Армяне: какая религия и вера в Армении | Кто они католики или православные?
Коротко о религии в Армении
Прочитав статью, вы охватите весь религиозный спектр Армении, за 15-19 минут.
История культуры армянского народа берёт своё начало с глубокой древности. Вероисповедание, традиции, уклад жизни продиктованы религиозными взглядами армян. Постараемся разобраться, какая вера у армянского народа, когда произошёл переход от язычества к христианству, чем армянское христианство отличается от русского православного.
Содержание статьи:
Религия в Армении
- 1. Какая религия в Армении
- Кто по вере армяне? Что они думают о Христе?
- 2. Какое христианство в Армении православное или католическое
- Религия армян в чем отличие от православия
- Основные отличия Армянской Церкви от других Ортодоксальных Церквей обычаи
- Армения до и после принятия христианства (историческая справка)
- Древняя Армения
- Проникновение христианства на территорию Армении
- Переход из язычества в христианство
- Борьба за религию
- Основание Армянской Церкви
- Отпадение от Православия
- Мусульманское иго
- Армянская Церковь сегодня
- Особенности Армянской апостольской церкви
- Место армянской церкви в христианском мире
- Армянский обряд
- Структура армянской церкви
- Армянский церковный календарь
- Религия армян в России
- Армянская католическая церковь
- Венецианская Армения
- Где живут армянокатолики
- Официальная религия жителей Армении
- Республика Армения
- Статистика о религиях в Армении
- Другие религии страны
- Буддизм
- Езидизм
- Иудаизм
- Ислам
- Молокане
- Язычество
- Атеизм
- Православные христиане в Армении
- Свобода вероисповедания в Армении
- Армения и Азербайджан религия
- Армяне и грузины религия
- Монастыри Армении — очаги культуры и науки
- Сколько раз армяне меняли религию
Армянская церковь является одной из древнейших христианских общин. Более того, Армения стала первым государством, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это произошло в 301 году, когда святитель Григорий Просветитель убедил правителя Армении Тиридата Великого принять христианство.
Какая религия в Армении
Большинство армян принадлежат к христианам. Однако, их вера несколько отличается от православной, католической и протестантской религии. На сегодняшний день порядка 95% населения страны, которое по численности составляет около трёх миллионов человек, относят себя к членам христианской общины с официальным названием «Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь». Остальные 5% населения проповедуют восточное православие, протестантизм, ислам, иудаизм, езидизм, либо являются атеистами.
Кто по вере армяне? Что они думают о Христе?
Современные армяне апостольского толка причисляют себя к христианам, которые признают в Иисусе Христе одно лицо, одну ипостась и одну природу. Армянская григорианская апостольская церковь (АГАЦ) настаивает, что божество Христа поглотило его человеческую природу. Для неё не имеет значения утверждения отдельных отцов о наличии плоти Христа. В АГАЦ признают тело христово не единосущным плоти человека, а нетленным и бесстрастным, и эфирным, и несотворённым, и небесным, и совершавшим всё, что свойственно телу не на самом деле, а в воображении.
Какое христианство в Армении — православное или католическое
Когда говорят об армянской церкви, предполагают её автономность и отличие как от православия, так и от католицизма. Исторически сложилось, что всё это — разные ветви христианства, поэтому есть ряд отличий в обрядах и вероучениях. Армянская относится к Древневосточным церквям или Дохалкидонским. Однако, в Армении проживают и православные христиане, и католики.
Справка: Армянский патриарх называется католикос, что означает высший соборный предстоятель, но к католицизму данный факт не имеет никакого отношения.
Религия армян — в чем отличие от православия
Православие признаёт все 7 Вселенских соборов. Армянская церковь — только три первых дохалкидонских вселенских собора:
- В Никее в 325 году;
- В Константинополе в 381 году;
- В Эфесе в 431 году;
Главной особенностью армянской церкви, отличающей её от православной, является признание только лишь божественной сущности Иисуса Христа, тогда как православие признаёт обе сущности — божественную и человеческую.
Какие ещё догматические установки отличают армянскую церковь от православной?
- В Армянской церкви на литургии используется пресная просфора Ншхар, а в Православной — квасная;
- Крестное знамение армяне осуществляют слева направо, так же, как и католики, тогда как православные — справа налево;
- На армянским кресте редко можно увидеть распятие Христа, зато там есть растительные элементы — ветви и листья, которые символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть;
- В отличие от Православных, в армянских храмах нет иконостаса, и все священнодействия на алтаре совершаются на глазах молящихся, кроме служб на Страстной Седмице;
- Все христианские праздники православные верующие отмечают согласно юлианского численника, а армяне — по григорианскому календарю. Соответственно, Рождество и Пасха наступают в разные дни;
- В ААЦ 5 высших духовных степеней и санов. Католикос — это высший сан, далее идут епископ, священник, дьякон и чтец. В православии лишь 3 высших сана: епископ, пресвитер и дьякон;
- Пост у армян начинается за 70 дней до Пасхи и длится 5 дней, он носит название Арачаворк.
- В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется пробовать сыр и яйца по воскресеньям;
Основные отличия Армянской церкви от других ортодоксальных церквей
Религия армянского народа своеобразна, она словно бы находится в иной плоскости христианства. Армянская Апостольская Церковь близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают картин, а службу сопровождает орган. Все богослужения в ААЦ традиционно ведутся на древнеармянском языке — грабаре. В русской церкви литургическим языком является церковнославянский, а в католической — латинский и национальные церковные языки.
Армянские христиане не молятся перед иконами, в церквях находится лишь малое их количество. В своих домах верующие обращаются с молитвой к распятию Христа. в молитвенных словах и песнях в Армянской церкви превозносится лишь одно из лиц триединого Бога, в то время как в русской православной церкви славится вся Божественная Троица. Церковные праздники ААЦ проходят согласно григорианского календаря и, чаще всего, совпадают по датам с католическими.
Армения до и после принятия христианства
История возникновения армянского народа уходит корнями в древнейшие времена. Сегодня большинство армян являются приверженцами христианской религии, но так было не всегда.
Древняя Армения
В древности, до принятия христианства, у армян имелся обширный список языческих богов и покровителей. В отличие от славянского, армянское язычество оказалось неплохо задокументировано. Об обрядах тех времён писали армянские, римские и греческие авторы.
Высшей силой, сотворившей Небо и Землю, а также других богов и человека, являлся главный бог-демиург Ар или Арарич. Другими языческими Богами, которым поклонялись древние армян, были:
- Ваагн — бог Огня и войны;
- Анаит — богиня-мать;
- Астхик — богиня любви;
- Митра Арамазд — бог солнца;
- Тир — бог мудрости;
В античную эру боги армянского пантеона ассоциировались с греческими богами. Например, Анаит — с богиней охоты Артемидой, Арамазд — с Зевсом. Своим языческим богам древние армяне строили большие храмы. Почти все они были уничтожены после принятия христианства, уцелел только лишь один храм в Гарни. Он был построен в эллинистическом стиле и полностью отреставрирован в 1970 году. Также армянский народ верил демонов и духов: каджи и вишапов, демонов воды, ветра и бури.
Справка: У родников и рек армянские язычники ставили огромные каменные изваяния в форме рыб. Некоторые из этих сооружений сохранились до наших дней.
Проникновение христианства на территорию Армении
Согласно древних преданий, христианское вероучение начало проникать на территорию древней Армении уже в I веке от Рождества Христова. Распространению вероучения способствовал ряд внутренних и внешних факторов. К примеру, в то время христианство получило широкое распространение в соседних с Арменией странах: Каппадокии, Осроены, Адиабене. Торговые, политические и культурные связи с этими странами благоприятствовали проникновению христианской религии в Армению. Первыми проповедниками и носителями христианской религии были апостолы Фаддей и Варфоломей, появившиеся на территории Армении примерно в 43 г. н.э. Придя из Ассирии, они крестили семьи князей и обычных людей и известны как «Просветители армянского мира».
Первые христианские общины зародились в начале II века.
Переход из язычества в христианство: крещение Армении
В летописи Агатангехоса «История армян» говорится, что принятие христианства государственной религией Арменией связано с именем царя Тиридата III и парфянина Святого Григория Просветителя. За отказ поклоняться языческим богам, царь заточил Григория Просветителя в яму на 14 лет. Также гонения христиан со стороны Тиридата III связано с именами блаженных Рипсемэ, Гаяне и тридцати двух монахинь. Расправа над ними была очень жестокой. После таких деяний, царь впал в безумие. И только после того, как Тридата убедили освободить Григория, он был исцелён этим святым. В благодарность царь принял крещение, а Григорий Просветитель был рукоположен в католикосы Армянской Апостольской церкви. В 301 году нашей эры произошло Крещение Армении и Христианство стало в стране государственной религией.
Борьба за религию: борьба с Персией за христианскую веру
В течение первых двух веков христиане в Армении были вынуждены тайно проповедовать своё вероисповедание, поскольку государственной религией оставалось язычество и его последователи составляли большинство населения. Христиане подвергались насилию и преследованию сначала со стороны персидских царей Сасанидов, затем арабов, которые принуждали армян отрекаться от веры во Христа и исповедовать веру своих победителей. Так, 330-340 гг. персидский царь Шапух II усилил гонения на христиан. Десятки тысяч мучеников погибли в этот период. До конца IV века Персия с помощью огня и меча пыталась насильственно обратить Армению в зороастризм, но армянскому народу удавалось отстоять право на исповедание Христианства.
Ярким примером вооружённой самозащиты армянских христиан стала Аравайская битва, прошедшая в 451 году. 66 тысяч армянских воинов, стариков, женщин, монахов встали против двухсоттысячной персидской армии. Тогда армянское войско потерпело поражение и понесло большие потери. Персы увели в плен многих армянских священнослужителей во главе с католикосом, захватили и разорили страну. Однако, Христианство сумело выжить и в течение 30 лет армяне продолжали отстаивать свое право исповедовать христианство в борьбе с Персией. В 484 году был подписан Нварсакский мирный договор между Персией и Арменией, признающий право армянского народа на свободу исповедания христианства.
Основание Армянской Церкви
После того, как царь Тиридат III в религиозном отношении отмежевался от сасанидского Ирана, стремившегося подчинить Армению, произошло принятие Арменией Христианства в качестве государственной религии. Практически сразу было решено воздвигнуть духовный центр ААЦ. В 303 году нашей эры был построен Эчмиадзинский собор, который стал местопребыванием верховного патриарха и католикоса, а также религиозным центром и местом паломничества всех армян.
Все святыни языческих идолов постепенно были разрушены, а на их местах были воздвигнуты христианские церкви и монастыри.
Отпадение от Православия
Разрыв с православием у представителей армянской церкви возник в вопросе о соединении двух природ во Христе — Божественной и человеческой. Первые разногласия стали проявляться в VI веке. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, сторонники которой отрицали в Иисусе Христе сочетание божественного и человеческого начала. Но на 4 — том Халкидонском Соборе эту точку зрения признали ложным течением, монофизитской ересью. Однако, с той поры Апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, поскольку она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как все православные христиане.
Важно! Несмотря на противоречия, ААЦ формирует в своих учениках веру и сплоченность, учит с почтением и терпением относится к другим религиозным течениям.
Мусульманское иго
В своей истории Армения переживала много войн и потрясений. В середине VII века Армения была захвачена арабами, в XI веке над большой территорией страны контроль был захвачен турками-сельджуками. Затем страна находилась отчасти под управлением Грузии, а отчасти — под контролем монголов. Вплоть до XIX века в Армении продолжалось мусульманское иго, пока в результате победных для России войн, в 1878 года восточная часть Армении вошла в состав Российской империи. В Османской же империи армянский народ продолжал подвергаться репрессиям, которые в 1915–1921 годы превратились в настоящий геноцид. Турками в те годы было зверски истреблено около миллиона армян.
Армянская Церковь сегодня
Как и прежде, духовным центром всех армян, остаётся собор Эчмиадзин, который расположен в 20 километрах от Еревана. Первоиерархом ААЦ является Католикос всех армян, Верховный патриарх Армянской Апостольской Церкови. В его ведении состоит 4 патриархата.
Четыре патриархата Армянской Апостольской Церкви
- Эчмиадзинский католикосат, находящийся в Армении;
- Киликийский католикосат, в который входят епархии Ливана, Кипра и Сирии;
- Константинопольский патриархат, к нему относятся церкви Турции и Греции;
- Иерусалимский патриархат, в него входят епархии Израиля и Иордании.
Это интересно! Несмотря на схожесть названий «католикос» и «католицизм», к католической вере первоиерарх Армянской церкви никакого отношения не имеет.
Христианство Армении: особенности Армянской апостольской церкви
Армянская Апостольская Церковь называет себя истинно христианской, принявшей веру от Иерусалимской и Византийской Церквей. Однако, сохранить христианское вероисповедание в первозданном виде армянской церкви не удалось. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от Византийской, что кардинальным образом повлияло на историю страны, её политическую и общественную деятельность.
Литургические особенности Армянской Апостольской Церкови:
- Для причащения используется опресночный хлеб, а вино не растворяется водой;
- Литургия осуществляется по воскресеньям и по особым случаям;
- Миропомазание совершается сразу после крещения;
- Таинство соборования проводится только над священнослужителями и сразу после смерти.
Место армянской церкви в христианском мире
Армянская диаспора считается весьма многочисленной в христианском мире. Епархии ААЦ расположены на всех континентах, а количество зависит от числа верующих в отдельно взятой стране. К примеру, на территории Африки ААЦ представлена лишь одной епархией, в то время, как в Европе их больше десяти. В России обоснованы Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России. Современная Православная церковь России поддерживает дружеские отношения с Армянской Апостольской Церковью. Но евхаристического диалога ААЦ и РПЦ все же не имеют. А это подразумевает под собой невозможность православному человеку молиться в армянском христианском храме.
Армянский обряд в церкви
Одним из важнейших обрядов, характерным только для армянского христианства, является Матах, или приношение в благодарность к Богу. Смысл состоит в приношении милостыни бедным или больным людям. Любой желающий в качестве какой-либо просьбы или благодарения Бога может дать Матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся. Причём, родных или богатых людей приглашать на Матах запрещено.
Структура армянской церкви
Высшую ступень иерархической лестницы в ААЦ занимает Католикос. В его власти: благословение новых законов и новых праздников, освящение миро, основание новых епархий. Следующий церковный сан — это епископ, он обязан принять монашеский постриг и иметь учёную степень. Епископы возглавляют епархии.
Основное звено церковной жизни составляют священники. Они ответственны за духовное воспитание верующих, совершение богослужений и осуществление Таинств. Дьяконы и чтецы призваны оказывать помощь священникам.
Армянский церковный календарь
Так же, как и католики, последователи армянского христианства придерживаются григорианского летоисчисления. Большинство праздников армянского церковного календаря являются переходными, то есть отмечаются в определенный день недели. Соответственно, дата празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла ААЦ является Пасха, или, по-армянски — Затик. День рождения Христа армяне отмечают, согласно христианского порядка — 6 января.
Религия армян в России
Уже много веков между Армянской Апостольской Церковью и русским православием нет церковного единства, но это не разрушает близость духовных идеалов и общую систему ценностей. Крупнейшая армянская диаспора в России имеет богатую историю, продолжающуюся уже более двухсот лет. В ряде крупных городов на юге России воздвигнуто множество армянских церквей. На территории РФ зарегистрированы 27 общин ААЦ, они входят в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии с центром в Москве. Армяне в России продолжают традиции Армении и относятся к Армянской Церкви.
Армянская католическая церковь
Официально Армянская католическая церковь представляет собой общину людей, отколовшихся от ААЦ и перешедших в католики. Число последователей Армянской Католической церкви в настоящее время — около 740 тысяч. Богослужение у армяно-католиков происходит по армянскому обряду.
Венецианская Армения
В южной части Венецианской лагуны находится небольшой остров Сан-Ладзаро-дельи-Армени, один из мировых центров армянской культуры. В 1717 году армянский католический монах Манук ди Пьетро основал здесь общину, которая построила на острове монастырь, библиотеку, церковь. В настоящее время монахи проводят для желающих экскурсии по острову.
Где живут армянокатолики
В настоящее время больше всего армянокатоликов проживают в Бейруте (Ливан), Алеппо (Сирия), в Грузии, Ираке. В мире их насчитывается чуть более одного миллиона человек.
Официальная религия жителей Армении
Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.
Республика Армения
Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2020 года составляет около 3 миллионов человек.
Статистика о религиях в Армении
Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:
- 95% населения принадлежит к ААЦ;
- 1% — к протестантам;
- 0,5% — к католикам;
- 0,5% — православные;
- 0,3% — езиды;
- 0,25% — мусульмане;
- 0,23% — иудаисты;
- 0,2% — бахаисты;
- 1,22% — атеисты;
Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.
Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении
Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.
Буддизм
В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.
Езидизм
Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».
Иудаизм
Около 3 тысяч иудеев проживают в Армении, в основном — в Ереване.
Ислам
Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.
Молокане
Представителей молоканской религии насчитывается в стране порядка 2500 человек.
Язычество
Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.
Атеизм
Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.
Православные христиане в Армении
На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.
Свобода вероисповедания в Армении
Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.
Армения и Азербайджан религия
Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.
Армения и Грузия религия
Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.
Монастыри Армении — очаги культуры и науки
Многочисленные древние монастыри, храмы и церкви всегда играли роль хозяйственных, религиозных, и просветительских центров в Армении. Там изучали богословие, философию, литературу, музыку, естественные науки, иностранные языки и многое другое. Когда на монастыри нападал неприятель, священники и монахи сражались за свою паству, богословские труды и музейные экспонаты. Церкви и монастыри становились неприступными крепостями.
Справка: Многие армянские храмы названы в честь Георгия Победоносца. Этот святой — наиболее почитаемый среди христиан Кавказа.
Сколько раз армяне меняли религию
После того, как языческая Армения приняла христианское вероисповедание, на протяжении многих столетий армяне не изменяли своей вере. Они были и остаются христианами.
Духовный облик общества формирует не только общепринятая религия государства. Армения является родным домом для христиан и представителей множества иных общин. Причём, напряжения между верующими не наблюдается.
404 Not Found
- Главная
- Основы английского языка по пунктам
- Английский язык
- Download
- Download
- Download
- Арабский язык
- Арабский язык
- Арабский язык
- Арабский язык
- Арабский язык
- Арабские фильмы
- Религия
- Болгарский словарь
- Устойчивые выражения
- Разное
- Известные люди
- Правила языка
- Места
- Ничия земя
- Споделено
- Карбовски
- Видео с переводом
- Дневен ред
- Дневен ред
- Дневен ред
- Дневен ред
- Дневен ред
- Дневен ред
- Переводы
- Статьи
- Уроки болгарского языка
- Изучения болгарского языка
- Самоучитель болгарского языка
- Курсы болгарского языка
- Песни
- Основы французского языка
- Как выучить язык
- Спряжение глаголов
- Полезные выражения
- Цыганские традиции
- Цыганский словарь
- Разное
- Урок 4
- Урок 3
- Урок 2
- Урок 1
- Произношение
- Алфавит
- Разговорник для туристов
- Турецкий словарь
- Фильмы
- Видео
- Изучение турецкого языка
- Песни
- А
- атрактивен
- аджеба
- атентат
- автентичен
- Б
- бе
- бая
- балък
- благодарение
- билборд
- биберон
- бъзик
- баш
- бастун
- В
- вадя
- вървеж
- вървя
- веднага
- вулгарен
- външен
- в прав текст
- вардя
- Г
- гъзар
- готино
- гнус
- грозен
- Д
- допускам
- допусна
- дали
- джудже
- дърпам
- дознател
- далавера
- Е
- елеменирам
- екстеншън
- експлозив
- Ж
- З
- затвор
- закъсвам
- закъсам
- закрила
- затънтен
- заможен
- зестра
- И
- изява
- измамник
- изчерпвам
- изчерпам
- изчерпя
- изпреварвам
- изпреваря
- изселвам
- изселя
- избождам
- избодя
- Й
- йерархия
- К
- коригирам
- килия
- качулка
- кмет
- конак
- карамфил
- кашон
- кючек
- камшик
- клане
- Л
- лигавя
- любовница
- любовчия
- льольо
- М
- метреса
- мотор
- муцун
- мацка
- мъжкарана
- Н
- немай-къде
- нека
- надзирател
- натопявам
- натопя
- налагам
- наложа
- напук
- невръстен
- надмощие
- О
- омръзвам
- омръзна
- обратен
- осуетявам
- осуетя
- П
- пандизчия
- прехранвам
- прехраня
- плювам
- плюя
- плюна
- простотия
- покушение
- присъда
- произнася
- придобивка
- порта
- помияр
- паплач
- придобивам
- придобия
- прашки
- парнаджия
- перверзен
- паралия
- Р
- рекет
- разработвам
- разработя
- разкопчавам
- разкопчая
- рошав
- разчеквам
- разчекна
- ръчкам
- ритнитопковец
- С
- слагам
- сложа
- стрес
- страничен
- съседен
- снежанка
- свиждане
- СЕМ
- скут
- Т
- така
- тарикат
- тормоз
- тормозя
- токче
- тон
- У
- утрепвам
- утрепя
- управия
- Ф
- фланела
- фамозен
- фураж
- финес
- Х
- хан
- Ц
- цици
- Ч
- чифт
- ченге
- чатал
- чорапогащник
- Щ
- ща
- Ю
- Я
- ялов
- яздя
- A
- aman
- B
- ben
- benim
- Ç
- çok
- C
- canım
- D
- E
- F
- Ğ
- G
- güzelim
- güzel
- H
- İ
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- Ö
- O
- P
- R
- Ş
- S
- T
- U
- Ü
- V
- Y
- yok
- Z
- А
- anav
- ažutil
- amaro
- amen
- Б
- В
- Г
- Д/D
- dad
- dej
- džal
- džanel
- del
- Е
- Ж
- З
- И
- Й
- К
- kerel
- kamel
- ko
- Л/L
- lel
- lel romnjake
- М
- me
- muro
- Н
- О
- П/P
- phen
- phral
- phiravni
- pindžarel
- Р
- С/S
- sastimasa
- sikavno
- so
- sar
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч/č
- čhej
- Ш/š
- šukar
- Щ
- Ю
- Я
- Белорусы
- Религия
- Болгары
- Религия
- Поляки
- Религия
- Чехи
- Религия
- Сербы
- Религия
- Хорваты
- Религия
- Арабы
- Культура
- 10 исторических памятников, которых мир лишился навсегда
- Религия
- Культура
- Евреи
- Религия
- Амхара
- Религия
- Азербайджанцы
- Религия
- Религия Азербайджана
- Религия
- Турки
- Культура
- История 16 тюркских народов и политика Турции
- Религия
- Религия в Турции
- Культура
- Казахи
- Религия
- Религия в Казахстане
- Религия
- Монголы
- Религия
- Религия в Монголии
- Религия
- Французы
- Религия
- Итальянцы
- Религия
- Румыны
- Религия
- Португальцы
- Религия
- Англичане
- Религия
- Идиш
- Религия
- Фарси
- Религия
- Религии Ирана
- Религия
- Дари
- Религия
- Таджики
- Религия
- Курды
- Религия
- Пушту
- Культура
- Пушту — язык Афганистана
- Пуштуны — народ, живущий по кодексу чести
- Религия
- Религия в Афганистане
- Бамианские статуи Будды в Афганистане
- Культура
- Хинди
- Религия
- Религия в Индии
- Религия
- Урду
- Религия
- Цыгане
- Культура
- Религия
- Места
- Люди
- Книги
- Песни
- Фильмы
- Разное
- Армяне
- Религия
- Армяне: религия в Армении
- Религия
- Непал
- Религия
- Религия Непала
- Религия
- Латинский
- Религия
- Древнерусский
- Религия
- Древнегреческий
- Религия
- Религия древних греков 5 класс с конспектом презентацией
- Религия
- Церковнославянский
- Религия
- Арамейский
- Религия
- Коптский
- Религия
- Урок 1
- Урок 1: диалог 1
- Урок 1: диалог 2
- Урок 1: словарь и фразы
- Урок 1: существительные
- Урок 1: падежи
- Урок 1: артикли
- Урок 1: местоимения
- Урок 1: быть
- Урок 1: иметь
- Урок 1: числа от 1 до 20
- Урок 2
- Урок 2: диалог
- Урок 2: слова и фразы
- Урок 2: абстрактные сущ-ные
- Урок 2: глаголы
- Урок 2: отрицательные глаголы
- Урок 2: повелительное наклонение
- Урок 2: инфинитив
- Урок 3
- Урок 3: диалог 1
- Урок 3: диалог 2
- Урок 3: слова и фразы
- Урок 3: числа
- Урок 3: порядковые числа
- Урок 3: будущее время
- Урок 3: быть (будущее время)
- Урок 3: время
- Урок 4
- Урок 4: диалог 1
- Урок 4: диалог 2
- Урок 4: словарь и фразы
- Урок 4: прилагательные
- Урок 4: наречия
- Урок 4: союзы
- Урок 5
- Урок 5: Диалог 1
- Урок 5: Диалог 2
- Урок 5: Диалог 3
- Урок 5: Слова и фразы
- Урок 5: Указательные местоимения
- Урок 5: Наречия и предлоги места
- Урок 6
- Урок 6: диалог
- Урок 6: слова и фразы
- Урок 6: согласование существительного
- Урок 6: степени прилагательных
- Урок 7
- Урок 7: Диалог 1
- Урок 7: Диалог 2
- Урок 7: Слова и фразы
- Урок 7: Вопросительные слова
- Урок 8
- Урок 8: диалог 1
- Урок 8: диалог 2
- Урок 8: словарь и фразы
- Урок 8: наречия времени
- Урок 9
- Урок 9: Диалог 1
- Урок 9: Диалог 2
- Урок 9: словарь и фразы
- Урок 9: Дополнительно
- Урок 10
- Урок 10: Диалог 1
- Урок 10: Диалог 2
- Урок 10: словарь и фразы
- Урок 10: относительные местоимения
- Урок 11
- Урок 11: Диалог 1
- Урок 11: Диалог 2
- Урок 11: словарь и фразы
- Урок 11: союзы дополнительно
- Урок 12
- Урок 12: Диалог 1
- Урок 12: Диалог 2
- Урок 12: словарь и фразы
- Урок 12: произношение
- Урок 13
- Урок 13: Диалог 1
- Урок 13: Диалог 2
- Урок 13: словарь и фразы
- Урок 13: прошедшее время «быть»
- Урок 14
- Урок 14: Диалог 1
- Урок 14: Диалог 2
- Урок 14: словарь и фразы
- Урок 14: отрицание «быть» в прошедшем
- Урок 15
- Урок 15: Диалог 1
- Урок 15: Диалог 2
- Урок 15: словарь и фразы
- Урок 15: женский род
Что такое армянская религия и во что она верит?
Армения окружена мусульманскими странами, поэтому при взгляде на карту довольно легко запутаться в армянской религии. Чаще всего исходят из того, что Армения тоже мусульманская, но это не так. Это маленькая христианская страна, которая имеет долгую историю борьбы за сохранение своей религии наряду с армянским языком. Эти двое шли рука об руку на протяжении тысячелетий, и об этом стоит знать.
Этот пост посвящен армянской религии, ее истории, разновидностям и верованиям. Если вы считаете этот пост информативным, дайте мне знать в Instagram или Twitter с #ArmeniaTravelTips .
Как все начиналось: история армянской религии
Как гласит предание, апостолы Варфоломей и Фаддей были с миссией проповедовать христианство в этом регионе в I веке. Судя по всему, религия становилась все более популярной и приобретала последователей. В результате уже в начале IV века Армянское королевство стало первой страной, официально принявшей христианство в качестве государственной религии. Именно поэтому мы называем ее Армянской Апостольской Церковью.
До христианства существовало язычество
До введения этой новой религии основной религией Армении было гетанизм, также известный как армянское язычество. Это была исконная религия, то есть этническая система верований. Однако преобразование не было гладким. Его навязывала правящая династия, а языческие капища насильственно разрушались. С другой стороны, Армянская Апостольская Церковь вобрала в себя многие языческие традиции и дала им новую интерпретацию. Примером может служить Трндез, когда армяне прыгают через костер в качестве праздничного мероприятия.
Однако сейчас, когда Армения уже более 17 веков является христианской страной, никто толком не говорит об этой части истории. Хотя Армения не религиозная страна, религия всегда была пропитана политикой. Как мы знаем, написание и запись исторических событий финансировались государством или влиятельными людьми, поэтому цена, которую этот народ заплатил за принятие христианства, была намеренно опущена из истории.
Что осталось от языческого прошлого Армении
Языческий храм Гарни. Фото предоставлено: Макалу на PixabayК сожалению, осталось очень мало остатков армянского языческого прошлого. Единственным сохранившимся крупным памятником является храм Гарни, который сейчас является одним из самых посещаемых мест. Некоторые другие следы язычества были обнаружены в ходе недавних археологических раскопок в селе Огмык Ширакской области.
Помимо этого, следы нашей языческой культуры присутствуют во многих традициях и культурных событиях. Многие современные религиозные события и праздники имеют языческие корни, так как, скорее всего, так было легче заставить народ начать отмечать праздники этой новой религии.
Роль религии в Армении и меньшинства
Несмотря на то, что в наши дни активно практикующих религию армян не так много, армянская идентичность глубоко связана с христианской идентичностью нашего народа. Вот почему, когда их спрашивают о религии, которой они следуют, большинство армян сразу же отвечают, что они христиане, даже если они мало исповедуют свою религию. В результате официальные исследования показывают, что Армения является второй по религиозности страной среди 34 европейских стран [источник: исследование Pew].
Более 92% верующих считают себя последователями Армянской Апостольской церкви. Это число не должно вызывать удивления, так как 98% и более людей, проживающих в Армении, являются этническими армянами. И, как я упоминал ранее, христианство прониклось армянской этнической принадлежностью.
Алтарь в Хор Вирапе. Фото: Снято на PixabayОсобая церковь в светской стране
Согласно законодательству, Армения является светской страной и не имеет государственной религии. Свобода веры и религии существует юридически, поэтому все религии равны. К сожалению, до сих пор не существует антидискриминационного закона, полностью защищающего религиозные меньшинства. Наряду с этим в Законе также указывается значение Армянской Апостольской церкви и ее роль в объединении подавляющего большинства населения. Он также освобожден от налогов, в отличие от религиозных меньшинств.
Религиозные меньшинства и их места отправления культа
Религиозные меньшинства включают в себя другие ветви христианства, такие как евангелическое и католическое. Езиды, мормоны, Свидетели Иеговы, язычники, протестанты, молокане и мусульмане. В целом составляют лишь 3,6% всего населения. Количество нерелигиозных людей в Армении составляет 4%.
Кстати, иногда я сталкиваюсь с заблуждением, что Армения небезопасна для мусульман. Я изучил данные и поговорил с путешественниками-мусульманами в Армении, чтобы исправить это заблуждение. Посмотрите мой отдельный пост об этом, ссылка на который приведена выше, если вам это интересно. Если вы путешественник из Индии, вам также может быть интересно прочитать этот пост об их безопасности в Армении.
Всем религиозным меньшинствам разрешено строить, посещать и проводить церемонии в местах отправления культа. Яркий тому пример – Голубая мечеть в Ереване. Язычники проводят обряды и церемонии в храме Гарни, астрологическом памятнике Зорац Карер в Сюнике и на подобных открытых площадках. Свидетели Иеговы, мормоны и евангелические группы имеют свои религиозные здания и святыни в разных больших и малых городах.
Некоторые религиозные группы обычно живут небольшими общинами или рассредоточены по географическому району. Вы можете увидеть новые и старые красивые католические церкви в Гюмри, Бавре и многих других селах, где живут армяне-католики. У езидов есть один главный храм в деревне Акналич, самый большой езидский храм в мире!
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Пост, опубликованный #VisitArmenia (@visitarmenia)
Религиозная столица Армении
Сердце армянской религии находится в городе Эчмиадзин. Этот город находится всего в 30 минутах езды от Еревана. Несмотря на то, что площадь города невелика, количество церквей и соборов впечатляет.
Крупнейшим из них является Кафедральный собор Эчмиадзин, который вместе с окружающими церквями внесен в список наследия ЮНЕСКО. Если вы хотите узнать больше о том, почему он там и что вы должны надеть при его посещении, ознакомьтесь с моим постом о объектах ЮНЕСКО в Армении.
Кафедральный собор Эчмиадзин был первой христианской церковью, построенной на Армянском нагорье. Он является резиденцией Армянской Апостольской церкви и всегда был местом паломничества всех армян-христиан. Здесь также находится старейший университет современной Армении, который также является религиозным – Духовная семинария Геворкяна, основанная в 1874 году. Алтарь
в Хор Вирапе. Фото предоставлено:Во что верит армянская религия?
Армянское христианство приняло христианское учение о Святой Троице. То есть Церковь считает, что есть одно божество – Бог – представленный в образе Святой Троицы . Один Бог в 3-х проявлениях, Отец, Сын и Святой Дух.
Это не значит, что Иисус — только Сын Божий, нет, это значит, что Иисус — тоже Бог, как часть Святой Троицы. Таким образом, каждый из этих компонентов составляет Бога, каким мы его знаем.
Символика в армянской религии
Основным символом является Крест, на котором нет Иисуса. Это главное символическое отличие Армянской Апостольской церкви от Католической церкви. Католики используют символ скрещенного Иисуса, в то время как AAC рассматривает крест как средство спасения, а не смерти. Вот почему принято считать, что Крест не должен изображать Иисуса Христа, а быть символом воскресения. Так что не удивляйтесь, если символ Креста выглядит иначе, чем то, что вы обычно видите в Европе и других местах.
Однако есть одно место, где есть огромный крест с Иисусом: вы найдете его в Гюмри, втором городе Армении. Крест находится внутри центральной церкви «7 ран» («Йот Верк»), которая находится на центральной площади. Резиденция епископа Ширакской епархии. У церкви есть и другое название: Собор Пресвятой Богородицы, так что если вы видите это название на карте, то это рассказ о том же храме.
Как католический крест стал частью Апостольской церкви?
Еще во времена СССР, когда религия не исповедовалась и не разрешалась, всем народам широко навязывался атеизм. Армении также пришлось закрыть все свои церкви. Большинство из них использовались в сельскохозяйственных целях, служили складскими базами или безопасным местом для хранения строительных материалов. Единственной действующей церковью во всей Ширакской области была центральная. Несмотря на то, что не проводились литургии или другие церемонии, это было единственное, сохранившееся в приличном состоянии.
Когда коммунистический режим закрыл католическую церковь в селе Аревик, так как здание должно было превратиться в жилой дом, община решила сохранить огромный крест с изображением Иисуса на нем. Единственный способ сохранить его и по-прежнему иметь возможность посещать и поклоняться – это перенести его в единственную действующую церковь. Он был настолько большим, что не помещался в машину, а искать грузовик не было времени. Итак, 15 человек прошли от Аревик до Гюмри (7 км!), держа крест на плечах, и попросили епископа поставить его внутри церкви. Крест был там с тех пор.
instagram.com/p/Bu-2A3YFHzF/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading» data-instgrm-version=»14″>Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация, которой поделилась 𝕷𝖊𝖓💫 (@l.karabakhskaya)
Обряды и церемонии
Религиозные обряды и церемонии, такие как Святая литургия, венчание, поминальное крещение, отпевание и священниками и религиозными деятелями более высокого положения. Пение и концертные части этих церемоний исполняются на грабаре, древнеармянском языке. Если вы хотите узнать больше о его прекрасной истории, вот мой специальный пост об армянском языке.
Святая литургия (арм.: Սուրբ պատարագ [Сурп Патараг]) проводится каждое воскресенье, а также в особые дни и праздники, такие как сочельник или пасхальная неделя. Ее написал Макар Экмалеан, талантливый композитор. Песни и мелодии успокаивают и расслабляют. Если у вас есть свободный час в воскресенье в Армении, обязательно зайдите в любую церковь с 11:00 до 13:00. Атмосфера песен, благовоний, веры невероятная даже для нерелигиозного человека!
Вот как звучат мелодии:
youtube.com/embed/I_sBYnCJW9s» title=»YouTube video player» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Праздники и торжества
Армянская церковь имеет свой календарь праздников и каждый из них имеет особое празднование. Армяне отмечают Рождество 6 января, как и православная церковь.
И, как и во многих других христианских церквях, религиозный день начинается после 18:00, так что канун любого праздника уже является частью этого праздника. Многие широко отмечаемые праздники большого значения, такие как Рождество, официально являются нерабочими днями в Армении. Ну потому что минимум 95% населения Армении исповедуют христианство.
В году 5 больших религиозных праздников (Праздник Иисуса Христа):
1. Рождество и Крещение
Свечи на кладбище в канун Рождества. Фото предоставлено: Pöllö на Wikimedia (CC)Канун Рождества, 5 января, также празднуется красиво. Вечерняя литургия проходит после 18:00, и в центре каждого храма зажигается особая огромная освященная свеча. Люди посещают церкви и забирают домой зажженную свечу, чтобы начать год с благословения. Как правило, в этот день вы увидите, как все идут домой с бутылками или подсвечниками. Некоторые люди также несут на кладбище свечи, чтобы передать благословение своим близким.
Настоящее Рождество также начинается со специальной литургии. В этот день освящают воду, поэтому люди идут в церковь со своими бутылками и сосудами, чтобы набрать немного освященной воды. Считается, что освященная вода обладает целебными свойствами.
Несмотря на то, что Рождество является праздником с фиксированной датой, это нерабочий день, и его можно провести с семьей. На ужин люди едят рыбу и множество других блюд, которых после празднования Нового года в избытке! 🙂
2. Пасха-Воскресение
Пасха (арм. Զատիկ, Zatik) — переходящий праздник. Дата празднования зависит от лунного цикла. Этот праздник всегда приходится на первое воскресенье во время весеннего полнолуния, обычно с конца марта до середины апреля.
Вся неделя до воскресенья — святая. Каждый из будних дней является особым событием и имеет свои литургические обряды и праздничную церемонию.
Это прозвучит странно, но в Армении Пасха до недавнего времени никак не ассоциировалась с зайчиками. Символика включает в себя в основном яйца и курицу. Веселая пасхальная игра — играть с яйцами и пытаться победить конкурента. Типичная еда на пасхальном ужине включает рыбу – чаще всего форель – и плов из риса с сухофруктами и изюмом.
3. Вардавар – Праздник Преображения
Вардавар. Фото предоставлено: Камалян001 на Викимедиа (CC)Вардавар действительно самый интересный праздник из всех этих 5. Это переходящий праздник, который отмечается в июле, и люди обливают друг друга водой! Да, это очень веселое занятие в жаркий летний день! Что ж, само слово «Вардавар» имеет множество неподтвержденных теорий относительно его этимологии.
Но в настоящее время существует общее приемлемое объяснение, которое почти всегда выдвигают люди, не являющиеся лингвистами. По их мнению, это слово связано с современными армянскими словами «вард (վարդ)», что означает «роза», и «вар (վառ)», что означает «сжигать».
Традиция празднования восходит к языческим временам. В то время у армян был праздник, посвященный Астхик, богине любви, красоты, плодородия и воды. И, как гласит легенда, в этот день они дарили богине розы и обливали друг друга водой, таким образом разделяя благословение.
Согласно другой легенде, существовала игра, в которую играли языческие молодые люди. Раньше они выстраивались в два параллельных ряда лицом друг к другу, но довольно далеко. Каждый держал ведро, полное воды и лепестков роз, а у каждого в ногах стояло пустое ведро с зажженной свечой внутри. Все пытались облить розовой водой и потушить свечу человека перед собой.
Сейчас это просто веселый праздник, что-то вроде водного праздника. Так что, если вам нравятся сумасшедшие приключения, не забудьте заранее узнать, в какой день будет Вардавар.
4. Успение Пресвятой Богородицы – день освящения винограда
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Пост, которым поделился ⭐PHOTOGRAPHY 🇦🇲 ФОТОГРАФ⭐ (@treize_photography)
Этот праздник всегда отмечается в ближайшее воскресенье, между августом 12-18. Люди обычно не продают и не едят виноград до этого дня, когда виноград освящают. Бывает так, что виноград обычно вкуснее и лучше после того, как сезон сбора урожая приходится на середину августа. После этого праздника местные жители также начинают делать вино.
Так почему церковь освящает виноград? И почему именно виноград, а не какие-либо другие фрукты? Видите ли, церковь объясняет, что это единственный фрукт, из которого делают настоящее вино. А вино символизирует кровь Иисуса Христа. А освящение происходит в день Успения Пресвятой Богородицы, в заключительной части литургии.
Люди обычно покупают виноград и несут его в церковь на благословение. После этого они несут домой небольшую гроздь, чтобы все члены семьи попробовали хотя бы одну виноградинку. Говорят, что этот ритуал открывает сезон сбора урожая и, таким образом, благословляет весь урожай до осени следующего года.
5. Праздник креста
Это чисто религиозный праздник, который обычно отмечается в воскресенье с 11 по 17 сентября. В некоторых регионах люди изготавливают кресты ручной работы и украшают их яркими цветами, особенно фиолетовым базиликом. В народе базилик считают цветком креста.
Мои мысли об армянской религии
При всех дисбалансах и недостатках навязанной сверхрелигиозности в стране, где религиозные меньшинства де-факто подвергаются дискриминации, армянская религия имеет прекрасные проявления.
Если вы хотите изучить наиболее интересные аспекты религии как части культуры страны, этот пост может пригодиться при планировании поездки. Вы также можете скачать приложение Армянская Библия, если хотите читать ее по дороге. Если вы сочтете это полезным, сообщите мне об этом в Instagram или Twitter с помощью #ArmeniaTravelTips .
Авторы избранных изображений: @meginnie
Пожалуйста, помогите мне сделать Армению популярнее!
Дополнительные советы
Армяне-христиане особенно обеспокоены …
Этой осенью вновь вспыхнули столкновения между Арменией и Азербайджаном из-за спорного региона Азербайджана, известного как Нагорный Карабах. Дом с населением 170 000 человек, большинство его жителей составляют этнические армяне, а сам район управляется этническими армянами с 1994 года. конфликт. Армения, например, имеет тесные связи с Россией и, в меньшей степени, с Ираном. Азербайджан пользуется сильной поддержкой Турции, и некоторые сообщают, что сирийские боевики также воюют вместе с азербайджанцами.
Еще один усложняющий уровень — религия. Более 95 процентов из 10 миллионов жителей Азербайджана идентифицируют себя как мусульмане, в основном шииты. Более 90 процентов трехмиллионного населения Армении идентифицируют себя как христиане, особенно армяне-апостолы. В Армении также находится старейшая государственная церковь, построенная еще в начале четвертого века нашей эры. текущий конфликт. Корли является редактором службы новостей Форума 18, освещающей вопросы свободы вероисповедания в бывшем Советском Союзе. Он много писал об Армянской Апостольской церкви в советский период.
Корли вместе с глобальным медиа-менеджером Морганом Ли и редакционным директором Тедом Олсеном обсудили, как христианство впервые пришло в Армению, непреходящую травму геноцида и то, как Апостольская церковь взаимодействует с другими христианами в стране.
Что такое Quick to Listen? Читать дальше
Оцените Quick to Listen на Apple Podcasts
Следите за подкастом на Twitter
Следуйте за нашими хозяевами в Твиттере: Morgan Lee и Ted Olsen
Узнайте больше о форуме 18
Music By Sweep
Quick Quick To Artive Artive Artive Ar Shipe Ar Shipe 2 . Мэтт Линдер
Стенограмму отредактировал Бунми Ишола
Основные моменты из Quick to Listen: Episode #235
Армения известна тем, что имеет старейшую официально христианскую государственную церковь и является старейшей официальной христианской страной. звание, которым они очень гордятся. Есть ли какие-то нюансы в этом обозначении, о которых мы должны знать?
Феликс Корли : Что ж, это правда. Они были первой нацией, официально принявшей христианство в 301 году нашей эры, то есть до того, как христианство стало официальной религией в других странах. Они необычайно гордятся этим.
Но еще более важно то, что они датируют основание своей церкви традицией, согласно которой два апостола Христа, Фаддей и Варфоломей, прибыли в Армению во второй половине первого века, чтобы проповедовать Евангелие. Вот почему они называют ее апостольской церковью; они получили свое христианство не от греческой церкви, или русской церкви, или грузин, или кого-то еще.
Другие информационные бюллетени
Это дает им преимущество в христианском мире в том, что касается самопонимания, и это важная часть их культурной идентичности. Независимо от того, подходят ли люди когда-либо к церкви и затемняют ли ее двери или когда-либо зажигают свечу, это известно каждому.
Все ли армяне автоматически считаются членами церкви с рождения? Вы должны отменить регистрацию, если вы не хотите быть? Какова природа церкви как части государства?
Феликс Корли: Ну, вы не отменяете регистрацию. На данный момент в Армении нет официального реестра того, кто является членом церкви, а кто нет. Но даже в советские времена, когда официально Советский Союз был атеистическим и антирелигиозным, глава церкви повторял, что все в Армении являются членами церкви, потому что они этнические армяне.
Даже сейчас, если вы не являетесь конкретно членом другой общины — есть довольно давняя армяно-католическая община, много Свидетелей Иеговы, много членов протестантских церквей, сегодня в Армении есть даже несколько мусульман — если только если вы конкретно другой веры, вы будете считаться членом церкви. А если ты армянин, скатишься, захочешь крещения, батюшка тебя окрестит.
И действительно, когда в конце 1980-х начался конфликт между армянами и азербайджанцами, и многие армяне бежали из столицы и других городов Азербайджана, священники крестили их, хотя знали, что эти люди знали почти ничего о христианстве. Было похоже, что эти люди стали настоящими армянами через свое крещение. Это было больше похоже на Армению, чем на то, чтобы стать христианином. Так что крещение делает тебя настоящим армянином, скажут тебе люди.
Расскажите нам об истории Армении? Когда туда пришло христианство и что происходило на протяжении столетий?
Феликс Корли: История о том, что апостолы Фаддей и Варфоломей проповедовали в Армении, это то, что, вероятно, очень трудно доказать в любом случае, но когда царь Тиридат III крестился в 301 году нашей эры и христианство стало государственной религией, это достаточно хорошо засвидетельствовано.
Но, как и многие народы в этой части мира, армяне страдают от истории. Они были распространены на довольно обширной географической территории. На самом деле очень сложно сказать, кому должна принадлежать каждая территория. Это должна быть Турция? Это должен быть армянин? Должен ли это быть Азербайджан? Это должна быть Грузия? Это смешанные районы со смешанным населением. Так было всегда.
На самом деле, сейчас он, вероятно, более этнически сконцентрирован, чем когда-либо в истории, но основные части армянского населения действительно находились в Османской империи под контролем Турции, и армяне были признаны, как и другие меньшинства, отдельным просом, что было политическая, этническая и религиозная общность в одном лице. Таким образом, в то время как турки-мусульмане составляли большинство и считались людьми высшего уровня, они признавали другие общины гражданами второго сорта. Но в их собственном сообществе им разрешалось иметь места отправления культа, они контролировали такие вещи, как семейное право в своем сообществе. Так что у них были какие-то права, но они точно были гражданами второго сорта в Османской империи.
В Российской империи, опять же, к ним относились как к представителям так называемой «иностранной веры», даже несмотря на то, что они были местными жителями. К иностранным религиям относились католики, лютеране, мусульмане, евреи и другие подобные группы.
Но большая трагедия для армянского народа произошла в Османской Турции в конце 19 века, начале 20 века, когда османы решили, что они собираются изгнать или убить все армянское население. По оценкам людей, 1,5 миллиона человек были убиты или погибли в форсированных маршах, поскольку османы захватили довольно большое количество видных константинопольских армян. И это дата, которую армяне теперь отмечают как начало геноцида в 1915.
И даже по сей день турецкое правительство тратит огромные деньги, лоббируя по всему миру, чтобы отрицать этот геноцид. Утверждают, что это была гражданская война, армяне убили турок, не 1,5 миллиона, а всего 10 тысяч. Так что это все еще очень животрепещущий вопрос, который очень злит армян. Достаточно плохо, что с ними случилось. И поэтому они сегодня так рассредоточены — те, что уцелели, перебрались в Сирию, Ливан, Кипр, Грецию, в Российскую империю. Так много армян сегодня пережили геноцид, так что это очень актуальная тема даже сейчас, и эмоции все еще кипят.
Есть ли разница между Армянской Апостольской Церковью и другими восточно-православными церковными общинами?
Феликс Корли: Да, если вы посмотрите на семьи церквей, у вас есть западные церкви — католики, протестанты и другие — у вас есть православные церкви — русские, греки, болгары, румыны и так далее, а затем восточная православная церковь, представляющая собой группу церквей, в которую входят армяне, копты, эфиопы и некоторые другие. А это те, которые не участвовали в Халкидонском соборе, так что они в своей категории.
Армянские церковные лидеры всегда подчеркивали, что Армянская церковь предшествовала русской церкви и что она была отделена и легитимна сама по себе как апостольская церковь.
Давайте немного поговорим о рассматриваемой проблеме. Что вы можете рассказать нам о регионе Нагорного Карабаха и истории конфликта в целом?
Феликс Корли: Ну, эти территориальные конфликты всегда очень сложны, и, как я уже сказал, в этих областях всегда было очень смешанное население.
Крупнейшим армянским городом в начале 20 века был Тбилиси, ныне столица Грузии. Там было огромное армянское население, они были интеллектуальным классом города, и вы говорите сейчас с армянами, и они сетуют на то, что город был построен армянами, и этого всего уже нет. Есть еще армяне-армяне, но не так много.
Одной из трагедий того, что произошло в конце 1980-х годов, когда начались конфликты из-за Карабаха, было то, что из Армении были изгнаны все азербайджанцы и все курды-мусульмане — а они составляли значительную часть населения — и все армяне были изгнаны из Азербайджана, кроме тех, кто отвоевал в районе Нагорного Карабаха.
Большинство армян в советский период проживало в Нагорном Карабахе, но один из городов, Шуша, был городом, важным как в истории и культуре Армении, так и в истории и культуре Азербайджана. Так что обе стороны действительно оплакивают состояние этого города. Азербайджанцы оплакивают потерю города и отчаянно пытаются вернуть его. Армяне оплакивают, прежде всего, массовые убийства против них в 1920-х годах, а также нынешнее состояние города, который в настоящее время находится в довольно плачевном состоянии из-за недавних боев.
К концу 1994 года армяне не только сохранили контроль над анклавом Нагорный Карабах, но и захватили некоторые районы вокруг него, что не только связало этот анклав с самой Арменией, создав своего рода прямой сухопутный коридор в Армению , но и выгоняли людей из окрестных деревень. И я знаю людей, которые приезжают из азербайджанских деревень, которые отчаянно хотят вернуть себе деревни. И это было частью стимула для Азербайджана попытаться вернуть себе хотя бы часть территории.
В советское время азербайджанцы сделали все возможное, чтобы отделить население Нагорного Карабаха от самой Армении. Многие армяне Нагорного Карабаха не говорили по-армянски, они говорили по-русски. Многие из них уехали работать в Россию; многие из них ушли бы сезонными рабочими. В Нагорном Карабахе с армянским населением около 140 000 человек ненадолго разрешили существовать только одной церкви. Он был довольно изолированным, но стал своеобразным очагом недовольства армян.
Согласно данным World Values Survey, процент людей, принадлежащих к реальной религиозной организации или конфессии, близок к 100 процентам, но когда вы доходите до вопросов поведения, таких как процент посещающих религиозные службы примерно раз в месяц, это всего около треть армян; тех, кто молится Богу чаще одного раза в неделю, составляет 61 процент, но процент тех, кто считает религиозную веру важным качеством в детях, составил 38 процентов. Есть ли высокий религиозный аспект в понимании того, что значит быть армянином? Или дело в том, что Советский Союз довольно эффективно уничтожал места отправления культа, поэтому потребовалось много времени, чтобы религиозные привычки, такие как посещение церкви, восстановились?
Феликс Корли: Всякий раз, когда люди толкуют вопрос о том, что они истинные армяне и поддерживают ли они Армению, они отвечают, конечно, что они христиане и, конечно же, они поддерживают церковь. Но я не думаю, что посещаемость церкви так высока, и в советское время она никогда не была высокой. Даже сегодня вокруг этого места не так много церквей. Я бы сказал, что посещаемость церкви в России, например, намного выше.
Крещение я считаю возвышенным. Высок процент крещеных детей. Я всегда был немного скептичен в советское время, когда говорили, что 60 или 70 процентов младенцев были крещены, но, поговорив со многими людьми, я подозреваю, что это действительно так.
Но будут ли люди на самом деле ходить в церковь, это определяет, как вы измеряете вещи. Что люди делали, так это заходили, зажигали свечу, оставались немного, а потом уходили. Это посещение церкви? Это зависит от того, как вы зададите вопрос. Но я не думаю, что люди настолько набожны, как в других странах. И если вы сравните даже Россию, где посещаемость церквей умеренная, или Польшу, где она намного выше, я не думаю, что в Армении она особенно высока. Так что это действительно зависит от того, как вы интерпретируете вопросы и ответы.
Но параллельно официальной церкви существует народная религия, которая, возможно, имеет более глубокие корни. Возможно, это ближе к зороастризму или некоторым ранним религиям и во многом зависит от священных мест, священных рощ, привязывания ткани к ветвям деревьев, принесения в жертву животных. В советское время, если они были богаты, у них была овца, если они были бедны, это мог быть голубь, и они приносили их в жертву в монастыре. Священники освящали соль и клали ее на животное, а затем готовили там животных и устраивали пир.
И такая народная вера имеет очень глубокие корни, и это, наверное, больше то, чем является вселенская вера, и церковь как бы находится в непростом сосуществовании с ней. Это не противоречит христианской вере, но как бы отдельно от нее. И это своего рода раздвоение личности, которое есть у нации с точки зрения религии.
Какова ситуация со свободой вероисповедания для евангелистов и других протестантов? Трудно ли быть неармянским апостолом в Армении?
Феликс Корли: Это очень маленькое сообщество. В 1995 году на них было совершено очень жестокое нападение, когда жестокому нападению подверглись практически все неармянские религиозные общины. Люди были избиты, а их места отправления культа разгромлены.
Это было сразу после первой войны за Карабах и национальных кормлений. И это было в значительной степени санкционировано государством — гнусные бандитские нападения не только на другие христианские общины, но и на Свидетелей Иеговы, Бхаи, общину кришнаитов. Все они подверглись физическому нападению, и это было очень неприятно. Это никогда не расследовалось, и государство никогда не приносило извинений за это. Так что это было довольно неприятное наследие.
Я думаю, что с 1995 года ситуация значительно улучшилась. По закону Армянская апостольская церковь имеет различные привилегии — она имеет политическое влияние на чиновников, а в школах учителя могут называть другие религии культами — но другие общины не их больше не беспокоят, за исключением, вероятно, огромного веса армянской церкви, что их немного стесняет. Но я бы не сказал, что в наши дни они настолько ограничены. Они могут свободно практиковаться.
Несмотря на войну, есть даже мусульмане. Есть районы, где мусульманами являются армяне, принявшие ислам, а в остальных — бизнесмены, приехавшие из Ирана. По иронии судьбы, многие из них являются этническими азербайджанцами, потому что в Северном Иране проживает многочисленное азербайджанское меньшинство.
Происходит ли движение обновления в Армянской Апостольской церкви?
Феликс Корли: Да, есть, и это довольно давнее движение.
В Османской империи существовало армянское протестантское миллет или община, которая была отделена от армянского апостольского миллета. А на Ближнем Востоке, особенно армянские евангелические церкви, были весьма заметны и хорошо организованы. А с иммиграцией с Ближнего Востока и Северной Америки они хорошо организованы и в Соединенных Штатах.
Евангелическая община почти разделилась на тех, кто относится к апостольской церкви с уважением и будет работать вместе с ней, и тех, кто, возможно, считает ее слишком традиционной, слишком высокомерной, слишком полной идолопоклонства или чего-то еще.
Но внутри самой Армянской апостольской церкви существовала группа обновления под названием Братства, и они пришли с Ближнего Востока в Советскую Армению после Второй мировой войны. Более ста армян переселились с Ближнего Востока в Советскую Армению, и они принесли это Братство в Армению. И лидеры будут проводить домашние собрания и вещи, которые могут быть знакомы евангелистам, но не очень знакомы апостольским христианам. Похоже, что в период независимости это немного угасло. Я думаю, что церковь, вероятно, пыталась консолидироваться, пыталась проложить себе путь через общество, и для людей, которые выражали христианскую веру в более широком спектре практик, чем церковь была удобна, это было очень трудно.
Следует также отметить, что нынешний лидер церкви очень неоднозначен. Многие люди считают его недостойным, и внутри апостольской церкви существует довольно сильное движение за лишение его сана и замену его кем-то, кого они считают более достойным. Говорят, что у него есть тайная жена и семья, что не разрешено епископам в Армянской апостольской церкви. Он не считается хорошо образованным в богословии или церковных вопросах. Ходили дикие слухи о том, что он ходит в казино. Итак, существует движение за его изгнание, и есть различные священники, которые восстали против него. За последние несколько лет общественное доверие к церкви резко упало.
Пока мы заканчиваем этот разговор, не могли бы вы поделиться последними мыслями о текущей ситуации?
Феликс Корли: Все говорят, что это не религиозная война. И все с обеих сторон пытаются это подчеркнуть. Но есть одна проблема: основным маркером двух этнических общностей — армян и азербайджанцев — является религия.
Итак, как и в предыдущую войну с 1988 по 1994 год, они выкрикивали друг другу оскорбления на почве их веры, армяне рисовали белые кресты на своих танках и форме, чтобы они могли узнавать друг друга во время боев. Но это добавило к этому чувству, что это религиозный конфликт. И когда азербайджанцы напали на главный соборный Армянский собор в Шуше, который является очень выдающимся памятником, это только укрепило эти старые стереотипы.