Какая религия в турции: Светская Турция и религия: что нужно знать мигрантам

Светская Турция и религия: что нужно знать мигрантам

 Оставаясь одной из самых привлекательных туристических стран, Турция является страной, где исповедуют ислам. А потому для украинских путешественников всегда будет оставаться загадкой множество ритуалов и традиций местных жителей.

 Впрочем, если есть желание купить квартиру в Турции в Анталии, не стоит перед ним останавливаться по причине разницы в вероисповедании. Необходимо помнить о том, что это государство является светским. То есть, власть и религия здесь разделены. В республике есть не только исламские храмы, но религиозные объекты для других верующих. Самое главное – чтить местные традиции, а со стороны турок чаще всего не встретить неблагожелательного отношения к людям из других стран. Они вполне дружелюбны, миролюбивы и гостеприимны.

 

Турецкая религиозность: что нужно знать иностранцам

 

Изучая на недвижимость в Анталии цены, важно знать, что большинство турок являются мусульманами. В 1928 году приказом Мустафы Кемаля Ататюрка ислам перестал считаться официальной религией. Но это не повлияло на вероисповедание граждан.

 

Около 75% турецких мусульман являются суннитами. Это одно из самых распространенных течений религии в мире. Еще 20% турок придерживаются шиизма. Есть здесь также православные и иудеи. Так что можно говорить о сравнительно высокой религиозной терпимости.

 

Между прочим, в Стамбуле даже расположена резиденция Вселенского патриарха. Это верховный патриарх для всей православных храмов мира. Также в разных городах страны можно обнаружить и православные церкви.

 

Если приехать в Турцию не в качестве туриста, который проводит время только на морском побережье или в развлекательном центре, а погрузиться в настоящую жизнь этой страны, то можно заметить, что религия в ней играет большую роль. В каждом городе есть как минимум одна мечеть. Всего же их насчитывается около семидесяти тысяч. По этому показателю Турция является одним из лидеров в числе мусульманских государств.

 

Квартира в Турции: цена и качество жизни в мусульманской стране

 В обычном турецком городе можно быстро почувствовать, что означает жить в стране с истинно верующими людьми. Каждый день пятикратно муэдзин с минарета мечети зовет всех к молитве. Традиционно турки соблюдают заповеди ислама. Например, они не едят свинину и проходят обряд обрезания. Многие граждане страны считают должным совершить паломничество на Мекку, и на это даже выделяют средства из государственной казны.

 

 Впрочем, если недвижимость в Стамбуле купить или выбрать другой крупный современный город, религиозность будет не столь выраженной. Например, в некоторых регионах намаз совершают только два раза в день вместо пяти. Можно жить здесь годами, чувствуя себя как дома. Конечно, при этом уважая местные традиции.

 

 Например, иностранцы могут посетить святое для турок место – мечеть, но при этом нужно одеться подобающим образом. Не стоит демонстрировать свое неуважение к религиозным чувствам или элементарное невежество, выбирая вызывающие наряды. Также при входе в мечеть положено снимать обувь.

 

 Если покупать квартиру или дом в крупном туристическом центре или городе, то можно не отказываться от привычных предметов гардероба. А когда хочется жить в глубинке с ее особым укладом жизни, тогда лучше присматриваться к обычаям. Например, женщинам не нужно обнажать ноги и плечи.

 

 Напомним еще одно важное правило, которое является обязательным для выполнения в Турции. Если хочется кого-то сфотографировать, обязательно нужно спросить разрешение. Поскольку ислам запрещает изображения людей, а потому по неосторожности можно вызвать возмущение.

Религии в современной Турции, блог на Profit Real Estate

В Турцию ежегодно приезжают миллионы туристов из разных стран. Гости искренне восхищаются её традициями, богатым историческим и культурным прошлым, красотой природы, морскими пейзажами и прекрасным уровнем сервиса, предоставляемым каждому отдыхающему. Однако, насколько хорошо мы знаем эту уникальную державу, её самобытность и красоту? Предлагаем в нашей статье затронуть тему религии в современной Турции и разобраться в данной теме подробнее. 

В Турции религия отделена от государства. Свободный выбор веры гарантирован каждому жителю на законодательном уровне. Согласно историческим данным, отделение веры от державной власти произошло в период становления Турецкой Республики, когда Кемаль Ататюрк в 1928 году провел соответствующие реформы. 

Была создана новая Конституция, в которой основополагающим принципом взаимодействия признавалась светскость. 

В 1980-м произошел переворот и в качестве дальнейшего развития решили избрать направленность так называемого «турецкого исламского синтеза», где институты власти более не должны были опираться на религию. Терпимость к другим вероисповеданиям – превалирующая черта для подавляющего большинства граждан. 

Большая часть турецкого населения, а именно около 99 процентов, являются исламскими верующими. Ислам здесь представлен в виде суннизма. Суннизм на территории державы встречается двух толков:

  • ханифитский;
  • шафиитский. 

Шафиитский суннизм является верованием для части турок, проживающих в восточной части Анатолии. Около 15 % населения относят себя к шиитам. 

Община курдов, населяющая Юго-Восточную часть Турецкой Республики отчасти относится к езидам. 

В державе в процессе исторических перипетий и изменений образовались несколько религиозных орденов, то есть организаций, которые имеют свои правила и общую цель. Самыми известными и многочисленными являются ордена накшбандия, бекташи, тиджанийя, мевлевийя. 


Помимо мусульман в стране есть также христиане – греческие, армянские, сирийско-православные, халдо-католики и т.д. Так, в мегаполисе Стамбул располагается представительство Вселенского патриарха. Он является главой Константинопольской православной церкви, а также верховным патриархом всех православных церквей, независимо от страны. В его подчинении многие турецкие православные приходы, а также и приходы некоторых расположенных рядом держав. 

Как известно, в определенный исторический период государства (борьбы с армянами и другими меньшинствами), на территории было разрушено множество ценных памятников архитектуры. Они часто переделывались либо в мечети, либо в места остановки путников и караванов (караван-сараи). Только в 60-х годах ХХ века исследователи и историки начали поднимать проблематику спасения и восстановления ценных историко-религиозных достопримечательностей Турции. Позже была проведена опись, в результате которой выявили более 900 православных церковных и монастырских сооружений. Часть зданий так и не удалось сохранить до текущего момента, однако менее половины остались существовать и являются местом поклонения многих туристов.  Православная церковь имеет равные права относительно мусульманства. 

Что касается других, менее численных вероисповеданий, на территории державы официально зарегистрированы около 2 тысяч Свидетелей Иеговы. Также числится около 36 синагог представителей иудаизма, расположенных по крупным городам – Стамбул, Анкара, Измир, Чанаккале, Бурса, Хатай и др. 

VІІ век считается отправной точкой, когда на части Аравийского полуострова начал формироваться ислам. Как считают традиционные историки, для этого существовало несколько вполне объективных общественных причин. К таковым они относят смену структуры родового строя у арабов, глобальные международные неурядицы, которые существенно повлияли на торгово-экономические отношения племен, существовавших на этих территориях, вопросы внутренних взаимоотношений между разными группами жителей и перераспределение власти. Чтобы привести расположение государства в более спокойное и объединенное, требовалось создать стабильные экономические и политические условия. Однако, подобный шаг был возможен только при наличии какой-то общей устремленности. Наилучшим вариантом для тех времен было вычленение одной веры из многобожия, присутствовавшего среди жителей Аравийского полуострова.  


Самые мощные племена старалась подчинить себе более слабых, навязывая им свои политические взгляды и верования. Так, на аравийских землях уже в начале седьмого века одним из самых сильных родовых племен стали курейши, которые территориально располагались в Мекке. Именно там находилась их главная святыня Кааба, и бог Ишах со временем вытеснил всех других божеств, а его имя постепенно трансформировалось в привычное «Аллах», единое сегодня для всех мусульман. 

Кроме этого, такому развитию событий способствовала активная деятельность Мухаммеда. Он относился к роду курейшитов. Согласно данным, описанным в Коране, приблизительно в 609 году на него снизошло божественное откровение и он через какое-то время провел первую проповедь в Мекке. Позже Мухаммед и его соратники были вынуждены переселиться в Медину. В 630-831 гг. мусульмане во главе с Мухаммадом снова вернулись в Мекку как победители, таким образом установив на этих территориях ислам, как главную веру. 


Ислам, как и другие верования, в процессе формирования испытывал множество изменений под влиянием представительств других религий – христианства, иудаизма, зороастризма. Как результат, произошло его разделение на несколько течений и конфессий. На текущий момент, как мы уже упоминали, действуют два главных исламских направления – суннизм и шиизм. Суть такого разделения заключена, как это часто бывает, в политических недопониманиях. Так, шииты не хотят признавать глав (верховных правителей) суннитов, так как считают, что истинными приемниками Мухаммада являются только халифы из рода Алидов, в начале рода которых стоит двоюродный брат Пророка (мир Ему). 

Стоит отметить, что в принципе основные исламские принципы в разных течениях практически идентичны. Различия состоят лишь в праздновании некоторых праздников, практик и памятных дат. Сунниты кроме Корана почитают хадисы, собранный в священную книгу Сунну. 

Главные положения Ислама. 

Ислам – религия единобожия, которая гласит: «Нет иного бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – его пророк». 

В переводе на русский слово «ислам» имеет значение «покорность», а «мусульманин» происходит от арабского «муслим», то есть покорный.  

Книга, в которой собраны наставления и изречения Мухаммеда, записанная его последователями, называется Коран. Это священное писание для каждого верующего, которое сопоставляют со словом самого Аллаха и Пророк говорил ниспосланное ему Архангелом Джабраилом (Гавриилом – в православии). 

Книга написана в виде особой стихотворной, нерифмованной формы. Сунна и Коран являются теми незыблемыми основами, на которых зиждется ислам, а также все права, мораль и этика. 


Для мусульманина это также и свод правил, основы поведения, которые прививаются ему с самого детства. Таковыми являются посты, молитва, омовения и т.д. Например, перед каждой молитвой или постом человек должен прочесть «ниет». Это ритуальная форма, которая настраивает его мысли на Бога. Всё, чтобы не делал человек, должно перекликаться с именем Аллаха, руководствоваться его главными принципами. 

К основным принципам мусульманства можно отнести: 

  • намаз пять раз в день;
  • соблюдение поста;
  • зекят или милостыню;
  • хадж;
  • веру в единого Аллаха.  

Также не принято рисовать иконы, пить спиртное, играть в азартные игры. В наши дни только часть верующих выполняют последние два предписания. Однако, все мусульмане однозначно соблюдают два правила: они не едят свинину и всем мальчикам делают обрезание. 


В Турции традиция обрезания делается мальчикам в промежутке от 7 до 12 лет. Как правило, перед обрядом у подростка проверяют знания молитв, делают стрижку. В день важной даты его одевают в красивую одежду с лентой, где написана фраза «Машаллах», что в переводе звучит как «Да хранит Бог». Обрезание совершается у специалиста по этим вопросам. После организовывают большое празднование в кругу семьи и ближайших родственников. Присутствует на обряде и так называемый наставник – кирве, чем-то напоминающий по обязанностям у христиан крестного, который опекает мальчика до его совершеннолетия. 

Богослужения проводятся, как правило, по пятницам, а также в праздничные дни. 

Важно знать!

При входе в мечеть необходимо снимать обувь. Ноги должны быть закрыты (хотя бы до колен). Представительницы прекрасной половины человечества покрывают голову платком. Как правило, возле входа в мечеть всегда стоят корзинки с платками, юбками и широкими штанами. 

Когда идет молитва, лучше подождать снаружи и не мешать верующим. Фотографировать не запрещается, но прежде чем сделать это, нужно спросить разрешения. Турки, как правило, очень дружелюбный народ и с радостью соглашаются. 

Что такое намаз? 

Регулярное пятиразовое совершение молитв в течение дня называют намазом. Традиционно, его совершают на восходе солнца, в полдень, на закате и перед сном. Поющий муэдзин – это традиционный призыв верующих к совершению молитвы. В его словах звучат фразы, говорящие о величии Аллаха, вести, которую принес Магомет, о молитве и спасении. 

В старинных мечетях для певца-муэдзина строили специальную лестницу, которая вела на балкон минарета. Именно оттуда звучали его призывные песнопения. Сегодня, в большей части современных храмов используют колонки и цифровую запись.  


Интересный факт! 

Проектирование и строительство такой лесенки являлось особенной частью воплощения искусства архитектора. Для примера, известнейший турецкий архитектор Синан, творению которого принадлежат многие знаковые постройки Константинополя, в период возведения мечети Сулеймание, имеющей два минарета, спроектировал лестницы таким образом, что муэдзины при подъеме никогда не встречались друг с другом. 

Омовение предшествует намазу. Возле каждой мечети есть специальное сооружение, к которому подводится чистая вода. Верующие моют руки, лицо, ноги до щиколоток. Традиция основана якобы на изречении Пророка, что «чистота – это половина веры». 

Молитва совершается на специальном коврике. Безусловно, носить такой коврик с собой достаточно неудобно в наши дни. Поэтому, часто у входа продаются одноразовые бумажные коврики. В больших городах, в связи с занятостью и активными темпами жизни, количество обязательных молитвенных практик для многих свелось до двух – утром и вечером.  


Хадж или паломничество в Мекку считалось ранее обязательной практикой для каждого здорового и взрослого верующего. Его совершают в двенадцатый месяц мусульманского календаря. В Турецкой Республике для этого даже выделялись деньги. После прихода Кемаля Ататюрка подобная практика прекратилась. Однако, позже этот запрет был снят, но сегодня далеко не все считают правильным расходовать бюджет страны на такие цели. 

Праздник Рамазан. 

Практически для всех основных религий мира знакомо понятие поста, ограничения употребления в пищу некоторых продуктов, а также негативных мыслей и поступков. Мусульманин проходит пост (или «оруч» по-турецки) один раз в год. Правила религии в Турции в 20 веке предполагают полный отказ от еды, питья, курения, удовольствий в течение дня. На темное время суток запрет снимается. 

Дневное воздержание заканчивается после оповещения, звучащего с экранов телевизоров или общественного радио. Улицы пустеют, так как с этого момента начинается ифтар или разговение.  


В конце Рамадана люди принимаются за уборку в доме, на работе, общественных территориях. Это предшествует началу большого празднования, длительностью в три дня. Данный промежуток времени причислен к официальным выходным. Люди поздравляют друг друга, дарят подарки, собираются за богатым столом, организовываются праздничные концерты и шествия. На третий день разговения принято ходить на кладбища и поминать усопших. 


По прошествии двух месяцев после начала Рамазана приходит время отмечать самое большое и значимое религиозное торжество страны – Курбан-Байрам. Его длительность – 4-ре дня и это также официальные выходные дни. 

На сегодняшний день в интереснейшей с точки зрения традиций Турции, сохранилось достаточно много ценных артефактов, знаний, природных и исторических достопримечательностей. Радушие и открытость местных жителей делает державу одной из самых желанных мест для отдыха, туризма и проживания среди иностранных граждан. 

Культура Турции — Религия — Атлас культуры

Турция — страна с мусульманским большинством населения. Официальной статистики о религиозной принадлежности населения нет. Национальные удостоверения личности автоматически указывают любого гражданина как «мусульманина» при рождении, если только их родители не зарегистрировали его как исповедующего конституционно признанную религию меньшинства. Согласно этому отчету, 99,8% турок идентифицируют себя как мусульмане. Однако эта цифра занижает долю людей, не принадлежащих к какой-либо религии или исповедующих религию меньшинства.

Конституция Турции официально признает ислам суннитского толка, христианство (некоторые католицизм и секты) и иудаизм. Несуннитские варианты ислама и других сект христианства (включая христиан-реформистов и христиан-ромов) не признаются. Люди, принадлежащие к религиям меньшинств, как правило, могут свободно исповедовать свою веру, хотя могут возникать социальные проблемы. Например, от имени любого меньшинства религия может быть социально неприемлемой. Те, кто переходит из ислама в другую религию, также могут подвергнуться остракизму со стороны своих сверстников или семьи в зависимости от социальной среды. Школы по всей Турции могут охватывать основные идеи других религий, но в основном преподают теологию и практику суннитского ханафитского ислама.


Ислам в Турции

Турция имеет глубокую исламскую историю. Земля управлялась как суннитское исламское государство в составе Османской империи. Впечатляющая исламская архитектура и памятники по всей стране являются видимыми напоминаниями об этой истории. Хотя не все мусульмане строго исповедуют свою религию, по всей Турции существует сильный уровень религиозных убеждений. Почитание ислама проявляется в повседневной жизни. Например, часто можно услышать, как кто-то произносит « Maşallah » (Слава Богу) в непринужденной беседе, а призыв к молитве эхом разносится из мечетей в разных городах пять раз в день. Эти традиционные социальные модели усиливают присутствие и важность ислама в турецком обществе. Из тех турок, которые следуют исламу, примерно 80% принадлежат к суннитской ветви (в основном следуют ханафитской школе исламской юриспруденции). Между тем, по крайней мере 20% исповедуют шиитский ислам, в основном алевитскую веру. 1


Секуляризм и политика

Турция имеет сильные традиции, возникшие после упразднения халифата. В 1920-х годах Мустафа Кемаль Ататюрк отменил ислам как официальную религию страны и ограничил видимые признаки религиозной принадлежности. Ататюрк считал, что политическое влияние религии и исламских традиций наносит ущерб модернизации. Заимствуя идеи из французской идеи лаицизма , он взял под свой контроль формальные исламские институты и ограничил их политическую власть. Эти идеалы создали сильную оппозицию «исламскому». Общенациональная позиция утверждала, что «ислам — это религия, а не образ жизни», и вера не должна вмешиваться в общественную/гражданскую сферу. В некоторых случаях идеалы приводили к юридическим и конституционным ограничениям религиозного выражения. Например, женщины, которые носили традиционный исламский платок ( hijab ) было запрещено участвовать в государственных учреждениях Турции до 2013 года.

В последние годы горячо обсуждались ограничения публичной религиозной религиозности турок. Традиционная мораль была поставлена ​​под сомнение, поскольку в Турции на протяжении почти двух десятилетий правит партия, приверженная политическому исламу. Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана продвигало более консервативную религиозную мораль посредством многих своих политик. Изменения в образовательной системе Турции привели к обязательному религиозному обучению и изменили управление школами и университетами таким образом, что это ослабило характер образования. 2 Продажа и реклама алкоголя были ограничены, а скромная одежда (например, ношение хиджаба) более публично пропагандировалась. Растет разрыв между теми, кто твердо верит в государство, и более консервативными мусульманами. Некоторые критики утверждают, что турецкие государственные институты, когда-то устойчивые, смещаются в пользу исламистов.


Суфизм

В Турции проживает крупная суфийская община. Суфизм — это форма исламского мистицизма, делающая упор на самоанализ и духовную близость с Богом. Это не ислам, а движение поклонения внутри ислама. Следовательно, членство в суфийском ордене или братстве ( tariqa ) может совпадать с суннитской или шиитской идентичностью мусульманина. В Турции существует множество орденов и общин, основанных на суфийской традиции.

Суфизм подчеркивает возможность познания Бога посредством эйфорического поклонения и других практик. Они концентрируются на различных формах ритуальных моделей медитации, таких как песнопения ( зикр ). Суфийские дервиши ордена Мевлеви практикуют форму активной медитации, когда они кружатся на месте во время церемонии поклонения (9).0010 сема ). Этот турецкий орден стал очень известен во всем мире, и многие люди собираются, чтобы посмотреть на суфийское кружение ( семазе н).


Алевиты

Алевиты являются крупнейшим религиозным меньшинством в Турции. Хотя размер их населения является предметом споров, согласно последним статистическим данным, их численность составляет от 20 до 25 миллионов человек. 3 Алевиты технически являются частью шиитской конфессии, хотя их толкование ислама отличается от шиитских общин в других странах. Их религиозная традиция сочетает ислам с элементами турецкой культуры.

Их религиозная практика также внешне отличается от суннитского большинства Турции. Например, алевиты не постятся во время Рамадана, а постятся во время Десяти дней Мухаррама (в память о смерти шиитского имама). Они также не кланяются во время молитвы, как сунниты. В учениях алевитов большое внимание уделяется взаимной помощи без обязательной практики формальной милостыни. Они также собираются в другом месте отправления культа, известном как « cemevis », вместо мечетей.

Алевитское население Турции можно разделить на четыре категории на основе языковых групп: азербайджаноязычные, тюркоязычные, арабоязычные, тюркоязычные и курдоязычные. Каждая из этих дополнительных групп отражает определенную религиозную и культурную самобытность веры алевитов. Говорящие на турецком и курдском языках составляют самую большую группу алевитов.

_____________________

1 Международная группа по правам меньшинств, 2018 г.

2 Pearson, 2018 г.

3 Международная группа по правам меньшинств, 2018 г.

Религия и ислам в Турции

Последнее обновление 4 апреля 2023 г.

Турция была домом для всех трех великих раскрытых религии — Judaism, христианство и и . Ислам — на века.

99% населения Турции сегодня составляют мусульман , а история Турции в основном состоит из исламского народа , их империй, архитектуры, искусства и литературы.

Стамбул также является исторической резиденцией Вселенского Константинопольского Патриархата  и до сих пор имеет ряд действующих православных церквей.

Римско-католическая церковь имеет несколько церквей и деятельность, как и небольшие группы протестантов .

Ассирийская православная церковь , возглавляемая патриархом, проживающим в Дамаске, Сирия, имеет несколько действующих церквей и монастырей на юго-востоке Турции недалеко от Мардина.

Еврейская община Турции уходит своими корнями в далекое прошлое, когда Анатолия была римской провинцией Малой Азии. Святой Павел  родился в еврейской семье в римском городе  Тарсус  на восточном средиземноморском побережье Турции. Но большинство турецких евреев ведут свое происхождение от притока сефардов из Испании и Португалии в конце 15 века. Изгнанные со своей родины испанской инквизицией  года  года, они нашли убежище и процветание в Османской империи.

Поскольку в природе большинства религий заложена вера в то, что их учение — и только его учение — является истинным , а все остальные являются либо ошибочными  либо откровенно ложными , были времена, когда верующие разных религий не ладили.

Но в целом история религиозной терпимости Турции является образцовой. (Хорошим примером являются Мевлеви («крутящиеся» дервиши).

В Османской империи каждая религиозная община насчитывала автономен во внутренних делах и мог применять свой собственный религиозный закон в своих собственных судах. Глава каждой общины — главный раввин (Хахамбаши) , православный патриарх и т. д. — отвечал перед султаном за хорошее поведение своей общины.

С приходом этническо-религиозного национализма  в 19 веке этот многоконфессиональный османский modus vivendi был разрушен. Османская система рухнула, уступив место более или менее однородной национально-религиозных национальных государств , таких как Армения, Болгария, Греция и Израиль.

К концу 20-го века многие турецкие граждане-немусульмане эмигрировали в те или иные страны, оставив только

небольших меньшинств  там, где когда-то были большие, процветающие общины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *