Виды торможения и как правильно тормозить – советы новичку
Львиная доля ДТП на дорогах происходит по вине тех, кто не знает как правильно тормозить на светофорах, перекрестках и других сложных участках. Опытному водителю легче сориентироваться, чем новичку, но и тот не всегда успевает совершить нужный маневр вовремя. Прежде чем отправляться на участки с интенсивным трафиком, рекомендуем ознакомиться с теорией и попрактиковаться на автодромах. От техники торможения зависит не только безопасность всех участников дорожного движения, но и состояние машины.
Основные виды торможения
Метод торможения напрямую зависит от типа коробки передач в автомобиле. На автомате это сделать проще всего: плавно надавливать на педаль тормоза до полной остановки. Если с тормозной системой возникли проблемы или вы движетесь по крутому спуску, тогда целесообразнее тормозить двигателем. Для этого используются режимы S, L и кнопка Hold. Совсем иначе обстоит дело с механической коробкой передач. Она в принципе сложнее в управлении, а потому имеет некоторые особенности при торможении.
Выделяют два основных вида снижения скорости:
- штатное — в типичных условиях, не требующее спешки;
- экстренное — по причине внезапно возникшего препятствия.
Только штатное торможение может быть безопасным и эффективным, а потому требует беспрекословного соблюдения правил. Экстренное же не дает возможности выбрать способ остановки и рассчитать тормозной путь, но при грамотных действиях помогает сохранить жизнь себе и другим участникам дорожного движения.
Штатное торможение
Остановка в определенном месте без сопутствующих обстоятельств, которые потребовали бы резкого торможения, называется штатной. На автомобилях с механической КПП правильно тормозить двигателем — это удобно, несложно и экономно. При регулярном применении метода можно существенно выгадать на топливе. Когда в поле зрения показалось место предполагаемой остановки, всё, что нужно сделать — не трогая сцепление, плавно отпустить «газ». При этом неважно какая включена передача, когда стрелка тахометра опустится до 40 км/ч.
Двигатель прекращает основную работу, препятствует дальнейшему вращению колес и естественным образом замедляет движение машины. Если больше ничего не предпринять, по итогу такого типа торможения мотор заглохнет. Чтобы этого не произошло, нужно сделать следующее:
- выжать сцепление;
- перевести ручку МКПП в нейтральное положение;
- плавно нажать на педаль тормоза.
Есть и другой вариант, при котором не нужно дожидаться холостого хода — самостоятельно переключать передачи на понижение. В этом случае торможение произойдет еще быстрее, и дополнительно тормозить педалью скорее всего не придется. Подобный способ подходит только для водителей с большим опытом. Новички неизбежно столкнуться с резкими толчками при переключении передач — это не просто некомфортно, но и наносит вред самому автомобилю.
Комбинированное торможение на автомобиле
Комбинированное торможение предполагает сочетание медленной остановки двигателем с нажатием тормоза. Благодаря включенной передаче, колеса не застопорятся во время маневра, а значит машина всегда будет под контролем водителя. Автомобиль будет тормозить быстрее, эффективнее и безопаснее, чем при использовании одной педали тормоза и выжатого сцепления.
Применять комбинированное торможение правильнее всего при небольшом расстоянии до препятствия, так как остановка произойдет быстрее. Порядок действий при этом несложный:
- Убрать ногу с педали газа и плавно нажать на сцепление.
- Отпустив газ, начинать понемногу выжимать педаль тормоза.
- При достижении холостого хода задействовать сцепление, перевести МКПП в нейтральное состояние, остановить автомобиль.
Как и в случае обычного штатного торможения, при комбинированном подача топлива прекращается. Но преодолеть заданную дистанцию удастся быстрее, поэтому способ уместен в сложных ситуациях на дороге.
Экстренное торможение
Экстренное торможение неизбежно при внезапно возникшем препятствии на дороге. При нем невозможно предугадать в каком месте остановится автомобиль, а весь процесс обязательно сопровождается громким визгом шин. При резком нажатии на педаль тормоза колеса блокируются, и без вращательных движений продолжают по инерции двигаться вперед. Управлять машиной в этот момент невозможно, поэтому изменить направление ее движения принудительным образом нельзя.
Правильное торможение и экстренное имеют между собой мало общего. Цель первого — остановиться максимально быстро, невзирая на сопутствующие обстоятельства. Чтобы минимизировать ущерб, причиняемый автомобилю, и не растеряться в подобной ситуации, можно пройти курс экстремального вождения. Чем больше будет практики, тем меньше шансов оказаться участником тяжелого ДТП. Опытные водители рекомендуют использовать по возможности прерывистое экстренное торможение:
- максимально выжать педаль тормоза;
- при возникновении визга слегка ослабить давление на педаль;
- после исчезновения характерного звука снова с силой нажать на тормоз.
Повторять эти манипуляции нужно до полной остановки машины. При этом не рекомендуется трогать сцепление и переводить ручку коробки передач в нейтральное состояние. Нажимать на сцепление имеет смысл только на маленькой скорости, и только при условии, что до препятствия удастся остановиться.
Как останавливаться на машине при наличии системы ABS?
Система АБС препятствует блокировке колес даже на скользкой дороге. Прерывистое экстренное торможение здесь не имеет никакого смысла, так как антиблокировочный механизм делаем все сам. Все, что нужно от водителя для быстрой остановки автомобиля: выжать сцепление и зажать педаль тормоза. В этот момент можно услышать специфический стук, который свидетельствует о том, что ABS работает. Какой бы качественной, дорогой и эффективной не была система, она не обеспечит безопасное торможение и не защитит от ДТП. Нельзя полагаться сугубо на технику, поэтому ездить нужно с адекватной скоростью и в трезвом виде.
Как новичку тормозить на машине с МКПП?
В дороге то и дело возникают спорные ситуации, из которых водитель должен найти правильный выход. Опытному человеку сделать это проще, ведь он уже чувствует автомобиль и знает, чем чреваты те или иные его действия. Новичкам разобраться с проблемами торможения сразу достаточно сложно. Начать следует с теории и ознакомления с правилами поведения на разных участках и типах дорог.
Категорически не допускается тормозить в повороте с выключенной передачей. На этом участке в принципе нельзя резко останавливаться, но если обстоятельства заставляют это делать, то:
- нажимайте на педаль тормоза до того, как войдете в поворот;
- не выжимайте сцепление и не трогайте МКПП.
Если колеса заблокируются, машина сорвется с траектории и ее занесет в неизвестном направлении. Включенная передача делает автомобиль более устойчивым. Еще один специфический момент — торможение на спуске. Чтобы не подвергать колодки чрезмерным нагрузкам, правильнее всего тормозить двигателем. Подключать педаль тормоза можно только в том случае, если авто разгоняется до слишком высокой скорости. Двигаться по спуску следует с той же включенной передачей, что и в гору.
Отдельного внимания заслуживает передвижение по скользким дорогам. Если из-за ваших действий заблокируются колеса, говорить о безопасном торможении даже нет смысла. Автомобиль перестанет «слушаться» и станет совершенно неуправляемым. Чтобы затормозить машину, стоит использовать метод прерывистой остановки, удерживая колеса на грани пробуксовки. Главное, всегда оставлять включенной передачу.
Как правильно тормозить: в городе, на трассе и даже в скоростном повороте?
- Главная
- Статьи
- Как правильно тормозить: в городе, на трассе и даже в скоростном повороте?
Казалось бы, нет ничего мудреного в том, чтобы давить на педаль тормоза, тем более если у машины есть АБС и ESP. Нажал – остановился. Вроде бы все элементарно. Но почему тогда каждый день мы читаем в сводках ДТП об очередном «паровозике» на светофоре, и на выходных какие-нибудь дачники обязательно вылетают с трассы прямо в кювет или под встречную фуру?
Как выясняется, правильно рассчитывать дистанцию и дозировать усилие на педали – не так уж просто. В прошлой статье наш эксперт, инструктор по безопасному вождению Иван Чужмар уже рассказывал о правильном рулении. Теперь сосредоточимся на замедлении и торможении.
Как вообще правильно замедляться?
Сразу начнем с конкретных практических советов. Если машина оборудована механической коробкой, то при плавном замедлении перед светофором мы можем помочь себе, если не будем выключать сцепление. Автомобиль будет замедляться эффектом «торможения двигателем». На современных моторах (особенно малообъемных и турбированных) он уже не так заметен, как на старых, но тем не менее.
Правда, переключаться «вниз» перед светофором советовать не буду. Толку от этого мало, а вот дополнительная нагрузка на синхронизаторы есть. Эта техника работает только на затяжных спусках за городом.
Рациональное использование эффекта замедления двигателем позволит, к тому же, пусть немного, но экономить на топливе, тормозных колодках и дисках. Учитывая, что в день мы совершаем десятки, а то и сотни торможений, экономия получится неплохой.
С АКПП этот совет неприменим – если у вас гидромеханика, то вам разомкнуть сцепление и не удастся, а если робот, то он, наоборот, будет принудительно отключать сцепление – таков уж алгоритм.
Сам способ торможения можно описать так. Начинаем снижать скорость, создаем плавное усилие на педали и гасим основную скорость таким образом, чтобы ближе к месту остановки педаль приотпускать и докатываться на минимальной скорости. А не дожимать, как делают многие, в результате чего перед остановкой машина «клюет» носом.
Водители-профессионалы вырабатывают в себе привычку работать педалью тормоза так точно, что машина останавливается даже без малейшего «клевка». Попробуйте это сделать, с первого раза наверняка не получится!А зачем это вообще нужно? В первую очередь, конечно, ради комфорта пассажиров. Водители привыкают и не замечают этих постоянных дерганий автомобиля при полной остановке, а вот пассажиров от этого укачивает. Но есть и «вторая очередь». Заранее гася скорость, вы оставляете себе место для исправления ошибки прогнозирования дорожной обстановки.
Например, дорогая сухая, а перед самым перекрестком – лужа, к тому же заледеневшая. Если вы привыкли тормозить резко и с «клевком», то у вас просто не останется возможности остановиться там, где намечено. И можно считать, что повезло, если вы в такой ситуации врезались в зад автомобилю, а не вылетели на «зебру», по которой идут люди.
Вообще, в целом, очень полезно иметь время на реагирование при подъезде к перекрестку. Помимо заледеневшей лужи, внезапным препятствием может быть пешеход, собака или решивший перестроиться автомобиль.
А ведь кроме препятствий спереди бывают еще и не в меру скоростные автомобили сзади! Тормозя заранее плавно и контролируя ситуацию за кормой по зеркалам, вы в разы снижаете риск того, что вам придется узнавать стоимость заднего бампера, крышки багажника и фонарей.
Немного о дистанции и тормозном пути
На первый взгляд, все элементарно. Дистанция должна быть такая, чтобы вы успели затормозить при возникновении какой-нибудь нештатной ситуации. А как понять, сколько секунд времени и метров расстояния потребуется для остановки? Для этого всем без исключения рекомендуется провести простой эксперимент: затормозить до полной остановки, причем не плавно, а экстренно. Если у машины есть АБС, то она должна сработать.
Лучше вообще проводить такие эксперименты регулярно: на сухом асфальте, на мокром, на льду, на снегу… Так у вас появятся практические знания о том, как далеко может уехать ваш автомобиль с нажатой педалью тормоза «в пол». Результаты, по опыту, могут оказаться удивительными.
Но помимо всего прочего, неплохо бы знать и немного теории. Во-первых, тормозной путь определяется законодательно. Согласно стандарту, с 80 км/час тормозной путь должен составлять не более 36 метров. Также немного физики: если скорость увеличивается в два раза, то тормозной путь увеличивается уже в четыре, пропорционально квадрату скорости. Учитывайте этот фактор, если любите превышать скорость.
Поскольку любой автомобиль проходит в России обязательную сертификацию, то при условии полностью исправной тормозной системы (что, кстати, бывает не всегда), скорее всего, ваш тормозной путь с 80 км/ч действительно не должен превысить 36 метров. Но много ли вам дают эти цифры? Вряд ли. Поэтому на практике тормозной путь нужно мерить не в метрах, а именно в секундах. Количество метров посчитать на глаз нереально, а вот засечь время может каждый.
И прежде чем я перейду к своим выводам относительно безопасной дистанции, еще чуть-чуть теории. Общее время, затрачиваемое на процесс торможения, складывается из нескольких величин. Во-первых, это время реакции водителя – оно зависит от возраста, усталости, эмоционального состояния, концентрации внимания и, наконец, навыка. Во-вторых, это время срабатывания тормозного привода – как правило, гидравлического. В-третьих, до того, как тормоза начнут работать с максимальным усилием, оно должно постепенно вырасти.
По моему личному опыту, реакция водителя – это до 1,5 секунды, а тормоза схватывают примерно за 0,5 секунды. Плюс у вас должен обязательно быть запас, хотя бы 1 секунда. Суммарно получается 3 секунды – именно такой должна быть ваша безопасная дистанция, определенная мной практическим способом. А как ее измерить?
Есть несложный метод. Двигаясь в потоке, выберите какой-нибудь неподвижный объект: дерево, столб, крышку люка или разметку, например. Зафиксируйте момент, когда идущий впереди вас автомобиль поравняется с этим объектом задним бампером. С этого момента начинайте считать в уме: 221… 222… 223… Да-да, именно так, потому что «1, 2, 3» можно сказать очень быстро. На счет «223», не ранее, вы должны поравняться с объектом своим передним бампером. Несколько раз выполняйте такой несложный «тест» и со временем вы научитесь держать трехсекундную дистанцию автоматически.
Здесь можно возразить, что если тормоза полностью исправны, а с реакцией порядок, то секунда запаса ни к чему – хватит и двухсекундной реакции. Ведь если держать перед собой слишком много места, туда обязательно кто-нибудь встроится! Не исключено, но стоит ли рисковать? Не забывайте о вероятности того, что перед вами окажется машина с более мощными тормозами. Скажем, грузовики без груза – они останавливаются намного быстрее, чем «легковушки».
А какую дистанцию держать при остановке на светофоре? Чтобы иметь возможность объехать машину, не бояться ее отката назад и не лезть в «личное пространство», необходимо «оставлять колеса на капоте». То есть, сидя за рулем, вы должны видеть задние колеса впередистоящего автомобиля.
Торможение в повороте
Это, пожалуй, один из самых спорных вопросов, дискуссии о котором не утихают уже давно. Попробуем разобраться, можно ли все-таки тормозить в повороте или не стоит.
Для начала стоит понять, что для каждого конкретного автомобиля и поворота есть максимальная скорость, на которой машина сможет повернуть на заданный рулем угол и не вылететь с траектории. Эта скорость зависит от массы факторов. Про конструкцию подвески уже, наверное, знает каждый. Все читали тест-драйвы, все слышали о том, что «с многорычажкой рулится», а «с упругой балкой не рулится». Это, в принципе, правда, но конфигурация ходовой – не единственный фактор. Также важна степень износа подвески и шин, степень загрузки, тип покрытия и даже его температура. Все непросто, как видите.
Общеизвестно, что снижение скорости на дуге поворота нежелательно и может привести к непредсказуемым последствиям: неуправляемому или ритмическому заносу, выбросу автомобиля в кювет или на встречную полосу. Это, опять-таки, чистая правда. Однако бывают ситуации, когда приходится идти на риск.
Например, если превышена критическая скорость прохождения поворота, то практически никаким образом невозможно противодействовать центробежной силе, и автомобиль будет выброшен с проезжей части, если не применить торможение на дуге поворота. Другой вопрос, что тормозить можно по-разному.
Торможение на дуге — достаточно сложная операция, и стандартные способы в этом случае не обеспечивают безопасность. Дело в том, что при повороте наружные колеса загружены, а внутренние — разгружены, и при тормозных усилиях последние легко блокируются.
При блокировке переднего колеса происходит потеря управляемости автомобиля, машина перестает реагировать на манипуляции рулевым колесом, начинается снос передних колес, а траектория движения выпрямляется — прямым ходом авто отправится либо на встречную полосу, либо в кювет, в зависимости от направления поворота.
При блокировке заднего колеса тоже не происходит ничего хорошего: немедленно начинается занос и вращение автомобиля. Ну а если резким тормозным усилием ухитриться заблокировать все колеса одновременно, то происходит снос всех колес и автомобиль, опять-таки, неконтролируемо двинется по прямой к наружной стороне дороги навстречу канаве, тротуару или движущемуся автомобилю.
Итак, мы уже поняли, как нельзя тормозить. А как можно? Очевидно, что при торможении на дуге поворота необходимо полностью исключить блокирование колес автомобиля. Так что о различных интенсивных методах торможения можно забыть, на дуге поворота можно осуществлять только осторожную остановку. Вот, кстати, где пригодятся навыки точного дозирования усилия на педали, о котором мы говорили в самом начале статьи.
Законы физики мы, безусловно, отменить не можем. Да, современные автомобили обладают хорошими тормозными механизмами, а системы курсовой устойчивости и АБС с регулировкой тормозного усилия на каждом конкретном колесе помогают замедляться и рулить. Целиком или вообще убрать все риски нельзя, зато можно снизить тяжесть последствий. Поэтому еще раз: на современном автомобиле в случае перебора скорости тормозим и рулим одновременно! Только аккуратно.
Иван Чужмар, инструктор по безопасному вождению:
Каким может быть итоговый вывод? Как ни странно, довольно скучный и банальный. Не превышайте скорость. А чтобы увереннее чувствовать себя на загородной извилистой дороге, где 60 км/ч не поедешь, желательно более-менее представлять себе ту самую предельную безопасную скорость, с которой можно проходить поворот без риска спрямления траектории. Поэтому если в вашем городе есть автодром, то настоятельно рекомендую доехать туда, даже если у вас не «горячий хэтч», а волне «травоядный» кроссовер.
Читайте также:
практика
Новые статьи
Статьи / Интересно 5 причин покупать и не покупать BMW 5 series IV E39 BMW пятой серии в кузове Е39 до сих пор вызывает интерес. Оно и понятно: многие считают эту машину «последней настоящей пятёркой», ламповой, надёжной и узнаваемой. Очень хотелось избежать эт… 1158 5 0 11.06.2023
Статьи / Электромобиль Я люблю электромобили и был их давним сторонником. Но я все больше чувствую себя одураченным Это перевод статьи из The Guardian – авторской колонки Роуэна Аткинсона, оригинал можно прочитать по ссылке. Сам Аткинсон, остающийся для некоторых в вечном амплуа Мистера Бина, – не только… 4904 11 4 08.06.2023
Статьи / Законы Что изменилось в правилах страхования автомобилей с 1 июня 2023 года Мы подробно рассказывали, что такое Зеленая карта, зачем она нужна и как работает. Однако с 1 июня 2023 года она перестала работать в большинстве стран. Давайте разберемся, что изменилось и… 4540 0 3 05.06.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 15127 8 9 07.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300 Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв… 9076 14 4 02.03.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Любовь по инструкции: тест-драйв ГАЗ Соболь NN Соболь NN ждали долго. Появилась ГАЗель NEXT – а Соболя NEXT нет. Вышла ГАЗель NN – а Соболя NN не видно. Вроде и отличий между ГАЗелью и Соболем не так уж много, можно было бы построить его… 7494 1 1355 03.03.2023
Наши лучшие 11 способов замедлиться
Здесь, во Всемирном институте медлительности, мы собрали наши лучшие 11 любимых советов для более медленной, продуктивной и счастливой жизни:
1 Не торопитесь. Если вы должны, то спешите медленно! Festina Lente
Спешка всегда делает вас менее продуктивным и склонным к ошибкам.
2 Ничего не делать. Daydream
Мечты — это ваш мозг на максимальной производительности! Выделите период времени в вашем дне, чтобы абсолютно ничего не делать. Позвольте своему уму замедлиться и блуждать там, где он хочет.
3 Баланс между работой и личной жизнью
Бесчисленные исследования показывают, что чем усерднее и дольше вы работаете, тем менее продуктивным вы становитесь. Установите себе четкие границы относительно того, когда заканчивается рабочее время и когда начинается ваше свободное время. Придерживайтесь этих границ, не позволяйте себе заглядывать в электронную почту по вечерам или в рабочие дни.
4 Не работайте одновременно.
Многозадачность — плохой способ делать почти все. Делайте одно дело за раз и делайте это хорошо. Будьте реалистичны в отношении того, сколько времени занимают задачи, и выделяйте себе достаточно времени, чтобы хорошо выполнить каждую задачу.
Притормози, не торопись и сосредоточься на 100% на одной задаче за раз.
5 Сон
Качественный сон жизненно важен для замедления работы мозга и его перезапуска. Убедитесь, что вы стараетесь проводить 8 часов каждую ночь и позволяете себе вздремнуть, когда вам нужно (за исключением тех случаев, когда вы за рулем!).
6 Дневник
Не забивайте свой календарь встречами и событиями. Выделите достаточно времени перед мероприятием для подготовки и достаточно времени после него для размышлений. Не торопитесь от встречи к встрече.
Нет ничего плохого в пустом дневнике, наслаждайтесь свободой, которую он вам дает. Помните, что вы — это ваш календарь. Ваша жизнь определяется тем, как вы проводите свое время.
7 Отключить
Управляйте своим мобильным телефоном. Выключите его, уберите подальше, чтобы у вас не возникло соблазна подкрасться. Снимите часы. Не будьте рабом чужих сообщений. Не просматривайте рабочие электронные письма в отпуске или на выходных. Это ВАШЕ время.
8 Не отвлекаться
Наш современный мир полон отвлекающих факторов. Вы должны быть дисциплинированными, чтобы не позволять себе отвлекаться на общий шум жизни, ваш мобильный телефон, электронную почту, а также на других людей, требующих вашего времени.
9 Будьте раньше
Всегда планируйте приходить на 10 минут раньше на каждую встречу (рабочую или личную). Вы будете поражены тем, насколько вы стали спокойнее. Наслаждайтесь свободным временем, которое это дает вам, и используйте его, чтобы замедлить время.
10 Замедлить время
Замедлить ваши личные часы. Сходите на медленную прогулку, посидите в парке, выключите телевизор и мобильный, просто посидите и подумайте.
11 Подарите время
Лучший подарок, который вы можете подарить кому-то, — это ваше время. Подарите спокойное качественное время своей семье, друзьям или коллегам.
Если у вас есть собственные советы по снижению скорости, мы будем рады их услышать.
Свяжитесь с нами >
Автор: Гейр Бертелсен
Основатель Всемирного института медлительности
Поделиться этой статьей технология постоянно изобретаемые, которые экономят наше время, мы используем это время, чтобы делать все больше и больше вещей, и поэтому наша жизнь становится более быстрой и беспокойной, чем когда-либо.
Жизнь движется в таком быстром темпе, что кажется, что она проходит мимо нас, прежде чем мы можем по-настоящему насладиться ею.
Однако так быть не должно. Давайте восстанем против беспокойного образа жизни и замедлимся, чтобы наслаждаться жизнью.
Медленный темп жизни означает, что нужно находить время, чтобы наслаждаться своим утром, вместо того, чтобы в бешенстве мчаться на работу. Это означает, что нужно находить время, чтобы наслаждаться тем, что вы делаете, ценить природу, действительно сосредотачиваться на том, с кем вы разговариваете или проводите время — вместо того, чтобы постоянно быть подключенным к Blackberry, iPhone или ноутбуку, вместо того, чтобы постоянно думать о рабочие задачи и электронная почта. Это означает однозадачность, а не переключение между множеством задач и сосредоточение внимания ни на одной из них.
Замедление — это сознательный выбор, и не всегда легкий, но он ведет к большему уважению к жизни и большему уровню счастья.
Вот как это сделать.
1. Делать меньше . Трудно замедлиться, когда вы пытаетесь сделать миллион вещей. Вместо этого сделайте сознательный выбор делать меньше. Сосредоточьтесь на том, что действительно важно, что действительно нужно сделать, и отпустите все остальное. Оставьте пространство между задачами и встречами, чтобы вы могли двигаться в течение дня в более неторопливом темпе. Читать далее.
2. Присутствовать . Недостаточно просто замедлиться — вам нужно действительно помнить о том, что вы делаете в данный момент. Это означает, что когда вы обнаружите, что думаете о чем-то, что вам нужно сделать, или о том, что уже произошло, или о чем-то, что может произойти… мягко верните себя в настоящий момент. Сосредоточьтесь на том, что происходит прямо сейчас. На ваши действия, на ваше окружение, на окружающих вас людей. Это требует практики, но важно.
3. Разъединить . Не быть всегда на связи. Если вы носите с собой iPhone, Blackberry или другое мобильное устройство, выключите его. А еще лучше научиться оставлять это позади, когда это возможно. Если вы работаете за компьютером большую часть дня, отключайтесь от него, чтобы сосредоточиться на других вещах. Быть постоянно на связи означает, что нас могут прерывать, мы постоянно нервничаем из-за поступающей информации, мы зависим от требований других. Трудно замедлиться, когда вы постоянно проверяете новые входящие сообщения.
4. Сосредоточьтесь на людях . Слишком часто мы проводим время с друзьями и семьей или встречаемся с коллегами, но на самом деле мы не с ними. Мы разговариваем с ними, но отвлекаемся на устройства. Мы там, но наши мысли сосредоточены на том, что нам нужно сделать. Мы слушаем, но на самом деле думаем о себе и о том, что хотим сказать. Никто из нас не застрахован от этого, но приложив сознательные усилия, вы можете отключиться от внешнего мира и просто быть рядом с человеком, с которым вы находитесь. Это означает, что даже немного времени, проведенного с семьей и друзьями, может иметь большое значение — кстати, гораздо более эффективное использование вашего времени. Это означает, что мы действительно общаемся с людьми, а не просто встречаемся с ними.
5. Цените природу . Многие из нас большую часть времени проводят запертыми в своих домах, офисах, машинах и поездах, и у нас редко есть возможность выйти на улицу. И часто даже когда люди находятся на улице, они разговаривают по своим мобильным телефонам. Вместо этого найдите время, чтобы выйти на улицу и по-настоящему понаблюдать за природой, глубоко вдохнуть свежий воздух, насладиться спокойствием воды и зелени. Когда есть возможность, занимайтесь спортом на свежем воздухе или найдите другие развлечения на свежем воздухе, такие как прогулки на природе, пеший туризм, плавание и т. д. Почувствуйте ощущение воды, ветра и земли на своей коже. Старайтесь делать это ежедневно — в одиночестве или с близкими.
6. Ешьте медленнее . Вместо того, чтобы как можно быстрее запихивать пищу в горло, что приводит к перееданию и отсутствию удовольствия от еды, научитесь есть медленно. Будьте внимательны к каждому укусу. Оцените вкус и текстуру. Медленное питание имеет двойное преимущество: вы насыщаетесь меньшим количеством пищи и улучшаете вкус пищи. Я предлагаю также научиться есть больше настоящей пищи с отличными специями (вместо жира, соли, сахара и жарки для вкуса).
7. Двигайтесь медленнее . Быстрая езда — довольно распространенная привычка в нашем быстро меняющемся мире, но она также является причиной множества дорожно-транспортных происшествий, стресса и перерасхода топлива. Вместо этого сделайте привычкой снижать скорость во время вождения. Цените свое окружение. Сделайте это время спокойным, чтобы созерцать свою жизнь и то, что вы проходите мимо. Вождение станет более приятным и намного более безопасным. Вы также будете использовать меньше топлива.
8. Находить удовольствие в чем угодно . Это связано с присутствием, но с шагом вперед. Что бы вы ни делали, полностью присутствуйте… а также цените каждый аспект этого и находите приятные аспекты. Например, когда вы моете посуду, вместо того, чтобы спешить с этим как с скучной работой, которую нужно закончить быстро, по-настоящему почувствуйте ощущения воды, пены, посуды. Это действительно может быть приятной задачей, если вы научитесь видеть это таким образом. То же самое относится и к другим хлопотам — мытью машины, подметанию, уборке пыли, стирке — да ко всему, чем вы занимаетесь. Жизнь может стать намного приятнее, если вы выучите эту простую привычку.
9. Однозадачный . Противоположность многозадачности. Сосредоточьтесь на чем-то одном. Когда вы почувствуете желание переключиться на другие задачи, сделайте паузу, вдохните и отойдите назад.