Законодательство Китая
Статья 1. Китайская Народная Республика является социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.
Социалистический строй является основным строем Китайской Народной Республики. Запрещается любым организациям или частным лицам подрывать социалистический строй.
Статья 2. Вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу.
Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней.
Народ в соответствии с положениями закона различными путями и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами.
Статья 3. Государственные органы Китайской Народной Республики осуществляют принцип демократического централизма.
Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней избираются демократическим путем, ответственны перед народом и находятся под его контролем.
Все государственные административные органы, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им подконтрольны.
Разграничение полномочий центральных и местных государственных органов проводится по принципу всемерного развития инициативы и активности на местах при едином руководстве центра.
Статья 4. Все национальности в Китайской Народной Республике равноправны. Государство гарантирует законные права и интересы всех национальных меньшинств, охраняет и развивает отношения равенства, сплоченности и взаимопомощи всех национальностей. Запрещаются дискриминация и гнет в отношении любой национальности, запрещаются действия, направленные на подрыв сплоченности между национальностями и их раскол.
Государство, учитывая особенности и нужды национальных меньшинств, помогает районам национальных меньшинств в ускорении темпов экономического и культурного развития.
В районах компактного проживания национальных меньшинств осуществляется национальная автономия. Создаются органы самоуправления, осуществляются автономные права. Районы национальной автономии являются неотъемлемой частью Китайской Народной Республики.
Каждая национальность пользуется свободой использования и развития своего языка и письменности, свободой сохранения или изменения своих нравов и обычаев.
Статья 5. Китайская Народная Республика управляется согласно закону и становится социалистическим правовым государством.
Государство обеспечивает единство и соблюдение социалистической законности.
Никакие законы, административные положения и местные положения не должны противоречить Конституции.
Все государственные органы и вооруженные силы, политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения должны соблюдать Конституцию и законы. За любое нарушение Конституции и законов необходимо привлекать к ответственности.
Никакие организации или частные лица не должны пользоваться привилегиями, выходящими за рамки Конституции и законов.
Статья 6. Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики – социалистическая общественная собственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс.
Социалистическая общественная собственность ликвидирует систему эксплуатации человека человеком, осуществляет принцип «от каждого – по способностям, каждому – по труду».
На начальной стадии социализма государство поддерживает экономическую систему, при которой общественная собственность доминирует и другие формы собственности развиваются параллельно, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения.
Статья 7. Сектор экономики, основанной на государственной собственности, то есть социалистическая экономика, основанная на системе общенародной собственности, является руководящей силой в народном хозяйстве. Государство гарантирует укрепление и развитие сектора экономики, основанной на государственной собственности.
Статья 8. Сельские коллективные экономические организации осуществляют двухуровневую систему хозяйствования, основой которой является семейный подряд. В деревне различные формы кооперативного хозяйства в виде производственной, снабженческо-сбытовой, кредитной, потребительской и других форм кооперации представляют собой социалистический сектор экономики, основанный на системе коллективной собственности трудящихся масс. Трудящиеся, участвующие в сельских коллективных хозяйственных организациях, имеют право в пределах, установленных законом, хозяйствовать на приусадебных земельных участках и выделенных в личное пользование горных участках, заниматься домашним промыслом и разводить собственный скот.
Различные формы кооперативного хозяйства в городах и поселках в кустарном производстве, промышленности, строительстве, транспорте, торговле и сфере обслуживания являются социалистическим сектором хозяйства, основанным на коллективной собственности трудящихся масс.
Государство охраняет законные права и интересы коллективных экономических организаций города и деревни, поощряет, направляет развитие коллективных хозяйств и содействует ему.
Статья 9. Недра, воды, леса, горы, целинные земли, отмели и другие природные ресурсы являются государственной, то есть общенародной собственностью. Исключение составляют леса, горы, степи, целинные земли и отмели, которые по закону являются коллективной собственностью.
Государство гарантирует рациональное использование природных ресурсов, берет под охрану ценные виды животных и растений. Запрещается любым организациями и частным лицам какими бы то ни было способами присваивать или разрушать природные ресурсы.
Статья 10. Земля в городах принадлежит государству.
Земля в деревнях и пригородах является коллективной собственностью, за исключением участников, принадлежащих по закону государству; земля под жилыми постройками, приусадебные земельные и горные участки также являются коллективной собственностью.
Государство может в соответствии с законом реквизировать или использовать земли, а также выплатить компенсацию, при наличии общественных нужд.
Запрещается любым организациям или частным лицам присвоения, купля-продажа. Аренда или незаконная передача земли в другой форме.
Все организации и частные лица, в ведении которых находится земля, должны использовать ее рационально.
Статья 11. Необщественный сектор экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в установленных законом пределах, являются важной составляющей социалистической рыночной экономики.
Государство охраняет законные права и интересы индивидуальных и частных хозяйств. Государство поощряет, поддерживает и направляет развитие а также осуществляет наблюдение и контроль необщественного сектора экономики.
Статья 12. Социалистическая общественная собственность священна и неприкосновенна.
Государство охраняет социалистическую общественную собственность. Запрещается любым организациям или частным лицам какими бы то ни было способами присваивать или подрывать государственную и коллективную собственность.
Статья 13. Законная частная собственность граждан неприкосновенна.
Государство согласно закону охраняет права граждан на частную собственность и право наследования.
Государство может в соответствии с законом реквизировать или использовать частную собственность граждан, а также выплатить компенсацию, при наличии общественных нужд.
Статья 14. Государство неуклонно повышает производительность труда и эффективность экономики, развивает производительные силы общества путем повышения активности и технического уровня трудящихся, распространения передовой науки и техники, совершенствования систем управления экономикой и управления предприятиями, осуществления различных форм социалистической ответственности, улучшения организация труда.
Государство неуклонно проводит в жизнь режим экономии, ведет борьбу против расточительства.
Государство рационально распределяет средства накопления и потребления, учитывает государственные, коллективные и личные интересы, на основе развития производства постепенно улучшает материальную и духовную жизнь народа.
Государство создает полноценную системы социального обеспечения, отвечающую уровню экономического развития.
Статья 15. Государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику.
Государство усиливает экономическое законодательство, совершенствует макрорегулирование.
Государство на основании закона запрещает любым организациями или частным лицам нарушать социально-экономический порядок.
Статья 16. Государственные предприятия государственной собственности в рамках, установленных законом, имеют право на самостоятельное хозяйствование.
Предприятия государственной собственности в соответствии с положениями законодательства осуществляют демократическое управление через собрания представителей рабочих и служащих и в других формах.
Статья 17. Коллективные экономические организации, соблюдая соответствующие законы имеют право на самостоятельность, на независимое ведение хозяйственной деятельности.
Коллективные экономические организации осуществляют демократическое управление, в соответствии с положениями законодательства избирают и смещают управленческий персонал, решают важные вопросы хозяйственного управления.
Статья 18. Китайская Народная Республика разрешает иностранным предприятиям и другим иностранным экономическим организациям либо частным лицам в соответствии с законами Китайской Народной Республики вкладывать капиталы в Китае, осуществлять в различных формах экономическое сотрудничество с китайскими предприятиями или другими китайскими хозяйственными организациями.
Все находящиеся на территории Китая иностранные предприятия и иные иностранные экономические организации, а также смешанные предприятия, основанные на китайском и иностранном капитале, должны соблюдать законы Китайской Народной Республики. Их законные права и интересы охраняются законами Китайской Народной Республики.
Статья 19. Государство развивает дело социалистического просвещения, поднимает научно-культурный уровень всего народа.
Создавая различные учебные заведения, государство осуществляет всеобщее начальное образование, развивает среднее, профессиональное и высшее образование, кроме того, развивает дошкольное воспитание.
Расширяя сеть просветительных учреждений, государство ликвидирует неграмотность, проводит политическое, общеобразовательное, научно-техническое, профессиональное обучение рабочих, крестьян, государственных служащих и других трудящихся, а также поощряет самообразование.
Государство поощряет коллективные экономические организации, государственные предприятия, учреждения и иные общественные силы на создание в соответствии с законом различного рода учебных заведений.
Государство обеспечивает распространение по всей стране общепринятого китайского языка.
Статья 20. Государство развивает естественные и общественные науки, популяризует научно-технические знания, поощряет достижения в научно-исследовательской работе, изобретения и открытия в области техники.
Статья 21. Государство развивает здравоохранение, современную и традиционную отечественную медицину и фармакологию, поощряет и поддерживает создание различных здравоохранительных учреждений сельскими коллективными экономическими организациями, государственными предприятиями, учреждениями и квартальными организациями, проводит массовые санитарные мероприятия, охраняет здоровье народа.
Государство развивает дело физкультуры и спорта, проводит массовые спортивные мероприятия, укрепляет здоровье населения.
Статья 22. Государство развивает литературу и искусство, печать, радио и телевидение, издательское дело, расширяет сеть библиотек, музеев, домов культуры и иных учреждений культуры, служащих делу народа и социализма, проводит культурно-массовые мероприятия.
Государство охраняет исторические достопримечательности, ценные памятники культуры и иное важное историческое и культурное наследие.
Статья 23. Государство готовит различных специалистов, служащих делу социализма, расширяет ряды интеллигенции, создает условия для полного проявления ее роли в деле социалистической модернизации.
Статья 24. Государство усиливает строительство социалистической духовной культуры путем широкого распространения высоких идеалов, нравственного и культурного воспитания, воспитания в духе соблюдения дисциплины и законности, путем разработки и осуществления всевозможных правил и памяток для разных категорий населения города и деревни.
Государство выступает за общественную мораль, для которой характерна любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму, проводит в народе воспитание патриотизма, коллективизма и интернационализма, коммунизма, воспитание на основе диалектического и исторического материализма, ведет борьбу против буржуазной, феодальной и иной тлетворной идеологии.
Статья 25. Государство осуществляет планирование рождаемости, с тем чтобы привести в соответствие рост населения с планами экономического и социального развития.
Статья 26. Государство принимает меры по охране и оздоровлению окружающей среды, предотвращает ее загрязнение и иные нарушения.
Государство организует и поощряет работу по лесонасаждению и озеленению, охраняет леса.
Статья 27. Все государственные органы осуществляют принцип сокращения, систему служебной ответственности, систему подготовки и аттестации работников, неуклонно повышают качество и эффективность работы, борются с бюрократизмом.
Все государственные органы и государственные служащие должны опираться на народ, постоянно поддерживать тесные связи с народом, прислушиваться к мнениям и предложениям народных масс, находиться под их контролем, отдавать все силы служению народу.
Статья 28. Государство охраняет общественный порядок, подавляет предательскую и иную преступную деятельность, подрывающую безопасность государства, карает за нарушение общественной безопасности, дезорганизацию социалистической экономики и иные преступные действия, наказывает и перевоспитывает преступные элементы.
Статья 29. Вооруженные силы Китайской Народной Республики принадлежат народу. Их задачей является укрепление обороны страны, отражение агрессии, защита Родины, охрана мирного труда народа, участие в деле строительства государства, всеми силами служение народу.
Государство усиливает строительство вооруженных сил в направлении революционности, модернизации и регулярности, укрепляет оборонную мощь страны.
Статья 30. Китайская Народная Республика имеет следующее административно-территориальное деление:
1) вся страна делится на провинции, автономные районы и города центрального подчинения;
2) провинции, автономные районы делятся на автономные округа, уезды, автономные уезды и города;
3) уезды, автономные уезды делятся на волости, национальные волости и поселки.
Города центрального подчинения и сравнительно крупные города делятся на районы и уезды. Автономные округа делятся на уезды, автономные уезды и города.
Автономные районы, автономные округа и автономные уезды являются районами национальной автономии.
Статья 31. Государство в случае необходимости создает особые административные районы. Режим особых административных районов устанавливается с учетом конкретной обстановки законами, принимаемыми Всекитайским собранием народных представителей.
Статья 32. Китайская Народная Республика охраняет законные права и интересы иностранцев, находящихся в Китае; находящиеся в Китае иностранцы должны соблюдать законы Китайской Народной Республики.
Китайская Народная Республика может предоставить право убежища иностранцам, вынужденным эмигрировать по политическим причинам.
Что не так с заявлением Джо Байдена о диктатуре в Китае – Tverlife.ru свежие новости Твери и Тверской области
На повестке сегодня — восьмой выпуск рубрики «Пекинская капуста», где мы рассуждаем о Китае и устройстве этой страны.Выступления американского лидера Джо Байдена часто запоминаются благодаря своей несуразности: глава государства нередко заговаривается и даже забывает целые фразы, чем радует журналистов в поисках сенсации и смешит народ в разных уголках земного шара. Однако помимо сущей нелепицы Байден, случается, выдает и по-настоящему провокационные заявления, которые могут напрямую повлиять на отношения США с другими странами — как партнерами, так и противниками.
Среди особенно вызывающих его замечаний можно назвать фразы о холокосте и чернокожих. К провокационным можно отнести и одно из последних заявлений. В июне, к примеру, Джо Байден назвал Си Цзиньпина диктатором. Это случилось аккурат после встречи лидера КНР с госсекретарем Штатов Энтони Блинкеном, которая должна была сгладить острые углы между «пандами» и «орланами». Очевидно, что одного визита недостаточно для решения всех проблем и устранения накопленных за годы претензий, но это, как минимум, возможность определиться, в каком направлении пойдут страны, что выберут: конфронтацию или взаимодействие, сотрудничество или конфликт?
Можно сказать, что переговоры завершились скорее со знаком «плюс», поскольку и Китай, и США оказались заинтересованы в продолжении диалога. Однако выходит, американский президент, назвав Си Цзиньпина диктатором, фактически наплевал на усилия госсекретаря, который только-только жал китайскому лидеру руку и заявлял, что Штаты не стремятся изменить устройство Китая и не хотят новой холодной войны. Значит, все же осуждают? Значит, захотят вмешаться и все же привить «универсальные демократические ценности»? Ведь западные наблюдатели из раза в раз твердят, что в Китае демократии нет…
Пекин быстро и жестко отреагировал на безответственное высказывание Байдена, назвав его нарушением дипломатического этикета и провокацией. Американские эксперты тоже оказались не в восторге от подобного «необдуманного речевого оборота», который, по их мнению, может свести на нет небольшой достигнутый прогресс в откровенно плачевных китайско-американских отношениях. Даже премьер-министр Новой Зеландии Крис Хипкинс отметил: «Форма правления в Китае — это дело китайского народа. Способ возможной смены формы правления также является делом граждан КНР».
Так как же устроен Китай на самом деле? Согласно конституции, Китай — это «социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян». Свою политическую систему китайцы называют «демократической» и верят в ее многовековые традиции (ведь самоуправление общиной в древнем государстве тоже можно отнести к демократии, согласитесь?), хотя такой, какой мы ее знаем, она стала лишь в 1980-х, после смерти Мао Цзэдуна.
Непосредственное принятие политических решений остается за Генеральным секретарем ЦК Компартии, ныне именно этот пост занимает Си Цзиньпин. Несмотря на то, что многие решения китайского лидера имеют яркий авторский оттенок, генсек лишен диктаторских полномочий: чтобы воплотить в жизнь свой курс, ему необходимо заручиться поддержкой членов Постоянного комитета Политбюро (ПКПБ), фактически верховного органа власти. На этой должности не задерживаются больше, чем на 10 лет: этот обычай должен предотвратить ситуацию, когда страна оказалась бы в заложниках у крайне пожилого лидера. По иронии судьбы в Штатах мы наблюдаем противоположную картину: на второй срок всеми правдами и неправдами претендует восьмидесятилетний Байден.
Помимо Компартии в Китае существует еще восемь партий, которые берут истоки аж из первой половины ХХ века, когда помимо двух главных противоборствующих сил — Компартии и Гоминьдана — существовали мелкие партии, которые представляли интересы средних городских слоев, интеллигенции.
Высшим органом власти, согласно конституции, в государстве является Всекитайское собрание народных представителей, которое представляет собой многоступенчатую пирамиду, своеобразный фильтр. На нижних ступенях, к слову, проходят прямые, демократичные выборы, однако затем вышестоящие собрания формируются из числа нижестоящих, и уже в этих кадровых решениях народ играет опосредованную роль.
Любопытно, что в последние годы китайские политики активно подчеркивают, что в Китае царит демократия. Делается это в ответ на выпады об истинных демократических ценностях, носителями которых — по мнению Запада — являются страны Запада во главе с США. Эта «фишка» не один десяток лет развязывала руки американским политикам, которые под предлогом демократизации — но действуя в своих интересах — вмешивались в дела других государств.
Стоит заметить, что в мире существует множество политических систем. Не хватит пальцев двух рук, чтобы пересчитать, сколько монархий в той же Европе. Несмотря на попытки унифицировать само понятие демократии, различные государства по-разному подходят к организации своего политического устройства, поэтому не стоит сбрасывать со счетов региональную специфику. Если китайцы, к примеру, действительно убеждены, что их страна живет по демократическим принципам, то почему, спрашивается, их мнение не имеет права на существование? Штатам, которые, к слову, родились как государство по принципу «melting pot» (гигантского котла, где смешались и переплавились различные культуры, став единым целым), стоило бы об этом помнить.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Теги: новости КитаяПекинская капустаТверьлайф
Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.ДзенА также читайте «Тверьлайф» в Яндекс Новостях
Новости СМИ2
Новости ВРФ
Китай утверждает, что его авторитарная однопартийная система является демократией, и она работает лучше, чем в США
Примечание редактора: Версия этой истории появилась в информационном бюллетене CNN «Тем временем в Китае», который выходит три раза в неделю и рассказывает о том, что вам нужно знать о подъеме страны и о том, как это влияет на мир. Зарегистрируйтесь здесь.
Гонконг Си-Эн-Эн —
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_6C400505-EC04-D50B-B326-94E1F6693E83@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>Пекин, который не был приглашен на виртуальную встречу в четверг и пятницу, отреагировал с презрением и насмешками, осудив саммит как «упражнение в лицемерии» для продвижения гегемонии США.
Еще больше разъярив Пекин, Тайвань, самоуправляемая демократия, которую он называет частью своей территории, был приглашен, как и Натан Лоу, продемократический активист и бывший законодатель из Гонконга, ныне находящийся в изгнании в Лондоне.
В ответ Китай активизировал пропагандистские усилия, пытаясь продвигать альтернативную модель «демократии», искажая определение термина, чтобы оно соответствовало его собственной авторитарной однопартийной системе.
«Это превентивный удар по саммиту демократии Байдена», — сказал Жан-Пьер Кабестан, эксперт по китайской политике из Гонконгского баптистского университета. «Теперь Китай чувствует, что ему нужно быть не только в обороне, но и в наступлении».
На выходных Пекин провел собственный двухдневный виртуальный Международный форум по демократии, к которому присоединились политики и ученые из более чем 120 стран.
В своей программной речи Хуан Куньмин, царь пропаганды правящей Коммунистической партии, превозносил китайскую так называемую «всепроцессную народную демократию» — концепцию, выдвинутую китайским лидером Си Цзиньпином, — описывая ее как «настоящую демократию, которая работает».
Позже Хуанг изложил эту теорию, сбивая с толку настаивая, что она «объединяет демократию, ориентированную на процесс, с демократией, ориентированной на результат, демократию процедурную с демократией по существу, прямую демократию с косвенной демократией и народную демократию с волей государства».
Одновременно с этим мероприятием кабинет министров Китая, Государственный совет, с помпой выпустил в субботу белую книгу под названием «Китай: демократия, которая работает».
«Не существует фиксированной модели демократии; оно проявляется во многих формах. Оценка множества политических систем в мире по единому критерию и изучение различных политических структур в монохромном режиме сами по себе недемократичны», — говорится в документе, состоящем из 13 000 слов.
По большинству международных стандартов Китай является полной противоположностью демократии. Правящая Коммунистическая партия удерживает власть более семи десятилетий с момента основания Китайской Народной Республики. Нет разделения властей, независимости судебной власти, свободы ассоциаций, выражения и мнений, периодических свободных и справедливых выборов на основе всеобщего избирательного права или независимых средств массовой информации, которые являются важными элементами демократии, определенными Организацией Объединенных Наций.
А Китай занимает почти последнее место в большинстве международных рейтингов политических и личных свобод, включая ежегодный «рейтинг свободы», который составляет вашингтонская неправительственная организация Freedom House на основе 25 показателей политических прав и гражданских свобод.
Китайских активистов, призывающих к демократии, регулярно заставляют замолчать, преследуют и сажают в тюрьму, в том числе лауреата Нобелевской премии мира Лю Сяобо, который умер в тюрьме в 2017 году, проведя за решеткой почти четверть своей жизни.
Конечно, ничего из этого не упоминается в последнем пропагандистском наступлении Китая. Вместо этого они пытаются замутить воду в том, что представляет собой демократия, сказал Дали Янг, политолог из Чикагского университета.
«Это борьба за глобальный дискурс о демократии. Они (китайские официальные лица) привыкли к мысли, что если вы что-то утверждаете и повторяете это достаточное количество раз, вы действительно можете пройти долгий путь», — сказал он.
Председатель КНР Си Цзиньпин, также генеральный секретарь ЦК КПК и председатель Центрального военного совета, произносит важную речь на церемонии вручения медали 1 июля, высшей награды партии, выдающимся деятелям партии в Большой зал народных собраний в Пекине, столица Китая, 29 июня 2021 года. Церемония вручения медали «1 июля» состоялась во вторник утром в Большом зале народных собраний в Пекине. (Фото Дин Линь/Синьхуа через Getty Images)
Дин Линь/Синьхуа/Getty ImagesСи Цзиньпин переписывает историю. Но это будущее, в котором он хочет оставить свой след.
Си, верховный лидер Китая, неоднократно подчеркивал необходимость для страны «борьбы за власть в международном дискурсе».
«Если ты отсталый, тебя побьют; если ты беден, тебе придется голодать; если вы не можете говорить, вы получите выговор», — сказал Си в своей речи в 2015 году, отметив, что «выговор» — единственная нерешенная проблема, которую Китаю необходимо решить.
И в глазах Коммунистической партии сейчас самое подходящее время, чтобы заговорить. Сумев сдержать распространение коронавируса, Пекин теперь преподносит этот успех как свидетельство превосходства своей политической системы. Он также использует разногласия, посеянные при бывшем президенте США Дональде Трампе, как доказательство гибели западных политических моделей.
В воскресенье министерство иностранных дел Китая опубликовало объемный отчет с нападками на американскую демократию, в котором беспорядки в Капитолии, протесты Black Lives Matter и реакция страны на пандемию перечислены как свидетельство ее глубоко укоренившихся недостатков, дисфункции и хаоса.
Но стремление Китая провозгласить себя демократией также может быть вызвано чувством растущей необходимости.
С тех пор, как Байден пришел к власти, США при Трампе обратили вспять свое отступление с мировой сцены внутрь и удвоили усилия по созданию союзов с партнерами-единомышленниками, чтобы противостоять растущему влиянию Китая — вызов, который Байден охарактеризовал как часть более широкой идеологической битвы. между демократиями и автократиями.
Хотя китайская самопровозглашенная модель демократии вряд ли убедит какие-либо демократические страны, особенно среди развитых стран, Ян, эксперт из Чикагского университета, сказал, что она может найти более восприимчивую аудиторию на глобальном Юге.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_32186CC0-EC05-FB80-3A78-98536A572F01@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Китай представил свою «демократию» как более эффективную в удовлетворении потребностей людей, подчеркнув быстрое экономическое развитие страны.«Я думаю, что некоторый акцент на достижении результатов может на самом деле убедить людей», — сказал Ян. «Нельзя недооценивать процент людей, готовых пожертвовать некоторыми элементами демократии ради лучшего экономического благосостояния».
ГОНКОНГ, КИТАЙ — 12 НОЯБРЯ: Пропекинские сторонники собираются у здания Законодательного совета 12 ноября 2020 года в Гонконге, Китай. Согласно опубликованным отчетам, девятнадцать депутатов-демократов массово ушли в отставку после того, как четверо их коллег были лишены права занимать посты после того, как Китай принял резолюцию, запрещающую занимать должности любому, кто поддерживает независимость Гонконга или отказывается признать суверенитет Китая над городом. (Фото Энтони Квана/Getty Images)
Энтони Кван/Getty Images AsiaPac/Getty ImagesПекин принимает новый «патриотический» закон о выборах в Гонконге, ограничивающий оппозицию
Янг предупредил, что упор на производительность сопряжен с риском наследования. «Когда экономика замедляется, вы рискуете выглядеть очень плохо. А когда ситуация значительно перерастает в кризис, это вызывает вопросы (насчет легитимности)».
Но Коммунистическая партия Китая также утверждает, что это «демократия, ориентированная на процесс», указывая в качестве доказательства на многоуровневую законодательную систему страны. Теоретически делегаты в законодательные органы деревенского и уездного уровня избираются непосредственно жителями, которым, в свою очередь, поручено выбирать делегатов на вышестоящий уровень и так далее. На самом верху системы находится Всекитайское собрание народных представителей, официально утвержденный парламентский орган, который собирается ежегодно для утверждения основных решений и политики, принимаемых партией.
На практике, однако, эти массовые «выборы» проходят по жесткому сценарию. А при Си стало практически невозможно для независимых кандидатов, особенно тех, кто не согласен с партией, играть роль в этом процессе.
В октябре 14 независимых кандидатов попытались принять участие в выборах в местное собрание народных представителей в Пекине. В итоге их преследовали, поместили под домашний арест или вынудили выехать за город, и никому из них не удалось принять участие.
«Проще говоря, китайская «демократия» находится под диктатурой Коммунистической партии», — сказал Кабестан из Гонконгского баптистского университета.
«Поэтому, если ты послушен партии, если ты принимаешь диктатуру партии, ты можешь участвовать в политической жизни. Если нет, вы исключены».
В своем официальном документе китайское правительство утверждает, что «о том, является ли страна демократической, должен судить ее народ, а не диктовать горстка посторонних». Но даже в Китае есть признаки того, что многих не убеждает официальная версия.
На Weibo, китайской версии Twitter с жесткой цензурой, сообщение партийного рупора People’s Daily о нападении министерства иностранных дел на американскую демократию было заполнено саркастическими комментариями, прежде чем сработала цензура.
«Кто когда-либо избирал представителя в Народный конгресс? Кто когда-либо голосовал?» — сказал один из самых популярных комментариев. «Я даже не статист в спектакле», — сказал другой.
Позднее эти замечания были удалены. Из более чем 2700 комментариев было разрешено показывать только десяток — все с критикой демократии в США.
Другой пост государственного информационного агентства Синьхуа о «всеобщей народной демократии» в Китае полностью отключил раздел комментариев.
Пользователь поделился публикацией, комментируя: «(Китай) настолько демократичен, что ему больше не нужен раздел комментариев».
Понимание черного ящика китайской политики
Как функционирует китайская политическая система?1. В целом, какой тип режима представляет собой политическая система Китая? В чем разница между Коммунистической партией Китая (КПК) и китайским государством?
Китай находится под властью однопартийной авторитарной диктатуры. Государство (то есть правительство) Китайской Народной Республики (КНР) полностью находится под монопольным контролем единственной правящей политической партии, КПК. Государственные и партийные институты номинально разделены, и Китай иногда называют «двухколейной» политической системой, в которой отдельные роли сохраняются за государственными и партийными позициями. Например, губернатор (лидер штата) провинции часто может быть отдельным лицом от секретаря партии (лидера партии) той же провинции. Однако в действительности партия полностью переплетена с государственной системой, все важные посты в правительстве занимают члены партии КПК, а руководящие посты в партии всегда имеют приоритет над государственными лидерами, которые теоретически находятся на том же уровне. Таким образом, существование китайского государства, отдельного от КПК, является лишь номинальным, и фраза «партия-государство» часто используется для более точного обозначения китайского режима.
2. Каковы наиболее важные должности, учреждения или центры власти в китайской политической системе?
Политбюро является ведущим ядром Центрального комитета партии (от 350 до 400 действительных и альтернативных членов), которое само возглавляет КПК, насчитывающую 96 миллионов членов. В Политбюро реальная власть принадлежит его Постоянному комитету (ПКП), состоящему из семи человек. На вершине партии находится генеральный секретарь (хотя в прошлом этот титул менялся), в настоящее время Си Цзиньпин. Генеральный секретарь также одновременно занимает пост президента КНР и председателя Центрального военного совета (ЦВК), высшего руководства Народно-освободительной армии (НОАК), которая, в частности, является армией КПК, а не китайского национального государства. .
За время пребывания Си в должности генеральный секретарь стал обладателем почти высшей власти в китайской системе. При Генеральном секретаре и Центральном секретариате (который отвечает за повседневную деятельность КПК) номинально находится Государственный совет (возглавляемый премьер-министром или лидером №2 в системе), по сути эквивалентный исполнительному кабинету в западном государстве. , но власть этого органа резко уменьшилась при Си Цзиньпине, который переориентировал власть с государственных органов на партийную. Он сделал это, создав (и сам возглавив) десятки партийных «комитетов», «комиссий» и «руководящих групп», которые взяли на себя полномочия по принятию решений на высшем уровне над государственными институтами, такими как Госсовет.
Будучи марксистом-ленинцем и, следовательно, понимая, что «власть вырастает из ствола ружья», Си также уделял значительное внимание обеспечению своего контроля над рычагами жесткой силы в рамках китайской системы, используя их для оказания и сохранить контроль. К ним относятся НОАК, министерства разведки и безопасности, а также Центральная комиссия по политическим и правовым вопросам (CPLAC), которая контролирует все правоохранительные органы и правоохранительные органы. Особенно мощной во время правления Си является Центральная комиссия по проверке дисциплины (CCDI), которая расследует нарушения «партийной дисциплины» (то есть коррупционную деятельность) и которую Си исключительно эффективно использовал для преследования и чистки своих политических соперников внутри системы.
Наконец, учитывая размер и размах Китая, правительства провинций играют важную роль в управлении повседневным управлением в китайской системе. Лидеры КПК, как правило, поднимаются на высшие посты благодаря службе в провинциальных и муниципальных органах власти, где они накапливают связи и покровительственные связи с другими членами партии; эти населенные пункты и те люди, которые связаны с ними, затем, как правило, становятся политической базой для будущих лидеров национального уровня, даже после того, как они уехали из этих регионов в Пекин.
3. Как в политической системе Китая принимаются политические решения на высоком уровне? Как насчет повседневных политических решений и управления?
В то время как Политбюро КПК и его Постоянный комитет (в первую очередь сам Си Цзиньпин) играют центральную роль в принятии политических решений на высоком уровне, политические решения в основном принимаются центральными комиссиями и руководящими группами (которые обычно возглавляются Си Цзиньпином). но не всегда под его микроуправлением), а также Центральный секретариат и Государственный совет. Однако во всех этих учреждениях повседневное принятие решений часто осуществляется не руководителями этих учреждений или комиссий, а руководством их внутренних органов управления, обычно называемых их Генеральным управлением. Эти офисы, обычно возглавляемые заместителем политбюро организации, осуществляют большую часть реального управления вопросами китайской политики наряду с формальными государственными министерствами.
Кроме того, партийные и государственные органы Китая на провинциальном и муниципальном уровне играют решающую роль в реальной реализации политики в китайской системе, учитывая размер и сложность страны. Центральное правительство также часто предоставляет им некоторую гибкость с точки зрения реализации и экспериментов с политическими мерами — хотя это не следует преувеличивать, особенно с учетом того, что Си Цзиньпин постепенно централизовал контроль.
4. Насколько важны неформальные сети и отношения внутри политической системы Китая? Какие основные фракции в настоящее время существуют в КПК? Как возникают эти фракции и как люди становятся их частью? Как узнать, кто в какой фракции?
Неформальные сети и отношения имеют исключительно важное значение в политической системе Китая как из-за того, что традиционные китайские социальные нормы делают упор на межличностные отношения, так и из-за исторической природы режима КПК «правления личности», а не правления закона. В системе КПК политические фракции, как правило, формируются вокруг межличностных сетей влиятельных политических деятелей (см. также примечание о региональных силовых структурах выше). В настоящее время в китайской системе определенное влияние имеют три основные фракции, каждая из которых сосредоточена вокруг нынешнего или бывшего высшего лидера: фракция Цзян Цзэминя, которую часто называют «Шанхайской бандой» из-за того, что Шанхай является главной опорой Цзяна; Фракция Ху Цзиньтао, также известная как фракция Коммунистической лиги молодежи (или «туаньпай»), из-за того, что карьера Ху и сеть связей были созданы внутри этой молодежной организации, возглавляемой КПК; и фракция Си Цзиньпина, которая быстро возникла после того, как Си пришел к власти десять лет назад. Фракция Си включает в себя ряд подгрупп, каждая из которых построена вокруг разных мест, где он когда-то был у власти в течение своей карьеры, наиболее заметной из которых, пожалуй, является «Новая армия Чжицзяна» — прозвище тех лоялистов, которых Си собрал во время своего пребывания на посту секретаря партии и Губернатор провинции Чжэцзян (разница в написании преднамеренная). Многие члены этой группы быстро заняли руководящие должности с тех пор, как Си вступил в должность.
Однако, несмотря на то, что фракции играют важную роль в китайской политике, часто бывает очень трудно точно узнать, кто принадлежит к какой фракции, если таковая имеется. В первую очередь потому, что, как уже отмечалось, фракции основаны на неформальных сетях и личных (а не публичных) связях. А учитывая напряженный характер политики китайской элиты, люди обычно стремятся сохранить эту информацию как можно более конфиденциальной. Поэтому наблюдатели за китайской политикой часто используют небольшие, даже кажущиеся тривиальными фрагменты информации, такие как общие места рождения, посещаемые школы или совпадающий опыт работы, чтобы попытаться угадать фракционные связи между китайскими политическими деятелями. Надежность этого, конечно, может быть сомнительной; это просто лучше, чем ничего, когда пытаешься понять, кто кому лоялен — неудивительно, что китайские политики делают то же самое.
5. Существуют ли фиксированные правила, определяющие, как политическое лидерство и правительство функционируют в Китае, или только неформальные нормы? Например, есть ли ограничение на то, как долго высшие руководители и кадры Китая могут оставаться у власти?
Хотя существуют как фиксированные правила, так и неформальные нормы относительно того, как работает политика в Китае, первых немного, они неполны и слабо соблюдаются. Таким образом, последние в основном управляют системой. Например, в то время как конституция КНР устанавливает ограничения на количество сроков для большинства государственных руководящих должностей, таких как премьер-министр (5-летний срок, максимум два срока подряд), в этом отношении нет фиксированных правил для партийных должностей. А поскольку все лидеры штатов, как правило, являются лидерами партий, это правило не оказывает существенного влияния. Тем не менее, были некоторые неформальные нормы, которые сформировались в результате соблюдения на протяжении десятилетий, несмотря на то, что они никогда не кодифицировались и даже не объявлялись публично. Например, в дополнение к предельному возрасту выхода на пенсию в 68 лет для должностей уровня Политбюро (как отмечалось выше) неформальной политикой является то, что чиновники уходят на пенсию, если они не смогут занять полноценную министерскую должность к 65 годам9.0009
6. Как идеология функционирует в партии-государстве? Как она устроена и открыты ли в Китае разные идеологические пути? Как эти разные идеологические пути влияют на формирование политики?
Официальной идеологией КПК является «социализм с китайской спецификой», представляющий собой смесь марксизма, ленинизма и уникального идеологического подхода к «идеям Мао Цзэдуна». Это было дополнено в постмаоистскую эпоху идеологическим вкладом каждого из высших партийных лидеров, соответственно озаглавленных: «Теория Дэн Сяопина», «Три представительства» (Цзян Цзэминь), «Перспектива научного развития» ( Ху Цзиньтао), а сегодня — «Мысли Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эры». Этот идеологический корпус обеспечивает базовую доктрину для кадров 9-го6 миллионов членов КПК, охватывающих не только политическую стратегию, но и все жизненно важные аспекты социальной и экономической жизни. Все члены партии и государственные кадры (а в идеале, что касается режима, и все жители Китая) обязаны придерживаться этой идеологии, и официально в Китае нет открытых альтернативных идеологических путей. Однако с постмаоистской рыночностью экономики возникла ограниченная степень идейного разнообразия, и принятие КПК рыночных механизмов в развитии экономики Китая фактически открыло расходящиеся идеологические пути, включая продолжающийся спор о том, как и в какой степени рыночные основанные (то есть капиталистические) меры должны использоваться для продвижения развития Китая.
Что такое съезд партии?7. Что такое партийный съезд и почему он важен?
Национальный конгресс Коммунистической партии Китая (NCCCP), обычно называемый просто партийным конгрессом, является органом, который теоретически является высшим органом КПК (хотя функционально это фикция). Этот орган не следует путать с Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП), которое собирается более регулярно для принятия официальных законов. Съезд партии национального уровня собирается только один раз в пять лет, примерно на неделю, с более чем двумя тысячами «делегатов» на съезд, выбранных из числа членов партии партийными съездами КПК провинциального уровня для участия. Партийный съезд официально утверждает состав ЦК на следующие пять лет, определяя высшее руководство КПК на первом пленарном заседании ЦК сразу после завершения партийного съезда (полномочия партийного съезда затем делегируются ЦК, который собирается в полном составе обычно один раз в год). Однако в действительности эти выборы уже сделаны заранее.
8. Что на самом деле происходит на партийном съезде? Решения принимаются там или уже определены заранее?
Хотя выбор руководства КПК на самом съезде партии носит, по сути, церемониальный характер, это не умаляет огромной важности этого события для политики китайской элиты. К тому времени, когда будет проведен съезд самой партии, произойдет напряженная полоса беспощадной внутренней политики, фракционных переговоров и индивидуальной конкуренции, поскольку высшее руководство КПК и потенциальные кандидаты на вступление в это руководство будут бороться за кулисами, чтобы улучшить свои позиции. позиция. Это может привести к драматическим политическим изменениям, как это произошло с несколько неожиданным восхождением Си Цзиньпина в прошлом.
9. Как отбираются лица на руководящие должности в политической системе Китая? Как мы можем сказать, кто является восходящей звездой, а кто нет? Как мы можем определить, назначен ли на партийном съезде «преемник» высшего лидера Китая?
Это одна из самых непрозрачных — некоторые даже могут сказать «мистических» — частей китайской политики, настолько, что даже люди, участвующие в процессе отбора, часто не в состоянии сказать, какой фактор в конечном итоге повлиял на получение кадровое продвижение. В первую очередь это связано с крайне неформальным характером китайской «закулисной» политики. Однако знамения и предзнаменования можно распознать, когда восходит политическая звезда. Обычно эта звезда моложе большинства своих сверстников того же ранга, быстрее поднимается по этим рангам и быстрее заполняет объявления о вакансиях. Обычно они демонстрируют причину полагать, что они пользуются доверием и покровительством лидера крупной партии (особенно главы партии), поскольку их карьера в какой-то момент часто совпадает с этой фигурой. На самом высоком уровне, когда один или два (исторически не более двух) новых членов входят в состав Постоянного комитета Политбюро в возрасте, намного моложе своих коллег (обычно существует разница в возрасте около десяти лет), общественное мнение склонно воспринимать это как знак того, что они были назначены преемниками нынешнего Генерального секретаря или (если двое занимают эту должность) премьер-министра.
Насколько важен Си Цзиньпин?10. Как Си Цзиньпин изменил управление Китаем и КПК за время своего пребывания у власти по сравнению с предыдущими лидерами? Что нового? Что будет означать для партийно-государственной системы Китая, если Си получит свой «беспрецедентный» третий срок?
Хотя ранее постмаоистский режим КПК в Китае можно было бы описать с точки зрения политологии как авторитарную олигархию, то есть управляемую небольшим коллективным руководством, с момента прихода к власти Генерального секретаря Си Цзиньпина эта система коллективное руководство. Вместо этого он внедрил систему эффективного единоличного правления — или диктатуры — путем успешной чистки фракционных соперников, концентрации власти в новых институтах, находящихся под его непосредственным контролем, и установления народного культа личности. Тем самым Си удалось повернуть вспять проект бывшего лидера Дэн Сяопина, который стремился реформировать политическую систему Китая, чтобы предотвратить возвращение единоличного правления, которое преследовало Китай в эпоху Мао Цзэдуна.