Религия в Республике Беларусь, история религии в современной Беларуси
Изучение культуры и менталитета белорусов невозможно без понимания религиозной истории. Поэтому мы расскажем про историю возникновения религии в Беларуси, господствующие религии и численность верующих.
История возникновенияДо 10 века на белорусских землях единственной религией было язычество. О нем известно из летописей и этнографических экспедиций. В конце 10 века из Византии приходит христианство, а уже в первой половине 11 века строят Софийский собор в Полоцке, Новгороде и Киеве. Изменения касаются и титулов правящих лиц в Киеве и Новгороде. Теперь они становятся канонизированными святыми. На западных землях Беларуси христианство долго соседствовало с язычеством. Одна из первых церквей была построена в Гродно в 12-13 веках.
Фото с сайта Photoclub.by
Какая официальная религия в Беларуси?Беларусь ─ многоконфессиональное государство. В настоящее время в стране существует 26 конфессий. Конституция Республики Беларусь гарантирует свободу вероисповедания. Христианство ─ господствующая религия. Традиционно в Беларуси существуют христианские (православие, католицизм, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, индуизм) конфессии. Православие ─ самая распространенная религия, которая является крупнейшим и старейшим христианским вероисповеданием Беларуси.
Православие является самой распространенной религией в Беларуси. К примеру, в 2001 году доля верующих, относящихся к Русской православной церкви составляла 37% от общей численности населения Беларуси. В стране более тысячи православных храмов и монастырей и их количество растет каждый год.
Многие памятники и архитектурные достопримечательности нашей страны отражают традиции православия.
КатолицизмКатолицизм – вторая по популярности религиозная конфессия в нашей республике.
Согласно данным католической церкви, к ней относятся около 15% населения страны. А также число униатов составляет до 10 тысяч человек. ПротестантизмПротестантизм на территорию нашей страны пришел в 16 веке в форме учения Лютера. К примеру, в Прусском герцогстве она была утверждена как официальная религия.
Сегодня в Беларуси насчитывают более 500 тысяч человек, которые принадлежат к протестантской конфессии.
ИудаизмПо информации еврейских общин, к евреям себя относят от 30 до 40 тысяч граждан Беларуси, но подавляющее число евреев в Беларуси не являются верующими. По данным переписи населения, число евреев в Беларуси сокращается: если в 1979 году их было около 135 тысяч, то уже в 2009 их число сократилось в 10 раз и насчитывалось до 13 тысяч человек.
По данным переписи населения в 2009 году число мусульман составляло около 22 тысяч человек, а в 2014 году их количество оценивается в 19 тысяч, то есть около 0,2% населения.
СтарообрядчествоВ 1791 году старообрядцы составляли 4% всего Великого Княжества Литовского. После церковного раскола в 17 веке часть староверов переселилась в ту часть Великого Княжества Литовского, которое в настоящее время образует Республику Беларусь.
Незарегистрированные религиозные конфессииК незарегистрированным религиозным конфессиям в у нас относятся Буддизм, Родноверие и Белорусская автокефальная православная церковь.
В Беларуси действует несколько незарегистрированных буддистских общин различных направлений, среди которых Ошо, Тхеравада, Карма-кагью и другие.
На территории Беларуси язычество оказало определенное влияние на христианскую обрядность, что проявилось в сохранении некоторых языческих праздников: Дзяды, Радуница, Коляда, Иван Купала, проводы Зимы и тд. С конца 80-х годов 20 века наблюдался рост числа людей, которые идентифицировали себя как язычники, а наибольшее развитие у них получило Родноверие.
Но сегодня это движение никак не организовано и имеет стихийных характер.Также сегодня существует несколько религиозных организаций, которые позиционируют себя в качестве Белорусской автокефальной православной церкви, однако они действуют за пределами страны.
Численность верующих в современной БеларусиПо данным Министерства Беларуси за 2015 год, верующими себя считают 59% населения страны.
ХристианеИз 59% верующих в Беларуси насчитывается 82% христиан.
МусульманеСегодня у нас проживает около 30 тысяч мусульман, из них 10 тысяч проживают в Минске.
По разным оценкам сегодня в Беларуси проживает от 800 тысяч до 1 миллиона евреев, однако количество верующих среди них выделить сложно, потому что большинство не относят себя ни к одной из религий.
Фото с сайта planetabelarus. by
Статистика: религия в процентахВ 2011 году данные опроса показали, что 93,5% населения отнесли себя к той или иной религии:
- 81% – православные;
- 10,5% – католики;
- 2% – другие религии.
В 2012 году был проведен еще один опрос, в котором уже 95,5% населения отнесли себя к верующим:
- 83% – православные;
- 10% – католики;
- 1,5% – другие религии.
В Беларуси более 1000 православных храмов. Количество церквей увеличивается каждые несколько лет. Также развивается сеть учебных заведений, в которых представители разных конфессий могут получать религиозное образование. В их число входит Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла. Студенты здесь получают богословское образование, а ректором является Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Павел.
Государство Беларуси поддерживает инициативу представителей различных религий, ведется работа по предотвращению деятельности религиозных сект.
Фото с сайта Wikipedia.org
Религиозные праздникиКроме Католического (25 декабря) и православного (7 января) рождества, также в Республике Беларусь есть особый религиозный день ─ девятый день после православного Рождества. В этот день белорусы посещают кладбища, чтобы почтить память родственников и близких друзей.
У Беларуси богатая религиозная история, а религиозный туризм очень развит. В республике достаточно много святых мест, где можно очистить душу и приобщиться к святым источникам. Здесь также насчитывается около 200 священных источников. Вода в таких источниках чистая, прозрачная, вкусная, имеет высокое содержание полезных солей и минералов.
Религия в Беларуси
Термины.
Список [ А-Я ]— наверно, это и есть причина отсутствия религиозного фанатизма в Беларуси.
Традиционную мульти-религиозность хорошо иллюстрирует образ св. княгини Софии Слуцкой — покровительницы православия на Беларуси. Из православного княжеского рода, дочь католички и православного, воспитывалась в католической семье, жена протестанта-кальвиниста. Ее мощи хранятся в Кафедральном соборе Минска (главный храм белорусского экзархата РПЦ) — бывшем католическом монастыре бернардинок.
И особо почитаемые три коронные иконы Маці Божай — Жировицкая, Остробрамская и Белыничская — равно почитаемы православными, католиками и униатами как чудотворные.
Св. София Слуцкая, XVI в.
Маці Божая Жыровiцкая, XIII в
Маці Божая Вострабрамская, XIV в
Маці Божая Бялынiцкая, XVII в
Язычество
паганства (бел. ) — paganismo (латынь)
1460 rerum Prussicarum
До X века на белорусских землях единственной религией было язычество.
«Гэта не зусім так. Асобныя супольнасці хрысціян і цэрквы ўжо існавалі.» — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.
Так сложилось, что о языческом периоде больше известно из летописных христианских источников и этнографических экспедиций Русского Императорского Географического общества.
Языческое наследие, сохранившееся в консервативной сельской глубинке, отмечали этнографы Императорского Русского Географического Общества в фундаментальных трудах «Россия — Полное географическое описание» (1905) под редакцией Семенова-Тяньшаньского и «Живописная Россия» (1882) А. Киркора.
В конце X века из Византии приходит новая религия — христианство.
В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Киевские и новгородские правители того периода стали канонизированными святыми — св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир «креститель Руси» и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава.Однако два Полоцких князя, правившие весь XI век запомнились иначе — Брячеслав «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования», а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей.
Массовое «крещение» языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней — случилось только в XII веке и имело локальный характер.
На западных белорусских землях христианство также долго соседствовало с язычеством.
Так, хроника «Chronicon terrae Prussiae von Peter von Duisburg», 1326 г., рассказывает о «презрении Бога» князем Витенем и разорении им церквей в Польше. Эта же хроника называет Гедымина «нечестивым врагом веры и христиан» [Dusb, III, 357] и отмечает, что Давид Городенский, военачальник и наместник его, со своим гродненским войском «святыни, церкви, облачение и алтарные сосуды и все, относящееся к богослужению, он бесчеловечно осквернял и расхищал» [Dusb, III, 343]. И убийца Давида пришел к нему, «притворяясь другом язычников» [Dusb, III, 361]
[ Что характерно — при мирном присоединении Витенем Полоцка к ВКЛ соборы оставались нетронутыми. Полоцкое княжество вошло в ВКЛ на правах автономии, и Софийский собор, с его библиотекой и архивами, оставался в сохранности до вторжения московских войск. ]
А. Н. Веселовский о князьях Полоцких
Двинские камни, XII в
О князе Витене
«Chronicon terrae Prussiae», 1326.
О Давиде Городенском
Chronicon Terrae Prussiae, 1326.
Христианство Византийского (греческого) обряда
«ортодоксия» или «истинная вера»
Святые XI века
Путь из варяг в греки
В 986 году Полоцкое княжество, лежащее на пути «из варяг в греки» крестил исландский викинг Торвальд Кодранссон. В 985 году в Константинополе он получает от Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики». В 986 году Торвальд приезжает в Полоцк и строит здесь церковь и монастырь святого Иоанна Крестителя.
[ Кстати, «крещение Беларуси» Торвальдсоном, так же как «крещение остальной Руси» Владимиром случилось еще до раскола христианской церкви на католиков (латинян) и православных (ортодоксов) в 1054 году. «А канфесійнае разуменне розніцы паміж хрысціянамі лацінскага і ўсходняга абрадаў прышло значна пазней.» — уточнил представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі. ]
В 1030-1050 годах строятся Софийские соборы в Полоцке, Киеве, Новгороде, как напоминание о Софийском Соборе Константинополя.
В конце X — начале XI века на территории полоцких и турово-пинских земель были учреждены Полоцкая и Туровская епископии Руской митрополии Константинопольского патриархата.
В 1300 году в правление в. князя Витеня была учреждена Литовская митрополия со столицей в Новогрудке, позже перенесенной в Вильню.
1373 Киевская и Московская («молящаяся за ханов, освобождается от всех даней») митрополии боролись за доминирование в регионе. Болгарский монах Киприан был послан Константинопольской Патриархией в Литву и на Русь для примирения. После посещения Москвы он писал «Патриарха литвиномъ назвали, царя такоже, и всечестный сборъ вселеньский». Киприан был избран митрополитом Киевским, Литвы и всея Руси
1439 подписана Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православных церквей.
1453 захват турками Константинополя и падение автритета Константинополького Патриархата.
1458 После разделения Киевской митрополии, митрополиты западной Руси, имевшие кафедру в Вильне, стали именоваться Киевскими, Галицкими и всея Руси, а с 1461 года московские митрополиты, имевшие кафедру в Москве — Московскими.
1596 подписана Брестская церковная уния и титул Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси стал носить предстоятель греко-католической церкви (до начала XIX века).
Полоцкое княжество X-XI вв
Сага о крещении
Экспедиции викингов
Варяжская гвардия. Византия
Літоўская мітраполія
«Літоўская мітраполія была створана ў 1299 року. Як вынікае з дакумантаў, да яе стварэньня ў Літве існавала літоўская дыяцэзія, то бо біскупства. ад 1299 яно было паднесена на ровень мітраполіі. Сядзіба мітрапаліта месьцілася ў Наваградку. Мітраполія ўлучала Наваградскае, Полацкае і Тураўскае біскупствы. Мітрапаліт таксама меў сваіх намеснікаў у Горадні і Вільні – “из старины”, як адзначана ў лісце ад 1451 р. »
Поўны тэкст артыкулу А. Дайліды чытаць тут
«Православие»
Термин «православная вера», неизвестный до конца XIV века, стал вытеснять термин «ортодоксия» или «истинная вера» в документах Московского государства при Иване Грозном. К XVII веку понятие «истинная вера» было полностью заменено на «православие» или «русская вера». Униатство в московских документах того периода именовали «белоруская вера».
Старообрядцы
После церковного раскола в РПЦ в середине XVII века часть староверов переселилась в ВКЛ на белорусские земли. Одним из центров старообрядчества была Ветка. В 1791 году старообрядцы составляли 4% населения всего ВКЛ.
Христианство латинского (римского) обряда
католицизм
1387 Крещение Литвы
1323 Стремясь к европейскому признанию и ища поддержки в борьбе с Тевтонским Орденом, в. кн. Гедымин пишет письма (оригинал / перевод) папе римскому Иоанну XXII, властям ганзейских городов, немецким францисканцам и доминиканцам. В письмах Гедимин заявлял о своем желании принять христианскую веру и приглашает рыцарей, лекарей, ремесленников, купцов, земледельцев, а также священников, и сообщает, что уже выстроены две церкви — в Вильне и Новогрудке.
1385 Подписана Кревская уния(династическая уния с королевством Польша). В. князь Ягайло был крещен по католическому обряду и становится королем Польши.
1387 Ягайло и Витовт проводят совместное крещение Литвы. Папа Урбан VI в 1389 году признает статус Великого княжества Литовского как католического государства.
В архивах Тевтонского Ордена сохранился «Спис городов», поддержавших Свидригайло во время Гражданской войны 1432-1438, расколовшей страну по религиозному признаку (Свидригайло опирался на диссидентов греческой веры). Разделение прошло по линии Полоцк-Борисов-Мозырь.
Письмо Гедымина, 1323
Католичество в ВКЛ, 1387
Города Свидригайло (1432) на карте Меркатора 1595 г.
Монастыри св. Франциска в ВКЛ, 1760
Таким образом, на белорусских землях обосновались две христианские конфессии, что в дальнейшем породит много конфликтов и попыток влияния соседних стран через церковное противостояние.
Реформация. Протестанты. Лютеране и кальвинисты.
Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.
Лютеранство — одно из наиболее старых протестантских течений. С ним связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере.
Кальвинизм также порожден Реформацией. Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказывать это своим трудолюбием.
Кальвинисты в ВКЛ образовали шесть округов, состоявших из общин — «гельветских (швейцарских) сборов». В XVI в. в княжестве насчитывалось 158 общин. Первая кальвинистская община появилась в Бресте (1553).
В 1565 году кальвинисты Виленским привилеем были уравнены в правах с католиками и православными. Кальвинизм становился доминирующей религией в княжестве (В Новогрудском воеводстве проживало более 600 шляхетских фамилий — в православии остались только 16)
Лидером кальвинизма стал Николай Радзивилл Черный. Он, опасаясь польского влияния с одной стороны и православного московского — с другой, прилагал все усилия к распространению третьей религии, способной объединить шляхту ВКЛ.
Религия в ВКЛ, XVI в
Кальвинстский сбор, д. Кухтичи, XVI в.
Лютеранская кирха, Гродно.
Северо-Западные губернии 1897.
Лютеране
Иезуиты
В 1563 году (после освобождения Полоцка от войск Московии, уничтоживших библиотеку Софийского Собора) Стефан Баторий призвал в страну иезуитов — «армию папы». Орден оказал большое влияние на образование и просвещение в ВКЛ: Виленская Академия (остававшаяся центром национального духа до XIX века), Полоцкий коллегиум (а позже — Академия, был престижным европейским учебным завелдением, его выпускник — Максимилиан Рылло — был первым иследователем остатков древнего Вавилона), сеть школ и коллегиумов по всей стране.
Наследие иезуитов — первая аптека (Гродно), первые башенные часы, типографии (большинство книг XVII века в ВКЛ были напечатаны иезуитами), принесли барокко в восточную европу (первое барочное здание — Несвижский фарный костел).
Колегиум иезуитов, Минск 1910
Брестская церковная уния 1596
греко-католичество — «белоруская вера»
1569 заключена Люблинской унии и образована Речи Посполитой Двух Народов.
1573 принят акт Варшавской Конфедерации, напраленный на то, чтобы уравнять в правах представителей всех религий (религий, а не просто конфессий — и это на фоне религиозных войн в Европе, порожденных Реформацией).
1596 принята Брестская уния — переход православных приходов в греко-католические (униатские).
«Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам. « — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.
Религии в Речи Посполитой в 1573 г.
Религии в Речи Посполитой в 1750 г.
А. Киркор, «Живописная Россия», 1882.
«Православие и уния», 1882
Религии Беларуси после унии 1596
Значимой фигурой в униатстве был архиепископ Полоцкий Иосфат Кунцевич. Он выступал как решительный сторонник единства Западной и Восточной церквей. В 1643 г. папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным. Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши. В энциклике Ecclesiam Dei Папа римский Пий XI назвал Кунцевича «апостолом единения».
В московских документах начала XVI века — уже через 30 лет после Брестской униинии — Униатство именуется «белоруской верой». Униаты составляли ~40% населения, католики ~35%, прихожане РПЦ ~6%.
Униатство было не столько религиозным выбором, сколько выбором цивилизационной модели. Догмы и обряды православных, принявших Унию, остались прежними. Однако Московский патриархат, живший по Соборному уложению (основному закону Московского царства), более не оказывал давления на внутренние дела ВКЛ.
[ Интересно сравнить первую статью Соборного Уложения (действовало с 1649 по 1832) с первой статьей Статута ВКЛ (действовал с 1566 по 1840). «Вси обыватели Великого князства Литовского тым одным правом писаным и от нас даным сужоны быти мають» ( арт. 1, разд. 1,: «О персоне нашой Господарской»). ]
Соборное Уложение, 1649
Глава I
Статут ВКЛ, 1588
Глава I
Святой Иосафат Кунцевич, архиепископ Полоцкий
«Белоруская вера»
Базилиане
Базилиане (Ordo Sancti Basilii Magni) — общее название нескольких католических монашеских орденов византийского обряда, следующих общежительному уставу, который приписывается св. Василию Великому.
На основе монастырей, принявших Брестскую унию, был создан Орден Пресвятейшей Троицы. Впоследствии орден был переименован в честь святого Иосафата Кунцевича. Большой упор в деятельности ордена был сделан на воспитание молодёжи. На этом поприще базилиане, при поддержке иезитов, стремились поднять уровень своих учебных заведений до их стандартов (лучших в Европе). Братом Базилианского Ордена был Симеон Полоцкий («hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»)
Орша. Коллегиум иезуитов.
А. Киркор, «Живописная Россия», 1882.
Иезуиты и базилиане
Базилианский монастырь. Минск
Церковь св. Духа (ныне зал детской филармонии)
Иудаизм
В 1389 году Витовтом был издан привилей евреям Гродно, который освобождал от налогов синагогу и кладбище, а также регулировал торговые отношения в городе.
С тех пор иудаизм стал неизменной составляющей религиозной картины белорусских земель.
Традиция не прерывалась веками, и в XX веке большинство лидеров Израиля были эмигрантами из Беларуси. Даже «черта оседлости 1791 года», проведенная
Екатериной II в стремлении не допустить евреев в Имерию, включала в себя только исторические земли ВКЛ.
[ В белорусском языке, в отличие от русского, слово «жид» не является ругательным — это просто фонетическая калька с «jude» — и использовалось в законодательных актах ]
После образования БССР, с 1920 по 1936, в стране было четыре государственных языка — белорусский, русский, польский, идиш.
Северо-Западные губернии 1897.
Иудаизм
Северо-Западные губернии 1897.
Вторая доминирующая религия
«Черта оседлости», РИ
Минский ГУМ, 1936
Ислам
В 1395 г. хан Тохтамыш потерпел поражжение от Тимура и был принят Витовтом и поселен, вместе с его придворными, в г. Лида. Вслед за ним пришли татары с семьями и собственностью — в страну, где им обещали землю и свободное исповедование мусульманской веры. Татары, которые имели статус шляхты, сохранили его и в ВКЛ. На протяжении целого столетия после переселения, они имели возможность получить документы от крымских ханов о своих предках. Так в религиозную картину вплетался ислам.
Пришедшие татары, сохранив свою веру, приняли литвинские (белорусские) имена и язык. И оставили характерные памятники письменности — китабы. Белорусские тексты, записанные арабским алфавитом.
Минск, татарская мечеть
Китаб, XVI-XVII вв.
— белорусский текст арабской вязью
Московский Патриархат РПЦ
Религиозное многообразие было одной из причин «Кровавого Потопа» 1654-1667 гг. Наказ московского царя Алексея стрелецкому войску: “Унии не быть, латинству не быть, жидам не быть” был равносилен объявлению геноцида — под определение попадало более 80% населения.
К концуу XVIII века униаты составляли 40-70% населения ВКЛ, православные 6,5% (до 250 тысяч человек).
После раздела Речи Посполитой Белорусские земли вступили в серую полосу своей истории.
В 1839 униатские приходы были переданы в ведение Московского патриархата РПЦ. Развитие образования и культуры затормозилось почти на столетие. На смену школам иезуитов и базилиан пришли церковно-приходские школы РПЦ (открытию типовой такой школы великий А. П. Чехов посвятил свой рассказ «Кошмар»)
Веротерпимость Рима 2015
А. Киркор, «Живописная Россия.», 1882
Упадок образования в 1839
Веротерпимость РПЦ 2015
http://www. wbc.poznan.pl/dlibra/docmetadata?id=21007&from=publication
http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Pikkolomini/de_lithuania.phtml?id=1108
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4990#_edn18
https://www.facebook.com/radabolska/posts/701400556652348
http://secret-r.net/arkhiv-publikatsij/8-2008/kak-ivan-groznyj-osvobozhdal-polotsk
https://vylazy.wordpress.com/2010/09/03/великое-княжество-литовское/
http://www.belhistory.com/bel_tatars.shtml
http://n-europe.eu/content/p/1301
http://www.othist.ru/istochniki_ska_044.html
Беларусь Религии — Демография
Религии: Православные 48,3%, католики 7,1%, другие 3,5%, неверующие 41,1% (оценка 2011 г.)
Определение: с самой большой группой и иногда включает процент от общей численности населения. Основные характеристики и верования основных мировых религий описаны ниже.
Бахаи . Основанная Мирзой Хусейн-Али (известным как Бахаулла) в Иране в 1852 году, вера бахаи делает упор на монотеизм и веру в единого вечного трансцендентного Бога. Его основной целью является поощрение единства всех людей на земле, чтобы на земле могли быть достигнуты справедливость и мир. Откровение бахаи утверждает, что пророки основных мировых религий отражают некоторую истину или элемент божественного, полагает, что все они были проявлениями Бога, данными определенным общинам в определенное время, и что Бахаулла является дополнительным пророком, призванным призвать все человечество . Бахаи — открытое сообщество, расположенное по всему миру, с наибольшей концентрацией верующих в Южной Азии.
Буддизм — Религия или философия, вдохновленная V веком до н.э. учения Сиддхартхи Гаутамы (также известного как Гаутама Будда «просветленный»). Буддизм фокусируется на цели духовного просветления, основанной на понимании Четырех благородных истин Гаутамы Будды о природе страдания и о Восьмеричном пути духовной и нравственной практики, чтобы разорвать цикл страдания, частью которого мы являемся. Буддизм приписывает кармическую систему перерождений. Существует несколько школ и сект буддизма, различающихся часто по характеру Будды, степени, в которой может быть достигнуто просветление — для одного или для всех, и кем — религиозными орденами или мирянами.
Основные группы
Буддизм тхеравады. Старейшая буддийская школа тхеравады. Практикуется в основном в Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, Бирме и Таиланде, с меньшинством, представленным в других странах Азии и на Западе. Тхеравадцы следуют палийскому канону учений Будды и верят, что можно избежать цикла перерождений, мирских привязанностей и страданий для себя; этот процесс может занять одну или несколько жизней.
Буддизм Махаяны, включая подвиды дзен и тибетский (ламаистский) буддизм. Формы буддизма Махаяны распространены в Восточной Азии и Тибете, а также в некоторых частях Запада. У махаянцев есть дополнительные писания помимо Палийского канона, и они верят, что Будда вечен и все еще учит. В отличие от буддизма Тхеравады школы Махаяны утверждают, что природа будды присутствует во всех существах, и все в конечном итоге достигнут просветления.
Хоа Хао: традиция буддизма меньшинства, исповедуемая во Вьетнаме, которая делает упор на участие мирян, в первую очередь крестьян-фермеров; он избегает дорогих церемоний и храмов и переносит основные практики в дом.
Христианство — Происходя от иудаизма, центральная вера христианства утверждает, что Иисус из Назарета является обещанным мессией Еврейских Писаний, и что его жизнь, смерть и воскресение спасительны для мира. Христианство является одной из трех монотеистических авраамических религий, наряду с исламом и иудаизмом, которая ведет свое духовное происхождение от Авраама из Еврейских Писаний. Его священные тексты включают еврейскую Библию и Новый Завет (или христианские Евангелия).
Основные группы
Католицизм (или римский католицизм): это старейшая западно-христианская церковь и крупнейшая в мире религиозная организация. Он является наднациональным и признает иерархическую структуру с папой или епископом Рима во главе, находящимся в Ватикане. Католики верят, что Папа является главой церкви по божественному повелению из прямого духовного наследия апостола Иисуса Петра. Католицизм состоит из 23 отдельных церквей или обрядов — одной западной (римской или латинской) и 22 восточных. Латинский обряд, безусловно, самый большой, он насчитывает около 98% католиков. Церкви восточного обряда, такие как Маронитская церковь и Украинская католическая церковь, находятся в общении с Римом, хотя они сохраняют свои собственные традиции поклонения, и их непосредственная иерархия состоит из духовенства в рамках своего собственного обряда. Католическая церковь имеет всеобъемлющее богословское и моральное учение, указанное для верующих в ее катехизисе, что делает ее уникальной среди большинства форм христианства.
Мормонизм (включая Церковь Иисуса Христа Святых последних дней): зародившийся в 1830 году в Соединенных Штатах при Джозефе Смите, мормонизм не характеризуется как форма протестантского христианства, поскольку он требует дополнительных богооткровенных христианских писаний после Еврейской Библии и Новой Завещание. Книга Мормона утверждает, что Иисус явился в Новом Свете после христианского повествования о его воскресении, и что Америка является уникальным благословенным континентом. Мормонизм считает, что более ранние христианские традиции, такие как римско-католическая, православная и протестантская реформаторские веры, являются отступничеством, и что откровение Джозефа Смита о Книге Мормона является восстановлением истинного христианства. Мормоны имеют иерархическую структуру религиозного руководства и активно проповедуют свою веру; они расположены в основном в Америке и в ряде других западных стран.
Свидетели Иеговы основывают свою веру на христианской Библии, но их неприятие Троицы отличается от господствующего христианства. Они верят, что Царство Божье, Теократия, возникнет после Армагеддона и возвестит новое земное общество. Приверженцы обязаны евангелизировать и следовать строгому моральному кодексу.
Православное христианство. Старейшая устоявшаяся восточная форма христианства, Святая Православная Церковь, имеет церемониального главы в лице Константинопольского (Стамбульского) епископа, также известного как Патриарх, но ее различные региональные формы (например, греческое православие, русское православие, сербские православные, украинские православные) автокефальны (независимы от власти Константинополя и имеют своих патриархов). Православные церкви очень националистичны и этнически. Православная христианская вера разделяет многие богословские принципы с Римско-католической церковью, но расходится по некоторым ключевым положениям и не признает руководящей власти Папы.
Протестантское христианство. Протестантское христианство зародилось в 16 веке как попытка реформировать обычаи, догмы и теологию римского католицизма. Он включает в себя несколько форм или конфессий, которые чрезвычайно разнообразны по структуре, верованиям, отношению к государству, духовенству и управлению. Многие протестантские теологии подчеркивают первостепенную роль Священного Писания в своей вере, выступая за индивидуальную интерпретацию христианских текстов без посредничества окончательного религиозного авторитета, такого как римский Папа. Самые старые протестантские христианства включают лютеранство, кальвинизм (пресвитериане) и англиканское христианство (епископалы), которые установили литургии, структуру управления и официальное духовенство. В других вариантах протестантского христианства, включая пятидесятнические движения и независимые церкви, может отсутствовать один или несколько из этих элементов, а их лидерство и убеждения индивидуализированы и динамичны.
Индуизм — Зародившийся в ведической цивилизации Индии (второе и первое тысячелетие до н. э.), индуизм представляет собой чрезвычайно разнообразный набор верований и практик, не имеющих единого основателя или религиозного авторитета. В индуизме много священных писаний; Веды, Упанишады и Бхагавад-Гита являются одними из самых важных. Индусы могут поклоняться одному или нескольким божествам, обычно совершая молитвенные ритуалы в собственном доме. Наиболее распространенными фигурами преданности являются боги Вишну, Шива и богиня-мать Деви. Большинство индусов верят в душу, или атман вечен и проходит через цикл рождения, смерти и возрождения ( самсара ), определяемый положительной или отрицательной кармой человека или последствиями его действий. Цель религиозной жизни — научиться действовать так, чтобы в конце концов достичь освобождения ( мокша ) своей души, избежав цикла перерождений.
Ислам — Третья из монотеистических авраамических религий, ислам возник благодаря учению Мухаммеда в 7 веке. Мусульмане верят, что Мухаммед является последним из всех религиозных пророков (начиная с Авраама) и что Коран, являющийся исламским писанием, был ниспослан ему Богом. Ислам происходит от слова подчинение, и послушание Богу является основной темой этой религии. Чтобы жить исламской жизнью, верующие должны следовать пяти столпам или принципам ислама, которые являются свидетельством веры (9).0016 шахада ), ежедневная молитва ( намаз ), раздача милостыни ( закят ), пост во время Рамадана ( савм ) и паломничество в Мекку ( хадж ).
Основные группы
Двумя основными ветвями ислама являются сунниты и шииты, которые отделились друг от друга из-за религиозно-политического спора о законном преемнике Мухаммеда. Шииты считают, что двоюродный брат и зять Мухаммеда Али был единственным имамом (религиозным лидером), назначенным Богом, в то время как сунниты считают, что первые три халифа после Мухаммеда также были законными властями. В современном исламе сунниты и шииты по-прежнему придерживаются разных взглядов на приемлемые школы исламской юриспруденции и на то, кто является надлежащим исламским религиозным авторитетом. Ислам также имеет активную мистическую ветвь, суфизм, с различными подмножествами суннитов и шиитов.
Ислам суннитского толка составляет более 75% мусульманского населения мира. Он признает Абу Бакра первым халифом после Мухаммеда. У суннитов есть четыре школы исламской доктрины и права — ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская, — которые уникальным образом интерпретируют хадисов или записанные устные традиции Мухаммеда. Мусульманин-суннит может выбрать любую из этих школ, поскольку все они считаются одинаково действительными.
Шиитский ислам представляет 10-20% мусульман во всем мире, и его отличительной чертой является почитание Али как непогрешимого, вдохновленного Богом лидера и как первого имама мусульманской общины после Мухаммеда. Большинство шиитов известны как «двунадесятники», потому что они верят, что 11 семейных имамов-преемников после Мухаммеда завершатся 12-м имамом (аль-Махди), который скрыт в мире и снова появится в его конце, чтобы искупить праведников.
Варианты
Исмаилитская вера: секта шиитского ислама, ее приверженцы также известны как «семерки», потому что они верят, что законным седьмым имамом в исламском руководстве был Исмаил, старший сын имама Джафара ас-Садика. Исмаилитская традиция ожидает возвращения седьмого имама в качестве Махди, или исламского мессианского деятеля. Исмаилиты проживают в различных частях мира, особенно в Южной Азии и Леванте.
Вера алавитов: еще одна шиитская секта ислама, название которой отражает преданность последователей религиозному авторитету Али. Алавиты — закрытая, скрытная религиозная группа, утверждающая, что они мусульмане-шииты, хотя сторонние ученые предполагают, что их верования могут иметь синкретическую смесь с другими верованиями, происходящими на Ближнем Востоке. Алави живут в основном в Сирии, Ливане и Турции.
Друзская вера: очень секретная традиция и закрытое сообщество, происходящее от исмаилитской секты ислама; Считается, что его основные убеждения подчеркивают сочетание гностических принципов, полагая, что фатимидский халиф аль-Хакин является тем, кто воплощает в себе ключевые аспекты добра во вселенной, а именно интеллект, слово, душа, предшествующий , и последователь. Друзы имеют ключевое присутствие в Сирии, Ливане и Израиле.
Джайнизм . Зародившаяся в Индии джайнская духовная философия верит в вечную человеческую душу, вечную вселенную и принцип «собственной природы вещей». Он подчеркивает сострадание ко всему живому, стремится к освобождению души человека от реинкарнации через просветление и ценит личную ответственность из-за веры в немедленные последствия своего поведения. Джайнская философия учит ненасилию и предписывает вегетарианство как монахам, так и мирянам; его приверженцы — очень влиятельное религиозное меньшинство в индийском обществе.
Иудаизм — одна из первых известных монотеистических религий, возникшая, вероятно, между 2000–1500 гг. патриарх еврейской Библии иудаизма, или Танах . Божественное откровение принципов и запретов в Еврейских Писаниях составляет основу еврейского закона, или галаха , который является ключевым компонентом веры. Хотя существуют обширные традиции еврейского галахического и богословского дискурса, в традиции нет окончательного догматического авторитета. Местные общины имеют свое религиозное руководство. В современном иудаизме есть три основные категории веры: ортодоксальная, консервативная и реформистская/либеральная. Они различаются по своим взглядам и соблюдению еврейского закона: ортодоксы представляют наиболее традиционную практику, а реформистские / либеральные общины наиболее приспособлены к индивидуальным интерпретациям еврейской идентичности и веры.
Синтоизм — Родная анимистическая традиция Японии, практика синтоизма основана на предпосылке, что каждое существо и объект имеет свой собственный дух или ками . Практикующие синтоисты поклоняются нескольким конкретным ками , включая ками природы, и семьи часто имеют святилища ками своих предков . Синтоизм не имеет фиксированной традиции молитв или предписанных догм, но характеризуется индивидуальным ритуалом. Уважение к камы в природе является ключевой синтоистской ценностью. До окончания Второй мировой войны синтоизм был государственной религией Японии и поддерживал культ японского императора.
Сикхизм — Основанный Гуру Нанаком (родился в 1469 г.), сикхизм верит в неантропоморфного, верховного, вечного Бога-творца; сосредоточение своей преданности Богу рассматривается как средство избежать цикла перерождений. Сикхи следуют учениям Нанака и девяти последующих гуру. Их священное писание, Гуру Грантх Сахиб, также известное как Ади Грантх, считается живым Гуру или окончательным авторитетом сикхской веры и богословия. Сикхизм подчеркивает равенство человечества и отвергает кастовую, классовую или гендерную дискриминацию.
Даосизм — китайская философия или религия, основанная на «Дао Дэ Цзин» Лао-Цзы, в центре которой — вера в Дао, или Путь, как поток вселенной и природу вещей. Даосизм поощряет принцип ненасилия, или у-вэй, как средство жить в гармонии с Дао. Даосы верят, что эзотерический мир состоит из совершенного гармоничного баланса и природы, в то время как в проявленном мире, особенно в теле, баланс нарушен. Три Драгоценности Дао — сострадание, простота и смирение — служат основой даосской этики.
Зороастризм — Зороастризм, возникший на основе учений Зороастра примерно в 9 или 10 веках до нашей эры, может быть старейшей продолжающейся религией вероисповедания. Его ключевые убеждения сосредоточены на трансцендентном Боге-творце Ахура Мазде и концепции свободы воли. Ключевые этические принципы зороастризма, выраженные в его священном писании, Авесте, основаны на дуалистическом мировоззрении, согласно которому можно предотвратить хаос, если выбрать служение Богу и совершать добрые мысли, добрые слова и добрые дела. Зороастризм, как правило, является закрытой религией, и его члены почти всегда рождаются у родителей-зороастрийцев. До распространения ислама в Большом Иране доминировал зороастризм. Сегодня, хотя и меньшинство, зороастрийцы остаются в основном в Иране, Индии (где они известны как парсы) и Пакистане.
Традиционные верования
Анимизм: вера в то, что нечеловеческие существа содержат души или духи.
Бадимо: форма поклонения предкам народа тсвана в Ботсване.
Конфуцианство: идеология, согласно которой люди совершенствуются посредством самосовершенствования и самосозидания; развилась из учения китайского философа Конфуция. Конфуцианство сильно повлияло на культуру и верования стран Восточной Азии, включая Китай, Японию, Корею, Сингапур, Тайвань и Вьетнам.
Верования инуитов представляют собой форму шаманизма (см. ниже), основанную на анимистических принципах инуитов или эскимосов.
Кирант: система верований кират, народа, проживающего в основном в Гималаях Непала. Это в первую очередь форма политеистического шаманизма, но включает в себя элементы анимизма и поклонения предкам.
Языческий — это общий термин, используемый для описания многих не связанных друг с другом верований на протяжении всей истории, обычно в отношении религий, не входящих в авраамическую категорию (монотеистические верования, такие как иудаизм, христианство и ислам).
Шаманизм: верования и практики, способствующие общению с духовным миром. Шаманские верования организованы вокруг шамана или знахаря, который, как посредник между человеком и духовным миром, считается способным исцелять больных (исцеляя их души), общаться с духовным миром и помогать душам в загробной жизни. через практику входа в транс. В шаманских религиях шаман также несет ответственность за проведение священных обрядов.
Спиритуализм: вера в то, что души и духи общаются с живыми, как правило, через посредников, называемых медиумами.
Синкретический (слияние различных религиозных верований и практик)
Као Дай: националистическая вьетнамская секта, официально основанная в 1926 году, которая черпает практики и заповеди из конфуцианства, даосизма, буддизма и католицизма.
Чондогё: или религия Небесного Пути, основана на корейском шаманизме, буддизме и корейских народных традициях с некоторыми элементами, заимствованными из христианства. Сформулированная в 1860-х годах, она утверждает, что Бог живет во всех нас и стремится превратить общество в рай на земле, населенный верующими, превращенными в разумных нравственных существ с высоким общественным сознанием.
Кимбангист: пуританская форма баптистской деноминации, основанная Саймоном Кимбангу в 1920-х годах на территории современной Демократической Республики Конго. Приверженцы верят, что спасение приходит через смерть и воскресение Иисуса, как и христианство, но, кроме того, для спасения требуется жить духовно чистой жизнью, следуя строгим кодексам поведения.
Modekngei: гибрид христианства, древней палауской культуры и устных традиций, основанный примерно в 1915 году на острове Бабельдаоб. Приверженцы одновременно поклоняются Иисусу Христу и палауским богиням.
Растафарианство: афроцентристская идеология и движение, основанное на христианстве, возникшее на Ямайке в 1930-х годах; он считает, что Хайле Селассие I, император Эфиопии с 1930 по 1974 год, был воплощением второго пришествия Иисуса.
Сантерия: практикуется на Кубе, слияние нигерийской религии йоруба с римским католицизмом и местными индийскими традициями. Его практикующие верят, что у каждого человека есть судьба, и в конечном итоге она выходит за пределы, чтобы слиться с божественным создателем и источником всей энергии, Олоруном.
Вуду/водун: форма поклонения духам и предкам в сочетании с некоторыми христианскими верованиями, особенно с католицизмом. Гаитянское и луизианское вуду, включающее в себя больше католических практик, отделено от западноафриканского вуду, которое по-прежнему сосредоточено на поклонении духам.
Нерелигиозный
Агностицизм: вера в непознаваемость большинства вещей. Применительно к религии ее обычно характеризуют как ни веру, ни неверие в божество.
Атеизм: вера в отсутствие каких-либо божеств.
Источник: CIA World Factbook — Последнее обновление страницы: суббота, 18 сентября 2021 г.
Религия в Беларуси, официальная религия
Изучение культуры и менталитета белорусов невозможно без понимания религиозной истории. Именно поэтому мы расскажем вам об истории возникновения религии в Беларуси, господствующих религиях и количестве верующих.
История происхожденияДо 10 века единственной религией на белорусских землях было язычество. Известно из летописей и этнографических экспедиций. В конце 10 века из Византии пришло христианство, и уже в первой половине 11 века в Полоцке, Новгороде и Киеве были построены Софийские соборы. Изменения коснулись и титулов правящих лиц в Киеве и Новгороде. Теперь они становятся канонизированными святыми. В западных землях Беларуси христианство издавна соседствовало с язычеством. Одна из первых церквей была построена в Гродно в 12-13 веках.
Фото Photoclub.by
Какая официальная религия в Беларуси?Беларусь – многоконфессиональное государство. В настоящее время в стране насчитывается 26 конфессий. Конституция Республики Беларусь гарантирует свободу вероисповедания. Христианство является господствующей религией. Традиционно в Беларуси существуют христианские (православие, католицизм, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, индуизм) конфессии. Православие ─ самая распространенная религия, которая является самой многочисленной и древнейшей христианской конфессией в Беларуси.
Религии Республики Беларусь ПравославиеПравославие – самая распространенная религия в Беларуси. Например, в 2001 году доля верующих, принадлежащих к Русской православной церкви, составляла 37% от всего населения Беларуси. В стране насчитывается более тысячи православных храмов и монастырей, и их количество растет с каждым годом.
Многие памятники и архитектурные достопримечательности Беларуси отражают традиции православия.
КатолицизмКатолицизм – вторая по популярности религиозная конфессия в Беларуси. По данным католической церкви, к ней принадлежит около 15% населения страны. А также численность униатов до 10 тысяч человек.
ПротестантизмПротестантизм пришел на территорию Беларуси в XVI веке в виде учения Лютера. Например, в Прусском герцогстве она была утверждена в качестве официальной религии.
Сегодня в Беларуси более 500 тысяч человек принадлежат к протестантской конфессии.
ИудаизмПо данным еврейских общин, от 30 до 40 тысяч граждан Беларуси считают себя евреями, но подавляющее большинство евреев Беларуси не являются верующими. По данным переписи населения, количество евреев в Беларуси сокращается: если в 1979 году их было около 135 тысяч, то в 2009 году их количество уменьшилось в 10 раз и составило 13 тысяч человек.
ИсламПо переписи населения Беларуси в 2009 году численность мусульман составляла около 22 тысяч человек, а в 2014 году их численность оценивается в 19 тысяч, то есть около 0,2% населения.
СтароверыВ 1791 г. старообрядцы составляли 4% населения Великого княжества Литовского. После церковного раскола в XVII веке часть старообрядцев переселилась в ту часть Великого княжества Литовского, которая сейчас образует Республику Беларусь.
Незарегистрированные религиозные конфессииК незарегистрированным религиозным конфессиям в Беларуси относятся буддизм, родноверие и Белорусская автокефальная православная церковь.
В Беларуси существует несколько незарегистрированных буддийских общин, в том числе Ошо, Тхеравада, Карма Кагью и другие.
В Беларуси язычество оказало определенное влияние на христианскую обрядность, что проявляется в сохранении некоторых языческих праздников: Дзяди, Радуница, Коляда, Иван Купала, Проводы Зимы и др., а также других языческих праздников. С конца 80-х годов 20 века наблюдается рост числа людей, идентифицирующих себя как язычников, и наибольшее развитие получило родноверие. Но сегодня это движение никак не организовано и носит стихийный характер.
Также сегодня существует несколько религиозных организаций, которые позиционируют себя как Белорусская Автокефальная Православная Церковь, но действуют они за пределами страны.
Численность верующих в современной БеларусиПо данным Министерства Республики Беларусь в 2015 году 59% населения страны являются верующими.
ХристианеИз 59% верующих в Беларуси 82% христиане.
МусульманеСегодня в Беларуси проживает около 30 тысяч мусульман, 10 тысяч из которых проживают в Минске.
ЕвреиПо разным оценкам, сегодня в Беларуси проживает от 800 тысяч до 1 миллиона евреев, но количество верующих среди них выделить сложно, так как большинство не причисляют себя ни к какой религии .
Фото planetabelarus.by
Статистика: вероисповедание в процентахВ 2011 году данные опроса показали, что 93,5% населения исповедуют ту или иную религию:
- 81% – православные;
- 10,5% – католики;
- 2% – другие религии.
В 2012 г. был проведен очередной опрос, в котором 95,5% населения определили себя как верующих:
- 83% – православные;
- 10% – католики;
- 1,5% – другие религии.
В Беларуси более 1000 православных церквей. Количество церквей увеличивается каждые несколько лет. Также развивается сеть учебных заведений, где представители разных конфессий могут получить религиозное образование. К ним относится Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла. Студенты здесь получают богословское образование, а ректором является Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Павел.
Государство Беларусь поддерживает инициативу представителей различных религий, работающих по предупреждению деятельности религиозных сект.
Фото Wikipedia.org
Религиозные праздникиПомимо католического (25 декабря) и православного (7 января) Рождества, в Республике Беларусь существует также особый религиозный день ─ 9 день после православного Рождества. В этот день белорусы посещают кладбища, чтобы почтить память родных и близких.