Как избавиться от клипового мышления: что это и как бороться с клиповым мышлением школьника

Содержание

что это и как бороться с клиповым мышлением школьника

Что такое клиповое мышление

Клиповое мышление — это восприятие мира через короткие яркие образы. Clip в переводе с английского означает фрагмент текста или отрывок видео.

Большинство роликов на YouTube длятся не более 15 минут, что отучает от вдумчивого восприятия сложной и структурированной информации. Из телевизора непрерывно льётся поток разрозненных данных: вот рассказывают про новый закон, через минуту про слонёнка из зоопарка, а через две уже идёт реклама. Не позволив осмыслить одну тему, нас тут же переключают на другую.

Такой способ подачи информации провоцирует клиповое отношение к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий.

Человек с клиповым мышлением жаждет обновления информации. Руки сами тянутся проверить новости во «ВКонтакте», посмотреть истории в Instagram, попереключать вкладки в браузере или початиться.

В чём опасность клипового мышления

  • Сложно концентрироваться. Обладатели клипового мышления могут часами делать простую домашку, потому что всё время отвлекаются.
  • Неспособность анализировать. С трудом даётся построение логических цепочек, выделение главного и выводы.
  • Низкая успеваемость. Школьники с клиповым мышлением не понимают смысла прочитанного и быстро забывают, что им говорят педагоги. Отсюда плохие оценки и провалы на экзаменах.
  • Повышенная внушаемость. Носителями клипового мышления легко манипулировать, достаточно прокрутить перед глазами несколько эмоциональных образов.
  • Безразличие к людям. Клиповое мышление сиюминутно — его обладатели не способны долго и искренне сопереживать кому-то. Они могут забыть о трагедии  через пять минут, потому что в интернете уже разгорелся новый скандал.

<<Форма демодоступа>>

Как бороться с клиповым мышлением

Если вы испытываете трудности с концентрацией и глубокими размышлениями, постарайтесь сменить привычный способ восприятия информации. Вот четыре «противоядия» от клипового мышления у современных детей.

Способ 1. Читать художественную литературу и смотреть старые фильмы

Не комиксы, не посты в социальных сетях и даже не научпоп. Важно читать Пушкина, Толстого, Диккенса, Вольтера и других классиков отечественной и мировой литературы.

Источник: unsplash.com / @fotlexy

Сначала длинные художественные тексты могут даваться с трудом. Но это дело привычки. Уделяйте вдумчивому чтению по 10–15 минут в день, постепенно увеличивая время для борьбы с клиповым мышлением.

То же самое со старыми фильмами. В них действие обычно происходит в одном-двух местах, планы меняются редко, а диалоги между героями долгие и сложные. С непривычки это может показаться нудятиной, но постепенно вы поймёте, как здорово следить за логически выверенным сюжетом.

Способ 2. Писать изложения и сочинения

Изложения научат запоминать и транслировать чужие мысли, а сочинения — формулировать свои.

Источник: unsplash. com / @aaronburden

Чтобы выработать привычку, поставь перед собой задачу писать минимум по страничке в день. Не стесняйтесь показывать свои работы родителям и друзьям. Они подскажут, если что-то пошло не так (нарушена логика повествования, использованы непонятные формулировки и прочее).  

Если академические тексты не вызывают энтузиазма, ведите дневник, чтобы избавиться от клиповости мышления.

Способ 3. Сомневаться и дискутировать

Не позволяйте себе мыслить однобоко. Это поможет быстрее избавиться от клипового мышления. Всегда анализируйте позицию оппонента и спрашивайте себя: «А что сделал бы я?». Например, учитель поставил двойку. Обидеться проще всего, но попробуйте усомниться в своей правоте и честно сказать, какую оценку себе поставили бы, если бы были педагогом.

<<Блок перелинковки>>

Суперполезно устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми. Найдите темы, которые вас действительно беспокоят, попробуйте посмотреть на них с разных точек зрения. Только не путайте дискуссию со спором. Договоритесь подготовить по три аргумента своей позиции, а в конце обязательно прийти к консенсусу.

<<Форма бесплатного курса>>

Способ 4. Устраивай цифровые каникулы

Тотальный отказ от гаджетов вряд ли поможет. Ведь клиповость не только в интернете, она повсюду: на городских билбордах, компьютерных играх, журналах.

Источник: unsplash.com / @robin_rednine

Но время от времени отдыхать от информационного шума всё же полезно. Например, два раза в месяц устраивайте себе выходные созидания. Гуляйте, рисуйте, встречайтесь с друзьями — но никакого телефона, компьютера и телевизора! Даже чуть-чуть. Так вы отдохнёте от постоянного потока информации и перезагрузите мозг.

вся правда о клиповом мышлении и способах борьбы с ним

14 июня 2022

14.06

7 минут

7 мин.

29586

46

1

Обновлено: 14 июня 2022

Обновлено 14. 06

Клиповое мышление (сознание) – это восприятие мира через яркие короткие образы. «Clip» переводится с английского как «обрезать», «отсекать», а сам термин ассоциируется с фрагментом текста или видео.

Клиповое восприятие появилось в ответ на постоянно растущий объем информации, получаемой человеком ежедневно. Оно свойственно поколению так называемых зуммеров (Z) – современным подросткам и молодым людям, родившимся в двухтысячные годы.

Содержание статьи

  1. Что значит клиповость мышления
  2. Тест на фрагментарное мышление
  3. Как бороться с проблемой клипового мышления
  4. 6 способов, как избавиться от фрагментированного мышления
  5. Плюсы клипового мышления
  6. Частые вопросы
  7. Заключение эксперта

Что значит клиповость мышления

Это быстрое, почти моментальное переключение с одной мысли или образа на другой. Подобно меняющимся картинкам и звукам в видеоклипах, внимание человека как бы скользит между объектами и не фиксируется на чем-то одном подолгу.

Фрагментарность восприятия информации одним из первых описал Э. Тоффлер в своей книге «Третья волна», опубликованной в 1980 г. Он использовал термин «клиповая культура», имея в виду непрерывное мелькание информационных единиц (отрезков).

Тоффлер еще тогда предвидел, что в будущем подача информации станет более комфортной. Ведь у людей сложится соответствующий склад ума. Но ученый подразумевал не психологический, а культурный процесс.

Определение «клиповое мышление» ввел российский философ Ф. Гиренок в 2016 г. «Основная масса публикаций на тему клипового сознания и мышления связана с русскоязычными источниками и авторами» (Википедия).

Некоторые специалисты считают фрагментированное мышление не новым типом интеллекта, а возвратом к естественным процессам в человеческой психике.

Не случайно канадский культуролог М. Маклюэн писал, что разум современного человека стремится к дотекстовому состоянию.

Внимание! По мнению ученых, в будущем линейная последовательность знаков перестанет быть частью базовой культуры. И, похоже, прогноз начинает сбываться, судя по существующей ситуации.

Тест на фрагментарное мышление

Выберите описание, наиболее подходящее вам, и узнайте результат.

Описание

Результат

1

Вы все схватываете на лету и быстро выделяете суть, не колеблясь с принятием решения. Не теряетесь в экстренных ситуациях, действуя интуитивно. У вас калейдоскопическое восприятие информации, вы воспринимаете ее в виде не связанных между собой фрагментов и с трудом можете сконцентрироваться на чем-то одном

Явное клиповое мышление

2

Для вас характерны вдумчивый, системный подход и принятие взвешенных решений. Получая информацию, вы анализируете, обобщаете и структурируете ее. Вам свойственно все раскладывать «по полкам»

Понятийное мышление

3

Вы моментально «фотографируете» обстановку и видите всю картину в целом, успевая, однако, анализировать и устанавливать логические связи со знакомыми вам фактами. Вы быстро привыкаете к изменчивым обстоятельствам, четко воспринимаете окружающий мир как визуально, так и эмоционально. При принятии решения руководствуетесь интуицией и логикой, склонны искать во всем рациональное зерно

Смешанный тип. Такие люди обычно тяготеют к гуманитарным наукам, но подходят к ним с точки зрения логики и системы. Они весьма чувствительны к окружающим процессам, легко перенимают лишь элементы клиповости, не поддаваясь в полной мере слайдовому мышлению

Как бороться с проблемой клипового мышления

Родители, учителя и психологи сегодня находятся в поисках способа, как победить поверхностное мышление. Они обеспокоены перспективой деградации детей и школьников, которые порой просто не усваивают потоки информации.

Но уже есть понимание тщетности подобных поисков, ведь феномен клиповости – это особый тип сознания, избавиться от которого полностью невозможно. Он представляет собой часть личности, сформировавшейся под влиянием современных технологий и инноваций.

«Папа, а правда, что от интернета глупеют?» – «Гы, сына, LOL!»

Поскольку узконаправленное мышление нельзя победить, его надо правильно использовать. Нам вполне под силу ослабить его минусы и усилить плюсы.

Если вам трудно сосредоточиться, запомнить услышанное, не отвлекаться при работе с большими объемами данных, воспользуйтесь рекомендациями ниже или обратитесь к нашим психологам. Специалист даст рекомендации, как скорректировать мозаичное восприятие, на дистанционной консультации. Работаем круглосуточно, консультируем по телефону.

6 способов, как избавиться от фрагментированного мышления

Избавиться от влияния клипового мышления особенно важно школьникам и студентам, которые продолжают учиться по консервативным программам.

Пример из практики: 

Данил с детства проводил много времени, играя в компьютерные игры. Родители постоянно на работе, гулять его одного не пускали, бабушек не было. Проблемы с успеваемостью начались уже к концу первого года в школе, учителя жаловались на гиперактивность и неусидчивость мальчика. Во втором классе его даже хотели оставить на второй год, но на помощь пришел школьный психолог. После нескольких бесед со специалистом ситуация улучшилась. «На дорожку» Данил получил целый список книг и фильмов, многие из которых он с интересом прочел и посмотрел.

Рекомендации родителям:

  • контролируйте и ограничивайте время, которое ребенок проводит в интернете.
    Отслеживайте сайты, где он бывает, чтобы хотя бы частично оградить его от негативной информации об убийствах, терроризме и пр.;
  • приучайте ребенка к чтению, но без принуждения, чтобы не отбить всякую охоту к книгам. Просите его пересказать прочитанное;
  • для развития речи беседуйте с ребенком как можно чаще – поправляйте его речевые ошибки, указывайте на неправильное ударение в словах, объясняйте значение новых слов;
  • обсуждайте прочитанные книги и просмотренные фильмы, спектакли. Делитесь мнениями, ищите скрытый смысл в произведениях, полемизируйте;
  • установите на любые гаджеты программы для тренировки памяти и внимания и проследите, чтобы ребенок регулярно ими пользовался;
  • введите новую семейную традицию отдыхать от любой информации. Хотя бы раз в месяц не включайте компьютер, телевизор, не зависайте в интернете по телефону. Вместо этого гуляйте, ходите сами или принимать гостей у себя, делайте уборку и т.
    д.
Самый простой способ снизить негативные последствия поверхностного мышления – соблюдение режима дня. Благодаря четкому распорядку в сознании ребенка формируется целостный образ текущего дня, и создаются препятствия для клипового восприятия.

При желании уменьшить вредное влияние информационных технологий и повысить тем самым успеваемость ребенка вы всегда можете обратиться к нашим психологам. Не отказывайтесь от профессиональной помощи, ведь к некоторым детям так трудно найти правильный подход. Мы работаем 24 часа в сутки, консультируем по телефону, дистанционно.

Плюсы клипового мышления

Нельзя сказать, что клиповое мышление однозначно вредно. В нем есть немало полезного для современного человека. К достоинствам можно отнести:

  • защиту мозга от перегрузок. Интенсивный поток информации фильтруется, разделяется на небольшие фрагменты;
  • развитие многозадачности. Человек с клиповым мышлением может одновременно читать, слушать музыку и переписываться в соцсетях;
  • ускорение реакции на любые внешние раздражители.

Возможный вред клипового мышления:

  • трудности с концентрацией внимания. Человеку сложно сосредоточиться, дочитать длинную статью, досмотреть фильм, дослушать аудиокнигу, не отвлекаясь при этом. Непросто справляться с работой, требующей усидчивости и выполнения монотонных действий;
  • поверхностное восприятие – неспособность анализировать информацию и делать точные выводы;
  • плохая обучаемость и усвоение новой информации, присущая в основном учащимся школ и ВУЗов;
  • подверженность манипуляциям. Человек не успевает анализировать и критически оценивать полученные сведения, чем активно пользуются маркетологи и рекламщики, побуждая людей к импульсивным покупкам;
  • снижение способности к сопереживанию и сочувствию из-за постоянного воздействия на эмоции и выработки высокого порога чувствительности.

Частые вопросы

Каковы особенности мозаичного мышления?

+

Это высокая скорость обработки аудио- и видеоинформации при наличии сложностей с длительным удержанием внимания, восприятием однообразного материала либо большого массива данных без перерыва.

Правда ли, что человек с клиповым стилем мышления становится равнодушным, лишенным чувства сострадания?

+

К сожалению, да, так как он просто не успевает реагировать на происходящее. Индивиду с клиповой памятью надо слишком многое воспринимать, поэтому времени на переживания у него попросту не остается. Он может, например, пройти мимо лежащего на земле человека, решив, что тот пьян. Мысль о внезапном обмороке или сердечном приступе даже не придет ему в голову, не говоря уже о вызове неотложки. И это большая проблема.

Так ли необходимо бороться со слайдовым мышлением у детей?

+

Вредные стили мышления не нуждаются в полном купировании, иногда это может быть даже опасно. Клиповый тип восприятия информации – не болезнь и не изъян ребенка, а нормальная реакция на меняющийся окружающий мир. Ее обязательно нужно учитывать, но немного корректировать. Взрослые должны помочь детям не стать более медлительными и долго копаться там, где это не требуется. Представителям поколения Z важно доразвить, «достроить» свое мышление, тогда они смогут быть вдумчивыми или многозадачными, в зависимости от ситуации. А также быстро улавливать суть и давать оценки.

Какие фильмы больше подойдут при узконаправленном мышлении?

+

С детьми предпочтительнее смотреть старые советские фильмы. Большинство из них характеризуется размеренностью и неторопливостью, картинки и декорации в кинолентах времен СССР меняются нечасто. Такая подача информации может быстро наскучить ребенку, поэтому не заставляйте его смотреть весь фильм за один присест. Проявите гибкость: например, позовите посмотреть интересный или смешной эпизод. Если ребенок захочет уйти – не удерживайте, однако велик шанс, что он втянется в логически выверенный сюжет и захочет досмотреть кино до конца.

Заключение эксперта

Клиповое мышление – это отнюдь не деградация, а адаптация. Наш мозг очень пластичен, он быстро реагирует на перемены и начинает работать по-новому. Нам остается лишь подстраиваться и учиться пользоваться им. 

Например, вместо нудной зубрежки больших массивов информации сегодня намного важнее находить ее, обрабатывать и применять в своих целях. Не исключено, что уже следующему поколению придется испытать новый когнитивный скачок и мыслить иначе, чем мы и наши дети.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 388

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Источники

  1. … Ф.И. Гиренок Клиповое сознание. https://e-libra.ru/read/489918-klipovoe-soznanie.html
  2. . .. К.Г. Фрумкин Клиповое мышление и судьба линейного текста. http://www.topos.ru/article/7371
  3. … Березовская И. П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление», 2015.

Поделиться:

Категория: Психология

Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАД

Предыдущая статья

Как приучить ребенка к . ..

Следующая статья

Механизмы психологической защиты

Другие статьи по теме

Пружинин Марк Юльевич

13.03

Гломерулонефрит у детей

Про детей

Пружинин Марк Юльевич

20.02.22

Норма прибавки веса у новорожденных по…

Про детей

Есакова Екатерина Юрьевна

22.08.22

Почему возникает прободная язва желудка

Гастроэнтерология

Клиповое мышление | ForLearningMinds.com — Помогите пользователям найти образовательные ресурсы и вакансии

Раскрытие информации: Ссылки на этой странице являются «Партнерскими ссылками», и хотя они отображаются бесплатно для наших зрителей, они генерируют комиссионные для нашего веб-сайта (ов).

Клиповое мышление — болезнь 21 века

В наши дни мы больше укоренились в средствах массовой информации, чем когда-либо. Большинство из нас проводит вечера, играя в игры, смотря телевизор или фильмы. В особом случае мы могли бы пойти в кино.

Тем временем на работе мы постоянно находимся в сети, читаем истории и превращаем их в новости или имеем дело с программным обеспечением и управлением данными. Просмотр веб-страниц составляет большую часть примерно 99% рабочих мест, и это означает, что многие из нас тратят 8-10 часов в день. день глядя на один экран.

Повлияло ли это на нашу психологию? Вы держите пари!

Как СМИ меняют ваше мышление

«Клиповое мышление» — это один из терминов, который используется для описания изменений, которые СМИ привнесли в наше мышление. Это относится к тому, насколько мы теперь привыкли получать информацию в повествовательной манере — мы привыкли к тому, что нам рассказывают занимательные истории, когда мы получаем информацию, и мы привыкли получать мгновенный доступ к этой информации, когда она нам нужна.

Мы настолько привыкли получать информацию в определенном формате — в виде коротких отрезков повествования, — что с трудом воспринимаем что-то более длинное или более сложное. В итоге мы переключаемся с одной задачи на другую и не можем ни на чем сосредоточиться дольше нескольких минут.

Восстановите связь со своим выпускным классом, зарегистрировавшись на Classmates.com. Найди своих выпускников!

В Интернете дела обстоят еще хуже, поскольку многие исследования показывают, что сейчас мы уделяем меньше внимания, чем когда-либо прежде. Опять же, мы привыкли получать информацию, которую ищем, за считанные секунды. Знаете ли вы, что средний «показатель отказов» для большинства веб-сайтов составляет около 1 секунды? Это означает, что большинство людей тратят только одна секунда на веб-сайте перед уходом — часто это потому, что они не могут дождаться загрузки веб-сайта! Мы ищем информацию, нажимаем на нее, а затем уходим, потому что она не поступает достаточно быстро.

Это совершенно чуждое положение вещей, если сравнить его с тем, как мы искали информацию 20 лет назад. Тогда нам нужно было бы найти книгу или публичную библиотеку с необходимой нам информацией, а затем нам пришлось бы копаться в книгах, чтобы исследовать интересующую нас тему!

Вот почему реклама становится все более и более «прямо в лицо» (буквально). В наши дни у нас обычно открыто как минимум 5 вкладок в Chrome во время «второго скрининга». Это означает, что мы часто будем общаться на нашем смартфоне через WhatsApp одновременно с просмотром веб-страниц. И у некоторых людей телевизор тоже будет включен на заднем плане…

Это сделало нас в значительной степени десенсибилизированными почти ко всему, что раньше выделялось бы для нас. Компьютерные игры только подпитывают наш СДВГ — часто с яркими цветами, быстрой игрой и громкими звуковыми эффектами. Даже в этом случае мы часто теряем терпение во время загрузки или когда нам приходится идти куда-то в игровом мире (отсюда и популярная опция Прыгать вместо этого везде).

Это проблема?

Так это все проблема?

Чаще всего нам говорят, что это так — и действительно, легко увидеть, как недостаток концентрации внимания может быть проблемой. Помимо всего прочего, постоянное перескакивание с одного вида медиа на другой, никогда не удовлетворяясь полностью тем, что мы находим, — это верный способ выхлоп себя.

Но это не значит, что это все плохие новости. На самом деле, было показано, что тот же самый феномен помогает нам лучше бегло читать и быстро извлекать информацию из блока текста — это очень полезный навык. Точно так же компьютерные игры улучшают внимание, осведомленность и быстроту принятия решений.

Дело не в том, что наш мозг ухудшается — скорее, он адаптируется. Наш мозг адаптируется к образу жизни, которым мы все сейчас живем, и это, как правило, будет хорошо, поскольку это означает, что мы будем лучше использовать технологии, которыми мы сейчас владеем. необходимый использовать. В наши дни хорошо играть в компьютерные игры полезно, как и хорошо пользоваться Google. Просматриваете энциклопедии? Теперь это менее полезно!

Но мы также должны быть осторожны. Во-первых, нам все еще нужно много этих старых качеств, и важно убедиться, что мы время от времени проявляем самообладание и сосредоточенность. Во-вторых: все эти медиа вызывают привыкание, и постоянно отвлекаться и постоянно нуждаться в дополнительной стимуляции, большем количестве света и большем количестве звука — вредно для здоровья, особенно когда вы пытаетесь расслабиться в конце дня.

Что делать с клиповым мышлением

Что же делать с клиповым мышлением?

Одна вещь, которую многие люди находят очень полезной, — это медитация. Медитация — это практика, которая побуждает вас успокоить свой ум и размышлять о тишине. Это то, чего большинству из нас уже не хватает, и если вы научитесь это делать, вы обнаружите, что гораздо легче держать под контролем ускользающие мысли. Исследования также показывают, что люди, которые медитируют, на самом деле лучше концентрируют внимание и улучшают здоровье мозга во многих других отношениях.

Еще одним полезным инструментом может быть CBT. КПТ — это более структурированная альтернатива медитации, которая расшифровывается как «когнитивно-поведенческая терапия». Если вы обнаружите, что с вашим безумным сознанием становится трудно справиться, обратитесь к когнитивно-поведенческому терапевту, и он сможет помочь вам взять его под контроль и выявить нездоровые мыслительные привычки.

Вы также должны продолжать делать то, что требует вашего внимания в течение длительного времени. Отличные примеры включают письмо, а также чтение книг. На самом деле, чтение книг имеет массу преимуществ для здоровья.

И постарайтесь перестать искать нарративы во всем. Сохраняйте четкое различие между фантазией и реальностью и не ждите, что все повторится в кино. Иногда вам просто нужно вернуться к реальности — как насчет того, чтобы взять отпуск и отключиться на несколько недель? Попробуйте оставить свой телефон дома — если вы можете сделать это без сердечного приступа!

что это такое в психологии? Размышления современных школьников, плюсы и минусы. Как избавиться от клипового мышления?

мышление

  1. Характеристика
  2. Преимущества и недостатки
  3. Как избавиться от
  4. Как избежать?

«Ок» — американская аббревиатура, прочно вошедшая во многие языки и культуры мира, в том числе и в нашу. Мало кто задумывается, откуда взялось это сочетание звуков, одновременно означающее «ладно, ладно, будет сделано» и так далее. Но по одной из самых распространенных версий, эта аббревиатура произошла от неправильного написания английского выражения all correct, что переводится как «все правильно». В первом слове «а» заменили на «о» и получилось вездесущее «ок». Так началось развитие нового типа мышления – клипового мышления.

Характеристика

Клиповое мышление — явление современное. Он формируется на основе приема информации в виде небольших кусочков. Можно сказать, что это такое лоскутное одеяло, в котором собраны мозги современных школьников и молодежи. Основные характеристики:

  • яркие изображения;

  • нелогичное или даже нелогичное восприятие происходящего;

  • фрагментация знаний;

  • кратковременное запоминание;

  • вырвано из контекста;

  • фрагментарность от общей картины событий.

Такое определение некоторые психологи дают клиповому мышлению — это пазл, после сбора которого у человека формируется яркое, но кратковременное представление об окружающем мире. Более того, он может сразу поменяться на новый, как в калейдоскопе.

Этот тип мышления развит преимущественно у детей. В век высоких технологий ему подвластны даже дошкольники. Очаг вспыхивает от каких-то информационных вспышек. Они мелькают перед глазами с экранов компьютеров, телефонов, телевизоров. И если взрослый образованный человек, например, менее восприимчив к ним, то неокрепшая подростковая и детская психика впитывает все осколки увиденного, как губка. .

В результате все знания, как и музыкальный канал, состоят из клипов, не связанных друг с другом.

Особенности

Клиповое мышление сиюминутно. Не дает возможности глубоко вникнуть в ситуацию. В голове остается только ее образ в виде яркого отрывка — клипа. Что и дало название этому «бичу» современной молодежной среды. Его главными «хранителями» и распорядителями являются средства связи. Интернет пестрит яркими заголовками и короткими видеороликами, после просмотра которых человек приходит к выводу, что он уже достаточно подкован в том или ином вопросе.

Мы, сами того не замечая, перевариваем массу информации. Наш мозг переполнен различными сообщениями, иногда не имеющими никакого смысла.

Так что мы просто захламляем кладовку в своей голове.

Знаки

Главный и самый страшный признак клипового мышления — расширение виртуального круга общения. Человеку больше не нужно идти в гости к другу или на вечеринку одноклассников, чтобы пообщаться «вживую». У него десятки, а то и сотни собеседников в социальных сетях.

Опасность такого образа жизни в том, что у людей нет настоящих друзей. А когда есть необходимость поплакать в тельняшку или, наоборот, поделиться радостью в интернете, мы получаем то самое «ок». Неверная английская аббревиатура остается с нами и в горе, и в радости, но не может заменить настоящего эмоционального общения.

В результате не получая должного сочувствия или соучастия, человек впадает в депрессию. .. Это часто приводит к самоубийству. Известны случаи, когда пользователи, «застряв» в соцсетях, не найдя понимания или просто не дождавшись ответа от своих виртуальных двойников, свели счеты с жизнью. Это также происходит потому, что короткие ответы или комментарии не всегда хорошо принимаются.

Ведь слово «ок» имеет множество оттенков.

Предпосылки

Развитию клипового мышления способствуют несколько факторов. Удивительно, но , но одной из главных его предпосылок в нашей стране стало развитие демократии и свободы слова … Информационный поток, льющийся на нас со всех «утюгов», иногда напоминает лопнувшую трубу большого диаметра. И изначально кажется, что нет ничего плохого в том, что граждане хотят и могут получать более разнообразную информацию.

Но в результате этот скоростной поток буквально сбивает нас с ног. Мы не можем остановить его. Однако плыть против этого течения хоть и сложно, но возможно. Но сначала нужно разглядеть все «дырочки», которые могут пускать этот безудержный поток в нашу жизнь.

Видеоклипы

Зачастую слова, музыка и видеоизображения, объединенные в один музыкальный клип, мало соответствуют друг другу. Особенно ярко это проявилось в девяностые годы. Когда на нас стали сыпаться с экранов короткие рассказы, снятые под девизом «все лучшее сразу».

Их содержание было похоже на набор слов и картинок, лишенных всякого смысла, но прочно засевших в голове у каждого зрителя.

Рекламные ролики

Широкое распространение наряду с такими же клипсами в конце прошлого века, клипсы прочно обосновались в нашем мире. Некоторые до сих пор прочно укоренились в подкорке нашего сознания. Яркие, часто шокирующие кадры менялись на экране, но оставались в голове. Закончите фразу — «Евросеть, Евросеть, цены просто…» или «Нам пора и вам с вентиляторным заводом пора…»

Большинство населения нашей страны легко справится с этой задачей.

А все потому, что эти рекламные слоганы вошли в нашу жизнь, как цитаты из классики и даже круче этого, и положили начало массовому клиповому мышлению.

Телевизионные выпуски новостей

С приходом в нашу страну ветра перемен, который запустил первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев, новостные ленты пестрят самыми разнообразными сообщениями. Если раньше граждане нашей страны могли узнать из выпуска новостей, сколько молока выпила доярка из совхоза «Прогресс», какая машина была произведена на заводе-гиганте «Красный Октябрь», что сказал генсек на очередном пленуме ЦК, теперь все ограничения сняты.

СМИ были вынуждены перестроить свою работу. В десять минут новостей нужно было уместить сюжет о том, как принцесса Диана провела свой медовый месяц, и куда ездили Михаил Горбачев с женой, и во что была одета наша первая леди Раиса Максимовна, и как живут дети в Африке, и многое другое .

В итоге рассказ о том или ином событии укладывался в небольшой телесюжет, но обязательно с яркими картинками. Мы не помнили, о чем говорили главы государств, но их костюмы остались в памяти, как предметы собственного гардероба. К такой массированной информационной телеатаке присоединились и дружественные печатные СМИ. Со страниц газет и журналов исчезли длинные аналитические материалы. Они стали больше походить на комиксы. Яркая картинка – запоминающаяся подпись. Громкие заголовки стали главной задачей журналистов … Помните, что известные люди хавали?

Почта, телефон, интернет

Современные средства связи избавили нас от необходимости каждый вечер включать телевизор, чтобы узнать последние новости. Прежде чем набрать нужный номер, читаем последние сообщения информационных агентств. Прежде чем начать составлять отчет на компьютере или читать предложения от партнеров в посте, знакомимся с новыми сообщениями на новостных порталах и в социальных сетях. Все события описаны там кратко и вроде бы понятно. Но это не более чем клиповое мышление, характерны как для авторов этих заметок, так и для потребителей их информации.

Редко кому приходит в голову разобраться, почему это произошло — нам достаточно того, что мы узнали о самом событии. Мало кто стремится анализировать происходящее. Особенно трудно это сделать детям и подросткам. В силу своего возраста они не могут отделить зерна от плевел. Они пытаются схватить все сразу. В результате дети знают все и в то же время ничего.

У нас нет времени адекватно реагировать на информацию. И не только на той, которую мы получаем из «официальных» источников. Посмотрите свою смс-переписку или в мессенджерах и социальных сетях. Вместо «спасибо» было привычное «СПС», вместо «день рождения» — «ДР», всеми любимый Новый год стал своеобразным «НГ». Откройте сайт вашего ребенка. Скорее всего, вы не поймете часть того, что там написано. Наши дети общаются на языке, которого мы не понимаем.

Это больше похоже на шпионские коды, чем на рассказ о том, как я провел лето.

Преимущества и недостатки

Несмотря на то, что в психологии клиповое мышление чаще оценивается как негативное явление, оно имеет и свои преимущества.

  • Человек с таким типом мышления может быстро и четко как получить, так и озвучить необходимую информацию. Он не будет вдаваться в подробности и анализировать многочисленные сообщения. Это позволяет сократить время. Многочасовые занятия литературой в читальном зале библиотеки остались в прошлом.

  • Клип-мыслитель имеет хорошую скорость реакции … Ему не составляет труда вести переписку сразу с несколькими адресатами. Мгновенно переключается с одной темы на другую. Ему достаточно нескольких секунд, чтобы определить, что больше всего требует его внимания, а на что ему в данный момент не следует обращать внимание.

  • Умение мыслить «клипсами» полезно при решении нескольких задач одновременно. В процессе выполнения домашнего задания современный ребенок еще успевает переписываться с друзьями, выбирать музыку, которая ему подходит, ему не нужно рыться в учебниках, чтобы запомнить то или иное правило. Он моментально найдет его в Интернете или попросит помощи у одноклассников в их группе ВКонтакте. Параллельно он будет заказывать пиццу, товар со скидкой в ​​интернет-магазине. И конечно, ко всему этому не помешает выпить чашечку кофе.

  • Голова работающая через клиповое мышление не болит. Детей не просят выключить телевизор. Они не устают от информации, наоборот, ребенок может одновременно смотреть любимую передачу, листать ленту новостей и просматривать сообщения друзей. Он берет из информационного потока только ту часть, которая ему нужна, и поэтому не переутомляется.

  • Клиповое мышление позволяет усваивать больше информации за меньшее время. Именно клиповое мышление создало голосовых помощников, таких как Siri или Alice. Вместо того, чтобы искать нужный сайт, вы можете просто сделать короткий запрос и тут же получить то, что хотите. Нет необходимости перечитывать длинный научный трактат – достаточно просмотреть пятиминутный видеоматериал. Рекламный ролик одного из магазинов бытовой техники с Михаилом Галустяном описывает способность большинства веществ расширяться при нагревании гораздо нагляднее любого учебника. Чтобы дочь усвоила материал, он показывает ей, как лопается арбуз в работающей микроволновке. Это один из самых ярких примеров клипового мышления.

Все вышеперечисленное может быть полезно при решении различных задач, помогая облегчить выполнение разных задач. Но есть и минусы, которые, возможно, упрощают жизнь и приводят к неумению действовать логически.

  • Клиповое мышление – враг классического образования. Длинные тексты без иллюстраций приводят в ужас большинство современных школьников. Один вид «Войны и мира» вызывает у них панику. Они привыкли получать информацию быстро и лаконично.

  • Это приводит к другой проблеме — невозможности анализа. Клиповое мышление отвечает только на вопросы, находящиеся в плоскости «здесь и сейчас». Ни предпосылки, ни дальнейшие последствия не входят в сферу интересов такого образа мышления.

  • Если 10–20 лет назад смены в школах были нужны для физической разгрузки ученика, то сейчас перемены необходимы для того, чтобы справиться с психологической усталостью. Современным детям сложно долго концентрироваться на одной теме. Им нужны постоянные «перезагрузки» и «архивация полученных данных».

  • Быстрое достижение цели через социальные сети приводит к тому, что у человека не развивается память. Закон Ома зубрить не надо — он в любой момент «вытянет» информацию из интернета. Ему сложно общаться и четко выражать свои мысли в реальной жизни, потому что в виртуальной жизни у него все «ок».

  • Клиповое мышление лишает человека индивидуальности. Что такое «хорошо» и что такое «плохо» он узнает из постов звезд на их страницах. Рекламные ролики для него становятся руководством к действию. Он постепенно становится таким, как все. Своего мнения у него нет — его заменяют навязанные стереотипы из ярких роликов с элементами красивой жизни.

  • Сострадание не свойственно человеку с клиповым мышлением. Равнодушие — его отличительная черта. Он просто не успевает реагировать на происходящее. Ему нужно знать слишком много, и у него просто нет времени переживать по тому или иному поводу. В итоге, увидев его лежащим на остановке, он пройдет мимо, решив для себя, что просто пьян. Тот факт, что он, возможно, заболел и что необходимо вызвать скорую помощь, даже не успеет прийти ему в голову. А это уже реально страшно.

Поэтому необходимо избавляться от засилья клипового мышления в голове.

Как избавиться от

Избавиться от клипового мышления в современном мире вряд ли возможно. И бороться с ним до полного уничтожения противника нет смысла. Но каждый учитель, мама, папа, бабушка и дедушка могут направить его в нужное русло. И здесь надо действовать сообща, придерживаясь следующих правил.

  • Время пребывания ребенка в Интернете должно быть строго ограничено. … Постарайтесь заинтересовать его другими занятиями. Драматический кружок, фотокружок — все приветствуется. А вот деятельность, спорт, интеллектуальные увлечения лучше.

  • Строго следите за тем, какие ресурсы использует ваш ребенок в Интернете. Сейчас многие компании предлагают такие услуги, как запрет или ограничение доступа к веб-сайтам на устройствах несовершеннолетних. Держите своих детей в безопасности от криминальных новостей. Следите за тем, какие запросы он делает в Интернете. Родительский контроль поможет защитить вас от нежелательных последствий.

  • Вместо компьютерных игр типа «стрелялки» и «догонялки» установите на свой телефон, компьютер и планшет развивающие игры, направленные на развитие памяти и логики. Но не делайте резких движений. Это вызовет протест ребенка. Организуйте конкурс, призом которого станет обычное интернет-развлечение. Например, возьмите за правило сначала справиться с задачей из «умного» приложения, а уж потом переходить к развлекательным мероприятиям. Сделал дело гуляй смело. Это старое правило вполне подходит при работе в сегодняшней высокотехнологичной среде.

Как избежать?

Прежде всего окружите своего малыша заботой, вниманием и «правильными» развлечениями с самого рождения. Ваш дом должен быть наполнен книгами — не электронными, а бумажными. Больше читайте ребенку вслух. Ограничьте свое время с гаджетами самостоятельно. Показать пользу «живого» общения с литературой. Прочитав то или иное произведение, обсудите, что вам запомнилось, что понравилось, а что нет. Как можно больше разговаривайте с ребенком.

Сделать ему прививку привычка выражать свои мысли вслух. Научите его отстаивать свою точку зрения. Обсудите с семьей фильм, который вы смотрели, или поведение воспитанницы детского сада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *