Религия в Турции. Кратко об исламе в Турции
Туристам полезно знать что, несмотря на провозглашение Турции светским государством, большинство населения страны является верующими людьми.
Сегодня на территории Турции прочно доминирует ислам и только десять процентов населения придерживаются других вероисповеданий, например, христианства. Надо подчеркнуть, что религия в Турции это важнейший и неотъемлемый элемент жизни общества. Кстати, мусульманин, т.е. человек верующий в бога Аллаха, должен покорно придерживаться нескольких важных правил поведения. Рассмотрим их по-порядку.
Религия в Турции не позволяет мусульманину употреблять в пищу свинину, распивать спиртные напитки, увлекаться игрой в азартные игры (карты, казино, игральные автоматы). Кроме того, истинный мусульманин должен пять раз в день произносить молитву во имя Аллаха и соблюдать очень тяжелый, полный существенными ограничениями, пост во время священного месяца, называемого в Турции «Рамадан».
Как и в любой другой религии, так в исламе существует некая священная книга, которая бесспорно считается первоисточником важнейших сведений для мусульман. Мусульмане такой книгой считают Коран, который архангел Джебраил передал пророку Мухаммеду Аллахом.
Эта книга написана на арабском языке в особой стихотворной форме, однако, не предполагающей рифмование. Существуют трактования Корана на турецком языке, поскольку далеко не каждый гражданин Турции владеет арабским языком. Фактически Коран является для каждого турка сводом правил поведения настоящего мусульманина в повседневной жизни.После провозглашения в Турции светского государства произошли сильные изменения в обществе. В 1928 году первый президент республики Турция Мустафа Кемаль Ататюрк подписал указ, согласно которому ислам престал быть государственной религией в Турции. Можно согласиться с тем, что последующее реальное отделение религии от государства Турция привело к существенному упрощению свода правил поведения мусульманина. Например, были отменены пять обязательных молитв или намазов. Теперь мусульманин может довольствоваться всего двумя намазами. Кроме того, женщины могут позволить себе снять паранджу и ходить в плащах, брюках и платках.
Кстати, в Стамбуле молодые турчанки одеваются вполне по-европейски, за исключением красивого головного платка. Несмотря на запреты религии, многие турки употребляют легкий алкоголь, но при этом весьма умеренно. Правда, не изменились правила запрета употребления в пищу свинины. Кроме того, обязателен обряд обрезания у мальчиков, который происходит обычно в 12-14 лет. Тем не менее, текущее правительство Турции вновь уделяет серьезное внимание религии. За последние годы число вновь возведенных мечетей в стране поражает воображение. Широко бытует мнение, что послабление следованию Корана в Турции произошло только в Стамбуле, Анкаре и Измире, а также в городах курортной зоны Средиземноморья. В центральной части страны женщины и совсем не снимали паранджу.
Туристы в стране и мечети
Некоторые россиянки, находясь на отдыхе на юге страны, весьма пренебрежительно относятся к религии в Турции и культурным традициям страны. Они считают для себя допустимым хождение вне курортной зоны (отелей) в купальниках-бикини и прозрачном парео, что считается для мусульманина грубейшим нарушением религии в Турции (ислама).
Турки никогда не препятствуют посещению мечети представителями других конфессий или
т.н. «неверными», однако разрешают находится только в небольшом огороженном помещении,
при входе здание. Кроме того, существует негласный дресс-код, который нужно
обязательно соблюдать. При входе в здание мечети нужно обязательно снять обувь.
Внутри здания существуют полки для временного бесплатного хранения обуви. Женщины
обязательно должны покрыть голову платком. Более того, одежда должна закрывать
плечи и ноги женщины. Кстати, фотографирование людей, которые совершают намаз,
религия в Турции запрещяет!
Полезные статьи: некоторые мечети Стамбула
Мечети Стамбула
Статьи о наиболее популярных мечетях Стамбула
Голубая мечеть
Мечеть Султанахмет. А почему ее называют голубой?
Мечеть Айя София
История о музее, который превратили в мечеть
Сулейман — ие
Одна из красивейших мечетей султана Сулеймана I
Мечеть Баязид
Мечеть, построенная во имя второго султана Стамбула
Мечать Эйюп
Намоленное место хаджа мусуьлман со всего мира
что угрожает секуляризму – DW – 17.10.2021
РелигияТурция
Даниэль Беллют | Наталья Позднякова
17 октября 2021 г.
Управление по делам религии в Турции становится все более могущественной структурой. Критики говорят о том, что его глава пытается ликвидировать четкое разделение между религией и государством.
https://p.dw.com/p/41aLwАли Эрбас, глава управления по делам религий в ТурцииФото: DHAРекламаГлава турецкого управления по делам религий (Diyanet) Али Эрбас известен своим консервативным толкованием ислама и взглядами, которые для многих турок уже не соответствуют времени. То, что Эрбас возложил вину за пандемию COVID-19 на гомосексуалов и тех, кто решился на развод, было лишь одним из его сомнительных высказываний, вызвавших шквал критики. Тем не менее с 2017 года Эрбас как главный исламский авторитет играет все большую роль в турецком обществе.
Его самым громким выступлением стала церемония открытия мечети в соборе Святой Софии в июле 2020 года, которую он вел. Во время своей пятничной проповеди Эрбас держал при себе меч. Жест, который основан на османской традиции, возмутил часть общества. Многие усмотрели в этом осознанный уход от республиканского наследия Турции.
Курсы изучения Корана для дошкольников
С тех пор Эрбан стал самым важным рупором консервативных сил страны. Сейчас управление по делам религий под его руководством требует, чтобы перед школой дети в возрасте от 4 до 6 лет посещали обязательные курсы изучения Корана.
Эрбас на церемонии открытия мечети Фото: DHAЧтобы достичь этой цели, ведутся переговоры с министерствами образования и науки. Между тем к данной идее многие отнеслись критически, несмотря на то, что президент Реджеп Тайип Эрдоган все время повторяет, что хочет видеть будущее поколение более религиозным, воспитанным на исламско-консервативных ценностях.
Ведомство Эрбаса также пытается вмешаться в мир цифровых технологий: в публикации под названием «Этика соцсетей» управление по делам религий выступает за то, чтобы регулировать соцсети с помощью исламских структур, выступающих в роли судей, и с их помощью наказывать за неправильное поведение, если закон этого не предусматривает. Турецкое руководство в настоящий момент пытается усилить свое влияние в интернете.
«Ислам должен быть в каждой сфере»
Две недели назад Эрбас вместе с Эрдоганом открывал ежегодную церемонию для судей в Турции. Впервые в истории страны она сопровождалась молитвой, которую произнес глава управления по делам религий.
Али Эрбас и Реджеп Тайип ЭрдоганФото: Präsidialamt für Kommunikation/Iletisim BaskanligiДля оппозиции и либеральных сил растущее влияние ведомства является сигналом того, что принцип отделения религии от государства в Турции начинает размываться. Но Эрбас лишь поддерживает усиление роли своего ведомства: «Почему религия не должна быть видимой частью общества?». Он выступает за то, чтобы ислам присутствовал в каждой сфере жизни общества, в том числе и в правосудии.
«Война с секуляризмом в Турции»
Журналист Бурчу Каракас, изучающий деятельность управления по делам религий, наблюдает за этой тенденцией с тревогой: «Слова Эрбаса показывают, что государство с помощью религии хочет регулировать публичную сферу. Если раньше полномочия этого ведомства заключались в том, чтобы проводить богослужения, то теперь они стали намного шире. Правительство ведет войну с секуляризмом и использует в ней эту организацию как инструмент».
Признаком растущего влияния управления по делам религий является и значительный рост бюджета этой организации. В 2021 году он составляет 12,9 млрд лир, в то время как 10 лет назад — всего 3 млрд. На этом фоне были продлены и полномочия Эрбаса, 8 октября он был вновь назначен на пост главы организации.
Смотрите также:
Как собор святой Софии в Стамбуле стал из музея мечетью
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакциюРекламаПропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницуЯвляется ли Турция мусульманской страной 2023
Наведите курсор мышиНажмите на плитку, чтобы узнать подробности.
В Турции большинство населения составляют мусульмане: около 99% турок являются мусульманами, а оставшиеся 0,1% являются христианами или приверженцами других официально признанных религий, таких как иудаизм.
Итак, Турция — мусульманская страна?
Хотя ислам является основной религией в Турции, ее конституция провозглашает страну скорее светским государством.
Ислам, господствующая религия в Турции
Несмотря на то, что Турция официально не является мусульманской страной, ислам является заметно значимой силой и доминирующей религией. Ранее управляемая как суннитское исламское государство в составе Османской империи, страна имеет глубокую исламскую историю. Впечатляющие исламские здания и памятники по всей стране являются видимыми напоминаниями об этой истории.
Хотя не все мусульмане строго исповедуют свою религию, по всей Турции существует высокий уровень религиозных верований. Исламская преданность проявляется в повседневной жизни. «Машаллах» (Слава Богу) — это обычная фраза в непринужденной беседе, а призыв к молитве звучит эхом из мечетей по всей стране пять раз в день.
Примерно 70% исламской религии в Турции исповедуют суннитскую ветвь и не менее 25% принадлежат к шиитскому исламу, в основном к алевитской вере и некоторым менее распространенным идеологиям, таким как суфийское поклонение кружащимся дервишам.
Другие религии в Турции
Оставшееся население принадлежит к другим религиям, в частности к христианским конфессиям, включая сирийское православие, восточно-православное, армяно-апостольское, протестантское и католическое.
Иудаизм, состоящий из 90% евреев-сефардов и 10% ашкеназских, марранских и караимских общин иудаизма.
Сегодня в Турции насчитывается от 120 000 до 320 000 христиан, принадлежащих к различным конфессиям, и около 30 000 евреев, большинство из которых проживает в Стамбуле, Турция. В стране также есть множество важных мест для христианства и иудаизма.
Несмотря на то, что неверие встречается редко, некоторые религиозные и светские чиновники заявляют, что среди турецкого народа растет деизм и атеизм.
Религиозные группы в стране остались терпимыми и в хороших отношениях, даже если сегодня Турция кажется менее космополитичной.
Турция как светское государство
Турция имеет светскую конституцию, без официальной государственной религии. В течение 20-го века в стране сложилась глубокая традиция секуляризма, сравнимая с французской моделью лаицизма, с той лишь разницей, что Турция публично контролирует ислам через Государственное управление по делам религий.
Конституция штата признает свободу вероисповедания человека. Религиозные общества находятся под юрисдикцией и защитой государства и не могут создавать религиозные институты или участвовать в политических делах, таких как создание религиозной партии.
Хотя ни одна политическая партия не может утверждать, что она представляет определенную веру или религиозные убеждения в Турции, религиозные чувства обычно представляют консервативные партии.
В течение нескольких десятилетий ношение теополитических символических предметов одежды, таких как религиозные головные уборы (например, мусульманский хиджаб), было запрещено в общественных местах, таких как военная или полицейская служба и университеты.
Тем не менее, вопрос о том, что Турция становится менее религиозной, стал предметом различных юридических споров. Это вызвало растущее разделение между более консервативными мусульманами и теми, кто твердо верит в государство.
Понятно, что Турция находится в состоянии исторических волнений, но пока страна остается светской.
Итак, как нам ответить на вопрос «является ли Турция мусульманской страной?»: Турция — светская страна, только в ней проживает большинство мусульманского населения.
Является ли Турция мусульманской страной 2023
Является ли Турция мусульманской страной 2023
Мусульманское большинство Турция становится менее религиозной, согласно опросу: NPR
Люди наслаждаются днем на площади Эминёню в Стамбуле в январе. Недавнее исследование личных убеждений и образа жизни в Турции, где преобладает мусульманское население, показало, что меньшая часть людей считает себя религиозными. Бюлент Килич/AFP/Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок Бюлент Килич/AFP/Getty ImagesЛюди наслаждаются днем на площади Эминёню в Стамбуле в январе.
На протяжении большей части последних двух десятилетий Турцией управляла партия, пропитанная политическим исламом. Поэтому, когда один из опросов общественного мнения недавно исследовал личные убеждения, был сделан примечательный вывод: уровень благочестия не изменился или даже снизился по сравнению с тем, что было десять лет назад.
Очевидный сдвиг не сейсмический, но турки говорят о том, куда движется их страна.
Опрос, проведенный социологом Konda, является продолжением аналогичного опроса в 2008 году, и компания разбила результаты каждого из них, чтобы проиллюстрировать сравнение.
В то время как некоторые считают изменения десятилетие спустя естественным прогрессом, турецкие аналитики говорят, что сдвиг может быть негативной реакцией, особенно среди молодежи, на религиозного президента и его стремление сформировать то, что он называет «благочестивым поколением».
Вера снизилась, религиозное образование выросло
Процентное изменение по многим вопросам не является драматическим: число респондентов, идентифицирующих себя как «набожные», снизилось с 13 процентов в 2008 году до 10 процентов в 2018 году, а тех, кто выбрал «религиозное», упал с 55 до 51%. Цифры для «неверующих» и «атеистов», которые едва регистрировались в 2008 году, сейчас составляют 2 и 3 процента соответственно.
Однако число респондентов, называющих себя «религиозными консерваторами», значительно сократилось — с 32 до 25%. А тех, кто говорит, что они постятся во время священного для мусульман месяца Рамадан, стало меньше с 77 до 65 процентов.
Могут меняться и другие социальные обычаи. Согласно опросу, доля респондентов, считающих, что мужчина и женщина должны вступить в религиозный брак, чтобы жить вместе, по-прежнему составляет подавляющее большинство, но она снизилась на 5 процентных пунктов до 74 процентов.
Так почему же кажется, что процент самопровозглашенных верующих вообще снижается, даже когда избиратели продолжают переизбирать политических лидеров, которые привносят свои набожные мусульманские убеждения в свою политику?
Аналитики говорят, что президент Реджеп Тайип Эрдоган и его Партия справедливости и развития начинали с сильного внимания к экономике, что привлекало электорат. Со временем использование его администрацией государства для продвижения религии стало более резким.
В официальном видео 2017 года Эрдоган отметил бурный рост государственных религиозных школ имама Хатипа, подобных той, которую он посещал в детстве. На момент создания видеоролика в школах Турции обучалось около 1,3 миллиона учащихся.«Отсюда выросли мэры», — сказал Эрдоган, добавив, что «выросли члены парламента, выросли министры и премьер-министры и даже выросли президенты» с религиозным образованием.
Снятие крышки головки
Бусра Джебеджи, 25-летняя журналистка, принадлежит к турецкому поколению, у которого на протяжении большей части жизни членов правительства был только один лидер. Предоставлено Муратом Байрамом скрыть заголовок
переключить заголовок Предоставлено Муратом БайрамомБусра Джебеджи, 25-летняя журналистка, принадлежит к турецкому поколению, в котором на протяжении большей части жизни членов правительства был только один лидер.
Предоставлено Муратом БайрамомБусра Джебеджи, 25-летняя журналистка, принадлежит к турецкому поколению, у которого на протяжении большей части жизни был только один лидер. Эрдоган пришел к власти, сначала в качестве премьер-министра, в 2003 г.
Беседуя с NPR в стамбульском кафе, Чебечи объяснила, что ее воспитали в убеждении, что хиджаб — это подходящая одежда для турецкой женщины, и что, когда она была подростком, она надела его без протеста.
Но у нее начали возникать вопросы. Она вспоминает, как жарким майским днем несколько лет назад репетировала перед школьным представлением и беспокоилась о том, что может перегреться.
«Помню, было очень жарко», — говорит она. «Поэтому я сказал маме: «Может, мне снять этот шарф», и она начала кричать на меня. Я не снял его».
Когда она уехала в колледж в Конье, консервативном турецком городе с большим количеством студентов, она вспоминает долгие разговоры с друзьями о снятии шарфов. И вот однажды она приняла решение.
«Я смотрела в зеркало и не видела себя», — говорит она. «Однажды я зашла внутрь, сняла шарф и вышла без него. И это был мой первый день».
Она говорит, что ее отцу потребовалось два года, чтобы снова заговорить с ней, но со временем ее родители привыкли к этому.
Недавний опрос об образе жизни не предполагает, что большинство женщин специально меняет свои обычаи ношения хиджаба, но он отмечает небольшое сокращение числа женщин, которые говорят, что вообще носят какой-либо головной убор.
Более религиозное правительство, менее религиозное население?
Аналитики говорят, что снижение религиозного поведения в Турции, несмотря на попытки правительства поощрять его, не должно вызывать удивления.
«Очень активные и дорогостоящие усилия правительства по продвижению религиозности», по-видимому, не приносят большого эффекта, сказал Мурат Сомер, профессор политологии и международных отношений в Стамбульском университете Коч, в электронном письме NPR.
Вообще, говорил он, «государственный контроль и государственное обеспечение религии обычно отдаляют людей от религиозности».
В то время как опрос отмечает, что доля респондентов, которые регулярно молятся, несколько выше, число тех, кто говорит, что они постятся во время Рамадана, сократилось на 12 процентных пунктов.
Сомер говорит, что он также заметил, что публичные религиозные действия, такие как посещение пятничной молитвы, продолжаются, в то время как более личные действия, такие как пост, сокращаются. Он объясняет это тем, что религия «становится более публичной, но в то же время более поверхностной в Турции».
Аналитик Сонер Чагаптай из Вашингтонского института ближневосточной политики говорит, что точно так же, как основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк заставил постосманскую Турцию встать на светский, прозападный путь, Эрдоган возвысил турецкие и османские традиции над западными ценностями, и благочестие над секуляризмом.
Эрдоган сказал, что он стремится создать «благочестивое поколение», которое будет «работать для строительства новой цивилизации».
Это, по словам Чагаптая, вызывает негативную реакцию среди молодежи.
«И я думаю, что опросы показывают, что из-за того, что Эрдоган заменил власть властью своей собственной идентичностью этого консервативного, религиозного политика, многие молодые турки реагируют на это», — говорит он.
Если эти опросы указывают на реальную тенденцию, говорит Чагаптай, это может означать, что усилия Эрдогана по созданию более религиозной Турции имеют неприятные последствия.
«Поэтому я думаю, что Эрдоган, возможно, по иронии судьбы делает Турцию менее религиозной, когда он думал, что сделает ее более религиозной, возглавив ее», — говорит он.
Опять же, это менее религиозное, а не светское большинство.
«Я не ненавижу ислам, — говорит журналист Чебеджи. Но она добавляет: «Я стала светской не потому, что перестала носить хиджаб; я уже становилась светской, продолжая носить его. Моя реакция была на политику правительства, попытки создать новое, консервативное поколение — вот что я был против».