Египта.
Начнем с самой краски. В Древнем Египте пигменты — материалы, придающие краскам их цвет, — в основном изготавливались из минералов, которые собирали или выкапывали из земли. Их измельчали до мелкого порошка, а затем смешивали со связующим (что-то, что скрепляло все это вместе), например гуммиарабиком. Вот некоторые из наиболее распространенных пигментных материалов, используемых в Древнем Египте:
По часовой стрелке сверху слева: красная охра, изображение предоставлено Хилари Беккер, Бингемтонский университет; желтая охра, изображение предоставлено Рут Сиддалл, Университетский колледж Лондона; аурипигмент, изображение предоставлено Рут Сиддалл; углеродная сажа, изображение любезно предоставлено Кэролайн Робертс и сфотографировано Рэнди Стегмейером/Энн Асплунд для Ancient Color, специальной выставки в Музее археологии Келси; кальцит в виде мела, изображение предоставлено Рут Сиддалл и Чарли Андервудом; и малахит, изображение любезно предоставлено Кэролайн Робертс и сфотографировано Рэнди Стегмейером/Энн Асплунд для «Древнего цвета», специальной выставки в Музее археологии Келси
Самый распространенный синий цвет, который вы видите на древнеегипетских картинах, не встречается в природе. Этот пигмент, называемый египетским синим, был получен путем смешивания различных натуральных ингредиентов и нагревания их до высокой температуры. Вы можете думать об этом как о математической задаче: песок + известь + карбонат натрия + соединение меди + огонь = египетский синий.
Слева: кусок египетской лазури, ок. 1479–1458 гг. до н.э. Из Египта. Паста, 3/8 x 1/4 дюйма (1 x 0,6 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Фонд Роджерса, 19.36 (36.3.202) | Справа: Стела Сайи (фрагмент), ок. 825–712 гг. до н.э. Из Египта. Дерево, левкас, краска, 9 3/8 дюйма (23,8 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Фонд Роджерса и подарок Эдварда С. Харкнесса, 1922 г. (22.3.31)
Палитра этого древнего художника из коллекции The Met была вырезана из цельного куска слоновой кости. Видите оставшиеся у художника лепешки синей, зеленой, коричневой, желтой, красной и черной краски? Они были сделаны более 3000 лет назад! Чем эта палитра похожа или отличается от той, которую вы использовали?
Палитра художника с надписью имени царя Аменхотепа III, ок. 1390-1353 гг. до н.э. Из Египта. Слоновая кость, пигмент, 6 7/8 x 1 3/4 x 3/8 дюйма (17,5 x 4,4 x 0,9 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, покупка, подарок Эдварда С. Харкнесса, 1926 г. (26.07.1294)
Древние египтяне рисовали кистями, как и мы сейчас. Их кисти были сделаны из пучков растительных материалов, таких как трава и тростник, с использованием веревки, чтобы связать материалы кисти вместе.
Древнеегипетские кисти для рисования из коллекции Британского музея, Лондон, EA36893, EA36892 и EA36889, изображение © Trustees of the British Museum
Давайте сделаем наши собственные кисти! Вот несколько идей для натуральных или бытовых материалов, которые вы можете использовать для создания кисти: щетина метлы, сухая трава, тростник, палка с обтрепанными концами, веревка, веревка, солома или что-нибудь еще, что вы можете найти, чтобы держать краску!
Собрав материалы для кисти, свяжите их вместе, затем свяжите их чем-то гибким, например, веревкой, и обрежьте свободные концы.
Теперь, когда у вас есть кисть, пора рисовать!
Фото Анны Серотта
На изображении ниже показаны типичные этапы создания картины на дереве.
Фото (и картина) Анны Серотта
Сначала поверхность выравнивается. Для дерева это иногда означает добавление слоя льна (разновидность ткани), а затем слоя левкаса (произносится как jeh-so). Gesso — это белый материал, используемый для создания гладкой поверхности под покраску. В Египте его часто делали из минерального гипса, смешанного с клеем. Затем художник рисует цвет фона, а затем контур красным или черным цветом. Затем цвета заполняются один за другим; здесь сначала красили красным, потом зеленым, потом синим. Иногда сверху наносится слой лака или другого покрытия.
Далее займемся покраской. Вам понадобятся кисти, которые вы только что сделали (подойдут и современные кисти), краска любого типа и лист бумаги или дерева. Теперь ваша очередь повеселиться, рисуя, как древний египтянин! Это поэтапное рисование бога солнца с головой сокола.