Какие страны входят в африку: Страны Африки — урок. География, 7 класс.

от партнерства до «поля битвы»

По итогам африканских турне глав внешнеполитических ведомств США и России, на фоне роста влияния Китая в Африке, «Голос Америки» приводит экспертные оценки ситуации и характерные примеры деятельности этих стран на континенте.

Информация с грифом «Россия»

Советский Союз, а впоследствии — Россия, потратили много сил и средств на присутствие на континенте в различных форматах.

На смену «экспорту коммунистической революции» пришел экспорт российской дезинформации.

Первыми агрессивные «военно-информационные» действия Кремля в Африке заметили во Франции, чье внимание к региону является традиционным с колониальных времен. Журнал Jeune Afrique отслеживает активность Кремля в Африке уже много лет подряд.

Несколько лет назад, внезапно, меньше чем за полгода произошел рекордный рост подписчиков франкоязычной версии RT (Russia Today) в Facebook с 500 000 до 850 000. Этот удивительный «прогресс» проанализировал на страницах журнала Jeune Afrique Кевин Лемонье, преподаватель Университета Париж VIII (Kevin Limonier, UP8), который заметил, что из 350 000 новых подписчиков, лишь 1000 пришли непосредственно из Франции. Гораздо больше их пришло из «франкоязычной» Африки — десятки тысяч из Алжира и Марокко, почти столько же из Туниса и Мали.

Позднее в мировых СМИ появилась скандальная информация о том, как российские наемники из так называемой «ЧВК Вагнера», при информационной поддержке российских пропагандистских СМИ и соцсетей, помогали в организации переворота в Мали.

Акция протеста против Франции и в поддержку РФ в Бамако, столице Мали. Пресса сообщает об участии в событиях в Мали наемников «ЧВК Вагнера».

Кровавая помощь Москвы руководству Мали стала одной из первых попыток Москвы восстановить влияние на африканском континенте путем вооруженной поддержки местных диктаторов. О группировке «ЧВК Вагнера» заговорил мир.

Директор группы Центра стратегических исследований Африки Джозеф Сигл (Joseph Siegle, Africa Center for Strategic Studies) уверен, что история «вагнеровцев» в Африке продлится недолго.

«Изгнать “ЧВК Вагнера” с континента должны сами правительства африканских стран, представители гражданского общества Африки и [главная] организация стран континента – Африканский союз.

Она уже приняла конвенцию о запрете использования наемников. Ее действие следует применить к “ЧВК Вагнера” и потребовать от них покинуть континент. Поскольку действия “ЧВК Вагнера” были связаны с нарушениями прав человека во всех контекстах, это [изгнание] было бы в интересах граждан всех африканских стран. Африканским правительствам нужна поддержка в области безопасности, и об этом можно договориться с США и другими международными партнерами по официальным каналам, а не полагаться на наемников», – пояснил Джозеф Сигл в интервью «Голосу Америки».

«Голос Америки» уже публиковал ссылки на исследование Джозефа Сигла

«Афро-путинизм»: очередное гибридное оружие Кремля

Важным шагом в организованной военно-информационной экспансии Кремля на африканский континент стала организация широкомасштабного саммита «Россия-Африка» в Сочи, недалеко от предполагаемой резиденции Путина. Саммит превратился со временем в ежегодный, а его риторика обрела антизападный, антиамериканский характер.

Автор исследования российской информационной экспансии в Африке, эксперт Института стратегических исследований Арно Дюбьен (Arnaud Dubien) считает, что саммиты «Россия-Африка» стали символами возвращения России на континент.

«Стратегия не изменилась: обнуляют долги советских времен в обмен на новые контракты по закупке оружия…», – писал Дюбьен на страницах издания Jeune Afrique.

В свою очередь Джозеф Сигл приводит аргументы в пользу того, что и недавнее турне министра иностранных дел РФ Лаврова по странам Африки (Конго, Уганда, Эфиопия, Египет) являлось ничем иным, как «фиксацией неформальных договоренностей» по «подобным схемам», при том, что внешне выглядело, как пиар-кампания Кремля.

Визит Сергея Лаврова в Эфиопию, июль 2022

Китайский «пояс» связывает Африку по рукам и ногам

Тактику Китая в Африке можно понять на примере его «проникновения» в Судан. Китай не ограничился нефтедобычей в этой стране, хотя уже в 2007 году 70% суданской нефти шло в Китай.

Согласно стратегическому соглашению, китайские инвестиции в страну направлялись на промышленное и инфраструктурное строительство, а также на гуманитарные программы, в том числе — строительство больниц и школ. КНР исторически заключала контракты в юанях, выигрывая со временем на девальвации собственной валюты. А в середине нулевых правительство Судана получило от Пекина значительные объемы вооружений.

Делегация во главе с тогдашним председателем КНР Ху Цзиньтао совершила в нулевых масштабное турне сразу по 12 странам Африки. И с каждой из этих стран заключалось стратегическое экономическое соглашение, подобное суданскому.

Инициатива Пекина «Один пояс – один путь», выдвинутая впоследствии Си Цзиньпином, накрепко связала соглашениями уже 37 из 54-х стран Африки. Многие из них уже имели крупные долги перед КНР.

В настоящее время Китай является крупным кредитором 32 африканских стран: в их числе Ангола (свыше $20 млрд), Эфиопия (около $15 млрд), Кения (около $10 млрд), Республика Конго (почти $10 млрд), Замбия (почти $7 млрд) и Камерун (свыше $5 млрд).

Возведение автомагистрали в столице Кении Найроби. Работы проводит Китайская корпорация по строительству дорог и мостов (CRBC), октябрь 2021

Предприятия КНР скупают недвижимость и земельные участки. Сильнее всего это заметно в Камеруне. Китайские компании владеют 41% территории этой страны: в основном, это плантации для производства каучука.

Зимбабве, внешний долг которой составляет 14,4 миллиарда долларов США, имеет самую большую задолженность именно перед Китаем.

В Анголе, Гане, Гамбии и Кении за последние годы прошли массовые демонстрации против проектов, финансируемых Китаем.

В Конго китайские банки заплатили 19 миллионов долларов в виде строительных платежей компании, у которой не было никаких известных строительных проектов.

В Нигерии, одном из крупнейших получателей китайских инвестиций, появились так называемые инфраструктурные «проекты-призраки», которые обошлись бюджету страны в 6,8 миллиарда долларов.

«Голос Америки» уже публиковал данные опроса, проведенного базирующимся в Йоханнесбурге аналитическим центром The Ichikowitz Family Foundation. Исследование выявило, что молодые африканцы обеспокоены тем, получат ли они выгоду от эксплуатации Китаем их минеральных богатств и природных ресурсов.

Чем отличается подход Соединенных Штатов к Африке?

«В США уже работают несколько крупных инициатив по поддержке инфраструктуры Африки — Prosper Africa, the US Development Finance Corporation и Power Africa, — рассказал Джозеф Сигл в интервью «Голосу Америки». — Более того, частный сектор США напрямую инвестировал в Африку свыше 50 миллиардов долларов. Эти инициативы также позволили избежать многим африканским странам образования неподъемного долга, связанного с инфраструктурными проектами других внешних инвесторов в Африке. Таким образом, вместо того, чтобы конкурировать с другими иностранными игроками, Соединенные Штаты должны сосредоточиться на расширении этих инфраструктурных инициатив путем инвестирования в стабильные, демократические и приверженные верховенству закона африканские страны».

Госсекретарь США Энтони Блинкен в Претории, ЮАР.
Август 2022

Джозеф Сигл в своём исследовании «Почему Россия ведет пропагандистское наступление в Африке?» (Why Russia is on Charm Offensive in Africa? Africa Center for Strategic Studies, July 2022) объясняет, что большая часть потенциальных инвесторов, которые могут прийти в Африку, сделают это при условии наличия в какой-либо стране верховенства права. Именно это направление и должны, по мнению Сигла, выбрать власти США в качестве определяющего фактора, приглашая африканские страны к сотрудничеству.

Китайская политика «позитивных новостей»

Эмека Умеджей, журналист и исследователь из ЮАР, получивший известность за свою книгу-доклад «Китайские СМИ в Африке: Восприятие, представление и парадокс» (Emeka Umejei, Chinese Media in Africa: Perception, Performance, and Paradox), рассказал в ней, как африканские журналисты, которые работали в китайских медиа-холдингах в Африке, имея при этом либеральные представления о журналистике, вынуждены были сталкиваться с предвзятостью и ангажированностью, лежащими в основе «китайского метода» формирования новостей.

В интервью с африканскими журналистами Умеджей раскрыл парадоксальный характер китайских медиа, которые одновременно проповедуют равенство Китая и Африки, и при этом продвигают в СМИ китайскую гегемонию. По его оценкам, Китай ежегодно тратит около 10 миллиардов долларов на свой проект «интернационализации» китайских СМИ в Африке. Это, как минимум, в 20 раз больше годового бюджета структур RT.

Более десяти лет назад африканская редакция информационного агентства КНР «Синьхуа» (Xinhua) переехала из Парижа в кенийскую столицу Найроби. За этим последовало создание в Кении крупнейшего за пределами Китая бюро China Global Television Network (CGTN) и запуск африканского издания Xinhua-net, онлайн-сервиса агентства Xinhua.

Один из пунктов инициативы «Один пояс – один путь» предусматривает развитие телекоммуникаций и СМИ. При этом ключевой момент заключается в том, что это развитие должно происходить под пристальным вниманием Китая.

«Есть опасения, что экспансия китайских СМИ в Африку может воспрепятствовать свободе слова и привести к ограничению профессиональной автономии журналистов. .. — пишет Эмека Умеджей. — Растущее присутствие китайских СМИ на континенте продолжает вызывать широкое недовольство в культурных и научных кругах африканцев. Китайские СМИ придерживаются модели журналистики, которая делает упор на “позитивных репортажах”. Эта модель предполагает сотрудничество между СМИ и правительством, что противоречит демократическим ценностям, потому что, когда лидеров не критикуют, они с большей вероятностью станут автократами или диктаторами. Если это произойдет, на континенте могут закрепиться авторитарные режимы».

По словам Умеджей, в Китае слово «пропаганда» не имеет отрицательного значения. Более того, политика «позитивных новостей», без критики и уж тем более без журналистских расследований, считается в Китае признаком «профессионализма».

Успешна ли Кремлевская пропаганда в Африке?

Марк Дерксен, научный сотрудник Центра стратегических исследований Африки (Mark Duerksen, Africa Center for Strategic Studies) подчеркнул в интервью «Голосу Америки», что недовольство дезинформацией Кремля и его методами в некоторых странах растет «как на дрожжах».

«Мы уже отмечали раньше

(см. выше ссылки на предыдущие материалы «Голоса Америки» об Африке — прим. Г.А.), что российская пропаганда в Африке активно стремится быть заметной в обществе и ввести его в заблуждение относительно “послужного списка Москвы на континенте”, — говорит Дерксен. — Один журналист из Нигерии рассказал мне ранее в этом году, как он стал свидетелем роста российской дезинформации в местных социальных сетях, как пошла распространяться ложная информацию о вторжении Кремля в Украину и о последствиях продовольственного кризиса. Он поделился тем, как несколько аккаунтов его друзей-журналистов в социальных сетях были взломаны, и от их лица были опубликованы эти истории».

В то же самое время исследователь Кевин Лемонье уверен, что российская пропаганда все еще достаточно успешна в Африке: «Россия все еще кое-где пользуется положительным имиджем на континенте, что позволяет ей “конкурировать” с западными странами, в частности с бывшей колониальной державой Францией, в области достоверности и популярности производимой информации.

Три страны центрального Магриба [Алжир, Тунис, Ливия], а также Сенегал, Кот-д’Ивуар, Камерун и Буркина-Фасо входят в число стран, где лучше всего “продается” франкоязычная информация [из Кремля]», утверждает он.

Марк Дерксен уверен, что профилактика российской пропаганды в Африке может оказаться эффективной, приводя в пример ту же историю о взломе профилей известных нигерийцев:

«Узнав об этом… мой знакомый репортер опубликовал статьи, помогая просвещать нигерийцев о том, что творит российская пропаганда, и какие схемы воздействия она использует. Многие африканцы в таких местах, как Нигерия, в странах Сахель [регион Африки южнее Сахары от Атлантического океана до Индийского], в ЦАР и ЮАР не знают о масштабах действий России, направленных на то, чтобы запутать и изменить информационный ландшафт континента. Эффективное уменьшение воздействие российской пропаганды требует расширения прав и возможностей африканских журналистов, действий исследователей дезинформации, активности со стороны молодежных лидеров и политиков.

Все африканские СМИ должны просвещать сограждан о тактике кремлевских пропагандистов в Африке».

Российский телеканал RT (Russia Today) обрушивается на африканский континент с трех сторон: на арабском языке на страны Магриба, на французском языке на центральную Африку и на английском на всю остальную территорию. Учитывая огромные расстояния и традицию африканцев делится с соседями спутниковым сигналом, кремлевская пропаганда попадает в миллионы домов жителей континента со спутников.

Офис RT в Москве

Китай также вещает напрямую на большую часть Африки через спутник. Например, CGTN Africa распространяется сразу через две спутниковые платформы DSTv Africa и StarTimes. Одна из них StarTimes принадлежит Китаю. После того, как в начале марта 2022 года DSTv Africa выключила российскую RT из африканского спутникового эфира по причине западных санкций, китайская компания StarTimes Media приобрела права на вещание Russia Today и теперь показывает программы RT на канале StarSat 260.

Американский путь Африки

В своей политике на африканском континенте, считает Джозеф Сигл, «…США не должны думать об Африке, как о “поле битвы” с другими внешними игроками, такими, как Китай и Россия. США и Африка выиграют от долгосрочного партнерства в общих интересах будь то инвестиции, экономические вопросы, строительство, сфера безопасности или охрана окружающей среды. Эти взаимные интересы могут быть наилучшим образом реализованы, если США будут поддерживать свои отношения с правительствами стран-единомышленников в Африке», рассказал он в интервью «Голосу Америки».

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Поездка Энтони Блинкена по Африке и новая доктрина Белого дома

А Марк Дерксен напомнил о важной задаче развенчания российской пропаганды в Африке: «США могут помочь повысить осведомленность о кремлевской дезинформации, о том, насколько она широкомасштабна в Африке, чтобы по аналогичной схеме противостоять тому, как Кремль использует пропаганду в Восточной Европе. США также могут помочь поддержать инициативы по усилению контроля африканцев над их информационным пространством и в предотвращении влияния дезинформационных кампаний извне», сообщил он.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В АФРИКУ | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, специальный представитель Президента РФ по Судану Михаил Маргелов размышляет о перспективах российского присутствия в Африке и роли нашей страны в решении проблем, стоящих перед континентом.


Было время, когда политика развитых стран в отношении Африки справедливо называлась «неряшливой». Это определение целиком относится и к России, которая в 1990-х годах занималась решением известных внутренних проблем, теряя одну внешнеполитическую позицию за другой. Из Африки мы тогда практически ушли, освободив территорию ранее дружественных нам стран для традиционного присутствия США и Евросоюза и экспансии Китая. Россия тогда в прямом смысле экономила на внешней политике, и в 1992 году закрыла девять своих посольств южнее Сахары. Это дурная экономия, если сопоставить ее со стратегическими потерями на Африканском континенте.

Уместно заметить, что до последнего времени внятной политики по отношению к Африке не было не только у России, но и у США. Хотя сегодня у американских компаний в Африке около 10 млрд. долларов прямых инвестиций, а у российских – 4.

Россия была занята внутренними проблемами, а внешнеполитические приоритеты США сосредоточились на странах Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Тем не менее у США есть планы расширения своего присутствия в Африке. Так, в 1999 году прошла конференция министров иностранных дел 46 африканских государств и США. На ней была принята «Программа партнерства США и Африки в 21-м веке». Документ предусматривает сотрудничество в важных для Африки областях – борьбе с терроризмом, повышении объема инвестиций, охране окружающей среды, урегулировании конфликтов, борьбе со СПИДом.

До последнего времени российские и американские компании приходили на этот континент без надежного политического прикрытия. Между тем ни один контракт в Африке не заключается без участия и согласия властей африканских стран. Сегодня этим пользуется Китай, который осуществляет успешное экономическое вторжение в Африку. Немало этому способствует идеологический подход КНР к африканским странам. Китайская пропаганда уверяет, что в истории Африки и Китая есть немало похожих страниц: и те, и другие народы якобы принадлежат к миру угнетенных, они не входят в так называемый «золотой миллиард» и т. п. Такая политика приносит плоды – китайско-африканский торговый оборот неуклонно растет.

В 2009 году США решили пересмотреть свои позиции в Африке. Американский президент Барак Обама побывал в Египте и Гане. Россия приступила к возобновлению связей с Африкой даже раньше: визит президента Владимира Путина в ЮАР и Марокко состоялся в 2006 году, а президент Дмитрий Медведев в 2009 году посетил Египет, Нигерию, Намибию, Анголу. Эксперты справедливо отметили своевременное воскрешение африканского направления в российской политике.

В отличие от времен «холодной войны» Россия налаживает связи с африканскими странами на взаимовыгодной, прежде всего экономической основе, что отвечает принципам многосторонности российской политики. Действительно, Африка представляет большой интерес как торгово-экономический партнер. В ее недрах залегает широкий спектр полезных ископаемых – от руд редких металлов до нефти и газа. Таким образом, Африка является перспективным районом для российских добывающих компаний.

В свою очередь Россия имеет возможность сбывать в Африке технологичную продукцию военного назначения, поставлять технологии в области геологоразведки и энергетики. Это, кстати, важно для модернизации российской экономики, страдающей излишней зависимостью от углеводородного сырья. Россия уже сегодня является крупнейшим поставщиком вооружений в Африку. Потенциально наша страна имеет возможности масштабного экспорта в африканские страны изделий металлургической промышленности, металлообрабатывающих станков, грузовых автомобилей. Российские специалисты востребованы в Африке на объектах инфраструктуры – строительстве железных дорог, электростанций.

Российская Федерация заинтересована в своем присутствии на африканских рынках алмазов, металлов платиновой группы, нефти и природного газа. Эксперты подчеркивают особую важность африканских запасов урана для отечественной атомной энергетики. Понятно, что участие в разработке углеводородных ресурсов Африки поднимает и без того большую значимость России на мировом рынке нефти и газа. Кроме того, нельзя забывать, что Африка занимает лидирующие позиции по некоторым другим, в том числе дефицитным в России ресурсам. На Африканском континенте добывается 80 процентов мирового производства ванадия, 70 процентов хромовых руд, 37 процента кобальта.

Нет ничего удивительного в том, что российские компании сталкиваются на этом континенте с острой конкуренцией. Ведь Африка обеспечивает более 90 процентов мировой потребности в платине, 70 процентов – в алмазах, 35 процентов – в марганце. Растет влияние Африки на рынок нефти – эксперты считают, что в недалеком времени африканская нефть займет четверть мирового рынка черного золота.

На таком фоне серьезность, с которой Китай относится к Африке, более чем понятна. Логичным следствием этого отношения стало создание специального Форума китайско-африканского сотрудничества на уровне министров. Торговые связи у КНР налажены практически со всеми государствами Африки. Китайские инвестиции в Африке превышают 1 млрд. долларов, а объем торговли – 37 млрд. Это притом, что товарооборот России с африканскими странами пока что в десять раз меньше. Эксперты считают, что развитие российско-африканских торгово-экономических отношений тормозится отсутствием у нас единого координирующего эти отношения государственного органа. Успешное продвижение российских компаний в Африку возможно только при всесторонней поддержке государства.

Что касается США, то они заинтересованы в импорте африканской нефти и сырьевых материалов для высокотехнологичных отраслей – хрома, технических алмазов, металлов платиновой группы, титана, циркония, урана.

Таким образом, российские экономические интересы пересекаются в Африке с интересами США, Китая, а также Франции и Великобритании.

По мнению некоторых наблюдателей, в условиях мирового экономического кризиса не время говорить об экспансии российских компаний в Африку. Но этот кризис, как и все предыдущие, закончится, и экономический рост возобновится. Разговоры о конце свободного рынка и основанной на нем глобализации безосновательны. Конкурентная борьба за присутствие товаров на мировом рынке продолжится, а за контроль над природными ресурсами даже обострится.

Африканское направление российской политики, безусловно, нуждается в институциональном и дипломатическом подкреплении. Например, следует укреплять отношения с Африканским Союзом, который занят координацией важных для Африки проектов. Также необходимо использовать опыт Китая – создать Форум сотрудничества России с африканскими странами. Кроме того, нужно теснее работать с африканскими региональными объединениями – Сообществом развития стран Южной Африки и Экономическим сообществом стран Западной Африки. Эти объединения не только экономические, они играют важную политическую роль. А ведь необходимость возвращения России на Африканский континент обусловлена не только торгово-экономическими целями.

Сегодня у мирового сообщества вызывает тревогу дальнейшая судьба Африки. У нее негативный имидж. Ей присуща, как иногда говорят, «недогосударственность». К несостоявшимся государствам относят такие страны, как Центральноафриканская Республика, Демократическая Республика Конго, Гвинея, Судан, Сомали, Кот-д’Ивуар, Зимбабве, Чад. По мнению экспертов, в Африке уцелела половина наиболее тоталитарных режимов мира – в Кот-д’Ивуар, Эритрее, Ливии, Экваториальной Гвинеи, Занзибаре, Судане, Сомали, Свазиленде.

По данным ООН, в мире насчитывается 40 наименее развитых стран, при этом 35 – в Африке. Между тем, на этом континенте 50 государств – членов ООН с населением 750 млн. человек, которое уже через 5–6 лет может увеличиться еще на 200 миллионов. И это не может не тревожить мировое сообщество.

Многие африканские государства существуют в условиях непрерывных кровавых конфликтов, находясь под угрозой распада. Это Демократическая Республика Конго, Судан, Сомали, Ангола, Сенегал, Намибия, Чад. Причины этих конфликтов разнообразны, но определенное значение имеют и постколониальные границы, проведенные, мягко говоря, небрежно.

Не следует также забывать, что исламский экстремизм может легко пересечь любые границы и проявить себя, помимо Центральной Сахары, в других странах. Очаги нестабильности поразили сегодня Чад, Занзибар, Эритрею, Эфиопию. По данным ООН, в Сьерра-Леоне, Демократической Республике Конго, Либерии скрываются преступные организации, которые финансируют экстремистов.

Африка постепенно становится источником международного терроризма.

Если хотя бы одно африканское государство распадется, возможно, сработает эффект домино – следом начнут распадаться другие. Это породит беспрецедентное увеличение и без того значительного количества беженцев. Начнется гуманитарная трагедия. А террористы получат множество рекрутов, потому что молодым людям просто будет некуда деться. Поэтому политическая задача мирового сообщества и, в частности, России в Африке – препятствовать такому развитию событий.

В наше время понятие «локальный конфликт» относительно. Поэтому, участвуя в миротворчестве, каждая страна, с некоторой точки зрения, обеспечивает и свою безопасность. У терроризма и организованной преступности нет ни границ, ни расстояний. Поэтому каждое государство должно рассматривать нестабильность в любой точке планеты как непосредственную угрозу, прежде всего, себе.

Африканские конфликты – явления неоднозначные по причинам, поводам и участникам. Мне пришлось в этом убедиться на практике после того, как я стал специальным представителем президента России по Судану и погрузился в дела миротворчества. Ситуация там сложная, конфликт носит многофакторный характер. И суть столкновений порой трудно определить сколько‑нибудь однозначно.

Официальный Хартум считает повстанцев сепаратистами. Из этого следует, что мировое сообщество имеет дело с противостоянием сепаратистов и центральной власти. Господин Пан Ги Мун выдвигает на первый план экологическую проблему – нехватку воды в регионе и, как следствие, борьбу оседлого населения с кочевниками. Есть и такое мнение, согласно которому проправительственные арабские ополченцы – «Джанджавид», то есть дьяволы на конях – вытесняют с насиженных земель иноверцев. Это религиозная сторона конфликта. Но ряд экспертов считает, что конфликт повстанцев с «Джанджавид» является этническим или расовым – между арабами и негроидами. Другие делают упор на природные богатства региона и говорят, что стороны сражаются за справедливое, по их мнению, распределение природной ренты. Это означает, что в Судане идет гражданская война, обусловленная экономическим интересом. А ряд гуманитарных организаций полагает, что суданское правительство с помощью «Джанджавид» хочет выдавить африканцев из Судана ради нефтяных разработок. Скорее всего, в трагедии Судана присутствуют, по крайней мере, все эти элементы. Чем больше участников, чем запутаннее причины, тем сложнее система конфликта. Отсюда и трудности его мирного урегулирования.

Столкновения в Судане идут на Юге и Востоке, в Дарфуре и Южном Кордофане. В таких условиях это богатое ресурсами государство не в состоянии использовать свой потенциал. Судан не в состоянии прокормить своих граждан. Уже сейчас для удовлетворения потребностей только Юга требуется 75 тысяч тонн продуктов питания. Ситуацию удерживает лишь заниженный потребительский спрос и на Юге, и на Севере страны.

Время показало, что собственными усилиями Судан свои проблемы разрешить вряд ли сможет. Как известно, в Дарфуре согласно резолюции 1769 Совета Безопасности ООН ведется смешанная операция сил Африканского Союза и ООН. Боевые действия противоборствующих сил в Судане прерываются лишь хрупкими и короткими перемириями. Стороны творят бесчинства по отношению к мирному населению, совершают военные преступления. Насущная задача – активизировать диалог между враждующими сторонами и добиться выполнения хартумского Всеобъемлющего мирного соглашения между Севером и Югом. Иного пути умиротворения в Судане, по мнению наблюдателей, сегодня нет.

Пока что условия проведения переговоров между Хартумом и повстанцами из «Движения за справедливость и равенство» осложнены. В феврале прошлого года при посредничестве Африканского Союза, ООН и Катара стороны подписали соглашение о добрых намерениях. Договорились об обмене военнопленными и возобновлении международной гуманитарной деятельности. Но гуманитарные миссии были высланы тотчас после выдачи Международным уголовным судом ордера на арест президента Судана Аль Башира. А подписанное соглашение о нормализации отношений с Чадом было сорвано военным противостоянием этой страны с Суданом.

Передача ордера на арест Аль Башира суданскому правительству не способствует нормализации ситуации в этой стране. Ведь согласно Хартии ООН и резолюции 1593 СБ ООН в этом случае именно суданские власти несут ответственность за арест президента. Между тем, Африканский Союз выступает за полную гарантию безопасности президента Судана. Для этой организации успех переговорного процесса и мирного урегулирования важнее юридических процедур. По мнению Африканского Союза, Международный уголовный суд «игнорирует арабо-африканские усилия по разрешению конфликта в Судане». С этим следует согласиться. Потому что нынешний президент удерживает государство от окончательной деградации и насильственного распада.

Между тем одной из главных задач участников миротворческого процесса является помощь в проведении в Судане в 2009 году всеобщих выборов. По мнению экспертов, выборы могут сплотить суданское общество. От успеха этого мероприятия могут зависеть и результаты предусмотренного Всеобъемлющим мирным соглашением 2005 года референдума о независимости Южного Судана. Следует иметь в виду, что накал нынешней обстановки в стране, в основном, определяют проблемы Юга. В прошлом году в этом районе погибло людей больше, чем в Дарфуре, с которым принято связывать нестабильность в Судане.

Чтобы изменить ситуацию в этой стране, у основных способствующих умиротворению внешних сил должна быть четкая политика. Эту политику надо освободить от давления политических групп, лобби, представителей силовых структур, неправительственных организаций. Слишком противоречивы их интересы в Судане. Надо стремиться к тому, чтобы мировое сообщество помогало Судану решать его проблемы без прямого вмешательства во внутренние дела страны.

Участие России в миротворческом процессе воспринимается суданской стороной положительно. Российская Федерация действительно выступает здесь некой третьей силой, у которой на первом плане – прекращение кровопролития в стране. В прошлом году мне пришлось выступать в Совете Безопасности ООН по этой теме. И надо отметить, что с методами решения суданской проблемы, предложенными российской стороной, согласны все члены этой высокой организации. Доверие к нашей позиции выразилось в согласии суданской стороны провести в ноябре 2009 года конференцию по проблемам Судана в Москве. Это была первая конференция широкого состава. В ее работе приняли участие не только политики, но и известные эксперты, а также учащиеся – будущие дипломаты и специалисты по странам Азии и Африки.

В заключение отмечу, что подобные конференции полезны своей открытостью. Впредь необходимо привлекать к участию в них как можно больше представителей неправительственных организаций. Чем шире представительство, заинтересованное в прекращении кровопролитного противостояния в Судане, тем ближе мировое сообщество к урегулированию этого конфликта.

(По материалам «Федерального справочника»)

Торговые отношения ЕС с Восточной и Южной Африкой (ESA)

Восточная и Южная Африка включает острова Индийского океана (Коморские острова, Мадагаскар, Маврикий и Сейшельские острова), страны Африканского Рога (Джибути, Эфиопия, Эритрея и Судан) и некоторые страны Южной Африки (Малави, Замбия и Зимбабве).

Все страны Восточной и Южной Африки, за исключением Эритреи, являются членами или наблюдателями на переговорах о вступлении в ВТО.

Страны Восточной и Южной Африки: Коморские Острова, Джибути, Эритрея, Эфиопия, Мадагаскар, Малави, Маврикий, Сейшельские Острова, Судан, Замбия, Зимбабве

Trade picture

  • В экспорте в ЕС из региона Восточной и Южной Африки преобладают сахар, кофе, рыба, табак, медь и сырая нефть.
  • В импорте из ЕС в регион Восточной и Южной Африки преобладают машины и механические приспособления, оборудование, транспортные средства и фармацевтическая продукция.

ЕС и Восточная и Южная Африка

Шесть стран ЕЮА – Коморские острова, Мадагаскар, Маврикий, Сейшельские острова, Замбия и Зимбабве – заключили промежуточное Соглашение об экономическом партнерстве с ЕС в конце 2007 г.

В августе 2009 года четыре из этих стран подписали соглашение (Мадагаскар, Маврикий, Сейшельские Острова и Зимбабве). Они временно применяли его с 14 мая 2012 года. Коморские острова подписали соглашение в июле 2017 года. Они ратифицировали и начали применять его в феврале 2019 года.

В январе 2013 года Европейский парламент дал свое согласие на соглашение. Сделка остается открытой для других стран, которые захотят присоединиться позже.

Временное соглашение об экономическом партнерстве между ЕС и Мадагаскаром, Маврикием, Сейшельскими островами и Зимбабве включает: 

  • , избавление от обязанностей ЕС и квот для импорта из этих стран
  • Постепенно открытие экспорта ЕС в эти страны
  • Правила происхождения, рыболовства и торговой обороны
  • Правила о сотрудничестве в области развития
  • .

    Дополнительная информация о временном соглашении об экономическом партнерстве между ЕС и Мадагаскаром, Маврикием, Сейшельскими островами и Зимбабве

    Временное соглашение об экономическом партнерстве включает пункт о рандеву для переговоров в других областях, связанных с торговлей, таких как правила и обязательства в отношении услуг и инвестиций, устойчивого развития и конкуренция (известная как процесс «углубления»). Пять стран, уже применяющих соглашение, заявили о своей готовности перейти от торговли товарами к более всеобъемлющему соглашению. Переговоры по углублению EPA начались 2 октября 2019 г.. Временное EPA также включает сотрудничество по техническим барьерам в торговле и стандартам по охране здоровья животных и растений.

    • ЕС-Восточная и Южная Африка (ESA5) Углубление переговоров в рамках Агентства по охране окружающей среды — Отчеты о раунде переговоров и текстовые предложения

    Узнайте, какую выгоду дает временное Соглашение об экономическом партнерстве экспортерам в Восточной и Южной Африке.

    Что касается Протокола о правилах происхождения, в январе 2020 года Комитет по охране окружающей среды принял решение изменить концепцию происхождения продукта с целью упрощения и облегчения торговли между регионом ЕКА и ЕС. Поправка, вступившая в силу в марте 2020 года, позволяет экономическим операторам, среди прочего, иметь больше гибкости при одновременной экономии затрат.

    Комитеты и диалоги

    Представители ЕС и Восточной и Южной Африки регулярно встречаются для обсуждения вопросов и передового опыта, а также для наблюдения за надлежащим функционированием соглашения.

    • Встречи и документы

    Торговля с Восточной и Южной Африкой

    • Импорт в ЕС из Восточной и Южной Африки
      • Меры ЕС по торговой защите при импорте из Восточной и Южной Африки
    • Экспорт из ЕС в Восточную и Южную Африку
      • Меры по защите торговли, действующие в Восточной и Южной Африке
    • Торговые отношения являются частью общих политических и экономических отношений ЕС с Джибути, Эритреей, Эфиопией, Суданом, Малави, Замбией, Зимбабве, Маврикием и Мадагаскаром
    • ЕС- Соглашение об экономическом партнерстве в Восточной и Южной Африке: создание возможностей для предприятий ЕС и Африки
    • Узнайте, как временное Соглашение об экономическом партнерстве приносит пользу экспортерам в Восточной и Южной Африке EPA Group

    Африканский регион | УВКПЧ

    Присутствие УВКПЧ в регионе

    Центральноафриканский региональный центр УВКПЧ

    Центр Организации Объединенных Наций по правам человека и демократии в Центральной Африке, также именуемый Региональным отделением УВКПЧ для Центральной Африки (CARO), расположенный в Яунде, Камерун — создан по просьбе государств-членов Экономического сообщества центральноафриканских государств (ЭСЦАГ) и во исполнение резолюций Генеральной Ассамблеи 53/78 A и 54/55 A.

    CARO поддерживает поощрение и защиту прав человека и демократии путем мониторинга ситуации с правами человека, информирования о тенденциях, продвижения профилактики, наращивания потенциала, защиты интересов и консультационных услуг национальным органам власти, национальным правозащитным учреждениям, гражданскому обществу и международным организациям. Он охватывает 10 стран Экономического сообщества центральноафриканских государств (ЭСЦАГ), в частности Бурунди, Камерун, Центральноафриканскую Республику, Чад, Экваториальную Гвинею, Демократическую Республику Конго (ДРК), Габон, Республику Конго, Руанду и Сан-Томе и Принцип. Активно участвует в заседаниях Постоянного консультативного комитета ООН по вопросам мира и безопасности в Центральной Африке. Подробнее об УВКПЧ в Центральной Африке.

    Региональное отделение УВКПЧ для Восточной Африки

    Региональное отделение УВКПЧ для Восточной Африки (EARO) поддерживает Африканский союз в укреплении его институционального потенциала для выполнения аспекта прав человека в его работе. Региональное отделение также следит за развитием ситуации в области прав человека в Джибути, Эфиопии и Танзании и поддерживает правительства, гражданское общество, страновые группы ООН и другие заинтересованные стороны в укреплении систем защиты прав человека и учете прав человека в программах. В поддержку стран субрегиона Региональное бюро предоставляет консультации по правам женщин и гендерному равенству, а также по обязательствам договорных органов по правам человека. Подробнее об УВКПЧ в Восточной Африке.

    Региональное отделение УВКПЧ для Южной Африки

    Региональное отделение для Южной Африки (ROSA) оказывает техническую помощь в поощрении и защите прав человека 14 странам Южной Африки. Офис охватывает Анголу, Ботсвану, Коморские острова, Эсватини, Лесото, Мадагаскар, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибию, Сейшельские острова, Южную Африку, Замбию и Зимбабве. У УВКПЧ есть сотрудники, работающие на национальном уровне в Мадагаскаре, Малави, Мозамбике и Зимбабве, а сотрудники регионального отделения работают в Южной Африке и регионе Претории, уделяя особое внимание защите гражданского пространства, раннему предупреждению и предотвращению, борьбе с гендерным насилием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *