ФИНИКИЙЦЫ В АФРИКЕ. БЛЕСК И ПАДЕНИЕ КАРФАГЕНА
Многое на мысе Бон, расположенном на севере Африканского континента, поблизости от города Туниса, говорит о древней истории этих мест. Римские каменоломни, где в огромных искусственных пещерах жили, работали, умирали, не видя дневного света, рабы, вытесывавшие из песчаника блоки для исполинского колизея в городе Эль-Джема и циклопических построек в Лептис-Магне. Неподалеку, в Келибии, на высоком холме сохранилась мощная византийская крепость, построенная в IV веке. Но главная достопримечательность мыса Бон — город Керкуан. Основанный финикийцами в V веке до н. э. город был полностью разрушен римлянами во время третьей Пунической войны (149-146 годы до н. э.). Сегодня его развалины возвращают нас к давно канувшим в Лету временам. Остатки стен дают представление о том, как выглядели дома снаружи и какими они были внутри. На сохранившихся участках полов видны белые мозаичные вкрапления, перемежающиеся с вделанными в камень синими кусочками стекла.
Финикийское торговое судно. На таких финикийцы проникали за пределы известного тогда мира.
Квинквирему — финикийский корабль с пятью рядами весел — с полным основанием можно назвать плавающей крепостью античности.
В этой гавани находился военный порт Карфагена. Отсюда в неизвестное, за Столпы Мелькарта уходили финикийские корабли.
Уцелевшая в огне трех Пунических войн карфагенская надгробная стела.
Развалины разрушенного Римом карфагенс кого города Керкуана. Более двух тысяч лет назад здесь был процветающий город.
Плавильная печь в Керкуане.
Вид с Бирсы. Здесь некогда находился акрополь Карфагена, а вокруг шумел процветающий и могущественный город. На горизонте — Кап-Бон.
Прирожденные мореплаватели финикийцы располагали мощным флотом — военным и торговым. Их корабли славились не только мореходными качествами, но и красотой.
Одно из первых и дошедших до наших дней изображений финикийской биремы.
Унирема — судно с одним рядом весел — была быстроходным военным кораблем, его использовали для разведки и связи.
Бирема — так назывался корабль с двумя рядами весел. Именно эти суда помогли карфагенянам создать свою империю.
Бирема с нарисованными синими глазами, словно смотрящими вперед. Благодаря изобретению корабля этого типа финикийцы совершили переворот в развитии античного судостроения
Трирема с тремя рядами весел. Это был основной боевой корабль античности.
Последний тип биремы — дромон. В частности, на таких кораблях византийцы сражались с ладьями русов.
Завоевав Карфаген, римляне опоясали страну кольцом крепостей, чтобы держать в покорности порабощенные народы. Одна из таких крепостей — Калибия. Фрагмент крепостной стены.
Бирса. Здесь приняли свой последний бой защитники Карфагена.
‹
›
Открыть в полном размере
Финикийцы заслуживают гораздо большего внимания историков, чем то, которое им уделяют. Этот удивительно энергичный, предприимчивый народ начал складываться на территории нынешних Сирии и Ливана в весьма давние времена, когда здесь жили упоминаемые в Библии ханаане, те самые, чьих сородичей вытеснили из Палестины евреи, предводительствуемые Моисеем. В IV тысячелетии до н. э. сюда устремились семитические племена из центральной и южной Аравии. Смешавшись с местным населением, а затем впитав в себя новых пришельцев, искавших счастья в этих благословенных краях, они образовали тот изумительный человеческий сплав, который древние греки называли финикийцами.
Финикийцы основали города Угарит, Сидон (Сайду), Тир (Сур), Берута (Бейрут) и установили контроль над Гебалом (Библом). Они изобрели первый в мире алфавит — буквенно-фонетическое письмо, принцип которого, в силу его простоты и доступности, был перенят греками и римлянами, он лег в основу всей современной письменности, включая и кириллицу. Они создали меры длины и веса, открыли секреты производства стекла и способ получения рельефных изображений на металлических поверхностях. Не случайно греки называли их своими учителями.
Финикийцы по праву считаются лучшими мореплавателями античности. (Согласно преданию, первым среди отважившихся выйти в открытое море был дровосек Ус: как-то лесной пожар отрезал ему путь к спасению, и тогда он срубил высокий кедр, очистил его от ветвей, столкнул в воду и отдался на милость волн.) Финикийские купцы бороздили Средиземное море и заходили в Черное, проникали через канал, связывавший Нил с Красным морем, в Индийский океан и добирались до Индии и Цейлона. Финикийские моряки, находившиеся на службе у египетского фараона Нехо II, впервые обошли вокруг Африки, опередив на двадцать столетий Васко да Гаму. Вдали от берегов днем они ориентировались по Солнцу, а ночью — по Малой медведице и Полярной звезде. Открытие этих способов навигации строго держалось в тайне.
Финикийцы — что было необычным для того времени — предпочитали избегать войн. Достойным себя занятием они считали торговлю, и основанные ими поселения были торговыми факториями, а не опорными пунктами для захвата новых территорий. Возникавшие конфликты с другими государствами стремились урегулировать дипломатическими методами, а если они не достигали успеха, то шли на уступки, устанавливали торговые связи с районами, находившимися вне сферы интересов этих государств.
В IХ веке до н. э. Финикии, которая никогда не была государством, а лишь конгломератом городов-государств, угрожали подступившие к ее границам ассирийцы. В то же время возникла внутренняя смута, начавшаяся в Тире. Бывший тогда соправителем города царь Пигмалион убил мужа и дядю своей сестры, царицы Элиссы, вынудив ее бежать из города. Вместе со своими сторонниками она погрузилась на корабли, вверила себя покровительству бога мореходов Мелькарта и достигла побережья Африки (где ныне расположено государство Тунис). Там уже 300 лет существовали финикийские колонии — Утика, Гиппон, Хадрумет. Элисса стала уговаривать одного из местных вождей, чтобы тот позволил ей арендовать землю. Но вождь согласился предоставить финикийцам лишь участок, который мог быть покрыт кожей быка — не больше. Тогда хитроумные финикийцы разрезали кожу на узкие полоски, и их хватило, чтобы окружить холм, названный Бирсой и ставший впоследствии карфагенским акрополем. Конечно, в этой сделке они сплутовали, но приобрели для себя территорию, причем не силой, а умом. Вскоре здесь вырос город, и к нему стали стекаться местные жители: они продавали богатым пришельцам продовольствие и различные товары.
Очень быстро Карфаген превратился в один из самых крупных и богатых городов античного мира. В период расцвета его население достигало миллиона человек. У подножия Бирсы находился форум — площадь, куда сходились три улицы, застроенные шести- и семиэтажными домами, в них жили, как сказали бы мы сейчас, «представители среднего класса». Далее шли прямые улицы со столь же высокими зданиями, разбивавшие город на правильные прямоугольники. За ними находились утопавшие в зелени виллы богатых, а еще дальше — хижины бедняков. Верхушку Бирсы венчал храм Эшмуна — бога здоровья и врачевания, построенный так, что холм приобрел пирамидальную форму.
На перешейке, отделявшем город от материка, финикийцы возвели три ряда стен высотой 15 и толщиной 10 метров. В мощных (четырех- и пятиэтажных) башнях, удаленных одна от другой на расстояние полета стрелы, сооружены подвалы, уходившие под землю на десятиметровую глубину. Со стороны же моря Карфаген был защищен одной стеной. В черте города размещались казармы для 20 тысяч пехотинцев и 4 тысяч всадников, находились конюшни для 4 тысяч лошадей и для 300 слонов — «тяжелых боевых машин» карфагенской армии.
Залив перегораживала дамба, в которой для судов был проделан проход шириной 30 метров. Она отделяла от моря торговый порт с хорошо оборудованными причалами. Узким каналом торговая гавань соединялась со специально вырытым водоемом площадью около 10 гектаров, представлявшим собой военный порт. В нем могли разместиться 220 крупных кораблей — гептер, квинквирем, трирем, не считая более мелких — бирем и унирем. По периметру гавани было расположено более 200 домов. В центре ее, на насыпном острове, располагались верфи и резиденция наварха, которому подчинялось все в порту, из окон резиденции он мог наблюдать за происходящим в гавани и у причалов. Здание увенчивалось башней, откуда подавали сигналы кораблям.
Вода в город поступала по акведуку длиной 132 километра. Для того чтобы люди не погибли от жажды в случае осады или разрушения акведука, были вырыты огромные подземные цистерны. Кроме того вода из подземного источника подавалась в сооруженный в центре Карфагена фонтан «Тысячи амфор».
В Карфагене действовала весьма эффективная для своего времени система
государственного правления. Высшим органом власти был Совет старейшин,
состоявший из 300 пожизненно назначаемых членов, и своего рода «президиума»
из 10 человек. Кроме того имелся Совет 104-х, что-то вроде нижней палаты
парламента. Его избирали специальные комиссии — кентарии. Исполнительная
власть находилась в руках магистратов, возглавляемых
Греческий философ Аристотель, восхищавшийся карфагенской политической системой, считал, что она близка к идеальной, ибо предотвращает как установление тирании, так и народные мятежи.
Карфаген владел обширными территориями в Северной Африке, южной Испании, западной Сицилии, на Сардинии. По свидетельству греческого историка Полибия, карфагеняне «жестоко властвовали над населением Ливии». Собираемые ими налоги достигали половины урожая, а города платили двойные подати. Впрочем, к такого рода свидетельствам, исходящим от греков или от римлян, следует подходить осторожно: ведь и те и другие — враги карфагенян. На самом деле гнет, видимо, не был столь жестоким. Иначе ливийцы вряд ли пришли бы на помощь карфагенянам, когда они отражали попытки спартанцев высадить десант у Лабды (в V веке до н. э.).
В карфагенской армии служили коренные жители Сахары — берберы, причем не как наемники, а как рекруты, составляя наиболее боеспособную ее часть. В сражении при Каннах в 216 году до н. э. из пятидесятитысячной армии Ганнибала 12 тысяч были коренными африканцами. Они находились на направлении главного удара, и их действия решили исход сражения. Берберы восприняли язык, культуру, религию и обычаи пришельцев с востока, став «ливофиникийцами». В граничащей с Карфагеном Нумидии финикийский язык считался государственным. Характерно, что и в Испании карфагенские полководцы, присоединяя к Карфагену ту или иную область, действовали нередко не силой оружия, а заключая союзные договоры с местными племенами.
В Карфагене существовало много библиотек с богатыми рукописными разделами отчетов о морских путешествиях, сочинениями историков, трактатами философа Гасдурбала Клитомаха, учебниками по агрономии Магона (28 томов) и Гамилькара. К сожалению, все они были уничтожены римлянами. Сохранились лишь отдельные книги, переведенные на латынь и греческий. Знакомство с ними позволяет понять, насколько велик вклад карфагенян в мировую цивилизацию.
Финикийцы успешно вели сельское хозяйство: выращивали зерно, разводили скот. Именно они завезли в Северную Африку оливки и виноград, которые распространились по всему Магрибу и попали в Испанию, хорошо прижились и выращиваются там до сих пор. Из Финикии сюда пришло искусство террасирования холмов: недаром и сегодня многие места в Тунисе выглядят так же, как сельскохозяйственные районы Ливана. Проведенное благодаря усилиям выдающегося полководца и государственного деятеля Карфагена Ганнибала орошение превратило в сельскохозяйственные угодья обширные площади в нынешней Сахельской провинции Туниса. О том, насколько высокоразвитым оставалось карфагенское сельское хозяйство, свидетельствует следующий факт: после второй Пунической войны Карфаген в течение одного года поставил в Рим в качестве контрибуции 500 тысяч александрийских центнеров пшеницы и 300 тысяч центнеров ячменя, и это не привело к перебоям в снабжении продовольствием местного населения.
Но своим богатством Карфаген был обязан прежде всего торговле. Городские склады заполняли масло с Сицилии, вина с Родоса, солонина из Сиртики, олово из Бретани, серебро из Испании, железо с Эльбы, ткани с Мальты, стеклянные изделия из Египта, керамика из Греции и произведенные в самом Карфагене золотые и серебряные украшения, холсты, кожи. С Гарамантидой — царством, расположенным в Центральной Сахаре (IX-VII века до н. э.) — у карфагенян установились добрососедские отношения. Гараманты доставляли из тропической Африки к побережью рабов, слоновую кость, драгоценные камни, страусовые перья, дерево. Особую ценность представляла соль, которую добывали на разбросанных в Сахаре озерах. Интересно, что в прибрежных городах соль стоила очень дорого, ее продавали по цене редких металлов.
Карфагеняне вели торговлю на огромном рынке, простиравшемся вплоть до Западной Африки и Ирландии. Их суда не только добирались до границ известного тогда мира, но и смело пересекали их. Корабли отличались великолепными мореходными качествами. Тараны кораблей раскрашивались в темный цвет, носы — в красный, весла — в черный. Над форштевнями часто возвышались скульптуры в виде лошадиных голов, а сами корабли назывались «морские кони». На «скулах» судов рисовались синие глаза. Эта традиция сохранилась, между прочим, до сих пор в виде флюгарков на носах шлюпок военных кораблей. Изображения глаз остаются обязательным украшением рыбачьих баркасов Мальты, которую финикийцы заселили еще в XIII веке до н. э., а вошла она в состав Карфагена в VI веке до н. э.
В поисках новых рынков карфагеняне организовывали крупные морские экспедиции, смело уходившие в неведомое. Так, путешественник Гимилькон во время одного из плаваний побывал в Бретани, на Корнуолле, прошел через Ла-Манш, добрался до устья Рейна. Финикийцы пытались пересечь и Атлантический океан. Им удалось достичь Саргассова моря, до Америки оставалось «рукой подать», но их суда легли на обратный курс — Гимилькон сделал вывод, что «. ..далее на запад от Столпов Мелькарта (то есть Гибралтара. — А. П.) море безбрежно».
Выдающимся событием стала экспедиция Ганнона Мореплавателя к берегам Западной Африки. В ней приняли участие около 30 тысяч человек, разместившихся на 60 судах. Карфагеняне доплыли до Камеруна, основывая по пути новые города, которые сразу заселялись находившимися на судах людьми. Память об этой экспедиции пережила века. Две с половиной тысячи лет спустя русский поэт Н. С. Гумилев писал:
Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,
Синдбад-Мореход и могучий Улисс,
О ваших победах гремят в дифирамбе
Седые валы, набегая на мыс!
Сильный карфагенский флот длительное время господствовал в западном Средиземноморье. Финикийцы постоянно совершенствовали свой флот, например, сконструировали бирему (по тактико-техническим данным наиболее эффективный военный корабль античности). Она отличалась достаточно высокой боевой мощью и маневренностью; ее крейсерская скорость под веслами — пять-шесть узлов. Дальнейшее усовершенствование биремы привело к появлению трирем, квинквирем, гептер — настоящих «плавающих крепостей». Бирема «оставалась в строю» более 1500 лет. С одной из ее модификаций — дромоном — сражались ладьи русов во время морских набегов на Константинополь. Первое изображение финикийской биремы относится к 600 году до н. э. Сто лет спустя ее конструкцию позаимствовали греки, а затем и римляне.
В течение первых трех веков существования Карфагену удавалось избегать серьезных вооруженных конфликтов и пользоваться благами мирной жизни. Но с VI века до н. э. ему пришлось противостоять грекам, пытавшимся вытеснить финикийцев из Сиртики и с Сицилии. Началась цепь войн, длившихся — с перерывами — 400 лет и закончившихся разрушением Карфагена. Своеобразным прологом к этому стала гибель Финикии, куда в 332 году до н. э. вторглись войска очередного «потрясателя Вселенной» царя Александра Македонского. После семимесячной осады был разрушен Тир, его уцелевшие жители обращены в рабство. Так прекратила свое существование «восточная ветвь» финикийцев.
На западе карфагенянам удалось в союзе с римлянами остановить продвижение греков, разбив в 275 году до н. э. на Сицилии армию царя Эпира Пирра. Перед тем, как покинуть остров, Пирр, показывая на море, обратился к своим солдатам со словами: «Все эти обширные пространства мы оставляем теперь Риму и Карфагену». Прошло, однако, всего десять лет, и из-за противоречий, порожденных столкновением интересов Рима и Карфагена на той же Сицилии, началась война между этими двумя «сверхдержавами» античного мира.
Противники карфагенян — римляне были воинственными, агрессивными и жестокими, даже по меркам той, далеко не самой человеколюбивой эпохи. Уже основание Рима сопровождалось, согласно легенде, убийством Рема его братом Ромулом. Этот народ наслаждался, глядя, как во время боев гладиаторов люди убивают друг друга. Вся история Римского государства представляла цепь непрерывных войн на огромном пространстве от Британии на западе до Дуная на севере, Малой Азии на востоке и Гарамантиды на юге. «Римлянин, помни, — писал Вергилий, — властно народами править. Вот искусства твои, мир водворять и порядок».
Но вот разразились так называемые Пунические войны между Римской империей и Карфагеном за господство в западном Средиземноморье. Их было, как известно, три. Первая война длилась почти 24 года (264-241 годы до н. э.). Бои шли с переменным успехом вплоть до 256 года, когда карфагенский флот был разгромлен в сражении у Эгатских островов. В 241 году заключен мир: Карфаген потерял Сицилию, но все еще оставался великой державой.
Следующий виток военного противостояния начался в 218 году до н. э. и продолжался 17 лет. Противники преследовали разные цели: римляне добивались полного разгрома Карфагена, что открывало им путь к мировому господству, карфагеняне жаждали ослабления Рима — это создавало предпосылки к установлению ими союзных отношений с Македонией и Сирией и к возникновению в Средиземноморье классической ситуации равновесия сил. Решающее значение для исхода войны имело сохранение римлянами господства на море. В этих условиях блестящие победы знаменитого полководца финикийцев Ганнибала при Тиции, Треббии, у Транзименского озера, при Каннах смогли лишь отсрочить, но не предотвратить поражение при Заме в 202 году до н. э.
В результате второй Пунической войны карфагеняне лишились всех своих владений, сохранив за собою лишь территории, прилегающие к метрополии. Но они не отчаивались и продолжали заниматься торговлей и земледелием. Карфаген вновь начал процветать. Тогда в Риме решили покончить с возрождавшимся, как Феникс, соперником. Карфагену был предъявлен ультиматум — выдать 300 детей в качестве заложников и сдать все оружие. Карфагеняне согласились. Дети были погружены на корабли и отплыли в Италию; римляне получили также 200 тысяч комплектов вооружения и 3 тысячи катапульт. Но за этим последовало еще одно требование — оставить Карфаген и перебраться в глубь материка. Отвергнуть его означало для карфагенян погибнуть, принять — отказаться от торговли и мореплавания и через какое-то время прекратить свое существование, растворившись среди местных племен. И жители города решили ответить римлянам отказом.
«Этот народ, — писал немецкий историк О. Иегер, — о котором, если рассматривать его в частности, можно немало сказать достославного, показал теперь, что кроме материальных благ (к приобретению которых он так неутомимо и беспощадно стремился в течение целых столетий) ему доступно было нечто высшее, облагоражи вающее человеческую природу — его национальная честь».
Осаду Карфагена римляне начали в 149 году до н. э. и держали ее до 146 года. В эти последние годы, месяцы, дни и даже часы своего существования карфагеняне выказали беспримерное мужество. Все предложения о сдаче они отвергали, следовавшие друг за другом штурмы отбивали. Мужчины и женщины днем и ночью работали в мастерских, изготовляя ежедневно по 300 мечей, 100-140 щитов, 500 копий и дротиков и до тысячи стрел для баллист. Канаты для катапульт плели из женских волос. Для строительства кораблей переплавляли медные статуи и брали деревянные балки из общественных и частных зданий.
Так продолжалось три года. Но постепенно силы защитников таяли, и в конце концов римляне ворвались в город. Уличные бои шли шесть дней и шесть ночей. Карфагеняне защищали стену за стеной, улицу за улицей, дом за домом, комнату за комнатой. Огонь, писал греческий историк Аппиан, перекидывался с одного дома на другой. Из рушащихся зданий «вместе с камнями вываливались на середину улиц вперемежку и мертвые, и живые… Другие же, сбрасываемые и падавшие с такой высоты вместе с камнями и горящими балками, испытывали огромные страдания, ломая кости и разбиваясь насмерть». Кавалерия скакала по трупам и раненым. «Люди, точно мусор, заполняли рвы».
Руководивший обороной города Гасдурбал в последний момент предпринял попытку прорваться из пылающего Карфагена, но был отброшен. У подножия храма Эшмуна он отдал свой меч командовавшему римскими войсками консулу Сципиону Эмилиану. На какое-то время бой прекратился. Стоявшая рядом с Гасдурбалом его жена Софонисла, поблагодарив Эмилиана за милость, бросила мужу упрек в трусости и, взяв за руки двоих своих детей, вошла в храм, где укрылись 900 последних отказавшихся сдаться защитников города, и погибла вместе с ними. Из 700 тысяч жителей, насчитывавшихся в Карфагене к началу осады, в живых остались 50 тысяч, которые были обращены в рабство.
Руины Карфагена горели 17 суток. Эмилиан долго смотрел на пылающий город. Внезапно он начал читать вслух стихи из «Илиады» Гомера: «Будет некогда день, и погибнет священная Троя, С нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама». «Что ты хочешь этим сказать?» — спросил стоявший рядом Полибий. — «Я боюсь, — ответил Эмилиан, — что когда-нибудь такую же весть принесут и о Риме».
После того, как пожар кончился, развалины Карфагена были стерты с лица земли. Место, на котором стоял город, распахано, посыпано солью и проклято. Так пришли к концу своего долгого пути финикийцы в Африке.
Память же об этом талантливом народе мореплавателей, первооткрывателей, землепроходцев сохранилась в географических названиях: «Тунис» был назван в честь богини Луны Танет, «Испания» означает «берег кроликов», и даже слово «Европа» — финикийское, а переводится оно на русский как «заходящее солнце».
Африка в древности и в средние века » Детская энциклопедия (первое издание)
Афганистан. Переломный этап развития (1978—1992)
Ближневосточный конфликт
История народов Африки уходит в глубокую древность. В 60—80-х гг. 20 в. на территории Южной и Восточной Африки ученые нашли останки предков человека — австралопитековых обезьян, что позволило им высказать предположение, что Африка могла быть прародиной человечества (см. Становление человечества). На севере континента около 4 тыс. лет назад возникла одна из древнейших цивилизаций — древнеегипетская, оставившая многочисленные археологические и письменные памятники (см. Древний Восток). Одним из наиболее населенных районов Древней Африки была Сахара с обильной растительностью и разнообразным животным миром.
Начиная с 3 в. до н. э. происходил активный процесс миграции негроидных племен на юг континента, связанный с наступлением пустыни на Сахару. В 8 в. до н. э. — 4 в. н. э. на северо-востоке Африки существовали государства Куш и Мероэ, связанные во многом с культурой Древнего Египта. Древнегреческие географы и историки называли Африку Ливией. Название «Африка» появилось в конце 4 в. до н. э. у римлян. После падения Карфагена римляне основали на территории, прилегавшей к Карфагену, провинцию Африка, затем это название распространилось на весь континент.
Раннее средневековье Северная Африка встретила под властью варваров (берберов, готов, вандалов). В 533—534 гг. ее завоевали византийцы (см. Византия). В 7 в. их сменили арабы, что привело к арабизации населения, распространению ислама, формированию новых государственных и социальных отношений, созданию новых культурных ценностей.
В древности и раннем средневековье в Западной Африке возникли, сменяя друг друга, три крупных государства. Их образование связано с расширением межгородской торговли в бассейне реки Нигера, пастушеским земледелием, широким применением железа. Письменные источники о первом из них — государстве Гана — появляются в 8 в. с приходом арабов в Африку южнее Сахары, а устные предания относятся к 4 в. Ее расцвет относится к 8—11 вв. Арабские путешественники называли Гану страной золота: она была крупнейшим поставщиком золота в страны Магриба. Здесь, пересекая Сахару, проходили караванные пути на север и юг. По своему характеру это было раннеклассовое государство, правители которого контролировали транзитную торговлю золотом и солью, облагали ее высокой пошлиной. В 1076 г. столицу Ганы город Кумби-Сале захватили пришельцы из Марокко — альморавиды, положившие начало распространению ислама. В 1240 г. царь малинке из государства Мали Сундиата подчинил себе Гану.
В 14 в. (время наивысшего расцвета) огромное по территории государство Мали простиралось от Сахары до грани леса на юге Западного Судана и от Атлантического океана до города Гао; его этническую основу составлял народ малинке. Важными центрами мусульманской культуры стали города Томбукту, Дженне, Гао. Внутри малийского общества распространились раннефеодальные формы эксплуатации. Благополучие государства основывалось на доходах от караванной торговли, земледелия по берегам Нигера, скотоводства в полосе саванны. Мали неоднократно подвергалось нашествию кочевников, соседних народов; династические распри привели к его упадку.
Государство Сонгай (столица Гао), выдвинувшееся на первый план в этой части Африки после падения Мали, продолжило развитие цивилизации Западного Судана. Его основное население составлял народ сонгай, и поныне живущий вдоль берегов среднего течения реки Нигера. Ко 2-й половине 16 в. в Сонгае сложилось раннефеодальное общество; в конце 16 в. его захватили марокканцы.
В районе озера Чад в раннем средневековье существовали государства Канем и Борну (9—18 вв.).
Нормальному развитию государств Западного Судана положила конец европейская работорговля (см. Рабство, Работорговля).
Мероэй Аксум — наиболее значительные государства Северо-Восточной Африки в период между 4 в. до н. э. и 6 в. н. э. Царства Куш (Напата) и Мероэ располагались на территории севера современного Судана, государство Аксум — на Эфиопском нагорье. Куш и Мероэ представляли собой позднюю фазу древневосточного общества. До наших дней дошло немного археологических памятников. В храмах и на стелах вблизи Напаты сохранилось несколько надписей на египетском языке, которые позволяют судить о политической жизни государства. Гробницы правителей Напаты и Мероэ строились в форме пирамид, хотя по размерам были значительно меньше египетских (см. Семь чудес света). Перенос столицы из Напаты в Мероэ (Мероэ находился примерно в 160 км севернее современного Хартума) был, очевидно, связан с необходимостью уменьшить опасность от вторжений египтян и персов. Мероэ был важным центром торговли между Египтом, государствами побережья Красного моря и Эфиопией. Вблизи Мероэ возник центр по переработке железных руд, железо из Мероэ экспортировалось во многие страны Африки.
Период расцвета Мероэ охватывает 3 в. до н. э. — 1 в. н. э. Рабство здесь так же, как и в Египте, не было главным в системе эксплуатации, основные тяготы несли деревенские общинники — пахари и скотоводы. Община платила налоги и поставляла рабочую силу для строительства пирамид и оросительных систем. Цивилизация Мероэ остается все еще недостаточно исследованной — мы еще мало знаем о повседневной жизни государства, его связях с внешним миром.
Государственная религия следовала египетским образцам: Амон, Исида, Осирис — боги египтян — были и богами мероитов, но наряду с этим возникают и чисто мероитские культы. Мероиты имели собственную письменность, алфавит содержал 23 буквы, и хотя его изучение началось еще в 1910 г., до сих пор язык Мероэ остается труднодоступным, не позволяющим расшифровать сохранившиеся письменные памятники. В середине 4 в. царь Аксума Эзана нанес решительное поражение мероитскому государству.
Аксум — предтеча эфиопского государства, его история показывает начало той борьбы, которую вели народы Эфиопского нагорья за сохранение своей независимости, религии и культуры в условиях враждебного окружения. Возникновение Аксумского царства относится к концу I в. до н. э., а его расцвет — к 4—6 вв. В 4 в. государственной религией стало христианство; по всей стране возникали монастыри, оказывавшие большое экономическое и политическое влияние. Население Аксума вело оседлый образ жизни, занимаясь сельским хозяйством и скотоводством. Важнейшей культурой была пшеница. Успешно развивалось орошение, террасное земледелие.
Аксум был важным торговым центром, связывавшим Африку с Аравийским полуостровом, где в 517—572 гг. ему принадлежал Южный Йемен, но могущественная персидская держава вытеснила Аксум с юга Аравии. В 4 в. Аксум установил связи с Византией, контролировал караванные пути от Адулиса по реке Атбаре до среднего течения Нила. Аксумская цивилизация донесла до наших дней памятники культуры — остатки дворцов, эпиграфические памятники, стелы, крупнейшая из которых достигала высоты 23 м.
В 7 в. н. э., с началом арабских завоеваний в Азии и Африке, Аксум утратил свое могущество. Период с 8 по 13 в. характеризуется глубокой изоляцией христианского государства, и лишь в 1270 г. начинается его новый подъем. В это время Аксум теряет свое значение политического центра страны, им становится город Гондэр (севернее озера Тана). Одновременно с укреплением центральной власти возросла и роль христианской церкви, монастыри сосредоточивают в своих руках крупные земельные владения. В хозяйстве страны стал широко применяться труд рабов; получают развитие барщина и натуральные поставки.
Подъем коснулся и культурной жизни страны. Создаются такие памятники, как летописи жизни царей, церковной истории; переводятся труды коптов (египтян, исповедующих христианство) по истории христианства, всемирной истории. Один из выдающихся эфиопских императоров — Зэра-Яыкоб (1434 — 1468) известен как автор работ по теологии и этике. Он выступил за укрепление связей с папой римским, и в 1439 г. эфиопская делегация приняла участие во Флорентийском соборе. В 15 в. в Эфиопии побывало посольство короля Португалии. Португальцы в начале 16 в. оказали помощь эфиопам в борьбе против мусульманского султана Адаля, надеясь затем проникнуть в страну и захватить ее, но потерпели неудачу.
В 16 в. начался упадок средневекового эфиопского государства, раздираемого феодальными противоречиями, подвергавшегося набегам кочевников. Серьезным препятствием успешному развитию Эфиопии была ее изоляция от центров торговых связей на Красном море. Процесс централизации эфиопского государства начался лишь в 19 в.
На восточном побережье Африки в средние века выросли торговые города-государства Килва, Момбаса, Могадишо. Они имели широкие связи с государствами Аравийского полуострова, Передней Азией и Индией.
Здесь возникла цивилизация суахили, впитавшая в себя африканскую и арабскую культуру. Начиная с 10 в. арабы играли все большую роль в связях восточного побережья Африки с большим числом мусульманских государств Ближнего Востока и Южной Азии. Появление португальцев в конце 15 в. нарушило традиционные связи восточного побережья Африки: начался период длительной борьбы африканских народов против европейских завоевателей. История внутренних областей этого района Африки известна недостаточно из-за отсутствия исторических источников. Арабские источники 10 в. сообщали, что в междуречье Замбези и Лимпопо находилось крупное государство, обладавшее большим количеством золотоносных рудников. Цивилизация Зимбабве (ее расцвет относится к началу 15 в.) наиболее известна в период государства Мономотапа; до наших дней сохранились многочисленные общественные и культовые сооружения, свидетельствующие о высоком уровне строительной культуры. Крах империи Мономотапы наступил в конце 17 в. в связи с расширением португальской работорговли.
В средние века (12—17 вв.) на юге Западной Африки существовала развитая культура городов-государств йоруба — Ифе, Ойо, Бенин и др. В них достигли высокого уровня развития ремесло, земледелие, торговля. В 16—18 вв. эти государства принимали участие в европейской работорговле, что и привело их к упадку в конце 18 в.
Крупным государством Золотого Берега была конфедерация государств Аманти. Это наиболее развитое феодальное образование Западной Африки в 17—18 вв.
В бассейне реки Конго в 13—16 вв. существовали раннеклассовые государства Конго, Лунда, Луба, Бушонго и др. Однако с приходом в 16 в. португальцев их развитие было также прервано. Исторических документов о раннем периоде развития этих государств практически нет.
Мадагаскар в 1—10 вв. развивался в изоляции от материка. Населявшие его малагасийцы образовались в результате смешения пришельцев из Юго-Восточной Азии и негроидных народов; население острова состояло из нескольких этнических групп — мерина, сокалава, бецимисарака. В средние века в горах Мадагаскара возникло королевство Имерина.
Развитие средневековой Тропической Африки в силу природных и демографических условий, а также из-за ее относительной изоляции отставало от Северной Африки.
Проникновение европейцев в конце 15 в. стало началом трансатлантической работорговли, которая, как и арабская работорговля на восточном побережье, задержала развитие народов Тропической Африки, нанесла им невосполнимый моральный и материальный ущерб. На пороге нового времени Тропическая Африка оказалась беззащитной перед колониальными захватами европейцев.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Афганистан. Переломный этап развития (1978—1992)
Ближневосточный конфликт
Каково первоначальное название Африки? — Guardian Life — The Guardian Nigeria News — Нигерия и мировые новости
Культура
By Рукевве Очуко
08 марта 2020 г. | 11:00
Имя Африка — это феномен. Здесь проживает 1,216 миллиарда человек, это второй по численности населения мир и второй по величине континент после Азии. Африка — известное имя, которое распространилось далеко за пределы берегов Нила в Атлантический и Тихий океаны. Имя одно, со временем связанное с историческим наследием и…
Африканская карта | Фото Пинтерест
Имя Африка — это феномен. Здесь проживает 1,216 миллиарда человек, это второй по численности населения мир и второй по величине континент после Азии. Африка — известное имя, которое распространилось далеко за пределы берегов Нила в Атлантический и Тихий океаны. Это имя со временем связано с историческим наследием и историческими революциями.
Тем не менее, есть одно значение названия Африки, которое десятилетиями было предметом споров. Возникло несколько школ мысли об истинном названии того, что мы сегодня знаем как Африку. Одна школа мысли утверждает, что название «Африка» никогда не возникало внутри народа, и ее народ никогда не ассоциировался с этим именем. Фактически, эта школа утверждает, что Африка первоначально называлась Алкебуланской и широко упоминалась как Алкебуланская до того, как появилось название Африка.
В Kemetic History of Afrika д-р шейх Анах Диоп пишет: «Древнее название Африки было Алкебулан. Алкебу-лан «мать человечества» или «райский сад». Алкебулан — старейшее и единственное слово местного происхождения. Его использовали мавры, нубийцы, нумидийцы, кхарт-хадданы (карфагеняне) и эфиопы. Африка, нынешнее неправильное название, принятое почти всеми сегодня, была дана этому континенту древними греками и римлянами».
Эти первые группы африканцев завоевали империи, перемещаясь из одного региона в другой, добавляя новые территории к массам наций, создавая сегодня 2-й по величине континент в мире. На сегодняшний день мавры занимают первое место как одна из самых сильных, богатых и образованных империй, с которыми когда-либо сталкивалась вся история.
Он продолжает спорить вместе с историками этой школы, что континент также назывался многими именами, помимо Алкебулана. Эти имена включают Ортигию, Корфи, Ливию и Эфиопию.
Картина маслом древнего африканца. | Фото Драгоценность
В Kemetic History of Afrika Доктор Диоп также связывает революцию в нынешних странах Западной Африки с происхождением из древнего Кемета, который сегодня является Египтом, западноафриканскими государствами, такими как Нигерия, Того, Бенин, Гана, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Мали. , Южная Африка, Буркина-Фасо, Мавритания, Судан и другие. Однако многие теории пытались оспорить тот факт, что государства Западной Африки изначально назывались Африкой и не имели никаких предшествующих отношений, будучи частью древнего Кемета, который в древние времена назывался Алкебулан. Тем не менее, аргумент о том, что государства Западной Африки произошли от Кемета, также исторически поддерживался Сэмюэлем Джонсоном, нигерийским ученым, который изучал происхождение йоруба на нигерийском языке в течение последних 20 лет до настоящего времени. Согласно Самуэлю в его Рукописи « История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората, » Самуэль утверждает, что некоторые историки йоруба заставили народ йоруба поверить в то, что они произошли из Мекки, а не из Египта в Северо-Восточной Африке. Он также утверждает, что предками йоруба были коптские христиане из Египта. Более того, оба места разделяют одни и те же традиционные верования, такие как боги, которым они поклоняются, и верования в загробную жизнь.
Кемет Золотой трон в Древнем Египте | Фото Пинтерест
По мнению историков, название Африка появилось в конце 17 -го -го века. Название только первоначально использовалось только для обозначения северных частей Африки. В этот период практиковался колониализм, европейцы кочевали по Африке и правили ее народом как рабовладельцы. Это повлияло на изменение названия с Алкебулана на Африку. Слово « Африка» было введено европейцами и вошло в употребление на Западе через римлян после трех Пунических сражений (264–146 гг. До н.э.) под предводительством Публия Корнелия Сципиона и жителей Карфагена, который является современным Тунисом. Различные теории предполагают, что слово «Африка» имеет как греческое, так и латинское происхождение. Греческое слово «фрике» означает холод и ужас, а латинское слово «априка» означает солнечный.
Тем не менее, историки с нескольких континентов выступили против этого распространенного африканского названия
.Согласно другой точке зрения, название «Африка» всегда существовало до того, как римляне вторглись на эту землю. По словам Мотосоко Феко, африканского историка, он пишет, что «название Африка« Алкебулан »было истолковано как означающее мать народов или мать человечества, но Африка также является одним из древнейших названий этого континента». Далее он утверждает, что мысль о том, что название «Африка» никогда не происходило от людей, а было создано римлянами, совершенно ложна. Он подкрепляет свою точку зрения, указывая, что греки оккупировали Африку в 332 г. до н.э., а затем римляне в 30 г. до н.э. Греки, по его словам, уже знали Африку под названием Африка. Он добавляет, что у названия «Африка» было различное произношение из-за языкового разнообразия Африки. По оценкам, в мире насчитывается более 6000 языков, и более 3000 из них происходят из Африки. В своем эссе он пишет: «Греки раньше называли Африку «Африка», поскольку они не могли произнести существующее имя Аф-Руй-ка».
Кроме того, некоторые африканские историки предположили, что имя Алкебулан не связано с названием Африка. Эти ученые утверждают, что указанное имя Алкебулан не имеет арабского происхождения и не имеет значения. Слово Alkebulan в арабском языке, Al является префиксом, оставляя только kebulan как слово, и до сих пор этого слова в арабском языке не существует, утверждают они.
История континента известна, но истинное название и его происхождение до сих пор вызывают споры. Что ты думаешь?
Как первоначально называлась Африка?
Африканский континент столь же загадочен, сколь и прекрасен.- По мнению специалистов, изучающих историю африканского континента, первоначальное древнее название Африки было Алкебулан. Это имя переводится как «мать человечества» или «райский сад».
- Алкебулан — очень старое слово, и его происхождение местное. Это слово использовали многие народы Африки, в том числе эфиопы, нубийцы, мавры и нумидийцы.
- Многие специалисты считают, что название на самом деле произошло от двух финикийских слов. Этими словами были «фрики» и «пхарика», что означало «кукуруза» и «фрукты» соответственно.
Африканский континент столь же загадочен, сколь и прекрасен. Богатство культур живущих там людей до сих пор не совсем понятно людям, прибывающим из других частей света. Тем не менее, Африка является вторым по величине и населению континентом сразу после Азии. Такой большой континент хранит много секретов о своих людях и происхождении своей культуры.
На протяжении всей истории многие народы пытались завоевать и колонизировать африканские страны. Многим это тоже удалось, и со временем многие из наших западных влияний оставили свой след на континенте. Один из них — в названии самого континента. Африка не является первоначальным названием континента, и в этой статье мы попытаемся выяснить, как континент получил то название, которое мы знаем сегодня, и каким было первоначальное название.
Алкебулан
По мнению специалистов, изучающих историю африканского континента, первоначальное древнее название Африки было Алкебулан. Это имя переводится как «мать человечества» или, согласно другим источникам, «райский сад». Алкебулан — очень старое слово, и его происхождение местное. Это слово использовали многие народы Африки, в том числе эфиопы, нубийцы, мавры и нумидийцы.
Название Африка дали этому континенту древние римляне и греки. Однако Алкебулан был не единственным названием континента. На протяжении всей истории люди, жившие там, использовали множество других, включая Корфи, Ортигию, Ливию и Эфиопию. Однако наиболее распространенным является Алкебулан.
Винный регион недалеко от Стелленбоша с видом на Симонсберг в Южной АфрикеТак как же именно континент получил название «Африка»? Существует несколько теорий, пытающихся ответить на этот вопрос. Наиболее распространенная теория гласит, что название произошло от римлян, когда они открыли землю на противоположной стороне Средиземного моря. Они назвали эту землю в честь берберского племени, которое в то время проживало в районе Карфагена. Согласно многим источникам, это племя называлось Афри. Первоначально римляне якобы называли континент Афри-терра, который впоследствии трансформировался в Африку.
Теории, стоящие за именем
Несколько других теорий пытаются выяснить, как Африканский континент получил свое название. Многие специалисты считают, что название на самом деле произошло от двух финикийских слов. Этими словами были «фрики» и «пхарика», что означало «кукуруза» и «фрукты» соответственно.
Согласно этой теории, финикийцы называли Африку страной кукурузы и фруктов, что на самом деле имеет смысл. Финикийцы населяли города вдоль побережья Средиземного моря, и вполне возможно, что им удалось открыть Африку.
Миграция слонов в африканской саванне.Другие теории о названии континента также связаны с его климатом. Многие считают, что название «Африка» произошло от греческого слова «африке», обозначающего землю, свободную от холода. Еще одно часто упоминаемое слово — это римское слово «априка», которое переводится как «солнечный».