Наука: Наука и техника: Lenta.ru
Международная группа исследователей из США и Швейцарии пришла к выводу, что древнеегипетская цивилизация эллинистического периода погибла из-за глобального изменения климата, вызванного извержением вулкана. В результате нарушился водный режим Нила, что, в свою очередь, привело к неурожаю, голоду, эпидемиям и междоусобицам. «Лента.ру» рассказывает о новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications.
Древний Египет существовал только благодаря Нилу, растянувшемуся на шесть тысяч километров по северо-востоку Африки. Все древнеегипетские города были построены в долине этой реки. От ежегодных разливов Нила зависела жизнь древних египтян, их экономика, культура и религия. Илистыми водами, богатыми минералами и органическими веществами, орошали (и орошают по сей день) сельскохозяйственные земли. Река затапливала обширные пойменные территории, повышая плодородность почвы. После схода воды жители долины приступали к севу хлебных злаков, например ячменя. По берегам рос и тростник, из которого изготавливали главный писчий материал древности.
Материалы по теме:
В четвертом веке до нашей эры Древний Египет эллинизировался: долина Нила вошла в состав Македонской империи. После смерти Александра Великого его империя распалась, а в Египте пришла к власти династия Птолемеев. Однако еще при своей жизни царь и полководец успел задать направление развития страны. В дельте реки была построена новая столица — Александрия, которая стала одним из центров распространения греческой культуры, науки и искусства. Здесь находились Александрийская библиотека и одно из семи чудес света — 120-метровый маяк, тут учились и работали Евклид и Архимед.
Естественно, уровень воды в Ниле во время паводков год от года варьировался. Наводнение было то сильным, то слабым. Птолемеевский Египет научился снижать риски с помощью дополнительных мер и приспособлений. Земли, которые не получали достаточно влаги, орошали с помощью таких механизмов, как чигирь — колесо с ковшами, подававшее воду из реки в систему водоканалов. В худшем случае положение спасала торговля с соседними государствами.
Бог подаст
Нил питается множеством притоков. Особую роль в паводках играют наиболее полноводные Голубой Нил и Атбара, берущие начало с Эфиопского нагорья. В июне здесь начинается период муссонных ливней, и уровень воды в реке повышается. До XX века, пока в долине не построили гидрокомплексы, наводнение продолжалось до конца октября, достигая пика в августе-сентябре. После того как вода отступала, обнажая покрытую илом почву, приходил вегетационный период, продолжавшийся до февраля, когда египтяне пахали и высаживали семена на орошаемых полях.
Египетский храм времен правления птолемеевской династии
Фото: Wikipedia
Древние египтяне понимали, что их жизнь сильно зависит от разливов Нила. Это природное явление олицетворял отдельный бог — Хапи. Жрецы проводили ритуалы, которые, согласно верованиям, обеспечивали ежегодные наводнения. Жрецы также следили за уровнем воды в реке, используя для этого специальные сооружения — ниломеры. Это позволяло предсказывать, насколько сильным будет очередное наводнение. Если уровень воды был слишком низок, в ход шли обряды. Но Хапи не всегда мог помочь египтянам.
Мощные извержения вулканов за десятки тысяч километров от Египта сильно влияли на водный режим Нила. Сернистые газы, выбрасываемые в атмосферу, охлаждают тропосферу, сказываются на распределении влаги и количестве осадков, выпадающих по всему земному шару. В частности, сдвигаются ячейки Хэдли — циклы, характеризующиеся восходящими потоками воздуха у экватора и нисходящими в субтропиках. В результате муссонные ливни перемещаются на другие территории, что вызывает засуху.
Лавочка закрылась
Исследователи проанализировали данные наблюдений за уровнем воды в Ниле, которые велись с 622 года нашей эры на Исламском ниломере на острове Рода (Каир) вплоть до возведения Асуанской плотины, изменившей водный режим реки. Показатели сопоставлялись с периодами вулканической активности, о которых известно по результатам исследования ледяных кернов. Выяснилось, что во время крупных извержений паводки были слабее.
Ученые также сравнили даты политических конфликтов в птолемеевском Египте, в частности, восстаний против правящей династии, и активности вулканов. Оказалось, что природные катастрофы в 247 и 244 годах до нашей эры, в период Третьей сирийской войны, вызывали неурожай в Египте, что повлияло на решение Птолемея III заключить мир с государством Селевкидов (современная Сирия). Римский историк Марк Юстин отмечает, что египетский царь мог захватить всю территорию противника, однако ему пришлось заняться внутренними волнениями и потратить много ресурсов на поддержание стабильности и борьбу с голодом посредством ввоза зерна с территорий, не пострадавших от засухи.
Исламский ниломер на острове Рода
Фото: Wikipedia
Исторические документы подтверждают, что на фоне извержений в Египте увеличивалось число актов продаж земель другим семьям. В благоприятные годы собственность обычно передавалась по наследству. Неурожай вынуждал государство продавать облагаемые налогом земли, оказавшиеся бесплодными, через аукцион, что приводило к кровопролитным крестьянским восстаниям и усиливало нестабильность в стране.
Извержения в 168, 164, 161 годах до нашей эры, по мнению ученых, связаны с фактическим поражением эллинистического Египта в Шестой сирийской войне. Царь Селевкидов Антиох IV подчинил почти всю территорию Египта, что вынудило вмешаться в конфликт Рим. Это лишило страну независимости. Гибель Клеопатры, последней из правящих Птолемеев, и окончательный переход Египта к Древнему Риму последовали за периодом неурожая, голода, продажи земель, эпидемии чумы и депопуляции сельских районов. Эти бедствия были, вероятно, связаны с крупным вулканическим извержением в 44 году до нашей эры, третьим по силе за последние 2500 лет.
7 изобретений Древнего Египта, изменивших мир – Архив
Контрацептивы и тесты на беременность
Фрагмент папируса Эдвина Смита. Нью-Йорк, Академия медицины
Фотография: Wikipedia.org
Уже с начала III века до н.э. при дворе египетских царей известны вельможи, которые исполняли обязанности придворных врачей и лекарей — суну; зачастую они были жрецами львиноголовой Сехмет, грозной богини, которая, порой насылая неизлечимые болезни, также покровительствовала врачам. Практически каждый египетский врач обязательно имел специализацию, был гинекологом или остеопатом, профессионалом в лечении глазных заболеваний или же хирургии. Чаще всего врачами были мужчины, хотя от Древнего царства известно как минимум одно упоминание врача-женщины. В III тысячелетии до н.э., как показало исследование черепов строителей пирамид в Гизе, придворные дантисты производили сложные операции по удалению гноя при воспалении надкостницы и занимались протезированием, скрепляя протез или шатающийся зуб с соседним золотой проволокой. Тогда же появились и первые медицинские тексты, служившие пособием для врачей в их повседневной практике.
Хирургический папирус Эдвина Смита, датированный XVII веком до н.э., один из самых известных египетских медицинских текстов, судя по всему, написан врачом, который был непосредственно связан с процессом строительства пирамид, обслуживая пострадавших рабочих и строителей. В тексте более всего внимания уделяется переломам костей, смещениям, другим повреждениям тела. Автору текста была известна система циркуляции крови в теле, состояние сердца он определял по пульсу. Египетские хирурги отваживались на довольно сложные оперативные вмешательства и успешно осуществляли, например, трепанацию черепа, используя в качестве обезболивающего средства опиум. Кахунский медицинский папирус (XX век до н.э.) — наиболее древний из известных нам медицинских свитков — посвящен гинекологии, самым различным видам женских заболеваний, беременности и развитию плода. Текст упоминает контрацептивы: «Часть экскрементов крокодила, смешанная с кислым молоком» или же инъекция в вагину смеси меда и натрона — природной смеси соды и соли». Берлинский папирус (XVI век до н.э.) помимо исследований о ревматизме и кровеносных сосудах, приводит древнейший в истории человечества тест на беременность: семена ячменя и пшеницы следовало посадить в землю и ежедневно поливать их мочой женщины; если оба будут расти равномерно, она должна родить, если растет лишь ячмень — будет мальчик, если пшеница — то девочка, если же оба ростка погибли, то женщина не беременна.
Современные исследования показали, что моча не беременной женщины действительно приостановила рост ячменя, что свидетельствует о качестве предлагаемого теста.Что почитать
Почти что энциклопедия по древнеегипетской медицине и, наверное, лучший труд по теме: Nunn J. Ancient Egyptian Medicine. — London, 1995. Не стоит забывать и о неплохом обзоре по теме на русском языке: Стучевский И.А. Медицина. Научная мысль в древнем Египте // Культура Древнего Египта. — М., 1976.
Каменная кладка
Пирамида царя Нечерихета Джосера в Саккаре
Фотография: Виктор Солкин
Впервые в истории человечества в Египте появилось архитектурное сооружение, созданное из камня, а не из привычного на Ближнем Востоке в древности кирпича-сырца. Это первая египетская пирамида, сооруженная в некрополе Саккара (к югу от современного Каира) в I половине XXVII века до н.э. для царя Нечерихета («Божественного плотью»). Позже в египетской традиции царя прозвали Джосером, то есть Священным предком, и под этим именем он стал известен в истории. Автором грандиозного проекта был Имхотеп — везир царя, жрец бога Ра, знаменитый создатель календаря и многих важных текстов, среди которых был и канон храмовой архитектуры. Имхотепа как мудреца, к которому восходит египетская традиция знания и культуры, почитали на берегах Нила вплоть до первых веков новой эры. Творение Имхотепа — шестиступенчатая царская пирамида высотой 60 м напоминала собой лестницу, по которой царь должен был взойти на небеса. Для строительства использовали известняк. В процессе строительства форма пирамиды была избрана не сразу, ей предшествовал архитектурный поиск и промежуточные сооружения. Под пирамидой — царская погребальная камера, потолок которой был покрыт изображениями священных звезд и грандиозный лабиринт ходов общей протяженностью более 6 км. Пирамида была центром архитектурного комплекса площадью 15 га, символизирующего собой Египет и ставшего прототипом для многих более поздних знаменитых памятников долины Нила.
Что почитать
Всю свою жизнь пирамиде посвятил французский архитектор и археолог Жан-Филипп Лауэр, превосходная книга которого переведена на русский язык: Лауэр Ж. -Ф. Загадки египетских пирамид. — М.: Наука, 1966. Более современная работа выдающегося американского археолога Марка Линера также будет полезной: Lehner M. The Complete Pyramids. — Cairo, 1997, переиздания.
Энциклопедия
Писцы за работой. Рельеф из гробницы военачальника Хоремхеба в Саккаре. XIV век до н.э.
Фотография: Виктор Солкин
Именно в Египте фараонов родилось не только большинство литературных жанров, но и даже понятие об энциклопедии, строки которой помогали египтянину лучше понять окружающее его пространство. Один из таких свитков, хранящийся в Москве в ГМИИ им. А.С.Пушкина и происходящий из коллекции В.С.Голенищева, был создан писцом Аменемопе в XI веке до н.э. О предназначении текста говорит само его название: «Начало поучения для прояснения мысли, наставления незнающего, для познания всего, что существует, что создал Птах, что записал Тот, неба с делами его, земли, и того, что на ней, того, что изрыгают горы, что орошено разливом, и всего, что освещает Солнце, что растет на земле».
Что почитать
О египетской энциклопедии из ГМИИ, так и не изданной полностью, писал выдающийся русский египтолог Ю.Я.Перепелкин (Перепелкин Ю.Я. К вопросу о возникновении энциклопедии на Древнем Востоке // Труды Института книги, документа и письма. Том II: Статьи по истории энциклопедий. — Л., 1932.) О жанрах и отдельных произведениях древнеегипетской литературы много писали Б.А.Тураев, М.А.Коростовцев.
Косметика
Ларец с косметическими принадлежностями знатной дамы Мерит. XIV век до н.э. Турин, Египетский музейФотография: Владимир ЛарченкоС древнейших времен египтяне знали большое количество косметических средств, ароматических масел и притираний; косметические сосуды обнаружены в большом количестве среди других предметов погребального инвентаря даже самых ранних египетских гробниц. С глубокой древности была популярна зеленая малахитовая подводка для глаз — уджу, которую с II тысячелетия до н.э. вытеснила разновидность кхоля, краска месдемет, основанная на галените. Пигменты смешивались с водой, камедью и иногда ароматическими веществами до образования пасты и наносились тонкой палочкой. Различные оттенки охры использовались для изготовления румян и губной помады, хна — для окраски волос в том случае, если женщина не носила парик. Во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации широко применялись масла и жиры — как для изготовления духов и ароматических конусов, устанавливавшихся на парик, так и для защиты кожи от губительного воздействия солнечных лучей. Греческий врач I века н.э. Диоскорид сообщал, что египтяне очень преуспели в изготовлении масел, а в особенности — масла из лилий, которое, по его словам, они умели делать лучше всех других народов. Античные авторы также упоминают, что для изготовления масел египтяне часто использовали корицу и мирру. Плиний (также I веке н.э.) указывает, что в римском мире выше всего ценилось египетское притирание из Мендеса, в которое, по его описанию, входили масло из морского желудя, смола и мирра, масло из недозрелых маслин, кардамон, сладкий камыш, мед, вино, семя бальзамового дерева, гальбан и скипидарная смола.
Что почитать
Много важной информации не только о косметике, но и вообще о быте древних египтян содержится в прекрасной книге Пьера Монте «Египет Рамсесов» (М. , 1989, переиздания). Если же вы хотите глубоко погрузиться в мир египетских притираний и масел, то вам необходима работа Лайзы Манних: Manniche L. Egyptian Luxuries. Fragrance, Aromatherapy and Cosmetics in Pharaonic Times. — London, 1999).
Дипломатическая переписка
Клинописная табличка из Амарнского царского дипломатического архива. Лондон, Британский музей
Фотография: Елизавета Царева
Египет II тысячелетия до н.э. — это могущественное государство, под властью которого находилась огромная территория от современной южной Турции на севере и вплоть до центрального Судана на юге. Многочисленные военные походы позволили Египту влить в свою экономику не только дешевую рабочую силу, но и невероятные богатства, захваченные в Азии и Африке. С дружественными государствами фараон вел дипломатическую переписку, которая осуществлялась на аккадском языке, который тогда был международным. Соответственно, дипломатическая корреспонденция весила довольно много — это были глиняные таблички, покрытые клинописью.
Что почитать
Этот тот редкий случай, когда превосходная работа по теме издана на русском языке: Стучевский И.А. Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. — М., 1987. О контактах Египта со странами Азии и Африки в древности есть специальная глава в моей книге: Солкин В.В. Египет. Вселенная фараонов. — М., 2014. Интересные данные есть и в лекции, посвященной блистательному владыке Аменхотепу III и его миру.
Папирус
Фрагмент заупокойного папируса жреца Амона Осоркона. X век до н.э. Петербург, собрание РНБ
Фотография: Виктор Солкин
Сердцевина болотного тростника (Cyperus papyrus) нарезалась на тонкие полоски, которые затем накладывались друг на друга перпендикулярно в два слоя, отбивались деревянным молотком и помещались под пресс. Клейкий сок и давление позволяли получить превосходный, чуть желтоватый писчий материал, небольшие листы которого можно было склеивать в огромные свитки. Древнейший папирус был найден в гробнице Хемака, начальника дворца царя I династии Дена (середина XXIX века до н.
Что посмотреть
Лекция о знаменитой египетской «Книге мертвых» и том, какие шедевры папирусной графики рождались в храмовых мастерских Древнего Египта.
Мумификация
Мумия царицы Тейе (XIV век до н.э.), в момент открытия в 1898 году Фотография: Архив Виктора Лоре, Миланский университет
Искусство бальзамирования зародилось еще на заре египетской истории. В могилах обитателей долины Нила задолго до создания государства фараонов, тело умершего прекрасно сохранялось благодаря песку пустыни, который высушивал останки, терявшие более трех четвертей своего веса. Постепенно погребальный ритуал усовершенствовался. Приблизительно с XXVI века до н.э. из тела стали вынимать внутренности, способствующие разложению. Позже завернутое в пелены тело начали покрывать слоем гипса и расписывать, стараясь отобразить портретные черты умершего. Видя все несовершенство этого метода, египетские бальзамировщики продолжили свой поиск, пока не остановили свой выбор на натроне. К сожалению, не сохранилось ни одного полного описания процесса бальзамирования, считавшегося особо священным искусством, известны лишь фрагменты таких текстов, показывающие, что это был драматический ритуал, в котором жрецы изображали богов. Ритуал мумификации длился чаще всего 70 дней — именно столько не видна не небе звезда Сириус, небесное воплощение богини Исиды. Верная супруга и сестра, Исида вместе с шакалоголовым богом Анубисом, покровителем некрополей и бальзамирования, создала, по легенде, первую мумию из тела своего убитого мужа — бога плодородия Осириса, который возродился, поправ смерть.
Процесс погребального ритуала должен был отождествить умершего с Осирисом, даровать ему вечную жизнь в ином мире. Руководил всеми работами по изготовлению мумий жрец, изображавший Анубиса. Вскрытие брюшной полости делали ритуальным кремниевым ножом. Затем тело клали на специальное ложе и начинали обрабатывать натроном. Высушенные останки обрабатывалось несколькими видами смол и масел. Изъятые из тела внутренности промывались, обрабатывались маслами и, завернутые по отдельности в пелены, укладывались в четыре сосуда, традиционно называемые канопами. Чтобы мумия не деформировалась, тело набивали полотном, пропитанным смолами, натроном, луком и перцем. Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском, благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости «запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины, украшенной магическими символами, защищающими умершего. В завершение все тело покрывалось тонким слоем горячей жидкой смолы, окрашивалось красной или желтой охрой или, как это было популярно в греко-римское время, украшалось листочками тонкой золотой фольги. В течение последних пятнадцати дней мумификации тело аккуратно заворачивалось в льняные пелены, меж которых помещали многочисленные амулеты.
Что почитать и посмотреть
На русский язык переведена отличная книга Франсуа Жано: Жано Ф. Мумии фараонов. Бессмертие в Древнем Египте. — М., 2014, — которая, кроме всего, впечатлит вас фантастическими иллюстрациями. Стоит отметить и отменную англоязычную работу: Dodson A., Ikram S. The Mummy in Ancient Egypt. Equipping the Dead for Eternity. — Cairo, 1998. Представить себе процесс бальзамирования, изображенный очень близко к оригиналу, позволит знаменитый фильм польского режиссера Ежи Кавалеровича «Фараон», снятый в 1966 году по одноименному роману Болеслава Пруса.
Где увидеть артефакты Древнего Египта в России?
Фрагмент саркофага великого царского писца Несипахерентахата. Дерево, роспись. X век до н.э. ВОХМ им. И.Н.Крамского
Фотография: Сергей Куприянов
В эти дни исполняется 200 лет старейшей коллекции древнеегипетского искусства в России. Уникальное собрание памятников XX–III веков до н.э. хранится в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского; его ядром стали древности, приобретенные на берегах Нила в 1815 году дерптским дворянином Отто Фридрихом фон Рихтером, и подарки хедива — правителя Египта, который преподнес императору Александру III поразительные саркофаги и предметы, найденные в Фивах, в тайной гробнице жрецов и жриц бога Амона в Баб-эль-Газус.
Интеллигенция города Воронежа, куда коллекция была перевезена в 1915 году из-за угрозы приближающегося фронта, вместе с эвакуированным Дерптским университетом, спасала эти шедевры несколько раз. В годы Первой мировой войны вещи спасли в самом Воронеже; в первые месяцы Великой Отечественной воронежцы эвакуировали лучшие памятники в Омск, затем, сделав почти невозможное, чтобы памятники — современники великих фараонов, гордость городского музея — вернулись в родной город.
К юбилею — 1 октября 2015 года — воронежский музей открывает новую египетскую экспозицию при поддержке московских египтологов и столичной Библиотеки имени М.А.Волошина ЦБС ЦАО. Средства, необходимые для создания новой актуальной экспозиции, были собраны неравнодушными россиянами, узнавшими, что старейшая египетская коллекция в стране не получила поддержки государства и профильных фондов. Многие памятники, поднятые из хранилищ, предстанут перед публикой впервые за многие десятилетия.
- Виктор Солкин
Древний Египет | История, правительство, культура, карта и факты
Сфинкс и Великая пирамида Хуфу
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 3000 г. до н.э. — 332
- Основные события:
- Битва при Кадеше
- Ключевые люди:
- Моисей Эхнатон Плотин Рамзес II Тутмос III
- Похожие темы:
- Египетское искусство древнеегипетская религия иероглифическое письмо Библиотека Александрии египтология
- Похожие места:
- Египет Византийская империя древний Рим Ханаан Александрийский маяк
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Каким другим термином называются цари Египта?
Египетских царей обычно называют фараонами, согласно Библии. Термин фараон происходит от египетского per ʿaa («великое поместье») и от обозначения королевского дворца как учреждения. Этот термин все чаще использовался примерно с 1400 г. до н.э. как способ обозначения живого царя.
Какие два типа письменности существовали в Древнем Египте?
Двумя основными типами письменности в Древнем Египте были иероглифы, которые использовались для памятников и выставок, и курсивная форма, известная как иератическая, изобретенная примерно в то же время в позднем додинастическом Египте (ок. 3000 г. до н.э.).
Какой фараон, вероятно, построил первую настоящую пирамиду?
Снефру был первым царем Древнего Египта из 4-й династии (ок. 2575–ок. 2465 до н. э.). Вероятно, он построил ступенчатую пирамиду Майдума, а затем модифицировал ее, чтобы сформировать первую настоящую пирамиду.
Кто первым из царей объединил Верхний и Нижний Египет?
Менес был легендарным первым царем объединенного Египта. Согласно традиции, он объединил Верхний и Нижний Египет в единую централизованную монархию и основал первую династию Древнего Египта. Менесу также приписывают ирригационные работы и основание столицы Мемфиса.
Кто открыл гробницу Тутанхамона?
Гробница Тутанхамона была обнаружена Говардом Картером в 1922 году. Африка, датируемая IV тысячелетием до нашей эры. Его многочисленные достижения, сохранившиеся в его искусстве и памятниках, сохраняют очарование, которое продолжает расти по мере того, как археологические находки раскрывают его секреты. Эта статья посвящена Египту от его предыстории до его объединения при Менесе (Нармере) в 3-м тысячелетии до н.э., иногда используемом в качестве точки отсчета для происхождения Египта, и до исламского завоевания в 7-м веке н.э. Для последующей истории через современный период, см. Египет.
Введение в древнюю египетскую цивилизацию
Жизнь в Древнем Египте
Древний Египет можно представить как оазис в пустыне на северо-востоке Африки, зависящий от ежегодного разлива реки Нил для поддержки своего сельскохозяйственного населения. Главное богатство страны происходило из плодородной поймы долины Нила, где река протекает между полосами известняковых холмов, и дельты Нила, в которой она разветвляется на несколько рукавов к северу от современного Каира. Между поймой и холмами находится переменная полоса низкой пустыни, которая поддерживала определенное количество дичи. Нил был единственной транспортной артерией Египта.
Первый порог в Асуане, где русло реки превращается в пороги полосой гранита, был единственной четко определенной границей страны в пределах населенного пункта. К югу лежал гораздо менее гостеприимный район Нубии, в котором река текла по невысоким холмам из песчаника, которые в большинстве регионов оставляли лишь очень узкую полосу обрабатываемой земли. Нубия была важна для периодической экспансии Египта на юг и для доступа к продуктам с дальнего юга. К западу от Нила находилась засушливая Сахара, разбитая цепью оазисов на расстоянии от 125 до 185 миль (от 200 до 300 км) от реки и лишенная всех других ресурсов, за исключением нескольких полезных ископаемых. Восточная пустыня, между Нилом и Красным морем, была более важной, так как она поддерживала небольшое кочевое население и пустынную дичь, содержала многочисленные месторождения полезных ископаемых, в том числе золота, и была путем к Красному морю.
На северо-востоке находился Суэцкий перешеек. Он предлагал основной путь для контакта с Синаем, откуда поступала бирюза и, возможно, медь, и с Юго-Западной Азией, важнейшей областью культурного взаимодействия Египта, откуда были получены стимулы для технического развития и сорта сельскохозяйственных культур. Иммигранты и, в конечном счете, захватчики пересекли перешеек в Египет, привлеченные стабильностью и процветанием страны. С конца 2-го тысячелетия до нашей эры вдоль восточного побережья Средиземного моря совершались многочисленные нападения с суши и моря.
Викторина «Британника»
Иди как египтянин
Сначала через Средиземное море осуществлялись относительно небольшие культурные контакты, но с самого начала Египет поддерживал торговые отношения с ливанским портом Библос (современный Джабайль). Египту требовалось немного импорта для поддержания базового уровня жизни, но хорошая древесина была необходима и недоступна внутри страны, поэтому ее обычно получали из Ливана. Минералы, такие как обсидиан и лазурит, были импортированы из Анатолии и Афганистана.
Сельское хозяйство сосредоточено на выращивании зерновых культур, главным образом полбы ( Triticum dicoccum ) и ячменя ( Hordeum vulgare ). Плодородие земли и общая предсказуемость затопления обеспечивали очень высокую урожайность с одного однолетнего урожая. Эта производительность позволяла хранить большие излишки на случай неурожая, а также составляла главную основу египетского богатства, которое до создания крупных империй в 1-м тысячелетии до н. э. было величайшим из всех государств древнего Ближнего Востока.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Орошение бассейна было достигнуто простыми средствами, и выращивание нескольких культур стало возможным только в гораздо более поздние времена, за исключением, возможно, прибрежной зоны Аль-Файюм. По мере того, как река откладывала аллювиальный ил, поднимая уровень поймы, а земли были освобождены от болот, площади, пригодные для возделывания в долине и дельте Нила, увеличивались, в то время как скотоводство медленно сокращалось. Помимо зерновых культур большое значение имели фрукты и овощи, последние орошались круглый год на небольших участках. Рыба также была жизненно важна для диеты. Папирус, который в изобилии рос на болотах, собирали в диком виде и в более поздние времена культивировали. Возможно, его использовали в качестве пищевой культуры, и, конечно же, из него делали веревки, циновки и сандалии. Прежде всего, он предоставил характерный египетский письменный материал, который вместе с зерновыми был главным экспортным товаром страны в поздний период египетской, а затем греко-римской эпохи.
Крупный рогатый скот, возможно, был одомашнен в северо-восточной Африке. Египтяне держали многих в качестве тягловых животных и для производства различных продуктов, проявляя некоторый интерес к породам и особям, который и по сей день встречается в Судане и Восточной Африке. Осел, который был основным транспортным животным (верблюд не получил широкого распространения до римских времен), вероятно, был приручен в этом регионе. Аборигенная египетская порода овец вымерла во 2-м тысячелетии до нашей эры и была заменена азиатской породой. Овцы были в первую очередь источником мяса; их шерсть использовалась редко. Коз было больше, чем овец. Свиней также разводили и ели. Уток и гусей держали в пищу, и многие из огромного количества диких и перелетных птиц, найденных в Египте, были отловлены и пойманы в ловушку. Элита охотилась на пустынную дичь, в основном на различные виды антилоп и горных козлов; охота на львов и диких быков была королевской привилегией. Среди домашних животных были собаки, которых также использовали для охоты, кошки и обезьяны. Кроме того, египтяне проявляли большой интерес и знали о большинстве видов млекопитающих, птиц, рептилий и рыб в их среде обитания.
Большинство египтян, вероятно, произошли от поселенцев, переселившихся в долину Нила в доисторические времена, когда рост населения происходил за счет естественного плодородия. В разные периоды здесь были иммигранты из Нубии, Ливии и особенно Ближнего Востока. Они имели историческое значение и, возможно, способствовали росту населения, но их количество неизвестно. Большинство людей жили в деревнях и городах в долине и дельте Нила. Жилища, как правило, строились из сырцового кирпича и давно исчезли из-под поднимающегося уровня грунтовых вод или из-под современных городских построек, тем самым стирая свидетельства поселений. В древности, как и сейчас, наиболее предпочтительным местом для поселений было небольшое возвышение у берега реки, где транспорт и вода были легко доступны, а затопление маловероятно. До 1-го тысячелетия до нашей эры Египет не был урбанизирован в такой степени, как Месопотамия. Вместо этого несколько центров, особенно Мемфис и Фивы, привлекали население и особенно элиту, в то время как остальные люди были относительно равномерно распределены по земле. По оценкам, численность населения увеличилась с 1 до 1,5 миллионов в 3-м тысячелетии до нашей эры и, возможно, вдвое больше в конце 2-го тысячелетия и 1-м тысячелетии до нашей эры. (Гораздо более высокие уровни населения были достигнуты в греко-римские времена.)
Почти все люди занимались сельским хозяйством и, вероятно, были привязаны к земле. Теоретически вся земля принадлежала королю, хотя на практике живущих на ней нельзя было легко переселить, а некоторые категории земель можно было покупать и продавать. Земля была закреплена за высокопоставленными чиновниками, чтобы обеспечить им доход, и большинство участков требовали уплаты значительных взносов государству, которое было сильно заинтересовано в том, чтобы земля оставалась в сельскохозяйственном использовании. Заброшенные земли были возвращены в государственную собственность и переданы под возделывание. Люди, которые жили на земле и обрабатывали ее, не могли покинуть ее и были обязаны ее обрабатывать, но они не были рабами; большинство платило часть своей продукции крупным чиновникам. Появились свободные граждане, которые работали на земле от своего имени; термины, применяемые к ним, изначально имели тенденцию относиться к бедным людям, но эти земледельцы, вероятно, не были бедными. Рабство никогда не было обычным явлением, оно ограничивалось пленниками и иностранцами или людьми, которые из-за бедности или долгов были вынуждены продавать себя на службу. Рабы иногда даже женились на членах семей своих владельцев, так что в долгосрочной перспективе те, кто принадлежал к домашнему хозяйству, имели тенденцию ассимилироваться в свободное общество. В Новом царстве (примерно с 1539 г.до 1075 г. до н.э.) большое количество пленных рабов было приобретено крупными государственными учреждениями или включено в состав армии. Карательное обращение с иностранными рабами или местными беглецами от их обязательств включало принудительные работы, изгнание (например, в оазисы западной пустыни) или обязательное участие в опасных горнодобывающих экспедициях. Даже ненаказуемая работа, такая как разработка карьеров в пустыне, была опасной. Официальный отчет одной экспедиции показывает уровень смертности более 10 процентов.
Точно так же, как египтяне оптимизировали сельскохозяйственное производство с помощью простых средств, их ремесла и методы, многие из которых пришли из Азии, были доведены до невероятного уровня совершенства. Самое поразительное техническое достижение египтян, массивное каменное строительство, также использовало потенциал централизованного государства для мобилизации огромной рабочей силы, которая стала доступной благодаря эффективным методам ведения сельского хозяйства. Некоторые из задействованных технических и организационных навыков были замечательными. Строительство великих пирамид 4-й династии ( с. 2575– в. 2465 г. до н.э.) еще предстоит полностью объяснить, и это будет серьезной проблемой по сей день. Эта затрата навыков контрастирует с редкими свидетельствами преимущественно неолитического образа жизни сельского населения того времени, в то время как использование кремневых орудий сохранялось даже в городской среде, по крайней мере, до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Соответственно, металла было мало, большая его часть использовалась для престижа, а не для повседневных целей.
В городских и элитных контекстах египетским идеалом была нуклеарная семья, но на земле и даже внутри центральной правящей группы есть свидетельства существования расширенных семей. Египтяне были моногамны, и выбор партнеров для брака, для которого не известны никакие формальные церемонии или юридические санкции, не следовал установленному образцу. Близкородственные браки не практиковались в династический период, за исключением случайных браков брата и сестры в королевской семье, и эта практика могла быть открыта только для королей или наследников престола. Теоретически развестись было легко, но дорого. Правовой статус женщин лишь немногим уступает статусу мужчин. Они могли владеть и распоряжаться имуществом по собственному праву, а также инициировать развод и другие судебные разбирательства. Они почти никогда не занимали административные должности, но все чаще участвовали в религиозных культах в качестве жриц или «певчих». Замужние женщины носили титул «хозяйки дома», точное значение которого неизвестно. Ниже по социальной лестнице они, вероятно, работали не только в доме, но и на земле.
Неравномерное распределение богатства, труда и техники было связано лишь с частично городским характером общества, особенно в 3-м тысячелетии до н. э. Ресурсы страны не направлялись в многочисленные провинциальные города, а вместо этого с большим эффектом концентрировались вокруг столицы — которая сама представляла собой рассредоточенную вереницу поселений, а не города — и сосредоточивались на центральной фигуре общества, короле. В 3-м и начале 2-го тысячелетий идеал элиты, выражавшийся в убранстве частных гробниц, был поместным и сельским. Лишь гораздо позже египтяне развили более ярко выраженный городской характер.
Древний Египет | История, правительство, культура, карта и факты
Сфинкс и Великая пирамида Хуфу
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 3000 г. до н.э. — 332
- Основные события:
- Битва при Кадеше
- Ключевые люди:
- Моисей Эхнатон Плотин Рамзес II Тутмос III
- Похожие темы:
- Египетское искусство древнеегипетская религия иероглифическое письмо Библиотека Александрии египтология
- Похожие места:
- Египет Византийская империя древний Рим Ханаан Александрийский маяк
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Каким другим термином называются цари Египта?
Египетских царей обычно называют фараонами, согласно Библии. Термин фараон происходит от египетского per ʿaa («великое поместье») и от обозначения королевского дворца как учреждения. Этот термин все чаще использовался примерно с 1400 г. до н.э. как способ обозначения живого царя.
Какие два типа письменности существовали в Древнем Египте?
Двумя основными типами письменности в Древнем Египте были иероглифы, которые использовались для памятников и выставок, и курсивная форма, известная как иератическая, изобретенная примерно в то же время в позднем додинастическом Египте (ок. 3000 г. до н.э.).
Какой фараон, вероятно, построил первую настоящую пирамиду?
Снефру был первым царем Древнего Египта из 4-й династии (ок. 2575–ок. 2465 до н. э.). Вероятно, он построил ступенчатую пирамиду Майдума, а затем модифицировал ее, чтобы сформировать первую настоящую пирамиду.
Кто первым из царей объединил Верхний и Нижний Египет?
Менес был легендарным первым царем объединенного Египта. Согласно традиции, он объединил Верхний и Нижний Египет в единую централизованную монархию и основал первую династию Древнего Египта. Менесу также приписывают ирригационные работы и основание столицы Мемфиса.
Кто открыл гробницу Тутанхамона?
Гробница Тутанхамона была обнаружена Говардом Картером в 1922 году. Африка, датируемая IV тысячелетием до нашей эры. Его многочисленные достижения, сохранившиеся в его искусстве и памятниках, сохраняют очарование, которое продолжает расти по мере того, как археологические находки раскрывают его секреты. Эта статья посвящена Египту от его предыстории до его объединения при Менесе (Нармере) в 3-м тысячелетии до н.э., иногда используемом в качестве точки отсчета для происхождения Египта, и до исламского завоевания в 7-м веке н.э. Для последующей истории через современный период, см. Египет.
Введение в древнюю египетскую цивилизацию
Жизнь в Древнем Египте
Древний Египет можно представить как оазис в пустыне на северо-востоке Африки, зависящий от ежегодного разлива реки Нил для поддержки своего сельскохозяйственного населения. Главное богатство страны происходило из плодородной поймы долины Нила, где река протекает между полосами известняковых холмов, и дельты Нила, в которой она разветвляется на несколько рукавов к северу от современного Каира. Между поймой и холмами находится переменная полоса низкой пустыни, которая поддерживала определенное количество дичи. Нил был единственной транспортной артерией Египта.
Первый порог в Асуане, где русло реки превращается в пороги полосой гранита, был единственной четко определенной границей страны в пределах населенного пункта. К югу лежал гораздо менее гостеприимный район Нубии, в котором река текла по невысоким холмам из песчаника, которые в большинстве регионов оставляли лишь очень узкую полосу обрабатываемой земли. Нубия была важна для периодической экспансии Египта на юг и для доступа к продуктам с дальнего юга. К западу от Нила находилась засушливая Сахара, разбитая цепью оазисов на расстоянии от 125 до 185 миль (от 200 до 300 км) от реки и лишенная всех других ресурсов, за исключением нескольких полезных ископаемых. Восточная пустыня, между Нилом и Красным морем, была более важной, так как она поддерживала небольшое кочевое население и пустынную дичь, содержала многочисленные месторождения полезных ископаемых, в том числе золота, и была путем к Красному морю.
На северо-востоке находился Суэцкий перешеек. Он предлагал основной путь для контакта с Синаем, откуда поступала бирюза и, возможно, медь, и с Юго-Западной Азией, важнейшей областью культурного взаимодействия Египта, откуда были получены стимулы для технического развития и сорта сельскохозяйственных культур. Иммигранты и, в конечном счете, захватчики пересекли перешеек в Египет, привлеченные стабильностью и процветанием страны. С конца 2-го тысячелетия до нашей эры вдоль восточного побережья Средиземного моря совершались многочисленные нападения с суши и моря.
Викторина «Британника»
Древняя жизнь: правда или вымысел?
Сначала через Средиземное море осуществлялись относительно небольшие культурные контакты, но с самого начала Египет поддерживал торговые отношения с ливанским портом Библос (современный Джабайль). Египту требовалось немного импорта для поддержания базового уровня жизни, но хорошая древесина была необходима и недоступна внутри страны, поэтому ее обычно получали из Ливана. Минералы, такие как обсидиан и лазурит, были импортированы из Анатолии и Афганистана.
Сельское хозяйство сосредоточено на выращивании зерновых культур, главным образом полбы ( Triticum dicoccum ) и ячменя ( Hordeum vulgare ). Плодородие земли и общая предсказуемость затопления обеспечивали очень высокую урожайность с одного однолетнего урожая. Эта производительность позволяла хранить большие излишки на случай неурожая, а также составляла главную основу египетского богатства, которое до создания крупных империй в 1-м тысячелетии до н. э. было величайшим из всех государств древнего Ближнего Востока.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Орошение бассейна было достигнуто простыми средствами, и выращивание нескольких культур стало возможным только в гораздо более поздние времена, за исключением, возможно, прибрежной зоны Аль-Файюм. По мере того, как река откладывала аллювиальный ил, поднимая уровень поймы, а земли были освобождены от болот, площади, пригодные для возделывания в долине и дельте Нила, увеличивались, в то время как скотоводство медленно сокращалось. Помимо зерновых культур большое значение имели фрукты и овощи, последние орошались круглый год на небольших участках. Рыба также была жизненно важна для диеты. Папирус, который в изобилии рос на болотах, собирали в диком виде и в более поздние времена культивировали. Возможно, его использовали в качестве пищевой культуры, и, конечно же, из него делали веревки, циновки и сандалии. Прежде всего, он предоставил характерный египетский письменный материал, который вместе с зерновыми был главным экспортным товаром страны в поздний период египетской, а затем греко-римской эпохи.
Крупный рогатый скот, возможно, был одомашнен в северо-восточной Африке. Египтяне держали многих в качестве тягловых животных и для производства различных продуктов, проявляя некоторый интерес к породам и особям, который и по сей день встречается в Судане и Восточной Африке. Осел, который был основным транспортным животным (верблюд не получил широкого распространения до римских времен), вероятно, был приручен в этом регионе. Аборигенная египетская порода овец вымерла во 2-м тысячелетии до нашей эры и была заменена азиатской породой. Овцы были в первую очередь источником мяса; их шерсть использовалась редко. Коз было больше, чем овец. Свиней также разводили и ели. Уток и гусей держали в пищу, и многие из огромного количества диких и перелетных птиц, найденных в Египте, были отловлены и пойманы в ловушку. Элита охотилась на пустынную дичь, в основном на различные виды антилоп и горных козлов; охота на львов и диких быков была королевской привилегией. Среди домашних животных были собаки, которых также использовали для охоты, кошки и обезьяны. Кроме того, египтяне проявляли большой интерес и знали о большинстве видов млекопитающих, птиц, рептилий и рыб в их среде обитания.
Большинство египтян, вероятно, произошли от поселенцев, переселившихся в долину Нила в доисторические времена, когда рост населения происходил за счет естественного плодородия. В разные периоды здесь были иммигранты из Нубии, Ливии и особенно Ближнего Востока. Они имели историческое значение и, возможно, способствовали росту населения, но их количество неизвестно. Большинство людей жили в деревнях и городах в долине и дельте Нила. Жилища, как правило, строились из сырцового кирпича и давно исчезли из-под поднимающегося уровня грунтовых вод или из-под современных городских построек, тем самым стирая свидетельства поселений. В древности, как и сейчас, наиболее предпочтительным местом для поселений было небольшое возвышение у берега реки, где транспорт и вода были легко доступны, а затопление маловероятно. До 1-го тысячелетия до нашей эры Египет не был урбанизирован в такой степени, как Месопотамия. Вместо этого несколько центров, особенно Мемфис и Фивы, привлекали население и особенно элиту, в то время как остальные люди были относительно равномерно распределены по земле. По оценкам, численность населения увеличилась с 1 до 1,5 миллионов в 3-м тысячелетии до нашей эры и, возможно, вдвое больше в конце 2-го тысячелетия и 1-м тысячелетии до нашей эры. (Гораздо более высокие уровни населения были достигнуты в греко-римские времена.)
Почти все люди занимались сельским хозяйством и, вероятно, были привязаны к земле. Теоретически вся земля принадлежала королю, хотя на практике живущих на ней нельзя было легко переселить, а некоторые категории земель можно было покупать и продавать. Земля была закреплена за высокопоставленными чиновниками, чтобы обеспечить им доход, и большинство участков требовали уплаты значительных взносов государству, которое было сильно заинтересовано в том, чтобы земля оставалась в сельскохозяйственном использовании. Заброшенные земли были возвращены в государственную собственность и переданы под возделывание. Люди, которые жили на земле и обрабатывали ее, не могли покинуть ее и были обязаны ее обрабатывать, но они не были рабами; большинство платило часть своей продукции крупным чиновникам. Появились свободные граждане, которые работали на земле от своего имени; термины, применяемые к ним, изначально имели тенденцию относиться к бедным людям, но эти земледельцы, вероятно, не были бедными. Рабство никогда не было обычным явлением, оно ограничивалось пленниками и иностранцами или людьми, которые из-за бедности или долгов были вынуждены продавать себя на службу. Рабы иногда даже женились на членах семей своих владельцев, так что в долгосрочной перспективе те, кто принадлежал к домашнему хозяйству, имели тенденцию ассимилироваться в свободное общество. В Новом царстве (примерно с 1539 г.до 1075 г. до н.э.) большое количество пленных рабов было приобретено крупными государственными учреждениями или включено в состав армии. Карательное обращение с иностранными рабами или местными беглецами от их обязательств включало принудительные работы, изгнание (например, в оазисы западной пустыни) или обязательное участие в опасных горнодобывающих экспедициях. Даже ненаказуемая работа, такая как разработка карьеров в пустыне, была опасной. Официальный отчет одной экспедиции показывает уровень смертности более 10 процентов.
Точно так же, как египтяне оптимизировали сельскохозяйственное производство с помощью простых средств, их ремесла и методы, многие из которых пришли из Азии, были доведены до невероятного уровня совершенства. Самое поразительное техническое достижение египтян, массивное каменное строительство, также использовало потенциал централизованного государства для мобилизации огромной рабочей силы, которая стала доступной благодаря эффективным методам ведения сельского хозяйства. Некоторые из задействованных технических и организационных навыков были замечательными. Строительство великих пирамид 4-й династии ( с. 2575– в. 2465 г. до н.э.) еще предстоит полностью объяснить, и это будет серьезной проблемой по сей день. Эта затрата навыков контрастирует с редкими свидетельствами преимущественно неолитического образа жизни сельского населения того времени, в то время как использование кремневых орудий сохранялось даже в городской среде, по крайней мере, до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Соответственно, металла было мало, большая его часть использовалась для престижа, а не для повседневных целей.
В городских и элитных контекстах египетским идеалом была нуклеарная семья, но на земле и даже внутри центральной правящей группы есть свидетельства существования расширенных семей. Египтяне были моногамны, и выбор партнеров для брака, для которого не известны никакие формальные церемонии или юридические санкции, не следовал установленному образцу. Близкородственные браки не практиковались в династический период, за исключением случайных браков брата и сестры в королевской семье, и эта практика могла быть открыта только для королей или наследников престола. Теоретически развестись было легко, но дорого. Правовой статус женщин лишь немногим уступает статусу мужчин. Они могли владеть и распоряжаться имуществом по собственному праву, а также инициировать развод и другие судебные разбирательства. Они почти никогда не занимали административные должности, но все чаще участвовали в религиозных культах в качестве жриц или «певчих». Замужние женщины носили титул «хозяйки дома», точное значение которого неизвестно. Ниже по социальной лестнице они, вероятно, работали не только в доме, но и на земле.
Неравномерное распределение богатства, труда и техники было связано лишь с частично городским характером общества, особенно в 3-м тысячелетии до н.