Религия в Чехии / Travel.Ru / Страны / Чехия
- Travel.ru
- Страны
- Чехия
- Культура
- Религия
Чехия довольно необычна с точки зрения религии. С одной стороны — это типично католическая страна, в которой церковь долгое время играла важнейшую роль. С другой — это один из исторических центров православия и родина реформаторского движения гуситов (день Яна Гуса — 6 июля — является национальным праздником), а также один из крупнейших европейских центров иудаизма. В итоге столь сложное смешение конфессий привело к формированию уникального религиозного поля, а Прага давно и заслуженно носит титул «готической и мистической столицы Европы». Неудивительно, что и Голем, и гусит, и робот — понятия, тесно связанные с этой страной. А интерьеры, архитектура и отделка местных храмов поистине великолепны.
Большинство местных верующих (27%) принадлежат к римско-католической церкви, 2% — протестанты, около 3% — приверженцы Чешской реформатской и Гуситской церквей, а также православные (около 3%, причем это число неуклонно растет за счет эмигрантов). При этом, согласно последней переписи населения (2001 год), 59% граждан Чехии вообще не относят себя к какой-либо религии или церкви, поэтому действительная статистика далека от официальной.
Хотя большинство чехов сложно назвать очень религиозными людьми, они действительно с уважением относятся к вере (причем необязательно только к своей) и соблюдают множество правил культа. Газеты регулярно издают списки дней святых и люди празднуют свои именины наравне с днем рождения, церковные праздники отмечаются по всей стране, а многие храмы восстановлены и активно действуют. При входе в церковь действуют те же правила приличия, что и у нас.
Народные же чешские обычаи, как правило, основываются не на христианской, а на языческой, исторической или этнической традиции. Причем, в отличие от многих прилегающих стран, чехи постепенно уравнивают их статус с официальными праздниками. И сейчас такие древние обряды, как «Шествие королей», пасхальные «Помлазки» (языческий обычай «охаживания» женщин плетеными из вербы плеточками, проводится в Пасхальный понедельник) и колядки, «Сожжение ведьм» и «Вальпургиева ночь» (с 30 апреля на 1 мая), «Время любви» (1 мая) с украшением «майских деревьев» (по-чешски — «майки»), осенний праздник сбора урожая «Дожинок», День поминовения усопших (1 и 2 ноября) и «Барборки» (День святой Барбары, 4 декабря), приобретают все большую популярность. Неудивительно, что сохранились и многие древние языческие символы, вроде изображений языческих богов (Радегаста в первую очередь) и сакральных знаков, присутствующих даже на торговых логотипах, а также традиции, такие как праздник середины лета (Иван Купала).
При этом сказки, старинные легенды и предания занимают в местной культуре весьма почетное место. Даже многие вполне исторически достоверные события здесь довольно вольготно переложены на поэтический язык и давно превратились во что-то подобное былинам — сами чехи свято верят в их правдивость.
Рассказать о личном опыте (Ваш текст появится на сайте после проверки редактором)
01.03.2017 | dmrogРытьё могил на благо церкви. Чехия, Кутна Гора
—>
Пражская Лорета: амбит и Храм Рождества Господня
Согласно архитектурному решению, прежде чем паломник подойдет к Святой хижине, он имеет возможность пройти серверную часть амбита с пристроенными часовнями.Читать дальше →
lebkatvas | осень 2016
Пражская Лорета: Сокровищница
В Сокровищнице Пражской Лореты выставлены дары, подаренные паломниками и почитателями Лоретанской Богородицы — это почти исключительно произведения эпохи строительства Лореты. Читать дальше →
lebkatvas | осень 2016
Пражская Лорета: Святая хижина Девы Марии ЛоретанскойЛорета — комплекс исторических построек на восточной стороне Лоретанской площади в Градчанах, которая представляет собой копию святой Хижины Девы Марии в итальянском городе Лорето. Читать дальше →
lebkatvas | осень 2016
-
В Чехии даже монахи варят пиво
-
Пражский Еврейский музей возобновляет выставочную деятельность.
-
Чехи впервые выставили на обозрение свою национальную реликвию.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США — так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах
Какая вера, религия и ритуалы в Чехии?
Юра Залога
Скопировать ссылку
[Скрыть]
Вероисповедание Представители церкви Ритуалы и святые места Чехии Смерть и жизнь после смерти
Вероисповедание
Христианство распространилось на территории Чехии в 9 веке. На западе страны немецкие миссионеры прививали католическую веру, на востоке византийские посланники – православную. Восточными миссионерами были братья Константин (позже он стал Кириллом) и Мефодий, уроженцы Фессалоники (Македония).
Их пригласил в 863 году Ростислав, правитель Великой Моравии. Кирилл и Мефодий изобрели славянскую письменность, перевели на славянский язык часть Библии. В концу 9 века сюда пришли мадьяре, Великая Моравия распалась, и влияние православной церкви было ослаблено. Епископство было создано в 973 году в Праге, латинский язык стал языком литургий и все большее распространение начало приобретать католичество.
В первой половине 15 века отношения с Римом дали трещину вследствие движения Реформации, начатого Яном Гусом. Гус был сожжен на костре в Констанце в 1415 году. Его деятельность заняла свое место в национальном наследии.
В середине 16 века Фердинанд I, император Священной Римской империи и король Богемии, пытался установить власть римско-католической церкви над чешским народом. После битвы при Белой Горе в 1620 году католицизм и власть Габсбургов были приравнены к символам иностранного гнета.
Точных данных о количестве приверженцев тех или иных конфессий нет. Предположительно, католики составляют 40%, протестанты – 4-5%, православные – 1%, атеисты, агностики – 54%. Моравские католики являются более ярыми религиозными приверженцами. Религиозные настроения всегда были сильнее у сельского населения.
В послевоенный период наметилась тенденция к более светскому образу жизни. 41 год коммунистического правления (с 1948 по 1989 гг.) еще больше свел на нет религиозные практики. Регулярно посещающие мессы подвергались дискриминации в плане профессиональной карьеры. С 1989 года началось возрождение религиозных обрядов, особенно это заметно среди молодежи.
До Второй мировой войны в Чехии жило около 120 тысяч евреев. Некоторые смогли эмигрировать, но 80 тысячам было суждено погибнуть в нацистских концлагерях. Немногие из переживших Холокост вернулись обратно в Чехию.
Представители церкви
Пражская епархия Римско-католической церкви основана в 1344 году, епархия в Оломоуце (Моравия) – в 1777 году. Архиепископ Пражской архиепархии является единственным в Чехии кардиналом. Кроме того, имеются шесть епархий, возглавляемых епикоскопами – четыре в Богемии и две в Моравии.
Протестантские церкви (в чешском языке их называют термином, который можно перевести как «евангелические») обычно маленькие, менее иерархизированы. Есть религиозных учреждения баптистов, Чешских братьев, Чехословацкой гуситской церкви, Свидетелей Иеговых, методистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и Силезской евангелической церкви. Кроме того, зарегистрированы объединения Чешской православной церкви, Старой католической, унитариев и Федерации еврейских общин в Чехии.
Ритуалы и святые места Чехии
Католические церкви или часовни построены даже в самых маленьких поселениях. Религиозные постройки других конфессий находятся только в тех местах, где довольно велика численность общины. Небольшие группы собираются на богослужения в частных домах или в арендованных помещениях.
Благочестивым верующим надлежит каждый год совершать паломничество в святые места. Некоторые из таких мест известны по всей стране. Например, начиная с 1647 года паломники ходят к Святой Горе – горе Пршибрам, расположенной в центральной Богемии.
С 1990 года проходят паломничества в восточной Моравии (Гостын и Велеград). Многие ежегодные церемония превратились в события, по своей сути напоминающие ярмарочные шествия, которые объединяют тысячи людей. Примером этому является ярмарка Матфея (matějská pout), которая проходят на окраине Праги весной.
Смерть и жизнь после смерти
Все серьезные приверженцы христианской церкви, будь то католики или протестанты, верят в загробную жизнь. Даже те, кто обычно не слишком часто ходит в церковь, в случае смерти близкого человека старается соблюсти все религиозные обряды.
Раньше всех мертвых хоронили в гробах, а над могилой ставили надгробия. В последние 50 лет кремация стала общепринятой практикой, но в сельской местности до сих пор чаще всего людей хоронят в земле.
Читайте также:
- Флаг США (Соединенных Штатов Америки)
- Где недорого поесть в Санкт-Петербурге
- Жилье в Монако: отели, апартаменты, яхты, виллы.
- Топ 5 лакшери отелей в Шарм-эль-Шейхе
- Кемер для семейного отдыха
Есть что добавить?
Большинство чехов не верят в Бога
Подавляющее большинство взрослых в Центральной и Восточной Европе отождествляют себя с религиозной группой и верят в Бога, согласно недавнему исследованию, проведенному Pew Research Center в 18 странах региона. Но жители одной страны являются исключением из этого правила: Чехия, где большинство населения не имеет религиозной принадлежности и не верит в Бога.
Около семи из десяти чехов (72%) не идентифицируют себя с религиозной группой, в том числе 46% описывают свою религию как «ничего особенного» и еще 25% говорят, что «атеист» описывает свою религиозную принадлежность. Что касается религиозной веры — в отличие от религиозной идентичности — 66% чехов говорят, что не верят в Бога, по сравнению с 29% опрошенных.% кто делает. (Хотя может показаться, что отсутствие религиозной принадлежности и отсутствие веры идут рука об руку, это не всегда так. Например, в США большинство нерелигиозных взрослых — 61% — говорят, что верят в Бога.)
Даже в бывшем Восточном блоке, где на протяжении большей части 20-го века доминировал официально атеистический Советский Союз, Чешская Республика является крупным исключением по обоим этим показателям.
Вера в Бога широко распространена в регионе, в среднем 86% в 18 опрошенных странах выражают эту веру, в том числе 86% в соседней Польше и 59% в Венгрии. А если говорить о религиозной идентичности, то единственной опрошенной страной, помимо Чехии, где более четверти населения не исповедуют никакой религии, является Эстония (45%). В десяти странах региона православные христиане составляют примерно семь или более взрослых, а еще в четырех странах большинство составляют католики.
В Чешской Республике издавна проживало большое неаффилированное население, и ученые ссылаются на многовековые исторические причины этого. На самом деле, 64% взрослых чехов, участвовавших в недавнем опросе Центра, говорят, что выросли без какой-либо религиозной принадлежности. В другом отчете исследовательского центра Pew Research Center прогнозируется, что в обозримом будущем страна останется в значительной степени неаффилированной, что отражено в выводах опроса о том, что 79% чешских родителей воспитывают детей самостоятельно.
Кроме того, 29% взрослых чехов, выросших в религиозной группе (в основном католицизме), в настоящее время не аффилированы, что намного выше, чем в среднем по региону в 3%.
Как и следовало ожидать, учитывая такое большое количество нерелигиозных взрослых, чешская общественность склонна придерживаться менее консервативных социальных взглядов и участвовать в меньшем количестве религиозных мероприятий по сравнению со своими соседями. Например, чехи имеют один из самых высоких уровней поддержки легальных абортов (84%) и однополых браков (65%) в регионе. Точно так же они, скорее всего, скажут, что они никогда не посещают религиозные службы (55%) и не молятся (68%).
Аналогичная картина возникает, когда речь идет о различных религиозных концепциях, таких как чудеса, существование души или судьба. Что касается большинства религиозных верований, упомянутых в опросе, то Чешская Республика имеет один из самых низких уровней веры в регионе и, как правило, намного ниже среднего по региону. Например, 19% чехов верят в ад по сравнению со средним региональным показателем в 54%, что включает примерно шесть из десяти взрослых в Польше (62%) и Хорватии (60%).
Но это не значит, что в стране полностью отсутствуют религиозные или сверхъестественные верования. Несмотря на относительно низкий уровень веры в каждую концепцию, большинство чешской общественности (65%) верит в , по крайней мере, одну из девяти концепций, включенных в исследование (вера в Бога плюс восемь пунктов в сопроводительной таблице). Даже среди нерелигиозных чехов 52% верят хотя бы в одну из концепций, в том числе около трети (32%) верят в судьбу (т. е. в то, что ход жизни во многом или полностью предопределен). Да и в целом чехи скорее верят в существование души и судьбы, чем в Бога.
Еще одним признаком сложных отношений Чешской Республики с религией является отношение к религиозным учреждениям. Несмотря на то, что они не связаны с такими учреждениями в большом количестве, отношение чехов к таким учреждениям ненамного более негативное, чем отношение к ним в остальной части региона.
Например, хотя чехи в целом реже, чем жители Центральной и Восточной Европы, говорят, что религиозные институты укрепляют как социальные связи, так и мораль в обществе, 51% чехов согласны с тем, что «религиозные институты играют важную роль в помощи бедным и нуждающимся» – почти идентично среднему по региону 50%.
В опросе также задавался вопрос о нескольких потенциальных негативных чертах религиозных учреждений, и чехи чаще, чем другие, говорят, что религиозные учреждения слишком много внимания уделяют правилам. Но доли взрослых чехов, которые говорят, что религиозные учреждения слишком сосредоточены на деньгах и власти (55%) или слишком вовлечены в политику (42%), аналогичны средним по региону (51% и 39% соответственно).
Джонатан Эванс — научный сотрудник, занимающийся исследованиями в области религии в Исследовательском центре Пью.
СООБЩЕНИЯ БИОЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
Основные религии, исповедуемые в Чешской Республике
Церковь Святой Марии Тынской, христианская церковь в Чехии.Чешская Республика имеет одно из самых высоких показателей числа атеистов, агностиков и людей с религиозным безразличием среди всех наций в мире. До второй половины 20 века в стране господствовало христианство, а точнее Римско-католическая церковь. С тех пор государственная религиозная принадлежность пошла на убыль. Сегодня многие люди в Чешской Республике не отождествляют себя ни с какой религией. Исследования показывают, что к 2050 году религия в Чешской Республике может исчезнуть из-за растущего безразличия страны к религии. Вот взгляд на самые большие религиозные (или, в данном случае, нерелигиозные) группы в стране.
Атеизм и агностицизм
Около 34,5% жителей Чешской Республики не исповедуют никакой религии, а еще 44,7% не декларируют свою религию. Опрос религиозности, проведенный Евробарометром в 2012 году, показал, что 37% населения были агностиками или неверующими. Этот показатель является самым высоким в Европейском Союзе. Атеисты восходят к 20 веку при монархии Габсбургов. Более 100 лет назад папа-католик отклонил просьбу чехов о проведении мессы на родном чешском языке, а не на латыни. Этот отказ от богослужения на их языке привел к массовому внедрению атеизма. Когда католическая церковь потеряла власть и влияние, коммунистическое правление усилило оппозицию церкви.
Римско-католическое христианство
Евангелическая христианская церковь Чешских братьев
Протестантизм был основной религией Чешской Республики до принудительного обращения под властью Габсбургской монархии. После коммунистического режима количество евангельских церквей и верующих по-прежнему было минимальным. В 1918 году страна обрела независимость от правления Габсбургов, и произошли массовые религиозные изменения. С тех пор протестантские чехи почти вымерли, так как большинство людей, принужденных к католицизму, покинули церковь и не присоединились ни к какой религии. Сегодня в евангелических церквях проживает менее 1% населения (51,9%).16).
Чехословацкая гуситская христианская церковь
Некоторые представители первоначального гуситского движения дожили до 20-го века и позже. Несмотря на то, что некоторые из бывших католиков присоединились к недавно сформированной либеральной деноминации, большинство просто перестало принадлежать ей. Однако религия была введена в республике в 15 веке благодаря работам пионеров-реформаторов, которые хотели возродить религию. Члены хотели «исправить» недостатки католической церкви, но отсутствие церкви предков, как у католиков, уменьшило привязанность движения к людям. Были также обращенные из иудаизма и православных церквей, что сделало религию более заметной в стране, чем в любой другой европейской стране. Сегодня верующих менее 1% (39,276).
буддистов
Менее 1% (6817) населения являются зарегистрированными буддистами. Вьетнамское этническое меньшинство составляет большую часть буддийской общины страны, причем большинство из них проживает в Праге и Хебе. Есть также корейские буддисты в Праге и Брно. Этнические буддисты из Чехии следуют тибетскому буддизму и живут в основном в ньингма и кагьи.
мусульман
Число последователей ислама в Чешской Республике меньше, чем в любой другой стране Европейского Союза. Население иммигрантов невелико, и мусульмане составляют менее 1% (~ 4000) от общей численности населения.
Незаявленные и неаффилированные лица
Проведенные в стране переписи населения показывают, что более половины населения Чехии не имеет религиозных убеждений. После многих лет насильственного католицизма жители Чехии решили, что религия больше не имеет значения. Коммунистическое правление способствовало вере, указав людям на неудачи католической церкви. Коммунистическая эпоха освободила людей от власти церкви, и сегодня большинство граждан не желают идентифицировать себя ни с какой религией. Они предпочитают оставаться непривязанными к христианству, исламу, буддизму или любой другой религии.
Будущее религии в Чехии
Чешская Республика имеет богатую традиционную религиозную историю, но обычные граждане не очень заинтересованы в какой-либо форме организованной религии в 21 м веке. Страна является самой светской страной в мире: переписи и социологические обзоры и опросы показывают, что большинство людей не имеют религиозной принадлежности. Исследования показывают, что чем выше образование у людей, тем меньше они склонны к религии. Наблюдается явное отсутствие интереса к христианству из-за возросшей популярности невидимой или альтернативной религии, веры в магию. Кроме того, пересмотренное наследие деревенского национализма способствовало уменьшению религиозной принадлежности. Католицизм заменил «истинную» религию протестантизма и, таким образом, рассматривается как австрийский импорт. Несмотря на это, Конституция уважает и защищает религиозные группы в стране.
Ранг | Религия | Стремление населения (%) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Undeclared | 44.7 | 44.7 | 0084 | ||
2 | Нет религии | 34,5 | ||||
3 | Утолкнитура | 10,5 | ||||
4 | . Верующие, которые не называют, с ними, с ними, с идентифицируют с ними, с ними, с ними, с ними, с ними, с ними, с ними, с ними, с ними, с ними, с ними, с ними, с идентифицированы с ними, с ними, с ними, с ними, не выявил, с ними, с ними, с идентифицированием с ними, с ними, с ними, не выявил с ними, с ними, с ними. |