Как подобрать спицы
Для сборки колеса очень важно подобрать правильную длину спиц. Если возьмёте слишком длинные спицы, то скорее всего они будут выпирать из обода и прокалывать вашу камеру. Если возьмёте слишком короткие, то они будут обламываться и собрать колесо не получится.
В статье будут рассмотрены следующие вопросы:
- Количество крестов
- Как измерить длину спиц
- Размер ниппеля
- Материал ниппеля
- Калькулятор
Если вы просто хотите заменить сломанную спицу на вашем колесе, то это идеальный вариант. Банально берёте линейку и измеряете длину целой спицы, а затем заказываете новую максимально соответствующей длины.
А вот если вы собираете колесо с нуля, то задача может оказаться вовсе не тривиальной. Лет 10 назад, подбор спиц мог оказаться настоящим адом. Люди лезли на форумы, просили советов от профи, взамен получая какие-то сложные формулы для расчёта длины и в итоге плевали на это дело и покупали уже собранные колёса. Сейчас же всё проще чуточку проще, а про основные аспекты, на которые стоит обратить внимание мы сейчас расскажем.
Количество крестов
Сначала нужно решить в какое количество «крестов» вы будете спицевать колёса. Что же это значит? А вот что:
Повальное большинство современных колёс спицуется в 3 креста, так достигается оптимальное соотношение жесткости колеса в поперечном (боковом) сечении и сопротивлению скручиванию (когда вы тормозите дисковым тормозом или разгоняетесь). Но если у вас нет возможности купить спицы необходимой длинны для спицовки в 3 креста, то можно попробовать заспицевать колесо в 4 креста. Это чуть сложнее, зато вы не останетесь без колеса.
Как измеряется длина спиц?
Обращаем ваше внимание, что длина спиц измеряется именно так, как показано на рисунке:
Если вы измерите общую длину спицы, то её может не хватить для нормального накручивания ниппеля.
А если нет такой длинны, какую показал калькулятор?
Если калькулятор показывает вам условные 255,5мм и вы не можете найти такую спицу, то не стоит волноваться. Спицы обычно идут с шагом в 1 или 2мм, так что вы можете взять как спицу 254мм, так и 256мм (мы рекомендуем брать чуть длиннее).
Размер ниппеля
Посадочная ширина у всех ниппелей одинаковая, а вот высота самого ниппеля бывает разной, 14мм или 16мм для латунных или 12мм для алюминиевых.
Материал ниппеля
У латуни и алюминия есть свои плюсы и минусы, давайте их рассмотрим.
Латунные ниппели:
+ Крепкие
+ Не подвергаются коррозии
+ Никелевое покрытие действует как смазка при сборке
+ Цена
– Тяжелые
– Нет разнообразия цветов
Алюминиевые ниппели:
+ Цветные
+ Лёгкие
– Легко мнутся
– Подвержены коррозии
Если вы скажете, что выбор латунных ниппелей очевиден, то смеем с вами не согласиться. Несмотря на то, что они очень прочные, иногда это может сыграть злую шутку. Там, где мог сломаться ниппель, сломается спица. Согласитесь, ниппель поменять проще, чем спицу, особенно если она установлена со стороны звёзд на заднем колесе.
При сборке колёс на алюминиевых ниппелях вам понадобятся качественные ключи и предельная внимательность, чтобы не переусердствовать и не свернуть их. И не забывайте, что алюминий подвержен коррозии. Если вы часто катаетесь в грязных условиях, то ниппели запросто могут закиснуть на спицах и убрать восьмерку без замены спицы уже не получится.
Калькулятор
Существуют калькуляторы, в которых можно выбрать множество моделей втулок и ободов, например, как этот Pro Wheel Builder Spoke Length Calculator:
В принципе, все обозначения понятны и видно, что от вас хотят узнать. Но если у вас большие проблемы с иностранными языками, то советуем вам этот калькулятор от Sapim. Он на русском, так что вы точно поймёте что от вас хотят.
Разная длина спиц
Часто люди пугаются, когда калькулятор выдаёт им разные длины спиц для каждой стороны. Не удивляйтесь, возможно у вас разного размера фланцы, или для компенсации смещения зонта (так называют переплёт спиц) вам нужно воспользоваться более короткими спицами с одной стороны.
Если фланцы одинаковые, а длины спиц всё равно разные, это тоже не ошибка. Из-за наличия на втулке крепления под дисковый тормоз или барабана для кассеты её центр тоже может смещаться и для ровного зонта нужна разная длина спиц.
Если вы в таком случае будете использовать одинаковую длину спиц, то колесо проблематично будет отцентровать. С одной стороны спицы будут либо слишком сильно торчать из ниппелей, или находиться на недостаточной глубине.
О том, как самостоятельно заспицевать колесо мы поговорим в следующей статье.
bb30.ru
Как правильно подобрать велосипедные спицы
Комфортная поездка на велосипеде обеспечивается множеством нюансов, одной из которых является качественная сборка колёс. За счет которых осуществляется процесс качения. Устройство колёса представляет собой окружность, в конструкцию которой входят спицы, соединяющие втулку с ободом, на котором закрепляют покрышку с камерой или без камеры внутри. Спицовка колеса обеспечивает распределение нагрузки для прочности всей конструкции колеса. Поэтому выбор спиц также важный процесс и требует понимания того, какие бывают спицы для велосипеда и их разновидности.
Особенности конструкции
Конструкция
- Спицы для велосипеда имеют различную длину, в зависимости от диаметра колеса, втулки и типа крепления. С одного края нанесена резьба, выполненная при помощи накатывания или нарезания. С другого края ниппель, представляющий собой вид шапочки гриба. Сторона с ниппелем загнута буквой “J”, что позволяет продевать их в отверстие на фланце;
- Кроме классической формы существуют и прямой тип крепления, но они менее распространены и такая система обходится обычно дороже классической. В данном случае ниппель не загибается в букву “J”, а остается прямым. Для этого выпускаются специальные втулки несколькими брендами. Считается, что такой тип конструкции повышает прочность и долговечность колеса;
- Отдельного внимания заслуживают модели колёс не имеющие спицовки. Устройство некоторых колёс предусматривает использование дисков, вроде тех, что ставят на машины. Но такие варианты могут привести к трагичным последствиям при встрече с боковым ветром как для ездока, так и для велосипеда. Также бывает несколько вставок (крыльчаток). Модель смотрится интересно, но при поломке придётся заменять все колесо полностью, что может влететь в копеечку. И обычно такая конструкция делится на два вида: очень дорогое колесо – карбоновое и очень дешевое и не надежное, с малой жесткостью, большим весом и низкой долговечностью.
Материал изготовления
В качестве материала изготовления обычно используют нержавеющую сталь. Также бывают и другие материалы, например, обычная сталь, титан или стали с никелевым напылением.
- Обычная сталь используется в бюджетных велосипедах и имеет больший вес и склонность к коррозии. Чего не скажешь при использовании других более дорогих сплавов. Для ниппеля часто используют латунь или бронзу, а для тела спицы сталь с нержавеющими свойствами;
- Нержавеющая сталь наиболее распространена на современных велосипедах. Она имеет наилучшее соотношение цена/ вес/ прочность;
- В гонке за весом и прочностью выигрывают титановые. Они выдерживают большие нагрузки при езде и имеют наименьший вес, что важно соревнующихся шоссейных и кросс-кантрийных дисциплинах. Но и стоит материал крайне дорого.
Способ изготовления
- Катаные. Изготавливают из прута соответствующего диаметра. Классический вариант и наиболее распространенный. Проще в производстве и, как итог, ниже в конечно цене продукта;
- Плоские. Как и катанные, но при этом подвергаются выравниванию по одной плоскости, что увеличивает аэродинамичность и конечную прочность. Дороже в производстве, выше в цене;
- Тянутые. Относятся к самым дорогим. Процесс изготовления наиболее сложен. Спица имеет переменную толщину (баттинг) и может достигать тройного баттинга.
Спицовка колес
Под понятием спицовки понимают порядок расположения и правила, согласно которым происходит установка и крепеж спиц на втулку и обод. “Шнуровка” на переднем и заднем колесе велосипеда может быть разной.
Существует два основных способа спицевания: радиальное и крестообразное.
Первый способ не предполагает перекрещивания линий и используется отдельными компаниями. Так как способ считается менее крепким и надежным. Некоторые владельцы устанавливают такой тип шнуровки только на передние колеса.
Спицовка вторым способом предполагает установку по касательной, создавая тем самым кресты из линий. Стандартным способом является тройное перекрещивание (в 3 креста). Но встречаются способы и с четырьмя линиями перекрещивания.
Оба варианта используются владельцами велосипедов, но во втором случае повышаются амортизационные свойства и увеличивается прочность всего обода. Первый способ делает колесо более лёгким из-за использования меньшей длины.
Процесс спицовки
Процесс “шнуровки” описан не подробно, а только по основным этапам. Перед тем, как приступить к процессу, необходимо проверить наличие инструмента, смазки и всех деталей колеса. В числе инструментов должны быть: спицевой ключ, измеритель натяжения спиц (тензометр), станок для правки колес (для выравнивания восьмерки)
- Смазанные спицы вставляют в колесо велобайка. Начинают с правой стороны, поворачивая на два оборота. Обратите внимание, что количество оборотов должно быть одинаковым. Это гарантирует одинаковое натяжение. Потом приступаем к левой стороне;
- После того как все спицы вставлены, можно приступить к повторному натягиванию, то есть добавлять 1-0,5 оборота. Если при выполнении одного оборота на последней спице не получается выполнить поворот, то значит переборщили с натяжением. Нужно вернуться и сделать заново 0,5 оборота;
- После чего проверяем на наличие восьмерки. Если она имеется, то выбрав спицы по блокам, добавляем натяжения или ослабляем с той или иной стороны;
- Выравниваем «окружность», проверяя её расстоянием от тормозных колодок (в случае V-brake тормозов) или от меток специального станка для балансировки до обода;
- Проверяем насколько хорошо надеты ниппели. Убираем лишнюю смазку и по необходимости спиливаем концы спиц для предотвращения прокола камеры.
Спицовка велосипеда муторный, требующий внимания и усидчивости процесс. Поэтому приступайте только в хорошем настроении и состоянии. Если не уверены, что справитесь с этой задачей, то стоит обратиться в мастерскую, где специалисты выполнят данную работу на достойном уровне.
Выбор
При появлении необходимости подбора спиц для замены или полной сборки, стоит обратить внимание на несколько правил. И тогда покупка не составит больших сложностей.
- При покупке не стоит гнаться за дорогим материалом. Так как для непрофессиональных райдеров более чем достаточно классического варианта из нержавеющей стали. В случае же с профессиональными велогонками и погоней за весом и максимальной прочностью, исходить из возможностей бюджета и с учетом последующего обслуживания дорогостоящих материалов;
- Вид исполнения зависит от стиля езды и каким нагрузкам подвергается велосипед. Если вы новичок, то не стоит гнаться за самыми толстыми. Кроме того, такой вид бывает сложно достать. В вашем случае можно подобрать, средний вариант по доступной цене;
- Количество подбирается от параметров обода. Который обычно уже есть на руках или выбран в магазине;
- Длина – самый сложный момент при выборе. Который зависит от диаметра обода, изготовителя, размера втулки, способа крепления. Не стоит пугаться большого количества значений, ведь расчеты можно провести на специальных калькуляторах спиц в интернете, на сайте производителя или прибегнуть к помощи веломастерской.
Итоги
Ознакомившись с разновидностями и характеристиками спиц для велосипеда, у райдера есть все шансы самостоятельно подобрать необходимые ему. Выбрав подходящие по жесткости изделия, можно заняться и самостоятельной переспицовкой колеса. Но учитывать кропотливость процесса, трудоемкость процесса и необходимость наличия специальных инструментов. Если чувствуете, что вы к такому не готовы или у вас банально нет нужных инструментов, лучше просто делегируйте задачу веломастерской и получите на руки уже переспицованный “вилсет”. От того, насколько качественные компоненты при сборке “вилсета” и насколько качественной была сама сборка, зависит комфорт во время езды и здоровье велосипедиста.
2kls.ru
какие они бывают, как правильно натянуть их
Время чтения: ~10 минут Автор: Михаил Санников 249
Колесо со спицами – ровесник современных велосипедов. Уже в конце XIX века все велосипеды выпускались со спицами. Металлопрокатная промышленность уже достаточно развилась для создания прочных и тонких прутков, способных удержать в натяжении обод колеса и закрепить его на втулке.
Велосипедные спицы – очевидное решение для колёс. Минимальный вес, небольшая площадь поверхности – всё делает колесо лёгким, а качественный металл и крепление под ключ достаточно надёжны, чтобы удерживать большой вес.
Магазины предлагают множество моделей и украшений (например, подсветка спиц), и выбор требует больших знаний от покупателя, чтобы не запутаться во всех вариантах материалов, размеров, типов и рекомендуемых наборов.
Особенности конструкции
Спицы соединяют собой фланцы на втулке и обод, обычно находясь под углом, так как приёмники для ниппеля находятся по центру обода колеса велосипеда. С двух сторон конструкция различна. Если с одной стороны ниппель навинчивается спицевым ключом, то во фланец спица просто продевается, закрепляясь напрессованным элементом – головкой.
Типы и материалы
Являясь конструктивной частью на колесе, спицы сами по себе достаточно просты. Тем не менее, существует множество их типов. Разделяют по следующим параметрам:
- размеры, в первую очередь длина – зависит от размеров колеса и типа спицовки;
- материалы – современные сплавы всё чаще используются и для напыления, и для самой конструкции спицы;
- по способам крепления – сейчас стандарт практически устоялся, но варианты всё ещё есть.
Типы по размерам
Для начала, не все спицы круглые в сечении. Всего сечений спиц выделяют достаточно много:
- С одинарным и двойным утолщением – на концах круглой в сечении проволоки делаются утолщения. В случае одиночного – на стороне головки.
- Тройного сечения – «составные» модели, в которых диаметр сечения меняется в одной из сторон двумя шагами. Обычно утолщение смещается к центру колеса.
- Аэродинамические – эллиптические и плоские варианты для скоростных гонок, иногда встречаются каплевидные варианты.
Ширина измеряется в AWG (American Wire Gage), американском измерении сечения проводов (проволоки) единицы в 10g-17g являются стандартами и впрямую приводятся к миллиметрам. Самые часто встречающиеся – 12g и 14g, 2,6797 мм и 2,032 мм, соответственно.
По длине велосипедные спицы не типируют, так как производятся в очень большом ассортименте.
Типы по материалам
Большинство используемых моделей изначально изготавливались и продолжают изготавливаться из стали – прочные, надёжные, недорогие изделия. Кроме стали, могут использоваться:
- титан – более надёжный и крепкий металл, но на порядок дороже. Литые спицы из титана применяются в триале и даунхиле для компенсации огромных ударных нагрузок;
- углепластовое волокно – обратный титану материал. Очень лёгкий и достаточно крепкий, чтобы выполнять функцию спицы, но ещё более дорогой. Используется в основном из-за своей лёгкости и аэродинамики в гоночных байках.
Точки и способы крепления, новинки
Сейчас стандартом является J-образная головка, которая продевается через отверстие во фланце и далее удерживается там. Не так давно появились колёса на прямых спицах, без загиба, но это пока только спортивные модели, поменять привычки большинства не так легко.
Кроме того, активно развиваются колёса вообще без спиц. Их роль начинают выполнять углепластовые вставки, некоторые и вовсе переходят к литым колёсам, изготавливаемым по аналогии с автомобильными дисками. Очень надёжная структура пока слишком тяжела и ненадёжна. Кроме того, не многие вспоминают о боковом ветре, который с такими колёсами может стать вполне реальной угрозой здоровью. В целом, защита корпуса и от вибраций, и от несчастных случаев в таких вариантах скорее отрицательная.
Замена нестандартных моделей – тоже большая проблема, так как партии невелики и найти нечто уникальное, особенно в провинции, нелегко, да и регулировка их часто нетривиальна.
Футуристический концепт электровела с колёсами без спиц
Спицевой набор
Спицевой набор, он же «спицовка», – это количество спиц внутри колеса, правило их расположения и порядок закрепления на втулке и на ободе. Существует несколько стандартных наборов, от которых все отталкиваются. «Спицевать» – этот термин относится и к процессу монтажа, и к подготовке – необходимо очень внимательно. Можно сказать, что это целая наука.
Наборы обычно классифицируют по числу «крестов», т.е. пересечений спицы с другими, закреплёнными на том же фланце. Стандартом де-факто являются «три креста» – лёгкий в натяжении и починке. Де-факто крайним являются «четыре креста», установка, когда спица повёрнута практически на 90 градусов от условного радиуса.
Крайним вариантом с другой стороны является радиальное расположение, когда спицы вообще не пересекаются друг с другом.
У каждого варианта есть свои плюсы. Большой наклон увеличивает длину, чем повышает амортизирующий эффект, меньше гасит энергию педалирования и имеет очень большой запас прочности на колесе. Радиальный вариант очень лёгок, так как длина минимальна, но и надёжность здесь намного ниже. Подтянуть их будет проблематично из-за низкого запаса прочности.
Процесс спицовки
Разберём процесс сбора колеса, или спицовки.
Схема проходов для «трёх крестов»
Для начала приготовим всё необходимое:
- Спицы в необходимом количестве, с равными параметрами.
- Втулка с фланцами, подходящими под выбранное количество спиц.
- Обод с соответствующими пазами для ниппелей.
- Спицевой ключ, удобный для закручивания ниппелей.
В незабвенном гайде по сбору колеса от Шелдона 35 шагов, которые следует выполнять корректно и без ошибок. Понятно, что все учатся «в бою», и мы приведём лишь основные этапы:
1. Приготовим спицы (смажем, ещё раз проверим длину и наличие ключа), иначе их невозможно правильно натянуть.
2. Вставляем спицы в колесо, начиная с ключевой, без фанатизма, на 2 оборота. Важно, чтобы количество оборотов (т.е. начальное натяжение) всех спиц было одинаковым.
3. Начинаем правильно подтягивать, проходя по всему ободу, на каждом из ниппелей делая по 1 обороту. Если в конце обода становится тяжело его делать, значит, переборщили, возвращаемся назад и делаем по 0,5 оборота.
4. Проверяем восьмёрку – выбираем блок спиц и равняем обод, натягивая ту или иную сторону.
5. Проверяем эллипс – регулировка проста, подтягиваем «горку» или ослабляем «провалы».
6. Проверяем зонтик – необходимо отрегулировать условную окружность крепления ниппелей (центр профиля обода должен проходить по центру велосипеда). Обычно равняют по расстоянию от обода до тормозных колодок.
7. Проводим окончательное натяжение, чтобы все ниппели вошли в пазы.
8. Убираем смазку и подпиливаем концы спиц, если они выглянули в процессе натяжения за пазы – при нагрузках они начнут повреждать камеру и подложку.
Собственно, всё! Конечно, сбор колеса – сложная, особенно для новичка, работа, и приступать к ней стоит только в хорошем настроении и состоянии, чтобы не допускать ошибок. Если хотя бы одна спица сломалась, это повод для выполнения работы заново. Здесь может быть и некачественная партия, и ошибка в последовательности, и элементарная невнимательность.
Специальная установка для крепления колеса, она же «станок», далеко не обязательна. Все правки можно с лёгкостью производит прямо на велосипеде, перевернув его и установив на устойчивое основание. Снять спицы намного проще, чем потом ремонтировать повреждённое из-за ошибок колесо.
Выбор спиц
Дадим некоторые рекомендации, какие спицы лучше и как их вообще выбирать.
- Длина. Необходимо точно рассчитать длину спиц в зависимости от размеров втулки, обода, типа крепления, изготовителя. Важно не просчитаться, лучше производить расчёт длины в готовых калькуляторах. Благо, их достаточно в интернете.
- Материал. Стоит быть прагматичными. Конечно, круто пойти на поводу у топовых спортсменов и закупить в Китае углепластик, но для большинства применений вполне достаточно стальных спиц, максимум, с небольшим напылением от коррозии. Сталь легко выправляется, ремонтируется и устанавливается, а разница в весе далеко не так важна, как её описывают на профессиональных ресурсах.
- Геометрия. Опять же, если вы не спортсмен, геометрия должна быть самая простая, с увеличением нагрузок на пересечённой местности и при переходе к трюкам – смотрим в сторону утолщённых вариантов. На практике, варианты с несколькими диаметрами не очень полезны, лучше подобрать 10g и не мучиться с заменой, так как усиленные спицы поставляются ограниченными партиями.
- Количество. Есть вполне обоснованное мнение, что спиц должно быть больше. Сейчас 28-32 – стандарт для горного велосипеда, и не стоит от него уходить далеко. Малое количество спиц принимает большую нагрузку и ездить с ними рискованно, а большее число утяжелит колесо без явных выгод. Не забываем, что число на заднем колесе обычно больше из-за большей нагрузки.
- Инструменты. Заранее готовим спицевой ключ.
- Работа своими руками. Доверяем профессионалам – поставить спицы на колесо колесо сложно новичку, и, возможно, не стоит делать это самостоятельно.
Заключение
Спицы – небольшой элемент конструкции велосипеда, от которого зависит очень многое. Как правило, самым важным становится не производитель, размер или материал, а качество установки спиц и их конфигурация. Какую выбрать длину, сколько «крестов» в спицовке, какое будет натяжение и насколько меньше элементов поставить в переднее колесо – все вопросы важны, так как от колеса зависит не только удовольствие от катания, но и здоровье велосипедиста. Если вы захотите просто поменять спицы, следует отнестись к этому занятию максимально серьёзно.
загрузка…
velofans.ru
Длина спиц для велосипеда — Велобаджо
Матчасть: Лом салон | Матчасть->велотехника: Культовые велотемы | КАРАВАН-велосипед | Велоцепь и уход за цепью (от КАРАВАНА) | Все о седлах | Калькуляторы расчета длины спиц | Каталог технических статей | Тихая светодиодная революция | Путь к девятой звезде Shimano | Статьи Шелдона Брауна: Каталог статей Шелдона Брауна | Памяти Шелдона Брауна | Велоцепь и уход за цепью. | Сборка велоколес | Седла | Кожаные седла | Размеры покрышек | 26-ти дюймовые покрышки | Самопроизвольное переключение | Прокладка тросиков | Настройка переключателей | Передний переключатель | Боль при езде | Привставание при педалировании | Старт и стоп | Торможение и повороты | Как переключаться? | Переставлять ли задние покрышки вперед | Сайт Шелдона Брауна | Матчасть->снаряжение: Каталог статей о снаряжении | Пилить и никаких гвоздей (Обувь для прогулок-пропиловок) | Снаряжение для вело походов | Велоэкипировка | Снаряжение для лыжных ПВД | Питание в походе | Выбор долговечной палатки | Туристский коврик | Фото в зимнем походе |
(Как рассчитаь длину спицы (велоспицы)? Реферат)
Содержание
- Получение исходных данных для расчета длины спиц
- Paired Spoke Wheel (колесо с парными спицами)
- Формула для расчета длины спиц
- Вывод формулы
- Калькуляторы для расчета длины спиц
- Калькулятор для расчета длины велосипедных спиц от Pete Gray (работает на Java)
Получение исходных данных для расчета длины спиц
Введение
Для понимания всех терминов, используемых далее, необходимо ознакомится со статьей «Сборка велосипедных колес» Шелдона Брауна.
Длина спиц не очень критична, точность расчета в 1 мм вполне достаточна. Большинство калькуляторов рассчитывают длину спиц с точностью до десятых долей милиметра, но спицы продаются с шагом в 1 мм, а некоторые бренды и с шагом в 2 мм.
Количество крестов и спиц
Каждая спица в спицевом наборе пересекает несколько других спиц. Количество этих пересечений и называется «крестами», обозначим мы это знаком K. Радиальный набор, иначе говоря — это набор «в ноль крестов». Количество спиц обозначим знаком N.
Размеры втулки
Основные размеры втулки: DL, DR, WL, WR, S
- D — диаметр фланца втулки. Левого (DL) и правого фланца (DR) по центрам отверстий, а не внешний диаметр. Обычно бывает в диапазоне 38 — 67 мм;
- S — диаметр отверстия под спицу (обычно 2,4 мм)
- W — расстояние от центра до фланца втулки (WL — до левого фланца, WR — до правого фланца).
Измерение диаметра фланца (Flange Hole Diameter). Это расстояние от центра одного отверстия под спицу до центра диаметрально противоположенного отверстия. Поскольку измерять расстояние между центрами отверстий затруднительно, то более точные результаты можно получить, измерив расстояние между краями отверстий и их диаметр. Полученное расстояние скорректировать на величину одного диаметра. Расстояние от центра до фланца втулки WL, WR(Hub Center To Flange Center Dimension — Flange Spacing) получается за два шага:
Измерте расстояние от плоскости контргайки до центра фланца. В заднем колесе правые и левые спицы имеют разную длину, а в переднем одинаковую. ПровеИзмерьте базу (ширину) втулки OLD Over Locknut Distance от плоскости правой контргайки до левой.дите измерения для правой и левой стороны (A, B). Рассчитайте расстояния от середины втулки до фланцев по формулам:
- WL(Left Center to Flange Dimension) = OLD / 2 — A
- WR (Right Center to Flange Dimension) = OLD / 2 — B
Замечание. Помните, что неаккуратно проведенные замеры могут привести к большим ошибкам в расчетной длине спиц. Все измерения должны проводится с точностью до 0,1 мм. Для измерений пользуйтесь штангенциркулем и стальной линейкой или хорошей металлической рулеткой.
Размеры обода
Обод имеет единственный размер — эффективный (эквивалентный) диаметр обода.
Измерение эквивалентного диаметра обода (Effective Rim Diameter — ERD) — его еще можно назвать диаметром, измеренным по концам спиц. То есть ERD — это расстояния от конца одной спицы до конца диаметрально противоположенной ей спицы в полностью натянутом колесе. Измеряется на самом деле расстояние от дна шлица под отвертку одного ниппеля до того же места диаметрально противоположенного ниппеля.
Эквивалентный диаметр обода прямым измерением без специального измерительного инструмента получить нельзя. Его можно вычислить следующим образом.
Первый способ
- Тщательно измерьте внешний диаметр обода ORD (от одного края (торца) до другого) Следите, чтобы рулетка или линейка проходила точно через центр обода. Сделайте как минимум два измерения, проведенные под прямым угом друг к другу, чтобы проверить, круглый ли обод. Если два этих значения будут различаться, сделайте еще один замер в другом месте и усредните полученные результаты.
- Вставте ниппель в любое отверстие обода. Штангенциркулем измерьте расстояние от торца обода до дна шлица под отвертку в ниппеле. Это будет размер HN. В этом месте и должны заканчиваться спицы в полностю натянутом колесе.
- Вычислите эквивалентный диаметр обода по формуле ERD=ORD-2*HN.
Второй способ
- Вставте две спицы в диаметрально противополженные отверстия обода.
- Накрутите на них ниппеля.
- Сnяните спицы как следует и измерьте расстояние A — от одного торца ниппеля до другого торца ниппеля. Сделайте несколько измерений, результат усредните.
- Измерьте высоту ниппеля — B.
- Рассчитайте ERD=A+2*B.
Нессиметричный обод
Несимметричные обода типа OCR (Off Center or Asymmetric rims) требуют корректировки длины спиц, которая была рассчитана для симметричного обода.
Можно просто скорректировать рассчитанную длину спицы для симметричного обода на 1 мм — добавить для правой стороны и вычесть для левой стороны заднего колеса; или добавить 1 мм для стороны с диском и вычесть 1 мм для стороны без диска переднего колеса.
Есть точный способ расчета. Надо скорректировать размеры втулки, участвующие в расчете. (Изменение размера спицы будет одинаковым, когда обод смещается относительно втулки или наооборот.) Надо просто изменить смещение фланца (WL, WR) на величину смещения несимметричного обода, которая равна RimOffset RO=(W/2)-L
Скорректируйте размеры втулки следующим образом:
- WL_effective=WL— RO
- WR_effective=WR +RO
Paired Spoke Wheel (колесо с парными спицами)
Существует и такой тип спицевого набора, как на рисунке:
Калькулятор от Rinard (Страница Rinarda) вычисляет длину таких спиц используя понятие эквивалентного количества крестов, которое м.б. дробным.
Формула для расчета длины спиц
Упрощенная формула (чисто геометрическая, не учитывающая толщину спицы, диаметр отверствия во фланце и растяжение спицы) выглядит так:
SpokeLengthx=SQRT(Wx2+Dx2+ERD2-2*Dx*ERD*cos(360/(N/2)*K)
SpokeLengthx — это или правая или левая спица (x = R или L).
Wx — WR или WL (расстояние от центра до фланца втулки).
Dx — DR или DL (диаметр фланца).
S — диаметр отверстия во фланце втулки под спицу.
После проведения чисто геометрического расчета, полученную длину следует скорректировать (из книги The Bicycle Wheel, автор Jobst Brandt, 3 издание):
SpokeLengthxActualх=SpokeLengthx-S/2-1
1. Уменьшение на половину диаметра отверстия под спицу во фланце S/2 (обычно это 2.4/2=1.2 мм) связано с особенностью маркировки длины спиц производителями — длина измеряется от загиба до конца резьбы, а не от центра шляпки.
2. Уменьшение еще на 1 — 2 мм необходимо, так как спица при рабочем натяжении удлинняется примерно на 1 мм (для колес 24″ — 29«) и в собранном колесе ERD обода несколько уменьшается под действием сил сжатия от натяжения спиц.
Для недорогих ободов простого П-образного профиля спицу лучше иметь чуть короче, что бы не надо было спиливать выступающие из ниппелей концы спиц, иначе они могут проврать ободную ленту и камеру. Для таких ободов уменьшите длину на 2 мм с запасом.
Округлите результат математически до 1 или 2 мм, в зависимости от шага спиц у производителя.
Для «коробчатых» ободов, где ниппель спицы утоплен, и нет опасности, что выступающий конец спицы проврет ободную ленту, уменьшать с запасом длину спиц не надо. Достаточно уменьшить на 1 мм.
Округлите результат в большую целую сторону до 1 или 2 мм, в зависимости от шага спиц у производителя.
Вывод формулы
Вывод формулы базируется на тригонометрии и теореме Пифагора в рамках школьной программы (рисунки из Wikipedia)
где
- a = WR или WL (расстояние от центра до фланца втулки)
- r1 = DR или DL (диаметр фланца)
- r2 = ERD (эффективный (эквивалентный) диаметр обода)
- m = количество спиц на одной стороне колеса = N/2
- k = количество крестов
- ? = 360° k/m, например, 3*360°/18 = 60°.
? — угол между прямыми от оси втулки к месту спицы в ободе и от оси втулки к месту спицы во фланце. Эта часть формулы наиболее трудна для понимания.
Угол этот зависит от количества отверстий (спиц) и количества крестов. Чем больше крестов, тем больше этот угол. Чем больше спиц для данного количества крестов, тем меньше этот угол, поскольку дуга между соседними спицами представлеят меньшую долю всей окружности. Для 36 спиц, собранных в 3 креста этот угол равен 60 градусам, для 36 спиц, собранных в 4 креста этот угол равен 80 градусам.
Метод вычисления этого угла довольно хитроумен. Ключем к понимаю является расположение на ободе двух соседних спиц на фланце, идущих в противоположные стороны. Назовем такие спицы «граничными». Посчитаем количество отверстий в ободе между ними. В колесе, собранном в 3 креста, между «граничными» спицами на ободе будет еще ровно 13 спиц — 6 с того же фланца и 7 с другого. Можно понять почему между «граничными» спицами получается еще ровно 6 спиц с той же стороны фланца — каждая граничная спица должна пересечься с еще тремя спицами. Таким образом между «граничными» спицами должно быть 6 отверстий или 7 промежутков. В середине каждого промежутка есть отверстие для спицы с противополжного фланца. Итого выходит 13 спиц или отверстий должно быть между «граничными» спицами в колесе, собранном в 3 креста.
Теперь главная «хитрость». Зададимся вопросом: для любой «граничной» спицы как далеко (по углу) впереди (или позади) находится отверстие в ободе по отношению к отверстию во втулке (имея ввиду, что отверстия расположенные на одном радиусе (из центра втулки) находятся ни впереди ни позади).
Рассмотрим «центральную» спицу из этих 13-ти, которая идет к противоположному фланцу, по отношению к фланцу наших «граничных» спиц. Из соображений симметрии следует ожидать, что радиус, делящий угол между отверстиями для граничных спиц пополам, должен пройти точно через «центральную» спицу. Теперь мысленно повернем этот радиус вперед (по часовой стрелке) на половину угла между отверстиями во фланце втулки, что составит ровно одно отверстие вперед (по часовой стрелке) в ободе. Теперь мы имем радиус, проходящий через отверстие «граничной» спицы во фланце, что точно соответсвует тому углу ?, который нам необходим. Поскольку сначала этот радиус был на 7 отверстий в ободе впереди от истинного граничного отверстия в ободе, то после поворота его в сторону «граничного» отверстия осталось 6 промежутков. 6 дуг (промежутков) во втулке — это 6/36 — 1/6 * 360 = 60 градусов.
Таким образом мы доказали, что угол ? всегда есть число крестов умноженное на угол между соседними отверстиями одной стороны фланца или, что то же самое между отверстиями для спиц одной стороны в ободе. Например, для 36 спиц и 3 крестов угол между соседними отверстиями одной стороны фланца 360/18 = 20 градусов, и искомы угол равен 60 градусам. Для колеса в 4 креста осталось бы 8 спиц в промежутке, 8/36 — 1/4 * 360 = 80 градусов.
Формула рассчитыват диагональ воображаемого параллелепипеда.
Рассмотрим проекцию колеса на плоскость перпендикулярную оси спицы, где ниппель рассчитываемой спицы находится наверху. Эта спица и есть проекция диагонали воображаемого параллелепипеда. Параллелепипед имеет глубину a (Wx), на риснке не видна — находиться в перпендикулярной плоскости, высоту r2-r1cos(?) и ширину r1sin(?).
Простая тригонометрическая формула используется для вычисления длины проекции спицы на плоскость колеса, как показано на рисунке.
Для вычисления собственно длины спицы (диагонали воображемого параллелепипеда) применим теорему Пифагора.
Итог выглядит так:
Подробно о расчете длины спиц с выводом формулы с иллюстрациями на сайте Robert Torre (на английском языке)
Калькуляторы для расчета длины спиц
- Офф-лайн калькуляторы:
- Упрощенный калькуляторот от Rinard — сделан в виде листа Excel
- Полный вариант калькулятора от Rinard (с базой данных ободов) — сделан в виде листа Excel
- Полный вариант калькулятора от Rinard переведен на русский язык (с очень старой базой данных ободов +обод «Турист») — сделан в виде листа Excel Рассчитывает и колеса с парными спицами! На русском языке! Корректирует геометрическую длину спиц на 1 мм.!
- (Страница Rinarda)
- Калькулятор свободно распространяемый с сайта Антона Чубченко (программа сделана на базе таблички EXCELL) http://www.realbiker.ru/SpoCalc.shtm
- Свободный калькулатор длины спиц Lexapskov v 2.0 (для Windows)
- Свободный калькулятор длины спиц для мобильных телефонов на Java MIDP 2.0 от KROTOBOBR.RU
- Он-лайн калькуляторы:
- Он-лайн калькулятор на сайте UP Bikes — на русском языке.
- Он-лайн калькулятор на сайте ALLCALC.RU
- Он-лайн калькулятор от Roger Musson’s «Wheelpro»с базой данных втулок и ободов
Калькулятор для расчета длины велосипедных спиц от Pete Gray (работает на Java, в настройках безопасности надо разрешить выполнение java-приложений)
Это простой калькулятор для расчета длины велосипедных спиц от Pete Gray. В нем используется чисто геометрическая формула расчета, результат не корректируется.
Этот калькулятор очень удобен для наблюдения за тем, как происходит изменение длины спиц, когда вы изменяете один из размеров на миллиметр или два.
Источник
velobajo.ru
Велосипедные колёса: Спицы
В 99% случаев колесо состоит из втулки (с подшипниками и осью), обода и спиц. Когда вы начинаете крутить педали, то энергия передаётся через трансмиссию на втулку, спицы и обод, и колесо крутится. Спицы позволяют сделать колесо легким и прочным, о них мы сегодня и поговорим.
История
Более 30 лет назад у большинства велосипедов было 36 спиц на каждом колесе. Например, британский стандарт был 40 спиц сзади и 32 спицы на переднем колесе. Только гоночные велосипеды использовали 32 спицы на колесо. В других странах велосипеды обычно имели по 35 спиц на каждое колесо.
И вот у кого-то возникла идея: «Давайте сделаем колёса с 32 спицами. Они будут легче, мы потратим меньше материала, а, следовательно, и производство станет дешевле. Тем более, гонщики используют такие колёса, простому люду уж точно понравится!» В результате колёса правда получились легче, но на конечной цене для покупателя это не сказалось. Так что все остались в плюсе (но производители колёс в чуть большем).
Эта идея продолжает жить и поныне. То там, то тут появляются новые колёса, в которых 28/26/24 или ещё меньше спиц, а основным аргументом их покупки озвучивают меньший вес, при такой же прочности.
Однако, чтобы спица и обод выдерживали увеличенную нагрузку в одном месте, где в классическом колесе нагрузка распределяется между двумя спицами, их приходится делать из высококачественных материалов. Вот почему колёса с меньшим количеством спиц не такие лёгкие, как может показаться изначально.
Особенности использования колёс с меньшим количеством спиц
Потеря одной спицы на классическом колесе на 36 спиц – грозит лишь небольшой восьмеркой, которую вы сможете поправить даже, не меняя спицу. А вот если спиц в колесе меньше, чем 32, то лишившись одной спицы вы можете даже не доехать до дома. А учитывая то, что спицы в таких колёсах, зачастую весьма специфичны, то каждая сломанная спица – это реальная проблема.
Поэтому цена на колёса с меньшим количеством спиц порой на порядок больше, чем на классические модели с 32 спицами. Стоят ли этого выигранные граммы – это каждый решает для себя сам.
Виды спиц и ниппелей
Велосипедные спицы бывают прямыми и непрямыми. Прямые спицы очень прочные, но требуют специальных втулок. В колёсах с количеством спиц меньше 32-х обычно используются именно прямые спицы, и наоборот.
Спицы отличаются методом изготовления:
- Катаные спицы;
- Плоские спицы;
- Тянутые спицы.
Катаные спицы – самый распространённый из трёх видов, из-за того, что они относительно просты и дёшевы в производстве. Делаются из стального прута подходящего диаметра.
Плоские спицы – практически то же самое, что и катаные спицы, только плоской формы. Это добавляет прочности и немножко аэродинамичности.
Тянутые спицы – самые качественные и самые дорогие. Тянутся (отсюда и название) из цельного куска стали.
Обратите внимание на способ нанесения резьбы на спицу. Спицы с накатанной резьбой гораздо прочнее, чем нарезные. Мы рекомендуем использовать именно их. Отличить их легко, спицы с накатанной резьбой толще в месте нанесения резьбы.
Ниппели обычно используются для соединения спицы с ободом. Материал ниппеля – сталь, латунь или алюминий. В основном ниппели выглядят как небольшая головка, которая накручивается на спицу, однако встречаются и всевозможные вариации, вплоть до самых невероятных – как у Mavic, с их внешней резьбой для вкручивания в бескамерный обод или Crank Brothers, где ниппели крепят спицы к втулке, а не к ободу.
Так какие спицы выбрать?
Если вы уже купили велосипед и планируете просто заменить сломанную спицу, то берите такую же, благо они продаются поштучно. Если вы только планируете собирать колесо, то здесь стоит учитывать то, как колёса будут заспицованы, какая у вас втулки и какой обод. О том, как самостоятельно заспицевать колесо мы поговорим в следующей статье.
bb30.ru
Спицы велосипедные. Длина, размер, установка
Приветствую Вас!
В предыдущей статье мы с Вами рассмотрели такую часть велосипеда, как колесо. А точнее, не само колесо, а его общие особенности и различие размеров. И, как обещалось в предыдущей статье, сегодня поговорим о спицах и ниппелях.
И вправду, спицы – какое их прямое предназначение? Почему спицы, а не цельный диск, как, например, у автомобиля?
Из этой статьи вы узнаете:
1. Что такое спицевой набор?
2. Виды спицовки колеса.
3. Радиальный набор спиц.
4. Колёса Spinergy — что это?
5. Типы спиц, их строение и материал изготовления.
6. Видео-урок: «Как собрать велосипедное колесо».
Помните наших аристократов 19 века, которые катались на велосипедах с колесами карет? Это самое простое колесо со спицами. Строение колеса было примерно таким: деревянный обод, ступица и несколько деревянных спиц. Спицы в колесе работают на сжатие, поочередно. Иными словами, в момент, когда спица находится внизу перпендикулярно земле, она принимает весь вес велосипеда, но колесо крутиться, и спицы неким образом «чередуются» и сжимаются по очереди. Все было хорошо, вплоть до 1820 года.
Джордж Кэйли сформулировал теорию упругости, которая изменила весь мир. А точнее, представление о спицах 🙂 Теория интересная, но мы же не на уроке физике, поэтому покажем все на примере велосипеда. Спица, которая работает на сжатие, должна иметь диаметр больше, чем спица, работающая на растяжение, для обеспечения одинаковой прочности. А соответственно, спица с меньшим диаметром иметь меньший вес. И тут понеслось…. Сначала искали подходящий материал, ведь дерево не подходит, взяли за основу сталь, а потом начали придумывать, как превратить спицу, работающую на сжатие, на спицу, которая будет работать на растяжение. И вот, это было придумано! Современная спицовка колеса – явный пример.
Первое колесо с такой спицовкой было сконструировано только через 47 лет, в 1867 году Медисоном Каупер, и не для велосипеда, а для шасси аэроплана. Также на таком колесе была установлена пневматическая покрышка. О развитии покрышек велосипедных колес читайте следующую статью.
Следующее серьёзное изменение спицовки колес состоялось недавно. Фирма Mavic предложила «вилсет», где часть толстых спиц из карбона работают на сжатие и на растяжение.
Спицевой набор
Спицевой набор – это некое количество спиц расположенных в колесе в определённом порядке. Задачи такого набора следующие: центрирование обода, расположение обода относительно фланцев втулки, удерживание формы колеса, обеспечение прочности и жесткости колеса, а также равномерное распределение нагрузки по колесу. Колесо должно быть жестким в радиальном и поперечном направлениях, а также иметь достаточную крутильную жесткость. Чем выше радиальная жесткость, тем легче колесо переносит удары при преодолении препятствий и меньшая вероятность получение деформации типа «яйцо» или вообще поломки колеса. Большой запас поперечной жесткости исключает возможность появления восьмерок на колесе. Но это еще не все. Бывают случаи, в связи с неправильной спицовкой, на вираже покрышка цепляет перья рамы. Это происходит за счет маленькой поперечной жесткости, колесо прогибается и может лопнуть. Что очень и очень плохо. Тангенциальная, то есть, крутильная жесткость обеспечивает возможность передачи движения от педалирования и торможения. Чем лучше колесо «крутит», тем легче велосипедисту ехать!
Спицевые наборы бывают разные. Отличаются они между собою количеством спиц и, соответственно, крестов (мест пересечения спиц). В основном, количество спиц кратно четырем, в радиальном наборе кратно двум, а в спицевом наборе «Воронья лапа» — кратно трем.
А теперь поговорим о видах спицовки колеса: как, куда, зачем?
Чем больше угол наклона спицы к радиусу колеса, это может быть вплоть до 90 градусов, тем больше образуется крестов. Также на количество крестов влияет диаметр фланца втулки, обода, и конечно же, количество спиц. Когда спица расположена к ободу под углом, близкому к 90 градусов, тогда на нее действует наименьшая сила. Также, такое колесо эффективнее при разгоне, а торможение происходит без лишних вибраций, и велосипед останавливается быстрее. А если колесо имеет наименьшее количество крестов, спицы, соответственно, станут короче, и массу будут иметь меньшую, возрастает поперечная жесткость.
Именно поэтому нужно выбирать колеса, исходя из стиля своей езды. Каждый должен решить, какой набор ему подойдет. А для того, чтобы Вы лучше сориентировались и разобрались в достоинствах и минусах каждого набора, рассмотрим один из видов набора поподробнее.
Радиальный набор, очень слабый, но красивый набор. В таком наборе спицы не пересекаются, а идут по радиусу колеса, получается что-то типа «солнышка». Спицы получаются короткими, а соответственно легкими и еще аеро-динамичными. Если Вы внимательно читали предыдущий абзац, то уже сделали вывод, что из-за отсутствия крестов колесо имеет большую поперечную и маленькую крутильную жесткость. Но это еще не все особенности такого набора спиц! Спицы работают не только на растяжение, как при крестовом наборе, а и еще на изгиб. Взгляните на картинку, и поймете. Именно поэтому такое колесо используют только в качестве переднего, да и то, редко очень, ну прям очень редко…. А чтобы использовать похожий радиальный набор на заднем колесе, придумали комбинированный набор. Одна сторона имеет радиальный набор, а другая тангенциальный. Благодаря этому колесо получается максимально жестким и долговечным.
Да, и еще! Если на колесо с радиальным набором установить дисковый или роллерный тормоз, велика вероятность поломки спиц при экстренном торможении. Поэтому устанавливаются только ободные тормоза. Думаете это все особенности этого набора?? Эх, если бы…. Спицы имеют свойство самостоятельно выкручиваться, а фланец втулки может не выдержать нагрузки и разрушиться, в самый неподходящий момент.
Допустим, с набором спиц мы с Вами определились. Но это только начало нашего с Вами путешествия по миру «Спиц и ниппелей».
Мы с Вами узнали, что спицы работают на растяжение. А теперь мы Вам расскажем о том, какое правильное значение предварительного натяжения спиц. Ведь, если спица будет перетянута, велика вероятность ее разрыва, а если спицы будет слишком расслаблена – скорее всего, на первой яме ваш обод просто-напросто получит восьмерку. Чтобы ни того, ни другого не произошло, продолжайте читать статью, и, как говориться, предупрежден — значит вооружен! Вперед 🙂
Если спицы постоянно натягивать, а потом ослаблять (или этот процесс будет проходить произвольно), они долго не протянут и лопнут в местах напряжения. Существует два вида натягивание спиц. Первый, традиционный, используется в колесах с числом крестов от 2 до 4 и натяжением от 40 до 80 кг/с. Ну а второй способ придумали инженеры компании Shimano и сила затяжки равна 120 кг/с! Но это еще не все, количество спиц уменьшилось до 16 штук на одно колесо. Благодаря чему же произошел большой скачек в прочности, и получилось значительное уменьшение веса колеса? Читаем дальше!
Какие спицы лучшие?
Во-первых, это перевернутые спицы. Получается, что регулировочная головка спицы находится не в ободе, как мы привыкли, а во втулке. Смотрите фото. Таким образом, вес всего колеса значительно уменьшается, а соответственно уменьшается момент инерции.
Во-вторых, это парно-перекрестное расположение спиц. Иными словами, спицы с правого фланца втулки крепятся к левой боковине обода по касательной, и наоборот. Благодаря такому простому решению удалось увеличить силу натяжения спиц и равномерно распределить усилие на обод. Также возрастает и общая поперечная жесткость колеса.
В-третьих, полурадиальный набор. О нем мы писали выше, но напомним вкратце еще раз. Получается, что левая сторона колеса заспицована в один крест, а правая имеет спицовку типа «солнышко», то есть, без крестов, вообще. При комплексном применении выше перечисленных пунктов, включая данный, поперечная жесткость колеса увеличилась на 20%.
В-четвертых, это геометрия спиц. Спицы используются уже не круглые, а плоские, что дает прирост в аэродинамике и увеличение амортизационных свойств обода.
Вот Вы уже знаете секреты самого лучшего и самого легкого колеса от компании Shimano.
Мы в 4-ом пункте затронули вопрос о геометрии спиц, а это очень интересный вопрос, ответы на который читайте ниже.
Все началось с того момента, как впервые было собрано колесо на прямых спицах, без J-образного изгиба спицы. Читали статью о колесах, в которой мы разбирали новшество 29» колес, и о том, что чуда не произошло? Так вот здесь не совсем такой случай. Одни были поклонниками таких, прямых, спиц, объясняя свой выбор техническими качествами, а остальные были против, задавая вопрос: «Где взять запасную спицу, если эксклюзивная спица нового образца сломается?». И те, и другие оказались правы! А мы Вам выразим чисто личное мнение команды velo-travel.
Прямые спицы действительно можно натянуть сильнее, они долговечнее, а колеса жёстче. И совсем не проблема с собой возить несколько запасных спиц, на случай непредсказуемых обстоятельств. Но дело в том, что обычный велосипедист этого не заметит на своем велосипеде. Плюсы настолько малы, что на практике гораздо проще и не в ущерб поставить классические спицы и не заморачиваться. Применение таким спицам – это большой спорт, и точка.
Да, и еще, чуть не забыли! Мы говорили о перевернутых спицах и уменьшении момента инерции, так это значение очень мало, что им также можно пренебречь, если Вы не мировой чемпион.
Spinergy – стоит, или не стоит?
Spinergy – это литые колеса, примерно такие же, как на современных автомобилях, но большого диаметра. Давным-давно колеса автомобилей и мотоциклов так же были спицоваными. Позже, с развитием инженерии, стали изготовлять штампованные диски, или литые «титаны», колеса из титанового сплава, которые намного прочнее, чем спицованые колеса, а вес имеют тот же. И вот, следуя за развитием, техники на велосипед решили также устанавливать похожие диски. Они имели небольшое количество лопастей, от 3 до 6, изготовленные из карбона. Аэродинамика колесо действительно возросла, а также увеличилась «крутильная» жесткость и поперечная жесткость. А минусы, их всего два, это большой вес и еще большая цена 🙂
Но, но, но…. Если мы с Вами сейчас не наблюдаем велосипедов с колесами типа Spinergy, это не значит, что о них забыли. Велосипедные инженера толковые парни, и пошли изучать эту конструкцию дальше и получили, то чего хотели!
Варианта дисковых колес существует два: либо поверх спиц устанавливаются круглые диски, либо колесо без спиц вообще, но с дисками их высокопрочных полимеров и углепластика. Второй случай лучше, так, как вес и момент инерции намного меньше первого.
И снова, ребят, не нужно бежать в магазин и покупать себе такие колеса, если Вы не участник чемпионата. Дело в том, что такие колеса всё равно тяжелые, по сравнению с колесами со спицами, и они также намного дороже, а и еще они имеют большую площадь, одно колесо, около 0,4 квадратных метра. А два колеса, это квадратный метр. Если Вас застанет боковой ветер, это будет очень, очень плохо!
И так, как получается, что старый спицевой набор колеса намного лучше всех новинок, считаем нужным посвятить окончание статьи описанию самой спицы.
Типы спиц, их строение и материал изготовления
Спица имеет два компонента, это длинный стержень, у которого с одной стороны резьба, а с другой стороны – головка, выгнута под углом 90 градусов к стержню, и с ниппеля – это головка, которая накручивается на резьбовую часть стержня. Спицы и ниппели изготовляют из разных материалов, самые дешевые – из стали, которая очень тяжелая и имеет свойство быстро ржаветь; никелированной бронзы, или латуни; а также из дорогого алюминия. Все же лучшим материалом для спиц есть нержавеющая сталь, а для ниппелей – бронза или латунь.
А по сечению, спицы могут иметь, постоянное круглое сечение, а также переменное. Это тот случай, когда несколько сантиметров от края спицы диаметр спицы один, допустим 2,2 мм, а центральная зона имеет диаметр в 1,8 мм. Аэродинамика таких спиц намного лучше, вес меньше, а характеристики жесткости такие же.
И вот, если Вы дочитали до этого места, значит, не зря мы писали статью, и Вы стали на порядок лучше, имея полезный багаж знаний о спицах. Умейте правильно его применять, это самое главное. Хотите еще знаний? Подписывайтесь на рассылку и все новые статьи моментально будут приходить Вам на почту! А дальше мы поговорим об ободах велосипеда, будет интересно, и полезно.
Удачи на дорогах! И напоследок, небольшое тематическое видео!
С уважением, команда velo-travel!
Ещё статьи по теме:
velo-travel.com
Сборка колеса — какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку / / Twentysix
Многие опытные райдеры, пожалуй, согласятся, что в конечных характеристиках колеса немаловажную роль играют спицы, ниппели и качество спицовки. Но зачастую, начинающие (и не только) райдеры при выборе составляющих для нового виллсета заостряют свое внимание только лишь на выборе ободов и втулок, при этом выбирая спицы по принципу: «возьму самые дешевые, главное что втулка и обод у меня крутые!» Некоторые даже приносят в мастерскую новенькие втулки и обода Mavic и просят собрать колеса на старых ниппелях с убитыми гранями…
В этой статье мы расскажем о том, почему нельзя пренебрежительно относиться к выбору спиц, ниппелей и качеству спицовки, а так-же на примере Sapim поможем новичкам разобраться с тем, какие спицы и ниппели им лучше выбрать для того или иного стиля катания (с расчетом на бюджет и вес) и расскажем о парочке ньюансов.
Вы наверное спросите — почему именно Sapim? — дело в том, что их ассортимент наиболее широко представлен в нашем магазине, а главное, мы действительно уверены в этих спицах и писать хотим прежде всего о том, что не вызывает сомнения у нас самих и о том, в чем мы понимаем толк…
Итак, о тонкостях.
Возможно, вам знакома одна из этих историй:
1)Как-то раз, один райдер решил собрать себе новый виллсет. Для того, чтобы денег хватило на самые крутые обода и втулки, он решил сэкономить на спицах и услугах мастерской и заспицевал колеса сам. Первое время новенькие колеса радовали его, но очень скоро, при не особо-то и жестком катании, на колесах начали появляться восьмерки. А когда он попытался эти восьмерки выправить, то обнаружил, что ниппель крутится вместе со спицей, и из-за её сопротивления райдер даже сорвал грани на некоторых ниппелях, да так и забросил это дело и продолжил кататься с все усиливающимися восьмерками.
2)Другой райдер откатывал на своем байке уже второй год, при этом катался и зимой и летом, в не зависимости от погодных условий. И вот однажды, по пути со спота домой, он резко вошел в поворот и услышал громкий короткий «дзынь» в районе колеса. Оказалось, что нагрузки во время поворота хватило для того чтобы оторвать спицу в месте её «входа» в ниппель. После такого, он всерьез задумался: «А что, если при приземлении с какого-нибудь семи-метрового дропа повырывает спицы на переднем колесе и я останусь без зубов?» И, внемля своему благоразумию, этот райдер переспицевал свои колеса на новых спицах и ниппелях. А ведь тревожного «звоночка», заставившего вовремя сменить спицы могло бы и не быть…
3)Третий райдер купил хороший обод и стальную втулку с тонкими фланцами, а спицы подобрал наобум и заспицевал колесо у первого попавшегося мастера. Через некоторое время, на одном трейле, съехав по корневой секции, райдер обнаружил, что на колесе появилась не малых размеров «восьмерка», а все спицы еле-еле натянуты, что видимо и послужило причиной возникновения восьмерки. В принципе, ничего страшного, но момент не приятный.
Даже если вы с похожими примерами не сталкивались, подобные истории не редкость в нашей практике. Конечно, далеко не всегда безалаберное отношение к сборке колеса может тут же привести к описанным последствиям, но все-таки, шанс есть, и не малый. А вот правильная сборка и подбор комплектующих очень сильно снизит вероятность подобных оказий.
Ниже мы объясним, от чего могли произойти подобные происшествия и как их можно было избежать:
1) История №1 могла быть следствием нескольких причин:
-Из-за того, что человек собрал колесо в домашних условиях, без использования измерителя натяжения спиц, спицы в итоге имели разную степень натяжения и колесо значительно хуже сопротивлялось нагрузкам, от чего и начали появляться восьмерки.
-Кроме того, райдер не смазал латунные ниппели. А ведь все латунные ниппели должны быть смазаны. Делается это для уменьшения трения ниппель-спица (это уменьшает скручивающую нагрузку на спицу при протяжке) и ниппель-обод (это облегчает протяжку).
Мораль первой истории довольно простая: нужно более тщательно относиться ко всем тонкостям сборки (проверка натяжения спиц, смазка латунных ниппелей), а ещё лучше — отдать колесо для сборки в хорошую мастерскую. В частности, в нашей мастерской собирало колеса множество именитых райдеров, в том числе Павел Алехин и Кирилл Бочаров, которые неизменно оставались довольны сборкой своих колес.
2) Вторая история могла произойти из-за следующих факторов:
-Второй райдер так же не стал заморачиватья с выбором спиц и взял самые дешёвые из оцинкованной стали. Спицы из подобных дешёвых материалов сильнее подвержены коррозии, и в месте входа в ниппель были съедены реагентами. Проблему бы решило использование спиц из более качественных и стойких к коррозии материалов.
-Картину дополнило и то, что райдер использовал при сборке колеса самые обычные ниппели, которые под нагрузкой расположились строго перпендикулярно плоскости обода в месте их крепления. Из-за этого в месте выхода из ниппеля, спица изгибается и место изгиба становится менее надежным.
Проблему бы решило использование ниппелей Polyax, которые располагаются более соосно спице, препятствуя сильному её изгибанию.
Мораль второй истории: по возможности нужно выбирать спицы из качественных материалов (например 18/8 AISI 302 или 18/2 AISI204 CU), а так же стоит выбрать ниппели с технологией Polyax, которые исключат сильный изгиб спицы.
3)Третья история скорее всего является следствием того, что ширина фланцев оказалась значительно меньше длинны загиба спицы (такое бывает как правило со стальными втулками). Из-за этого, в месте изгиба создается избыточное напряжение, которое может привести как к ослаблению натяжения спиц, так и к их разрыву. (на схеме верхний левый рисунок иллюстрирует такое «опасное» положение)
Но избежать такого исхода не сложно. Нужно расположить втулку вертикально и вставить спицу во фланец. Если все в порядке, то спица займет положение под углом 90 градусов к оси втулки.
В случае, когда фланец толще или тоньше, чем загиб спицы, этого не произойдет. С ситуацией когда фланец оказывается слишком толстым ничего сделать не удастся, а вот когда он слишком тонкий можно все исправить подложив под шляпку спицы специальную шайбочку. Её толщина составляет порядка 0,5 мм, а размером она чуть больше шляпки спицы.
К слову, для сборки колеса на непистонированных ободах, рекомендуем использовать шайбочки сферической формы, совместимые с ниппелями Polyax. Это уменьшает трение между ободом и ниппелем при сборке и предотвращает его повреждение об острые кромки обода.
Важно: Многие опытные райдеры и мастера советуют периодически отслеживать степень натяжения спиц. В противном случае, самые хорошие колеса на самых лучших спицах, собранные максимально опытным мастером, со временем будут терять свои свойства.
Что-ж, основные нюансы мы озвучили. Вдаваться в редкие частные случаи и исследовать тонкие материи мы не стали, т.к. задача этой статейки — раскрыть самые необходимые прикладные моменты для новичков.
Теперь же мы поможем разобраться в том, какие спицы и ниппели выбрать для сборки колес в самых распространенных дисциплинах.
Начнем с простого — с ниппелей. Ниппели мы в любом случае рекомендуем брать с технологией Polyax, т.к. такие ниппели позволяют избежать сильного изгиба спицы при выходе из ниппеля.
Латунные или алюминиевые? Алюминиевые ниппели ничем не уступают по прочности латунным. Усилие, необходимое для того чтобы вырвать спицу из ниппеля, полностью идентично, но алюминий менее долговечен, особенно если колеса «всесезонные». Соль и дорожные реагенты значительно сокращают срок службы алюминиевых ниппелей. Sapim утверждает, что благодаря анодированию срок службы значительно увеличен, правда все еще проигрывает латуни.
Все латунные ниппели должны быть смазаны, делается это для уменьшения трения ниппель-спица (это уменьшает скручивающую нагрузку на спицу при протяжке) и ниппель-обод (это облегчает протяжку).
Алюминиевые ниппели фирмы Sapim не нуждаются в смазке благодаря анодировке, снижающей трение. За счет этого, алюминиевые ниппели предпочтительнее при сборке колес на баттированных спицах.
Итого: для баттированных спиц — алюминиевые ниппели Polyax. Для не баттированных спиц — латунные ниппели Polyax (не забудьте про смазку). К слову, на алюминиевых ниппелях Polyax были собраны колеса триалиста Тимура Ибрагимова и, не нуждающегося в представлении, Павла Алехина. И конечно, множества других серьезных райдеров, чье катание так-же говорит о прочности и качестве ниппелей.
Теперь перейдем к спицам
Прежде, чем приступать к описанию отдельных моделей, мы предлагаем взглянуть на такую памятку
Первое, с чего начнем, это спицы Sapim Strong — самые прочные спицы Sapim. Изначально разработаны для применения на грузовых велосипедах, тандемах и электровелосипедах. Раскрыть их прочностной потенциал на каком-либо другом велосипеде вряд ли получится. К тому-же, колеса на этих спицах будут не достаточно гибкими, так что, если ваш велосипед не электро, не грузовой и не тандем, то мы рекомендуем обратить внимание на другие спицы. Вес — 446 грамм (комплект из 64 спиц).
Бюджетные спицы начального уровня:
– Sapim Basic Zinc.
Комплект из 64 штук весит 431 грамм. Подходят для дорожных велосипедов, а так же для любого другого применения, не требующего низкого веса и высокой прочности. Актуальны при максимально ограниченном бюджете.
– Sapim Basic Leader.
Спицы более высокого качества, но все ещё являющиеся актуальными при ограниченном бюджете. Могут применяться для большинства стилей катания. Комплект из 64 штук весит 431 грамм.
Прочные спицы для гравити дисциплин:
– Sapim Race.
Баттированные спицы из нержавеющей стали. Вес комплекта 64 шт — 363 грамма. Недорогие прочные и относительно легкие спицы, подходящие для любых, в т.ч. и гравити дисциплин. Обладают хорошей сопротивляемостью на скручивание, поэтому будут подходящим выбором для самостоятельной сборки. Позволяют собрать хорошие колеса при небольших финансовых затратах. Оптимальный выбор для сборки хорошего и не дорогого колеса
– Sapim Force.
В сущности — более суровая версия Race. Основная область применения — экстремальные дисциплины. Весят чуть больше — 377 грамм (комплект 64 шт), но и обладают большей прочностью и все ещё не высокой ценой. Так же являются хорошим выбором для самостоятельной сборки, т.к. обладают хорошей сопротивляемостью на скручивание. Оптимальный выбор для сборки хорошего и не дорогого колеса для гравити.
Спицы верхнего модельного ряда:
– Sapim Laser.
Баттированные спицы с диаметром в центральной части 1,5 мм. Выполнены из дорогого высокопрочного сплава 18/8 AISI 302, который, помимо высоких прочностных характеристик, обладает повышенной стойкостью к коррозии. Благодаря низкому весу — 273 грамма (64шт) являются идеальным вариантом для дисциплин шоссе и кросскантри. При этом они обладают приемлемой прочностью и хорошей гибкостью и по этой причине могут использоваться для гравити дисциплин, от триала до фристайла (хотя официально использование с дисковыми тормозами не рекомендуется). Ввиду малого диаметра в центральной части, не так хорошо противостоят нагрузкам на скручивание, поэтому рекомендуется собирать колеса на этих спицах у опытного мастера. Колеса на этих спицах хорошо гасят нагрузки и долго служат. К примеру, на таких спицах катается триалист Тимур Ибрагимов и фристайлер Илья Бобков.
– Sapim CX-Ray.
Аэродинамические спицы, демонстрирующие наибольшие прочностные показатели среди аналогов. Весят как аналогичные титановые спицы — 279 грамм (комплект 64 шт.). Благодаря своей высокой прочности и гибкости подходят для всех дисциплин велосипедного спорта. В сечении имеют овальную форму, благодаря чему обладают наилучшими аэродинамическими характеристиками. Полностью совместимы со стандартными моделями втулок. По мнению многих опытных райдеров, катающих гравити, главное их преимущество — это даже не аэродинамика, а прочность и гибкость.
По словам Кирилла Бочарова, когда вваливаешь на колесах с такими спицами по колбасне, создается ощущение, что колеса сами объезжают препятствия за счет своеобразного флекса и отлично гасят удары от не возвращенных випов. При этом, такой флекс вовсе не мешает эффективно вкручивать.
Ну и завершающим аргументом в пользу надежности этих спиц стало то, что в нашей мастерской на этих спицах собрал себе колеса Павел Алехин и благополучно выиграл на них White Style 2013, сделав бэкфлип-даблвип!
Но, разумеется, это спицы высокого ценового сегмента и требующие немалых умений мастера при сборке колеса. Ниппели к таким спицам лучше выбрать алюминиевые.
К слову, не так давно в наш магазин пришла большая поставка спиц Sapim и цепей Connex, так что если перед вами стоит задача обновить колеса или трансмиссию — милости просим!
Вот на этом, пожалуй, всё. Мы надеемся, что статья окажется полезной для новичков, поможет им с выбором спиц и предостережет от возможных ошибок. Более подробную информацию по сборке колес вы можете почерпнуть в отличных статьях опытного мастера Анзора Шухова: статья №1, статья №2, статья №3; из которых мы взяли кое что и для нашей статьи.
За сим, желаем вам отличных колес и удачного сезона!
Искренне ваш MTB Shop
twentysix.ru