Абхазы представляют абхазо-адыгские народы и являются коренным населением Абхазии. Эта народность проживает диаспорами и характеризуется рядом особенностей, которые мы рассмотрим в нашей статье.
Где живут (территория)
Больше всего абхазов живет в Республике Абхазия. На втором месте по численности идет Турция, затем Россия. Диаспоры абхазов есть в Сирии, Грузии, на Украине, в Соединенных Штатах Америки и других странах.
История
Существует несколько версий, которые рассматривают происхождение народа. Одна из них гласит, что абхазы ранее проживали в Северо-Восточной Африке, оттуда уже начали переселение в сторону Кавказа. Другая версия утверждает происхождение абхазов как народа Северного Кавказа, однако ее опровергают многие археологи, которые опираются не только на раскопки, но и письменные источники. Есть третья версия, по которой абхазы являются выходцами из Малой Азии.
Необходимо отметить и смешанную концепцию, опирающуюся на ряд археологических находок. Следуя ей, абхазы появились в результате взаимодействия жителей Кавказа и пришедших из Малой Азии народов.
Историки полагают, что пик расцвета Абхазии пришелся на 8 век, когда Леон II стал укреплять позиции своего царства, используя временную слабость Византии. Ему была подвластна Абазия, и он собирался взять Колхиду. Это отчасти повлияло на вступление Абхазского царства в единое Грузинское. По прошествии времени Грузинское распадается, а Абхазия вновь обретает независимость. С наступлением 17 века сюда приходят турки, которые занимают часть территории. Абхазов также затронула Русско-турецкая и Кавказская войны. В результате последней многие оказались вынуждены покинуть свои родные края и переселиться в Турцию. Революция 1917 года сделала Абхазию субъектом горской республики. Советская власть сделала из Абхазии свой субъект, проведя административные реформы.
Культура
Важной культурной особенностью абхазов является музыка. Ее всегда посвящали охоте, работе земледельца или пастуха. На свадьбу исполняют оуредаду, под которую невесте принято заходить в дом жениха. В случае смерти почетного человека исполняли ауоу. Каждый из исполнителей песен в хоре поет в своей манере.
Традиции
В абхазских традициях особняком стоит гостеприимство. Независимо от веры каждый должен принимать гостя с радушием. С гостя нельзя просить деньги, но принимать нужно не хуже, чем в гостинице. Гостю положено спальное место, еда, уход и угощение. Иногда абхазы готовы накрыть целый стол, если они посчитают своего гостя почетным. В старину строили целые дома, предназначенные для гостей. Теперь гостей принимают в просторных помещениях. Гость должен садиться первый, затем за стол садится глава семьи и все остальные.
Абхазы придерживаются кодекса апсуара. Он был составлен много веков назад, и сейчас не утратил своего значения. Главными пунктами апсуара являются аламыс и ауаюра. Речь идет о совести и человечности. Абхазы считают, что если человек забыл о совести, он умер в тот же момент. Апсуара призывает человека быть снисходительным и благородным, велит вставать всякий раз, когда кто-то входит в помещение, что показывает приветствие и уважение ко входящему.
Абхазы уважают стыд как чувство, помогающее контролировать себя. Стыд нужен человеку для того, чтобы он не нарушал принятые нормы. Абхазов учат стыду с детства, акцентируя внимание на жизни, а не на религии. Нормы охватывают каждый аспект, начиная от лексики и заканчивая жестами.
Существует и довольно любопытный парадокс: в Абхазии ценится скромность, но многие жители любят хвалиться. Под скромностью понимается способность закрывать глаза на недостатки, например, плохо сделанный стул или неаккуратно разложенные тарелки в доме. Бестактно указывать хозяевам жилища, что они делают что-то не так. Если человек хвалится достатком, он должен непременно пожелать того же всем остальным. Проявление театральной и излишней скромности в совокупности с извинениями и указаниями на собственные недостатки, при том весьма преувеличенные, воспринимаются с уважением.
По традиции гостю, который попросит пить, дают вина. Абхазы считают, что вино — лучший напиток. А гостю нужно давать самое лучшее. Ему также могут подарить что-нибудь из предметов интерьера, если ему это понравится. Во время приветствия руки пожимать не принято, хотя такой жест является вполне нормальным. Гостеприимство иногда выходит за рамки дома. Даже иностранца случайный прохожий может спросить об отдыхе и о том, что ему понравилось.
Особое положение занимает традиция застолья. Само убранство кухни выглядит довольно богатым, ведь у абхазов принято устраивать торжества и праздники так, чтобы создавать яркое впечатление для всех его участников. В традиции застолья учитывается много пунктов: приглашение гостей, мытье рук, обмен подарками, расположение гостей, предметы обсуждения, тосты. Торжество может отмечаться с большим размахом, не стоит удивляться, что гостеприимные абхазы зовут на него практически всех желающих.
Самой сложной является процедура рассаживания. Обязательно учитываются возраст гостя, его пол, кому он приходится родственником и многое другое. Всех гостей обязательно знакомят друг с другом.
Во главу стола садятся старшие и почетные гости. Во время произнесения тоста младшие держат бокалы ниже, чем старшие. Первым тостом обычно является тост за народ, затем следует тост за дружбу народов. Обязательно поднимают бокалы за виновника торжества и за родственников.
Свадьба
Абхазская свадьба известна как пышная и зрелищная. Обручальное кольцо не является обязательным украшением для обмена, как у многих других народов. Обменивались порой самыми обычными вещами. Девушка могла изготовить своему жениху в подарок платок или полотенце, мужчина же дарил рог. Этот символ означал способность охотиться и добывать пищу.
На самой свадьбе среди гостей не должно было появиться матери или отца невесты. На торжестве гостям со стороны невесты полагается вести себя почтительно и даже скромно. Сейчас число гостей редко бывает большим, а раньше оно могло превышать 200 человек. В традициях свадьбы было всегда уступать старшим на сцене или за столом. Молодые практически не употребляли алкоголь, ведь быть пьяными на свадьбе для них считалось позорным. Сцена не должна была пустовать, на нее выходили все новые люди, когда танцующие начинали уставать.
Жизнь
Повышать голос не рекомендуется, это считается невежливым по отношению к собеседнику. Обычаи абхазов предписывают не шуметь, поэтому громкая музыка тоже воспринимается негативно. Обычным является обращение на «ты», при этом присутствует множество дополнительных уважительных обращений, которые непременно учитываются каждым жителем Абхазии. Обращения касаются старших, женщин, других представителей разных групп.
По-особому абхазы относятся к детям, стараясь их баловать, но учить сдержанности.
Религия
В Абхазии христианство приняли еще в 6 веке. Оно имело византийский образ. Постепенно сюда пришел ислам, хотя среди многих жителей эта религия воспринимается как чужая. До сих пор сохранились представители язычества — их насчитывается около сотни человек.
Язык
Абхазы говорят на абхазском (относится к абхазо-абазинской ветви абхазо-адыгской группы языков) и русском языках. Русский распространен в письменном, в разговорном виде.
Внешность
Одежда
Национальную одежду абхазов всегда выделял орнамент. Именно он указывал на социальный статус обладателя. Все стремились показывать свою принадлежность к конкретному роду, нанося родовые знаки. Самыми дорогими оставались пояс и застежки, существовали большие различия между обычной одеждой и нарядами состоятельных людей. Одежда крестьян вышивалась из льна, хлопка, у князей же был бархат, кружева и парча. Одним из важнейших атрибутов костюма абхазов был посох алабашья. Его изготавливали из крепких пород дерева, использовали в качестве опоры, особенно часто пользовались им старейшины. Воткнув такой посох в землю, человек обозначал, что он готов говорить важную речь.
Еда
Абхазская кухня чрезвычайно богата. В ней используются разнообразные ингредиенты:
- фрукты
- овощи
- мясо
- различные виды молока
- злаки.
Из злаковых наиболее предпочтительны кукуруза и пшеница, молочными продуктами служат молоко буйвола, коровы и козы. Вместо хлеба в основном пользовались кукурузной мукой, из которой делали кашу мамалыгу. В нее могли добавлять ореховое масло, сыр или молоко. Из кукурузной муки делают лепешки, хлебцы и халву. Саму кукурузу тоже употребляют, обычно варят.
Пшеничная мука служит для приготовления пирогов, вареников и пахлавы. Мясо готовят вместе с аджикой, а курицу подают с ореховым соусом. Излюбленным деликатесом считается ягненок, козлятина с добавлением мяты.
Из овощей готовят акуд, в который добавляют специи, фасоль, мамалыгу. Иногда делают простую ачапу, в состав которой входят свежие овощи. Зимой ачапу солят.
Сыр тоже могут подавать особым образом: с мятой, в виде творога, в сливках. Среди пряностей распространены:
- Кориандр
- Петрушка
- Крапива
- Укроп
- Портулак.
Всегда на первом месте стоит аджика, которая считается острой, хотя это напрямую зависит от количества красного перца и пряностей. Аджика может быть легкой или весьма обжигающей. Именно аджику используют для приготовления разнообразных соусов с ягодами и орехами.
Характер
По характеру абхазы гостеприимны и дружелюбны. Многие остаются консервативны лишь в определенных аспектах. В целом народ открыт к новым познаниям. В семьях поддерживается патриархат, при этом женщина заботится о детях и доме. Горячая кровь для абхазов означает отсутствие лукавства и настоящую искренность в отношениях с друзьями и близкими. Сами абхазы говорят, что они мудры, хитры и всегда радушны.
Жилище
Традиционным жилищем абхазов является апацха. Типу данной постройки уже более тысячи лет. Стены в апацхе являются плетеными, их делают из орешника, азалии, а для основы используют тис или дуб. В апацхе обычно принимают гостей, готовят и принимают пищу. В доме животных держали редко, тем более домашний скот.
Жилище предусматривало 2–3 помещения. В самой большой комнате ставился очаг, возле которого спали старшие. В ней же могли принимать гостей. Младшие располагались в комнатах поменьше. Поддержание огня в очаге являлось важным занятием, так как он символизировал жизнь.
Рядом с очагом располагали скамейки, на стенах закрепляли нары с шерстяными покрывалами. Некоторые абхазы и сейчас пользуются той же утварью, что и их предки: сундуками, шкатулками, старыми ящиками, которые накрывают покрывалом. На полках хранили специи, а ружья вешали на специальные крючки. Дрова для очага хранили на головной части.
Видео
Абхазский и абазинский народы – носители самобытной культуры и традиций, многие из которых формировались тысячелетиями и сохранились до сих пор. Предлагаем читателям портала ВААК цикл этнографических очерков о различных сторонах быта, искусстве, ремеслах и национальных обычаях этих народов, имеющих общие корни и общую историю.
Аста Ардзинба
Абхазы и абазины – братские народы, проживающие на северо-западе Кавказа и принадлежащие к абхазо-адыгской группе коренных народов Кавказа. На протяжении многовековой истории они создавали свою уникальную и самобытную культуру.
Территория проживания абхазов
Абхазы с древнейших времен были известны под названиями «абадза», «азеха», «апхаза», «абхазы», «абаза». Сами же себя абхазы называют «апсуа», а свою страну – «Апсны».
Исторически абхазский народ проживал на территориях от реки Ингур до реки Бзыбь – Большая Абхазия – и от реки Бзыбь до реки Мзымты – Малая Абхазия.
Территория внутри государственных границ современной Абхазии простирается от реки Ингур на востоке до реки Псоу на западе. Северная граница проходит по отрогам Главного кавказского хребта. Население Абхазии – около 250 тысяч человек, этнических абхазов среди них около 120 тысяч человек. По разным оценкам от 200 до 500 тысяч абхазов проживают за пределами исторической родины. Значительная часть абхазской диаспоры за рубежом представлена потомками абхазов, насильственно изгнанных в XIX веке с исторической родины.
Культура и традиционные занятия абхазов
Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб – прим. ред.) на Западном Кавказе в III тысячелетии до нашей эры. В начале I тысячелетия до нашей эры они освоили металлургию, а в VIII–VII веках до нашей эры одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.
Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях нартах. Древнейший памятник мирового фольклора, Нартский эпос, – это не только литературное достояние человечества, но и важный источник для изучения истории абхазского народа. В сказаниях нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления классовых отношений.
В Абхазии никогда не было крепостного права, а земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотные наделы были собственностью семьи. Леса и пастбища – общими для всех. Сословия существовали, а феодальная собственность на землю – нет. Большую часть населения страны в эпоху средневековья составляли свободные общинники «анхаю». При этом и высшие, и низшие сословия были объединены молочным родством благодаря древнему обычаю аталычества, когда младенца из княжеской или дворянской семьи отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.
Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их унизительными для народа-воина. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.
Абхазия – один из древнейших очагов виноделия. Изготавливать вино здесь начали за несколько тысячелетий до нашей эры. Об этом свидетельствуют и археологические находки. В дольменах (сооружения мегалитической культуры – прим. ред.), которые возводились здесь в III-II тысячелетиях до нашей эры, были найдены кувшины с остатками косточек винограда. А в селе Бомбора близ города Гудауты была обнаружена бронзовая статуэтка в виде человека с винным рогом в руках, которая датируется примерно II тысячелетием до нашей эры.
Абхазские жилища, костюмы и национальная кухня
Абхазы с давних времен селились отдельными усадьбами, разбросанными по холмам. Рядом с большим просторным двором жилого дома и хозяйственными постройками были кукурузное поле, пасека и фруктовые сады. Облик абхазской усадьбы не изменился до сих пор: стоит выехать за пределы современных абхазских городов, как тут и там на холмах и предгорьях покажутся дома и дворы.
Традиционный тип жилища – плетеные домики, покрытые соломой, и апацхи (традиционные соломенные строения абхазов, выполнявшие роль кухни – прим. ред.). Апацха также была плетеной, в центре нее был очаг, которому абхазы придавали особое значение. В средние века они стали строить дома из досок на столбах «акуаскиа». Крышу на таких домах делали из дранки, а по фасаду протягивали украшенный резьбой балкон.
Традиционный мужской абхазский костюм включает в себя стеганый полукафтан, зауженные шаровары, черкеску, бурку, башлык или папаху и пояс с кинжалом.
Женщины носили платья с вырезом в виде клина, который закрывался с помощью металлических застежек. Праздничное платье дополняли серебряным поясом.
Национальная абхазская кухня предлагает множество блюд из кукурузной муки. Здесь превалируют блюда из продуктов растительного и молочного происхождения. Пищу приправляют острыми специями, самая знаменитая из которых – абхазская аджика.
Народ абаза
Наиболее близкий абхазам народ – абазины или абаза, как они сами себя называют. До XIV века абаза жили на северо-западном побережье Черного моря. Предки абазин переселялись на северные склоны Кавказского хребта постепенно, и, как отмечают некоторые исследователи, начиная еще с VI века нашей эры. Причины переселения называют разные, в том числе византийско-персидские войны в VI веке, арабское нашествие в VIII веке и татаро-монгольское нашествие, а вслед за ним – распад «царства абхазов и картлийцев» на ряд враждовавших между собой царств и княжеств в XIII веке.
Абазины заняли верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Теберды. Сегодня они компактно проживают в таких селах Карачаево-Черкесской Республики, как Красный Восток, Кубина, Псыж, Кара-Паго, Эльбурган, Инжич-Чукун, Тапанта, Абаза-Хабль, Мало-Абазинск, Старо-Кувинск, Ново-Кувинск, Апсуа и Койдан. Общая численность абазин в России, согласно переписи 2010 года, составляет около 43 тысяч человек.
Общий протоязык и родственные языки
Абхазы и абазины – древнейший народ, о чем можно судить по архаичности их языков. Пять тысяч лет назад общий для абхазо-адыгских народов протоязык распался на три ветви: абхазский, адыгский и ныне вымерший убыхский языки. В древнеабхазском языке было множество диалектов, представлявших собой языки родственных племен. Постепенно племена объединялись в княжества, а затем, в VIII веке нашей эры, создали государство, Абхазское царство. Так сформировалась единая абхазская народность, и установилось единство абхазского языка.
Ушедшие за перевал этнические группы отделяла от территории исторической Абхазии естественная преграда в виде гор Большого Кавказа. Это способствовало самостоятельному развитию абазинского народа, формированию его языка. Исследователи указывают на тот факт, что ашхарский диалект абазинского языка более близок абхазскому. Из этого делают вывод, что ашхарауа, носители этого диалекта, отделились от общей этнической группы абхазов и абазин позднее, чем другой абазинский субэтнос тапанта.
Вероисповедание абазин и абхазов
Абазины в настоящее время исповедуют ислам суннитского толка, абхазы в большинстве своем – православные христиане. Но в памяти обоих народов сохранились традиционные языческие верования. Например, и абазины, и абхазы некогда придавали чудесные свойства деревьям. Важное место в системе традиционных верований отводилось явлениям природы, таким, как гром и молнии. И абхазы, и абазины почитали «покровителя лесов и диких зверей» и «владычицу вод».
Некоторые занятия и черты быта абазин
Абазины занимались земледелием и скотоводством. В том числе, отгонным (основанном на сезонных перегонах скота – прим. ред.), как и абхазы. В своих садах абазины выращивали яблони, груши, кизил, барбарис и фундук. Важной отраслью хозяйства было пчеловодство. Обязанностью женщин считалась обработка шерсти и шкур.
Мужчины занимались обработкой дерева, металла, камня. В почете были кузницы, которые изготовляли, в том числе, и оружие – кинжалы и ножи.
Традиционное жилище абазин – круглые дома из плетня. В конце XIX столетия у абазин появились саманные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе, помещение для гостей, а также комплекс хозяйственных построек.
Национальная кухня абазин богата блюдами из баранины, говядины и птицы, а также изделиями из молочных и растительных продуктов. Известное абазинское блюдо квтужьдзырдза – мясо курицы под густым соусом.
И абхазы, и абазины в течение веков создавали свою самобытную культуру, которую сумели сохранить до наших дней. В эпоху глобализации появились новые вызовы для развития национальной культуры этих народов.
Абхазский народ, история, культура
Самоназвание
Название, которым называют себя сами абхазы – аҧсуа, а свою древнюю территорию они называют Ашви (земля абхазов). Соседние народы называют их по-разному: aigba и mdauei (карачаевцы, кабардинцы), baskhyg (убыхи), mephaz (сваны), aphaza (мегрельцы), apkhazi (грузины), abaza (турки). Название абхаз приобрело популярность среди русских. Абхазский язык относится к абхазо-адыгской группе Кавказской семьи языков. У него практически одинаковая фонетическая и морфологическая система, как и в абазинского языка. Эти два языка начали разделять только с начала 20 века, преимущественно из-за их территориального разделения и разного развития их норм литературного языка. Обладая весьма большим количеством согласных (68 согласно Г. Климову), абхазский язык считается одним из наиболее сложных в изучении среди всех языков постсоветского пространства. Существует два диалекта: абжуйский и бзыбский.
Ареал
Народ живет в горном районе Абхазия, который расположен юго-восточном побережье Черного Моря. Эта узкая полоса земли характеризуется чрезвычайным разнообразием природных условий. Там есть три зоны растительности: субтропики, горные озера, источники минеральных вод и многочисленные леса. Природные границы Абхазии – река Псоу на западе, река Ингур на востоке, Черное Море на юге и основной хребет Кавказских гор на севере. Административно Абхазия относится к Грузии в качестве Автономной Республики. Абхазия разделена на пять районов, два из которых (Гудаута и Отшамтира) населены преимущественно этническими абхазами.
Население
В середине 19 века количество абхазов оценивалось в 130 000 (вместе с абазинами и убыхами). Более точные данные стали доступными только с конца 19 века:
носители | ||
1897 | 72,100 | |
1926 | 57,000 | |
1939 | 59,000 | |
1959 | 65,400 | 95 % |
1970 | 83,240 | 95.9 % |
1979 | 90,915 | 94.3 % |
1989 | 105,308 | 93.5 % |
Существенное уменьшение населения с 1897 по 1926 год и неестественно небольшое увеличение с 1926 по 1939 год отображают последствия гражданской войны и коллективизации вместе со Сталинской государственной политикой в отношении их.
Кроме того, в Аджарской АССР, Грузия, проживала небольшая абхазская община. Они поселились в этом регионе со времен Кавказской войны, в середине 19 века. Согласно статистики переписи населения от 1970 года община насчитывала 1361 абхазцев, 72.2 % из которых разговаривали на своем родном языке, остальная часть предпочитала разговаривать на грузинском или русском языке.
С точки зрения антропологии абхазцы принадлежат к Западно-Кавказскому типу Балкано-Кавказской расы. Они отличаются ростом выше среднего, худощавым телосложением, относительно светлой кожей, резкими чертами лица и темными глазами.
Религия
Среди абхазцев христианство смешано с суннитским исламом и древними языческими традициями. Контакты с христианством начались, когда первые миссионеры достигли места их проживания в 1 веке н.э. Первые упоминания о местном христианском религиозном обществе датируется 4 веком, когда Стратофилус – архиепископ города Пицунда принял участие в первом Никейском собрании христианской церкви, которое проводилось в 325 г. Абхазцы заслужили доверие в помощи распространения христианства среди других народов северного Кавказа. Нельзя недооценивать роль христианства в политическом и культурном взаимодействии Абхазии и Грузии. В 16 веке Турецкое завоевание способствовало распространению ислама, который удерживал положение государственной религии, объединяющей центральную власть Турции до начала 19 века. Обе религии были впервые приняты дворянством. Вера правителя также была унаследована его подчиненными, но это было скорее формальное действие. Деревенские жители сохранили языческие традиции, плавно адаптируясь к преобладающей религии, и, таким образом, сохранили свое место первостепенной важности в своей жизни и ментальности.
Этнологически абхазский народ принадлежит к коренным жителям Кавказа. И материальная культура характерна для Кавказа, которая развивалась в тесной культурной и политической связи с Древнегрузинскими племенами. Первое письменное упоминание об абхазском народе присутствует в упоминании о племенах Абесла, которые проживали на п-ове Малая Азия, найденные в записях Ассирийского правителя Тиглатпаласара. Протоабхазские племена Апсил, Мисиман, Абазг и Сваниг были известны древним греческим и римским историкам таким как Гекатей Милетский, Страбон и Луций Флавий Арриан. В 1 веке н.э. Протоабхазские племена формировали свои собственные княжества, которые были объединены с Княжеством Казика в 4 веке. 7 и 8 век свидетельствовали об объединении Протоабхазских племен в абхазский народ. В 740 г. Абхазия была отделена от г. Лазика, в 780 г. Леон II, Абхазский князь объединил западную Грузию в одно унитарное государство Абхазия, столицей которого был г. Кутаиси. В 978 году престол перешел к династии, которая правила Грузией. Абхазия была включена в состав Грузии пока она не отвоевала свою независимость в 16 веке под руководством Князя Шервашидзе. Во время правления этой династии Абхазия стала протекторатом Турецкого Султана. Сначала это означало главным образом обязанность платить ежегодную дань, но в 18 веке Турция стремилась к политической зависимости Абхазии. Династия Шеваршидзе обратилась за помощью к России и в 1810 г. Царь Александр I издал указ о Российском протекторате Абхазии. Последующие Крымские и Кавказские войны были очень тесно связаны с абхазским народом. Однако, после окончательной победы в 1864 г. Абхазская автономия стала ненужной российскому правительству. Последний Князь Шервашидзе был изгнан из страны, и была установлена власть царя и российской бюрократии. Абхазский народ восстал в 1866 году. В результате жесткого подавления восстания последовала массовая эмиграция в Турцию (так называемое Манаджирское Переселение). Около 70000 человек покинули Абхазию в течение 1866-1878 гг. В ответ на это царское правление запретило название Абхазия и ввело широкомасштабную колониальную политику, предоставляя в аренду пустые земли крестьянам, иммигрирующих с России. Это нарушило этнический состав региона, что подтверждается следующим списком деревень, расположенных в районе Сухуми в начале 20 века: 1 абхазская, 6 русских, 2 немецких, 5 мегрельских, 10 греческих, 3 эстонских и 1 болгарская.
Для абхазского общества присоединение к России означало окончательное установление феодальных отношений и укрепление крепостных прав. Земля полностью перешла в руки князей, дворянству и духовенству.
Экономика
Хозяйственная деятельность абхазов отображает окружающую среду. На побережье и подножья гор основным занятием была обработка полей и, до некоторой степени, также садоводство. Просо было основной культурой, но с 19 века его заменила кукуруза. Также выращивали хлопок, лен и коноплю. Технология обработки земли была довольно примитивной, что давало плохой урожай. Горные жители занимались преимущественно разведением скота, так как было изобилие пастбищ. Основные виды скота состояли из овец и коз; лошадей было меньше. Пчеловодство и охота были высоко развиты.
Российские государственные реформы 1870 г. заложили основу для ускорения развития капитализма. В сельском хозяйстве денежная рента и рыночная ориентация стали новыми ключевыми словами. Табак, чай и субтропические культуры стали наиболее популярные для выращивания. Начали развиваться отрасли промышленности (угольная, деревообрабатывающая). Начали строить лечебные санатории. Общий рост экономики содействовал росту национального самосознания абхазов и способствовал развитию местной интеллигенции.
До 1917 года сильное националистическое и сепаратистское движение перешло в решающую стадию после демократической Февральской Революции. В 1917 году было установлено временное правительство в Сухуми. В ноябре 1917 года был сформирован Абхазский Национальный Совет с целью защиты автономной Абхазии. В течение 1918-1921 гг. происходили постоянные боевые действия, которые прекратились только с подавлением националистического движения советской властью. В феврале 1921 года была основана Абхазская ССР, в декабре того же года она была включена в состав Грузинской ССР согласно Союзному Договору.
Советский период в Абхазии был разделен на два этапа Второй Мировой Войной. Первый этап характеризуется «Красным Террором» на фоне общего экономического подъема, второй – ослаблением национальных традиций и менталитета. Абхазия, будучи аграрным регионом, испытала земельную реформу, которая осуществлялась через коллективизацию, сыграла важную роль в советизации. На протяжении 1929-1935 гг. количество коллективных хозяйств выросло с 14 до 472. До 1940 года уровень коллективизации достиг 93.8 %. Такие высокие результаты нельзя было достичь без физического устранения оппозиции, или по меньшей мере их изгнания или депортации в угольные шахты Ткварчели. Объединение земельных участков в большие поля дало возможность колхозам специализироваться в выращивании табака, чая и субтропических культур. Рост производства сельскохозяйственного сырья положил основу для пищевой и табачной промышленностей, которые в свою очередь содействуют развитию городов и урбанизации. Городских жителей было 5 % в 1926 году, 15 % в 1939 году, 28 % в 1959 году и 34.5 % в 1970 году. Советская экономическая политика исчерпала свой потенциал к 1960-ым годам, когда появились первые признаки упадка и застоя.
На менталитет людей наиболее всего повлияли изменения в культуре и повседневной жизни. Вот почему советские власти запустили кампанию «Культурная Революция», с помощью которой вся культурная жизнь должна была подчиняться их идеологическому образу. Латинский алфавит для абхазского языка уже был разработан П. Услар в 1862 году. Через три года были опубликованы первые книги на абхазском языке, а к 1912 году был разработан литературный язык. Однако советская власть посчитала необходимым изменить алфавит для языке по четырем причинам: в 1926 году был введен аналитический алфавит Н. Марра чтобы заменить латинские буквы в 1928 году, грузинские в 1938 и славянские в 1954. Такие резкие перемены едва ли могли способствовать культурной жизни абхазов. Периодические издания начали появляться на абхазском языке лишь в 1954 году.
В царской России абхазы получали образование на русском языке. В 1864 году Царь издал указ, разрешающий нерусским студентам учиться на их родном языке в качестве специального предмета, но на практике это не стало популярным. Образование на родном языке дошло до абхазского народа в первые годы советского правления. До 1932 года абхазский язык использовался в первом и втором классе, позже даже до четвертого класса, однако в старших классах обучение велось на русском языке.
Одной из наиболее насущных проблем современных абхазов является то, что они – меньшинство на своей родной земле. Это произошло в результате политики колонизации, которая последовала после Махаджинрской эммиграции и тенденции к грузинизации приграничных регионов Абхазии. Согласно переписи населения в 1979 году процент этнических абхазов в Абхазской Автономной Советской Республике был всего лишь 17.1% в Абхазии, в то время как Грузины составляли до 43.9 %, русские — 16.4 % и армяне — 15 % населения. Статус меньшинства однозначно не способствовал ни политическому, ни культурному самоутверждению абхазского народа.
Национальная культура
На протяжении последних тридцати лет несколько изменений произошло в абхазской материальной культуре и народных традициях. Причин две: продвижение европейской городской культуры и советская пропаганда, которая была направлена против национальных культур. Элементы народных традиций, которые до сих пор популярны в абхазских деревнях в 1950 были утеряны или на пути их исчезновения. В большинстве случаев национальные костюмы больше никто не носит.
Советская национальная политика усилила противоречия между абхазами и грузинами и это привело к нескольких открытым конфликтам. Политическое изменение, осуществленное Советским Союзом с середины 1980гг. оживило абхазское общество. Можно было услышать откровенные беседы об отдельном национальном существовании и автономии. Были обнародованы требования о создании национального университета. Ситуация усугубилась в июня и июле 1989 года, когда абхазский народ постоянно выступал против грузинского правительства.
Территория, столица и население Абхазии
Абхазия — небольшая страна, но с очень интересной историей и богатым наследием.
Где находится
Территория государства расположена на северо-западе Кавказа. Она имеет границы с двумя странами – Грузией и Россией. Между реками Псоу и Ингур протянулась Абхазия. Море омывает берега этой страны на юге. Географические координаты страны: 43 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы. В северной ее части находятся отроги Главного хребта Кавказских гор, юго-запад занимает равнинное морское побережье.
Краткая история
Коренное население Абхазии произошло от древних народов Западного Кавказа. В ассирийских надписях времен царя Тиглатпаласара они были упомянуты как абешла, в античных источниках это племена абазгов и апсилов. В древние времена еще до нашей эры на территории современной Абхазии возникли греческие колонии. Благодаря влиянию Греции здесь произошло ускорение социально-экономического развития. Затем установилось господство Рима, с которым шла активная торговля. Где сейчас расположен город Сухум, находился древний центр Абхазии тех времен – Себастополис.
В 4 веке нашей эры на территории образовалось три княжества: Апсилия, Абазгия и Санигия. Неудавшееся нападение арабского войска привело к их объединению. Так возникло раннефеодальное государство – Абхазское царство.
Издревле здесь была развита металлургия. Например, в верховьях реки Бзыбь (район Башкапсара) был найден медный рудник, который разрабатывался еще до нашей эры. Уже в те времена было освоено производство железа. На всей территории страны находят различные металлические изделия времен бронзового века.
В 1810 году Абхазия стала частью России. Здесь появилась письменность, созданная на основе русской. Когда образовался Советский союз, она превратилась в Абхазскую ССР.
Столица
Столицей государства является город Сухум. Он расположен в Центре Абхазии на равнинном Черноморском побережье между реками Гумиста и Кяласур. Рядом находится небольшая Сухумская бухта. В настоящее время город занимает площадь в 23 квадратных километра.
Город очень древний, его история началась еще до нашей эры. Возник он благодаря древнегреческим колонистам. Основали его греческие купцы из Милета. Первоначально город назывался Диоскурия. Возник он не на пустом месте, здесь уже существовали древние поселения.
Во времена господства римлян город стал называться Себастополис. Для защиты от внешних врагов здесь была построена крепость. Потом появилось название Цхум, и затем турки переименовали его в Сухум-Кале (16 век).
В конце 18 века турки были разбиты, и город стал вновь принадлежать абхазам. В начале 19 века Абхазия становится частью Российской империи, и город Сухум-Кале в середине столетия стал называться просто Сухум. Когда Абхазия вошла в состав Грузии, город превратился в Сухуми. После распада Советского Союза и обретения независимости опять стал называться Сухум.На территории столицы Абхазии есть множество исторических памятников: останки древнего греческого города, мост царицы Тамары, набережная Махаджиров (Михайловская), замок Баграта и Мархеул (минеральный источник). В архитектуре города прослеживается наследие времен Российской империи и Советского Союза. Множество старинных изящных домов и особняков сочетается с советскими кварталами. Город многонационален, жители принадлежат различным религиозным вероисповеданиям. Для христиан здесь есть уникальное место для паломничества – Каманский храм (10-12 век), связанный со святым Иоанном Златоустом.
Как Абхазия стала независимой
После распада Советского Союза Абхазия пожелала выстроить с Грузией, от которой долгое время зависела, равноправные отношения. Однако грузинские власти были с этим не согласны, что положило начало военному конфликту. Войска Грузии вторглись на территорию Абхазии в 1992 году, коренное население Абхазии всячески вытеснялось, разрушались памятники материальной и духовной культуры. Вследствие всего этого началась кровопролитная война. В результате вооруженные силы Абхазии вытеснили грузин со своей территории. Не обошлось здесь без помощи добровольцев с юга России. Война завершилась окончательно в 1994 году, была принята новая конституция. Через много лет Абхазия окончательно стала суверенным государством. Ее независимость признала России и многие другие страны.
Население
Население Абхазии можно сравнить по величине с численностью, например, небольшого города. Еще до распада СССР (в 1989 году) здесь поживало примерно 500 тысяч человек. Большинство составляли грузины, и только на втором месте были абхазы. Затем шли армяне, русские и греки. За 14 лет численность населения снизилась до 320 тысяч (по данным 2003 года). Перепись, проведенная в 2011 году, показала, что население Абхазии уже насчитывает 242 тысячи человек. При этом большая часть его проживает в сельской местности.
Сегодня население Абхазии по национальному составу разделяется следующим образом: абхазы (большинство), армяне, грузины, русские и греки. Это государство считается многонациональным, помимо перечисленных народов, в нем живут еще украинцы, эстонцы, евреи и турки.Население Абхазии распределено по разным районам: Гагрский (лидирует по численности), Гадаутский, Сухумский, Гульрипшский, Очамчирский, Ткуарчальский, Гальский.
Государственный флаг
Флаг Республики Абхазия представлен прямоугольником с чередующимися горизонтальными зелеными и белыми полосами. В верхнем углу находится пурпурный прямоугольник, на котором изображена ладонь и 7 звезд (7 исторических районов).
Герб поделен на две половины: зеленую и белую. Также на нем изображен всадник, скачущий на коне и пускающий в небо стрелу. Зеленый цвет символизирует жизнь, белый – дух. Сюжет, иллюстрируемый на гербе, связан с героическим эпосом Абхазии. Под всадником находится звезда, символизирующая возрождение, две другие звезды над всадником – это восток и запад.
Природа
Абхазия находится в северо-западной части Кавказа. Большую часть страны занимают горы. Самая высокая точка страны – гора Домбай-Ульген (4046 метров), находится на границе Абхазии и Карачаево-Черкессии (Россия).
Природа здесь прекрасна: заснеженные высокие горы, пещеры и девственные леса сочетаются с морским побережьем. Этим и славится Абхазия. Море здесь теплое и побережье его тянется на 210 километров. С гор стекают бурные реки, они несут свои чистые воды к морю.
Самые крупные из них: Кодор и Бзыбь. В горах есть живописные озера – Рица и Амткял. Подножье и склоны гор покрыты лесами, где произрастают редкие породы – самшит и красное дерево. Растительность Абхазии включает в себя 2 тысячи видов. Здесь произрастают 400 эндемиков Кавказа, более 100 встречается только на этой территории. На мысе Пицунда растет реликтовая пицундская сосна.Климат
Здесь господствует влажный субтропический климат. Погода в Абхазии в основном теплая, даже в самый холодный месяц температура не опускается ниже нуля, минимум составляет +4 градуса. Летом температура комфортная +22…+24 градуса. Так как территория по большей части занята горами, здесь хорошо выражена высотная поясность.
Погода в Абхазии различна в разных районах. До отметки 1500 метров над уровнем моря находится область теплого и умерено-влажного климата. Выше количество осадков увеличивается, становится холоднее. На высоте 2800 метров начинается зона, где снег лежит круглый год и не тает.Район | Всего чел. | Городское население | % | Сельское население | % |
---|---|---|---|---|---|
город Сухум | 64478 | 64478 | 100,0% | 0 | 0,0% |
Гагрский район | 39342 | 24194 | 61,5% | 15148 | 38,5% |
Гудаутский район | 37143 | 9447 | 25,4% | 27696 | 74,6% |
Сухумский район | 12045 | 0 | 0,0% | 12045 | 100,0% |
Гулрыпшский район | 18146 | 3921 | 21,6% | 14225 | 78,4% |
Очамчырский район | 25235 | 4927 | 19,5% | 20308 | 80,5% |
Ткуарчалский район | 16000 | 4821 | 30,1% | 11179 | 69,9% |
Галский район | 30437 | 7583 | 24,9% | 22854 | 75,1% |
Итого | 242862 | 119371 | 49,2% | 123455 | 50,8% |
Согласно итогам переписи 2011 года численность населения Абхазии составляет 240 705 человек.[2]
Согласно предыдущей переписи, проведенной в 2003 году властями частично признанной Республики Абхазия, численность населения составляла 215972 человек.[3] Однако, по данным грузинских властей, рассматривающих Абхазию как часть Грузии, численность населения составила по их оценкам около 179000 человек в 2003 году и 178000 человек в 2005 году.[4]
В результате Грузино-абхазского конфликта 1992—1993 годов численность населения Абхазии, сократилась более чем вдвое — на момент Всесоюзной переписи 1989 года оно составляло 525061 человек, из них абхазы — 93267 человек (17,8 %).[3][5]
История
Первые поселенцы на территории Абхазии появились на современной северо-восточной окраине города Сухума: на склонах горы Яштуха находилась одна из древнейших и крупнейших в СССР палеолитических стоянок первобытного человека.
Самые радикальные изменения в этническом составе населения Абхазии произошли в ходе и по окончании русско-турецкой войны 1877—1878, когда значительная часть абхазов и других народов Северного Кавказа, не желавших оставаться в составе Российской империи, были вынуждены покинуть свои земли (см. Махаджирство). За один только 1877 год население Абхазии сократилось почти наполовину. Выселение абхазов в Османскую империю имело насильственный характер.
К 1990-м годам значительную часть населения Абхазии составляли грузины; доля абхазов сравнительно с началом XX века сильно сократилась; в 1989 она составила 17,8 % от всего населения республики.
Вопрос о конкретной численности и этническом составе населения Абхазии является крайне сложным. Официальные данные датируются последней переписью населения, проводившейся ещё в СССР (1989) — однако, во-первых, ситуация в республике коренным образом изменилась после грузино-абхазского вооружённого конфликта 1992—1993 (обе воюющие стороны понесли значительные потери, а грузинское население Абхазии, до начала конфликта составлявшее этническое большинство, было в основном вынуждено покинуть регион, как и многие русские, армяне, греки и эстонцы[6]), а во-вторых, абхазские и грузинские источники значительно расходятся в оценках соотношения численности абхазского, грузинского и русского населения на территории Абхазии.
Абхазская сторона утверждает, что руководство Грузинской ССР проводило политику грузинизации Абхазии, в том числе используя в этих целях информационно-пропагандистские методы, в связи с чем достоверность и объективность даже официальных советских источников иногда ставится под сомнение. Кроме того, данные, приводимые в различных официальных советских источниках, иногда явным образом противоречат друг другу.
Национальный состав
Современный этнический состав населения Абхазии неоднороден: на её территории проживают абхазы (70-95 тыс.), армяне (45-70 тыс.)[7], русские (25 тыс.), грузины (45-50 тыс.) — это частично мегрелы Самурзакана — огрузиненные абхазы-самурзаканцы в Галском и Ткуарчалском районах: после грузино-абхазской войны 1992—1993 годов они, в отличие от остальных грузин-поселенцев (до 180 тыс. чел.), в основном вернулись в Восточную Абхазию (от 45 до 65 тыс. чел.).[8] Также проживают украинцы, греки, эстонцы, евреи, белорусы, болгары и др.
По данным переписи населения Республики Абхазия 2011 абхазы составили 122 069 человек или 50,71 %, грузины (включая мегрелов) — 46 367 человек или 19,26 %, армяне — 41 864 человек или 17,39 %, русские — 22 077 человек или 9,17 %, греки — 1380 человек или 0,57 %.[9]
Динамика национального состава Абхазии
В приведённой ниже таблице показан, согласно официальным источникам разных лет, национальный состав населения Абхазии с конца XIX до начала XXI веков (по 1887 и 1897 годам — в рамках Сухумского округа).[3][9][10]
Источник/год | Всего | % | Абхазы | % | Грузины (вкл. мегрелов) | % | Армяне | % | Русские | % | Греки | % | Украин- цы | % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Оценка 1887[11] | 68773 | 100,00% | 58960[12] | 85,73% | 4166[13] | 6,06% | 1090 | 1,58% | 1216 | 1,77% | 2140 | 3,11% | ||
Перепись 1897[14] | 106179 | 100,00% | 58697 | 55,28% | 25873[15] | 24,37% | 6552 | 6,17% | 5135 | 4,84% | 5393 | 5,08% | 809 | 0,76% |
Перепись 1926 | 201016 | 100,00% | 55918 | 27,82% | 67494[16] | 33,58% | 25677 | 12,77% | 12553 | 6,25% | 14045 | 6,99% | 4647 | 2,31% |
Перепись 1939 | 311885 | 100,00% | 56197 | 18,02% | 91967 | 29,49% | 49705 | 15,94% | 60201 | 19,30% | 34621 | 11,10% | 8593 | 2,76% |
Перепись 1959 | 404738 | 100,00% | 61193 | 15,12% | 158221 | 39,09% | 64425 | 15,92% | 86715 | 21,42% | 9101 | 2,25% | 11474 | 2,83% |
Перепись 1970 | 486959 | 100,00% | 77276 | 15,87% | 199596 | 40,99% | 74850 | 15,37% | 92889 | 19,08% | 13114 | 2,69% | 11955 | 2,46% |
Перепись 1979 | 486082 | 100,00% | 83087 | 17,09% | 213322 | 43,89% | 73350 | 15,09% | 79730 | 16,40% | 13642 | 2,81% | 10257 | 2,11% |
Перепись 1989 | 525061 | 100,00% | 93267 | 17,76% | 239872 | 45,68% | 76541 | 14,58% | 74913 | 14,27% | 14664 | 2,79% | 11655 | 2,22% |
Перепись 2003 | 215272 | 100,00% | 94606 | 43,95% | 45953[17] | 21,35% | 44870 | 20,84% | 23420 | 10,88% | 1486 | 0,69% | 1797 | 0,83% |
Перепись 2011 | 240705 | 100,00% | 122069 | 50,71% | 46367[18] | 19,26% | 41864 | 17,32% | 22077 | 9,17% | 1380 | 0,57% | 1743 | 0,7% |
Национальный состав населения по районам Абхазии
Национальный состав Абхазии и её районов по переписи населения Республики Абхазия 2003 г.[3]
Район | Всего | Абха- зы | % | Грузи- ны | % | Армя- не | % | Рус- ские | % | Украин- цы | % | Гре- ки | % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
г. Сухум | 43716 | 24603 | 56,3% | 1847 | 4,2% | 5565 | 12,2% | 8902 | 20,4% | 712 | 1,6% | 677 | 1,5% |
Гагрский район | 37002 | 10235 | 27,7% | 1204 | 3,3% | 16322 | 44,1% | 7379 | 19,9% | 596 | 1,6% | 268 | 0,7% |
Гудаутский район | 34869 | 27512 | 78,9% | 611 | 1,8% | 4141 | 11,9% | 2073 | 5,6% | 134 | 0,0% | 137 | 0,5% |
Сухумский район | 11747 | 2916 | 24,8% | 248 | 2,1% | 7209 | 61,4% | 860 | 7,3% | 60 | 0,5% | 183 | 1,6% |
Гулрыпшский район[19] | 19918 | 4888 | 24,5% | 2716 | 13,6% | 9375 | 47,1% | 2404 | 12,1% | 117 | 0,6% | 118 | 0,6% |
Очамчырский район | 24629 | 18753 | 76,1% | 2253 | 9,2% | 2177 | 8,8% | 940 | 3,8% | 89 | 0,4% | 65 | 0,3% |
Ткуарчалский район | 14777 | 5578 | 37,8% | 8155 | 55,2% | 67 | 0,5% | 726 | 4,9% | 66 | 0,4% | 28 | 0,2% |
Галский район | 29287 | 121 | 0,4% | 28919 | 98,7% | 14 | 0,1% | 156 | 0,5% | 25 | 0,1% | 10 | 0,0% |
Итого Абхазия | 215972 | 94606 | 43,8% | 45953 | 21,3% | 44870 | 20,8% | 23420 | 10,8% | 1797 | 0,8% | 1486 | 0,7% |
В том числе среди грузин переписью 2003 года выделены отдельно собственно грузины и мегрелы[3][20]:
Районы | Всего район, чел. | Грузины (собственно), чел. | % от района | Мегрелы, чел. | % от района |
---|---|---|---|---|---|
город Сухум | 43716 | 1761 | 4,0 % | 86 | 0,20 % |
Гагрский район | 37002 | 1191 | 3,2 % | 13 | 0,04 % |
Гудаутский район | 34869 | 602 | 1,7 % | 9 | 0,03 % |
Сухумский район | 11747 | 222 | 1,9 % | 26 | 0,22 % |
Гулрыпшский район[21] | 19918 | 2660 | 13,4 % | 56 | 0,28 % |
Очамчырский район | 24629 | 1940 | 7,9 % | 313 | 1,27 % |
Ткуарчалский район | 14777 | 6856 | 46,4 % | 1299 | 8,79 % |
Галский район | 29287 | 27123 | 92,6 % | 1796 | 6,13 % |
ИТОГО АБХАЗИЯ | 215972 | 42355 | 19,6 % | 3598 | 1,67 % |
Из результатов переписи населения Абхазии 2003 года следует, что при подсчёте численности грузин без учёта мегрелов на второе место в Абхазии (после абхазов) выходят армяне, а грузины — на третьем. Мегрелы занимают пятое место после русских. Хотя этнографы относят к мегрелам большинство грузин Восточной Абхазии (не менее 40 тыс. жит.) и Западной Грузии (собственно Мегрелии (Мингрелии) — от 200 тыс. до 400 тыс. жит. и в целом в Республике Грузии — от 500 тыс. до 750 тыс. чел.). Таким образом, под «грузинами» в Абхазии по переписи 2003 года следует подразумевать мегрелов. Остальные грузины, поселившиеся в 1930 — 1960-е годы и их потомки (от 150 до 200 тыс. чел.), были вынуждены покинуть Абхазию в начале 1990-х годов.
Некоторые общественные организации настаивают на занижении фактической численности армян в Абхазии, называя число до 67 тысяч (вместо 45 тысяч по переписи 2003 года).[7] Помимо этого часть абхазов фактически выехала в Россию, Турцию и др. страны и их фактическая численность в Абхазии может составлять по оценкам лишь около 70 тысяч человек.
Национальный состав Абхазии и её районов по переписи населения Республики Абхазия 2011 г.
Район | Всего | Абха- зы | % | Грузи- ны | % | Армя- не | % | Рус- ские | % | Украин- цы | % | Гре- ки | % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
г. Сухум | 62914 | 42342 | 67,3% | 1755 | 2,8% | 6192 | 9,8% | 9288 | 14,8% | 697 | 1,1% | 645 | 1,0% |
Гагрский район | 40217 | 15482 | 38,5% | 1003 | 2,7% | 15422 | 38,3% | 6334 | 15,7% | 529 | 1,3% | 259 | 0,6% |
Гудаутский район | 36775 | 30125 | 81,9% | 506 | 1,4% | 3667 | 10,0% | 1838 | 5,0% | 135 | 0,4% | 117 | 0,3% |
Сухумский район | 11531 | 3505 | 30,4% | 235 | 1,3% | 6467 | 56,1% | 864 | 7,5% | 58 | 0,5% | 147 | 1,3% |
Гулрыпшский район | 18032 | 6057 | 33,6% | 833 | 3,6% | 8430 | 46,8% | 2048 | 11,4% | 162 | 0,9% | 125 | 0,7% |
Очамчырский район | 24868 | 19328 | 77,7% | 2367 | 9,5% | 1647 | 6,6% | 967 | 3,9% | 74 | 0,3% | 58 | 0,2% |
Ткуарчалский район | 16012 | 5128 | 32,0% | 9987 | 62,4% | 56 | 0,3% | 537 | 3,4% | 67 | 0,4% | 20 | 0,1% |
Галский район | 30356 | 208 | 0,7% | 29813 | 98,2% | 26 | 0,1% | 188 | 0,6% | 21 | 0,1% | 11 | 0,0% |
Итого Абхазия | 240705 | 122175 | 50,8% | 46499 | 19,3% | 41907 | 17,4% | 22064 | 9,2% | 1743 | 0,7% | 1382 | 0,6% |
Религиозный состав
Даже после оттока грузинского населения большинство населения Абхазии составляют христиане. Согласно опросам, распределение конфессий в 2003 году было следующим [22].
Урбанизация
Наиболее плотно заселены приморская равнина и предгорья, где расположены все города и проживает большая часть сельского населения. В советское время в этом поясе было сосредоточено около 93 % населения республики. Число горожан по переписи 2003 года составляет примерно 100 тысяч жителей или около 50 % населения, в том числе 43,7 тысяч в Сухуме (2003 г.), 10,7 тысяч в Гаграх (2003 г., 15,7 тысяч, 2008 г.), 8,0 тысяч в Гулрыпше (пгт, 2007 г.), 7,7 тысяч в Гудауте (2003 г.), 7,2 тысяч в Гале (2003 г.), 7,0 тысяч в Пицунде (2008 г.), 4,8 тысяч в Ткуарчале (2003 г.), 4,7 тысяч в Очамчыре (2003 г.), 1,3 тысяч в Новом Афоне (2003 г.). В 1991 году 10 тысяч человек жило в пгт Цандрыпш (Гантиади) в Гагрском районе.
В результате вооружённого конфликта 1992—1993 произошла некоторая дезурбанизация. На сегодняшний день, количество лиц проживающих в городах, составляет примерно 50 % от уровня 1992. Аналогична ситуация и в сельской местности: после окончания войны в 1993 году произошёл значительный отток сельских жителей в города.[источник не указан 1316 дней]
Динамика населения
Официальные данные по рождаемости, смертности и приросту населения на периодически публикуются. По данным Управления госстатистики, в 2003 г. в Абхазии родилось 1816 человек, в 2004 г. — 1919. В 2003 г. умерло 1142 человека, а в 2004 г. — 1233. Естественный прирост населения за 2003 г. составил + 674, в 2004 г. — + 686 человек.[23]
В 2008 году в республике родилось около 2 тыс. детей.[24]
Районы и населённые пункты Республики Абхазия
Административная карта Абхазии Карта АбхазииРайон | Центр, города | Посёлки и сёла |
Гагрский район | Гагра, Пицунда | пгт Гечрипш, Цандрипш сёла Алахадзы, Багрипш, Бзыпта (Бзыбь), Лдзаа, Псахара, Микелрипш |
Гудаутский район | Гудаута, Новый Афон | пгт Мысра (Мюссера), сёла Аацы, Абгархук, Амжикухуа, Анхуа, Арсаул, Ачандара, Бармыш, Блабырхуа, Джирхуа, Дурипш, Звандрипш, Калдахуара, Куланырхуа, Лыхны, Мгудзырхуа, Мцара, Отхара, Псырдзха, Хуап, Хыпста |
Сухумский район | Сухум | сёла Псху, Эшера, Яштхуа, Ачадара |
Гулрыпшский район | Гулрыпш (пгт) | сёла Ажара, Багмаран, Дранда, Кацикыта, Мачара, Мерхеули, Агудзера, Ошамшера, Пшап, Сакен, Уарча, Цабал |
Очамчырский район | Очамчыра | сёла Адзюбжа, Араду, Аракич, Арасадзых, Атара, Атара-Армянская, Ачигвара, Баслаху, Гуп, Гуада, Джгерда, Илори, Кындыг, Кочара, Кутол, Лабра, Меркула, Моква, Отап, Охурей, Пакуаш, Река, Тамыш, Тхина, Члоу, Шашалат |
Ткварчельский (Ткуарчалский) район1 | Ткварчели (Ткуарчал)1 | сёла Агубедиа, Бедиа, Гумрыш, Махур, Окуми, Речху, Ткуарчал, Царча, Чхуартал, Джантух, Акармара |
Гальский (Галский) район1 | Гали (Гал)1 | сёла Аквага, Баргеби, Гагида, Гагилони, Ганахлеба, Дихагудзба, Дихазурга, Зарцупа, Зени, Квишона, Махунджиа, Мзиури, Набакеви, Накаргали, Начкаду, Натопури, Оквиноре, Отобая, Оцарце, Партонохори, Патрахуца, Пицаргали, Пичори, Репо-Эцери, Саберели, Сабутбайо, Сабчатачай, Салхино, Сашамугио, Сида, Тагилони, Холе, Хумушкури, Хурча, Цхир, Чубурхинджи, Чхонхумла, Шашиквара и др. |
1Вне скобок указаны названия согласно «Инструкции по русской передаче географических названий Абхазской АССР» (М., 1977), применяемой ФСГРКК России (Росреестр) (см. 1 и 2). В скобках указаны названия, применяемые в русском языке Правительством Республики Абхазия. |
Примечания
- ↑ Предварительные итоги переписи населения Абхазии 2011 года. Официальный сайт Президента Республики Абхазия
- ↑ В Абхазии обнародовали итоги переписи
- ↑ 1 2 3 4 5 Этнокавказ Этносостав Абхазии 2003
- ↑ Statistical Yearbook of Georgia 2005: Population, Table 2.1, p. 33, Department for Statistics, Tbilisi (2005)
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР
- ↑ (англ.) GENERAL ASSEMBLY ADOPTS RESOLUTION RECOGNIZING RIGHT OF RETURN BY REFUGEES, INTERNALLY DISPLACED PERSONS TO ABKHAZIA, GEORGIA
- ↑ 1 2 (англ.)armradio
- ↑ Этнические процессы в Самурзакане (Гальском районе)
- ↑ 1 2 В Абхазии подведены итоги первой переписи. Кавказский узел. 28.12.2011
- ↑ В Абхазии опубликованы результаты переписи населения 28.12.2011
- ↑ Сухумский округ, оценка 1887 года
- ↑ В 1887 году из 58 960 «абхазов»: 28 320 человек — собственно абхазы, 30 640 человек — самурзаканцы — абхазы, выделяемые до ХХ века отдельно,но затем они постепенно ассимилировались с мегрелами, и были полностью огрузинены в 1920-1930-е годы, однако самурзаканский диалект мегрельского языка сохранил много абхазских черт (см.:Этнические процессы в Самурзакане (Гальском районе Абхазии))
- ↑ Из 4 166 «грузин» в Сухумском округе в 1887 году: ок. 4 100 человек — мегрелы, ок. 100 человек — собственно грузины. В 1886 году в Сухумском округе (без Сухума, Гудаут и Очамчыры): 3 474 человека — мегрелы и 62 человека — собственно грузины.
- ↑ Сухумский округ Перепись 1897 год по данным о родном языке
- ↑ Из 25 873 «грузин» в Сухумском округе в 1897 году: 23 810 человек — мегрелы, 1 971 — собственно грузины, 92 — сваны
- ↑ Из 67 494 «грузин» в 1926 году: 40 989 человек — мегрелы, 24 588 — собственно грузины, 1 875 — сваны
- ↑ Из 45 953 «грузин» в 2003 году: 3 598 человек — мегрелы, 42 355 — собственно грузины, в том числе 1 912 «грузина» в Верхнем Кодоре — в основном сваны — и остальные более 40 тыс. чел. — по оценкам этнографов — также относятся к мегрелам (огрузиненным или отошедшими от традиции называть себя коренными мегрелами в Гальском и Ткуарчалском районах Абхазии)
- ↑ Из 46 367 «грузин» в 2011 году: 3 201 человек — мегрелы, 43 166 человек — собственно грузины, которые — по оценкам этнографов — также относятся к мегрелам (огрузиненным или отошедшими от традиции называть себя коренными мегрелами в Гальском и Ткуарчалском районах Абхазии)
- ↑ Включая контролировавшийся до августа 2008 г. Грузией Верхний Кодор (ущелье) с данными грузинской переписи населения 2002 г. с включением в грузины сванов
- ↑ В переписи населения к мегрелам отнесли себя те грузины (мегрелы), которые категорично назвали себя мегрелами, остальное же большинство относило себя к грузинам порой инстинктивно (так как это более распространённое название или так как мегрельский язык не являлся для них родным и т. п.)
- ↑ Включая контролировавшийся до августа 2008 г. Грузией Верхний Кодор (ущелье) с данными грузинской переписи населения 2002 г. с включением в грузины сванов
- ↑ Крылов А. Б. Секрет абхазской веротерпимости. НГ-религия от 17 марта 2004.
- ↑ Вышел в свет статистический сборник «Абхазия в цифрах» за 2005 год, 21.03.2005
- ↑ Путин побывал в новом роддоме в Сухуме, georgiatimes.info, 12.08.2009
{{{заглавие}}} | |
---|---|
{{{содержание}}} |
{{{заглавие}}} | |
---|---|
{{{содержание}}} |
Абхазы (народ)
В северо-западной части Кавказа проживают коренные жители абхазы, называющие себя апсуа. Численность этого народа на сегодня – около 116 тысяч человек. Большая часть сосредоточена на территории современной Абхазии, другие же расселены по всей территории Евразии.
Апсуа входят в состав абхазо-адыгской группы народностей. Родной абхазский язык включает в себя два диалекта: бзыбский и абжуйский. Письменность основана на кириллице.
Среди абхазов есть православные и мусульмане, которых именуют суннитами. Христианство к этому народу пришло еще в IV веке н.э., так как на данные территории большое влияние оказывала Греция, а мусульманство появилось позднее, в XVI веке. Хотя еще в наши дни можно встретить абхазов, верующих в свою исконную религию. Такие староверы поклоняются нескольким божествам и их священным местам.
Во времена СССР Абхазия с Грузией были единой Республикой, но в начале 90 гг. абхазы захотели автономности, чего смогли добиться только после войны продолжительностью в год.
Современное жилье апсуа кирпичное или каменное. Обычно оно двухэтажное, с большим количеством комнат. Селения очень обширные, дома по хуторскому типу разбросаны по большой территории.
В традиционной кухне собраны молоко и другие молочные продукты, мясо (козлятина, баранина, телятина, говядина), фруктовые и овощные культуры, особенно любимы густая каша из кукурузы и вареная фасоль. Абхазы любят заправлять пищу острыми приправами, например, аджикой.
Традиционный костюм мужчины апсуа составлен в кавказских традициях: состоит из бешмета, шаровар, черкески, бурки, папахи и башлыка. Женщины одевались в платья с клиновидным грудным вырезом, обязательно застегнутым на специальную металлическую застежку. Дополняли костюм платком на голове и пояском на талии.
Абхазы — земледелы и скотоводы. Выращивают огородно-садовые культуры, особенно кукурузу и фасоль, разводят коров, коней, овец, а в горных районах – коз. Апсуа известны такие ремесла, как ткачество и вышивка, пошив одежды, изготовление орудий труда, сувенирной продукции из рогов животных и металлической руды.
Примечательно, что в абхазской музыке распространено многоголосье. Сами песни уникальны, встречаются среди них обрядовые, бытовые и исторические.
У абхазов есть свои богатыри – нарты, подвиги которых описаны во множестве сказаний. Мудрость апсуа выражена в народных пословицах и поговорках, которые знает каждый.
Вообще, абхазы – очень добрый и веселый народ. Они высоко ценят юмор, любят посмеяться над собой, пошутить над близкими. Отличаются гостеприимностью и приветливостью, уважают старших и очень добросердечны.
О статусе Абхазии
Как абхазы относятся к россиянам
Нападения на россиян
Вывод
О статусе Абхазии
Перед тем, как говорить об отношении местных к российским туристам, напомним, что Абхазия — это частично признанное государство. И признали ее всего несколько стран — это Россия, Венесуэла, Науру, Южная Осетия, Молдавия, Корейская Народная Республика и Никарагуа. А вот в документах ООН Абхазия по-прежнему фигурирует как часть Грузии. Поэтому Россия считается одним из партнеров Абхазии, и большинство жителей страны относятся к россиянам с уважением. Зато не устают вворачивать в свою речь оскорбительные шутки в адрес грузин, так что имейте в виду. И еще: если вы недавно побывали на территории Грузии, на абхазской границе у вас могут возникнуть проблемы. То есть в страну вас могут и не пустить.Как абхазы относятся к россиянам
Многие россияне, побывавшие в Абхазии, действительно согласны с утверждением, что местные жители относятся к туристам как к источнику дохода. И это неудивительно: промышленность в стране неразвита, зарплаты низкие, зато достопримечательностей, на которых можно заработать — хоть отбавляй. Это и всем известные дачи Сталина, и ботанический сад в Сухуме, и обезьяний питомник, и Новый Афон, и озеро Рица, и Гегский водопад — тот самый «Рейхенбахский», из советского фильма о Шерлоке Холмсе. Именно этим абхазы и занимаются — зарабатывают, пока туристический сезон не подошел к концу. А еще в Абхазии вкусная еда (главное — не забывать читать отзывы), довольно просторные и не переполненные пляжи и натуральный мед, который здесь делают буквально из всех видов растений.Конечно, гостей из России могут шокировать условия, в которых абхазам приходится жить, а им самим — отдыхать. Например, прямо вдоль одной из центральных дорог еще пару лет назад располагались дома с выбитыми стеклами — память о грузино-абхазском конфликте, на снос или восстановление которых в местном бюджете не хватает денег.
Да и шарлатанство, хамство и воровство в Абхазии встречаются нередко. И вообще, уровень преступности там довольно высок.
Нападения на россиян
11 июля 2017 года в Гудаутском районе Абхазии двое вооруженных грабителей напали на группу российских туристов — две семьи с детьми. Во время потасовки от ножевых ранений в грудь погиб гражданин России, 33-летний москвич Андрей Кабанов. Женщин и детей преступники захватили, но впоследствии отпустили. В прошлом году Верховный суд Абхазии вынес братьям Дауру и Адгуру Джинджолия приговор — по 18 лет колонии строгого режима. А в январе 2019 года стало известно, что в Абхазии погиб еще один россиянин — уроженец Костромы Михаил Маслов. 14 января неизвестные в масках проникли в дом, где жила семья Масловых. Один из преступников выстрелил главе семьи в ногу, от чего тот скончался. Возбуждено уголовное дело, виновные находятся под арестом.Вывод
Читайте также
Крымские таксисты поражают туристов своей жадностью
По словам министра по туризму и курортам Абхазии Автандила Гарцкии, ежегодно Абхазию посещают от 800 до 900 тысяч российских граждан. Безусловно, здесь есть на что посмотреть, но не стоит забывать о безопасности. Поэтому постарайтесь не путешествовать по удаленным от туристических мест районам, не знакомиться с местными без необходимости и возвращаться в гостиницу пораньше.
Что касается отношения местного населения к русским, однозначного ответа вам никто не даст, потому что, в конечном счете, все зависит от самих людей — одни встречают туристов с распростертыми объятиями и готовы прийти на помощь в любой ситуации, другие пытаются заработать на них как можно больше, иногда — нечестным путем.
По материалам yasimf.ru, ria.ru.
Фото: gagra-tour.ru, regnum.ru, fotorelax.ru
90000 Abkhazia and the Danger of ‘Ossetianization’ 90001 90002 When Georgian-Russian relations suffer a downturn — as they have over the crisis of the last month — the people who live in Abkhazia and South Ossetia suffer the consequences. The Georgians of Abkhazia’s Gali region, who live a precarious life moving back and forth from their home region to Tbilisi-controlled territory, are the first casualties. But everyone in these territories has reason to feel worried. 90003 90002 Just over two weeks ago, the de facto authorities in Abkhazia mostly closed the main crossing point into western Georgia, stopping Gali Georgians from crossing the bridge across the Inguri River to the Zugdidi region, where most of them have relatives.90003 90002 In normal times, around 3,000 people a day cross back and forth. Foreigners were also forbidden to cross into Abkhaz territory. 90003 90002 The pretext — alleged security concerns due to the recent opposition protests in Georgian cities — makes no sense. The de facto border is heavily guarded by both Russian and Abkhaz military personnel. This was a political move, a gesture of support for Moscow in its row with Tbilisi. 90003 90002 It’s one more worrying symptom of a process that some call «Ossetianization,» a process whereby Abkhazia, which still maintains some links to the outside world, is beginning to close itself off like South Ossetia.90003 90002 Abkhazia and South Ossetia often get put in the same basket. Both territories are home to indigenous minorities and had autonomous status inside Soviet Georgia and close ties to Russia. Both fought conflicts with Tbilisi in the 1990s as the Soviet Union broke up, partially broke away and were then recognized as independent states by Moscow, following the Five-Day War of August 2008. 90003 90002 Over the last decade, the two have grown apart, however. South Ossetia has fallen into full isolation, while many in Abkhazia, always more complex, still aspire to be part of the wider world — if they can.90003 90002 South Ossetia has been hollowed out since 2008. Civil society and free journalism have all but disappeared. Using birth and school enrollment figures, I estimate the population to be just 39,000. (In the last Soviet census of 1989 was 98,000). Locals have moved out in search of better life and employment prospects, mainly to the North Ossetian city of Vladikavkaz on the Russian side of the mountains. Officially, just 4,000 Georgians remain. They are heavily outnumbered by Russian troops, border-guards and FSB agents.90003 90002 Russian fences and border posts keep people apart. A new Amnesty International report names 29 Georgian villages on the administrative border with South Ossetia, where ordinary people have lost access to land or cemeteries due to new border installations. When villagers cross the line, they risk being arbitrarily detained. This is a great and avoidable tragedy, as for centuries Georgians and Ossetians have lived together and there are still many mixed marriages. 90003 90002 Present-day South Ossetia holds almost no value for Moscow, except as a military base close to the heart of Georgia.The Kremlin has rebuffed overtures from Tskhinvali to hold a referendum on joining the Russian Federation. The Ossetians want union more than the Russians do. Here we see the strategic bind Moscow has gotten itself into: the more it exerts control over these small territories, the more it loses a much more important asset — influence over Georgia as a whole. 90003 90002 Abkhazia is larger and more diverse, with a population probably of a quarter of a million people — although that is also half what it had in 1989, when it had a large Georgian population.It is both more important to Russia and less compliant. Despite being dependent on Russia for security and around two-thirds of its budget the Abkhaz elite still harbors a stubborn — some would say quixotic — project of being independent of both Georgia and Russia. 90003 90002 Relations with Moscow can be strained. Some in Abkhazia allege foul play from Moscow was behind the poisoning of opposition candidate Aslan Bzhania in April ahead of the forthcoming presidential election. (The election has now been postponed, until August 25, in the hope that Bzhania can take part).90003 90002 In 2014 the Abkhaz rejected the first draft of an «integration treaty» with Moscow and have so far avoided legalizing property sales to Russian citizens — something which would surely result in all of its prime Black Sea real estate being snapped up. The Crimea effect — Russia’s take-over of a larger, important and more loyal Black Sea territory — is also felt. In the last four years, Russian aid to Abkhazia has fallen. One Abkhaz parliamentarian called the austere 2019 budget one «not of development but of stagnation.»Russian tourist numbers have dropped. 90003 90002 The risk for Abkhazia may not be so much outright annexation by Moscow as neglect and decline. Abkhaz do not want to be swallowed up by Russia. Tbilisi has adopted much more progressive policies towards Abkhazia in the last six years, in at least tacit acknowledgment of the many mistakes it has made before. But there is a long way to go. Most Georgians fail to appreciate how strong the memory remains of the 1992-3 war, when the ethnic Abkhaz, lost as much as five percent of their population.Modern Georgia may look less threatening than before, but Russia is still preferred as the lesser of two evils. 90003 90002 Some space international contact remains open in Abkhazia, a fading legacy of its cosmopolitan character in Soviet times. It still has a non-governmental sector, independent journalists, a beleaguered but outward-looking professional class. These people would welcome some international (but not Georgian) assistance to tackle its many problems — environmental degradation, poor education and healthcare.But this civic space is under threat, as the recent closure of the bridge shows. This is where the immediate struggle for Abkhazia’s future lies. The example of South Ossetia looms as a warning on the horizon. 90003 .90000 Is Abkhazia a Country? — WorldAtlas 90001 90002 By Sharon Omondi on August 19 2019 in Society 90003 90004 A map of Georgia showing disputed areas.90005 90002 Abkhazia is a separatist-controlled country which was formally called the Republic of Abkhazia or «Apsny.» The name means a country of mortal beings. Russia and a small number of countries recognize Abkhazia’s sovereignty. However, the United Nations, a majority of international states, and Georgia consider it as part of Georgia.Georgia designates it as the Autonomous Republic of Abkhazia. 90003 90008 Geography of Abkhazia 90009 90002 Abkhazia is a partially recognized state on the eastern coast of the Black Sea. It borders Georgia to the east, the North Caucasus along the Caucasus Mountains, and Russia to the north. Its capital, Sukhumi, lies on the Black Sea coast. The land of Abkhazia covers 8,660 kilometers squares and around 240,000 people.90003 90002 Abkhazia consists of the following seven administrative districts; Gagra, Gal, Gulripsh, Sukhum, Gudauta, Tquarchal, and Ochamchira. The state has a rich fertile soil with rivers and lakes and is mountainous. Its average climate is 15 ° C which is very mild. Most parts of Abkhazia experience snow since it is highly elevated with some parts featuring glaciers.90003 90008 History of Abkhazia 90009 90002 Modern Abkhazia was part of ancient Georgia Kingdom of Colchini between the 6th and 9th centuries. Later on, the Georgia Kingdom became part of the Kingdom of Egrisi. Greeks then set up trade colonies at at Pitiunt and Dioscurias along the Black Sea coast of Abkhazia. The Kingdom of Abkhazia became strong in the 780s. It turned out to be a dominant power in Western Caucasus.The Georgian monarchy united Eastern Georgia and Abkhazia at the end of the 10th century. 90003 90002 The Georgia Kingdom broke up into small kingdoms and principalities during the 16th century. In the 1570s, the Ottoman navy lived in the fort of Tskhumi. As a result, Abkhazia came under the influence of the Ottoman Empire and Islam.Subsequently, Abkhazian’s converted to Islam. In 1773, Georgia signed a treaty with Russia for protection against the Ottoman Empire. Seemingly Russia absorbed them. However, when Abkhazia sought for protection from Russia in the year 1801, the state declared them an «autonomous principality» in 1810, before being annexed by Russia in 1864. In 1918 року, Abkhazia was included as a region in the newly created independent Georgia. 90003 90008 The Abkhazians 90009 90002 The citizens of Abkhazia speak Abkhaz as their language.Russia is also a popular language amongst them. In the Gal District, Georgian is commonly spoken. Regarding religion, 75% of Abkhazians are orthodox Christians while 10% are Sunni Muslims. The rest of the population is Catholics, Lutherans, Jews, or other religions. The Abkhazian culture consists of large family homes in rural setups. Residents grow and process their foods in these rural areas. Thus, their economy is agriculturally abundant. The economy of Abkhazia heavily relies on the Russian economy.They use the Russian ruble and the Abkhazian apsar as their currency. Russia is a trading partner, investor, and economic partner of Abkhazia. Tourism, fishing, and construction industries are on the rise in this part of the world. 90003 .